Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Медико-социальные аспекты реализации прав пациентов при оказании платной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в России все более четко осознается важность гуманитарных аспектов медицины, возрастает интерес к правовым основам медицинской деятельности. Особая связь медицины с правом, значимость информации обо всем, что так или иначе относится к медико-правовым вопросам, взаимоотношениям врачей и пациентов наиболее остро проявляются в последние годы. Причинами этого явления можно считать… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Предпосылки развития системы обеспечения и защиты 10 прав граждан
    • 1. 2. Международный опыт обеспечения и защиты прав граждан
    • 1. 3. Российское законодательство по вопросам обеспечения и защиты прав 19 пациентов
  • ГЛАВА II. ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
    • 3. 1. Макросреда для деятельности отделения платных услуг городской поликлиники
    • 3. 2. Микросреда для деятельности отделения платных услуг городской поликлиники
    • 3. 3. Показатели текущей деятельности как внутренний маркетинговый фактор

    ГЛАВА IV. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП ПАЦИЕНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ СОБСТВЕННОСТИ И МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПЛАТНУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

    4.1. Индивидуальные покупатели платных медицинских услуг

    4.2. Пациенты программ добровольного медицинского страхования и корпоративного обслуживания

    4.3. Пациенты поликлиники, обслуживающиеся по программе обязательного медицинского страхования

    4.4. Сравнительный анализ различных групп пациентов поликлиники

    4.5. Субъективная оценка мнения респондентов о введении платных медицинских услуг

    ГЛАВА V. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ ПАЦИЕНТОВ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

    5.1. Анализ информированности врачей о правах пациентов при обращении за медицинской помощью

    5.2. Мероприятия по совершенствованию правовой грамотности пациентов и врачей при оказании медицинской помощи

Медико-социальные аспекты реализации прав пациентов при оказании платной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Реформирование системы здравоохранения является в настоящее время одним из приоритетных направлений развития страны, необходимым условием экономического и культурного роста (Стародубов В.И., 2004; Денисов И. Н., 2005). Одной из тенденций в последние годы становится рост доли платных услуг в системе государственного здравоохранения как источника компенсации дефицита бюджетных и страховых средств (Шейман И.М., 2000; Кучеренко В. З., Вялков А. И., 2000; Медик В. А., Юрьев В. К., 2003;Махова O.A., 2006).

В настоящее время в России все более четко осознается важность гуманитарных аспектов медицины, возрастает интерес к правовым основам медицинской деятельности. Особая связь медицины с правом, значимость информации обо всем, что так или иначе относится к медико-правовым вопросам, взаимоотношениям врачей и пациентов наиболее остро проявляются в последние годы. Причинами этого явления можно считать общую тенденцию к демократизации общества и построению правового государства в России, одним из проявлений которой стал рост правовой активности населения в связи с получением медицинских услуг, становление системы медицинского страхования, динамичное развитие законодательства о здравоохранении (Махова O.A., 2006; Лисицын Ю. П., Лебедев A.A., Гончарова М. В., Серебрянский О. Ю., 2010).

Проблема реализации прав пациентов при оказании платных медицинских услуг является одной из самых сложных и противоречивых в медицинской практике. С одной стороны, Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993) установлено правовое положение пациентов, позволяющее им самостоятельно реализовать отдельные права при обращении за медицинской помощью. С другой стороны, данные исследований позволяют говорить о недостаточной реализации их прав на согласие, отказ от медицинского вмешательства, сохранение врачебной тайны (Щепин О.П., Габуева О. В., 2006). При этом прослеживается связь уровня удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи с реализацией прав пациента.

Рядом специалистов отмечается недостаточная осведомленность как врачей, так и самих пациентов об особенностях их правового статуса, законодательной основе прав пациентов при обращении за медицинской помощью (Абросимова М.Ю., Салеев P.A., 2004; Гурылева М. Э., 2004). Повышение грамотности населения о правовых основах медицинской помощи, т. е. правовое просвещение признается в настоящее время актуальной задачей органов и организаций здравоохранения (Зелинская Д.И., 2000; Азаров A.B., 2003; Стародубов В. И., Цыбульский В. Б., 2003).

Однако практически отсутствуют данные о комплексных исследованиях, посвященных вопросам информированности врачей, самих пациентов о нормативном содержании и механизме реализации прав при оказании особенно платных медицинских услуг в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения. Не разработаны подходы к организации системы правового просвещения населения по вопросам в данной сфере, оценке эффективности ее функционирования. С учетом вышеизложенного были сформулированы цель и задачи исследования.

Цель исследования: на основании комплексного медико-социального изучения состояния правовой информированности пациентов, врачей, оказывающих платные медицинские услуги в амбулаторно-поликлинических учреждениях, разработать комплекс медико-организационных мероприятий по оптимизации их правового обеспечения при обращении за медицинской помощью.

Задачи исследования:

1. Проанализировать ситуацию на рынке платных медицинских услуг для государственного медицинского учреждения амбулаторного звена и выявить основные рыночные тенденции.

2. Изучить возрастно-половой, социальный состав, поведенческие характеристики различных групп потребителей медицинских услуг поликлиники.

3. Определить потребности и интересы пациентов, связанные с платной медицинской помощью при различных средств информационного воздействия.

4. Дать комплексную оценку уровня знаний врачей по вопросам реализации прав пациентов при оказании платных медицинских услуг в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

5. Разработать и апробировать в эксперименте комплекс предложений по совершенствованию правового обеспечения пациентов при оказании платных медицинских услуг на современном этапе.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

• Выполнен анализ рынка платных медицинских услуг на примере г. Москвы как макросреды для деятельности городской поликлиники.

• Проведены впервые оценка роли и определение степени значимости основных внешних и внутренних маркетинговых факторов, влияющих на оказание платных медицинских услуг поликлиникой.

• Впервые осуществлено изучение и выявлены особенности социально-демографических, экономических, поведенческих характеристик основных групп посетителей поликлиники: индивидуальных пациентов отделения платных услуг, корпоративных пациентов и пациентов поликлиники, получающих медицинскую помощь по программам добровольного и обязательного медицинского страхования.

• Дана комплексная оценка уровней информированности врачей, оказывающих платные медицинские услуги по вопросам прав пациентов, выявлены пробелы в правовом аспекте знаний.

• Выявлены основные факторы, влияющие на формирование правовой информированности взаимодействующих субъектов медицинского процесса и определенного уровня реализации прав пациентов.

• Научно обоснованы концептуальные подходы и предложены мероприятия правового просвещения пациентов и врачей.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования позволили предоставить в органы практического здравоохранения комплекс предложений по улучшению информированности населения по вопросам прав пациентов. Данные о составе пациентов поликлиники, их потребностях и интересах, связанных с платной медициной, позволяют улучшить качество медицинского обслуживания поликлиниками не только пациентов, получающих платные услуги, но и, главное, основного контингента, обслуживаемого на бесплатной основе.

Разработанные рекомендации по совершенствованию организации взаимодействия персонала поликлиники с пациентами направлены на формирование лояльных покупателей медицинских услуг и положительного восприятия медицинской помощи.

Разработанные принципы интегральной оценки информированности населения о правах пациента могут быть использованы при проведении социально-гигиенических исследований в области правовой информированности граждан, осуществлении мониторинга ее показателей и оценки эффективности просветительских и организационных мероприятий правовой направленности.

Полученные данные исследования включены в рабочие программы повышения квалификации для специалистов, используемые в учебном процессе ГОУ ВПО «Казанского государственного медицинского университета» и областного государственного автономного образовательного учреждения ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования».

Данные исследования внедрены в практику учреждений здравоохранения различных форм собственности г. Москвы.

Апробация работы:

Работа прошла апробацию на межотделенческой конференции ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Основные положения и материалы диссертации доложены на: VII научно-практической конференции «Безопасность движения поездов», г. Москва, 2006 г.- межинститутской научной конференции с международным участием, посвящённой 65-летию окончания Второй Мировой Войны «Актуальные проблемы профилактической и лечебной медицины», г. Москва, 2010 г.- научно-практической конференции Материалы XII Дорожной научно-практической конференция врачей учреждений здравоохранения Московской железной дороги (Москва, 2011 г.) — научно-практической конференции «Актуальные вопросы внедрения инновационных технологий в практику осуществления медико-социальной экспертизы с использованием положений МКФ», (Ростов-на Дону, 2011 г.) — научной конференции с международным участием «Социально-гигиенические аспекты лечебной и профилактической медицины», г. Москва, 2012 г.

Положения, выносимые на защиту.

1. Характеристика рынка платных медицинских услуг в амбулаторно-поликлинических учреждениях крупного города на примере г. Москвы.

2. Результаты изучения основных внешних и внутренних маркетинговых факторов, влияющих на работу поликлиники по оказанию платных медицинских услуг.

3. Состояние информированности об особенностях правового положения пациентов при обращении за платной медицинской помощью на основании данных социально-гигиенического исследования врачей и самих пациентов и факторы, влияющие на его формирование.

4. Научно-обоснованный комплекс предложений по совершенствованию правового просвещения пациентов и врачей в сфере оказания платной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

Публикации.

По теме работы опубликовано 10 работ, в том числе 3 — в журналах, рекомендованных ВАК.

Объём и структура работы:

Материалы диссертации изложены на 170 страницах машинописного текста, отражены в таблицах, диаграммах и схемах. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, 4 глав собственных исследований, заключения, выводов и практических рекомендаций, приложений. Список использованной литературы включает 195 литературных источника, в том числе 68 зарубежных.

ВЫВОДЫ.

1. Основными внешними маркетинговыми факторами, способствующими оказанию платных медицинских услуг государственными поликлиниками, являются увеличивающаяся потребность населения в медицинской помощи и отсутствие доступности медицинской помощи. Существенно сужает возможности недостаточно отработанная нормативно-правовая база в этой сфере.

2. Оказание платных медицинских услуг характеризуется высокой экономической результативностью. Наибольший вклад в доход отделения платных услуг вносят обращения индивидуальных покупателей (47,2%), на них же приходится максимальное количество посещений (49,7%).

3. Среди индивидуальных покупателей платных услуг преобладают женщины (67,5%), лица с высшим и получаемым в настоящее время высшим образованием — 60,8%, неработающие пенсионеры (27,5%>) и служащие в государственном секторе экономики (35,0%). Большинство обращающихся за наличный расчёт проживает на территории, обслуживаемой поликлиникой по ОМС (54,6%>). Чаще всего, индивидуальные пациенты обращаются в ОПУ поликлиники по совету знакомых и родственников или, прочитав рекламные объявления на территории учреждения (20,8%) и 20,5% соответственно).

4. Положительное отношение к наличию платных медицинских услуг в лечебных учреждениях зависит от пола, возраста, уровня образования и социального статуса, материального положения. Так, установлено, что лиц, положительно относящихся к введению платных медицинских услуг, достоверно (р<0,001) в 1,5 раза больше среди женщин, чем среди мужчин (соответственно 38,4%) и 24,9%). На положительное отношение к платным медицинским услугам влияет принадлежность к молодой возрастной группе.

5. Изучение информированности врачей о правовом положении пациентов в возрасте старше 14 лет при получении платных медицинских услуг в амбулаторно-поликлинических учреждениях позволило установить, что медицинские работники на практике недостаточно (лишь 23,5% опрошенных) осведомлены об особенностях правового статуса пациентов при получении медицинской помощи на платной основе.

6. Общий уровень информированности участников исследования о правах пациентов оценивался как «средний» (К «= 2,1) в отношении врачей- «низкий» (К&bdquo- =2,0) — в отношении пациентов. На «среднем» уровне врачи были информированы о правах на согласие (Кн =2,0), отказ от медицинского вмешательства (К&bdquo- — 2,1), информацию о состоянии здоровья (Кн = 2,3) и врачебную тайну (Ки = 2,4). Пациенты, в целом, наилучшим образом («высокий» уровень) информированы о праве пациента на информацию о состоянии здоровья (Кн = 2,8), несколько менее («средний» уровень) — о праве на отказ от медицинского вмешательства (К «=2,5) и хуже всего («низкий» уровень) — о правах на согласие (К «= 1,9) и врачебную тайну (К «= 1,9).

7. Основными факторами, обусловливающими недостаточную информированность у всех групп респондентов являлись «низкий» уровень активности в освоении правовых знаний, недостаточное понимание особенностей правового положения пациентов при обращении за платной медицинской помощью, использование не самых приоритетных источников правовой информации (у врачей — коллеги и СМИ, у пациентов — СМИ и друзья).

8. Предложенный научно обоснованный комплекс мероприятий, основанный на принципах системы правового просвещения пациентов при оказании платной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях, может быть использован для оптимизации правового обеспечения процесса оказания медицинской помощи пациентам во всех учреждениях здравоохранения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Руководителям амбулаторио-поликлииических учреждений здравоохранения крупных городов целесообразно:

— планировать стратегию и тактику развития платных услуг на основе оценки основных внешних и внутренних маркетинговых факторов, влияющих на работу поликлиники;

— вводить в практику повседневной работы медицинского персонала с пациентами стандарты поведения, базирующихся на принципах формирования лояльности пациентов;

— оптимизировать разработку маркетинговых мероприятий в виде комплексного стратегического подхода, реализуемой средствами модифицированной методики ситуационного анализа.

2. Образовательным учреждениям, занимающимся последипломной подготовкой медицинского персонала, необходимо:

— в программах повышения квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» шире рассматривать вопросы медицинского страхования, маркетинга медицинских услуг, предпринимательской деятельности медицинских учреждений.

— при формировании и разработке программ профессиональной переподготовки и усовершенствования врачей и медицинских сестёр учитывать необходимость получения ими знаний, касающихся организационно-правовых основ медицинского страхования, платных медицинских услуг и элементов медицинского маркетинга.

3. Целесообразно проводить социально-гигиенические исследования состояния информированности по правам пациентов всех взаимодействующих субъектов медицинского процесса: руководителей ЛПУ, врачей и самих пациентов для объективизации результатов исследования и уровней реализации этих прав с применением предложенной методики оценки соответствующих показателей.

4. Разработанный комплекс интегральной оценки уровня информированности о правах пациентов может использоваться для организации и проведения мониторинга соответствующих показателей. Целесообразно изучать исходный (базовый) и итоговый (через определенный промежуток времени после обучения или проведения организационного мероприятия) уровень информированности и оценивать его динамику.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B. Внутрибольничные инфекции как один из критериев оценки качества медицинской помощи населению. // В сб.: «Актуальные вопросы эпидемиологии инфекционных болезней». -М.: Рарогь, 1997.-С. 11−15.
  2. A.B. Защита прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. В сб.: Материалы Всероссийского совещания исполнительных директоров фондов обязательного медицинского страхования. Москва, 1997.-С. 11−15.
  3. A.B., Кудрин К. А., Юмашева И. Е. Возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования. Методические рекомендации. -М.: ФФОМС 1998. С. 25−36.
  4. A.B., Чащин В. П. Оценка и возмещение затрат, связанных с оказанием медицинской помощи гражданам, пострадавшим в результате противоправных действий юридических и физических лиц. Методические рекомендации.-М.: ФФОМС, 1998. С. 12−17
  5. A.B., Захаров И. А. и др. Права застрахованных и юридические основы их обеспечения. Учебно-методические рекомендации. Саратов, 1998.116 с.
  6. A.B., Захаров И. А. и др. Территориальная модель защиты прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. Учебно-методические рекомендации. Саратов, 1998. — 100 с.
  7. A.B., Захаров И. А. и др. Концептуальные подходы к созданию территориальной модели защиты прав застрахованных. // «Здравоохранение». -1998. -№ 6. -С.15−25.
  8. A.B., Тэгай Н. Д., Любова О. Б. и др. Организация и функционирование системы ОМС. // «Вестник обязательного медицинского страхования». 1998. -№ 1. — С.19−28.
  9. A.B. Анализ состояния защиты прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. // В сб. научно-практических работ «Пятилетие обязательного медицинского страхования: итоги и перспективы». Ростов на Дону. 1998. — С. 10−14.
  10. A.B. Некоторые аспекты организации защиты прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. // Экономика здравоохранения. 1998. № 8/9. — С. 28−32.
  11. A.B., Тэгай Н. Д., Кудрин К. А. Организация вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи в системе
  12. ОМС Центрально-Черноземного района Российской Федерации. // В сб. докладов межрегионального рабочего совещания. Белгород. — 1998. — С.22−33.
  13. A.B., Тэгай Н. Д., Кудрин К. А. Защита прав застрахованных. // «Страховое ревю». 1998. № 7. — С. 19−23.
  14. A.B. Проблемы организации защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования Центрально-Черноземного региона.// В сб. «Актуальные вопросы медицинского страхования в реформировании здравоохранения». Воронеж .- 1998. — С. 9−14.
  15. A.B., Косолапова Н. В., Никульникова О. В. Процессуальные средства защиты прав застрахованных в системе обязательного меди-цинского страхования. // Бюллетень НИИ им. Н. А. Семашко РАМН, 1998. -Вып. 4. С. 23−27.
  16. A.B. Установление связи заболеваний населения с воздействием вредных и опасных факторов с целью возмещения затрат в системе обязательного медицинского страхования. Методические рекомендации. -М.: ФФОМС-1998.-С. 14−18.
  17. A.B., Кудрин К. А., Новолодский В. М. Организация вневедомственного контроля качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации. Методические рекомендации. М.: ФФОМС. — 1999.- С.48−59.
  18. A.B. Некоторые аспекты экономической эффективности использования коечного фонда лечебно-профилактических учреждений. // «Экономика здравоохранения». 1999. — № 2/3. — С.29−30.
  19. A.B., Парашина М. А. Некоторые аспекты регулирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование.// Бюллетень НИИ им. Н. А. Семашко РАМН.-1999.-ВЫП. 1 .-С.49−51.
  20. A.B., Новикова Р. И., Юмашева И. Е. Защита прав граждан при оказании медицинской помощи в системе ОМС Центрального региона России. // Бюллетень НИИ им. Н. А. Семашко РАМН. 1999. — Вып.1. — С.70−75.
  21. A.B., Рогов С. Н., Палько JI.JI. Возмещение ущерба здоровью населения, вызванного техногенным загрязнением окружающей среды. М.: Научно-практический центр «Экология и здоровье». М., — 1999. -216 с.
  22. A.B., Тэгай Н. Д., Турицын В. И. О состоянии защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. // «Вестник обязательного медицинского страхования». 1999. -№ 2.-С. 23−25.
  23. A.B., Кулагина Е. А. О некоторых аспектах организации персонифицированного учета населения. // Бюллетень НИИ им. H.A. Семашко РАМН, 1999. Вып. 4. — С. 77−79.
  24. A.B., Кулагина Е. А. Преимущества нового вида страхового медицинского полиса. // Бюллетень НИИ им. H.A. Семашко РАМН, 1999. Вып. 4.-С. 99−101.
  25. A.B., Медицинская сестра и пациент: правовые аспекты // Главная медицинская сестра. М., 2000. — № 1. — С. 5−7.
  26. A.B. Гражданин (застрахованный) как равноправный субъект системы обязательного медицинского страхования Российской
  27. Федерации. // В сб.: Материалы международной конференции «Управление в системе медицинского страхования в России региональные аспекты». Ярославль. — 1999. — С.7−16.
  28. A.B. Некоторые аспекты страхования профессиональной ответственности медицинского работника. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. М., 2000. — № 3. -С. 32−33.
  29. A.B. Территориальная система обеспечения и защиты прав граждан в условиях обязательного медицинского страхования. // Здравоохранение, 2000. — № 7. — С.41−49.
  30. A.B. Обеспечение и защита прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования: современное состояние и проблемы.// В сб.: «Правовые вопросы охраны здоровья». Под ред. В. И. Шамшурина. М.: 2000. — С. 57−76.
  31. A.B., Капитоненко H.A., Свистунов В. А. и др. Оценка деятельности лечебного учреждения. // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2000. — № 3. — С.6−12.
  32. A.B., Абоймов В. В., Тэгай Н. Д. и др. Обеспечение и защита прав граждан в системе обязательного медицинского страхования. Под ред. Таранова A.M. М.: ФФОМС, — 2000. — 71 с.
  33. A.B., Каленов С. Е. Межтерриториальные взаиморасчеты как система защиты прав граждан на получение медицинской помощи. // Здравоохранение, 2001. — № 4. — С. 7−10.
  34. В.И. Медицинское право в вопросах и ответах. М.: Изд-во «ПРИОР», 2001.-208 с.
  35. В.А., Шурандина И. С., Ганатов С. Г., Тельхигов А. Ю. Роль квалифицированной кадровой службы в управлении персоналом медицинских учреждений / Экономика здравоохранения.- 2010. -№ 2. -С.25−28.
  36. В.А., Сафонова М. Ю., Ганатов С. Г., Тельхигов А. Ю., Шурандина И. С. Здоровье населения, медицинская помощь и оплата медицинских услуг // Проблемы управления здравоохранением2009.- № 6(49), — С.32−38.
  37. E.H., Петухова В. В. Обеспечение прав граждан в системе ОМС. // Бюллетень СПИМС. 1997. — Выпуск 3. — С.5−36.
  38. Р.Г., Талалаев В. Н. Актуальность проблемы информированного согласия пациентов на медицинское вмешательство // Вестник отоларингологии. 2003. — № 5. — С. 29−31.
  39. .Э., Краснова М. Н., Коротких Р. В. Жилинская Е.В. Концептуальные и правовые основы страхования профессиональной ответственности медицинских работников // под редакцией О. П. Щепина.- М.: НИИ им. H.A. Семашко, 1998.- 52 с.
  40. .Е., Федорова Э. Г., Боярский С. Г. Медико-экономический стандарт как инструмент оценки объемов и качества медицинской помощи, оказываемой по программе обязательного медицинского страхования // Экономика здравоохранения.- 1997.- № 2.- С. 22−25.
  41. Н.И., Стожаров В. В., Муратова Е. Ю. Три звена системы контроля качества медицинской помощи // Экономика здравоохранения.-1997.- № 2.- С. 26−28.
  42. В.В., Зайцева И. А., Захаров И. А. и др. Ваши права при получении медицинской помощи. Агатон, 1997.- 120 с.
  43. А.И., Щепин В. О., Тишук Е. А., Проклова Т. Н. Лечебно-профилактические учреждения федерального подчинения: анализ и оценка деятельности.- М.: Гэотар, 2000. 340 с.
  44. А.И., Щепин В. О. Проблемы и перспективы реформирования здравоохранения. М.: Гэотар, 2001. — 224с.
  45. A.B., Поляков И. В. Реализация и защита прав пациента в условиях ОМС // Бюллетень СПИМС. Выпуск 4. — 1998.- С. 131−135.
  46. Г. И. Подходы к оценке качества амбулаторно-поликлинической помощи населению // Экономика здравоохранения- 1998.-№ 2.-С.43−45.
  47. Н.Ф. Реформа здравоохранения: некоторые итоги и перспективы // Экономика здравоохранения.- 1997.- № 1.- С. 5−7.
  48. Г. Н., Шиленко Ю. В., Леонтьев В. К. Система гарантий качества в здравоохранении // Экономика здравоохранения. 1998, № 2, с.35−42.
  49. А.К., Демина И. В. Рекомендации для граждан и некоммерческих организаций по защите прав и интересов населения в области здоровья. М.: Изд. Российской Ассоциации общественного здоровья, 1997. — 55с.
  50. Т.Б. О неотложных мерах по реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1998.-№ 1.- С. 3−7.
  51. К.Н., Буянов E.H. Опыт судебной защиты прав пациентов в Алтайском крае. // Бюллетень СПИМС. Выпуск 4. — 1998 год. -С. 103−126.
  52. Е.В., Жиляева Е. П. Проблемы страхования ответственности в здравоохранении зарубежных стран // Проблемы социальной гигиены и история медицины.- М.: Медицина, 1997.- № 3. С.23−34.
  53. Е.П. Реформы здравоохранения в странах центральной и восточной Европы // Проблема социальной гигиены и история медицины. 1998.- № 1.-С. 56−58.
  54. Н.В., Пищита А. Н., Гончаров Н.Г, Проблема добровольного информированного согласия пациента на медицинское вмешательство // Научные труды первого Всероссийского съезда по медицинскому праву / Под ред. Проф. Ю. Д. Сергеева. М, 2003. — С. 93
  55. Е.П., Введенская И. И., Ефремова Н. И. Вопросы совершенствования планирования деятельности больничных учреждений // Здравоохранение Российской Федерации.- № П.- С. 12−15.
  56. Защита прав граждан в системе обязательного медицинского страхования. Материалы международной научно- практической конференции. Под редакцией A.M. Таранова, И. М. Шеймана. М.: ИКАР, 1999. -136с.
  57. Здоровье для всех в XXI веке. ВОЗ: Копенгаген, 2000.- 59 с.
  58. М.Ю., Шепотько А. И., Билеко Р. Г., Юхманова O.K. Экспертиза КМП как стратегия управления системой ОМС // Бюллетень СПИМС. Выпуск 4. — 1998.- С. 55−61.
  59. И.А., Захарова Е. А., Никульникова О-В. Актуальные вопросы защиты прав застрахованных в системе ОМС // Здравоохранение.-1997.-№ 2.-с. 27−33.
  60. И.А., Захарова Е. А., Водяненко И. М. Территориальная система обеспечения качества медицинской помощи // Здравоохранение.-1997.-№ 8, с. 7−9.
  61. Г. И. Социально-экономические аспекты управления КМП в условиях ОМС. // Бюллетень СПИМС. 1998.- С.24−36.
  62. H.H. Проблемы реализации биоэтическихпринципов в области защиты прав пациентов в системе ОМС // Сборник материалов первой международной конференции «Общество Медицина -Закон», — Кисловодск, 1999.-С.37−39.
  63. A.B., Нестеренко Е. И., Полунина Н. В., Ранковский В. М. Ведущие социально-психологические факторы, определяющие КМП // Бюллетень СПИМС. Выпуск 4. — 1998 год. — с.77−83.
  64. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / под ред. Садикова О.Н.-М.: Право, 1997.-С. 157.
  65. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / под ред. Топорнина Б. Н. М: Юристь, 1997. — С. 85.
  66. В.П. Финансовое обеспечение здравоохранения.- М.: Эпидавр, 1997.-268 с.
  67. H.A., Поляков И. В. Научное обоснование методологии прогнозирования ресурсного обеспечения здравоохранения России (история и современность). М.: Федеральный фонд ОМС, 1998. — 392 с.
  68. A.A., Поляков И. В. Актуарные модели обоснования системы обязательного медицинского страхования.- СПб.: 1997.- 188 с.
  69. М.А., Кулешова Э. В., Перепеч Н. Б. Структура и негативные следствия врачебных ошибок при оказании медицинской помощи больным стенокардией // Клиническая медицина.- 1997.- № 10, — С. 59−63.
  70. В.З., Вялков А. И., Таранов A.M. и др. Основыстандартизации в здравоохранении в условиях обязательного медицинского страхования. Учебное пособие М.: ММА им. И. М. Сеченова. ФФОМС, 2000.-392 с.
  71. Г. И., Чичерин Л. П. Охрана здоровья и совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи детям и подросткам на современном этапе. Воронеж-Москва: ВПУ, 2000. — 476 с.
  72. А.Г. Механизм реализации контроля за качеством // Экономика здравоохранения. 1998.-№ 3.- С.31−33.
  73. Материалы по обращению арбитражной практики по делам с участием Территориальных фондов обязательного медицинского страхования. М.: ФФОМС, 1996. — 335 с.
  74. Мельникова Л. С, Куценко Г. И. Санитарное законодательство Российской Федерации. Справочно-информационное пособие. М., НИИ им. H.A. Семашко РАМН, 1998. — 132 с.
  75. Мельникова Л. С, Куценко Г. И. Санитарное законодательство Российской Федерации. Справочно-информационное пособие. М., НИИ им.
  76. H.A. Семашко РАМН, 1998. 132 с.
  77. Мельникова J1. C, Ястребовов Г. Г., Ершова Т. Н., Новичкова Н. И. Организация и проведение социально-гигиенического мониторинга здоровья населения (на примере северных и южных регионов России). Пособие для врачей. М., МНИИ им. Эрисмана, 1998. — 35 с.
  78. Л.Ф., Муравьева М. М., Гаврилов В. А. и др. Психологические аспекты взаимоотношений «врач-пациент» как фактор КМП в условиях ОМС//Бюллетень СПИМС. Выпуск 4 — 1998.-С. 142−144.
  79. Н.Б., Ластовецкий А. Г. Качество медицинской помощи и его экспертиза// Экономика здравоохранения. 1998.- № 1.- С.7−14.
  80. Н.Б., Ковалевский М. А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М.: «Пресс-центр». 1999.- 188 с.
  81. Н.В., Шипачев К. В. Внесудебная защита прав пациентов в Кемеровской области // Бюллетень СПИМС. Выпуск 4. — 1998.- С. 126 131.
  82. Обеспечение и защита прав пациентов в Российской Федерации (обзор теории и практики). Под редакцией О. П. Щепина. М.: НИИ им. Н. А. Семашко РАМН, 1999. — 51 с.
  83. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учебное пособие. М.: ИК «Логос», 1998.- 280 с.
  84. Правовые основы здравоохранения в России. Под редакцией Ю. Л. Шевченко. М.: Гэотар Медицина, 2000. — 210 с.
  85. A.M. Обязательства по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью. М.: Наука, 1998 .- 105 с.
  86. A.B. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. М.: Финансы и статистика, 1998.- 336 с.
  87. М.В. Социально-гигиенические аспекты реализации прав несовершеннолетних пациентов. Диссертация канд. мед. наук. — Иваново.- 2005.- 184 с.
  88. М.Ю., Алексеев В. А. Шурандина И.С., Ганатов С. Г., Тельхигов А. Ю. Оплата труда медицинских работников и управление качеством медицинских услуг /Экономика здравоохранения.- 2009.- № 8.-С.33−39.
  89. В.Ф., Сегодина О. П., Сегодина Г. М. Деятельность юридических служб ТФ ОМС по предъявлению исков к плательщикам страховых взносов (платежей) о взыскании с них задолженности. Методическое пособие.- М.: ФФ ОМС, 1998. 105 с.
  90. В.И., Сквирская Г. П. Пути дальнейшего совершенствования системы управления и контроля качества медицинской помощи //Бюллетень СПИМС. Выпуск 4. — 1998.- С.5−15.
  91. A.M. Система обязательного медицинского страхования: некоторые итоги деятельности за 1998 год // Здравоохранение.-1999.-№ 8.-С. 31−36.
  92. A.M., Семенов В. Ю., Лакунин К. Ю. Развитие системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации // Здравоохранение.-1999.- № 3.- С. 7−13.
  93. A.M., Лакунин К. Ю., Шилова В. М. Оценка медицинскими работниками различных способов оплаты медицинской помощи в условиях ОМС // Здравоохранение.- 2000.- № 3.- С. 62−65.
  94. Е.А. Права пациентов: проблемы правовой защиты // Научные труды первого Всероссийского съезда по медицинскому праву / Под ред. Проф. Ю. Д. Сергеева. М., 2003. — С. 179−182.
  95. В.Б., Коротких Р. В., Лукова Н. Х. Этические и правовые основы во взаимоотношениях врача и пациента. //
  96. Здравоохранение. 2001. — № 3. -С. 173−175.
  97. Фундаментальные основы политики здравоохранения. Под ред. академика РАМН О. П. Щепина. М.: НПЦ"Экиз", 1999. — 350 с.
  98. Ю.Л. Об итогах хода реформ и задачах по развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации на 2000−2004 годы и на период до 2010 года.- М.:МЗ РФ, 2000. 82 с.
  99. В.Б. Права пациентов в Европе и Российской Феде-рации // Сборник материалов первой международной конференции «Общество Медицина — Закон».- Кисловодск, 1999.- С.73−75.
  100. В.Ф., Бершадский Б. Г. Перепеч Н.Б. и др. Новый метод экспертизы качества медицинской помощи, этапы создания и перспективы развития / под ред. Гришина В. В., Семенова В. Ю. М.: ФФОМС, 1997.-110 с.
