Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальные технологии в образовательных учреждениях

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объектом моего исследовании является работа социального педагога в учреждениях образования, а предметом — формы, содержание, методы и технологии работы школьного социального педагога. Так как эта профессия относительно молодая, мало изученная, и пока имеется не богатый опыт работы социальных педагогов в школе, то цели моей работы — проанализировать и обобщить опыт работы социальных педагогов… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы деятельности социального педагога в школе
    • 1. 1. Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях
    • 1. 2. Из истории становления социально-педагогической деятельности в нашей стране
    • 1. 3. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении
    • 1. 4. Взаимодействие школьного социального педагога с другими работниками школы и с семьями учащихся
    • 1. 5. Основные формы, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога
  • Глава 2. Центры социального обслуживания семьи и детей
    • 2. 1. Центр социальной помощи семье и детям «СЕМЬЯ» г. Клин Московской обл
    • 2. 2. Социально-педагогический комплекс школы № 59 г. Ярославля
  • Глава 3. Зарубежный опыт социально-педагогической деятельности в учреждениях образования и центрах социального обслуживания и социальной помощи семье и детям
    • 3. 1. Зарубежный опыт социальной работы в США
  • Заключение
  • Литература
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Социальные технологии в образовательных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальный педагог — ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.

Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей стране лишь около десяти лет назад, но не надо забывать о том, что, по сути, социальная помощь на Руси существовала всегда.

В настоящее время для введения ставок социальных педагогов в штатное расписание имеется необходимая нормативная база. В соответствии со статьёй 55 закона «Об образовании» ставка социального педагога — организатора, как и социального педагога, составляет 36 часов педагогической работы в неделю. Отпуск 36 рабочих дней или 42 календарных дня (Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052).

Но далеко не каждый человек, не каждый студент готов к столь специфической работе. Недаром в ряде зарубежных стран социальным педагогом можно стать лишь по достижении двадцати семи лет, когда человек делает свой выбор уже осознанно, со знанием дела. Главные качества, необходимые социальному педагогу, — любовь и преданность детям, мастерство и знания, такт и порядочность, умение не злоупотреблять властью над людьми. Необходимо постоянно изучать своих подопечных, их быт, традиции, национальные особенности, культуру.

Какое же оптимальное количество людей должно приходиться на одного социального педагога? Вряд ли можно ответить на этот вопрос. Всё зависит от условий и возможностей того или иного региона, конкретного учреждения, наличия не только финансовых возможностей, но и квалифицированных специалистов. В Швеции, например, к 1994 году один социальный педагог приходился на 100 человек, в Германии — один на 4 тыс. В школе может быть более 20 социальных педагогов, а есть регионы, где о них пока и не слышали.

Теперь рассмотрим основные должностные обязанности социального педагога. Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе. Изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам, выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти. Способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья. Создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время. Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации.

Участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

Школьные социальные педагоги делают рейды в семьи учащихся. Это неотделимая часть их работы.

Важен также обмен с другими странами. «Энциклопедия социальной работы» в переводе с английского, на мой взгляд, обширный источник проблем и их освещения деятельности социальных работников в США. Также в моей работе использована статья А. Михайловой «Тамбов — Терре-Хот: сотрудничество продолжается». В ней уделяется внимание обмену опытом Тамбовского Государственного Университета с Индианским Университетом США по вопросам обучения будущих социальных педагогов.

При написании данной работы использовалась книга следующей группы авторов: Нагавкина Л. С., Крокинская О. К., Косабуцкая С. А. «Социальный педагог: введение в должность». Данный сборник является первым шагом к созданию серии информационно-методических материалов, которые помогут начинающим социальным педагогам на пути их профессионального самоопределения. Книга выделяет следующие ориентиры должностного самоопределения:

— современное состояние и перспективы развития специальности в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга;

— нормативно-правовая база деятельности социального педагога в системе образования;

— некоторые условия и показатели результативности профессиональной деятельности специалистов.

В дальнейшем в этой работе будет рассматриваться содержание и формы работы социального педагога в школе.

Актуальность данной работы определяется в первую очередь незавидным положением в нашей стране, касающимся социальных вопросов. Эти проблемы отражаются также на детях, которым помощь требуется не в последнюю очередь. Социальный педагог оказывает помощь различным категориям детей в различных учреждениях, в том числе и в школе. Но актуальность данной проблемы широка, и более детально этот вопрос будет рассматриваться далее.

Объектом моего исследовании является работа социального педагога в учреждениях образования, а предметом — формы, содержание, методы и технологии работы школьного социального педагога. Так как эта профессия относительно молодая, мало изученная, и пока имеется не богатый опыт работы социальных педагогов в школе, то цели моей работы — проанализировать и обобщить опыт работы социальных педагогов в школах; сравнить его с опытом работы социального работника в школе за рубежом.

Задачи данного исследования следующие: разработать критерии и условия повышения эффективности деятельности школьного социального педагога; выявить содержание и формы деятельности социального работника в школах; изучить воспитательную работу как один из аспектов деятельности школьного социального педагога; рассмотреть опыт совместной работы школы и социальных институтов общества.

В ходе исследования использовались следующие методы: наблюдение, беседы, изучение школьной документации, анализ и обобщение передового социально-педагогического опыта.

Данная дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы из 26 источников и приложений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В., Ермоленко Г. Социальный педагог в школе//Воспитание школьников. — 1994. — № 2. — С.205.
  2. А., Березина В. Социально-педагогическая работа в школе//Воспитание школьников. — 1994. — С.2−3.
  3. Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ «Полиграф.ресурсы». — М., 1998. — С. 285−296.
  4. .З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика. — 1992. — № 5/6. -С.45−49.
  5. В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы//Педагогика. — 1993. — № 4. — С.54−58.
  6. В.Н. Опыт социальной работы с семьёй в Ставропольском крае. // Педагогика. 1997, № 1.
  7. В.Н., Шинкаренко Н. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми.// Воспитание школьника. — 1994. — № 2.
  8. М.П. Новая профессия в социальной сфере//ПК Консультант. — 1997, июль. С. 14. (Приложение к газете «Педагогический калейдоскоп»).
  9. М.П. Новая профессия в социальной сфере //Специалист. — 1996. — № 11/12. — С.28−29.
  10. И.Н. Социальная педагогика в школе. — М., 1996
  11. Концепция о правах ребенка (в приложении к Обуховой Л. Ф. «Детская психология»), — Учебник. — М.: Российское пед.агентство. — 1996. — № 5.
  12. Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногр. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. 1998, — 240с.
  13. О. Когда крепости пали//Народное образование. — 1994. — № 5.
  14. Т. Социальный педагог приходит в семью//Воспитание школьника. — 1996. — № 5. — С.35−38.
  15. А. Тамбов — Терре-Хот: сотрудничество продолжается//Университетский вестник. — 1996, октябрь. — № 8. — С.1−2.
  16. Л.С., Крокинская О. К., Косабуцкая С. А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов — СПб.: КАРО, 2000. — С. 18−46.
  17. Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, № 1, — 2001. — С. 33−36.
  18. О положении детей Российской Федерации. Государственный доклад. — 2002. — М., 2003.
  19. Организация воспитательной работы в школе: для заместителей директоров по воспитанию, классных руководителей и воспитателей/Библиотека администрации школы. Образовательный центр «Педагогический поиск"/под ред. Гуткиной Л. Д., — М., 1996. — С.44−54.
  20. Педагогическая копилка: Материалы из опыта учебно-воспитательной работы школ г. Тамбова. — Тамбов: ТГУ, 1996. — С.105−116.
  21. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. учебное пособие (редактор-составитель Райгородский Д.Я.). — «Самара: Издательский дом «Бархат», 1998. — 672 с. (С.117−121).
  22. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.
  23. Социальная педагогика: курс лекций /Под общей ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  24. Теория и методика социальной работы. Уч.пособие. М.: Изд-во «Союз», 1994. — С.181−183.
  25. Учитель социальный педагог — социальный работник и их практическая деятельность. Сборник научных статей/Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина. — Тамбов: ТГУ, 1997.
  26. Энциклопедия социальной работы. Пер. с Англ. Т.1−3. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993−1994. — С.183−203.
Заполнить форму текущей работой