Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-экономическое обеспечение инновационной деятельности промышленного предприятия на основе конкурсных торгов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Использование системы конкурсных торгов в деятельности промышленного предприятия, а также использование метода многоцелевого анализа выбора поставщика инновационной продукции будет способствовать привлечению инноваций на предприятия и повышению эффективности не только их инновационной, но и коммерческой деятельности, что не может не сказаться на повышении качества функционирования всей… Читать ещё >

Содержание

  • введение.з
  • глава 1. организационно-экономические проблемы создания системы поддержки инновационной деятельности на промышленных предприятиях региона
    • 1. 1. Инновационная деятельность промышленного предприятия и ее роль в обеспечении его конкурентоспособности
    • 1. 2. Организационно-экономические проблемы инновационной деятельности промышленного предприятия и пути их решения
    • 1. 3. Формирование маркетингоориентированного подхода к обеспечению инновационной продукцией промышленного предприятия
  • Выводы по главе 1
  • глава 2. механизм организационно-экономического обеспечения инновационной деятельности промышленного предприятия и методы оценки конкурентоспособности его продукции
    • 2. 1. Анализ существующих методов и моделей теории инновационного цикла
    • 2. 2. Анализ стратегических приоритетов в обеспечении инновационной деятельности промышленного предприятия
    • 2. 3. Механизм организации конкурсных торгов инновационной продукцией
    • 2. 4. Методические положения организации процедуры конкурса при закупках наукоемкой продукции для предприятий Санкт-Петербурга
  • Выводы по главе 2
  • глава 3. научно-практические рекомендации и опыт организационно-экономического обеспечения инновационной деятельности предприятий санкт-петербурга
    • 3. 1. Рекомендации по совершенствованию государственных контрактов в сфере НИОКР с учетом процедуры конкурса
    • 3. 2. Практика организации закупок наукоемкой продукции для нужд промышленных предприятий в Санкт-Петербурге
    • 3. 3. Эффективность инновационной деятельности предприятия и методы ее оценки
  • Выводы по главе 3

Организационно-экономическое обеспечение инновационной деятельности промышленного предприятия на основе конкурсных торгов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономический рост и инновационный характер развития имеют тесную взаимосвязь. Более того, инновационные изменения являются главным фактором экономического роста на промышленных предприятиях. Только инновационная деятельность приводит к росту производительности. Однако инновационная деятельность предприятия характеризуется множеством проблем, среди которых следует отметить недостаток и несовершенство механизма финансирования инновационных проектов, выбор качественного поставщика инноваций и ее рыночная ориентированность.

Анализ этой проблемы показал, что одной из основных причин этого явилось отсутствие необходимого взаимодействия между элементами государственного управления и предприятиями — наиболее активными субъектами рынка. Предпринимательский сектор отечественной экономики развит недостаточно, с чем связано злоупотребление вложением свободных финансовых ресурсов в оборотные средства предприятия и отказ от долгосрочных капитальных вложений, которыми являются инновационные проекты. Наравне с этим, государство также проявляет определенную пассивность в стимулировании инновационной деятельности, что не может не сказаться на результатах инновационной деятельности не только конкретных предприятий, но и всей экономике в целом.

Несмотря на то, что Россия располагает многими современными технологиями, способными внести свой вклад в выход из экономического тупика, имеет мощную базу фундаментальной науки и политехнического образования, необходимо создание новых знаний, эффективных технологий и развитие образования. В настоящее время существует возможность улучшения инновационной деятельности предприятия и ее финансового обеспечения как через участие в государственных конкурсах, так и организации собственных, однако существующая система организации конкурсных торгов обладает рядом недостатков, что снижает ее положительные стороны.

Таким образом, актуальность темы настоящего исследования связана с необходимостью разработки и реализации рыночно ориентированной стратегии управления инновационной деятельности на промышленном предприятии, основанной на участии в конкурсных мероприятиях, проводимых в рамках его инновационной политики.

Изучению проблем взаимодействия инноваций и экономики посвящены многие работы отечественных и зарубежных авторов. Среди них следует отметить Запаснюка А. С., Кондратьева Н. Д., Лахтина Г. А., Мансфелда Е., Минде-ли Л.Д., Немчина A.M., Николаева И. А., Петракова С. Н., Покровского В. А., Пузыню К. Ф., Семенова В. П., Шерера Ф. М., Шумпетера Дж. и др.

Среди авторов, в работах которых исследовалась проблематика организации и осуществления взаимодействия с государственной системой поддержки инновационной деятельности, следует выделить таких ученых-экономистов, как Афанасьеву Н. А., Богачева В. Ф., Доброва Г. М., Ельмеева В. Я., Кустаре-ва В.П., Лахтина Г. А., Глязера Г. Я., Гатовского Л., Завлина П. Н., Казанцева А. К., Пуделевича Ф. И., Попкова В. П. и др.

Однако в экономической литературе недостаточно полно и обосновано рассмотрены вопросы организации системы поддержки инновационной деятельности предприятия на основе организации процедуры конкурсного отбора и не отражены основные принципы данного процесса. Недостаточно разработок прикладного характера, которые позволили бы упростить процедуру выбора эффективного инновационного проекта и оценить его перспективность.

Вышеизложенное определило актуальность диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка методических положений и научно-практических рекомендаций по формированию механизма конкурсного отбора инновационных проектов для обеспечения инновационной деятельности предприятия.

В соответствии с данной целью в диссертационном исследовании поставлены и решены следующие задачи:

— уточнены понятия «инновации» и «инновационная деятельность» и показана их роль в конкурентоспособном функционировании предприятия;

— выявлены основные организационно-экономические проблемы обеспечения инновационной деятельности предприятия;

— проведена оценка путей повышения коммерческой направленности инноваций;

— проанализирована существующая система проведения конкурсов на выполнение государственных инновационных проектов;

— определены принципы проведения конкурсных процедур по привлечению поставщиков инноваций на предприятии;

— разработана методика оценки потенциала поставщика инновационной продукции и конкурентоспособности предлагаемой на конкурсной основе инновационной продукции;

— разработаны научно-практические рекомендации по реализации механизма проведения процедуры конкурсного отбора инновационных проектов.

Предметом исследования являются процессы организации инновационной деятельности предприятия.

В качестве объекта исследования рассматриваются коммерческие предприятия производственной сферы деятельности.

Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой проблеме в рамках положений следующих теорий: теории менеджментатеории систем, теории социальной зависимости, исследования операций. Для решения поставленных в работе задач применялись диалектический метод, системный подход, методы исследования операций. Информационную базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления инновационной деятельностью предприятия.

К основным элементам научной новизны, составляющим предмет защиты, относятся следующие:

• уточнена организационно-экономическая сущность инновационной деятельности промышленного предприятия и дополнен состав принципов, обеспечивающих его конкурентоспособность;

• выявлены и классифицированы проблемы управления инновационной деятельностью промышленного предприятия, позволившие определить основные стратегические приоритеты его развития;

• предложен состав показателей и методика выбора инновационной продукции, основанные на сравнительной оценке конкурентоспособности поставщиков инновационной продукции;

• адаптирован организационно-экономический механизм государственных конкурсных торгов инновационной продукцией, являющийся эффективным инструментом, обеспечивающим инновационную деятельность промышленного предприятия;

• разработан алгоритм и научно-практические рекомендации по совершенствованию механизма конкурсного отбора инновационных проектов.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в обосновании и разработке методических рекомендаций по совершенствованию организационно-технологического обеспечения инновационной деятельности на основе участия предприятия в процедуре конкурсного отбора.

