Психолого-педагогические основы использования изобразительной наглядности в системе биологического образования школьников
Диссертация
При этом следует подчеркнуть, что современная гуманистическая психология своим главным предметом считает целостную личность в процессе ее саморазвития, устремленную в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей, особенно творческих. Реализация этих идей осуществляется в рамках гуманистической педагогики. Следовательно, важнейшая задача образования формирование личностной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I.
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. Из истории проблемы использования наглядности в учебно-воспитательном процессе
- 2. Место и роль курса биологии в общем развитии и формировании личности школьника
- 3. Психолого-педагогическое обоснование использования изобразительной наглядности в системе биологического образования современных школьников
- ГЛАВА II.
- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В 6−9 КЛАССАХ
- 1. Система изобразительной наглядности на уроках биологии в 6−9 классах как важнейший фактор биологического образования и эстетического воспитания школьников
- 2. Индивидуально-возрастные особенности в развитии художественно-эстетического восприятия и формирования зрительных образов на уроках биологии в 6−9 классах
Список литературы
- Агаджанян Н.А., Торшин В. И. Экология человека. Избранные лекции. -М., 1994.
- Активные методы обучения в природоохранном образовании. М., 1987.
- Анастази А. Психология тестирования. Книга 1 и 2. М., 1982.
- Анисимов В. В. Педагогические институты. М., 1975.
- Аплетаев Н.М. Нравственное воспитание подростков в процессе обучения. М., 1989.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
- Бердяев Н.А. Человек и машина // Философия творчества, культуры и искусства. T. l -М., 1994.
- Биология. Зоология. Учебник для 6−7 классов. /Под ред. Д. В. Наумова. М., 1984.
- Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебник для 6−7 классов, (автор Т. И. Серебрякова, А. Г. Еленовский и др.). М., 1997.
- Ю.Биология. Человек. Учебник для 9 класса. /Под ред. П. С. Батуева. М., 1994.
- Боголюбов С.А. Экология. М., 1997.
- Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга// Вопросы психологии. 1999, № 4.
- Бринчук ММ. и др. Введение в экологическое право. М., 1996.
- Бринчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды). М., 1998.
- Булгаков С.Н. Два города: Исследование о природе общественных идеалов. С-П., 1997.
- Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 1989.
- Винокурова Н.Ф. Теория и методика изучения глобальных экологических проблем на основе геоэкологического подхода в школьной географии. М., 2000.
- Вопросы экологического воспитания учащейся молодежи. Ташкент, 1989.
- Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (опыт теоретико-прикладных исследований РАО, Институт развития личности). М., 1997.
- Вульфов Б.З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М, 1981.
- Герасимов И.П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и будущей географии мира. М, 1985.
- Гирусов Э., Широкова И. Ю. Экология и культура. М., 1989.
- Глазачев С: Н. Экологические основания культуры мира // Экологическое образование. 2000, № 1.
- Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1983.
- Гольнеева Д.П., Горовая В. И., Анастасова Л. П. Мир эивотных и окружающая среда. М., 1994.
- Гор Эл. Земля на чаше весов. Экология и человеческий дух. М., 1993.
- Горелов А. А. Отношение к природе в русской культуре. М., 1987.2 9. Горе лов А. А. Философия и решение экономической проблемы //человек, общество, природа в век НТР. М., 1983.
- Горелов А.А. Экология. Курс лекций. М., 1998.
- Государственные доклады «О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации». М., 1992−1998.
- Гришин Н.Н. Общественность и среда обитания. М., 1997.
- Данилов- Данильян В. И., Горшков В. Г., Аре кий Ю.М., Лосев К. С. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа) // Зеленый мир. 1994, №№ 22,27,29. 1995, № 1,2,6,7.
- Дерябо С.Д., Левин В. А. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. -М., 1999.
- Джибладзе Г. Принцип эстетического воспитания. Тбилиси, 1971.
- Докучаев В. В. Русский чернозем. Наши степи прежде и теперь // Новый мир. 1986, № 1.
- Дубовик О. Л. Механизм действия экологического права (юридический и социологический подходы). М., 1993.
- Дуглас У. Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия. М., 1975.
- Ев л адова Е. Б. Вечная тайна античности. М., 1995.
- Евладова Е.Б., Петракова Т. И. Открытие мира. Расти здоровым! Открытая книга. М., 1994.
- Евладова Е.Б., Петракова Т. И. Путешествие к истокам. М., 1994.
- Закон РФ «Об образовании». 1996.
- Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях». 1995.
- Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». 1991.
- Залыгин С. Экология нравственности // Молодой коммунист. 1989, № 7.49.3ахлебный А. Н. На экологической тропе: опыт экологического воспитания. -М., 1986.
- Известия АПН РСФСР, вып. 11. М., 1947.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.5 5. Кол басов О. С. Международно-правовая охрана окружающей среды. -М., 1982.
- Комаров В.Д. Социальная экология. Л., 1990.
- Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л., 1974.
- Комплексная программа «Экологическое образование». РАО. /Под ред. Б. Т. Лихачева. -М., 1993.
- Конвенция «О запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении». Ратифицирована Федеральным Собранием РФ 5 ноября 1997 г.
- Концепция перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития// Зеленый мир, 1995, № 4.
- КоменскийЯ.А. Избр. пед.соч. М., 1955.
- Критерии, методы и методики изучения и формирования отношения школьников к природе. Ставрополь, 1988.
- Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.
- Круть И.В., Забелин И. М. Очерки истории представлений о взаимоотношении природы и общества. М., 1988.
- Кузин В. С. Методика эстетического воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства. М., 1982.
- Кузин B.C. Психология. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений.-М., 1997.
- Лавриненко В. Н. Социология. М., 1998.
- Лаптев И.Д. Испытание разума. М., 1989.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., Просвещение, 1985.
- Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989.
- Логунов А.А., Соколов И. А., Шилов И. А. Современные проблемы экологического образования // Вест. АН РФ. 1988, № 11.
- Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. М., 1998.
- Лосев К.С., Горшков В. Г., Кондратьев К.Я, и др. Проблемы экологии России. М., 1993.
- Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и принципы обучения. М., 1957.
- Мамедов Н.М. и др. Основы общей экологии. М., 1998.
- Мамедов Н.Д., Сугавегина И. Т. Экология.-М., 1999.
- Маригодов В.К., Слободянюк А.А."Комплексная учебная программаэколого-экономической педагогики (КУП «53»)// Специалист. 1998, № 2.
- Методы сбора информации в социологическом исследовании / Под редакцией Андреенкова В. Г., Масловой О. М. В 2 т. М., 1990.
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г.Экология России. Учебник, книга для учителя, рабочие тетради. М., 1998.81 .Миронов А. В. Эстетическое и нравственное в экологическом воспитании школьников. -Казань, 1989.
- Моисеев Н.Н. Экология, нравственность и политика // Вопросы философии. 1989, № 5.
- Новиков A.M. Профессиональное образование России. М., 1997.
- Образовательная экологическая программа. Пущине, 1993.
- Общественное экологическое движение в России // Экология, 1995.
- Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М., 1955.87.0дум Ю. Основы экологии. М., 1975.
- Ожогов Ю.П., Никанорова Е. В. Экологический импульс. Проблема формирования экологической кулыуры молодежи. М., 1990.
- Окружающая среда. Энциклопедический словарь-справочник. М., 1993.
- Очерки по истории экологии. / Под ред. Г. А. Новикова. М., 1998.
- Пасечник В.В. Экология. Учебник, книга для учителя, рабочая тетрадь, школьный практикум по экологии. М. 1998.
- Парсонс Г. Человек в современном мире. М., 1985.
- Педагогика. Курс лекций. /Под общей ред. Г. И. Щукиной /М., Просвещение, 1966.
- Педагогика. /Под ред. Ю. К. Бабанского. М., Просвещение, 1988.
- Педагогический поиск. -М., 1987.
- Писарчук Е.А., Кухта A.M. Экологическое воспитание учащихся. Киев, 1990.
- Попова Т.И. Мир вокруг нас. М., 1998.
- Постановление Правительства РФ «О мониторинге земель в Российской Федерации», от 15 июля 1992 г.
- Постовалов С.С. Педагогические условия организации работы многопрофильного учебного комплекса «детский сад школа — вуз». -М., 1997.
- Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро. М., 1993.
- Пути совершенствования экологического образования и воспитания школьников. Методическое письмо Министерства просвещения УССР. -Киев, 1987.
- Реймерс Н. Ф. Надежды на выживание человечества- концептуальная экология. -М&bdquo- 1992.
- ЮЗ.Роныиина Т. Н. Ценностные ориентации личности студента // Специалист. 1998, № 11.
- Российская социологическая энциклопедия. М., 1998.
- Смит Р. А. Наш дом планета Земля. Полемические очерки об экологии человека. -М., 1982.
- Соловьев С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. -М., 1997.
- Суравешна И.Т., Зверева И. Д. Отношение школьников к природе. М., 1988.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В. М. Экология и мир. М., 1994.
- Тайчинов М.Г. Педагогические основы формирования нравственногосознания и социально активного поведения учащихся в процессе общественно полезной деятельности, Тбилисси, 1986.
- Указ Президента РФ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», от 4 февраля 1994 г.
- Указ Президента РФ «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию», от 1 апреля 1996 г.
- Урсул А.Д., Урсул Т. А. Эволюция, космос, человек (общие закономерности развития и концепция антропокосмизма). Кишинев, 1986.
- ПЗ.Учебные стандарты школ России. Кн.2. М., «Прометей», 1998.
- Ушинский К.Д. О наглядном обучении. Избр.пед.соч.1, II, М. Учпедгиз, 1954.
- Формирование нравственно-экологического здоровья школьников. -Екатеринбург, 1997.
- Пб.Хайдаров Яв., Яшин Соибов. О постановке экологического образования //Специалист. 1998, № 9.
- П7.Хотулева М. В. и др. Как организовать общественную экологическую экспертизу. М., 1996.
- П8.Цветкова И. В. Маленький принц Земли: Программа формирования экологической культуры детей и подростков. М., 1995.
- Шалимов А.И. Экология: тревога нарастает. Л., 1989.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.
- Щепотин А.Ф. Современные педагогические технологии основа повышения качества подготовки специалистов // Специалист. 1998, № 3.
- Экологическое воспитание в средней и высшей школе. Тезисыреспубликанской научно-методической конференции, 13−14 октября 1988 г. Даугавпилс, 1988.
- Экологическое образование в России. Справочное пособие для преподавателей. Обнинск, 1997.
- Экологическое образование и воспитание. М, 1987.
- Экологическое образование школьников. М., 1983.
- Экология, демократия, молодежь. М., 1990.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983.
- Эстетическое воспитание школьников. /Под ред. Бурова А. И., Лихачева Б. Т. М., Педагогика, 1974.
- Яблоков А.В. Пробуждение от экологической спячки // Родина. 1990, № 4.
- Яблоков А. В. Атомная мифология. М., 1997.
- Ядов В.А. Социологические исследования. Методология, программа, методы. -М., 1987.
- Яншин Ф. Т. Учение В.И. Вернадского о преобразовании биосферы и экологии человека. М, 1986.