Учебно-творческий подход в подготовке художника-педагога в условиях развития современной художественной культуры
Доклады и сообщения на научных и научно-методических конференциях по темам: «Общее и отличительное в явлениях взаимодействия, синтеза и симбиоза искусств» (Волгоградский педагогический университет, 1995 г.), «Актуальные вопросы проблемы взаимодействия и синтеза изобразительных искусств» (Харьковский художественно-промышленный институт, 1995 г.), «Морфология средств изображения и необходимость… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- Первый раздел
- ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА КОМПЛЕКСНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО РИСУНКУ, ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЕ, КОМПОЗИЦИИ
- Глава I.
- ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА В ИСКУССТВЕ. ДИАЛЕКТИКА ЕДИНСТВА ПРОЦЕССОВ
- 1. 1. Творческая природа учебных рисунка, живописи, скульптуры, композиции
- 1. /. /. Проблемно-творческая ситуация и условия ее возникновения при использовании принципов учебно-творческого подхода
- 1. 2. Творческие способности, их содержание и значение для осуществления учебно-творческого подхода в учебной деятельности при подготовке художника-педагога
- 1. 3. Природа художественного творчества
- 1. 4. Особенности понимания творчества в истории изобразительного искусства и эстетики
- 1. 5. Специфика и особенности проявления учебного творчества в истории высшей художественной школы
- 1. 5. 1. Формы проявления творчества в учебном процессе академий художеств прошлого
- 1. 5. 2. Формы проявления творчества и коллизии борьбы за творческий подход в обучении искусству в высшей художественной школе советского периода
- 2. 1. Способности к изобразительному искусству с позиций современной психологии
- 2. 1. 1. Составляющие способностей к изобразительному искусству
- 2. 1. 2. Единство сознательного и бессознательного в способностях к изобразительному искусству
- 2. 2. Составляющие художественно-продуктивной деятельности
- 2. 2. 1. Восприятие как первичный этап осуществления направленной художественно-продуктивной деятельности
- 2. 2. 1. а. Теория установки Д.Н. Узнадзе
- 2. 2. 2. Образное мышление — основа создания художественного образа и последующий этап в осуществлении направленной художественно-продуктивной деятельности
- 2. 2. 3. Изображение как заключительный этап в осуществлении направленной художественно-продуктивной деятельности
- 1. 1. Воспроизводящие средства пространственных искусств как материальная основа художественных произведений
- 1. 2. Средства изображения — воспроизводящие средства двухмерных искусств и их структурно-семиотический анализ
- 1. 2. 1. Средства изображения двухмерных искусств как аналог и производное средств изображения рисунка
- 1. 2. 2. Морфологическая структура средств изображения
- 1. 2. 3. Семантика средств изображения
- 1. 3. Средства создания — воспроизводящие средства трехмерных искусств и их структурно-семиотический анализ
- 1. 3. 1. Средства создания скульптуры. Морфологическая структура
- 1. 3. 2. Структурно-семиотический анализ средств создания скульптуры
- 1. 3. 3. Семантика средств создания скульптуры
- 2. 1. Технические средства искусства и приемы их использования
- 2. 1. 1. Средства изображения и средства создания как основа технических изобразительных приемов
- 2. 1. 2. Технические приемы
- 2. 1. 3. Фактура, тон, цвет как результат использования технических приемов (к вопросу терминологии)
- 2. 2. Пластические средства искусства и приемы их использования
- 2. 2. 1. Пластические средства
- 2. 2. 2. Пластические приемы
- 2. 2. 2. а. Плоскостно-пространственный аспект рассмотрения
- 2. 2. 26. Изобразительный аспект рассмотрения
- 2. 3. Композиционные средства искусства и приемы их использования
- 2. 3. 1. Средства композиции
- 2. 3. 2. Композиционные приемы
- 2. 3. 3. О понятии «композиция» (к вопросу терминологии)
- 2. 4. Образные средства и приемы их использования
- 2. 4. 1. Образные средства
- 2. 4. 2. Образные приемы
- 3. 1. Трансформации в двухмерных искусствах
- 3. 1. 1. Трансформации в рисунке
- 3. 1. 2. Трансформация рисунка в живопись
- 3. 2. Трансформация двухмерных искусств в трехмерные
- 3. 2. 1. Трансформация рисунка в скульптуру
- 3. 2. 2. Трансформация живописи в цветную скульптуру
- 3. 3. Трансформации на основе использования выразительных средств искусства — пластических, композиционных и образных
- 3. 4. Качественные проявления в творчестве и их возможные трансформации
- 3. 5. Графичность, живописность, скульптурность и декоративность в искусстве
- 3. 5. 1. Формы и особенности проявления графичности, живописности, скульптурности и декоративности в искусстве
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ ПРИНЦИПОВ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ.
Глава I
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРОИЗВОДЯЩИХ СРЕДСТВ ДВУХМЕРНЫХ И ТРЕХМЕРНЫХ ИСКУССТВ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Проявление средств изображения и средств создания в период синкретизма искусств.
1.1.1. Формы проявления воспроизводящих средств искусства в период палеолита и неолита.
1.2. Особенности проявления воспроизводящих средств в искусстве системы ортогональной проекции (на примере форм художественной культуры Древнего Египта).
1.3. Особенности проявления воспроизводящих средств в искусстве системы параллельной перспективы (на примере форм художественной культуры Древней Греции и средневековых Китая и Японии).
