Институт правопреемства в современном международном праве
Что касается двухсторонних соглашений, было воспринято положение конвенции 1978 г. Чтобы соглашение СССР перешло на РБ, нужно было, чтобы РБ заключила соглашение с прежним партнером СССР о правопреемстве данного МД. На практике особенность РБ состояла в том, что она была членом ООН с 1945 г. Как член ООН, РБ подписывала все соглашения, которые разрабатывались в рамках ООН. Потому вопрос… Читать ещё >
Институт правопреемства в современном международном праве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реферат
Институт правопреемства в современном международном праве
1. Понятие правопреемства и кодификация правопреемства в современном МП. Объекты правопреемства
конвенция правопреемство договор венский
Проблема правопреемства возникает с появлением новых государств. Если обратиться к Венской конвенции 1978 или 1983 гг., в них дается идентичное понятие правопреемства: это смена одного государства другим в отношении ответственности за территорию, которая является объектом правопреемства. Должно быть налицо государство-предшественник и государство-преемник. Объектом правопреемства являются международные обязательства государства, является также его собственность, государственные долги, государственные архивы. Новацией в правопреемстве является и то, что в настоящее время также регулируется и вопрос, связанный с правопреемством гражданства.
Правопреемство возникает, когда:
Ш несколько государств объединились в одно;
Ш от государства отделилась часть территории, на которой возникло новое государство;
Ш в случае распада прежнего государства;
Ш бывшие колонии становятся независимыми государствами, а на их территории есть архивы, собственность бывшей метрополии;
Ш государство обменивается территориями.
Правопреемство регулируется в МП. В 1978 г. была принята Конвенция о правопреемстве международных договоров, в 1983 г. принята Конвенция о правопреемстве собственности, долгов и архивов. Судьба этих конвенций различна. Конвенция 1978 г. официально вступила в силу только в 1996 г. (нужно было 15 ратификаций) Конвенция 1983 г. до сих пор не получила эти 15 ратификаций. Это не означает, что она практически не совершается. Таким образом, институт правопреемства действует в МП и как договорная, и как обычная норма МП.
Термины в области правопреемства: идентичность, континуитет и правопреемство.
Континуитет — продолжение. Есть старое и есть новое государство. Последнее обладает континуитетом по отношению к старому в территории, населении, обязательствах. Характерен после распада государств. Связь между старыми советскими республиками и новыми появившимися после распада — это континуитет. Это синоним идентичности. Когда говорим о континуитете, то старое государство как бы продолжается в новом облике.
Правопреемство — переход прав и обязанностей от старого субъекта к новому объекту. Одним из прав являются международные обязательства. 1978 Конвенция специально рассмотрела все эти вопросы, при каких условиях она применяется:
1) несколько государств объединились в одно;
2) появилось новое государство (бывшая колония);
3) от государства отделилась часть территория и появилось новое;
4) распад государства;
5) просто часть территории отходит от одного государства к другому.
При выработке этой конвенции государства (разрабатывался проект КМП) пользовались следующими теориями:
1) согласно теории континуитета все прежние обязательства государства-предшественника переходят государству-преемнику;
2) теория tabula rasa (clean state): ни одно обязательство государства-предшественника не переходит на государство-преемника;
3) теория выбора: по усмотрению нового государства, он может либо воспринять, либо не воспринять прежние обязательства государства-предшественника.
Объекты, исключенные из правопреемства:
— соглашения о границах. Это было вызвано тем положением, которое создалось в новых независимых государствах — бывших колониях.
— договоры, которые регулируют обязательства в пользу группы государств либо международного сообщества в целом (например, договор об Антарктике, договор о военных базах на территориях других государствах).
Если новое государство возникло в результате объединения нескольких государств, то применяется принцип континуитета. Согласно ВК, если государство возникло в результате распада прежнего государства и образования его на территории нового государства, применяется принцип континуитета, если государства не заключат соглашение о другом.
Распад государства: принцип континуитета, если возникшие государства не договорятся о другом.
Если от государства отделяется часть государства и там образуется новое государства, то тоже принцип континуитета, если не договорятся об ином.
Новое государство возникло в результате деколонизации — принцип tabula rasa. Ни одно государство не имеет юридической силы на территории государства-преемника без согласия этого государства.
Теория tabula rasa имеет отрицательные черты. Так, метрополия являлась участниками многих универсальных международных договоров. Потому бывшие колонии оставались в правовом вакууме.
