Особенности интеллектуальной одаренности учащихся и ее развитие в условиях дополнительного образования
![Диссертация: Особенности интеллектуальной одаренности учащихся и ее развитие в условиях дополнительного образования](https://westud.ru/work/5375333/cover.png)
Диссертация
Работа состояла из трех этапов. На первом этапе (1999;2001) была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, определены цель, объект, предмет, методы исследования, сформулированы задачи и гипотеза, подобраны психодиагностические методики и намечен план проведения экспериментальной работы. На втором этапе (2002;2003) проводилось изучение особенностей интеллектуальной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Основные теоретические подходы к проблеме развития интеллектуальной одаренности в условиях дополнительного образования
- 1. 1. Проблема интеллектуальной одаренности в психологической 9 литературе
- 1. 2. Особенности обучения и развития одаренных детей
- 1. 3. Роль дополнительного образования в развитии интеллектуальной одаренности школьников
- Выводы
- Глава II. Изучение интеллектуальной одаренности в условиях дополнительного образования, гимназии и общеобразовательной школы
- 2. 1. Методы и организация исследования
- 2. 2. Результаты сравнительного изучения уровня интеллекта и креативности школьников
- 2. 3. Результаты изучения личности и особенностей ее взаимоотношений
- Выводы
- Глава III. Развитие интеллектуальной одаренности учащихся в условиях образовательной среды Малой Академии
- 3. 1. Модель образовательной среды Малой Академии
- 3. 2. Интеллектуальное и личностное развитие одаренных детей в условиях модели дополнительного образования
- Выводы
Список литературы
- Аверьяханова Е.А., Горбовицкая Т. И., Ларина О. Ф., Руссит Т. Э., Афанасьев В. П. Летние исследовательские лагеря как одна из форм дополнительного образования для одаренных детей // Одаренный ребенок. — 2002. — № 2. — С. 12−17.
- Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта битва за разум. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 252 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М- Воронеж, 1996. — 768 с.
- Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в образовании в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, 1997. N 9. — С. 6−8.
- Алексеева М.И. Интерес как мотивационная предпосылка одаренности // Обдарована особистють пошук, розвиток, допомога: Матер1али доповщей та повщомлень на Международны науково-практичнш конференцп 27−29 квггня 1998 р. — К., 1998. — С. 29−34.
- Анастази А. Дифференциальная психология: Индивидуальные и групповые различия в поведении: Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 752 с.
- Бабаева Ю.Б. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. -С. 275−294.
- Бабаева Ю.Д. Роль эмоционально-личностных факторов в диагностике и развитии одаренности детей и подростков // Одаренный ребенок. 2004. -№ 5.-С.30.
- Бакшаева Н.В. Научно-методическая служба как средство повышения эффективности деятельности учреждения дополнительного образования детей: Автореф.дисс.канд.пед.наук. -М., 2004. -21с.
- Барышникова E.JI. Особенности эмоциональных состояний креативных детей: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М, 1999. 16 с.
- П.Белехов Ю. Н. Инвариантные условия организации эффективной работы с интеллектуально одаренными учащимися в образовательном округе // Одаренный ребенок. 2004. — № 5. — С. 91−96.
- Белянина О. А. Развитие творческих способностей учащихся в учреждении дополнительного образования: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Иркутск, 2004.-21 с.
- Белов Е.С. Одаренность малыша: Раскрыть, понять, поддержать. М.: Флинта, 1998.- 128с.
- Берландина E.JI. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в условиях профильного обучения: Автореф.дисс. канд.пед.наук. Ставрополь, 2003.- 17 с.
- Бине А. Измерение умственных способностей: Пер. с франц. СПб.: Союз, 1998.-432 с.
- Блага К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель: Пер. с чеш. — М.: Просвещение, 1986.- 143 с.
- Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве искусство творчества. — М., 2000. — С. 186−198.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов на/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983. — 173 с.
- Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997.-С. 328−348.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Академия, 2002. 320 с.
- Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности: дискуссионные вопросы // Одаренный ребенок. 2004. — № 4. — С.6.
- Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Том 1: пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 560 с.
- Боно де Э. Серьезное творчество // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. — С. 90−95.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопр.психол.1997. -№ 5. С.3−19.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 392 с.
- Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию. // Внешкольник.-1996.-№ 31.- С.2−3.
- Бубер М. Избранные произведения: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. -804 с.
