Психологические особенности понимания в младшем школьном возрасте
Диссертация
Умственное развитие учащегося в личностно-ориентированной модели вариативного образования является центральной проблемой, особенно в начальной школе. Именно в ней закладываются структуры познавательной деятельности, формируются когнитивные стратегии и мотивационные основы учения. Однако они не появляются спонтанно, независимо от реального процесса обучения на уроке, где учитель регулирует переход… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНИМАНИЯ В НАУКЕ
- 1. 1. Философский контекст проблемы понимания
- 1. 2. Разработка проблемы понимания в зарубежной психологии
- 1. 3. Вопросы понимания в отечественной науке
- 1. 4. Определение понимания и его критерии
- Выводы
- ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
- 2. 1. Место понимания в обучении
- 2. 2. Стадии понимания в обучении
- 2. 3. Условия понимания в обучении младших школьников
- Выводы
- ГЛАВА 3. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 3. 1. Этапы исследования
- 3. 2. Характеристика обследованной выборки
- 3. 3. Организация и методы исследования
- Выводы
- ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
- 4. 1. Влияние объективных и субъективных факторов на понимание
- 4. 2. Особенности динамики понимания
- 4. 3. Корреляционный анализ результатов исследования понимания
- Выводы
Список литературы
- Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. — Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000.
- Алексеев П.В., Панин А. В. Философия: Учебник для вузов М.: ТЕИС, 1996.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
- Антология гуманной педагогики. К. Д. Ушинский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998.
- Антология гуманной педагогики. Л. С. Выготский. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996.
- Антонова Г. П. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности младших школьников в процессе решения задач. Автореф дисс. канд. педагог. наук. М.: 1966.
- Антонова Г. П. Различия в мыслительной деятельности младших школьников при решении задач//Типические особенности умственной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1968.
- Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии. // Вопросы психологии 1999 — № 1.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
- Блонский П.П. Память и мышление. M-JI.: Госэкономиздат, 1935.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1979.
- Блонский П.П. Развитие мышления школьника. М.: Учпедгиз, 1935.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение, 1966.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н. А. Психология учения// Психологическая наука в СССР, в 2-х т.- М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1960.
- Брудный А.А. Понимание как философско-психологическая проблема. // Вопросы психологии 1975 -№ 10.
- Брунер Д. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика М.: Мысль, 1970.
- Бубнова В.К. Индивидуальные различия в понимании научно-популярного текста младшими школьниками// Вопросы психологии 1995 — № 4.
- Бугрименко Е. А, Цукерман Г. А. Учимся читать и писать. М.: Знание, 1994.
- Вахрушев М.М. Понимание и усвоение школьниками II, IV, VI классов некоторых форм дедуктивных умозаключений. Автореф. дисс. канд. психолог. наук. Ленинград, 1956.
- Веккер JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов. -М.: Смысл, 1998.
- Венгер J1.A., Марцинковская Т. Д., Венгер A. J1. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Знание, 1994.
- Вербицкая Н., Бодряков В. О детском незнании и информационной самозащите. // Директор школы 1997 — № 3.
- Вернье Ж. Ребенок, математика и реальность. Проблемы преподавания математики в начальной школе. Пер. с франц. Е. С. Самойленко, А. П. Тарасова М.: Институт психологии РАН, 1998.
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Психология детства. Учебное пособие. М.: АЛО, 1997.
- Вопросы психологии учебной деятельности младшего школьника/ Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1962.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996 г.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1991.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Книжный дом «Университет», 1999.
- Гальперин П.Я. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. М.: Изд-во МГУ, 1966.
- Гинзбург РЛ. К типологии усвоения учебного материала школьниками. // Вопросы психологии. 1956. -№ 6.
- Гобова Е.С. Понимать детей дело интересное. — М.: Аграф, 1997.
- Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. М.: Мир, 1996.
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. Автореф. дисс. докт. психолог, наук,-М., 1970.
- Давыдов В.В. Образование начального понятия о количестве у детей. (К вопросу о психологических механизмах понятий, возникающих при формировании умственных действий), Автореф. дисс. канд. пед. наук (по психологии). М., 1958.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
- Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. М.: Редак-ционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995.
