Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационная база анализа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внеучетная информация — это информация, которая находит отражение в иных, отличных от учетных, источниках информации. Она содержится в законодательных актах федерального и регионального уровней; актах проверок надзирающих, контролирующих, правоохранительных, судебных, налоговых и других органов; решениях коллегиального либо единоличного органа управления предприятием; судебных решениях; средствах… Читать ещё >

Информационная база анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Источники информации, используемые для проведения экономического анализа весьма разнообразны. Для целей экономического анализа их группируют в соответствии с целями и задачами аналитического исследования. Тщательно подобранная и сгруппированная информация в экономическом анализе получила название информационной базы. Основными группами источников аналитической информации являются учетная и внеучетная информация.

Учетная информация — это информация, содержащаяся в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, статистической отчетности, а также в бизнес-планах предприятия.

Традиционно ведущую роль в информационной базе экономического анализа принадлежит бухгалтерской и статистической отчетности предприятия, его структурных подразделений. Это система экономических данных, которые представляются в установленные сроки органам государственного управления и содержат разностороннюю количественную и качественную характеристику финансово-хозяйственной деятельности за истекший период. Кроме того, при анализе по мере необходимости используются также регистры бухгалтерского учета, данные оперативно-технического учета и первичные документы. Из привлекаемых для анализа источников информации значимыми являются плановые и нормативные документы. К ним относятся данные бизнес-планов, хозяйственных договоров, разработанных нормативов по расходу сырья, других видов ресурсов.

Внеучетная информация — это информация, которая находит отражение в иных, отличных от учетных, источниках информации. Она содержится в законодательных актах федерального и регионального уровней; актах проверок надзирающих, контролирующих, правоохранительных, судебных, налоговых и других органов; решениях коллегиального либо единоличного органа управления предприятием; судебных решениях; средствах массовой информации; деловой переписке; интервью сотрудников анализируемого предприятия; иных аналогичных источниках.

Сформированная информационная база экономического анализа должна быть проверена на достоверность.

Учетная информация проверяется оценкой ее полноты и своевременности составления, соответствующей взаимоувязки форм учета и отчетности, согласованности и преемственности показателей отчетов смежных периодов.

Для оценки достоверности внеучетной информации используется ряд эвристических приемов, а также встречная проверка. Информация, содержащаяся в актах государственных органов, как правило, не проверяется.

Формирование информационной базы анализа природоохранной деятельности предприятий — задача весьма сложная, а проверка ее достоверности — не всегда решаемая задача.

Недостаточность в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о природоохранной деятельности, ее несопоставимость являются существенным барьером в создании учетного информационного обеспечения анализа природоохранной деятельности. Сложившиеся проблемы отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности природоохранной деятельности частично решены законодателем в Письме Министерства финансов Российской Федерации № ПЗ-7/2011 «О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации» .

К учетной информации относятся данные:

  • — об экологических объектах бухгалтерского учета (основные фонды, экологические платежи, затраты на природоохранную деятельность, выручка от продажи технологических отходов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, другие);
  • — статистической отчетности (№ 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды», № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды», № 2-ОС «Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах» и др.).

Внеучетная информация о природоохранной деятельности представлена данными законодательных актов экологического характера, решений руководящих органов предприятия по вопросам природоохранной деятельности, решений судов различных юрисдикций по вопросам нарушения предприятием природоохранного законодательства, нефинансовой отчетности, экологического паспорта, экологических экспертиз, экологического аудита, расчетов нормативов выбросов вредных веществ, иных источников аналогичного характера.

Для формирования информационной базы экономического анализа природоохранной деятельности предприятий важное значение имеет статистическая отчетность.

В целях исполнения федерального плана статистических работ Федеральной службой государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации приказом от 19 октября 2009 г. № 230 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росводресурсами федерального статистического наблюдения об использовании воды» утверждена (в ред. Приказа Росстата от 28 ноября 2011 г. № 466) и введена в действие, начиная с годовой отчетности за 2010 г., годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды» (далее — форма № 2-ТП (водхоз)). Ее предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют пользование водными объектами или получают воду из систем водоснабжения со следующими ограничениями: осуществляют сброс сточных вод; осуществляют забор из водных объектов свыше 50 м³ воды в сутки (кроме сельхозпроизводителей); получают воду из систем водоснабжения свыше 300 м³ воды в сутки (кроме сельхозпроизводителей), и свыше 150 м3воды в сутки для сельхозпроизводителей; имеют системы оборотного водоснабжения общей мощностью свыше 5000 м³ в сутки независимо от количества забираемой воды.

Указанные ограничения по объемам воды могут быть изменены исходя из местных условий территориальными органами Росводресурсов.

Эта форма содержит два основных раздела:

  • — раздел 1 «Забрано из природных источников, получено от поставщиков, использовано, передано и потеряно воды» ;
  • — раздел 2 «Водоотведение» .

Все показатели, приведенные в ней, выражены натуральными измерителями.