1.3.1. Проявление воспроизводящих средств как морфологической основы языка пространственных искусств в художественной культуре Древней Греции.
1.3.2. Проявления воспроизводящих средств в искусстве средневековых Китая и Японии.
1.4. Особенности проявление воспроизводящих средств в искусстве системы обратной перспективы (на примерах форм художественной культуры Византии и Древней Руси).
1.4.1 Проявление воспроизводящих средств в искусстве Византии
1.4.2 Проявление воспроизводящих средств в искусстве
Древней Руси.
1.5. Особенности проявление воспроизводящих средств в искусстве системы прямой перспективы (на примерах форм художественной культуры европейского Ренессанса).
1.6. Особенности проявления воспроизводящих средств в искусстве по-слеренессансного периода как периода всесторонней апробации пространственной изобразительности.
1.7. Особенности проявления воспроизводящих средств в искусстве Новейшего времени как искусстве синтеза принципов всех изобразительных систем.
1.7.1. Проявление воспроизводящих средств в двухмерных и трехмерных искусствах.
Выводы.
Глава II
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РУБЕЖА Ш ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И МЕТОДИКА ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИХСЯ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ ПРИНЦИПОВ ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ КОМПЛЕКСНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО РИСУНКУ, ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЕ, КОМПОЗИЦИИ.
2.1. Особенность художественной культуры постмодернизма.
2.2. Структура культурологических и эстетико-художественных связей в искусстве и в обучении искусству в условиях современной художественной культуры.
2.3. Закон единства обучения и творчества и особенности подготовки учителя изобразительного искусства в условиях современной художественной культуры.
2.4. Педагогический эксперимент и условия использования формообра-разующих и творческих принципов современного искусства в процессе комплексного выполнения академических заданий по рисунку, живописи, скульптуре, композиции
2.5. Методика выполнения учебных заданий в соответствии с законами и закономерностями искусства и исторически сложившимися формообразующими принципами современного искусства.
2.6. Особенности формирующего аспекта педагогического эксперимента и общие его результаты.
Выводы.
Список литературы
- Абрамова З.А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М.- Л.: Наука, 1966. — 233 с.
- Абрамова З.А. Древнейшие формы изобразительного творчества // Ранниеформы искусства: Сб. ст. М.: Искусство, 1972. — 479 с.
- Агамирова А.А., Глуховская Р. А. Советский станковый рисунок. Перваявсесоюзная выставка. М.: Сов. художник, 1981. —295 с.
- АйналовД.В. Эллинистические основы византийского искусства. Спб., 1900, —176 с.
- Айналов Д.В. История древнерусского искусства. Спб., 1915.—208 с.
- Аксенов Ю.Г., Jleeudoea М.М. Цвет и линия. М.: Сов. художник, 1986. —253 с.
- Алпатов М.В. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1940. —132 с.
- Ананьев В.Г. Человек как предмет познания. Л.: Наука, 1968. — 339 с.
- Андронникова М.И. Об искусстве портрета. М.: Искусство, 1975.— 326 с.
- Аныснмов А.Ф. Исторические особенности первобытного мышления. Л.:
- Наука, 1971. —137 с. И. Античные мыслители об искусстве. М.: Искусство, 1938. — 244 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.—392 с.
- Асеева Н. Етюди мистецтвознавця // Хрошка 2000. 1995. № 2—3.
- Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. -М.: Искусство, 1967.—377 с.
- Атабеков Н.А. Словарь-справочник иллюстратора научно-техническойкниги. М.: Книга, 1974. —166 с.
- Бараски К. Трактат по скульптуре. Бухарест: Меридиан, 1964. — 285с.
- Барщ А.О. Наброски и зарисовки. М.: Искусство, 1970. —166 с.
- Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековьяи Ренессанса. М.: Худож. лит., 1965. — 527 с.
- Беда Г. В. Живопись. М.: Искусство, 1971. —126 с.
- Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М.: Изд-во Акад. наук СССР. М., 1953—1959
- Белый А. Символизм. М.: Мусагет, 1910. — 633 с.
- Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. М.: Худож. лит., 1994.
- Белый А. Символизм как миропонимание М.: Республика, 1994. — 528 с.
- Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М.: Искусство, 1973. — 234 с.
- Бену, а А. Н. Задачи графики // Искусство и печатное дело. 1910. N 2−3. С. 46.
- Блонский П.П. Память и мышление: Избр. психол. произв. М., Л.: Наука, 1935.-547 с.
- Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. —544 с.
- Борее Ю.Б. Художественные направления в искусстве XX века Киев: Мыстецгво, 1986. —132 с.
- Борее Ю. Эстетика. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1988. —495 с.
- Бродский И. Репин педагог. М.: Акад. Художеств, 1960. — 128 с.
- Бродский В.Е. Японское классическое искусство. Живопись, графика: Очерки. М.: Искусство, 1969. —285 с.
- Б.С.Э. -М.: Сов. энцикл., 1969—1978.
- Брушлинский А.В. Мышление // Общая психология. М., 1986. С. 323.
- Буткевич О.В. Красота: Природа, сущность, формы. JI., 1979. 438 с.
- Бычков В.В. Византийская эстетика. М., 1977. — 246 с.
- Вагнер Р. Художественное произведение будущего. М.: Искусство, 1959.—138 с.
- Вагнер Г. К. Скульптура древней Руси. М.: Искусство, 1969. —480 с.
- ВазариДж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 т. М.: Терра, 1993 — 1994. —Т.5. —437 с.
- Ван-Вэй. Тайны живописи. Выставка китайской живописи: Каталог. —Л.: ^ Искусство, 1934.
- Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание. М.: Изобраз. искусство, 1983.—440 с.
- Ванслов В.В. Прогресс в искусстве. М.: Искусство, 1973. — 255 с.
- Введение в философию. М.: Политиздат, 1989. 4.2,. 639 с.
- Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. М.- Л.: Искусство, 1930. —290 с.
- Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, 1978. — 269 с.
- Виноградова Н.А. Искусство средневекового Китая // Акад. художеств1. СССР.- М., 1962. —102 с.
- Виппер Б.Р. Проблемы времени в изобразительном искусстве // 50-лет
- ГМИИ им. А. С. Пушкина: Сб. ст. М.: Изд-во Акад. художеств, 1962.— С. 63—87.
- Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. — 591 с.
- Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобраз. искусство, 1985.—288 с.
- Втвицький В. За океаном: 36. ст. Льв1 В, 1996. —132 с.
- Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М., 1950. 187 с.
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985. —320 с.
- Волков Н.Н. Мысли об искусстве. М.: Сов. художник, 1973. —140 с.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. —263 с.
- Волков Н.Н. О цветовом строе картины //Искусство. 1958. — № 9.
- Волкова Е.В. Проблемы содержания и формы в искусстве. М.: Знание, 1976. —64 с.
- Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трёхстилей. М., 1970. —210 с.
- Воронский А.К. Искусство видеть мир (о новом реализме). М.: Сов. писатель, 1987. —700 с. Ч
- Всеобщая история искусств / Под общ. ред. А. Д. Чегодаева: В 6 т. М.:
- Искусство, 1959 1965. —Т. 6.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 576 с.
- Гаврилова Е.И. Русский рисунок ХУШ века. JI.: Художник РСФСР, 1983.202 с.
- Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. JL, 1974. 152 с.
- Гамаюнов В.Н. Рисунок и живопись. М.: Сов. художник, 1971.—163 с.
- Гароди Р. О реализме без берегов. М.: Прогресс, 1966. — 203 с.
- Гартман Н. Эстетика. М.: Изд-во иностр. лит., 1953. —426с.
- Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988. — 448 с.
- Гегель Г. Эстетика: В 4 т. М.: Искусство, 1968 — 1973.— Т. 1—4.
- Генон Р. Кризис современного мира. М., 1993. — 87 с.
- Гердер И.Г. Избранные сочинения. М.- JL, 1959.— 392 с.
- Гершензои-Чегодаева Н. М. Нидерландский портрет XV века. М.: Искусство, 1972. —197 с.
- Гете И.В. Простое подражание природе. Манера. Стиль. //Гете И. В. Собрание сочинений: В Ют.-М.: Худож. лит., 1975- 1988.-Т. 10. — 511 с.
- Гете И. В. Учение о цвете // Гете И. В. Собрание сочинений: В 10 т. М.:
- Худож. лит., 1975- 1978.-Т.Ю. —511 с.
- Гидони Г. И. Искусство света и цвета. JI.: Искусство, 1930.—126 с.
- Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М.: Иностр. лит., 1960. — 685 с.
- Гильдебрандт А. Проблема формы в изобразительном искусстве: Сб. ст.
- М.: Мусагет, 1944. — 196 с.
- Гинзбург Н. П.П. Чистяков и его педагогическая система. М.- Л. 1940.214 с.
- Гнедич П.П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние: В 3 т. 3-е изд.
- СПб. (б.г.)Т. Ш. С. 10−11.
- Голицин И.В. Живопись. Акварель. Рисунок. Гравюра: Каталог выставки.
- М.: Сов. художник, 1979. — 50 с.
- Гончаров, А Д. Об искусстве графики. М.: Мол. гвардия, 1960. — 83 с.
- Гончаров А.Д. Мысли о рисунке. // Художник. 1973. —№ 11.
- Гончаров А. Д, Котляров А. С. Теория композиции: Учеб. пособие / М.:
- Моск. полиграф, ин-т. 1986. — 58 с.
- Графика Пикассо: Альбом. М.: Искусство, 1967. —188 с.
- Гращенков В.Н. Рисунки мастеров итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1963. — 426 с.
- Громов Е.С. Начало эстетических знаний. М.: Сов. художник, 1984.—335 с.
- ГропиусВ. Границы архитектуры. -М.: Искусство, 1971. — 286 с.
- ГрутройГ. Ренуар мастер импрессионизма. — Минск: Белфакс, 1996.—144 с.
- Гумилев Л.Н. Из истории Евразии. М.: Искусство, 1993. — 79 с.
- Гущин А.С. Происхождение искусства. М., 1899. —125 с.
- Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М.: Искусство, 1966. — 344 с.
- Давыдов Ю.Н. Искусство как социальный феномен. М.: Наука, 1968. —285 с.
- Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма (Искусство и «Новые левые»). М.:1. Искусство, 1975. — 271 с.
- Данилова И.Е. От древних веков к возрождению. М.: Искусство, 1975.—127 с.
- Даниэль С.М. Картина класической эпохи. JL: Искусство, 1986. —196 с.
- Даниэль С.М. Сферическая перспектива Петрова-Водкина и некоторые вопросы структурно-семиотического анализа иконического текста // Русская филология: Сб. тр. филол. фак-та. Тарту, 1977. — С. 43—54.
- Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М.: АХ СССР, 1961. — 224 с.
- Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. М.: АХ1. СССР, I960. —282 с.
- Дессуар М. Систематика и истории искусств. Спб, 1914. —178 с.
- Дешарн Робер и Никола. Сальвадор Дали. Паламед: Элита, 1996.—383 с.
- Диль Гастон. Миро. М.: Слово, 1985. — 95 с.
- Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. — 314 с. 101. .Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство древнего мира. М.: Дет. лит., 1986. — 207 с.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1991.— 317 с.
- Днепров В. Проблемы реализма. — JL: Сов. писатель, 1981. — 371 с.
- Доброклонский М.В. Рисунки итальянской школы XVII—XVIII вв.еков: Каталог. JL: Изд-во гос. Эрмитажа, 1961. — 514 с.
- Добролюбов Н.А. Поли. собр. соч.- В 6 т. М., 1935. Т.2. — 814 с.
- Дранков B.JI. О природе художественного таланта: Дис. д-ра психол. наук.-Л., 1973.-349 с.
- Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты: В 2 т. Л.: Искусство, 1957 — Т. 1. —227 е.- Т. 2. —254 с.
- Дюфрен М. Эстетика и философия: В 3 т. М.: Наука, 1967—1981.
- Еремеев А.Ф. Происхождение искусства.-М.: Мол. гвардия, 1970.— 272 с.
- Ермаш Г. Л. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977. — 320 с.
- Ермаш Г. Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982. — 227 с.
- Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. —125 с.
- Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1975. — 439 с.
- Закс Ханнелоре. Донателло. Берлин: Хеншель, 1988. — 15 с.
- Замятин С.Н. Очерки по палеолиту. М.- Л., 1961. —187 с.
- Запаско Я.П. Мистецтво книги на УкраГш в XVI-XVIII ст. Льв1в: В ища школа, 1971. —310 с.
- Запаско Я.П. Украшська рукописна книга. Пам’ятки книжкового мистец-тва. Льв1в: Свгг, 1995. —480 с.
- Земпер Г. Практическая эстетика. М.: Искусство, 1970. —320 с.
- Зингель К. Структура и форма в современной архитектуре. М.: Наука, 1965.—315 с.
- Зинченко В. П. Вучетич Г. Г. Гордой В. М. Порождение образа// Искусство и научно-технический прогресс. М., 1973. —485 с.
- Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком. Ростов-на-Дону, РГПУ, 1996. —126 с.
- Золотое Ю.К. Французский портрет XVIII века. М.: Искусство, 1968.— 275 с.
- Иванов В.И. О сущности социалистического реализма. 2-е изд., доп. -М.: Худож. лит., 1965. — 384 с.
- Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX начала XX вв. — М.- Л.: Прогресс, 1954. — 296 с.
- Изотова М. Концепция ленинградских керамистов // ДИ. 1977. —№ 12.
- Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ТОО «Ророгъ», 1973. — 448с.
- Ильин И.А. История искусства и эстетика.- М.: Искусство, 1983.— 288 с.
- Ильин И. А. Философия Гегеля как ученье о конкретности бога и челове
- А ка. СПб: Наука, 1994. — 542 с.
- Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд-во иностр. лит., 1962.— 572 с.
- Искусство и зритель. Л.: Лениздат, 1961. — 320 с.
- История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. М., 1962−1970.
- Каган М.С. О прикладном искусстве. Л.: Художник РСФСР, 1961.— 160 с.
- Каган М. С. Опыт системного анализа человеческой деятельности // Фи-лос. науки. 1970.—№ 5.
- Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-е изд. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. — 765 с.
- Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. — 440 с.
- Кандинский В. О духовном в искусстве: Докл. на 1-м Всерос. съезде художников // Труды Всероссийского съезда художников. Петербург, дек. 1911-янв. 1912.—Т.1.
- Кандинский В. Точка и линия на плоскости. Л.- М.: Искусство, 1926. —124 с.
- Кант Э. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. — 591 с.
- Карпова Н. К Художественное познание и личностная модель синтеза искусств в условиях информационных технологий. Ростов-на-Дону, 1995.—212 с.
- Кемеров В.Е. Проблемы личности: Методология исследовалия и жизненный смысл. М., 1977. — 256 с.
- Кильчевская Э. От изобразительности к орнаменту. М.: Наука, 1968.— 207 с.
- Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1959. — 218 с.
- Клингер М. Живопись и рисунок. СПб, 1908 —148 с.
- Ковтун Е. Плоскость и пространство // Творчество. 1967. — № 7. — С. 9—10.
- Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга. М.: Книга, 1989.—246 с.
- Копья Р. Писарро. М.: Слово, 1995. — 95 с.
- Корбюзье Ле. Архитектура XX века. М.: Прогресс, 1970. — 304 с.
- Костин В.И., Юматов В. Л. Язык изобразительного искусства. М.: Знание, 1978. — 112 с.
- Крамской И.Н. Письма, статьи. М.: Искусство, 1937, Т.2. — 531 е.
- Крамской И.Н. Об искусстве. — М.: Изобр. искусство, 1960. 176 с.
- Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Сов. художник, 1965. —191 с.
- Краткий словарь по эстетике. М.: Политиздат, 1963. —543 с.
- Крученых А., Клюн И., Малевич К. Тайные пороки академиков. М., 1916.—31 с.
- Крючкова В.А. Социология искусства и модернизм. М.: Изобраз. искусство, 1979.—216 с. 156. .Кудин П. А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987. —207 с.
