Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегии оптимизации федеративных отношений в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определение стратегии оптимизации федеративных отношений предполагает расширение направлений и базы научно-теоретического и практического исследовательского поиска. При такой постановке встает вопрос о том, какой должна быть исследовательская модель, варианты ее осуществления. Насколько политически и практически продуктивными могут и должны быть предлагаемые теоретические и эмпирические… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Раздел I. Теоретико-концептуальные модели федерализма и их применимость к реконструкции Российской Федерации
  • Глава I. Теоретические основы федерализма и проблемы их рецепции
  • Глава 2. Опыт реконструкции Российской Федерации на рубеже XX—XXI вв. и перспективы федеративного развития
  • Раздел II. Приоритетные стратегии оптимизации федеративных отношений
  • Глава I. Доктринальные основания политико-правовой оптимизации федеративных отношений в современной России
  • Глава II. Роль договоров в развитии асимметричной федерации
  • Глава III. Роль представительных органов субъектов федерации в развитии федеративных отношений

Стратегии оптимизации федеративных отношений в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования продиктована важным теоретическим и практическим значением для развития российской государственности Федерации, как формы политико-государственного устройства, и федерализма, как его теоретической модели. В послании Президента РФ Федеральному Собранию 25 апреля 2005 г. особо подчеркивалось, что укрепление Федерации — «следующая по значимости крупная задача в сфере государственного строительства"1. Федерализм, как реальная политика, входит в число приоритетных стратегических направлений государственного устройства более чем в 20 странах мира.

В контексте политического выбора в пользу дальнейшего поиска стратегий совершенствования федеративного устройства и актуализации этой проблематики следует рассматривать, по сути, новый курс реформирования федеративного государства, инициативы и предложения Президента РФ, включающие пакет законопроектов и указов, которые приобрели актуальное политическое значение по ключевым проблемам федерализма .

Научно-теоретическая актуальность заявленной темы определяется очередным всплеском дискуссий по основным проблемам теории этого вопроса в политологии и других гуманитарных науках. Сегодня очень важно определиться с тем, решение каких проблем федерализма может лежать в основе политических стратегий развития РФ как демократического федеративного правового государства. Вместе с тем приходится констатировать, что многие вопросы теории и практики федерализма остаются недостаточно разработанными3.

Проблемы стратегии оптимизации федеративных отношений, укрепления Российской Федерации в целом являются, либо должны стать приоритетной.

1 См.: Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 г. // Российская газета, 2005,26 апреля.

2 Речь идет о Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации», о законах и законопроектах по изменению общих принципов организации местного самоуправления, реформированию Совета Федерации и создании Государственного Совета, об упорядочении разграничений предметов ведения и полномочий, по наделению полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации региональными парламентами по представлению Президента РФ. Общая политическая линия на оптимизацию федеративных отношений отчетливо просматривается и в федеральном законе (проекте) «Об Общественной палате Российской Федерации» (декабрь 2004 г.).

3 См.: Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Новосибирск. 1995. С. 8- Российская Федерация и ее субъекты: проблемы гармонизации. М., 1998. С. 95. программной и практической задачей не только института Президентства РФ, но и правительства РФ, властных государственных структур субъектов федерации, политических партий, политической элиты центра и регионов, негосударственных гражданских организаций и обществ. Учитывая территориальную масштабность, многонациональный и многоконфессиональный характер России, принципиальное перманентное значение имеет научно-теоретическое и прикладное изучение вопросов ослабления угроз территориальной целостности России со стороны регионального сепаратизма и этносепаратизма, поддержание твердого курса на утверждение авторитета всех уровней государственной власти на всей территории РФ, ее политической и административно-управленческой эффективности в интересах многонационального народа и всех территорий России.

Определение стратегии оптимизации федеративных отношений предполагает расширение направлений и базы научно-теоретического и практического исследовательского поиска. При такой постановке встает вопрос о том, какой должна быть исследовательская модель, варианты ее осуществления. Насколько политически и практически продуктивными могут и должны быть предлагаемые теоретические и эмпирические результаты таких исследований для укрепления Федерации, для современного исторического этапа развития России. Таким образом, открытой для дискуссии является исследовательская задача понимания проблемы оптимизации федеративных отношений, то есть проблемы описания и осмысления данных (данного исторического этапа) условий, изучение и анализ этапов развития политического процесса, выявления качественных характеристик оптимизации федеративных отношений в точках распада и кризиса, стабилизации и устойчивого развития.

Следовательно, актуальность исследования этой темы мотивирована политическими и научными запросами.

В политическом аспекте ее актуальность связана с расстановкой политических сил в России, заинтересованных либо в развитии федерализма, как общероссийской идеи и стратегии устойчивого развития государства и общества, либо использовании его в своих узкокорпоративных целях и интересах. «Российская Федерация» находится в состоянии реформы «федеративных отношений». В этих условиях политические силы страны задаются вопросом: «Что есть Федерация?». Доминирует суждение, что Российская Федерация еще не создана как равноправный союз народов. Она балансирует между советским унитаризмом и конфедерализмом, феодализмом олигархических кланов и региональных элит. Дальнейшее продвижение России по пути реальной социальной демократии зависит от исхода противостояния, развернувшегося, в том числе, вокруг модели нового российского федерализма. Идет формирование новой оппозиции. Усилиями профессиональных политических лоббистов, подменяющих собой политические партии и другие институты гражданского общества, объединяются авторитетные российские «конфедераты» и «унитаристы». По существу, создается мощный антиреформистский союз унитаристов («новых левых») и «конфедералистов» всех оттенков (от национальных и религиозных до региональных и финансово-экономических). Именно этот союз остается, (сами они себя считают, разумеется, реформаторами) главным препятствием реформ на уровне общественного сознания и реальной практики управления. Сейчас они осознают опасность для себя в поэтапной коренной реформе федеративных отношений. Они заявляют о себе как действующая политическая сила и выходят на арену социально-политической и экономической борьбы. Для отдельных политических групп федерализм является инструментом реализации их эгоистических интересов, никак не связанных с интересами российского государства и многонационального народа России, для других — политикой его дискредитации и упразднения. Для третьих обновляющийся российский федерализм — это предельно конкретная форма общественного договора, без которого невозможно развитие справедливого правового социального государства, гражданского общества, свободной экономики.

Итак, в политическом смысле, актуальность темы задана тем, что федерализм — поле реальных столкновений различных политических сил, мощный инструмент борьбы за власть, за рычаги влияния и присвоения национального достояния и ресурсов «по поводу», «в связи», «во имя» и «за» формы политико-территориального устройства РФ.

В научном (политологическом) аспекте федерализм, как область научного знания, стимулировал оживление дебатов и развитие теории этого вопроса в российском обществе и политологии. Это обстоятельство непосредственно обусловило актуальность двух смежных проблем. Во-первых, проблемы политического расчета: что именно на основе федерализма, как научной.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (1993). -М., 2003.
  2. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации/ Национальная политика России: История и современность. М.:1997.
  3. Указ Президента РФ «Об утверждении Концепции государственно-национальной политики Российской Федерации» от 15.06.96. № 909.
  4. Основной закон Федеральной Республики Германия. Обнародован Парламентским Советом 23 мая 1949 года. -Бонн: 1997
  5. Конституция Швейцарской Конференции. М., 2001.
  6. Закон РФ «О средствах массовой информации».
  7. Федеральный закон РФ «Об основах государственной службы РФ"СЗ РФ. 1995.№ 31.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: 2001.
  9. Закон РФ «О средствах массовой информации». -М.: 2003.
  10. Федеральный закон РФ «Об основах государственной службы РФ"СЗ РФ. 1995.№ 31.
  11. Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».- Известия. 20 июня 1996.
  12. Федеральный закон от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации».
  13. Федеральный закон от 20 июня 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
  14. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». 15.'Договор о союзе суверенных республик. (Проект). 5 сентября 1991 г. -Известия, 1991, 7 сентября.
  15. Декларация прав и свобод человека. Съезд народных депутатов СССР. Москва, Кремль. 5 сентября 1991 г. Известия, 1991, 7 сентября.
  16. Совет национальностей Верховного Совета РСФСР. Постановление от 25 сентября 1991 г. № 168−1 «О ходе реализации закона РСФСР «О реабилитации Репрессированных народов».
  17. Тексты документов даны: Абдулатипов Р. Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Славянский диалог, 2000. С. 554−645.
  18. Совета Национальностей Верховного Совета РСФСР. Постановление от 16 октября 1991 г. «О ситуации в Северо-Осетинской ССР.
  19. Федеральный договор (Москва, 31 марта 1992 г.). Постановление Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. «О Федеральном договоре».
  20. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Москва, 31 марта 1992.
  21. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации. Москва, 31 марта 1992.
  22. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. Москва, 31 марта 1992.
  23. Договор от 17 октября 1995 года О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Удмуртской Республики.
  24. Временное положение о родовых общинах, родовых и семейных хозяйствах коренных малочисленных народов Севера сахалинской области. Утверждено постановлением Сахалинской областной Думы от 9 января 1996 г. № 18/140. Губернские новости, 1996. 20 января.
  25. Договор от 12 января 1996 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области.
  26. .
Заполнить форму текущей работой