Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

«Жизнь Аполлония Тианского» и «Героика»: Флавий Филострат в религиозном контексте эпохи Северов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Флавий Филострат (160 — 240 гг.)1 является выдающимся греческим писателем Римской империи эпохи Северов. Со смерти Коммо-да (192 г.) и до восшествия на престол Декия (299 г.) развивается новая фаза в истории римского общества. С эпохой Северов обычно связывают феномен прогрессирующей ориентализации традиционной римской религии, о чем свидетельствуют, например, расцвет в это время так называемых… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Актуальность и обоснование гемы исследования з
  • 2. Объект исследования
  • 3. Степень научной разработанности проблемы
  • 4. Цель и задачи исследования
  • 5. Л Гетодологическая основа исследования
  • 6. Научная новизна работы
  • 7. Практическое значение работы
  • 8. Апробация работы
  • 9. Структура работы
  • Глава I. Эпоха Северов, Вторая софистика, Филострат
    • 1. Эпоха Северов
    • 2. Вторая софистика
    • 3. Флавий Филострат
    • 4. Сочинения Флавия Филострата
  • Глава II. «Жизнь Аполлония» в религиозном контексте III в
    • 1. Датировка, содержание, жанр
    • 2. Источники Филострата
    • 3. «Божественный муж» — пифагореец-тайноводитель
    • 4. Солнечный культ у Аполлония Филострата
    • 5. «Духовная жерта» и «чистота души» в VA
  • Глава III. «Героика» Филострата и героический культ
    • 1. Датировка, содержание, жанр
    • 2. «Героика» и Schwindelliteratur: миф и история у Филострата
    • 3. Почему Протесилай?
    • 4. Фессалийский куль г Ахилла (Her. 52.3−54.1)
    • 5. Ахилл на Белом острове
  • Глава IV. Флавий Филострат и раннехристианская
  • литература
    • 1. «Жизнь Аполлон1 я Ti lAHCkoro» и Новый Завет
      • 1. 1. Проблемы литературного взаимодействия
      • 1. 2. Аполлоний и Христос и проблема «Geiog avr|Q»
    • 2. «Героика» Филострата и христианство
      • 2. 1. Amor herois в «Героике» Филострата
      • 2. 2. «Воскресение» у Флавия Филострата

«Жизнь Аполлония Тианского» и «Героика»: Флавий Филострат в религиозном контексте эпохи Северов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Флавий Филострат (160 — 240 гг.)1 является выдающимся греческим писателем Римской империи эпохи Северов. Со смерти Коммо-да (192 г.) и до восшествия на престол Декия (299 г.) развивается новая фаза в истории римского общества. С эпохой Северов обычно связывают феномен прогрессирующей ориентализации традиционной римской религии, о чем свидетельствуют, например, расцвет в это время так называемых «восточных м11стериалытых культов», активная религиозная политика самих императоров, вводящих в официальный римский культ божеств, связанных с восточным происхождением императорской семьи. Наконец, император Элагабал делает местное солярное божество родной Северам Эмесы главой римского пантеона, что свидетельствует не только о стремлении императора отличиться перед своим богом благочестием, но и о существующей в язычестве этого времени тенденции к своего рода единобожию. Примечательным явлением при императорском дворе был кружок жены Септимия Севера Юлии Домны, которая собрала вокруг себя многих культурных.

I Corpus Philostrateum состоит из следующих сочинений: 1) Vita Apollonii Tyanensis (Та eq tov Tuavea 'AttoAAcoviov) — 2) Vitae Sophistarum (Bi'oi cocpiaxcov) далее — VS- 3) Heroicus ('HpcoiKoc-) — 4) Gymnasticus (Пер1 yupvacrciKfjc-) — 5) Imagines (EiKoveq) — 6) Imagines II- 7) Dialexis- 8) Epigramma de Telepho- 9) Epistolae amatoriae ('EmoroAai epcotiKcd) и другие письма и 10) Nero (Nspcav). VA и «Героика» атрибуируются Филострату Старшему.

II (общий обзор вопроса см.: Flinterman /.-/. Power. Paideia & Pythagoreanism. Greek Identity. Conceptions of the Relationship Between Philosophers and Monarchs and Political Ideas in Philostratus' Life of Apollonius. Amsterdam: Giefien, 1995. P. 5−14). деятелей эпохи и проявляла неподдельный интерес к религии и философии, к астрологии и магии. Одним из виднейших участников кружка Юлии Домны был Флавий Филострат. Б творчестве этого писателя можно заметить еще одно отражение ориентализации — вторжение «восточных» литературных жанров и тем в эллинские жанры и наоборо г.

Довольно обширная литература, посвященная творчеству Фило-страта, за немногими исключениями, была направлена в основном на исследование его литературных источников. Областью поиска этих источников была большей частью греческая же литературная традиция и, особенно для «Жизни Аполлония», раннехристианская новозаветная литература. До сих пор его произведения воспринимались исследователями главным образом как образцы, имеющие своими литературными прототипами чисто греческие жанры, и почти не рассматривались специально с точки зрения отражения в них религиозных настроений его эпохи. Между тем такое исследование необходимо, так как оно имеет большое значение как для более глубокого понимания творчества самого Филострага, так и для решения некоторых важных вопросов истории греческой литературы эпохи Второй софистики. Ориентализация религии в эпоху Северов отражается не только в государственной религиозной политике и свидетельствах умонастроений широких масс, но и во многом элитарной литературе Второй софистики. Рассмотрение сочинений Филострата в более широком контексте литературы средней Римской империи под углом выявления различных религиозных влияний определяет актуальность настоящей работы.

Объектом данного исследования являются сочинения Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского» и диалог «Героика». Выбор именно этих двух произведений обусловлен тем, что в них затрагиваются темы, преимущественно связанные с религией. В «Жизни Аполлония» рассказывается о жизни легендарного «божественного мужа», пифагорейского мудреца Аполлония из Тианы, а в «Героике» -о героях Троянской войны и им посвященных героических культах.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что эти два сочинения имеют различные идеологические тенденции. В VA Филострат изображает эллинского мудреца-пифагорейца, путешествующего по Востоку и Западу, собирая мудрость восточную и проповедуя эллинскую пропитанную уже ценностями монотеистического порядка. В «Героике» Филострат пишет яркое полотно, сюжетом которого становятся ожившие гомеровские герои и героические культы, и эта политеистическая картина, как кажется, входит в противоречие с рядом ключевых идей «Жизнеописания Аполлония». Закономерно возникает вопрос, не написаны ли эти произведения разными авторами, и, если нет, то как эти тенденции могут гармонично совпадать в мировоззрении одного писателя? Ответ на этот вопрос требует специального исследования жанровой природы обоих сочинений на фоне современной автору истории литературы. От ответа на данный вопрос зависит и достижение поставленной в данном диссертационном исследовании цели.

Степень научной разработанности проблемы. Достаточно долгое время литературное творчество Флавия Филострата и вообще авторов Второй софистики с точки зрения источниковой ценности оценивалось не высоко1. Ввиду тесной сплетенности в литературе Второй софистики вымысла и истории, сочинения этих писателех! (в смысле исторического источника) было проще понимать как вымысел, а сама эта литературная эпоха получила тенденцию рассматриваться как период «упадка». И хотя тот же Эрвин Роде2 определял Вторую софистику как попытку «возрождения» классической литературы, тем не менее, эта эпоха, для него, — время упадка и бессильного маньеризма и ничего более. Ульрих фон Виламовиц-Меллендорф поставил на Второй софистике клеймо литературы «вымысла"3, тем самым, отсрочив солидностью своего авторитетного мнения беспристрастную оценку феномена Второй софистики более чем на полвека. Нельзя сказать, чтобы за эти полвека Второй софистикой совсем не занимались4, но лишь в 1969 г. с выходом в свет известной книги Глена Уоррена Бауерсока «Греческие софисты в Римской империи"5 феномену.

1 См., например: van Groningen В.А. General Literary Tendencies in the Second Century A.D. // Mnemosyne. 18.1965. P. 41−42.

2 Rhode E. Die asianische Rhetorik und die zweite Sophistik // RhM. 41. 1886. S. 170−190 (= Kleine Schriften. 2 Bd. Tubingen, 1914. S. 75−97).

3 von Wilamowitz-Moellendorff U. Asianismus und Atticismus // Hermes. 35.1900. S. 1−52.

4 См., например: Boulanger A. Aelius Aristide et la sophistique dans la province d’Asie au IIе siecle de notre ere. Paris, 1923; Sanbach F.H. Atticism and the Second Sophistic Movement // САН xi. 1936. P. 678−690- Keil /. Vertreter der zweiten Sophistik in Ephesos // JOAI. 40. 1953. S. 5−26- Gerth K. Die zweite oder neue Sophistik // RE. Suppl. VIII. 1956. Sp. 719−782.

5 Bowersock G.W. Greek Sophists in the Roman Empire. Oxford: Clarendon, 1969. См. также: Bowersock G.W. Philostratus and the Second Sophistic // The Cambridge History of Classical Literature. Cambridge, 1985. P. 655−658.

Второй софистики был возвращен независимый статус. С начала 1970;х гг. число работ по Второй софистике возрастает почти в геометрической прогрессии1. Несмотря на то, что отдельными сочинениями Фи-лострата никогда не переставали заниматься, однако первая и на сегодняшний день единственная монография о писателе вышла лишь в 1986 г. 2 До этого времени эпицентром усилий исследователей-филологов были вопросы об атрибуции сочинений Филострата и о его источниках3.

Между тем, первыми, кто стал заниматься религиозн ым содержанием сочинений Филострата, были богословы. Первый ученый труд о «Жизни Аполлония» в контексте евангельских сюжетов — это книга.

1 См., например: Bowie E.L. Greeks and their Past in the Second Sophistic // Past and Present. 46. 1970. P 341- Approaches to the Second Sophistic. G.W.Bowersock. C.P. Jones (eds.). University Park. PA, 1974; Anderson G. The Second Sophistic: A Cuitural Phenomenon in the Roman Empire. L., 1993; Swain S. Hellenism and Empire. Language, Classicism, and Power in the Greek World AD 50−250. Oxford, 1996; Schmitz I. Bildung und Macht: zur sozialen und politischen Funktion der zweiten Sophistik in der griecliischen Welt der Kaiserzeit. Miinchen, 1997; Whitmarsh T. Greek Literature and the Roman Empire: The Politics of Imitation. Oxford, 2001; Whitmarsh T. The Second Sophistic (G&R. New Surveys in the Classics 35). Oxford, 2005.

2 Anderson G. Philostratus: Biography and Belles Lettres in the Third Century A.D. London: Croom Helm, 1986.

3 См.: Miinscher K. Die Philostrate // Philologus Suppl. 10. 4. Leipzig, 1907; Solmsen F. Some Works of Philostratus the Elder // TAPhA. 71. 1940. P. 556−72- Solmsen F. Phi-lostratos // RE. 20.1. 1941. Sp. 124−77. Современное состояние вопроса см.: de Lannoy L. Le probleme de Philostrate (Etat de la question) // ANRW II 34.3.1997. P. 2362−2449.

Фердинанда Кристиана Баура 1832 г. 1, положившая начало долгой дискуссии о литературной и идейной связи «Жизни Аполлония» и Нового Завета, не утихающей до сих пор2. Внимание профессиональных филологов к «Жизни Аполлония» становится устойчивым к 1970;м гг.3.

Диалогом «Героика» занимались Теодор Бергк4, Камилло Чесси5, Генрих Грентруп1 и др.2, не выходя, однако, далеко за пределы про.

1 Baur F.Ch. Apollonius von Tyana und Christus oder das Verhaltniss des Pythagoreis-mus zum Christentum. Ein Beitrag zur Religionsgeschichte der ersten Jahrhunderte nach Christus. 1832.

2 См., например: Hempel G. Untersuchungen zur Uberlieferung von Apollonius von Tyana. Stockholm, 1920; Herzog-Hauser G. Die Tendenzen der Apollonius-Biographie // JOLG. 1930. S. 177−200- Schtitz H.J. Beitrage zur Formgeschichte synoptischer Wunder-erzahlungen, dargestellt an der Vita Apollonii des Philostratus. Diss. Jena, 1953; Petzke G. Die Traditionen uber Apollonius von Tyana und das Neue Testament. Leiden, 1970; Speyer W. Zum Bild des Apollonios von Tyana bei Heiden und Christen // JAC. 17.1974. S. 48−53- Koskenniemi E. Der philostrateische Apollonius. Helsinki, 1991; Koskenniemi E. Apollonios von Tyana in der neutestamentlichen Exegese. Forschungsbericht und Weiterftihrung der Diskussion. Tubingen, 1994 и др. работы.

3 См., например: Bowie E.L. Apollonius of Tyana: Tradition and Reality // ANRW. II. 16. 2. Berlin & N. Y, 1978. P. 1652−1699- Flinterman J.-J. Power. Paideia & Pythagorean-ism. Greek Identity. Conceptions of the Relationship Between Philosophers and Mon-archs and Political Ideas in Philostratus' Life of Apollonius. Amsterdam, 1995; Swain S. Defending Hellenism: Philostratus In Honour of Apollonius // Apologetics in the Roman Empire: Pagans, Jews and Christians. Oxford, 1999.

4 Bergk Th. Funf Abhandlungen zur Geschichte der griechischen Philosophie und Astro-nomie. Hrsg. von G. Hinrichs. Leipzig, 1883.

5 Cessi. C. Sull’Heroikos di Filostrato // Rivista di storia antica. n.s. 11.1907. P. 246−53. блем атрибуции и Quellenkunde. Лишь в 1920;е гг. исследователи начинают относиться с доверием к сообщаемым Филостратом сведениям по истории некоторых героических культов3, а на рубеже 1920—30-х гг. Самсон Айтрем уже убедительно, на наш взгляд, доказывает, что сочинение Филостратом «Героики» связано с возрождением многих героических культов его времени4. Траектория исследований С. Айтрема до сих пор, к сожалению, не нашла своих продолжателей. Несмотря на то, что С. Айтрем доказал связь «Героики» с современным ей возрождением героических культов, однако этот знаменитый ученый не ставил своей целью рассмотреть «Героику» per se как вообще источник по истории греческой религии.

Исследования «Героики» в связи с религиозным контекстом се-веровской эпохи начинаются лишь в 1960;х гг., с момента выхода в свет книги Терезы Мантеро, в которой с особым вниманием рассмотрено религиозно-философское содержание диалога, главным образом в связи с основными философскими школами античности5. Преимущественный интерес исследовательницы к философской стороне диалога сказался, впрочем, на недостаточном исследовании его религиозной ос.

1 Grentrup Н. De Heroici Philostratei fabularum fontibus. Diss. Monasterii Guestfalo-rum, 1914.

2 Katz S. Zur Mythenbehandlung in Philostratos Heroikos // Primitiae Czernovicienses I. hrsg. von I. Hilberg und Julius Jtithner. Czernowitz: Pardini, 1909. S.117−31- Huhn. F., Bethe E. Philostrat und Diktys // Hermes. 52.1917. S. 613−24.

3 Radet G. Notes sur l’histoire d’Alexandre: II. Les theores Thessaliens au tombeau d’Achille // REA. 27.1925. P. 81−96.

4 Eitrem S. Zu Philostrats Heroikos // Symbolae Osloenses. 8.1929. S. 1−56.

5 Mantero T. Ricerche sull' Heroikos di Filostrato. Universita di Genova, 1966. л новы. В частности совершенно не рассмотрены данные о культе Ахилла на Сигее и в Северном Причерноморье, а образ Протесилая, ключевой фи1уры диалога, практически не исследован на фоне истории античной литературы императорского времени. Кроме того, Т. Мантеро совершенно не обращает внимание на жанровую зависимость «Героики» от восточной литературы откровения.

Интерес к «Героике» с удвоенной силой проявляется со второй половины 1990;х гг. С 1996 по 2006 г. выходит пять комментированных переводов «Героики"1, последний из которых, пера швейцарского филолога Петера Гроссардта, можно оценивать как наиболее весомый вклад в изучение текста диалога. Необходимо при этом отметить, что и здесь уделяется недостаточно внимания «Героике» как источнику по религиозной, истории современной писателю эпохи. К труду Гроссардта можно предъявить те же претензии, что и к монографии Т. Мантеро.

Стараниями американских ученых, Дженнифер Б. Маклин и Эллен Б. Эйткен, в 2005 г. был издан том материалов конференции, проводившейся 4−6 мая 2001 г. в Гарварде «Philostratus's Heroikos: Religion and Cultural Identity in the third century С.Е.», в трудах участников которой «Героика» Филострата представлена по преимуществу в религиозном.

1 Mestre F. HeroicoGimnasticoDescriptiones de cuadrosFilostrato. DescripcionesCalistrato. (Biblioteca clasica Gredos 217). Madrid, 1996; Rossi V. Filostrato: Eroico. Venezia, 1997; Beschorner A. Helden und Heroen, Homer und Caracalla: Ubersetzung, Kommentar und Interpretationen zum Heroikos des Flavios Philostratos. Bari, 1999; Aitken E. В., Maclean J. К. B. Flavius Philostratus: Heroikos, Jennifer K. Berenson Maclean and Ellen Bradshaw Aitken, trans. (SBL 1.) Atlanta, 2001; Grossardt P. Einfiihrung, Ubersetzung und Kommentar zum Heroikos von Flavius Philostrat. Basel, 2006. контексте1. Фактически впервые ставится вопрос о влиянии раннехристианской литературы на «Героику» Филострата. Привлекаются археологические памятники. Однако и здесь можно отметить те же недостатки, которые мы отметили в исследованиях Мантеро и Гроссард-та.

Хотя предшествующие данной диссертации исследования и представляют собой явления безусловного прогресса в изучении религиозной стороны сочинений Флавия Филострата, однако они представляются нам недостаточными в ряде ключевых моментов.

Аполлоний Тианский признается «божественным мужем», однако нигде не ставится вопрос о том, что же особенного в Аполлонии сравнительно с прочими представителями сонма «божественных мужей» античности. Нигде даже не ставится вопроса о том, отражаются ли в «Жизни Аполлония» и «Героике» какие-нибудь новые черты религиозного мировоззрения эпохи средней Империи. Нигде не рассматривается вопрос о жанровых прототипах «Героики», диалога, где откровения о героях троянской войны тесно связаны с темой обращения. Никем специально не рассматривался вопрос о том, почему Филост-рат выбирает именно Протесилая на роль всезнающего персонажа «Героики». До сих пор нет отдельного исследования данных Филострата о культах Ахилла в Троаде и на острове Левке. Наконец, для рассмотрения вопроса о влиянии на Филострата христианской литерату.

1 Philostratus" s Heroikos: Religion and Cultural Identity in the third century C.E. Ed. by J.B. Maclean and E. B. Aitken. Leiden, 2005. ры практически не рассматривались1 особенности лексического узуса писателя сопоставительно с особенностями языка и стиля раннехристианской литературы.

Целью исследования является восполнение наших знаний о религиозной жизни римского общества конца II — первой половины III вв. на основе анализа сочинений Флавия Филострата «Жизнь Аполлония Тианского» и «Героика».

Достижение указанной цели делает необходимым решение следующих конкретных задач:

• определение ближайших жанровых параллелей сочинений Филострата «Жизнь Аполлония» и «Героика»;

• выявление новых тенденций в религиозной жизни эпохи Северов, воплощенных Филостратом в образе Аполлония Тианского;

• анализ образа Протесилая в диалоге «Героика» в связи с особой популярностью, которую приобрел этот герой в эпоху империи;

1 За исключением: Betz Н. D. Heroenverehrung und Christusglaube: Religionsge-schichtliche Beobachtungen zu Philostrats Heroicus I I Geschichte —Tradition— Reflexion: Festschrift fur Martin Hengel zum 70. Geburtstag. Hrsg. von Hubert Cancik. Hermann Lichtenberger und Peter Schafer. Tubingen: Mohr/Siebeck, 1996 (= Betz H.D. Hero Worship and Christian Beliefs: Observations from the History of Religion on Phi-lostratus's Heroikos // Philostratus" s Heroikos: Religion and Cultural Identity in the third century C.E. Ed. by J.B. Maclean and E. B. Aitken. Leiden: Brill, 2005. P. 25−47) — Hershbell J.P. Philostratus’s Heroikos and Early Christianity: Heroes. Saints and Martyrs // Philostratus’s Heroikos: Religion and Cultural Identity in the third century C.E. Ed. by J.B. Maclean and E. B. Aitken. Leiden, 2005. P. 245−262- Skedros J.C. The Heroikos and Popular Christianity in the Third Century C.E. I I Ibidem. P. 263−280.

• раскрытие возможностей использования диалога «Героика» для реконструкции такого феномена в истории греческой религии, как культ Ахилла в Северном Причерноморье и Средиземноморье;

• изучение вопроса о возможных сюжетно-смысловых и стилистических связях «Жизни Аполлония» и «Героики» с раннехристианской литературой.

В силу того обстоятельства, что «Жизнь Аполлония» и «Героика» пользовались в истории науки неодинаковой популярностью, решение поставленных выше задач в отношении указанных сочинений требует для каждого отдельного произведения особого подхода. Поэтому, поскольку вопрос об источниках VA и «историческом Аполлонии» к настоящему времени разработан удовлетворительно нашими предшественниками, мы касаемся его лишь бегло, ставя акценты лишь на том, что имеет значение для исследования филостратовского Аполлония. Для решения же задач, поставленных перед нами «Героикой» мы вынуждены в полной мере пользоваться методами классической критики источников. Это касается в первую очередь вопросов изучения культов Ахилла в Троаде и в Северном Причерноморье.

Методологическую основу исследования составляют традиционные методы филологического анализа текста. В диссертации применяется комплексный анализ, сочетающий изучение жанровой природы и сюжетно-смысловой организации текста с исследованием лексики. Используется также междисциплинарный подход к решению задачи, выражающийся в привлечении материалов и методики папирологии, эпиграфики, археологии и других смежных дисциплин.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые приобрело обоснование мнение о значимости произведений Филострата как полноценного источника по истории греческой религии. В результате проведенного исследования более глубокое развитие и дополнительные аргументы получила идея о том, что жанровая природа обоих произведений Филострата, восходящая к восточным жанровым прототипам, сама по себе свидетельствует о наличии серьезных религиозных сдвигов в эпоху Северов. В «Героике» как в диалоге-откровении наблюдается не только намеренная пропаганда культа героев среди высших кругов римского общества, что уже отмечалось в литературе, но также присутствуют следы эллинского сопротивления распространению восточных культов и христианства. В VA, в биографическом романе, имеющим своим прототипом жанр ближевосточ-ной ареталогии, Филострат представляет аудитории новый идеальный образ эллинского мудреца-пифагорейца-мистагога. В работе также получили разрешение многие частные проблемы, остававшиеся до сих пор непроясненными.

Практическое значение работы определяется тем, что ее выводы п исследовательская стратегия могут привлекаться при разработке курсов лекций, спецкурсов и спецсеминаров по истории античной литературы и истории античных религий, а также при написании учебных пособий по истории литературы и религии и при составлении историко-филологических комментариев к сочинениям Флавия Филострата.

Апробация диссертации. Основные положения работы были представлены в виде докладов и сообщений на ежегодно проводящейся Институтом лингвистических исследований РАН конференции «Индоевропейское языкознание и классическая филология» (Санкт-Петербург) в 2007, 2008 и 2009 гг. Отдельные части исследования обсуждались в рамках секции классической филологии на «XXXVII международной конференции СПбГУ» в 2008 г. (Санкт-Петербург), на конференции «Боспорский феномен: сакральный смысл региона, памятников, находок», проводившейся совместно Государственным Эрмитажем и Институтом истории материальной культуры РАН в ноябре 2007 г. (Санкт-Петербург), на Ломоносовских чтениях в 2007, 2008 и 2009 гг. (Москва) и на Ежегодной богословской конференции ПСТГУ в 2008 г. (Москва). Результаты исследования учитываются в читаемых автором диссертации курсах «Религиозное окружение раннего христианства», «Греческая эпиграфика» и «Греческий язык и авторы».

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав («Эпоха Северов, Вторая софистика, Филострат», «Жизнь Аполло-пня» в религиозном контексте III в.", «Героика» Филострата и героический культ", «Флавий Филострат и раннехристианская литература»), заключения, приложения «Культ Ахилла в Северном Причерноморье: Религиозный контекст рассказа об Ахилле у Филострата» списка использованных сокращений и списка цитируемой литературы.

Заключение

.

Итак, проведенное исследование показывает, что «Жизнь Аполлония Тианского» и «Героику» нельзя исследовать без учета религиозного контекста современной Флавию Филострату эпохи. Римская империя эпоха в эпоху правления династии Северов испытывает кардинальные изменения: во власти, в экономике, в быте, в менталитете. Меняются и религиозные представления ее жителей. С одной стороны, пропагандируется эллинская rcai&eia, а с другой — империя все глубже «ориентали-зируется». В греческой литературе этой эпохи можно отметить еще одно отражение «ориентализации» — вторжение «восточных» литературных жанров и тем в эллинские жанры и наоборот. Римская государственная элита и греческая культурная элита активно демонстрируют свое благочестие и неподдельный интерес к религиозных вопросах. Императорская фамилия вводит своих богов. Многие софисты стремятся занимать жреческие должности, и Филострат здесь не исключение.

Подводя итоги исследования можно сформулировать его выводы:

1. Для обоих исследованных в диссертации сочинений Филострат, вероятно, имел прототипами восточные жанровые образцы. Причем жанр пифагорейской биографии «Жизни Аполлония» имеет своим прототипом жанр «восточной» ареталогии, который Филострат умело преображает в биографический роман, а жанр ближневосточного откровения (с моментом религиозного обращения) приручается" как эллинский диалог, ведущий к ценностям не моноили гепотеистическим, как «Жизнь Аполлония», но к древней политеистической религии греков, преображенной рядом опять-таки восточных, но эллинизированных писателем поиятий: любовью к божеству, нравственной чистотой, воскресением. Единой тенденцией обоих сочинений является «эллинизация», сознательное «обращение» Филостратом чужого, но доброго в эллинское и отрицание всего дурного как варварского.

В диссертации представлен анализ образа Аполлония Тианского в сочинении Филострата «Жизнь Аполлония». Этот анализ показал, что в образе Аполлония у Филострата проявляются качественно новые черты, отличающие его от предшествующей традиции о «божественных мужах» в целом и об Аполлонии Тианском в частности. В ходе исследования было выявлено, что важнейшими отличительными особенностями Аполлония в изложении Филострата являются его особое положение в ряду «божественных мужей», исключительное почитание Солнца и идея нравственной чистоты. Проведенное исследование показало, что наличие перечисленных особенностей в созданном Филостратом образе Аполлония обусловлено влиянием происходившей в эпоху Северов ломки традиционных религиозных представлений и рождением новых. Это дает основание утверждать, что «Жизнь Аполлония» Флавия Филострата содержит в себе отражение многих характерных явлений религиозной жизни эпохи, и поэтому может и должно рассматриваться как полноценный источник для изучения греческой религии III в. н. э.

3. Протесилай избран в «Героике» в качестве представителя божественного мира потому, что эют герой в литературе Второй софистики часто встречается в связи с темой воскресения, в то время столь популярной и являющейся одной из центральных тем «Героики».

4. На примере культа Ахилла, который является одной из ведущих тем диало1а «Героика», в диссертации показано, что «Героика» Филосграга является не только пропагандистским сочинением, написанным в форме развлекательного произведения, типичного для греческой «литературы вымысла» эпохи Римской империи, но гакже и то, что свидетельства писателя о культах позволяют восполнить наши знания о греческой религии. Исследование показало, что «Героика», которую прежде не считали важным историческим источником, должна занять полноправное место в ряду ис-1 очников по истории героических культов Древней Греции.

5. Подробное рассмотрение вопроса о возможных влияниях раннехристианской письменности на «Жизнь Аполлония» и «Героику» очевидно склоняет в пользу мнения о том, что эти произведения написаны Филостратом независимо от прямого влияния христианской литературы. Исследование представления о «любви к богу» в.

Героике" Филострата на фоне истории греческой лексики, связанной с этим представлением, а также анализ употребления Филостратом глаголов dvapLOto и dvLCTTrjpi в рассказах о воскресших героях показывают, что выносить суждение о возможном христианском влиянии на писателя следует очень осторожно. Это влияние, вероятно, может состоять в том, что, с одной стороны, Филострат избегает слов, имевших в его эпоху уже четкие христианские коннотации (dvlottj pi), а с другой — подвергает изначально христианское учение эллинской интерпретации (любовь к божеству).

Проведенное в диссертации исследование показывает, что, несмотря на безусловное и первостепенное значение для истории античной религии императорского периода источников эпиграфического и археологического характера, не следует недооценивать и литературу второй софистики. При всей своей художественности сочинения Филострата, очевидно, могут служить как источником для эпохи жизни писателя, так и для реконструкции религиозных фактов более или менее отдаленного от автора эллинского прошлого. «Жизнь Аполлония» и «Героика» представляются особенно ценными для истории идей именно в том отношении, что написаны, вероятно, на стыке различных идеологических влияний: неопифагорейства, герметизма, христианства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.И. Антропоморфные божества в религии скифов // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. 2. 1961.
  2. М. И. Сокровища скифских курганов. Л.-Прага, 1966.
  3. А.А. Греческая надпись на базе статуи из Ольвии // ВДИ.1955. № 2. С.180−191.
  4. А.А. «Благосклонно внемлющий герой» в Ольвии // ВДИ.1969. № 1. С. 155−161.
  5. А.В. Ахилл и амазонки на Белом острове // Индоевропейскоеязыкознание и классическая филология. Чтения памяти И. М. Тройского. СПб., 2007. С. 15−20.
  6. А.В. Нереиды и культ Ахилла на Боспоре // Боспорский феномен: сакральный смысл региона, памятников, находок. СПб., 2007. Т. I. С. 30−35.
  7. А.В. Почему Протесилай? Героика Филострата и воскресшийгерой // Индоевропейское языкознание и классическая филология -XII. Материалы чтений памяти профессора И. М. Тройского. СПб., 2008. С. 18−29.
  8. Белоусов А.В. Pythagorica-Hermetica: К вопросу об источниках Philostr.
  9. Vita Apoll. III. 34 // Индоевропейское языкознание и классическая филология XIII. Материалы чтений памяти профессора И. М. Тройского. СПб., 2009. С. 61−69.
  10. А.В. Новая книга о культе Ахилла в Северном Причерноморье //Вестник древней истории. № 4. 2009. С. 221−228.
  11. А.В. Ахилл, Палемон, дети Медеи и Лемносское очищение.
  12. К вопросу о фессалийском культе Ахилла в Троаде (Philostr. Her. 52.3−54.1) // Новый Гермес. Вестник классической филологии и археологии. Вып. 3. 2009. С. 65−83.
  13. В.Д. Воздействие античной культуры на страны Северного Причерноморья // СА. 1964. № 2. С. 13−27- № 4. С. 25−36.
  14. Ф. Несколько словъ о uAala и AxiAAecog бророс- // Сборникъ статей въ честь Н. В. Помяловскаго. СПб., 1897. С. 106−108.
  15. С.Б. К истории открытия Бейкушского святилища // Северное Причерноморье в античное время. Сборник научных трудов к 70-летию С. Д. Крыжицкого. Киев, 2002. С. 21−32.
  16. С.Б. Культ Ахилла и греческая колонизация СевероЗападного Причерноморья // Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре. Материалы П-й Судакской международной конференции (12−16 сентября 2004 г.). Киев, Судак, 2004. С. 27−31.
  17. СЛ. Монетные находки на острове Левке // МАСП. 1971. 7. С. 217−225.
  18. Л.В. Евсевий Кесарийский против Иерокла // Раннехристианские апологеты II—IV вв.еков: Переводы и исследования. М., 2000. С. 130−155.
  19. ЮЛ. «Там закололся Митридат.». Военная история Бос-пора Киммерийского в доримскую эпоху (VI I вв. до н.э.). СПб, 2004.
  20. Ю.Г. Политическая история Ольвийского полиса VII Iвв. до н.э.: Историко-эпиграфическое исследование. М.: Наука, 1989.
  21. Ю. Г., Шестаков СЛ. Laudatio Funebris из Пантикапея //1. БДИ. 2. 2005. С. 42−43.
  22. П.Д. Культ героев в античном Северном Причерноморье. М., 2001.
  23. Дж. Средние платоники. 80 г. до н.э. 220 г. н.э. СПб., 2002.
  24. Э.Р. Язычник и христианин в смутное время: Некоторые аспекты религиозных практик в период от Марка Аврелия до Константина. Пер. с англ. А. Д. Пантелеева и А.В. Петрова- общ. ред. Ю. С. Довженко. СПб: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2003.
  25. Д.М. Белый остров Ахилла и индоиранская мифология // Восток. 1993. № 1. С. 15−20.
  26. ИЛ. Граффити и дипинти как источник по сакральным представлениям населения Боспора // Эпиграфический вестник. 1995. Вып. 3. С. 34−35.
  27. И.А., Петере Б. Г. Граффити из поселения у с. Михайловка //
  28. Российская археология. 2.1994. С. 175−177.
  29. Е.В. Античная традиция о персидских магах Зороастре, Остане и Гистаспе: (жанровая принадлежность сохранившихся свидетельств): автореф. дис.. канд. филол. наук. С.-Петерб. гос. ун-т. -СПб., 1995.
  30. Л.Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме.1. СПб., 1994.
  31. . А.П. Анапский саркофаг и деревянная резьба на Боспоре вэпоху эллинизма // Труды Государственного Эрмитажа. Т. II. М.-Л. 1958.
  32. А.И. Накануне колонизации. М., 2005.
  33. Е.Г. Культъ фетишей растешй и животныхъ въ Древней1. Греции. СПб., 1913.
  34. . Р.В. Проблема реализации вариантов мифа в повествовательном фольклоре и изобразительном искусстве // Фольклор и этнография. Л., 1977 (= Новый Гермес. 2. 2008. С. 89−99).
  35. И.Б. Терракоты с о.Левка (Белого острова) из святилища
  36. Ахилла Понтарха // САМ. Г1−11. М., 1970. С. 24.
  37. В. Б. Конь и всадник. Пути и судьбы. М., 1977.
  38. В.А. Культ Ахилла в Северном Причерноморье и хвойныерастения // Скифия и Боспор. Новочеркасск. 1989.
  39. М.М. Легенда о ристалище Ахилла и ольвийские агонистические празднества // Ежегодник музея истории религии и атеизма. М.-Л., 1957. Т. 1. С. 222−231.
  40. А.А. Культ Ахилла в Северном Причерноморье. Автореф.дисс. канд. ист. наук. М., 1981.
  41. И.О. Про культ Ахилла в Ившчному ПричерпоморЧ // Археолопя. 1970. Т. 23. С. 60−73.
  42. Е.В. Амазонки в Этрурии // Искусство и религия. А. 1981.
  43. Меликова-Толстая С. В. Античные теории художественной речи //
  44. Античные теории языка и стиля (антология текстов). СПб.: Алетейа, 1996. С. 155−177.
  45. А.С. Греко-римские ителлек1уальные связи в эпоху Антонинов (предистория и феномен второй софистики): Автореф. дисс.. к.и.н. СПб.: Ун-т, 2004.
  46. Г. Греческая мифология и поэтика. М.: Прогресс-Традиция, 2002
  47. И.М. Кинизм Диона Хризостома // Вопросы классической филологии VI. М.: МГУ, 1976. С. 46−104.
  48. Н.И. Культъ Кавировъ въ древней Грецш. Изсл-Вдовате
  49. Н.И.Новосадскаго. Варшава, 1891.
  50. С.Б., Островерхое А. С. Святилище Ахилла на острове Левке (Змеином). Киев. 1993.
  51. А.В. Феномен теургии. Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период. СПб., 2003.
  52. Е.В. Двойное сокровище. Искусство прорицания в Древней Греции: мантика в терминах. М.: Прогресс-традиция, 1999.
  53. И.В. Археологическое обследование острова Левке (о-в
  54. Змеиный) осенью 1964 г // Труды ГИМ. 1966. Вып. 40. С. 58−70.
  55. Пятышева Н.В. К вопросу об интерпретации группы скульптур из
  56. Том // Тезисы докладов конференции «Вестника древней истории». М., 1972. С. 54−56.
  57. Е.Г. «Жизнь Аполлония Тианского» Флавия Филострата //
  58. Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / Изд. подг. Е. Г. Рабинович. М.: Наука, 1985.
  59. Д.С. Модель мира скифской культуры. М., 1985.
  60. . Религия в Риме при Северах / Пер. В. Н. Линда. Москва1898.
  61. М.И. Новая книга о БЪломъ остров-Ь и ТаврикЬ // ИАК. 65.1918. С. 177−197.
  62. М.И. Общество и хозяйство в Римской империи. Том II.
  63. Пер. И. С. Алексеевой и Т. В. Снежинской. СПб., 2001.
  64. А.С. Культов! предмети Бейкушського поселения поблизу о.
  65. Березань. Археолопя. 1971. Вип. 2. С. 22−29.
  66. А.С. Вопросы развития культа Ахилла в Северном Причерноморье // Скифский мир. 1975. С. 174−185.
  67. А.С. Эпиграфические памятники // Кулыура населения Ольвии и её округи в архаическое время. Киев. 1987. С. 134−154.
  68. А.С. Религия и культы античной Ольвии. Киев, 1992.
  69. С.Ю. Энкомий из Пантикапея и положение Боспорскогоцарства в конце I начале II в. н.э. // ВДИ. 2. 2005. С. 45−81.
  70. Соломон и к Э. И. Некоторые группы граффити античного Херсонеса //
  71. ВДИ. 1976. № 3. С. 135−136.
  72. И.И. Миеъ о бракБ Ахилла на Бъломъ островЪ // ЖМНП.
  73. Июль. 1908. Отд. V. С. 245−259.
  74. И.И. Ахиллъ и священная Левка // ЖМНП. Август. 1916. Отд.
  75. V. С. 265−307- Сентябрь. 1916. Отд. V. С. 309−351.
  76. И.И. Островъ Б-Ьлый и Таврика на Евксинскомъ ПонтВ. Петроградъ, 1918.
  77. И.И. К содержанию античных терминов «аретолог» и «ареталогия» // И. И. Толстой. Статьи о фольклоре. М., Л., 1966. С. 175−181 (= Язык и мышление. IX. 1948. С. 292−296).
  78. В.Н. Об архаическом слое в образе Ахилла (проблема реконструкции элементов прототекста) // Образ-смысл в античной культуре. М. 1990. С. 64−95.
  79. Уваровъ АС. Изсл-Вдовашя о древностяхъ южной Росст и береговъ
  80. Чернаго моря. Вып.1. СПб, 1851.
  81. Дж. Ахилл и Елена на Белом острове в Евксинском Понте.
  82. Сторона В" Портландской вазы // ВДИ. 1994. № 3. С. 121−125.
  83. X. Ахилл Бог // ВДИ. 1981. № 1. С. 52−76 (= Hommel Н. Der
  84. Gott Achilles // Sitzungsberichte der Heidelberger Akademie der Wis-senschaften. Phil.-hist. Kl. 1980. S. 7−52).
  85. . С. Обрядовый подход к мифическому // Обрядовая теориямифа. Сост. и пер. А. Ю. Рахманина. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.
  86. В. А. Греч, тaqxvco «погребаю» и малоазийский миф опоражении Бога-Победителя //ВДИ. 1. 2007. С. 152−169.
  87. И.Ю. Амазонки на Боспоре // Скифия и Боспор. Новочеркасск, 1989. С. 79−88.
  88. Шауб И. Ю. Культ Великой богини у местного населения Северного
  89. Причерноморья // Stratum plus. 3.1999.
  90. И.Ю. О семантике образа Европы // LvooiTia. Памяти Юрия
  91. Викторовича Андреева. СПб, 2000.
  92. И.Ю. Ахллл бог древнего Причерноморья // Новый часовой.2002. № 13−14. С. 356−367.
  93. Л.Ю. Причерноморско-италийские этюды III. Геракл в Италиии Скифии // Итальянский сборник. № 4. СПб., 2003. С. 19−20.
  94. И. Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье (VII-IVвв. до н. э.). СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та- Филологический факультет СПбГУ, 2007.
  95. Шелов-Коведяев Ф. В. Березанский гимн острову и Ахиллу // ВДИ. 1990.3. С. 49−62.
  96. Е.Н. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи. М., 1961.
  97. Штернъ Э.Р. Graffiti на античныхъ южно-русскихъ сосудахъ // ЗОО
  98. ИД. 1897. Т.20. С. 163−199.
  99. М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев, 1998.
  100. М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения. Пер. с англ. М.: Ладомир, 1999.
  101. В.П. Граффити Левки. Березани и Ольвии // ВДИ. 1980. № 2.1. С. 72−99- № 3. С. 75−116.
  102. В.П. Несколько греческих граффити и «сарматская» надписьс Березани // Античная балканистика. М, 1987. С. 147−154.
  103. Abt. A. Die Apologie des Apuleius von Madaura und die antike
  104. Zauberei. Beitrage zur Erlauterung der Schrift de magia. Giefien, 1908.
  105. Der Achilleus-Kult im nordlichen Schzvarzmeerraum vom Beginn der 'griechischen Kolonisation bis in die romische Kaiserzeit. Beitrage zur Akkulturati-onsforschung / Joachim Hupe (Hrsg.) Rahden/Westf, 2006.
  106. Affholder. C. L’exegese moral d’Homere chez Dion de Pruse 11 Bulletin dela Faculte des lettres de Strassbourg, 45,1966−1967. P. 287−293.
  107. E. В. The Cult of Achilles in Philostratus’s Heroikos: A Study inthe Relation of Canon and Ritual // Between Magic and Religion / Edited by Sulochana Asirvatham, Corinne Pache, and John Watrous. Lanham. Md.: Rowman & Littlefield, 2001.
  108. E. В. Why a Phoenician?: A Proposal for the Historical Occasionfor the Heroikos // Philostratus1 s Heroikos: Religion and Cultural Identity in the third Century C.E. / Ed. by J. К. B. Maclean and E. B. Aitken. Leiden: Brill, 2005. P. 274−275.
  109. Alcock S. E. Material Witness: An Archaeological Context for the
  110. Heroikos // Philostratus «s Heroikos: Religion and Cultural Identity in the third Century C.E. / Ed. by J. К. B. Maclean and E. B. Aitken. Leiden: Brill, 2005. P. 231−244.
  111. Alexiou M. The Ritual Lament in Greek Tradition. Cambridge: Cambridge1. UP, 1974.
  112. Aly W. Zum Art. АретаАоуоь // RE Suppl. 6. 1935. Sp. 13−15.
  113. Anderson G. Philostratus: Biography and Belles Lettres in the Third Century A.D. London: Croom Helm, 1986.
  114. Anderson G. The Second Sophistic: A Cultural Phenomenon in the Roman
  115. Empire. London/New York: Routledge, 1993.
  116. Anderson G. Sage, Saint and Sophist. Holy men and their Associates in the Early Roman Empire. L./N.Y.:: Routledge, 1994.
  117. Attridge H.W. Greek and Latin Apocalypses // Apocalypse: The Morphology of Genre / Ed. by J.J. Collins. Semeia. 14.1979. P. 159−186.
  118. Babelon J. Protesilas a Scione // Revue Numismatique. 5th ser. 3. 1951. P. 1−11.
  119. Barnes T.T. Philostratus and Gordian // Latomus. 27. 1968. P. 387−597.
  120. Barnes T.D. Sossianus Hierocles and the Antecedents of the «Great Persecution» // HSCP. 30.1976, P. 239−252.
  121. Baur F.Ch. Apollonius von Tyana und Christus oder das Verhaltniss des Pythagoreismus zum Christentum. Ein Beitrag zur Religionsgeschichte der ersten Jahrhunderte nach Christus. 1832.
  122. Beazly J.D. Achilles and Polyxene: On a Hydria in Petrograd // The Burlington Magazine for Connoiseurs. Vol.28. № 154 (Jan. 1916). P. 136−139.
  123. Beck R. Mystery Religions, Aretalogy and the Ancient Novel // The Novel in the Ancient World / Ed. by G. Schmeling. Leiden-New York-Koeln: Brill, 1996. (Mnemosyne. Suppl. 159). P. 131−150.
  124. Bennet. F. M. Religious Cults Associated with the Amazons. N.Y., 1912. Ill. Berger K. Exegese des Neuen Testament: neue Wege zum Text zur
  125. Auslegung. Heidelberg, 1977. 112. Berger K. Hellenistische Gattungen im Neuen Testament // ANRW II. 25. 2. 1984. S. 1031−1432.
  126. Bergk Th. Fiinf Abhandlungen zur Geschichte der griechischen Philoso-phie und Astronomie / Hrsg. von G. Hinrichs. Leipzig: Fue’s Verlag (R. Reisland), 1883.
  127. Bethe. E. Helene 11 RE. XIV Hbb. 1912. Sp. 2824−2835.
  128. Betz H. D. A Recent Work on Greek Myth and Ritual // History of Religion. 22.1982. P. 94 -97.
  129. Betz H. D. Gottmensch (II) 11RAC. 12. Stuttgart, 1983. Sp. 234−312
  130. BielerJ. (c)EIOE ANHP: Das Bild des «Gottlichen Menschen» in Spatan-tike und Fruhchristentum. 2 Bde. Wien, 1935−1936
  131. Brancacci. A. Rhetorike philosophousa. Dione Crisostomo nella cultura antica e bizantina. Naples, 1985.
  132. Bilnbel F. Die ionische Kolonisation // Philologus. 1920. Suppl. XIV. 1.
  133. Billant A. L’univers de Philostrate. (Collection Latomus 252). Bruxelles, 2000.
  134. Birley A. R. Hadrian: The Restless Emperor. New York: Routledge, 1997.
  135. Birley A. R. Septimius Severus: The African Emperor. London: Eyre and Spottiswoode, 1971.
  136. Blok J. H. The Early Amazons: Modern and Ancient Perspectives on a Persistent Myth. (Religions in the Greco-Roman World 120). Leiden: Brill, 1995.
  137. Blomart A. Transferring the Cults of Heroes in Ancient Greece: A Political and Religious Act // Philostratus vs Heroikos: Religion and Cultural Identity in the third century C.E. / Ed. by J.B. Maclean and E. B. Aitken. Leiden: Brill, 2005. P. 118−142.
  138. Boardman }. Herakles, Theseus, and the Amazons 11 The Eye of Greece: Studies in the Art of Athens / Ed. by D. C. Kurtz and B. Sparkes. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. P. 1−28.
  139. Boedeker D. Protesilaos and the End of Herodotus' Histories // Classical Antiquity. 7/1.1988. P.30−48.
  140. Bond G.W. Hypsipyle. Oxford, 1963.
  141. Bonnet C. Le culte de Leucothea et Melicerte en Grece, au Proche-Oriente et en Italie // Studi e Materiali di Storia della Religione. 10. 1986. P. 53−71.
  142. Bouquiaux-Simon O. Les lectures homeriques de Lucien. Bruxelles. 1968.
  143. Bourquin. E.-J Essai sur l’Hero’ique de Philostrate // Annuaire de l’association pour Г encouragement des etudes grecques en France. 18. 1884. P. 97−141.
  144. Bowersock G.W. Greek Sophists in the Roman Empire. Oxford: Clarendon, 1969.
  145. Bowersock G.W. Roman Arabia. Cambridge. Mass./London: Harvard UP, 1983.
  146. Bowersock G.W. Philostratus and the Second Sophistic // The Cambridge History of Classical Literature. Cambridge: Cambridge UP, 1985. P. 655 658.
  147. Bowersock G.W. Fiction as History: Nero to Julian. Berkley: University of Caliphornia Press, 1994.
  148. Bowie E.L. Greeks and their Past in the Second Sophistic // Past and Present. 46.1970. P 3−41.
  149. Bowie E.L. Apollonius of Tyana: Tradition and Reality 11 ANRW. II. 16. 2. Berlin & N.Y.: de Gruyter. 1978. P. 1652−1699.
  150. Bowie E.L. Philostratus: Writer of Fiction // Greek Fiction: The Greek Novel in Context. Edited by J. R. Morgan and Richard Stoneman. P.181−199. New York: Routledge, 1994.
  151. Bravo B. Un frammento della Piccola Iliade (P. Oxy. 2510), lo stile narra-tivo trado-arcaico. I racconti su Achille immortale // QUCC. 67. 2001. P. 49−114.
  152. Brelich A. Gli eroi greci: un problema storico-religioso. Rome: Edizioni dell’Ateneo, 1958.
  153. Brelich A. I figli di Medea 11 Stidi e materiali di storia delle religioni. 30. 1959. P. 213 254.
  154. Bremmer J.N. Greek Religion. (Greece & Rome. New Surveys in the Classics № 24). Oxford, 1994.
  155. Bromby. C.H. The Heroica of Philostratus // The Athenaeum. 2. 1902. P. 320−21- 859−60.
  156. Buffiere F. Les mythes d’Homere et la pensee grecque. These. Paris, 1956.
  157. Bultmann R. Qavaioq // ThWNT. 3. 1938. S. 3−13.
  158. Burgess }. Achilles4 Heel: The Death of Achilles in Ancient Myth I I Classical Antiquity. Vol. 14.1995. Fasc. 2. P. 217−243.
  159. Burkert W. Weisheit und Wissenschaft: Studiern zu Pythagoras, Phi-lolaos und Platon. Niirnberg, 1962.
  160. Burkert W. Greek Religion. Cambridge: Harvard University Press. 1985.
  161. Burkert W. Greek Tragedy and Sacrificial Ritual 11 GRBS. 7. 1966. P .87 121.
  162. Burkert W. Jason. ITypsipyle. and New Fire at Lemnos: A Study in Myth and Ritual 11 Classical Quarterly, n.s. 20. 1970. P. 1−16.
  163. Burkert W. Structure and History in Greek Mythology and Ritual. Sather Classical Lectures. Berkeley. L. A. & London: California UP, 1979.
  164. Burkert W. Homo Necans: The Anthropology of Ancient Greek Sacrificial Ritual and Myth. Trans. Peter Bing. Berkeley: University of California, 1983.
  165. Burkert W. Ancient Mystery Cults. Cambridge Mass. and London: Harvard UP, 1987.
  166. BuryJ.B. Achilleus and Erechteus // CR. 1899. XIII. 2. P. 307−308.
  167. Casabona J. Recherches sur le vocabulaire des sacrifices en grec. des origins a la fin de l’epoque classique. These pour le Doctorat es-Lettres et Sciences Humaines de Paris. Paris, 1966.
  168. Ceresa-Gastaldo А. Ауаят. nei documenti estranei all’influsso biblico // RPIC 31.1953. P. 1−10, 347−356.
  169. Ceresa-Gastaldo A. Ancora sull’uso profano di АГАПН // RFIC. 32. 1954. P. 408−409.
  170. Cessi. C. Sull’Heroikos di Filostrato // Rivista di storia antica. n.s. 11. 1907. P. 246−53.
  171. Chamonard ., Dhorme E., Courby F. Recherches archeologiques sur l’emplacement de la necropole d’Eleonte de Thrace // BCH. 39. 1915. P. 135−240.
  172. Clarke G. Third Century Christianity // САН XII. P. 589−671.
  173. Clausing A. Kritik und Exegese der homerischen Gleichnisse in Alter-tum. Diss. Freiburg im Breisgau, 1913.
  174. Cockle W.E.H. Hypsipyle. Rome, 1987.
  175. Collins J.J. Intoduction: Towards the Morphology of a Genre // Apocalypse: The Morphology of Genre / Ed. by J.J. Collins. Semeia. 14.1979. P. 1−20.
  176. Cook J.M. The Troad: An Archaeological and Topographical Study. Oxford, 1973.
  177. Cook J.M. The Topography of the plain of Troy // The Trojan War: Its Historicity and Context. Ed. by L. Foxhall & J. K. Davies. Bristol, 1984.
  178. Corrington G.P. The «divine man». His Origin and Function in Hellehis-tic Popular Religion. (American University Studies. Series VII. Theology and Religion 17). N.Y./ Bern/ Frankfurt am Main, 1986.
  179. Creaghan J.S., Ranbitschek A.E. Early Christian Epitaphs from Athen //Hesperia. 16.1. 1947. P. 1−52.
  180. Crusius F. AQCToAoyot //RE. 2/1.1895. Sp. 670−672.
  181. Delcourt M. Hephaistos ou la legende du magicien. Paris (VIe): Belles Lettres, 1957.
  182. Demangel R. Le Tumulus dit de Protesilas. Fouilles du corps d’occupation frangais de Constantinople 1. Paris: De Boccard, 1926.
  183. The Derveni Papyrus. Edited with introduction and commentary by Th. Couremenos, G.M. Parassoglou and K. Tsantsanoglou. Firenze, 2006.
  184. Deulmer L. Attische Feste. Berlin: Akademie, 1956.
  185. Devreker. J. Bijdrage tot de Studie van Philostratus' Hero’icus. Proeve van vertaling en commentaar 660−677, 725−754. Diss. Gent, 1965.
  186. Diehl E. Pez. Толстой. Островъ Бвлый. // Gnomon. Bd. 3. 1927. S. 633.
  187. Diehl E. Pontarches 2 // RE. 1953. 22. Supplementum 2.
  188. Diez E. Achill auf Skyros // Corinthia 1.145. 1955. S. 213−226.
  189. Dillon J. The Middle Platonists: A study of Platonism 80 B.C. to A.D. 220. L., 1977.
  190. Due C. Achilles' Golden Amphora and the Afterlife of Oral Tradition in Aeschines' «Against Timarchus» // CIPh. 96. 2001. P. 33−47.
  191. Due C., Nagy G. Preliminaries to Philostratus' «On Heroes» // Flavius Philostratus: On Heroes / Jennifer K. Berenson Maclean and Ellen Brad-shaw Aitken. trans. SBL 3. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2003. P. XV-XLI.
  192. Due C., Nagy G. Illuminating the Classics with the Heroes of Philostratus // Philostratus"s Heroikos: Religion and Cultural Identity in the third century C.E. / Ed. by J.B. Maclean and E. B. Aitken. Leiden: Brill, 2005. P. 68−103.
  193. Dumezil G.S. Le Crime des Lemniennes: rites et legendes du monde Egeen. Paris: Geutimer, 1924.
  194. Dunn F. Pausanias on the Tomb of Medea’s Children // Mnemosyne. 48. 1995. P. 348−351.
  195. Dzielska M. Apollonios of Tyana in Legend and History. Roma, 1986.
  196. Edwards M. Christianity, A.D. 70−192 // САН XII. P. 573−588.
  197. Edwards M. Severan Christianity // Severan Culture / Ed. by S. Swain, S. Harrison. Cambridge, 2007. P. 401−418.
  198. Egger E. Index du commentaire de Boissonade sur les Heroica de Philostrate 11 Annuaire de 1'association pour l’encouragement des etudes grecques en France. 10.1876. P. 97−120.
  199. Eitrem S. Zu Philostrats Heroikos // Symbolae Osloenses. 8. 1929. S. 156.
  200. EhrhardtA. Emmaus. Romulus und Apuleius //JAC. 1.1964. S. 93−99.
  201. Ehrardt N. Milet und seine Kolonien. Frankfurt a. М./Bern/N.Y/ Paris, 1983.
  202. Eisner J. Hagiographic Geography: Travel and Allegory in the Life of Apollonius of Tyana //JHS. 117. 1997. P. 22−37.
  203. Eisner J. A Protean Corpus // Philostratus / Ed. by E. Bowie and J. Eisner. Cambridge, 2009. P. 3−18.
  204. Farnell L.R. The Cults of Greek States. Vol. IV. Oxford, 1907.
  205. Farnell. L.R. Ino Leukothea // JHS. 1916. P. 36−44
  206. Farnell L.R. Greek Hero Cults and Ideas of Immortality. Oxford, 1921.
  207. Ferguson E. Spiritual sacrifice in early Christianity and its Environe-ment // ANRW II. 23. 2.1980. P. 1151 1189.
  208. Flinterman J.-}. Power. Paideia & Pythagoreanism. Greek Identity. Conceptions of the Relationship Between Philosophers and Monarchs and Political Ideas in Philostratus' Life of Apollonius. Amsterdam: Giefien, 1995.
  209. Flinterman /.-/. The Ubiquitions «Divine Man» // Numen. 43.1. 1996. P. 82−98.
  210. Follet S. Athenes au He et au Ille siecle: Etudes chronologiques et prosopographiques. Paris: Les Belles Lettres, 1976.
  211. Follet S. Edition critique, avec introduction, notes et traduction, de l’Hero’ique de Philostrate. Diss. Abstract // Annuaire de l’Ecole Pratique des Hautes Etudes. Section des Sciences Historiques et Philologiques (1969/1970). P. 747−48.
  212. Follet S. Inscription Inedite de Myrina // Annuario della Scuola Archaeologica Italiana di Atene. 36/37.1974. P. 309−12.
  213. Follet S. Philostratus’s Heroikos and the Regions of the Northern Aegean // Philostratus’s Heroikos: Religion and Cultural Identity in the third century C.E. / Ed. by J.B. Maclean and E. B. Aitken. Leiden: Brill, 2005. P. 221−236.
  214. Forster R. Achilleus und Polyxena // Hermes. 1882.17. S.193−238.
  215. Forster R. Zu Achilleus und Polyxena 11 Hermes. 1883. 18. S.475−478.
  216. Fowden G. The Pagan Holy Man in Late Antique Society // JHS. 102. 1982. P. 33−59.
  217. Fowden G. The Egyptian Hermes: A Histirical Approach to the Late Pagan Mind. Princeton, 1993.
  218. Fowler D.P. Narrate and describe: The problem of Ekphrasis I I JRS. Vol. 81.1991. P. 25−35.
  219. Frnzer J. The Golden Bough. A Study in Magic and Religion. London, 1993.
  220. Fredrick W. Lemnos // Mitteilungen des K. deutschen archaeologischen Instituts. Athenische Abteilungen. Athen, 1906. Bd. XXXI. S. 60−86. S. 241−255.
  221. Gantz T. Early Greek myth: a guide to literary and artistic sources. Baltimore- London, 1993.
  222. Geagan D. The Athenian constitution after Sulla. (Hesperia Suppl. 12). Prinstton, N. Jersey, 1967.
  223. Gebhard. E., Dickie M. Melikertes Palaimon. Hero of the Isthmian Games // Ancient Greek Hero Cult. Proceedings of the Fifth International Seminar on Ancient Greek Cult. Stockholm, 1999.
  224. Ghedini Fr. Giulia Domna tra Oriente e Occidente. Le fonti arche-ologiche. Roma, 1984
  225. Gerth K. Die zweite oder neue Sophistik // RE. Suppl. VIII. 1956. Sp. 719 782.
  226. Gottsching J. Apollonius von Tyana. Diss. Leipzig, 1889.
  227. GrafF. Maximos von Aigai. Ein Beitrag zur Uberlieferung tiber Apollo-nios von Tyana // JAC. 27−28.1984−1985. S. 65−73
  228. Grentrup H. De Heroici Philostratei fabularum fontibus. Diss. Monaste-rii Guestfalorum, 1914.
  229. Grosso F. La Vita di Apollonio di come fonte storica // Acme. 7. 1954. P. 331−532.
  230. Gruppe O. Griechische Mythologie und Religionsgeschichte. Bd. I. Mtin-chen, 1906.
  231. Guerini L. Infanzia di Achille e sua eduzione presso Chirone // Studi Miscelanei. 1.1958−1959. P. 43−53.
  232. Hadas M., Smith M. Heroes and Gods: Spiritual Biographies in Antiquity. New York: Harper & Row, 1965.
  233. Hiigg Th. Hierocles the Lover of Truth and Eusebius the Sophist 11 Sym-bolae Osloenses. 67. 1992. P. 138−150 (= Parthenope: Studies in Ancient Greek Fiction. Copenhagen, 2004. P. 405−416).
  234. Hahn F. Christologosche Hoheitstitel: ihre Geschichte im frtihen Cristen-tum. Gottingen, 1963.
  235. Harrison}. E. Themis. Cambridge, 1912
  236. Harrison }. E. Prolegomena to the Study of Greek Religion. 3d ed. Cambridge: Cambridge University Press, 1922. Reprint: New York: Meridian, 1955.23b.Hedreen G. The Cult of Achilles in the Euxine //Hesperia. 60/3. 1991. P. 313−30.
  237. Hemberg B. Die Kabiren. Uppsala, 1950.
  238. Hempel G. Untersuchungen zur Uberlieferung von Apollonius von Tyana. Stockholm, 1920.
  239. Hendrickx H. The miracle stories of the synoptic Gospels. Studies in the Synoptic Gospels. San Francisco, 1987.
  240. Hershbell J.P. Philostratus’s Heroikos and Early Christianity: Heroes. Saints, and Martyrs // Philostratus’s Heroikos: Religion and Cultural Identity in the third century C.E. / Ed. by J.B. Maclean and E. B. Aitken. Leiden: Brill, 2005. P. 245−262.
  241. Herzog-Hauser G. Die Tendenzen der Apollonius-Biographie // JOLG. 1930. S. 177−200.
  242. Herzog-Hauser G. Die literarische Ausgestaltung der Protesilaos-Mythe 11 AlPhOS. 1937. P. 471−478.
  243. Hawthorne. J. The Myth of Palaimon // TAPhA 89 (1958). pp. 92−98
  244. Hirzel R. Der Dialog, ein literar-historischer Versuch. 2 Bde. Leipzig, 1895.
  245. Hommel H. Der Gott Achilles // Sitzungsberichte der Heidelberger Aka-demie der Wissenschaften. Phil.-hist. Kl. 1980. S. 7−52. (= Хоммель X. Ахилл Бог //ВДИ. 1981. № 1. С. 52−76).
  246. Hooker.Т. The Cults of Achilles // RhM. 1988. Bd. 131. Heft. 1. S. 1−7.
  247. Huhu. F., Bethe E. Philostrat und Diktys 11 Hermes. 52.1917. S. 613−24.
  248. Huvelin P. AI0OI EIIIKPEMANTAI // REA. 27. (1925). P. 94−96.
  249. Ivanov. V.V. Comparative Notes on Hurro-Urartian. Northern Caucasian and Indo-European // UCLA Indo-European Studies. L.A., 1999. Vol.1. P. 147−264.
  250. Jaeger W. Eduard Norden. Agnostos theos // GCA. 175. 1913. S. 569−610.
  251. Jaeger W. Early Christianity and Greek Paideia. Cambridge, Mass., 1961.
  252. Jones C.P. The Reliability of Philostratus // Approaches to the Second Sophistic / G.W.Bowersock. C.P. Jones (eds.). University Park. PA: A.P.A., 1974. P. ll-16.
  253. Jones Chr.P. Tpocjnpoc- in an inscription of Erythrai 11 Glotta. 67. 1989. P. 194−197.
  254. Jones C.P. The Pancratiasts Helix and Alexander on an Ostian Mosaic 11 Journal of Roman Archaeology. 11. 1998. P. 293−98.
  255. Jones C.P. The Emperor and the Giant 11 CIPh. 95. 4. 2000. P. 476−481.
  256. Jones C.P. Philostratus' Heroicos and its Setting in Reality // JHS. 121. 2001. P. 141−149.
  257. Jones C.P. Apollonius of Tyana. Hero and Holy Man 11 Philostratus’s Heroikos: Religion and Cultural Identity in the third century C.E. / Ed. by J.B. Maclean and E. B. Aitken. Leiden: Brill, 2005. P. 104−117.
  258. Jouan F. Euripide et les legendes des chants cypriens. Des origines de la guerre de Troie a Viliade. Paris, 1966.
  259. Jiithner Ju. Philostratos tiber Gymnastik. Leipzig: Teubner, 1909.
  260. Katz S. Zur Mythenbehandlung in Philostratos Heroikos 11 Primitiae Czernovicienses I / hrsg. von I. Hilberg und Julius Jiithner. Czernowitz: Pardini, 1909. S.117−31.
  261. Kee H.C. Aretalogy and Gospel // JBL. 92. 1973. P. 402−422.
  262. Keffenhofen E. Die syrischen Augustae in der historischen Uberlieferung. Bonn, 1979.
  263. Kemp-Lindemann D. Darstellungen des Achilles in griechischer und ro-mischer Kunst. Bern, 1975.
  264. Kim L.Y. Supplementing Homer. Creativity and Conjecture in Ancient Homeric Criticism. Diss. Princeton, 2001.
  265. Kindstrand J.F. Homer und die Zweiten Sophistik. Studien zu der Ho-merlekttire und dem Homerbild bei Dion von Prusa. Maximos von Tyros und Ailios Aristeides. Diss. Uppsala, 1973.
  266. King K.C. Achilles: Paradigms of the War Hero from Homer to the Middle Ages. Berkley, 1987.
  267. Kingsley P. Ancient Philosophy, Mystery and Magic: Empedocles and Pythagorean Tradition. Oxford, 1995.
  268. Koster H. Friihchristliche Literatur // ANRW II. 25. 2.1984. S. 1464−1542.
  269. Koester H. Melikertes at Isthmia: A Roman Mystery Cult // Greeks, Romans, and Christians. Essays in Honor of Abraham J. Malherbe. / Ed. by D. Balch, E. Ferguson, and W. Meeks. Mineapolis, 1990. P. 355−366.
  270. Kohler H.K.E. Memoire sur les lies et les course consacrees a Achille dans le Pont Euxin // Memoires de l’Academie des sciences de St.-Petersbourg. Т. X. 1826.
  271. Koskenniemi E. Der philostrateische Apollonius. Helsinki, 1991.
  272. Koskenniemi E. Apollonios von Tyana in der neutastamentlichen Exe-gese. Forschungsbericht und Weiterftihrung der Diskussion. Tubingen, 1994.
  273. Koskenniemi E. The Old Testament Miracle-Workers in Early Judaism. Tubingen, 2005.
  274. Kretschmer P. Mythische Namen. 1. Achill // Glotta. 4. 113. S. 305−308.
  275. Krill R. M. Roman Paganism under the Antonines and Severans // ANRW II.16.1.1978. P. 27−44.275. de Labriolle P. La reaction paien. Etude sur la polemique antichretienne du Ier au XIе siecle. P. 1934.
  276. Lamberton R. Homer the Theologian: Neoplatonist Allegorical Reading and the Growth of the Epic Tradition. Berkley: University of California Press, 1986.
  277. Lane Fox. R. Pagans and Christians. N.Y., 1987.
  278. Lenz F. W. Euripides Protesilaos bei Aristeides und in den Aristeides-scholien//Mnemosyne. 21. 1968. S. 163−170
  279. Lesky A. Medeia // RE. XXIX Hbb. 1931. Sp. 29−65.
  280. Lesky A. Melikertes // RE. XV Bd. I Hbb. Sp. 514−520
  281. Lesky A. Bildwerk und Deutung bei Philostrat und Homer 11 Hermes. 75. 1940. S. 38−53.
  282. Levi D. II Cabiro di Lemno // Charisterion A.K.Orlandos. III. Athens, 1966. P. 110−132.
  283. Levick B. Julia Domna, Syrian Empress. L.: Routledge, 2007
  284. Lewis L. F. Protesilaus and Laodamia: A Poetic Play in Two Acts. Boston: Four Seas, 1925.
  285. Lietzmann H. Zu Nordens «Agnostos theos» // PMR. 71.1916. S. 280−281.
  286. Lindsay J. Helen of Troy. London, 1974.
  287. Lo Cascio F. La forma letteraria della vita di Apollonio Tianeo. Palermo, 1974
  288. Lo Cascio F. Sulla autenticita delle epistole di Apollonio Tianeo // AA Pal. 1976/77. P. 306−378
  289. R. О. A. M. Love and Death: Laodamia and Protesilaus in Catullus. Propertius. and Others // C1Q. 48/1. 1998. P. 200−212.
  290. MacMullen R. Paganism in the Roman Empire. New Haven/London, 1981.
  291. Mackie. C.J. Achilles' Teachers: Chiron and Phoenix in the Iliad // G & R. 2nd Ser. vol. 44.1 (Apr.1997). P. 1−10.
  292. Mantero T. Ricerche sull' Heroikos di Filostrato. Universita di Genova: Istituto di Filologia Classica e Medioevale, 1966.
  293. Mantero T. Aspetti del culto degli eroi presso i greci. Genoa: Tilgher, 1973.
  294. Mantero T. Ovidio, Filostralo, Ausonio e la saga di Prolesilao // GIF. 26,1974. P. 181−186.
  295. Mavrojannis Th. L’Achilleion nei santuario di Poseidon a Anfitrite a Tenos. Un capitolo di storio della genus Giulio-Claudia in Oriente // Os-traka. Rivista di antichita. 3.1994. P. 291−347.
  296. Mayer. M. Der Protesilaos des Euripides 11 Hermes. 20.1885. S. 101−43.
  297. Medea: Essays on Medea in Myth. Literature. Philosophy and Art. / Ed. by J. Clauss and S. I. Johnston. Princeton, 1997.
  298. Mesk J. Die Damisquelle des Philostratos in der Biographie des Apollo-nios von Tyana I IWS. 41.1919. S. 121−138
  299. Mesk J. Zur elften Rede des Dio von Prusa // WS. 42. 1920−1921. S. 115 124.
  300. Meyer E. Apoilonius von Tyana und die Biographie des Philostratos // Hermes. 52. 1917. S. 371−424. (= Kleine Schriften. 2te Band. Halle, 1924. S.131−191).
  301. Mesfre F. Homere entre Dion Chrysostome et Philostrate // Anuari de Filologia. Seccio D. Studia graeca et latina. 13. 1990. P. 89−101.
  302. Mestie F. L’assaig a la literatura grega d^poca imperial. Barcelona: PPU, 1991.
  303. Mestre F. Refuting Homer in the Heroikos of Philostratus // Philostratus «s Heroikos: Religion and Cultural Identity in the third century C.E. / Ed. by J.B. Maclean and E. B. Aitken. Leiden: Brill, 2005. P. 183- 203.
  304. Meautis G. Mythes inconnus de la Grece antique. Paris, 1949. P. 93−248.
  305. Miles G. Music and Immortality: The Afterlife of Achilles in Philostratus' Heroicus // Ancient Narrative. Vol. 4 (2004). P. 66−78.
  306. Millar F. The Roman Near East 31 ВС AD 337. Cambridge. Mass./London: Harvard University Press, 1993.
  307. Miller J. Die Damispapiere in Philostratos Apolloniosbiographie 11 Phi-lologus. 66.1907. S. 511−525
  308. Mimoso-Ruiz D. Medee antique et moderne: aspects rituels et socio-politique d’un mythe. Paris, 1982.
  309. MtinscherK. Die Philostrate //Philologus suppl. 10/4. 1907. S. 469−558.
  310. Myres J L. Homer and his Critics. Ed. by Dorothes Gray. London, 1958.
  311. Nagy G. The Best of the Achaeans: Concepts of the Hero in Archaic Greek Poetry. Baltimore/London: Johns Hopkins UP, 1979.
  312. Nagy G. The Name of Achilles: Questions of Etymology and «Folk -Etymology» //Illinois Classical Studies. Vol. 19.1994. P. 3−10.
  313. Nagy G. Poetry as Performance: Homer and Beyond. Cambiidge: Cambridge UP, 1996.
  314. Nagy G. The Sign of Protesilaos 11 MHTIE. Revue d’anthropologic du monde grec ancien. 2/2. 1987. P. 207−13.
  315. Nilsson M.P. Fire-Festivals in Ancient Greece 11 JHS. 43. 1923. 2. P. 144 148.
  316. Nilsson M.P. Geschichte der griechischen Religion. Die Religion Griechenlands bis auf die griechische Weltherrschaft. 2 Bde. Mtinchen, 1941.
  317. Nock A.D. Alexander of Abonuteichos // CQ. 22. 1928. P. 160−162.
  318. Nock A. D. Conversion: The Old and the New in Religion from Alexander the Great to Augustine of Hippo. Oxford: Clarendon, 1933. (Reprint: Lanham. Md.: University Press of America, 1988).
  319. Nock A. D., Roberts C., Skeat Th.C. The Gild of Zeus Hypsistos 11HTR. 29. 1936. P. 39−88 (= Nock A. D. Essays on Religion and the Ancient World. Vol. I. Selected and edited by Z. Stewart. Cambridge. Mass.: Harvard UP, 1972. P. 414−443).
  320. Norden Ed. Agnostos Theos. Untersuchungen zur Formengeschichte re-ligioser Rede. Leipzig, 1913.
  321. O’Meara D.J. Pythagoras Revived: Mathematics and Philosophy in Late Antiquity. Oxford, 1989.
  322. Oepke A. avujTr) pi // ThWNT. Bd. I. S. 368−372. Idem. Auferstehung I I RAC. I. Stuttgart, 1950. Sp. 919−938.
  323. Oepke A. Auferstehung // RAC. I. Stuttgart, 1950. Sp. 919−938.
  324. Pache C.O. Singing Heroes-The Poetics of Hero Cult in the Heroikos // Philostratus’s Heroikos: Religion and Cultural Identity in the third century C.E. / Ed. by J.B. Maclean and E. B. Aitken. Leiden: Brill, 2005. P. 234.
  325. Pache C.O. Baby and Child Hero-Cults in Ancient Greece. Urbana. 2005.
  326. Pavloskis Z. The Education of Achilles as treated in the Literature of Late Antiquity // La Parola del Passato. 20.1965. P. 281−297.
  327. Peterson E. Der Gottesfreund // ZGK. 42.1923. S. 161−202.
  328. E. Ауапц 11BZ. 20.1932. S. 378−382.
  329. Petzke G. Die Traditionen liber Apollonius von Tyana und das Neue Testament. Leiden, 1970.
  330. Pfister Fr. Der Reliquienkult im Altertum. 2 Bde. Giefien, 1909−1912.
  331. Pierart M. Le culte de Palaimon a Corinthe 11 Kernos. 11. 1998. P. 85−109.
  332. Pinney G.F. Achilles Lord of Scythia // Ancient Greek Art and Iconography / Ed. by W.G. Moon. Madison, 1983. P. 127−146.
  333. Pollard J. Helen of Troy. London, 1965.
  334. Preller L. Griechische Mythologie. 2 Bd: Die Heroen / erneuert von Carl Robert. Berlin, 1920−1926.
  335. Piiech B. Orateurs et sophists grecs dans les insiriptions grecs d’epoque impreriale. Paris, 2002
  336. Radermacher L. Die Anrufung der Thetis // RhM. NS. 71. 1916. S. 151−152.
  337. Radet G. Notes sur l’histoire d’Alexandre: II. Les theores Thessaliens au tombeau d’Achille // REA. 27.1925. P. 81−96.
  338. Rndke G. Protesilaos // RE XXIII. 1. Stuttgart, 1957. Sp. 932−939.
  339. Raynor D.H. Moiragenes and Philostratus: Two views of Apollonius of Tyana // CQ. 34.1984. P. 222−226.
  340. Reardon B.P. Courants litteraires grecs des IPme et IIIeme siecles apres J-C. Paris: Les Belles Lettres, 1971.
  341. Reitzenstein R. Hellenistische Wunderezahlungen. Leipzig, 1906.
  342. Reitzenstein R. Die hellenistischen Mysterienreligionen: inren Grundge-danken und Wirkungen Leipzig, 1910.
  343. Reitzenstein R. Agnostos Theos // NJKA. 31. 1913. S. 146−155.
  344. Reitzenstein R. Die Areopagrede des Paulus //NJKA. 32. S. 416−425.
  345. Reville A. Le Christ Pa’ien du IIIе siecle // Revue de Deux-Mondes. 59. 1865. P. 620−654.
  346. Richter G.M.A. A Statue of Protesilaos in the Metropolitan Museum // Metropolitan Museum Studies. 1.1928−29. P. 187−200.
  347. River A. La vie d’Achillea illustree par les vases grecques. Lausanne, 1936.
  348. Rohde E. Rezension zur «Fiinf Abhandlungen zur Geschichte der grie-chischen Philosophie und Astronomie von Theodor Bergk» // Gottingi-sche gelehrte Anzeigen. 1884. S. 9−38. (= Kleine Schriften. Bd. I. S. 315 344. Tubingen/Leipzig: Mohr, 1901).
  349. Rhode E. Die asianische Rhetorik und die zweite Sophistik // RhM. 41. 1886. S. 170−190 (= Kleine Schriften. 2 Bd. Tiibingen, 1914. S. 75−97).
  350. Rostovtzeff M. Le culte de la Grande Deesse dans la Russie meridionale // REG 31 (1918). 1920. Planche I- 32 (1919). 1921. Planche II. P. 462−481.
  351. Rostovzev M. Skythien und der Bosporus. Berlin, 1931.
  352. Rostowzew M. Fische als Pferdeschmuck 11 Opuscula archaeologia O. Montelio dicata. Stockholm, 1913. S. 223−232.
  353. Ruiz de Elvira A. Laodamia у Protesilao // CFC. (L). 1,1991. P. 139−158
  354. Sanbach F.H. Atticism and the Second Sophistic Movement 11 САН. xi. 1936. P. 678−690
  355. Schmid W. Der Atticismus in semen Hauptvertretern von Dionysius von Halikarnass bis auf den zweiten Philostratus. 5 Bde. Stuttgart: Kohl-hammer, 1887−1897.
  356. Shmiel R. Achilles in Hades // CIPh. Vol. 82.1. (Jan. 1987). P. 35−37.
  357. Schmitt H.-Chr., Morgen M. et alii. Liebe Gottes u. Liebe zu Gott // Religion in Geschichte u. Gegenwart. Handworterbuch fiir Theologie u. Reli-gionswissenschaft. 4te Aufl. Bd. 5. Tubingen, 2002. Sp. 350−359.
  358. Schmitz I. Bildung und Macht: zur sozialen und politischen Funktion der zweiten Sophistik in der griechischen Welt der Kaiserzeit. Miinchen, 1997.
  359. Schnackenburg R. Liebe Gottes // LTK. Sp. 1043−1045.
  360. Schiitz H.J. Beitrage zur Formgeschichte synoptischer Wundererzahlun-gen, dargestellt an der Vita Apollonii des Philostratus. Diss. Jena, 1953.
  361. Schwarz Joach. Ayarrri // Exegetisches Worterbuch zum Neuen Testament / Hrsg. von H. Belz u. G. Schneider. Bd. I. 2te Aufl. Stuttgart Berlin, Koln, 1992. Sp. 19−29.
  362. Sealy F.L.W. Lemnos // The Annual of the British School at Athens. 1918/1919. P. 148−171.
  363. Sechan L. La legende de Medee // REG. 40. 1927. P. 234 310
  364. Sechan L. La legende de Protesilas // Lettres d’Humanite. 12. 1953. P. 327.
  365. Sechan L. Sept legendes grecques suivies de I’etude des sources. Paris: Les Belles Lettres, 1967.
  366. Seek O. Hierokles (13) //RE. VIII. 1913. Sp. 1477.
  367. Skedros J.C. The Heroikos and Popular Christianity in the Third Century C.E. // Philostratus’s Heroikos: Religion and Cultural Identity in the third century C.E. Ed. by J.B. Maclean and E. B. Aitken. Leiden: Brill, 2005. P. 263−280.
  368. Skutsch O. Helen. Her Name and Nature I I JHS. Vol. 107. 1987. P. 188 193.
  369. Soding Th. Das Wortfeld der Liebe im paganen und biblischen Grie-chisch. Philologischen Beobachtungen an der Wurzel ayan- // Epheme-rides Theologicae Lovanienses. 68. 4 1992. P. 287−288.
  370. Solmsen F. Philostratos //RE. 20.1.1941. Sp. 124−77.
  371. Solmsen F. Some Works of Philostratus the Elder // TAPhA. 71. 1940. P. 556−72.
  372. Solmsen F. Achilles on the Islands of the Blessed: Pindar vs. Homer and Hesiod // AJPh. Vol. 103.1 (Spring. 1982). P. 19−24.
  373. Smith M. Prolegomena to a Discussion of Aretalogies, Divine Men, the Gospels and Jesus 11JBL. 90.2.1971.P. 174−199.
  374. Speyer W. Zum Bild des Apollonios von Tyana bei Heiden und Christen //JAC. 17.1974. S. 48−53.
  375. Stengel P. Opferbrauche der Griechen. Leipzig u. Berlin: Teubner, 1910.
  376. Suter A. Aphrodite/Paris/Helen: A Vedic Myth in the Iliad 11 TAPhA. 117. 1987. P. 51−58.
  377. Swain S. Hellenism and Empire. Language. Classicism, and Power in the Greek World AD 50−250. Oxford: Clarendon, 1996.
  378. Swain S. Defending Hellenism: Philostratus In Honour of Apollonius 11 Apologetics in the Roman Empire: Pagans, Jews and Christians. Oxford, 1999.
  379. S. (Ed.) Dio Chrysostom / Ed. by Simon Swain. Oxford, 2000.
  380. Taggart B.L. Apollonius of Tyana: his Biographies and Critics. Diss. Tufts University, 1972.
  381. Toepffer J. Amazones // RE. I Bd. 2 Hbb.386. du Toit D.S. Theios Anthropos: Zur Verwendung von «theios an-thropos» und sinnverwandten Ausdriicken in der Litertur der Kaiser-zeit. Ttilingen, 1997.
  382. Tolstoi. /-. Un miracle d’Achille dans l’ile Bianche // RA. 26. 1927. P. 201 206.
  383. Trail J.S. Greek inscriptions honouring prytaners // Hesperia. 40. 1971. P. 321−325.
  384. Trail J.S. An epigraphical correction // Hesperia. 41.1972. P. 141.
  385. Ttirk G. Protesilaos 11 W. H. Roscher (Hrg.). Ausfuhrliches Lexikori der griechischen und romischen Mythologie. III. 2. Leipzig, 1902−1909. Sp. 3155−3171.
  386. Turcan R. Chiron le mystagoge 11 Melanges offerts a J.Carcopino. P. 927 939.
  387. Turcan R. Les motivations de Г intolerance chretienne et la fin du mithra-isme an IIIе siecle ap. J.-C.// Proceedings of the VII Congress of the International Federation of Societies for Classical Studies. Budapest, 1984. P. 209−226.
  388. Turcan K. The Cults of the Roman Empire. Transl. by A. Nevill. Oxford, 1996.
  389. Vandiver E. Heroes in Herodotus: The interaction of mylh and history // Sludien zur klassischen Philologie 56. Frankfurt am Main, 1991. P. 223 229.
  390. VeraJl A.W. Euripides. Andromache 655−656. (The Death of Achilles: Medial Pauses in the Tragic Senarius) // CR. Vol.20. 5 (Jan. 1906). P. 241 247.
  391. Weinreich O. Antike Heilungwunder. Untersuchungen zum Wunder-glauben der Griechen und Romer. Giessen, 1909.
  392. Weinreich O. Agnostos theos // DLZ. 1913. S. 2999−2964.
  393. Weinreich О. Antikes Gottmenschtuxn // Neue Jahrbiicher fiir Wissen-schaftund Jugendbildung. 2.1926. S. 633−651.
  394. Weisse, U. Das Buch iiber das Geheimnis der Schopfung von Pseudo-Apollonius von Tyana. Berlin / N. Y., 1980.
  395. Welcker F.G. Die aeschylische Trilogie und die Kabirenweihe zu Lemnos. Darmstadt, 1824.
  396. West M.L. Immortal Helen. London: Bedford College, 1975.
  397. West M.L. Iliad and Aethiopis // C1Q. 53. 2003. P. 1−14.
  398. West S. An Alleged Pagan Use of Аусттт. in POxy 1380 11JTS. 18.1967. P. 142−143.
  399. West S. A Further note on Ауатсг) in POxy 1380 // JTS. 20. 1969. P. 228 229.
  400. G. «Der Sohn Gottes»: Eine Untersuchung iiber den Charakter und die Tendenz des Johannes-Evangeliums. Zugleich ein Beitrag zur Kenntnis der Heilandsgestalten der Antike. Gottingen, 1916.
  401. Whitehead O. The Funeral of Achilles: An Epilogue to the Iliad in Book 24 of the Odyssey // G & R. 2nd. Ser. Vol.31. 2 (Oct. 1984). P. 119−125.
  402. Whitmarsh T.J.G. Greek Literature and the Roman Empire: The Politics of Imitation. Oxford, 2001.
  403. Whitmarsh T. The Second Sophistic (G&R. New Surveys in the Classics 35). Oxford, 2005.
  404. Wilhelm A. Die Pyrphorie der Lemnier // Anzeiger der (K.) Akademie der Wissenschaften in Wien. Philosophische-historische Klasse. 76. 1939. S. 41−46.
  405. Windisch H. Paulus und Christus: Ein biblish religionsgeschichtlicher Vergleich. Leipzig, 1934.
  406. Wolff M.J. Der Ltigner Homer // Germanisch-Romanische Monatsschrift. 20.1932. S. 53−65.
  407. Wust E. Wer was Polyxene? // Gymnasium. 1949. 56. S. 205−213.
  408. WustE. Polyxena // RE. XLII Hbb. 1952. Sp. 1851−1855.
Заполнить форму текущей работой