- Дистанционное обучение: Учеб. пособие/ Под ред. Е. С. Полат. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
- Доблаев JI.П. Анализ понимания текста в учебной деятельности студентов. // Психосемиотика познавательной деятельности и общения. М.: Книга, 1983.
- Доблаев Л.П. Проблемы понимания в советской психологии. Изд-во Саратовского университета, 1967.
- Доблаев Л.П. Психологические основы работы над книгой. М.: Книга, 1970.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997.
- Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.
- Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности/ Под ред. В. Н. Панферова Псков: Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994.
- Жинкин Н.И. Грамматика и смысл// Язык и человек/ Под ред. В.А. Звегин-цева М.: Изд-во Московского университета, 1970.
- Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи. // Вопросы языкознания. 1964, — № 6.
- Зак А. З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать: как проверять и развивать логическое мышление детей 6−15 лет. М.: Фолиум, 1996.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Новая школа, 1996.
- Занков. В.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
- Знаков В.В. Основные направления исследования понимания в зарубежной психологии. // Вопросы психологии. 1986. -№ 3.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М.: Изд-во института психологии РАН. 1994.
- Иванова B.C. Понимание школьниками условных и временных связей и отношений/ Вопросы детской и общей психологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954.
- Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966.
- Иойлева Г. В. Проблема понимания в процессе профессионального обучения. Автореф. дисс. канд. филос. наук. СПб., 1998.
- Казанская В.Г. Влияние логических структур (классификации) на процессы мышления у детей разного возраста. Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1976.
- Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении. // Советская педагогика. 1959. -№ 7.1 63. Калмыкова З. И. Процессы анализа и синтеза при решении арифметическихзадач. // Известия АПН РСФСР. вып. 61 — 1954.
- Калмыкова З.И. Уровни применения знаний к решению учебных задач// Психология применения знаний к решению учебных задач. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
- Каплан Л.И. Психологический анализ понимания научного текста. Авто• реф. дисс. канд. психолог, наук. М., 1953.
- Ковалевская О.В. Диалектика объективного и субъективного в процессе понимания. Автореф. дисс. канд. философ, наук. Л., 1980.
- Коган В.М., Роговин М. С. Ассоциативный эксперимент и его клиническое применение. // Вопросы психологии 1961 — № 6.
- Кодюкова Л.М. Психология усвоения исторических понятий учащимися IV класса// Известия АПН РСФСР. М&bdquo- Вып. 61 — 1954.
- Корман Т.А. Переосмысливание знаний в процессе усвоения// Известия
- АПН РСФСР. М., Вып. 28 — 1950.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: ИДМиМ, 1997.
- Корнилов Ю.К. Психологические проблемы понимания. Ярославль: Изд-во Ярославского государственного университета, 1979.
- Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та, ЧеРо, 1997.
- Корсунский Е.А. Проблемы психологии чтения и читателя. // Вопросы психологии. 1972 -№ 2.
- Костромина С.Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. -М.: Ось-89, 1999.
- Костюк Г. С. Вопросы мышления в советской психологии. // Вопросы психологии- 1957. -№ 5.
- Костюк Г. С. О психологии понимания// Научн. зап. ин-та психол. УССР, т. Н, 1950.
- Коффка К. Основы психического развития. М. — Л.: Госэкономиздат, 1934.
- Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн.: Хар-вест, 1991.
- Куликов В.Н. Понимание математической зависимости младшим школьником// Вопросы психологии. 1957 — № 2.
- Куликов В.Н. Понимание функциональной зависимости (на материале решения примеров и задач учащимися IV классов). Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1953.
- Куликов Л.В. Введение в психологическое исследование. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1994.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьника. Л.: Лениздат, 1967.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. // Известия АПН РСФСР. Вып. 7. — 1947.
- Леонтьев А.Н. Теоретические проблемы психического развития ребенка. // Советская педагогика. 1957. -№ 6.
- Липкина А.И. Взаимодействие образа и слова в работе над учебным текстом. // Известия АПН РСФСР. Вып. 76. — 1954.
- Логопедия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности Дефектология / Под ред. Л. С. Волковой М.: Просвещение, 1989.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.
- Лукасик А.В. Взаимосвязь самостоятельности познавательной деятельности и тревожности личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2000.
- Лукина Е.Ф. Восприятие героических рассказов детьми старшего дошкольного возраста. Автореф. дисс. канд. педаг. наук. М., 1950.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979.
- Ляудис В.Я., Негуре И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: Изд-во международной педагогической академии, 1994.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М., Просвещение, 1983.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1973.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. // Вопросы психологии. 1984. — № 3.
- Матюшкин A.M. Загадки одаренности. М.: Школа-Пресс, 1993.
- Мельчаков Л.Ф., Скаткин М. Н. Природоведение: Учебник для 3−5 классов средней школы. -М.: Просвещение, 1993.
- Менчинская Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М.: Знание, 1970.
- Менчинская Н.А. Психологические требования к учебнику. // Известия АПН РСФСР. М&bdquo- Вып. 63. — 1955.
- Менчинская Н.А. Психология обучения арифметике. М.: Учпедгиз, 1955.
- Менчинская Н.А. Психология применения знаний к решению учебных задач. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
- Менчинская Н.А. Психология усвоения понятий// Известия АПН РСФСР. -М&bdquo- Вып 3, 1946.
- Моляко В.А. Вопросы мышления в советской психологии. // Вопросы психологии. 1978. — № 4.
- Моляко В.А. Психологическая структура конструкторской деятельности. // Вопросы психологии. 1978. — № 4.
- Морозов С.К. Понимание и усвоение историко-хронологической последовательности учащимися V-VI классов. Автореф. дисс. канд. психолог, наук. -М., 1954.
- Морянова Н.П. Влияние познавательной мотивации на уровень тревожности у младщих школьников в процессе их учебной деятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Тверь, 1999.
- Невельский П.Б. Объем памяти и количество информации// Проблемы инженерной психологии/ Под ред. Б. Ф. Ломова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965.
- Непомнящая Н. И, О связи логики и психологии в системе Ж.Пиаже. //Вопросы психологии. 1975. -№ 4.
- Никифорова О.Р. Роль представлений в восприятии слова, фразы, художественного описания. // Известия АПН РСФСР. Вып. 7, — 1947.
- Николенко Д.Ф. Особенности понимания младшими школьниками некоторых грамматических категорий. Материалы совещания по психологии. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
- Павловские клинические среды. Т. I. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1954.
- Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. М.: Институт им. Бехтерева, 1973.
- Патрина К.Т. О понимании значения слов дошкольниками.// Вопросы психологии. 1959. — № 4.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Изд-во Российского педагогического агентства, 1996.
- Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. -М.: Просвещение, 1969.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Понимание как философско-методологическая проблема. Материалы круглого стола. // Вопросы философии. 1986. — N7.
- Продуктивное мышление. / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.
- Психологический словарь. / Под редакцией В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика — Пресс, 1996.
- Психология применения знаний к решению учебных задач/ Под ред. Н. А. Менчинской. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
- Психология решения учащимися производственно-технических задач/ Под ред. Н. А. Менчинской. М.: Просвещение, 1965.
- Психология: Учебник для педагогических институтов. / Под ред. А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1962.
- Развитие творческой активности школьников. Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика 1991 г
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995.
- Роговин М.С. Проблема понимания. Автореф. дисс. канд. педагог, наук (по психологии). М., 1956.
- Розов А.И. Проблемы категоризации: теория и практика. // Вопросы психологии. 1986. — № 3.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. М.: Педагогика, 1989.
- Русский язык в начальных класса: Теория и практика обучения/ Под ред. М. С. Соловейчик М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Самарин Ю.А. Изучение системности и подвижности ассоциаций в умственной деятельности школьников. «Доклады на совещании по вопросам психологии». М.: Изд-во АПН, РСФСР, 1954.
- Самарин Ю.А. Об ассоциативной природе умственной деятельности. //Вопросы психологии. 1957. — № 2 .
- Семенова А.П. Некоторые вопросы понимания школьниками аллегорий.// Ученые записки Ленингр. гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена, т.96, Л.: 1954.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. T.I. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
- Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1997.
- Смирнов А.А. Избранные психологические труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1987.
- Современный философский словарь/ Под ред. В. Е. Кемерова М.: Одиссей, 1996.
- Соколов А.Н. Вопросы психологии понимания в работах К.Д. Ушинского. // Вопросы психологии. 1955. — № 6.
- Сумарокова О.В. Особенности понимания оценки и ее социально психологических функций участниками образовательного процесса. Автореф. дисс. канд. психолог, наук. Ярославль, 1999.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Московского университета, 1975.
- Талызина Н.Ф., Карпов Ю. В. Психодиагностика познавательного развития учащихся. М.: Изд-во МГУ, 1989.
- Тиффин Д, Раджасингам Л. Что такое виртуальное обучение. Образование в информационном обществе, — М.: Информатика и образование, 1999.
- Топычканов В.Я. Психологические особенности познавательной деятельности учащихся. Учебное пособие. Челябинск: Изд-во Челябинского гос. ун-та, 1975.
- Топычканов В.Я. Психологические особенности процесса понимания художественно-повествовательного текста младшими школьниками. Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 1958.
- Топычканов В.Я., Брандесов P.P. Значение первичного восприятия текста художественного произведения на уроке. Некоторые вопросы психологии учебно-воспитательной работы в школе. Южно-Уральское книж. изд., 1966.
- Торндайк Э. Новые методы преподавания арифметики. М. — J1.: Госучпедгиз, 1932.
- Торндайк Э. Психология арифметики. М. — J1.: Учпедгиз, 1932.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.
- Управление познавательной деятельностью учащихся/ Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во МГУ, 1972.
- Устьянцева С.В. Уровни и критерии понимания учащимися научного знания (на материале химии и биологии).Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1999.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1945.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. в 9-ти т., т.т. 8−9, М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.
- Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка. Собр. соч. в 9-ти т., т.5, М.: Издательство АПН РСФСР, 1949.
- Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову». Собр. соч. в 9-ти т., т.7, М.: Издательство АПН РСФСР, 1949.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» М.: Просвещение, 1989.
- Философия: Учебник для высших учебных заведений. / Под ред. В.П. Ко-хановского Ростов н/Д.: Феникс, 1995.
- Фридман JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Совершенство, 1998.
- Хрестоматия по философии: Учебное пособие/ Сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин М.: Гардарика, 1997.
- Хьелл J1., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997.
- Чистякова Г. Д. Психологическое исследование содержательной структуры текста в связи с проблемой понимания. // Вопросы психологии. 1974. -№ 4.
- Чистякова Г. Н. Исследование понимания текста как функции его смысловой структуры. Автореф. дисс. канд. психолог, наук. М., 1975.
- Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. -М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997.
- Шварц JI.М. Психология навыка чтения. М.: Учпедгиз, 1941.
- Шешнев Л.В. Компьютеризация школьного образования как комплексная проблема. // Вопросы психологии. 1987. -№ 1.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974.
- Якиманская И.С. Вопросы понимания учащимися геометрического чертежа и условия задачи в процессе ее решения. Автореф. дис. канд. педагог, наук (по психологии). М., 1959.
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М.: Знание, 1985.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2.
- Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников.// Вопросы психологии. 1994 — № 2.
- Янишевская М.А. Психологические механизмы мышления школьников в процессе усвоения физического знания. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2000.
- Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века. М.: Академия, 1997.
- Eysenck, H.J. Check Your Own IQ Harmondsworth Penguin Books, 1970.
- Dechant E.V., Smith H.P. Psychology in teaching reading. -N.Y., 1997.
- Harasim, L. et. al. A Field Guide to Teaching and Learning On-line. Massachusetts Institute of Technology, The MIT Press, 1995.
- Lockwood, F. Encouraging Active Learning Models Appropriate for Self-Instruction. Materials Production in Open and Distance Learning. London.: Paul Chapman Publishing, 1994.
- Mason, R. Using communications media in open and flexible learning. London, Kogan Page, 1995.
- Perc Marland. Towards more effective open and distance teaching. London, Kogan Page, 1997.
- Spitzer, D.R. Motivation: The Neglected Factor in Instructional Design. // Educational Technology. Volume 36, number 3, May-June 1996.
- The management of independent learning. / Edited by Jo Tait, Peter Knight. -London: Kogan Page, 1996.