Апробация исследования. Основные результаты работы докладывались на научных семинарах и научно-практических конференциях СПбГИЭУ и БГТУ «Военмех». Разработанные методики были использованы в деятельности ЗАО «ИК НЕОТЕК МАРИН» (Санкт-Петербург) и ЗАО «КРАФТЭК инжиниринг» (Санкт-Петербург) в процессе совершенствования управления инновационной деятельностью предприятия.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Выводы по главе 3.

В данной главе на основе предлагаемой методики проведения конкурсных торгов были сформулированы научно-практические рекомендации, касающиеся вопросов совершенствования государственных контрактов в сфере НИОКР.

Это особо выделяется потому, что применение данных рекомендаций дает возможность в большей степени учесть при проведении процедур государственных конкурсных торгов интересы коммерческих предприятий, в том числе и из промышленного сектора.

При этом в подтверждение данных выводов приводится практика организации закупок наукоемкой продукции для нужд промышленных предприятий Санкт-Петербурга, что позволяет руководителям использовать некоторые положения исследования для своей деятельности.

В заключении главы приводятся способы определения эффективности внедряемых инноваций, при этом в качестве вывода было предложено следующее.

Нововведение должно давать наивысший конечный результат при наименьших затратах. Это и есть критерий определения результативности работы научных коллективов. Следовательно, показателем отдачи затрат является экономическая эффективность науки, представляющая количественное отношение эффекта, полученного от внедрения научных идей в производство (т.е. инноваций), к совокупным затратам на их осуществление.

Заключение

.

Закономерным и объективным процессом реализации экономических преобразований и формирования в России цивилизованной рыночной экономики является становление и развитие высококачественного промышленного сектора. Это может достигаться за счет инновационной направленности деятельности данных предприятий. Именно инновации позволяют получать экономические результаты, приводящие к инвестициям и интенсивному росту экономики.

Однако промышленный сектор отечественной экономики недостаточно развит для перехода на инновационный тип развития хозяйствующих объектов. Существуют несовершенный рынок с достаточно высокой степенью монополизма и слабой интеграцией в мировое хозяйство. Серьезно обострены проблемы мобилизации накоплений для проведения структурных реформ.

Объективные причины, вызванные необходимостью перехода экономических систем на инновационный тип развития, требуют в настоящее время активизации инновационной деятельности не только со стороны государства, но прежде всего со стороны самих предприятий, особенно промышленного сектора, поскольку последние обладают все же большим потенциалом к развитию инновационного направления, чем более мелкие структуры.

Это может быть достигнуто за счет функционирования эффективного механизма привлечения инноваций в коммерческую среду — в деятельность промышленных предприятий негосударственного сектора экономики.