В Венской конвенции 1978 г. есть положение, согласно которому вновь возникшее государство может стать участником любого многостороннего договора. Это не может произойти только в том случае, если из содержания этого договора вытекает, что присоединение к нему нового государства будет противоречить объекту и цели договора.
Объектом правопреемства являются и двухсторонние договоры.
Чтобы двухсторонний договор распространялся и на новое государство, необходимо официальное согласие государства на это. Либо из поведения государства-преемника вытекает, что оно согласно с этим договором.
Примеры СССР
Согласно Венской Конвенции 1978 г. — должен применяться принцип континуитета на все республики, т. е. все обязательства распространяются на всех.
Соглашение от 8 августа 1991 г.: СССР прекращает свое действие как субъект МП и как геополитическая реальность. Указывается, что все советские республики выступают как правопреемники многосторонних международных обязательств СССР.
Исходя из соглашения, все советские республики, в том числе РФ, становились правопреемниками СССР на равных основаниях. Но дело осложнялось тем, что СССР занимал особое место в МО. Тогда речь шла, кто будет постоянным членом Совбеза. Кроме того, СССР являлся ядерной державой. Встал вопрос, как будут распределяться ядерные запасы СССР между всеми советскими республиками. ЕС предложил, чтобы РФ взяла на себя все функции СССР, выступила в роли континуатора. Для этого был введен специальный термин — государство-продолжатель. РФ выступала в двух ипостасях: государство-продолжатель и правопреемник. 21 декабря 1991 г. была принята декларация бывших советских республик, по которому провозглашалось создание СНГ, закреплялось, что РФ выступает как продолжатель всех международных обязательств СССР. Все советские республики (кроме Грузии и стран Балтии) подписали этот договор. Ельцин на имя ГенСека ООН отправил заявление об этом. От ООН не было возражений. Кроме того, РФ обратилась ко всем государствам, с кем у СССР были дип. Отношения — диппредставительства СССР стали считаться диппредставительствами РФ.
С позицией Чехии после распада Чехословакии относительно выступления как государства-продолжателя, не согласились. Таким образом, случай России — единственный в своем роде. С этим не соглашается только Украина.
Правопреемство МД СССР
РФ — автоматически. Другие — обычные правопреемник, должны были признать, но практика стран СНГ пошла иначе. В 1992 г., 6 июля, принято соглашение между участниками СНГ о взаимопонимании в области правопреемства договоров СССР, представляющих общий интерес: само государство решает вопрос, станет оно участником этих соглашений или нет.
Что касается двухсторонних соглашений, было воспринято положение конвенции 1978 г. Чтобы соглашение СССР перешло на РБ, нужно было, чтобы РБ заключила соглашение с прежним партнером СССР о правопреемстве данного МД. На практике особенность РБ состояла в том, что она была членом ООН с 1945 г. Как член ООН, РБ подписывала все соглашения, которые разрабатывались в рамках ООН. Потому вопрос о правопреемстве МД, заключенных в рамках ООН, для Беларуси не стоял. Что касается двухсторонних соглашений: либо партнер СССР обращался в МИД РБ с предложением выполнять МД, который был заключен СССР с данным государством, либо РБ сама обращалась к прежнему партнеру с подобным предложением. Если соглашалась РБ, парламент принимал закон о правопреемстве, и данный договор распространялся и на РБ. В случае с Венгрией не работало, т.к. она признала все соглашения с СССР утратившими свою силу, следовательно, вопроса о правопреемстве не стояло.
Вопросы правопреемства должны были решать Германия, Югославия, Чехословакия.
Воссоединение Германии в 1990 г. — Декларация о воссоединении, а также Соглашение между ГДР и ФРГ и бывшими странами Союзного совета (США, СССР, Францией, Великобританией). Особенности: два государства обычно объединяются в одно и выступают в количестве равных правопреемников, а при воссоединении ГДР и ФРГ этого не произошло. Единственным правопреемником была признана ФРГ. ГДР вошла в ФРГ в качестве земли (утратила статус самостоятельного государства). Когда ФРГ стала единым государством, а объединение произошло не путем равноправного вхождения государств, по-разному решались и вопросы правопреемства. Их решение полностью зависело от ФРГ, которая сама определяла, какие договоры, заключенные ГДР, она посчитает нужным признать. Сложность при выборе договоров, которые она признает, заключалась в том, что ФРГ и по Конституции, и по заключенным договорам отличалась от ГДР (капиталистическое-социалистическое; конституционные положения ФРГ базируется на принципах признания демократических ценностей и верховенства закона). Потому, если ФРГ считала, что договор ГДР не соответствует таким ценностям, то договор не признавался.