- Кузин B.C. Психология / Под ред. Б. Ф. Ломова: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1982. — 256 с.
- Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. М.: Наука, 1978. —184 с.
- Куликова И.С. Философия искусства модернизма. М.: Политиздат, 1980. — 272 с.
- Курбас Лесь. Театральш закони i акценти. Льв1в: Логос, 1996. —47 с.
- Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.— 329 с.
- Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М.: Наука, 1978. —335 с.
- Лаптев A.M. Рисунок пером. М.: АХ СССР, 1962. —165 с.
- Ларионов М. Лучизм. М.: Искусство R и R, 1913. —21 с.
- Лармин О. Модернизм против человека и человечности. М.: Сов. художник.—158 с.
- Лебедев А. Эстетические взгляды А.В. Луначарского. 2-е изд. — М.: Искусство, 1970. — 247 с. 167. .Левина Л. О рисунке. М.: Сов. художник, 1966. — 62 с.
- Левина Т. Роберт Фальк. М.: Слово, 1996. — 95 с.
- Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М.: ОГИЗ, 1934. — 392 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения М, 1981. — 185 с.
- Лессинг Г. Э. Лаокоон, или границы живописи и поэзии. М.: Изд-во. ху-дож. лит., 1957. — 518 с.
- Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии конца XV и первой половины XVI века. М.: Искусство, 1972. —240 с.
- Липсс Т. Эстетика, психология красоты и искусства: В 2 т. М.: Изд-во иностр. лит., 1954.
- Лифшиц М.А. Карл Маркс: Искусство и общественный идеал. М.: Ху-дож. лит., 1979.—471 с.
- Лифшиц М.А. Искусство и современный мир. М.: Изобраз. искусство, 1978.—382 с.
- Лихачев Д.С. Изображение людей в летописи Х11-Х1П вв. М.- JL: Наука, 1954. —247 с.
- Ломов Б.Ф. Опыт экспериментального исследования пространственного воображения // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М., 1961. С. 185−191.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
- Лосев А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965. 374 е.
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.—524 с.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во МГУ, 1982.—479 с.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. —368 с.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. —384 с.
- ЛукачД. Своеобразие эстетического: В 4 т. М.: Прогресс, 1985. — Т.З. —335 с.
- Луначарский А.В. Об изобразительном искусстве. М.: Сов. художник, 1971. —511 с.
- Малевич К. О новых системах в искусстве. Витебск, 1919.— 32 с.
- Малевич К Супрематизм. УНОВИС. Витебск, 1920.—45 с.
- Малевич К. Архп-ектура, станкове малярство та скульптура //Авангард-альманах. Кит, 1930.—№ 18. — С. 19—99.
- Малевич К. Спроба визнання залежносп м1ж кольором та формою в ма-лярств1 // Нова Генеращя. Хармв. 1930. — № 8 — 9. — С. 50−53.
- Малетин В. О границах живописи и графики // Виды искусства и современность. М.: Искусство, 1962. — С. 128−142.
- Манин В. Аристарх Лентулов. М.: Слово, 1996. — 95 с.
- Монро Т. Научный метод в эстетике. СПб, 1928.
- Манро Т. К превращению эстетики в науку. М.: Наука, 1956.
- Манро Т. Художественное образование. Его философия и психология. -М.: Наука, 1956.
- Марков В. Искусство острова Пасхи. СПб., 1914. —58 с.
- Марков В. Принципы творчества в пластических искусствах. Фактура. -СПб, 1914. —58 с.
- Маркова А. К., Абрамова Г. С. Психолого-педагогические аспекты проблемы индивидуальных различий // Вопр. психологии. 1977. № 2. С. 97).
- Мастера искусства об искусстве: В 7 т. М.: Искусство, 1965 —1970.
- Матъе М.Э. Искусство древнего Египта. М.: Искусство, 1970.—190 с.
- Медведев Л. Г. Формирование графического художесгренного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. 158 е.
- Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. М.: Прогресс, 1964. —132 с.
- Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992.—63 с.
- Мшяева Л.С., Логвии Г. Н. Украшське мистецтво XTV- першоТ половины XVIII столптя. Кшв.: Мистецтво, 1963. — 111 с.
- Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. Москва- Дрезден, 1973. (Малая история искусств).
- Миронова А.Н. Цветоведение. Минск: Вышэйш. шк., 1984. — 286 с.
- Мировая художественная культура М.: Высшая школа, 2001. — 767 с.
- Михайлова А.А. О художественной условности.-М.: Мысль, 1966. -318 с.
- Михайлова А.А. Проблемы условности в реалистическом искусстве.—М.: Знание, 1986. — 32 с.
- Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М.: Наука, 1969.—187 с.
- Можнягун С. О модернизме. М.: Искусство, 1970.—278 с.
- Молюк Ю. Между словом и изображением // ДИ. 1977. —№ 6
- Моррис Ч. Основы теории знаков. М.: Прогресс, 1938. —264 с.
- Моррис Ч. Знаки, язык, поведение. М.: Искусство, 1946.— 385 с.
- Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. М.: Сов. художник, 1972. — 384 с.
- Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. —606 с.
- Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. М.: Искусство, 1982. —192 с.
- Недошивин Г. Очерки теории искусства. М.: Искусство, 1953.— 339 с.
- Недошивин Г. А. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. -М.: Сов. художник, 1972. — 343 с.
