SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента промышленных предприятий
Диссертация
Целью диссертационного исследования является разработка и теоретическое обоснование универсальной методики проведения SWOT-анализа, направленного на совершенствование системы стратегического управления промышленным предприятием в рыночных условиях. Применение на практике данной методики позволит существенно повысить эффективность проведения стратегического менеджмента. В рамках исследования… Читать ещё >
Содержание
- Глава.
- Анализ существующих методов проведения SWOT-анализа и их значение в мировой практике
- 1. 1. SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента
- 1. 1. 1. S WOT-анализ в маркетинговом плане предприятия
- 1. 1. 2. Проведение SWOT-анализа
- 1. 2. Анализ метода проведения SWOT-анализа, выполняемого
- 1. 1. SWOT-анализ как инструмент стратегического менеджмента
- ЭИС «Биг-Мастер»
- 1. 2. 1. Согласование представлений ведущих менеджеров о рыночных возможностях предприятия (в формате SWOT)
- 1. 2. 2. Определение на основании матрицы SWOT-анализа приоритетов развития и объектов реформирования планируемого периода
- 1. 3. Анализ программного обеспечения для проведения SWOT-анализа фирмы КонСи
- 1. 4. Основные недостатки существующих методов проведения SWOT-анализа
- Глава.
- Организация процесса сбора информации для проведения SWOT-анализа
- 2. 1. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
- 2. 1. 1. Финансовый анализ
- 2. 1. 1. 1. Абсолютные показатели финансовой устойчивости
- 2. 1. 1. 2. Относительные показатели финансовой устойчивости предприятия
- 2. 1. 1. 3. Экономическое содержание понятий платежеспособности и ликвидности
- 2. 1. 1. 4. Анализ кредитоспособности заемщика
- 2. 1. 2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности
- 2. 1. 3. Анализ трудовых ресурсов
- 2. 1. 4. Анализ управленческой деятельности
- 2. 1. 4. 1. Качественные методы оценки
- 2. 1. 4. 2. Оценка эффективности работы команды 77 2.2 Анализ возможностей и угроз
- 2. 2. 1. Характеристики внешней среды
- 2. 2. 2. Среда прямого воздействия
- 2. 2. 3. Среда косвенного воздействия
- 2. 2. 4. Международное окружение
- 2. 2. 5. Оценка окружающей среды с помощью оценки рисков
- 2. 2. 5. 1. Учет неопределенности в подходах к оценке рисков
- 2. 2. 5. 2. Анализ и оценка рисков
- 2. 2. 5. 3. Общие принципы анализа риска
- 2. 2. 5. 4. Зоны риска и кривая риска
- 2. 2. 5. 5. Переменные риска
- 2. 2. 5. 6. Методы анализа рисков
- 2. 1. 1. Финансовый анализ
- 2. 1. Анализ сильных и слабых сторон предприятия
- 3. 1. Формализация входной информации
- 3. 1. 1. Методы экспертного оценивания в задачах группового выбора
- 3. 1. 2. Принципы построения систем экспертных оценок
- 3. 1. 3. Методы получения и формализации экспертной информации
- 3. 1. 4. Ранжирование как метод формализации информации для SWOT-анализа
- 3. 2. Построение матрицы SWOT-анализа 130 3.2.1 Оценка матрицы SWOT-анализа
- 3. 3. Выбор стратегии
- 3. 3. Л Метод Дельфи как инструмент выбора стратегии
- 4. 1. Организация проведения SWOT-анализа на предприятии
- 4. 2. Формирование входных данных SWOT-анализа (внутренняя среда предприятия)
- 4. 2. 1. Организация сбора данных для проведения финансового анализа
- 4. 2. 2. Организация сбора данных для проведения анализа производственно-хозяйственной деятельности
- 4. 2. 3. Организация сбора данных для проведения анализа управленческой деятельности
- 4. 2. 4. Организация сбора данных для проведения анализа трудовых ресурсов
- 4. 2. 5. Выявление сильных и слабых сторон предприятия
- 4. 3. Формирование входных данных SWOT-анализа (внешняя среда предприятия)
Список литературы
- Долятовский В.А., Долятовская В. Н. Исследование систем управления:
- Учебно-практическое пособие. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 — 256 с.
- Тэпман JI.H. Риски в экономике: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. Проф.
- В.А.Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 380 с.
- Гражданский кодекс российской Федерации М.: Инфра — М, 1995 г.
- В.В. Бочаров «Финансовый анализ» СПб: Питер, 2003 г.
- А.Д Шеремет, Е. В. Негашев «Методика финансового анализадеятельности коммерческих организаций» М.: Инфра — М, — 2003 г.
- Васильева JI.C. «Экономический анализ» М.: ГАСИС, 2003 г.
- Турусин Ю.Д., Ляпина С. Ю., Шаламова Н. Г. Стратегический менеджмент:
- Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2003 — 232 с.
- Дибб С., Симкин JI. Д44 Практическое руководство по сегментированиюрынка. СПб: Питер, 2002. — 240 с.
- З.Токарев В. жур. «Управление компанией», 2002 г., № 10
- Пособие по корпоративному управлению: В 6 т. М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004.
- Л. Зуйкова, Е. Карсетская, И. Кирюшина, Т. Крутякова, М. Мошкович
- Организация и ее обособленные подразделения. М.: «Экономико-правовой биллютень», 2006
- Г. А. Абелева Филиалы, представительства и другие обособленныеподразделения: как вести учет и платить налоги 2-ое издание, перераб. и доп. — М.: Вершина, 2006.
- С.А. Верещагин (под ред. Г. Ю. Касьяновой) Филиалы, представительства, обособленные представительства с учетом последних изменений законодательства (4-ое изд., перераб. и доп.) М.: «Аргумент», 2007.
- Серпилин А. жур. «Проблемы теории и практики управления», 2000 г. № 6.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 1995.
- Завьялов П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. -М., 1991.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ. -М., 1997.
- Абчук В. «Азбука маркетинга». С-Пб.: Союз, 2001.
- Алешина И.В. «Поведение потребителей». М.: «Фаир-Пресс», 2000.
- Амрин Г. Р., Ритчи Дж., Моди К. Организация производства и управления в американских корпорациях. М.: Прогресс, 2001.
- Баканов М.И. «Теория экономического анализа». М.: «Финансы и статистика», 2001.
- Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. М.: Прогресс, 2004.
- Безруков А.И. «Организация и методы исследования спроса и рынков сбыта в современных условиях». М.: Дело, 2001.
- Бринк И.Ю., Савельева Н. А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. / Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
- Кричевский P. J1. Если Вы руководитель. М., 1993.
- Маркетинг. Под/ред. Э.А. Уткина-М., 1998.
- Основы коммерции. Аванесов Ю. А. Клочко А.Н. М., 1995. 32. Основы предпринимательского дела. Осипов Ю. М. и группа авторов — М., 1992.
- Основы стратегического менеджмента. К. Боумэн. -М., 1997. 34. Основы стратегического управления. П. В. Забелин, Н. К. Моисеева. /Учебное пособие. -М., 1998.
- Панкратов Ф. Г, Серегина Т. С. Коммерческая деятельность. М., 1996.
- Романов А.Н. и группа авторов. Маркетинг. М., 1996.
- Ромат Е. Реклама в системе маркетинга. Харьков, 1997.
- Румянцева З.П., Саломатина Н. А. Менеджмент организации. М., 1995.
- Кошкин А.А. Системы оперативного и упреждающего управления предприятием. Дис. д.т.н. НГУ. Новосибирск, 1998.
- Курдюмов С.П., Малинецкий Г. Г. Синергетика теория самоорганизации (идеи, методы, перспективы). — М., Наука, 1987.
- Методические материалы фирм: IBS, Oracl, Галактика, Мета Технология, Cogn. Technologies Ltd. и др. 1999.
- МогилевскийВ.Д. Методология систем. -М.: Экономика, 1999.
- Валуев С.А., Игнатьева А. В. Организационный менеджмент. М.: Экономика, 2003.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента. // Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М.: «Финансы и статистика» 2003.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. 2-е изд. Учебник. М.: ИнтелТех, 2003.
- Грузинов В.П. «Экономика предприятия». М.: Банки и биржи, 2001.
- Дилфорт Д. Производственный и операционный менеджмент. Минск, 2002.
- Котлер Ф. «Маркетинг менеджмент». С-Пб.: Питер, 2003.
- Котлер Ф. «Основы маркетинга». С-Пб.: Литера Плюс, 2003.
- Сергеев И.В. «Экономика предприятия». М.: Финансы и статистика, 2000.
- Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. Учебник для вузов. М.: Экономика, 2001.
- Никулина Н. О. Интеллектуальная информационная поддержка процессов организационного управления: Дис канд. техн. наук /У Г АТУ. Защищена 1998.04.03.