  101. В.Ф., Перепеч Н. Б., Миляков В. П. Экспертиза КМП. Теория и практика. С-Пб.: Прогресс-Погода, 1997 .- 88 с.
  102. П.Е., Данилов A.B. Об итогах вневедомственного управления качеством медицинской помощи на территории Воронежской области // Бюллетень СПИМС- Выпуск 3.- 1997.- С.87−93.
  103. И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения.- М.: Русь, 1998. 338 с.
  104. И.А., Меламед Л. А. Работа СМО по защите прав застрахованных. //Бюллетень СПИМС. Выпуск 4. — 1998 год. — С. 135−142.
  105. Е.Е. Реформирование системы социальной защиты населения в странах Восточной Европы // Мировая экономика и международные отношения. 1997.- № 1.- С. 45−53.
  106. В.М. Научно-методические основы нормирования медицинского персонала в современных условиях: автореф. дисс. д.м.н. М. 1997.-48 с.
  107. О.П., Овчаров В. К. К оптимизации системы медицинской помощи населению в условиях межрегионального развития здравоохранения.- // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. -№ 5. — С. 27−32.
  108. О.П., Овчаров В. К., Филатов В. Б., Нечаев B.C., А.Л.Линденбратен и др. Основные направления государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации. // Бюллетень НИИ им. Н.А.Семашко РАМН, 2000, выпуск 1. С.9−40.
  109. В.О. Динамика структурно-функциональных преобразований в системе лечебно-профилактической помощи населению Российской Федерации // Здравоохранение Российской Федерации.- 1997.- № 3.- С. 12−16.
  110. Ackoff R.L. The Democratic Corporation. N.Y.: Oxford Univ. Press., 1994, pp. 29−45.
  111. Altman S.H. Dead ahead will challenge financial viability of hospitals //Hospitals.-1986.- Vol.78, N.5.-P. 829−836.
  112. Anderson O.W. Health Care: Can there be equity? The United States,
  113. Sweden and England. N. Y. London — Sydney — Toronto, 1972.- 273 p.
  114. Annas G.J. The Rights of Patients: The Basic ACLU Guide to Patients Rights. 2nd Ed. Humana Press, Totowa, New Jersy, 1992.- xvi, 314 p.
  115. Brazier, Margaret. Medicine, Patients and Law. Harmondsworth, Penguine 1987, XXIII.- 375 p.
  116. Bruster S. et al. Survey of hospital patients // Br. Med. J.- 1994.-Vol. 309.-P. 1542−1546.
  117. Buchanan A. Health care in United States // Health care systems.-Kliwer: Dordrecht etc., 1988.- P.48−61.
  118. Burns L.R., and D.P. Thore. 1993. Threads and Models in Physician -Hospital Organization. Health Care Management Review 18 (4)., pp. 7 2
  119. Burris S., Dalton H.L., Miller J.L. AIDS law Today: New Guide for the public. Yale University Press, New Haven, CT, 1993.- 443 pp.
  120. Cave, D.G. Vertical Integration Models to Prepare Health Systems for Captivation. Health Care Management Review. 1995, pp. 26 39.
  121. Centers for Disease Control and Prevention. Essential Components of a Tuberculosis Prevention and Control Program. Morbidity and Mortality Weekly Review. 1995, pp. 1 16.
  122. Chassin M. Standards of care in medicine // Injury.- 1998.-Vol.25.-P.43 7−453.
  123. Checland P.B. Models Validation in Soft System Practice // Systems Research. 1995. — Vol. 12, № 1. — P. 47−54.
  124. Checland P.B., Scholes I. Soft Systems Methodology in Action. Chichester: Wiley, 1990.
  125. Collier J. The patients right to know // World Health.- 1994.-№ 5.- pp. 18−19.
  126. Comer J. Health care costs out of control: The experience of Switzerland //World Hlth. Forum.- 1985.-Vol.6, N. 1.-P.3−18.
  127. Culyer A. Cost containment in Europe // Hearth Care Financing Rev.-1989.-Ann. Suppl. -P. 21−32.
  128. Donabedian A. The seven pillars of quality. Archives of Pathology and Laboratory Medicine.- 1990.-P. 114:1115−1118.
  129. Enthoven A. What can Europeans learn from Americans // HLth. Care Financing Rev.- 1989.- Ann. Suppl.- P.49−63.
  130. Errow K.I. Uncertainly and the welfare economics of teolicol // Amer. Economics Rewiew, 1963.- Vol.53.- P. 941−973.
  131. Fluss SJ. Patients Rights, Informed Consent, Access and Equality.-Nerenias and Santeris Publishers, 1994.
  132. Gay E., Kronenfeld J. Reputation retrenchment the DRG experience: problems from changing reimbursement practice // Soc.Soi.Med. 1990. — Vol.31,1. N.10.-P. 1103−1118.
  133. Gerzoff, R.B., R.L. Gordon, and T.B. Richards. Recent Changes in Local Health Department Spending. Journal of Public Health Policy 17 (2): 170 -80.-1996.
  134. Halverson, P.K., A.D. Kaluzny, and G. J. Young. Strategic Alliances in Health Care: Opportunities for the Veterans Affairs Health Care System. Hospital and Health Services Administration 42 (2).- 1997.
  135. Halverson, P.K., G.p. Mays, C.A. Miller, and T.B. Richards. Organizational Linkages in Public Health: Interactions between Local Health Departments and Other Health Care Providers. (Under review).- 1996.
  136. Halverson, P.K., G.P. Nays, C.A. Miller, A.D. Kaluzny, and T.B. Richards. Managed Care and the Public Health Challenge of TB. Public Health Reports 112(1): 19−25.-1997.
  137. Hurley, R.E. Approaching The Slippery Slope: Managed Care as Industrial Rationalization of Medical Practice. In Rationing Sanity: The Ethics of Mental Health, ed. P. Boyle. Washington, D.C.: Georgetown University Press (in press).-1997.
  138. , J.S. 1994. Paying for Public Health Services in North
  139. Carolina. Popular Government 60 (2): 11 20.
  140. Lee MX. A conspicuous production theory of hospital behaviors // Southern Economic Journal, 1970.- Vol.38.- P. 48−58.
  141. Leenen H., Gevers S., Pinet G. The Rights of Patients in Europe. Deventer: WHO, EURO, 1993, — 189 p.
  142. Lister J. Reform of British National Health Service // New Engl. J.Med.- 1990.-N6.-P. 410−412.
  143. MacDowell N., Lutz J. Applications of Epidemiology in the Operation and Marketing of Managed Care Plans. // Journal of Health Administration Education. 1993. — Vol. 11(4). — p. 432−439.
  144. Malcolm C.L., Fukui M. Speciality service contracting topics in Health Care Financing.Aspen.Publishers, Inc. 1993. Winter. V.20.№ 2.p.68−75.
  145. Martenstein L.F. The codification in the Netherlands of the principal rights of patients: a critical review // Eur. J. Health Law.- 1995.- Vol. 2, — P. 33−44.
  146. McGill J., Brand Ch. An eye on the progress of Joint consultation. -Soc. Serv. J., 1979, 89, 4624, 97−98.
  147. McLaughlin, Curtis P., Kaluzny Arnold D. Continuous Quality Improvement in Health Care. Theory, Implementation, and Applications. //Aspen Publishers, Inc. Gaithrsburg, Maryland.- 1994, — 467 p.
  148. Meany B. Health-site quality. // Medicine on the Net 2002−8:1−7. Meeting patient needs through collaboration. //Journal of Nursing Administration. 2002. Apr.-Ol, 32(4). — p.p. 189−195.
  149. National Health Cities Networks. W WHO Publ., Copenhagen, 1997.- 88pp.
  150. Patrick M., Capraro A., Credito C Keeping the medical practice financially viable: a marketer’s approach. // Journal of Health Marketing Q. 2002. -Vol. 19(4).-p. 39−53.
  151. Peltier J, Scovotti C. Relationship marketing and disadvantaged health care process. // Journal of Health Marketing Q. 2004. — Vol. 22(2). — p. 69−90.
  152. Pozgar G. D. Legal Aspects of Health Care Administration. Aspen Publishers, Gaithersburg, MD, USA, 1996.- 168 pp.
  153. Premature death in the New indenpendent states, Wachington, D.C., 1997.-404 pp.
  154. Rakich M.J., Longest B.B., Darr K. Managing Health Services Organizations. Baltimore, MD: Health Professions Press. -1992.
  155. Rothschild M.A. Marketing your practice on the Internet.// Otolaryngologic Clinics of North America. 2002. — Dec, Vol.35(6).
  156. Saltman R.B. Patient choice and patient empowerment in northern European health systems: a conceptual framework // Int. J. Health Serv.- 1994.-Vol.24,No.2.-P.201−229.
  157. Saltman R.B. Recent health policy initiatives in Nordic countriesV/Health Care Financing Review, Summer 1992, v.13, № 4, p. 157−166.
  158. Sandberg M. Is the price right? Managed Healthcare. Advanstar Communications. 1995.April.V.5.No.4.p.47−48.
  159. Seltman K. Living with abundance. Disciplined marketing will avoid waste and bring success. //J. Marketing Health Services. 2003. — Spring- 23(1). -p.p.-48.
  160. Shemwel D., Yavos U. Customer-service provider relationships: an empirical test of a model of service quality, satisfaction, and relationship-oriented outcomes.// International Jornal of Service Industry Management. 1998. -Vol. 9(2). — p.p. 155−168.
  161. Shenkin H.A. Medical ethics: evolution, rights and the physician. Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers, 1991.-491 p.
  162. Shortell S., Gillies R. Remaking Health Care in America: Building Organized Delivery Systems. Jossey-Bass.San Francisco, C A. -1996.
  163. Skemp M., Peltier J., Cochran C Bridging the gap. Relationship marketing breathes new life into neglected populations. //Marketing Health Services. -2003. Spring- 23(2). — p.p.26 -31.
  164. Souba W.W., Haluck C.A., Menezes M.A. Marketing strategy: an essential component of business development for academic health centers.// American Journal of Surgery. 2001.-Feb., 181(2).- p.p. 105−114.
  165. Strasser S., Schweikhard S. Satisfaction with medical care. // Journalof Health Care Marketing. 1995. — Vol.15.- p.p. 34−44.
  166. Tarimo E., Webster E.G. Primery Health Care: Consepts and Challenges in a Changing World. Alma-Ata Revisited. Geneva World Health Organization, 1994.-P. 344−356.
  167. Taylor D.H. One states response to the malpractice insurance crisis // Public Health Reports. 1992. — V. 107. — № 5. — P. 523−529.
  168. Tchernjavskii V.E., Komarov Y. Decentralization and Changes in the Functioning of Health Care System in the Russian Federation. Moscow: MedSocE-conlnform, 1996.
  169. The Canadian Patients Book of Rights: A Consumers Guide to Салате dian Health Law. 2nd Ed. Doubleday Canada Limited Toronto, 1994- 242 p.
  170. The Right to Health Care in Several European Countries. Expert Meeting, the Netherlands, April 27−28, 1998. Ed. by A. den Exter, H. Hermans. -The Hague London Boston- Kluwer Law International. 1999. — 187 pp.
  171. The Rights of Patients. Copenhagen: WHO, EURO, 1994, — 17 p.
  172. Van De Ven. Risk-adjusted capitation: recent experiences in the Netherlands // Health Aff. (Millford). 1994. -Vol 13. -№ 5.-P. 120−136.
  173. Vincent C, Yoing M., Phillips A. Who do people sue doctors? A study of patients and relatives taking legal actions // The Lancet. 1994. — V. 343. — № 8913.-P. 1609−1613.
  174. Wagner H.C., Fleming D., Mangold W.G., LaForge R.W. Relationship marketing in health careafter being disillusioned by marketing, hospital finds a focused approach contributes to bottom line.// J Health Care Market 1994−14(4):42−7.
  175. Woods D.K. Realizing your marketing influence. //Journal of Nursing Administration. 2002. — Jun.- 01, 32(6). — p.p. 323−330.
  176. Zeithaml V.A., Bitner M.J. Services Marketing. N.Y.: McGraw-Hill, 1996. p.p.- 1149−1161.
Заполнить форму текущей работой