Актуальность тс. мы исследования. Современный этап реформирования Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий характеризуется необходимостью повышения качества подготовки специалистов, предъявлением высоких требований к их практической подготовленности. Увеличение количества выполняемых подразделениями противопожарной службы задач, способов их осуществления и изменение тактики действий, техническое усложнение средств борьбы с пожарами, требуют от личного состава развития соответствующих профессионально значимых качеств личности.
Эти факторы обуславливают необходимость разработки новых технологий, средств и методов обучения курсантов с целью формирования у них творческого мышления, уверенности в своих творческих силах, способности генерировать новые нестандартные идеи, обеспечивающие успешное выполнение служебных задач.
В настоящее время изменились подходы к содержанию образования, а традиционные методы и приемы не всегда эффективны. Назрела необходимость расширения методов обучения с использованием нетрадиционных подходов, связанных, в первую очередь, с новыми педагогическими технологиями. Именно они способствуют высвобождению учебного времени в пользу самостоятельно организованной деятельности курсантов, формированию умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности, направленной на изучение инженерных дисциплин.
Процесс обучения в военных и военизированных учебных заведениях, к которььм относятся ВУЗы МЧС России, в отличие от гражданских ВУЗов, имеет ряд особенностей, которые весьма значительны при организации самостоятельной познавательной деятельности курсантов, особенно младших курсов.
Студенты ВУЗов, в отличие от курсантов, могут готовиться к занятиям столько времени, сколько им необходимо для полного усвоения знаний, и в то время, которое для них наиболее удобно. Более того, существуют и пря1о запланированные отрывы от занятий и самоподготовки, связанные с несением службы в различных видах нарядов.
Все это позволяет утверждать, что в настоящее время назрела необходимость кардинального повышения эффективности обучения за счет использования дополнительных резервов. Таким резервом, в частности, может являться внедрение в практику процесса подготовки специалистов МЧС новых методов систематизации обучения, за счет планирования самостоятельной познавательной деятельности курсантов и управления со стороны преподавателя, что даст возможность повысить эффективность процесса обучения.
Научить человека мыслить, принимать грамотные, научно обоснованные решения, всячески поощрять нестандартные подходы педагогической деятельности — одна из главных задач, стоящих перед отечественной педагогикой. Специалист, не научившийся работать самостоятельно, не воплотит возникшие у пего идеи в практической деятельности.
Отечественная педагогика всегда устанавливала тесную взаимосвязь между совершенствованием деятельности и формированием личности учащихся. Только при условии включения учащегося в самостоятельную активную учебную деятельность, адекватную содержанию и целям обучения и воспитания, можно сформировать личность.
Исследования педагогов по проблемам формирования познавательной активности, развития самостоятельности и творческого отношения обучающихся к процессу овладения знаниями показали, что в основе организации эффективного учебного процесса должен лежать принцип активности и самостоятельности.
Обоснование принципа единства сознания и деятельности содержатся в фундаментальных исследованиях ведущих отечественных психологов: JI.C. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, CJI. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, Н. Ф. Талызиной и других.
Различные виды самостоятельной познавательной деятельности, как основы самообразования проанализированы в педагогических исследованиях Н. М. Бороздипова, Е. Я. Волонта, Б. П. Есипова, Г. Д. Лукова.
В современной педагогике отдельные аспекты этой проблемы нашли свое отражение в работах К. В. Аксенова, Ю. Г. Баскина, Н. Г. Винокуровой, Л. И. Коноваловой, А. А. Скорова, Ю. А. Титаренко, А. Б. Трофимова, JI.C. Узуна и других авторов.
Развитие самостоятельной познавательной деятельности многие исследователи связывают с возможностями проблемного обучения. Однако важнейшей проблемой в решении задачи эффективности и качества учебного процесса является проблема управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов, с опорой на развитие элементов самоуправления и самоконтроля, с учетом инновационных форм обучения.
Таким образом, актуальность проблемы, ее особая практическая значимость, а также недостаточная разработанность в педагогике обусловили выбор темы диссертационного исследования, определение его объекта, предмета, цели и задач.
Объектом исследования избраны — процесс управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов при обучении курсу дисциплины «Автомобильная подготовка».
Предмет исследования — совокупность методов и средств обучения, позволяющих управлять самостоятельной познавательной деятельностью курсантов при изучении ими инженерно — технических дисциплин на примере дисциплины «Автомобильная подготовка».
Цель исследования — методика управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов, позволяющая обеспечить высокий уровень их фундаментальной подготовки и развитие приемов познавательной деятельности.
Научно-теоретической, методологической и организационно практической основой исследования явились:
— труды классиков педагогики и психологии С. И. Архангельского, A.M. Леонтьева, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейна, К. Д. Ушинского и других;
— теоретические основы педагогики, концепции проектирования и развития систем общего и высшего профессионального образования (IO.K. Бабанский, С. Я. Батышев, B.C. Леднев, A.M. Новиков);
— концепции, раскрывающие специфику целостного педагогического процесса, проектирования педагогической деятельности (С.И. Архангельский, С. Я. Батышев, В. И. Бегун, В. И. Гинецинский, Н. В. Кузьмина и другие);
— исследования в области педагогических технологий (Ю.Г. Баскин, Н. Г. Винокурова, В. Г. Евграфов, В. В. Карпов, Л. И. Коновалова, А.Б. Трофимов);
— основные положения работ военных ученых: А. В. Барабанщикова, Ю. Ф. Волынец, И. А. Липского, А. Н. Печникова, Л. С. Узуна и других.
Гипотеза исследовании основана на предположении о том, что уровень подготовки курсантов, необходимый для решения практических задач повысится, если в числе других факторов будут созданы и реализованы условия для управления их самостоятельной познавательной деятельностью с опорой па систему учебно-методических инновационных технологий, способствующих качественному усвоению знаний и умений.
Исходя из цели и гипотезы исследования, мы определили следующие задачи:
1. Проанализировать педагогические концепции организации и управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов в системе подготовки современных специалистов (на примере дисциплины «Автомобильная подготовка»).
2. Выявить специфику и организационно-педагогические условия самостоятельной познавательной деятельности курсантов при подготовке инженеров Государственной противопожарной службы и их связи с успешностью профессиональной дсятсльеюсти.
3. Определить наиболее эффективные инновационно — педагогические технологии в управлении самостоятельной познавательной деятельностью курсантов при изучении инженерно — технических дисциплин, на примере дисциплины «Автомобильная подготовка».
4. Разработан" систему управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов в процессе изучения дисциплины «Автомобильная подготовка» с включением учебно-методического комплекса.
В процессе исследования исполЕ, зовались следующие методы: изучение и анализ псйхолого-педагогической и методиче? кой литературы, но проблеме исследования с целью определения ее теоретической основынаблюдение за самостоятельной работой курсантов на занятиях и самоподготовкеанкетирование учащихся, педагогический анализ письменных работ и устных ответов курсантов, проведение «контрольных срезов», статистическая и количественная обработка результатов, полученных в ходе исследования, анализ личного опыта преподавания в учебных заведениях МВД и МЧС Россиипроведение педагогического эксперимента в его различных формах: констатирующего, формирующего, и обучающего с последующей обработкой результатов.
Достоверность полученных результатов и обоснованность научных выводов обеспечиваются:
— выбором эффективных показателей предложенной методики управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов;
— длительностью эксперимента, его повторяемостью и контролируемостью, широкой экспериментальной базой;
— применением методов математической статистики при обработке экспериментальных данных исследования;
— согласованностью прогнозов исследования и достижений передового педагогического опыта ряда гражданских и военных учебных заведений МВД, МО и МЧС России;
Научная новизна н теоретическая значимость работы заключается в том, что сформулированы и обоснованы требования к комплекту учебно-методических материалов для курсантов при изучении ими инженерно — технических дисциплин (на примере дисциплины «Автомобильная подготовка») с учетом специфики преподавания в учебных заведений МЧС РФ.
Разработана методика управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов ВУЗов инженерно — технического профиля, с помощью учебно-методических материалов, способствующих качественному улучшению при формировании их системных знаний и умений (на примере дисциплины «Автомобильная подготовка»).
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
— внедрена в практику разработанная автором методика управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов при изучении инженерно — технических дисциплин (на примере дисциплины «Автомобильная подготовка») — разработаны конкретные рекомендации по составлению учебно-методических материалов для самостоятельной познавательной деятельности курсантов;
— составлены и предложены методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы, как средства управления познавательной деятельностью курсантов;
— на основании сформулированных психолого-дидактических требований разработан комплект учебно-методических материалов для самостоятельной познавательной деятельности курсантов по дисциплине «Автомобильная подготовка» .
Результаты, полученные в диссертации могут быть использованы в процессе изучения курсантами других инженерно — технических дисциплин.
На защиту выносится следующие положении:
1. Разработанная и экспериментально проверенная методика управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов при изучении ими инженерно — технических дисциплин с учетом специфики преподавания в учебных заведениях МЧС России, и ее роль в совершенствовании процесса обучения курсантов.
2. Рекомендации по управлению самостоятельной познавательной деятельностью курсантов при изучении инженерно — технических дисциплин с помощью учебно-методических материалов (на примере дисциплины «Автомобильная подготовка»).
3. Разработанная система инновационных заданий и упражнений для самостоятельной познавательной деятельности курсантов при изучении дисциплины «Автомобильная подготовка» с опорой на систему учебно-методических инновационных технологий, способствующих качественному усвоению знаний и умений.
4. Технология применения комплекта учебно-методических пособий вариативна, т. е. предполагает использование различных элементов в зависимости от индивидуальных особенностей курсантов, познавательных возможностей, уровня сформированности знаний.
Апробации работы. Результаты работы докладывались на: межвузовской научно-практической конференции «Кадровая и воспитательная работа в ОВД» (С — Пб Университет МВД РФ, 2000, «Проведение занятий с личным составом в системе служебной подготовки») — межвузовской научно-практической конференции «Кадровая и воспитательная работа в ОВД» (С — П Университет МВД РФ, 2000; «Основные педагогические требования к занятиям в системе служебной подготовки»).
— научно-практической конференции «Проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях» (Санкт-Петербург, 2003 г., «Особенности подготовки специалистов пожарной охраны для работы в условиях чрезвычайных ситуаций»).
— научно-практической конференции «Проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях» (Санкт-Петербург, 2003 г., «Обучение курсантов особенностям применения технических средств, обеспечивающим безопасность дорожного движения при возникновении чрезвычайных ситуаций»);
— межвузовской научно-практической конференции «Состояние и проблемы повышения профессионального уровня научно-педагогических и научных кадров военного института в интересах подготовки офицеров внутренних войск МВД России (к 60 — летию Санкт-Петербургского института внутренних войск МВД России)» (С. — Пб. институт ВВ МВД России 2004., «Самостоятельная познавательная деятельность курсантов в процессе формирования системных знаний»).
— межвузовской научно-практической конференции «Состояние и проблемы повышения профессионального уровня научно-педагогических и научных кадров военного института в интересах подготовки офицеров внутренних войск МВД России (к 60 — летию Санкт-Петербургского института внутренних войск МВД.
России)" (С. — Пб. институт ВВ МВД России, 2004., «Управление самостоятельной познавательной деятельностью курсантов в процессе формирования системных знаний».
— межвузовской научно-практической конференции «Состояние и проблемы повышения профессионального уровня научно-педагогических и научных кадров военного института в интересах подготовки офицеров внутренних войск МВД России (к 60 летию Санкт-Петербургского института внутренних войск МВД России)» (С. — Пб. институт ВВ МВД России, «Роль учебно-методических материалов в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся»).
Структура п основное содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
выводы.
Таким образом, правильная организация управления процессом самостоятельной познавательным деятельностью курсантов, целыо которой является выработка у них навыков трудиться над овладением знаний, является резервом для повышения качества подготовки специалистов. Следовательно, управление процессом самостоятельной познавательной деятельности курсантов, как средство обучения, в каждой конкретной ситуации усвоения учебного материала, соответствует конкретной дидактической цели и задаче, формирует у обучающихся на каждом этапе его движений от незнания к знанию необходимого объёма и уровня знаний, творческих навыков и умений для определенного класса познавательных задач, и соответственного продвижения от низких к высшим уровням мыслительной деятельности, вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний, выработку умений ориентироваться в потоке учебной информации при решении новых познавательных задач, является важнейшим орудием педагогического руководства познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.
В связи с тем, что овладение системными обобщенными знаниями на уровне их применения к решению новых теоретических и практических задач предполагает и свидетельствует об определенном развитии знания и вместе с тем об операциональной деятельности курсанта, возникает необходимость в разной организации самостоятельной познавательной деятельности на разных этапах его усвоения. Особенно это проявляется при формировании системного обобщенного знания со сложной структурой, при установлении внутрипредметных, межпредметных, интегративных связей.
Так, в ранее приведенных примерах было показано, что при формировании обобщенного системного знания о сложном элементе при изучении дисциплины «Автомобильная подготовка» в ходе изучения первых учебных тем, самостоятельная работа, как один из элементов познавательной деятельности курсантов, выполняется, как правило, на фактическом материале. Осмысление же связей и зависимостей «в общем виде» осуществляется в результате коллективной деятельности под руководством преподавателя. Самостоятельная познавательная • деятельность преимущественно проходит на аналитическом этапе. И только при 'изучении последующих учебных тем все большее количество курсантов справляются с самостоятельными работами на этапе систематизации обобщения. И еще позже на этапе применения системных обобщенных знаний при изучении нового учебного материала. Это поступательное развитие познавательных возможностей курсантов предполагает соответствующее планирование в организации самостоятельной познавательной деятельности.
Организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью курсантов при подготовке инженеров государственной противопожарной службы определила многообразие форм и видов самостоятельной деятельности курсантов: моделирование учебных ситуацийпрограммированные карточки-заданияориентировочные картысквозные рабочие программысистема прицельных заданий к лабораторно — практическим занятиямизучение материала по схемам-опорамкомпьютерные технологии, тренажеры. В реализации таких видов обучения, как занятия, но первоначальному обучению на автотренажерах и применение компьютерных технологий, необходимо оборудование и специальный кабинет.
В результате проведения педагогического эксперимента установлено следующее:
1. Управление самостоятельной познавательной деятельностью курсантов при их самостоятельной работе, определяет усвоение структуры этой деятельности и создает профессионально значимую мотивацию, что особенно важно для учащихся учебных заведений МЧС России.
2. Активная и систематическая работа курсантов с учебно-мстодическими пособиями для самостоятельной учебной деятельности курсантов, приводит к осознанному усвоению ими знаний и приобретению умений, необходимых в профессиональной деятельности инженеров пожарной безопасности, повышает уровень обобщения знаний и приобретаемых умений.
3. Создание для каждой учебной дисциплины комплекта учебно-методических материалов обеспечивает обязательные этапы усвоения знаний, видов деятельности, *опыт творчества. Снабжение таким комплектом каждого курсанта есть необходимое условие полной реализации в процессе обучения всех возможностей самостоятельной познавательной деятельностью.
4. Управление самостоятельной познавательной деятельностью курсантов при подготовке инженеров государственной противопожарной службы посредством включения инновационных технологий позволяет обеспечить полноту и глубину восприятия учебной информации, подготовить курсантов к активной познавательной деятельности, способствует развитию в условиях ВУЗа МЧС России творческой познавательной самостоятельности курсантов, что необходимо для их будущей профессиональной деятельности, связанной с принятием нестандартных решений.
5. Предлагаемая технология управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов может быть использована в существующем учебном процессе преподавания дисциплины «Автомобильная подготовка». Но обязательное условие ее реализации — наличие учебно-методической литературы, позволяющей осуществлять управление самостоятельной познавательной деятельностью курсантов.
6. Опыт практической работы, а также экспериментальные исследования показывают, что разработанная нами методика обеспечивает усвоение курсантами предметных и методологических знаний, а также видов деятельности, позволяющих самостоятельно получать знания, активно продолжать самообразование, что важно для организации учебного процесса в военных учебных заведениях, где постоянно происходит отрыв курсантов от занятий, связанный с несением службы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Современные психолого — педагогические представления об эффективном процессе обучения, требуют организации этого процесса как активного и самостоятельного изучения каждым курсантом учебного материала, Эффективная самостоятельная познавательная деятельность курсантов возможна при условии, если они знают цель своей деятельности, обеспечены качественными источниками учебной информации, владеют знаниями о рациональных приемах учения и соответствующими умениями организовать свою учебную работу, знают и умеют применять методы и средства самоконтроля и самоуправления в процессе обучения, а также желают овладеть соответствующим учебным материалом в заданном объеме и в заданное время.
Учебный процесс в военных учебных заведениях имеет ряд специфических особенностей, что оказывает влияние на организацию самостоятельной познавательной деятельности курсантов, Методика управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов с помощью инновационных технологий практически не разработана. Следствием не разработанности методик управления самостоятельной познавательной деятельностью курсантов, оказывается низкий уровень усвоения знаний и умений при их самостоятельной работе, особенно это относится к курсантам военных учебных заведений в силу специфических особенностей обучения в них.
При обеспечении каждого курсанта комплектом учебно-методических пособий преподаватель имеет возможность вовлекать курсантов в самоуправляемую и самоконтролируемую познавательную деятельность, с гарантированным достижением запланированного результата. Наличие даже высококачественного учебно-методического обеспечения еще не гарантирует успеха в обучении. Он возможен только при руководстве со стороны преподавателя, как содержанием, так и формой самостоятельной познавательной деятельности каждого курсанта над овладением запланированными знаниями и умениями. Управление познавательным процессом должно быть направлено на то, чтобы каждый курсант самостоятельно и осознанно стремился к восприятию, осмыслению и овладению учебным материалом 4 до уровня умения его применять в своей будущей профессиональной деятельности.
Для организации самостоятельного познавательного процесса курсантов были созданы учебно-методические пособия, ряд творческих заданий и упражнений. Они явились средством управления деятельностью курсантов на всех этапах усвоения. Их использование обеспечивало усвоение обобщенных умений и методологических знаний.