Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственное регулирование малого предпринимательства в условиях становления рыночной экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Меры государственного правового регулирования, налогового, финансового и кредитного стимулирования развития инновационного предпринимательства включают в себя инвестиционное налоговое кредитованиепрямую финансовую помощь, посредством льготного субсидированиясоздание национальных институтов для прямого долевого (взаимного) страхования рисковых инвестиций в малый бизнесформирование разветвленной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования малого предпринимательства
    • 1. 1. Сущность малого предпринимательства и объективная необходимость его государственного регулирования
    • 1. 2. Система государственного регулирования малого предпринимательства в России
  • Глава 2. Формирование государственной системы регионального регулирования малого предпринимательства
    • 2. 1. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства для целей регионального развития
    • 2. 2. Анализ динамики малого предпринимательства в Республике Дагестан и определение основных направлений его регулирования
  • Глава 3. Государственное воздействие на развитие производственной переориентации малого предпринимательства
    • 3. 1. Механизмы становления и развития производственной деятельности малых предприятий
    • 3. 2. Поддержка инновационных форм малого предпринимательства
    • 3. 3. Формирование муниципальных механизмов регулирования малого предпринимательства
  • Заключение

Государственное регулирование малого предпринимательства в условиях становления рыночной экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Главная задача российской экономики на современном этапе состоит в переходе от индустриальной модели экономического роста к инновационной.

Период становления рыночных отношений будучи сложным, и противоречивым социально-экономическим процессом, требует радикальных изменений в производственной и непроизводственной сферах, реализации многообразия форм собственности, формирования новых структур хозяйствования. Необходима эффективная политика налогообложения, реализация новых подходов к финансово-кредитным и распределительным отношениям. Возникает острая необходимость создания качественной инфраструктуры рынка. Важно регулирование демонополизации, воздействие на становление новых форм хозяйствования, государственная поддержка предпринимательства. Однако в современной России отсутствие опыта организации предпринимательской деятельности создает проблемы в теоретическом, методическом, законотворческом и практическом плане.

Одно из главных направлений выхода экономики Российской Федерации из кризиса связано с решением проблемы становления и развития малого бизнеса. Малый бизнес может стать важнейшим фактором развития экономики, перехода к рыночным отношениям, стабилизации роста уровня жизни населения и гарантом демократического развития. Интегрируя процессы распределения по труду и собственности, предпринимательство может превратиться в мощный стимул оживления производства.

Вместе с тем, малый бизнес продолжает оставаться для нас новой сферой деятельности. В его организации, экономико-правовом обеспечении много проблем и недостатков, отрицательно влияющих на эффективность предпринимательской деятельности. Потребность в эффективном развитии малого предпринимательства делает высоко актуальным вопрос о необходимости регулирования малого бизнеса со стороны органов власти и управления.

Малое предпринимательство по своей природе без государственной поддержки не способно успешно противостоять крупному капиталу в конкурентной борьбе, реализовывать экономические и социальные интересы мелких собственников. Без действующей системы государственного регулирования невозможно обеспечить объективного выравнивания положения малого предпринимательства по сравнению с другими, более мощными секторами экономики.

Неустойчивое состояние системы малого предпринимательства в России объясняется именно несовершенством механизмов управления его развитием, отсутствием в системе управления элементов инфраструктуры или функций, требующихся для решения данной задачи.

Исследования показывают, что в Российской Федерации политика поддержки малого бизнеса только формируется и пока не созданы должные механизмы управления. На уровне Российской Федерации принято определенное количество нормативных документов, которые регламентируют деятельность малого бизнеса, устанавливают правовые гарантии его участникам. В то же время региональные органы управления, от которых во многом зависят предприятия малого бизнеса, занимаются вопросами управления или взаимодействия с предпринимательскими структурами весьма поверхностно и только в рамках федеральных законов. В этом аспекте возрастает значимость «регионализации» государственного регулирования малого предпринимательства, которая должна заключаться в учете в процессе федеральной политики необходимости содействия экономическому развитию регионов.

Практически не решен и другой острый для экономики России вопроспроблема производственной переориентации малого предпринимательства. Вместе с тем, будущее российского предпринимательства, в том числе и малого, напрямую зависит от того, сможет ли предпринимательство подняться на качественно новую ступень развития и обеспечить инновационный экономический рост. Решение этой проблемы требует разработки новой парадигмы государственной поддержки предпринимательства.

Важность рассматриваемой проблемы в развитии рыночных отношений и обеспечении экономического роста, а также определенное ее теоретическое и практическое несовершенство определили выбор и актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. В российской экономической литературе вопросы государственного регулирования малого бизнеса с целью его производственной и инновационной переориентации относятся к числу малоразработанных. Отдельные аспекты этой проблемы нашли отражение в работах по развитию предпринимательства, размещению производительных сил, региональному развитию и государственному воздействию на этот процесс таких ученых, как Л. И. Абалкин, А. Г. Аганбегян, А. О. Блинов, Е. М. Бухвальд, A.B. Виленский, А. Г. Гранберг, В. М. Лебедев, Г. И. Лазарев, Б. З. Мильнер, A.M. Омаров, A.B. Орлов, В. В. Радаев, А. Н. Шохин, В. А. Шульга и другие. Однако многие вопросы управления развитием системы государственного регулирования малого предпринимательства с целью его регионального развития и производственной переориентации изучены еще недостаточно, что отрицательно сказываются на практических аспектах решения данной проблемы. Это и предопределило выбор темы диссертации, ее цель, задачи и направления исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка механизмов государственного регулирования развития малого предпринимательства на переходном этапе, включая механизмы производственной переориентации и поддержки инновационных форм малого бизнеса.

Цель исследования обусловила постановку следующих основных задач:

— изучение сущности малого предпринимательства и характеристика объективных предпосылок его государственного регулирования;

— исследование действующей системы государственного регулирования малого предпринимательства в России;

— анализ динамики развития малого предпринимательства в Республике Дагестан и определение основных направлений его регулирования;

— определение основных направлений формирования государственной системы территориального регулирования малого предпринимательства;

— исследование механизмов становления и развития производственной деятельности малых предприятий;

— изучение процесса формирования механизмов инновационной поддержки малого бизнеса;

— разработка предложений по совершенствованию муниципальных механизмов регулирования малого предпринимательства.

Объектом исследования являются малые предприятия России в целом и Республики Дагестан.

Предметом исследования выступают механизмы государственного регулирования малого предпринимательства и, прежде всего, механизмы развития производственной и инновационной деятельности малых предприятий.

Теоретической и методологической базой исследования служат достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых, классиков теорий общественного развития, прикладные работы, программы, концепции, законы и другие материалы по развитием системы государственного регулирования малого предпринимательства. В диссертации применяются методы статистической обработки информации, логического, экономического анализа.

Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, состоят в следующем:

— разработаны теоретические аспекты государственного регулирования развития малого предпринимательства, предполагающие реализацию территориальной и отраслевой стратегии государственной политики развития малого бизнеса;

— определено, что государственное регулирование малого предпринимательства должно включать не только вопросы создания общих условий его функционирования, но и управляющие воздействия по формированию необходимых, с точки зрения интересов государства, форм, структур и институтов малого предпринимательства;

— обоснованы приоритетные направления системы государственного воздействия на формирование производственной и инновационной ориентации малого предпринимательства;

— разработаны механизмы государственного регулирования развитием производственной деятельности малых предприятий, направленные на стимулирование использования малыми предприятиями простаивающих и незагруженных производственных мощностей, развитие франчайзинга и субподрядных отношений, совершенствование правового регулирования отношения государства к лизинговой деятельности, законодательное решение вопросов преодоления монопольного диктата и недобросовестной конкуренции, усиление регионального и муниципального акцентов в правовом, финансово-бюджетном и организационном направлениях государственных программ развития производственного предпринимательства;

— предложены меры государственного правового регулирования, налогового, финансового и кредитного стимулирования развития инновационного предпринимательства;

— сформулированы основные направления регулирования малого предпринимательства муниципальными органами управления.

Практическая значимость работы заключается в том, что исследование доведено до конкретных рекомендаций по совершенствованию государственного регулирования малого предпринимательства.

Предложения и выводы, сформулированные в диссертации, реализуются в практике работы органов управления Республики Дагестан.

Апробация результатов исследования. Положения и выводы диссертации апробированы в ходе практической деятельности автора и обсуждены в Институте социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской Академии наук. Различные аспекты исследования изложены в публикациях автора.

Публикации. Основные положения и результаты научных исследований по тематике диссертации были опубликованы в 5 работах общим объемом 2,0 п.л.

В заключение необходимо сделать следующие выводы и предложения:

1. Законодательством и практикой хозяйствования стран не выработано единого критерия для определения понятия «малый бизнес», «малое предприятие». Наиболее приемлемым мы считаем следующее определение малого предприятия: малое предприятие — это юридически самостоятельное предприятие, имеющее высокую финансово-хозяйственную независимость, небольшое число персонала, упрощенную организационную структуру и способность к быстрой перестройке своих хозяйственных подразделений.

2. Косвенные меры поддержки развития малого предпринимательства, прежде всего, налоговая, кредитная, финансовая политика и другие известные условия, за которые выступают представители неолиберализма в России, если их оценивать с точки зрения эффективности, дают очень маленький результат. Они реально не повлияли на улучшение функционирования малых предприятий, так как нейтрализуются общими условиями становления рыночных отношений, совершенно невыгодными для малого бизнеса. Отсюда вытекает необходимость создания обширной системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в России.

3. Государственное регулирование малого предпринимательства должно включать не только вопросы создания общих условий его функционирования, но и управляющие воздействия по формированию необходимых, с точки зрения интересов государства, форм, структур и институтов малого предпринимательства;

4. Необходимость поддержки государством малого предпринимательства обусловлена и особенностями его становления. Не приняты пока необходимые нормативно-правовые акты, не сформирована соответствующая инфраструктура и не подготовлены к подобной деятельности как сами предприниматели, так и общество в целом. Не развиты с точки зрения ориентации на потребности малого предпринимательства рынки труда, инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.

Товарный рынок, на котором действуют субъекты малого предпринимательства в Российской Федерации, значительно отличается от зарубежного. В России внешняя среда для деятельности малого бизнеса становится все более неблагоприятной. Это ведет к процессу активной концентрации капитала и давлению крупных компаний на мелкие. Поэтому без регулирующей роли государства не обойтись.

Анализ состояния рыночных отношений в Российской Федерации свидетельствует, что без поддержки государства малый бизнес не способен эффективно реализовывать свои исключительные возможности. Такая поддержка должна стать составной частью государственной структурной политики.

5. В Российской Федерации уже действует определенная система государственного регулирования малого предпринимательства.

Однако структура управления государственной поддержкой на федеральном уровне сформировалась в значительной мере стихийно. Во многих случаях функции, сферы деятельности и уровень ответственности отдельных министерств и ведомств не соответствуют поставленным задачам. При разработке и реализации программ и мероприятий по поддержке малого предпринимательства органы исполнительной власти исходят из своих ведомственных интересов. Не всегда обеспечиваются достоверность информации и должная координация их деятельности, что неизбежно приводит к параллелизму в работе, дублированию функций, распылению ресурсов, принятию непродуманных решений. Особенно отрицательно это сказывается на подготовке проектов, взаимодействии с регионами.

Стратегия государственной политики в отношении малого бизнеса на федеральном уровне прорабатывается слабо, эффективные механизмы ее практической реализации отсутствуют.

Необходима концентрация усилий и координация всех заинтересованных федеральных органов, четкое определение круга полномочий каждого из органов государственного управления и закрепление в соответствующих нормативно-правовых актах координационных процедур и механизмов их взаимоотношений.

Необходимо также четкое распределение функций между федеральными органами исполнительной власти в сфере государственной поддержки малого предпринимательства, а также определение форм и методов координации их деятельности при подготовке и реализации соответствующих управленческих решений.

Стратегия управления развитием системы государственной поддержки малого предпринимательства должна предполагать концентрацию усилий органов законодательной и исполнительной власти на реализацию территориальной и отраслевой государственной политики развития малого бизнеса.

6. В своей практической деятельности государство должно учитывать не только экономические, но и политические, социальные и региональные аспекты.

Интерес к проблемам государственного воздействия на развитие производительных сил территорий требует серьезного регулирования сферы региональных проблем развития малого предпринимательства.

Средствами стимулирования регионального развития является финансовое вмешательство государства как за счет использования фондов государственного бюджета — финансовая помощь, субсидии, бонификация процента, так и вне его — налоговые льготы, льготные условия кредитования, гарантии по кредитам. Необходимо и прямое законодательное воздействие со стороны Федерального центра.

7. Рыночная ориентация развития экономики делает актуальным государственное стимулирование производственной ориентации малого предпринимательства, развития научно-технического потенциала, стимулирования нововведений, инновационного предпринимательства, создания для них соответствующей среды.

8. Механизмы государственного регулирования становлением и развитием производственной деятельности малых предприятий, на наш взгляд, должны быть направлены на стимулирование использования малыми предприятиями простаивающих производственных мощностей, регулирование франчайзинга и субподрядных отношений с участием малых предприятий, правовое регулирование отношения государства к лизинговой деятельности, законодательное решение вопросов преодоления монопольного диктата и недобросовестной конкуренции, усиление регионального и муниципального акцентов в правовом, финансово-бюджетном и организационном направлениях государственных программ развития производственного предпринимательства.

9. Меры государственного правового регулирования, налогового, финансового и кредитного стимулирования развития инновационного предпринимательства включают в себя инвестиционное налоговое кредитованиепрямую финансовую помощь, посредством льготного субсидированиясоздание национальных институтов для прямого долевого (взаимного) страхования рисковых инвестиций в малый бизнесформирование разветвленной системы целевых кредитов со скидками, в том числе на приобретение оборудования, доверительных кредитов для предприятий, находящихся в затруднительном финансовом положениисоздание восполняющей недостаток собственных средств системы долевых кредитов, имеющих государственные гарантии.

Развитая система инвестиционного кредитования предполагает также различные источники и институты финансирования — это в основном коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды, инновационные фонды (субсидии для высокотехнологичных проектов), общества рискового (венчурного) капитала, региональные коммерческие отделения институциональных структур содействия малому бизнесу, региональные гранты.

Для целей инвестирования необходимо создание специальных инновационных банков, обслуживающих потребности малых предприятий. Целесообразно создание специальных фондов научно-технических товариществ.

Заслуживает внимания предложение о создании «Банков технических идей». Особое место в системе «прямых» мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью.

Создание консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков и других перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, — наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей.

10. В качестве наиболее приемлемых для Республики Дагестан, мы предлагаем:

— разработать республиканскую программу «Развитие малого предпринимательства» одним из разделов которой будет «Поддержка нововведений», целью которой будет выделение субсидий на промышленные исследования и разработки, которые покроют часть расходов на новые проекты в плоть до их коммерческой реализации;

— создать республиканский «банк технических идей» ;

— ввести в бюджете развития республики специальный раздел инвестирования проектов внесенных в «банк технических идей», для чего проводить конкурсный отбор наиболее эффективных, с точки зрения экономических результатов, проектов;

— ввести систему беспроцентного кредитования для малых научных предприятий;

— ввести программу присуждения премий малым фирмам и предпринимателям за научные исследования.

Координируя усилия Дагестанского научного центра Российской Академии наук, Дагестанского государственного университета, Дагестанского технического университета необходимо создать «инкубаторы» малого бизнеса.

11. Малое предпринимательство по своей природе тяготеет в большей мере к обслуживанию местных товарных рынков. Размещаясь на конкретной территории, малые предприятия и фирмы в существенной мере зависят от местных органов управления. Поэтому следует устранить административные препятствия развития малого предпринимательства. Это не требует значительных материальных и финансовых затрат и полностью зависит от кадров управления и реальных целей государственной политики регулирования бизнеса муниципальными органами власти. На местном уровне управления необходимо также устранить следующие негативные явления:

— сложность и высокую стоимость регистрации предпринимательских структур;

— несовершенство системы лицензирования;

— дублирующие действия многочисленных местных органов власти, в том числе и контролирующих организаций;

— коррупцию и давление на предпринимателей с целью получения чиновниками незаконной выгоды.

Усиление регионального и муниципального акцентов в правовом, финансово-бюджетном и организационном направлениях предполагает разработку и реализацию системы программ регулирования малого предпринимательства, перераспределение основных источников финансирования, реализацию принципа адресности и селективности мер государственной поддержки малого бизнеса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. — М.: Прогресс -Академия, 1994.
  2. А. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М.: Наука, 1991.
  3. A.A. Фактор предпринимательства в экономике. М.: Луч, 1995.
  4. А. Предпринимательство в регионе: условия развития и государственное регулирование.//Экономист. 1994. № 12.
  5. B.C. Предпринимательские функции в экономической системе. М., 1990.
  6. А.И. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение //Вопросы экономики. М., 1997. № 4
  7. Л., Чирикова А. Женщины в бизнесе.//Человек и труд. 1995. № 12.
  8. В. США: приоритеты НТП (Научно-техническая политика и стратегия). М., 1988.
  9. В.М., Духаев A.C. Инвестиционная политика и спрос на инвести-ции.Тезисы докладов. М.: Издательство РЭА, 1995.
  10. Ю.Блинов А. О. Малый бизнес поможет обустроить Россию. //Бизнес и политика. М., 1996. № 2.
  11. П.Блинов А. О. Государственная политика развития и поддержки малого предпринимательства. //Вопросы экономики. 1995. № 3.
  12. А.О. Торговые палаты и поддержка малого бизнеса : опыт Запада // МЭМО. 1994. № 12
  13. А.И. Малые предприятия как фактор формирования и развития рыночной экономики: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. М.: ИЭ АН СССР, 1991.
  14. Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства.// Вопросы экономики. 1999. № 12
  15. A.B., Домнина И. Н., Маевская Л. И. Государственная поддержка малого предпринимательства в России. //Вопросы экономики. 1995. № 2.
  16. Влияние банковской системы на развитие малого и среднего предпринимательства (российский зарубежный опыт). М.: НИИ ЦБ РФ, Информационно-аналитический материал. 1996. № 12.
  17. А.П. Комплексное развитие инфраструктуры рынка. М.:РЭА. 1995.
  18. С.Ю. Экономика и политика: Эпизоды борьбы. М.: Гнозис, 1994.
  19. А., Ляпунов С. Создание малых предприятий на базе крупных в странах переходного типа. // Проблемы теории и практики управления. 1995. № 1.
  20. А.Г. Региональный аспект экономической реформы. // Экономика и жизнь. 1992. № 40.
  21. Дж.мл., О.Делл. Американский менеджментов пороге XXI века: Пер. с англ./ Авт. Предисл. Б. З. Мильнер. М.: Экономика, 1991.
  22. А. Предпринимательские риски.// Финансовый бизнес. 1996. № 5.
  23. Государство и малый бизнес. М.: ИНИОН, 1993.
  24. Государственное регулирование.// Предпринимательство в России. М., 1996. № 2.
  25. Государственная поддержка предпринимательства: концепция, формы и ме-тоды.//Общество и экономика. 1995. № 12.
  26. Государственная поддержка малого предпринимательства на местном уровне/ Под. ред. Багровой Н. Б. СПб.: Вести, 1997.
  27. Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.
  28. В., Аллен, Давид Дж. Армстронг. Основы свободного предпринимательства. Киев. 1992.
  29. Долгосрочная стратегия социально-экономического развития России до 2010 года. М.: Институт экономики РАН, 1996.
  30. П. Рынок: Как выйти в лидеры? М., 1992.
  31. Г. Поддержка малого инновационного предприниматель-ф ства.//Экономист. 1996. № 5.
  32. Г. Малый бизнес.//Экономика и жизнь. 1991. № 39. ЗЗ. Загороднева A.M. Развитие методов государственного регулирования.1. М.:МГУ, 1996.34.3айченко А. Мелкие предприниматели. //США: Экономика, политика, идеология. 1990. № 2.
  33. Т.И. Структура современного российского общества: ЭкономичеIские и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М., 1995. № 6.
  34. В. Узловые противоречия экономики и подходы к их преодоле-нию.//Экономист. 1995. № 9.
  35. Ю.И., Петросян Д. С. Япония: экономика, средний и малый бизнес. М., 1992.
  36. Е. Инвестиционная инфраструктура. //Российский экономический ф журнал. 1993. № 3.
  37. Изменения в социальной инфраструктуре российских предприятий. //Человек и труд. 1996. № 5.
  38. Институциональные основы малого бизнеса РФ. Социальный аспект: научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 1997.
  39. М. Финансирование частного предпринимательства. //Предпринимательство в России. М., 1996. № 1.
  40. К. Вопросы управления: Сокр. Пер. с англ. / Под редакцией И. С. Верещагина. М.: Прогресс, 1990.
  41. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990.
  42. C.B. Экономические методы государственного и регионального ф управления. Саратов. 1993.
  43. Концепция управления Федеральной собственностью. //Экономист. 1995, № 3.
  44. Д. Ю. Кочеткова A.B. Современное предпринимательство социально-политические аспекты и проблемы / Под. ред. Белова В. Г. М.:Луч, 1997.
  45. А. Поддержка государством малого бизнеса Японии.//Человек и труд. 1995. № 9.
  46. Курс переходной экономики. Под ред. Л. И. Абалкина. М.: Финстатинформ, 1997.
  47. Р., Макконелл К., Стенли Л. Экономикс. М., 1992. Т. 1.
  48. Г. И. Малый бизнес и государство. М.: Луч, 1996.
  49. М. Предприниматель и предпринимательство: общая характеристика. // Проблемы теории и практики управления. М., 1994.
  50. Лизинг и факторинг. М.: Кредитно-финансовый НИИ банков. 1991.
  51. Ц 54. Логинов В., Курнышова И. Финансирование научно-технической сферы. //Экономист. 1995. № 5.
  52. Ю. Российский федерализм: проблемы и решения. //Экономист. 1995. № 6.
  53. В.И. Экономика малого бизнеса. М., 1994.
  54. А. Принципы экономики. М.: Экономика, 1990. Т.1.
  55. К.И. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. М.: Наука, 1995.
  56. Р. Организационные проблемы развития предпринимательства в России. Саратов. 1993.
  57. E.H. Регулирование научно-технического развития в России в новых условиях. М.:МГУ, 1996.
  58. E.H. Региональная экономика. Программа РЭА им. Плеханова. М., # 1996.
  59. Малый бизнес: проблемы становления и развития. //Общество и экономика. М., 1996. № 1−2.
  60. Малый и средний бизнес в системе предпринимательства: Межвузовский сборник. Н. Новгород: Изд. ННГУ. 1995.
  61. Малый бизнес России: проблемы и перспективы. М.: Российская ассоциация развития малого предпринимательства. 1996.
  62. Малый бизнес Москвы. М.: Деловой сборник. 1997.
  63. Малое и среднее предпринимательство: условия развития и международное сотрудничество. / Под ред. Мендели Л. Э. М., 1995.
  64. Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей крпорации мира: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. B.C. Загашвили. М.: Прогресс, 1991.
  65. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992.
  66. Ф 69. Методологические рекомендации по созданию малых предприятий. /Щадрина Н.О. и другие. М., 1990.
  67. Методологические рекомендации по учету и контролю на малых предприятиях. М., 1991.
  68. П. Малые предприятия. М.: Экономика и МНПП «ЭСИ», 1992.
  69. Научно-технический прогресс в Японии. Сборник статей. М.:Наука, 1990.
  70. Нек П., Нильсон P.E. Развитие малого бизнеса: Стратегия программы. Женева. 1989.
  71. А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы. //Вопросы ^ экономики. М., 1997. № 4.
  72. А. Предпринимательство в России (истоки и этапы до 1992 года).
  73. Вопросы экономики. 1999. № 12. 76. Отношения собственности в экономическом механизме федеральных отношений. М., 1997.
  74. С., Петров А. Малые научно-технические фирмы (зарубежный и отечественный опыт). М.: Знание, 1992.
  75. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 1992.
  76. С.Д. Пути развития современного предпринимательства. М., 1993.
  77. A.B. Теория и организация американского менеджмента. М.: Изд. МГУ, 1991.
  78. Д. Рыночное предпринимательство. Теория основы и практики регулирования. М.: Информационно внедренческий центр «Маркетинг». 1994.
  79. Предпринимательство и власть. Проблемы взаимодействия. М., 1994.
  80. Предпринимательская деятельность в России: Сборник законодательных и нормативных актов. М., 1996.
  81. Проблемы территориального управления в новых условиях хозяйствования. М., 1990.
  82. В.В. Формирование новых предпринимательских структур в России: социологический аспект. М.: ИЭ РАН. М., 1995.
  83. В. Российские предприниматели : кто они? //Вестник статистики. 1993, № 9.
  84. В. Новые российские предприниматели: стратегия хозяйственного развития. //Проблемы прогнозирования. 1994, № 1.
  85. В. Внеэкономические мотивы предпринимательской деятельности. //Вопросы экономики. 1994, № 7.
  86. В. Рыночная экономика.М.: Деловая Россия, 1993.
  87. И.И. Мелкий бизнес и эффективность американской экономики /
  88. ИНИОН АН СССР. М., 1990. 91. Региональные проблемы перехода к рынку. Сборник научных трудов СОПС. М., 1991.
  89. Региональная экономика: новый характер территориальных отношений. М., 1991.
  90. Я.М. Частный сектор: предприниматели о проблемах хозяйствования. //Экономика и организация промышленного производства. 1994, № 1.
  91. Я.М. Негосударственные предприятия: некоторые типы хозяйственной деятельности. //Проблемы прогнозирования. 1994, № 6.
  92. Российская экономика в 1994 году: Тенденции и перспективы. М., 1995.
  93. И. Социология. Пер. с англ. М., 1994.
  94. Система поддержки и развития малого предпринимательства в Москве. М., 1998.
  95. В. Рыночная инфраструктура: институты функции. Ставрополь. 1994.
  96. А. Исследование о причине богатства народов. М.: Наука, 1992.
  97. Ф 100. Социально-экономическая ситуация в России: итоги, проблемы, пути стабилизации. ИЭ РАН. М., 1994.
  98. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», от 14 июня 1995 г., М., 1995.
  99. Хоскинг. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993.
  100. А.Н. Федеральна поддержка малого предпринимательства. М., 1994.
  101. С.С. Переход к рынку. Концепция программы. М., 1990. Лщ 105. Шкаратан М. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий. // Мир1. России. Том 3. 1994, № 2.
  102. И. Теория экономического развития. М., 1982.
  103. В.А. Вопросы государственного развития в условиях устойчивого развития. МГУ, 1996.
  104. Эклунд К Эффективная экономика шведская модель. (Экономика для начинающих и не только для них): Пер. со швед. / Авт предисл. В. В. Попов, Н.П. Шмелев- научн. Ред. A.M. Волков. М.: Экономика, 1991.
  105. Ю. Технологические парки. //МэиМО, 1985, № 11.
  106. Л. Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1990.
  107. Bannock G. The economics of small firms: return from the wilderness. Oxford: Blackwell, 1981,-130p.
  108. Levinskj C. Small business: Theory a policy. L.: Sudney: Croom Helm, 1984, p.100.
  109. Child J. Organisation: a quide to problems and practice. N4, 1977, p.223.
  110. Gallaher G., Stewart H. Jobs and business life cycle in UK. L., 1984. — p.13.
  111. Levinskj C. Small business: Theory a policy. -L.: Sudney: Croom Helm, 1984, p.93.
Заполнить форму текущей работой