- Недошивин Г. А. Опыт искусства архаических эпох в художественной культуре XX века // СИ. 1986. —№ 20.
- Неизвестный русский авангард. М.: Сов. художник, 1992.—352 с.
- Некоторые вопросы теории изобразительного искусства: Сб. ст. М., 1957. —141 с.
- Немирович-Данченко В. И. Статьи, речи, беседы, письма. М.: Искусство, 1952.—441 с.
- Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества / МГУ. М., 1972. —154 с.
- Обри Бердслей. М.: Игра-Техника, 1992. —288 с.
- Овстчук В.А. Украшське мистецтво друго'1 половини XVI — nepnioi' половили XVII ст. Кшв: Мистецтво, 1985. —175 с.
- Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. 2-е изд. — М.: Высш. шк., 1984. —336 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Ин-т рус. яз. М.: Азбуковник, 1999. — 907 с.
- Окладников А.Н. Утро искусства JI.: Искусство, 1967. —135 с.
- Органов А. Логика художественного отражения. М.: Искусство, 1972.— 120 с.
- Ортега-и-Гасет Хосе. «Дегуманизация искусства» и другие работы: Сб. -М.: Радуга, 1991. — 638 с.
- Павлинов П. Графическая грамота М.: Сов. художник, 1935. — 82 с.
- Панофский Э. Смысл в визуальных искусствах. М.: Изд-во МГУ, 1955.312 с.
- Ь) 235. Панофский Э. Ренессанс и ренессансы в западном искусстве. М.: Искусство, 1960.— 411с.
- Панофский Э. Перспектива как символическая форма. М.: Искусство, 1964. —248 с.
- Писарев Д.И. Исторические эскизы. М.: Правда, 1989. — 608 с.
- Популярная художественная энциклопедия: В 2 т. М.: Сов. энцикл., 1986.
- ПоспеловГ.Н. О природе искусства- М.: Искусство, 1960.—204 с.
- Поспелов Г. Русский натурный рисунок второй половины XIX начала XX века // Искусство рисунка: Сб. статей и публикаций / Сост. Г. В. Елыпевская. -М. 1990. С. 48.
- Поспелов Г. Н. Эстетическое и художественное. М.: Изд-во МГУ, 1965.360 с.
- Поспелов Г. Г. Новые тенденции в эстампе и рисунке // Очерки современного советского искусства. М.: Наука, 1975. —411 с.
- Поспелов Г. Г. Портретные рисунки О.Кипренского. М.: Сов. художник, I960.—71 с.
- Поспелов Г. Г. Бубновый валет: Примитив и народный фольклор в московской живописи. М.: Сов. художник, 1990. — 269 с.
- Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 614 с.
- Проблема наследия в теории искусства. М.: Искусство, 1984.—300 с.
- Прокопович Ф. Сочинения. М.- JL: Акад. Наук СССР, 1961. —547 с.
- Прокофьев В.Н. Об искусстве и искусствознании. М.: Сов. художник, 1985.—301 с.
- Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство, 1976.—183с.
- Пунин Н.Н. Русское и советское искусство. Мастера русского искусства XIV начала XX веков. Советские художники. — М.: Сов. художник, 1976.—260 с.
- Рагон М. Города будущего. -М.: Мир, 1969. — 294 с.
- Радлов Н.Э. Рисование с натуры. -3-е изд. Л.: Художник РСФСР, 1978. —120 с.
- Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.: Сов. художник, 1978.— 237 с.
- Раппопорт CJC. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. -М.: Сов. художник, 1968. — 272 с.
- Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М.: Наука, 1975. —184 с.
- Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980.—288 с.
- Рафаэль: Альбом. М.: Унисерв, 1995. —31 с.
- Рейнгардт Л.Я. Современное западное искусство. Борьба идей. М.: Изобраз. искусство, 1983. —360 с.
- Рескин Д. Искусство и действительность. М.: Изд-во т-ва И. Н. Кушкеров и К, 1900. — 319 с.
- Рид Г. Сорок тысяч лет модернистского искусства. М.: Прогресс, 1948.—215 с. у 261. Рид X. Философия современного искусства. М.: Искусство, 1952. — 312 с.
- РидХ. Образ и идея. М.: Сов. художник, 1955. —125 с.
- PinKO О. Бойчук i бойчуюсти. БойчукЬм: Каталог виставки. Льв1 В, 1991.
- Рисунки мастеров XV—XX вв.еков: Альбом (история и техника). Л.: Художник РСФСР, 1975.
- Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебник для студентов худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. 2-е изд., доп. и перераб. М. 1984. -240 е.
- Ролан Ромен. Собр. соч. в 14 т. М., 1938. Т. 14. С 310
- Ростовцев Н. Н. Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987. — 174 с.
- Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М.: Изобраз. искусство, 1983. —288 с. и 269. Рус А. Народ майя. М.: Мысль, 1986. — 256 с.
- Савостьянов Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. -М.: Изобраз. искусство, 1970. —247 с.
- Савостьянов Е. Единство познания и творчества в искусстве. М.: Изобраз. искусство, 1977. — 312 с.
- Сапего И.Г. Предмет и форма. М.: Сов. художник, 1984. —302 с.
- Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы. М.: Искусство, 1989.—293 с.
- СельцЖ. Эдвард Мунк. М.: Слово, 1995. — 95 с.
- Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966. —264 с.
- Семенова Т. Рисунок «старый» и «новый» // Творчество. — 1967. —№ 5.
- Сидоров А.А. Рисунки старых мастеров. Техника. Теория. История. М.- Л.: Искусство, 1940. — 270 с.
- Сидоров А.А. Русская графика начала XX в: Очерки истории и теории. -М.: Искусство, 1969. — 250 с. л 279. Советская графика Г. Т.Р. М.: Сов. художник, 1973. —178 с.
- Советская скульптура 10. М.: Сов. художник, 1986.—299 с.
- Соловьев B.C. Общий смысл искусства // Собрание сочинений: В 6 т. -СПб, 1912.-Т. 4. —346 с.
- Соловьев B.C. О причинах упадка средневекового миросозерцания // Собрание сочинений: В 6 т. СПб, 1912.Т. 4. — С. 344 -356.
- Соловьева Б.А. Искусство рисунка. Л.: Искусство, 1989. —256 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. С. 100.
- Степанов Г. П. Взаимодействие искусств. Л.: Художник РСФСР, 1973. —182 с.
- Степанов Г. П. Композиционные проблемы синтеза искусств Л.: Художник РСФСР, 1984 — 319с.
- Столяр А.Д. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания. // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972.— С.31−76.
- Столяр АД. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985.—298 с.
- Суръо Э. Соотношение искусств. Элементы сравнительной эстетики. -М.: Искусство, 1947. — 378 с.
- Сыркин MS. Пластические искусства. Живопись, скульптура, архитектура. Опыт эстетического исследования. СПб, 1900. — 516 с.
- Тарабукин Н. Опыт теории современной живописи. М.: Наука, 1923.— 312 с.
- Тарасевич Г., Грохотов В., Павлинова Е. Художник оформитель. — М.: Сов. художник, 1966. — 259 с.
- Тард Г. Сущность искусства. СПб, 1895. —148 с.
- Тасалов В. И. Эстетика техницизма. М.: Искусство, 1960.—152 с.
- Тасалов В.И. Прометей и Орфей. -М.: Искусство, 1967. — 372 с.
- Татаркевич В. Античная эстетика. М.: Искусство, 1977. — 327 с.
- Творческий метод: Сб. ст. М.: Искусство, 1960. — 344 с.
- Творческий процесс и художественное восприятие. JI.: Искусство, 1978. — 289 с.
- Теплое Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961. С. 10−11.
- Толстой JI.H. Что такое искусство. М.: Современник, 1985.—598 с.
- Тредиаковский В.К. Сочинения. СПб., 1849. T.I. С. 182−183.
- Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. — 572с.
- Тугендхолъд Я.А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М: Сов. художник, 1987. — 315 с.
- Туманов И.Н. Изобразительные приемы рисунка. Волгоград: Перемена, 1996. —159 с.
- Турова В. Что такое гравюра. М.: Изобраз. искусство, 1977.—96 с.
- Тэн И. А. Идеал в искусстве. М.: Тов. типогр. А. И. Мамонтова, 1904.— 305 с.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси. 1961.—386 с.
- Успенский Б. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы. М.: Искусство, 1970. — 223 с.
- Учебный рисунок в Академии художеств: Альбом / Авт.-сост. Д. А. Сафа-ралиева / Под ред. Б. С. Угарова. -М., 1990. С. 8.
- Фаворский В.А. Содержание формы // ДИ. —1965. —№ 1.
- Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: Книга, 1986.— 239 с.
- Фейербах Л. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1955. Т.2. — 943 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.— 574 с.
- Философский словарь. М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
- Флекель М.И. Великие мастера рисунка. Рембрандт, Гойя, Домье. М.: Искусство, 1974.—271 с.
- Флекель М. Искусство рисунка // Художник. 1974. —№ 9.
- Флоренский П.А. Обратная перспектива. М.: Искусство, 1967.—236 с.
- Флоренский П.А. Закон иллюзий. М.: Прогресс, 1971. — 348 с.
- Флоренский П.А. Анализ пространственности в художественно-изобразительных произведениях. М.: Искусство, 1982. —416 с.
- Фохт У. Пути русского реализма. М.: Сов. писатель, 1963. — 264 с.
- Франкастель П. Живопись и общество. М.: Наука, 1951.—187 с.
- Франкастель П. Искусство и техника в XIX XX вв. — М.: Прогресс, 1956.—316 с.
- Ханнелоре 3. Донателло. Берлин: Хеншель, 1998. — 15 с.
- Харрис Н. Климт (жизнь и творчество). М.: Спика, 1995. — 95 с.
- Хейзинга Й. Осень средневековья. М.: Наука, 1988.—540 с.
- Хойзингер Л. Микельанджело. М.: Слово, 1996. — 80 с.
- Художественная культура: понятая и термины. М., 1978. — 206 с.
- Циркунов В.Ю. О происхождении зодчества. М.: Стройиздат, 1965.— 215 с.
- ЧегодаевАД. Страницы истории советской живописи и графики. -М.: Сов. художник, 1984. — 486 с.
- Ченнини Ч. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. М.: Искусство, 1933. —586с.
- Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. М.: Гослитиздат, 1939 -1951.-Т. 2−3.
- Чистяков П. П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. М., — 592 с.
- Шатских А. Казимир Малевич. М.: Слово, 1996. — 95 с.
- Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. —496 с.
- Шеллинг Ф.В. Система трансцедентального идеализма. М.: Мысль, 1936. —380 с.
- Шерстобитов В.Ф. У истоков искусства. М.: Искусство, 1971.— 200 с.
