Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интеграция европейского и российского высшего образования: институциональный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работа обсуждена на кафедре прикладной и отраслевой социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, а также в Институте исследований образования при Университете г. Ювяскуля (Финляндия, 3 ноября 2005 г.). Результаты ее представлены на научно-теоретической конференции «Российское общество и власть: проблемы взаимодействия» факультета социологии СПбГУ… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения образовательной интеграции
    • 1. 1. Общество знания и его влияние на высшее образование
    • 1. 2. Образовательная интеграция: системные и 27 институциональные аспекты
    • 1. 3. Образовательное пространство: определение и признаки
  • Глава 2. Интеграция европейского высшего образования
    • 2. 1. Болонские реформы как основа образовательной 60 интеграции
    • 2. 2. Европейское пространство высшего образования: рамки 76 развития
    • 2. 3. Структура степеней: достижения и проблемы
  • Глава 3. Интеграция высшего образования России в Европейское пространство высшего образования
    • 3. 1. Концептуальные основы участия России в Болонском 115 процессе
    • 3. 2. Совместные образовательные программы: опыт интеграции
    • 3. 3. Проблемы вхождения российского вуза в Европейское 146 пространство высшего образования

Интеграция европейского и российского высшего образования: институциональный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

: Высшее образование выступает основой национальной экономики, культурного, социального и политического порядка всех стран мира. Однако на рубеже XXI века трансформирующее влияние на социальный институт образования оказывают широкие процессы, такие как глобализация, интеграция, регионализация, иные. Социально-экономические интеграционные процессы влекут появление новых условий существования высшего образования, в том числе единого рынка труда, а также единого рынка образовательных услуг. Они требуют более высокой мобильности специалистов в мировом масштабе. Замкнутость системы образования ограничивает эти возможности.

Параметры системы образования задаются в результате быстрых социально-экономических изменений, ставя перед ней новые задачи, связанные с построением общества, основанного на знании. Мощным фактором экономического развития сегодня признано создание и практическое применение знаний. Способность знания (что, может быть, важнее инновационных идей и технологий) пересекать традиционные границы серьезным образом влияет на вузовскую среду. Движение к открытости может вызвать трудности в обеспечении качества подготовки, признании результатов обучения. Перерастание системами образования государственных рамок и зарождение тенденций формирования образовательного пространства как эффективной формы преодоления этих и других трудностей получает организационное оформление. В регионе Европы такие изменения идут с конца 1990;х годов в виде Болонского процесса. Его рабочая среда к настоящему времени приобрела устойчивые институциональные черты. Он развивается динамично, хотя еще далек от завершения, и уже регулирует многие решения и в европейском масштабе, и в масштабе отдельной страны.

С момента присоединения России к Болонскому процессу в сентябре 2003 года в качестве значимых факторов совершенствования работы вузов вышли на первый план общеевропейские ориентиры развития. Это вызывает необходимость пересматривать организационные, структурные и иные элементы высшего образования. Все-таки имеющиеся между системами образования различия, традиции, инерция обособленности сдерживают сближение. Хотя отдельные российские вузы уже достаточно длительное время развивают международные связи с вузами Европы, сохраняются и многие проблемы: признание диплома осложнено слабой сопоставимостью содержания и структуры подготовки, выпускник нашего вуза вынужден проходить дополнительное обучение в вузе другой страны, чтобы продолжить там обучение или поступить на работу.

Возможности, которые дает международная образовательная интеграция для решения подобных проблем, актуализуют потребность в изучении Болонского процесса и опыта реконструкции отечественной высшей школы. Важно анализировать положительные и отрицательные стороны интеграционного процесса, особенно в сравнительном контексте. Такой анализ позволяет выявить и сопоставить потенциал движения высшей школы разных стран в направлении сближения в едином пространстве. Его результаты полезны при выработке управленческих решений по коррекции собственного пути изменений.

Степень разработанности проблемы. Социальные и организационные аспекты общества знания интерпретируются специалистами в области социологии, экономики, философии — Ж. Деррида, П. А. Дэвид, К. Кнорр-Цетина, Ю. Крыстева, Дж. Мокир, П. Рикер, А. Турен, Д. Форэ, Н. Штер. Роль технологического знания, этапы технико-экономического прогресса, связанные с изменением концепции знания, изучены теоретиками постиндустриального и информационного общества — Д. Беллом, М. Кастельсом, а также П. Дракером, B.JT. Иноземцевым, Г. Б. Клейнером, В. Н. Костюком, B.JT. Макаровым, Б. З. Мильнером, Т. Е. Степановой. Нормативный подход к обществу знания отражают международные документы.1.

Осмысление функций высшего образования в условиях современности прослеживается у А. Вознесенского, Н. И. Гендиной, А. Грудзинского, С. Гутман, И. Емельяновой, Н. В. Казаковой, A.M. Старостенко, Г. Ф. Шафранова-Куцева. Последствия кроссграничного функционирования образования описаны теоретиками — М. К. Ван дер Венде, П. Скотт, U. Teichler, J. Currie, J. Huisman, С. Lacotte, J. Knight, S. Marginson.

1 См.: ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы. Составители: Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. СПб.: РНБ, 2004. — 120 с. 4.

Проблема определения социальной интеграции раскрыта Э. Дюркгеймом, Э. Гидденсом, У. С. Ландекером, Т. Парсонсом, П. А. Сорокиным, а также А. Д. Ковалевым, М. А. Розовым, М. Форманек, R.C. Cooley и др. Свойства систем и характеристики системных процессов анализируются В. Г. Афанасьевым, И. В. Блаубергом, А. А. Малиновским, В. Н. Садовским.

Признаки и цели процесса интеграции высшего образования, политические, социально-экономические аспекты, организационные формы, типы связей проанализированы российскими учеными — Е. И. Бражник, А. Н. Джуринским, И. А. Дюпюи, И. Н. Зорниковым, А. П. Лиферовым, Г. К. Широковым, и зарубежными — Б. Д. Денменом, Н. Beerkens, G. Neave, Н. d.Wit. Проблема соотношения национальных свойств вузов и открытости международной среде затронута У. С. Борисовой, А. И. Галаганом, К. Геллертом, М. А. Евдокимовым, О. Д. Прянишниковой, Н. А. Пруелем, О. В. Сагиновой, V.L. Meek.

Институциональные регуляторы, значимость субъектов деятельности описаны П. Бергером, П. Бурдье, Э. Гидденсом, С. Г. Кирдиной, Д. Нортом, Т. Парсонсом, В. В. Радаевым, Н. Смелзером и др. Институциональные и системные черты образовательного пространства рассмотрели российские авторы — Н. В. Бордовская, Б. Л. Вульфсон, В. Н. Максимова, А. А. Реан, Э. К. Самерханова, Л. Н. Талалова, В. М. Филиппов, и зарубежные — М. Арчер, Т. Becher, B.R. Clark, М. Kogan. В российской литературе представлено не очень большое разнообразие работ, посвященных анализу образовательного пространства.

Текущие трансформации высшего образования, причины возникновения Болонского процесса, его организационные механизмы, цели, этапы, масштабы, проблемы достижения единообразия систем образования стран Европы описали российские авторы — В. И. Байденко, Н. И. Боголюбова, И. А. Горлинский, Л. С. Гребнев, Ю. Давыдов, И. Д. Демидова, Г. Лазарев, Г. А. Лукичев, Г. А. Меньшикова, И. В. Мурин, Ю. В. Николаева, Ю. Б. Рубин, Г. И. Саганенко, X. Себкова, В. Сенашко, Е. Э. Смирнова, В. В. Тимченко, Г. Ткач, С. В. Шендерова, и зарубежные — С. Берган, Д. Кладис, И. Кирстен, И. Кнудсен, Ю. Колер, К. Кэмпбелл, С. Райхерт, А. Раухваргерс, К. Таух, Г. Хауг, др.