ГДР была поглощена ФРГ потому, что именно ФРГ — это то государство, на базе которого должно быть произведено объединение Германии, ведь претензии после Второй мировой войны обращались к ФРГ.
Начиная с 1991 г., после распада СССР, часть республик, которая входила в состав СФРЮ (Словения, Босния и Герцеговина) объявили себя независимыми. СФРЮ не хотела признать их независимость, потому развернулся военный конфликт.
Словения, Босния и Герцеговина обратились за помощью к ЕС. В 1992 г. был создан специальный орган — Конференция по вопросам разъединения СФРЮ. В 1995 г. при участии США, Франции, Англии, России было заключено Дейтонское соглашение (или Парижский договор 1996 г.). Согласно этому договору СФРЮ должна была признать независимость всех государств, которые вышли из ее состава. Но решение вопросов правопреемства осложнялось войной.
В 1992 г. была создана арбитражная комиссия. Входили судьи КС Испании, Бельгии, Германии. Объектом ее рассмотрения были все вопросы правопреемства СФРЮ. Сербия и Черногория (СРЮ) решила повторить опыт СССР и объявила себя правопреемницей СФРЮ. Международное сообщество ответило отрицательно и не признало за СРЮ статус государства-продолжателя (резолюция Совбеза 1992 г.). Все государства, ранее входившие в состав СФРЮ, должны были решать вопросы правопреемства схожим образом. Была ратифицирована Венская конвенция 1978 г. В заключении Арбитражной комиссии также было указано, что все вопросы, касающиеся правопреемства договоров СФРЮ, должны решать на основе ВК 1978 г.
Образец мирного разрешения вопросов, возникающих после распада государства, преподнесла Чехословакия. В 1994 г. Парламентом было принято решение, что ЧС больше не существует, были созданы два государства: Чехия и Словакия. Вопрос правопреемства решался на основе ВК 1978 г. Было предложение оппозиции, чтобы только Чехия являлась правопреемницей ЧС. Однако Парламент решил по-иному.
Объект правопреемства — не только МД, но гос. собственность, архивы, долги.
ВК о правопреемстве государственной собственности, государственных долгов, государственных архивов 1983 г. Она не вступила в силу, т.к. для этого необходимо 15 ратификаций, но пока есть только 14. Однако в самой Конвенции в ст. 4 прямо говорится, что государства имеют право по своему усмотрению использовать положения ВК 1983 г., не ратифицируя ее положения. Т. е. положения данной конвенции применяются как обычные нормы МП.
2. Правопреемство государственной собственности согласно Венской конвенции 1983 г.
По аналогии с ВК78, ВК83 рассматривает следующие ситуации, когда решаются вопросы правопреемства, на которые она распространяется:
1) передача части территории от одного государства к другому;
2) объединение государств в одно государство;
3) от государства отделяется часть территории и создается новое государство;
4) распад государства;
5) деколонизация.
Речь идет только о государственной собственности, потому ВК83 в списке терминов дает определение государственной собственности: это имущество, права и интересы, связанные с этим имуществом, которые, согласно законодательству правопреемника, являются государственной собственностью. Установлены также общие принципы, на которых базируется правопреемство государственной собственности: проводится без всякой компенсации; государство осуществляет суверенитет над своими природными ресурсами и богатствами (территориальный принцип: то, что на территории государства-преемника — его собственность).
Если речь идет о том, что одно государство передает часть территории другому, то здесь, если не достигнуто иного соглашения между двумя государствами, применяется принцип подвижности границ — все, что оказалось на территории правопреемника, становится собственностью государства-правопреемника.
Объединение государств: вся недвижимая и движимая собственность переходит к государству-правопреемнику.
От государства отделяется часть территории, на которой создается новое государство: в отношении недвижимой собственности — та недвижимая собственность, которая оказалась в границах государства-правопреемника; та движимая собственность, образование которой тесно связано с деятельностью государства-предшественника, переходит также к правопреемнику.
Распад государства: приоритет отдается соглашению, которое будет заключено между государствами-правопреемниками, если нет, то применяются положения ВК83. Недвижимая собственность, находящаяся на территории государства-преемника, становится собственностью государства-преемника. Если часть недвижимой собственности находится за границей государства-предшественника, то она переходит в собственность правопреемникам в справедливой доле. Движимая собственность, находящаяся на территории государства-преемника, становится собственностью государства-преемника (если связана с данной территорией).
Государства, которые образовались в результате деколонизации: приоритет здесь отдается положениям конвенции, а не соглашению. Они следующие. Недвижимая собственность, находящаяся на территории государства-преемника, становится собственностью государства-преемника. Движимая собственность, находящаяся на территории государства-преемника и тесно связанная с ней, становится собственностью государства-преемника. Если движимое имущество было создано при участии нового независимого государства, то в этом случае оно перейдет новому независимому государству в справедливой доле.
3. Правопреемство государственных архивов согласно Венской конвенции 1983 г.
Это нововведение ВК83.
Государственные архивы — это документы любой давности, любой формы и любого содержания, которые, независимо от того, как они были произведены или приобретены предшественником, должны храниться как государственные архивы согласно внутреннему законодательству государства-предшественника. Они должны храниться на территории государства-предшественника в течение одного года.
Принципы: территориальный и принцип целостности архивов. ВК83 регулирует различные виды архивов (административные — управление данной территорией, исторические — история развития данной территории, культурное наследие).
Ситуации те же, что и при решении вопросов о правопреемстве государственной собственности.
В случаях объединения, отделения части, распада прежнего государства и создания новых действует принцип приоритетности соглашения. Если соглашения нет, то действуют положения ВК83.
Объединение государств — все, что на территории — остается там (территориальный принцип).
Распад, отделение части — территориальный принцип + целостность архивов (все остается на территории, где находятся, но копирование и доступ к документам разрешены за счет заинтересованной стороны).
В результате деколонизации — новые приоритеты: ВК83 применяется в первую очередь, может быть заключен договор, но этот договор не должен препятствовать праву на развитие, возможности пользоваться своим культурным достоянием.
Все исторические документы, административные архивы, связанные с новым государством, должны быть ему переданы. Новому независимому государству должны быть отданы даже те документы, которые оказались на территории правопредшественника. Если какая-то часть документов, имеющих отношение к территории, находится за рубежом, государство-предшественник должно содействовать правопреемнику в их поиске и получении.
4. Правопреемство государственных долгов согласно Венской конвенции 1983 г.
Это самый сложный вопрос, который решался между государствами-членами Конференции, принявшей ВК83. Большие противоречия между позициями развитых и развивающихся стран, а также СССР:
1. Капиталистические страны: государственный долг должен пониматься широко, это не только финансовое обязательство одного государства перед другим, но также и перед физическими и юридическими лицами.
2. Соц. страны настаивали на том, чтобы под государственным долгом понимались только финансовые обязательства перед государствами.
Победила точка зрения развивающихся стран: под гос. долгом понимается международное обязательство одного государства другому, международной организации, либо иному субъекту МП. Из-за такого определения западные страны отказываются ратифицировать ВК83.
Государственный долг государства-предшественника переходит государству-преемнику, если он непосредственно связан с территорией, переходящей правопреемнику. Государственный долг прямо привязан к государственной собственности.
В случае объединения государств все долги предшественников переходят преемнику.
В иных ситуациях между предшественником и преемником должно быть заключено соглашение. Если не заключено, то будут действовать положения конвенции.
Долги предшественника переходят преемнику. В случае распада и создания новых независимых государств может учитываться и следующее положение: в зависимости от того, какое участие принимало новое государство в создании долга предшественника, этот долг переходит к последнему в справедливой доле.
Деколонизация — новое независимое государство. Тут применяется принцип tabula rasa, т. е. долги не переходят. Кроме того, новое независимое государство могло получить долю долга, если оно участвовало в его создании. Без всяких оговорок исключаются одиозные долги — это те международные обязательства, которые возникли в связи с противоправной деятельностью государства-предшественника.
