Газодинамическое совершенствование проточной части двигателей внутреннего сгорания
Диссертация
Анализ результатов выполненной диссертационной работы приводит к заключению о том, что она представляет собой теоретическое обобщение и решение крупной научно-технической проблемы, имеющей важное народнохозяйственное значение. Разработан комплекс эффективных методов расчета нестационарного течения в ГВТ ДВС, позволяющих путем математического моделирования решать актуальные практические задачи… Читать ещё >
Содержание
- ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, ИНДЕКСОВ И СОКРАЩЕНИЙ
- 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГАЗООБМЕНА — ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТ ПО УЛУЧШЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИК КОМБИНИРОВАННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
- 1. 1. Роль газодинамических исследований в разработке и доводке перспективных двигателей
- 1. 2. Расчетные и экспериментальные методы газодинамики двигателей
- 2. МОДЕЛИ ДЛЯ РАСЧЕТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕЧЕНИЯ В ГАЗОВОЗДУШНОМ ТРАКТЕ ДВИГАТЕЛЕЙ
- 2. 1. Физические модели
- 2. 2. Математические модели
- 2. 2. 1. Уравнения пространственного течения
- 2. 2. 2. Уравнения одномерного течения. 2.2.3. Характеристическая форма уравнений
- 2. 2. 4. Основные закономерности течения в простых волнах
- 2. 2. 5. Приведенные скорости и газодинамические функции для простых волн
- 2. 2. 6. Дифференциальные газодинамические функции для простых волн
- 2. 2. 7. Дифференциальные соотношения на фронтах волн в каналах с переменной площадью проходного сечения
- 3. 1. Модификации метода крупных частиц для моделирования пространственных течений
- 3. 1. 1. Неявная схема второго порядка точности для политропного газа
- 3. 1. 2. Упрощенные модификации неявной схемы
- 3. 1. 3. Тестирование расчетных моделей
- 3. 2. Моделирование одномерных течений
- 3. 2. 1. Метод характеристик с плавающей сеткой
- 3. 2. 2. Метод распада разрыва с фиксированной сеткой
- 4. 1. Представление о распаде произвольного разрыва -основа для разработки граничных условий
- 4. 2. Схема проверки граничных условий
- 4. 3. Метод разделяющей линии тока для расчета отрывного течения
- 4. 3. 1. Основные положения и расчетные соотношения метода для несжимаемой жидкости
- 4. 3. 2. Расчетные соотношения метода для сжимаемого газа
- 4. 4. Использование соотношений метода разделяющей линии тока в составе граничных условий
- 4. 5. Определение направлений векторов осредненных скоростей потока в сечении выпускных окон
- 4. 6. Проверка метода разделяющей линии тока при исследовании стационарного течения через окна
- 4. 6. 1. Исследования на простейшей плоской модели
- 4. 6. 2. Снижение потерь профилированием выпускного патрубка
- 4. 6. 3. Исследования выпускных окон двигателя с петлевой продувкой
- 4. 6. 4. Использование результатов исследования окон для двигателей с прямоточной продувкой
- 4. 7. Нестационарное течение через выпускные окна
- 4. 7. 1. Исследования на одноцикловой установке
- 4. 7. 2. Результаты исследований на двигателе
- 5. 1. Выпускной клапан
- 5. 1. 1. Особенности метода разделяющей линии тока при расчете течения через клапан
- 5. 1. 2. Продувки и снижение потерь в системе «клапан-патрубок»
- 5. 1. 3. Исследования нестационарного течения
- 5. 2. Осевая турбина
- 5. 2. 1. Особенности метода разделяющей линии тока при расчете отрыва в решетках осевых профилей и построение их характеристик
- 5. 2. 2. Исследования нестационарного течения
- 5. 3. Радиальная турбина
- 5. 3. 1. Расчет течения в безлопаточном направляющем аппарате
- 5. 3. 2. Особенности метода разделяющей линии тока при расчете отрыва в радиальных решетках и построение их характеристик
- 5. 3. 3. Исследования нестационарного течения
- 5. 4. Центробежный компрессор
- 5. 4. 1. Расчетно-экспериментальные исследования элементов компрессора
- 5. 4. 2. Определение границ помпажного режима
- 5. 5. Колена трубопроводов
- 5. 6. Разветвления трубопроводов
- 5. 7. Особенности распада произвольного разрыва на закрытых и открытых концах труб
- 5. 8. Задание граничных условий у органов газообмена при наличии их продувочных характеристик
- 6. 1. Анализ физических основ динамического наддува
- 6. 2. Влияние конструктивного исполнения элементов впускной системы на эффективность наддува
- 6. 3. Повышение топливной экономичности двигателей при динамическом наддуве
Список литературы
- Абрамович Г. Н. Прикладная газовая динамика. 4-е изд. пе-рераб. и доп. М.: Наука, 1976, — 888 с.
- Аливердиев A.A. Повышение топливной экономичности малоразмерного высокооборотного дизеля путем совершенствования конструкции впускного тракта: Автореф. дисс.. канд.техн.наук.- Харьков, 1982, — 17 с.
- Альтшуль А.Д., Киселев П. Г. Гидравлика и аэродинамика. М.: Стройизат, 1965, — 274 с.
- Артюхов А.В., Бравин В. В., Исаков Ю. Н. Методика расчета двумерного нестационарного течения газа в выпускной системе ДВС // Двигателестроение. 1985, — N П. — С. 55−57.
- Аэродинамика турбин и компрессоров / Под ред. У.Р.Хаутор-на: Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1968, — 742 с.
- Балашов A.A. Совершенствование газовоздушных трактов быстроходных 4-тактных ДВС: Дис с. .канд. техн. наук. Барнаул, 1983.172 с.
- Бганцев В.В., Азбель A.B., Окладников Л. Г. Энергетические показатели транспортных дизелей 4 ЧН 11/12,5 и 6 ЧН 11/12,5 при имитации силовой турбины // Двигателестроение, — 1986, — N 2.-С.10−14.
- Безменов В.Я. Нестационарные течения в трубе переменного сечения, — М., 1959, — 22 е.- (Труды ЦАГИ- Вып.737).
- Бекнев B.C., Панков О. М., Янсон Л. Г. Газовая динамика газотурбинных и комбинированных установок. М.: Машиностроение, 1973, — 392 с.
- Белоцерковский О.М. Численное моделирование в механикесплошных сред,— М.: Физматлит, 1994, — 448 с.
- Белоцерковский О.М., Давыдов Ю. М. Метод крупных частиц в газовой динамике, М.: Наука, 1982, — 392 с.
- Белоцерковский С.М., Гиневский A.C. Моделирование турбулентных струй и следов на основе метода дискретных вихрей,— М.: Физматлит, 1995, — 368 с.
- Бельтюков В.П., Гришин Ю. А., Киселев Б. А. Аналитическое определение коэффициентов расхода дроссельных заслонок ДВС // По-выш. эфф. автомоб. и тракт, двиг.: Межвуз. сб. научн. раб. МАМИ.-М., 1985.- С.128−136.
- Бениович В.С., Поветкин Г. М. Определение эффективности системы инерционного комбинированного наддува на тракторном дизеле // Двигателестроение.- 1983, — N 1, — С.1−2.
- Березин A.C., Жидков И. П. Методы вычислений: В 2 т. М.: ГИФМЛ, 1962, — Т. 2, — 436 с.
- Березин С.Р. Теория и расчет газодинамических процессов в быстроходном 2-х тактном турбопоршневом двигателе с противоположно движущимися поршнями: Дисс. док. тех.наук.- М., 1995.-379 с.
- Березин С.Р., Агапитов О. Н. Математическая модель двумерного осесимметричного турбулентного движения газа в цилиндре двигателя с противоположно движущимися поршнями // Двигателестроение. 1985. — N 4, — С. 5−6.
- Березин С. Р., Гришин Ю. А., Клименко С. А. Расчет нестационарного течения газа в выпускной системе КДВС с учетом выполнения интегральных законов сохранения //Двиг.внутр.сгор.: Респ. меж-вед. науч.-техн. сб. (Харьков).- 1983, — Вып. 38.- С. 72−79.
- Березин С. Р., Гришин Ю. А., Манджгаладзе A.A. Определение параметров газа за клапаном для расчета нестационарного течения ввыпускном трубопроводе ДВС //Двиг. внутр. сгор.: Респ. межвед. науч.-техн. сб. (Харьков). 1984, — Вып. 40, — С. 79−83.
- Березин O.P., Рудой Б. П. Расчет на ЭВМ показателей газообмена ДВС: Учебное пособие, — Уфа: Изд-во УАИ, 1979, — 102 с.
- Борисенко В. Д. Сравнение характеристик высокооборотного дизеля с турбонаддувом и с комбинированной системой наддува //Судов, энер. уст.: Сб. статей.- Николаев, 1984, — С.27−35.
- Бравин И. И., Исаков Ю. Н., Кочинев Ю. Ю. Структура плоского нестационарного течения газа в выпускном канале быстроходного дизеля //Раб.пр.компресс.и уст. с ДВС: Сб.стат.-Л., 1987.- С. 55−58.
- Булович C.B., Виколайнен В. Э. Математическое моделирование рабочего процесса в цилиндре двигателя внутреннего сгорания //Двигатель-97: Матер.междунар.науч. -техн.конф.- М., 1997, — С. 17.
- Бунов В.М., Зайцев И. Ю. Снижение аэродинамических потерь впускного коллектора двигателя Д-160 //Иссл. сил.уст.и шасси тран. машин: Тематич.сб.науч.тр. ЧПИ.- Челябинск, 1985.- С.115−117.
- Васильев Л. А. Исследование структуры потока и потерь энергии газа в выпускных каналах ДВС: Дисс. канд. техн.наук.-М., 1976.- 170 с.
- Васильев Л.А., Старовойтов A.A., Лашко В. А. Использование двухшаговой схемы Лакса-Вендроффа для расчета нестационарных процессов в комбинированных двигателях // Сб. научн. тр. НИИКТ,-Хабаровск, 1993, — С.61−65.
- Виноградов В.В., Гришин Ю. А., Рудой Б. П. Отражение волн конечной амплитуды от открытого конца трубопровода // Труды УАИ.-Уфа, 1974, — N 82, — С. 35−45.
- Вихерт М.М., Грудский Ю. Г. Конструирование впускных систем быстроходных дизелей,— М.: Машиностроение, 1982.-151 с.
- Военные известия: Новости //PC WEEK.- 1998, — N 48.- С. 6.
- Вся гамма четырехклапанных двигателей Мерседес: Обзор // Автотехника. 1993, — N 5, — С. 24−31.
- Гайворонский А.И., Гришин Ю. А. Автоматизация проектирования силовых установок с КДВС с использованием интеллектуальных систем: Учебное пособие, — М.: Изд-во МГТУ, 1998, — 20 с.
- Гальговский В.Р. Пути и методы совершенствования экономических и экологических показателей транспортных дизелей: Дисс. .докт.техн.наук.- М.: 1993, — 64 с.
- Гальговский В.Р., Каракулина И. Ф. Исследование выпускных каналов дизелей //Двиг.внутр. crop.: Сб. науч.тр. Ярославль, 1975. — С.69−81.
- Гальговский В.Р., Каракулина И. Ф. О совершенствовании конструкций впускных каналов дизелей //Двиг.внутр.crop.: Сб. науч. тр.- Ярославль, 1973.- С.38−49.
- Ганин Н.Б., Демидова Н. И., Сафонов В. К. Конструкции выпускных систем форсированных дизелей и направление их совершенствования // Двигателестроение. 1985, — N 9, — С.54−56.
- Гинзбург И.П. Прикладная гидрогазодинамика. Д.: Изд-во ЛГУ, 1958, — 338 с.
- Глаголев Н.М. Рабочие процессы двигателей внутреннего сгорания.- М.: Машгиз, 1950.- 480 с.
- Глаголев Н.М. О процессах в выхлопном патрубке двигателя внутреннего сгорания // Сб. трудов ХПИ.- Харьков, 1953, — Том II.-С.53−71.
- Глаголев Ю.Н. Улучшение показателей тепловозов путем изменения угла наклона продувочных окон в дизелях Д100 // Вестник Всес. науч. иссл. ин-та ж-д трансп. М., 1961, — N 8, — С. 15−19.
- Глухов К.В. Использование эффекта взаимодействия волн конечной амплитуды с отверстием в трубопроводе при проектировании и доводке выпускных систем двухтактных ДВС: Дисс. канд.техн.наук. Уфа: 1991. 163 с.
- Гогиш Л.В., Степанов Г. Ю. Отрывные и кавитационные течения: основные свойства и расчетные модели.-М.: Наука, 1990.-384с.
- Годунов С.К., Рябенький B.C. Разностные схемы.- М.: Наука, 1977, — 440 с.
- Гришин Ю.А. Диффракция волн Римана при изменении проходного сечения канала и численные методы // Перспективы разв. комб. двиг.внут.crop, и двиг. новых схем и на новых топливах: Тез. докл. всесоюз. науч. -тех. конф. М., 1987, — С. 49−50.
- Гришин Ю.А. Метод расчета отрывного течения // Изв. вузов. Машиностроение, — 1983, — N 5, — С.79−84.
- Гришин Ю.А. Направление векторов осредненных скоростей потока отработанных газов в сечении выпускных окон двухтактных двигателей // Двиг.внутр.crop.: Респ. межвед.науч.-техн. сб.(Харь-ков).- 1984, — ВЫП. 39.- С. 35−44.
- Гришин Ю.А. Нестационарное течение в рабочих решетках радиальных турбомашин // Изв.вузов. Машиностроение, — 1983, — N 3.-С.106−110.
- Гришин Ю.А. Определение потерь при нерасчетном обтекании решетки профилей // Двигателестроение.- 1983, — N 3, — С. 18−24.
- Гришин Ю. А. Развитие метода крупных частиц, применяемого для численных исследований ДВС // Двигатель-97: Матер, междунар. науч.-техн. конф. М., 1997, — С. 81.
- Гришин Ю.А. Развитие разностных схем метода крупных частиц // Актуальн.пробл.мех.сплошн.и сыпучих сред: Тез. докл. юбил.междунар. симпоз./ Нац.Акад.прикл.наук России. М., 1997, — С. 24.
- Гришин Ю.А. Трехмерное течение в газодинамических диодах // Актуальн.пробд.мех.сплошн.и сып. сред: Труды II Междун. симпоз. / Нац.Акад.прикл.наук России, М., 1999.- С. 16.
- Гришин Ю.А. Численное моделирование пространственных течений в газовоздушных трактах ДВС // Автомобильные и тракторные двигатели: Межвуз.сб.науч.тр.МАМИ. М., 1998, — Вып. XIV, — С.38−43.
- Гришин Ю.А., Гусев А. В. Методы расчета разветвленных систем газообмена ДВС //Двигателестроение.- 1981.- N 1.- С.10−12.
- Гришин Ю.А., Гусев A.B. Определение коэффициентов местных сопротивлений в повороте и в симметричном тройнике //Вопр.те-ор.и расч. раб. пр. тепл. двиг.: Сб.тр.УАИ, — Уфа, 1983.-N 7.-С. 70−79.
- Гришин Ю.А., Игнатов А. Д., Круглов М. Г. О применении силовых турбин в ДВС // Персп.разв. комб. дв.внутр.сгор.и дв.нов.схем и на нов.топл.: Тез. докл. всесоюзн. н.-т. конф. М., 1987, — С. 38.
- Гришин Ю.А., Каримов А. Н., Кулешов A.C. Доводка элементов газовоздушного тракта двигателей с помощью математической модели пространственного течения газа // Вестник МГТУ. Машиностр.-1991, — N 4.- С. 39−43.
- Гришин Ю.А., Карпов А. В. Применение численных расчетов пространственного течения в газовоздушных трактах для улучшения характеристик ДВС //Реш.эколог.пробл.в автотрансп. комплексе: Тез. докл. междунар. науч.-тех. конф. М., 1999, — С. 167−168.
- Гришин Ю.А., Клименко С. А. Генератор уединенных волн конечной амплитуды для газодинамических исследований // Изв. вузов. Машиностр, — 1883, — N 12, — С. 75−79.
- Гришин Ю.А., Клименко С. А. Нестационарное течение во впускной системе тракторного ДВС с воздухоочистителем // Соверш. мощн., экон. и эколог.показ. ДВС: Тез. докл. всесоюзн. науч.-практ.семинара, — Владимир, 1989, — С.45−46.
- Гришин Ю.А., Клименко С. А., Круглов М. Г. Метод расчета нестационарного одномерного течения газа // Двигателестроение. 1984, — N И, — С.51−53.
- Гришин Ю.А., Круглов М. Г. Влияние угла атаки и радиуса скругления передней кромки на потери в решетке профилей // Энергомашиностроение. 1976, — N 12, — С. 30−32.
- Гришин Ю.А., Круглов М. Г. Разработка и проверка граничных условий для численного расчета нестационарных течений в газовоздушных трактах ДВС //Двигателестроение, — 1984, — N 6, — С.18−22.
- Гришин Ю.А., Круглов М. Г., Кавтарадзе Р. З. Имитаторы турбины при физическом моделировании процессов выпуска в комбинированных двигателях //Изв.вузов. Машиностр.-1981.- N 9.- С.75−78.
- Гришин Ю.А., Круглов М. Г., Манджгаладзе A.A. Методы визуализации газового потока в проточных частях ДВС //Вопросы теор. и расч. раб. проц. тепл. дв.: Сб. тр. УАИ. Уфа, 1983, — N 7.- С. 3−11.
- Гришин Ю.А., Круглов М. Г., Манджгаладзе A.A. Задачи и методы расчета нестационарного течения в газовоздушных трактах комбинированного двигателя // Высокий наддув поршн.двиг.и роторн. двиг.: Докл.всесоюзн.науч.-техн.конф.- Тбилиси, 1984, — С. 117−129.
- Гришин Ю.А., Круглов М. Г., Манджгаладзе A.A. Исследование течения за выпускным клапаном ДВС // Сообщения АН ГССР.-1984.- Т. ИЗ, N 3, — С. 609−612.
- Гришин Ю.А., Круглов М. Г., Рудой Б. П. Газодинамические функции для расчета нестационарных течений газа // Изв.вузов. Ма-ШИНОСТр, — 1977, — N 3, — С. 52−56.
- Гришин Ю.А., Круглов М. Г., Рудой Б. П. Нестационарное течение газа в системе «выпускной трубопровод комбинированного ДВС-осевая турбина» // Пробл.повыш.мощн. и надежн. КДВС. Труды МВТУ.-1977.- N 257, вып. 1.- С. 85−103.
- Гришин Ю.А., Круглов М. Г., Стрелков В. П. Совершенствование элементов выпускного тракта двигателей с целью улучшения газообмена и экономичности // Мотор-Симпо-82: Труды междун.симпоз.- Попрад, 1982.- N 13. С.1−14.
- Гришин Ю.А., Кулешов A.C. Методика и результаты исследования рабочего процесса авиационных поршневых двигателей для легкомоторной авиации // Авиац.внеаэр. базир. и амфиб. трансп. техника: Тез. докл. науч.-техн. конф. / ГосНИЦ ЦАГИ. М., 1999, — С. 38.
- Гришин Ю.А., Манджгаладзе A.A. Метод для визуальных исследований течения через выпускной клапан ДВС // Вопросы теориии расч. раб. проц. тепл. двиг.: Межвуз. науч. сб. УАИ. Уфа, 1984.-С. 5−8.
- Гришин Ю.А., Манджгаладзе А. А. Принципы профилирования выпускных клапанов и выпускных патрубков ДВС // Изв.вузов. Маши-ностр, — 1982, — N 9, — С. 95−98.
- Гришин Ю.А., Манджгаладзе А. А., Савенков А. М. Расчет отрывного течения через щель тарельчатого выпускного клапана //Дви-гателестроение, 1982, — N 3, — С. 24−30.
- Гришин Ю. А., Маслов Ю. Л., Савенков A.M. Динамическая од-ноцикловая модель для исследования выпускных каналов двухтактного двигателя транспортного типа // Повыш. эфф. автомоб. и тракт.двиг.: Сб.научн.работ МАМИ.- М., 1985, — Вып.7, — С.94−101.
- Гришин Ю. А., Маслов Ю. Л., Савенков A.M. Снижение газодинамических потерь на выпуске с целью улучшения топливной экономичности дизеля // Вестник машиностроения, — 1984.- N 6, — С. 47−49.
- Гришин Ю.А., Маслов Ю. Л., Савенков A.M. Установка для исследования взаимодействия газодинамических импульсов с радиальной турбиной КДВС //Двиг.внутр.crop.: Сб. науч.трудов.- Ярославль, 1985.- С.25−29.
- Гришин Ю.А., Рудой Б. П. Установка для генерирования уединенных волн конечной амплитуды // Элементы рабоч. проц. ДВС: Межвуз. науч. сб.- Уфа, 1973, — С.53−56.
- Гришин Ю.А., Ходин Л. А. Численное моделирование газодинамических процессов в лопаточных клапанах без подвижных частей //Двигатель-97: Матер.междунар.науч. -техн.конф.- М., 1997, — С. 92.
- Гриффин М., Андерсон Д., Дивакар Р. Решение уравнений Навье-Стокса для определения поля течений в двигателе внутреннего сгорания // Ракетн.техн.и космонавт.- 1976, — Т.14, N 12, — С.3−4.
- Губарев A.B. Методика определения принципиальных возможностей динамического наддува при форсировании ДВС // Исслед. сил.уст.и шасси трансп. и тягов. машин: Тематич.сб.науч.тр. ЧПИ.- Челябинск, 1986, — С. 58−61.
- Губарев A.B., Степанов С. И. Методика определения равномерности наполнения цилиндров ДВС // Иссл. сил.уст.и шасси трансп. и тягов. машин: Тематич.сб.науч.тр. ЧПИ. Челябинск, 1985.-С.72−75.
- Гуревич М.И. Теория струй идеальной жидкости. М.: Наука, 1979.- 536 с.
- Гусев А.В. Нестационарное течение газа в разветвлениях системы воздухоснабжения двигателей внутреннего сгорания: Авто-реф. дисс. канд.тех.наук. М., 1981. — 16с.
- Гухман A.A. Применение теории подобия к исследованию процессов тепломассообмена, М.: Высшая школа, 1974, — 328 с.
- Давыденко Д.В. Улучшение показателей быстроходного дизеля путем настройки систем впуска и выпуска: Автореф. дисс.канд. тех. наук, Л., 1986, — 24 с.
- Давыдов Ю.М. Метод крупных частиц (расщепление по физическим процессам) // Численные методы решения задач переноса: Матер, междунар. школы-семин. / АН БССР, Минск, 1979, — С. 57−85.
- Давыдов Ю.М., Косолапов Е. А. Численное моделирование двухфазных течений в соплах методом крупных частиц.- М.: Изд-во Нац.акад. прикл. наук, 1998, — 86 с.
- Давыдов Ю.М., Круглов М. Г., Меднов A.A. Численное исследование течений в двигателях внутреннего сгорания методом крупных частиц,— М.: Изд-во ВЦ АН СССР, 1983, — 60 с.
- Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей / Д. Н. Вырубов, Н. А. Иващенко, В. И. Ивин и др.- Под ред. А. С. Орлина, М. Г. Круглова. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1983, — 372 с.
- Дейли Д., Харлеман Д. Механика жидкости: Пер. с англ,-М.: Энергия, 1971.- 480 с.
- Дейч М.Е., Зарянкин А. Е. Газодинамика диффузоров и выхлопных патрубков турбомашин.- М.: Энергия, 1970, — 384 с.
- Дейч М.Е., Филиппов Г. А., Лазарев Л. Я. Атлас решеток осевых турбин,— М.: Машиностроение, 1965, — 92 с.
- Деклу Ж. Метод конечных элементов: Пер. с франц.- М.: Мир, 1976, — 96с.
- Ден Г. Н. Проектирование проточной части центробежных компрессоров: Термогазодинамические расчеты.- Л.: Машиностроение, 1980.- 232 с.
- Дехович A.A., Никитин Е. А. Разработка новых систем и агрегатов турбонаддува для высокофорсированных КДВС // Персп.разв. комб.двиг. внутр. crop, и двиг. новых схем и на новых топливах: Тез. докл. всесоюзн. науч.-техн. конф. М., 1987.- С. 34.
- Диксон С.Л. Механика жидкостей и газов. Термодинамика турбомашин: Пер. с англ.- М.: Машиностроение, 1981, — 213 с.
- Дмитриевский А.В. Впускные каналы и мощностные показатели двигателей с впрыскиванием бензина // Автомобильная промышленность.- 1994, — N 1, — С. 17−19.
- Дорфман Л.А. Численные методы в газодинамике турбомашин,— Л.: Энергия, 1974, — 270 с.
- Драганов Б.X., Круглов М. Г., Обухова B.C. Конструирование впускных и выпускных каналов двигателей внутреннего сгорания. Киев: Вища шк., 1987, — 175 с.
- Дулов В.Г. Распад произвольного разрыва параметров газа на скачке площади сечения // Вестник ЛГУ, — 1958, — N 8, — С.32−36.
- Дульгер М.В., Злотин Г. Н. Моделирование динамики развития турбулентности в цилиндре двигателя внутреннего сгорания // Изв.вузов. Машиностр, — 1987, — N2, — С.65−70.
- Дьяченко В. Г. Газообмен в двигателях внутреннего сгорания, — Киев: Изд-во Минвуза УССР, 1989, — 204 с.
- Егоров Я. А. Газовая динамика комбинированных двигателей внутреннего сгорания. Дис. д-ра тех. наук.-Запорожье, 1975.-364с.
- Егоров Я.А., Курдюков А. П., Малков Е. А. Выбор рациональных размеров коллекторов импульсной выпускной системы //Двиг. вн.сг.: Респ. межвед. н.-т. сб. (Харьков).-1987.- Вып.45.- С. 89−91.
- Елизева Е. В. Повышение топливной экономичности быстроходного двигателя за счет утилизации энергии отработавших газов в силовой турбине: Автореф. дис. канд. тех. наук.-Харьков, 1993.-17с.
- Епифанова В. И. Компрессорные и расширительные турбома-шины радиального типа,— М.: Изд-во МГТУ, 1998.- 624 с.
- Жирицкий Г. С., ЛокайВ.И., Масутова М. К., СтрункинВ.А. Газовые турбины двигателей летательных аппаратов.- М.: Машиностроение, 1971.- 620 с.
- Жуков А.И. Применение метода характеристик к численному решению задач газовой динамики // Труды матем. ин-та им. Стеклова. 1967, — Т.LYIII.- 86 с.
- Зауэр Р. Нестационарные задачи газодинамики: Пер. с нем. М.: Мир, 1969.- 29 с.
- Зацеркляный Н.М., Мунштуков Д. А. Метод численного расчета нелинейного газодинамического процесса в импульсной выпускной системе турбопоршневого двигателя // Двиг. внутр.crop.: Респ. межвед.науч.-техн.сб. (Харьков). -1976.- С.36−45.
- Зацеркляный Н.М., Мунштуков Д. А. Особенности некоторых математических моделей движения среды в ДВС // Двигателестроение.-1980, — N 8, — С. 21−24.
- Зельдович Л.Б., Райзер Ю. П. Физика ударных волн и высокотемпературных гидравлических явлений,— М.: ГИФМЛ, 1963, — 631 с.
- Ибрагимов Б.Р., Киселев Б. А. Некоторые результаты исследования впускных трактов дизелей с динамическим наддувом //Автомобильная промышленность, — 1970, — N 11.- С.5−7.
- Иванченко H.H., Красовский О. Г., Соколов С. С. Высокий наддув дизелей,— Л.: Машиностроение, 1983, — 198 с.
- Иващенко H.A., Горбунова H.A. Методика и результаты математической оптимизации рабочего процесса тепловозного дизеля // Двигателестроение, — 1989, — N 5, — С.10−11.
- Ивин В. И., Васильев Л. А. Структура и интегральные характеристики потока в выпускном канале двигателя при стационарных и нестационарных условиях//Двигателестроение.-1985.-N 1.-С.14−17.
- Ивин В.И., Грехов Л. В. Профилирование выпускных каналов// Вопр. соверш. работы дизелей на неустановивш. режимах и при высок. форсировке: Сб. науч.тр. ХПИ.- Хабаровск, 1979, — С.64−72.
- Ивин В.И., Грехов Л. В. Расчет течения с отрывом пограничного слоя в выпускном канале двигателя внутреннего сгорания // Изв. вузов. Машиностр, — 1985, — N 2, — С. 68−72.
- Ивин В. И., Грехов Л. В. Установка для исследования нестационарного течения и локального теплообмена в выпускных системах ДВС // Изв.вузов. Машиностр, — 1981, — N 8, — С.8−10.
- Ивин В. И., Рындин В. В. Нестационарный поток в разветвлениях выпускных трубопроводов ДВС // Изв.вузов. Машиностр.-1976. N 9.- С.100−105.
- Идельчик И.Е. Гидравлические сопротивления. -М.-Л.: Госэнергоиздат, 1954, — 316 с.
- Исаков Ю. H., Бравин В. В., Вигуль П. В. Коррекция скоростных характеристик автомобильного двигателя с искровым зажиганием за счет волновой настройки впускной системы // Двигатель-97: Матер.междунар. науч.-техн.конф.- М., 1997, — С.89−90.
- Исследование отрывного течения за выпускным окном двухтактного двигателя: Отчет о НИР / МВТУ- Рук. М. Г. Круглов- Исполн.: Ю. А. Гришин, Ю. Л. Маслов, А. М. Савенков. Э2 — 1/76- N ГР 811 105 025- Инв. N 2 820 070 852, — М., 1981, — 135 с.
- Исследование структуры потока в выпускном канале дизеля /Абзианидзе В.А., Асатиани З. Д., Гришин Ю. А. и др.// Сообщения АН ГССР. 1989, — Т. 135, N 3.- С. 593−596.
- Исследование физических основ динамического наддува / Гришин Ю. А. // Математич. моделиров. и исследов. процессов в ДВС: Учебное пособие, Барнаул: Изд-во АлтГТУ.- 1997, — С. 116−126.
- Иткис Е.М. Двумерная математическая модель турбулентных потоков в цилиндре четырехтактного ДВС и ее практическое применение: Автореф. дисс.канд.техн. наук. Волгоград, 1990, — 22 с.
- Каминский А.И. Выбор конструктивных параметров систем наддува дизелей с учетом волновых явлений в газовыпускных трактах: Дисс. д-ра техн. наук, — Хабаровск, 1990.- 330 с.
- Камкин C.B., Вязьменская Л. М., Пунда A.C. Численное моделирование процессов ДВС // Энергомашиностроение, — 1981, — N 12. С.3−5.
- Камкин C.B., Вязьменская Л. М. К проблеме построения газодинамических моделей процессов ДВС //Двигателестроение.- 1987.-N4, — С. 15−17.
- Камкин C.B., Вязьменская Л. М., Смирнов Д. С. Что дает объемное численное моделирование процессов в выпускных коллектоpax судовых дизелей // Двигателестроение.- 1990, — N 10, — С. 52−54.
- Керимов З.Х. Результаты математического моделирования трехмерного турбулентного потока в цилиндре дизеля с использованием к-е модели и уравнений Навье-Стокса // Совершенств. быстро-ходн.диз.: Тез.док. междунар.н.-т. конф.- Барнаул, 1993, — С. 23−24.
- Киреев В.И., Войновский A.C. Численное моделирование газодинамических течений,— М.: Изд-во МАИ, 1991, — 254 с.
- Кириллов А.И. Влияние больших углов атаки на аэродинамические характеристики решеток профилей реактивного типа //Энергомашиностроение: Ученые записки аспирантов и соискателей ЛПИ.-Л, 1964, — С. 63−68.
- Кириллов И.И., Кириллов А. И. Теория турбомашин. Л.: Машиностроение, 1974, — 320 с.
- Киселев Б.А., Тупикин В. Н. Повышение эффективности работ по расчетному определению с помощью ЭВМ параметров конструкций, связанных с протеканием рабочих процессов автомобильных двигателей // Тр. НАМИ, — 1979, — Вып. 174, — С. 60−65.
- Киселев Б.А., Тупикин В. Н. Основные принципы построения автоматизированной системы программ расчета на ЭВМ рабочих процессов автомобильных двигателей//Тр. НАМИ.-1979.-Вып.174.-С.65−69.
- Ковеня В.М., Тарнавский Г. А., Черный С. Г. Применение метода расщепления в задачах аэродинамики, — Новосибирск: Наука, 1990, — 247 с.
- Ковеня В.М., Яненко H.H. Метод расщепления в задачах газовой динамики.- Новосибирск: Наука, 1981.- 304 с.
- Компьютерная оптимизация параметров комбинированных ДВС / Ю. А. Гришин, А. Н. Каримов, A.C. Кулешов // Рабочие процессы дизелей: Учебное пособие, — Барнаул: Изд-во АлтГТУ, — 1995, — С.67−75.
- Кошкин B.K., Муравьев В. Д., Романенко Ю. П. Рабочий процесс с вихревым движением заряда в двигателе ЗиЛ-130 // Автомобильная промышленность, 1985, — N 3, — С. 6−9.
- Кошкин К.В. Газодинамическое совершенствование проточных частей судовых быстроходных дизелей: Дисс.. канд.техн.наук.-Николаев, 1984, — 193 с.
- Красовский О.Г., Матвеев В. В. Программа численного моделирования рабочего процесса дизеля с различными системами воз-духоснабжения // Труды ЦНИДИ. Л., 1983, — Вып.58.- С.42−52.
- Круглов М.Г. Термодинамика и газодинамика двухтактных двигателей внутреннего сгорания,— М.: Машгиз, 1963, — 272с.
- Круглов М.Г. Основные направления развития двигателей внутреннего сгорания //Высок, надд. порш.двиг.и роторн.двиг.: Докл. всесоюзн.науч.-техн. конф.- Тбилиси, 1984, — С.5−13.
- Круглов М.Г., Егоров Я. А. О границе применимости формул квазистационарного и нестационарного истечения газов // Изв. вузов. Машиностр., 1974, — N8.- С. 97−100.
- Круглов М.Г., Маслов Ю. Л., Савенков A.M. Термоприемник периодического погружения для измерения температуры газов в цилиндре двигателя внутреннего сгорания // Машины, приборы, стенды: Каталог МГТУ. 1980, — N 7, — С. 50.
- Круглов М.Г., Меднов A.A. Газовая динамика двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1988, — 360 с.
- Круглов М.Г., Стрелков В. П., Карелин А. Н. Экспериментальные установки для исследования газообмена двухтактных двигателей //Двиг.внутр.crop.: Экспресс-инф./ НИИинформтяжмаш.- 1973.-N П. С. 16−25.
- Круглов М.Г., Чистяков В. К. Определение параметров неустановившегося потока газа в выпускной системе комбинированного двигателя внутреннего сгорания // Изв.вузов. Машиностр.- 1970.- N 7, — С. 94−99.
- Круглов М. Г., Яушев И. К., Гусев A.B. Метод распада разрыва в применении к расчету газовоздушнго тракта ДВС //Двигателе-строение, — 1980, — N 8.- С. 19−21.
- Кукис P.A. Исследование динамического наддува четырехтактного дизеля: Автореф. дисс.канд. техн.наук.- М., 1976.- 30 с.
- Кулешов A.C. Расчетно-экспериментальный выбор параметров рабочего процесса 4-х тактных среднеоборотных комбинированных ДВС: Дисс. канд. техн. наук. М., 1986, — 142 с.
- Лазурко A.A. К вопросу о выборе эффективных проходных сечений впускных и выпускных клапанов четырехтактных дизелей //Соверш.констр.трактор., автомоб. и двиг.: Тр. Челяб. ин-та мех-ции и электриф. сельск. хоз-ва. Челябинск, 1972. — Вып. 54.- С.289−296.
- Ландау Л.Д., Лифшиц Е. М. Гидродинамика. М.: Наука, 1986, — 736 с.
- Ландехов E.H. Помпаж компрессора в системе наддува дизеля // Рабочие проц. в двиг.внутр. crop.: Тез.докл.всесоюз.науч. КОНф.- М., 1982.- С.59−69.
- Лашко В.А. Разработка и создание средств оптимального проектирования элементов проточных частей комбинированных двигателей внутреннего сгорания: Дисс. докт.техн.наук.- Хабаровск, 1995, — 497 с.
- Липман Г., Рошко А. Элементы газовой динамики: Пер. с англ.- М.: Изд-во иностр. лит-ры, I960.- 519 с.
- Лойцянский Л.Г. Механика жидкости и газа,— М.: Наука, 1987, — 840 с.
- Лямцев Б.Ф., Виноградов В. П., Микеров Л. Б. Форсированный ЯМЗ-8424С для спортивного МАЗа // Автомобильная промышленность, — 1994, — N 3, — С. 6−9.
- Ляшенко A.M., Мунштуков Д. А., Эрсмамбетов В. Ш. Перспективы использования волнового преобразователя энергии в двигателе внутреннего сгорания // Двиг.внутр. crop.: Респ. межвед. науч.-техн. сб. (Харьков). 1986, — Вып. 43, — 0.116−118.
- Магомедов K.M., Холодов A.C. Сеточно-характеристические численные методы.- М.: Наука, 1988, — 290 с.
- Мигай В.К., Гудков Э. И. Проектирование и расчет выходных диффузоров турбомашин. Л.: Машиностроение, 1981, — 272 с.
- Миллионщиков М.Д. Турбулентные течения в пограничном слое и трубах, М.: Наука, 1969.- 51 с.
- Митрохин В. Т. Выбор параметров и расчет центростремительной турбины на стационарных и переходных режимах.- М.: Машиностроение, 1974.- 228 с.
- Михеев М. А., Михеева И. М. Основы теплопередачи, М.: Энергия, 1977, — 344 с.
- Мороз Э.В. Исследование возможности изучения нестационарных газодинамических потоков в ДВС методом голографической интерферометрии // Конструкции автомобилей, — 1976, N 4, — С.42−50.
- Морозов К.А., Синельников Н. И., Собенников Е. М. Управление интенсивностью вихревого движения заряда как метод улучшения экономичности бензинового двигателя // Рабочие проц. в двиг.внутр.crop, и их агрег.: Тр. МАДИ.- М., 1987, — С.118−125.
- Мунштуков Д.А. Математическая модель нестационарного движения среды в проточной части двигателя внутреннего сгорания // Двиг.внутр.crop.: Респ.межвед.науч.-техн.сб. (Харьков).-1975.- Вып. 21, — С. 67−73.
- Нефедов В.А. Нестационарные газодинамические процесс в цилиндрах двухтактных двигателей с противоположно движущимися поршнями: Автореф. дисс.канд.техн.наук.- М., 1983.- 16 с.
- Нечаев Л.В., Давыденко Д. В., Пушкарев В. В. Улучшение экономичности дизелей типа 6 ЧН 15/15 за счет использования настроенной системы впуска // Двиг.внутр.crop.: Экспресс-инф./ ЦНИ-ИТЭИтяжмаш. 1983, — N 1.- С. 12−15.
- Объемная жидкостная модель для исследования газообмена комбинированного 2-х тактного двигателя / Агапитов О. Н., Березин С. Р., Круглов М. Г. и др. // Изв.вузов. Машиностр.-1983.- N 7, — С. 83−89.
- Овсянников Л.В. Лекции по основам газовой динамики. М.: Наука, 1981.- 368 с.
- Огибенин С.В. Улучшение воздухоснабжения судового быстроходного дизеля в режиме перегрузки: Дисс. канд.техн.наук.- М., 1987.- 176 с.
- Олдер В., Фернбах С., Ротенберг М. Вычислительные методы в гидродинамике: Пер. с англ.- М.: Мир, 1967, — 384 с.
- Орлин A.C. Двухтактные легкие двигатели,— М.: Машгиз,-1950.- 319 с.
- Орлин A.C., Круглов М. Г. Комбинированные двухтактные двигатели.- М.: Машиностроение, 1968, — 576 с.
- Основы газовой динамики / Под ред. Г. Эммонса: Пер. с англ. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963.- 702 с.
- Основные результаты экспериментов на ударных трубах / Под ред.А.Ферри: Пер. с англ. М.: Гос. изд-во литерат. по атомной науке и технике, 1963.- 442 с.
- Пановко Я.Г. Введение в теорию механических колебаний.-М.: Наука, 1982, — 380 с.
- Пелепейченко В.И. Улучшение показателей двигателей внутреннего сгорания на основе совершенствования локальных характеристик процессов газообмена: Автореф. дисс. докт.техн.наук. -Харьков, 1995, — 48 с.
- Петриченко P.M. Физические основы внутрицилиндровых процессов в двигателях внутреннего сгорания.-Л.: Машиностроение.-1983, — 194 с.
- Петриченко P.M., Петриченко М. Р. Конвективный теплообмен в поршневых двигателях,— Л.: Машиностроение, — 1979, — 232 с.
- Петросянц В.А. Повышение топливной экономичности быстроходных дизелей с наддувом путем выбора рациональных конструктивных параметров: Дисс.канд.техн. наук.- Харьков, 1983.- 213 с.
- ПирумовУ.Г., Росляков Г. С. Численные методы газовой динамики, — М.: Высшая школа, 1987, — 323 с.
- Полиенко Ю.Н. Передовые технологии расчетного моделирования //Двигатель-97: Матер.междунар. н.-т.конф.- М., 1997, — С. 16.
- Пурцхванидзе Г. Н. Улучшение наполнения цилиндров двигателя КАЗ путем использования волновых явлений во впускной системе: Автореферат дисс.канд.техн. наук. М., 1992.- 16 с.
- Разработка нового поколения двигателей с показателями 2000 года: Отчет о НИР (заключ.) / МВТУ. НИИ ЭМ- Рук. М.Г.Круг-лов- Исполнители: 0. А. Агапитов, Ю. А. Гришин, Н. А. Иващенко и др.-Э25 488- N ГР 2 900 047 359- Инв. N 2 890 023 815, — М., 1988, — 85 с.
- Рай М. М. Моделирование взаимодействия ротора и статора турбины на основе решения трехмерных уравнений Навье-Стокса. Метод расчета // Аэрокосмич.техника. 1990.- N 3, — С. 37−46.
- Рикардо Г. Р. Быстроходные двигатели внутреннего сгорания: Пер. с англ. М.: ГНТИ, i960, — 410 с.
- Рождественский Б.Л., Яненко H.H. Системы квазилинейных уравнений. М.: Наука, 1978, — 688 с.
- Розенберг Г. Ш., Ткачев Н. М., Кострыкин В. Ф. Центростремительные турбины судовых установок, JI.: Судостр., 1973.- 216 с.
- Романенко Н.Т. Определение рациональных размеров выпускных систем четырехтактных двигателей с газотурбинным наддувом // Труды МВТУ, 1958, — Вып. 76, — С. 89−114.
- Роуч П. Вычислительная гидродинамика: Пер. с англ.- М.: Мир, 1980.- 616 с.
- Рудой Б.П. О механизме динамических явлений во впускной и выпускной системах ДВС // Элем. теории раб.проц.ДВС.: Межвуз. на-учн.сб, — Уфа, 1976, — N 1.- С. 3−10.
- Рудой Б.П. О профилировании впускных и выпускных каналов 4-х тактных ДВС //Вопр.теор. и расч. раб.проц.тепл.дв.: Межвуз. науч. сб. Уфа, 1980, — Вып. 4.- С. 47−54.
- Рудой Б.П. Оптимальная схема газовоздушного тракта 4-х тактного двигателя //Изв.вузов. Машиностр.-1976.- N 9.-С.114−118.
- Рудой Б.П. Прикладная нестационарная газовая динамика.-Уфа: Изд-во УАИ, 1988.- 184 с.
- Рыженко П.В., Лашко В. А. Метод расчета осесимметричного турбулентного течения в цилиндре 4-тактного двигателя во время сжатия // Сб.науч.раб. НИИ КТ, — Хабаровск, 1993, — С.66−70.
- Самарский А. А., Попов Ю. П. Разностные методы решения задач газовой динамики,— М.: Наука, 1980.- 352 с.
- Сахаревич В.Д. Оптимизация конструктивных параметров систем воздухоснабжения дизелей по среднеэксплуатационному расходу топлива: Дисс. д-ра техн. наук, — Харьков, 1984, — 527 с.
- Седач B.C. Газовая динамика выпускных систем поршневых машин.- Харьков: Вища школа, 1974, — 171 с.
- Седов Л.И. Механика сплошной среды: В 2 т.- М.: Наука, 1970.- Т.1.- 492 с.
- Седов Л.И. Плоские задачи гидродинамики и аэродинамики. М.: Наука, 1980.- 448 с.
- Селезнев К. П. Рекомендации по проектированию проточных частей центробежных ступеней турбокомпрессоров наддува ДВС на основе расчета вязких течений // Теплообмен в энерг. уст. и повыш. эфф. их работы.: Сб. науч. раб. Воронеж, 1989.- С. 75−81.
- Селезнев К.П., Галеркин Ю. Б. Центробежные компрессоры.-Л.: Машиностроение, 1982, — 271 с.
- Семенов Б.Н., Комов А. П. Акустический наддув как средство снижения удельного эффективного расхода топлива // Труды ЦНИДИ. 1971, — Вып. 13, — С. 30−35.
- Симеон А.Э., Ерощенков С. А. Выбор конструктивных параметров транспортных ДВС по среднеэксплуатационному расходу топлива // Двигателестроение. 1985.- N 1.- С.55−58.
- Скотников М.М. Теневые количественные методы в газовой динамике, М.: Наука, 1976, — 160 с.
- Снижение потерь энергии отработавших газов дизелей типа ДРПН 23/2×30 / Агапитов О. Н., Гришин Ю. А., Петров Ю. В. и др. // Энергомашиностроение. 1989, — N 12, — С. 46−48.
- Собенников Е.Г. Повышение топливной экономичности бензинового двигателя путем управления интенсивностью вихревого движения заряда: Автореферат дисс.канд. тех.наук.- М., 1987, — 18 с.
- Совершенствование впускной и выпускной систем дизеля ЗиЛ-645: Отчет о НИР (заключ.) / МГТУ. НИИ ЭМ- Рук. Ю. А. Гришин. -Э0271- N ГР 1 900 056 443- Инв. N 2 900 045 757.- М., 1989, — 31 с.
- Соколов С. С., Горбунов Е. С. Методика проектирования выпускных каналов // Труды ЦНИДИ, — 1975.- Вып.68.- С.76−85.
- Соколов С.С., Лазурко A.A. Профилирование выпускных каналов четырехтактных дизелей //Двиг.вн.crop.: Экспресс-инф./ НИИ-информтяжмаш.- 1972.- N 17.- С.25−29.
- Соложенцев Е.Д. Задачи и модели теории доводки поршневых машин // Двигателестроение. 1980, — N 4, — С.11−14.
- Сонин В.И. Уточненная методика расчета площади проходного сечения клапанов // Рабочие процессы дизелей: Труды ЦНИДИ. -1975, — Вып. 67, — С. 96−101.
- Сонкин В.И. Исследование течения воздуха через клапанные щели //Испытания автомобилей и двигателей, их агрегатов и деталей. 1974, — Вып. 149. — С. 21−38.
- Степанов Г. Ю. Гидродинамика решеток турбомашин.- М.: Физматгиз, 1962.-512 с.
- Степанов Г. Ю., Зицер И. М. Инерционные воздухоочистители,— М.: Машиностроение, 1986, — 184 с.
- Сыпко С.А. Повышение эффективности импульсной системы наддува судовых дизель генераторов: Автореф. дисс.канд.техн. наук, — Николаев, 1987, — 24 с.
- Талиев В.Н. Расчет местных сопротивлений тройников: Научное сообщение ЦНИПС, — М., 1952. Вып.9. — 24 с.
- Теоретическое и экспериментальное изучение распространения волн конечной амплитуды в каналах переменного сечения / А. Кэхейн, В. Уоррен, В. Гриффит и др. // Механика: Сб.науч. тр. М., 1955.- N 4.- С.12−38.
- Теория турбулентных струй /Г.Н.Абрамович, Т. А. Гиршович, С. Ю. Крашенинников и др. / Под ред. Г. Н. Абрамовича. М.: Наука, 1984. — 720 с.
- Тихонов А.Н., Самарский А. А. Уравнения математической физики, М.: Наука, — 1972, — 735 с.
- Толстых А.И. Компактные разностные схемы и их применение в задачах аэрогидродинамики, М.: Наука, 1990, — 230 с.
- Толшин В.И., Огибенин C.B. Метод расчета наполнения и характеристик комбинированного двигателя с резонансным наддувом // Двигателестроение.- 1982, — N 4, — С.4−6.
- Томилов Е.Д. Струйные дозвуковые плоские движения газа. Новосибирск: Наука, 1980, — 248 с.
- Топливные системы и экономичность дизелей // И. А. Астахов, Л. Н. Голубков, В. И. Трусов и др. М.: Машин о с тр., 1990.-288 с.
- Турбомашины и МГД-генераторы газотурбинных и комбинированных установок: Учебное пособие / В. С. Бекнев, В. Е. Михальцев, А. Б. Шабаров и др.- М.: Машиностроение, 1983.- 392 с.
- Турбонаддув высокооборотных дизелей // А. Э. Симеон, В. Н. Каминский, Ю. Б. Моргулис и др. М.: Машиностроение, 1976.- 285 с.
- Ударные трубы: Сб.стат. / Под ред. X. А. Рахматуллина и С. С. Семенова. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1962, — 700 с.
- Узкан Т. Использование многомерного моделирования для анализа процесса продувки // Тр.Амер.общ.инж.- мех. Энерг. маш. и устан, — 1988, — N 3, — С. 147−154.
- Улучшение газодинамических характеристик коллекторов ДВС с помощью численного моделирования / Ю. А. Гришин, А. Н. Каримов, A.C. Кулешов // Рабочие процессы дизелей: Учебное пособие.- Барнаул: Изд-во АлтГТУ.- 1995, — С.56−63.
- Унру П.П. Совершенствование выпускных каналов быстроходных дизелей с газотурбинным наддувом: Автореф. дисс.канд. техн. наук, Л., 1988, — 16 с.
- Файн М.А. Анализ перспектив развития систем регулирования наддува дизелей с использованием описаний к патентам на изобретения // Двигателестроение.- 1981, — N 2.- С.36−38.
- Федышин В.И. Современные тенденции развития дизелестроения за рубежом // Двигателестроение, — 1985, — N11.- С.48−51.
- Флетчер К. Вычислительные методы в динамике жидкостей: В 2 т. / Пер. с англ. М.: Мир, 1991, — Т. 2, — 552 с.
- ХанинН.С., БочинВ.В., Косенкова Jl. М. Исследование процессов в системе выпуска на установке оптического типа // Труды НАМИ, 1971, — Вып. 127, С. 27−36.
- Ханин Н.С., Шерстюк А. Н., Мамедов З. М. О влиянии чисел Рейнольдса и Маха на характеристики безлопаточных направляющих аппаратов осевых турбин // Изв.вузов. Машиностр.-1976.- N 12.- С. 97−100.
- Хачиян A.C., Гальговский В. Р., Никитин С. Е. Доводка рабочего процесса автомобильных двигателей.- М.: Машиностроение, 1976.- 104 с.
- Хокни Р., Иствуд Д. Численное моделирование методом частиц: Пер. с англ. М.: Мир, 1987, — 640 с.
- Холщевников К.В., Емин О. Н., Митрохин В. Т. Теория и расчет авиационных лопаточных машин,— М.: Машиностр., 1986.-432 с.
- Хуциев А.Н., Улановский Э. А., Ефстифеев Б. В. Повышение экономичности комбинированных двигателей с силовой турбиной // Двигателестроение.- 1981, — N2.- С. 6−7.
- Центробежные компрессорные машины / Ф. М. Чистяков, В. В. Игнатенко, Н. Т. Романенко и др. М.: Машиностроение, 1969, — 328 с.
- Циннер К. Наддув двигателей внутреннего сгорания,— JI.:
- Машиностроение, 1978, — 263 с.
- Чаплыгин С.А., Голубев В. А. К теории продувки двигателей внутреннего сгорания // Труды ЦАГИ.- 1934, — Вып.175.- 21 с.
- Чер Дюла. Влияние впускного тракта на рабочие показатели дизелей с непосредственным смесеобразованием: Автореф. дисс. канд. техн. наук.- М., 1968, — 24 с.
- Черноусов A.A., Рудой Б. П. Разностные схемы повышенной точности для численного моделирования нестационарных течений газа с местными сопротивлениями // Двигатель-97: Матер.междунар.науч.-техн.конф.- М., 1997, — С. 78.
- Честер У. Распространение ударных волн в каналах переменного поперечного сечения //Проблемы механики: Сб.науч.тр.- М., 1963, — Вып. 4, — С. 100−127.
- Чжен П. Отрывные течения: В 2 т. / Пер. с англ.- М.: Мир, 1972, — Т. 2.- 280 с.
- Численные методы в механике жидкостей: Сб. трудов / Пер. с англ. М.: Мир, 1973.- 304 с.
- Численные методы исследования течений вязкой жидкости / А. Д. Госмен, В. М. Пан, А. К. Ранчел и др.: Пер. с англ. М.: Мир, 1972, — 324 с.
- Численное решение многомерных задач газовой динамики / С. К. Годунов, А. В. Забродин, А. Н. Иванов и др. М.: Наука, 1976. -400с.
- Шерстюк А.Н., Зарянкин А. Е. Радиально осевые турбины малой мощности,— М.: Машиностроение, 1976.- 208 с.
- Штинников С.Н., Абрамов В. И. Одноцикловая установка для исследования газообмена двухтактных двигателей // Совершенств, мощност., эконом, и эколог.показат. ДВС: Материалы научно-практич.семинара.- Владимир, 1991, — С.7−8.
- Элементы системы автоматизированного проектирования ДВС / Р. М. Петриченко, С. А. Батурин., Ю. Н. Исаков и др.- Под общ. ред. Р. М. Петриченко. Jl.: Машиностроение, 1990, — 328 с.
- Якубов А.Д. Влияние конструктивных особенностей резонансного впускного тракта на колебания давления перед клапаном и на наполнение тракторного дизеля //Двиг.внутр.crop.: Респ.межвед. науч.-техн. сб. (Харьков).- 1972.- Вып. 15, — С.43−49.
- Якубов А.Д. Сравнительный анализ резонансного наддува комбинированного двигателя и двигателя со свободным выпуском отработавших газов // Двиг.внутр. crop.: Респ. межвед. науч.-техн.сб. (Харьков). 1983, — Вып. 38, — С. 30−37.
- Ямковой А. Г. Метод численного моделирования течений в цилиндре двигателя // Вычислительная техника и АСУ: Сб. науч.тр. НКИ, — Николаев, 1990.- С. 36−41.
- A.c. 1 216 386 СССР, МКИ3 F01N7/10. Выпускной коллектор двухтактного двигателя внутреннего сгорания / Ю. А. Гришин, М. Г. Круглов, Ю. Л. Маслов и др. (СССР). N 3 812 530/25−06- Заявл. 20.09. 84- Опубл. 07.03.86, Бюл. N 9.- 3 с.
- A.c. 1 320 690 СССР, МКИ3 G01M15/00. Стенд для исследования выпускной системы двухтактного двигателя внутреннего сгорания /Ю.А.Гришин, Ю. Л. Маслов, А. М. Савенков (СССР).-N 3 974 922/25−06- Заявл. 28.10.85- Опубл. 30.06.87, Бюл. N24.-4 с.
- A.c. 1 377 432 СССР, МКИ3 F02F1/42. Головка цилиндра двигателя внутреннего сгорания / Ю. А. Гришин, И. А. Курзель, А.А.Мандж-галадзе и др. (СССР).- N 3 951 712/25−06- Заявл. 11.09.85- Опубл. 29.02.88, Бюл. N 8.- 4 с.
- Abgase, Wirkungsgrad und Computer: Wohin Steuert die Motorenentwicklung bie Baumaschinen // Baumaschinendienst.- 1993. Bd. 29, N 2, — S. 80−84.
- Abir A., Whifflied A. Numerical Solution of Turbulent Flow throught vaneless Diffuseis of Centrifugal Compressors // Numer. Meth. Laminar and Turbulent Flow Proc.: 3 Int. conf.- Se-atle, 1983, — P. 541−551.
- Ahmad!-Belfrui В., Gosman A., Watkins A. Predictions of in-cylinder Flow and Turbulence with Three Versions of k-model and Comparison with Dats // Flow intern, combust. engines: 2 Winter Ann. Meet. ASME.- New Orlean, 1984, — P. 27−37.
- Aita S., Tabbal A., Munck G. Numerical Simulation of Swirling Port Valve — Cylinler Flow in Diesel Engines // SAE Techn. Pap.Ser.- 1991, — N 910 263, — P. 1−12.
- Anisist F., Spinler F. Entwicklung der auf ladung am neuen Saurer-Fahrzeugdieselmotoren D4KT //MTZ.- 1978, — Bd.10, — S. 447−451.
- Arrangement of auxiliary power turbines // Mar. prop. Int.- 1986, — N П. P. 37−38.
- Assanis D., Heywood J. Development and use of a Computer Cimulation of the Turbocompounded Diesel System for Engine Performance and Component Heat Transfer Studies // SAE Techn.Pap. Ser.- 1986.- N 86 060 329, — P. 95−120.
- Benson R., Alexander G. The Application of Pulse Converters to Automotive Form Stroke Cycle Engines // SAE Pr.- 1977.- N 770 034.- 32 p.
- Benson R., Galloway S. An experimental and analytical Investigation of the Gas Exchange Process in a multicylinder pressure-charged two-stroke Engine //Proc. In.Mech.Eng.- 1968, — V. 183, Pt. 1, N 14. P. 253−267.
- Benson R., Garg R., Woollatt D. Numerical Solution of Unsteady Flow Problems //Int. Jorn, of Mech. Sei.- 1964, — V.6.- P. 111−144.
- Birch S., Yamaguchi J., Demmier A. Techn. briefs // Au-tomot. Eng. 1993, — V. 101, N 1, — P. 97−103.
- Blair G., Gohnston M. Simplified Design Criteria for Expansion Chamber for Two-cycle Gazoline Engine // Automot. Engineering Cong. Detroit, 1970, — P. 16−32.
- Brandstetter W., Johns R., Wigley G. Calculations of the Flow prodused by a tangential Inlet Port // Int.symp.flow intern, combust, engines. Winter ann. meet. Amer. soc.mech.eng.- Miamy Beach, 1985, — V. 3. P. 135−148.
- Brandstatter W., Killman I. Computer simulation der Stromung Gemischbildung und Verbrennung im Motoren // MTZ.- 1988.- Bd. 49, N 5. S. 177−178.
- Brandstetter W. Similarity Laws Four-Stroke Engines and Numerical Resalts for the Intake Process Calculated with the Method of Characteristics // SAE Pr.- 1969, — N 690 466, — 20 p.
- Briner M., Brown D. Sulzer RTA-Dieselmotor-Baureihe neue Fortsehritte // Techn.Sulzer.- 1985, — Bd.67, N 4, — S.7−16.
- Bulaty T. Niessteady Flows in Pipe Systems of I. C. Engines // Journ. of Fluids Eng. 1985, — V. 107, — P. 407−412.
- Came P. High performance turbocharger status report // Diesel and Gas Turbine Worldwide. — 1985, — V17, N 5, — P. 19−20.
- Carpenter M., Ramos J. Modelling of a gasolineinjected Two-stroke Cycle Engine // SAE T.P.Ser.- 1986, — N 860 167.- 19 p.
- Chen Y. Experimentelle Untersuchungen an durch eine verzweigte Rohrleitung wandernden Druckwellen.- Forschungheft: Technis. Rundschau Sulzer, 1963.- 23 s.
- Chesse P., Hetet J., Flayret J. Determination par Simulation d’une zone critique des champs compresseur situee entre le pompage et la stabilite //Entropie.- 1966.- V.32, N 201.- P.9−18.
- Cser G. Ein neuenartiges Verfahren zu Verbesserung der Abgasturboaufladung // MTZ.- 1971, — Bd.32, N 10, — S. 368−373.
- D’un salon a l’evolution technique des pids lourds//Re-vue technique Diesel.- 1984, — N 28, — P.106−131.
- Development of Variable Engines // Technoerat.- 1984.-V17, N 6. P.30−32.
- Dewity H., Korff P. Serrung der Uraftstofferbranchs bei Fernverkehrs trugen mit aufgeladenen Motoren //ATZ. 1979, — Bd.12. — S.631−634.
- Diesel development in perspective // Diesel Progr. N. Amer. Special Suppl.- 1985, — V.51, N 7, — P. 44−56.
- Duggal V. Three dimensional Model of the processes in the Cylinder direct-injection Diesel Engine // SAE Tec. Pap.Ser.-1984.- N 840 227.- 13 p.
- Ererra M. Numerical Prediction of the Fluid Motion in the induction System and the Cilinder in Reciprocating Engines // SAE Tehn.Pap.Ser.- 1987, — N 870 594, — P.1−11.
- Farrashkhalvat M., Barufh P. An Experimental and Theoretical Invetigation of a Twin Entry Radial Flow Turbine under Non-Steady Flow Conditions // SAE Techn.Pap.Ser. — 1980.-N 801 136. — 16 p.
- Frendenberger B. Multivalve motors //Motor Serv.- 1987.- N 3, — P. 28- 49.
- Fritz I. Kombinierten Aufladung an eine PersonenwagenOttomotor hoher Literbeistung //MTZ.-1979.-Bd.40, N12.-S.581−584.
- Gallios I. Future Scope of Diesel Propulsion for merchant Marine // SAE Techn.Pap.Ser.- 1986, — N 861 207, — 11 p.
- Gachler E., Eib W., Rhode W. Compasion of 3-Cylinder DI Diesel wiht Turbocharden or Comprex — Supercharger // SAE Techn.Pap.Ser.- 1983, — N 830 143, — P.107−129.
- Gebauer R. New motoren-philosofie //Transp. und Lader.-1985, — Bd. 34, N 12, — S. 20−23.
- Gosman A., Harvey P. Computer analisis of fuelair mixing and combustion in an axisymmetric DI-Diesel // SAE Tech.Pap. Ser.- 1982, — N 820 036, — 21 p.
- Gosman A., Tsui Y., Vafidis C. Flow in a Model Engine withshrouded Valve a combined experimental and computation study // SAE Tech. Pap. Ser.- 1985, — N 850 498, — P. 1−19.
- Grawey C. Diesel Engines: On the verge of radical progress // World Censt.- 1986, — V. 39, N 2, — P. 32−36.
- Grishin D., Krouglov M. Calcul des pertes de l’ecoulement et construction des caracteristiques des grilles d’aubes // Entropie.- 1979.- N 86 P.40−45.
- Grosshans G., Dupont P., Girand 0. Evalutions recentes des moteurs diesel turbo-compound //Entropie.-1985.- V.21, N 122.- P.78−87.
- Gruden D. Motorenbau und Umwelt // Automob.Rew.- 1985.-Bd. 80, N 33, — S. 34−53.
- Gygax I., Schneider G. Betriebserfahrungen mit dem Druckwellenlader Comprex im Opel Senator // MTZ.- 1988, — Bd.49, N 9, — S. 335−339.
- Hall W., Orme E. Flow of a Compressible Fluid through a Sudden Enlargement In Pipe //Proc. Instr. Mech. Engrs.- 1955.- V. 169, — P. 240−253.
- High performance truck dlesel from Japan //Diesel Prog. N. Amer. 1985.- V.51, N 5, — P. 4−10.
- Hiereth H. Eignungsa bschatzung neuerer Aufladesysteme fur Fahrzengmotoren // MTZ.- 1985, — Bd.46, N 10.- S. 397−402.
- Hirono S., Saito E. Some Effects of Exhaust Systems on the Perfomanse of Fowr Cycle Diesel Engine // Technol. Rep. Iwate University. 1968, — V.3.- P. 53−66.
- Iamaguchi J. Enlarder cubic Capacity and variable induction enhances V 6 Performance //Autom. Eng.-1987, — V.95, N 5,-P. 87−89.
- Impruved efficiency by refrofitting // Mot.Ship.- 1985. V.66, N 778, — P. 31−33.
- Jenny E. Ein dimenional instationare Stromung unter be-rucksichtigung von Reibung. Warmezufuhr und Querschnittanderung // Brown-Boveri Mitteilungen. 1950, — N 11, — S. 447−461.
- Jenny E., Moser P., Hansel I. Progress with variable geometry and Comprex // 3 Int.Conf. Turbocharging and Turbochar-gers.- London, 1986, — P. 159−170.
- Kollbrunner T. Comprex Supercharging for Passenger dlesel car engines // SAE Techn.Pap.Ser.- 1980, — N 800 884.- 9 p.
- Korchhofer H., Spinnler F. Druckwellenlader und Klein-volumiger Personenwagen Dieselmotor fur spar sames Fahren bei guter Fahrleistung //Automobiltechn. -1985.-Bd.85, N 4. -P.179−182.
- Lee D., Her K., Chang N. An Application of a Combined Charging System on Turbocharged Diesel Engine // SAE Tech.Pap. Ser.- 1984, — N 840 352, — 8 p.
- Le Disez Y. The Range of S.E.M.T. Pielstick Engines // Hansa. — 1985, — V. 122, N 6, — P. 558−560.
- List U., Real G. Der Ladungswechsel der Verbrennungskraftmaschine.- Wien: Springer-Verlag, 1949, — 247 s.
- L-MC range expanded and new options // Mar.Prop.Int.-1985, — N 9, — P. 24−26.
- Louhidi F., Thelliez M. Modelesation des ecoulements pulses a travers une tubulure a 1'echappement d’un moteur // Entropie. 1996, — V. 32, N 201, — P. 28−34.
- Lustgarten G. The role of the diesel engine as marine prime mover // Ship en werf.- 1985, — V.52, N 15.- P.245−249.
- Lutz 0. Grundsatzliche Betrachtungen uber den Spulvorgang bei Zweitaktmaschinen // Forsch. Ing. Wes.- 1934, — Bd. 5, — S. 275−288.
- Makot Ikegami, Kyohei Horibe, Geniche Komatsu. Numerical Simulation of Flow in an Engine Cylinder. II Report Flow in a D.O. Combustion Chamber. // Bulletin of ISME, April.- 1986.- Pap. N 250−21, V.29.- P.1218−1224.
- Matsuoka S., Kamimoto T., Urushihara T. LDA Mesurement and a theoretical analysis of the in-cylider Air Motion in a Diesel Engine // SAE Tech. Pap. Ser. 1985, — N 85 016, — P. 1−7.
- Mises R. Berechnung von Ausfluuss und Ueberfallzahlen // Z. Ver. Deutsch. Jngen. 1917, — Bd.61.- 21 s.
- Mozer F., Rammer F. Verbesserung des Kraftstoff Verbrauchers von Dieselmotoren durch Optimierung des Ladungswechsel // Fortschr. Ber. VDIZ.- 1983, — R 6, N 127, — S. 37−56.
- Natural Gas Engines / Ricardo Consalting Engineers Limited. Shoreham-by-Sea, 1990.- 8 p.
- Neth P., Streuli A. New Entwicklungen auf dem Geliet der Turboaufladung von Dieselmotoren //Brown Boweri Techn.- 1987. Bd. 74, N 8, — S. 438−446.
- Neue Lkw Motoreutechnik: Turbocompound //Krafthaund.-1992, — Bd. 65, N 9, — S. 728−729.
- Neuman K. Die dynamische Wirkung der Abgassaule in den Auspufflitung von Kolbenmaschinen // VDJ.- 1919.- Bd.63, — 320 s.
- Peach M. Engine efficiency leaps ahead by taking a tumble // Noise and Vibr. Worldwide. — 1993, — V. 24, N 7, — P.13−16.
- Pischinger A. Bewegungsvorgange in Gassaulen // VDJ. SonderheftDieselmaschinen. 1935, — N6, — P. 146−172.
- Pischinger F., Wunshe A. The Charakteristic Behaviour of Radial Turbines and its Influense on the Turbocharging process // Schiff und Hafen. 1977, — Bd. 29, — P. 931−934.
- Poloni M., Winterbone D., Nickols J. Comparison of unsteady Flow calculations in a Pipe by the Method of Caracteris-tics and two-step differential Lax-Wendroff method // Intern. Jo-urn, of Mech. Sei. 1987, — V. 29, N5, — P. 367−378.
- Power turbine option boosts fuel economy of RTA engines // Mot. ship. 1984, — V. 65, N 767, — P. 27−37.
- Pucher H. Vergleich der programmierten Ladungswechselrechnung fur Viertaktdieselmotoren nach der Charakteristikentheorie und der Full-und Entleermethode.- Braunshweig, 1975, — 106 s.
- Ricardo verbessert Kraftstoffvebrennung // AMZ.-1994.-Bd. 82, N 1−2, — P. 62.
- Richter A. Schraubenformig gekrummte Ansaugkanale // MTZ. 1988.- Bd. 49, N 3, — P. 125−128.
- Rudert W., Walter G.-M. Baureihe 595. Die neue MotorenGeneration von MTU // MTZ.-1991, — Bd.52, N 11.- S. 538−544.
- Sato Akihiko, Suenaga Koichi, Njda Masahiro. Advanced boost-up in Hino EP 100−11 turbocharged and charge cooled diesel engine // SAE Techn.Pap.Ser.- 1987, — N870298, — P.1−16.
- Scania 113 / Scania Trucks.- Sodertalje, 1993, — 12 p.
- Schaperton H., Thiele F. Three-Dimensional Computations for Flowfields in DI Piston Bowls // SAE Techn. Pap. Ser.- 1986.-N 860 463. P.1−17.
- Seifert H. A mathematical model for simulation of processes in an internal combustion engine // Acta Astronautic.-1979.- V.6.- P.1361−1376.
- Seifert H. Die Berechnung instationarer Stromungsvor-gange in den Rohrleitungs-Systemen von Mehrzylindermotoren //MTZ. 1972, — Bd. 33, N 11.- S. 421−428.
- Seifert H. Instationare Stromungsvorgange in Rohrleitungen an Verbrennungskraftmaschinen.- Berlin. Gottingen. Heidelberg, 1962, — 167 s.
- Seifert H. Erfahrungen mit einem mathematiscen Modell zur Simulation von Arbeitsverfahren in Verbrennungs motoren // MTZ.- 1978, — Bd. 39, N 7/8, — S. 321−325.
- Smith A. Breakthrou in CFD technology // Mech.In.Eng.-1994, — V.6, N 4, — P. 90−91.
- Stening A. Desing of Turbines for high energy fuels low power output application //Mass.Inst, of Technology Dynamic Analysis and Control Lab. Mass., 1953, — Rep. N 79, — P. 40−48.
- Streuli A. The Promise of the power Turbine //Mot.Ship, 1984, — V. 65, N 773, — P. 27−30.
- Streuli A. Application of the BBC power turbine // Mar. Eng. Log. 1985, — V. 90, N 11.- P. 100−107.
- Sulzer boosts fuel economy // Mot.Ship.- 1985, — V.66, N 779, — P. 42−47.
- Suzuki T., Ioko J., Kakegawa T. Development of Hino Turbocharged Diesel Engines //SAE Techn.Pap.Ser.-1984.- N 840 015. P.13−27.
- Turbo-compaund diesel engine // World Mining Equip.-1984, — V. 8, N6.-52 p.
- Uzkan T. An Analisis of the Engine Blowdown Process Using Multidimensional Computations // Transactions of the ASME.-1988, N 3, — P. 1−12.
- Uzkan T., Borgnakke C., Morel T. Characterization of Flow Produced by High Swirl Inlet Port // SAE Techn.Pap.Ser., 1983, — N 830 266, — 14 p.
- Vafidis C., Whitelaw J. Intake Valve and In-cylinder Flow development in a reciprocating Model Engine // J.Mech. Eng.-1986.- V.200, N2.- P.145−152.
- Wagner B. Eine Finite-Volument-Methode zur Lozung der Euler und Navier Stokes Gleichungen mit Anwendung auf Fahre-zung-Aerodynamik und Motorstromungen // VDI-Ber.- 1984, — N 537,-S.661−686.
- Watson N. Resonant intake and variable geometry turboc-harging systems for V8 diesel engine //Proc. Inst. Mech.Eng.- 1983. -V.197, — P.27−36.
- Watson N. Turbocharging Developments on Vechicle Diesel Engines // SAE Tech.Pap.Ser.- 1985, — N 850 315, — P. 49−66.
- Wilson D. The Design of a low specific fuel consumption Turbocompound Engine //SAE Techn.Pap.Ser.- 1986, — N 860 072.-16 p.
- Wong L., Clemens W. Computers optimize powertrain matching for best economy //Automot.Eng.-1977.- V.87, N 4, — P.60−64.
- Woods W., Allison A. Effective flow area of Piston controlled Exhaust and Inlet Ports //SAE pr.-1977.- N 770 411.-P.1−9.
- Wright E.H., Gill K.F. Theoretical Anallsis of the Unsteady Gas Flow in the Exhaust System of an Engine // Journ. Mech. Eng. Sei. 1966.- V. 8, N 1.- P. 70−90.
- Ximing D. Zur Berechnung des geometrischen Offnungs-querschnitts von Kegelventilen // MTZ.- 1985, — N 46, — S.221−223.
- Yamkovoy A.G., Koshkin K.V. A Method for Predicting in Cylinder Gas Motion During the Compression Stroke //Journ. of Wuhan Univ. of Wat. Tr. Eng.-1990, — V. 14, N 4, — P. 396−403.
- Yano T. Performance of centrifugal blower under pulsating flow // Bull, of JSME. 1963, — V.6, N 23, — P. 478−486.
- Zurner H. Entwicklung von aufgeladenen MAN Fahrzeng Dieselmotoren in Sechszylinder — Reinbauart //MTZ.- 1980, — Bd.41, N2, — S. 41−46.аилftt^C^* ¦/КРЯГЕР A.M./ ' «-'Л ?981 г. актвнедрения ноеого продля выпускного канала двигателя1. ЩД-645
- Новая форма выпускного канала с улучшенными аэродинамическими свойствами внедрена в конструкцию дизелей ЗИЛ-645 6-ой опытной серии.
- А. 1ан 1жгаладзе бил вне хрен разработанная в -ХЗТУ расчет-но-эксперименталъная методика доводки простая выпускного канала дизеля К1Я-64 2 позволяющая существенно снизить сопротивление потоку выпускных газов.
- В настоящее время метод используется для расчета перспективных конструкций элементов систем газораспределения компрессоров, обладающих свойством односторонней проводимости (газодинамических клапанов).
- От ПО «Борец»: От МВТУ вил.Н. З. Баумана:
- Зав.кафедрой"ДВСГпрофессор1. УГВЕРщио- ¦ L 434
- Руководитель гтредлриятия!3.8748- -^/Ьяаятттйй Н.К./ '1 «.30 «обсчета, 1i984 г. v «7-л"' ' :1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- О новизне техпнчоасого ропюипя- (включая сводешгя о проведенных патентных исследованиях), но-.'? ^¿-их областях его применения в народном доияистзо и ешхдаомом эффохсте заявляемого изобретения
- Заявляемое изобретение относится к области двнгателострч.'е-ния и нродназначоно для улучшения тех1п1ко-эконо:.г.!чоо:с:х тол oil шогоцнлшуфовых двухтактных двигателе:! с выпуском отработавших газов через oicna.
- Новизна предлагаемого изобретения подтверждается ощ^.:^: — о про-ведении патентных исследовании.
- Сазовым объектом предполагаемого устройства является техническое решение, известное из А.С.ССОР Ji> I9G48G.
- Ожидаемый годовой экономический эффект от максимального объема использования заявляемого изобретения составит одна тысяча восемьсот рублой для одного двигателя.
- З.В настоящее вромя предлагаемый коллектор проходит испытания па опытном двигателе с улучшоииыш-тсш11ко-эконог/шчсск.п:1 показателями.
- Настоящее заключение обсуядено и одобрено на заседании НТО п/я В-8748,протокол Я 9 от 0 7 О В. 1984 года.
- Материалы заявки рекомендовано направить в Госкошзобре- ¦ тений для защиты заявляемого изобретения свидетельством.
- Заключение составил: | .—, Зам.гл.конструктора1. Начальник патентного! • .отдела п/я В-8748 | А. П. ШЕВЧЕНКО