Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология показаний детей 5-8 лет

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данная проблема возникает в связи с существованием специфических особенностей различных возрастных групп, а также с недостаточной разработанностью в юридической психологии вопроса дачи показаний несовершеннолетними. Следует отметить, что в научно-психологической литературе по данной проблематике участие несовершеннолетних в следственных действиях ограничивается преимущественно подростковым… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретический обзор проблемы развития и способности давать показания детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста
    • 1. 1. Психическое развитие детей 5−8 лет
      • 1. 1. 1. Проблема развития в отечественной и зарубежной психологии
      • 1. 1. 2. Психическое развитие детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
    • 1. 2. Свидетельские показания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
      • 1. 2. 1. Психология допроса
      • 1. 2. 2. Психология свидетельских показаний
      • 1. 2. 3. Особенности свидетельских показаний детей
      • 1. 2. 4. Тактические приемы, используемые при допросе несовершеннолетних
  • ГЛАВА 2. Методы и организация исследования
    • 2. 1. Объект исследования
    • 2. 2. Организация исследования
    • 2. 3. Методы исследования
    • 2. 4. Статистическая обработка
  • ГЛАВА 3. Результаты и их обсуждение
    • 3. 1. Степень адекватности и полноты показаний детей 5−8 лет
    • 3. 2. Влияние уровня психического развития на показания детей 5−8 лет
    • 3. 3. Влияние эмоционального состояния на показания детей 5−8 лет
    • 3. 4. Взаимосвязь успешности дачи показаний с уровнем психического развития и эмоциональным состоянием у детей 5−8 лет (корреляционный анализ)

Психология показаний детей 5-8 лет (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема преступности в России остается крайне актуальной в настоящее время. Нередки ситуации в следственной практике, когда дети становятся очевидцами преступлений или потерпевшими и оказываются, вовлечены в следственные действия в качестве свидетелей или потерпевших.

Допрос является самым распространенным и необходимым во всех случаях предварительного расследования следственным действием и от того, насколько полны, достоверны, точны сведения, полученные от свидетелей и потерпевших, будет зависеть возможность доказывания преступления.

Эксперты, работающие с малолетними потерпевшими, также сталкиваются с необходимостью оценки того, насколько дети могут воспринимать и отражать ситуации, происходящие с ними или же у них на глазах.

Данная проблема возникает в связи с существованием специфических особенностей различных возрастных групп, а также с недостаточной разработанностью в юридической психологии вопроса дачи показаний несовершеннолетними. Следует отметить, что в научно-психологической литературе по данной проблематике участие несовершеннолетних в следственных действиях ограничивается преимущественно подростковым возрастом, тогда как допрос малолетнего свидетеля или потерпевшего ставит перед следователем необходимость использовать несколько другие тактические приемы при взаимодействии с ребенком, а также ставит задачи по оценке достоверности показаний детей.

Публикации отечественных психологов, посвященных проблеме дачи показаний детьми дошкольного и младшего школьного возраста, сводятся к применению данных возрастной психологии об особенностях восприятия, памяти, мышления и др. и разработке тактических приемов допроса малолетних свидетелей, исходя из специфики определенного возраста. В рамках отечественной юридической психологии данный аспект допроса малолетних свидетелей и потерпевших рассмотрен в трудах А. М. Алексеева (1973), Г. Г. Доспулова, Ш. М. Мажитова (1975), А. А. Закатова (1979), М. М. Коченова, Н. Р. Осиповой (1984), С. В. Кузнецова, Т. С. Кобцова (2004), И. И. Мамайчук (1995), В. В. Романов (1999) и др. Говоря о психологии показаний детей, психологи отмечают некоторые возрастные особенности, которые, по их мнению, могут искажать показания. Перечисление факторов, влияющих на показания, авторы ограничивают в основном эмоциональностью детей, их беззащитностью и уязвимостью в психотравмирующей ситуации, а также внушаемостью. Обращает на себя внимание, что экспериментально-психологических исследований показаний малолетних свидетелей в России не проводилось. Существуют немногочисленные зарубежные исследования, призванные ответить на вопрос, можно ли доверять свидетельским показаниям детей. Однако, эксперименты, проведенные за рубежом, доказывая недостоверность утверждений детей, тем не менее, не дают ответов, на многие вопросы, в том числе прикладного значения.

Для уточнения и дальнейшей разработки тактических приемов, устранения возможных ошибок в показаниях, крайне важным представляется изучение закономерностей и особенностей процесса формирования показаний детей. Так как формирование показаний детей различного возраста представляет определенную специфику и ставит перед специалистами вопросы: насколько адекватно они могут воспринимать и отражать ситуации, происходящие с ними или же у них на глазах, какова степень надежности и достоверности сообщаемой детьми информации.

Таким образом, несомненная актуальность проблемы дачи показаний малолетними свидетелями и потерпевшими и недостаточная ее разработанность, формирует необходимость данного исследования.

Цель исследования — изучить способность детей старшего дошкольного (5−6 лет) и младшего школьного возраста (7−8 лет) давать показания.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы показаний.

2. Экспериментально изучить дачу показаний детьми 5−8 лет.

3. Проанализировать влияние уровня психического развития, внимания на показания детей 5−8 лет.

4. Рассмотреть влияние актуального эмоционального состояния на дачу показаний детей 5−8 лет.

5. Провести сравнительный анализ дачи показаний между мальчиками и девочками 5−8 лет.

6. Рассмотреть динамику во времени показаний детьми 5−8 лет.

Объект исследования — дети-дошкольники, посещающие старшие и подготовительные группы детского сада и младшие школьники 1 — 2 классов.

Предмет исследования — психологические особенности, способные повлиять на показания детей, а также их возможное изменение спустя некоторый промежуток времени.

Гипотезы исследования:

1) имеются половые различия и возрастные особенности показаний мальчиков и девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

2) существует взаимосвязь между психологическими особенностями детей 5−8 лет, такими как уровень психического развития, внимание, эмоциональное состояние, и достоверностью показаний.

Методологической основой исследования явились положения общей и возрастной психологии о движущих факторах и стадиях развития человека, прохождении им различных кризисных и стабильных периодов (Б.Г.Ананьев [1996], П. П. Блонский [1997] Л. С. Выготский [1982, 1983,.

1984, 1999], В. В. Давыдов [1990], П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова [1978], А. Н. Леонтьев [1975, 2001], А. А. Реан [2003], С. Л. Рубинштейн [1999], Д. Б. Эльконин [1989, 2004] и др.), развитие психики детей от пяти до восьми лет (Г.С.Абрамова [1973], Л. А. Венгер, В. С. Мухина [1988], В. В. Зеньковский [1995], В. Г. Каменская [2005], И. Ю. Кулагина [1999], А. А. Люблинская [1971], В. С. Мухина [2000], Л. Ф. Обухова [1996], Л. А. Першина [2004] и др.). Также использовались положения юридической психологии и криминалистики о формировании свидетельских показаний, допросе, тактических приемах допроса и специфике допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших (А.М.Алексеев [1973], В. Л. Васильев [2002], Г. Г. Доспулов [1976], М. И. Еникеев [2003], А. А. Закатов [1979], И. Кертэс [1965], М. М. Коченов, Н. Р. Осипова [1984], С. В. Кузнецова, Т. С. Кобцова [2004], И. И. Мамайчук [1995], В. А. Образцов, С. Н. Богомолова [2002, 2003], А. Р. Ратипов [1967], В. В. Романов [1999], Ю. В. Чуфаровский [1995, 1996, 2000] и др.).

Методы и методики исследования. В соответствии с поставленными целью и задачами исследования использовался соответствующий им комплекс психологических методов и методик, включающий в себя теоретический анализ психологической и криминалистической литературы по исследуемой проблемемоделирующий экспериментметод формализованного интервью, составленного в соответствии с моделирующим экспериментомэкспериментально-психологические методики: тест Г. Витцлака «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу», корректурная проба, сокращенный 8-цветовой тест М. Люшера, тест «Несуществующее (фантастическое) животное». Для обработки материала использовались методы математической статистики, графичные и табличные алгоритмы интерпретации данных.

База исследования. Исследование проводилось на базе детских садов № 1, 10, 26 г. Гатчины Ленинградской области, где испытуемыми являлись дети пяти-шести лет, посещающие старшие и подготовительные группы. Среди данной возрастной группы в обследовании приняли участие 62 ребенка, из которых 32 мальчика и 30 девочек. Исследование также проводилось в общеобразовательной школе № 9 г. Гатчины Ленинградской области, на базе первых и вторых классов, где на момент исследования детям было семь-восемь лет. В эксперименте приняли участие 62 школьника, из которых 34 мальчика и 28 девочек. Всего в экспериментальном исследовании участвовало 124 ребенка.

Научная новизна работы заключается в том, что с помощью эксперимента была рассмотрена степень адекватности и полноты информации, которую могут предоставить дети 5−8 лет.

Эксперимент, описанный в данной работе, является первой попыткой моделирования ситуации допроса и выяснения возможностей детей от пяти до восьми лет давать показания. Также эксперимент позволил выделить некоторые аспекты ситуации, которые дети не могут понять или правильно воспроизвести в своих показаниях, и, напротив, те аспекты, в отношении которых показания детей были исчерпывающими. Результаты эксперимента позволяют судить об особенностях показаний детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Экспериментальное исследование дачи показаний детей 5−8 лет позволило рассмотреть некоторые вопросы, касающиеся допроса малолетних свидетелей, которые до настоящего времени были недостаточно изучены в рамках юридической психологии. Так, проведение эксперимента в два этапа, где опрос проводился в различные промежутки времени после восприятия ситуации ребенком, позволило осветить проблему зависимости дачи показаний от времени.

Деление на две возрастные группы — 5−6 и 7−8 лет сделало возможным рассмотреть качественные и количественные отличия показаний детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Эксперимент также позволил изучить половые различия показаний детей 5−8 лет.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут расширить представления о возможности детей воспринимать, сохранять и передавать информацию в рамках возрастной психологии.

Получены новые эмпирические данные о психологических параметрах, которые оказывают влияние на показания малолетних свидетелей и потерпевших, что позволяет углубить научные сведения о том, что влияет на показания малолетних свидетелей и потерпевших.

Практическая значимость исследования. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы на всех следственных этапах: предварительном, досудебном, судебном, где участвуют в качестве свидетелей и потерпевших дети от пяти до восьми лет. Практические рекомендации, сделанные на основе данных эксперимента могут быть учтены в работе следователей и прокуроров по надзору за соблюдением законов о несовершеннолетних.

Результаты исследования могут также быть полезны психологам-экспертам при проведении экспертизы с участием малолетнего субъекта, проходящего по делу.

Положения, выносимые па защиту.

1. Дети 5−8 лет могут адекватно и правильно передать более половины информации, рассказывая о ситуации, свидетелями которой они были.

2. Показания девочек и мальчиков старшего дошкольного и младшего школьного возраста равноценны, однако существуют некоторые качественные различия в даче показаний девочек и мальчиков.

3. На показания девочек от 5 до 8 лет в большей мере, чем на показания мальчиков от 5 до 8 лет оказывает влияние уровень психического развития. Тогда как эмоциональное состояние не оказывает существенного влияния на дачу показания девочек и мальчиков от 5 до 8 лет.

Достоверность и надежность полученных результатов обусловлена выбором общепринятой в отечественной психологии методологией (Б.Г.Ананьев [1996], Л. С. Выготский [1982, 1983, 1984, 1999], Д. Б. Эльконин [1989, 2004], В. В. Давыдов [1990], В. Л. Васильев [2002], А. Р. Ратипов [1967], М. И. Еникеев [2003] и др.), применением методов исследования, принятых в психологической науке, а также применением математической статистики с помощью программы Microsoft Office Excel. Обработка данных осуществлялась на основе известных статистических процедур: групповые значения сравнивались с табличными критическими значениями коэффициентов линейной корреляции Пирсона (г) — гипотеза была проверена по критерию Стьюдента (t).

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры правовой психологии Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ, на научно-практической конференции «Ребенок в современном мире» (Санкт-Петербург, 2005), на научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные вопросы теории и практики прокурорско-следственной деятельности» (Санкт-Петербург, 2005), на Всероссийской научно-практической конференции «Юридическая психология: современные технологии психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительной системы» (Санкт-Петербург, 2005).

Данные исследования включены в лекционные занятия по юридической психологии, проводимые на базе Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ для следователей прокуратуры и прокуроров.

Структура и объем диссертации

Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, выводы, практические рекомендации, список литературы и приложения. В тексте диссертации содержится 7 таблиц.

Практические рекомендации.

Среди работников, осуществляющих следствие, укоренилось мнение, что дети не могут быть хорошими свидетелями из-за внушаемости, недоразвития психических процессов и т. п. Однако, исходя из вышеперечисленных фактов, выявившихся в ходе эксперимента, можно сделать вывод, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста могут вполне адекватно рассказать о том, что они увидели.

Чтобы получить наиболее точную информацию о ситуации, свидетелями которой были дети, представляется крайне важной предварительная подготовка к допросу ребенка.

Так, например, в подготовку можно включить заготовку перечня вопросов, так как ответить на вопросы ребенку легче, чем самому составить рассказ о том, что он увидел. Составляя вопросы, нужно учесть, что мотивы, причины поступков людей дети могут не понять и проинтерпретировать их неправильно. Таким образом, в основном вопросы должны апеллировать к тому, что было воспринято ребенком и не должны касаться причин поступков, ситуации. Вопросы должны быть как можно более конкретными (например, «Сколько человек было с тобой в комнате?», «Что делал этот человек, расскажи по порядку?» и т. п.), чтобы исключить ошибочные умозаключения ребенка. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих их взрослых, поэтому вопросы следует задавать нейтральным тоном, чтобы как можно более уменьшить внушающее влияние на малолетнего свидетеля.

Следует учитывать то, что знания об окружающем мире могут быть не полными, например, ребенок не знает названий цветов, формы предметов, предметов одежды и т. д. Часты случаи, когда ребенок прекрасно знает предметный мир, однако испытывает трудности при вербализации. Поэтому представляется очень полезным обзавестись для данного случая картинками, фотографиями, цветными карточками, ведь то, что ребенок (особенно это касается старшего дошкольного возраста) не может назвать, он может узнать на картинке и показать.

Эксперимент показал, что отсроченные и повторные опросы дают не менее информации, а то и более, опросов, проводившихся непосредственно после восприятия ситуации. Возможно, проведение допроса через некоторый промежуток времени после события, позволит получить от ребенка больше сведений о событии.

Таким образом, распланировав и подготовившись к допросу малолетнего свидетеля, можно ожидать, что ребенок предоставит полную и адекватную информация о происшествии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 624 с.
  2. .Г. Психология и проблемы человекознания / Под редакцией А. А. Бодалева М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
  3. П.П. Психология младшего школьника / Под ред. А. И. Липкиной и Т. Д. Марцинковской. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 574 с.
  4. Р. Психология криминального поведения. СПб.: Питер, 2004.-496 с.
  5. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2000. — 528 с.
  6. В.Л. Психология следственных действий: Учебное пособие. -СПб.: ИПК Прокуратуры РФ, 1993. 54 с.
  7. В.Л. Юридическая психология. 4-е изд., доп. и перераб. -СПб.: Питер, 2002. — 640 с.
  8. Ю.Васильев И. А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М., Издательство ун-та, 1980. 192 с.
  9. П.Венгер Л. А., Мухина B.C. Психология: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1988. — 336 с.
  10. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.
  11. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.- Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  12. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.- под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
  13. JI.C. Мышление и речь. Изд. 5, испр. Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с.
  14. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
  15. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  16. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. -368 с.
  17. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред.Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  18. О.Х. Некоторые особенности показаний малолетнего в уголовном судопроизводстве. // Актуальные проблемы юридической психологии и медико-экспертных исследований: Материалы межвузовской конференции. Волгоград: ВА МВД России, 2000. — 152 с.
  19. П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. Материалы к курсу лекций. М.: Издательство Московского университета, 1978. — 118 с.
  20. X. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2003. — 272 с.
  21. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. -М.: ЧеРо, 1998.-336 с.
  22. Ф.В. Конспект лекций по судебной психологии. Часть особенная. Свердловск: УрГУ, 1978.-43 с.
  23. Е.И. Избирательность памяти и предметная ориентация мышления //ж. Вопросы психологии. 2001. № 5.-е. 35 -48.
  24. P.M. Элементы практической психологии. 3-е изд., с изм. и доп. — СПб.: Свет, 1997. — 608 с.
  25. Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
  26. О.Б. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. В. Е. Клочко. М.: Издат-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 264 с.
  27. М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1985. — 192 с.
  28. Г. Г., Мажитов Ш. М. Психология показаний свидетелей и потерпевших. Алма-Ата, «Наука», 1975 г. — 192 с.
  29. А.В. Судебная психология. Изд. 2-е, исправл. и доп. Минск, «Вышэйш. Школа», 1975. — 464 с.
  30. О.М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1984. — 128 с.
  31. Г. А. Психологические методы активизации памяти несовершеннолетних в предупреждении и раскрытии грабежей и разбоев, совершаемых несовершеннолетними. // Российский следователь, № 5, 2005. с. 43 — 47.
  32. М.И., Черных Э. А. Психология допроса: Учебное пособие. -М., 1994.- 147 с.
  33. А.А. Психологические особенности тактики производства следственных действий с участием, несовершеннолетних. Учебное пособие. Волгоград: Высшая следственная школа МВД СССР, 1979. -95 с.
  34. В.В. Психология детства. Екатеринбург: «Деловаякнига», 1995.-346 с.
  35. Ф., Ляйппе М. Социальное влияние СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 448 с. 39.3инченко В.П., Величковский Б. М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. М., Издат-во Моск. Ун-та, 1980. — 272 с.
  36. Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002. — 320 с.
  37. Г. А. Руководство по тактике допроса. Учебно-практическое пособие. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001. — 320 с.
  38. К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Питер, 2000. -464 с.
  39. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.
  40. В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3−7 лет. // ж. Вопросы психологии, № 2, 2000. с. 6569
  41. Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.-416 с.
  42. В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. — 288 с.
  43. И.Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном детстве. // ж. Вопросы психологии. 2004. № 5.-с. 47−55.
  44. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. и науч. ред. д.ю.н., проф. А. Я. Сухарева. 2-е изд., перераб. — М.: Норма, 2004. — 1104 с.
  45. В.Е. Психология в расследовании преступлении. Харьков: издательское объединение «Вища школа», 1978. 143 с.
  46. Т.Ю. Особенности проявления критичности младших школьников при решении учебных и нравственных задач. / Автореф. дис. на соиск. уч. степени кандидата психол. наук. СПб., 2001. 20 с.
  47. Д.П. Установление следователем обстоятельств, имеющих психологическую природу. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1987.-213 с.
  48. М.М. Судебно-психологическая экспертиза. М.: Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1977.- 178 с.
  49. М.М., Осипова Н. Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие. М., 1984. 35 с.
  50. С.В., Кобцова Т. С. Тактика допроса несовершеннолетних / С. В. Кузнецова, Т. С. Кобцова. М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 96 с.
  51. И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие: 5-е изд. М.: Издательство УРАО, 1999. -176 с.
  52. М. Как улучшить память / М. Курланд, Р. Лупоф- Пер. с англ. Г. Г. Кривошеиной. М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2003. — 400 с.
  53. А.Ф. Избранные труды по общей психологии. Психология общая и экспериментальная. СПб.: Алетейя, 2001. — 288 с.
  54. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.-304 с.
  55. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.П. -М.: Педагогика, 1983.-320 с.
  56. А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2001. — 511 с.
  57. А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. -М.: «Просвещение», 1971.-415 с.
  58. Д. Социальная психология / Перев. с англ. СПб.: «Питер», 1999.-688 с.
  59. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. М.: Издат-во Эксмо, 2004. — 896 с.
  60. И.И. Психологические аспекты следственных действий с участием несовершеннолетних: Учебное пособие. СПб., 1995. — 63 с.
  61. И.Д., Тихомиров С. Н. Юридическая психология: Учебное пособие. М.: Дело, 2005. — 384 с.
  62. С.В. Представления детей 3−7 лет о психике. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук.-СПб., 2002 г.-20 с.
  63. О.А. Эффективные переговоры. Практическое пособие для деловых людей. 2-е изд., исправ. — М.: Издательский дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир», 2000. — 280 с.
  64. Я.И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6−7 лет. / Автореф. дис. на соиск. уч. степени кандидата психол. наук. СПб., 2001.-20 с.
  65. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2000.-456 с.
  66. В.В. Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. — 431 с.
  67. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 688 с.
  68. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 608 с.
  69. В.А., Богомолова С. Н. Допрос потерпевшего и свидетеля на предварительном следствии. М.: Омега-Л, ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2003. — 160 с.
  70. В.А., Богомолова С. Н. Криминалистическая психология: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. — 447 с.
  71. Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М.Еникеев. СПб.: Питер, 2003. — 752 с.
  72. Обухова Л Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство. 1996. — 374 с.
  73. Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1998.-240 с.
  74. Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000.-2-е изд.-208 с.
  75. Основы психологии. Практикум. / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов-па-Дону: «Феникс», 1999. 576 с.
  76. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. М. Венгера. М.: М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
  77. Л.А. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект, 2004.-256 с.
  78. С.К., Степанов А. А. Тактика допроса. СПб.: Питер, 2001. -160 с.
  79. Г. И. Факторы, влияющие на полноту восприятия и воспроизведение признаков внешности человека // Вестник криминалистики. Вып. 2. -М.: Спарк, 2001. с. 57 — 60.
  80. Познавательные психические процессы / Сост. И общая редакция А. Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. — 480 с.
  81. А.Н. Ложь и борьба с ней на предварительном следствии / А.Н.Порубов- Под ред. И. И. Басецкого, -Мн.: Амалфея, 2002. 176 с.
  82. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др. // Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 560 с.
  83. Прикладная юридическая психология: Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 639 с.
  84. Принцип развития в психологии / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Издательство «Наука», 1978. — 367 с.
  85. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  86. Психодиагностика лжи в показаниях допрашиваемых лиц: Методические рекомендации для следователей. Авторы-составители: Блинова И. В., Козулева А. А. Иркутск: Изд-во Иркутского института повышения квалификации прокурорских работников ГП РФ, 2004. — 54 с.
  87. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А.Реана- СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. 368 с.
  88. Психология для юристов: Учебник / И. И. Аминов и др. М.: Омега-Л, 2005.-552 с.
  89. Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. -408 с.
  90. Психология ребенка / Б. Инхельдер, Ж.Пиаже. 18-е изд. — СПб.: Питер, 2003.- 160 с.
  91. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО
  92. A.А.Реана. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. — 416 с.
  93. Равич-Щербо И.В. и др. Психогенетика. Учебник / И.В.Равич-Щербо, Т. М. Марютина, Е. Л. Григоренко. Под. ред. И.В.Равич-Щербо М.: Аспект-Пресс, 2002. — 447 с.
  94. Развитие личности ребенка / Н.Ныокомб. 8-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 640 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  95. А.Р. Ратинов Судебная психология для следователей. Учебное пособие. М.: Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел, 1967.-300 с.
  96. Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. -СПб.: Питер, 2001.- 176 с.
  97. Е.И. Эмоции и воля. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-240 с.
  98. В.В. Юридическая психология: Учебник. М.: Юристъ, 1999.-488 с.
  99. Е.С. Графические методы в практической психологии. -СПб.: Речь, 2001.-416 с.
  100. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: «Питер», 1999.-720 с.
  101. Руководство для следователей / Общ.ред. В. В. Мозякова. М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 912 с.
  102. Руководство для следователей / под ред. Н. А. Селиванова,
  103. B.А.Снеткова-М.: ИНФРА-М, 1997.-732 с.
  104. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 128 с.
  105. Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Научно-практическое пособие. М.: Гардарика, 1. Смысл, 1998.- 192 с.
  106. Н.В. К вопросу о хроматическом моделировании эмоций / Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции // под общей ред. А. А. Крылова. СПб., 1996.
  107. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 350 с.
  108. О.Д., Конышева Л. П. Психологическая экспертиза несовершеннолетних в уголовном процессе. Научно-методическое пособие. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 2001.-72 с.
  109. О.Д., Конышева Л. П., Коченов М. М. Новые направления судебно-психологической экспертизы. Справочное пособие. М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2000. — 160 с.
  110. Е.О., Гударева О. В. Игра и произвольность у современных дошкольников. // Вопросы психологии, 2004. № 1. с. 91 -103.
  111. Т.А. Тактико-психологические приемы получения, проверки и оценки показаний свидетелей и потерпевших / Автореф. дис. на соиск. уч. степени к. юр. наук, СПб., 2001.
  112. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С. Ю. Циркина. СПб., М., Харьков, Минск: Питер. — 1999.-752 с.
  113. Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 672 с.
  114. Ю.В. Психологические особенности свидетеля -основа выбора тактики следователя // Следователь, № 11, 2004. с. 33 -34.
  115. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1972.-429 с.
  116. Тактические приемы допроса и пределы их использования. Тезисы теоретического семинара. М.: ВНИИ МВД СССР, 1980. — 54 с.
  117. Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
  118. А.Э., Медведев С. Д., Литвиненко О. В. Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте // ж. Вопросы психологии. 2003. № 3. с. 118−122.
  119. С.Г. Основы применения математических методов в психологии: Учебное пособие. СПб.: Издат-во С-Петербург. ун-та, 1999.- 116 с.
  120. Э.Д., Гагай В. В. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников // ж. Вопросы психологии. 2003. № 5. с. 47 — 55.
  121. O.K. Психология мышления: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 288 с.
  122. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. Ред. П. А. Лупинская. М.: Юристь, 2003. — 797 с.
  123. Д.Н. Психологические исследования. М.: Издательство «Наука», 1966. — 450 с.
  124. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: «Прогресс», 1973.-341 с.
  125. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. 816 с.
  126. Хрестоматия по ощущению и восприятию / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской. М.: Издательство Московского университета, 1975. — 399 с.
  127. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб. Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  128. Р. Психология влияния СПб.: «Питер», 1999. — 272 с.
  129. JT.B. Психология памяти: Уеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. -368 с.
  130. О.Б. Развитие представлений детей о социальной причинности // Вопросы психологии, № 3, 2000 г. с. 34 — 48
  131. Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. М.: Право и Закон, 1996. — 128 с.
  132. Ю.В. Психология оперативно-розыскной деятельности. 2-е изд., доп. — М.: Издательство «МЗ-Пресс», Издатель Воробьев А. В., 2001. — 208 с.
  133. Ю.В. Юридическая психология М.: Юристъ, 1995.-256 с.
  134. О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. 368 с.
  135. Г. Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. ~М.: Издательство «Наука», 1971. -223 с.
  136. .В. и др. Половые преступления против детей и подростков: Психиатрический аспект / Б. В. Шостакович, И. М. Ушакова, С. А. Потапов. Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 1994. — 103 с.
  137. Д.Б. Детская психология: Учебное пособие. -0 М.: Издательский центр «Академия», 2004. 384 с.
  138. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  139. Д.Б. Психология игры. М.: «Педагогика», 1978. — 304 с.
  140. Юридическая психология / Сост. и общ. редакция Т. Н. Курбатовой. СПб.: Питер, 2001. — 480 с.
  141. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В. В. Романов, Е. В. Романова. М.: Юристъ, 2000. — 448 с.
  142. С.Г., Сафонова Н. М. Анализ формирования механизмов произвольного внимания у дошкольников // ж. Вопросы психологии. 1999. № 5.-с. 3- 10.
  143. Ritblatt S.N. Children’s Level of Participation in a False-Belief Task, Age, and Theory of Mind \ The Journal of Genetic Psychology. Vol. 161, no. 1,2000, — pp. 53−64.
  144. Lalonde C.E. Children’s understanding of interpretation \ New Ideas in Psychology. Vol. 20, no. 2−3, Augest 2002. pp. 163−198.1. Девочки 5−6 лет
Заполнить форму текущей работой