- Буданова Г. П., КленоваН.В. Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей в общеобразовательных школах // Библиотечка журнала Вестник Образования России. 2006. -№ 7.-С. 10−19.
- Верхозина O.A. Психология межличностного взаимодействия педагога с одаренными учащимися: Научно методическое пособие /O.A. Верхозина. — Иркутск: Изд — во Иркутского института повышения квалификации работников образования, 2001.
- Воловикова М.И. О природе духовной одаренности // Обдарована особистють пошук, розвиток, допомога: Матер1али доповщей та повщомлень на М1ждународшй науково-практичнш конференци 27−29 кв1тня 1998 р. — К., 1998. -С. 94−96.
- Воронин А.Н. Адаптация теста Е. Торренса взрослый вариант // Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999. — 281−307 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1997. — 93 с.
- Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. — 487 с.
- Газман О.С. Игра как системная потребность детства / Философия и педагогика каникул. М., 1998. — С.23.
- Гальтон Ф. Наследственность таланта: Законы и последствия. М.:1. Мысль, 1996.-269 с.
- Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. — 144 с.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991. — 79 с.
- Глушаков Е.Б. Кому нужны наши вундеркинды? // Одаренный ребенок. -2004. № 4.-С.118−123.
- Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М.: Искусство, 1991. — 432с.
- Горский В.А., Попова Г. Н. Дидактическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования. Воспитание и дополнительное образование детей. Выпуск 1. Методические рекомендации. М., 2003.- 88 с.
- Гурьянов Е.В. Шкала Бине-Термена для измерения умственного развития детей.-М., 1930.- 115 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОРД996. -544 с.
- Давыдов В.В. Формирование творческого мышления школьников в процессе деятельности // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности: Межвузовский сб.науч.тр. -Уфа:Башкирский пединститут, 1985. 164с.
- Денисов А.Ф., Дорофеев Е. Д. Культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла: Руководство по использованию. СПБ.: ГП «ИМАТОН», 1994. -32 с.
- Дилтс Р. Стратегия гениев: Т.1 / Пер. с англ. В. П. Чурсина. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 234с.
- Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 210 с.
- Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. -М.: ПЕРСЭ- СПб.: ИМАТОН-М, 2000. 135 с.
- Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика развития. -М.: СПб., 2001.-224 с.
- Дружинин В. Метафорические модели интеллекта // Творчество в искусстве искусство творчества /Под ред. JI. Дорфмана и др. — М., 2000. -С. 171 — 185.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996.-224 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб: Питер Ком, 1999.-368 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. Изд. 3-е, испр. и доп — Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 208 с.
- Дружинин В.Н. Структура психометрического интеллекта и прогноз индивидуальных достижений // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. -С. 161−185.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. -320 с.
- Дьяченко О.М. Специфика умственной одаренности детей дошкольного возраста // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. — С. 67−77.
- Духова Л.И. Готовность учителя к работе с одаренными детьми, // Начальная школа. 2003. — № 1. — с. 105.
- Евладова Е.Б., Логинова JI.Г., Михайлова H.H. Дополнительное образование детей. М.: ВЛАДОС, 2002 — с.З.
- Егорова A.B. Социально-педагогические условия развития дополнительного образования детей в России: Автореф.дисс.канд.пед.наук. -Москва, 2004. 23 с.
- Задорина Е.Н. Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных школьников (в музыкальных и математических школах): Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1984. 21 с.
- Закон РФ «Об образовании» Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Дом Советов России 10 июля 1992 года N 3266−1.
- Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. -64 с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Израэли И. История гения. Дубна, Международный университет природы, общества и человека, 2000. — 368с.
- Кадыров Б.Р. Способности и склонности. Психофизиологическое исследование. Ташкент, 1990. — 107с.
- Казначеев C.B., Рассышнов В. А. и др. Философия здоровья как предмет вузовского образования // Здоровье нации: образование и духовность: Материалы Междунар. конгр. 1999. Т.5, 4.2. -С. 144−152.
- Келеева Т.Н. Развитие интеллектуально одаренных детей в условиях учреждения дополнительного образования // Одаренный ребенок. -2002.-№ 4.-16с.
- Клюге К. Цель обучения актуально одаренных: «Думая делать ход конем» // Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. -С. 96−110.
- Колчин A.A. Деятельность учреждений дополнительного образования детей по развитию творческих способностей и воспитанию учащихся: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Владикавказ, 2004. — 23с.
