Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выявленные особенности образа мира профессионала-врача, занимающегося восточными лечебными практиками, и категориальная структура его образа мира могут быть использованы для выявления возможных затруднений в ходе перепрофилирования специалистов восточных культурных практик, повышения эффективности их профессиональной деятельности. Теоретические и эмпирические результаты данной работы позволят… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Образ мира и профессиональная деятельность
    • 1. 1. Образ мира как целостная многоуровневая система
    • 1. 2. Образ мира в разнотипных профессиях
    • 1. 3. Роль образа мира в профессиональной деятельности врача
    • 1. 4. Особенности образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками
  • Выводы
  • Глава II. Основные методические подходы к изучению образа мира врача, ^ занимающегося восточными лечебными практиками
    • 2. 1. Методология, цели и структура исследования
    • 2. 2. Методы и процедуры исследования
  • Глава III. Эмпирический анализ категориальной структуры образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками
    • 3. 1. Функция прогнозирования
      • 3. 1. 1. Выраженность категорий гармония — автономия функции прогнозирования образа мира испытуемых
      • 3. 1. 2. Выраженность категорий конкретность — абстрактность функции прогнозирования образа мира испытуемых
      • 3. 1. 3. Выраженность категорий статичность — изменчивость функции прогнозирования образа мира испытуемых
  • Л
    • 3. 2. Функция регуляции деятельности
      • 3. 2. 1. Выраженность категорий конкретность — абстрактность функции регуляции деятельности образа мира испытуемых
      • 3. 2. 2. Выраженность категорий гармония — автономия функции регуляции деятельности образа мира испытуемых
      • 3. 2. 3. Выраженность категорий статичность — изменчивость функции регуляции деятельности образа мира испытуемых
    • 3. 3. Функция контроля л 3.3.1. Выраженность категорий гармония — автономия функции контроля образа мира испытуемых
      • 3. 3. 2. Выраженность категорий конкретность — абстрактность функции контроля образа мира испытуемых
      • 3. 3. 3. Выраженность категорий статичность — изменчивость функции контроля образа мира испытуемых
    • 3. 4. Функция рефлексии
      • 3. 4. 1. Выраженность категорий гармония — автономия функции рефлексии образа мира испытуемых
      • 3. 4. 2. Выраженность категорий статичность — изменчивость функции рефлексии образа мира испытуемых
      • 3. 4. 3. Выраженность категорий конкретность — абстрактность функции рефлексии образа мира испытуемых

Категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Важность и необходимость всестороннего изучения профессий типа «человек — человек» связана уже с самим фактом широкого распространения социономических профессий в современном обществе. Однако далеко еще не все профессии стали предметом должного внимания психологической науки. И причины здесь не только в многочисленности самих профессий, но и в активном изменении современного производства, появлении новых технологий, а значит и новых специальностей, в частности врачебных. При этом явно выражен социальный заказ на изучение образа мира профессионала у в разнотипных профессиях, поскольку проблема образа мира субъекта оказывается связанной с проблемами профессионального и личностного роста, самоопределения и самореализации человека (Е.И. Исаев, Е. А. Климов, А. К. Маркова, JI.M. Митина, В. И. Слободчиков и др.).

Но деятельность профессионала осуществляется в контексте культуры, значение которой для всестороннего понимания образа мира и деятельности человека не оспаривается современной наукой. Личность находится под влиянием связанных с культурой идей и практик и одновременно субъект деятельности является активным фактором собственного развития (Д. Мацумото, Д. Миллер, Й. Кашима).

Все ускоряющийся процесс глобализации, стирание границ и расширение связей между культурами приводит к появлению новых видов профессиональной деятельности, базирующихся на иных культурных традициях и мировоззренческих основаниях. Поэтому вопросом чрезвычайной важности является понимание того, как культура воздействует на образ мира и профессиональные особенности деятельности субъекта. t.

Данные многочисленных исследований по кросс-культурной психологии, полученные за последние десятилетия, заставляют во многих отношениях по-новому взглянуть на психологию характеристик культуры для объяснения культурных различий в деятельности.

Пересечение проблем культуры и развития, культуры и контекста профессиональной деятельности предполагает модели развития мультикультурного сознания (Г. Гардинер) и образа мира, в которых «индивид движется от культурной зависимости, когда понимание и оценка собственной культуры являются частью его уникальной ниши развития, к культурной независимости, при которой он выходит за пределы экологического окружения собственной культуры для того, чтобы обрести новый кросс-культурный опыт, и идет далее к созданию связей со многими культурами, при этом он привносит в собственную культуру новый опыт и новое видение мира, и таким образом оказывает влияние на экологические установки, которые формируют родную ему культуру» (Гардинер Г., 2003).

Тема различия образа мира врачей-профессионалов традиционных (западных) лечебных специальностей и врачей, занимающихся восточными лечебными практиками, является новым полем исследовательской деятельности. Данное диссертационное исследование направлено на изучение психологических особенностей образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками, особенности категориальной структуры его образа мира, и актуальность разработки этой темы, обусловленной широким распространением подобного вида профессиональной деятельности, не вызывает сомнения.

Цель работы. Исследовать особенности образа мира врачей, занимающихся восточными лечебными практиками, и выявить некоторые особенности его категориальной структуры.

Объект исследования — образ мира врача-профессионала.

Предмет исследования — категориальная структура образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками.

Теоретическая гипотеза.

Интериоризация восточных лечебных практик оказывает влияние на профессиональный образ мира врача на уровне смыслового наполнения базовых универсальных понятий.

Эмпирические гипотезы.

1. Существуют различия в смысловом наполнении базовых универсальных понятий между врачами традиционных (западных) лечебных специальностей и врачами, занимающимися восточными лечебными практиками.

2. Различия в содержании базовых универсальных понятий находят свое отражение в категориальной структуре образа мира врачей-профессионалов.

Для достижения цели исследования и проверки гипотез решались задачи:

— произвести теоретический анализ образа мира как целостной многоуровневой системы представлений субъекта о мире, о себе, других людях и своей деятельности;

— в контексте психологического знания определить соотношение понятия «образ мира» и синонимичных ему, использующихся в одних и тех же межпонятийных контекстах;

— обобщить теоретические исследования образа мира профессионала в разнотипных профессиях;

— провести психологический анализ особенностей профессии врача и их влияния на образ мира врача как профессионала;

— выявить и описать психологические различия образа мира врача, занимающегося и не занимающегося восточными лечебными практиками;

— для целей нашего исследования определить схему функционирования образа мира;

— используя адекватные методики, провести эмпирическое исследование образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками, и особенностей категориальной структуры его образа мира;

— разработать дополнительный инструментарий изучения образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками;

— определить категории, выступающие в качестве критериев оценки особенностей «восточного» и «западного» образа мира;

— с помощью данных критериев проанализировать категориальную структуру образа мира врачей, занимающихся восточными лечебными практиками.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили: принципы общего деятельностного подхода в отечественной психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев) — концепции образа мира и профессионального образа мира (А.Н.ЛеонтьевЕ.Ю.Артемьева, В. В. Петухов, С. Д. Смирнов, В. П. Серкин, Е. А. Климов, Ю.К.Стрелков) — исследования психологии разнотипных профессионалов (А.К. Маркова, Л. М. Митина, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, В. А. Бодров, Ю. К. Стрелков, Г. С. Никифоров, Г. В. Суходольский, В. Д. Шадриков, М. А. Дмитриева, Е. А. Климов, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, А. П. Ситников, С. А. Дружилов, Е. П. Ермолаева и др.), профессионального самоопределения и самореализации (Е.И.Исаев,.

Е.А.Климов, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. И. Слободчиков и др.) — концепции кросс-культурных различий (В.С.Степин, Т. П. Григорьева, А. Я. Гуревич, Г. Д. Гачев, К. Г. Мяло, Ю. М. Сердюков, С. Ямагучи, М. Мацумото, Г. Гардинер и др.) — идеи психосемантического подхода к исследованию образа мира профессионала (Е.Ю.Артемьева, В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев, В.П.Серкин).

Методы и методики исследования: комплекс методов психологической диагностики (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, Тест самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева, Самоактуализационный тест (CAT), диагностика уровня эмпатических способностей (по В.В. Бойко), авторский тест «26 универсальных понятий» и ассоциативный экспериментметоды экспериментальной психосемантики (многомерное шкалирование и ранжирование) — методы математической статистики (факторный, корреляционный анализы, t-критерий Стьюдента) с применением статистических пакетов прикладных компьютерных программ «Excel», «Statistica 6.0» .

Научная новизна.

В работе определены теоретические подходы к исследованию категориальной структуры образа мира врачей, занимающихся восточными лечебными практиками, посредством определения некоторых категорий, выступающих в качестве критериев оценки особенностей «восточного» и «западного» образа мирас помощью данных критериев проанализирована категориальная структура образа мира врача-профессионала.

Степень разработанности проблемы. В психологической науке вокруг категории «образ мира» сложилась достаточно специфическая ситуация: изучение указанной категории до настоящего времени осуществлялось лишь в общем плане, специальные же работы, построенные на эмпирическом материале и направленные на изучение особенностей образа мира разнотипных профессионалов, начинают появляться только в последнее время (Стрелков Ю.К., 2002; Серкин В. П., 2005; Истомина О. А., 2005; Юсупов П. Р., 2003; Бахтина Н. Н., 2004; и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений об особенностях образа мира врачей-профессионалов, в обогащении психологических представлений о роли культурных практик в формировании образа мира профессионала, в расширении методических приемов и интерпретационного аппарата подобных исследований.

Практическая значимость.

Выявленные особенности образа мира профессионала-врача, занимающегося восточными лечебными практиками, и категориальная структура его образа мира могут быть использованы для выявления возможных затруднений в ходе перепрофилирования специалистов восточных культурных практик, повышения эффективности их профессиональной деятельности. Теоретические и эмпирические результаты данной работы позволят на качественно новом уровне реализовывать программы профессионального обучения специалистов, занимающихся восточными лечебными практиками, производить профотбор, психологическое консультационное сопровождение, индивидуальное консультирование, командообразование, контроль деятельности, оценку профессионального развития и т. д.

Практическое значение имеет разработанный и апробированный инструментарий изучения образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками (далее — врач ЗВЛП): частный СД «Образ мира» и Тест 26 универсальных мировоззренческих понятий (вербальный и графический варианты).

Характеристика выборки.

В исследовании приняли участие испытуемые в возрасте от 37 до 56 лет. Всего 51 человек (6 женщин и 45 мужчин): 17 врачей-хирургов, 17 врачей, занимающихся восточными лечебными практиками, и 17 человек контрольной группы (охранники), как государственных, так и частных предприятий. Все русские. Все семейные. Все имеют высшее образование. У всех стаж работысвыше 10 лет. Все положительно оценивают свою профессиональную деятельность. Основными критериями различия экспериментальных и контрольной групп явились различия средств, способов, условий и задач осуществления профессиональной деятельности при некотором сходстве целей. Исследование проводилось в марте-августе 2002 г. на базе медицинских учреждений города Хабаровска.

Надежность и достоверность результатов обеспечивается теоретической обоснованностью концепции исследованияразнообразием использованных методов исследования, адекватных природе изучаемых явлений и задачам исследованияадекватными математическими методами анализа эмпирических данных, полученных посредством сравнения представителей различных профессий типа «человек — человек».

Апробация работы.

Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2004, 2005 гг.- научно-практических конференциях «Психология и практика на Дальнем Востоке» (г.Хабаровск, 2003, 2004) — излагались в научных публикациях.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, 3 глав, списка литературы, 10 диаграмм, 9 таблиц и 33 приложений. Объем основного текста работы — 207 стр.

Результаты исследования компонентов самоотношения хирурги врачи ЗВЛП контр.гр.

Причем если испытуемые контрольной группы в суммарном балле практически не выходят за рамки рекомендованных тестовых показателей (80,73), то накопленные частоты обеих групп врачей значительно их превышают: хирурги — 85,57 и врачи ЗВЛП — 87. Как мы уже говорили, несмотря на недооценку роли труда медиков в обществе (выраженную, в частности, в низкой материальной оценке их труда), врачи уважают себя за свой труд, высоко оценивают свою роль в обществе. Кроме того, сама профессия врача гуманна, благородна и дает много возможностей испытывать интегральное чувство положительной оценки собственного образа мира и большего приятия собственного «Я» испытуемых обеих групп врачей.

Все исследованные специалисты считают свою работу достаточно необходимой для общества. Но в профессиональной деятельности охранников ситуации непосредственных действий, связанных с пресечением правонарушений, возникают достаточно редко, по сравнению с постоянным осуществлением профессиональных действий хирургов и врачей ЗВЛП. Поэтому они имеют более низкие баллы самоуважения как показателя отношения к себе по достигнутым результатам (врачи ЗВЛП -77,09- хирурги -71,43 и 68,29 в контрольной группе). Оценке самоуважения исследованных нами профессионалов соответствует полученная в группах оценка самопринятия (77,75- 71,57 и 67,48 соответственно), предполагающая отношение к себе независимо от достигнутых результатов. Что свидетельствует, с нашей точки зрения, о влиянии самооценки результативности профессиональной деятельности на самооценку субъектом деятельности своих положительных и отрицательных качеств.

Мы отмечаем, что уровень самопринятия (58,25) и самоуважения (59,5) по результатам Самоактуализационного теста у врачей ЗВЛП также выше, чем у хирургов (50 и 53) и в контрольной группе (53,38 и 53,88). Различия по уровню самопринятия между врачами ЗВЛП и хирургами по результатам САТа достигают уровня значимых (t=2,6), и значимы различия по уровню самоуважения и самопринятия между врачами ЗВЛП и контрольной группой (t =2,05 и 2,6 соответственно).

Понимание себя, знания о себе самом, естественно, профессионалу небезразлично: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его самоотношения. В нашем эксперименте по результатам Теста самоотношения выявлено, что врачи ЗВЛП считают, что понимают себя несколько лучше (68,67), чем хирурги (60,9) и контрольная группа (65,35). Мы это относим к той особенности их профессионального образа мира, что образом объекта их профессиональной деятельности являются межсистемные отношения организма, а значит их образ мира направлен на более целостное восприятие себя как объекта рефлексии.

Вместе с тем профессионалам очень значимо и отношение к ним других людей. Врачи ЗВЛП дали по этому пункту Теста самоотношения самый высокий показатель накопленных частот (70,67), по сравнению с хирургами (50,09) и контрольной группой (56,98). Здесь необходимо принять во внимание тот факт, что профессиональная деятельность врачей ЗВЛП в определенной степени зависит от повторности обращения, от складывающихся взаимоотношений с клиентами, которых им приходится «завоевывать» не только своей профессиональной компетентностью, но и чисто коммуникативными качествами, эмпатийностью, хорошим психологическим контактом с пациентом и т. д., что объясняет их самые высокие в нашей выборке показатели по данному пункту опросника. Более низкие накопленные хирургами частоты объясняются меньшей значимостью в их профессиональной деятельности психологического контакта врач-больной и даже некоторой «обезличенностью» отношений. Ведь в основном за хирургической помощью человек обращается в неотложной ситуации (чаще одноразовой), в которой ему «не до выбора объекта общения» (пациент отягощен собственными проблемами, испытывает физические страдания), и в которой наиболее значимые хирургические манипуляции проводятся над пациентом, находящимся под наркозом. В этих условиях профессиональной деятельности личное мастерство и профессионализм хирурга — более значимы, чем межличностные отношения врач-пациент. По этому пункту опросника контрольная группа в нашем исследовании показала результаты, более приближенные к результатам хирургов. Дело в том, что охранная деятельность предполагает, в основном, наблюдение за деятельностью других людей без необходимости прямых личных контактов или с ограниченным контактированием (сотрудники организации и изредка — посетители), или даже при полном отсутствии внешнего общения (например, изолированное помещение, оснащенное аппаратурой наблюдения). Тем не менее, особенности профессиональной деятельности охранника предполагают его внимательность и корректность, положительное внешнее оценивание, т.к. он является «визитной карточкой» организации, которую он представляет, лицом, которое первым контактирует с любым пришедшим в офис человеком.

Тем не менее, уровень самоотношения во всех группах наших испытуемых достаточно высок и говорит о в целом положительном принятии себя как профессионала. Это объясняется и большим профессиональным опытом работы, и возрастным цензом наших респондентов (37−56 лет). Поэтому межгрупповые различия по t-критерию Стьюдента оказались не столь значительны:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ психологической структуры образа мира и роли образа мира в профессиональной деятельности позволил сделать следующие выводы:

1. Общей для большинства исследователей является трактовка образа мира как целостной многоуровневой системы представлений человека о мире, других людях, о самом себе и своей деятельности, наиболее адекватно передающая субъективный, активный и целостный характер презентации мира человеку.

2. Понятие образ мира в настоящий момент имеет различные интерпретации и выступает в различных своих аспектах в несовпадающих теоретико-экспериментальных контекстах. Наименее разработанным является вопрос о структуре образа мира и ее компонентах. Ученые сходятся во мнении, выделяя сверхчувственные компоненты образа мира — значение и смысл, и уровни образа мира. Исследователи также выделяют факторы внешней (явления окружающего человека внешнего мира, влияющие на формирование, развитие и функционирование образа мира) и внутренней (компоненты психической жизни, находящиеся в отношениях взаимообусловленности с феноменом образа мира) детерминации.

3. Образ мира в процессе своего формирования и функционирования испытывает многочисленные влияния со стороны внешних факторов, взаимообусловлен со многими элементами психической жизни и детерминирован особенностями профессиональной и культурной общности (как системы, задающей видение окружающего мира, характеризующейся типичным образом жизни и деятельности ее представителей).

4. Обзор научных и экспериментальных исследований образа мира позволяет считать образ мира инициирующей, ориентирующей, регулирующей основой профессиональной деятельности человека. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной социально-профессиональной группы типичные особенности, образ мира личности оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность.

5. У представителей разнотипных профессий складываются различные типы образа мира, которые и определяют специфику восприятия окружающей действительности своих обладателей.

6. Восточные и западные лечебные практики — это принципиально различные модели врачевания. Различия в медицинских концепциях и вытекающих отсюда принципах лечения находят свое выражение в различиях лечебных деятельностей специалистов восточной и западной медицины, находящих свое отражение в особенностях их образа мира.

7. Профессиональные особенности образа мира врача, занимающегося восточными лечебными практиками, его мышления и стиля его профессиональной деятельности базируются на концепциях, выработанных восточной философией и медициной, и его сегодняшние проявления прямо вытекают из восточной врачебной специфики, характеризуются некоторым преломлением через сферу современной научной медицины.

По результатам теоретического и эмпирического анализа нами был выделен ряд особенностей образа мира профессионалов исследованных нами групп, представленных в таблице № 9.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Семантические характеристики профессиональной направленности медиков: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М.: МГУ, 1993. -21 с.
  2. Г. С. Практическая психология: Учеб. для студентов вузов. — 4-е изд. перераб. и доп. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 512 с.
  3. Г. С., Юдчиц Ю. А. Психология в медицине: Учеб. пособие. — М.: ЛПА «Кафедра-М», 1998. 272 с.
  4. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. — М.: Прогресс, 1973.-300 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С. Л. Рубинштейна // Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки, воспоминания, материалы. К 100-летию со дня рождения. М.: 1989
  6. С.А. и др. Прикладная статистика: исследование зависимостей.- М.: Изд-во Финансы и статистика, 1985. 487 с.
  7. Г. Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? Критерии таксономической парадигмы // Иностранная психология. — 1993. — № 2. — С. 9−24.
  8. Т.А., Дорофеева P.M. Социально-психологическая компетентность студентов-медиков: проблемы, возникающие в процессе общения с больными // Мир психологии. 2000. — № 4. — С. 217−219.
  9. М.А. Проявление личностной ригидности в динамике становления профессиональных установок: Автореф. дисс. канд. психол. наук.- Барнаул, 2002. С. 3−22.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания. — СПб: Питер, 2001.-272 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2001. — 288с.
  12. Г. М. Наследие А.Н. Леонтьева и современная психология социального познания // Мир психологии. 2003. — № 2. — С. 124−135.
  13. Г. М. Психология социального познания. -М.: Изд-во Аспект Пресс, 1997.-239 с.
  14. Е.Н. Изучение самоотношения, как структурно-динамической системы, у подростков с различной проблемной нагруженностью // http:// www.mmforce.net
  15. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия //Психологический журнал. 1993. — № 2. — С. 3−17.
  16. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики/Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука- Смысл, 1999. — 350 с.
  17. Е.Ю. Психология и математика. Модели субъективного мира // Вестник МГУ. -1990. Сер. 14, Психология. — № 3. — С. 4−15.
  18. Е.Ю., Вяткин Ю. Г. Психосемантические методы описания профессии // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 127−133.
  19. Е.Ю., Серкин В. П., Стрелков Ю. К. Описание структуры субъективного опыта: контекст и задачи. // Мышление, общение, опыт. — Ярославль, 1983. 206 с.
  20. Е.Ю., Стрелков Ю. К. Профессиональная составляющая образа мира // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром: Сб. науч. трудов. — Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1988. С. 52−65.
  21. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-767 с.
  22. А.Г. Неодеятельностная парадигма в мышлении XXI века: деятельность как существование (из доклада на международной конференции, посвященной 100-летию А.Н. Леонтьева) // Мир психологии. 2003. — № 2. — С.155−158
  23. А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемынеклассической психологии. М.: Смысл, 2002. — 480 с.
  24. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
  25. А. А. Концепция А.Н. Леонтьева о формировании личности и ее значение для модернизации системы образования // Мир психологии. — 2003.- № 2. С. 135−139.
  26. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб: Изд-во «Речь», 2000. — 440 с.
  27. В.А. Психологическое исследование проблемы профессионализации личности профессионала. М.: Наука, 1991. — 320 с.
  28. В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. -М.: ПЕР СЭ, 2001.-511 с.
  29. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: Институт психологии АН СССР, 1991.-С. 3−27.
  30. В.А., Иванов А. В. Логико-информационный подход к интенсификации системно-деятельностного процесса формирования психики человека как психологическая проблема // Мир психологии. 2003. — № 2 — С. 167−175.
  31. Е.М. Индивидуальность и профессия / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. М.: Знание, 1991.
  32. Л.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль, 1978. 216 с.
  33. Н.С., Олешкеевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка М.: Институт общегуманитарн ых исследований, 2001. — 352 с.
  34. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике.- М.-СПб: Питер, 1999. 528 с.
  35. Е.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии // http://hpsy.edu.mhost.ru
  36. Е.Е. Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии // http://hpsy.edu.mhost.ru
  37. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.-283 с.
  38. JI.C. Мышление и речь // Выготский JI.C. Собр.соч. В 6-ти т. — М.: Педагогика, 1982. Т. 2. — 504 с.
  39. JI.C. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Мэдок», 1996. 512 с.
  40. JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  41. Е.И. Проблемы изучения художественной картины мира // Вопросы философии. 1983. — № 10. — С. 146−148.
  42. Р.В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. М.: Наука, 2001. — 167 с.
  43. Г. Культура, контекст, развитие // Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб: Питер, 2003. — С. 174−199.
  44. Г. Д. Национальные образы мира. — М., 1995. 480 с.
  45. Г. Д. Европейские образы пространства и времени // Культура, человек и картина мира / Под ред. А. И. Арнольдова, В. А. Крутикова. — М.: Наука, 1987.-С. 262−299.
  46. Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 192 с.
  47. А.А. Актуальные проблемы изучения образного мышления // Вопросы психологии. -1984. № 1 — С. 198−226.
  48. Г. Основы психологического эксперимента. М.: Изд-во МГУ, 1982.-463 с.
  49. Т.П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком // Культура, человек и картина мира /Под ред. А. И. Арнольдова, В. А. Крутикова. М.: Наука, 1987. — С. 262−299.
  50. В., Некрасова Е. Философская антропология: Учеб. пособие для вузов. М.: ЦБР СЭ- СПб: Университетская книга, 2000. — 240 с.
  51. А.Я. Категории средневековой культуры. М, 1974. — 318 с.
  52. П.С. Философия: Учебник для психологов. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.- 1128 с.
  53. В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности // Психологический журнал. — 1992. № 2. — С. 3−13.
  54. А.А. Акмеологические основы развития профессионала. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.-752 с.
  55. А. А. Идеи А.Н. Леонтьева и акмеология // Мир психологии. — 2003.- № 2.-С. 158−167.
  56. А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 2000. — 391 с.
  57. М.А. Психологический анализ системы человек — профессиональная среда // Вестник ЛГУ. Серия 6. Психология, 1990. Вып.1. -С. 82−90.
  58. С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человек // Ползуновский вестник. — 2004. — № 3. — С. 200−208.
  59. В.Н. Структура и логика психологического исследования. — М.: ИП РАН, 1993.-120 с.
  60. В.Н. Экспериментальная психология. СПб: Питер, 2000. — 320 с.
  61. И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С. 20−29.
  62. Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психол. журн. 1998. Т. 19. — № 4. — С. 80−87.
  63. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.-336 с.
  64. Д.Н. Профессиональное развитие и профессиональное мышление // Вестник Балтийской педагогической академии: Научное издание БПА.-СПб: Изд-воБПА, 1998.-Вып. 18.-С.71−75.
  65. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн. 1997. — № 6. — С. 35−44.
  66. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. -М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.
  67. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д. Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. СПб: Речь, 2003. -144 с.
  68. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии.- 1991.- № 2. -С. 15−36.
  69. В.П. От генезиса ощущений к образу мира // А. Н. Леонтьев и современная психология (Сб. статей памяти А.Н. Леонтьева) / Под ред. А. В. Запорожца и др. -М., 1983. С. 140−149.
  70. В.А. Анализ потребностно-мотивационной сферы с позиции теории деятельности // Мир психологии. 2003. — № 2 — С. 139−145.
  71. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 93 с.
  72. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. — 512 с.
  73. В.Р. Формирование естественнонаучного миропонимания школьников. — М., 1993. 192 с.
  74. Ф.С. Профессиональный опыт специалиста в организации и на рынке труда. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 1999. — 208 с.
  75. М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект). Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1974. -С. 75.
  76. В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992. — 246 с.
  77. С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / Под науч.ред. А. Л. Тулупьева. СПб: «Речь», 2002. — 134 с.
  78. М., Столин В. В. Психосемантические различия личностных смыслов // Вестник МГУ. 1983. — Сер. 14. — Психология. — № 3. — С. 13−22.
  79. А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. — СПб: «Речь», 2001.- 112 с.
  80. .Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, Ленингр. отд., 1982.-271 с.
  81. Ким У. Культура, наука и этнокультурная психология: Комплексный анализ // Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб: Питер, 2003. -С. 98−134
  82. Е.А. Введение в психологию труда. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-199 с.
  83. Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. — 1992. — № 3. — С. 3−12.
  84. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова.— М.: Изд-во МГУ, 1982.— С. 74—77.
  85. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского унта, 1969.-278 с.
  86. Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990. — 547 с.
  87. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: Изд-во МГУ, 1995.-224 с.
  88. Е.А. Основы психологии: Учеб. для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 462 с.
  89. Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира // Вестник МГУ.-1995а.- № 1.- С. 8−18.
  90. Е.А. Психология профессионала. -М.-Воронеж: «МОДЭК», 1996. -400 с.
  91. Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 512 с.
  92. Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопросы психологии. 1983. — № 1.- С. 102−108.
  93. Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учеб. пос. / Е. А. Климов. — М.: Моск. психолого-социальный институт: Флинта, 2003.-320 с.
  94. Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 22.
  95. В.Е., Шептенко О. Б. Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности // http://bspu.secna/ru/Jornal
  96. Н.Н. Влияние профессиональной составляющей образа мира на формирование образа-Я: Дисс. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2003.
  97. Р., Боухал М. Психология в медицине. — Прага: Авиценум, 1983.
  98. Н.Н. Смысловые структуры в картине мира личности // XII Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира». Москва, 2−4 июня 1997 г. М.: Изд-во МГЛУ, 1997.-85 с.
  99. Н.В., Оссовский В. Л. Ценности профессиональной деятельности. Киев, 1986. — 150 с.
  100. М.Е. Поэзия Древнего Китая: Опыт культурологического анализа. СПб: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. — 544 с.
  101. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. — 431 с.
  102. И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях: Автореф. дисс. канд. психол. наук. — М., 2000. 24 с.
  103. Культура, человек и картина мира / Под ред. А. И. Арнольдова, В. А. Кругликова. -М.: Наука, 1987. 352 с.
  104. Н.Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. М., 1984. — 272 с.
  105. А. А. Деятельный ум. М.: Смысл, 2001 — 392 с.
  106. А.А. Психология общения. -М.: Смысл, 1997. С. 6.
  107. А.Н. Избранные психологические труды: В 3 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — 318 с.
  108. А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000. — 500с.
  109. А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. М., 1977. — С. 5361.
  110. А.Н. Психология образа // Вестн. Моск. ун-та. — Сер. 14. — Психология. 1979. — № 2. — С. 3−13.
  111. Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. — СПб: Питер, 2001.-С. 372−376.
  112. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 480 с.
  113. Д.А., Смирнов С. Д. Неопубликованные материалы А.Н. Леонтьева по психологии образа мира // Вестник МГУ. — 1986. — Сер. 14. — Психология. — № 3.- С. 71−76.
  114. Ю.П., Изуткин A.M., Матюшин И. Ф. Медицина и гуманизм. — М., 1984.-С. 45.
  115. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журн. — 1981-Т. 2.-№ 5.-С. 3−22.
  116. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1989.-444 с.
  117. А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М.: Изд-во МГУ, 1975.-253 с.
  118. А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Холмской. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1998. — 336 с.
  119. С.В. К вопросу о теории сознания в культурно-историческом и деятельностном подходах к объяснению психических явлений // Мирпсихологии. 2003. — № 2. — С. 95−103.
  120. М.К. Психологическая топология пути. СПб, 1997 — 576 с.
  121. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 312 с.
  122. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М.: Наука, 1987. 450 с.
  123. Д.А. Образ мира как внутренний фактор развития личности студента педагогического вуза: Дисс.. канд. психол. наук. Ставрополь, 1999.
  124. Е. Я Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения / Пер. с польск. Е.В. Новиковой- Вступ. ст. и общ. ред. А. А. Бодалева,
  125. A.Б. Добровича. М.: Прогресс, 1986. — 254 с.
  126. В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практ. рук. -М.: МЕДпресс, 1998.
  127. А. Образ и бессознательное: Учеб. пос. по интерпретации образов и сновидений /Пер. с итальянского — М.: ННБФ «Онтопсихология», 2000.-448 с.
  128. Т.JI. Структура и развитие профессионального самосознания: Дисс. докт. психол. наук. — М., 1999.
  129. Мир профессий: Человек человек / Сост. Р. Д. Каверин. — М.: Знание, 1986.-300 с.
  130. JT.M. Психология профессионального развития учителя. — М.: Флинта: Моск. психолого-социальн. ин-т, 1998. — 200 с.
  131. JT.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. — 1997. — № 4.-С. 28−38.
  132. К.Г. Космогонические образы мира: между Западом и Востоком // Культура, человек и картина мира / Под ред. А. Л. Арнольдова,
  133. B.А.Кругликова. М.: Наука, 1987. — С. 227−262.
  134. У. Познание и реальность. М., 1981. — 230 с.
  135. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. — СПб:
  136. Изд-во СПбГУ, 1996. 176 с.
  137. Г. Н., Гусарова Г. И., Павлов В. В. Психология и этика общения с пациентом. Психология и этика общения в системе «врач пациент». — Самара: ГП «Перспектива», 2003. — 372 с.
  138. Образ специалиста как ведущий компонент самосознания // http:// ripo.unibel.by
  139. Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Метод, пос. М.: «Маркетинг», 2004. — 184 с.
  140. В.Ф. Лекции по психосемантике. — Самара, 1997. 237 с.
  141. В.Ф. Психосемантика сознания. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-208 с.
  142. В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пос. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997а.- 400 с.
  143. В.Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания: на материале политического менталитета. М.: Изд-во МГУ, 1997.-214 с.
  144. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. — Психология. — 1984. — № 4. — С. 13— 21.
  145. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 160 с.
  146. А.Н. Образ мира и вопросы сознательности учения: современный контекст // Вопросы психологии. — 2003. № 2. — С. 122−131
  147. Л.Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. — СПб.: Речь, 2000.-298 с.
  148. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб: Речь, 2001. — 688 с.
  149. Практикум по инженерной психологии и эргономике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. К. Сергиенко, В. А. Бодров, Ю. Э. Писаренко и др.- Под ред. Ю. К. Стрелкова. — М.: Изд. центр «Академия», 2003.-400 с.
  150. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пос. / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В.М.
  151. Снеткова. СПб: Речь, 2003. — 448 с.
  152. Проективная психология / Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 528 с.
  153. Проблемы профессиональной социализации личности: коллект. монография / Под ред. JI.M. Митиной. Кемерово: Кемер. ун-т, 1996. — 240 с.
  154. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — Москва-Воронеж, 1996. 260 с.
  155. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пос. М.: «Академия», 2001. — 480 с.
  156. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: Институт психологии АН СССР, 1991. — 234 с.
  157. Психологические проблемы профессиональной деятельности. — М., 1991.-320 с.
  158. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1999.
  159. Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб: Питер, 2003. -718 с.
  160. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб: Питер, 2001. — 480 с.
  161. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. -М., 2001. — С. 12−94.
  162. О.Н. О понятии успешность трудовой деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14. — Психология. — 1996. — № 3. — С. 51−60.
  163. Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб: Речь, 2002.-416 с.
  164. Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. — М.: Дидакт- 1992. 256 с.
  165. Российский менталитет / Коллект. моногр. под. ред. К.А. Абульхановой-Славской, М. И. Воловиковой. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1996. -136 с.
  166. Н.А. Изучение оценочных эталонов и социальных стереотиповс помощью семантических измерений // Вопросы психологии. — 1981. № 5. -С. 96−105.
  167. А.П. Профессиональная направленность личности. Теория и практика воспитания. Алма-Ата, 1990. — 336 с.
  168. Ю.М. Демифологизация магии: Монография. Уссурийск: Издательство УГПИ, 2003. — 154 с.
  169. В.П. Категории: «Образ мира» и «Образ жизни» // Ученые записки кафедры психологии СМУ. Вып. 3. Магадан: Кордис, 2003. — С. 110 125.
  170. В.П. Методы психосемантики: Учеб. пос. для студентов вузов / В. П. Серкин. М.: Аспект Пресс, 2004. — 207 с.
  171. В.П. Образ мира и образ жизни. Магадан: Изд-во СМУ, 2005. -331 с.
  172. В.П., Сиротский В. Е. Психосемантика: на пути к моделированию // Вестник МГУ. 1990. — Сер. 14. — Психология. — № 3. — С. 28−33.
  173. В.П., Стрелков Ю. К. Структуры и временные характеристики образа мира // Ученые записки кафедры психологии СМУ. Вып. 2. Магадан: Кордис, 2002.-С. 91−135.
  174. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2000.-350 с.
  175. П.И., Парняков А. В. Введение в клиническую психологию: Т.1.: Учебник для студентов медицинских вузов. -М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 416 с.
  176. С.Д. К психологии образа // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1986. — № 3. — С. 72−76.
  177. С.Д. Мир образов и образ мира // Вестн. Моск. ун-та, серия 14. Психология. 1981. № 2. — С. 15−29.
  178. С.Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения. (К 90-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева) // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С.94−102.
  179. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 304 с.
  180. С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения. — М.: Изд-во МГУ, 1985. 235 с.
  181. Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 3. Социальные представления и мышление личности: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 2002. — М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2002.-288 с.
  182. Е.Т. Изучение личностных особенностей и самосознания при пограничных личностных расстройствах // Е. Т. Соколова, В. В. Николаева. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. -М., 1995.
  183. С.Л. Индивидуальные психологические особенности личности врача: СПб, ГОУВПО СПбГМА им. И. И. Мечникова, МЗ РФ, 2001. -56 с.
  184. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. — СПб, 1995. — 450 с.
  185. B.C. Эпоха перемен и сценарий будущего. Избранная социально-философская публицистика. -М., 1996. — 175 с.
  186. А.П. Понятие «образа мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания // Вестник МГУ. Сер. 14. — Психология. — 1987. — № 3. — С. 26−37.
  187. А.П. К вопросу о психологической классификации значений // Вестник МГУ. Сер. 14. — Психология. — 1983. — № 1. — С. 22−30.
  188. В.В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании // Вестник МГУ. — Сер. 14. Психология. — 1982.-№ 3.-С. 38−47.
  189. В.В., Наминач А. П. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления // Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С. 34
  190. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пос. М.: Изд. центр «Академия" — Высшая школа, 2001. — 360 с.
  191. Ю.К. Операционально-смысловые структуры профессиональ-ного опыта // Вестник МГУ. Сер. 14. — Психология. — 1990. — № 3. — С. 50−55.
  192. Г. В. Введение в математико-психологическую теорию деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — 220 с.
  193. В.А. Психология лечебного процесса. Л.: Медицина, Ленингр. отд-ние, 1984. — 191 с.
  194. Г. А. Культура Китая: Словарь-справочник. — М.: «Муравей», 1999.-381 с.
  195. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева / Под ред. А. Е. Войскунского, А. Н. Ждан, O.K. Тихомирова. -М: Изд-во «Смысл», 1999. 429 с.
  196. Е.В. Психология обыденного сознания. -М.: Изд-во «Смысл», 2001.-263 с.
  197. И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестник МГУ. Сер. 14. — Психология. — 1990. — № 3. — С. 42−50.
  198. А.А. Копинг-поведение врача и больного в процессе преодоления болезни: Дисс. д-ра психол. наук. СПб, 1998.
  199. Е.В. Отношения в системе «наставник молодой специалист» в процессе профессионализации: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — М., 2004.-С. 3−24.
  200. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982. 185 с.
  201. В.Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. — 688 с.
  202. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. 158 с.
  203. А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб: Речь, 2002.480 с.
  204. А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С. 34−46.
  205. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. / Пер. с англ. М. — К.: ЗАО «Совершенство» — «Port-Royal», 1997. — 384 с.
  206. Юнг К. Г. Психология и алхимия. М.: Рефл-бук: Ваклер, 1997. — 592 с.
  207. П.Р. Психологические особенности профессионального образа мира личности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 2003. 22 с.
  208. Ю.С. Субъективные критерии эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек-человек»: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2004. — 24 с.
  209. С. Культура и контроль // Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб: Питер, 2003. — С. 359−390.
  210. .А. Динамика мотивационно-потребностной сферы развивающейся личности врача // http://www.psyedu
  211. Каким Вы себе представляете окружающий Вас МИР?
  212. Просим Вас описать Ваш ОБРАЗ МИРА с помощью предложенных пар определений.
  213. Пары определений обозначают противоположные характеристики ОБРАЗА МИРА.
  214. Ставьте крестик тем ближе к правому или левому определению, чем выраженнее, на Ваш взгляд, эта характеристика Вашего ОБРАЗА МИРА. Если крестик ставится под цифрой 3, это означает, что Вы считаете это определение наиболее соответствующим данной оценке.
  215. Если вы не можете определиться с выбором ответа поставьте среднюю оценку, т. е. «О».
  216. Результаты семантического дифференциала: значение и вес выделенных факторов (группа врачей ЗВЛП)
  217. Переменные Факторы подвергнуты ортогональному вращению Varimax normalized) Группа врачей ЗВЛП Извлечение: Метод главных компонент (Выделены значения > .700 000)
  218. Expl.Var 4.228 553 3.996 059 3.132 726 3.225 289 2.986 613 2.960 699 2.467 561
  219. Prp.Totl 0.15 661Э 0 148 002 0.116 027 0 119 455 0 I 10 639 0.1 096 561
  220. Характеристическое (собственное) значение (СД группа врачей ЗВЛП) Извлечение: Метод плавных компонент
  221. Собственное % Полной Накопленное Совокупный
  222. Результаты семантического дифференциала: значение и вес выделенных факторов (группа хирургов)
  223. Переменные Factor Loadings (Varimax normalizec Метод главных компонент (Выделены цветом значения >, 700 I) — Группа хирургов 000)
  224. ExpLVar 4.269 492 5.5337ё9 6.58 405 3.599 196 4.751 657 2,348 838
  225. Prp.Totl 0.158 129 0.204 955 0.224 385 0,133 304 0.1 759 871 0.86 994!
  226. Характеристическое (собственное) значение (СД группа врачей ЗВЛП) Извлечение: Метод главных компонент
  227. Собственное % Полной Накопленное Совокупный
  228. Результаты семантического дифференциала: значение и вес выделенных факторов (контрольная группа)
  229. Факторы подвергнуты ортогональному вращению (Varimax normalized) Контрольная группа Извлечение: Метод главных компонент
  230. Выделены значения >, 700 000)
  231. Expl.Var 4.153 000 3 264 223 0 120 897 2.696 428 0.99 868 2.761 290 0.102 270 3.37 500 112 500 2.259 919 2.261 403 0.83 756 2.760 855
  232. Prp.Totl 0.153 315 0.83 701 0.1 022 541
  233. Характеристическое (собственное) значение (СД контрольная группа) Извлечение: Метод главных компонент
  234. Собственное % Полной Накопленное Совокупный
Заполнить форму текущей работой