Использование системы конкурсных торгов в деятельности промышленного предприятия, а также использование метода многоцелевого анализа выбора поставщика инновационной продукции будет способствовать привлечению инноваций на предприятия и повышению эффективности не только их инновационной, но и коммерческой деятельности, что не может не сказаться на повышении качества функционирования всей экономической системы России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
  2. Закон РФ от 23.08.1996 г. № 127 «О науке и государственной научно-технической политике».
  3. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: ОАО «Типография Новости», 2000.
  4. Акофф Рассел. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. М.: Сирин, 2002.
  5. А.И. Наука техника — экономика. — М.: Экономика, 1986.
  6. И.Е. Рынки технологий в мировом хозяйстве. М.: Наука, 1992.
  7. А.И. Принятие управленческих решений в экономических системах. Саранск: Изд-во Морд. гос. ун-та, 1998.
  8. И.Т. Основы финансового менеджмента: Как управлять капиталом. — М.: Финансы и статистика, 1997.
  9. Д.И., Валдайцев С. В. Как создаются коммерчески успешные товары и услуги: Маркетинг и нововведение. Л.: Ред.-издат. центр «Культ-информ-пресс»: «Человек», 1991.
  10. В.Ф. Маркетинг инвестиций. СПб: «Гелион плюс», 1999.
  11. В., Хавранек П. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований (Пособие ЮНИДО). М.: Инфра-М, 1995.
  12. Ю.В., Швандар В. А. Экономическое управление бизнесом: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  13. С.В. Оценка бизнеса и инновации . М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.
  14. С.В. Управление инновационным бизнесом: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  15. Ю.С., Кинелев В. В., Колосов В. Г. Зачем предпринимателю инновации. СПб.: ИКС, 1996.
  16. К.Е., Коваленко В. В. О проблеме преодоления инновационного застоя в российской экономике // Инновации, 2001. № 4−5. — с. 48−50.
  17. О.С. Стратегический менеджмент. М.: Гарника, 1998.
  18. С.А., Казакова Н. В. Инновационные факторы повышения региональной конкурентоспособности // Логистические подходы в управлении инвестициями и инновациями: Сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2000.
  19. А.А. К оценке уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий. // Машиностроитель. 2000. — № 12.
  20. Л.Г., Краюхин Г. А., Шайбакова Л. Ф. Регулирование инновационных процессов в регионе. СПб.: СПбГИЭА, 1997.
  21. Горемыкин В. А" Богомолов О. А. Экономическая стратегия предприятия. Учебник. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2001.
  22. М.В., Кулагин А. С., Симараков С. Ю. Инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасности. М.: АНХ, 2000.
  23. А.С. Инновационное инвестирование в управлении российской экономикой. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
  24. Е.Г., Бекетов И. В. Научно-инновационная система региона: структура, функции, перспективы развития. М.: Академия, 2002.
  25. С.В. Финансовое стимулирование инновационной деятельности.-СПб.: СПЭА, 1997.
  26. Жиц Г. И. Инновационный потенциал и экономический рост. — Саратов: СГТУ, 2001.
  27. П.Н. Инновационное предпринимательство // Инновации, 2001. -№ 9-ю.-с. 18−19.
  28. П.Н., Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций. СПб.: издат. дом «Бизнес-пресса», 1998.
  29. В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий // Машиностроитель. 1999. -№ 11. — С. 13−17
  30. Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики, 2001. -№ 4.
  31. Инновационная деятельность на промышленных предприятиях России / Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. http:// www.inconf.epn.ru.
  32. Инновационная экономика. / под ред. А. А. Дынкина, Н. И. Ивановой. -М.: Наука, 2001.
  33. Инновационные и инвестиционные процессы в переходный период: СБ. науч. трудов / Под ред. Б. М. Рудзинского. М.: Институт экономики РАН, 1993.
  34. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д.э.н., проф. О. П. Молчановой. -М.: Вита-Пресс, 2001.
  35. В., Кларк С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях // Вопросы экономики, 2001 № 7.
  36. Г. Б., Тамбовцев В.А" Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, экономические стратегии, безопасность. -М.: Экономика, 1997.
  37. Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.
  38. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1998.
  39. И.М., Фасхиев Х. А. Измерение конкурентоспособности предприятий / Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века». Наб. Челны: КамПИ, 2001.
  40. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. СПб: АО «Коруна», АОЗТ «Литера Плюс», 1994.
