Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование региональной системы освоения научных достижений в сельском хозяйстве: На материалах Нижегородской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предлагаемая перспективная модель организации освоения научных достижений в сельском хозяйстве региона опирается на ключевую роль ИКС в этом процессе и преследует цель обеспечения ускоренного продвижения новых разработок в производство, их масштабного распространения. Она реализуется, во-первых, за счет совмещения (параллельного выполнения) работ по завершению проектнотехнологических разработок… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
    • 1. 1. Ускорение научно-технического прогресса — основа повышения эффективности агропромышленного производства
    • 1. 2. Инновационная деятельность как направление эффективного функционирования АПК
    • 1. 3. Роль и место информационно-консультационной службы в развитии научно-технического прогресса в АПК
  • Глава 2. СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ, ОЦЕНКА И ТЕНДЕНЦИИ ОСВОЕНИЯ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СУБЪЕКТАМИ АПК НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Состояние и перспективы развития регионального АПК
    • 2. 2. Организация научного обеспечения предприятий
  • АПК Нижегородской области
    • 2. 3. Опыт и тенденции освоения научных достижений в региональном АПК
  • Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСВОЕНИЯ НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ АПК
    • 3. 1. Совершенствование организационных форм освоения научных достижений
    • 3. 2. Планирование и финансирование инновационной деятельности в регионе
    • 3. 3. Формирование и прогноз развития рынка консультационных услуг

Формирование региональной системы освоения научных достижений в сельском хозяйстве: На материалах Нижегородской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях развивающейся конкурентной борьбы в аграрном секторе российской экономики товаропроизводителям не приходится рассчитывать на успех без непрерывного обновления производства на основе освоения достижений науки и техники. Однако в организации инновационной деятельности самыми слабым в цепи «исследование — производство» по-прежнему остаются звенья, отвечающие за распространение новшеств. В сельском хозяйстве в отличие от многих отраслей промышленности производственники зачастую требуется адаптация одного и того же новшества к различным агроклиматическим и технологическим особенностям деятельности каждого конкретного региона или хозяйства.

Современный этап развития инновационной деятельности в АПК характеризуется рядом негативных моментов. Распалась система отраслевых информационных НИИ и АгроНТИ, существовавшая в 70−80-е годы прошлого века. Эта система была мало эффективна с точки зрения инновационной деятельности в целом, но проблемы распространения информации она все же решала неплохо. Неэффективно функционируют учебные заведения системы дополнительного профессионального образования в связи с низким уровнем финансирования. Районные управления сельского хозяйства, оказавшись в системе местного самоуправления, реально утратили свои управленческие функции, своеобразно смешанные с консультационными в прежней системе управления АПК. Усилилась разобщенность работ по получению нового знания, распространению сведений о нем, по организации помощи сельскохозяйственным предприятиям в его освоении, которые и в те годы как виды деятельности по продвижению НТП в отрасли, реализовы-вались самостоятельно, без должной координации и связи. За научное обеспечение АПК отвечает в основном Россельхозакадемия и, частично, департамент науки и технического прогресса Минсельхоза России. В его же ведении находятся вопросы распространения информации, в основном через печатные издания. За распространение знаний отвечает департамент образования и кадровой политики МСХ РФ, которому подчинены региональные институты системы дополнительного профессионального образования. Проблема же обеспечения массового распространения новшеств практически не решается ни на уровне государства в целом, ни на уровне регионов.

И как результат, инновационный потенциал АПК России используется в настоящее время всего в пределах 4−5 процентов с долей наукоемкой продукции при этом всего 0,6 процента. В то время как за период с 1995 по 2000 годы были разработаны и созданы: более 4200 сортов и гибридов сельскохозяйственных культурдесятки новых химических и биопрепаратовоколо 700 наименований новых сельскохозяйственных машин и оборудования, новые технологии и другие новшества. Все это позволяет в 2−3 раза повысить эффективность сельскохозяйственного производства в наших поч-венно-климатических условиях, что подтверждено передовыми хозяйствами страны: совхозами «Пермский» Пермской области, «Зилаирский» из Башкортостана и «Майский» из Татарстана, сельскохозяйственным кооперативом «Октябрьский» Кировской области и многими другими, расположенными не в самых благоприятных агроклиматических зонах.