- Кореневская М.Е. Из опыта работы с одаренными детьми в муниципальном пространстве Ростова-на-Дону // Одаренный ребенок. -2002.-№ 3.-С. 45−48.
- Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М.: Изд-во Институт практ. психол., Воронеж: МОДЭК, 1997. — 48с.
- Кострикина И.С. Соотношение стилевых и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности у лиц с высокими значениями IQ. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2001. — 22 с.
- Краснова С.Н. Дополнительное образование в становлении активной жизненной позиции старшеклассников: Автореф.канд.пед.наук. Ижевск, 2004.- 19 с.
- Кэрролл JI., Тоубер Д. Дети индиго. София, 2002. — 288с.
- Кыштымова И.М. Креативность: содержание, развитие, диагностика. -Иркутск, 2002. 234с.
- Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 144с.
- Ларионова Л.И. Одаренные дети: теория и практика. Монография. -Иркутск: ИГПУ, 2000. 168 с.
- Ларионова Л.И. Особенности развития одаренных детей в условиях современной семьи и коллектива. Монография. Иркутск: ИГПУ, 2000. -141 с.
- Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. O.E. Лебедева. М.: ВЛАДОС, 2000. — 256с.
- Леви В. Нестандартный ребенок. М., 1996. — 348с.
- Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов // Начальная школа. -2003. № 1. С.80−84.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Академия, 2000. -320 с.
- Лейтес Н.С. Возрастной подход к феноменам детской одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. — С. 57−66.
- Лейтес Н.С. Изучать одаренность детей // Психол. ж. 1992. — Т. 13, № 1. -С. 147−164.
- Леонтьев A.A. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001.-392 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Изд-во полит, литры, 1977.-304 с.
- Либин A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. — 532 с.
- Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство / Тайна интеллекта. -Харьков, 1996.-589с.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 125с.
- Лукьянчикова Ж.А. Эмоционально-личностные особенности математически одаренных учащихся школы имени А.Н. Колмогорова // Одаренный ребенок. 2002. — № 3. — С. 56−60.
- Маркина Н.В. Педагогические и психологические технологии работы с одаренными детьми / Н. В. Маркина, И. Ю. Банникова // Одаренный ребенок. 2002. -№ 6. -С. 62 — 78.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. -СПб.: Евразия, 1997.-430 с.
- Матюшкин A.M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. — 208 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 280 с.
- Матюшкин A.M., Яковлева E.JI. Учитель для одаренных // Общественные движения и социальная активность молодежи. М., 1991.-412 с.
- Ю1.Мейснер Т. Вундеркинды = Wunderkinder: Реализованные и нереализованные способности. М.: Крон-Пресс, 1998. — 368с.
- Мелик-Пашаев A.A. Психологические основы способностей к художественному творчеству: Дисс. доктора психол. наук. М., 1994. -225 с.
- ЮЗ.Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем. М.: Просвещение, 1989.- 160 с.
- Милграм P.M., Хонг Ю. Валидность измерений профессиональных интересов одаренной молодежи во внешкольной сфере // Творчество в искусстве искусство творчества. — М., 2000. — С. 199- 214.
- Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного «Я». М., 2001.- 144с.
- Мэй Р. Мужество творить. Очерк психологии творчества. Москва, 2001. — 128с.
- Наливайко Н.В. Проблемы духовности в современной стратегии образования // Новые образовательные технологии в стратегии духовного развития общества: Мат-лы межд. конф. (март 2000). Новосибирск, 2000.-С. 125−134.
- Николаева Е.И. Психофизиологические основы интеллектуальной одаренности // Ин.пс. 1999. — № 11. С. 14.
- Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре: Монография. -Калининград: Янтар. сказ, 1999. 356 с.
- Одаренные дети: Пер. с англ. / Под общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991. -376 с.
- Одаренность. Рабочая концепция. 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003.
- Ожиганова Г. В. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999.-23 с.
- Оствальд В. Великие люди. СПб., 1910. — 398 с.
- Панов В.И. Научные образовательные аспекты проблем одаренности // Обдарована особистють пошук, розвиток, допомога: Матер1али доповщей та повщомлень на М1ждународнш науково-практичнш конференци 27−29 кв1тня 1998 р. — Киев, 1998. — С. 200−208.
- Панов В.И. Одаренные дети: выявление обучение — развитие // Педагогика. — 2001. — № 4. С. 30−45.
- Попова J1.B. Учитель для одаренных / JI.B. Попова // Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. М.: Академия, 1996.-416 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
- Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Одаренный ребенок. 2004. — № 3. — С. 3−15.
- Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации. Статистический информационно-аналитический сборник Минобразования России / под ред. Чепурных Е. Е. М., 2002.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. -М: Academa, 1996.-416 с.
- Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова. -М.: ИПРАН, 2000.-96 с.
- Рабочая концепция одаренности. М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1998. — 68 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
- Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы. М., Когито-центр, 2001. — 142с.
- Рахимов А.З. Сущность творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности: Межвузовский сб.науч.тр. Уфа: Башкирский пединститут, 1985.- 164с.
- Рензулли Дж., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. -С. 214−242.
- Рибо Т. Болезни личности. Опыт исследования. Мн: Харвест, М.: ACT, 2001.-400с.
- Россолимо Г. И. Психологические профили. Методика: 4.1. СПб., 191 O.Sic.
- Рубинштейн С.Л. Одаренность и уровень способностей // Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 2. М., 1989. — С. 127−135.
- Рукавишников A.A., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла 95: Руководство по использованию. — СПб.: ИМАТОН, 1995.-93 с.
- Савенков А.И. Педагогические основы развития продуктивного мышления одаренных детей: Автореф. дис.. док. пед. наук М., 1997. -37 с.
- Савенков А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности / А. И. Савенков // Педагогика. 1988. -№ 3. -С. 24 — 29.
- Сафонова C.B. Взаимоотношения личностных особенностей, типов креативности и предпочтения определенного вида творческой деятельности // Интеллект и творчество: Сб. науч. тр. М., 1999. — С. 90 105.
- Семенова P.A. Ментальный опыт экстраодаренной личности: структура, своеобразие и показатели проявления // Интеллект и творчество: Сб. науч. тр.-М., 1999.-С. 222−226.
- Синицин Е.С. Теория творчества, структурный анализ мышления, метод микрооткрытий. Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2001. — 428 с.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1994. — 78 с.
- Слободчиков В. И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994. -№ 5.-С. 21−38.
- Смайлс С. Саморазвитие умственное нравственное и практическое. -Минск, 2000.-411с.
- Степанов В.М. Дар ребенка плюс талант педагога. Организация дополнительного образования в системе единого образовательного пространства. Иркутск, 2001. 176с.
- Степанов В.М. Инновационная школа. Опыт организации образования единого образовательного пространства. Иркутск, 2000. 152с.
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., Академия, 1997. — 96 с.
- Степанова А.Д. Проектирование содержания дополнительного образования школьников в университетском комплексе: Автореф.дисс. .канд.пед.наук. Киров, 2004. — 23с.
- Стернберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. -М.: Молодая гвардия, 1997. С. 186−213.
- Стернберг Р, Григоренко Е. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента // Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. — С. 111−126.
- Стернберг Р. Практический интеллект. Спб, Питер, 2002. — 272с.
- Сулейманова С. Педагогическое стимулирование творческой самореализации подростков в дополнительном образовании: Автореф.дисс. .канд.пед.наук. Пермь, 2004. — 23с.
- Творчество в искусстве искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. -М.: Наука- Смысл, 2000. — 549 с.
- Теоретические основы выявления творческих способностей: Научно-аналитический обзор / Сост. А. Н. Лук. М., 1979. — 250 с.
- Теплов Б.М. Советская психологическая наука за тридцать лет: Стенограмма публ. лекции, прочит. 13 окт. 1947 г. в Доме Союзов в Москве. М.: Правда, 1947. — 32с.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избранные труды. В 2-х т. Т.1., 1985.-С. 15−41.
- Титова Е.В. Подход к пониманию результатов и качества деятельности учреждений дополнительного образования // Некоторые выводы из состоявшихся дискуссий. Ярославль, 1977. С.11−15.
- Трост Г. Возможность предсказаний выдающихся успехов в школе, университете, на работе // Иностр. психол. 1999. — № 11. — С. 19−29.
- Туник Е.Е. Диагностика креативности, тест Е. Торренса Методическое руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1998. — 172 с.
- Турченко В.Н. Понятие «духовности»: сущность и структура // Новые образовательные технологии в стратегии духовного развития общества: Мат-лы межд. конф. (март 2000). Новосибирск, 2000. — С. 26−40.