- Попов Э.В. Реинжиниринг бизнес процессов и информационные технологии. М.: Новости искусственного интеллекта № 1, 1997.
- Растригин Л.А. Адаптация сложных систем. Рига: Зинатне, 1981.
- Рокотов В. П. Автоматизированное управление формированием и реализацией планов: Дис. д-р техн. наук, МГИЭМ. Защищена 1998.04.28.
- Информационные системы в экономике. Под ред. В. В. Дика. М: Финансы и статистика, 1997.
- Виханский О. С. Наумов А.И. «Менеджмент"-3-е изд. М.: Экономиста, 2003.-528 с.
- Герчникова И.Н. Менеджмент.: Учебник.- Н:-ЮНИТИ- 2002 Г.-501 с.
- Голубков Е.П. «Какое принять решение?» Москва «Экономика», 1990.
- Гроув С. Эндрю «Высоко эффективный менеджмент» Москва, 1996.
- Кабушкин Н. И. «Основы менеджмента»: Учеб. Пособие-7 изд.-Минск: Новое знание, 2004 г.-ЗЗб с.
- Кнорринг В. И. «Теория, практика и искусство управления» Учебник для вузов.- Зе изд.- М: норма, 2004.
- М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури «Основы менеджмента"-М: Дело, 2001.-800 с. 69. «Маркетинг» / под ред. Р. Б. Ноздрева. М.: Юрист, 2000.
- Захарченко В.И. «Некоторые аспекты маркетинговой стратегии машиностроительных предприятий» // Машиностроитель, 2000. № 3.
- Захарченко В.И. «План маркетинга комплексная оценка деятельности предприятия» // Машиностроитель, 2003.
- Захарченко В.И., Кузьмина Т. С. «Показатели эффективности службы маркетинга» // Машиностроитель, 2001. № 8.
- Ковалев А.П. Управление затратами с помощью стоимостного анализа. М.: Финансы, 2001., № 9.
- Колбин А.Г., Леншин И. А., Фирсанова О. В. «Маркетинговая служба в обеспечении эффективной деятельности предприятия» // Инженерный журнал, 2000. № 5.
- Нрутюров, Волковыский И. В. Кадария Ф.Д. Шепелев Е. М. «Управление персоналом» Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 Г.-448 с.
- Смирнов Э. А. «Разработка управленческих решений» Учебник для вузов, — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
- Спицнадель В.Н. «Теория и практика принятия оптимальных решений» Учебн. пособие.- СПб.: «Бизнес-пресса», 2002.
- Уткин Э.А. «Курс менеджмента» Учебник для Вузов.- М.: Издательство «Зерцало», 2000.-448 с.
- Никольский А.А. и др. Технология принятия управленческих решений. -М.: МГАЛП, 1998.
- Осипов Г. С. Приобретение знаний интеллектуальными системами. Основы теории и технологии. М.: Наука-Физматлит, 1997.
- Основы экономической информатики. Под ред. Морозевича А. Н. Минск, БГЭУ, 1998.
- Осуги С., Саэки Ю. Приобретение знаний. М.: Мир, 1990.
- Гроув С. Эндрю «Высоко эффективный менеджмент» Москва, 1996.
- Попов Э.В., Фоминых И. Б., Кисель Е. Б., Шапот М. Д. Статические и динамические экспертные системы. М.: Финансы и статистика, 1997.
- Хейес-Рот Ф., Уотерман Д., Ленат Д. Построение экспертных систем. М.: Мир, 1987.
- Журнал «РЖД партнер», 2006 г. № 11 (99).
- Журнал «РЖД партнер», 2006 г. № 100.
- Журнал «Мир транспорта», 2007 г. № 2.
- Авдулов П.В., Гойзман Э. И., Кутузов В. А. и др. Экономико -математические методы и модели для руководителя. М.: Экономика 1998 г.
- Косилова А. Г. Мещереков Р. К. «Справочник технолога машиностроителя. «Москва.: Мошиностроение-1985 г. Том 2-й.
- Макаренко М. В., Махалина О. М. » Производственный менеджмент » . учебное пособие для вузов. Москва. «Издательство ПРИОР «1988 г.
- Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Наука, 1997 г.
- Математические методы в планировании отраслей и предприятий / Под ред. И. Г. Попова. М.: Экономика, 1997 г.
- Л.П. Владимирова. Прогнозирование и планирование в условиях рынка, учебное пособие (второе издание). М.:2001 г.