Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Первоначальный этап расследования преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: Основные положения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отметим, что зачастую преступные действия должностных лиц не находят прямого отражения в поступивших материалах. Поступившие заявления, сообщения и материалы зачастую не содержат достаточно оснований для возбуждения уголовного дела. В связи с этим для решения вопроса о возбуждении уголовного дела нередко требуется производство большого количества непроцессуальных действий: проверочные действия… Читать ещё >

Содержание

Глава 1. Уголовно-правовая и криминалистическая 13 характеристики преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и обстоятельства, подлежащие установлению по этим уголовным делам

1.1. Уголовно-правовая характеристика преступлений 13 против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

1.2. Понятие и содержание криминалистической характе- 36 ристики преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

1.3. Обстоятельства, подлежащие установлению по делам 67 рассматриваемой категории

Глава 2. Особенности возбуждения уголовных дел и 82 организация первоначального этапа расследования

2.1. Особенности возбуждения уголовных дел

2.2. Типичные следственные ситуации начального этапа 99 расследования и следственные версии

2.3. Организация начального этапа расследования престу- 112 плений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Глава 3. Особенности первоначальных следствен- 124 ных действий

3.1. Тактика допроса свидетелей

3.2. Работа следователя с документами

3.3. Тактика следственного осмотра, обыска и других 150 следственных действий

3.4. Тактические особенности допроса подозреваемого и 170 обвиняемого

Первоначальный этап расследования преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: Основные положения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современный этап развития общества характеризуется крупнейшими преобразованиями Российского государства и его правовой системы. Происходящие перемены не могли обойти стороной правотворческие процессы. Заново формируется и федеральное законодательство. Коснулось это и уголовного законодательства.

В ст. 19 Конституции Российской Федерации указано, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств1. Борясь с преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, государство исходит из того, что закон обязателен для всех, его должны соблюдать все без исключения, независимо от положения, чина и ранга.

На современном этапе развития российского общества особое значение придается вопросам укрепления законности и ее взаимообусловленности с правовой культурой. На воспитание правовой культуры большое влияние оказывает высокоорганизованный стиль работы в первую очередь государственных, муниципальных служащих, других должностных лиц, строжайшее соблюдение ими принципа законности. В свете этих требований борьба с преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, совершаемыми должностными лицами, становится еще более неприми.

1 Конституция Российской Федерации. М., 1995. Ст. 19. римой.

При росте количества должностных преступлений, как свидетельствует практика, очень редко применяются нормы уголовного права, связанные с должностными преступлениями2. Аналитические исследования показывают, что основные причины столь неблагоприятного положения коренятся в отсутствии целостной теоретической концепции борьбы с преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, латентности должностных преступлений3, в несовершенстве законодательства, плохой организованности расследования правоохранительной системой, недостаточной технической оснащенности следственных, оперативных аппаратов и криминалистических учреждений.

В процессе изучения и обобщения норм права, касающихся должностных преступлений, видно, что как в ранее действующем УК РСФСР, так и в новом УК формулировка некоторых норм вызывает определенные возражения.

Осложнило новый УК и определение субъектов этих преступлений. Оставив по существу без изменений определение должностного лица, Уголовный кодекс дополнил категорию лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации. Эти должности установлены Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Введение

новых норм ставит перед правоприменительными органами сложные задачи. Им необходимо в каждом конкретном.

2 О числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 1994;1997 гг.: Форма отчета № 10 Управления юстиции администрации Краснодарского края.

3 Ларьков А. Н. Проблемы борьбы с должностными преступлениями //Борьба с должностными преступлениями: Сб. науч. трудов. М., 1977. С. 20−22. случае обращаться к другим нормативным актам как общероссийского значения, так и к актам субъектов Российской Федерации4. Определенная систематизации действующих норм права по исследуемому вопросу будет способствовать четкому применению закона и правильной квалификации должностных преступлений.

Изменения в уголовно-правовой характеристике преступлений неизбежно влекут изменения и криминалистической характеристики отмеченных преступлений. Необходимо отметить определенные новые по своему содержанию, элементы государственной службы: полномочия должностных лиц, их правовой статус, обстановку деятельности и совершения должностных преступлений и др.

В зависимости от степени криминалистической сложности расследования (расследование преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления относится к категории усложненных и сложных) его можно подразделить на два, три или четыре этапа5. При расследовании изучаемой категории дел особенно важен первоначальный этап. Наиболее полную характеристику этого этапа расследования дает Р. С. Белкин, который указывает, что основная направленность этапа — интенсивный поиск, обнаружение и закрепление доказательств. Здесь осуществляется основная работа по раскрытию преступлений. Действия следователя и оперативных работников на этом этапе характеризуются максимальной.

4 Об основах государственной службы в Российской Федерации: Закон Российской Федерации //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2990- О государственной службе Краснодарского края: Закон Краснодарского края //Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 1996. № 9 и др.

5 См. работы Р. С. Белкина, Б. А. Викторова, С. П. Ефимичева, И. Ф. Герасимова, А. К. Гаврилова, Н. К. Кузьменко и др. Например, Дубинский А. Я. Исполнение процессуальных решений следователя. Правовые и организационные проблемы. Киев, 1984. С. 135- Ефимичев С. П. Содержание и структура стадии предварительного расследования //Уголовно-процессуальная деятельность и правоотношения в стадии предварительного расследования. Волгоград, 1981. С. 5−7. оперативностью, в большинстве случаев массированностью, неотложностью. Конечный момент этого этапа расследования: все наличные доказательства обнаружены и закреплены, все неотложные действия выполнены, все, что представлялось необходимым в этих условиях, сделано6.

При выборе темы диссертации учитывались: а) изменения в уголовном законодательствеб) изменения в социальных условиях функционирования органов власти, других организаций, предприятий, учреждений в стране.

Эти два фактора обуславливают определенные изменения как в криминалистической характеристике должностных преступлений, так и в методике их расследования.

Все это обусловливает необходимость разработки методики первоначального этапа расследования преступлений, совершаемых против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В своей работе впервые после вступления в силу нового Уголовного кодекса Российской Федерации на диссертационном уровне проведено исследование основных положений первоначального этапа расследования преступлений, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями, превышением должностных полномочий, отказом в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, присвоением полномочий должностного лица, незаконным участием в предпринимательской деятельности, служебным подлогом и халатностью в криминалистическом аспекте.

В связи с тем, что методика расследования взяточничества отличается от расследования остальных должностных преступлений.

0 Белкин Р. С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (от теории к практике). М., 1988. С. 238−239. и в криминалистике традиционно рассматривается раздельно, нами она в диссертационной работе не исследуется.

Степень разработанности темы. Следует отметить, что тема борьбы с должностными преступлениями и методика их расследования получила известное освещение в юридической литературе. Исследованию отдельных элементов этой широкой проблемы посвящены работы А. В. Дулова, Б. Л. Зотова, В. Ф. Кириченко, А. Н. Колесниченко, А. Н. Ларькова, М. Д. Лысова, А. Р. Михайленко,.

B.А. Образцова, А. Я. Светлова, Г. Р. Смолицкого, В. Г. Танасевич,.

C.И. Тихенко, А. А. Тушева, А. А. Хмырова, М. П. Хилобока, Н. П. Яблокова и др.

Вместе с тем изменение уголовного законодательства, а также изменение социально-экономической обстановки в стране требуют совершенствования методики расследования должностных преступлений, разработки новых научно-практических рекомендаций.

Объектами исследования в настоящей работе являются уголовно-правовая и криминалистическая характеристики преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, особенности возбуждения уголовных дел, организация первоначального этапа расследования и особенности первоначальных следственных действий по уголовным делам рассматриваемой категории.

Цели диссертационного исследования. Автор на основе изучения, обобщения, систематизации и анализа положений методики и тактики расследований отдельных преступлений, содержащихся в работах ученых-криминалистов, попытался углубить теорию вопроса, касающуюся первоначального этапа расследования преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений, направленных на исследование уголовно-правовой, криминалистической характеристики, особенностей первоначального этапа расследования и формулирования на этой основе научно-практических рекомендаций по методике расследования должностных преступлений на первоначальном этапе.

В соответствии с этим в диссертации поставлены и решаются следующие взаимосвязанные задачи: исследование обстоятельств, подлежащих установлению по делам рассматриваемой категориирассмотрение особенностей возбуждения уголовных дел по данной категории преступленийтипичных следственных ситуаций начального этапа расследования и следственных версийорганизации начального этапа расследования преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления7- тактики допроса свидетелейработы следователя с документамитактики следственного осмотра, обыска и других следственных действийтактических особенностей допроса подозреваемого и обвиняемого.

Учитывая многогранность рассматриваемой проблематики, автор ограничивает свою работу лишь тем кругом вопросов, которые получили недостаточную освещенность в литературе.

Методологическая и эмпирическая база исследования. Диссертация подготовлена с использованием положений материалистической диалектики, сравнительно-правового, системно-структурного, социологического и иных методов исследования. В ходе исследования были изучены и систематизированы федераль.

7 Важность рассматриваемых проблем была отмечалась и ранее. См.: Ларьков А. Н. Проблемы борьбы с должностными преступлениями //Борьба с должностными преступлениями: Сб. науч. трудов. М., 1977. С. 24. ные конституционные законы, законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления пленумов Верховного Суда СССР, постановления пленумов Конституционного Суда Российской Федерации, Устав Краснодарского края, законы Краснодарского края и другие нормативные акты, регулирующие деятельность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, следственная и судебная практика.

При подготовке диссертации изучены относящиеся к теме исследования труды отечественных ученых Г. В. Арцишевского, Р. С. Белкина, И. А. Возгрина, И. Ф. Герасимова, А. В. Дулова, В. Е. Коноваловой, В. Ф. Кириченко, А. Н. Колесниченко, В. И. Комиссарова, A.M. Ларина, А. Н. Ларькова, И. И. Пантелеева, В.Г. Танасе-вича, С. И. Тихенко, Н. А. Селиванова, В. В. Степанова, В. А. Образцова, А. А. Хмырова, С. И. Цветкова, Н. П. Яблокова и др.

Анализу подвергнуто уголовное законодательство, изменения, связанные с принятием нового УК РФ.

Выводы и рекомендации диссертации основаны на достаточно репрезентативном эмпирическом материале: результатах изучения 185 уголовных дел, рассмотренных судами г. Краснодара и краяуголовных делах прекращенных, приостановленных и находящихся в производстве у следователей районных прокуратур г. Краснодара- 127 материалах предварительных проверок.

При подготовке диссертации использовались материалы опубликованной следственной практики и материалы средств массовой информации о преступлениях против государственной власти и местного самоуправления, а также статистические отчеты прокуратуры, управления юстиции Краснодарского края.

Было проведено интервьюирование 93 следователей и работников ОБЭП, специализирующихся на расследовании рассматриваемой категории уголовных дел.

Исследование практики расследования должностных преступлений производилось с учетом изменений в содержании деятельности органов законодательной и исполнительной власти, должностных лиц, социально-экономической обстановки в стране.

Научная, новизна исследования заключается прежде всего в том, что после вступления в силу нового Уголовного кодекса Российской Федерации впервые на диссертационном уровне в юридической науке предпринята попытка исследования уголовно-правовой и криминалистической характеристик и методики первоначального этапа расследования преступлений против государственной власти, интересов государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

В диссертации разработаны и выносятся на защиту следующие положения:

— криминалистическая характеристика должностных преступлений, основанная на предложенной автором уголовно-правовой характеристике этих преступлений;

— обоснованная автором необходимость принятия новой статьи Уголовного кодекса Российской Федерации — ст. 287(1);

— научно-практические рекомендации по возбуждению уголовных дел о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления;

— особенности организации первоначального этапа расследования должностных преступлений с учетом типичных следственных ситуаций;

— научно-практические рекомендации по работе следователя с различными группами документов при расследовании должностных преступлений;

— особенности тактики первоначальных следственных действий в новых социальных условиях деятельности государственной власти, управления, работы предприятий, учреждений, организаций.

Теоретическая значимость работы, по мнению автора, состоит в том, что в диссертации исследованы вопросы уголовно-правовой и криминалистической характеристики указанных преступлений, особенности возбуждения уголовного дела и организации начального этапа расследованиявыявлены и изучены особенности тактики производства первоначальных следственных действий. Результаты данных исследований будут способствовать совершенствованию и оптимизации расследования преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Практическое значение диссертации определяется прежде всего новизной поставленных проблем, степенью их разработанности автором. На наш взгляд, данная работа может послужить основой для подготовки криминалистической методики раскрытия, расследования и предотвращения преступлений, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями, превышением должностных полномочий, отказом в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, присвоением полномочий должностного лица, незаконным участием в предпринимательской деятельности, служебным подлогом, халатностью.

Разработанная криминалистическая характеристика должностных преступлений, особенности возбуждения уголовного дела, организация расследования, тактика производства отдельных следственных действий могут быть использованы следователями и иными работниками правоохранительных органов для повышения эффективности и качества расследования.

Выводы и практические рекомендации могут быть использованы в практике лицами, ведущими расследование преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, и в учебном процессе. Предложения по совершенствованию уголовного, уголовно-процессуального законодательства могут быть использованы законодателем при обсуждении нового УПК РФ и внесении изменений и дополнений в действующий УК РФ.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были доложены автором на региональных научных конференциях, используются в учебном процессе на юридическом факультете Кубанского госуниверситета.

Основные положения и выводы диссертации изложены автором в опубликованных научных статьях (4 статьи объемом 2,1 п.л.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассмотрев основные положения первоначального этапа расследования преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, автор приходит к следующим выводам.

1. Проанализировав диспозиции ст. 287 УК РФ, показал, что законодатель на федеральном уровне не предусмотрел уголовного наказания за неправомерный отказ в предоставлении или уклонении от предоставления информации (документов, материалов), а также за предоставление заведомо неполной либо ложной информации законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации или контрольно-счетной палате субъекта Российской Федерации, если эти деяния совершены лицом, обязанным предоставлять такую информацию.

В связи с этим предлагается в целях ликвидации существующего пробела по обозначенному вопросу дополнить УК РФ статьей следующего содержания.

Статья 287 (1). Отказ в предоставлении информации законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации или Контрольно-счетной палате субъекта Российской Федерации.

Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной или ложной информации законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации или Контрольно-счетной палате субъекта Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они: а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной властиб) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группойв) повлекли тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет." .

2. Из содержания рассматриваемой главы видно, что законодатель ввел новые специфические понятия, которые присущи преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. К ним можно отнести понятия: «интересы государственной службы», «служба в органах местного самоуправления», «должностное лицо», «существенность» нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и др. Вместе с тем фактически отсутствуют разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. В связи с этим считаем, что законодатель должен дать официальное толкование введенных понятий, поскольку их применение вызывает затруднения у практических работников правоохранительных органов, а Пленум Верховного Суда РФ должен внести свое разъяснение по делам рассматриваемой категории.

3. В основе криминалистической характеристики преступления лежат данные изучения оставленных преступником материальных и идеальных следов — последствий взаимодействия субъекта преступления с другими лицами и иными материальными объектами окружающей среды, указывающими на криминалистически значимые признаки преступления, различные обстоятельства, в том числе и косвенно связанные с данным деянием, возможно, и не существенные для его квалификации, но важные для раскрытия преступления.

4. Обстановка совершения должностного преступления обычно содержит важную криминалистическую информацию, а способы совершения преступления зависят от отрасли служебной деятельности, в которой совершаются эти деяния, должностного положения правонарушителя и его правомочий, от сложившейся обстановки и личных качеств правонарушителя. Зная обстановку, в которой совершалось расследуемое преступление, легче разобраться в возможном механизме и деталях происшедшего, а также в причинах и условиях, способствующих преступному деянию. Отметим, что в большинстве случаев обстановка характеризуется безнаказанностью, безответственностью, нарушением производственной дисциплины в организации, где работает обвиняемый.

5. Необходимо изменение законодательства о депутатской неприкосновенности. Она должна распространяться на преступления, связанные с выполнением депутатом своих функциональных обязанностей. Необходимо войти с законодательной инициативой в Государственную Думу Российской Федерации, в соответствующие законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации о приведении в соответствие со ст. 19 Конституции Российской Федерации (все равны перед законом и судом) всех действующих федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации по вопросу отмены в установленном порядке статуса иммунитета отдельно взятых категорий должностных лиц.

6. В работе обосновано положение о моменте, с какого лицо считается должностным.

7. Определена структура исследуемого вида преступлений, рассмотрены элементы этой структуры применительно к каждому составу должностного преступления и изложена криминалистическая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Установлено, что в целом преступные отношения по данному типу преступлений обычно носят устойчивый и долговременный характер.

8. По делам исследуемой категории большое значение имеет предварительная проверка до возбуждения уголовного дела. По данным нашего обобщения, она осуществляется более чем в 90% случаев.

Отметим, что зачастую преступные действия должностных лиц не находят прямого отражения в поступивших материалах. Поступившие заявления, сообщения и материалы зачастую не содержат достаточно оснований для возбуждения уголовного дела. В связи с этим для решения вопроса о возбуждении уголовного дела нередко требуется производство большого количества непроцессуальных действий: проверочные действия (в том числе ревизия) — обеспечение сохранности документов, могущих иметь отношение к преступлениюистребование документов и их анализсбор сведений о лицах, подозреваемых в совершении должностных преступленийознакомление с характером, структурой и особенностями деятельности соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления и др. Только затем можно принимать решение по поступившему сообщению в срок не более трех суток со дня поступления, а в исключительных случаях — в срок не более десяти суток (ч. 1 ст. 109). На наш взгляд, законодатель установил короткий промежуток времени с момента поступления заявления или сообщения до момента принятия решения по нему. В связи с этим считаем, что следует внести соответствующее изменение в ч. 1 ст. 109 УПК РСФСР и изложить ее в следующей редакции: «Прокурор, следователь, орган дознания и судья обязаны принимать заявления и сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении и принимать по ним решения в срок не более десяти суток со дня получения заявления или сообщения, а в исключительных случаях — в срок не более тридцати суток» .

9. Изучение функциональной структуры организации, где работает подозреваемый, обвиняемый, практически обязательно. Оно осуществляется в подавляющем большинстве случаев в стадии возбуждения уголовного дела или на первоначальном этапе расследования.

10. Для начального этапа расследования характерны следующие типичные следственные ситуации: в информации явно содержатся признаки определенного должностного преступления и известно лицо, его совершившеев информации указываются возможные признаки должностного преступления, и для решения вопроса о возбуждении уголовного дела необходима предварительная проверкасведения о совершенном должностном преступлении поступают в ходе расследования другого уголовного дела.

По первой следственной ситуации модель первоначального этапа расследования выглядит в большинстве случаев так: выемка документов, допрос свидетелей, допрос подозреваемого, обыск, допрос обвиняемогопо второй — предварительная проверка в указанном ранее объемепо третьей — допрос свидетелей, допрос подозреваемого, предъявление обвинения. Разумеется, в зависимости от конкретной следственной ситуации последовательность отмеченных действий, а равно их состав могут изменяться.

11. Анализ организации начального этапа расследования преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления свидетельствует о том, что расследование этих преступлений относится к категории усложненных и (редко) сложных. Сложными считаются расследования должностных преступлений совершенных в совокупности с другими преступлениями: хищениями, преступлениями в сфере экономики и др.

12. К важным моментам организации начального этапа расследования автор относит сбор сведений о лицах, подозреваемых в совершении преступления, а также ознакомление в обязательном порядке с характером, структурой, особенностями деятельности соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления. Указанная информация может быть собрана в полном объеме, если следователь использует для этого возможности ревизии или иной проверки, оперативно-розыскных мероприятий ОБЭП.

13. В зависимости от содержания информации, получаемой от свидетелей на допросе, их можно разделить на пять групп: заявителисослуживцы обвиняемоголица, знающие об обстоятельствах злоупотреблений, допущенных должностным лицомдолжностные лица вышестоящих органовзнакомые и родственники обвиняемого. Рассмотрены ситуации конфликтности (когда свидетели не заинтересованы в расследовании преступления и дают ук-лонительные или ложные ответы) и бесконфликтности (когда незаинтересованные свидетели дают правдивые, полные и достоверные сведения, которые им известны по делу) допроса свидетелей и различные тактические приемы, применяемые в этих ситуациях.

14. Рассматривая варианты изъятия документов путем истребования и учитывая, что действующее законодательство не регулирует возникающие при этом проблемы, автор приходит к выводу, что в целях урегулирования возникающих разногласий по вопросу, связанному с добровольным или принудительным истребованием следователем материалов и доказательств, необходимо законодательно предусмотреть обязанность организации, должностных лиц и граждан предоставлять такие документы и нести ответственность за отказ или уклонение от выполнения требования следователя.

15. При расследовании преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления в качестве первоначальных неотложных следственных действий выступают осмотр, обыск, выемка и освидетельствование. В процессе изучения уголовных дел по должностным преступлениям была установлена и описана часто встречающаяся последовательность проводимых неотложных следственных действий по этой категории дел, которая осуществляется в большинстве случаев, хотя и не носит обязательного характера. Нужно иметь в виду, что ошибка в выборе следственного действия, подмена одного из них другим могут вызвать негативные последствия: несоблюдение сроков расследования, уничтожение улик преступления и пр.

16. Наибольших результатов в ходе допроса обвиняемого следователь добивается тогда, когда правильно организовано это следственное действие, состоящее из пяти основных элементов: изучение материалов дела, ознакомление со специальными вопросами, изучение личности допрашиваемого, разработка плана допроса и формулировка вопросов. Особенно отметим необходимость изучения следователем специальных вопросов. Оно может осуществляться путем бесед со специалистами, ознакомления со специальной литературой. Обязательное изучение специальных вопросов — необходимое условие качественного расследования уголовного дела.

17. При изучении следственной и судебной практики автором проведена систематизация вопросов, задаваемых следователями обвиняемым и указаны характерные из них. Рассмотрены варианты конфликтности и бесконфликтности допроса обвиняемого и раскрыты тактические приемы, применяемые при этом. На основании изученных допросов обвиняемых, были сделаны следующие выводы: показания обвиняемого независимо от того, признает ли он свою вину или отрицает, уличает ли другого обвиняемого, имеют важное значение при расследовании и разрешении уголовного делав своих показаниях обвиняемый сообщает об известных ему фактах и, в отличие от свидетеля, дает показания о самом себе и своих действиях, о соучастниках, о преступлениях, которые инкриминируются ему, проливая свет на расследуемые событияфакты, изложенные в показаниях обвиняемого позволяют, получить достоверные данные о совершенном преступлении, либо о его невиновности.

Итак, правильно организованный первоначальный этап расследования преступлений позволяет успешно устанавливать истину по делам о должностных преступлениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные материалы
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1995. Ст. 19.
  3. О милиции: Закон РСФСР //Ведомости РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
  4. Об основах налоговой системы в Российской Федерации: Закон Российской Федерации //Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. Ms 11. Ст. 527.
  5. О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон //Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 74.
  6. Об общественных объединениях: Закон Российской Федерации //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930.
  7. Об основах государственной службы в Российской Федерации: Закон Российской Федерации //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2990.
  8. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.
  9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Закон Российской Федерации //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
  10. О судебной системе Российской Федерации: Закон Российской Федерации //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1.
  11. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон //Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №. 9. Ст. 1011.
  12. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации: Закон Российской Федерации //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 224.
  13. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 1995.
  14. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. М., 1989.
  15. Уголовный кодекс РФ. М., 1996.
  16. Кодекс законов о труде Российской Федерации. М., 1995.
  17. О государственных должностях Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г., № 32 //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 173.
  18. О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих: Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г., № 33 //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 3. Ст. 174.
  19. О внесении изменений и дополнений в Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих: Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1995 г., № 587 //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 25. Ст. 2378.
  20. О внесении дополнений в акты Президента Российской Федерации о федеральной государственной службе: Указ Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г., № 834 //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3358.
  21. О внесении изменений и дополнений в сводный перечень государственных должностей: Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 1996 г., № 1748 //Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 52. Ст. 5912.
  22. Регламент Государственной Думы //Ведомости съезда НД РФ и ВС РФ. 1994. № 3.
  23. Регламент Совета Федерации //Ведомости Федерального Собрания. 1996. № 6.
  24. О судебной практике по делам о взяточничестве: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 23 сентября 1977 г. //Советская юстиция. 1977. № 22.
  25. О судебной практике по делам о взяточничестве: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г., № 3 // Бюллетень Верховного Суда СССР. 1990. № 3.
  26. По запросу Воронежской областной Думы о проверке конституционности статей 19 и 20 Закона Воронежской области «О статусе депутата Воронежской областной Думы»: Определение
  27. Конституционного Суда Российской Федерации //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 35.
  28. Устав Краснодарского края. Краснодар, 1997.
  29. О Законодательном Собрании Краснодарского края: Закон Краснодарского края //Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 1995. № 4.
  30. О местном самоуправлении в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края //Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 1995. № 6.
  31. О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края //Кубанские новости. 1995. № 165.
  32. О статусе депутата Законодательного Собрания Краснодарского края: Закон Краснодарского края //Кубанские новости. 1995. № 86.
  33. О государственной службе Краснодарского края: Закон Краснодарского края //Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 1996. № 9.
  34. О Реестре государственных должностей Краснодарского края: Закон Краснодарского края //Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 1997. № 15.
  35. О предоставлении льгот по платежам в краевой бюджет отдельным категориям налогоплательщиков: Закон Краснодарского края //Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 1997. № 18.
  36. О контрольно-счетной палате Краснодарского края //Кубанские новости. № 31
  37. О числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания: Форма отчета № 10 Управления юстиции администрации Краснодарского края за 1994−1997 гг.
  38. Т.В., Белкин Р. С., Бородулин А. И. и др. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования. М., 1997.
  39. С. Возникновение и развитие группового метода расследования //Законность. 1995. № 9.
  40. Т.С., Воробьев Г. А., Зеленский В. Д., и др. Расследование и предупреждение хищений, совершаемых должностными лицами на перерабатывающих предприятиях агропромышленного комплекса. Краснодар, 1991.
  41. Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы (от теории к практике). М., 1988.
  42. Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997.
  43. Ю.Н., Белоконь В. В. Законность и обоснованность возбуждения уголовных дел органами внутренних дел. М., 1988.
  44. М.И. Ответственность за преступную халатность должностных лиц по советскому уголовному праву. Рига, 1957.
  45. С.В. Разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела. М., 1970.
  46. В.М. Криминалистическая характеристика групповых преступлений //Криминалистическая характеристика преступлений. М., 1984.
  47. А.Н. Тактика допроса обвиняемого // Социалистическая законность. 1950. № 4.
  48. А.Н. Следственная тактика. М., 1976.
  49. А.Н. Тактика отдельных следственных действий. М., 1981.
  50. А.Н., Карнеева JI.M. Тактика допроса при расследовании преступлений. М., 1970.
  51. .А. Цель и мотив в тяжких преступлениях. М., 1963.
  52. А.И. Профессиональное мастерство следователя // Социалистическая законность. 1960. № 9.
  53. В.А., Кириченко В. Ф. Должностные преступления. М., 1965.
  54. В.А., Студеникин С. С. Советское административное право. М., 1959.
  55. .С. Мотив и квалификация преступления. Казань, 1968.
  56. А.А. Современные тенденции развития уголовного законодательства и уголовно-правовой теории. Материалы конференции //Государство и право. 1994. № 6.
  57. А.К. Классификация сообщений о преступлениях и процессуальные последствия их рассмотрения следователем и органом дознания. Волгоград, 1970.
  58. А.В. Превышение власти или служебных полномочий. М., 1978.
  59. И.Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений. Свердловск, 1975.
  60. А.Я. Принципы советской криминалистики. Караганда, 1974.
  61. А.Н., Филющенко А. А. Следственная тактика в вопросах и ответах. Свердловск, 1991.
  62. П.С., Котов Д. П. Судебная сторона преступления и ее установление. Воронеж, 1974.
  63. В.Я. Возбуждение уголовного дела как первоначальная часть стадии предварительного расследования в советском уголовном процессе //Ученые записки Пермского ун-та. 1955. Т. 10. Вып. 4.
  64. Л.Я. Основы теории следственных ситуаций. Свердловск, 1987.
  65. А.Я. Исполнение процессуальных решений следователя. Правовые и организационные проблемы. Киев, 1984.
  66. А.В., Нестеренко П. Д. Тактика следственных действий. Минск, 1971.
  67. А.В. Тактические операции при расследовании преступлений. Минск, 1979.
  68. А.В. Основы расследования преступлений, совершенных должностными лицами. Минск, 1985.
  69. С.П. Содержание и структура стадии предварительного расследования //Уголовно-процессуальная деятельность и правоотношения в стадии предварительного расследования. Волгоград, 1981.
  70. Н.В., Фактуллин Ф. Н. Возбуждение уголовного дела. М., 1961.
  71. Н.И. Ответственность за должностные злоупотребления //Советское государство и право. 1957. № 10.
  72. А.А., Оропай Ю. Н. Использование научно-технических средств и специальных познаний в расследовании преступлений. Киев, 1979.
  73. А.А., Ямпольский А. Е. Обыск. Волгоград, 1983. С. 10−32.
  74. .В. Должностные преступления. Понятие и квалификация. М., 1975.
  75. .В. О преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления //Юридический мир. 1997. № 11.
  76. В.Д. Следователь как субъект расследования. Краснодар, 1982.
  77. В.Д. Организация расследования преступлений. Криминалистические аспекты. Ростов н/Д, 1989.
  78. В.Д. Организация расследования преступлений. Краснодар, 1991.
  79. В.Д. Проблемы организации расследования преступлений. Краснодар, 1998.
  80. Д.С., Савгирова Н. М. Возбуждение уголовных дел. М., 1967.
  81. JI.M. Особенности предъявления обвинения и допроса обвиняемого в условиях деятельности ОВД. М., 1989.
  82. JI.M., Ордынский С. С., Розенблит С. Я. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1958.
  83. И. Тактика и психологические основы допроса /Под ред. А. И. Винберга. М., 1969.
  84. В.Ф. Ответственность за должностные преступления по советскому уголовному праву. М., 1956.
  85. И.А. Документ как предмет подлога в уголовном праве //Государство и право. 1998. № 5.
  86. А.Н. Научные и правовые основы методики расследования отдельных видов преступлений: Дис. д-ра юр. наук. Харьков, 1967.
  87. В.П. Следственный осмотр. М., 1969.
  88. B.C. Тактика допроса. Харьков, 1975.
  89. В.Е. Психология в расследовании преступлений. Харьков, 1978.
  90. И.А. Следственная ситуация и тактическое решение. Волгоград, 1988.
  91. Криминалистика /Под ред. И. Ф. Пантелеева М., 1966.
  92. Криминалистика /Под ред. Р. С. Белкина, Г. М. Зуйковой. М., 1968.
  93. Криминалистика /Под ред. И. Ф. Герасимова, Л.Я. Драп-кина. М., 1994.
  94. Криминалистика /Под ред. Н. П. Яблокова. М., 1995.
  95. Криминалистика: Учебник для вузов /Под ред. Н. П. Яблокова. М., 1996.
  96. Криминалистика: Учебник для вузов /Под ред. А. А. Хмырова, В. Д. Зеленского. Краснодар, 1998.
  97. Н.К. Систематизация неотложных следственных действий при раскрытии и расследовании преступлений. Киев, 1981.
  98. В.Н. Неотложные следственные действия. Казань, 1967.
  99. Н.П. Ответственность за взяточничество. М., 1957.
  100. A.M. Расследование по уголовному делу. Планирование. Организация. М., 1970.
  101. А.Н. Расследование и предупреждение должностных преступлений. М., 1976.
  102. А.Н. Проблемы борьбы с должностными преступлениями //Борьба с должностными преступлениями. М., 1977.
  103. В.В. Преступность в России при переходе от социализма к капитализму //Государство и право. 1998. № 5.
  104. И.Г. Значение систематизации документов при расследовании дел о хищениях социалистической собственности, должностных и хозяйственных преступлениях // Правоведение. 1960. № 3.
  105. Е.Г. О неотложных и первоначальных следственных действиях //Ученые записки Пермского ун-та. 1966. № 50.
  106. И.И. Некоторые вопросы возбуждения уголовного дела //Ученые записки Белорусского ун-та. Серия юридическая. 1957. Вып. 43.
  107. Материалы проверки, поступившие в Законодательное Собрание Краснодарского края из УФСК по Краснодарскому краю от 01.02.95 № 10.
  108. Г. А. Методика расследования хищений. Киев, 1988.
  109. В.Е. Ответственность за должностной подлог по советскому уголовному праву: Автореф. дис. канд. юр. наук. М., 1978.
  110. А.Р. Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе. Саратов, 1975.
  111. А.И., Юрин Г. С. Обыск. М., 1971.
  112. В.В., Кальницкий В. В., Шаламов В. Г. Истребование предметов и иных документов в стадии возбуждения уголовного дела. Омск, 1990.
  113. О состоянии преступности в Российской Федерации в январе-июне 1996 года //Щит и меч. 1996. 14 ноября. № 82 (393).
  114. Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. Минск, 1973.
  115. В.В. Криминалистическая характеристика преступлений и ее использование в следственной практике. Волгоград, 1987.
  116. Р.Д. Показания обвиняемого как доказательство в советском уголовном процессе //Ученые записки ВИЮН. М., 1955. Вып. 3.
  117. Р.Д. Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе. М., 1954.
  118. M.JI., Кандель Г. Л. Уголовный процесс и его движение. Одесса, 1927.
  119. Л.Д. О сущности и содержании следственной тактики // Вестник МГУ. Серия. Право. 1989. № 2.
  120. А. Да, судебный исполнитель должностное лицо //Российская юстиция. 1997. № 9.
  121. А.Я. Борьба с должностными злоупотреблениями. Киев, 1970.
  122. А.Я. Ответственность за должностные преступления. Киев, 1978.
  123. М. Взаимодействие следователей и органов дознания //Законность. 1996. № 6.
  124. Н.А., Теребилов В. И. Первоначальные следственные действия. М., 1969.
  125. В.Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. М., 1992.
  126. В.И. Свидетель в советском уголовном процессе. М., 1973.
  127. А.Б. Использование доказательств при допросе. М., 1981.
  128. Соя-Серко JI.A. Организация следственного действия. М., 1974.
  129. В.В. Предварительная проверка первичных материалов о преступлениях. Саратов, 1972.
  130. М.С. Учебник уголовного процесса. М., 1938.
  131. М.С. Сознание обвиняемого как судебное доказательство. //Советская юстиция. 1957. № 8.
  132. М.С. Курс советского уголовного процесса. М., 1958.
  133. М.С. Курс советского уголовного процесса. Т.2. М., 1970.
  134. В.Г., Образцов В. А. О криминалистической характеристике преступлений //Вопросы борьбы с преступностью. М., 1976. Вып. 25.
  135. С.А. Преступное поведение. Социальные и психологические черты. М., 1974.
  136. А.П. Криминалистическая характеристика преступлений и пространственно-временные факторы. Иркутск, 1991.
  137. Уголовный процесс /Под ред. М. А. Чельцова. М., 1969.
  138. Уголовный процесс: Учебник для вузов /Под ред. П. А. Лупинской. М., 1995.
  139. А.А. Следственная тактика в вопросах и ответах. Свердловск, 1991.
  140. А.А. Косвенные доказательства. М., 1979.
  141. А.А. Расследование хищений социалистического имущества, совершаемых должностными лицами. Краснодар, 1985.
  142. М.А. Обвиняемый и его показания в советском уголовном процессе. М., 1947.
  143. М.А. Советский уголовный процесс. М., 1962.
  144. С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. М., 1981.
  145. М. Дискуссионные вопросы уголовного судопроизводства // Социалистическая законность. 1957. № 7.
  146. С.П., Химичева Г. П., Долковцев и др. Рассмотрение органами дознания заявлений и сообщений о преступлениях. М., 1987.
  147. А.А. Структура и язык описания предмета доказывания //Вопросы борьбы с преступностью. М., 1973. Вып. 19.
  148. Юридический энциклопедический словарь /Под ред. А. Я. Сухарева. М., 1984.
  149. Яни П. Бланкетные «экономические» статьи уголовного закона //Российская юстиция. 1995. № 11.
Заполнить форму текущей работой