Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психофизиологические предпосылки успешности распознавания эмоциональной речевой экспресии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В то же время интегральные психофизиологические предпосылки успешности распознавания речевой эмоциональной экспрессии в настоящее время изучены недостаточно. Недостаточно изучены индивидуально-типологические и психофизиологические отличия лиц с различной способностью к распознанию эмоциональной речевой экспрессии. Мало изучены особенности функциональной специализации мозга при восприятии… Читать ещё >

Содержание

  • РАЗДЕЛ Страница
  • Актуальность исследования
  • Цель и задачи исследования
  • Научная новизна исследования
  • Научно-практическая значимость работы
  • Апробация работы
  • ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ Часть 1. Понятия социального и эмоционального интеллекта. Подходы к исследованию эмоционального интеллекта
  • Часть 2. Понятие эмоционального слуха и его обоснование. Направления в исследованиях эмоционального слуха. ^ ^
  • Часть 3. Модели эмоционально окрашенного речевого 20 стимула. Методы предъявления экспериментального материала
  • Часть 4. Мозговые механизмы восприятия эмоций в голосе
  • Часть 5. Функциональная асимметрия мозга. Механизмы межполушарного взаимодействия при распознании эмоций в ^ речи
  • Часть 6. Участие речевых центров мозга в распознавании эмоциональной интонации
  • МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ
    • 1. Частотно-амплитудные показатели ЭЭГ
    • 2. Показатели когерентности ЭЭГ
    • 3. Асимметрия ЭЭГ
  • ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Психофизиологические предпосылки успешности распознавания эмоциональной речевой экспресии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Способность к распознаванию эмоций своих или другого лица относится к сфере «эмоционального интеллекта» [Люсин Д.В. и др., 2004; Mayer J.D. et al., 2001; Pell M.D., 2006] и означает, что человек может установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека и найти ему словесное определение. Эта способность является важной составляющей невербальной (несловесной) коммуникации, которая осуществляется в процессе речевого общения параллельно с вербальной и составляет независимый информационный канал в системе общения.

Невербальная коммуникация — важнейшее, наряду со звуковой речью, и вместе с тем недостаточно изученное средство общения и взаимопонимания людей. Звуковая речь несет слушателю, независимо от семантики слова, т. е. как бы «между слов», невербально, весьма значительную и важнейшую для слушателя информацию о говорящем, его отношение к собеседнику, к предмету разговора, к самому себе и т. п. Невербальная информация может как значительно усилить семантическое значение слова, так и ослабить вплоть до полного его отрицания субъектом восприятия. Ввиду значительной непроизвольности и подсознательности восприятия невербальной информации слушатель ориентируется не только по вербальному, но и невербальному смыслу сообщения.

В ходе экспериментально-теоретических исследований проблемы восприятия эмоций В. П. Морозовым выдвинуто и активно разрабатывается понятие «эмоциональный слух» как способность к идентификации слушателем эмоционального состояния человека по звуку его голоса [Морозов В.П., 1990]. Теоретически эмоциональный слух определен автором как важнейший компонент перцептивной части общей системы невербальной коммуникации [Морозов В.П., 1985] и предложен психоакустический невербальный тест на оценку эмоционального слуха.

В современной литературе возросший интерес к проблеме эмоций выразился, в частности, в интенсивной разработке различного рода моделей так называемого «эмоционального интеллекта» [Salovey P., Mayer G.D., 1990; Goleman D., 1995; Люсин Д. В. с соавт., 2004 и др.]. Понятие эмоционального интеллекта определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [Люсин Д.В., 2004]. Таким образом, способность к адекватной оценке речевой эмоциональной экспрессии является одной из составляющих эмоционального интеллекта. Это подтверждается в частности тем, что обнаружена значимая положительная корреляция результатов применения невербального теста В. П. Морозова и вербального опросника Д. В. Люсина на эмоциональный интеллект.

В.П. Морозовым создана и валидизирована методика определения эмоционального слуха, т. е. способности распознавания эмоций в голосе говорящего. В данной работе использован компьютерный вариант методики В. П. Морозова.

В отечественной литературе существуют богатые традиции исследования проблемы распознавания речевых параметров, в том числе эмоций в речи [Галунов В.И., Манеров В. Х., 1974; Манёров В. Х., 1997; Балонов Л. Я., Деглин В. Л., 1976; Балонов Л .Я. с соавт., 1985; Морозов В. П., 1985; Черниговская Т. В. с соавт., 2000; Стрельников К. Н. с соавт., 2004 ].

В большинстве работ, посвященных невербальной коммуникации, изучаются объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на успешность распознавания эмоциональной мимики, а также психофизиологические показатели опознания [Михайлова Е.С., 2006; Fox Е., 2002].

Изучение экспрессивных проявлений речи сосредоточено главным образом на исследовании эмоционального состояния здоровых и больных лиц по интонационным показателям речи [Фролов М.В. и др. 1994; Adolphs R. et al., 2001, 2003], а также на изучении мозговой локализации центров, вовлекаемых в распознавание речевой эмоциональной экспрессии [Сидорова O.A., 2001; Beaucousin V., 2007; Kotz S. et al., 2003; Pell M.D., 2006; Wildgruber D. et al., 2005].

В то же время интегральные психофизиологические предпосылки успешности распознавания речевой эмоциональной экспрессии в настоящее время изучены недостаточно. Недостаточно изучены индивидуально-типологические и психофизиологические отличия лиц с различной способностью к распознанию эмоциональной речевой экспрессии. Мало изучены особенности функциональной специализации мозга при восприятии эмоциональных оттенков речи — в работах по этому вопросу имеются противоречивые данные о роли каждого из полушарий в восприятии эмоциональной речи. В частности существует немного исследований на эту тему с применением современных электрофизиологических методов. Поэтому нам представляется важным восполнить пробел в данной области знаний.

Цель и задачи исследования

.

Целью работы является исследование индивидуальных психофизиологических предпосылок успешности распознавания эмоциональной интонации речи.

Исходя из поставленных выше проблем, основные задачи работы определяются следующим образом:

• исследовать индивидуальную структуру ЭЭГ у индивидов с различным уровнем способности к распознаванию речевой эмоциональной экспрессии (частотно-амплитудные и когерентные показатели ЭЭГ в различных областях коры, асимметрию активации коры головного мозга, локализацию фокуса максимальной активации и другие показатели);

• выделить индивидуально-типологические психофизиологические отличия лиц с различной способностью к распознанию эмоциональных оттенков речи;

• исследовать индивидуальные особенности функциональной специализации коры больших полушарий при распознавании эмоциональных оттенков речи;

• сопоставить группы лиц с различным распознаванием эмоций по физиологическим и психологическим характеристики.

Научная новизна исследования.

Впервые были получены данные об особенностях биоэлектрической активности коры больших полушарий мозга у лиц с высокой и низкой способностью к распознаванию эмоций в речи как в состоянии покоя, так и при различении эмоциональной речевой интонации. Показано, что лица с низкими показателями распознавания речевых эмоций отличаются высокой активированностью и реактивностью ЭЭГ, а также более интенсивным ростом когерентных связей и мощности в гамма-диапазоне особенно в передних отделах левого полушария при распознавании эмоций, что свидетельствует о включении вербально-логических процессов в распознавание речевых эмоций.

Новым является комплексный психофизиологический подход к изучению способности к распознаванию эмоциональной интонации речи. В рамках этого подхода результаты, полученные с помощью методики тестирования эмоционального слуха" В. П. Морозова были сопоставлены с индивидуальными психофизиологическими характеристиками исследуемых лиц (характеристиками ЭЭГ в различных областях коры: частотно-амплитудными показателями — доминирующей частотой альфа-ритма, положением фокуса максимальной активации коры, соотношением мощности низких и высоких частот, процентным отношением отдельных частот к общей мощности ЭЭГ, топографией когерентных связей, особенностями функциональной асимметрии мозга с картированием электрической активности мозга по всем исследуемым параметрам и др.), а также с результатами, полученными психологическими методами тестирования (оценкой тревожности, интроверсии — экстраверсии, доминирующего типа эмоции и др.).

Научно-практическая значимость работы.

Изучение психофизиологических предпосылок способности распознавать эмоциональную окраску речи позволит раскрыть мозговые механизмы восприятия речевой эмоциональной экспрессии. Изучение соотношения способности человека к оценке эмоций в речи и его индивидуальных психофизиологических особенностей является актуальной экспериментально-теоретической задачей.

Распознавание эмоций партнера по голосу имеет большое значение не только в системе межличностного общения, но и в области инженерной психологии, в частности — в решении сложных научно-технических вопросов автоматического распознавания речи, идентификации и верификации личности говорящего [Морозов В.П., 1985; Манеров В. Х., 1997], контроля эмоциональных состояний человека-оператора, работающего в стрессовых условиях [Фролов М.В., Милованова Г. Б., 1996].

Эмоциональный слух", т. е. способность к успешному различению речевой эмоциональной экспрессии, используется в качестве критерия профессионального отбора и подготовки экспертов-аудиторов правоохранительных органов, при отборе в музыкальные ВУЗы.

П.В. Симонов считает явление «эмоционального резонанса», т. е. способности реагировать на эмоциональное состояние партнера, предпосылкой эмоционального сопереживания. Предполагается, что состояние эмоционального резонанса между врачом и пациентом является важным элементом терапевтического процесса, а также в педагогической практикемежду учителем и учеником. В то же время, феномен «эмоционального резонанса» встречается не во всех случаях медицинской практики и зависит от индивидуальных особенностей врача. Одним из необходимых качеств при этом является способность к невербальной коммуникации, в частности с использованием эмоциональных оттенков в речи пациента.

Таким образом, изучение проблемы психофизиологических предпосылок способности к невербальной эмоциональной коммуникации и адекватному восприятию эмоциональной экспрессии имеет большое значение для развития теоретических представлений о невербальной коммуникации и решения практических проблем: личностных задач, встающих перед человеком в ходе его жизни, социальной адаптации, профессионального успеха, академической успеваемости, коррекции деструктивного поведения, профилактики психотравмирующего воздействия стрессов, психотерапии, разработки тренингов и т. д. Показано, что низкий уровень распознавания эмоций является фактором социальной дезадаптации личности. [Lesser I.M., 1981] Поэтому изучение предпосылок различных уровней способности к распознаванию эмоций является значимым для понимания основ социального благополучия и психологического здоровья человека.

Апробация работы.

Основные результаты работы были доложены и обсуждены на международных конференциях: на XX съезде Физиологического общества им. И. П. Павлова в 2007 годуна 3-ем и 5-ом международных междисциплинарных конгрессах «Нейронаука для медицины и психологии» в 2007 и в 2009 годуна III международной конференции по когнитивной нейронауке в 2008 годуконференциях молодых ученых в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизилологии РАН в 2007 и 2008 году, на годовой итоговой конференции Лаборатории условных рефлексов и физиологии эмоций ИВНД РАН в 2008 годуна международной школе для молодых ученых «Affective sciences», проходившей в Швейцарии с 24 августа по 3 сентября 2009 года.

Диссертация апробирована на совместном заседании лаборатории условных рефлексов и физиологии эмоций и лаборатории общей физиологии временных связей в Учреждении Российской академии наук Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН 19 декабря 2008 года.

По теме диссертации опубликовано 10 работ, включая 3 статьи (две из которых переведены на английский язык для журнала Neuroscience and Behavioral Physiology) и тезисы докладов на различных конференциях. Сданы в печать 2 статьи.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Индивидуальные особенности психофизиологических предпосылок одного из видов невербальной коммуникации»), проект № 07−06−500 а.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

• Индивидуальными психофизиологическими предпосылками низкого уровня распознавания эмоций в речи являются высокая неспецифическая генерализованная активация коры и высокая ситуативная реактивность ЭЭГ.

• Локализация фокуса активации ЭЭГ по частотно-амплитудным и когерентным показателям в передних отделах левого полушария, свидетельствующая о значительном включении вербально-логических процессов в чувственно-непосредственное восприятие эмоций, является фактором, снижающим эффективность распознавания речевой эмоциональной экспрессии.

• Значительный рост когерентных связей и мощности в гамма-диапазоне, отражающий когнитивные процессы, также является фактором, затрудняющими восприятие эмоциональной интонации речи у лиц, плохо распознающих эмоции в голосе.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.

выводы.

1. Лица с низкой способностью распознавания эмоциональной интонации речи отличаются высокой генерализованной активацией коры, а также большей ситуативной реактивностью ЭЭГ, что является факторами, затрудняющими распознавание эмоций в речи.

2. Успешность распознавания эмоций в речи не зависит от характера неспецифической активационной асимметрии. Различия между испытуемыми с высокими и низкими показателями «эмоционального слуха» проявляются в асимметрии специфической локальной активации мозга.

3. В процессе распознавания речевых эмоций увеличивается активация не только височных областей правого полушария, но и речевых центров в левом полушарии, что свидетельствует о включении вербально-логических процессов в распознавание эмоций.

4. У лиц с низкими показателями распознавания эмоций отмечается высокий рост когерентных связей в передних отделах коры и мощности в гамма-диапазоне, что свидетельствует о большем участии когнитивных процессов в распознавании эмоций, чем у лиц с высокими показателями распознавания.

5. Лица с низкими показателями распознавания эмоций в голосе отличаются более высокими оценками уровня личностной и ситуативной тревожности, чем лица, успешно распознающие эмоциональные оттенки речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По всем исследуемым показателям у лиц, плохо распознающих эмоции в голосе, уровень активации выше, как в фоне, так и при распознавании эмоций, чем у лиц, хорошо распознающих эмоции. ЭЭГ испытуемых группы 2 отличается высокой неспецифической активацией коры и высокой реактивностью. Успешно распознают эмоциональные оттенки речи лица как с низкой, так и со средней активированностью ЭЭГ и невысокой ситуативной реактивностью.

Следовательно, высокая генерализованная активация коры, а также большая ситуативная реактивность ЭЭГ могут являться факторами, затрудняющими распознавание эмоционального выражения речи.

Успешность распознавания эмоций в речи не определяется направленностью неспецифической активационной асимметрии, поскольку у испытуемых обеих групп как в фоне, так и при распознавании было более активировано левое полушарие.

Различия между испытуемыми с высокими и низкими показателями «эмоционального слуха» проявляются в асимметрии специфической локальной активации мозга [Костандов Э.А., 1977]. У испытуемых, плохо распознающих эмоции, активация передних отделов левого полушария (отведение Б7) и задневисочных отделов правого полушария (отведение Т6), выражена значительно сильнее, чем у лиц, хорошо распознающих эмоции.

При распознавании эмоций наиболее значимые различия между группами по показателям мощности и когерентности получены в гаммаи тета-диапазонах во фронтальных и центральных областях левого полушария и задневисочных областях правого полушария. Лица с низкими показателями распознавания эмоций отличаются высоким содержанием гамма-ритма и ростом когерентных связей в гамма-диапазоне, отражающем когнитивные процессы.

Преобладание уровней когерентности в передних отделах левого полушария и в задневисочной области правого полушария, наблюдавшиеся у испытуемых группы 2 при распознавании эмоций, подтверждают представления о том, что в распознавании речевых эмоций могут участвовать не только височные области правого полушария, но и речевые центры в левом полушарии.

При распознавании эмоций у испытуемых с высокими показателями «эмоционального слуха» в альфа-диапазоне частот уровни когерентности преобладали в передних отделах правого полушария, в то время как у испытуемых с низкими показателями когерентные связи преобладали в передних отделах левого полушария. Таким образом, в альфа-диапазоне частот у испытуемых с низкими показателями эмоций также выявляется фокус локальной активации в передних отделах левого полушария. По данным A.M. Иваницкого, левая центральная область выступает в качестве центра связи при решении вербальных задач. [Иваницкий A.M. Илыоченок И. Р., 1992].

Локализация фокуса активации в передних отделах левого полушария, свидетельствующая о значительном включении вербально-логических процессов при опознании, а также высокий рост когерентных связей и мощности в гамма-диапазоне, отражающем когнитивные процессы, могут являться факторами, затрудняющими чувственно-непосредственное восприятие эмоций у лиц, плохо распознающих эмоции в голосе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.О., Русалова М. Н. Уровни когерентности ЭЭГ человека: связь с успешностью распознавания эмоций в голосе. Рос. физиол. журнал им. И. М. Сеченова. 2008. Т. 94. № 6. Стр. 650 661
  2. Kislova О., Rusalova М. EEG coherence in humans: relationship with success in recognizing emotions in the voice. Neuroscience and Behavioral Physiology. 2009. Vol. 39, N. 6. P. 545 552
  3. O.O., Русалова М. Н. Асимметрия ЭЭГ человека: связь с успешностью распознавания эмоций в голосе. Рос. физиол. журнал им. И. М. Сеченова. 2008. Т. 94. № Ю. Стр. 1137−1146
  4. Kislova О., Rusalova М. EEG asymmetry in humans: relationship with success in recognizing emotions in the voice. Neuroscience and Behavioral Physiology. 2009. Vol. 39, N. 9. P. 825
  5. O.O., Русалова М. Н. Частотно-амплитудные ЭЭГ-показатели успешности распознавания эмоций в речи. Журнал высш. нерв. деят. 2009. Т. 59. № 2. Стр. 171−177
  6. М.Н., Кислова О. О. Электрофизиологические показатели при распознавании эмоций в речи. Успехи физиологических наук (в печати).
  7. И. Связь акустических параметров с эмоциональной выразительностью речи и пения // Звукорежиссёр. 2003. № 2.
  8. Л.И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ. Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2000. 126 с.
  9. Л.И., Павлов C.B. Особенности межполушарного распределения спектров мощности ЭЭГ у высокотревожных индивидуумов в эмоционально-нейтральных условиях и при отрицательной эмоциональной активации // ЖВНД. 2005. Т. 55. № 3. С. 322 328
  10. Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Наука. Л. 1976
  11. Л.Я., Деглин В. Л., Черниговская Т. В. Функциональная асимметрия мозна в организации речевой деятельности. Сенсорные системы. Сенсорные процессы в асимметрии полушарий. Наука. Л. 1985
  12. С.С. Субъективная оценка интеллекта другого человека: эффект вербализации // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. Под. Ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: «Институт психологии РАН», 2004. С. 39−62.
  13. И.С. Структура и функция коры больших полушарий. М.: Изд-во АН СССР, 1969.214 с.
  14. Г. Н. Электрическая активность мозга человека при поражении диэнцефальных структур. // М.: Наука, 2000. 184 с.
  15. Н.В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознавания эмоций в речи // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 95 107
  16. В.И., Манеров В. Х. Связь между психофизиологическим состоянием говорящего и характеристиками речевого сигнала. Автоматическое распознавание слуховых образов. Львов. 1974. С. 46 — 249
  17. H.H. Осциляторная активность мозга и информационные процессы. Материалы научной конференции, пос. Памяти чл.-корр. РАН A.B. Брушлинского. Психология: современные направления междисциплинарных исследований. М. 2003. С. 271- 283.
  18. H.H. Психофизиология. // М.: Аспект Пресс, 2001. 373 с.
  19. Е.С., Гельман В. Я., Зайцева К. А. Восприятие эмоциональной компоненты речи заикающимися детьми на фоне шума. Сообщение I. Анализ эффективности опознания различных эмоций // Физиология человека. 2000. Т. 26. № 3. С. 13 20
  20. Е.С., Гельман В. Я. Восприятие эмоциональной компоненты речи заикающимися детьми на фоне шума. Сообщение II. Анализ временных характеристик опознавания различных эмоций // Физиология человека. 2001. Т. 27. № 1. С. 42−48
  21. Е.С., Гельман В.Я, Зайцева К. А, Орлов A.M. Онтогенетические особенности психофизиологических механизмов восприятия эмоционального компонента речи у музыкально одаренных детей // ЖВНД. 2004. Т.54. № 5. С. 581 591
  22. Т.А., Брагина H.H. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. // М.: Медицина, 1977. 359 с.
  23. Е.А. В поисках объяснения феноменов ЭЭГ. М.: изд-во НФП БИОЛА, 1996. 117 с.
  24. К.А., Дмитриева Е. С., Мирошников Д. Б. Изменение восприятия эмоционально значимой речи под воздействием шума // Физиология человека. 1995. Т. 21. № 4. С. 163 -166
  25. A.M. Ильюченок И. Р. Картирование биопотенциалов мозга при решении вербальной задачи // Журн. высш. нервн. деятельности. 1992. Т. 42. № 4. С. 627.
  26. Ч.А., Черноризов A.M. Психофизиологические основы эмоций. М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. 72 с.
  27. Э.А. Восприятие и эмоции. М.: Наука, 1977. 247 с.
  28. М.Б., Куликов М. А. Частотные характеристики спектров ЭЭГ при эмоциях // ЖВНД. 1995. Т. 45. Вып. 3. С. 453 456
  29. Н. С. Черемушкин Е.А. Спектральные характеристики ЭЭГ при усложнении контекста когнитивной деятельности Журн. высш. нервн. деятельности. 56(2): 211 — 220. 2006.
  30. М.Н. Энцефалограмма и мышление. Психол. журнал. 3(2): 127 — 137. 1982.
  31. Д.В. Роль восходящих и нисходящих процессов переработки информации в распознавании эмоций. 3-я Международная конференция по когнитивной нейронауке: Тезисы. 2008. Т.2, С. 354 — 356
  32. Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. Под. Ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: «Институт психологии РАН», 2004. С. 29−36.
  33. В.Х. Психодиагностика личности по голосу и речи. В сб. Практическая психология. СПб., 1997.
  34. Г. Х., Долбакян Э. Е., Хохлова В. И. Взаимодействие между нейронами миндалины и гипоталамуса при условнорефлекторном поведении с выбором качества подкрепления // ЖВНД. 1999. Т. 49. № 5. С. 723 732
  35. Е.С., Розенберг Е. С. Индивидуально-типологические особенности опознания лицевой эмоциональной экспрессии и вызванные потенциалы мозга человека // ЖВНД. 2006. Т. 56. № 4. С. 481 490
  36. Е.С. Нейробиологические основы опознания человеком эмоций по лицевой экспрессии // ЖВНД. 2005. Т. 55. № 2. С. 149 162
  37. Е.С., Розенберг Е. С., Абрамова A.A., Логунова H.H. Опознание эмоций по лицевой экспрессии испытуемыми с разным личностным профилем // ЖВНД. 2004. Т. 54. № 6. С. 750 758
  38. В.П. Опознание личности по голосу на основе его нормального и инвертированного во времени звучания. Психол. журнал. 11 (3): 70 — 77. 1990.
  39. В.П. Эмоциональный слух человека // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 1985. Т. XXI. № 6. С. 569 577
  40. В.П. Занимательная биоакустика. М.: «Знание», 1987. 208 с.
  41. В.П., Дмитриева Е. С., Зайцева К. А., Карманова В. Ю., Суханова Н. В. Возрастные особенности восприятия человеком эмоций в речи и пении // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. 1983. Т. XIX. № 3. С. 289−292
  42. В.П., Дмитриева Е. С., Зайцева К. А., Карманова В. Ю., Суханова Н. В. О функциональной асимметрии мозга при восприятии пения с различными эмоциональными оттенками // Физиология человека. 1982. Т. 8. № 6. С. 932−938
  43. А.Х. К проблеме распознавания эмоционального контекста звуковой речи // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 88 95
  44. О.М. Отражение личностных свойств в функциональной активности мозга. // Новосибирск: Наука, 2005. 134 с.
  45. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 352 с.
  46. М.Н. Функциональная асимметрия мозга и эмоции // Успехи физиологических наук. 2003. Т. 34. № 4. С. 93 112
  47. М.Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека//М.: Наука, 1979. 170 с.
  48. Н.Е., Прудников В. Н., Антонов А. Г. Особенности ЭЭГ-признаков тревожности у человека // ЖВНД. 2001. Т. 51. № 2. С. 158−165
  49. O.A. Нейропсихология эмоций. Наука, М. 147 с. 2001.
  50. O.A. Особенности процесса восприятия и воспроизведения эмоций у больных с очаговой мозговой патологией // Российский физиологический журнал. 2000. Т. 86. № 5. С. 541 — 547
  51. O.A. Физиологические показатели эмоциональных реакций в клинике локальных поражений мозга // ЖВНД. 1999. Т. 49. Вып. 6. С. 951 -961
  52. O.A., Костюнина М. Б. Участие корковых зон мозга в процессах восприятия и воспроизведения эмоциональных состояний человека // ЖВНД. 1991. Т. 41. Вып. 6. С. 1094 1101
  53. O.A., Куликов М. А. Оценка опознания эмоций в норме и при очаговой патологии мозга // ЖВНД. 2005. Т. 55. № 5. С. 616 623
  54. O.A., Куликов М. А. Опознание эмоций человеком по мимическим и вербальным эталонам в норме и при локальной патологии мозга // ЖВНД. 2007. Т. 57. № 3. С. 373 379
  55. O.A., Симонов П.В, Цветкова JI.C. Методика изучения восприятия признаков эмоционального состояния у человека // ЖВНД. 1978. Т. XXVIII. Вып.2. С. 415 -419
  56. П.В. Эмоциональный мозг. Физиология, нейроанатомия, психология эмоций. М.: Наука, 1981. 215 с.
  57. В. Б. Тарах Ж.В. Новотоцкий-Власов В.Ю. Сравнительное исследование гамма-ритма в норме, при экзаменационном стрессе и у больных с первым приступом депрессии Журн. высш. нервн. деятельности. 56 (2): 219−228. 2006.
  58. В.Б., Голикова Ж. В., Новотоцкий-Власов В.Ю., Салманов П. Л., Самко H.H. Исследование уровня внутрикоркового взаимодействия в бета-2-диапазоне при экзаменационном стрессе // ЖВНД. 2002. Т. 52. № 4. С. 417−427
  59. В.Б., Голикова Ж. В. Психофизиологические механизмы стресса у лиц с различной выраженностью активации // ЖВНД. 2001. Т. 51. № 2. С. 166−173
  60. К.Н., Воробьев В. А., Медведев C.B. Роль просодических характеристик речи в мозговых механизмах семантико-синтаксического анализа. ПЭТ исследование. // Материалы I Российской конференции по когнитивной науке. 2004.
  61. Ю.В., Русалова М. Н. Психофизиологическая характеристика лиц с различной стрессоустойчивостью // Успехи физиологических наук. 2006. Т. 37. № 2. С. 19−40
  62. Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. Под. Ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: «Институт психологии РАН», 2004. С. 11 -28.
  63. Е.В. Феномен эмоционального слуха как показатель художественной одаренности // Психологический журнал. 1990. № 1.
  64. В.М., Кориневская И. В., Потулова JI.A. Анализ депрессивных состояний с помощью темпоральных характеристик речи. Физиология человека. 20(6): 53−63. 1994.
  65. М.В., Милованова Г. Б. Электрофизиологические помехи и контроль состояния человека-оператора. М.: УРСС, 1996. 160 с.
  66. Е. А., Курова Н. С., Хейфец И. А. Влияние предварительной устной инструкции на пространственную организацию корковой электрической активности. Журн. высш. нервн. деятельности. 53 (5): 406— 416. 2003.
  67. Т.В., Светозарова Н. Д., Токарева Т. И., Третьяков Д. А., Озерский П. В., Стрельников К. Н. Специализация полушарий мозга в восприятии интонаций русского языка // Физиология человека. 2000. Т. 26. № 2. С. 24 29
  68. Adolphs R., Damasio H., Tranel D., Cooper G., Damasio A.R. A Role for Somatosensory Cortices in the Visual Recognition of Emotion as Revealed by 3D Lesion Mapping // J. Neurosci. 2000. Vol. 20. P. 2683 2690
  69. Adolphs R., Tranel D. Intact Recognition of Emotional Prosody Following Amygdala Damage // Neuropsychologia. 1999. Vol. 37. P. 1285 1292
  70. Adolphs R., Tranel D., Damasio A.R. Dissociable Neural Systems for Recognizing Emotions // Brain and Cognition. 2003. Vol. 52. N 1. P. 61 69.
  71. Adolphs R., Tranel D., Damasio H. Emotion Recognition From Faces and Prosody Following Temporal Lobectomy // Neuropsychology. 2001. Vol. 55. N 3. P. 396−401
  72. Adolphs R., Damasio H., Tranel D. Neural Systems for Recognition of Emotional Prosody. A 3-D Lesion Study // Emotion, 2002. Vol. 2. Is. 1. P. 23 -51
  73. Adolphs R. Neural Systems for Recognizing Emotion // Current Opinion in Neurobiology. 2002. Vol. 12. N 2. P. 169 177
  74. Aftanas L.I., Pavlov S.V. Trait Anxiety Impact on Posterior Activation Asymmetries at Rest and During Evoked Negative Emotions: EEG Investigation // Int. Journ. of Psychophysiol. 2005. Vol. 55. P. 85 94
  75. Anderson A.K., Phelps E.A. Intact Recognition of Vocal Expressions of Fear Following Bilateral Lesions of the Human Amygdala // Neuroreport. 1998. Vol. 9. P. 3607−3613
  76. Averill J.R., Nunley E.P. Voyages of the Heart: Living an Emotionally Creative Life. New York: Free Press. 1992.
  77. Baron-Cohen S. Mindblindness: An Essay on Autism and Theory of Mind. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. 1995
  78. Baron-Cohen S., Leslie A.M., Frith V. Does the Autistic Child Have a «Theory of Mind»? // Cognition. 1985. Vol. 21. N 1. P. 37 -46
  79. Bar-On R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto, ON: Multi-Health Systems. 1997.
  80. Barrett A.M., Crucian G.P., Raymer A.M., Heilman K.M. Spared Comprehension of Emotional Prosody in a Patient With Global Aphasia // Neuropsychiatry Neuropsychol. Behav. Neurol. 1999. Vol. 12. P. 117 120
  81. Basar E., Basar-Erogly C., Karakas S., Schurmann M. Brain Oscillations in Perception and Memory // Int. Journ. Of Psychophysiol. 2000. Vol. 35. P. 95 -124
  82. Basar E., Basar-Erogly C., Karakas S., Schurmann M. Gamma, Alpha, Delta and Theta Oscillations Govern Cognitive Process // Int. Journ. of Psychophysiol. 2001. V. 39. P. 241 -248.
  83. Beaucousin V., Lacheret A., Turbelin M.-R., Morel M., Mazoyer B., Tzourino-Mazoyer N. FMRI Study of Emotional Speech Comprehension // Cerebral Cortex. 2007. Vol. 17. N. 2. P. 339 352
  84. Beamont J.G., Mayes F.R., Rugg M.D. Asymmetry in EEG alfa coherence and power: effect of task and sex. EEG a. Clin Neurophysiol. 45(3): 391−401.
  85. Belin P., Zatorre R.J., Lafaille P., Ahad P., Pike B. Voice-Selective Areas in Human Auditory Cortex // Nature. 2000. Vol. 403. P. 309 312
  86. Bennet M.R. The Idea of Consciousness. Synapses and the Mind. Hardwood Acad. Publ., 1997.
  87. Blonder L.X., Bowers D., Heilman K.M. The Role of the Right Hemisphere in Emotional Communication // Brain. 1991. Vol. 114. Is. 3. P. 1115 1127
  88. Borod J.C., Obler L.K., Erhan H.M., Grunwald I.S., Cicero B.A., Welkowitz J., Santaschi C., Agosti R.M., Whalen J.R. Right Hemisphere Emotional Perception: Evidence Across Multiple Channels // Neuropsychology. 1998. Vol. 12.No.3. P. 446−458
  89. Brackett M., Mayer J.D., Warner R.M. Emotional Intelligence and its Relation to Everyday Behavior // Personality and Individual Differences. 2004. Vol. 36. P. 1387−1402
  90. Breitentein C., Daum I., Ackermann H. Emotional Processing Following Cortical and Subcortical Brain Damage: Contribution of Fronto-Striatal Circuity // Behavioral Neurology. 1998. Vol. 11. P. 29 42
  91. Breitentein C., van Lancker D., Daum I., Waters Ch. Impaired Perception of Vocal Emotions in Parkinson’s Disease: Influence of Speech Time Processing and Executive Functioning // Brain and Cognition. 2002. Vol. 45. Is. 2. P. 277 -314
  92. Brody L.R. Gender Differences in Emotional Development: A Review of Theories and Research // Journal of Personality. 1985. Vol. 53. P. 102 149
  93. Buchanan T.W., Lutz K., Mirzazade H.G., Specht K., Shah N.J., Zilles K., Jancke L. Recognition of Emotional Prosody and Verbal Components of Spoken Language: an fMRI Study // Cognit. Brain Research. 2000. Vol. 9. P. 227 238
  94. Burgess A., Ali L. Functional connectivity of gamma EEG activity is modulated at low frequency during conscious recollecting. Jnt. J. Psychophysiol. 2002. V. 46. № 1. P. 91−100.
  95. Calder A.J., Keane J., Manes F., Antoun N., Young A.W. Impaired Recognition and Experience of Disgust Following Brain Injury // Nature Neuriscience. 2000. Vol. 3.P. 1077- 1078
  96. Caldwell J. Assessing the Impact of Stressors on Performance: Observations of Levels of Analyses // Biol. Psychol. 1995. V. 40. № 1−2. P. 197 208.
  97. Canli Т., Desmond J.E., Zcao Z., Glover G., Gabrieli G.D. Hemispheric Asymmetry for Emotional Stimuli Detected by fMRI // NeuroReport. 1998. Vol. 9. P. 3233 -3239
  98. Davidson D. Inquiries into Truth and Interpretation. Oxford: Oxford University Press. 1984
  99. Demaree H.A., Everhart E., Youngston E.A., Harrison D. Brain Lateralization of Emotional Processing: Historical Roots and a Future Incorporating «Dominance» // Behavioral and Cognitive Neurosciece Reviews. Vol. 4. No. 1. 2005
  100. Dennett D.C. The Intentional Stance. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. 1987
  101. D’Esposito M., Detre J.A., Alsop D.S., ShinR.K., Atlas S., Grossman M. The neural basis of the central executive systems of working memory Nature. 378(6554): 279−281.1995.
  102. Earle J.B. The effects of arithmetic task difficulty and performance level on EEG alfa asymmetry // Neurophysiol. 23(2): 233−242. 1985.
  103. Edwards J., Jackson H.J., Pattison P.E. Emotional Recognition via Facial Expression and Affective Prosody in Schizophrenia. A Methodological Review // Clinical Psychology Review. 2002. Vol. 22. Is. 6. P. 789 832
  104. Engelberg E., Sjoberg’L. Emotional Intelligence, Affect Intensity, and Social Adjustment // Personality and Individual Differences. 2004. Vol. 37. Is. 3. P. 533 -542
  105. Ethofer T., Anders S., Erb M., Herbert C., Wiethoff S., Kissler J., Grodd W., Wildgruber D. Cerebral Pathways in Processing of Affective Prosody: A Dynamic Casual Modeling Study // Neuroimage. 2006. Vol. 30. P. 580 587
  106. Ethofer T., Anders S., Wiethoff S., Erb M., Herbert C., Saur R., Grodd W., Wildgruber D. Effects of Prosodic Emotional Intensity on Activation of Associative Auditory Cortex // Neuroreport. 2006. Vol. 17. N 3. P. 249 253
  107. Fokert J.W., Rees G., Frith C.D., Lavie N. The role of working memory in visual selective attenton // Science. (291): 1803−1806. 2001
  108. Fox E. Proceeding Emotional Facial Expressions: The Role of Anxiety and Awareness. Cogn. Affect, and Behav. Neurosc. 2(1): 52 63. 2002.
  109. Fragopanagos N., Taylor J.G. Emotion Recognition in Human-Computer Interaction // Neural Networks. 2005. Vol. 18. Is. 4. P. 389 405
  110. Freudenthalter H.H., Neubauer A.C. Emotional Intelligence: The Convergent and Discriminant Validities of Intra- and Interpersonal Emotional Abilities // Personality and Individual Differences. 2005. Vol. 39. Is. 3. P. 569 579
  111. Friederici A., Alter K. Lateralization of Auditory Language Functions: A Dynamic Dual Pathway Models // Brain and Language. 2004. Vol. 89. P. 267 -276
  112. Frolov M.V., Milovanova G.B., Lazarev N.V., Mekhedova A.Y. Speech as an Indicator of the Mental Status of Operators and Depressed Patients // Hum. Physiol. 1999. Vol. 25. Is. 1. P. 42−47
  113. George M.S., Parekh P.L., Rosinsky N., Keller T., Kimbrell T.A., Heilman K.H., Herscovitch P., Post R.M. Understanding Emotional Prosody Activates Right Hemispheric Regions // Archives of Neurology. 1996. Vol. 53. P. 665 -670
  114. Goleman D. Emotional Intelligence. New York: Bantam Books. 1983.
  115. Gordon R.M. Folk Psychology as Simulation // Mind and Language. 1986. Vol. l.Is. 2. P. 158−171
  116. Grimshaw G., Kwasny K., Covell E., Johnson R. The Dynamic Nature of Language Lateralization: Effects of Lexic and Prosodic Factors // Neuropsychologia. 2003. Vol. 41. P. 1008 1019
  117. Gur R., Gunning-Dixon F., Bilker W.B., Gur R.E. Sex Differences in Temporo-Limbic and Frontal Brain Volumes of Healthy Adults // Cerebral Cortex. 2002. N. 12. P. 998- 1003
  118. Haarmann H.J., Cameron K.A. Active Maintenance of Sentence Meaning in Working Memory: Evidence from EEG Coherences // Int. J. of Psychophysiology. 2005. Vol. 57. N 2. P. 115−128
  119. Hall J.A. Gender Effects in Decoding Non-Verbal Cues // Psychological Bulletin. 1978. Vol. 85. P. 845 857
  120. Hall J. A., Matsumoto D. Gender Differences in Judgments of Multiple Emotions From Facial Expressions // Emotion. 2004. Vol. 4. Is. 2. P. 201 206
  121. Hampson E., van Anders S., Mullin L.I. A Female Advantage in the Recognition of Emotional Facial Expressions: Test of an Evolutionary Hypothesis // Evolution and Human Behavior. 2006. Vol. 1. Is. 6. P. 401 416
  122. Hartje W., Willmes K., Weniger D. Is There Parallel and Independent Hemispheric Processing of Intonation and Phonetic Components of Dichotic Speech Stimuli? // Brain and Language. 1985. Vol. 24. P. 83 99
  123. Heilman K.M., Scholes R. Watson R.T. Auditory affective agnosia: Disturbed comprehension of affective speech // J. Neurol Neurosurg Psychiat. 1975. V. 8. P. 69 72.
  124. Izard C.E. Emotional Intelligence or Adaptive Emotions? // Emotion. 2001. Vol. 3.1s. l.P. 249−257
  125. Jausovec N., Jausovec K. Differences in EEG Current Density Related to Intelligence // Cognitive Brain Research. 2001. Vol. 12. P. 55 60
  126. Jausovec N., Jausovec K. Differences in Event-Related and Induced EEG Patterns n the Theta and Alpha Frequency Bands Related to Human Emotional Intelligence // Neuroscience Letters. 2001. Vol. 311. P. 93 96
  127. Jausovec N., Jausovec K. Differences in Induced Gamma and Upper Alpha Oscillations in the Human Brain Related to Verbal/Performance and Emotional Intelligence // Int. Journ. of Psychophysiol. 2005. Vol. 56. P. 223 235
  128. Jausovec N., Jausovec K. Personality, Gender and Brain Oscillations // International Journal of Psychophysiology. 2007. Vol. 66. Is. 3. P. 215 224
  129. Killgore W.D., Oki M., Yurgelun-Todd D.A. Sex-Specific Developmental Changes in Amygdala Responses to Affective Faces // Neuroreport. 2001. Vol. 12. P. 427−433
  130. Kirveskari E., Salmelin R., Hari R. Neuromagnetic Responses to Vowels vs. Tones Reveal Hemispheric Lateralization // Clinical Neurophysiology. 2006. Vol. 117. P. 643−648
  131. Klimesch W. EEG Alpha and Theta Oscillations Reflect Cognitive and Memory Performance: A Review and Analysis // Brain Res. Review. 1999. Vol. 29. P. 169−195
  132. Klimesch W., Doppelmayr M., Schwaiger J., Auninger P., Winkler T. Paradoxical Alpha Synchronization in a Memory Task // Cogn. Brain. Res. 1999. Vol. 7. P. 493−505
  133. Knyazev G.G., Savostyanov A.N., Levin E.A. Alpha Synchronization and Anxiety: Implications for Inhibition vs. Alertness Hypotheses // Int. Journ. of Psychophysiol. 2006. Vol. 59. P. 151 158
  134. Knyazev G.G., Slobodskaya H.R. Personality Trait of Behavioral Inhibition is Associated with Oscillatory Systems Reciprocal Relationships // Int. Journ. of Psychophysiol. 2003. Vol. 48. P. 247−261
  135. Knyazev G.G., Slobodskaya H.R., Wilson G.D. Psychophysiological Correlates of Behavioral Inhibition and Activation // Pers. Individ. Differences. 2002. Vol. 33. P. 647−660
  136. Knyazev G.G., Savostyanov A.N., Levin E.A. Anxiety and Synchrony of Alpha Oscillations //Int. Journ. of Psychophysiol. 2005. Vol. 57. P. 175 180
  137. Konishi S., Nakajiama K., Uchid I., Kiyo H., Kameyma M, MiyashitaY. Common inyibitory mechanisms human inferior prefrontal cortex revealed by event-relayed functional MRI // Brain. 122((5): 982−991
  138. Kotlyar G.M., Morozov V.P. Acoustic Correlates of the Emotional Content of Vocalized Speech // Sov. Physics. Acoust. 1976. N 22. P. 370 376
  139. Kotz S., Meyer M., Alter K., Besson M., von Cramon Y., Friederici A.D. On the Lateralization of Emotional Prosody: An Event-Related Functional MR Investigation // Brain and Language. 2003. Vol. 86. P. 366 — 376
  140. Kucharska-Pietura K., Phillips M.L., Gernand W., David A.S. Perception of Emotions from Faces and Voices Following Unilateral Brain Damage // Neurophysiologia. 2003. V. 41. N 8. P. 1082 1090
  141. Lane R.D., Sechrest L., Reidel R., Weldon V., Kaszniak A., Schwartz G.E. Impaired Verbal and Nonverbal Emotion Recognition in Alexithymia // Psychosomatic Medicine. 1996. Vol. 58. Is. 3. P. 203 210
  142. Lesser I.M. A Review of the Alexithymia Concept // Psychosomatic Medicine.1981. Vol. 43.1s. 6. P. 531 -543
  143. Ley R.G., Bryden M.P. A Dissociation of Right and Left Hemispheric Effects for Recognizing Emotional Tone and Verbal Content // Brain and Cognition.1982. Vol. l.P. 3−9
  144. Llinas R.R. Pare D. Commentary on dreaming and wakefulness Neuroscience. (44): 521−535. 1991
  145. Mayer J.D., Geher G. Emotional Intelligence and the Identification of Emotions // Intelligence. 1996. Vol. 22. P. 89 113.
  146. Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional Intelligence meets traditional standarts for an intelligence // Intelligence. 1999. Vol. 27. P. 267 298
  147. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitaremos G. Emotional Intelligence as a Standart Intelligence // Emotion. 2001. Vol. 1. N 3. P. 232 242.
  148. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., Sitaremos G. Measuring Emotional Intelligence with the MSCEIT 2.0 // Emotion. 2003. Vol. 3. P. 97 105
  149. Meyer M., Alter K., Friederici A., Lohmann G., von Cramon D.Y. FMRI Reveals Brain Regions Mediating Slow Prosodic Modulations in Spoken Sentences // Human Brain Mapping. 2002. Vol. 17. Is. 2. P. 73 88
  150. Meyer M., Steinbauer K., Alter K., Friederici A., von Cramon D.Y. Brain Activity Varies with Modulation of Dynamic Pitch Variance in Sentence Melody // Brain and Language. 2004. Vol. 89. P. 277 289
  151. McClure E.B. A Meta-Analytic Review of Sex Differences in Facial Expression Processing and their Development in Infants, Children and Adolescents // Psychol. Bull. 2000. Vol. 126. P. 424 453