В связи с этим проблема развития инновационных процессов в агропромышленном производстве и в особенности, формирования системы массового освоения научных достижений, имеет важное народнохозяйственное значение.

Степень изученности проблемы. В последние годы резко возрос интерес к исследованию проблем организации эффективной инновационной деятельности в аграрном секторе России. Значительный вклад в разработку общетеоретических и методологических аспектов инновационной деятельности в сельском хозяйстве внесли П. А. Андреев, В. М. Баутин, А. И. Костяев, В. В. Лазовский, О. А. Масленикова, В. И. Назаренко, Е. С. Оглоблин, И. С. Санду и другие ученые.

Некоторые исследователи проблем развития научно-технического прогресса в АПК, например Гупалов E. JL, Текучев В. В., Юрьева Г. И., считают, что использование достижений науки в рыночных условиях в основном будет обусловлено факторами конкурентной борьбы. В связи с этим они предлагают сосредоточить внимание на восстановлении и совершенствовании прежней системы организации внедрения научных достижений, которая была представлена отделами внедрения при НИИ, специализированными региональными АгроНТИ и другими организационными формами.

Мировой опыт, однако, показывает, что проблема масштабного распространения новшеств в сельском хозяйстве может успешно решаться с помощью создания региональных систем сельскохозяйственного консультирования. Соответственно, практическая потребность российского сельского хозяйства в формировании эффективной системы освоения научных достижений на уровне региона, предопределила необходимость системного подхода к решению данной проблемы с использованием в качестве важного структурообразующего элемента инновационной системы — консультационных служб.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка методологических основ и практических предложений по формированию региональной системы освоения научных достижений в агропромышленном производстве и соответствующего организационно-экономического механизма.

Для достижения предусмотренной цели были поставлены следующие задачи: исследовать теоретические и практические положения развития научно-технического прогресса в сельском хозяйстве и раскрыть сущность инновационной деятельности в этой отрасли в современных условияхобобщить отечественный и зарубежный опыт организации работ по передаче научно-технических достижений в практику сельскохозяйственного производства с целью выявления общих тенденций по осуществлению инновационной деятельностиобосновать роль и место информационноконсультационных служб (ИКС) в развитии научно-технического прогресса в сельском хозяйстве регионапроанализировать состояние и перспективы развития регионального АПК, научного обеспечения аграрного производства и выбрать основные направления освоения инновационных проектов в условиях Нижегородской областисформулировать основные принципы взаимодействия региональной информационно-консультационной службы АПК с научными и учебными организациями, органами управления в обеспечение реализации инновационных проектовразработать систему мероприятий по планированию и финансированию консультационной и инновационной деятельности региональной ИКС.

Объектом исследования явилась система, образуемая региональными научными и образовательными организациями как источниками новых знаний, информационно-консультационной службой АПК как ключевого звена по адаптации и передачи этих знаний, получателями этих знаний — сельскохозяйственными товаропроизводителями. Основные элементы организации взаимодействия этой системы экспериментально апробированы на примере Нижегородской области.

Предмет исследования — основные элементы организационно-экономического механизма освоения научных достижений в региональном АПК, включая субъекты инновационной деятельности в аграрном секторе экономики Нижегородской области.

Методика и методы исследования. Методология системного и ситуационного анализа была принята в качестве общеметодологической основы исследования. В работе использовались: конструктивный подход и методы организационного моделирования для обоснования свойств и параметров проектируемого объектаабстрактно-логический и экономико-статистические методы, организационно-экономические эксперименты в реальных условиях для обоснования свойств и положения проектируемого объекта как открытой системы.

Исследование организационно-экономического механизма взаимодействия научных и обучающих организаций, ИКС и сельскохозяйственных товаропроизводителей в региональной системе инновационной деятельности и с органами управления АПК, их системное описание, являются важным условием реализации научно обоснованной методологии разработки форм и методов организации эффективной инновационной деятельности. В совокупности с этим анализ объекта проектирования и среды функционирования дают динамическое представление о перспективах масштабного освоения научных достижений в аграрном секторе экономики.

Научная новизна исследования заключается в следующем: уточнена методология и концептуальные основы формирования и функционирования системы ведения инновационной деятельности на уровне региона, с включением в нее центров сельскохозяйственного консультированиявыявлены предпосылки формирования системы освоения научных достижений в региональном АПК с учетом сложившихся особенностейданы предложения по совершенствованию организационных форм освоения научных достижений и разработана перспективная модель организации освоения научных достижений в сельскохозяйственном производстве на региональном уровнепредложены и практически апробированы механизмы сокращения цикла «исследование — производство» на основе совмещения во времени проектных работ над нововведениями с работами по адаптации и освоению их в производстверазработаны методические рекомендации по планированию, организации и финансированию консультационной и инновационной деятельности региональной ИКС, включая предоставление платных услуг на льготных условиях.

Практическое значение и реализация результатов исследования.

Материалы диссертации были использованы при разработке Подпрограммы развития информационно-консультационной деятельности в агропромышленном комплексе и на сельских территориях Нижегородской области до 2005 года (постановление правительства Нижегородской области от 11.09.2002 г. № 226) и стандартов по ведению консультационной деятельности Нижегородской консультационной службы АПК (введены в действие 01.01.2000 г.).

Основополагающие подходы к решению задач введения и изменения платы за консультационные и инновационные услуги были использованы при оказании методологической поддержки региональным информационно-консультационным службам Астраханской области и Республики Бурятия.

Диссертация выполнена в соответствии с планами научноисследовательских работ Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства РАСХН по проблеме 04: «Разработать научные основы развития и рационального использования производственного потенциала, ресурсосбережения и экологизации АПК», задание 04.01. «Разработать концепцию и прогноз развития инновационных процессов в АПК» (№ГР1 200 104 613).

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Аграрная наука в последние годы, несмотря на сложные экономические условия, продолжает функционировать, производя значительное количество качественной научно-технической продукции. Однако в связи с общей негативной ситуацией новшества (инновации) внедряют только передовые хозяйства, количество которых не превышает 12%, используют при этом всего 4−5% научных достижений.

Высокие темпы развития научно-технического прогресса в агропромышленном производстве России невозможны без существенного увеличения количества потенциальных потребителей научных достижений. Это реализуемо только при наличии эффективно действующих региональных систем освоения научных достижений, которые должны обладать широкими возможностями по ускоренной адаптации научных достижений к конкретным биолого-климатическим условиям хозяйствования на конкретных территориях.

Опыт стран с развитым интенсивным сельским хозяйством свидетельствует о том, что подобные системы включают научные и образовательные организации, сельскохозяйственные консультационные службы (в странах с федеральным устройством в каждом регионе собственные службы), сельскохозяйственных товаропроизводителей. Соответствующая политика в деле развития НТП и ее материальная поддержка повсеместно осуществляются государственными органами управления АПК.

2. Исследования современного состояния сельского хозяйства Нижегородской области и его научного обеспечения показали, что сельское хозяйство области удовлетворяет потребности населения в основных видах продукции и в условиях формирования рыночных отношений обеспечивает выгодную реализацию части продукции за пределами области. При решении проблем стабилизации и развития сельскохозяйственного производства в области широко используется программно-целевой подход. Однако темпы и уровень развития данного сектора экономики области на основе достижений НТП явно недостаточны.

Потенциал аграрной науки Нижегородской области задействован в развитии сельскохозяйственного производства не в полной мере в связи с недостаточным финансированием науки. При этом работы по освоению научных достижений ведутся в ограниченном круге высокоэффективных хозяйств. В то же время опыт совместных работ ученых с Нижегородской консультационной службой АПК в течение последних четырех лет свидетельствует о возможности с небольшими затратами вовлечь в процесс освоения научных достижений большее число сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поэтому необходимо повышение внимания органов управления АПК Нижегородской области к развитию собственной науки в регионе, с одной стороны, а с другой — к развитию сельскохозяйственного консультирования, главной составляющей которого является инновационная деятельность. Также требуются разработка и опытная отработка механизмов инновационной деятельности в условиях региона с привлечением достижений российской аграрной науки.

3. Предлагаемая перспективная модель организации освоения научных достижений в сельском хозяйстве региона опирается на ключевую роль ИКС в этом процессе и преследует цель обеспечения ускоренного продвижения новых разработок в производство, их масштабного распространения. Она реализуется, во-первых, за счет совмещения (параллельного выполнения) работ по завершению проектнотехнологических разработок научными организациями и производственных испытаний с работами службы по адаптации новшеств к конкретным биолого-климатическим условиям, по формированию базы для тиражирования новшеств. Во-вторых, за счет вовлечения в процесс освоения новшества большого количества сельскохозяйственных товаропроизводителей путем осуществления в рамках ИКС масштабной опытнодемонстрационной и обучающей деятельности, индивидуальной работы консультантов с потребителями этих новшеств.

4. Основной механизм реализации инновационной деятельности опирается на разработанную в данном исследовании модель, базируется на взаимовыгодных договорных отношениях научных и обучающих организаций с консультационной службой и использует межличностные связи сотрудников этих организаций. При этом он предполагает на этапе проектно-технологических работ включение консультационной службы в работы в качестве соисполнителя научной или образовательной организации, а на этапе первичного распространения новшества — включение ученых в качестве соисполнителей для научно-методической поддержки инновационных работ. Основное финансирование этой деятельности в современных условиях региона возможно из средств федерального и регионального бюджетов и предполагает наличие стратегических решений соответствующих органов управления.

Ограниченные материальные возможности сельскохозяйственных предприятий определяют неспособность большинства из них оплачивать инновационные услуги в полном объеме и выдвигают на передний план проблему финансирования деятельности по распространению новых научных достижений из бюджетов различных уровней. С целью координации и выбора наиболее эффективных направлений инновационной деятельности в регионе, исходя из имеющихся ограниченных ресурсов, целесообразно образование координационно-методического совета по информационноконсультационному обслуживанию сельского хозяйства, формируемого из равного числа представителей сельхозтоваропроизводителей, науки и органов управления АПК.

5. В процессе формирования рынка консультационных и инновационных услуг в АПК региона наиболее целесообразным является использование механизма постепенного введения платы за услуги консультационной службы, с умеренным повышением цен на данные услуги при одновременном снижении поддержки указанных видов деятельности из бюджетных средств. При этом каждая индивидуальная услуга должна делиться на две самостоятельные части: оплачиваемую за счет клиента и включаемую в реестр работ и финансируемых за счет бюджетных средств. Все это должно быть отражено в соответствующих региональных целевых программах.

В заключение данной главы можно сделать следующие выводы.

Предлагаемая перспективная модель организации освоения научных достижений в сельском хозяйстве региона опирается на ключевую роль ИКС в этом процессе и преследует цель обеспечения ускоренного продвижения новых разработок в производство, их масштабного распространения. Она реализуется, во-первых, за счет совмещения (параллельного выполнения) работ по завершению проектнотехнологических разработок научными организациями и производственных испытаний с работами службы по адаптации новшеств к конкретным биолого-климатическим условиям, по формированию базы для тиражирования новшеств, и во-вторых, за счет вовлечения в процесс освоения новшества большого количества сельскохозяйственных товаропроизводителей путем осуществления в рамках ИКС масштабной опытнодемонстрационной и обучающей деятельности, индивидуальной работы консультантов с потребителями этих новшеств.

Основной механизм реализации инновационной деятельности опирается на разработанную в данном исследовании модель, базируется на взаимовыгодных договорных отношениях научных и обучающих организаций с консультационной службой и использует межличностные связи сотрудников этих организаций. При этом он предполагает на этапе проектно-технологических работ включение консультационной службы в работы в качестве соисполнителя научной или образовательной организации, а на этапе первичного распространения новшества — включение ученых в качестве соисполнителей для научно-методической поддержки инновационных работ. Основное финансирование этой деятельности в современных условиях региона возможно из средств федерального и регионального бюджетов и предполагает принятие стратегических решений соответствующими органами управления.

Ограниченные материальные возможности сельскохозяйственных предприятий определяют неспособность большинства из них оплачивать инновационные услуги в полном объеме и выдвигают на передний план проблему финансирования деятельности службы по распространению новых научных достижений из бюджетов различных уровней. С целью координации и выбора наиболее эффективных направлений инновационной деятельности в регионе, исходя из имеющихся ограниченных ресурсов, целесообразно образование координационно-методического совета по информационноконсультационному обслуживанию сельского хозяйства, формируемого из равного числа представителей сельхозтоваропроизводителей, науки и органов управления АПК.

В процессе формирования рынка консультационных и инновационных услуг в АПК региона наиболее целесообразным является использование механизма постепенного введения платы за услуги консультационной службы, с умеренным повышением цен на данные услуги при одновременном снижении поддержки указанных видов деятельности из бюджетных средств. При этом каждая индивидуальная услуга должна делиться на две самостоятельные части: оплачиваемую за счет клиента и включаемую в реестр работ, финансируемых за счет бюджетных средств. Все это должно быть отражено в соответствующих региональных целевых программах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аграрная наука России на пороге XXI века: Состояние и проблемы. Коллективная монография, М.: «Экономика и информатика», 1999. — 400с.
  2. Д.С., Матвеичева Т. Н. Анализ инвестиционных проектов в информационно-консультационной службе: обучение и исследования. -Информационный бюллетень, МСХП РФ, 3−4/99, М.: Информагротех.
  3. П.А., Костин В. Д., Рудик ФЛ. Опыт функционирования технопарковых формирований в инженерно-технической сфере АПК. М.: Информагротех, 1996.-48 с.
  4. С.И., Козлов В. В. Опытно-демонстрационная деятельность Нижегородской консультационной службы АПК. Информационный бюллетень, МСХП РФ, № 1−2, 2000. М.: Информагротех.
  5. АПК России: приоритеты развития инновационных процессов в условиях рыночной экономики (теория, методология, практика). Под общей редакцией чл.-корр. РАСХН А. Н. Богатырева. М.: Колос, 1994. — 248 с.
  6. М.Г. Инновационно-информационная деятельность в рамках ИКС (рукопись). ТИСБИ, ГСН ИСЭПН АНТ, 1998.
  7. Л.А., Шатуров В. Э. Системный подход к определению инновации / Современные технологии в социально-экономических условиях. -Челябинск: ЧГТУ, 1995.
  8. В.М., Козлов В. В. Проблемы и пути развития аграрных информационно- консультационных служб России. Материалы 2-го Конгресса служб экстеншн Центральной и Восточной Европы, г. Эгер, Венгрия, 14−17 мая, 2000.
  9. В.М., Костин В. Д., Веселовский МЛ. Договорные отношения в информационно-консультационном обеспечении агропромышленного комплекса: Комментарии. Разъяснения. Примерные договоры. — М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001.
  10. В.М., Лазовский В. В. Сельскохозяйственное консультирование в России в XX веке. От общественной агрономии до информационно-консультационной службы АПК. -М.: Колос, 1999.
  11. В.М., Лазовский В. В. Инновационно-инвестиционная деятельность в рамках ИКС. -М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2001. 82 с.
  12. Л.А., Шугуров В. Э. Системный подход к определению инновации. Современные технологии в социально-экономических системах. — Челябинск: ЧГТУ, 1995 г.
  13. Ф.Ф., Смирнова Г. А., Нечаева О. Д. Сущность понятия «инновация» и его классификация /Инновации. 1998. № 2−3 (13)
  14. Л.С. Экономика, организация управления и планирования научно-технического прогресса. Учебное пособие для экономических специальностей ВУЗов. М.: Высшая школа, 1991 г.1518
Заполнить форму текущей работой