- Урбан К.К. Поощрение и поддержка креативности в школе // Иностр. психол, — 1999. -№ 11.-С. 41−51.
- Ушаков Д.В. Одаренность, творчество, интуиция // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. — С. 78−89.
- Ушаков Д.В. Психология одаренности и проблема субъекта // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. A.B. Брушлинский и др. -М., 2000.-320 с.
- Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель: Учебно-методическое пособие. -М., 1996.- 162с.
- Фримен Дж. Ваш умный ребенок. М.: Семья и школа, 1996. — 192 с.
- Фримен Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. -С. 371−399.
- Фролов С.С. Личностная детерминация детской одаренности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 2000. — 25 с.
- Фролова Е.А. Психологические условия личностной самореализации в системе профильного обучения старшеклассников. Автореф. дисс. канд.пед.наук. Самара, 2004. — 21 с.
- Харитонова Т.И. Учение с увлечением \ Одаренный ребенок. 2004. — № 5. С.55−60.
- Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. — С. 243−264.
- Хеллер К.А. Лонгитюдные исследования одаренности // Вопр. психол. -1994.-№ 2.-С. 120−127.
- Хеллер К.А., Зиглер А. Различия между мальчиками и девочками в успеваемости по математике и естественным наукам: может ли переориентация улучшить результаты одаренных школьниц // Иностр. психол.- 1999.-№ 11. -С.30−40.
- Холодная М.А. Интеллектуальная одаренность как проявление особенностей организации индивидуального ментального опыта // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. — С. 295−314.
- Холодная М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей // Одаренность: рабочая концепция: Ежегодник Российского психологического общества. Т 8, Вып. 1: Материалы 1 Международной конференции (1−3 октября 2000 г.). — Самара- М., 2000. — С. 22−28.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исслдования. Томск: Изд-во Том. ун-та- М.: Изд-во «Барс», 1997. 392 с.
- Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М: АО «Столетие», 1997. — 480 с.
- Шадриков В.Д. Духовность и творчество // Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997.-С. 361−370.
- Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 288 с.
- Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста: Пер. с нем. /Под ред. В. А. Лукова. СПб.: Союз, 1997. — 128 с.
- Шумакова Н.Б. Междисциплинарное обучение одаренных детей младшего школьного возраста // Одаренный ребенок. 2004. — № 5. — С. 1222.
- Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей // Вопр.психол. 1996. — № 3. — С.
- Шумакова Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении // Вопр.психол. 1991. — № 1. -С.27−32.
- Щебланова Е.И., Аверина И. С. Московское лонгитюдное исследование одаренности школьников // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М/. Молодая гвардия, 1997.-С. 265−274.
- Экземплярский В.М. Проблема одаренности. М., 1923. — 132 с.
- Экземплярский В.М. Проблема школ для одаренных. М.-Л., 1927. — 85 с.
- Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. — 144с.
- Ш. Юркевич B.C. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. -М., 1997. -С. 127−142.
- Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996. — 136 с.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флинта, 1997.-224с.
- Яковлева E.JI. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992, стр.4−98.
- Bachtold L. The creative personality and the ideal pupil revisited // The Journal of Creative Behavior. 1974. № 8.
- Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligens. L.:Heinmann, 1983.
- Guilford J.P. Three Faces of Intellect // Psychology and Education of the Gifted / Ed. by Barbe W.B. and Renzulli J.S.-N.V., 1981. pp. 87−102.
- Monks F.J. and Boxtel H.W. Gifted Adolescents: A Developmental Perspective /The Psychology of Gifted Children. Edited by J. Freeman. John Wiley & Sons. Ltd. USA, 1985. pp. 275−295.
- Passow A.H. International Perspective of Gifted Education // Handbook of Gifted Education / edited by Nicholas Colangelo and Gary A. Davis. 2nd ed. USA, 1997. pp. 528−536.
- Tannenbaum A.J. The Meaning and Making of Giftedness / Handbook of Gifted Education / edited by Nicholas Colangelo and Gary A. Davis. 2nd ed. USA, 1997. pp. 27−42.
- Torrance E.P., Hall L.K. Assessing the further research of creative potential. -«J. Of creative behavior», vol. 14, N 1, 1980. pp. 1−19.
- Werner H. The concept of development from a comparative and organisms point of view // The concept of development. Minneapolis, 1957. pp. 125−148.