Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогические основы использования изобразительной наглядности в системе биологического образования школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом следует подчеркнуть, что современная гуманистическая психология своим главным предметом считает целостную личность в процессе ее саморазвития, устремленную в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей, особенно творческих. Реализация этих идей осуществляется в рамках гуманистической педагогики. Следовательно, важнейшая задача образования формирование личностной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. Из истории проблемы использования наглядности в учебно-воспитательном процессе
    • 2. Место и роль курса биологии в общем развитии и формировании личности школьника
    • 3. Психолого-педагогическое обоснование использования изобразительной наглядности в системе биологического образования современных школьников
  • ГЛАВА II.
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В 6−9 КЛАССАХ
    • 1. Система изобразительной наглядности на уроках биологии в 6−9 классах как важнейший фактор биологического образования и эстетического воспитания школьников
    • 2. Индивидуально-возрастные особенности в развитии художественно-эстетического восприятия и формирования зрительных образов на уроках биологии в 6−9 классах

Психолого-педагогические основы использования изобразительной наглядности в системе биологического образования школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Условия гуманитаризации и демократизации образования подрастающих поколений, глубокие изменения в системе обучения и воспитания современных школьников настоятельно требуют совершенствования и обогащения содержания учебных предметов, разработки новых подходов в методике их преподавания, разработки эффективных педагогических методов, приемов и средств.

При этом следует подчеркнуть, что современная гуманистическая психология своим главным предметом считает целостную личность в процессе ее саморазвития, устремленную в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей, особенно творческих. Реализация этих идей осуществляется в рамках гуманистической педагогики. Следовательно, важнейшая задача образования формирование личностной зрелости обучаемых обусловливает систему мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, то есть в его гуманитаризации. На первый план выступает не только успешное усвоение учебного материала по предмету, но, прежде всего, развитие всех структур, компонентов личности — мышления, зрительных восприятий, представлений, творческой активности и т. д.

Решение этих вопросов актуально, требует совершенствования, поиска нестандартных форм, методов и средств обучения и использования опыта, накопленного в системе образования, в учебно-воспитательном процессе. Новая реформаторская концепция общего образования в России повышает роль наглядности, эстетического, нравственного воспитания школьников, открывая новые перспективы в вопросах образования и воспитания, повышая значимость учебно-воспитательного процесса.

Биология как обязательный общешкольный предмет обладает широчайшими возможностями для использования на уроках изобразительной наглядности, включая произведения изобразительного искусства, то есть изобразительную наглядность высокого художественного достоинства. Это значительно расширяет возможности эстетического воспитания, художественного образования школьников в процессе обучения биологии, в развитии и обогащении зрительных образов, представлений о природе, животном мире, человеке. Однако, как свидетельствует анализ педагогической практики, использование произведений изобразительного искусства на уроках биологии в 6−11 классах ведется очень редко и в чисто иллюстративном плане, без практической реализации дидактических функций, что снижает потенциальную возможность искусства в обучении школьников. Обычно использование зрительной наглядности в этих классах ограничивается анализом маловыразительных, с художественной точки зрения, носящих чисто иллюстративно-информационный характер рисунков и схем в учебниках. Не лучше обстоит дело и в младших классах. Хотя, в отличие от 6−11 классов, для начальной школы издавались в небольшом количестве подборки репродукций с картин — пейзажей известных художников и подборки репродукций с изображением животных по курсу природоведения. Сказанное не только противоречит требованиям межпредметных связей, но и лишает возможности с помощью изобразительного искусства донести до школьника красоту, гармонию природы, растительного и животного мира, в яркой форме показать общее и индивидуальное в развитии и функционировании человеческого организма, сложные отношения человека с окружающей природой, с окружающим миром, влияние человека на экологию и экологии на человека. Здесь следует особо подчеркнуть, что в центре изучения биологии и на уроках изобразительного искусства (и других предметов художественно-эстетического цикла) находятся природа, растительный и животный мир, человек, их тесная взаимосвязь. Поэтому комплексное использование знаний, специфических средств изучения учебного материала по курсу биологии и изобразительного искусства, мировой художественной культуры, литературы будет способствовать углублению знаний, конкретизации и одновременно обогащению зрительных образов, представлений.