  41. Г. А., Шайбакова Л. Ф. Закономерности и тенденции инновационных процессов: Лекция по дисц. «Управление инновационными процессами». СПб.: СПбГИЭА, 1995.
  42. Э.И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия.: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.
  43. Л.Г. Инновационные стратегии в машиностроении. — М.: Российская экономическая академия, 1998.
  44. А.С. Организационно-экономический механизм инновационной сферы в условиях рыночной экономики. М.: Институт экономики РАН, 1997.
  45. В.Н. Финансово-экономический механизм государственной поддержки инновационной активности и его региональные формы. М.: РАГС, 1997.
  46. А.Н. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2000.
  47. О.А., Марова И. В. Инновационное предпринимательство на базе технологий двойного назначения. Екатеринбург: Препринт, 1998.
  48. В.Г., Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  49. Р.Г. Инвестиции и инновации в концепции экономического роста. М.: РЭА им. Плеханова, 1997.
  50. Н.Н. Инновационный процесс: Организация и маркетинг. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.
  51. Ю.П. Особенности организации инновационного менеджмента коммерческих предприятий / Инновации, 2001. № 9−10.
  52. О.В. Источники капитала для финансирования нововведений.-СПб.: СПбГУ, 1996.
  53. И.А. Приоритетные направления науки и технологий: Выбор и реализация. М.: Машиностроение, 1995.
  54. Т.И. Инновационный характер экономической структуры в постиндустриальном обществе / Инновации, 2001. № 9−10.
  55. О законодательном обеспечении инновационной деятельности в РФ. По материалам парламентских слушаний / Инновации, 2002. № 5.
  56. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. М.: ОАО «НПО Изд-во «Экономика», 2000.
  57. В.В. Стратегия ресурсного обеспечения инновационной деятельности / Под ред. А. И. Муравьева. СПб.: СПбГУЭФ, 1997
  58. В.П., Семенов В. П. Экономика и организация инвестиций: Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2001.
  59. М. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издат. дом «Вильяме», 2000.
  60. Региональные проблемы научно-инновационной деятельности / под ред. А. А. Румянцева. СПб.: ИРЭ РАН, 2000.
  61. Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. И. П. Николаевой. М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2003.
  62. А.А. Некоторые аспекты развития региональной инновационной политики // Инновации, 2001. № 4−5.
  63. В.П. Проблемы коммерческого использования результатов инновационно-инвестиционной деятельности предприятий // Проблемы экономического роста в условиях трансформирующейся России. Великий Новгород: НГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. — с. 284−287.
  64. В.П. Управление инвестиционно-инновационным процессом в предпринимательстве: теория и методология. СПб.: СПбГИЭУ, 2003.
  65. А.С. Управление промышленными фирмами: методология, модели и экономический анализ. СПб.: СПбГТУ, 2001.
  66. Д.В. Предпосылки анализа и формирования инновационной политики. СПб.: СПбГУЭФ, 1997.
  67. И.М. Управление инновациями: использование инновационного потенциала в промышленности. М.: Физматлит, 2001.
  68. Технологические инновации в России / J1.M. Гохберг, Л. Э. Миндели. -М.: ЦИСН, 1997.
  69. Управление современной компанией: Учебник / Под ред. проф. Б. Мильнера и проф. Ф. Линса. М.: Инфра-М, 2001.
  70. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000
  71. Т.В., Ильина В. А. (МГУДТ). Управление конкурентоспособностью предприятий и ее прогнозирование // Кожевенная промышленность. № 5.-2002.
  72. Финансово-кредитный механизм стимулирования инновационной деятельности: Учебное пособие. М.: ИНИЦ Роспатента, 1998.
  73. А.Н. Инновационный тип развития и предпринимательство // Экономика предпринимательства. М.: ГИЦ «Владос», 2001.
  74. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. — М.: Прогресс, 1987.
  75. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг. Настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002.
  76. Л.В. Конкурентоспособность рынка кожаной обуви в республике Беларусь // Маркетинг. 2000. — № 3.
  77. Н.В. Дисциплина инновационного рынка: формирование и эффективность. — М.: Луч, 1995.
  78. А.С. Инновационное бизнес-планирование развития приоритетной отрасли // Автореф. дисс. канд. экон. наук. — Казань: Изд-во КФЭИ, 2002.
  79. Шевченко С. Ю Стратегия инновационного развития предприятия: Учебное пособие. СПб.: СПбГУЭФ, 1998.
  80. А.Ю. Конкуренция: Теория и практика: Учеб. пособие. М.: «Гном-пресс», 1998.
  81. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  82. Ф. Эпоха инноваций: пер. с англ. М.: Инфра-М, 2002.
Заполнить форму текущей работой