Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы сбора данных в психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отличительная характеристика проведения такого наблюдения в сравнении с наблюдением научным заключается в том, что результаты простого наблюдения применяются в работе непосредственно и сразу. В зависимости от обнаруженных показаний приборов авиадиспетчер сразу дает или не дает посадку, корректирует высоту полета; ветеринар наблюдает за состоянием животного и на основании этого сразу предлагает… Читать ещё >

Методы сбора данных в психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

З НАБЛЮДЕНИЕ

В результате изучения данной главы студенты будут: знать

  • • основное содержание метода наблюдения, его виды и назначение;
  • • требования, предъявляемые к методике наблюдения;
  • • правила ведения протокола наблюдения; уметь
  • • различать представления о наблюдении как виде деятельности, как методе научной работы и как технике сбора научных данных в психологическом исследовании;

владеть

• навыками ведения протокола наблюдения, анализа его результатов.

Наблюдение наряду с экспериментом является одним из основных методов получения научного знания. Причем наблюдение — исторически более ранний метод, который начат применяться еще до появления эксперимента и фактически отождествлялся с экспериментальным методом вплоть до недавнего времени. Его актуальность не утеряна и по сей день. Это единственный способ исследования, который не подразумевает активного изменения изучаемой действительности, хотя и не исключает этого.

В общем виде наблюдение может быть определено как целенаправленное и специальным образом организованное восприятие. Осуществление наблюдения может казаться довольно простым видом деятельности: нужно просто войти в какую-то ситуацию и наблюдать происходящее. Однако у наблюдения как исследовательского метода существуют свои особенности, которые необходимо учитывать для его эффективного применения.

В психологии ввиду сложности предмета ее изучения наблюдение имеет особенно важное значение и часто оказывается единственным доступным для исследователя методом. Данный метод широко используется как в целях построения фундаментального научного знания, так и в прикладных целях.

Наблюдение может быть рассмотрено с трех разных сторон:

  • — как вид деятельности в работе самых разных специалистов, равно как и в повседневной жизни;
  • — как научный метод, наряду с другими методами (такими как эксперимент или беседа);
  • — как конкретная методика — воплощение метода применительно к конкретному исследованию.

В настоящей главе мы рассмотрим наблюдение со всех трех позиций.

Наблюдение как вид деятельности

Наблюдение как вид деятельности применяется в большом количестве разнообразных профессий. В качестве важной составляющей рабочего процесса наблюдение включено в работу авиадиспетчеров, врачей, инспекторов дорожного движения, следователей, воспитателей, операторов сложных устройств и т. д. — примеры можно перечислять бесконечно. Речь может идти о наблюдении как за поведением людей, так и за состоянием и работой техники.

Отличительная характеристика проведения такого наблюдения в сравнении с наблюдением научным заключается в том, что результаты простого наблюдения применяются в работе непосредственно и сразу. В зависимости от обнаруженных показаний приборов авиадиспетчер сразу дает или не дает посадку, корректирует высоту полета; ветеринар наблюдает за состоянием животного и на основании этого сразу предлагает схему лечения; следователь, наблюдая за подозреваемым, делает выводы о возможности разработки новых версий и способов ведения дела. Научное же наблюдение проводится для накопления и обобщения знаний, а не для сиюминутного применения полученных результатов. Если охарактеризовать цель научного наблюдения как наращивание знаний, их обобщение и накопление, то целью прикладного наблюдения будет получение знаний о данном конкретном объекте в данной конкретной ситуации для осуществления необходимых практических воздействий.

В психологической работе наблюдение в прикладных целях используется в психодиагностике, в психотерапии, в работе детских и школьных психологов, клинических психологов и в ряде других случаев. В любой практической деятельности психологов основной массив данных добывается посредством наблюдения. Кроме того, наблюдение — это мощное средство проверки полученных другими способами данных и коррекции сделанных на их основании выводов. Метод наблюдения оказывается единственным доступным методом работы психолога в тех случаях, когда испытуемых невозможно опросить о том, что и как они делают — например, в работе с детьми определенного возраста, в ситуациях взаимодействия, когда результат зависит не от одного человека, а от взаимодействия нескольких людей.

Наблюдение осуществляется не только в профессиональной, но и в повседневной жизни: мы наблюдаем за окружающими нас людьми, подмечаем какие-то особенности их поведения и, исходя из этого, можем делать какие-то выводы относительно них или как-то корректировать свои действия. Есть люди, которые делают это более или менее успешно. Однако такое житейское наблюдение чаще всего может быть охарактеризовано как не имеющее цели, пассивное, несистематическое: просто наблюдается все то, что «попадается на глаза», нс создаются специальные условия для проведения наблюдения.

Научное, или исследовательское, наблюдение отличается от житейского в первую очередь целенаправленностью и активностью.

Под целенаправленностью подразумевается опосредованность проведения наблюдения познавательной целью, которая и задает то, что должно подлежать наблюдению. Например, целью научного наблюдения может являться изучение особенностей поведения дошкольников при знакомстве со сверстниками или изучение реакции взрослых людей в ситуациях, провоцирующих агрессию, а также многое другое. И эта цель будет определять, что именно, как и где именно следует наблюдать.

Под активностью научного наблюдения подразумевается наличие заранее разработанного плана, в соответствии с которым ведутся наблюдение, выбор объектов и ситуаций наблюдения, разработка способов фиксации результатов и т. п. Именно в этом смысле человек, проводящий научное наблюдение, активен: он не просто подмечает все происходящее вокруг, но проявляет активность в процессе подготовки наблюдения и в процессе его реализации, выбирая и фиксируя явления, заданные целью и программой наблюдения. Здесь не имеется в виду активность как вмешательство в наблюдаемые явления, речь идет об активности самого процесса наблюдения.

Другими отличиями научного наблюдения от житейского являются его систематичность (т.е. неоднократность или повторяемость, которая позволяет отличить случайные явления от проявляющихся закономерно), использование специальных правил его проведения и способов фиксации полученных данных, а также другие характеристики, которые отличают любое житейское познание от научного вообще (см. гл. 1 «Функциональные обязанности психолога»).

Заметим, что наблюдение как один из видов человеческой деятельности может стать предметом психологического исследования, наряду с другими видами деятельности. Однако, в отличие от других видов деятельности человека, наблюдение одновременно может рассматриваться и в качестве способа или средства добывания новых научных фактов. В этом случае наблюдение становится методом научного познания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой