Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Вербальные механизмы саморегуляции психических состояний личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза, 1 .В процесс©саморегуляции псшшчешсих состояний в результате самовоздействия определенными вербальными механизмами создаются условия направленного изменения психических состояний личности. В следствие этого вербальные механизмы могут рассматриваться как механизмы, корригирующие психические состояния личности. Подструктуры, на наш взгляд, также определяют характеристик}'" каждого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Природа психических состояний
    • 1. 1. Основные научные направления изучения псшшческих состоянии
    • 1. 2. Структура психических состояний
    • 1. 3. Виды психических состояний
  • Глава 2. Психологические механизмы и вербальная саморегуляция психи ческах состояний-/- ¦. ^
    • 2. 1. Психологические механизмы как предпосылки саморегуляции психических состояний личности. ^
    • 2. 2. Типы вербальных механизмов
    • 2. 3. Вербальная саморегуляция психических состояний
  • Глава 3. * Экспериментальное исследование вербальной саморегуляции психических состояний. ^
    • 3. 1. Методы, организация экспериментальной работы
    • 3. 2. Экспериментальное изучение вербальной саморегуляции психических состояний
    • 3. 3. Экспериментальное исследование направленного 126 изменения психических состояний в процессе их вербальной саморегуляции

Вербальные механизмы саморегуляции психических состояний личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Для: поддержания своей жизнеспособности человеку в каждый момент времени необходима определенная степень пластичности психики, способствующий разрешению тех или иных повседневных задач. Эти задачи включают в себя успешное построение обществ еыных отношений, эффективное выполнение деятельности, которые, в свою очередь, во многом зависят именно от-гибкого регулирования людьми своих психических СОСТОЯНИЙ.

Иными словами, саморегуляция психических состояний проявляется в самоуправлении их функциональной организации в соответствии с целями и требованиями психологической ф активности личности.

Вот почему возникают запросы людей на поиск способов # регулирования собственных состояний, а также механизмов, продуктивно же корректирующих. В этой связи' вербальные (словесные) механизмы саморегуляции психических состояний приобретают особое значение.

Анализ литературных источников показывает, что в научных дискуссиях вопросы ' ф}1-псцкональиого значения поикичеоких ооотояний рассматривались такими учеными как Н. Д. Левитов (1964) — .Т. А. Немчин (1983) — А. Б. Леонова (1984) и др. Однако, мало изучена динамика психических состояний, механизмы их регуляции.

Как известно, в своих работах ряд ученых (Бехтерев В.М., 1994; Вундт В., 1990; Головин Б. Г., 1988; Гумбольд В., 1985; ф Петров И., 1989; Черепанова И. Ю., 1995; Шерток Л., 1994;

Якубинокий Л.П., 1989 и др.) отмечали возможность влияния оловом на переживания, чувства, эмоции. Но фундаментальных психологических исследований вербальных механизмов саморегуляции психических состояний личности в психологии пока еще нет.

Таким образом, проблема саморегуляции психических состояний с помощью вербальных средств остается по-прежнему достаточно актуальной. Этим и объясняется наш выбор указанной проблемы для диссертационного исследования.

Цель нашего исследования заключается в следующем: во-первых, изучить вербальные механизмы саморегуляции психических состояний личности, их психологической природыво-вторых, на основе полученных данных разработать психотехнологий вербального саморегулирования псюшки личности и её психических состояний.

Объектом изучения в диссертационной работе выступают психические состояния, их структура, особенности, виды, прежде всего эмоциональные состояния, а именно: состояния активности и пассивности, тревожности и оптимальности.

Предметом исследования являются вербальные механизмы саморегуляции психических состояний личности, выявление и описание этих механизмов, изучение условий эффективности их влияния на состояния психики, .особенно, вербальных средств с определенной направленностью воздействия.

Гипотеза, 1 .В процесс©саморегуляции псшшчешсих состояний в результате самовоздействия определенными вербальными механизмами создаются условия направленного изменения психических состояний личности. В следствие этого вербальные механизмы могут рассматриваться как механизмы, корригирующие психические состояния личности.

2. Для целенаправленного формирования психического состояния человека необходимы следующие условия:

Во-первых, вербальные средства должны быть эмоциошлы-ю насьпценными и личностно значимыми.

Во-вторых, для уоиления возникшего переживания в словесной констрзщии должна заключаться информация, имеющая ту же. направленность, что и само переживание.

В-третьих, для нейтрализации возникшего эмоционального состояния необходима интерферентность переживаемых чувств.

Эти три базовых допущения и предстоит проверить в нашем исследовании, используя различные методы.

Задачи исследования., Исходя из названной цели и гипотезы исследования, были поставлены оледующие задачи:

1. Изучая теоретическую основу проблемы, раскрыть природу психических состояний, рассмотреть взаимовлияние их компонентов, а также выявить структур}', виды психических состояний.

2. Определить методы изучения психических состожтий и вербальных средств их регуляции.

3. Исследовать динамику психических состояний в процессе их вербальной саморегуляции и определить модель саморегуляции состояний. Установить реальное соотношение вербальных средств и психических состояний, возникающих в результате применения этих средств.

4. Выявить функциональные особенности вербальных механизмов, влияющие на формирование и изменение состояний психики, а также систему вербальных механизмов, корригирующих психические состояния в процессе их саморегуляции.

В соответствии с поставленными задачами проведено исследование, состоящее из четырех этапов.

• Первый этап. Теоретический анализ основных концептуальных подходов в изучении психических состояний.

• Второй этап. Построение оистемы методов изучения психических состояний и вербальных средств их саморегуляции. Разработка вербальных средств психологического самов оздействия.

• Третий этап. Экспериментальное исследование психических состояний в процессе их вербальной саморегуляции.

• Четвертый этап. Анализ и обобщения данных, полученных в результате проведенной экспериментальной.

Методология и теоретические предпосылки исследования. Диссертационное исследование основано на общеназ’чных принципах психологии. К их числу относятся следующие: принцип диалектико-материалистичеокой детерминации, научной объективности, системности* струоурности, логичности, единства сознания и деятельности, развития личности.

В частности, диалеш’ммо-материалиетичеемим принцип позволяет признать вербальный механизм как не замкнутое явление, отдельное от реальности, а как элемент общего процесса жизнедеятельности человека и один из его конкретных психологических факторов.

Принцип детерминизма позволяет научно объяснить психические состояния и понять причины, их изменяющие. Применение детерминистического метода дает возможность в нашем исследовании вокрыть не только причинность состояний, но и сущность самих вербальных механизмов саморегуляции состояний.

Другим принципом является принцип объективности исследования, С его помощью нами выявляется объективная закономерность соотношения между психическим состоянием и вербальным механизмом, который регулирует это состояние.

То есть, объективность позволяет глубже, полнее познать и опиоать воздействия вербального механизма на различных уровнях развития активности человека, а также определить как осуществляется его вербальная оаморегуляция.

Особенно важным принципом изучения динамики состояний является принцип структурности" Он позволяет рассматривать связь речевых построений вербальных механизмов как структурных образований, в том числе, их свойств и соотношений как закономерности, влияющие на направленность изменения состояний.

Подструктуры, на наш взгляд, также определяют характеристик}'" каждого психического состояния, в том числе, одни психические состояния способны изменять другие психические состояния. Это методологическое положение имеет одно из важнейших значении в организации направленного реагирования: психических достояний.

Структурность психического явления непосредственно связана о его ешетешжетью. Так, любое состояние при его изменении и развитии, можно рассматривать, о одной стороны, как самостоятельную сложную сиотему, о другой стороны, системный анализ динамики состоянии и вербальных механизмов самовоздействия: раскрывает психологические аспекты процесса саморегуляции.

Значит, по принципу системного подхода вербальный механизм можно издать и во всей совокупности его системном взаимосвязи с другими психическими явлениями, и как совокупность взаимосвязей компонентов, его составляющих, то есть как целостную систему саморегуляции психических состояний.

Принцип лошчносш позволяет представить вербальный механизм в виде логико-структурной модели, используя логичности в рассуждениях.

Принцип единства сознания ш деятельности объясняет психическую активность, регулирующую ф) тнсцию сознания её способностью отражать объективную реальность и направлять деятельность посредством организации внутренних психических состояний.

Следовательно, этотпринцип позволяет рассматривать вербальное саморегулирование как неотъемлемую часть целостной системы осознанной регуляции психики, обеспечивающей формирование психических состояний в процессе жизнедеятельности человека.

След)шщий принцип, а именно, принцип единства личности и деятельности позволяет выделить регулирующую функцию вербального воздействия на формирование состояний личности в процессе ее деятельности.

И. наконец, принцип развития, как важный методологический принцип, в систему понятий общей психологии включил С. Л. Рубинштейн. Согласно этому пршщипу, через изучение изменений самих психических состояний выявляются результаты их вербальной саморегуляции.

На оснований данного принципа вербальная саморегуляция состояний в процессуальном плане предстает в своей динамике, так как любое явление психики, по словам Б. Ф. Ломова, обладает «исключительно высокой динамичностью» (1984, с. 101).

Исходные теоретические положения диссертации базируются на работах таких ученых, как Л. И. Божович (1972), Л. С. Выготский (1996), В. Г. Леонтьев (1992), А. Р. Лурия (1998), Н. Д. Левитов (1964), Т. А. Немчин (1983), И. Ю. Черепанова (1996) и др.

Методы исследования и их модификации использовались с учетом их теории, техники применения. По мере изучения предмета производились различные комбинации методов, в отдельных случаях использовались модификации применяемых методов.

Так, эмпирические исследования проводились способом самонаблюдения, самооценивания, субъективного шкалирования своих состояний, а также использовалась модификация теста САН (Доокин В.А., Лаврентьев М. Н. и др., 1973).

Также в качестве пошюдиагностических средств использовался цветовой тест Люшера (Люшер М., 1997), личностный опросник ММИЛ (Маяковский Л.Д., 1997), тест Спилбергера, проективные, графические методы и др.

Проводились психодиагностические срезы на различных этапах процесса саморегуляции психических состояний: на начальном, среднем и заключительном. Результаты этих замеров послужили основой для получения научных данных экспериментальной работы.

Обработка результатов обследования проводилась методом математической статистики, например, вычислялись средние показатели полученных данных. Научная объективность исследования подтверждалась экспериментально.

Проверка на валидность, достоверность, надежность психологических измерений производилась посредством параллельного применения нескольких методов в процессе изучения интересующего явления.

Научная новизна заключается в том, что впервые проведено изучение вербальной саморегуляции человека на научной основе, Ранее эта проблема вербальной саморегуляции в психологии не ставилась.

В диссертационной работе сделана попытка по-новому рассмотреть природ вербального механизма. К тому же предложены интересные методы анализа экспериментальных данных и раскрыто психологическое содержание понятия вербальное самовоздействие.

Разработан новый комплексный подход, ориентиров анный на профилактику негативных состояний с помощью вербального моделирования желательных состояний и вербальных средств их коррекции.

На основе анализа фактического и теоретического материала впервые показано, что вербальное оамовоздействие имеет широкое распространение и может быть как полезным, так и вредным, если оно используется психологически неграмотно.

Теорети ческая значимость диссертационного исследования заключается в том, что, во-первых, предпринята попытка преодоления разногласия в понимании психических механизмов регуляции состояний личности.

Во-вторых, теоретически обоснована, экспериментально подтверждена эффективность вербальной саморегуляции психических состояний личности.

В-третьих, показано, что вербальные механизмы можно использовать для регуляции не только отдельных психических состояний, но и состояния личности в целом.

В-четвертых, показана последовательность протекания процесса вербальной саморегуляции. г.

Пуакпшческал значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации и сделанные в ней выводы можно использовать для дальнейшего изучения психических явлений. Они в определенной мере расширяют круг психологических знаний о состояниях личности.

Экспериментальный и фактический материал данной работы можно использовать в лекционных курсах по проблемам регуляции поведения и деятельности человека.

Результаты проведенного исследования также можно использовать для разработки учебно-методических пособий по курсу о вербальных механизмах регуляции психических состояний.

Кроме того, методы психодиагностики и способы статистической обработки полученных результатов исследования могут найти применение в работах по дальнейшему изучению психики и ее механизмов.

Когпсретный уншсальный опыт внутренней саморегуляции, результаты самов оз действия, обобщенные на страницах диссертации, могут быть использованы для формирования психических состояний, способствующих созданию различных уровней активности и работоспособности. Отсюда, полученные данные о регуляции собственных состояний имеют не только теоретическое, но и прикладное значение для человека.

Информация, содержащаяся в работе, может быть использована для развития умений самообладания, для позитивного регулирования психикой в целом.

Практическая ценность данной работы состоит еще и в том, что исследование самого процесса восприятия вербальных воздействий позволяет расширить знание механизмов управления нервной системы, физиологическими, психическими состояниями и другими явлениями психики.

На защиту выносятся следуюище положении:

1. Любая деятельность человека обусловлена соотв етств^ющими ей шихичесхсими состояниями. Они определяют уровень активности и эффективности этой деятельности.

Оптимальность факторов, создающая наилучшую внутреннюю самоорганизацию активности на каждый момент жизни, определяется соответствующими механизма?,.ш психики.

2. Существуют базовые психические механизмы, более эффективно влияющие на психическую активность. Такими базовыми механизмами саморегуляции активности могут быть вербальные, механизмы.

При определенных условиях возможно сознательное управление этими вербальными воздействиями на психические состояния человека.

3. Вербальные механизмы как. любые психологические механизмы динамичны и, как правило, функционируют во взаимосвязи с другими психическими явлениями. Однако, чтобы стать прнчшюй возникновения, изменения того или иного состояния человека, они должны стать доминирующими во взаимодействии о другими факторами.

4. В этой связи действенность вербального механизма саморегуляции состояний обеспечивается его свойствами и фуНКЩЕШИ.

Апробация исследования осуществлялась в процессе Э1соперга1ентальной работыв Красноярском заочном лромышленно-коммерческом техникуме (КЗПКТ) и Международной научно-практической Академии психологии и парапсихологии (МНПАПиП).

Основные положения и результаты исследования обсуждались на авторских семинарах при МНПАПиП (1995, 1996, 1997, 1998), на Всероссийской научно-практической конференции «Высшая школа на пути развития» (Красноярск, 1998), республиканской научно-практической конференции «Воспитание молодого российского интеллигента: проблемы, тенденции, пути решения» (Красноярск. 1999).

Внедрение результатов исследования.

На основе данных, полненных в результате проведенных исследовании, в МНПАПиП разработаны методические рекомендации, которые используются в учебном процессе школы, а также на семинарах, тренингах.

В частности, для слушателей авторских семинаров при МНПАПиП читаются профшшрующие курсы: 1) Речевое воздействие- 2) Вербальные психотехники.

По теме о вербальных механизмах саморегуляции психических состояний опубликованы 4 работы.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В работе имеются 7 схем, 20 таблиц, 8 графиков, 3 рисунка, 5 диаграммы, а также 6 вербальных текстов направленного самовоздействия, рейдирующие психические состояния.

1. АбргамеЕза F.C. Практшс}%1 по пе-жсологи^^еекомуконоз^льтжрованию. — 2-е изд.^ М. Издательетсий центр Академия, 1996.

2. Ад^ гЕер А. Научитьоя жштъ. — К., 1997. — 288 о.

3. Ащгжъшш^ Т. В. Порожщение речи. Нейролмнгвис-т1г^ еек14Йоинтшеоиоа. -М.^ 1989.

4. Анаетазм А* Пожшлогичеокое тео-тирование. — М., 1982.

5. АнэжЕЖ IIJC Биология и нейрофизиология уолов.ногорефлекса. — М.: Медицина, 1968.

6. Аножмм ПЖ. Фжлоеофокие аспекты теорж-iфзшкцйональных окстем. — М., 1978.

7. AHOS&SH Г? Ке ЭмоЕЩЖ /ПОРКОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ: Тееты. — М., 1984.

8. Античная теория языка и отшш. — М., 1936.

9. А11Е|11фере®^ Л. М" Принцип овязм пск:^икм идеятельности и методология пошшлогии. //Методологмчеокие и теоретичеокие проблемы ПСИХОЛОГИИ. /Под ред. Е.В. ШорохоБОЙ. — М.: Yb: fK% 1969. 10. Ариететель Соч. в 4-хт. — М., 1963. Т. 4.

11. Аееев 10"А, Проблема речевого воздейетвия нааудйторшо в зарубейшой ооцмельно-пежсологичеекой литератзфе. Сб. наз’чных трудов. /Обзор/. — л&bdquo- 1973. -107 о.

12. Астахов Н. Лечебное действие олова. — Л., 1962. -96 о.

13. Бейли4лмса А. Д}тна и ее механизмы. Проблемыпож-юлог^ш. — М., 1995.

14. Беляев Г .С, Ло5зин B.C., Коиылова ILАсПсихологическая саморегуляция. -Л., 1977.

15. Б&г1ый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория. — СПб., 1992. f i.

16. Берме Д, Тайна нас^гроения. — М.: Рнпол Классик, Вече, 1997.

17. БерйЕЕЕтейн МсСо К методике ооотавлеш-ш и проверкитестов. /Вопросы псшюлог. Ш'!, 19бо. Ш 1.

18. Вмесер-З&пгмумд Ж. Магия олова. Поообие попежюлогичеекой оамоэащжте. — СПб., 1997.

19. Бешгерев ЖШ. Объективная помхология. Вып. 1. — СПб., 1907.

20. Бехггерев BdC Мозг ж его деятельноеть. — ЪА. — Л-Гоозщарс-TBSffi-ioe мзд-во, 1928.

21. Б (c)1ггеь1ев ШШ^ Гипноз, вн^тпешФЗ, телепатия /Соет., авт. Б0Т}Т1. статьи И приь'1еч. Г. Х. Ш?1Бгаров. -М.: К'1ыоль, 1994.

22. Бехтерева WJL Нейрофизиолопсчеекие аспектыпо2с>юлог1'Р-1еокок деятельноети человека. — Л., 1971.

23. Бехтерева Huii. Здоровый и больной мозг человека.Л. Л 980.

24. Вежгереви НоП. О мозге человек-а: Размышлеш-'Ш оглавном. — СПб.: Нотабене, 1994.

25. Бех! гер (c)ва ILSL, Бундзен ELB" Нейрофизиологическаяорганизащж псмтсжчеожой деятельнооти человека. Л, 1974.

26. БежтерейсШ НоПс. СшЕармэв В^М. Мозговая органмзапияэмогрй человека //'Вестник iIvffl СССР, 1975, Кй 8, с. о-19.

27. Ъм&ш. Ш. Уровни бодрствования м внимания. — В кн.-Экопериь'юнтальная пошюлогьш. Под ред. П Фреееа ж К. Шшже, -М.Л970,вып. МеЗ.

28. Бэд! шл (c)в А*А. Восприятие и пош-г^анме челове-^ сачеловеком. — М.- Р1ЗД-ЕО IvITl/., 1982. 200 с-.

29. БзшэвЕнЧ! ШШ. JfeHHooTb м es формирование в детскомвозраоте. — М., 1968, — 464 о.

30. Бэр^чшэва ГсА, Пск? юдкагно0ТИЕ2 умственногор?1звития ушищш5£ }/чебное поеобие. Новосибирск, 1990,.

31. Вэед^пе^р Ро Иополь'3}?жге евой мозг для измененшт.ШШ. — Новооибкрок, 1992.

32. Вебер М. 14збр?1Ш1Ы€ произведен!*!: пер. о нем. — М: Прогреое, 1990. — 804 е.

33. BeESMep JLM" Пешюлог55чеокие процесеы: В З-х т. — Л: Изд-во ЛГУ, 19 744 981. 34. Шндшйеев Н. В. Иселедоваш^з речевого мышлеш4я впожГ’ЮШ’ШГ-ЕИс-Т'шге. -М., 1985.

35. В@Л1 €(c)в АЖс Стрзшпз’рно-фуЕпщиональная оиатемапоша^жи: концепц&ш и аппарат понятий //Матемгггжчес-кксметоды в моеледованиж'- ршдивидуальной и гр^тшовой деятельыоетм. — М.: HIIPMi, 1990.

36. ВыгетекЕэй JIoC.

37. Вундт В. Душа человека и ЖИВОТНЫХ. — СПБ., 1 а6§-. Т. 1.

38. Вукдт Во Введение в пеикологжо. — М.: Коомоо, 1912.

39. Вуйдт Вс Покгшлогрш ду1?1евного волиеш^ш //ТЬзшюшжия эмощш, Теоты. -М., 1984.

40. Вущс? В" К Bonpoej'' о происхожденкм языка. Звутсоподражанже м 'шукху&ы& т.1етафоры /Воровтж! СВ. ФоносемантмчесЕие идеи в зарубежном языкознания. — Л.: ИздвоЛгуЛ980.

41. Тшмм-м В. А,. Системные огтот-тя в пож’ЮЛог-ш-1. — Л, ШУ. 1984. t7: 45/ГелУ1ер1ЕтеЕ11й VJ О о-трз^ стуре эволюционирзюшжомоте-м /ЯТроблема кибернетшси. — М. 1*972. Вып. 25, с. '69.

42. Гшллмген С&bdquoТерапевтические траноы': Р}тсоводотв1:> гюэршсооновекой п-шнотерапйк /Пер. е англ. А. Д. I-iopAaHCKt^ ro. IvL: Незавиех^ 'Ш-ж фирма «'Клаое» ''- 1997. — 41 б о.

43. Гмркй ЛсДо Пешюлогия проблез1ы, возможто, иоущьбы. //Краевая ткеиещ^-льиэмшнфоршэщшшг1о-эмэ1ттшч€ш:эл газета Да. — 1998. — Ък 9, е, 10.

44. Гшр?? а Л.Д. На)^итьоя говорить «» нет". Л’краееаяеженедельная .Ш1форьш, ционно-ан?и1й:тмчес1ШЯ газета Да. — 1998. — № 1 0, е. 12.

45. ГшрЕ&euro-£! ЛоД, Вопросы о вербальных механизмахоаморегуляЕсии пс^шшчееиссеостояш-ш .ажчнооти. /УСборх-ол-с отатей: Аштивноеть личнооти. — Новооибирек: Изд-во ШНУ, 1998.

46. Тшвшм Л"Д" О вербальных ?.^ еханйз^ 1ах саморег^шяцмйпст-ахинеских соетояний лйлноети //Тезаурз''с. b/ie/!sy30jGCE№i 1: шучно-методкчеек1лм соорялк. — Бьшуек ш 1 — 1фаенояр1.-. 1999,.

47. Гиссее Л. Д. Пеихорегуяир^оощая тре. нировк:а. — ла".^'Л.

48. Годфрз’а Ж Что такое поихологиа:. Перевод с франц.

49. Геловин ШМ. Основы 'ю/льтуры речи: Учебтсж ддивузов. — 2-е йзд. иопр. М.: Высшая школа. 19SS.

50. Генчарев F. Сугтсстия: теория и практика. — М., 1995.

51. Fe-pStiB Ф. Д* Де-терхминлБШ! noiC’ai’ieoKii:'- еоотош^олй./Вопросыпошюлогмж. — 19?!. — M S. 5S. 1ЪрдееЕа И. Д" ЭкаперШАе-нхальйШ! noHj-ojioriia иеполрштельного дейетвшт. — М.- ТриЕ. ола, 1995. — 324 е.

52. Гсзет (c)в А, А. Образная сф й^ра человека. .М.: ИП РАН, 1 '->92.

53. Графжчеокие к1етоды в пешюлогжчешсой диахностшс!-/Cos^r. Романова, О. Ф. Потедездаа. — М., 1992. — 256 о.

54. Гримзак JLIL Ре-зервы человеческой пом1″ Ш: ьсй. Введетшсв по? г>-ологшо авгтивнооти. — М.: Политиздат, 1987. — 286 о.

55. Гришин В*В., Лушин П. В. МстодысмпоШ’Ш.щаагностшсй в y4eoHo-BOcnHTaTejTbHo:M прощ’сее. — Л'.1, 199D.-64t-^.

56. Греф За пределами мозгз. 2-е изд. •- М.: Изд-воТрансперсональыого Института, 1993. — 504 с.

57. Гр®ф е.- Область человеческого беоеознательного. -• М., 1994.-27§о.

58. Тур^шлч IC.M. Современная пошдалогм^1ео1соядиагноотжкз: п^ т^й развития.' /'Bonpocbt пеж’юлогша. — 1982, Ш 1.

59. Дельгадо Ж* Ivlo^r м еознание. — М.- Мнр, 1972.

60. Джеме У" Псшюлогия /Под ред П. А. Петровоком. — IvI: Шдагогшся., 1991. — 3S6 с.

61. Диагностика и рету/вщ!^! эмоционалычых состоштий: Со. материалов Всероссийского cHZMno^ .^ y'^ ia /Под ред. /V.H. 4e6MK. i4iia. — М. 1990. джфферехщированной еамооцешси ф}^-жционального С4Эотош-и'Ш. /Вопрооы поиг’СолоП’Ш. — 1972, >& 6.

62. Дс1Дош1®13 Б. М" Потребности, отношшжя мнаправлеш-гооть ЛИЧНОСТИ//Вопросы пс-шюлогж-!. •- 1973., Яе 5. 63. Дрдтшш Б"М, Эмоциж как ценность. — М., 197о. — 271 G.

64. Дед®квв БоЖ. Вроблема еоотношения деятельности мэмоц&юналытьЕС характериатшс личноати //Проблема поихолоп’Ш ш-счноетж. — М., 1982. — е. 115−121,.

65. Д^жшшшшш ШЖ. Стрзтстура и логика пошдалогьсческогоиоследоветпш. — М.: Шютятут поигсологг-ш РАН, 1994.

66. Щрщшшшш ШЖ. Экспериментальная покхолопиш. Учебное поеобме. — М.: ИНФРА- - М., 1997.

67. Дьяченко М. М* Готовность к деатежгноотм внапряженной ситуации., — .-1ш-1ек, 1985.

68. ЖСинкйн Н. И" Мехаш-пзмы речи. — М., 1958.

69. Ж|!Н!€ 1?Н iislL Речь кзж проводник информации. «'ш., 19S2. 7о, Ж:^ршзлев АМс Звук и емыел. 2-е изд. — М: Проевещеш^е, 1991. — 160 о.

70. За§ р@д15м ЮоМ. Пеизюлогинеокиж экоп<�ери:ме1Гг-епецйфнка, проблемы, персрежтйвы развития //М€тор1лл е тановлеЕШя ш развития .эв:опермх^1ентально1 ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ.-М. 1990.

71. Загврумке Е J. Методы ршспозшашя и мх применеш^а, — М.: Сов. раджо, 1972. — 206 е.

72. Зйёмс Л. Статистйчеонгое огрнивашае. — М. 1976.82. 3>шшчш1ыв ВМ. Щ Смирнов Д. Методологж^^еокме вопросы псююлогш!, — l’t: РЬд-во К’И’У, 1983. l^S.

73. ШмЕзШШ ЖЖко Теория фзтжциональ^ахх имсхела нпоййофизиолог:&1чеш-ше ооотояния. В ' кн.: Те-ормш ф^щхсгрональБЪк ежетезм в физиологии и пешюлогии. — М., 1978. о4. Кшшшшшв МоФо Основы помхотерапии. — М.: Рефа-б1с. 1997.

74. KapBaespeMEiH БсД. (еЗща!* редамщсйЕ!)Пошютерапевтж'теская энц5эшопед!.ш. — СПб.: Питер-Ком, 199'8, — 752 о. об. Жаетруб&зй ВоМ, ЬСлюч к тайнам мозга: ЦРПСЛ лекьр’Ш Мооковекой школы гипрюза. — М.: Стандарт, 1994.

76. Кеетаедев Т^А., Вемгнова Т^Н.^ ГаЕКБзЕ О. А, ш Д" -?.Влшжй'З словеоного подкреилснил на вызваннз^ю корковую активноеть //Журнйл высшей нервной деЕтельноетж. — 19S4. 'Г. 34. — М 5, Q. S33−840.

77. Кршгер Ф. С}1цноетъ эмощФэнальБых пер1351Ф1ва. га1Й//ПешюлогтгШ. Эшощмй, Теоты. — М., 1984.

78. Кузнещ А"А, О социальном пешшзме /Вопросыфшюоофшк. — 199S. — Ш 3, с. 162−171. 79. Куэ Э. ПЬсола еа1. тообладашся тгутшй сознательного (преднамеро-шого) еамов1-р>гшеш®. — Новгород^ 1929.

80. Латан! JLH,. Гипоталамз’о, приопоеобленная активностьж электроэгщефалограмма. — М.: Наука, 1968.

81. Линдежан Х. Аз^тогеьшая тренировка. — М., 1980.*95. JleBiiTOB Н.Д. О хшиК' л’ческж— состож-Э'Ик .гш:'-АНоет (.^ ь — М.: Просвещение, 1964.

82. Дитвак М. Е. Командовать ш’ш подчиняться? — Роотоьн/Д.:эд-во Феяяко, 1997. — 2SS о.

83. Левйа-Стреее К. Стружтурвооть антропологии. — Ы., 1. У О З .

84. Леонева АсБ. Поржодиехноетшса ф}^ -нс1Щогш11ъ:е-Ш1Хеоетожемм человека. — М.: Изд-во Мош-с. }ш-тв, 19о4.

85. Леэжгьез АоА= Пеихологяж общения. — 2-е изд. мепр. чдоп. — М/. Сй,'1ыол, 1997. — 365 е.

86. Левктьев А. А, Основы пешдалингвиотшся. — М.:Смыел^ 1997.

87. Лес"етьев АЖ. Общее понятие о деятельностм/Ооновы речевой деятельноотр! — М.: Hajica, 1974.

88. Же&штьез АЛ* Деятелънооть. Сознание. JfeiiioaTb.М., 1975.

89. Леонтьев В. Гс Пенхологмчешше' мекшшзмь^мотиващ-й! — Ковоер1бмр1ж: Изд-во НГШ-^ 1992. — 216 о.

90. Лекрое JL Добрая еила (оамогжшоз). Перевод о aiir, М.: Изд-во Пйштель. 1993.

91. ЛНЧНОСТ: РО, Ш опрост-гкк НЕЙ: Рт<�оводсгво, — Яроол-Д'зль,.

92. Л@бзЕ5е B^ Co^ j РеЕметнкЕсвв МоМ. .Ачтогеш^аяTpei-i&ipoBKa. — Л., 1986.

93. Л (c)мв® БеФ" О еиотемном подходе в психологии.1975.->1Ь 2. о. 31−457.

94. ЛемэЕ • Б. Ф" Методологичеотсие и теоретн^шетсиищзоблй'Ды п г^Ес^ ологйи. — М.- Ha^ica, 1984. — 446 с.

98. Jfypfcssi AoFЯзык й сознание. Под редакцией Е. Д. Хомекой. — Роетов-на-Дош/.: мзд-во Феш-псс, 1998. — -416 о.

99. Лйэшь! эр М. Цвет вашего характера. — Перевод о анх'.М.: Рйпол Клаесжк, Вече, 1997. — 240 о.

100. MaGispe Д" Социальная помгжлогжя /Перев. s аш^л.СПб.: Пшгер Ком, 1998. — 688 е. 116. 5-lEuJ3Jvgp Д^ж. Магичеекое чиело семь плюс или 'MMHS'Q два // «кМзш&иериэж иоиколопш. — Ivl, 1964.

101. Мэдз!2дев В. М. Функциональное оосггояние оператора".- В кн.: Эргономика. Прмнщлны и рекоыендащ-ш. — Ь.'1., 1970. По. Мэцзшшм В. С. Очерис интегрального иеоледоваи^л жндмвидуальности. «М., 1986. •.

102. Методы дмагноотшси пехФШческрж еоотош-Е/ш ж^чностли анаж-тза деятаиьноотм челов (Зка. СБ. /Под ред. Л. Г. Джкой. М. Л993.

103. Методы пошюлогкчеокой диагноетмкж. — Вып. 2. Метод цветовьс: выборов. Модифицированный цветовой теет Люше-ра. Методмчеокое |ЭЗ^СОВОДОТЕО. — М., 1990.

104. Методики пиж^сдиагностускм в y4^6Ho-BoeiMTaiejB3HOMгфоцеосе /Сост. В.В. Гржаю-t, П.В. 21ушит1. — М., 1990. — 64 о.

105. Методики диагностики пр. йродны?1 ясш-офизиологкч'зетсйх оообершоатей человека. — М., 1992.

106. Мургулец, JLB. Методы социально-поююлог11че{3!ч:ойдйагтюетлжм nff4HO0TtiУчебное пособи^-. — Л., 1S"90.

107. Наеико M. liL Шкчологкческая напршк^^нность. Ы.^1976. }:!•.

108. Незере-зшзчВ" Терапия души /'Святоотеческаяпсихотерапия/'. — Воронеж: Изд-во НПО Модэк, 1997.

109. ШтЕ&в РаСа Псшсологмя. В 3-х кн. -.2-е изд. — М.:Просвещение, 1995.

110. Шёш^шш Тс А. СоС’Тож-Efe нервно-пошп-'Меокогонапря21шнй?. — Л, 1983.

111. HeeesiEscj Э.Л.^ Шемпчвт Ж. Ф^ Некоторые оообенностм1-синеотет1 €чеекого поведенкж в процеосе речи как индшсаторь,^ Э110ЦЕ4он.а.т1ьнои напржкеш-юоти. — В кн/. Речь, эмоции. Ш’гтноетъ. -Л., 1978.

112. Шшвл&в М Ж Пол. ообр. соч., 2-е изд. — М., 1951;1952,т. 3, кн. 2.

113. Штшм’зв 'ШЖ. Двйдцатмлетний опыт объективногоизучения высшей нервной деятельноетм (поведения) жшвотны:^. -МлВлуш, 1973.

114. Павло" ИМ. Избранш:.!©труды, — М.: АПН РСФСР, 1951. • iw"2. л. лерЕ!.у1й??на U’oiii. иощам пеш: ологияМетодкчееж:ме указарЕ^я. — Новоеибирек: Р1зд-во НГУ, 1996. — *90 с.

115. ДиЕй^ ггэ Же Речь и мышление. — Гоеиздат., 1932.134. |.У1!йтс"нев MJdL Сиетема ПСЙХОЛОГММ М теорыя отраженна. — М.: Неужа, 1982.

116. ПерЕ-Ейев Б, Ф. Становление речи и усвоение языкаребенком. «М., 19bJ5.

117. Дотебнм А^ А^ Слово м .млф. — М., 1989.137. npaicraKWi по обш’гй пошюлогим /Под реда1сцием А. И. Щербажова. — М., 1990. — 287.с.

118. Практшсум по пеикодиагноетмке: '^чебнометодичеекое пособие. — Балашов^, 1 992.

119. Практшсуй! по эксперйь^еитальной м пршгладнойП05£^ о^лог5жУчебное пособие (Л, И. Ванеовская, В. К, Гакда ri. Под ред. А. А. Крылова. — СПб.: Изд-во С-Петерб.)^1-ти, 1997.-312 с.

120. Практмчее1а>1Й ъйэггершвл. для пешюлогичеокой работы вшколе. Составитель: О. Н. Уоанова. — Наз^чно-практичеоаяй центр '" Коррекхрж''*' - М., 1991.

121. Профееемональная конеультащ^а: школьншсов. — М.1992.

122. Пс-мхологжчеекме теоты (для деловых шоде-м) /Соох.Н.А. Литвжс-щева. — М. 1994. — 317 е.

123. Пешсолог^пеская KoppsKxpi!Аютвеьшого развитш! y4BmMKjQK. — М.. 1990 .

124. Псшсотераш-'Ш и д^оювньш практшси: Подход Воетока язападе к лечебному процееоу. /Сое^тавитель В. Хо? шов, пер*:-вод с зью-д-мекого Н.В. фон Боже. — IVIH.: В-ада" Н, 1998. — 320 о.

125. Ттгш&з ЗЖщ ¥-&-шшвЕлж М. А. Гяоноз от древностидонашим дмШ. — Мл Советская Росгоия. 1987. — 304 о.

126. ВуБттгЕейш CJL Оеновы общей псжюлогми. Э-е изд.-М., 199§. -704 с.

127. Р1совод0TBо по физиолоп-ш труда. Под редМ.М.Вма-юградова. «М., 1969. 14о. Fj^ssaeMiiK S. B= Социальная яаихология. Курс л€^щ44. — М.: ИНФРА» л1 НовосйбкрокН Г, А З Й У, 1997. — 224.с.

128. Садпр Заклинанйл. Пер. Q фраш! — М.: Советею-с^спорт, 1994.

129. GsMffiiap о доктором, медш4|?-ЕЫ Ь.'1нлтоноы Э. Эриксоном, Шр. о англ. Т. А. Кругловой. — М., 1994.

130. Сем!€е Е. А, Аксенов M, JL Погр’а1-й1Шхьш соотожд*". Региональные аспекты. — Томск, 1996.

