Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в пединститутах
![Диссертация: Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в пединститутах](https://westud.ru/work/5224989/cover.png)
Диссертация
В решении сложной психолого-педагогической проблемы формирования личности учителя, развития его художественно-педагогических способностей особое место занимает профессиональная направленность обучения и воспитания студентов. На современном этапе возрастает роль исследований и научных рекомендаций, касающихся обучения и воспитания студентов с учетом установки и реализации межпредметных связей… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГШЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- I. Структура педагогических способностей
- 2. Художественные способности
- 3. Основные компоненты художеетвенно-педагогических способностей
- Глава II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ УПРАЖНШЙ
- I. Художественно-выразительные средства орнаментального искусства
- 2. Методологические основы формирования художественно-педагогических способностей
- Глава III. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОШШШ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТУДЕНТОВ
- I. Художественно-педагогические способности и познавательный стиль личности
- 2. Организация и методика проведения эксперимента
- 3. Результаты и
- выводы экспериментального исследования
- 4. Система специальных орнаментальных упражнений
- ЗАКЛШЕНИЕ
Список литературы
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857−1859 гг. -Маркс К., Энгельс 5>. Соч., 2-е изд., т.16 ч.1.
- Маркс К., Энгельс Немецкая идеология., т.1, Фейербах. Соч., 2-е изд., т.З.
- Ленин В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». -Полн.собр.соч., т.29.
- Ленин В.И. К вопросу о диалектике. Полн.собр.соч., т. 29.
- О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов.: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Коммунист, 1979, № II.
- Материалы пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М: Политиздат, 1983, 80 с.
- Алпатов М.В. Композиция в живописи: Историч.очерк. М., Л.: Искусство, 1940, 132 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977, 373 с.
- Андреев А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория. М.: Знание, 1981, 64 с.
- Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981, 192 с.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974 392 с.
- Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во МГУ, 1980, 126 с.
- Артемьева Т.М. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977, 183 с.
- Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974, 348 с.
- Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М.: Знание, 1976, 40 с.
- Ахтариева Л.Г. Особенности психологической подготовленности студентов к профессионально-педагогической деятельности. Автореф.дис. .канд.псих.наук. Л.: 1978, 15 с.
- Ашхаруа-Чолокуа А. Роль ассоциации в механизме художественного воздействия. В кн.: Эстетические очерки. Вып.5. М.: Музыка, 1979, 137−174 с.
- Беджанов Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов худокественио-графических факультетов педагогических факультетов: (На примере Северного Кавказа.) Автореф.дис. .канд.пед.наук. М.: 1975, 25 с.
- Береснева В.Я., Романова Н. В. Вопросы орнаментации ткани. М.: Лег. индустрия, 1977, 192 с.
- Беркинблит Т.Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968, 127 с.
- Богоявлянская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981, 96 с.
- Бодалев А.А. Формирование понятий о другом человеке как личности. Л.: Изд-во Л1У, 1970, 135 с.
- Брунер Д.Ж. Психология познания: (За пределами непосредственной информации). Пер. с англ. II.: Прогресс, 1977, 411 с.
- Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1977, 296 е., ил.
- Васильев И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980, 192 с.
- Васнецов А. Художество: Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. М.: Изд-во Т. Ннобедь, 1908, 133 с.
- Вейль Г. Симметрия. Пер. с англ. М.: Наука, 1968, 190 с.
- Вейн А. Мозг и творчество. Наука и жизнь, 1983, $ 3, 78−83 с. D
- Венгр Л.А. Педагогика способностей. М.: Знамя, 1973, 96 е., ил.
- Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе: Респ.сб.научн.тр. Отв.ред.Шварц И. Е. Пермь.: Б.И., 1979, 104 с.
- Возрастная психология взрослых. Тез.докл. к Научной конференции 27−29 октября 197I г. Вып.2. Л.: Изд-во АПН СССР 1971, 129 с.
- Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950, 508 с.
- Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Краснодар: Изд-во Кубанск. ун-та, 1978, кн.2, 190 с.
- Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Краснодар: Изд-во Кубанск. ун-та, 1978, кн.2, 190 с.
- Вопросы художественного образования. Вып.З. Л., 1972.
- Вундт В. Фантазия как основа искусства. Пер. с нем. СПб. M. s Н. О. Вольф, 1914, 146 с.
- Выготский Л.С. Психология ис^сства. М.: Искусство, 1965, 379 с.
- Газанига М. Расщепленный человеческий мозг. В кн.: Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974, с.47−57,
- Гинзбург И, В. П. П. Чистяков и его педагогическая система Л., М.: Искусство, 1940, 204 е., ил.
- Гольдентрихт С.С., Гальперин М. П. Специфика эететическо го сознания. М.: Высш. школа, 1974, 101 е.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе— М.: Просвещение, 1965, 260 с.
- Гоноболин Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. В кн.: Способности и интересы. М., 1962, 132−145 с
- Готтеданкер Р. Основы психологического эксперимента. Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1982, 463 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972, 423 с.
- Даниэль С. Язык педагога. Художник, 1981, № 10, 61−62 сг
- Дейнека А.А. Учитесь рисовать. М.: Изд-во Акад. художест СССР, 1961, 222 е., ил.
- Державин Б, А. Вопросы теории композиции орнамента на ткани: /Конспект лекций/" М., 1978, 56 с.
- Дерябин А.С. Педагогическая система и методы Д.Н.Кардовского в учебной деятельности его учеников и последователей. Дис. .канд.пед.наук, М., 1975, 231 с.
- Дерябин А.С. Художественная и педагогическая деятельность народного художника СССР, действительного члена академии художеств СССР, профессора Василия Прокофьевича Ефанова.
- В кн.: Художественно-графический факультет и школа. Л., 1980, 53−60 с.
- Дехтяренко Л.П. Формирование профессионально-педагогических интересов у студентов художественно-графических факультетов. Автореф.дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1978, 25 е.
- Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962, 314 с.
- Дранков В.Л. 0 природе художественного таланта. Дис. .канд.психол.наук. Л., 1976, 180 л.
- Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск: Йзд. СГПИ им. К.Маркса, 1974, 151 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы Дчеб.пособие для вузов/. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Изд-во Белорус. ун-та, 1981, 383 е.
- Елкина А. Плетеный орнамент и древнее ремесло. Знание-сила, 1982, $ 4, 23−25 с.
- Елманова В.К. Формирование гностических умений будущих педагогов. Автореф.дис. .канд.пед.Hayjc. Л., 1973, 20 с.
- Ермаш Г. Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982, 277 с.
- Зинченко В.П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления. Вопросы психологии, 1973, № 2, 3−14 с.
- Зись А. Я. Искусство и эстетика: Введение в искусствоведение. М.: Искусство, 1967, 440 с.
- Зись А.Я. Искусство и эстетика: Традиционные категории и современные проблемы. М.: Искусство, 1975, 447 с.
- Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1963, 500 с.
- Искусство и научно-технический прогресс. М.: Искусство, 1973, 462 с.
- Каган М.С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. Л.: Художник РСФСР, 1961, 160 с.
- Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство Ленингр, отд-ние, 1972, 440 с.
- Канцедикас А.С. Искусство ж ремесло: /К вопросу о природе народного искусства/. М.: Изобраз. искусство, 1977, 120 е., ил.
- Капр.А. Эстетика искусства шрифта. Пер. с нем. М.: Книга, 1979, 123 е., ил.
- Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. И.: Наука, 1968, 207 с.
- Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, 304 е., ил.
- Климов Б.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969, 277.
- Козлов В.Н. Основы орнаментальной композиции: Раздел «Орнаментальный рисунок и костюм». М.: Изд.Моск.текстил.ин-та, 1976, 35 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975, 717 с.
- Кондратьева С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга. В кн.: Психология межличностного познания. Под ред. Бодалева А. А. М.: 1981, 222 с.
- Крамаренко Л. Поэтика декоративных образов. Творчество, 1976, № 8, 19−22 с.
- Краткий словарь по эстетике (Под общей ред. Овсянникова М. Ф., Разумного В.А.). М.: Политиздат, 1963, 543 с.
- Крутецкий В.А. Проблема способностей в психологии. М.: Знание, 1971, 60 с.
- Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971, 144 с.
- Кузин B.C. Психология: /Учебник для худож. училища/. М.: Высш. школа, 1974, 280 с.
- Кузьмина Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя: Дексты лекций/. Гомель: Изд. ГПИ, 1976, 57 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970, 114 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967, 176 с.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961, 98 с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971, 109 с.
- Кухарев Н.В. Психолого-педагогические способности и качества учителя: /Методические рекомендации по овладениюпедагогическим мастерством/. Гомель: Гомел.обл.совет Пед. об-ва БССР, 1979, 40 с.
- Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология: Дчеб. пособие для пед. ин-тов/. 2-е изд. М.: Учпедгиз, I960, 428 с.
- Ленобль Г. М. Писатель и его работа: /Вопросы психологии творчества и художественного мастерства/. М.: Советский писатель, 1966, 393 с.
- Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2-х т. М., Л.: Академия, 1935, т.2, 490 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979, 46 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание. Вопросы философии, 1972, № 12, 129−140 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981, 584 с.
- Леушина Л.И., Невская А. Л., Павловская М. Б. Различия способов обработки зрительной информации в правом и левом полушариях. Психологический журнал, т.2, 1981, № 3, 81−94 с.
- Ломоносов Р.Г. Декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов пединститутов. Автореф.дис. .канд. пед.наук. М.: 1970, 20 с.
- Лоревд Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей: 100 табл. с объяснит.текстом. Спб.: Изд-во А. Ф. Девриен, 1867, 174 с.
- Лурия А.Р., Симерницкая Э. Г. 0 функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций. Физиология человека, 1975, т.1, № 3, 4II-4I7 с.
- Любарская Л.Н. Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством. Дис. .канд.пед.наук. М., 1979, 168 л.
- Маркелов Г. И. Ритм и автоматизм в творчестве. Отдельн. оттиск из журнала «Современная психоневрология11, 1926, № 5−6, 20 с.
- Маркова А.К., Абрамова Г. С. Психолого-педагогические аспекты проблемы индивидуальных различий. Вопросы психологии, 1977, № 2, 96−104 с.
- Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978, 207 е., ил.
- Маца И. Может ли машина быть произведением искусства? Декоративное искусство, 1961, № 3, 14−16 с.
- Медведев Л. Г. Активизация процесса образного мышления на занятиях по рисунку. Дис. .канд.пед.наук. М., 1977, 182 с.
- Милюков А.А. Проблемы методико-педагогической подготовки студентов художественно-графических факультетов на современном этапе. В — кн.: Художественно-графический факультет и школа. Л., 1980, III-II7 с.
- Михайлова А.А. 0 художественной условности. 2-е изд. М.: Мысль, 1970, 299 с.
- Молева Н.М., Белютин Э. М., Павел Петрович Чистяков. I832−1919. М.: Искусство, 1954, 60 с.
- Моляко В.А. Психологическое изучение творческой личности. Киев: об-во «Знание» УССР, 1978, 27 с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981, 238 е., ил.
- Научно-теоретические основы профессиональной подготовки в педагогическом вузе: /Сб.науч.тр/. Изд. СШЙ им. К.А.Фе-дина, 1981, 163 с.
- Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976, 336 с.
- Недошивин Г. А. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М.: Сов. художник, 1972, 343 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981, 190 с.
- Никитин М.Н. Художественное оформление тканей. М.: Лег. индустрия, 1971, 297 е., ил.
- Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1972, 343 с.
- Новикова Л.И. Искусство и труд. М.: Высш. школа, 1974, 171 с.
- Общая психология: /Учебник для пед. ин-тов/. Под ред. Петровского А. В. 2-е изд, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1976, 479 с.
- Оганов А.А. Теория отражения и искусство. М.: Искусство, 1978, с. 131.
- Орлова Т.И. Гносеологический анализ природы художественного мышления. Дис. .канд.философ.наук. Киев, 1981, 218 с.
- Орловский Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа: Некоторые размышления о профессии. М.: Просвещение, 1972, 79 с.
- Осипова Е.К. Формирование педагогической направленности мышления будущего учителя: /Методические указания и задания для студентов педагогических институтов и преподавателей школ/. Усть-Каменогорск: Б.и., 1975, 106 с.
- Основы декоративного искусства в школе: Дчебное пособие для студентов худож.-граф.фак.пед.ин-тов/. Под ред. Нещумова Б. В., Щедрина Е. Д. М.: Просвещение, 1981, 175 е., ил.
- Петров-Водкин К. С. Пространство Эвклида. М.: Искусство, 1970, 629 с.
- Петрякова Ф. Рясне квотами Приднестровя. Декоративное искусство, 1970, № I, 44 с.
- Пирадов А.В. Эстетическая культура личности. Л.: Знание, 1978, 32 с.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982, 308 с.
- Понамарев Я .А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967, 256 е., схем.
- Понамарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976, 280 с.
- Преподавание спеццисциплин на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Курск: 1978, 162 с.
- Принцип симметрии: Историко-методологические проблемы /Отв.ред.Кедров Б. М., Овчинников Н.Ф./. М.: Наука, 1978, 397 е., ил.
- Природа искусства и механизмы художественной деятельности. Под ред. Илиади А. И. Л.: 1975, изд-во ЛГУ, 205 с.
- Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах /Под ред. Кузьминой Н.В./. Л.: Знание, 1970, 88 е
- Проблемы способностей: (Материалы конференции 22−24 июня I960 года Ленинград). Отв.ред.член-кор.АПН РСФСР проф. Мясицев В. Н. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, 308 с.
- Проблемы этики и эстетики: Вып.2. Природа искусства и механизмы художественной деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.
- Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств: Из истории русской художественной школы ХУШ- первой половины XIX века. М.: Изобраз. искусство, 1983, 312 е., ил.
- Психодиагностика и школа: (Тезисы симпозиума). Таллин: Изд. НИИ педагогики, 1980, 188 с.
- Психологические исследования познавательных процессов и личности: /Сб.статей/. М.: Наука, 1983, 216 с.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1981, 224 е., ил.
- Психология педагогического общения: /Методическая разработка для преподавателей и студентов/. Саратов: Изд. СГПИ, 1980, 96 с.
- Психология процессов художественного творчества. Под ред. Мейлаха Б. С. и Хренова Н. А. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние 1980, 284 с.
- Психология рисунка и живописи: (Вопросы психологического исследования формирования образа). Отв.ред.Игнатьев Е. И, М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954, 224 с.
- Пути повышения профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса в педвузе. Пермь: Изд. ПГПИ, 1979, 81 с.
- Развитие психологических функций взрослых людей /Йод ред. Ананьева Б. Г., Степановой Е.С./ М.: Педагогика, 1972, 245 с.
- Развитие художественных способностей: /Сб.статей/. Под ред. Сакулиной Н. П. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, 368 с.
- Раппопорт С.Х. Мышление в образах и декоративность. В кн.: Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки. М., 1969, 188 с.
- Раппопорт С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М.: Сов. художник, 1968, 271 с.
- Раппопорт С.Х. От художника к зрителю.: Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Сов. художник, 1978, 237 е., ил.
- Рибо Т. Творческое воображение. Пер. с фр. Спб.: Тип.Ю. Н. Эрлих, 1901, X., 318 е.
- Рогалева Е.С. Сенсорные основы изобразительной деятельности детей 6−7 лет: /На материале орнаментального творчества/. Автореф.дис. .канд.пед.наук. Л., 1969, 16 с.
- Роговин М.С. Логическая и психологическая структура диагноза. В кн.: Психологические проблемы рационализации деятельности. Вып.4, Ярославль 1979.
- Розенблюм Е. Художник в дизайне. М.: Искусство, 1974, 175 с.
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980, 238 с.
- Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок: /Учебное пособие для пед. училищ/. М.: Просвещение, 1976, 287 с., ил.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Учебное пособие для высш.пед.учеб.заведений и ин-тов. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946, 704 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973, 423 с.
- Рудин Н.Г. Руководство по цветоведению. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Лег. индустрия, 1956, 46 с.
- Свешников А.В. Зависимость методов формирования творческой активности на занятиях академическим рисунком от индивидуально-психологических особенностей личности студента. Дис. .канд.пед.наук. М., 1981, 200 с.
- Симонов П.П. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии. В кн.: Психология процессов художественного творчества. Л., 38−43 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976, 160 с.
- Советы мастеров: Живопись и графика. Л.: Художник РСФСР, 1973, 366 е., ил.
- Соколова Т.М. Орнамент почерк эпохи. Л.: Аврора, 1972 88 е., ил.
- Соловьев А.В. Процесс обобщения и познавательный стиль личности. В кн.: Личность в психологическом эксперименте. М., 1973.
- Социальная психология личности. М.: Наука, 1979, 340 е.
- Степанов Г. П. Взаимодействие искусств. Л.: Художник РСФСР, 1973, 180 с.
- Тамарин В.Э., Яковлева Д. С. К вопросу о формировании педагогического мышления у студентов. В кн.: Вопросы психологии личности и труда. Свердловск, 1973.
- Теоретические проблемы психологии личности /Отв.ред. Шорохова Е.В./. М.: Наука, 1974, 317 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента. Под ред. Пискунова А. И., Воробьева Г. В. М.: Педагогика, 1979, 207 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: йзд-во АПН РСФСР, 1961, 536 с.
- Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителей изобразительного искусства: /Пособие для учителей/. М.: Просвещение, 1981, 172 с.
- Томилова Г. А. Опыт формирования педагогической направленности у студентов университета. Дис. .канд.пед.наук. Л., 1975, 155 с.
- Трофимов А.А. Орнамент чувашской народной вышивки. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1977, 108 с.
- Узоры симметрии. Пер. с англ. М.: Мир, 1980, 269 с.
- Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство, /прикл.цветопсихология/. Пер. с нем. М.: Стройиздат, 1973, 117 с.
- Функциональная асимметрия мозга. Мосидзе Q.M., Рижи-нашвили Р.С., Самодашвили З. В., Турашвили Р. И. Тбилиси: Мещние-реба, 1977, 118 с.
- Хмелю к Р. И. Диагностика прсф есеиональной пригодности молодежи к работе учителя. Советская педагогики, 1971, № 8, 75−80 с.
- Художественная культура: Понятия, термины: Сост. Дорогова Л. Н. М.: Знание, 1978, 206 с.
- Художественное восприятие. Под ред. Мейлаха Б. С. Л.: Наука, 1971, 387 с.
- Художественное проектирование /Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/. Под ред. Нешумова Б. В., Щедрина Е. Д. М.: Просвещение, 1979, 175 е., ил.
- Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения 1983. Л.: Наука, 1983, 279 с.
- Чекалов А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962, 67 с.
- Шепетис Л.К. Искусство и среда: Место искусства в современной эстетической среде. М.: Сов. художник, 1978, 264 с.
- Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971, 223 с.
- Шорохов Е.В. Основы композиции: Дчебное пособие для студентов пед. ин-тов/. М.: Просвещение, 1979, 303 е., ил.
- Шпикалова Т.Н. Народное искусство на уроках декоративного рисования: /Пособие для учителей/. 2-е изд.перераб. и доп. М.: Просвещение, 1979, 191 с.
- Шубников А.В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. М.: Наука, 1972, 399 с.
- Шугаев В.М. Орнамент на ткани. М.: Лег. индустрия, 1969, 88 с. 1. Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности учителя. Л.: Просвещение, 1967, 265 с.
- Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969, 271 с.