Психологический анализ репрезентации личности политического лидера в средствах массовой коммуникации
Диссертация
Одна из важнейших проблем, возникающих при таком подходе к исследованию личности политического лидера, это отсутствие адекватных методов, позволяющих дистантно диагностировать личностные характеристики и дающих целостное представление о том или ином политике. Традиционно применяемые в психологии методики, как правило, не могут быть использованы для изучения личности политического лидера, что… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Проблема исследование личности политического лидера
- 1. 1. Личность политического лидера как объект психологического исследования
- 1. 2. Основные направления исследования личности политического лидера
- 1. 3. Анализ личности политического лидера через текст
- 1. 4. Репрезентация личности политического лидера в средствах массовой коммуникации
- 1. 5. Изучение мотивационной сферы личности политического лидера
- ГЛАВА 2. Описание методов и процедуры эмпирического исследования психологических особенностей репрезентации личности политического лидера в средствах массовой коммуникации
- 2. 1. Обоснование выбора методов исследования
- 2. 2. Описание процедуры исследования
- ГЛАВА 3. Анализ результатов исследования и их обсуждение
- 3. 1. Результаты пилотажного исследования
- 3. 2. Результаты мотивационного анализа и их обсуждение. Психологическая интерпретация
- 3. 3. Результаты контент-анализа посвященных Путину материалов в средствах массовой коммуникации и их обсуждение
- 3. 4. Обсуждение результатов мотивационного анализа текстов политического лидера и контент-анализа посвященных ему сообщений в СМК
- 3. 5. Результаты анкетирования. Первичный анализ
- 3. 6. Обсуждение результатов корреляционного анализа
Список литературы
- Абашкина Е.Б., Косолапова Ю. Н. О теориях лидерства в современной политической психологии США// США: Экономика, политика, идеология, 1993, № 4
- Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: РОССПЭН, 2001
- Андреев А.Л. Политическая психология. М.: «Весь мир», 2002
- Андреева Г. М. Социальная психология. М: Наука, 1994
- Анисимова Т.В. Некоторые особенности политических текстов. // Ананьевские чтения-98. СПбГУ, 1998
- Анисимова Т.В. Особенности современной политической коммуникации. И Ананьевские чтения -99, СПбГУ, 1999
- Анисимова Т.В., Белова А. Б., Никифорова Л. Ю. Экспериментальное исследование некоторых особенностей политической коммуникации. // Парламент как субъект и объект изменений. Психология парламентаризма. СПб, 1999
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969
- Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993
- Афанасьев М.Н. Правящие элиты России: образ деятельности // Мировая экономика и международные отношения. 1996, № 3
- И.Белицкая Г. Э., Николаева О. П. Психология и политика // Психологический журнал. 1994, № 6
- Битянова М. Р. Социальная психология- М, 1994
- Блондель Ж. Политическое лидерство. // Психология и психоанализ власти. Самара, 1999
- Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. -М., МГУ, 1991
- Войтасик Л. Психология политической пропаганды. М: Прогресс, 1981
- Вооглайд Ю.В. Методы, использованные при исследовании газеты «Эдази» и деятельности редакции. // Труды по социологии. Тарту, 1972
- Вятр Е. Социология политических отношений, М., 1979
- Гавра Д.П. Формирование общественного мнения: ценностный аспект. СПб, 1995
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. СПбГУ, 1984
- Гозман Л.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. РиД, 1996
- Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. — М., 1996
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. М, 1984
- Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность в семиосоциопсихологии. Общественные науки и современность. 1996. № 3
- Егорова-Гантман Е. В. Имидж лидера. М., 1994
- Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся III VII классов, Язык. Речь. Творчество. М., 1998
- Жмыриков А.Н., Шляхтин Г. С. Психологические проблемы политического лидерства, Н.Новгород, 1991
- Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000
- Зимичев A.M. Психология политической борьбы. СПб, 1993
- Ильин A. JL, Кадацкий В. Ф., Никифоров К. В., Пихоя Л. Г. Отзвук слова. Из опыта работы спичрайтеров первого президента России. М., 1999
- Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. СПб: Питер, 2002
- Казаков М.А. Политическое лидерство: современные проблемы эволюции: Автореферат канд. полит, наук. М.: МГУ, 1998
- Киселёв И.Ю. Политическая коммуникация на рубеже столетий. Москва, Ярославль: ИП РАН, 2002
- Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности. М, 1988
- Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти. JL, 1991к' 35. Кубышкина M.JI. Психологические особенности мотивации социальногоуспеха. Автореферат дис.. канд., СПб, 1997
- Куликов JI.B. Психологические исследования: методические рекомендации по проведению. СПб: «Наука», 1994
- Лауристин М. Опыт и проблемы изучения эффективности районных газет. // Массовая коммуникация и развитие социалистического образа жизни. Тарту, 1986д. 38. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971
- Матвеева Г. Г. Актуализация прагматического аспекта научного текста. Ростов-на-Дону, 1984
- Матвеева Л.В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2002
- Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. СПбГУ, 1996
- Методы социальной психологии / под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977
- Московиси С. Машина, творящая богов. М., 1998
- Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. М., 2002
- Неволин И.Ф. О графическом изображении смысловой микроструктуры текста, Вопросы психологии. 1974. № 5
- Никифорова Л.Ю. Некоторые критерии психологического анализа политических сообщений, публикуемых в СМИ. // Психология XXI века. СПбГУ, 2000
- Никифорова Л.Ю. Психологические особенности политической коммуникации в условиях выборов местного уровня. // Политика: от легенды к повседневной жизни. СПб, 2003
- Новиков А.И. Семантика текста и её формализация, М., 1983
- Ольшанский Д.В. Ельцин на фоне массового сознания: Политико-психологический портрет // Психол. журнал. 1992. № 4
- Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. СПб, 2001
- Павлова Н.Д., Ушакова Т. Н. Речь, язык, коммуникация // Современная психология / под ред. В. Н. Дружинина. М., 1999
- Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М.: Мысль, 1966,
- Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство, с.5 // Руководство и лидерство: опыт социально-психологического исследования. JL: Лениздат, 1973
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988
- Политическая психология. Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001
- Почепцов Г. Г. Теория и практика коммуникации. М: Центр, 1998
- Прохоров Е.П. Методологические основы социологического подхода к журналистике. // Социология журналистики. М., 1981
- Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1984
- Психология и психоанализ власти, в 2 т., Самара, 1999
- Разворотнева С.В. Язык власти и власть языка // Психология и психоанализ власти, т.1, Самара, 1999
- Семёнов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологическом исследовании. Л., 1983
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 1996
- Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса, Алетейя, 2000
- Соловьёв А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. М.: Аспект-пресс, 2000
- Тимошенко Общественно-политическое лидерство // Социально-политические науки. 1990. № 11
- Ушакова Т.Н. Текст как объект психологического анализа //Психологический журнал 1989 № 1
- Ушакова Т.Н., Цепцов В. А., Алексеев Р. И. Интент-анализ политических текстов // Психологический журнал, т. 19, № 4, 1998
- Федосеев А.А. Введение в политологию. СПб, 1993
- Федотова J1.H. Контент-аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды. М., 1988
- Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб, 2001
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986
- Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб, «Речь», 2001
- Херадствейт Д., Нарвесен У. Психологические ограничения на принятие решений. // Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987
- Цуладзе А. Формирование имиджа политика в России. М., 1999
- Шестопал Е.Б. Образ власти в России: желание и реальность. Политико-психологический анализ // Политические исследования. 1995, № 4
- Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973
- Шерковин Ю.А. Пропаганда: социально-психологический аспект. // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975
- Шерковин Ю.А. Возможные сопутствующие эффекты массовых информационных процессов и их социально-психологическая значимость. //Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983
- Штукина Т. А. Политическое лидерство как проявление власти: Теоретико-методический аспект: Автореферат канд. филос. наук. М.: МГУ, 1995
- Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. СПбГУ, 1992
- Юрьев А.И. Материалы к концепции стратегической психологии // Политика: от легенды к повседневной жизни. СПб, 2003
- Юрьев А.И. Системные описания политической психологии. СПб, 1996
- Ярошевский М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива. // Вопросы психологии, № 3, 1978
- Budd R. а.о. Content-analysis of communication, New-York etc, 1967
- Donley R.E., Winter D.G. Measuring the motives of public officials at a distance: An exploratory study of American presidents // Behavioral Sciences, 1970, 15
- Handbook of Political Psychology / Ed. by J. Knytson, San Francisco, Jossey-Bass, 1973
- Hermann M.G. Ingrediens of Leadership // Political Psychology. Contemporary Problems and Issues. San Francisco, L, 1986
- Holsti O. Individual differences in «definition of the situation» // Journal of Conflict Resolution. 1970, № 14
- Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in society // The Communication of Ideas / Ed. by Bryson. N.Y., 1948
- Maletzke G. Psychologie der Massen Kommunikation. Theorie und Systematik. Hamburg, 1963
- Potter J., Wetherell M. Discourse and Social Psychology. L, 1989).
- Schnackers U., Kleinbeck U. Machtmotiv und machtthematisches Verhalten in einem Verhandlungsspiel // Archiv fixer Psychologie. 1975,127
- Veroff J. Development and validation of a projective measure of power motivation // Juornal of Abnormal and Social Psychology, 1957,54,
- Winter D.G. The Power Motive. N.J., 1973i
- Анкета, направленная на выявление позиции респондентов по отношению кличности В. В. Путина, 2002 год.
- Блок вопросов, посвященный В. В. Путину.
- Он не способен к конструктивной политической 4 3 2 1 деятельности
- Я думаю, что В. В. Путин направлен, прежде всего, на достижение положительного 4 3 2 1 результата в развитии России
- Целью В. В. Путина является получение как можно большей политической 4 3 2 1власти
- Согласны ли Вы со следующими утверждениями о В. В. Путине?
- Путин уделяет достаточно внимания общению с населением СИ Да? Нет
- Истинное лицо Президента до сих пор остается в тени О Да СИ Нет
- Политика Путина провоцирует аппаратные интриги П Да 1-И Нет
- В своих действиях Путин руководствуется интересами государства, а не какой-либо из конкурирующих группировок СИ да СИ Нет
- За последний год позиции РФ на международной арене значительно усилились СИ Да СИ Нет
- В отношениях с западными странами Путин идет на уступки СИ Да СИ Нет
- Путин воспринимается как лидер европейской страны СИ Да СИ Нет
- Новая система власти, выстраиваемая Путиным, способна превратить Россию i авторитарное, централизованное, государство СИ Да СИ Нет
- Нижеследующие высказывания характеризуют деятельность В. В. Путина. Согласны ли вы с ними?
- Путин политический лидер, способный провести в жизньсвои решения СИ Да СИ Нет
- Большинство важных общественных событий не остаются безвнимания Президента? Да ЩНет
- Политика Президента в Чечне носит спорный характер СИ Да СИ Нет
- В своих действиях Путин руководствуется четкими целями и, как правило, достигает результата СИ Да СИ Нет
- Симпатизируете ли Вы В. В. Путину как человеку? СИ Да СИ Нет