Интеграция европейского и российского высшего образования: институциональный аспект
Диссертация
Работа обсуждена на кафедре прикладной и отраслевой социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, а также в Институте исследований образования при Университете г. Ювяскуля (Финляндия, 3 ноября 2005 г.). Результаты ее представлены на научно-теоретической конференции «Российское общество и власть: проблемы взаимодействия» факультета социологии СПбГУ… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения образовательной интеграции
- 1. 1. Общество знания и его влияние на высшее образование
- 1. 2. Образовательная интеграция: системные и 27 институциональные аспекты
- 1. 3. Образовательное пространство: определение и признаки
- Глава 2. Интеграция европейского высшего образования
- 2. 1. Болонские реформы как основа образовательной 60 интеграции
- 2. 2. Европейское пространство высшего образования: рамки 76 развития
- 2. 3. Структура степеней: достижения и проблемы
- Глава 3. Интеграция высшего образования России в Европейское пространство высшего образования
- 3. 1. Концептуальные основы участия России в Болонском 115 процессе
- 3. 2. Совместные образовательные программы: опыт интеграции
- 3. 3. Проблемы вхождения российского вуза в Европейское 146 пространство высшего образования
Список литературы
- Актуальные вопросы развития образования в странах ОЭСР /Отв. Ред. М. В. Ларионова. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ. 2005. 152 с.
- Алиева А., Евдокимов И. Перспективы международного сотрудничества // Высшее образование в России. 2006. № 5. С. 81−85.
- Анализ систем по обеспечению качества совместных образовательных программ. Национальный фонд подготовки управленческих кадров по заказу Агентства по образованию Российской Федерации. 2005 г. // http://www.iori.hse.ru/project3.shtm
- Аналитическая справка об отечественном опыте реализации программы модернизации, содержащая перечень предложений по реализации изменений в управлении вузами и повышению эффективности внедрения инноваций в вузах // http://www.hse.ru/inter/bolon.shtml
- Аржанова И.В. Поддержка совместных образовательных программ -проект Национального фонда подготовки кадров // http://www.imop.spbstu.ru/Russian/devcent/seminars/docsЯ.Arzhanova.rar
- Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. М.: Мысль, 1964. -416 с.
- Багаутдинова Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса. М.: ЗАО «Издательство „Экономика“», 2003. 426 с.
- Байденко В.И. (а) Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002. 128 с.
- Ю.Байденко В. И. (б) Болонские реформы: некоторые уроки Европы // Высшее образование сегодня. 2004. № 2. С. 14−19.
- Байденко В.И. (в) Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.-112 с.
- Байденко В.И., Гришанова Н. А., Пугач В. Ф. Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы // Высшее образование сегодня 2005. № 5. С. 16−21.
- Барбашин И.В. Современное состояние и проблемы системы высшего профессионального образования в Российской Федерации // Образование в социально-гуманитарной сфере Российской Федерации. Аналитический вестник. 2003. № 2 (195). Москва. 2003.
- Батюкова З.И. Интеграция России в мировое образовательное пространство // Педагогика. 1996. № 3. С. 98−102.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социал. прогнозирования /Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.-785 с.
- Берган С. Болонская конференция по системам квалификаций. Министерство науки, технологии и инноваций Дании. Копенгаген, 13−14 января 2005 г. Заключительный отчет // http://www.bologna.spbu.ru/documents/kopot05.doc
- Блауберг И.В. Методологические проблемы системного подхода. Целостность и системность // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1977.
- Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. М.: РЕЦЭП, 2005. 199с.
- Болонский процесс и перспективы российского высшего образования /Вербицкая Л.А., Горлинский И. А., Касевич В. Б., Мурин И. В. // Санкт-Петербургский университет: Дайджест. 2002. № 26−27 (3617−3618). Ноябрь 29.-53 с. С. 5−7.
- Болонский процесс и проблемы академической автономности вузов // http://bologna.mgimo.ru/documents.php?catid=9&docid=152.
- Болонский процесс: национальный доклад 2005−2007 // portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/l/37 175.DOC
- Болонский процесс: сегодня рано завтра может быть поздно // Санкт-Петербургский университет. 2005. № 2 (3691) (11 февраля). С.23−28.
- Болотин И.С., Джамалудинов Г. М. Социология высшей школы: Монография. М.: «Экономика и финансы», 2003. 136 с.
- Большой толковый социологический словарь (Collins). Д. Джери и Д. Джери. /Пер. с англ. Том 1 (А-О). М.: Вече, ACT, 1999. 544 с.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб: Издательство: «Питер», 2000. 432 с.