- Шкловский В.В. Энергия заблуждения.- М.: Сов. писатель, 1981. — 351 с.
- Шмит Ф. Живопись, ваяние, зодчество // Печать и революция. -1924. -Кн. 3. —227 с.
- Шмит Ф.И. Искусство. Основные проблемы теории и истории. Л., 1925.—317 с.
- Шмоль И.А. Натурализм, реализм, фотореализм. М.: Искусство, 1973.— 287 с.
- Шмоль И.А. Реализм и реальность. М.: Искусство, 1978. — 205 с.
- Шопенгауэр О. Мир как воля и представление // Собр. соч. М., 1900. -Т. 1.—309 с.
- Шорохов Е. В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979.—303 с.
- Шпаковський В.М. Доторк до майбутнього. Живопис: Каталог ретроспектива. — Вшниця, 1996. —148 с.
- Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. — 584 с.
- Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969. — 271 е.
- Эйзенштейн С.М. Первое письмо о цвете. М.: Искусство, 1946. — 114 с
- Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. -М.: Искусство, 1964 -1971. Т.6. — 650 с.
- Экспрессионизм. Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство. -М.: Искусство, 1966. — 517 с.
- Эстетика: Словарь. М.: Политиздат. 1989. —445 с.
- Эстетика Гегеля и современность. М.: Изобраз. искусство, 1984. — 254 с.
- Эстетика Морриса и современность. Изобраз. Искусство, 1987 — 223 с
- Юнг К. Густав. Пикассо. М.: Искусство, 1964. —192 с.
- Якобсон П.Н. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
- Adorno Th. W. Uber einige Relationen zwischen Mtisik und Malerei. Die Kunst und die Kunste. Berlin, 1967. — 418 S.
- Adorno Th. W. Philosopie der neuen Miisik, Frankfort am Main, 1949.— 346 S.363. Ibid. —368 S.
- Ozenfaut et Zeaneeret. Za peinture moderne. Paris, 1925. —243 P.
- Gottfried Bammes. Figtirliches Gestalten. Ein Leitfaden fur Lehrende und Lernende. Volk und und Wissen. Volkseigener Verlag. Berlin, 1985.— 340 S.
- Hess N. Dokuinente zum Verstandnis der Modenen Malerei. Hamburg, 1959. — 327 S.
- Kandlnsky W. Essays uber Kunst und Ktinstler. Seins. 1955. — 256 S.
- Sedlmayr H. Die Revolution der modernen Kunst. Hamburg, 1955.—286 S.
- Sedlmayr H. Verlust der Mitte. Bildende Kunst des 19 und 20 Jahrhunder als Symptom und Simbol der Zeit. Fr. am Main, 1960. — 384 S.
- Программы и методические указания
- Программы педагогических училищ. Рисование, лепка, методика изобразительной деятельности и конструирования. Просвещение. 1976.
- Рисунок. Программа для художественно-промышленных училищ и училищ прикладного искусства по специальностям: №№ 2116−2118, 2120, 2122,2124 (срок обучения 4 года 4 месяца). Москва. 1979.
- Рабочая программа и методические указания по курсу «Рисунок» для студентов специальности 2220 «Графика» (Специализация «Художественно-техническое оформление печатной продукции»). Львов. 1986.
- Рабочая программа и методические указания по курсу «Живопись» для студентов специальности 2220 «Графика» (Специализация «Художественно-техническое оформление печатной продукции»). Львов. 1986.
- Программа (рабочая) курса «Живопись» для высших учебных заведений по специальности 2220 «Графика». Москва. 1980.
- Рабочая программа по дисциплине «Рисунок» для высших учебных заведений по специальности 2220 — «Графика». Москва. 1985.
- Рисунок и живопись. Методические указания и учебные задания для специальности 2220—"Графика" (дневное отделение). Москва. 1985.
- Программы по дисциплинам: Рисунок, Живопись, Скульптура, Композиция. Специальность 30 800 «Изобразительное искусство». Для учащихся педколледжа № 2. Волгоград. 1998.
- Программа по рисунку. Специальность 0524.00 «Дизайн». МГЭИ (Волгоградский филиал). Москва. 2000.
- Программа по живописи. Специальность 0524.00 «Дизайн». МГЭИ. Волгоградский филиал. Москва. 2000.
- Программа по скульптуре. Специальность 0524.00 «Дизайн». МГЭИ. Волгоградский филиал. Москва. 2000.
- Программа и методические указания по дисциплине Рисунок. ЛАИ. Львов. 1994.
- Программа по дисциплине Рисунок. Волгоградский государственный институт искусства и культуры. Волгоград. 2000.
- Программа по дисциплине Живопись. Волгоградский государственный институт искусства и культуры. Волгоград. 2000.
- Программы педагогических институтов. Рисунок. Живопись. Пленэр (практика по изобразительному искусству). Просвещение. 1978.
- Программы педагогических институтов. Специальность 0306 «Черчение и изобразительное искусство». Рисунок. Живопись. Скульптура. Композиция. Пленэр. Цветоведение. Пластическая анатомия. Перспектива в изобразительном искусстве. Ленинград. 1989.
- Программы дисциплин предметной подготовки. Изобразительное искусство и черчение. Серия «Педагогический университет». Москва. 2000.11.'W-YT/JoTJ^
- ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОС=&bdquo- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ1. На правах рукописи1. ТУМАНОВ Игорь Николаевич
- УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