Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизмы повышения эффективности управления государственной собственностью в корпоративных структурах

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В третьей главе «Механизмы модернизации управления государственной собственностью в корпоративных структурах» определены важнейшие направления модернизации управления государственной собственностью, разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления государственной собственностью в корпоративных структурах (совершенствование законодательной базы, ужесточение контроля акционеров… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУРАХ
    • 1. 1. Понятие управления государственной собственностью в системе государственного регулирования
    • 1. 2. Принципы и система управления государственной собственностью в корпоративных структурах
    • 1. 3. Международный опыт управления государственной собственностью в корпоративных структурах
  • Глава 2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУРАХ В РОССИИ
    • 2. 1. Критерии, показатели, факторы экономической эффективности управления государственной собственностью в корпоративных структурах
    • 2. 2. Оценка масштабов и эффективности использования государственной собственности в России
    • 2. 3. Представители государства в акционерных обществах как предпосылка управления государственной собственностью. jqq
  • Глава 3. МЕХАНИЗМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУРАХ
    • 3. 1. Основные направления модернизации управления государственной собственностью
    • 3. 2. Создание систем внутреннего контроля как фактор повышения эффективности управления акционерным обществом с участием государства
    • 3. 3. Участие представителей государства в ревизионной комиссии как способ повышения эффективности управления акционерным 140 обществом
    • 3. 4. Кадровое укрепление потенциала в системе управления государственной собственностью в корпорациях

Механизмы повышения эффективности управления государственной собственностью в корпоративных структурах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Управление государственной собственностью является одним из важнейших вопросов государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. Используя право собственности, государство прямо или косвенно влияет на экономические процессы в различных отраслях промышленности как на федеральном уровне, так и на региональном уровне.

В настоящее время эффективность управления государственной собственностью является как никогда актуальной и выступает в качестве одного из важнейших условий развития российской экономики. Поэтому совершенствование системы управления государственной собственностью — одна из важнейших задач органов государственной власти на современном этапе. В этой связи актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, необходимостью уточнения сущности и задач государственной собственности в условиях рыночной экономики и выявления ее структурных уровней в зависимости от того или иного этапа развития экономикиво-вторых, целесообразностью выработки критериев, позволяющих объективно осуществлять анализ результатов функционирования государственной собственности в корпоративных структурахв-третьих, задачами совершенствования экономической политики государства, направленной на обеспечение нормального функционирования предприятий и организаций, акциями которых оно владеетв-четвертых, необходимостью повышения экономической эффективности функционирования государственной собственности в России.

Механизмы управления государственной собственностью в отечественных корпоративных структурах в настоящее время не достаточно эффективно применяются прежде всего в силу несовершенства нормативноправовой базы. Исследования на эту тему достаточно разобщены и не позволяют представителям государства системно и эффективно работать в данном направлении.

В последнее время в связи с мировым экономическим, и прежде всего финансовым кризисом можно наблюдать усиление роли государства во всех экономически развитых странах, государство берет под свой контроль все большее число предприятий и банков с целью минимизации возможных негативных последствий, связанных с кризисом. Это еще раз подтверждает необходимость усиления роли государственных органов во взаимодействии с реальным сектором экономики.

Степень разработанности темы в научной литературе. Теоретические вопросы управления государственной собственностью рассмотрены в трудах таких известных отечественных ученых, как Авеков В., Ануприенко В., Астапов К., Ахмедуев А., Бадалов JL, Бакатин Д., Бандурин В., Горанова О., Гридчина А., ДобрышинаЛ., Клейнер Г., Кондратенко В., Кошкин В., Львов Д., Медведев Ю., Радыгин А., Свирчевский В., Шамхалов Ф., Якобсон Л. и другие.

Следует отметить, что во многих работах ученые основное внимание уделяли исследованию тенденций в управлении государственной собственностью. Вместе с тем остается ряд недостаточно разработанных вопросов, связанных с разработкой эффективного механизма управления государственной собственностью в корпоративных структурах. Недостаточная степень научной разработанности проблемы повышения эффективности управления государственной собственностью на современном этапе развития российской экономики обусловили выбор темы и определили цель исследования.

Цель диссертационного исследования — обоснование модернизации механизмов повышения эффективности управления государственной собственностью в корпоративных структурах, разработка предложений и методических рекомендаций по совершенствованию управления государственной собственностью в корпоративных структурах.

Для реализации поставленной цели в исследовании поставлены и решены следующие задачи:

— обосновать принципы и эффективность системы управления государственной собственностью на основе анализа мирового опыта управления государственной собственностью в экономически развитых странах и действующей системы управления государственной собственностью в России;

— определить основные направления модернизации управления государственной собственностью;

— разработать рекомендации по совершенствованию механизмов управления государственной собственностью в корпоративных структурах;

— сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в сфере управления государственной собственностью;

— обосновать необходимость изменения существующей в России в настоящее время системы представительства в акционерных обществах, акции которых принадлежат государству.

Объектом исследования являются компании, пакеты акций в которых принадлежат государству, государственные институты и органы, осуществляющие управление этими пакетами акций, а также государственные корпорации.

Предмет диссертационного исследования — организационно-управленческие и экономические отношения в процессе управления государственной собственностью в корпоративных структурах на современном этапе развития российской экономики.

Теоретическую базу исследования составляют фундаментальные положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых. В ходе разработки вопросов, связанных с управлением государственной собственностью были использованы положения экономической теории, теории управления экономическими системами, научных основ государственного регулирования экономики, социальной рыночной экономики, теории макроэкономики.

В основу теоретической разработки поставленной проблемы и решения задач положены общенаучные методы системного, системно-функционального, сравнительного, экономико-статистического анализа.

Информационной базой диссертационного исследования явились литературные источники по теме, законодательные и другие нормативно-правовые документы, данные официальной статистики и Интернета, а также фактические материалы ряда предприятий реального сектора экономики.

Научная новизна исследования состоит в разработке предложений и методических рекомендаций по совершенствованию механизмов управления государственной собственностью в корпоративных структурах. К критериям научной новизны данного исследования можно отнести обоснованность предложений об отказе государства от мелких пакетов акций (менее 10%) в корпорациях, необходимость консолидации различных научно-производственных активов в интегрированные структуры, в том числе и в госкорпорации, а также предложения автора о создании структурных подразделений, подотчетных собственнику, внутри обществ, акции которых принадлежат государству.

Основные научные результаты, полученные лично автором в ходе исследования и выносимые на защиту, состоят в следующем:

— выявлена необходимость на соответствующем этапе развития экономики для уменьшения диспропорций, образовавшихся в 90-е годы, расширения масштабов государственной собственности, поскольку в той или иной степени используя право собственности государство прямо ли косвенно влияет на экономические процессы в различных отраслях промышленности как на федеральном, так и на региональном уровнях;

— определены важнейшие направления модернизации управления государственной собственностью на основе оценки масштабов и эффективности использования государственной собственности в России на современном этапе развития ее экономики;

— разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления государственной собственностью в корпоративных структурах (совершенствование законодательной базы, ужесточение контроля акционеров за учредительской деятельностью, формирование кадрового потенциала в сфере управления акционерными обществами с долей участия государства);

— обоснована необходимость совершенствования системы представительства государства в акционерных обществах;

— сформулированы предложения о создании независимых от руководства предприятий структур внутреннего контроля, подотчетных собственнику имущества, с целью контроля за деятельностью таких акционерных обществ и оперативного получения собственником объективной информации о деятельности общества.

Практическая значимость результатов исследования. Результаты данного исследования могут быть использованы органами государственной власти, осуществляющими управление государственной собственностью для выработки механизмов, повышающих эффективность управления государственной собственностью, а также в деятельности представителей государства в акционерных обществах, функционирующих в реальном секторе российской экономики. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в процессе изучения и преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях, а также в научно-исследовательской работе.

Апробация работы. Основные положения диссертации применяются в практической работе Дирекции по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью Открытого акционерного общества Объединенные машиностроительные заводы (Группа Уралмаш-Ижора).

Основные вопросы, рассмотренные в данной работе, были предметом докладов, научных дискуссий и прошли апробацию в ходе научно-практических конференций по проблеме управления государственной собственностью, в том числе на Международных Плехановских чтениях в 2006, 2008, 2009 гг. Кроме того, по данной проблематике автором была успешно защищена дипломная работа в ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова» в 2005 году. Разработки диссертации нашли применение в учебном процессе ГОУ ВПО «Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова» при проведении занятий по курсу «Государственное регулирование национальной экономики».

Публикации. Основное содержание диссертации отражено в семи публикациях автора общим объемом 2,8 п.л., в том числе в одном из научных журналов из списка ВАК Минобрнауки России.

Структура работы, обусловленная целью и задачами исследования, состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, цели, задачи, объект и предмет исследования, а также теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе «Основы управления государственной собственностью в корпоративных структурах» на основе критического анализа классических и современных экономических теорий и концепций рассмотрена категория государственной собственности, дано понятие управления государственной собственностью в системе государственного регулирования, рассмотрены принципы и система управления государственной собственностью в корпоративных структурах, дана оценка международного опыта управления государственной собственностью.

Во второй главе «Состояние и проблемы управления государственной собственностью в корпоративных структурах» проанализированы критерии, показатели и факторы экономической эффективности управления государственной собственностью в корпоративных структурах, дана оценка масштабам и эффективности управления государственной собственностью в России в настоящее время. Особое внимание при этом уделено созданию и функционированию в России государственных корпораций. Проанализирована работа представителей государства в акционерных обществах, в которых государству принадлежат пакеты акций, обоснована необходимость модернизации существующей системы представительства и даны рекомендации по ее совершенствованию.

В третьей главе «Механизмы модернизации управления государственной собственностью в корпоративных структурах» определены важнейшие направления модернизации управления государственной собственностью, разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления государственной собственностью в корпоративных структурах (совершенствование законодательной базы, ужесточение контроля акционеров за учредительской деятельностью, формирование кадрового потенциала в сфере управления акционерными обществами с долей участия государства), сформулированы предложения о создании независимых от руководства предприятий структур внутреннего контроля, подотчетных собственнику имущества, с целью контроля за деятельностью таких акционерных обществ и оперативного получения собственником объективной информации о деятельности общества.

В заключении обобщены результаты проведенного исследования, сформулированы основные выводы и практические рекомендации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование управления государственной собственностью, а также анализ критериев и показателей ее эффективности позволяют сделать следующие выводы и сформулировать предложения, способствующие повышению эффективности управления государственной собственностью в корпоративных структурах.

1. Существование и функционирование рыночной экономики невозможно без государственного регулирования. В современной экономике государство с одной стороны определяет «правила игры» для хозяйствующих субъектов, с другой же стороны, обладая определенным имуществом, государство участвует в хозяйственной деятельности наряду с другими хозяйствующими субъектами. Государственная собственность, как правило, функционирует в тех отраслях, где мотивация для частного бизнеса низка. Как известно, развитие частной собственности и частного сектора экономики имеет объективные границы, связанные с техническими, социальными и другими факторами. Государственная собственность позволяет достичь во многих случаях недоступной для частного капитала концентрации ресурсов, необходимых для преодоления системного кризиса в экономике, решения крупномасштабных проблем промышленности, а также реализации общенациональных, социальных, научно-технических, военных и иных программ.

2. Простое сопоставление даже однотипных показателей деятельности государственной и частной собственности не имеет смысла, поскольку цели и задачи существования частной и государственной собственности различны. Как известно, при частной форме собственности главный и обязательный показатель ее эффективности — рентабельность. Что же касается государственной формы собственности, то теория и практика хозяйствования допускает и в определенной степени даже предполагает функционирование как рентабельных, так и нерентабельных предприятий с государственным участием.

3. Управление государственной собственностью строится в основном на передаче объектов управления конкретным юридическим или физическим лицам для осуществления управленческих решений. В силу того, что государственная собственность отличается «абсолютным масштабом обобществления», осуществление управления ее объектами затруднительно. Эффективность деятельности предприятия с государственным участием должна определяться применительно к каждому конкретному предприятию. В настоящее время эффективность управления государственной собственностью оценивается фактически только из соответствия доходов от использования этой собственности установленному бюджетному заданию.

4. В последние несколько лет в России наблюдается возрастание роли государства в экономике и вместе с этим сокращение объемов приватизации, в то же время происходит наращивание присутствия государства в экономике страны. Экономика России перешла на новый этап развития, локомотивом экономики стали при этом крупные государственные корпорации, интересы государства переориентировались с топливно-энергетической сферы на машиностроение, металлургию и даже рекламный рынок.

5. В настоящее время государство, даже имея на руках контрольный пакет акций, во многих случаях оказывается в роли номинального (пассивного) собственника, позволяя другим акционерам (исключительно в их собственных интересах) осуществлять полный контроль за деятельностью государственных структур. В России в отношении находящихся в государственной собственности акций применяются следующие основные формы управления ими:

— представление интересов государства в органах управления обществ государственными служащими, а также иными лицами, заключившими соответствующий договор с уполномоченным органом государственной власти;

— передача принадлежащих государству пакетов акций в доверительное управление;

— закрепление таких пакетов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

— внесение принадлежащих государству акций в уставные капиталы акционерных обществ.

6. В настоящее время существует проблема эффективности работы представителей государства в акционерных обществах. Государство в значительной степени утратило рычаги воздействия на государственные предприятия и коммерческие организации с подконтрольной долей акций в государственной собственности. Это еще раз подчеркивает, что государству пора начать играть активную роль в деятельности акционерных обществ, акциями которых оно владеет. Это необходимо для того, чтобы заставить менеджмент компании сделать бизнес более прозрачным и доступным для контроля со стороны государства.

7. Для того чтобы государство получало реальные дивиденды на принадлежащие ему акции, а также имело гарантии нераспродажи имущества акционерных обществ с долей участия государства необходимо внести изменения в действующее законодательство, а также принятие внутрикорпоративных нормативных актов, регулирующих порядок распоряжения имуществом.

8. В целях формирования эффективного института представителей государства в акционерных обществах их назначение следует осуществлять на принципах широкого конкурсного отбора.

9. Целесообразно также осуществить переход на единую акцию так называемых вертикально интегрированных компаний с контролирующей долей государства в их уставных капиталах.

10. В уставах акционерных обществ с долей участия государства следует продумать ужесточение контроля акционеров за учредительской деятельностью, в том числе за распределением прибыли дочерних обществ, а также учрежденных с их участием обществ и товариществ.

11. Важным направлением повышения эффективности управления государственной собственностью является ее законодательное оформление. Поэтому необходимо принятие федерального закона «О государственной собственности». Ответственность же за эффективность управленческих решений должна быть закреплена в законе о государственной службе.

12. Целесообразно осуществление продажи государственных пакетов акций акционерных обществ размером до 10%, учитывая практическую невозможность контроля за их деятельностью, а также затратность органов управления государственной собственностью даже по обеспечению чисто формального функционирования соответствующей системы управления.

13. Представляется, что в качестве одного из путей повышения эффективности управления обществами, в уставном капитале которых государство владеет пакетом акций, целесообразно создавать подразделения внутреннего контроля, работники которого будут подотчетны собственнику имущества (государству).

14. Законодательством предусмотрено обязательное наличие в Обществе ревизионной комиссии (ревизора). Автор считает, что ревизионная комиссия может являться эффективным инструментом контроля за деятельностью общества со стороны государства как собственника имущества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Экономическая энциклопедия. М.: Экономика, 1999.
  2. В. Регулирование имущественных отношений в экономике //Экономист, 2004, № 7.
  3. В. Российская приватизация: подходы и последствия //Вопросы экономики, 2004, № 6.
  4. В.Ю. Управление государственной собственностью в системе региональной экономики. М.: ЗАО «Издательство „Экономика“, 2007.
  5. К.П. Управление государственной собственностью в Российской Федерации // Законодательство и экономика, 2002, № 12.
  6. Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций. -М.: Юридич лит-ра, 1997.
  7. Э., Стиглиц Дж. Лекции по экономической теории государственного сектора. -М., 1996.
  8. АхмедуевА. Управление государственным унитарным предприятием // Вопросы экономики, 2003, № 7.
  9. A.M., Павлова Л. Н. Государственные муниципальные финансы. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
  10. Л.М. Настоящая собственность и настоящие собственники // Собственность и рынок, 2004, № 7.
  11. Л.М. Особенности смены собственников в российской экономике в постприватизационный период // Собственность и рынок, 2004, № 5.
  12. Д.В. Как повысить эффективность управления госпакетами акций? // Российский экономический журнал 2001 год, № 10.
  13. Д.В. Роль государственной собственности в реформационных процессах (приоритеты трансформации, принципы управления). — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002.
  14. Е., КоныШев В. Критерии и приоритеты приватизации государственной собственности // Общество и экономика, 2002, № 12.
  15. Е., Конышев В. Роль государственного сектора в построении „новой экономики“ // Общество и экономика, 2004, № 2.
  16. Е. Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования // Проблемы теории и практики управления, 2001, № 1.
  17. В.В. Проблемы реформирования системы государственной собственностью. -М.: Полиграфресурсы, 2000.
  18. В.В., Касаткин В. В., Тропов С. В. Проблемы реформирования системы управления государственной собственностью. М.: Полиграфресурсы, 2000.
  19. В., Кузнецов В. Управление государственной собственностью в условиях переходной экономики // Библиотека „Полка букиниста“, http://society.polbu.ru.
  20. И. Независимые директора: контролеры или стратеги? // Рынок ценных бумаг, 2002, № 3.
  21. А.С. Экономика: Учебник. — М.: БЕК, 1997.
  22. Бюджетный кодекс Российской Федерации, Консультант Плюс.
  23. А.В. Государственная социалистическая собственность. — М. 1948.
  24. В.А. Приватизация: глобальные тенденции и национальные особенности. М.: Наука, 2006.
  25. А. Государство это ты! // Эксперт. 14.01.2008.
  26. М.В. Право собственности в России: возникновение, юридическое содержание, пути развития. -М.: МЗ ПРЕСС, 2002.
  27. Н. Методологические основы анализа эффективности государственных предприятий // Экономист, 2002, № 5.
  28. Н.С. Государственное предприятие в рыночной экономике. — М.: Эк-ка, 2004.
  29. Н.С. Национализация в жизненном цикле государственного предприятия // Общественные науки и современность, 2002, № 1.
  30. В.А. Управление государственной собственностью на акции: Учебник для вузов. — М.: Финансы и статистика, 2004.
  31. В.А., Гришина О. А., Шибаев С. Р. Управление государственной собственностью на акции. М.: Финансы и статистика, 2004.
  32. В., Попов Е. К сравнению эффективности функционирования государственных и частных предприятий// Российский экономический журнал, 2001, № 3.
  33. Д.Ю. Особенности корпоративного управления в России: инвестиционный кризис и практика офшорных операций. М., 1999.
  34. О.А. Ключевые моменты процесса управления государственной собственностью в корпорациях // Собственность и рынок 2004, № 12.
  35. М., Лебедев А., Рыжков В., Иноземцев В., Алексашенко С. Выйти из кризиса вместе. // Газета „Ведомости“, 16.01.2009.
  36. Гражданский кодекс Российской Федерации, Консультант Плюс.
  37. В.П. К вопросу о разграничении права государственной собственности и права оперативного управления // Вестник МГУ. Право. 1969, № 3.
  38. Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.: Academia, 1976.
  39. В.Р. Акционерные общества в России: Словарь-справочник от, А до Я: Руководителю, Бухгалтеру, Юристу, Акционеру. — М.: Дело и Сервис, 1998.
  40. М. Институциональные аспекты переходного периода // Вопросы экономики, 2001, № 2.
  41. Л.Н., Гридчина А. В. Современная концепция преобразования отношений собственности в России // Собственность и рынок, 2004, № 1.
  42. В.А. Принципиальные черты права собственности в гражданском кодексе. Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С. А. Хохлова — М., 1998.
  43. Доклад Министерства экономического развития и торговли о мерах по стимулированию промышленного роста, http://www.mk-transmash.ru/articles/news 1 157 367 587.shtml.
  44. Ефимова J1. О правовой природе госкорпораций //Хозяйство и право, 2008, № 8.
  45. С. Неэффективность управления государственной собственностью (на примере крупных предприятий) // Вопросы экономики, 2004, № 9.
  46. Закон РФ от 03.07.1991 № 1531−1 „О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“, Консультант Плюс.
  47. В. Бурков С. Недоходная собственность //Финансовый контроль, 2002, № 3.
  48. Т.В. Приватизация и развитие российского предпринимательства.- Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1995.
  49. B.JI. За пределами экономического общества. М.: Наука, 1998.
  50. Иноземцев В Л. Расколотая цивилизация. — М.: Наука, 1999.
  51. О.С. Избранные труды по гражданскому праву. — М., 2000.
  52. Р. Собственность без легитимности? // Вопросы экономики, 2008, № 3.
  53. В.В. Все об акционерных обществах России. — М.: Экономика и финансы, 1996.
  54. В.И., Острина И. А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы.
  55. М.: Финансы и статистика, 1992.
  56. Кац И. Антикризисное управление предприятием // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 2.
  57. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. — М.: Гелиос АРВ, 1999.
  58. А. Имущество/Государственная распродажа (11.04.2007), http://www.realestate.ru/event.aspx?id=128.
  59. К. Приватизация в Восточной Европе и России: параллели и отличия // Консультант директора, 2000, № 4.
  60. В. Чешский путь трансформации экономики // Проблемы теории и практики управления, 1994, № 6.
  61. Л. Что мы, экономисты знаем о переходе к рыночной системе? // Реформы глазами американских и российских ученых. — М.: Российский экономический журнал, 1996.
  62. Г., Петросян Д., Беченов А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики, 2004, № 4.
  63. М.И., Пучков В. В., Тютиков Ю. П. Стратегическое управление корпорациями. СПб.: КультИнформПресс, 2002.
  64. Комментарий к Федеральному закону „Об акционерных обществах“ / под общ. ред. М. Ю. Тихомирова. 3-е изд. М., 2002.
  65. Коммерсантъ-Деньги. Как национализируют Россию: атомная промышленность Дата выпуска: 24.09.2007. Номер выпуска: 37.
  66. В.К. Управление государственной собственностью субъекта РФ (на примере г. Москвы) / Европейская акад. информатизации. Всемирный информационно-распред. ун-т. — М.: Машиностроение, 2001.
  67. Концентрация собственности в России//Проблемы теории и практики управления, 2004, № 6.
  68. Корпоративное управление в переходных экономиках: инсайдерский контроль и роль банков /под ред. М. Аоки, Х. К. Кима. СПб., 1997.
  69. Коттс Дэвид. Управление инфраструктурой организации. Пер. с английского. — М.: Новости, 2001.
  70. Р.Г. Природа фирмы // Вехи экономической мысли. Т.2. — СПб., 2000.
  71. В.В., Калачев Д. С., Анисимова Г. И. Приватизация предприятий. Механизм приватизации. Практические рекомендации. Образцы документов. — М.: Б.и., 1992.
  72. Л.И. О повышении эффективности управления государственной собственностью в природно-ресурсном секторе экономики // Менеджмент в России и за рубежом, 2006, № 3.
  73. В.И. Управление государственной собственностью. М.: ИКФ „ЭКМОС“, 2002.
  74. Круглый стол АсПЭК по вопросам рисков в современной экономики России 17 мая 2007 года, http://worldcrisis.m/crisis/294 733.
  75. Крупнейшие компании России. Топ-300. Коммерсантъ-Деньги, 14.01.2008.
  76. А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики, 2009, № 1.
  77. П.В., Муравьев А. А. Структура акционерного капитала и результаты деятельности фирм в России: анализ „голубых фишек“ фондового рынка // Научные труды РЕЦЭП, 2001.
  78. А.С. Приватизация: Полный пакет документов. М.: Рос. право, 1992.
  79. М.И. Акционерное законодательство Франции. М., 1974.
  80. В.В. Мировой финансовый кризис и его последствия для России //ЭКО, 2009, № 1.
  81. В.И., Волгин Н. А. Государственное регулирование рыночной экономики. — М.: Экономика, 2000.
  82. В.Л., Левин М. И. Модель приватизации неделимых ценных благ в условиях коррупции // Экономика и математические методы, 2001, № 1.
  83. Д.В. Типы и виды акционерных обществ // Вестник Московского университета. Серия 11. Право, 2002, № 3.
  84. Ю.М. Монетаристский курс не выход из кризиса. //Российская газета, 14.01.2009.
  85. С. Регулирование и управление предприятиями с государственным участием: международный опыт // Вопросы экономики, 2004, № 9.
  86. Д., Гребенников В., Устюжанина Е. Концепция национального имущества // Вопросы экономики, 2001, № 7.
  87. А. Собственность: два подхода // Экономист, 2006, № 7.
  88. Р.В. Постановка систем внутреннего контроля. М.: Вершина, 2008.
  89. Г. Государственное участие в российском корпоративном секторе // Общество и экономика, 2005, № 7−8.
  90. С.Р. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства // Вестник ТИСБИ, 2004, № 3.
  91. А. Голдман Приватизация в России: молено ли исправить допущенные ошибки? // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 4.
  92. Э.Д. К вопросу о приватизации монополий в РФ // Финансы и кредит, 2004, № 29.
  93. А. С. Общетеоретические аспекты административно-правового исследования проблем управления государственной собственностью субъекта Российской Федерации // Вестник Омского университета, 1999, Вып. 3.
  94. May В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису // Вопросы экономики, 2009, № 2.
  95. Ю. Новая модель управления госимуществом // Проблемы теории и практики управления, 2004, № 1.
  96. Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, Консультант Плюс.
  97. А. Дождется ли денег реальный сектор. // Экономика и жизнь, 2009, № 3.
  98. А.В., Попов А. А. Модели управления портфелем ценных бумаг. М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1999.
  99. В.П. Корпорации, монополии и право в США. М., 1966.
  100. Н.Г. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  101. Е. Российская практика эмиссии муниципальных ценных бумаг целевого назначения // Общество и экономика, 2001, № 6.
  102. А. Социально-рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики, 1998, № 8.
  103. В.П. Когда проснется настоящий собственник. Газета „Экономика и жизнь“, 1997.
  104. Т. Н., Старженецский В. В. Соблюдение баланса публичного и частного интереса // Весник ВАС РФ, 2000, № 4.
  105. И., Шульга И. Государственные унитарные предприятия: настало время прощаться // Общество и экономика, 2001, № 11−12.
  106. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги „Начало“, 1997.
  107. Обэр-Крис Джейн Управление предприятием. М.: Сирин, 1998
  108. А. „Институциональные ловушки“ постприватизационного периода в России // Вопросы экономики, 2004, № 6.
  109. С.А., Селезнев В. А. Современное корпоративное управление: проблемы теории и практики. М.:Маркет ДС Корпорейшнз, 2004.
  110. От экономики переходного периода к экономике развития. Меморандум об экономическом положении российской Федерации // Общество и экономика 2004, № 4.
  111. В.П. Государственное регулирование национальной экономики. -М.: Наука, 2001.
  112. И. Эволюция макроэкономической теории после Кейнса // Вопросы экономики, 2006, № 5.
  113. Ю.М., Зотова Е. С. Экономическая теория на пороге XXI века. -М.: Юристъ, 2000.
  114. Основы немецкого торгового и хозяйственного права. М., 1995.
  115. Отношения собственности в экономическом механизме федеральных отношений: Монография Рос Ан. Ин-т эк-ки. М.: Инст-т эк-ки РАН, 1997.
  116. Отчет ФКЦБ РФ, Института фондового рынка и управления, Проекта Тасис ИНВАС по корпоративному управлению „Структура и организация деятельности совета директоров российских открытых акционерных обществ“ // http://www/rid.ru (10.01.2005).
  117. Ю., Басаргин В. Формирование структуры собственности на приватизированных предприятиях// Вопросы экономики, 2000, № 5.
  118. Переходный период: анализ и уроки первого десятилетия для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза. — М., 2002.
  119. Н. Отношения собственности: анализ трансформации в переходной экономике // Проблемы теории и практики управления, 2005, № 2.
  120. Д.В. Управление имуществом. Актуальные вопросы арбитражной политики КУГИ Санкт-Петербурга. — СПб., 2003.
  121. Ю.В. Акционерное законодательство Англии и России. Сравнительно-правовой анализ. М., 2002.
  122. И.В. Оценка стоимости ценных бумаг: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр „Академия“, 2006.
  123. Г. В. Английское право о компаниях: закон и практика. -М., 2000.
  124. П.Д., Савченко А. В. Основы управления государственной собственностью в России: Проблемы теории и практики. — М.: Экономика, 2001.
  125. Положение „О деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг“, утвержденное Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.10.2007 г. № 07−102/пз-н, Консультант Плюс.
  126. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.12.1999 № 1348 „О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения“, Консультант Плюс.
  127. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 № 1024 „О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации“, Консультант Плюс.
  128. Приватизация в России: Сборник нормативных документов и материалов. М.: Юрид.лит., 1993.
  129. Приказ ФСФР РФ от 09.11.2007 № 07−102пз-н „Об утверждении положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг“, Консультант Плюс.
  130. Приказ ФСФР от 22.06.2006 № 06−68пз-н „Об утверждении положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг“, Консультант Плюс.
  131. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // Российская газета, 20.03.2009.
  132. А.А., Якуб Д. Б. Об имущественных правах государственных хозяйственных организаций // Советское государство и право, 1974, № 3.
  133. А., Архипов С. Тенденции в структуре собственности, интенсивность корпоративных конфликтов и финансовое состояние предприятий: эмпирический анализ и проблемы государственного регулирования // Научные труды РЕЦЭП, 2001.
  134. А. Корпоративное управление в России: ограничение и перспективы // Вопросы экономики, 2002, № 1.
  135. А. Перераспределение прав собственности в постприватизационной России // Вопросы экономики, 1999, № 6.
  136. А.Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. -М.: Республика, 1994.
  137. А. Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе (некоторые новые тенденции) // Вопросы экономики, 2001, № 5.
  138. А.Д., Энтов P.M., Турунцева М. Ю. Проблемы корпоративного управления в России и регионах. М.: Б. и., 2002. У
  139. А.Д., Энтов P.M. Особенности формирования национальной модели корпоративного управления. М.: ИЭПП, 2003.
  140. К.Ю. Новый способ приватизации и продажи акций российских компаний и банков за рубежом. М., 2001.
  141. Г. А. Эволюция взглядов на отношения собственности: от старой к новой экономике // Экономика, 2006, № 4.
  142. Российский статистический ежегодник. 2006. — М.: Стат. сб/Госкомстат России, 2006.
  143. Е. Оценка собственности в ходе проведения приватизации в России // Проблемы теории и практики управления, 2005, № 1.
  144. Рэйни Хэл Дж. Анализ и управление в государственных организациях. — М.: ИНФРА-М, 2004.
  145. К. Тенденции и пути развития унитарных предприятий // Вопросы экономики, 2004, № 9.
  146. .Ж. Приватизация за рубежом. М.: ЦБТЭИ, 1991.
  147. Г. К. К вопросу об управлении государственной собственностью // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование, 2001, № 4.
  148. Н.А., Волков JI.B. Несовершенство системы корпоративного управления — основная причина несостоятельности российских предприятий // Финансы и кредит, 2001, № 1.
  149. В.Д. Госсобственность: достояние страны или источник обогащения менеджмента // Собственность и рынок, 2004, № 4.
  150. В.Д., Чеботарев В. П. У больших денег нет хозяина. Особенности формирования частной собственности в России // Собственность и рынок, 2004, № 7.
  151. А.А. Организация государственного контроля федерального имущества // Собственность и рынок, 2004, № 6.
  152. Ю. Корпоративные облигации с бюджетным участием // Рынок ценных бумаг, 2002, № 7.
  153. Р. Приватизация по-прибалтийски и по-российски // Свободная мысль XXI, 2004, № 5.
  154. В. Экономические итоги приватизации в непромышленных секторах экономики России // Общество и экономика, 2000, № 11−12.
  155. Слияния и поглощения в корпоративном секторе (Основные подходы и задачи регулирования) // Вопросы экономики, 2002, № 12.
  156. Собственность и контроль предприятий // Вопросы экономики, 2004, № 8.
  157. .Н. Внутренний контроль в коммерческой организации. М.: -2006.
  158. В. Современный мир и национальная экономическая политика // Мировая экономика и международные отношения, 1997, № 10.
  159. А.А. Слушай, отдай обратно.: к вопросу об институциональной природе приватизации // Российское предпринимательство, 2004, №№ 9, 11.
  160. А. Преуспевающий Незапад и Россия перед лицом западной модели развития // Мировая экономика и международные отношения, 1996, № 12.
  161. Д. Компания, управляющая хозяйственным обществом // Хозяйство и право, 2000, № 10.
  162. П.В. Корпоративные отношения в гражданском праве // Законодательство, 2002, № 6.
  163. С.В. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993 — 2003 годов (экспертно-аналитическое мероприятие). М. 2004.
  164. Дж.Ю. Экономика государственного сектора. М.: Изд-во МГУ, 1997.
  165. JI., Родионов Д. Проблемы управления государственной собственностью в российской экономике // Проблемы теории и практики управления, 2005, № 5.
  166. Е.А. Гражданское право Т. 1. Общая часть. — М., 2004.
  167. Е. Предприятие и юридическое лицо // Хозяйство и право, 2004, № 7.
  168. Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый гражданский кодекс. Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сборник памяти С. А. Хохлова — М., 1998.
  169. О. А. Акционерное право США и России (сравнительный анализ).-М., 1996.
  170. Э.В. Управление государственной собственностью. — СПб.: Юридический центр пресс, 2002.
  171. B.JI. Государство и переходная экономика: пределы управляемости.-М.: ТЕИС, 1997.
  172. Г. Если есть желание выжить. // Экономика и жизнь, 2009, № 2.
  173. Э. Батлер, Марианн Е. Гаши-Батлер. Корпорации и ценные бумаги по праву России и США. М., 1997.
  174. Указ Президента Российской Федерации от 16.11.1992 № 1392 „О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий“, Консультант Плюс.
  175. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 3141 „О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“, Консультант Плюс.
  176. Указ Президента Российской Федерации от 11.05.1995 № 478 „О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации“, Консультант Плюс.
  177. Управление государственной собственностью на акции: Учебник под ред. В. А. Галанова. -М.: Финансы и статистика, 2004.
  178. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161 „О государственных и муниципальных предприятиях“, Консультант Плюс.
  179. Федеральный закон от 21.07.1997 № 123-Ф3 „О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“, Консультант Плюс.
  180. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ „О бухгалтерском учете“, Консультант Плюс,
  181. Федеральный Закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ „О приватизации государственного и муниципального имущества“, Консультант Плюс.
  182. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208 „Об акционерных обществах“, Консультант Плюс.
  183. В.О. Управление государственной и муниципальной собственностью // ЭКО, 2005, № 3.
  184. В.О., Федорович Т. В., Кунчуров Ю. А. Реструктуризация госсектора: формирование ядерного энергопромышленного холдинга // ЭКО, 2008 № 4.
  185. И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции: Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика. М.: Альпина, 2000.
  186. В. Российские реформы и глобализация: движущая сила или взрывчатая смесь? // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 5.
  187. Л.Г. Основы государственной экономической политики. М.: Бек, 1997.
  188. Г. Типичные ошибки государственного регулирования экономики. -М.: Серебряные нити, 2000.
  189. Г. В. Акционерные общества: теория и практика. — М.: Проспект, 2005.
  190. .Б. Органы и представители юридического лица // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 14. М., 1968.
  191. В.Н. Всемирная история экономической мысли. М.: Мысль, 1997.
  192. Н.Е. Приватизация не распродажа уцененных товаров, а поиск эффективного собственника // Финансовый бизнес, 2004 № 4.
  193. А.В. Приватизация по-российски. М.: Вагриус, 1999.
  194. . Эволюционный путь от социализма // Вопросы экономки, 1999, № 6.
  195. Ф. Государство и экономика. Власть и бизнес. М.: Экономика, 1999.
  196. Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. Учебник для вузов. М.: Экономика, 2000.
  197. А. Предметно-методологические особенности новой институциональной экономической теории // Вопросы экономики, 2003, № 1.
  198. Г. Ф. Учебник торгового права. М., 1994.
  199. И. Локальное правовое регулирование деятельности акционерного общества // Хозяйство и право, 1997, №№ 6, 8, 9, 10.
  200. И. Правовое положение совета директоров в свете изменения Федерального закона „Об акционерных обществах“ // Хозяйство и право, 2002, № 1.
  201. . Корпоративное управление в XX веке: история и перспективы // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 1.
  202. Х.П. Государство и экономика: сотрудничество и конфронтация // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 5.
  203. В.А. Национальная экономика: Учебник. М.: Изд-во Российской экономической академии, 2002.
  204. Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. Учебник для вузов. М.: ГУ- ВШЭ, 2000.
  205. К. Размеры государственного сектора экономики // Вопросы экономики, 2004, № 9.
  206. Е. Бремя государства и экономическая политика // Вопросы экономики, 2002, № 11.
  207. Е. Новая эпоха, старые тревоги (взгляд либерала на развитие России) // Вопросы экономики, 2001, № 1.
  208. Enterprise Restructuring and Economic Policy in Russia. Washington. The World Bank, 1996.
  209. From Plan to Market. World Development Report 1996. Washington. The World Bank, 1996.
  210. Kornai J. Transformation Recession: The Main Causes // Jornal of Comparativ Economic, 1994.
  211. Leipziger D., Petri P. Korean Industrial Policy. World Bank Discussion Papers. Washington, 1993.
  212. Nellis J. Time to Rethink Privatization in Transition Economics? // Transition, 1999.
  213. State in changing World. World Development Report 1997. Washington. The World Bank, 1998.
  214. Отраслевая структура ОАО, акции которых находятся в государственной собственности10,14%1. Непроизводственная сфера
  215. Промышленность П Сельское хозяйство
  216. Лесное хозяйство ¦Транспорт и связь1. Строительство1. Прочие отрасли
  217. Распределение по отраслям промышленных обществ, акции которых принадлежат государству1. Машин ост роен ие1. Легкая промышленность1. Пищевая промышленность
  218. Промышленность строительных материалов1. Металлургия
  219. В Химическая промышленность1. Прочие
  220. Распределение акционерных обществ с участием государства по размеру пакета принадлежащих государству акций4,53%9,20%100% УКот 50 да 100% УКот 20 до 50% УК25% УК и менеезолотая акция»
  221. Акционерные общества, акции которых планируются к приватизации в 2008 году по отраслям экономики, распределены следующим образом:
  222. Отрасль экономики Количествоакционерныхобществ
  223. Автомобильный транспорт 11
  224. Агропромышленный комплекс 117
  225. Внешнеэкономические организации 131. Водный транспорт 41. Воздушный транспорт 17
  226. Геология и промышленность драгоценных металлов 18 и камней1. Дорожное хозяйство 15
  227. Железнодорожный транспорт 1
  228. Издательская и полиграфическая деятельность 281. Легкая промышленность 2
  229. Лесопромышленный комплекс 41. Машиностроение 15
  230. Медицинская промышленность 1
  231. Металлургическая промышленность 51. Наука 30
  232. Непроизводственная сфера 41
  233. Оборонно-промышленный комплекс 15
  234. Промышленность строительных материалов 31. Рыболовство 31. Связь 81. Строительный комплекс 26
  235. Топливно-энергетический комплекс 161. Торговля 51. Угольная промышленность 11. Финансы и кредит 1
  236. Химическая и нефтехимическая промышленность 2
  237. Энергостроительный комплекс 21. Итого 404
  238. Источник: Данные Федеральной службы государственной статистики, www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBlnet.cgi
  239. Динамика получения государством денежных средств от продажи акций акционерных обществ, находившихся в государственной собственности
Заполнить форму текущей работой