- Борисова У.С. Полиэтнические и социокультурные особенности образования в Республике Саха (Якутия): Исторический и современный анализ. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. 338 с.
- Бражник Е.И. Интеграционные процессы в современном европейском образовании. СПб.: Б-ка Акад. наук, 2001. 200 с.
- Бурдье П. Социология политики. Пер. с фр. М.: Socio-Logos, 1993. 333 с.
- Бурлацкая М.Г., Климов И. А. Интеграционные процессы в современной России // СОЦИС. 2002. № 3 (215). С.128−132.
- Бусыгин В.П., Харченко И. И. Модернизация системы образования: концепция и процессы // Россия, которую мы обретаем. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Отв. Ред. Т. И. Заславская, З. И. Калугина. Новосибирск: Наука, 2003. 728с.
- Ван дер Венде М. К. Болонская декларация: расширение доступности и повышение конкурентоспособности высшего образования в Европе // Высшее образование в Европе. 2000. Т.25. № 3. // http://logosbook.ru/hee/
- Вербицкая Л., Касевич В. Институциональная автономия и проблема управления в высшем образовании // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 16−20.
- Владимиров А.А. Высшая школа как социальный институт гражданского общества: Монография. Н. Новгород: Изд. Гладкова О. В., 2001. 181 с.
- Вознесенский А. Задачи университетов // Alma-mater. Вестник высшей школы 2005. № 9. С. 10−13.
- Всемирный доклад по образованию 2000. Право на образование: На пути к образованию для всех в течение всей жизни. Вступ. ст. К. Мацуура- Министерство образования России. М.: ЮНЕСКО, 2000. 192 с.
- Высшее образование в XXI веке. Подходы и практические меры: всемирный статистический обзор по высшему образованию, 1980−1995 гг.: рабочий доклад / Всемир. конф. по высш. образованию ЮНЕСКО, Париж, 5−9 октября 1998 г. Париж: UNESCO, 1998. -71 с.
- Вычик Т.С. (б) Международный семинар «Россия и европейское пространство высшего образования: планы и перспективы после Болонской конференции (29 и 30 октября 2003 г.) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. № 2 (26). Том VII. С. 201−206.
- Вычик Т.С. (в) Взаимодействие образования и рынка труда // Смирнова Е. Э. Введение в социологию образования: учебное пособие. СПб.: Интерсоцис, 2006. 192 с.
- Гавра Д.П. Понятие социального института // Регион: экономика, политика, идеология. 1999. № 1−2. С. 79−83.
- Галаган А.И. Интеграционные процессы в области образования: анализ мировых тенденций // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5. С. 7285.
- Галаган А. И. Прянишникова О.Д. Интегрируется ли Россия в Европейскую зону высшего образования: проблемы и перспективы Болонского процесса // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 4. С.219−238.
- Геллерт К. Высшее образование: новые задачи и направления //Высшее образование в Европе. 1991. Т. XVI. № 3 // http://logosbook.ru/hee/
- Гендина Н.И. Информационная культура в информационном обществе: взгляд из России // http://www.confifap.cpic.ru/upload/conf2005/reports/doklad604.doc
- Говорова Г. Международное сотрудничество веление времени // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 74−77.
- Гребнев Л. (а) Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 36−42.
- Гребнев Л.С. (б) Российское высшее образование в Болонском измерении: возможности, особенности, ограничения // Россия и Болонский процесс: задачи, проблемы, перспективы Томск, ТПУ, 11−12 мая 2004 г. // http://cam.tpu.ru/files/presentations/Grebnev.doc
- Гребнев Л. (в) Россия в Болонском процессе: середина большого пути/ Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 3−17.
- Гребнев Л. (г) «Анти-болонья»: позиция или поза? // Высшее образование в России. 2005. № 9. С. 8−14.
- Гребнев Л., Кружалин В., Попова Е. Модернизация структуры и содержания инженерного образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 4. С. 46−56.
- Гутман С. Образование в информационном обществе. С.-Петербург: Российская национальная библиотека, 2004.- 96 с.
- Давыдов Ю. Болонский процесс: миф или реальность? // Высшее образование в России. 2005. № 10. С.-3−11.
- Данилюк А.Я. Теории интеграции образования. Ростов-на-Дону -2002. -440с.
- Декларация Ассоциации европейских университетов (Левен, 4 июля 2003 г.) // http://www.mgimo.ru/fileserver/2004/bologna/GrazDecl.pdf
- Демидова И.Д., Меньшикова Г. А., Смирнова Е. Э. (а) Болонский процесс и возможные преобразования российской высшей школы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. № 4 (24). Том VI. С. 157−168.
- Денмен Б.Д. Появление трансрегиональных схем (структур) обмена в области образования в регионах Европы, Северной Америки и Тихоокеанской Азии // Высшее образование в Европе. 2001. T.XXVI. № 1.
- Джуринский А.Н. Интернационализация высшего образования в современном мире // http://press.alledu.ru/publication/432/2432
- Диагностика и моделирование развития высшей школы, научно-технического потенциала и экономики регионов. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. 447 с.
- Дракер П.Ф. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. М.: Совместное предприятие «Бук Чембэр Интернэшнл», 1994. 377 с.
- Дука С.И. Информационное общество: социогуманитарные аспекты. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2004. 168 с.
- Дэвид П.А., Форэ Д. Экономические основы общества знания // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. № 1. Том 1.С. 29−55.
- Дюпюи И.А. Международные интеграционные процессы в образовании. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-таэономики и финансов, 2003. 104 с.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А. Б. Гофмана, примечания В. В. Сапова. М.: Канон, 1996−432 с.
- Евдокимов М.А. Открытое образование как вектор развития современной российской высшей школы. Самара: Сам. гос. техн. ун-т, 2003. 104 с.
- Емельянова И. Функции университетов на современном этапе развития отечественной высшей школы // Alma-mater. Вестник высшей школы. 2005. № 10. С. 34−38.
- Емельянова И., Ганчеренок И. Инновационная деятельность новая миссия университетов // Alma-mater. Вестник высшей школы. 2004. № 6. С. 26−28.
- Ерохин В. Международное сотрудничество СтГАУ: успехи и перспективы // Высшее образование в России. 2006 № 2. С. 139−142.
- ЕС создаст «пространство высшего образования» Газета.ру. 31 мая 2006 // http://www.ucheba.ru/mba-news/1789.html
- Жуков В.И. Университетское образование: история, социология, политика. М.: Академический Проект, 2003. 384 с.
- Жуковский И.В. Интеграционные процессы в развитии международных образовательных проектов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2005 (январь-февраль) № 1. С. 52−56.
- Иноземцев B. J1. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов экон. направлений и специальностей / B.JI. Иноземцев. М.: Логос, 2000. 302 с.
- Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс /Под ред. М. А. Розова. М.: Мзд-во Моск. Ун-та, 1989. 232 с.
- Информационно-методические материалы по основным направлениям Болонского процесса. Москва, 2005. 103 с. // http://portal.ntf.rU/portal/pls/portal/docs/l/18 754.PDF?
- Итоговый документ международной научной конференции «Опыт международного сотрудничества российских университетов: Болонский процесс и концепция модернизации образования» Екатеринбург, 10−12 марта 2003 г. // http://teacher-edu.ru/wmc/boyi075465573
- К обществам знания. Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: Издательство ЮНЕСКО, 2005.-239 с.
- Казакова Н.В. Университеты и экономика, основанная на знаниях / Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 2002. 272 с.
- Карапетянц И.В. Тенденции развития образования в контексте реформы // Высшее образование сегодня. 2005. № 10. С. 22−25.
- Карпухина Е.А. Стратегические альянсы в бизнес-образовании // Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация. /Под ред. С. Р. Филоновича. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 687 с.
- Касевич В.Б. (а) Российская высшая школа между Берлином и Бергеном // Россия и Болонский процесс: задачи, проблемы, перспективы Томск, ТПУ, 11−12 мая 2004 г. // http://cam.tpu.ru/files/presentations/Kasevich.doc
- Касевич В.Б. (б) Совместные образовательные программы: некоторые проблемы // Вестник Совета ректоров вузов Северо-Западного Федерального округа. 2004. № 5. С. 2−3.
- Касевич В.Б., Светлов Р. В., Петров А. В., Цыб А.А. Болонский процесс в вопросах и ответах. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 108 с.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 606 с.
- Кашлачева Т.С. (а) Обеспечение качества высшего образования как вектор болонских реформ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Том IX. № 4 (37). С. 130−141.
- Кашлачева Т.С. (б) Оценка качества образования: общеевропейский и национальные подходы // Качество. Инновации. Образование. 2007. № 3 (25). Май-июнь. С. 21−28.
- Кирдина С.Г. (а) Теория институциональных матриц: в поисках новой парадигмы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. № 1 (13). Том IV. С. 101−115.
- Кирдина С.Г. (б) Социокультурный и институциональный подходы как основа позитивной социологии в России // СОЦИС. 2002. № 12. С. 1323.
- Кладис Д. Социальные аспекты Болонского процесса //Высшее образование в Европе. 2003. № 3. Т.28. // http://logosbook.ru/hee/
- Клейнер Г. Б. Становление общества знаний в России: социально-экономические аспекты // Общественные науки и современность. 2005. № 3. С. 56−69.
- Кликунов Н.Д. Институциональные изменения как способ адаптации системы высшего образования к современным социально-экономическим условиям. Орел: Изд-до ОрелГАУ, 2003. 254 с.
- Клячко Т.Д. Модернизация российского образования: проблемы и решения // Отечественные записки. 2002. № 2. С. 48−56.
- Ковалев А.Д. Интеграция социальная // Современная западная социология: Словарь / Сост. Давыдов Ю. Н. и др. М.: Политиздат, 1990. — 432 с.
- Козлова К.Б. Институционализм в американской политэкономии: Идейные теоретические основы либерального реформизма. М.: Наука, 1987.-214 с.
- Колер Ю. Обеспечение качества: аккредитация и признание квалификаций как контрольные механизмы Европейского пространства высшего образования // Высшее образование в Европе. 2003. № 3. Т.28. // http://logosbook.ru/hee/
- Колесов В. Рынок образовательных услуг и ценности образования (Между ВТО и Болонским процессом) // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 3−8.
- Коллективная стратегия ЕС в отношении России (1999) // http://www.delrus.cec.eu.int/ru/p319.htm
- Колычев Н.М., Чернявская Н. К., Водолазский С. В. Болонский процесс как он воздействует на наши вузы? // Высшее образование сегодня. 2006. № 9. С. 40−43.
- Комаров М.С. Введение в социологию: Учеб. для вузов. М.: Наука, 1994.-317 с.
- Конвенция о Признании Квалификаций, относящихся к Высшему образованию в Европейском Регионе // Касевич В. Б., Светлов Р. В., Петров А. В., Цыб А. А. Болонский процесс в вопросах и ответах. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 108 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 1. С. 3−16.
- Корсунов В. Международные связи фактор развития регионального университета // Высшее образование в России. 2005. № 5. С. 74−77.
- Костюк В.Н. Специфик экономики, основанной на знаниях // Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 134−144.
- Кузьминов Я. И. Любимов Л.Л. Ларионова М. В. Общие цели Болонского процесса, их совместимость с национальными целями российского высшего образования. Участники процесса // bologna.mgimo.ru/files/LLKobsh-celi.doc
- Лазарев Г., Мартыненко О Региональный университет: пути интеграции в рамках Болонского процесса // Высшее образование в России. 2005 № 10. С. 12−22.
- Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М.: Институт философии РАН, 2000.
- Лиферов А.П. (а) Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира: (Типология, сравн. анализ). Рязань: Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та им. С. А. Есенина, 1997. 54 с.
- Лиферов А.П. (б) Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: Спец. 13.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т. М., 1997. 50 с.
- Лиферов А.П. (в) Интеграционные процессы в мировом образовании: основные тенденции // Magister = Магистр. 1999. № 1. С. 4665.
- Лопаткин В.М. Особенности интеграции региональных образовательных систем России в мировое образовательное пространство. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. 150 с.
- Лукичев Г. А. (а) Болонский процесс императив развития высшего образования В Европе // Высшее образование сегодня. 2002. № 2. С. 42−45.
- Лукичев Г. А. (б) Динамика Болонского процесса // Высшее образование сегодня. № 3. 2002. С. 32−37.
- Лукичев Г. А. (в) Высшее образование и рынок труда: новая парадигма взаимодействия // Высшее образование сегодня. 2005. № 6. С. 30−33.
- Майер Г. В., Бабанский М. Д. Классические университеты: современность и перспективы // Университетское управление. 2000. № 2(13). С. 20−21.
- Макаров В.Л. Экономика знаний: уроки для России // Вестник Российской академии наук. 2003. Том 73. № 5. С. 450−456.
- Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. СПб.: Ленинг. Обл. инс-т развития образования (ЛОИРО), 2000. 82 с.
- Малиновский А.А. Основные понятия и определения теории систем (в связи с приложением теории систем к биологии) // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1979.
- Мамбетова А.Ш. Интернационализация высшего образования // Европейский диалог. Информационно-аналитический журнал. 2005. № 4. С. 65−71.
- Мельникова Н.И. Состояние и перспективы высшего образования в эпоху глобализации /Под ред. проф. Г. В. Дыльнова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.- 192 с.
- Мильнер Б.З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организациях. М.: ИНФРА-М, 2003. 177 с.
- Модернизация российского образования. Ресурсный потенциал и подготовка кадров./ Под ред. Т. Л. Клячко. Москва: ГУ ВШЭ, 2002. 181 с.
- Мокир Дж. Общество знания: теоретические и исторические основы // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2004. № 1. Том 2.
- Мониторинг участия российских вузов в Болонском процессе. Аналитический отчет по результатам исследования в вузах. Москва, 2006. 73 с. // http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/bp/about/aboutproject
- Мотова Г. К вопросу о международной аккредитации // Alma-Mater. Вестник высшей школы. 2003. № 1. С. 37−48.150. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. М.: OJIMA-ПРЕСС, 2005. 352 с.
- Нечаев В.Я. Параметры глобализации и факторы Болонского процесса // Глобализация и образование. Болонский процесс: Материалы «круглого стола». М.: Альфа-М, 2004. 168 с.
- Никончук Е.Г. Интеграция учебных планов университетов-партнеров в предметных консорциумах CBU // //http://www.imop.spbstu.rU/Russian/devcent/seminars/docs/E.Nikonchuk.rar
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. /Пер. с англ. А.Н. Нестеренко- предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начало», 1997. -180 с.
- О мерах по развитию образования в Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2005. № 28 (октябрь). С. 3−27.
- О положении молодежи на рынке труда. Информация Федеральной службы по труду и занятости // Официальные документы в образовании. 2005. № 10. С. 70−79.
- О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2005. № 8. С. 3−22.
- О развитии образования в Российской Федерации. Доклад Госсовета России // Официальные документы в образовании. 2006. № 14. С. 2−67.
- О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации// Официальные документы в образовании. 2005. № 13. С. 67−83.
- О ситуации в сфере образования в связи с реализацией ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ и о ходе подготовки проектов федеральных законов по дальнейшей модернизации системы образования // Официальные документы в образовании 2005. № 9.
- Об итогах реализации в 2004 году федеральных целевых программ развития в сфере образования и задачах на 2005 год. Информация Рособразования (с приложениями) // Официальные документы в образовании. 2005. № 10. С. 3−40.
- Образовательная политика России на современном этапе. Из доклада Государственному Совету Российской Федерации // Высшее образование в России. 2002. № 1. С. 20−30.
- Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа: Роль университетов / М. Эмерсон, Э. Ноэль, Л. И. Глухарев и др.- [Предисл. Л.И. Глухарева]. М.: МГУ, 1995. 382 с.
- Отчет о деятельности Ресурсного центра «Совместные образовательные программы» МШСЭН AHX//http://portal.ntf.ru/portal/pls/portal/docs/l/l 8781 .DOC
- Парсонс Т. Система современных обществ. /Науч. ред. пер. М. С. Ковалева. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.
- Полная версия доклада ректора (2 Мб 06−07−2005) // http://www.engec.ru/ru/file/221/
- Похолков Ю, Чучалин А. Боев О., Могильницкий С. Обеспечение и оценка качества высшего образования // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 12−27.
- Приоритетные направления программы на 2005−2006 учебный год // http://intastrip.tsu.ru/files/quide3ru.pdf
- Пузанов Д., Федоров И., Шадриков В. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование в России. 2004. № 2. С. 3−11.
- Пшеничникова С.Н. Проблемы образования в современном обществе // Инновационный экономический рост: российские возможности и их реализация. Сб. науч. тр. СПб: СПбГИЭУ, 2002. 209 с.
- Рабочие материалы к семинару 2 «Анализ стратегии развития ресурсов- международный опыт (опыт стран ОЭСР) и российская практика». Москва 2004. //-http://www.oecdcentre.hse.ru/material/opublic/material.zip
- Радаев В.В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. № 3(15). Т. IV. С. 109−130.
- Разработки проектов моделей и Государственных образовательных стандартов ВПО бакалавра и магистра по специальности // http://depart.ed.gov.ru/ministry/struk/depart/standart/work/ms/ms.html
- Резаев А.В. На пороге теории институционализации: перспективы методологии иеоинституционализма в сравнительных социологических исследованиях // Рабочие тетради по компаративистике. Вып. 1. СПб., 2001.-88 с.