Практика государств по правопреемству государственной собственности, архивов и долгов
Распад СССР
Уже в 1991 г., когда шла перестройка, решался вопрос относительно того, что СССР должен быть сохранен на новых условиях. Это реформирование касалось создания нового типа федерации СССР. Ставился вопрос, что СССР в прежнем виде должен быть ликвидирован. В связи с этим 4 июля 1991 г. принимается Соглашение о правопреемстве собственности СССР. В нем указывалось, что в связи с ликвидацией СССР все союзные республики должны участвовать в получении собственности бывшего СССР. С одной стороны это территориальный принцип, а с другой — должно учитываться. Какой вклад вносили республики в фонд, бюджет и развитие СССР. За каждой республикой была закреплена определенная доля. (Россия -64%, Украина — 16%, РБ — 4%). После принятия этого Соглашения произошли новые события, несколько изменившие ситуацию: августовский путч в России, принятие Беловежского соглашения. Вместо 15 осталось 11 республик (отпали страны Балтии и Грузия), которые собирались решать вопросы правопреемства.
Был принят новый документ, который подтвердил договор 4 июля 1991 г. В 1992 г. было принято соглашение о правопреемстве той собственности, которая находилась на территории государств-членов, в нем заявлялось о территориальном принципе. Но если в период СССР на территории, явившейся объектом правопреемства, действовали общесоюзные предприятия, то право собственности сохранялось и у других государств, но должно было быть достигнуто соглашение. Был также вопрос, как решать вопрос, кому принадлежат пансионаты, санатории, которые являлись собственностью другой республики СССР: соглашение решило, что право собственности сохраняется.
Как решался вопрос о собственности, находящейся за рубежом? Было решено, что эта собственность будет разделена в справедливой доле между всеми республиками. Было решено, что золотые запасы будет разделены так, как указывалось.
Объектом правопреемства являлись и государственные долги. Доля долгов, которую должна была выплатить любая бывшая советская республика, определялась долей участия ее в собственности. Таким образом, получилось, что в правопреемстве внешнего долга СССР участвовали 11 союзных республик с различной долей возмещения. В качестве кредитора выступали западные государства, некоторые бывшие социалистические страны. России было предложено взять на себя все долги иностранным кредиторам. Но она не могла пойти на это без возмещения. Нулевой вариант: все республики должны были отказаться от участия в распределении недвижимости, которая находится за рубежом, от участия в разделе прибыли, которая была получена деятельностью предприятий за рубежом.
Начиная с 1993 г., все республики подписали такие соглашения с РФ. Таким образом, она выступила единым должником, но в то же время получала большие преимущества. Исчез вопрос и о разделе золотого запаса. Украина отказалась подписать нулевое соглашение с РФ. Но под нажимом иностранных кредиторов в 1994 г. подписывает такое соглашение, но опять-таки Верховная рада отказалась ратифицировать это соглашение. Украина начала выступать с исками против России и государств, перерегистрировавших бывшие советские государства на имя РФ. Но все дела она проиграла. Очень сложно между РФ и Украиной решался вопрос о разделе Черноморского флота. Соглашение 1997 г. — Черноморский флот был разделен на равные части между РФ и Украиной.
Как решался вопрос о правопреемстве архивов? 6 июля 1992 г. в рамках СНГ было заключено соглашение о правопреемстве архивов. Были соблюдены положение ВК83 (территориальный принцип). Речь также шла о том, что некоторые культурные ценности принадлежали союзной республике, но находились на территории РФ. Если доказывалось, что эти документы ранее принадлежали данной территории и тесно с ней связаны, то такие архивы должны были быть возвращены.
Воссоединение ГДР и ФРГ
Вопрос о правопреемстве собственности и документов не может решаться на основе Венской конвенции по поводу ФРГ и ГДР.
Распад Чехословакии
Здесь были применены положения ВК83. Был закреплен территориальный принцип. 2/3 долгов выплатит Чехия, остальное — Словакия.
СФРЮ
Арбитражная комиссия пошла по пути признания положений ВК83 относительно собственности, долгов и архивов. Большое внимание было уделено вопросам незыблемости границ. Границы должны оставаться status quo. Что касается правопреемства долгов, то, в отличие от ситуации в СНГ, все государства были признаны правопреемниками, было предложено использовать положение ВК83 о справедливой доле.
1. Курс международного права. Т. 3.
2. Аваков М. М. Правопреемство освободившихся государств. 2003 г.
3. Тимченко Л. Д. Правопреемство государств: опыт конца 20 в. 2009 г.
4. Цыбуков В. В. Правопреемство в странах СНГ. 2014 г.
5. Кремнев В. В. Основные понятия и категории правопреемства, № 1, 2010 г.