  152. Mitchell R.L.C. fMRI Delineation of Working Memory for Emotional Prosody in the Brain: Commonalities with Lexico-semantic Emotion Network // Neuroimage. 2007. Vol. 36. P. 1015 1025.
  153. Mitchell R.L.C., Elliott R., Barry M., Cruttenden A., Woodruff P.W.R. the Neural Response to Emotional Prosody, As Revealed by Functional Magnetic Resonance Imaging//Neuropsychologia. 2003. Vol. 41. P. 1410−1421
  154. Morris J.C., Oehman A., Dolan R.J. Conscious and Unconscious Emotional Learning in the Human Amygdala // Nature. 1998. Vol. 393. P. 467 470
  155. Morris J.C., Scott S.K., Dolan R.J. Saying with Feeling: Neural Responses to Emotional Vocalizations //Neuropsychologia. 1999. Vol. 37. P. 1155 1163
  156. Morrison D., Wang R., De Silva L.C. Essemble Methods for Spoken Emotion Recognition in Call-Centers // Speech Communication. 2007. Vol. 49. Is. 2. P. 98−112
  157. Parker J.D.A., Keightley M.L., Smith C.T., Taylor G.J. Interhemispheric Transfer Deficit in Alexithymia: an Experimental Study // Psychosomatic Medicine. 1999. Vol. 61. P. 464−468
  158. Parker J.D., Taylor G.J., Bagby R.M. Alexithymia and the Recognition of Facial Expressions // Psychother Psychosom. 1993. Vol. 59. Is. 3−4. P. 197 202
  159. Parr L.A., Waller B.M., Fugate J. Emotional Communication in Primates: Implications for Neurobiology // Current Opinion in Neurobiology. 2005. Vol. 15 P. 716−720.
  160. Pell M.D. Cerebral Mechanisms for Understanding Emotional Prosody In Speech // Brain and Language. 2006. Vol. 96. Issue 2. P. 221 234.
  161. Pihan H., Altenmuller E., Hertrich I., Ackermann H. Cortical Activation Patterns of Affective Speech Processing Depend on Concurrent Demands on the Subvocal Rehearsal System: a DC Potential Study // Brain. 2000. Vol. 123. P. 2338−2349
  162. Premack D., Woodruff G. Does the chimpanzee have a theory of mind? // Behavioral and Brain Sciences. 1978. Vol. 4. P. 515 526
  163. Rama P., Martinkauppi S., Linnankoski I., Koivisto J., Aronen H.J., Carlson S. Working Memory of Identification of Emotional Vocal Expressions: an fMRI Study // Neuroimage. 2001. Vol. 13. P. 1090 1101
  164. Ross E.D. The Aprosodias: Functional-anatomic organization of the affective components of language in the right hemisphere // Arch Neurol. 1981. Vol. 38 P. 561−569.
  165. Ross E.D. Affective Prosody and the Aprosodias // Behavioral Neurology and Neuropsychology. NY 1999. (eds: Feinberg T.E., Farah M.) Ch. 6, P. 316 -331.
  166. Ross E.D., Stark R.D., Yenkosky J.P. Lateralization of affective prosody in brain and the callosal integration of hemispheric language functions // Brain Lang. 1997. Vol. 56. P. 27−54.
  167. Salovey P., Mayer G.D. Emotional Intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. Vol. 9. N3. P. 185−211.
  168. Sauseng P., Klimesch W., Schrabus M., Doppelmayer M. Fronto-Parietal EEG Coherence in Theta and Upper Alpha Reflect Central Executive Functions of Working Memory // Int. J. of Psychophysiology. 2005. Vol. 57. N 2. P. 97−103
  169. Scherer K.R. Vocal Communication of Emotion: A Review of Research Paradigms // Speech Communication. 2003. Vol. 40. P. 227 256
  170. Schlanger B.B., Schlanger P., Gerstmann L.J. The perception of emotionally toned sentences by right hemisphere-damaged and aphasic subjects // Brain Lang. 1976. N 3. P. 396 403.
  171. Schmitt J.J., Hartje W., Willmes K. Hemispheric Asymmetry in the Recognition of Emotional Attitude Conveyed by Facial Expression, Prosody and Propositional Speech // Cortex. 1997. Vol. 33. P. 65 81
  172. Schnack B., Klimesch W., Sauseng P. Phase Synchronization between Theta and Alpha Oscillations in a Working Memory Task // Int. J. of Psychophysiology. 2005. Vol. 57. N 2. P. 105 114
  173. Schutte N.S., Malouff J.M., Hall L.E., Haggerty D.J., Cooper J.T., Golden C.J., Dornheim L.L. Development and Validation of a Measure of Emotional Intelligence // Personality and Individual Differences. 1998. Vol. 25. P. 167 — 177.
  174. Scott S.K., Young A.W., Calder A.J., Hellawell DJ., Aggleton J.P., Johnson M. Impaired Auditory Recognition of Fear and Anger Following Bilateral Amygdala Lesions // Nature. 1997. Vol. 385. P. 254 257
  175. Seron X., van der Kaa M.A., van der Linden M., Remits A., Feyereisen P. Decoding paralinguistic signals: effect of semantic and prosodic cues on aphasic comprehension // J Communicat Disorders. 1982. Vol. 15. P. 223 231.
  176. Shami M., Verhelst W. An Evaluation of the Robustness of Existing Supervised Machine Learning Approaches to the Classification of Emotions in Speech // Speech Communication. 2007. Vol. 49. Is. 3. P. 201 -212
  177. Von Stain A., Sarntein J. Different frequcies for different scale of cortical integration: from local gamma to long range alfa/teta synchronization. Jnt. J. Psychophysiol. 38 (3): 301−314. 2000.
  178. Tomasello M., Call J. Primate Cognition. Oxford: Oxford University Press. 1997
  179. Weiss S., Mueller H.M., Schack B., King J., Kutas M., Rappelsberger P. Increased Neuronal Communication Accompaying Sentence Comprehension // Int. J. of Psychophysiology. 2005. Vol. 57. N 2.P. 129 141
  180. A. (ed.) Natural Theories of Mind: Evolution, Development and simulation of Everyday Mindreading. Oxford: Basil Blackwell. 1988
  181. Wildgruber D., Hertrich I., Riecker A., Erb M., Anders S., Grodd W., Ackermann H. Distinct Frontal Regions Subserve Evaluation of Linguistic and Emotional Aspects of Speech Intonation // Cerebral Cortex. 2004. Vol. 14. N 12. P. 1384- 1389
  182. Wildgruber D., Pihan H., Ackermann H., Erb M., Grodd W. Dynamic Brain Activation during Proseccing of Emotional Intonation: Influence of Acoustic
  183. Parameters, Emotional Valence and Sex // Neuroimage. 2002. Vol. 15. P. 856 — 869
  184. Wildgruber D., Riecker A., Hertrich I., Erb M., Grodd W., Ethofer T., Ackermann H. Identification of Emotional Intonation Evalued by fMRI // Neuroimage. 2005. Vol. 24. P. 1233−1241.
  185. Wunderlich A., Ziegler W., Geigenberger A. Implicit Processing of Prosodie Information in Patients with Left and Right Hemisphere Stroke // Aphasiology. 2003. Vol. 17. Is. 9. P. 861 879
  186. Zatorre R., Belin P., Penhune V. Structure and Function of Auditory Cortex: Music and Speech // Trends in Cognitive Sciences. 2002. Vol. 6. Is. 1. P. 37 -46
Заполнить форму текущей работой