Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в пединститутах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В решении сложной психолого-педагогической проблемы формирования личности учителя, развития его художественно-педагогических способностей особое место занимает профессиональная направленность обучения и воспитания студентов. На современном этапе возрастает роль исследований и научных рекомендаций, касающихся обучения и воспитания студентов с учетом установки и реализации межпредметных связей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГШЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
    • I. Структура педагогических способностей
    • 2. Художественные способности
    • 3. Основные компоненты художеетвенно-педагогических способностей
  • Глава II. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ УПРАЖНШЙ
    • I. Художественно-выразительные средства орнаментального искусства
    • 2. Методологические основы формирования художественно-педагогических способностей
  • Глава III. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТЕЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОШШШ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ СТУДЕНТОВ
    • I. Художественно-педагогические способности и познавательный стиль личности
    • 2. Организация и методика проведения эксперимента
    • 3. Результаты и
  • выводы экспериментального исследования
    • 4. Система специальных орнаментальных упражнений
  • ЗАКЛШЕНИЕ

Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в пединститутах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров «О дальнейшем развитии высмей школы и повышении качества подготовки специалистов» подчеркивается необходимость вузам уделять первостепенное внимание выпуску специалистов более высокой квалификации, укреплению связи с жизнью, с практикой коммунистического строительства /6/.

Данное исследование посвящено проблеме профессиональной подготовки учителей изобразительного искусства в процессе обучения на художественно-графических факультетах педвузов. Современный учитель изобразительного искусства призван решать многие задачи, связанные с эстетическим и художественным воспитанием подрастающего поколения.

Эстетическое воспитание — сложный многосторонний процесс, включающий формирование и развитие эстетических чувств, систематизированных знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений. Учитель изобразительного искусства, обуществляю-щий художественное воспитание как составную часть эстетического, должен уметь развивать и совершенствовать художественные запросы детей через их практическую, творческую деятельность. Умело организованная изобразительная деятельность учащихся позволит им приобрести необходимые умения и навыки для образного освоения действительности, посильного создания художественных образов. Приобщение школьников к изобразительному искусству имеет большие перспективы в деле нравственного и интеллектуального развития детей, формирования их культуры чув®ТВ.

Большое значение в осуществлении этих задач имеют документы июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, его постановление «Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии», речь Генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова. В постановлении Пленума указывается на важность «.полнее использовать возможности школы в эстетическом и физическом воспитании. Возвышать престиж и авторитет учителя, больше заботиться о его квалификации, условиях работы и быта» /7 е.78/.

Несомненно, что повышение качества подготовки будущих педагогов — преподавателей изобразительного искусства скажется на уровне развития образного мышления учащихся как одного из способов познания мира. В последнее время значение развития образного мышления для человека подчеркивается учеными в области психологии и педагогики творчества, которые опираются на исследования о функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Учеными доказано, что несмотря на то, что внешне оба полушария нашего мозга выглядят почти одинаково, они выполняют принципиально разные функции /42, 172/. Правое полушарие сохраняет за собой функцию образного восприятия мира, левое — осуществляет абстрактно-теоретическое мышление, а значит, речь, письмо, логические построения на основе «внутренней» речи. (Здесь речь идет только о правшах, поскольку у левшей соотношение функций правого и левого полушарий может быть иным.).

Рассматривая работу двух полушарий как наличие двух спо собов познания, двух типов мышления, исследователи пришли к выводу, что для решения творческих задач — в зависимости от различных моментов творческого процесса — необходима деятельность то правого, то левого полушария головного мозга /30/.

Все вышесказанное влечет за собой не только необходимость повышения роли и значения предмета «изобразительное искусство», но и позволяет на более высоком научном уровне готовить учительские кадры для преподавания в общеобразовательной школе. Насколько учитель изобразительного искусства будет способен развить у учащихся пространественно-образный подход к явлениям действительности, зависит не только развитие образного мышления самого по себе, но и развитие творческих возможностей в решении любой задачи.

Повышение уровня квалификации будущих педагогов тесно связано с задачами формирования профессиональных способностей, которые в данном случае являются сложным сочетанием способностей, присущих педагогу и художнику.

Формирование способностей как системы свойств личности относится к одной из сложнейших задач подготовки учителя изобразительного искусства в педагогических институтах. На этом моменте акцентирует внимание читателей Н. Н. Роетовцев в книге «Методика преподавания изобразительного искусства в школе», в которой пишет: «.Овладеть одновременно высоким мастерством сразу в двух видах искусства — в преподавании и в живописи — редко кому удавалось и удается», и приводит воспоминание В. М. Баруздиной о. П. П. Чистякове: «Не всякий художник имеет способность учить, это дано не всякому, и не всякий преподаватель искусства — большой художник, это соединение исключительно. И Павел Петрович был таким иеключе-нием. Большой мастер и мудрый учитель» /150 е.8/.

Отдельные идеи, мысли о том, какими свойствами должен обладать художник-педагог, можно встретить в письмах, дневниках, воспоминаниях художников, занимающихся педагогической деятельностью, их учеников, а также у писателей, публицистов, обращающих свое внимание на изучение жизни и творчества известных художников-педагогов. К ним можно отнести П. П. Чистякова, Д. Н. Кардовского, В.П.Е|анова, Б. М. Иогансона, К. Ф. Юона и многих других.

Многочисленные публикации подобного склада отражают различные стороны педагогической деятельности преподавателей изобразительного искусства, рассказывают об особенных чертах в деятельности, характере того или иного наставника молодежи. Однако, важно отметить, что подавляющее большинство авторов указывает на необходимость высокого мастерства художника в том виде изобразительного искусства, который он преподает.

А.С.Дерябин приводит высказывание В. П. Ефанова о том, каким должен быть художник-педагог: «Как можно научить мыслить на холсте, бумаге или в глине образно и оригинально, если сам ничего не создал образного и оригинального. Наблюдать, выискивать характерное, яркое, уметь взять красивое в жизни может научить только художник» /51 с.58/.

Несмотря на то, что педагогическая деятельность художника, преподающего в специальном художественном заведении, и учителя изобразительного искусства в школе преследует разные цели, требования, которые предъявляются к личности педагога в том и другом случае, заключаются прежде всего в способности к художественному осовению действительности.

Мы согласны с мнением А. Е. Терентьева, который характеризует способности учителя следующим образом: «Современный учитель не имеет право быть специалистом-ремесленником, усвоившим некоторое количество технических приемов рисования и лило» поверхностно знакодам с изобразительной деятельностью. Он должен быть настоящим художником, умеющим вполне профессионально и действительно творчески подойти к процессу создания рисунков и наглядных пособий" /164 с.5/.

Подобные мысли можно встретить в диссертационных исследованиях, посвященных проблемам профессионально-педагогической подготовки студентов на художественно-графических факультетах. Л. П. Дехтяренко пришла к выводу, что профессионально-педагогический интерес начинается с возникновением интереса к специальному предмету /52/.

В практике подготовки учителей изобразительного искусства в пединститутах наблюдаются недостатки, которые особен, но отчетливо проявляются в ходе практической педагогической деятельности, а именно: студенты не владеют специальной терминологиеймногие умения и навыки, связанные с художественным творчеством, не получили четкое вербальное выражение в сознании и поэтому не могут быть переданы учащимся* очень часто наглядные пособия, выполненные студентами, не отличаются высокими эстетическими качествамимногие студенты испытывают трудности в педагогическом общении с учащимися-и другое.

Таким образом, можно констатировать, что в области подготовки учителей изобразительного искусства уровень профессионального развития у студентов художественно-педагогических способностей нельзя признать удовлетворительным. йцё далеко не все выпускники художественно-графических факультетов охотно идут работать в школу. И это происходит несмотря на то, что по специальным предметам с^денты успевают на «хорошо» и «отлично», проявляя определенные способности к изобразительной художественной деятельности. При этом необходимо отметить, что знания студентов по предметам психолого-педагогического цикла достаточно высокие, что должно благоприятствовать педагогической направленности в формировании личности учителя изобразительного ис^ества в процессе подготовки его в стенах вуза.

Отсюда возникает противоречие между тем, как, обладая способностями к изобразительному творчеству и при наличии знаний в области педагогики, студенты не научились преломлять свои знания и умения для педагогической деятельности. Существование такого противоречия стало серьезной проблемой в практике подготовки учителей изобразительного искусства в вузе.

Мы полагаем, что названные недостатки в подготовке учителей изобразительного искусства вызваны слабым вниманием со стороны педагогов высшей школы к проблемам формирования познавательных процессов студентов, в частности, их педагогически направленного мышления. В психолого-педагогической литературе указывается, что «формировать мышление — значит на основе определенных знаний, научных фактов с помощью определенной формы их усвоения и применения, которая обеспечивает активную деятельность студентов, усовершенствовать операции процессы, виды и формы мышления, а также качества ума в соответствии с задачами и условиями профессиональной деятельности.» .

В решении сложной психолого-педагогической проблемы формирования личности учителя, развития его художественно-педагогических способностей особое место занимает профессиональная направленность обучения и воспитания студентов. На современном этапе возрастает роль исследований и научных рекомендаций, касающихся обучения и воспитания студентов с учетом установки и реализации межпредметных связей в преподавании специальных дисциплин и предметов психолого-педагогического цикла, в частности, преподавания методики изобразительного искусства в школе. По этому поводу А. А. Милюков пишет: «Здесь нельзя ограничиться привнесением на каком-то этапе обучения в вузе знаний по методике преподавания конкретного предмета. Методическая подготовка не может ограничиваться своего рода добавлением новых знаний к сумме знаний и умений, приобретенных по предметам специальности за предшествующий период обучения, а должна осуществляться одновременно в ходе изучения всех учебных предметов, пронизывая собой весь учебно-воспитательный процесс, освещая путь накопления опыта, обобщая и фокусируя в себе весь багаж знаний «Л 02. с. ИЗ/.

В связи с этим целью данного исследования является теоретическое и практическое обоснование условий, методов и средств формирования художественно-педагогических способностей студентов в процессе их подготовки на факультете.

Одним из путей осуществления педагогической направленности специального образования, является выполнение системы заданий, в которой, во-первых, предусматривается сознательный подход к решению определенной художественной задачи, во-вторых, акцентируется внимание студентов на противоположных средствах художественной выразительности. Такие задания или упражнения должны способствовать развитию как образного, так и логического мышления студентов, в равной мере необходимых для формирования профессионально-педагогических способностей учителя изобразительного искусства.

В связи с задачами нашего исследования, мы разработали систему заданий, построенных на основе выполнения орнаментальных композиций. По нашецу мнению, подготовка студентов в облас ти изучения вопросов истории и теории орнамента сама по себе имеет большое значение для формирования художественного развития учителя изобразительного искусства. Превде всего это дает ему возможность средствами орнаментального искусства использовать свои знания в сфере художественного развития детей. В исследовании Е. С. Рогалевой показано, что рисование орнамента развивает сенсорную культуру ребенка, способствует формированию эстетического восприятия и творческих способностей. В работах Н. П. Сакулиной, В. С. Мухиной отмечается, что рисование узоров является одним из доступных детям приемов выразительности в изобразительном творчестве /147,106/.

С другой стороны, использование орнамента в системе специальных заданий оправдано тем обстоятельством, что именно в орнаментальном искусстве наиболее отчетливо можно наблюдать «смыкание интуиции и логики, переплетение эмоционального и интеллектуального механизмов психики» /21 с.63/,.

Наконец, орнамент может служить инструментом в области познания процессов творчества. По этому поводу интересно высказывание Г. И. Маркелова, который пишет: «Орнаментика — это существенная часть декоративного искусства, — есть ничто иное, как одна из общих форм, в которых человек издавна выражает закономерность явлений окружающего мира и явлений, происходящих в нем самом, которая устанавливает связь между ритмом внутренним и ритмом внешним. Нельзя по этому не видеть в первобытной орнаментике проблемы, одинаково важной и для психологии искусства и для биологии» /97 с.25/.

На основании изучения научных публикаций по исследуемому вопросу, анализа нашего педагогического опыта, а также констатирующих экспериментов была выдвинута следующая гипотеза, Мы предположили, что использование специальных орнаментальных заданий в процессе подготовки учителя изобразительного искусства в педагогических институтах является одним из условий формирования художественно-педагогических способностей студентов, так как выполнение подобных упражнений требует активизации как специфического образного, так и логического мышления.

Объект исследования был определен как формирование художественных и педагогических способностей на основе развития специфического образного и логического мышления студентов художественно-графических факультетов педвузов.

Предмет исследования: особенности выполнения студентами специальных орнаментальных упражнений в зависимости от активизации специфического (художественного) образного и логическо-' го шшления.

Задачи исследования:

— выявить основные компоненты художественно-педагогических способностей;

— дать психолого-педагогическую характеристику художественной практики в области орнаментального творчества и ее возможностей в формировании профессиональных способностей студентов;

— экспериментально исследовать зависимость индивидуальных особенностей мыслительных процессов студентов от характера выполнения ими орнаментальных упражнений;

— наметить пути и методы индивидуального подхода к мированию художественно-педагогических способностей;

— разработать и обосновать систему специальных орнаментальных упражнений, формирующих специфическое образное и логическое мышление студентов.

Методологической основой работы явились труды классиков марксизма-ленинизма по философии, социально-методологическим проблемам, директивы и постановления ЦК КПСС и правительства СССР в области народного образования.

Источники исследования: литература, имеющая отношение к освещению выдвинутой проблемы, опыт работы вузов по формированию учителя изобразительного искусства, продукты изобразительной деятельности студентов.

Исследуемая проблема рассматривалась нами в теоретическом и практическом планах. В соответствии с этим мы использовали следующие методы исследования: теоретический анализ литературных источников, имеющих отношение к нашей теме, наблюдение, педагогический анализ продуктов учебно-творческой изобразительной деятельности студентов.

К практической части работы относится проведение педагогического эксперимента, который проходил в два этапа. В 1980;81 учебном году со студентами Ш курса Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина был проведен первый этап эксперимента, целью которого являлось уточнение заданий, их последовательность, выяснение типичных ошибок, определение особенностей иллюстративного материала и др.

Второй этап эксперимента был проведен в 1982;83 учебном году со студентами художественно-графических факультетов Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина и Московского государственного заочного педагогического института. Этот этап определился как психолого-педагогический, так как был посвящен исследованию основных зависимостей между особенностями познавательных процессов личности и характером выполнения специальных упражнений, активизирующих логические и образные компоненты художественного мышления.

Научная новизна исследования заключается в том, что были выявлены основные компоненты художественно-педагогических способностейразработана система специальных орнаментальных заданий, способствующих формированию художественно-педагогических способностейданы методические рекомендации по обеспечению индивидуального подхода к формированию необходимых для учителя изобразительного искусства свойств и качеств.

Практическая ценность работы заключаются в том, что ее результаты могут быть использованы в плане формирования худо-жеетвенно-педагогических способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов.

Материалы проведенного исследования обсуждались: на Ленинских чтениях МИШ им. В. И. Ленина (Москва, 1981 г.) — на заседаниях кафедры методики преподавания черчения, рисования и труда МШИ им. В. И. Ленина (1982;1983 г.) — на У1 Всероссийском симпозиуме «Теория и практика эстетического воспитания в свете решений ХХУ1 съезда КПСС» 25−26 января 1983 года (Москва, 1983 г.) — на заседании кафедры методики преподавания изобразительного искусства, черчения и труда ЛГПИ имени.

A.И.Герцена (Ленинград, 1983 г).

Результаты исследования были внедрены в практику. Студенты художественно-графических факультетов МШИ имени.

B.И.Ленина, МГЗПИ, ЛПШ имени А. И. Герцена в курсе лекций и практических занятий по методике изобразительного искусства и на практических занятиях по школьному декоративному делу были познакомлены с системой орнаментальных упражнений. Это позволило студентам применить полученные знания и умения на педагогической практике, проявить свои художественно-педагогические способности во внеклассной работе со школьниками.

Разработанные методические указания «Формирование педагогической направленности мышления будущих учителей изобразительного искусства (М., МШИ им. В. Й. Ленина, 1984) послужили основой для внедрения предложенной методики в Чебоксарском государственном педагогическом институте, Карачаевском государственном педагогическом институте, Орловском государственном педагогическом институте при изучении студентами курса методики преподавания изобразительного искусства в школе.

Работа содержит 120 страниц машинописного текста, 55 рисунков, 2 диаграммы, I таблицу. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В нашем исследовании мы опирались на исходную мысль о том, что успех обучения и воспитания в основном зависит от творческого потенциала личности учителя, одним из компонентов которого является уровень его профессионально-педагогического мышления. Под этим углом зрения был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблемам педагогических способностей, в результате которого было определено направление дальнейшего исследования, в частности, акцентировка внимания на основном компоненте педагогических способностей: на способность к пониманию учителем личности ученика.

В соответствии с задачами нашего исследования ш выделили среди совокупности художественных способностей художественное мышление, поскольку использование его особенностей и закономерностей позволяло определить подход к выделению основных компонентов художественно-педагогических способностей. Так, результаты исследования в этой области позволили, например, выделить те особенности процессов художественного познания, на юторые нужно обратить внимание при формировании педагогически направленного мышления. Прежде всего это связано с осознанием интуитивного опыта в области изобразительного творчества, формированием понятий, представлений, владением специальной терминологией и т. д.

В ходе теоретического осмысления проблемы художественного мышления мы пришли к мысли о том, что сбалансированное сочетание логического и образного компонентов в его структуре может быть источником возникновения педагогических способностей художника. Это предположение явилось основой для создания специа! ных заданий, способствующих формированию качеств, необходимых учителю изобразительного искусства.

Опираясь на тезис диалектического материализма о единстве языковых и мыслительных форм, а также на понимание декоративности как неотъемлемой части художественного мышления, мы обобщили существующие представления о художественно-выразительных средствах орнаментального искусства с целью создания специальных заданий, при помощи которых возможно формирование конвергентного (понятийного) мышления в единстве с дивергентным (образным).

Для проверки нашего предположения о целесообразности использования орнаментальных заданий в процессе подготовки учителя изобразительного искусства проводилось экспериментальное исследование, в результате которого обнаружилось: а) выполнение специальных орнаментальных упражнений требует определенной специализации мыслительных процессов, в частности, высокого уровня абстрагирования, целостности восприятия, гибкости мышленияб) существует определенная зависимость между особенностями познавательных процессов (познавательным стилем личности) и успешностью выполнения орнаментальных упражненийв) характер изобразительного решения орнаментальных композиций зависит от особенностей мыслительных процессов (типа фантазирования).

В целом диссертационное исследование представляет собой попытку определения путей и методов эффективного формирования художественно-педагогической направленности мыслительной деятельности студентов в процессе подготовки в системе высшего образования. Для решения этой задачи разработан комплекс орнаментальных упражнений. Важнейшие выводы теоретического и экспериментального исследования заключаются в следующем:

1. Основные компоненты художественно-педагогических способностей можно представить, как: I) способность к осознамю своего опыта в области изобразительного творчества- 2) способность соотносить свой художественный опыт с опытом развивающейся личности ученика- 3) способность проникать во внутренний мир учащихся и по их творческим работам определять пути их индивидуального развития.

2. Студенты ХГФ, обладающие художественно-образным мышлением с достаточно развитым компонентом логического мышления, наиболее успешно справляются с предложенными заданиями.

3. В результате выполнения разработанных нами упражнений происходит формирование логического компонента художественного мышления в единстве с образным, что является необходишм условием подготовки учителя изобразительного искусства в школе.

4. Формирование художественно-педагогического стиля мышления необходимо осуществлять с учетом типа познавательного стиля личности.

5. Орнаментальные композиции могут служить инструментом познания личности их автора.

Таким образом, можно утверждать, что теория и практика орнаментального творчества в системе подготовки учителя изобразительного искусства во многом способствует формированию эстетически, художественно и нравственно развитой личности, а выполнение специальных орнаментальных упражнений открывает возможности для формирования профессиональных особенностей познавательных процессов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42.
  2. К. Экономические рукописи 1857−1859 гг. -Маркс К., Энгельс 5>. Соч., 2-е изд., т.16 ч.1.
  3. К., Энгельс Немецкая идеология., т.1, Фейербах. Соч., 2-е изд., т.З.
  4. В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». -Полн.собр.соч., т.29.
  5. В.И. К вопросу о диалектике. Полн.собр.соч., т. 29.
  6. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов.: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Коммунист, 1979, № II.
  7. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М: Политиздат, 1983, 80 с.
  8. М.В. Композиция в живописи: Историч.очерк. М., Л.: Искусство, 1940, 132 с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977, 373 с.
  10. А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория. М.: Знание, 1981, 64 с.
  11. А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М.: Наука, 1981, 192 с.
  12. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974 392 с.
  13. Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во МГУ, 1980, 126 с.
  14. Т.М. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977, 183 с.
  15. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974, 348 с.
  16. С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М.: Знание, 1976, 40 с.
  17. Л.Г. Особенности психологической подготовленности студентов к профессионально-педагогической деятельности. Автореф.дис. .канд.псих.наук. Л.: 1978, 15 с.
  18. Ашхаруа-Чолокуа А. Роль ассоциации в механизме художественного воздействия. В кн.: Эстетические очерки. Вып.5. М.: Музыка, 1979, 137−174 с.
  19. Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов худокественио-графических факультетов педагогических факультетов: (На примере Северного Кавказа.) Автореф.дис. .канд.пед.наук. М.: 1975, 25 с.
  20. В.Я., Романова Н. В. Вопросы орнаментации ткани. М.: Лег. индустрия, 1977, 192 с.
  21. Т.Б., Петровский А. В. Фантазия и реальность. М.: Политиздат, 1968, 127 с.
  22. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981, 96 с.
  23. А.А. Формирование понятий о другом человеке как личности. Л.: Изд-во Л1У, 1970, 135 с.
  24. Д.Ж. Психология познания: (За пределами непосредственной информации). Пер. с англ. II.: Прогресс, 1977, 411 с.
  25. В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1977, 296 е., ил.
  26. И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980, 192 с.
  27. А. Художество: Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. М.: Изд-во Т. Ннобедь, 1908, 133 с.
  28. Г. Симметрия. Пер. с англ. М.: Наука, 1968, 190 с.
  29. А. Мозг и творчество. Наука и жизнь, 1983, $ 3, 78−83 с. D
  30. Л.А. Педагогика способностей. М.: Знамя, 1973, 96 е., ил.
  31. Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе: Респ.сб.научн.тр. Отв.ред.Шварц И. Е. Пермь.: Б.И., 1979, 104 с.
  32. Возрастная психология взрослых. Тез.докл. к Научной конференции 27−29 октября 197I г. Вып.2. Л.: Изд-во АПН СССР 1971, 129 с.
  33. Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950, 508 с.
  34. Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Краснодар: Изд-во Кубанск. ун-та, 1978, кн.2, 190 с.
  35. Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Краснодар: Изд-во Кубанск. ун-та, 1978, кн.2, 190 с.
  36. Вопросы художественного образования. Вып.З. Л., 1972.
  37. В. Фантазия как основа искусства. Пер. с нем. СПб. M. s Н. О. Вольф, 1914, 146 с.
  38. Л.С. Психология ис^сства. М.: Искусство, 1965, 379 с.
  39. М. Расщепленный человеческий мозг. В кн.: Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974, с.47−57,
  40. Гинзбург И, В. П. П. Чистяков и его педагогическая система Л., М.: Искусство, 1940, 204 е., ил.
  41. С.С., Гальперин М. П. Специфика эететическо го сознания. М.: Высш. школа, 1974, 101 е.
  42. Ф.Н. Книга об учителе— М.: Просвещение, 1965, 260 с.
  43. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. В кн.: Способности и интересы. М., 1962, 132−145 с
  44. Р. Основы психологического эксперимента. Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1982, 463 с.
  45. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972, 423 с.
  46. С. Язык педагога. Художник, 1981, № 10, 61−62 сг
  47. А.А. Учитесь рисовать. М.: Изд-во Акад. художест СССР, 1961, 222 е., ил.
  48. Державин Б, А. Вопросы теории композиции орнамента на ткани: /Конспект лекций/" М., 1978, 56 с.
  49. А.С. Педагогическая система и методы Д.Н.Кардовского в учебной деятельности его учеников и последователей. Дис. .канд.пед.наук, М., 1975, 231 с.
  50. А.С. Художественная и педагогическая деятельность народного художника СССР, действительного члена академии художеств СССР, профессора Василия Прокофьевича Ефанова.
  51. В кн.: Художественно-графический факультет и школа. Л., 1980, 53−60 с.
  52. Л.П. Формирование профессионально-педагогических интересов у студентов художественно-графических факультетов. Автореф.дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1978, 25 е.
  53. Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962, 314 с.
  54. В.Л. 0 природе художественного таланта. Дис. .канд.психол.наук. Л., 1976, 180 л.
  55. А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск: Йзд. СГПИ им. К.Маркса, 1974, 151 с.
  56. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы Дчеб.пособие для вузов/. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Изд-во Белорус. ун-та, 1981, 383 е.
  57. А. Плетеный орнамент и древнее ремесло. Знание-сила, 1982, $ 4, 23−25 с.
  58. В.К. Формирование гностических умений будущих педагогов. Автореф.дис. .канд.пед.Hayjc. Л., 1973, 20 с.
  59. Г. Л. Искусство как мышление. М.: Искусство, 1982, 277 с.
  60. В.П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления. Вопросы психологии, 1973, № 2, 3−14 с.
  61. А. Я. Искусство и эстетика: Введение в искусствоведение. М.: Искусство, 1967, 440 с.
  62. А.Я. Искусство и эстетика: Традиционные категории и современные проблемы. М.: Искусство, 1975, 447 с.
  63. С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1963, 500 с.
  64. Искусство и научно-технический прогресс. М.: Искусство, 1973, 462 с.
  65. М.С. О прикладном искусстве: Некоторые вопросы теории. Л.: Художник РСФСР, 1961, 160 с.
  66. М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство Ленингр, отд-ние, 1972, 440 с.
  67. А.С. Искусство ж ремесло: /К вопросу о природе народного искусства/. М.: Изобраз. искусство, 1977, 120 е., ил.
  68. Капр.А. Эстетика искусства шрифта. Пер. с нем. М.: Книга, 1979, 123 е., ил.
  69. Э.В. От изобразительности к орнаменту. И.: Наука, 1968, 207 с.
  70. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, 304 е., ил.
  71. .А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969, 277.
  72. В.Н. Основы орнаментальной композиции: Раздел «Орнаментальный рисунок и костюм». М.: Изд.Моск.текстил.ин-та, 1976, 35 с.
  73. Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975, 717 с.
  74. С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга. В кн.: Психология межличностного познания. Под ред. Бодалева А. А. М.: 1981, 222 с.
  75. Л. Поэтика декоративных образов. Творчество, 1976, № 8, 19−22 с.
  76. Краткий словарь по эстетике (Под общей ред. Овсянникова М. Ф., Разумного В.А.). М.: Политиздат, 1963, 543 с.
  77. В.А. Проблема способностей в психологии. М.: Знание, 1971, 60 с.
  78. B.C. Вопросы изобразительного творчества. М.: Просвещение, 1971, 144 с.
  79. B.C. Психология: /Учебник для худож. училища/. М.: Высш. школа, 1974, 280 с.
  80. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя: Дексты лекций/. Гомель: Изд. ГПИ, 1976, 57 с.
  81. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970, 114 с.
  82. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967, 176 с.
  83. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961, 98 с.
  84. Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1971, 109 с.
  85. Н.В. Психолого-педагогические способности и качества учителя: /Методические рекомендации по овладениюпедагогическим мастерством/. Гомель: Гомел.обл.совет Пед. об-ва БССР, 1979, 40 с.
  86. Н.Д. Детская и педагогическая психология: Дчеб. пособие для пед. ин-тов/. 2-е изд. М.: Учпедгиз, I960, 428 с.
  87. Г. М. Писатель и его работа: /Вопросы психологии творчества и художественного мастерства/. М.: Советский писатель, 1966, 393 с.
  88. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. В 2-х т. М., Л.: Академия, 1935, т.2, 490 с.
  89. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979, 46 с.
  90. А.Н. Деятельность и сознание. Вопросы философии, 1972, № 12, 129−140 с.
  91. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1981, 584 с.
  92. Л.И., Невская А. Л., Павловская М. Б. Различия способов обработки зрительной информации в правом и левом полушариях. Психологический журнал, т.2, 1981, № 3, 81−94 с.
  93. Р.Г. Декоративно-прикладное искусство в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов пединститутов. Автореф.дис. .канд. пед.наук. М.: 1970, 20 с.
  94. Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей: 100 табл. с объяснит.текстом. Спб.: Изд-во А. Ф. Девриен, 1867, 174 с.
  95. А.Р., Симерницкая Э. Г. 0 функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций. Физиология человека, 1975, т.1, № 3, 4II-4I7 с.
  96. Л.Н. Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством. Дис. .канд.пед.наук. М., 1979, 168 л.
  97. Г. И. Ритм и автоматизм в творчестве. Отдельн. оттиск из журнала «Современная психоневрология11, 1926, № 5−6, 20 с.
  98. А.К., Абрамова Г. С. Психолого-педагогические аспекты проблемы индивидуальных различий. Вопросы психологии, 1977, № 2, 96−104 с.
  99. Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978, 207 е., ил.
  100. И. Может ли машина быть произведением искусства? Декоративное искусство, 1961, № 3, 14−16 с.
  101. Л. Г. Активизация процесса образного мышления на занятиях по рисунку. Дис. .канд.пед.наук. М., 1977, 182 с.
  102. А.А. Проблемы методико-педагогической подготовки студентов художественно-графических факультетов на современном этапе. В — кн.: Художественно-графический факультет и школа. Л., 1980, III-II7 с.
  103. А.А. 0 художественной условности. 2-е изд. М.: Мысль, 1970, 299 с.
  104. Н.М., Белютин Э. М., Павел Петрович Чистяков. I832−1919. М.: Искусство, 1954, 60 с.
  105. В.А. Психологическое изучение творческой личности. Киев: об-во «Знание» УССР, 1978, 27 с.
  106. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981, 238 е., ил.
  107. Научно-теоретические основы профессиональной подготовки в педагогическом вузе: /Сб.науч.тр/. Изд. СШЙ им. К.А.Фе-дина, 1981, 163 с.
  108. В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976, 336 с.
  109. Г. А. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М.: Сов. художник, 1972, 343 с.
  110. .М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1981, 190 с.
  111. М.Н. Художественное оформление тканей. М.: Лег. индустрия, 1971, 297 е., ил.
  112. О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1972, 343 с.
  113. Л.И. Искусство и труд. М.: Высш. школа, 1974, 171 с.
  114. Общая психология: /Учебник для пед. ин-тов/. Под ред. Петровского А. В. 2-е изд, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1976, 479 с.
  115. А.А. Теория отражения и искусство. М.: Искусство, 1978, с. 131.
  116. Т.И. Гносеологический анализ природы художественного мышления. Дис. .канд.философ.наук. Киев, 1981, 218 с.
  117. Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работа: Некоторые размышления о профессии. М.: Просвещение, 1972, 79 с.
  118. Е.К. Формирование педагогической направленности мышления будущего учителя: /Методические указания и задания для студентов педагогических институтов и преподавателей школ/. Усть-Каменогорск: Б.и., 1975, 106 с.
  119. Основы декоративного искусства в школе: Дчебное пособие для студентов худож.-граф.фак.пед.ин-тов/. Под ред. Нещумова Б. В., Щедрина Е. Д. М.: Просвещение, 1981, 175 е., ил.
  120. Петров-Водкин К. С. Пространство Эвклида. М.: Искусство, 1970, 629 с.
  121. Ф. Рясне квотами Приднестровя. Декоративное искусство, 1970, № I, 44 с.
  122. А.В. Эстетическая культура личности. Л.: Знание, 1978, 32 с.
  123. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982, 308 с.
  124. Я .А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967, 256 е., схем.
  125. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976, 280 с.
  126. Преподавание спеццисциплин на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Курск: 1978, 162 с.
  127. Принцип симметрии: Историко-методологические проблемы /Отв.ред.Кедров Б. М., Овчинников Н.Ф./. М.: Наука, 1978, 397 е., ил.
  128. Природа искусства и механизмы художественной деятельности. Под ред. Илиади А. И. Л.: 1975, изд-во ЛГУ, 205 с.
  129. Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах /Под ред. Кузьминой Н.В./. Л.: Знание, 1970, 88 е
  130. Проблемы способностей: (Материалы конференции 22−24 июня I960 года Ленинград). Отв.ред.член-кор.АПН РСФСР проф. Мясицев В. Н. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962, 308 с.
  131. Проблемы этики и эстетики: Вып.2. Природа искусства и механизмы художественной деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1975.
  132. И.А. Декоративное искусство в Академии художеств: Из истории русской художественной школы ХУШ- первой половины XIX века. М.: Изобраз. искусство, 1983, 312 е., ил.
  133. Психодиагностика и школа: (Тезисы симпозиума). Таллин: Изд. НИИ педагогики, 1980, 188 с.
  134. Психологические исследования познавательных процессов и личности: /Сб.статей/. М.: Наука, 1983, 216 с.
  135. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1981, 224 е., ил.
  136. Психология педагогического общения: /Методическая разработка для преподавателей и студентов/. Саратов: Изд. СГПИ, 1980, 96 с.
  137. Психология процессов художественного творчества. Под ред. Мейлаха Б. С. и Хренова Н. А. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние 1980, 284 с.
  138. Психология рисунка и живописи: (Вопросы психологического исследования формирования образа). Отв.ред.Игнатьев Е. И, М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954, 224 с.
  139. Пути повышения профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса в педвузе. Пермь: Изд. ПГПИ, 1979, 81 с.
  140. Развитие психологических функций взрослых людей /Йод ред. Ананьева Б. Г., Степановой Е.С./ М.: Педагогика, 1972, 245 с.
  141. Развитие художественных способностей: /Сб.статей/. Под ред. Сакулиной Н. П. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, 368 с.
  142. С.Х. Мышление в образах и декоративность. В кн.: Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки. М., 1969, 188 с.
  143. С.Х. Неизобразительные формы в декоративном искусстве. М.: Сов. художник, 1968, 271 с.
  144. С.Х. От художника к зрителю.: Как построено и как функционирует произведение искусства. М.: Сов. художник, 1978, 237 е., ил.
  145. Т. Творческое воображение. Пер. с фр. Спб.: Тип.Ю. Н. Эрлих, 1901, X., 318 е.
  146. Е.С. Сенсорные основы изобразительной деятельности детей 6−7 лет: /На материале орнаментального творчества/. Автореф.дис. .канд.пед.наук. Л., 1969, 16 с.
  147. М.С. Логическая и психологическая структура диагноза. В кн.: Психологические проблемы рационализации деятельности. Вып.4, Ярославль 1979.
  148. Е. Художник в дизайне. М.: Искусство, 1974, 175 с.
  149. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980, 238 с.
  150. Н.Н. Учебный рисунок: /Учебное пособие для пед. училищ/. М.: Просвещение, 1976, 287 с., ил.
  151. С.Л. Основы общей психологии. Учебное пособие для высш.пед.учеб.заведений и ин-тов. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946, 704 с.
  152. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973, 423 с.
  153. Н.Г. Руководство по цветоведению. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Лег. индустрия, 1956, 46 с.
  154. А.В. Зависимость методов формирования творческой активности на занятиях академическим рисунком от индивидуально-психологических особенностей личности студента. Дис. .канд.пед.наук. М., 1981, 200 с.
  155. П.П. «Сверхзадача» художника в свете психологии и нейрофизиологии. В кн.: Психология процессов художественного творчества. Л., 38−43 с.
  156. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976, 160 с.
  157. Советы мастеров: Живопись и графика. Л.: Художник РСФСР, 1973, 366 е., ил.
  158. Т.М. Орнамент почерк эпохи. Л.: Аврора, 1972 88 е., ил.
  159. А.В. Процесс обобщения и познавательный стиль личности. В кн.: Личность в психологическом эксперименте. М., 1973.
  160. Социальная психология личности. М.: Наука, 1979, 340 е.
  161. Г. П. Взаимодействие искусств. Л.: Художник РСФСР, 1973, 180 с.
  162. В.Э., Яковлева Д. С. К вопросу о формировании педагогического мышления у студентов. В кн.: Вопросы психологии личности и труда. Свердловск, 1973.
  163. Теоретические проблемы психологии личности /Отв.ред. Шорохова Е.В./. М.: Наука, 1974, 317 с.
  164. Теория и практика педагогического эксперимента. Под ред. Пискунова А. И., Воробьева Г. В. М.: Педагогика, 1979, 207 с.
  165. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: йзд-во АПН РСФСР, 1961, 536 с.
  166. А.Е. Рисунок в педагогической практике учителей изобразительного искусства: /Пособие для учителей/. М.: Просвещение, 1981, 172 с.
  167. Г. А. Опыт формирования педагогической направленности у студентов университета. Дис. .канд.пед.наук. Л., 1975, 155 с.
  168. А.А. Орнамент чувашской народной вышивки. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1977, 108 с.
  169. Узоры симметрии. Пер. с англ. М.: Мир, 1980, 269 с.
  170. Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство, /прикл.цветопсихология/. Пер. с нем. М.: Стройиздат, 1973, 117 с.
  171. Функциональная асимметрия мозга. Мосидзе Q.M., Рижи-нашвили Р.С., Самодашвили З. В., Турашвили Р. И. Тбилиси: Мещние-реба, 1977, 118 с.
  172. Хмелю к Р. И. Диагностика прсф есеиональной пригодности молодежи к работе учителя. Советская педагогики, 1971, № 8, 75−80 с.
  173. Художественная культура: Понятия, термины: Сост. Дорогова Л. Н. М.: Знание, 1978, 206 с.
  174. Художественное восприятие. Под ред. Мейлаха Б. С. Л.: Наука, 1971, 387 с.
  175. Художественное проектирование /Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/. Под ред. Нешумова Б. В., Щедрина Е. Д. М.: Просвещение, 1979, 175 е., ил.
  176. Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения 1983. Л.: Наука, 1983, 279 с.
  177. А.К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1962, 67 с.
  178. Л.К. Искусство и среда: Место искусства в современной эстетической среде. М.: Сов. художник, 1978, 264 с.
  179. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М.: Наука, 1971, 223 с.
  180. Е.В. Основы композиции: Дчебное пособие для студентов пед. ин-тов/. М.: Просвещение, 1979, 303 е., ил.
  181. Т.Н. Народное искусство на уроках декоративного рисования: /Пособие для учителей/. 2-е изд.перераб. и доп. М.: Просвещение, 1979, 191 с.
  182. А.В., Копцик В. А. Симметрия в науке и искусстве. М.: Наука, 1972, 399 с.
  183. В.М. Орнамент на ткани. М.: Лег. индустрия, 1969, 88 с. 1. Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности учителя. Л.: Просвещение, 1967, 265 с.
  184. B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество. М.: Просвещение, 1969, 271 с.
Заполнить форму текущей работой