Стратегии и проблемы участия России в Болонском процессе, воздействие на ход отечественных реформ осветили в своих работах ведущие ученые, представители вузов и органов управления — И. В. Барбашин, С.В.

Водолазский, И. В. Карапетянц, В. Б. Касевич, В. Колесов, М. В. Ларионова, С. А. Медведев, В. Я. Нечаев, К. Пурсиайнен, И. А. Рождественская, JI. Рублева, К. В. Рубчевский, В. А. Садовничий, В. Д. Шадриков. Интересны научные дискуссии, посвященные сравнительному анализу стратегий развития российских и европейских вузов, перспективам и барьерам интеграции. Отметим недостаток научных оценок мер и итогов текущих реконструкций. Они имеются в.

Г) информационно-аналитических научно-методических материалах, в отдельных научных публикациях (T.JT. Клячко, Э. Шеридан, Н. П. Щербаков, др.). Слабо раскрыта тематика нормативной, организационной поддержки участия в Болонском процессе.

Многосубъектность современных процессов высшей школы является мало изученной проблематикой. Способы проявления субъектной позиции по отношению к изменениям в образовании представлены у С. В. Водолазского, С. Е. Дубровской, T.JI. Клячко, Н. М. Колычева, Е. Э. Смирновой, Н. К. Чернявской. Теоретический и практический материал по международным образовательным программам накапливается в различных формах. Это проекты, которые осуществляются исследовательскими коллективами.3 Вопросы разработки вузами совместных программ подготовки, их классификацию рассмотрели И. В. Аржанова, Н. А. Гришанова, Е. А. Карпухина, В. Б. Касевич, Г. Лазарев, А. Пересыпкин, М. Л. Энтин, Н. Л. Яблонскене, С. М. Яковлев, В. Ф. Пугач.

Теоретической основой исследования проблем образовательной интеграции послужили социологические (Н. Штер) и социально-экономические.

2 См.: Об итогах реализации в 2004 году федеральных целевых программ развития в сфере образования и задачах на 2005 год. Информация Рособразования (с приложениями) // Официальные документы в образовании. 2005. № 10 (апрель). С. 3−40- О мерах по развитию образования в Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2005. № 28 (октябрь). С. 3−27- Рабочие материалы к семинару 2 «Анализ стратегии развития ресурсовмеждународный опыт (опыт стран ОЭСР) и российская практика». Москва, 2004. //http://www.oecdcentre.hse.ru/material/opublic/material.zip л.

Отчет о деятельности Ресурсного центра «Совместные образовательные программы» МШСЭН АНХ // http://portal.ntf.rU/portal/pls/portal/docs/l/l 8781 .DOC концепции общества, основанного на знании (П. Дракер, П. А. Дэвид, Д. Форэ, Дж. Мокир), подходы к экономике знания (Г.Б. Клейнер, B.JI. Макаров) — нормативная концепция (Ж. Деррида, М. Кастельс, А. Турен, др.). Функционирование высшего образования в современных условиях обосновано с опорой на работы Н. И. Гендиной, С. Гутман, А. Грудзинского, И. Емельяновой, Н. В. Казаковой, В. Н. Костюка, П. Скотта, J. Enders, О. Fulton.

Институциональные механизмы и системные черты социальной интеграции выявляются с опорой на теоретические построения П. Бурдье, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, С. Г. Кирдиной, Д. Норта, Т. Парсонса, В. В. Радаева, В. Н. Садовского. Признаки образовательной интеграции, организационный, экономический, нормативный и другие ее аспекты, масштабы инициатив ее субъектов конструируются на основе идей зарубежных авторов (М. Арчер, Д. Ван Дамм, Б. Д. Денмен, Н. Beerkens, U. Teichler), и российских (Е.И. Бражник, Б. Л. Вульфсон, А. И. Галаган, И. Н. Зорников, А. П. Лиферов, В. Н. Максимова, О. В. Сагинова, А.В. Тряпицын). Признаки образовательного пространства, условия его возникновения изучены с учетом разработок Н. В. Бордовской, А. А. Реана, Э. К. Самерхановой, Л. Н. Талаловой, B.R. Clark.

Цели, динамика, структуры Болонского процесса, параметры Европейского пространства высшего образования, текущие достижения стран-участниц в совершенствовании структур степеней, систем качества описаны на базе исследований В. И. Байденко, Н. И. Боголюбовой, Е. А. Горбашко, И. А. Горлинского, Ю. Давыдова, П. Згаги, Г. А. Меньшиковой, В. Н. Мининой, Ю. Похолкова, В. Сенашко, Е. Э. Смирновой, B.C. Соболева, С. Райхерта, К. Тауха, Г. Хауга и др.

Особенности модернизации высшего образования России с учетом европейских тенденций интеграции в гуманитарной сфере анализируются на основе работ И. В. Барбашина, И. В. Карапетянц, Т. Л. Клячко, Н. М. Колычева, М. В. Ларионовой, С. А. Медведева, Н. К. Чернявской, В. Д. Шадрикова, Н. П. Щербакова. Изучая активность российских вузов как субъектов реализации болонских соглашений, мы опираемся на идеи Т. Л. Клячко и Е. Э. Смирновой. Проблематика интеграции в форме международных программ подготовки, методические, нормативные трудности их создания раскрыты с опорой на данные и выводы И. В. Аржановой, Н. А. Гришановой, В. Б. Касевича, Е. А. Карпухиной, Р. Г. Стронгина, В. В. Тимченко, М. Трубицына, С. М. Яковлева.

Методология исследования. Методологическими подходами выступают системный подход и теория социальных систем. Они позволяют раскрыть сущность интеграции как социального процесса. Функционалистский подход дает возможность анализировать политический, экономический, иные аспекты интеграции, уровни ее протекания. Институционализм и неоинституционализм позволяют анализировать деятельность общностей в высшем образовании, интегративную динамику, нормативные, организационные, структурные, субъектные проявления образовательной интеграции. С институциональных позиций анализируется процесс трансформации высшего образования России с учетом тенденций Болонского процесса, проблема взаимодействия традиционных и новых институциональных форм образования. Субъектный подход позволяет показать, как проявляется субъектность в процессе интеграции европейского и российского высшего образования, кто и как задает цели его развития.

Методами исследования выступают вторичный анализ и экспертные интервью.

Цель исследования — анализ особенностей структуры, динамики и институциональных форм интеграции европейского и российского высшего образования в 2000;х годах.

Объект исследования — процесс интеграции высшего образования 2000;х годов, происходящий в регионе Европы.

Предмет исследования — институциональные формы интеграции европейского и российского высшего образования.

Задачи исследования:

1. Изучить концептуальные основы образовательной интеграции как глобального процесса трансформации высшего образования.

2. Объяснить значимость изменений, связанных с формированием общества, основанного на знании.

3. Выявить черты интеграционных преобразований, создающих новые институциональные формы современного образования в регионе Европы в 2000;х годах.

4. Изучить концептуальные и институциональные аспекты реконструкции высшего образования в России в условиях Болонского процесса.

Научная новизна исследования:

1. Применен институциональный подход к анализу образовательной интеграции, при помощи которого выявлены ее основные признаки. Образовательная интеграция трактуется как процесс формирования единства образовательной деятельности, осуществляемой в глобальных масштабах.

2. Выделены институциональные признаки образовательного пространства нового типа.

3. Показаны основные проблемы национальных систем образования, обусловленные общеевропейским процессом интеграции 2000;х годов.

4. Проведен анализ результатов деятельности образовательных субъектов по параметрам: мобильность, качество, трудоустройство, сопоставимость, доступность, признание.

5. Выявлена совокупность политических, социально-экономических, нормативных и методических проблем, возникших в России по мере вхождения в Болонский процесс.

Положения, выносимые на защиту:

1. Сближение систем образования стран-участниц Болонских реформ основано на поиске решения общих проблем, рамочной политике и нормах, согласованных целях, организационных структурах координации деятельности по реконструкции высшего образования. Процесс интеграции ведет к формированию различных профессиональных сообществ, вносящих вклад в развитие содержания образования, оценку качества, др.

2. Образовательная интеграция — процесс формирования единства образовательной деятельности на разных уровнях на основе взаимодействия национальных систем образования. Интеграция ведет к институционализации новых структур и форм, формируя современные ценности и практики.

3. Доминантными направлениями развития общеевропейского образовательного пространства выступают мобильность, качество, трудоустройство, конкурентоспособность, доступность, признание, сопоставимость, непрерывность. Это обеспечивает движение систем образования к европейским образцам.

4. Рамочная структура квалификаций становится институциональной основой сопоставимости систем образования стран-участниц Болонского процесса.

5. Участие России в общеевропейской образовательной интеграции сопряжено с возникновением таких проблем, как отставание от общего движения многих европейских стран, определенная консервативность, слабая включенность преподавательского корпуса, слабая поддержка вузовских инициатив, а также наличием вузовских традиций, этнокультурными особенностями регионов.

6. Наиболее эффективным механизмом реализации болонских положений является субъектная позиция работников вузов. Их активность проявляется через кооперацию российских и европейских вузов, осуществляемую без административного объединения в общей институциональной форме — в образовательной программе. Институциональными ограничителями выступают различия в содержании и структуре подготовки, различия российских и европейских аналогов программ подготовки, наличие «жестких» Госстандартов в России, неразработанность законов, недостаток финансового обеспечения образовательных проектов и программ.

Эмпирическую базу исследования составили: а) документы, сопровождающие Болонский процессроссийские нормативные документыб) данные экспертного опроса (май — ноябрь 2004 г.), проведенного в ходе научно-исследовательского проекта № 1652 «Научно-методический центр исследований и анализа международных научно-образовательных программ в области общественных и гуманитарных наук», выполненный по заданию Рособразования РФ по отраслевой программе «Федерально-региональная политика в науке и образовании», подпрограмме: «Международное научно-образовательное сотрудничество» (Научный руководитель: к.с.н., доц. Демидова И. Д. Санкт-Петербург, 2004 г.) — в) данные межстрановых обследований: «Trends III» — анкетирование представителей министерств, студентов, ректоров вузов (2002;2003 гг.) — «Focus on the Structure of Higher Education in Europe» — анкетирование представителей стран-участниц Болонского процесса, включая Россию (2004;2005 гг.).

Практическая значимость.

Предпринятый в работе анализ позволяет сопоставить российский и зарубежный опыт интеграции высшего образования в странах Европы и в России в 2000;х гг. Результаты его могут быть использованы для разработки научно обоснованной стратегии модернизации российского образования, интеграции в международное научно-образовательное пространство.

Материалы исследования могут быть использованы при разработке и чтении курса по социологии образования, спецкурса, посвященного трансформации европейского образования.

Апробация результатов работы.

Работа обсуждена на кафедре прикладной и отраслевой социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, а также в Институте исследований образования при Университете г. Ювяскуля (Финляндия, 3 ноября 2005 г.). Результаты ее представлены на научно-теоретической конференции «Российское общество и власть: проблемы взаимодействия» факультета социологии СПбГУ (Санкт-Петербург, ноябрь 2004 г.), на международной конференции «Международные организации в России и проблемы культурной интеграции» Института международных связей Российского государственного университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, июнь 2006 г.). Материалы исследования частично внедрены в ходе научно-исследовательских работ по проекту № 1652 «Научно-методический центр исследований и анализа международных научно-образовательных программ в области общественных и гуманитарных наук», выполненному по заданию Рособразования РФ по отраслевой программе «Федерально-региональная политика в науке и образовании», подпрограмме: «Международное научно-образовательное сотрудничество» (Научный руководитель: к.с.н., доц. Демидова И. Д. Санкт-Петербург, 2004 г.).

Структура работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, четырех приложений.

Заключение

.

Интеграция государственных высших школ в единое образовательное пространство, работа вузов на принципах вариативности подготовки, доступности, непрерывности является ответом на расширяющуюся открытость высшего образования. Открытость его способствует установлению интенсивных международных связей учебных заведений. Наиболее широкомасштабные изменения происходят в регионе Европы. Закрепленные Болонской декларацией в 1999 году направления действий уже дали промежуточные результаты в таких областях, как введение единых принципов обеспечения качества, обновление структур степеней, апробация инструментов признания.

Современной тенденцией является усиление кроссграничного характера образования: возникают образовательные инициативы, для которых малозначимы традиционные границы, будь они политическими либо концептуальными. Эти и другие трансформации обусловлены движением к обществу, основанному на знании. В нем высшее образование призвано предоставить как можно большему числу молодых людей качественную подготовку, которая позволит найти работу, повышать квалификацию в течение всей жизни. Новые социальные условия активизировали традиционные функции высшего образования (подготовка кадров, производство знания, др.) и способствовали появлению новых (инновационная функция, др.).

Для решения насущных проблем современности — неравномерное распределение знания между странами, ограниченный доступ к нему, в обществе знания задан вектор изменений — социальная солидарность и интеграция. На основе взаимодействия систем образования разных стран формируется единство образовательной деятельности на различных уровнях, согласно выработанной теоретико-методологической модели образовательной интеграции. Образовательная интеграция, как социальный процесс, имеет свой экономический, политический, международный, культурный аспекты. Она характеризуется возрастанием роли субъективного фактора, расширяющего административно-организационные (системные) границы, и сочетанием различных уровней действий субъектов образования (международного, вузовского, др.). Ее механизмами является взаимодействие субъектов образования, то есть органов управления, вузов, специалистов по вопросам образования, международных организаций, преподавателей, администраторов, студентов, а также кооперация и координация их инициатив. Под воздействием интеграционного процесса высшее образование приобретает новую форму существования в социальном и геополитическом смысле, а именно образовательное пространство. В его основе выработанные и принятые участниками единые организационно-структурные принципы, нормы, образцы образовательной деятельности, хотя ему свойственно и многообразие.

Отдельные меры по созданию политики общности в области образования в странах региона Европы получили свое развитие в Болонском процессе (Болонских реформах). Он предполагает реконструкцию высшего образования стран региона по единым принципам образовательной деятельности с учетом социально-экономических целей. Поэтапно оформляется рамочная политика образования, приняты рамочные нормы, сформированы организационные структуры. Как показал анализ опыта стран-участниц процесса, с 2001 года проявился ряд тенденций в общеевропейском масштабе — формализация реформ в странах в соответствии с болонскими соглашениями, большая открытость вузов социально-экономическому окружению, сочетание индивидуального интереса страны улучшить свою систему образования, сохраняя национальные традиции, и стремление к интернационализации, др.

Деятельность органов управления, вузов и организаций, специализирующихся на вопросах образования разного уровня, связанная с текущими преобразованиями, отличается разнообразием форм и задач (от обсуждения накопившихся проблем в образовании до оценки текущего состояния). Различаются ее масштабы: общеевропейский, субрегиональный, национальный, вузовский. Динамика процесса отличается с 2003 года переходом от состояния межведомственной координации к инициативам вузов и профессиональных сообществ. Целостность Болонских реформ проявляется в движении к системе взаимодействия (с устойчивыми связями) между странами-участниками. Противоречия проявляются в отсутствии всеобщей поддержки методических решений, разбросе мнений по содержательным вопросам реформ, сопротивлении отдельным задачам реформ, двойственности принципов действий (создание единства преподавания и обучения и сохранение многообразия национальных традицийсочетание рыночных механизмов и социальной миссии вузов, др.).

Динамика проявляется в расширении концепции сближения систем образования в единой зоне к построению Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Оно понимается как институциональная форма функционирования высшего образования в регионе Европы, с формальной структурой, организационными и нормативными характеристиками, в рамках которой студенты и сотрудники вузов могут передвигаться при условии признания результатов обучения. В ЕПВО осуществляется движение участников к единообразию через совместно выработанные и закрепленные нормами направления действий с учетом основных параметров образования. К их числу отнесены конкурентоспособность, трудоустройство, мобильность, качество, доступность, признание, сопоставимость, непрерывность, многообразие, открытость. В широком смысле, единое пространство получило два основных измерения: структурное и социальное.

Пути Болонских реформ в странах-участницах многоэтапны и многоварианты, поскольку зависят от имеющихся структур, от масштаба, от особенностей переходного периода. Они вскрыли ряд проблем. Среди нихнедостаточная конкурентоспособность вузов стран Европы, ограниченность трудоустройства их выпускников и мобильности трудовых ресурсов, другие. В направлении их решения единства пока что недостигнуто, поскольку мотивы действий в этих областях различны и страны по-разному решают эти проблемы. Страны неравномерно распределены в пространстве области содействия мобильности, хотя применяются разнообразные схемы ее стимулирования. На всем ЕПВО система взаимного признания еще недостаточно освоена.

Единообразие достигается за счет следования выработанным единым принципам систем обеспечения качества, расширением вузами внутренних систем оценки качества и масштабов внешних процедур. Сохраняется и многообразие форм и методов деятельности в странах. В общеевропейском масштабе формируются сети профессионалов и сообществ, обеспечивающих согласованную позицию по вопросам общей образовательной политики. Проявляются многие трудности, такие как отсутствие мер и законов совершенствования внешнего обеспечения качества, ограниченное использования внешнего оцениваниянеучастие студентов и других заинтересованных сторон во внешней экспертизенегативное восприятие освоенных механизмовограничение институциональной автономии и финансовых ресурсовиные.

Общеевропейский подход к структуре степеней развивается поэтапно: от выдвижения задачи достичь сопоставимости степеней до внедрения вузами бакалавриата и магистратуры, введения докторантуры, от разработки рамочной структуры квалификаций до пересмотра национальных квалификаций. Социально значимая роль рамочной структуры степеней состоит в том, чтобы сочленять системы образования с ориентацией на единый образец. Вузы стран Европы уже используют различные формы кооперации друг с другом в области создания новых программ подготовки, но движение к структурному единообразию остается ограниченным. Не везде, не во всех областях знания и секторах высшего образования введены новые степени, сохраняются моноуровневые программы, др. Это направление перспективно, поскольку его социальным следствием может стать содержательная и качественная сопоставимость характеристик кадрового потенциала разных стран.

Методологической перспективой видится анализ преобразований, связанных с участием в международной интеграции. Поскольку он позволяет рассмотреть то, по каким параметрам образовательной деятельности системы оказываются сопоставимыми, насколько реализованы заданные цели. На этом основании можно оценить степень привлекательности вузов страны для студентов, степень международного признания выпускников вузов страны, сравнить состояние вузовской подготовки Европы с другими регионами мира.

Россия активизировала свое участие в современном процессе интеграции в международное научно-образовательное пространство с сентября 2003 года. Осваивается стратегия разноскоростного присоединения к различным компонентам ЕПВО. Формат вхождения в него России не может быть идентичен тому, что принято в странах Европы. Потому что многие проблемы, стоящие перед нашими вузами, имеют государственную и этно-региональную специфику, хотя и сопоставимы с проблемами европейских вузов, как показал наш анализ. Необходимость следовать болонским соглашениям оказывает влияние на содержательные и структурные аспекты модернизации, заставляет повышать инвестиционную привлекательность нашего образования, укреплять рынок образования, включаться в международный рынок труда.

На современном этапе ситуация в России сопоставима с ситуацией многих европейских стран. Степень проработанности болонских направлений различна. Одни уже политически и методологически проработаны, прошли стадию апробации и внедряются частично либо полномасштабно. Другие находятся на стадии проработки. Третьи — еще только обсуждаются. С 2003 года активизированы информационное, нормативное, методическое обеспечение, организационная инфраструктура реализации болонских направлений в России.

Хотя вхождение вузов России в ЕПВО неизбежно, это длительная процедура, которая предполагает различные траектории для отдельных вузов. Она носит промежуточный немассовый характер, как показал анализ опыта отдельных отечественных вузов. Сразу и полномасштабно смогли включиться в нее не все отечественные вузы. Выявлен недостаток инициатив, идущих «снизу». Перспективой видится активизация вузовского сообщества через привлечение к обсуждению назревших проблем, информационной и научно-методической работе по их решению, особенно на европейском уровне.

Стохастических характер выбора путей интеграции обусловлен неоднозначным отношением вузовского сообщества к отдельным направлениям реконструкции, трудностью преодоления нормативных препятствий, осложняющих работу по модернизации базовых учебных планов. Не освоены многие методические инструменты. Сужена база финансирования. Различаются модели подготовки российских и европейских вузов. Налицо слабая сопоставимость российских и европейских аналогов программ. Российские требования к содержанию и структуре подготовки не отличаются «гибкостью».

На вузовском уровне ключевым механизмом выступает кооперация российского вуза с европейским партнером в области международной образовательной деятельности. Отечественный вуз сегодня придерживается стратегии достижения «понятности», «совместимости» своей подготовки, поскольку важно расширять контингент иностранных слушателей. При общей институциональной форме — образовательная программа, инициативы кооперации отечественного и европейского вуза многообразны. Образовательные программы и проекты, имеющие международный аспект, осуществляются на различных уровнях подготовки — бакалавриат, магистратура, дополнительная профессиональная переподготовка, подготовка отдельных курсов и спецкурсов. Вскрыты ограничители кооперации российского вуза с зарубежным партнером в образовательной деятельности. Для достижения достаточного единообразия российских программ подготовки с европейскими аналогами вузы практикуют в экспериментальном режиме введение отдельных технологий (модульный подход, система двойной оценки, обновление информационных и методических ресурсов на иностранном языке, обеспечение студенческой стажировкиподготовка курсов, целых программ на иностранном языке, двойные дипломы, др.). Высшая форма субъектности проявляется на сегодня в создании отечественным вузом программы подготовки совместно с европейским партнером так, как позволяет его потенциал (финансовый, административный, личностный, научный), умения и интересы. Таким образом, постепенно в России оформляется тенденция движения от обсуждения болонских положений до их использования в вузовской практике, хотя опыт имеет свои серьезные пределы применимости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР /Отв. Ред. М. В. Ларионова. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ. 2005. 152 с.
  2. А., Евдокимов И. Перспективы международного сотрудничества // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 81−85.
  3. Анализ систем по обеспечению качества совместных образовательных программ. Национальный фонд подготовки управленческих кадров по заказу Агентства по образованию Российской Федерации. 2005 г. // http://www.iori.hse.ru/project3.shtm
  4. Аналитическая справка об отечественном опыте реализации программы модернизации, содержащая перечень предложений по реализации изменений в управлении вузами и повышению эффективности внедрения инноваций в вузах // http://www.hse.ru/inter/bolon.shtml
  5. И.В. Поддержка совместных образовательных программ -проект Национального фонда подготовки кадров // http://www.imop.spbstu.ru/Russian/devcent/seminars/docsЯ.Arzhanova.rar
  6. В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. М.: Мысль, 1964. -416 с.
  7. Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. М.: ЗАО «Издательство „Экономика“», 2003. 426 с.
  8. В.И. (а) Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002. 128 с.
  9. Ю.Байденко В. И. (б) Болонские реформы: некоторые уроки Европы // Высшее образование сегодня. 2004. № 2. С. 14−19.
  10. В.И. (в) Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.-112 с.
  11. В.И., Гришанова Н. А., Пугач В. Ф. Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы // Высшее образование сегодня 2005. № 5. С. 16−21.
  12. И.В. Современное состояние и проблемы системы высшего профессионального образования в Российской Федерации // Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации. Аналитический вестник. 2003. № 2 (195). Москва. 2003.
  13. З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство // Педагогика. 1996. № 3. С. 98−102.
  14. Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социал. прогнозирования /Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.-785 с.
  15. С. Болонская конференция по системам квалификаций. Министерство науки, технологии и инноваций Дании. Копенгаген, 13−14 января 2005 г. Заключительный отчет // http://www.bologna.spbu.ru/documents/kopot05.doc
  16. И.В. Методологические проблемы системного подхода. Целостность и системность // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1977.
  17. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. М.: РЕЦЭП, 2005. 199с.
  18. Болонский процесс и перспективы российского высшего образования /Вербицкая Л.А., Горлинский И. А., Касевич В. Б., Мурин И. В. // Санкт-Петербургский университет: Дайджест. 2002. № 26−27 (3617−3618). Ноябрь 29.-53 с. С. 5−7.
  19. Болонский процесс и проблемы академической автономности вузов // http://bologna.mgimo.ru/documents.php?catid=9&docid=152.
  20. Болонский процесс: национальный доклад 2005−2007 // portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/l/37 175.DOC
  21. Болонский процесс: сегодня рано завтра может быть поздно // Санкт-Петербургский университет. 2005. № 2 (3691) (11 февраля). С.23−28.
  22. И.С., Джамалудинов Г. М. Социология высшей школы: Монография. М.: «Экономика и финансы», 2003. 136 с.
  23. Большой толковый социологический словарь (Collins). Д. Джери и Д. Джери. /Пер. с англ. Том 1 (А-О). М.: Вече, ACT, 1999. 544 с.
  24. Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб: Издательство: «Питер», 2000. 432 с.
  25. У.С. Полиэтнические и социокультурные особенности образования в Республике Саха (Якутия): Исторический и современный анализ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. 338 с.
  26. Е.И. Интеграционные процессы в современном европейском образовании. СПб.: Б-ка Акад. наук, 2001. 200 с.
  27. П. Социология политики. Пер. с фр. М.: Socio-Logos, 1993. 333 с.
  28. М.Г., Климов И. А. Интеграционные процессы в современной России // СОЦИС. 2002. № 3 (215). С.128−132.
  29. В.П., Харченко И. И. Модернизация системы образования: концепция и процессы // Россия, которую мы обретаем. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Отв. Ред. Т. И. Заславская, З. И. Калугина. Новосибирск: Наука, 2003. 728с.
  30. Ван дер Венде М. К. Болонская декларация: расширение доступности и повышение конкурентоспособности высшего образования в Европе // Высшее образование в Европе. 2000. Т.25. № 3. // http://logosbook.ru/hee/
  31. Л., Касевич В. Институциональная автономия и проблема управления в высшем образовании // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 16−20.
  32. А.А. Высшая школа как социальный институт гражданского общества: Монография. Н. Новгород: Изд. Гладкова О. В., 2001. 181 с.
  33. А. Задачи университетов // Alma-mater. Вестник высшей школы 2005. № 9. С. 10−13.
  34. Всемирный доклад по образованию 2000. Право на образование: На пути к образованию для всех в течение всей жизни. Вступ. ст. К. Мацуура- Министерство образования России. М.: ЮНЕСКО, 2000. 192 с.
  35. Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры: всемирный статистический обзор по высшему образованию, 1980−1995 гг.: рабочий доклад / Всемир. конф. по высш. образованию ЮНЕСКО, Париж, 5−9 октября 1998 г. Париж: UNESCO, 1998. -71 с.
  36. Т.С. (б) Международный семинар «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Болонской конференции (29 и 30 октября 2003 г.) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. № 2 (26). Том VII. С. 201−206.
  37. Т.С. (в) Взаимодействие образования и рынка труда // Смирнова Е. Э. Введение в социологию образования: учебное пособие. СПб.: Интерсоцис, 2006. 192 с.
  38. Д.П. Понятие социального института // Регион: экономика, политика, идеология. 1999. № 1−2. С. 79−83.
  39. А.И. Интеграционные процессы в области образования: анализ мировых тенденций // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5. С. 7285.
  40. А. И. Прянишникова О.Д. Интегрируется ли Россия в Европейскую зону высшего образования: проблемы и перспективы Болонского процесса // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 4. С.219−238.
  41. К. Высшее образование: новые задачи и направления //Высшее образование в Европе. 1991. Т. XVI. № 3 // http://logosbook.ru/hee/
  42. Н.И. Информационная культура в информационном обществе: взгляд из России // http://www.confifap.cpic.ru/upload/conf2005/reports/doklad604.doc
  43. Г. Международное сотрудничество веление времени // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 74−77.
  44. Л. (а) Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 36−42.
  45. Л.С. (б) Российское высшее образование в Болонском измерении: возможности, особенности, ограничения // Россия и Болонский процесс: задачи, проблемы, перспективы Томск, ТПУ, 11−12 мая 2004 г. // http://cam.tpu.ru/files/presentations/Grebnev.doc
  46. Л. (в) Россия в Болонском процессе: середина большого пути/ Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 3−17.
  47. Л. (г) «Анти-болонья»: позиция или поза? // Высшее образование в России. 2005. № 9. С. 8−14.
  48. Л., Кружалин В., Попова Е. Модернизация структуры и содержания инженерного образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 4. С. 46−56.
  49. С. Образование в информационном обществе. С.-Петербург: Российская национальная библиотека, 2004.- 96 с.
  50. Ю. Болонский процесс: миф или реальность? // Высшее образование в России. 2005. № 10. С.-3−11.
  51. А.Я. Теории интеграции образования. Ростов-на-Дону -2002. -440с.
  52. Декларация Ассоциации европейских университетов (Левен, 4 июля 2003 г.) // http://www.mgimo.ru/fileserver/2004/bologna/GrazDecl.pdf
  53. И.Д., Меньшикова Г. А., Смирнова Е. Э. (а) Болонский процесс и возможные преобразования российской высшей школы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. № 4 (24). Том VI. С. 157−168.
  54. .Д. Появление трансрегиональных схем (структур) обмена в области образования в регионах Европы, Северной Америки и Тихоокеанской Азии // Высшее образование в Европе. 2001. T.XXVI. № 1.
  55. А.Н. Интернационализация высшего образования в современном мире // http://press.alledu.ru/publication/432/2432
  56. Диагностика и моделирование развития высшей школы, научно-технического потенциала и экономики регионов. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. 447 с.
  57. П.Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М.: Совместное предприятие «Бук Чембэр Интернэшнл», 1994. 377 с.
  58. С.И. Информационное общество: социогуманитарные аспекты. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004. 168 с.
  59. П.А., Форэ Д. Экономические основы общества знания // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. № 1. Том 1.С. 29−55.
  60. И.А. Международные интеграционные процессы в образовании. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-таэономики и финансов, 2003. 104 с.
  61. Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А. Б. Гофмана, примечания В. В. Сапова. М.: Канон, 1996−432 с.
  62. М.А. Открытое образование как вектор развития современной российской высшей школы. Самара: Сам. гос. техн. ун-т, 2003. 104 с.
  63. И. Функции университетов на современном этапе развития отечественной высшей школы // Alma-mater. Вестник высшей школы. 2005. № 10. С. 34−38.
  64. И., Ганчеренок И. Инновационная деятельность новая миссия университетов // Alma-mater. Вестник высшей школы. 2004. № 6. С. 26−28.
  65. В. Международное сотрудничество СтГАУ: успехи и перспективы // Высшее образование в России. 2006 № 2. С. 139−142.
  66. ЕС создаст «пространство высшего образования» Газета.ру. 31 мая 2006 // http://www.ucheba.ru/mba-news/1789.html
  67. В.И. Университетское образование: история, социология, политика. М.: Академический Проект, 2003. 384 с.
  68. И.В. Интеграционные процессы в развитии международных образовательных проектов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005 (январь-февраль) № 1. С. 52−56.
  69. Иноземцев B. J1. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов экон. направлений и специальностей / B.JI. Иноземцев. М.: Логос, 2000. 302 с.
  70. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс /Под ред. М. А. Розова. М.: Мзд-во Моск. Ун-та, 1989. 232 с.
  71. Информационно-методические материалы по основным направлениям Болонского процесса. Москва, 2005. 103 с. // http://portal.ntf.rU/portal/pls/portal/docs/l/18 754.PDF?
  72. Итоговый документ международной научной конференции «Опыт международного сотрудничества российских университетов: Болонский процесс и концепция модернизации образования» Екатеринбург, 10−12 марта 2003 г. // http://teacher-edu.ru/wmc/boyi075465573
  73. К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: Издательство ЮНЕСКО, 2005.-239 с.
  74. Н.В. Университеты и экономика, основанная на знаниях / Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 2002. 272 с.
  75. И.В. Тенденции развития образования в контексте реформы // Высшее образование сегодня. 2005. № 10. С. 22−25.
  76. Е.А. Стратегические альянсы в бизнес-образовании // Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация. /Под ред. С. Р. Филоновича. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 687 с.
  77. В.Б. (а) Российская высшая школа между Берлином и Бергеном // Россия и Болонский процесс: задачи, проблемы, перспективы Томск, ТПУ, 11−12 мая 2004 г. // http://cam.tpu.ru/files/presentations/Kasevich.doc
  78. В.Б. (б) Совместные образовательные программы: некоторые проблемы // Вестник Совета ректоров вузов Северо-Западного Федерального округа. 2004. № 5. С. 2−3.
  79. В.Б., Светлов Р. В., Петров А. В., Цыб А.А. Болонский процесс в вопросах и ответах. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 108 с.
  80. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 606 с.
  81. Т.С. (а) Обеспечение качества высшего образования как вектор болонских реформ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Том IX. № 4 (37). С. 130−141.
  82. Т.С. (б) Оценка качества образования: общеевропейский и национальные подходы // Качество. Инновации. Образование. 2007. № 3 (25). Май-июнь. С. 21−28.
  83. С.Г. (а) Теория институциональных матриц: в поисках новой парадигмы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. № 1 (13). Том IV. С. 101−115.
  84. С.Г. (б) Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России // СОЦИС. 2002. № 12. С. 1323.
  85. Д. Социальные аспекты Болонского процесса //Высшее образование в Европе. 2003. № 3. Т.28. // http://logosbook.ru/hee/
  86. Г. Б. Становление общества знаний в России: социально-экономические аспекты // Общественные науки и современность. 2005. № 3. С. 56−69.
  87. Н.Д. Институциональные изменения как способ адаптации системы высшего образования к современным социально-экономическим условиям. Орел: Изд-до ОрелГАУ, 2003. 254 с.
  88. Т.Д. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. 2002. № 2. С. 48−56.
  89. А.Д. Интеграция социальная // Современная западная социология: Словарь / Сост. Давыдов Ю. Н. и др. М.: Политиздат, 1990. — 432 с.
  90. К.Б. Институционализм в американской политэкономии: Идейные теоретические основы либерального реформизма. М.: Наука, 1987.-214 с.
  91. Ю. Обеспечение качества: аккредитация и признание квалификаций как контрольные механизмы Европейского пространства высшего образования // Высшее образование в Европе. 2003. № 3. Т.28. // http://logosbook.ru/hee/
  92. В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 3−8.
  93. Коллективная стратегия ЕС в отношении России (1999) // http://www.delrus.cec.eu.int/ru/p319.htm
  94. Н.М., Чернявская Н. К., Водолазский С. В. Болонский процесс как он воздействует на наши вузы? // Высшее образование сегодня. 2006. № 9. С. 40−43.
  95. М.С. Введение в социологию: Учеб. для вузов. М.: Наука, 1994.-317 с.
  96. Конвенция о Признании Квалификаций, относящихся к Высшему образованию в Европейском Регионе // Касевич В. Б., Светлов Р. В., Петров А. В., Цыб А. А. Болонский процесс в вопросах и ответах. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 108 с.
  97. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 1. С. 3−16.
  98. В. Международные связи фактор развития регионального университета // Высшее образование в России. 2005. № 5. С. 74−77.
  99. В.Н. Специфик экономики, основанной на знаниях // Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 134−144.
  100. Я. И. Любимов Л.Л. Ларионова М. В. Общие цели Болонского процесса, их совместимость с национальными целями российского высшего образования. Участники процесса // bologna.mgimo.ru/files/LLKobsh-celi.doc
  101. Г., Мартыненко О Региональный университет: пути интеграции в рамках Болонского процесса // Высшее образование в России. 2005 № 10. С. 12−22.
  102. Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М.: Институт философии РАН, 2000.
  103. А.П. (а) Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира: (Типология, сравн. анализ). Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та им. С. А. Есенина, 1997. 54 с.
  104. А.П. (б) Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: Спец. 13.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т. М., 1997. 50 с.
  105. А.П. (в) Интеграционные процессы в мировом образовании: основные тенденции // Magister = Магистр. 1999. № 1. С. 4665.
  106. В.М. Особенности интеграции региональных образовательных систем России в мировое образовательное пространство. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. 150 с.
  107. Г. А. (а) Болонский процесс императив развития высшего образования В Европе // Высшее образование сегодня. 2002. № 2. С. 42−45.
  108. Г. А. (б) Динамика Болонского процесса // Высшее образование сегодня. № 3. 2002. С. 32−37.
  109. Г. А. (в) Высшее образование и рынок труда: новая парадигма взаимодействия // Высшее образование сегодня. 2005. № 6. С. 30−33.
  110. Г. В., Бабанский М. Д. Классические университеты: современность и перспективы // Университетское управление. 2000. № 2(13). С. 20−21.
  111. В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник Российской академии наук. 2003. Том 73. № 5. С. 450−456.
  112. В.Н. Интеграция в системе образования. СПб.: Ленинг. Обл. инс-т развития образования (ЛОИРО), 2000. 82 с.
  113. А.А. Основные понятия и определения теории систем (в связи с приложением теории систем к биологии) // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1979.
  114. А.Ш. Интернационализация высшего образования // Европейский диалог. Информационно-аналитический журнал. 2005. № 4. С. 65−71.
  115. Н.И. Состояние и перспективы высшего образования в эпоху глобализации /Под ред. проф. Г. В. Дыльнова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.- 192 с.
  116. .З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организациях. М.: ИНФРА-М, 2003. 177 с.
  117. Модернизация российского образования. Ресурсный потенциал и подготовка кадров./ Под ред. Т. Л. Клячко. Москва: ГУ ВШЭ, 2002. 181 с.
  118. Дж. Общество знания: теоретические и исторические основы // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2004. № 1. Том 2.
  119. Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам исследования в вузах. Москва, 2006. 73 с. // http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/bp/about/aboutproject
  120. Г. К вопросу о международной аккредитации // Alma-Mater. Вестник высшей школы. 2003. № 1. С. 37−48.150. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. М.: OJIMA-ПРЕСС, 2005. 352 с.
  121. В.Я. Параметры глобализации и факторы Болонского процесса // Глобализация и образование. Болонский процесс: Материалы «круглого стола». М.: Альфа-М, 2004. 168 с.
  122. Е.Г. Интеграция учебных планов университетов-партнеров в предметных консорциумах CBU // //http://www.imop.spbstu.rU/Russian/devcent/seminars/docs/E.Nikonchuk.rar
  123. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. /Пер. с англ. А.Н. Нестеренко- предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начало», 1997. -180 с.
  124. О мерах по развитию образования в Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2005. № 28 (октябрь). С. 3−27.
  125. О положении молодежи на рынке труда. Информация Федеральной службы по труду и занятости // Официальные документы в образовании. 2005. № 10. С. 70−79.
  126. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2005. № 8. С. 3−22.
  127. О развитии образования в Российской Федерации. Доклад Госсовета России // Официальные документы в образовании. 2006. № 14. С. 2−67.
  128. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации// Официальные документы в образовании. 2005. № 13. С. 67−83.
  129. О ситуации в сфере образования в связи с реализацией ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ и о ходе подготовки проектов федеральных законов по дальнейшей модернизации системы образования // Официальные документы в образовании 2005. № 9.
  130. Об итогах реализации в 2004 году федеральных целевых программ развития в сфере образования и задачах на 2005 год. Информация Рособразования (с приложениями) // Официальные документы в образовании. 2005. № 10. С. 3−40.
  131. Образовательная политика России на современном этапе. Из доклада Государственному Совету Российской Федерации // Высшее образование в России. 2002. № 1. С. 20−30.
  132. Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа: Роль университетов / М. Эмерсон, Э. Ноэль, Л. И. Глухарев и др.- [Предисл. Л.И. Глухарева]. М.: МГУ, 1995. 382 с.
  133. Отчет о деятельности Ресурсного центра «Совместные образовательные программы» МШСЭН AHX//http://portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/l/l 8781 .DOC
  134. Т. Система современных обществ. /Науч. ред. пер. М. С. Ковалева. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.
  135. Полная версия доклада ректора (2 Мб 06−07−2005) // http://www.engec.ru/ru/file/221/
  136. Похолков Ю, Чучалин А. Боев О., Могильницкий С. Обеспечение и оценка качества высшего образования // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 12−27.
  137. Приоритетные направления программы на 2005−2006 учебный год // http://intastrip.tsu.ru/files/quide3ru.pdf
  138. Д., Федоров И., Шадриков В. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 3−11.
  139. С.Н. Проблемы образования в современном обществе // Инновационный экономический рост: российские возможности и их реализация. Сб. науч. тр. СПб: СПбГИЭУ, 2002. 209 с.
  140. Рабочие материалы к семинару 2 «Анализ стратегии развития ресурсов- международный опыт (опыт стран ОЭСР) и российская практика». Москва 2004. //-http://www.oecdcentre.hse.ru/material/opublic/material.zip
  141. В.В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. № 3(15). Т. IV. С. 109−130.
  142. Разработки проектов моделей и Государственных образовательных стандартов ВПО бакалавра и магистра по специальности // http://depart.ed.gov.ru/ministry/struk/depart/standart/work/ms/ms.html
  143. А.В. На пороге теории институционализации: перспективы методологии иеоинституционализма в сравнительных социологических исследованиях // Рабочие тетради по компаративистике. Вып. 1. СПб., 2001.-88 с.
  144. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ ЮНЕСКО, 1995. 46 с.
  145. Реформы образования: Аналит. Обзор/Под ред. В. М. Филиппова. М.: Центр сравнит, образоват. политики, 2003. 303 с.
  146. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции /Отв. ред. Б. Л. Вульфсон. М.: ИТПИМИО: РОУ, 1995. 269 с.
  147. Ф. Устойчивое разнообразие в обществе знаний: возможности и вызовы// http//: www.conflfap.cpic.ru/upload/conf2005/reports/doklad615 .doc
  148. И.А., Клячко Т. Л. Образование. Москва. 1999. 78 с.//http://iet.avi.ru/publications/1999/04/files/text/usaid/obraz.zip
  149. Российские вузы в Болонском процессе // http://bologna.mgimo.ru/documents.php ?catid=9&docid=151
  150. Российский университет в европейском научно-образовательном пространстве: Болонская перспектива: Материалы научного отчета /Под ред. И. Д. Демидовой, В. Н. Мининой, В. В. Васильковой. СПб.: Борей Арт, 2006. 240 с.
  151. Российское и общеевропейское образовательное пространство: организационно-экономические проблемы интеграции // Университетское управление. 2004. № 5−6(33). С. 12−52. // http://ecsocman.edu.ru/univman/msg/213 430.html
  152. Российское образование к 2001 году. Аналитический обзор // http://www/ed/gov/ru/uprav/obzor.html
  153. Россия в Болонском процессе: «подводные камни» // http://bologna.mgimo.ru/
  154. Россия в цифрах. 2003. Кратк. стат. сб./Госкомстат России. М., 2003. -398 с.
  155. JI. Многоуровневая система подготовки // Высшее образование в России. 2005. № 12. С. 56−59.
  156. Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. М.: НИИВО, 2001. -55 с.
  157. С заседания Совета при президенте по науке, технологиям и образованию // Высшее образование сегодня. 2005. № 6. С. 2−6.
  158. Г., Степанова Е. Интеграционный процесс в европейском высшем образовании // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2004. № 4. С. 20−32.
  159. О.В. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования // Экономика образования. 2005. № 1. С. 38−49.
  160. В. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность // Высшее образование в России. 2006. № 7. С.7−15.
  161. В.Н. Основания общей теории систем. Москва: Наука, 1974. 279 с.
  162. .А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования / Учебное пособие. М.: ФИРО 2006. — 184 с.
  163. Э.К. Образовательное пространство как педагогическая реальность // Мир образования образование в мире. Научно-методический журнал. № 3 (23). 2006. С. 37−45.
  164. X. Аккредитация и обеспечение качества высшего образования в Европе // Высшее образование сегодня. 2002. № 12. С. 4455.
  165. . Основные течения современной экономической мысли /Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1968 600 с.
  166. В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. 290 с.
  167. В. Высшая школа и болонские преобразования // Высшее образование в России. 2005. № 6. С. 95−100.
  168. В., Ткач Г. Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций // Высшее образование в России. 2003. № 3. С. 25−34.
  169. Системные вопросы развития образования. Доклад к заседанию Совета по науке, технологиям и образованию 25 октября 2005 года // Официальные документы в образовании. 2005. № 34. С. 66−81.
  170. П. Глобализация и университет //Alma mater: вестник высшей школы. 2000. № 4. С. 3−8.
  171. Н. Социология: Курс лекций по общ. социологии для студентов вузов. М.: Феникс, 1998. — 688 с.
  172. Е.Э. (а) Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977. -136 с.
  173. Е.Э., Дубровская С. Е. Субъектный подход в образовании: сопряженность с Болонским процессом // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 4. С. 91−101.
  174. Современная западная социология: Словарь / Сост. Давыдов Ю. Н. и др. М.: Политиздат, 1990. 432 с.
  175. Р.В. К вопросу о единстве образовательного пространства //Мир образования образование в мире. 2001. № 3. С. 16−27.
  176. П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. М., 1992.
  177. Социологический словарь. Н. Аберкомби, С. Хилл, Б. С. Тернер. /Пер. с англ. С. А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казанского университета. 1997. -420 с.
  178. Социологический энциклопедический словарь. /Редактор -координатор академик РАН Г. В. Осипов. М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1998. — 488 с.
  179. Справка к заседанию коллегии Минобрнауки России 16 декабря 2004 года «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» // Официальные документы в образовании. 2005. № 13. С. 67−83.
  180. Справка о развитии международного сотрудничества в области образования на базе региональных центров международного сотрудничества // http://www.inforrnika.ru/text/goscorn/struk/depait/int-edu/Documents/sprav.html
  181. A.M. Новые инновационные направления в образовательной стратегии вуза // Образование и общество. 2005. № 3 (32). Май-июнь. С. 20−24.
  182. Т.Е. Экономика знаний: методологический аспект. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 125 с.
  183. Стратегия развития Санкт-Петербургского государственного университета на период до 2012 года (проект) // Журнал Санкт-Петербургский университет. 2003. (5 мая). № 13−14 // http://www.spbumag.nw.rU/2003/13/2.shtml
  184. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание соц. реальности / В. А. Ядов в сотрудничестве с В. В. Семеновой. М.: Академкнига: Добросвет, 2003. 595 с.
  185. Р.Г. Опыт взаимного признания образовательных программ вузами России и Европы // Высшее образование сегодня 2002. № 4. С. 22−27.
  186. Р. Максимов Г. Грудзинский А. Университет как интегратор в обществе, основанном на знаниях // Высшее образование в России. 2006 № 1.С. 15−27.
  187. JI.H. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2003. 368 с.
  188. Тезисы доклада министра образования Российской Федерации В. М. Филиппова // Журнал Санкт-Петербургский университет. № 4−5 (3626−3627). 20 февраля 2003 года //http://journal.spbu.rU/2003/04/8.shtml
  189. X. ЕС и Россия: соглашение о партнерстве и сотрудничестве // МЭиМО. 1996. № 5. С. 82−91.
  190. М., Пересыпкин А. Международное сотрудничество // Высшее образование в России. 2005. № 6. С. 54−59.
  191. А.В. Интеграционные процессы в высшем образовании// Демократизация и перспективы развития международного сотрудничества. Омск, 2003. С. 201−209.
  192. Ф. Теории информационного общества / Под ред. д.филол.н., проф. E.JI. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. 398 с.
  193. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999 576 с.
  194. Формирование общеевропейского пространства высшего образования: задачи для российской высшей школы: аналитический обзор. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 207 с.
  195. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: Докл. Всемир. Банка /Пер. с англ. Сальников А. М.: Весь Мир, 2003.- 199 с.
  196. Э. Европейское пространство высшего образования: новые рамки развития // Высшее образование сегодня. 2003. № 6. С. 38−40.
  197. Что такое программы академической мобильности? // http://bologna.mgimo.ru
  198. С. О международном сотрудничестве //Высшее образование в России. 2005. № 8. С. 81−85.
  199. С. Болонский процесс: взгляд из Европы // Высшее образование в России. 2005. № 12. С. 142−146.
  200. Шафранов-Куцев Г. Ф. Современному обществу современный университет // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 5. С. 14−25
  201. Ф.Э., Дмитриев Н. М., Арефьев A.JI. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М.: Центр социального прогнозирования. 2002. 552 с.
  202. Н. Мир из знания // Социологический журнал. 2002. № 2. С. 31−35. // http://www.nir.ru/sj/sj/sj2−02stehr.html
  203. Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, -1969. 240 с.
  204. Н.П. Болонский процесс: от Парижа до Бергена: Информационно-аналитический обзор /Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова: Изд-во АлтГТУ, 2004. 111 с.
  205. ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы. Составители: Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. СПб.: РНБ, 2004. -120 с.
  206. H.JI. Совместные образовательные программы, реализуемые на основе франчайзинга и валидации // httpV/www.imop.spbstu.ru/Russian/devcent/seminars/docs/N.Yablonskene.rar
  207. В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: курс лекций для системы постдипломного социологического. СПб.: Интерсоцис, 2006. 112 с.
  208. A Framework for Qualifications of the European Higher Education Area. Copenhagen K.: Ministry of Science, Technology and Innovation. February 2005. 200 pp. // http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Maindoc/5 0218QFEHEA.pdf
  209. Archer M.S. Social Origins of Educational Systems // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education ed. by John G. Richardson. New York: Greenwood Press. 1986. 375 pp.
  210. Becher Т., Kogan M. Process and Structure in Higher Education. 2nd ed. London, Routledge 1992. 209 pp.
  211. Beerkens H.J.J.G. Global Opportunities and Institutional Embeddedness. Higher Education Consortia in Europe and Southeast Asia. Enschede, 2004. -323 pp.
  212. Bock P.G. Functionalism and Functional Integration. // International Encyclopedia of Social Sciences /Ed. by David L. Sill. New York: The Macmillan Company and the Free Press. 1968. Vol.16. Pp. 534−541.
  213. Bologna process: between Praque and Berlin. Report to the Ministers of Education of the Sighnatory Countires. Berlin, September 2003. General Rapporteur: Prof. Pavel Zgaga. 117 p. // http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Maindoc/0309ZGAGA.PDF
  214. Clark B.R. The Higher Education System. Academic Organization in Cross-National Perspective. University of California Press. 1986. -315 pp.
  215. Cooley R.C. Social Integration // International Encyclopedia of Social Sciences David L. Sill (ed.) New York: 1968. The Macmillan Company and the Free Press. Vol.7 Pp. 382−386.
  216. Currie J., DeAngelis R., Boer H.d., Huisman J., Lacotte C. Globalizing Practices and University Responses: European and Anglo-American Differences. Westport, 2003.
  217. Developing Joint Masters Programmes for Europe. Results of the EUA Joint Masters Project (March 2002 Jan 2004). EUA. Belgium, 2004 — 33 p. // http://www.bolognabergen2005.no/EN/Bolsem/./JMDraftFinalReportEUA.pdf
  218. Explanatory Report to the Convention on the recognition of qualifications concerning higher education in the European region. Appendix 11 // Compendium of basic documents in the Bologna process. Strasbourg, 20
  219. August 2002. 122 p. // http. V/www.bolognaberlin2003.de/pdf/cornpendiumof.pdf
  220. Focus on the Structure of Higher Education in Europe 2004/05. National Trends in the Bologna Process. Brussels: Eurydice, 2005. 237 p.
  221. Harman G. Studying Mergers in Higher Education // Institutional Amalgamations in Higher Education: Process and Outcome in Five Countries. G. Harman, V.L. Meek (eds.). Armidale: University of New England, 1988.
  222. Higher Education in a Globalized Society. UNESCO Education Position Paper. UNESCO, 2004. 28 pp.
  223. Holm Т., Sorup R., Biering-Sorensen M., Thune C. Quality Procedures in European Higher Education. ENQA Occasional Papers. Helsinki, 2003. // http://www.oecdcentre.hse.ru/material/opublic/Ensuringquality.pdf
  224. Huisman J., Van Der Wende M.C. The EU and Bologna: are supra- and international initiatives threatening domestic agendas? // European Journal of Education. 2004. V. 39 № 3. Pp. 349−357.
  225. Knight J. GATS higher education implications, opinions and questions // First Global Forum on International Quality Assurance, Accreditation and the Recognition of Qualifications in Higher Education. Proceedings. 17−18 October 2002. Paris, 2002.
  226. Landecker W.S. Types of Integration and Their Measurement // American Journal of Sociology. 1951. № 56. Pp. 332−340.
  227. Marginson S. Nation-building Universities in a Global Environment: The Case of Australia// Higher Education. 2002. № 3. Vol. 43. Pp. 409−428.
  228. Quality Procedures in European Higher Education. European Network for Quality Assurance. Helsinki, 2003. 41 p. // http://www.enqa.eu/files/procedures.pdf
  229. Rauhvargers A. High Expectations Joint Degrees as a Means to a European Higher Education // NAFSA. International Educator. Washington. Spring 2003. Pp.26−31.
  230. Scott P. Massification, Internationalization and Globalization // The Globalization of Higher Education / Ed. By P. Scott P. Buckingham: SRHE/Open University Press. 1998. 134 pp.
  231. Stehr N. Fragility of Modern Societies Knowledge and Risk in the Information Age. Hardcover, 2001. 240 pp.
  232. Survey on Master Degrees and Joint Degrees in Europe. September 2002. Ed. By by Ch. Tauch, A.Rauhvargers. EUA Gennve: 2002. 45 p. // http//www.unige.ch/eua
  233. Teichler U. Internationalisation as a Challenge for Higher Education in Europe // Tertiary Education and Management. 1999. №.1. V.5. Pp. 5−23.
  234. The UNESCO/Council of Europe of Good Practice in the Provision of Transnational Education//Compendium of basic documents in the Bologna process. Strasbourg, 20 August 2002. 122 p. // http://www.bologna-berlin2003.de/pdf/compendiumof.pdf
  235. Van Damme D. Higher Education in the Age of Globalization // Globalization and the Market in Higher Education. Quality, Accreditation and Qualifications. UNESCO/IAU, 2002. 212 p.
Заполнить форму текущей работой