Как известно, проблема использования наглядности в учебном процессе имеет свою давнюю историю. Этой проблемой занимались Я. А. Коменский, Ж.-Ж.Руссо, Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Д. О. Лордкипанидзе, Л. В. Занков, Н. П. Конобеевский и др.

Однако, вопросы конкретного использования наглядности, включая изобразительной наглядности высокого художественного достоинства в учебном процессе, особенно на уроках предметов естественно-научного цикла практически на ставились и не решались.

Все сказанное определяет актуальность и выбор темы данного исследования — «Психолого-педагогические основы использования изобразительной наглядности в системе биологического образования школьников», призванного восполнить в значительной мере указанный пробел в педагогической науке.

Проблема исследования: раскрытие психолого-педагогических основ использования изобразительной наглядности в системе биологического образования школьников и научная разработка эффективной методики использования изобразительной наглядности на уроках биологии в 6−9 классах.

Цель, исследования: повысить эффективность биологического образования и эстетического воспитания на уроках биологии в 6−9 классах средствами экспериментальной системы изобразительной наглядности.

Объект исследование: процесс обучения учащихся 6−9 классов на уроках биологии в общеобразовательной школе.

Предмет исследований: психолого-педагогические основы использования изобразительной наглядности в системе биологического образования учащихся 6−9 классов. 1.

Гипотезой исследовании послужило предположение о том, что успешное биологическое образование и эстетическое воспитание учащихся 6−9 классов на уроках биологии, предполагающее активизацию познавательной деятельности, художественного восприятия, зрительных представлений, проявления творческого мышления, умственных способностей, прочности и глубины знаний возможно при условиях: раскрытия психолого-педагогических основ использования изобразительной наглядности в системе биологического образования школьниковразработки и экспериментальной проверки эффективной методики использования изобразительной наглядности в процессе обучения биологии в 6−9 классах, включающей в себя оригинальную систему изобразительной наглядностираскрытия специфики художественного восприятия при анализе зрительной наглядностивыявления индивидуально-возрастных особенностей в развитии художественного восприятия и формирования зрительных образов на уроках биологии в 6−9 классах.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования, в соответствии с указанными объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть психолого-педагогические основы использования изобразительной наглядности. в системе биологического образования школьников,.

2. Разработать и экспериментально проверить экспериментальную методику использования изобразительной наглядности в процессе обучения биологии в 6−9 классах и на этой основе создать эффективную методику обучения биологии.

3. Выявить специфику художественного восприятия при анализе изобразительной наглядности.

4. Установить индивидуально-возрастные особенности в развитии художественного восприятия и формирования зрительных образов на уроках биологии в 6−9 классах.

5. Разработать эффективную систему изобразительной наглядности для уроков биологии в 6−9 классах.

Методологической основой исследования явились научные труды философов, ученых-естествоиспытателей, культурологов, художников, психологов, педагогов, посвященные методологии научных и педагогических исследований, теории и методики биологического образования и эстетического воспитания.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, культурологической, педагогической, психологической и искусствоведческой литературы, трудов ученых-естествоиспытателейизучение и обобщение опыта педагогов, ведущих уроки биологиинаблюдения за учебным процессом учащихся и педагогической деятельностью педагоговбеседы, анкетирование и интервьюированиепсихолого-педагогический развивающий эксперимент.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в школе № 741 г. Москвы.

Исследование проводилось в три этапа с 1991 по 1998 гг.

На первом этапе (1991;1992 гг.) осуществлялся систематический анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической, методической, научно-биологической и искусствоведческой литературы с целью изучения истории проблемы исследования, с целью использования в диссертации отдельных педагогических методов и приемов, адаптированных к конкретным условиям опытно-экспериментальной работы в школе № 741 г. Москвы.

Анализ литературных источников, включая диссертационные исследования, инструктивные материалы продолжился и на втором этапе (1993;1997 гг.), логически завершившись разработкой экспериментальной системы изобразительной наглядности на уроках биологии в 6−9 классахметодики эксперимента и педагогических методов, приемов и средств биологического образования и эстетического воспитания и развития школьников на основе изобразительной художественной наглядности.

Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения биологии в 6−9 классах на основе системы изобразительной наглядности в экспериментальных классах с установкой на эффективное биологическое образование и эстетическое воспитание и развитие школьников по разработанным диссертантом методическим рекомендациям при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением в параллельных классах (контрольные классы).

Одновременно сравнивались и педагогические пути, метода и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных классах. В экспериментальных классах занятия велись по предложенной диссертантом методической системе с использованием разработанных методических рекомендаций, поурочных разработок и специальной системы оригинальных учебно-методических пособий с применением проблемных заданий, ситуаций, творческих сочинений, докладов по разделам биологии, культурологии и искусства.

Широко проводились экскурсии на природу (включая Центральный ботанический сад), в художественные и естественнонаучные музеи (Государственная третьяковская галерея, Дом-музей В. М. Васнецова, Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева, Зоологический музей Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Музей коневодства московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева и др.), на выставки, организовывались лекции, доклады о творчестве известных художников-пейзажистов и анималистов.

В результате систематических анкетирований, проведения контрольны?^ занятий, написания докладов и рефератов, сравнивались результаты экспериментальных занятий и результаты традиционной методики проведения аналогичных уроков.

В контрольных классах не применялась экспериментальная методика, не использовались экспериментальные методические разработки учебных занятий, не демонстрировалась система специально разработанных наглядных пособий-таблиц, отсутствовали проблемные ситуации, задания и вопросы, отрывочно, бессистемно использовались технические средства. Редко организовывались экскурсии в музеи и художественные выставочные залы, на природу. Другими словами, методика обучения и воспитания в контрольных классах, в отличие от методики в экспериментальных классах, была обычной, наблюдаемой в широкой педагогической практике.

На третьем этапе в конце эксперимента (1997;1998 гг.) проводились итоговые, сравнительные занятия, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы, исследования, осуществлялось оформление диссертации.

На защиту вьшосятея следующие положении: ®психолого-педагогическое обоснование использования изобразительной наглядности в системе биологического образования современных школьниковдидактическая система изобразительной наглядности для уроков биологии в 6−9 классахразработка и экспериментальная проверка эффективной методики использования изобразительной наглядности на уроках биологии в 6−9 классахсодержание и структура отдельных уроков школьного курса биологии с использованием изобразительной наглядности и, прежде всего, с использованием репродукций и иллюстраций с произведений изобразительного искусства.

Научна®новизна м теоретическая ценность исследования состоят в том, что в нем: раскрыты психолого-педагогические основы использования изобразительной наглядности в системе биологического образования школьниковвыявлена специфика художественного восприятия при анализе изобразительной наглядностиустановлены индивидуально-возрастные особенности в развитии художественного восприятия и формирования зрительных образов на уроках биологии в 6−9 классах.

Иравтраеская значимость исследования заключается: в разработке и экспериментальной проверке эффективной методики обучения биологии в 6−9 классах на основе использования экспериментальной системы изобразительной наглядностив создании эффективной дидактической системы изобразительной наглядности для уроков биологии в 6−9 классах.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебных планов и программ по курсу биологии для общеобразовательных учреждений, включая гимназии, лицеи, школы с лицейскими классами, при создании новых поколений учебно-методических пособий для школьников, в курсах лекций по педагогике и методикам в педагогических институтах, университетах и училищах, колледжах, в институтах усовершенствования учителей.

Степень достоверности и обоснованности полученных диссертантом результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, культурологии и эстетики, теории и практики биологического образования и эстетического воспитания.

Апробаций и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в школе № 741 г. Москвы.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на конференциях и заседаниях отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (1995;1998 гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской.

Федерации (1994;1998 гг.), на педагогических советах школы № 741 г. Москвы. Материалы исследования внедрены в школьную практику также в виде опубликованных научных работ диссертанта.

В заключение можно подвести следующие итоги исследования и сформулировать основные выводы:

Использование изобразительной наглядности и, прежде всего, произведений изобразительного искусства на уроках биологии в средней школе подтвердило эффективность разработанной методической системы повышения уровня обученности и знаний учащихся, развития познавательной активности, творческого мышления, умственных способностей, эстетического развития их личности.

В работе подтверждена рабочая гипотеза, выдвинутая в начале исследования.

В диссертации выявлено функциональное значение, роль, место и методика использования изобразительной наглядности, произведений изобразительного искусства в процессе преподавания биологии, широкие дидактические возможности использования изобразительных средств в учебно-воспитательном процессе на уроках биологии в 6−9 классах.

Использование изобразительной наглядности, произведений изобразительного искусства в различных вариациях с непременным условием реализации системности и планомерного использования на уроках биологии помогает достижению определенных целей в обучении, осуществлению вариативности, дифференцированное&trade-, интегрированности биологического образования и эстетического воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А., Торшин В. И. Экология человека. Избранные лекции. -М., 1994.
  2. Активные методы обучения в природоохранном образовании. М., 1987.
  3. А. Психология тестирования. Книга 1 и 2. М., 1982.
  4. В. В. Педагогические институты. М., 1975.
  5. Н.М. Нравственное воспитание подростков в процессе обучения. М., 1989.
  6. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
  7. Н.А. Человек и машина // Философия творчества, культуры и искусства. T. l -М., 1994.
  8. Биология. Зоология. Учебник для 6−7 классов. /Под ред. Д. В. Наумова. М., 1984.
  9. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебник для 6−7 классов, (автор Т. И. Серебрякова, А. Г. Еленовский и др.). М., 1997.
  10. Ю.Биология. Человек. Учебник для 9 класса. /Под ред. П. С. Батуева. М., 1994.
  11. С.А. Экология. М., 1997.
  12. С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга// Вопросы психологии. 1999, № 4.
  13. ММ. и др. Введение в экологическое право. М., 1996.
  14. М.М. Экологическое право (Право окружающей среды). М., 1998.
  15. С.Н. Два города: Исследование о природе общественных идеалов. С-П., 1997.
  16. В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.
  17. Н.Ф. Теория и методика изучения глобальных экологических проблем на основе геоэкологического подхода в школьной географии. М., 2000.
  18. Вопросы экологического воспитания учащейся молодежи. Ташкент, 1989.
  19. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (опыт теоретико-прикладных исследований РАО, Институт развития личности). М., 1997.
  20. .З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М, 1981.
  21. И.П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и будущей географии мира. М, 1985.
  22. Э., Широкова И. Ю. Экология и культура. М., 1989.
  23. Глазачев С: Н. Экологические основания культуры мира // Экологическое образование. 2000, № 1.
  24. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
  25. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1983.
  26. Д.П., Горовая В. И., Анастасова Л. П. Мир эивотных и окружающая среда. М., 1994.
  27. Гор Эл. Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух. М., 1993.
  28. А. А. Отношение к природе в русской культуре. М., 1987.2 9. Горе лов А. А. Философия и решение экономической проблемы //человек, общество, природа в век НТР. М., 1983.
  29. А.А. Экология. Курс лекций. М., 1998.
  30. Государственные доклады «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации». М., 1992−1998.
  31. Н.Н. Общественность и среда обитания. М., 1997.
  32. Данилов- Данильян В. И., Горшков В. Г., Аре кий Ю.М., Лосев К. С. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа) // Зеленый мир. 1994, №№ 22,27,29. 1995, № 1,2,6,7.
  33. С.Д., Левин В. А. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. -М., 1999.
  34. Г. Принцип эстетического воспитания. Тбилиси, 1971.
  35. В. В. Русский чернозем. Наши степи прежде и теперь // Новый мир. 1986, № 1.
  36. О. Л. Механизм действия экологического права (юридический и социологический подходы). М., 1993.
  37. У. Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия. М., 1975.
  38. Ев л адова Е. Б. Вечная тайна античности. М., 1995.
  39. Е.Б., Петракова Т. И. Открытие мира. Расти здоровым! Открытая книга. М., 1994.
  40. Е.Б., Петракова Т. И. Путешествие к истокам. М., 1994.
  41. Закон РФ «Об образовании». 1996.
  42. Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях». 1995.
  43. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». 1991.
  44. С. Экология нравственности // Молодой коммунист. 1989, № 7.49.3ахлебный А. Н. На экологической тропе: опыт экологического воспитания. -М., 1986.
  45. Известия АПН РСФСР, вып. 11. М., 1947.
  46. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.5 5. Кол басов О. С. Международно-правовая охрана окружающей среды. -М., 1982.
  47. В.Д. Социальная экология. Л., 1990.
  48. . Замыкающийся круг. Л., 1974.
  49. Комплексная программа «Экологическое образование». РАО. /Под ред. Б. Т. Лихачева. -М., 1993.
  50. Конвенция «О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении». Ратифицирована Федеральным Собранием РФ 5 ноября 1997 г.
  51. Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития// Зеленый мир, 1995, № 4.
  52. КоменскийЯ.А. Избр. пед.соч. М., 1955.
  53. Критерии, методы и методики изучения и формирования отношения школьников к природе. Ставрополь, 1988.
  54. В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
  55. И.В., Забелин И. М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М., 1988.
  56. Кузин В. С. Методика эстетического воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства. М., 1982.
  57. B.C. Психология. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений.-М., 1997.
  58. Лавриненко В. Н. Социология. М., 1998.
  59. И.Д. Испытание разума. М., 1989.
  60. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  61. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., Просвещение, 1985.
  62. Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989.
  63. А.А., Соколов И. А., Шилов И. А. Современные проблемы экологического образования // Вест. АН РФ. 1988, № 11.
  64. А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. М., 1998.
  65. К.С., Горшков В. Г., Кондратьев К.Я, и др. Проблемы экологии России. М., 1993.
  66. Д.О. Принципы организации и принципы обучения. М., 1957.
  67. Н.М. и др. Основы общей экологии. М., 1998.
  68. Н.Д., Сугавегина И. Т. Экология.-М., 1999.
  69. В.К., Слободянюк А.А."Комплексная учебная программаэколого-экономической педагогики (КУП «53»)// Специалист. 1998, № 2.
  70. Методы сбора информации в социологическом исследовании / Под редакцией Андреенкова В. Г., Масловой О. М. В 2 т. М., 1990.
  71. .М., Наумова Л.Г.Экология России. Учебник, книга для учителя, рабочие тетради. М., 1998.81 .Миронов А. В. Эстетическое и нравственное в экологическом воспитании школьников. -Казань, 1989.
  72. Н.Н. Экология, нравственность и политика // Вопросы философии. 1989, № 5.
  73. A.M. Профессиональное образование России. М., 1997.
  74. Образовательная экологическая программа. Пущине, 1993.
  75. Общественное экологическое движение в России // Экология, 1995.
  76. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М., 1955.87.0дум Ю. Основы экологии. М., 1975.
  77. Ю.П., Никанорова Е. В. Экологический импульс. Проблема формирования экологической кулыуры молодежи. М., 1990.
  78. Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник. М., 1993.
  79. Очерки по истории экологии. / Под ред. Г. А. Новикова. М., 1998.
  80. В.В. Экология. Учебник, книга для учителя, рабочая тетрадь, школьный практикум по экологии. М. 1998.
  81. Г. Человек в современном мире. М., 1985.
  82. Педагогика. Курс лекций. /Под общей ред. Г. И. Щукиной /М., Просвещение, 1966.
  83. Педагогика. /Под ред. Ю. К. Бабанского. М., Просвещение, 1988.
  84. Педагогический поиск. -М., 1987.
  85. Е.А., Кухта A.M. Экологическое воспитание учащихся. Киев, 1990.
  86. Т.И. Мир вокруг нас. М., 1998.
  87. Постановление Правительства РФ «О мониторинге земель в Российской Федерации», от 15 июля 1992 г.
  88. С.С. Педагогические условия организации работы многопрофильного учебного комплекса «детский сад школа — вуз». -М., 1997.
  89. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. М., 1993.
  90. Пути совершенствования экологического образования и воспитания школьников. Методическое письмо Министерства просвещения УССР. -Киев, 1987.
  91. Реймерс Н. Ф. Надежды на выживание человечества- концептуальная экология. -М&bdquo- 1992.
  92. ЮЗ.Роныиина Т. Н. Ценностные ориентации личности студента // Специалист. 1998, № 11.
  93. Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
  94. Р. А. Наш дом планета Земля. Полемические очерки об экологии человека. -М., 1982.
  95. С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. -М., 1997.
  96. И.Т., Зверева И. Д. Отношение школьников к природе. М., 1988.
  97. И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир. М., 1994.
  98. М.Г. Педагогические основы формирования нравственногосознания и социально активного поведения учащихся в процессе общественно полезной деятельности, Тбилисси, 1986.
  99. Указ Президента РФ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», от 4 февраля 1994 г.
  100. Указ Президента РФ «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию», от 1 апреля 1996 г.
  101. А.Д., Урсул Т. А. Эволюция, космос, человек (общие закономерности развития и концепция антропокосмизма). Кишинев, 1986.
  102. ПЗ.Учебные стандарты школ России. Кн.2. М., «Прометей», 1998.
  103. К.Д. О наглядном обучении. Избр.пед.соч.1, II, М. Учпедгиз, 1954.
  104. Формирование нравственно-экологического здоровья школьников. -Екатеринбург, 1997.
  105. Пб.Хайдаров Яв., Яшин Соибов. О постановке экологического образования //Специалист. 1998, № 9.
  106. П7.Хотулева М. В. и др. Как организовать общественную экологическую экспертизу. М., 1996.
  107. П8.Цветкова И. В. Маленький принц Земли: Программа формирования экологической культуры детей и подростков. М., 1995.
  108. А.И. Экология: тревога нарастает. Л., 1989.
  109. А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
  110. А.Ф. Современные педагогические технологии основа повышения качества подготовки специалистов // Специалист. 1998, № 3.
  111. Экологическое воспитание в средней и высшей школе. Тезисыреспубликанской научно-методической конференции, 13−14 октября 1988 г. Даугавпилс, 1988.
  112. Экологическое образование в России. Справочное пособие для преподавателей. Обнинск, 1997.
  113. Экологическое образование и воспитание. М, 1987.
  114. Экологическое образование школьников. М., 1983.
  115. Экология, демократия, молодежь. М., 1990.
  116. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983.
  117. Эстетическое воспитание школьников. /Под ред. Бурова А. И., Лихачева Б. Т. М., Педагогика, 1974.
  118. А.В. Пробуждение от экологической спячки // Родина. 1990, № 4.
  119. А. В. Атомная мифология. М., 1997.
  120. В.А. Социологические исследования. Методология, программа, методы. -М., 1987.
  121. Ф. Т. Учение В.И. Вернадского о преобразовании биосферы и экологии человека. М, 1986.
Заполнить форму текущей работой