По содержанию информация формы № 2-ТП (водхоз) дает количественную и качественную характеристику водопользования предприятия, а именно:

  • — количество используемой предприятием воды, забираемой изо всех источников и используемой для его технологических и бытовых нужд, измеряемую кубическими метрами;
  • — содержание загрязняющих веществ в отведенных водах, измеряемых в тоннах и килограммах в зависимости от видов загрязнений.

Вместе с тем, в отчетности № 2-ТГ1 (водхоз) отражаются сведения:

  • — об источниках водоснабжения и приемниках отведенных вод (море, река, озеро, болото, канализационная сеть, поля фильтрации, ливневый коллектор и др.);
  • — о категориях качества воды (питьевая, техническая пресная, ливневая, карьерная, сточная и др.);
  • — о видах использования воды (производственная, питьевая, хозяйственно-бытовая, обводнение пастбищ и др.);
  • — о видах очистки воды (механическая, биологическая, физикохимическая и др.);
  • — о видах загрязняющих веществ (ацетон, фенол, хлорбензол, этанол и др.).

Для аналитических исследований форма № 2-ТП (водхоз) служит источником информации для построения показателей антропогенной нагрузки предприятия на водные ресурсы в натуральном измерении, что является неотъемлемой частью экономического анализа его природоохранной деятельности.

Юридические лица, имеющие стационарные источники загрязнения воздушного бассейна, составляют и предоставляют форму статистической отчетности № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утвержденную приказом Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 июля 2011 г. № 336 (далее — форма № 2-ТП (воздух)).

Эта форма состоит из 5 разделов:

  • — раздел 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация» ;
  • — раздел 2 «Выброс в атмосферу специфических загрязняющих веществ» ;
  • — раздел 3 «Источники загрязнения атмосферы» ;
  • — раздел 4 «Выполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» ;
  • — раздел 5 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от отдельных групп источников загрязнения» .

Показатели формы № 2-ТП (воздух) представлены как в натуральных, так и в стоимостных измерителях.

Натуральные показатели дают характеристику количества загрязнений, т. е. величину атропогенной нагрузки предприятия на атмосферный воздух. Объемы загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от организованных и неорганизованных источников, измеряются тоннами в целом, а также по ингредиентам. Из всех вредных выбросов в атмосферный воздух форма № 2-ТП (воздух) содержит сведения о количестве уловленных, обезвреженных и утилизованных загрязняющих веществ за год.

Стоимостные показатели содержит раздел 4 формы № 2-ТП (воздух). Речь идет о размерах освоенных средств предприятия на осуществление воздухоохранных мероприятий. Причем информация об объемах этих расходов дается в тыс. руб. как за отчетный период, так и за прошлый год, что значительно повышает уровень аналитичности этой формы отчетности.

Экономические субъекты — юридические лица и индивидуальные предприниматели, — осуществляющие свою деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, обязаны предоставлять годовую статистическую отчетность, но форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», утвержденную приказом Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 января 2011 г. № 17 (далее — форма № 2-ТП (отходы)).

Показатели формы № 2-ТП (отходы) дают количественную характеристику масштабов твердых загрязнений, образующихся на предприятии в ходе его технологических процессов. В качестве единиц измерения используется тонна. Иными словами, эта форма также дает характеристику антропогенного воздействия предприятия на почву.

Показатели статистической отчетности формы № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах», утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 сентября 2010 г. № 319 дают характеристику текущих расходов предприятия на ремонт природоохранных комплексов по всем элементам окружающей природной среды, их содержание, а также об экологических платежах за допустимые и сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в воду, воздух и землю.

Похожая на годовую статистическую отчетность информация должна содержаться в экологическом паспорте предприятия. Однако разработка этого документа не является обязательной, хотя структура экологического паспорта определяется ГОСТом 17.0.0.04−90 «Охрана природы. Экологический паспорт предприятия. Основные положения» .

В целях сохранения естественных параметров окружающей человека природной среды предприятия в своей деятельности обязаны соблюдать принципы:

  • — допустимости негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду с учетом требований экологической безопасности;
  • — снижения антропогенного воздействия технологических процессов на элементы природы до предельно допустимой нагрузки;
  • — применения экологически «чистых» технологий, т. е. переход на «зеленую» экономику.

Управление природоохранной деятельностью предприятия, как и всеми его хозяйственными и иными процессами, невозможно без грамотно организованной аналитической работы, базирующейся на традиционных приемах и методах экономического анализа.

Проведение экономического анализа предприятий основано на выработанных в аналитической теории и практике элементах общей его методики: построение системы взаимосвязанных аналитических показателей; факторное моделирование; сравнение; детализация и группировки; элиминирование; обобщение.

Все хозяйственные процессы, которые являются предметом экономического анализа, должны выражаться в конкретных показателях. Аналитические показатели — это понятия, в которых отражаются объемы и уровень эффективности хозяйственных процессов или видов деятельности экономических субъектов. Они содержатся в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, статистической отчетности, источниках внеучетной информации, а также формируются путем обработки учетных и внеучетных данных.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой