Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Референдум как объект теоретико-правового исследования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применение института референдума сегодня характеризуется смещением на региональный и местный уровень. Положительно оценивая эту тенденцию, обращается внимание на необходимость строгого соответствия регионального и местного законодательства, регулирующего референдум, общим принципам его подготовки и проведения, закрепленным в федеральном законодательстве. При этом, региональное референдумное… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. С
  • ГЛАВА 1. Понятие и общая характеристика референдума: историко-сравнительный анализ законодательства. С
  • ГЛАВА 2. Институт референдума в условиях построения российского правового государства. С
  • ГЛАВА 3. Виды референдумов в Российской Федерации и практика их проведения. С
  • ГЛАВА 4. Акты референдумов — особая разновидность правотворчества. С
  • ГЛАВА 5. Гарантии осуществления права российских граждан на участие в референдуме. С
  • ГЛАВА 6. Проблемы ответственности за нарушение прав граждан на участие в референдуме. С

Референдум как объект теоретико-правового исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Российское общество переживает сложный этап экономических, социальных и политических преобразований. Данный период характеризуется двумя основными тенденциями: с одной стороны, утверждаются новые демократические принципы государственного строя, происходит постепенная трансформация нашего государства в правовое, с другой — идет поиск более совершенной модели организационной деятельности государственной власти, построения свободного плюралистического общества. В ходе преобразования политико-правовой системы Российской Федерации важная роль отводится механизму привлечения граждан к институтам прямого народовластия. Современный этап развития различных форм непосредственной демократии в России является составной неотъемлемой частью общей государственной политики по совершенствованию избирательного законодательства и законодательства.

0 референдумах с учетом как отечественных традиций и опыта, так и международных стандартов. Результатом этого явилось принятие нового федерального конституционного закона от 28 июня 2004 года «О референдуме Российской Федерации"1.

Изучение и более широкое применение различных форм народовластия, в том числе референдума, играет важную роль в деле повышения эффективности управления современным Российским государством.

За время использования института референдума в Российской Федерации накоплен определенный опыт правового регулирования вопросов его подготовки и проведения. Этот факт актуализирует необходимость обобщения и дальнейшего развития как теории моделирования референдума, так и практики его осуществления на основе более совершенной нормативной базы, соответствующей требованиям современной Российской государственности. Тем более, что анализ содержания нормативно-правовых.

1 Собрание Законодательства РФ. 2004.№ 27.Ст.2710. актов, регламентирующих процесс подготовки и проведения референдума, показывает несовершенство целого ряда положений, нерешенность в них некоторых организационно-правовых моментов, недостаточную разработку механизма исполнения его решений, ответственности за их неисполнение.

В нынешних условиях институт референдума нашел свое непосредственное закрепление в ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, которая прямо указывает, что «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Право на участие в референдуме предоставляет гражданам возможность непосредственного участия в решении вопросов общественной и государственной жизни, позволяет оказывать влияние на политическую стратегию развития общества и государства.

Применение института референдума сегодня характеризуется смещением на региональный и местный уровень. Положительно оценивая эту тенденцию, обращается внимание на необходимость строгого соответствия регионального и местного законодательства, регулирующего референдум, общим принципам его подготовки и проведения, закрепленным в федеральном законодательстве. При этом, региональное референдумное законодательство должно учитывать специфические особенности местных условий1. Новая модель федеративного устройства России требует более совершенных форм и методов осуществления народовластия как в целом, так и на местах.

Вот почему исследование института референдума имеет не только важное теоретическое значение, но и реально расширяет практические возможности народовластия, укрепляет публичную власть, способствует повышению ее эффективности, что весьма важно для становления и.

1 См.: Аванесян А. А. Референдум как конституционно-правовой институт в современной России // Автореф. дис. канд. юрид. наук. Волгоград. 2004. С. 4. дальнейшего развития современной российской федеративной государственности. Все изложенное и обусловило выбор темы диссертации.

Степень разработанности темы. Институт референдума на монографическом и диссертационном уровне в общей теории государства и права специально не рассматривался. Его исследование, как правило, осуществлялось в рамках отраслевых юридических дисциплин.

Примечательно, что в юридической литературе вопросы прямого народовластия являлись предметом изучения ученых еще дореволюционной России. К исследованию института референдума обращались К. Каутский, Б. А. Кистяковский, Н. М. Коркунов, К. М. Тахтарев, Б. Н. Чичерин и другие.

Более активное исследование института референдума пришлось на советский период истории нашего государства. Среди ученых, занимавшихся данной проблемой в эти годы, особо следует отметить профессора В. Ф. Котока, а также работы Г. В. Барабашева, Л. А. Григоряна, В. Т. Кабышева, Р. А. Сафарова, Г. X. Шахназарова, К. Ф. Шеремета и др.

В своем исследовании диссертант обращался к работам российских ученых, посвященных анализу зарубежного опыта изучения теории и практики референдума: В. В. Маклакова, М. Н. Марченко, С. В. Троицкого и ДР.

В современной литературе анализ различных аспектов народовластия и, в частности, института референдума, получили широкое освещение в трудах С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, Н. С. Бондаря, А. А. Вешнякова, Н. В. Витрука, К. Д. Коркмасовой, О. Е. Кутафина, В. О. Лучина, Ф. М. Рудинского, Б. Н. Топорнина, В. Е. Чиркина и ряда других авторов.

Значительный вклад в разработку отдельных вопросов, касающихся данной области теоретических знаний, внесли С. С. Алексеев, М. И. Байтин, В. М. Баранов, Н. Н. Вопленко, Д. А. Керимов, А. В. Малько, Н. И. Матузов, А. С. Пиголкин, П. М. Рабинович, И. С. Самощенко, И. Н. Сенякин, Ю. А. Тихомиров, Р. О. Халфина, А. Ф. Шебанов, Г. Ф. Шершеневич, А. И. Экимов, Л. С. Явич и другие.

Исследованию института референдума посвящены также труды С. Ю. Амбарного, который рассматривал проблемы законодательства о референдумеЮ. А. Дмитриева, В. В. Комаровой, исследующих вопросы соотношения института референдума с другими формами непосредственного народовластияВ. В. Игнатенко и В. О. Лучина, посвятивших свои работы вопросам общественного контроля за соблюдением законодательства на выборах и референдуме и ответственности за его нарушение.

В процессе освещения темы автор опирался на указанные работы, а также нормативные источники, регулирующие институты непосредственного народовластия, в том числе референдум.

Объектом исследования выступает референдум как важнейший институт российской демократии и правового государства.

Предметом исследования являются теоретические аспекты референдума, отражающие его характерные признаки и виды, юридическую природу, место и роль в правовом государстве, а также проблемы ответственности за нарушение прав граждан на участие в референдуме.

Цель данной работы заключается в комплексном общетеоретическом анализе сущности референдума, его роли и назначения в условиях становления и развития демократических начал российской государственности.

Для достижения поставленной цели определены основные задачи исследования:

— обобщить исторические этапы развития института референдума;

— провести отраслевой анализ действующего законодательства РФ по вопросам правового регулирования референдума;

— сформулировать и определить основные признаки и сущность референдума как правового института;

— определить место и роль института референдума в условиях построения российского правового государства;

— дать видовую характеристику референдума;

— определить место и роль актов референдума в механизме правового регулирования;

— проанализировать гарантии осуществления права граждан на участие в референдуме;

— определить проблемы ответственности за нарушение норм о референдуме;

— рассмотреть особенности и предпосылки возникновения референдумных правоотношений.

Методологическая и теоретическая основы исследования.

Методологическую базу составляют современные методы познания, выявленные юридической наукой и апробированные практикой. Работа основана на использовании общенаучных методов исторического и логического анализа. Применялся также ряд специальных методов, в том числе сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический, системный и структурно-функциональный методы.

Теоретическую базу исследования составили специальная юридическая литература, научные разработки по общей теории государства и права, конституционному праву, уголовному праву, истории, философии — в той мере, в какой они способствовали разрешению поставленных задач.

Эмпирическую базу исследования составили:

1. Конституция СССР 1936 года;

2. Конституция РСФСР 1937 года;

3. Конституция СССР 1977 года;

4. Конституция РСФСР 1978 года;

5. Конституция Российской Федерации 1993 года;

6. Федеральное конституционное законодательство;

7. Федеральное законодательство;

8. Общефедеральные подзаконные нормативно-правовые акты;

9. Конституции (Уставы) субъектов Российской Федерации;

10.Законы субъектов Российской Федерации.

Научная новизна работы обусловлена поставленными целями и задачами и заключается в том, что диссертация представляет собой одно из первых монографических исследований референдума на уровне общей теории государства и права.

На основе отраслевого анализа предпринята попытка разработать основные положения теории референдума.

Новизна диссертации находит непосредственное выражение в выносимых на защиту основных положениях:

1. Референдум представляет собой основанную на нормах действующего законодательства форму прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, направленную на нормативное закрепление принятых решений.

2. Институт референдума является важнейшим условием построения российского правового государства, потому что:

— на референдуме народ выступает как верховный законодательреферендум является одной из важнейших форм выражения и развития общественного мненияреферендумы способствуют наиболее полному осуществлению социальной функции народа — общественного контроля за деятельностью органов власти, повышению ответственности депутатов перед избирателямиреферендум содействует развитию интереса народа к государственным и общественным делам;

— референдумы способствуют развитию правосознания российского народа.

3. Акты референдума представляют собой принятые в особом порядке, большинством населения государства нормативно-правовые документы, обладающие высшей юридической силой, выполняющие особый набор функций в механизме правового регулирования, непосредственно выражающие волю народа, характеризующие степень согласия в обществе, направленные на урегулирование наиболее важных общественных отношений.

4. На основании приведенного анализа предлагается следующая классификация актов референдума:

— по юридической силе акты референдума делятся на: Конституцию РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, Законы субъектов РФ, Акты органов местного самоуправления;

— в зависимости от предмета и метода правового регулирования: государственно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, административные, финансовые и т. д;

— по степени общественной значимости выделяют: конституционные (Конституции, Уставы и т. п.) — иные акты (законы, положения);

— по сфере действия: федеральные, региональные, местные;

— по предметам ведения: конституционные акты референдума, содержащие в себе либо проект новой конституции, либо конституционную реформу и поправки к конституциизаконодательные акты референдума, предметом которых является либо проект закона, либо уже вступивший в силу закон;

— в зависимости от цели принятия: обязательные акты референдумафакультативные акты референдума;

— особой разновидностью актов референдума являются акты плебисцитов, принимающиеся населением по вопросу о политической судьбе территории, на которой оно проживает;

— решающие акты референдума: утверждающие актыотвергающие акты референдума.

5. Акты референдума, являясь одной из разновидностей нормативных актов, осуществляют функции, которые можно разделить на две группы: общие и специальные. К общим функциям относятся: воспитательная, идеологическая, познавательная, информационная.

К специальным относятся: регулятивная, охранительная, консенсуальная.

6. В результате исследования были определены гарантии осуществления права граждан на участие в референдуме, дана их классификация и характерные особенности.

7. Практическая реализация института референдума осуществляется посредством референдумных правоотношений, которые представляют собой общественные отношения, урегулированные особыми правовыми нормами, связанные с подготовкой и проведением референдума, направленные на закрепление принятых решений, имеющие целью удовлетворение прав и законных интересов граждан и государства. Именно в рамках правоотношений проявляется социальная ценность данного института.

8. Центральным звеном референдумных правоотношений являются особые нормы, регулирующие данные отношения. Они представляют собой общеобязательные, формально определенные юридические предписания, отражающие специфику общественных отношений, связанную с подготовкой и проведением референдума, и охраняемые от нарушения мерами государственного принуждения.

9. За нарушение законодательства в области референдума, предусмотрено наступление конституционной, административной, уголовной ответственности в зависимости от степени содеянного.

10. Разработаны научно-практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию законодательства о референдуме.

Научное и практическое значение работы. Теоретический анализ проблемы, составляющий предмет диссертации, проведен во взаимосвязи с практикой социально-экономических, политических, правовых преобразований в обществе, процесса правотворчества и правореализации.

Содержащиеся в диссертации обобщения и выводы призваны способствовать дальнейшему усовершенствованию механизма применения института референдума во взаимоотношениях личности, общества и государства. Сформулированные в работе положения и выводы дополняют и развивают соответствующие разделы общей теории права и государства.

Кроме того, общетеоретическое исследование института референдума должно послужить отправной точкой для более детального научного анализа данного явления отраслевыми юридического науками.

Результаты работы можно использовать в учебном процессе при преподавании курса теории государства и права, в частности при подготовке лекций, проведении семинарских занятий, написания научных работ по данной проблематике.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседании кафедры теории государства и права ГОУ ВПО «Саратовской государственной академии права», отражены в опубликованных статьях.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой исследования и включает в себя введение, шесть глав и библиографию.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

2. Конституция Союза Советских Социалистических Республик, 1936 года.

3. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, 1937 года.

4. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 12 апреля 1978 года.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г., № 63-ФЗ // Собрание Законодательства Российской Федерации 1996 г., № 25. С/г. 2954.

6. Конституция Союза Советских Социалистических Республик от 7 октября 1977 года.

7. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г., № 24. Ст. 2253.

8. Федеральный закон от 6 октября 2003 г., № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г., № 40. Ст. 3822.

9. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г., № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации от 22 сентября 1997 г., № 38. Ст. 4339.

10. Закон Союза Советских Социалистических Республик от 27 декабря 1990 г., «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991 г., № 1. Ст. 10.

11. Закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 16 октября 1990 г., «О референдуме РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990 г., № 21. Ст. 230.

12. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г, № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г., № 51. Ст. 4982.

13. Федеральный закон от 10 июля 2001 г., № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории» // Собрание Законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г., № 29. Ст. 2947.

14. Указ Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993 г. № 42. Ст. 3995.

15. Закон Саратовской области от 12 декабря 2005 г., № 121-ЗСО «О референдумах в Саратовской области» // «Саратовская областная газета» (официальное приложение) № 286 (1509) от 16 декабря 2005 г.

16. Закон Саратовской области от 31 декабря 1996 г. в ред. От 12 мая 2003 г. «О референдумах в Саратовской области» // Саратовские вести № 3 (1441) от 9 января 1997 г.

17. Стандарты Совета Европы в области прав человека применительно к положениям Конституции Российской Федерации. Избранные права.

18. Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993 г. № 42. Ст. 3995.

19. Указ Президента Российской Федерации «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993 г. № 42. Ст. 3995.

20. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 г. № 52. Ст. 1865.

21. Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Ратифицирован 2 января 2000 года № 25-ФЗ.МОНОГРАФИИ.

22. Алексеев С. С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1 и 2.

23. Алексеев С. С. Структура советского права. М., 1975.

24. Алексеев С. С. Частное право. М., 1981.

25. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск: Свердловский юридический институт, 1972.

26. Алексеев С. С. Общая теория социалистического права. Свердловск. 1965.

27. Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.

28. Алексеев С. С. Государственное право: начальный курс. М., 1994.

29. Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное понимание права на грани двух веков). Издание 2-е, дополненное. М.: Право и государство, 2005.

30. Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное понимание права на грани двух веков). Саратов.: СГАП, 2001.

31. Базылев Б. Т. Юридическая ответственность. Красноярск. 1985.

32. Барабашев К. В., Шеремет К. Ф. Советское строительство: Учебник 2-издание. М., 1981.

33. Баранов В. М. Поощрительные нормы советского права. Саратов. 1978.

34. Баранов В. М. Теория юридической ответственности: Лекция. Нижний Новгород: Нижегородский юридический институт МВД РФ, 1998.

35. Большой юридический словарь / Под ред. Сухарева А. А. М.: «ИНФРА-М», 1999.

36. Ващенко Ю. С. Филологическое толкование норм права: Монография / Под ред. Хачатурова Р. Л. Тольятти: Волжский университет им. В. Н. Татищева, 2002.

37. Вопленко Н. Н. Реализация права: Учебное пособие. Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2001.

38. Гегель Г. Философия права. М., 1990.

39. Горшенев В. М. Способы и организационные формы регулирования в социалистическом обществе. М., 1972.

40. Гревцов Ю. И. Проблемы теории правового отношения. Л., 1981.

41. Гущин Д. И. Юридическая ответственность за моральный вред: теоретико-правовой анализ. СПб., 2002.

42. Дорогин В. Суверенитет в советском государственном праве. М., 1948.

43. Дроздов А. В. Человек и общественные отношения. М., 1966.

44. Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право. М., 2000.

45. Зеркин Д. П. Демократия: теория и парадоксы практики. М., 1997.

46. Зражевская Т. Д. Ответственность по советскому государственному праву. Воронеж. 1980.

47. Игнатенко В. В. Ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах: основания и санкции. Учебное пособие. Иркутск. 1996.

48. Кабышев В. Т. Прямое народовластие в Советском государстве. Саратов. 1979.

49. Кабанов П. А. Карательная функция в системе функций юридической ответственности / Под ред. Р. Л. Хачатурова. Тольятти: Волжский университет им. В. Н. Татищева, 2004.

50. Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2001.

51. Кожевников О. А. Юридическая ответственность в системе права / Под ред. Р. Л. Хачатурова. Тольятти: Волжский университет им. В. Н. Татищева, 2003.

52. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 1998.

53. Колесников Е. В. Источники российского конституционного права. Саратов. 1998.

54. Корельский В. М. Демократия и дисциплина в развитом социалистическом обществе. М.: Юридическая литература, 1977.

55. Коток В. Ф. Референдум в системе социалистической демократии. М., 1964.

56. Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М.: Юридическая литература, 1978.

57. Кулапов В. Л. Теория государства и права. Учебное пособие. Саратов. 2005.

58. Кулапов В. Л. Рекомендательные нормы советского права. Саратов. 1987.

59. Лейст О. Э. Санкция и ответственность по советскому праву. М., 1981.

60. Леонтьев А. И. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

61. Леушин В. И. Правовые отношения / Теория государства и права. Под ред. Корельского В. М. и Перевалова В. Д. М., 2002.

62. Липинский Д. А. Принципы и правоотношения юридической ответственности. М., 2003.

63. Липинский Д. А. Проблемы юридической ответственности / Под ред. Хачатурова Р. Л. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

64. Лучин В. А. Общественный контроль на выборах и референдуме. М., 2001.

65. Лучков В. В. Юридическая ответственность в механизме правового регулирования: Монография / Под ред. Р. Л. Хачатурова. Тольятти: Волжский университет им. В. Н. Татищева, 2004.

66. Маклаков В. В. Государственное право зарубежных стран. М., 1997.

67. Малеин Н. С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985.

68. Маликов М. К. Проблемы реализации права. Иркутск. 1988.

69. Малько А. В. Принципы правового государства / Теория государства и права. М., 2001.

70. Малько А. В., Субочев В. В. Законные интересы как правовая категория. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

71. Матузов Н. И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: СГАП, 2004.

72. Матузов Н. И. Правовые отношения / Теория государства и права. Под ред. Матузова Н. И., Малько А. В. М.: Юрист 1997.

73. Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987.

74. Милкова Д. Юридические акты в социалистическом праве: понятие и система. София. 1984.

75. Мироненко М. Б. Принципы юридической ответственности / Под ред. Хачатурова Р. Л. Тольятти: Волжский университет им В. Н. Татищева, 2001.

76. Назаренко Б. Л. Социалистическое право в системе социальных связей. М., 1976.

77. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991.

78. Нормы советского права. Проблемы теории. / Под ред. Байтина М. И., Бабаева В. К. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987.

79. Носкова Е. А. Позитивная юридическая ответственность: Монография / Под ред. Р. Л. Хачатурова. Тольятти: Волжский университет им. В. Н. Татищева, 2003.

80. Общая теория прав человека. Под ред. Лукашевой Е. А. М.: Норма, 1996.

81. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996.

82. Петражицкий Л. И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. Т. 11. СПб., 1910.

83. Пиголкин А. С. Нормы советского права и их толкование. Л., 1962.

84. Писарев А. Н. Муниципальное право РФ: Учебное пособие. М., 1997.

85. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие / Ю. А. Тихомиров, И. В. Котелевская. М., 1999.

86. Прокопьев Д. В. Правовые и политические проблемы современности. Материалы научно-практической конференции. Тюмень. Тюменская областная Дума. 2003.

87. Пряхина Т. М. Конституционная доктрина современной России. Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2002.

88. Ролз Д. Теория справедливости. Новосибирск. 1995.

89. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. М., 1938.

90. Рязановский В. А. Единство процесса. М.: Городец, 1996.

91. Сабо И. Основы теории права. М., 1974.

92. Самощенко И. С., Фарукшин М. X. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971.

93. Сафонов В. Е. Федерализм в государственном строе России. Конституционно-правовые аспекты. Саратов. 2004.

94. Сенякин И. Н. Юридическая ответственность / Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Матузова Н. И., Малько А. В. Саратов. 1998.

95. Сенякин И. Н. Правотворчество и законотворчество / Теория государства и права. Под ред. Матузова Н. И. и Малько А. В. Саратов. 1997.

96. Сенякин И. Н. Специализация и унификация Российского законодательства. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1993.

97. Сенякин И. Н. Специальные нормы советского права. Саратов. 1987.

98. Сивов В. А. Советское конституционное право. Л., 1975.

99. Тарасова В. В. Акты судебного толкования правовых норм. Саратов. 2002.

100. Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980.

101. Толстой Ю. К. К теории правоотношений. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1959.

102. Тихомиров Ю. А., Котелевская И. В. Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие. М., 1999.

103. Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 1999.

104. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М.: Юридическая литература, 1974.

105. Хачатуров Р. Л., Ягутян Р. Г. Юридическая ответственность. Тольятти. 1995.

106. Шаран П. Сравнительная политология. Пер. с англ. 4.2. М., 1992.

107. Шебанов А. Ф. Форма советского права. М., 1914.

108. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. СПб., 1999.

109. Экимов А. И. Интересы и право в социалистическом обществе. Л.: Ленинградский государственный университет, 1984.

110. Юридический энциклопедический словарь. М., 1987.

111. Явич Л. С. Общая теория права. Л., 1976.

112. Явич Л. С. Право и общественные отношения. М., 1971.СТАТЬИ.

113. Абдулатипов Р. Г. Федерализация России и взаимосвязь региональной и национальной политики // Этнополитический вестник. 1995. № 1,.

114. Авакьян С. А. Государственно правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. № 10.

115. Амбарнов С. Ю. Законодательство о референдуме // Советское государство и право. 1992. № 4.

116. Базылев Б. Т. Сущность позитивной юридической ответственности // Правоведение. 1979. № 4.

117. Байтин М. И. Правовое государство: понятие, принципы формирования // Вестник СГАП. 1995. № 2.

118. Биктагиров Р. Т. Работа с обращением граждан в избирательных комиссиях: организационно-правовые аспекты // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2002. № 7.

119. Васильев Р. Ф. О понятии правового акта. Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1998. № 5.

120. Зубов М. Когда позади референдумы // Известия. 9 января 1994.

121. Избиркомы объявили результаты референдума по созданию новой Иркутской области. // http: // www.rol.ru/news/misc/news/06/04/20 079.htm. 20 апреля 2006.

122. Кечекьян С. Ф. К вопросу о социалистических правоотношениях // Советское государство и право. 1956. № 3.

123. Князев С. Д. Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме // Журнал российского права. 2001. № 2.

124. Комарова В. В. Новеллы в институте референдума (обзор законодательства) // Право и жизнь. 2002. № 50.

125. Кривачев А. А. Роль и место выборов и референдумов в процессе становления и развития правового в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2001. № 1.

126. Кумыкин Н. Всенародный опрос (референдум) по Сталинской Конституции // Советское строительство. 1937. № 1.

127. Ларионов В. Г. Некоторые вопросы административной и уголовной ответственности за нарушение избирательных прав граждан // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1999. № 7.

128. Марченко M. Н. Референдум как форма непосредственной демократии // Вестник МГУ. Серия «Право». № 6. 1991.

129. Матвеева Т. Референдумы образ жизни Швейцарцев // Международная жизнь. 1995. № 9.

130. Матузов Н. И. Конституционные нормы и общерегулятивные правоотношения // Конституционное развитие России: Межвуз. сб. науч. ст. Саратов. 1996.

131. Матузов Н. И. Общие правоотношения и их специфика // Правоведение. 1976. № 3.

132. Митюков М. Вопросы парламентского права и решения Конституционного Суда РФ // Проблемы парламентского права России. М. 1996.

133. Нарутто С. В. Проблемы юридической ответственности субъектов федерации // Правоведение. 1998. № 4.

134. Нудненко JI. А. Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум и международные стандарты // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 1.

135. Офитова С. Укрупнение начали с округа Кириенко // Независимая газета. 2003.

136. Подведены итоги референдума по объединению Камчатки с Корякией. // http. // www. Sakhalin, info/news/32 322/. 28 октября 2005.

137. Розенталь М. Я. Совершенен ли закон? // Известия. 28 января 1996.

138. Рывкина Р. Социальное согласие // Независимая газета. 15 марта 1994.

139. Самощенко И. С., Никитинский В. И. О понятии эффективности правовых норм. Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 18. М. 1969.

140. Сафаров Р. А. Институт референдума в условиях общенародного государства // Советское государство и право. 1963. № 6.

141. Степанов И. М. Формы непосредственной демократии // Политическая организация Советского общества. М. 1967.

142. Тихомиров Ю. А. Юридическая коллизия, власть и правопорядок // Государство и право. 1994. № 1.

143. Толчинский Б. А. Политический компромисс: современная проблематика // Государство и право. 1992. № 12.

144. Трайнин И. П. О непосредственном народном законодательстве в капиталистических странах // Советское государство. 1937. № 1−2.

145. Умнова И. А. Фундаментальные аспекты федерализма и природа Российского государства//Федерализм. 1998. № 3.

146. Фомина С. В. Административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере избирательных отношений // Гражданин и жизнь. 2003. № 3.

147. Червонюк В. И., Гойман-Калинский В. И. Согласование интересов как вид современных законодательных технологий // Государство и право. 2004. № 8.

148. Черных Е. В. О нормативном характере юридической ответственности // !" Вопросы теории государства и права. Вып. 1 (10). Саратов. 1998.

149. Чиркин В. Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право. 1995. № 8.

150. Эбзеев Б. С., Карапетян Л. М. Российский федерализм: равноправие и ассиметрия конституционного статуса субъектов // Государство и право. 1995. № 3.АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ И ДИССЕРТАЦИИ.

151. Аванесян А. А. Референдум как конституционно-правовой институт в современной России. Дисс. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону. 2004.

152. Иванец Г. И. Право как нормативное выражение согласованных интересов. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М. 2001.

153. Калитанова Т. В. Власть в демократическом государстве: основы институциализации и функционирования. Дисс. канд. юрид. наук. Саратов.2004.

154. Климентьева Н. А. Юридическая ответственность как элемент правового статуса военнослужащих (вопросы теории и практики). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов. 2003.

155. Климова Г. 3. Реабилитация как правовой институт (вопросы теории и практики). Дисс. канд. юрид. наук. Сочи. 2004.

156. Комарова В. В. Референдум в системе народовластия в Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М. 1995.

157. Малько А. В. Законные интересы советских граждан. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов. 1985.

158. Осипов А. В. Соблюдение норм советского права как форма их реализации. Дисс. канд. юрид. наук. Саратов. 1980.

159. Пряхина Т. М. Конституционная доктрина современной России. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. Саратов. 2004.

160. Рыбаков О. Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности: вопросы теории. Автореф. дисс. докт. юрид. наук. Саратов.2005.

161. Струсь К. А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. 2003.

162. Шварц Л. В. Соотношение общефедерального и регионального законодательства: вопросы теории и практики. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов. 2003.

163. Швецова А. А. Компенсационные нормы российского права. Дисс. канд. юрид. наук. Саратов. 1999.

164. Шопина О. В. Система правовых актов современной России. Дисс. канд. юрид. наук. Саратов. 2002.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой