Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение долговечности вкладышей подшипников скольжения, изготавливаемых из композиционных материалов на основе растительных полимеров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана трибодинамическая модель подшипника скольжения с анизотропным вкладышем. Построенные амплитудно-частотные характеристики для древесного, древесно-металлического и металлического вкладышей показали, что резонанс системы наступает при частотах возмущения порядка 104 1/с. Полученные данные справедливы для систем с одной степенью свободы, что не характерно для реальных конструкций… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ состояния вопроса использования древесных материалов для изготовления подшипников скольжения и применение экспертных систем при проектировании узлов трения. д
    • 1. 1. Применение подшипников скольжения, и триботехнические свойства материалов, используемых для их изготовления
    • 1. 2. Методы совершенствования антифрикционных свойств материалов вкладышей подшипников скольжения. ^
    • 1. 3. Развитие математических моделей и методик расчета триболо-гических систем, работающих в условиях динамического нагружения
  • 2. Разработка древесно-металлических подшипниковых материалов с использованием системы автоматизированного проектирования
    • 2. 1. Обоснование требований к свойствам материалов для изготовления вкладышей подшипников скольжения и разработка новых композиционных материалов на основе прессованной древесины. ^
    • 2. 2. Задача определения температуры в зоне контакта вкладыша и вала для подшипника скольжения с анизотропным вкладышем
    • 2. 3. Разработка информационной системы, ориентированной для решения задач трибологического материаловедения
    • 2. 4. Создание базы знаний экспертной системы выбора антифрикционных металлических материалов для древесно-металлических вкладышеи подшипников скольжения
  • 3. Обоснование конструктивных параметров древесно-металлических вкладышей подшипников скольжения, исходя из эксплуатационных требований к узлам трения. 6(
    • 3. 1. Решение стационарной задачи теплопроводности для подшипника с анизотропными свойствами вкладыша
    • 3. 2. Разработка трибодинамической модели древесно-металлического подшипника скольжения, работающего в условиях нормального гармонического нагружения
  • 4. Экспериментальное исследование влияния металлических элементов на температуру древесно-металлического материала, сопоставление теоретических и экспериментальных результатов
    • 4. 1. Исследуемые материалы и подготовка образцов
  • q
    • 4. 2. Методика проведения испытаний и анализ полученных резульfc татов
    • 4. 3. Анализ результатов экспериментальных исследований. g
  • 5. Производственные испытания и оценка экономической эффективности внедрение результатов выполненной работы
    • 5. 1. Описание условий проведения производственных испытаний и технология изготовления натурных образцов подшипников скольжения
    • 5. 2. Методика проведения производственных испытаний и анализ
  • 4. полученных результатов
    • 5. 3. Расчет экономического эффекта от внедрения полученных результатов

Повышение долговечности вкладышей подшипников скольжения, изготавливаемых из композиционных материалов на основе растительных полимеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития экономики в России остро встают вопросы эффективного проектирования, производства и эксплуатации машин и оборудования при обеспечении их высокой работоспособности, что достигается за счет повышения долговечности, высоких технико-экономических показателей, экологической чистоты технологий. При этом, понятие эффективное проектирование предполагает применение компьютерных технологий и вычислительных систем, а производство машин должно основываться на использовании ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий.

В современных машинах и механизмах наибольшая потеря энергии и мощности происходит в узлах трения. Особенно это касается узлов трения скольжения, к которым относятся столы, суппорты, направляющие, опоры скольжения и т. д. Общие рекомендации по уменьшению потерь энергии сводятся к замене скольжения качением, однако, в ряде случаев это не возможно, что связано с ограничениями размеров узла, особенностями конструкции, условиями работы и т. д. Благодаря глубоким исследованиям трения скольжения, разработано большое количество эффективных антифрикционных материалов, среди которых известны группы антифрикционных чугунов, бронз, баббитов и т. д. Эти и другие материалы с успехом применяются в узлах трения различных машин. Однако для некоторых условий работы, к которым можно отнести действие химически активных сред, динамическое на-гружение, наличие абразива в зоне фрикционного контакта и т. д., достигнутый уровень трибологических характеристик материалов недостаточен для обеспечения работоспособного состояния машины. Поэтому, задача повышения триботехнических свойств материалов остается важной по сей день.

Опыт применения подшипников скольжения с вкладышами из растительных полимеров, в частности, твердых пород древесины, модифицированной древесины, древесных пластиков, в узлах машин деревообрабатывающей, машиностроительной, химической, текстильной и других отраслях промышленности показывает, что по эксплуатационным характеристикам для ряда условий работы они превосходят подшипники скольжения с баббитовыми, бронзовыми, чугунными вкладышами.

Вместе с тем, проблема повышения долговечности вкладышей подшипников скольжения из растительных полимеров остается не решенной. Недостаточно исследованы вопросы моделирования динамических процессов при трении, особенно применительно к вкладышам подшипников скольжения из растительных полимеров, которые обладают специфической совокупностью упруго-диссипативных характеристик.

Анализ путей повышения работоспособности подшипников скольжения с вкладышами из растительных полимеров показывает, что перспективным направлением является разработка древесно-металлических материалов, совершенствование составов и технологий пропитки вкладышей в совокупности с созданием более функциональных конструкций подшипников скольжения.

Для решения данной проблемы представляется целесообразным применение средств автоматизированного проектирования для выявления оптимального сочетания триботехнических свойств.

Анализ систем автоматизированного проектирования выявил недостаток научных разработок в этом направлении, применение существующих методов ограничено простейшими моделями и не учитывает современных научных представлений и накопленный опыт.

Выше изложенное определяет актуальность решения задачи повышения долговечности вкладышей подшипников скольжения из растительных полимеров и необходимость разработки информационной системы для автоматизированного решения задач проектирования подшипников скольжения.

Цель работы — разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение долговечности материала вкладышей подшипников скольжения из растительных полимеров с созданием и использованием средств автоматизированного проектирования.

Для достижения намеченной цели настоящей работы, поставлены следующие основные задачи:

1. На основании анализа характеристик подшипников скольжения выделить группу свойств определяющих их качество и разработать методику автоматизированного выбора подшипниковых материалов и конструкций подшипников скольжения. Разработать информационную систему для решения задач трибологического материаловедения;

2. На основании анализа трибологических свойств прессованной древесины разработать алгоритм проектирования новых материалов на основе прессованной древесины;

3. Разработать конструкцию подшипника скольжения, обладающего достаточной для рассматриваемых узлов трения работоспособностью в условиях повышенных нагрузок, скоростей скольжения и абразивной среды;

4. Выполнить теоретическое обоснование разработанной конструкции и методики создания материалов с применением методов математического моделирования;

5. Разработать трибодинамическую модель подшипника скольжения с вкладышем из модифицированной древесины и выполнить сравнительный анализ динамических характеристик подшипника новой конструкции;

6. Разработать методику и выполнить экспериментальные исследования трибологических характеристик подшипника скольжения, в котором применяется вкладыш из древесно-металлической композиции, работающего в условиях самосмазывания;

7. Выполнить анализ результатов теоретических и экспериментальных исследований, разработать рекомендации по эксплуатации подшипника скольжения и выполнить расчет экономического эффекта от внедрения результатов НИР;

Методика исследования. В работе использованы современные методы комплексной оценки трибологических свойств подшипниковых материалов, проектирования композиционных материалов и определения их свойств.

Применялись методы для экспериментального определения трибологических свойств материалов, математического моделирования температурного поля подшипника скольжения, для моделирования трибологических и динамических систем. Использовались математические пакеты и систем автоматизированного проектирования для расчета и проектирования узлов и деталей машин.

Научную новизну работы составляют:

— методология создания новых композиционных материалов на основе модифицированной древесины;

— методика автоматизированного выбора материалов и базовых конструкций подшипников скольжения с использованием экспертных подсистем, учитывающая комплекс трибологических, экономических и экологических параметров;

— трибодинамическая модель подшипника скольжения с вкладышем из древесно-металлического композиционного материала, позволяющая оценить влияние металлической составляющей древесно-металлического вкладыша подшипник скольжения на амплитудно-частотную характеристику системы и коэффициент трения;

— подшипник скольжения с вкладышем из древесно-металлического композиционного материала, обладающего повышенной долговечностью и грузоподъемностью;

Практическую ценность представляют:

— система методических разработок и рекомендаций по проектированию древесно-металлических композиционных материалов;

— новая конструкция подшипника скольжения с вкладышем из древесно-металлического композиционного материала, отличающегося повышенной долговечностью;

— компьютерная программа определения и анализа стационарного температурного поля подшипника скольжения с древесно-металлическим вкладышем с учетом анизотропии свойств материала;

— компьютерная программа обработки трибологической информации, предназначенная для решения задачи оптимального выбора подшипниковых материалов на основе использования экспертных систем;

Достоверность полученных результатов и выводов подтверждается их сопоставлением с известными теоретическими решениями, а также исследованиями других авторов и применением стандартных методик при постановке и проведении экспериментальных исследований, оценке статистических характеристик полученных результатовсопоставимостью теоретических, экспериментальных и натурных результатов испытаний.

Апробации и реализация результатов. Основные теоретические, методические и практические результаты и рекомендации, содержащиеся в диссертации, апробированы в следующих формах:

— обсуждались и были одобрены на международных научно-практических конференциях, проходивших в Брянской государственной инженерно-технологической академии (БГИТА, 1999;2003), Брянском государственном техническом университетеа также региональных научно-практических конференциях;

— использованы в учебной работе БГИТА в рамках изучения курсов «Информатика», «Надежность машин»;

— апробированы на ООО «БрянскТекстиль»;

Работа над п. 1.3, п. 2.3, п. 3.2 велась совместно и с использованием материалов предоставленных кандидатом технических наук Евельсоном Львом Игоревичем.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения. Общий объем работы 152 страниц машинописного текста, включая 11 таблицы, 38 рисунка и списка литературы, включающего 143 наименования.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. Анализ основных причин повреждений и отказов вкладышей подшипников скольжения из модифицированной древесины показал, что долговечность вкладыша определяется антифрикционными, теплофизическими, прочностными, упруго-диссипативными свойствами материала, а также конструкционными особенностями подшипника.

2. Предложен новый подход к проектированию подшипников скольжения с вкладышами из прессованной древесины, обеспечивающий повышение теплопроводности, грузоподъемности и допускаемых скоростей скольжения, путем создания древесно-металлических композиционных материалов. Подтверждена эффективность предлагаемого способа на примере упрощенной методики решения температурной задачи.

3. Для создания древесно-металлических композиций, на базе разработанной компьютерной программы для решения задач трибологического материаловедения, составлена экспертная система выбора металлических антифрикционных материалов с учетом задаваемых условий эксплуатации.

4. Разработан алгоритм оптимального выбора материалов и конструкций древесно-металлического подшипника скольжения, включающий формирование условий работы подшипника, получение рекомендаций экспертной системы по выбору антифрикционного металлического материала, определение оптимальной объемной доли металлической составляющей.

5. Разработана стационарная температурная модель подшипника скольжения с учетом анизотропии свойств древесной основы и наличия металлических вставок. Для реализации численного алгоритма решения температурной задачи, разработана специализированная компьютерная программа. Результаты вычислений, для различных пород древесины показали, что плотность древесины оказывает незначительное влияние на температуру материала вкладыша.

6. На основании решения температурной задачи установлено, что формой металлических элементов является тавр, для которого разработан алгоритм определения размеров, использующий результаты решения задачи оптимизации объемной доли металла в древесно-металлическом композиционном материале.

7. Разработана трибодинамическая модель подшипника скольжения с анизотропным вкладышем. Построенные амплитудно-частотные характеристики для древесного, древесно-металлического и металлического вкладышей показали, что резонанс системы наступает при частотах возмущения порядка 104 1/с. Полученные данные справедливы для систем с одной степенью свободы, что не характерно для реальных конструкций, поэтому результат представляет теоретический интерес для создания перспективных конструкций. Отмечается, что в области резонансных частот наблюдается минимум коэффициента трения, величина которого обратно пропорциональна модулю упругости материала.

8. Полученные результаты экспериментальных исследований сопоставимы с результатами расчетов, выполненных по упрощенной методике и численно. При этом, максимальная относительная погрешность экспериментальных и теоретических значений составила около 10%. Разработаны конструкции и технология изготовления подшипника скольжения с древесно-металлическим вкладышем.

9. Результаты производственных испытаний подшипников скольжения с древесно-металлическим вкладышем, проведенные на ОАО «БрянскТек-стиль» показали, что они обеспечивают работоспособность прядильной машины «Cognetex», без снижения качества продукции и способствуют уменьшению уровня шума работающей машины. Годовой экономический эффект от внедрения результатов работы составил около 39 785 руб.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.С. 1 783 184 А1 МКИ F 16С 33/18 Подшипниковый узел/ В. А. Шамаев, Г. К. Гауврилов и О. В. Шамаев, Воронежский лесотехнический институт, Заявл. 01.04.91 — опубл. 23.12.92 Бюл.№ 47
  2. А.С. 2 001 324 С1 МКИ 5 F16 С 33/24, Пара трения/Хапин Г. Ф., Мокро-носов Е.Д., Лузгин В. В., Меркушев А. А., Вайнштейн Б. Н., Желобов Н. Г., Шкляев Ю. В, Пермский машиностроительный завод, Заявл. 31.01.91, опубл. 15.10.93- Бюл.№ 37−3 8
  3. А.С. 2 084 717 МКИ 6F16 С 33/18, Подшипник скольжения/Селезнев Ю.В., Селезнева Н. П., Большое В. В., Зинкин В. Н., Украинский государственный морской технический университет, Заявл. 16.09.92, опубл. 20.07.97
  4. А.С. № 2 097 613 РФ, МПК F16C17/14 Подшипник скольжения/ Кущев И. Е. Опубл. 20.02.1998, Бюл. № 5
  5. А.С. № 1 110 952 СССР, МКИ F16 С 33/18. Подшипник сухого трения/ В. А. Шамаеа, М. В. Цыхманов, А. А. Шамаев, Н.И.Винник- Воронежский лесотехнический институт. Заявл. 16.11.1982, опубл 30.08.1984, Бюл № 32.
  6. А.С. № 1 227 840 СССР, МКИ F16 С 33/18. Подшипник скольжения/ В. А. Шамаев, М. В. Цыхманов, А. Ф. Рындин и А.А.Шамаев- Воронежский лесотехнический институт. Заявл. 04.05.1984, опубл 30.04.1986, Бюл № 16.
  7. А.С. № 1 636 609 СССР, МКИ F16 С 33/18. Подшипник скольжения/ М. В. Цыхманов, В. А. Шамаев, И. В. Трегубова, С. Н. Тесленко, А.В.Мартынов- Воронежский лесотехнический институт. Заявл. 04.04.1989, опубл2303.1991, Бюл № 11.
  8. Р.А., Производственные системы с искусственным интеллектом, М.: Радио и связь, 1989 — 348с.
  9. И.Я., Вержбицкий Н. Ф., Зомер Э. Ф., Опоры скольжения М: Киев, 1958 -195с.
  10. Н.М., Байдык Т. Н., Гольцев А. Д. и др., Нейрокомпьютеры и интеллектуальные роботы/ под ред.Н. М. Амосова., АН УССР, Ин-т ки-берн.имВ.Н.Глушкова -Киев:Нак.думка, 1991−271с.
  11. Антифрикционные химически стойкие материалы в машиностроении. М: Машиностроение, 1965 -148с.
  12. И.И., Боголюбов А. Н., Болотин В. В. и др Вибрации в технике : справочник в 6 т., ред. Совет: В. Н. Челомей (пред.), т1: «Колебания линейных систем'7под ред. В. В. Болотина., М, «Машиностроение», 1978 г. -352с.
  13. В.А., Свириденок А.И.//Трение и износ, 1987, Т.8, № 1, с.5−21
  14. .А., Гнедин А. В. Задача наилучшего выбора/отв. Ред. Э. А. Трохтенгерц -М-.Статистика, 1984 196с.
  15. .М., Ноготов Е. Ф., Разностные методы исследования задач теплообмена, Под ред. АН БССР А. Г. Шашкова, Минск, 1976 144с.
  16. Ш. М., Пары трения металл-пластмасса в машинах и механизмах, изд-во «Машиностроение» 1965г-310с.
  17. А.Н., АлексеевА.В., МеркурьеваТ.В. Обработка нечеткой информации в системах принятия решений, М.: Радио и связь, 1989 — 302 с.
  18. А.Н., Крумберг О. А., Федеров И. П. Принятие решений на основе нечетких моделей: примеры использ. Риж. Техн. Ун-т., Рига: Зинатие, 1990 184 с.
  19. Е.Р., Твердые смазочные материалы и антифрикционные покрытия, перев. с англ. С. Д. Клюшнева по ред. Ред. док.техн. наук В. В. Синицина, Изда-во «Химия», Москва 1967 320с.
  20. Н.А., Копытько В. В., Совместимость трущихся поверхностей -М: Наука, 1981 г. 127с.
  21. Н.А., Трение, износ и усталость в машинах (транспортная техника): учебник для вузов М: Транспорт, 1987 -223с.
  22. В.Э., Трояновская Г. И., Сухие смазки и самосмазывающие материалы, изд-во «Машиностроение», 1968 г 180с.
  23. Вибрации в технике: справочник в 6 т., ред. Совет: К. В. Фролов (пред.) и др. 2-е изд, испр. и доп., тб: «Защита от вибраций и ударов», М, «Машиностроение», 1980 — 456с
  24. Вибрации и шум в текстильной и легкой промышленности (измерения, характер и методы борьбы), под ред. Д.т.н.Я. И. Кортысского, М.: «Легкая индустрия», 1974 234с.
  25. Виброизолирующие системы в машинах и механизмах: сб. та-тей./АН СССР, Гос. Научн -иссл. Ин-т машиноведения им. М.Д. Благонраво-ва:[отв.ред. Д.т.н, проф. М.Д.Генкин], М.: Наука, 1977 -114с.
  26. А.И., Древесные композиционные материалы в машиностроении: справочник,-Машиностроение 1980−340с.
  27. В.А., Ковальчук А. Ф. Принятие решений по статистическим моделям М: Статистика, 1978 -192с.
  28. .Д., Подшипники сухого трения:2-е издание дополн. и перераб.,-ЛМашиностроение, ленингр.отд. 1979−224с.
  29. В.А., Дьяков В. И., Расчет и проектирование опор скольжения (жидкостная смазка): Справочник М: Машиностроение, 1980 -224с.
  30. Т.А., Червинская К. Р., Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем, М.: Радио и связь, 1992 — 199 с.
  31. Д.Г. Подшипниковые опоры современных машин М: Машиностроение, 1985−24 7с.
  32. Д.Н., Триботехника (пособие для конструктора): учебник для студентов втузов, 3-е изд., перераб. и доп. ММашиностроение, 1999 г -336с.
  33. Ф.Р., Динамическая модель узлов трения, работающих без смазочных материалов //Трение и износ. 1993. — № 6. — С. 1051−1058.
  34. Ф.Р., Хайралиев С. И., Об устойчивости скольжения тел по движущемуся основанию //Трение и износ. Т. 13. — № 4. — 1992. — С. 581 587.
  35. H.JI., Захаров С. М., Будя А. П., Натансон М.Э.// Трение и износ, 1988, Т.9,№ 6, с. 1103 1108
  36. С.Н. Графитовые подшипники в судовом машиностроении. М: Судостроение, 1967 -182с.
  37. Н.Б., Замятин А. Ю., Общий подход и направления развития распределенной трибологической сети //Трение и износ. 1995. — Т. 16. — № 6. -с. 1168−1172.
  38. Детали и механизмы мателлорежущих станков/ под ред.д.т.н., проф. Д. Н. Решетова, М. Машиностроение, 1972 431с.
  39. Динамика машин работающих без смазочных материалов в узлах трения Л: Машиностроение, 1983 -167с.
  40. В.А., Заблонский К. И., Мак С.Л. и др. Детали машин,.учебн. Пособие для втузов., изд 7-е дополн и перераб., М. Машиностроение, 1972 467с.
  41. Ю.Н., Сорокин Г. К., Стадников Д. Я., Интеллектуальные системы оценки и прогнозирования ресурса машин //Трение и износ. 1992. -Т.13. -№ 1. — с. 122−129.
  42. Г. Н., Заричняк Ю. П., Теплопроводность смесей и композиционных материалов: Справ, книга Л.: «Энергия», ленингр. отдел, 1974 -264с.
  43. Д., Прад А., Теория возможностей: приложение к представлению знаний в информатикеПерев. С франц. В. Б. Тарасова, под ред С. А. Орловского., М: Радио и связь, 1990 — 286с.
  44. Л.И., Кеглин Б. Г., Манашкин J1.A. Параметрическая оптимизация гидрогазового поглощающего аппарата ГА-500 //Динамика, на-груженность и надежность подвижного состава: Межвуз. сб. научн. тр.-Днепропетровск: ДИИТ, 1985. С. 29−36.
  45. Н.Н., Фролов B.C. Основы информатики. Введение в искусственный интеллект МГУ им. М. В. Ломоносова., М.:Изд-во МГУ, 1991 — 115 с.
  46. А.А., Сильман Г. И., Фрольцов М. С. Износостойкие отливки из комплексно-легированных белых чугунов. М.: Машиностроение, 1984. -103 с.
  47. B.C., «Инженерные методы решения задач теплопроводности" — М: Энергоатомйздат, 1983 326с.
  48. С.М. О работах по созданию информационной системы по трибологии//Трение и износ, 1990 г., Т.11, № 4, с.750−751
  49. С.М., Жаров И. А., Методология моделирования сложных трибосистем //Трение и износ. 1988. — Т.9. — № 5. — С. 825−833.
  50. С.М., Компьютерная трибология //Трение и износ. 1993.1. Т.14.-№ 1, — С. 98−106.
  51. С.М., Ханина И. М., Базы данных в области трибологии и триботехники: состояние и перспективы. М., 1989., Вып. 4.
  52. Заявка на изобретение подшипника скольжения № 2 001 131 695/28 от 23.11.01
  53. Г. А., Памфилов Е. А. Повышение стойкости дереворежущего инструмента.-М:Экология, 1991.-304с.
  54. В.И., Лабковский В. А. Проблема неопределенности в задачах принятия решений/АН УССР, Ин-т кибернетики им. В. М. Глушкова, Киев: Наук. думка, 1990−132с.
  55. Искусственный интеллект под. ред. Э. В. Попова: Справочник, 3 кн., М.: Радио и связь, 1990 — 503с.
  56. Е.И., Киркач Н. Ф., Полтавский Ю. Д., Савин А. Ф., Расчет опорных подшипников скольжения: справ. -М:Машиностроение, 1979 -70с.
  57. Ким Д. П. Принципы технической имитации интеллекта учебное пособие/ Моск. истн. радиотехники электроники и автоматики., М.:МИРЭА, 1992−76 с.
  58. П.П., Исследование упруго-пластических деформаций и износостойкости матералов в условиях виброударного нагружения/ автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук, Киев 1981 г.
  59. Колебания валов на маслянной пленке. Сб статей отв. Ред. И. И. Артоболевский., М.:Наука, 1968 162с.
  60. Колебания и виброакустическая активность машини конструкций: сб. статей./АН СССР, Ин-т машинведения им. А. А. Благонравова, отв ред. Ю. И. Бобровский М: Наука, 1986 -183с.
  61. Композиционные материалы и покрытия на базе фторопласта-4 для сухого трения в подшипниках скольжения, обзор. М- 1972- 52с.
  62. С.Г., Ковалевский В. В. Амплитудно-частотные соотношения для фреттинга за пределами предварительного смещения //Трение и износ. 1993. — Т.14. — № 2. — С. 308−313.
  63. И.В., Гитис Н. В., Повышение износостойкости направляющих скольжения //Станки и инструмент. 1984. — № 10. — С. 14−15.
  64. В.Н., Детали машин: Учебник для студентов машиностроительных специальностей вузов.-JI: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1980 464с.
  65. А.Г., Кузьменко Г. А., Сорокатый Р. В., Дыха А. В., Расчет-но-экспериментальный метод решения контактных задач //Трение и износ. -1992. Т. 13. — № 2. — С. 257−264.
  66. В.В., Печенкин О. Ю., Суслов М. Л. САПР и системы искусственного интеллекта на базе ЭВМ АН СССР, Ин-т машиноведения им. А. А. Благонравова., М.:Наука, 1991 — 159 с.
  67. .И., Белый В. А., Нешин А. И., Антифрикционный самосмазывающийся материал повышенной теплостойкости на основе древесины в кн. Фрикционные и антифрикционные пластмассы, М. МДИТП, 1975, с.62−66
  68. О.И. Выявление экспертных знаний отв. ред. С.В.Емельянов- АНСССР, ВНИИ сист.исслед., М.:Наука, 1989 — 112с.
  69. Р., Практическое введение в технологию искусственного интеллекта и экспертных систем с иллюстрациями на Бейсике пер. с англ., -М.:Финансы и статистика, 1990 235 с.
  70. Лорьер Жан Луи Системы искусственного интеллекта Пер. с фр. Под ред. В. Л. Стефанюка., — М.: Мир, 1991 — 227 с.
  71. Ю.Я., Интеллектуальные информационный системы, -М.:Наука, 1990 -227с.
  72. Д. Программирование экспертных систем на Турбо Прологе пер. с англ. И. И. Чипинова., М.:Финансы и статистика, 1994 — 254 с.
  73. И.В. Основные понятия и методика создания экспертных систем Учебное пособие для жд. ин-тов/ Самар. Госуд. жд. ин-т им. В. В. Куйбышева, Пенз. Гос. жд. ин-т им. В. Г. Белинского., Самара: Сам. ГПИ, 1992 — 116 с.
  74. Материалы автотракторных подшипнков скольжения, М, Машиностроение, 1965−164с.
  75. А.Д., Пористые антифрикционные материалы, JI: Машиностроение, 1976−207с.
  76. Методы испытания и оценки служебных свойств материалов для подшипников скольжения, сбор. статей ред. Коллег.: Д.т.н., проф.М. М. Хрущев,(отв. ред)., М: Наука, 1972−187с.
  77. Моделирование и экспертные системы Сб. научн. тр., межвузовский/ Моск. йнст. радиотехн. электр. и автом. — Под. общ. ред. В. В. Нечаев., -М.:МИРЭА, 1989- 148 с.
  78. Д.К., Планирование эксперимента и анализ данных: Пер. с англ. Л.: Судостроение, 1980. — 384 с.
  79. Э., Мюллер П. Методы принятия технических решений: Пер. с нем. М.: Мир, 1990. — 208 с.
  80. Надежность деревообрабатывающего оборудования, М: «Лесная промышленность», 1974−159с.
  81. Надежность и эксплуатация лесопильнодеревообрабатывающего оборудования, Архангельск: ЦНИИМОД 1990 -145с.
  82. В.В., Чернова Н. А., Статистические методы планирования экстремальных экспериментов. М.: Наука, 1965. — 340 с.
  83. Ф.И., Рубин М. Б., Соков Е. В., Чуксанов О. В. Неметаллические антифрикционные материалы для дейдвудных подшипников крупно-тонажных судов//Технология судостроения, Л., Судостроение, 1973 № 8, 73−77с.
  84. В.И., Исследование износостойкости пар трения в жидких агрессивных средах машин и аппаратов пищевых производств//, автореф. Канд. Дис.Всесоюзн.заочн.ин-т пищевой пром., М., 1974 -32с.
  85. Нейлор Крис Как построить свою экспертную систему?/ Перевод с англ. Н. Н. Слепова М: Энергоатомиздат, 1991 -288с.
  86. Т.А., Джигирей B.C., Пути снижения шума деревообрабатывающих станков, М: Машиностроение, 1979−23с.
  87. С.А., Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации пред. Н. Н. Моисеева., М.:Наука, 1981 — 206 с.
  88. Основы трибологии (трение, износ, смазка) /Э.Д. Браун, Н. А. Буше, И. А. Буяновский и др. /Под ред. А. В. Чичинадзе: Учебник для технических вузов. М.: Центр «Наука и техника», 1995. — 778 с.
  89. Основы трибологии (трение, износ, смазка): Учебник для технических вузов. 2-е изд. перераб. и доп. /А.В.Чичинадзе, Э. Д. Браун, Н. А. Буше и др.- Под общ. Ред. А. В. Чичинадзе. М.': Машинострение, 2001 — 664с.
  90. С. Обработка знаний С.Осуга, перев. с яп. В. И. Эстова., -М.:Мир, 1989 292 с.
  91. С. Саэки Ю. Судзуки X. Приобретение знаний Под. ред. Н. Г. Волкова, пер. с яп. Ю. Н. Черны., М.:Мир, 1990 — 303с.
  92. Ю.Л., Грудина Т. В. и др. Композиционные маьтериалы в машиностроении, Киев, Тэхника, 1990 — 139с.
  93. Подшипники из металлофторпластовой ленты и их применение в текстильной промышленности Обзор., М, 1969 131с.
  94. Подшипники сухого трения. 2-е изд., дополн. и перераб -JI.Машиностроение, 1979 -224с.
  95. Г. С., Искусственный интеллект основа новой информационной технологии АНСССР., — М.:Наука, 1988 — 278 с.
  96. Применение матералов на основе пластмасс для опор скольжения и уплотнений в машинах., М., «Наука», 1968 152с.
  97. К.М., Юркаускас А. Ю., Атступенас В. В. и др., Вибрацииподшипников, Вильнюс, «Минтис», 1974 210с.
  98. А.П., Совинский Ю. Э., Металлофторопластовые подшипники, -М:Машиностроение, 1976−192с.
  99. А.К., Детали машин из прессованной древесины в узлах машин, -М:Машиностроение, 1965 -95с.
  100. Г. А., Свидерский В. П., Герасимов В. Д., Никонов В. З. Антифрикционные термостойкие полимеры, -Киев, Тэхника, 1978 -247с.
  101. Сойер Бриан, Фостер Денис Л. Программирование экспертных систем на Паскале/ перевод с англ. В. А. Белова, предисл. В. П. Иванникова -М:Финансы и статистика., 1990 190с.
  102. Д.Я., Интеллектуальная модель трения и износа //Трение и износ, т. 14, № 2, 1993, с.302−307
  103. П.В., Близнец М. М., Погосян А. К. и др., Антифрикционные эпоксидные композиты в станкостроении^ научн. Ред Б. И. Купчинов. :АН БССР, Ин-т механики металлополимерных систем Минск: Навука i тэхшка, 1990−228с.
  104. Т. Е. Компьютерные базы данных для трибологического проектирования //Проблемы трения и смазки. 1988. — № 2. — с. 1−8.
  105. К. Проектирование и программная реализация экспертных систем на персональных ЭВМ Пер. В. А. Кондратенко., М.-.Финансы и статистика, 1990 — 318 с.
  106. Теория и конструкции деревообрабатывающих машин: учебн пособие для втузов /под ред.Н. В. Маковского -3-е изд перераб и доп., М: Лесная промышленность, 1990−680с.
  107. Н., Константинеску А. Н., Ника А., Бице О., Подшипники скольжения. Расчет, проеткирование, смазка, пер с рум., Бухарест, 1964 -457с.
  108. Толковый словарь по искусственному интеллекту Авт. сост. А. Н. Аверкин., М.: Радио и связь, 1992 — 254с.
  109. Трение, изнашивание и смазка: Справочник в 2 кн.: кн. 2 /Под ред.
  110. И.В. Крагельского, В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1979. — 358 с.
  111. Д. Руководство по экспертным системам пер. с анг./подред. В. Л. Стефанюка., М.: Мир, 1989 — 388 с.
  112. В.В., Теория оптимального эксперимента. М.: Наука, 1971.-212 с.
  113. Я.А., Якшин В. В. Многошаговые процедуры принятия решений Красноярск:Изд-во Красноярского ун-та, 1989 -287с.
  114. Д., Прикладное нелинейное программирование. М.: д Мир, 1975. — 534 с.
  115. Хог Э., Арора Я., Прикладное оптимальное проектирование: Механические системы и конструкции: Пер. с англ. М.: Мир, 1983. — 478 с.
  116. О.В., Кирпиченко Ю. Е., Компьютеризированная система поиска трибологической информации //Трение и износ. 1994. — Т. 15. — № 4. -С. 623−627.
  117. П.Н., Прессование древесины, М: Изд-во «Лесная про-^ мышленность» 1964 г, 348с.
  118. П.Н., Прочность древесины, М: Гослесбумиздат, 1955 г, 348с.
  119. П.Н., Опыт применения прессованной древесины для изготовления деталей машин, Москва, ГОСНИИТИ, 1962 г, 95с.
  120. С.А., Подшипники скольжения,-М:"Машгиз», 1963−241с.
  121. Н.В. Экспертные компоненты САПР, М.: Машиностроение, 1991 -239 с.
  122. В.А., Модификация древесины -М:Экология, 1991−125с.
  123. Л.А., Тихомиров В. П. Детали машин: Технология проектирования: Учебное пособие. Брянск: Изд-во БГИТА, 2001. — 344с.
  124. P.P., Нечеткие множества и теория возможностей Послед, достижения — [сб.ст.- Перевод с англ. В.Б.Кузмина- Под ред. С.И.Травкина], ф М.: Радио и связь, 1986 — 405 с.
  125. С. Трибология в странах бывшего СССР //Трение и износ.- 1994. Т. 15. — № 6. — С. 1106−1110.
  126. Catalog of Friction and Wear Devices: American Soc. Lub. Engrs., Park Ridge, IL, 1977
  127. Cleon L.M., Sausage G. Rail Vehicles Riding Quality and Comfort Related to Theoretical and Experimental Optimization // Vehicle Syst. Dyn., 1985, 14, № 1−3, p. 107−114.
  128. Evelson L., Pamfilov E., Rafalovskaia M. Intelligent Information System for Off-Highway Equipment Tribodesigning //SAE International Off-Highway & Powerplant Congress. Milwaukee, WI USA, 2000. № 2000−01−2610. — P. 18−21.
  129. Evelson L., Pamfilov E., Rafalovskaia M. Mathematical Modeling of Dynamically Loaded Friction Units // The 28th Israel Conference on Mechanical Engineering: Conference Proceedings. Beer-Sheva: Ben-Gurion University of the Negev, 2000.-P. 15−17.
  130. Fries J.R., Kennedy F.E. Bibliographical Databases in Tribology //Journal of Tribology. 1985. — № 3. — P. 285−295.
  131. Garbar I. Structural Criterion of Optimal Friction and Wear Conditions // The 28th Israel Conference on Mechanical Engineering: Conference Proceedings.- Beer-Sheva: Ben-Gurion University of the Negev, 2000. P. 8−11.
  132. Glacier Dry Bearings. Alperton, Wembley, Middlesex, England: The Glacier Metal Company Limited, 1978. — 23 p.
  133. ISO Standards Handbook 27: Bearings. Switzerland: International Organization for Standartization, 1986. — 612 p.
  134. Jahanmir S. Future Directions in tribology Research //J. of Tribology. -1987. Vol.109.-P. 207−214.
  135. Kligerman Y., Etsion I. The difference between dynamic and static friction // The 28th Israel Conference on Mechanical Engineering: Conference Proceedings. Beer-Sheva: Ben-Gurion University of the Negev, 2000. — P. 20−23.
  136. Politakis P., Weiss S.M. Using empirical analysis to refine expert systemknowledge bases //Artificial Intelligence. 1984. — V.22. — P. 23−48.
  137. Reklaitis G.V., Ravindran A., Ragsdell K.M. Engineering Optimization. John Wiley and sons, 1983, 349 p.
  138. Thomas B.J. The Internet for scientists and engineers: online tools and resources. Washington: SPIE Optical Engineering Press, 1998. — 497 p.
Заполнить форму текущей работой