- Реформа и развитие высшего образования. Программный документ ЮНЕСКО, 1995. 46 с.
- Реформы образования: Аналит. Обзор/Под ред. В. М. Филиппова. М.: Центр сравнит, образоват. политики, 2003. 303 с.
- Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции /Отв. ред. Б. Л. Вульфсон. М.: ИТПИМИО: РОУ, 1995. 269 с.
- Ривьер Ф. Устойчивое разнообразие в обществе знаний: возможности и вызовы// http//: www.conflfap.cpic.ru/upload/conf2005/reports/doklad615 .doc
- Рождественская И.А., Клячко Т. Л. Образование. Москва. 1999. 78 с.//http://iet.avi.ru/publications/1999/04/files/text/usaid/obraz.zip
- Российские вузы в Болонском процессе // http://bologna.mgimo.ru/documents.php ?catid=9&docid=151
- Российский университет в европейском научно-образовательном пространстве: Болонская перспектива: Материалы научного отчета /Под ред. И. Д. Демидовой, В. Н. Мининой, В. В. Васильковой. СПб.: Борей Арт, 2006. 240 с.
- Российское и общеевропейское образовательное пространство: организационно-экономические проблемы интеграции // Университетское управление. 2004. № 5−6(33). С. 12−52. // http://ecsocman.edu.ru/univman/msg/213 430.html
- Российское образование к 2001 году. Аналитический обзор // http://www/ed/gov/ru/uprav/obzor.html
- Россия в Болонском процессе: «подводные камни» // http://bologna.mgimo.ru/
- Россия в цифрах. 2003. Кратк. стат. сб./Госкомстат России. М., 2003. -398 с.
- Рублева JI. Многоуровневая система подготовки // Высшее образование в России. 2005. № 12. С. 56−59.
- Рябов Л.П. Анализ позитивных изменений и инновационных процессов в системах высшего профессионального образования развитых стран: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании. М.: НИИВО, 2001. -55 с.
- С заседания Совета при президенте по науке, технологиям и образованию // Высшее образование сегодня. 2005. № 6. С. 2−6.
- Саганенко Г., Степанова Е. Интеграционный процесс в европейском высшем образовании // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2004. № 4. С. 20−32.
- Сагинова О.В. Проблемы и перспективы интернационализации высшего образования // Экономика образования. 2005. № 1. С. 38−49.
- Садовничий В. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность // Высшее образование в России. 2006. № 7. С.7−15.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Москва: Наука, 1974. 279 с.
- Сазонов Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования / Учебное пособие. М.: ФИРО 2006. — 184 с.
- Самерханова Э.К. Образовательное пространство как педагогическая реальность // Мир образования образование в мире. Научно-методический журнал. № 3 (23). 2006. С. 37−45.
- Себкова X. Аккредитация и обеспечение качества высшего образования в Европе // Высшее образование сегодня. 2002. № 12. С. 4455.
- Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли /Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1968 600 с.
- Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. 290 с.
- Сенашко В. Высшая школа и болонские преобразования // Высшее образование в России. 2005. № 6. С. 95−100.
- Сенашко В., Ткач Г. Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций // Высшее образование в России. 2003. № 3. С. 25−34.
- Системные вопросы развития образования. Доклад к заседанию Совета по науке, технологиям и образованию 25 октября 2005 года // Официальные документы в образовании. 2005. № 34. С. 66−81.
- Скотт П. Глобализация и университет //Alma mater: вестник высшей школы. 2000. № 4. С. 3−8.
- Смелзер Н. Социология: Курс лекций по общ. социологии для студентов вузов. М.: Феникс, 1998. — 688 с.
- Смирнова Е.Э. (а) Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Ленинград: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977. -136 с.
- Смирнова Е.Э., Дубровская С. Е. Субъектный подход в образовании: сопряженность с Болонским процессом // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. № 4. С. 91−101.
- Современная западная социология: Словарь / Сост. Давыдов Ю. Н. и др. М.: Политиздат, 1990. 432 с.
- Соколов Р.В. К вопросу о единстве образовательного пространства //Мир образования образование в мире. 2001. № 3. С. 16−27.
- Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. М., 1992.
- Социологический словарь. Н. Аберкомби, С. Хилл, Б. С. Тернер. /Пер. с англ. С. А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казанского университета. 1997. -420 с.
- Социологический энциклопедический словарь. /Редактор -координатор академик РАН Г. В. Осипов. М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1998. — 488 с.
- Справка к заседанию коллегии Минобрнауки России 16 декабря 2004 года «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» // Официальные документы в образовании. 2005. № 13. С. 67−83.
- Справка о развитии международного сотрудничества в области образования на базе региональных центров международного сотрудничества // http://www.inforrnika.ru/text/goscorn/struk/depait/int-edu/Documents/sprav.html
- Старостенко A.M. Новые инновационные направления в образовательной стратегии вуза // Образование и общество. 2005. № 3 (32). Май-июнь. С. 20−24.
- Степанова Т.Е. Экономика знаний: методологический аспект. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004. 125 с.
- Стратегия развития Санкт-Петербургского государственного университета на период до 2012 года (проект) // Журнал Санкт-Петербургский университет. 2003. (5 мая). № 13−14 // http://www.spbumag.nw.rU/2003/13/2.shtml
- Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание соц. реальности / В. А. Ядов в сотрудничестве с В. В. Семеновой. М.: Академкнига: Добросвет, 2003. 595 с.
- Стронгин Р.Г. Опыт взаимного признания образовательных программ вузами России и Европы // Высшее образование сегодня 2002. № 4. С. 22−27.
- Стронгин Р. Максимов Г. Грудзинский А. Университет как интегратор в обществе, основанном на знаниях // Высшее образование в России. 2006 № 1.С. 15−27.
- Талалова JI.H. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2003. 368 с.
- Тезисы доклада министра образования Российской Федерации В. М. Филиппова // Журнал Санкт-Петербургский университет. № 4−5 (3626−3627). 20 февраля 2003 года //http://journal.spbu.rU/2003/04/8.shtml
- Тиммерман X. ЕС и Россия: соглашение о партнерстве и сотрудничестве // МЭиМО. 1996. № 5. С. 82−91.
- Трубицын М., Пересыпкин А. Международное сотрудничество // Высшее образование в России. 2005. № 6. С. 54−59.
- Тряпицын А.В. Интеграционные процессы в высшем образовании// Демократизация и перспективы развития международного сотрудничества. Омск, 2003. С. 201−209.
- Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Под ред. д.филол.н., проф. E.JI. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. 398 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1999 576 с.
- Формирование общеевропейского пространства высшего образования: задачи для российской высшей школы: аналитический обзор. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 207 с.
- Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: Докл. Всемир. Банка /Пер. с англ. Сальников А. М.: Весь Мир, 2003.- 199 с.
- Фромент Э. Европейское пространство высшего образования: новые рамки развития // Высшее образование сегодня. 2003. № 6. С. 38−40.
- Что такое программы академической мобильности? // http://bologna.mgimo.ru
- Шанчуров С. О международном сотрудничестве //Высшее образование в России. 2005. № 8. С. 81−85.
- Шаронова С. Болонский процесс: взгляд из Европы // Высшее образование в России. 2005. № 12. С. 142−146.
- Шафранов-Куцев Г. Ф. Современному обществу современный университет // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 5. С. 14−25
- Шереги Ф.Э., Дмитриев Н. М., Арефьев A.JI. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов (социологический анализ). М.: Центр социального прогнозирования. 2002. 552 с.
- Штер Н. Мир из знания // Социологический журнал. 2002. № 2. С. 31−35. // http://www.nir.ru/sj/sj/sj2−02stehr.html
- Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, -1969. 240 с.
- Щербаков Н.П. Болонский процесс: от Парижа до Бергена: Информационно-аналитический обзор /Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова: Изд-во АлтГТУ, 2004. 111 с.
- ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы. Составители: Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. СПб.: РНБ, 2004. -120 с.
- Яблонскене H.JI. Совместные образовательные программы, реализуемые на основе франчайзинга и валидации // httpV/www.imop.spbstu.ru/Russian/devcent/seminars/docs/N.Yablonskene.rar
- Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: курс лекций для системы постдипломного социологического. СПб.: Интерсоцис, 2006. 112 с.
- A Framework for Qualifications of the European Higher Education Area. Copenhagen K.: Ministry of Science, Technology and Innovation. February 2005. 200 pp. // http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Maindoc/5 0218QFEHEA.pdf
- Archer M.S. Social Origins of Educational Systems // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education ed. by John G. Richardson. New York: Greenwood Press. 1986. 375 pp.
- Becher Т., Kogan M. Process and Structure in Higher Education. 2nd ed. London, Routledge 1992. 209 pp.
- Beerkens H.J.J.G. Global Opportunities and Institutional Embeddedness. Higher Education Consortia in Europe and Southeast Asia. Enschede, 2004. -323 pp.
- Bock P.G. Functionalism and Functional Integration. // International Encyclopedia of Social Sciences /Ed. by David L. Sill. New York: The Macmillan Company and the Free Press. 1968. Vol.16. Pp. 534−541.
- Bologna process: between Praque and Berlin. Report to the Ministers of Education of the Sighnatory Countires. Berlin, September 2003. General Rapporteur: Prof. Pavel Zgaga. 117 p. // http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Maindoc/0309ZGAGA.PDF
- Clark B.R. The Higher Education System. Academic Organization in Cross-National Perspective. University of California Press. 1986. -315 pp.
- Cooley R.C. Social Integration // International Encyclopedia of Social Sciences David L. Sill (ed.) New York: 1968. The Macmillan Company and the Free Press. Vol.7 Pp. 382−386.
- Currie J., DeAngelis R., Boer H.d., Huisman J., Lacotte C. Globalizing Practices and University Responses: European and Anglo-American Differences. Westport, 2003.
- Developing Joint Masters Programmes for Europe. Results of the EUA Joint Masters Project (March 2002 Jan 2004). EUA. Belgium, 2004 — 33 p. // http://www.bolognabergen2005.no/EN/Bolsem/./JMDraftFinalReportEUA.pdf
- Explanatory Report to the Convention on the recognition of qualifications concerning higher education in the European region. Appendix 11 // Compendium of basic documents in the Bologna process. Strasbourg, 20
- August 2002. 122 p. // http. V/www.bolognaberlin2003.de/pdf/cornpendiumof.pdf
- Focus on the Structure of Higher Education in Europe 2004/05. National Trends in the Bologna Process. Brussels: Eurydice, 2005. 237 p.
- Harman G. Studying Mergers in Higher Education // Institutional Amalgamations in Higher Education: Process and Outcome in Five Countries. G. Harman, V.L. Meek (eds.). Armidale: University of New England, 1988.
- Higher Education in a Globalized Society. UNESCO Education Position Paper. UNESCO, 2004. 28 pp.
- Holm Т., Sorup R., Biering-Sorensen M., Thune C. Quality Procedures in European Higher Education. ENQA Occasional Papers. Helsinki, 2003. // http://www.oecdcentre.hse.ru/material/opublic/Ensuringquality.pdf
- Huisman J., Van Der Wende M.C. The EU and Bologna: are supra- and international initiatives threatening domestic agendas? // European Journal of Education. 2004. V. 39 № 3. Pp. 349−357.
- Knight J. GATS higher education implications, opinions and questions // First Global Forum on International Quality Assurance, Accreditation and the Recognition of Qualifications in Higher Education. Proceedings. 17−18 October 2002. Paris, 2002.
- Landecker W.S. Types of Integration and Their Measurement // American Journal of Sociology. 1951. № 56. Pp. 332−340.
- Marginson S. Nation-building Universities in a Global Environment: The Case of Australia// Higher Education. 2002. № 3. Vol. 43. Pp. 409−428.
- Quality Procedures in European Higher Education. European Network for Quality Assurance. Helsinki, 2003. 41 p. // http://www.enqa.eu/files/procedures.pdf
- Rauhvargers A. High Expectations Joint Degrees as a Means to a European Higher Education // NAFSA. International Educator. Washington. Spring 2003. Pp.26−31.
- Scott P. Massification, Internationalization and Globalization // The Globalization of Higher Education / Ed. By P. Scott P. Buckingham: SRHE/Open University Press. 1998. 134 pp.
- Stehr N. Fragility of Modern Societies Knowledge and Risk in the Information Age. Hardcover, 2001. 240 pp.
- Survey on Master Degrees and Joint Degrees in Europe. September 2002. Ed. By by Ch. Tauch, A.Rauhvargers. EUA Gennve: 2002. 45 p. // http//www.unige.ch/eua
- Teichler U. Internationalisation as a Challenge for Higher Education in Europe // Tertiary Education and Management. 1999. №.1. V.5. Pp. 5−23.
- The UNESCO/Council of Europe of Good Practice in the Provision of Transnational Education//Compendium of basic documents in the Bologna process. Strasbourg, 20 August 2002. 122 p. // http://www.bologna-berlin2003.de/pdf/compendiumof.pdf
- Van Damme D. Higher Education in the Age of Globalization // Globalization and the Market in Higher Education. Quality, Accreditation and Qualifications. UNESCO/IAU, 2002. 212 p.