131. Caoiip 'J. Избранныегр7(ы по языкозмаяшо •!культлфологйм, — PL, 1993. — 658 с-. ! 53. Ce^ieaoB ILM" PeiiirreKCbi головного &f03ra. — М., 1947, 132. Сечеш&ш ' ILIVL Избраннь.!©философские ипсигшлогичеоки©произведеШйЯ. — М., 1964.

133. С|1М*эмов II. Bo Высшая нервная деятельностьчеловека. Мотивационно-эмоцйоналы-й?!© аспекты. — М.: Hayica, 1975.

134. Сямви (c)в ЖВ* Эмо1щональный мозг. — М., 1981.

135. Смшрмоз М.<> 'Бозшостш Ео, Ш^ршш^лев А. ПсшютбГ'Шологкм. — М.: РЬдат. трутиш Прогресс — Культура, 1995.-416 с.

136. СМОШШЕ-S ГСЛ-.<5 Зарш-й@1вем€ 111 FoM. Политмкощдеологжче’ожая составляющая жнформацион110й безопасности. Обществе1-шые назтсй и оовреме-Бнооть. -1997. — Ш 5, с. 35−43.

137. CeS^iiifi Л Л. Методы псшюлогической диагноотшси.Вмп. 2. Метод щетовых выборов (модифигрроваш^ый цветоЕой тест Jjjomepa). — М. 1990.

138. С|> я^ео FJL Когнитивная ПОРЖОЛОГИЯ. •- Пер. с ai-ггл.М.: Трнволъ, 1996. — 600 с.

139. Свнер Л. H&ib Основы искусства речж.' - Ростов-наДоБ^^: Изд-во Феш-жс, 1996.

140. Сишмшш Д, Л. Измененные состояния массовогосознания. — СПб.: Гарт-Курсив, 1996. — 128 с.

141. Столяренко Л Д. Основы ПСМЯОЛОГИЙ. — Ростов-нз"Дощп Изд-во Фе:&-шкс, 1997. — 739 с.

142. Судаков К. В. Биологические мотивахдаи. — М., 1971.

143. Судшшош КМ. Общая теория фзтжциональных систем.- М.: Меджтш1а, 1984.

144. Таранов П .С Управление без тайн. — Симферополь: Бизнесйнформ — iflellpoH, 1993.

145. Таранов II.C. Приемы влштаия на людей. Симферополь: Тавржя. 19S6. 1S4.

146. Тайны сознания и беооознательного: Хрестоматия /Соот. К. В. Сельченок. — lvJn.: Харвеот, 1998, — 496 о.

147. Теилеэв Б"ВС Проблемы индивид}щльных разжсчий.М.Л961. 148. Теет }гы0тв (c)нных опоообноотей. — Яроолавль, 1993.

149. Тс1Щ®НЕ29 ЖСТ. Социальное неагроение — феноменсовременной социальной теории и практики. Соцршльные иееледованйя. — 1998. — M l, о. 21−35.

150. Узнедзе Д. М. Основные положения теории установки/Экоперж1ентальные основы пошюлогии установки. — Тбмлмеи, 1961.

151. Узнадзе Д"Н. Пожсолог11чео1сие исследования. М.:На^А'а, 1966. 174. yjiTOMeMiifi А. А" Ученне о доминанте /7А.А. Ухтомский. Избранные труды. — Л., 1978. — о. 7−106.

152. Узстомежшй АоА" ДоЬ’Шнанта. — М. — Л.: На}щ:а, 1966.

153. У? мт. ш&вш ТЖ. Речь человека в общении. — М., 1989.

154. Фшлатэв А/Г" Аз^тогеннаятренировка. — Кжев, 1979.

155. Фшлтм€темш& ВЭ^ Тимофеев В. Р}т<�оводство кметодшге исследования шетеллекта у детей Д. Веколера. Адаптированный вариант. — СПб. 1993. — 57, о.

156. Фрейд 3.

Введение

в психоанализ. Ле1щии. — М., 1991.

157. Пьелм Л., Зиглер Д. Теория ЛИЧНОСТИ (роновяыеположения, исследования и применение). — СПб.: Интер-Преос, 1997.-•698 с.

158. Хомскам Е. Д. Нейропсихология. — М.: Изд-во Моск. Зэд-та, 1987.

159. Хомский Н. Язык и мышление. — М., 1972.

160. Черепанова И, Ю. Дом кол г^^таи. НачалаcjTTecTHBHoM лжегъиетики. — Пермь: Изд-во Пермского) ai-Ta, 1995. 1. w" !-'.

161. IilMai. sB АХо Псшюдиагностшса и новыеинформационны©текяолог'йй. — В кн.: Комггы-отеры м нознараде. — М.: liaj^ca, 1990, о. HI Л 04. 18§.11|улм|ИХ. Аутогекаая. треъшфовка. -М, 1985.

162. Щфрба ЖМ, Языковая сиотема ш речевая деятсшэнооть.Л., 1974.

163. ИщШшг^жшмш JLIL Избранные работы. Язык н егоф}/вюд:йОБИрова:еи©. — М.: Науже, 1986. — 205 о.

164. М1 '^Ж1ши Б, В, Гипотезы о прожехо^жденмм языка. — М.:Наука, 1985.

165. WMisd W, Gradrib der Payohologie. — Leipzig, 1898.

166. Kelly G, A. The psychologie of personal constrbots. =- 'Ъ1 12, New Jork, 1955/.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой