Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление самостоятельной познавательной деятельностью курсантов в вузах МЧС России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При обеспечении каждого курсанта комплектом учебно-методических пособий преподаватель имеет возможность вовлекать курсантов в самоуправляемую и самоконтролируемую познавательную деятельность, с гарантированным достижением запланированного результата. Наличие даже высококачественного учебно-методического обеспечения еще не гарантирует успеха в обучении. Он возможен только при руководстве… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ — З. стр
  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ РОЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
    • 1. Анализ самостоятельной познавательной деятельности как вида творческой деятельности, ее роли в системе подготовки современных специалистов в инженерно-технических ВУЗах
    • 2. Управление самостоятельной познавательной деятельностью курсантов в процессе формирования системных знаний, как одна из важнейших форм обучения
    • 3. Специфика управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов в процессе подготовки инженеров Государственной противопожарной службы

    ГЛАВА II. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КУРСАНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «АВТОМОБИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА»

    § 1 Роль учебно-методических материалов в организации самостоятельной познавательной деятельности курсантов.

    § 2. Педагогические инновации в системе организации и управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов в инженерно технических ВУЗах.

    § 3. Развитие профессиональных умений инженера пожарной безопасности в системе самостоятельной познавательной деятельности

    ВЫВОДЫ-

Управление самостоятельной познавательной деятельностью курсантов в вузах МЧС России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность тс. мы исследования. Современный этап реформирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий характеризуется необходимостью повышения качества подготовки специалистов, предъявлением высоких требований к их практической подготовленности. Увеличение количества выполняемых подразделениями противопожарной службы задач, способов их осуществления и изменение тактики действий, техническое усложнение средств борьбы с пожарами, требуют от личного состава развития соответствующих профессионально значимых качеств личности.

Эти факторы обуславливают необходимость разработки новых технологий, средств и методов обучения курсантов с целью формирования у них творческого мышления, уверенности в своих творческих силах, способности генерировать новые нестандартные идеи, обеспечивающие успешное выполнение служебных задач.

В настоящее время изменились подходы к содержанию образования, а традиционные методы и приемы не всегда эффективны. Назрела необходимость расширения методов обучения с использованием нетрадиционных подходов, связанных, в первую очередь, с новыми педагогическими технологиями. Именно они способствуют высвобождению учебного времени в пользу самостоятельно организованной деятельности курсантов, формированию умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности, направленной на изучение инженерных дисциплин.

Процесс обучения в военных и военизированных учебных заведениях, к которььм относятся ВУЗы МЧС России, в отличие от гражданских ВУЗов, имеет ряд особенностей, которые весьма значительны при организации самостоятельной познавательной деятельности курсантов, особенно младших курсов.

Студенты ВУЗов, в отличие от курсантов, могут готовиться к занятиям столько времени, сколько им необходимо для полного усвоения знаний, и в то время, которое для них наиболее удобно. Более того, существуют и пря1о запланированные отрывы от занятий и самоподготовки, связанные с несением службы в различных видах нарядов.

Все это позволяет утверждать, что в настоящее время назрела необходимость кардинального повышения эффективности обучения за счет использования дополнительных резервов. Таким резервом, в частности, может являться внедрение в практику процесса подготовки специалистов МЧС новых методов систематизации обучения, за счет планирования самостоятельной познавательной деятельности курсантов и управления со стороны преподавателя, что даст возможность повысить эффективность процесса обучения.

Научить человека мыслить, принимать грамотные, научно обоснованные решения, всячески поощрять нестандартные подходы педагогической деятельности — одна из главных задач, стоящих перед отечественной педагогикой. Специалист, не научившийся работать самостоятельно, не воплотит возникшие у пего идеи в практической деятельности.

Отечественная педагогика всегда устанавливала тесную взаимосвязь между совершенствованием деятельности и формированием личности учащихся. Только при условии включения учащегося в самостоятельную активную учебную деятельность, адекватную содержанию и целям обучения и воспитания, можно сформировать личность.

Исследования педагогов по проблемам формирования познавательной активности, развития самостоятельности и творческого отношения обучающихся к процессу овладения знаниями показали, что в основе организации эффективного учебного процесса должен лежать принцип активности и самостоятельности.

Обоснование принципа единства сознания и деятельности содержатся в фундаментальных исследованиях ведущих отечественных психологов: JI.C. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, CJI. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, Н. Ф. Талызиной и других.

Различные виды самостоятельной познавательной деятельности, как основы самообразования проанализированы в педагогических исследованиях Н. М. Бороздипова, Е. Я. Волонта, Б. П. Есипова, Г. Д. Лукова.

В современной педагогике отдельные аспекты этой проблемы нашли свое отражение в работах К. В. Аксенова, Ю. Г. Баскина, Н. Г. Винокуровой, Л. И. Коноваловой, А. А. Скорова, Ю. А. Титаренко, А. Б. Трофимова, JI.C. Узуна и других авторов.

Развитие самостоятельной познавательной деятельности многие исследователи связывают с возможностями проблемного обучения. Однако важнейшей проблемой в решении задачи эффективности и качества учебного процесса является проблема управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов, с опорой на развитие элементов самоуправления и самоконтроля, с учетом инновационных форм обучения.

Таким образом, актуальность проблемы, ее особая практическая значимость, а также недостаточная разработанность в педагогике обусловили выбор темы диссертационного исследования, определение его объекта, предмета, цели и задач.

Объектом исследования избраны — процесс управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов при обучении курсу дисциплины «Автомобильная подготовка».

Предмет исследования — совокупность методов и средств обучения, позволяющих управлять самостоятельной познавательной деятельностью курсантов при изучении ими инженерно — технических дисциплин на примере дисциплины «Автомобильная подготовка».

Цель исследования — методика управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов, позволяющая обеспечить высокий уровень их фундаментальной подготовки и развитие приемов познавательной деятельности.

Научно-теоретической, методологической и организационно практической основой исследования явились:

— труды классиков педагогики и психологии С. И. Архангельского, A.M. Леонтьева, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейна, К. Д. Ушинского и других;

— теоретические основы педагогики, концепции проектирования и развития систем общего и высшего профессионального образования (IO.K. Бабанский, С. Я. Батышев, B.C. Леднев, A.M. Новиков);

— концепции, раскрывающие специфику целостного педагогического процесса, проектирования педагогической деятельности (С.И. Архангельский, С. Я. Батышев, В. И. Бегун, В. И. Гинецинский, Н. В. Кузьмина и другие);

— исследования в области педагогических технологий (Ю.Г. Баскин, Н. Г. Винокурова, В. Г. Евграфов, В. В. Карпов, Л. И. Коновалова, А.Б. Трофимов);

— основные положения работ военных ученых: А. В. Барабанщикова, Ю. Ф. Волынец, И. А. Липского, А. Н. Печникова, Л. С. Узуна и других.

Гипотеза исследовании основана на предположении о том, что уровень подготовки курсантов, необходимый для решения практических задач повысится, если в числе других факторов будут созданы и реализованы условия для управления их самостоятельной познавательной деятельностью с опорой па систему учебно-методических инновационных технологий, способствующих качественному усвоению знаний и умений.

Исходя из цели и гипотезы исследования, мы определили следующие задачи:

1. Проанализировать педагогические концепции организации и управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов в системе подготовки современных специалистов (на примере дисциплины «Автомобильная подготовка»).

2. Выявить специфику и организационно-педагогические условия самостоятельной познавательной деятельности курсантов при подготовке инженеров Государственной противопожарной службы и их связи с успешностью профессиональной дсятсльеюсти.

3. Определить наиболее эффективные инновационно — педагогические технологии в управлении самостоятельной познавательной деятельностью курсантов при изучении инженерно — технических дисциплин, на примере дисциплины «Автомобильная подготовка».

4. Разработан" систему управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов в процессе изучения дисциплины «Автомобильная подготовка» с включением учебно-методического комплекса.

В процессе исследования исполЕ, зовались следующие методы: изучение и анализ псйхолого-педагогической и методиче? кой литературы, но проблеме исследования с целью определения ее теоретической основынаблюдение за самостоятельной работой курсантов на занятиях и самоподготовкеанкетирование учащихся, педагогический анализ письменных работ и устных ответов курсантов, проведение «контрольных срезов», статистическая и количественная обработка результатов, полученных в ходе исследования, анализ личного опыта преподавания в учебных заведениях МВД и МЧС Россиипроведение педагогического эксперимента в его различных формах: констатирующего, формирующего, и обучающего с последующей обработкой результатов.

Достоверность полученных результатов и обоснованность научных выводов обеспечиваются:

— выбором эффективных показателей предложенной методики управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов;

— длительностью эксперимента, его повторяемостью и контролируемостью, широкой экспериментальной базой;

— применением методов математической статистики при обработке экспериментальных данных исследования;

— согласованностью прогнозов исследования и достижений передового педагогического опыта ряда гражданских и военных учебных заведений МВД, МО и МЧС России;

Научная новизна н теоретическая значимость работы заключается в том, что сформулированы и обоснованы требования к комплекту учебно-методических материалов для курсантов при изучении ими инженерно — технических дисциплин (на примере дисциплины «Автомобильная подготовка») с учетом специфики преподавания в учебных заведений МЧС РФ.

Разработана методика управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов ВУЗов инженерно — технического профиля, с помощью учебно-методических материалов, способствующих качественному улучшению при формировании их системных знаний и умений (на примере дисциплины «Автомобильная подготовка»).

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— внедрена в практику разработанная автором методика управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов при изучении инженерно — технических дисциплин (на примере дисциплины «Автомобильная подготовка») — разработаны конкретные рекомендации по составлению учебно-методических материалов для самостоятельной познавательной деятельности курсантов;

— составлены и предложены методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы, как средства управления познавательной деятельностью курсантов;

— на основании сформулированных психолого-дидактических требований разработан комплект учебно-методических материалов для самостоятельной познавательной деятельности курсантов по дисциплине «Автомобильная подготовка» .

Результаты, полученные в диссертации могут быть использованы в процессе изучения курсантами других инженерно — технических дисциплин.

На защиту выносится следующие положении:

1. Разработанная и экспериментально проверенная методика управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов при изучении ими инженерно — технических дисциплин с учетом специфики преподавания в учебных заведениях МЧС России, и ее роль в совершенствовании процесса обучения курсантов.

2. Рекомендации по управлению самостоятельной познавательной деятельностью курсантов при изучении инженерно — технических дисциплин с помощью учебно-методических материалов (на примере дисциплины «Автомобильная подготовка»).

3. Разработанная система инновационных заданий и упражнений для самостоятельной познавательной деятельности курсантов при изучении дисциплины «Автомобильная подготовка» с опорой на систему учебно-методических инновационных технологий, способствующих качественному усвоению знаний и умений.

4. Технология применения комплекта учебно-методических пособий вариативна, т. е. предполагает использование различных элементов в зависимости от индивидуальных особенностей курсантов, познавательных возможностей, уровня сформированности знаний.

Апробации работы. Результаты работы докладывались на: межвузовской научно-практической конференции «Кадровая и воспитательная работа в ОВД» (С — Пб Университет МВД РФ, 2000, «Проведение занятий с личным составом в системе служебной подготовки») — межвузовской научно-практической конференции «Кадровая и воспитательная работа в ОВД» (С — П Университет МВД РФ, 2000; «Основные педагогические требования к занятиям в системе служебной подготовки»).

— научно-практической конференции «Проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях» (Санкт-Петербург, 2003 г., «Особенности подготовки специалистов пожарной охраны для работы в условиях чрезвычайных ситуаций»).

— научно-практической конференции «Проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях» (Санкт-Петербург, 2003 г., «Обучение курсантов особенностям применения технических средств, обеспечивающим безопасность дорожного движения при возникновении чрезвычайных ситуаций»);

— межвузовской научно-практической конференции «Состояние и проблемы повышения профессионального уровня научно-педагогических и научных кадров военного института в интересах подготовки офицеров внутренних войск МВД России (к 60 — летию Санкт-Петербургского института внутренних войск МВД России)» (С. — Пб. институт ВВ МВД России 2004., «Самостоятельная познавательная деятельность курсантов в процессе формирования системных знаний»).

— межвузовской научно-практической конференции «Состояние и проблемы повышения профессионального уровня научно-педагогических и научных кадров военного института в интересах подготовки офицеров внутренних войск МВД России (к 60 — летию Санкт-Петербургского института внутренних войск МВД.

России)" (С. — Пб. институт ВВ МВД России, 2004., «Управление самостоятельной познавательной деятельностью курсантов в процессе формирования системных знаний».

— межвузовской научно-практической конференции «Состояние и проблемы повышения профессионального уровня научно-педагогических и научных кадров военного института в интересах подготовки офицеров внутренних войск МВД России (к 60 летию Санкт-Петербургского института внутренних войск МВД России)» (С. — Пб. институт ВВ МВД России, «Роль учебно-методических материалов в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся»).

Структура п основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

выводы.

Таким образом, правильная организация управления процессом самостоятельной познавательным деятельностью курсантов, целыо которой является выработка у них навыков трудиться над овладением знаний, является резервом для повышения качества подготовки специалистов. Следовательно, управление процессом самостоятельной познавательной деятельности курсантов, как средство обучения, в каждой конкретной ситуации усвоения учебного материала, соответствует конкретной дидактической цели и задаче, формирует у обучающихся на каждом этапе его движений от незнания к знанию необходимого объёма и уровня знаний, творческих навыков и умений для определенного класса познавательных задач, и соответственного продвижения от низких к высшим уровням мыслительной деятельности, вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний, выработку умений ориентироваться в потоке учебной информации при решении новых познавательных задач, является важнейшим орудием педагогического руководства познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.

В связи с тем, что овладение системными обобщенными знаниями на уровне их применения к решению новых теоретических и практических задач предполагает и свидетельствует об определенном развитии знания и вместе с тем об операциональной деятельности курсанта, возникает необходимость в разной организации самостоятельной познавательной деятельности на разных этапах его усвоения. Особенно это проявляется при формировании системного обобщенного знания со сложной структурой, при установлении внутрипредметных, межпредметных, интегративных связей.

Так, в ранее приведенных примерах было показано, что при формировании обобщенного системного знания о сложном элементе при изучении дисциплины «Автомобильная подготовка» в ходе изучения первых учебных тем, самостоятельная работа, как один из элементов познавательной деятельности курсантов, выполняется, как правило, на фактическом материале. Осмысление же связей и зависимостей «в общем виде» осуществляется в результате коллективной деятельности под руководством преподавателя. Самостоятельная познавательная • деятельность преимущественно проходит на аналитическом этапе. И только при 'изучении последующих учебных тем все большее количество курсантов справляются с самостоятельными работами на этапе систематизации обобщения. И еще позже на этапе применения системных обобщенных знаний при изучении нового учебного материала. Это поступательное развитие познавательных возможностей курсантов предполагает соответствующее планирование в организации самостоятельной познавательной деятельности.

Организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью курсантов при подготовке инженеров государственной противопожарной службы определила многообразие форм и видов самостоятельной деятельности курсантов: моделирование учебных ситуацийпрограммированные карточки-заданияориентировочные картысквозные рабочие программысистема прицельных заданий к лабораторно — практическим занятиямизучение материала по схемам-опорамкомпьютерные технологии, тренажеры. В реализации таких видов обучения, как занятия, но первоначальному обучению на автотренажерах и применение компьютерных технологий, необходимо оборудование и специальный кабинет.

В результате проведения педагогического эксперимента установлено следующее:

1. Управление самостоятельной познавательной деятельностью курсантов при их самостоятельной работе, определяет усвоение структуры этой деятельности и создает профессионально значимую мотивацию, что особенно важно для учащихся учебных заведений МЧС России.

2. Активная и систематическая работа курсантов с учебно-мстодическими пособиями для самостоятельной учебной деятельности курсантов, приводит к осознанному усвоению ими знаний и приобретению умений, необходимых в профессиональной деятельности инженеров пожарной безопасности, повышает уровень обобщения знаний и приобретаемых умений.

3. Создание для каждой учебной дисциплины комплекта учебно-методических материалов обеспечивает обязательные этапы усвоения знаний, видов деятельности, *опыт творчества. Снабжение таким комплектом каждого курсанта есть необходимое условие полной реализации в процессе обучения всех возможностей самостоятельной познавательной деятельностью.

4. Управление самостоятельной познавательной деятельностью курсантов при подготовке инженеров государственной противопожарной службы посредством включения инновационных технологий позволяет обеспечить полноту и глубину восприятия учебной информации, подготовить курсантов к активной познавательной деятельности, способствует развитию в условиях ВУЗа МЧС России творческой познавательной самостоятельности курсантов, что необходимо для их будущей профессиональной деятельности, связанной с принятием нестандартных решений.

5. Предлагаемая технология управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов может быть использована в существующем учебном процессе преподавания дисциплины «Автомобильная подготовка». Но обязательное условие ее реализации — наличие учебно-методической литературы, позволяющей осуществлять управление самостоятельной познавательной деятельностью курсантов.

6. Опыт практической работы, а также экспериментальные исследования показывают, что разработанная нами методика обеспечивает усвоение курсантами предметных и методологических знаний, а также видов деятельности, позволяющих самостоятельно получать знания, активно продолжать самообразование, что важно для организации учебного процесса в военных учебных заведениях, где постоянно происходит отрыв курсантов от занятий, связанный с несением службы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современные психолого — педагогические представления об эффективном процессе обучения, требуют организации этого процесса как активного и самостоятельного изучения каждым курсантом учебного материала, Эффективная самостоятельная познавательная деятельность курсантов возможна при условии, если они знают цель своей деятельности, обеспечены качественными источниками учебной информации, владеют знаниями о рациональных приемах учения и соответствующими умениями организовать свою учебную работу, знают и умеют применять методы и средства самоконтроля и самоуправления в процессе обучения, а также желают овладеть соответствующим учебным материалом в заданном объеме и в заданное время.

Учебный процесс в военных учебных заведениях имеет ряд специфических особенностей, что оказывает влияние на организацию самостоятельной познавательной деятельности курсантов, Методика управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов с помощью инновационных технологий практически не разработана. Следствием не разработанности методик управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов, оказывается низкий уровень усвоения знаний и умений при их самостоятельной работе, особенно это относится к курсантам военных учебных заведений в силу специфических особенностей обучения в них.

При обеспечении каждого курсанта комплектом учебно-методических пособий преподаватель имеет возможность вовлекать курсантов в самоуправляемую и самоконтролируемую познавательную деятельность, с гарантированным достижением запланированного результата. Наличие даже высококачественного учебно-методического обеспечения еще не гарантирует успеха в обучении. Он возможен только при руководстве со стороны преподавателя, как содержанием, так и формой самостоятельной познавательной деятельности каждого курсанта над овладением запланированными знаниями и умениями. Управление познавательным процессом должно быть направлено на то, чтобы каждый курсант самостоятельно и осознанно стремился к восприятию, осмыслению и овладению учебным материалом 4 до уровня умения его применять в своей будущей профессиональной деятельности.

Для организации самостоятельного познавательного процесса курсантов были созданы учебно-методические пособия, ряд творческих заданий и упражнений. Они явились средством управления деятельностью курсантов на всех этапах усвоения. Их использование обеспечивало усвоение обобщенных умений и методологических знаний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации об образовании. — Уч1ггсльская газета, 1992, 4 августа, № 28.
  2. Закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» //СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 48−73.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 1996 г. № 653 «Об утверждении Федеральной целевой программы „Повышение безопасности дорожного движения в России“ на 1996−98 гг.».
  4. Актуальные вопросы фор. мирования nirrcpeca в обучении. Под ред. Г. И. Щукиной М. Просвещение, 1984 г., 176 стр.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М. Наука, 1977 -380 стр.
  6. СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высгная школа, 1980. — 368 стр.
  7. Активные методы обучения и качество подготовки специалистов в вузе. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1990, 174 стр.
  8. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей школы, (Под ред. Бараба! ицикова А.В.). — М.: ВПЛ, 1988 г.
  9. Л.Б., Клинковштейн Г. И., Организация дорожного движения. М., 1992. ^ * «» Методические основы. М., Просветите, 1982 г. — 192 с. 10. Барон Ю. М. Развитие у студентов навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе обучения. — В сб.: Методика и практика преподавания в техническом ВУЗе. Л., ЛПИ, 1983.- 157 с.
  10. БеСЕЕаЛЬКО В. П. КрЕ1ТерЕЕИ д л я OEICEEKH ЗНаЕЕИЙ и п у т и ОЕЕТИМИЗаЕШИ прОЕЕСССа обучения. — В кн.: Теория поэтапЕЕого формировэЕЕЕЕя УМСТВСЕЕЕЕЫХ действий и ynpaEUECEEue ЕЕроЕЕсссом учсния. — М.: 1967 — с 47.
  11. Л.П. Лкмеологичсские особенности современного состояния эдукологии., С — Петербург, 2003, 20с
  12. Л.Л. Методика преподава1Н1я технических дисциплин. Минск, Высшая школа, 1975,-27 с.
  13. В.Л., Шнейберг Л. Я., Мировоззренческие и воспитательные аспекты преподавания технических дисциплин. М., Высшая школа, 1989, 175 с.
  14. Л.С. Собрание сочинений в 6 то.мах. Т. 2.- М.: Педагогика, 1982.- 'i 247 с. Ж Высшее образование в Россш"1ской Федерации: М.: ЛНПО, Наука, изд. фирма «ЛогосМ992-с.З.
  15. В.И. Основы теоретической педагогики. СПБ., СПБГУ, 1992 г.
  16. В.И. Предмет психологии: дидактический аспект, (пособие для ш преподавателей). -М., 1994 г.
  17. P.M. Элемешы практической психологии, Л., ЛeнyIПiвcpc г^гeт, 1988 г.
  18. СМ. Процесс преемственности высшей и средней школы. — Воронеж: ВГУ, 1981.-31 с.
  19. Л.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. Советская педагогика, 1984 г.№ 1 с. 56−60.
  20. В.В. » Роль и место автоматизировано — обучающих систем в СРС слушателей" АКД, Новосибирск, 1999.. 38. Давыдов В. В. Виды обобщения в обу^юнии М. Педагогика, 1972 -423 стр.
  21. ЕСИН0 В Б. П. Самостоятельная работа на уроках. — М.: Учпедгиз, 1961. 83 с.
  22. .П. Методика самостоятельной работы. — М.: Мысль, 1985. — 101 с.
  23. Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. Л., 1982 г.
  24. Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. — Л.: ЛГПИ, 1986, — 79 с.
  25. В. А., Новик И. 3., Плудовокая Е. Л. Опыт применения автоматизированного учебного курса по общсинженер1ЮЙ дисциплине. В сб.: Активные методы обз^1ения и качество подготовки спсгшалистов в вузе. -Л.:ЛШ, 1990,-с 150.
  26. В.Л. Методические .материалы и рекомендации к спецкурсу «Современные проблемы методики преподавания физики». Л.: ЛГЛИ, 1983.-45 с.
  27. В.И.Илларионов и др., «ПДД и основы безопасного управления автомобилем», M., TpaFicnopT, 1995 г.,
  28. Л.И. О факторах, влияющих на учебную ycneinimcTb студентов младпщх к>рсов. В сб. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Л., ЛГУ, 1973 г, 22с,
  29. В.И., Цыпнятов В. Б., Зубков В. И., Ефремов О.Ю. Организация образовательного процесса в высшем воещюм учебном завсдетщ, С-Пб, 2002,
  30. В. В., Лернер И. Я. Дидактические основания определения содержания учебника. — М.: 1980.' Вып.8.- с 47,
  31. И.Л. Алгоритмы и роботы, — М,: 1983,
  32. Кугель Л, Иикаплров О. М, Молодые инженеры. Социологические проблемы инженерной деятслыюсти — М: 1971,
  33. И.В. Методы псследовання педагогической деятельности. Л., 1970 г,
  34. И.В., Тихомиров Л, Методологические проблемы вузовской педагогики. В сб. Проблсмгл высшей школы. Л., ЛНДТП, 1972 г., с. 6−40.
  35. И.В. Формирование умственной самостоятельности. Минск: 1972.
  36. Муравьев Л. В, Как учпть школьников самостоятельно приобретать знания М. Просвещение, 1970 -160 стр.
  37. Общая психология (Под редакттей Л.В. Петровского), 2-е изд. — М.: 1977.
  38. Педагогический поиск/Сост. Баженова И. Н. — М.: Педагогика, 1987. — 544 с.
  39. К.С. Научно-техническое, творчество. — Л., 1979.
  40. Пидкасистый П. И, Самостоятельная деятельность у^шщихся. М.: Педагогика, 1972.-184 с.
  41. П.И. Проблемы самообразова1гпя и педагогической теории. В сб. Развитие у школьников стремления к самообразованию, Волгоград, ВГПИ, 1973 г. с. 20−28. *
  42. Подготовка специалистов в области образования: Технология образования. Вып. Y. СПб.: Образовшше, 1997.238 с.
  43. Психология и педагогика высшей школы. /Барабанщиков Л.В., Варваров В. П., Вдовюк В. И. и др. — М.: Военное издательство, 1989, — 366 с.
  44. .Ф. Подготовка молодежи к самообразованию — одна из важнейших задач образовательной школы. В сб. Развитие у школьников стремления к самообразова1шю. Волгоград, ВГПИ, 1973 г. с. 8−20.
  45. В.М. Программирование и организация самостоятельной работы учащихся. — М.: Выснк UIK., 1989. — 55 с.
  46. В.И., Никитина Г. В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучс1Ц1я. — Санкт-Петербург, 1992. — 168 с.
  47. Л. Основы общей психологии. — М.: 1946.- 536 с.
  48. Л.Л. Самообразование к-урсантов вуза как фактор непрерывной профессиональной подготовки. ЛКД. СПб 1999.
  49. Г. Н. Качество гюдготовки специштстов в вузах и оптимизация обучения. — Челябинск: ЧПИ, 1982.- 241 с.
  50. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971 г,
  51. И.Л. Индивидуализация обучсш1я в высшей военной школе •щ России. Под ред. д-ра пед. наук, проф., акад. Слепова В. Я. СПВВИ-УС, 1994.-110 с.
  52. В.Я. Пришиты и методы обучения и воспитания советских моряков. ' ' Учсб1юе пособие. Л., 1982 г. • 116. Слепов В. Я. Коллектив к>'рса1Ггов подразделения и пути его сплочения и ук-решюния. Л., 1982 г.
  53. Л.М. Методы активного обучения М., Высшая школа, 1991, 176 с.
  54. Н.Ф. Задача создания частных методик в высшей школе. В кн.: Научные основы преподавания химии в высшей школе. М.: МГУ, 1978, Вып. 1-й, с. 22−25.
  55. А. Методологические вопросы совершенствования подготовки инженерных кадров. — В кн.: Проблемы соединения достижений нау"шо-те.чннческой революции с преи.мущества.ми социалшма. — Воронеж, 1974-с. 48.
  56. М.В. Фор.мирование потребности в са. мостоятельной работе у fc ^ студе1ггов как фактор становления бакалавров. В кн. Салмостоятельная работа • ст>'де1Ггов как основа образовательного процесса подготовки бакалавров. М.: V 1993-с. 18.
  57. А.В., Бобров А. А. Формирование у учащихся умений са.мостоятсльно проводить наблюдения и опыты. Методические реко.мендации. — Челябинск, 1983.-40 с.
  58. А.В. О к-ритериях и уровнях сфор.мированностн познавательных умений учащихся. — Советская педагогика, 1980, N 12 -с. 45−48.
  59. Усова А. В, Завьялов В. В. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики, — М.: Высшая школа, 1984, — 96 с. * * г. школе. — М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
  60. Хек-хаузсн X. Мотивация и деятельность. — М.: 1986.
  61. В.И. Педагогические основы обучения военнослужащих вн>тренпих войск. — Л.: ВПТУ, 1987.- 90 с. 13*1. Харламов И. Ф. Педагогика. М., Высн1ая школа, 1990.
  62. В.Л. Активизируется изучение спеш1альных дисциплин. Вестник высшей школы, 1987, N 11 — с. 46. «136. Шамова Т. Н. Лк-тивнзация учения школьников. М.: 1982 -с.. 137. Шаповалов Е. Л. Общество и инженер. Л., ЛГУ, 1984.- 183с-*
  63. В. Л, Шат^'иовская В.Л., Лебович З. Л. О самостоятельной работе студентов: Обзор. — Вестник высн1ей школы, 1988, № Ю.с. 65−68.
  64. Г. И. «Включение самообразования в учебный процесс» в сб. Вооружение учеников умснияхш самообразовательной деятельности. Волгоград, ВГПИ, 1973 Г.С.71−81.
  65. А.Ф. Психология решения задач. М. Педагогика, 1979.
  66. И.М.Юрковски!!. Вождешю легкового автомобиля. М.- Транспорт. 1996.
  67. В.Л. Обучение как процесс управления. Л. ЛГУ, 1988.-160с.
  68. В.Л. Педагогическая психология. — СПб., ЛГУ, 1998.
  69. Як-унин В. Л. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994 г. — 154. Якунин В. Л. Современные методы обучения в высшей школе. Учебное пособие.-Л.- 1991 г., 115 с.
  70. Clauss G., Conrad И,. Knochel W., Lonse n, s Einfubrung in die Programierimg von Zehrund Zemprozcssen- Berlin, 1974.
  71. Encyclopedia Britanica. VoI.8.Chicago, London. Toronto.
  72. Encyclopedia Лтспсапа. VoLX. New York, 1953 с * *
Заполнить форму текущей работой