Эстетические концепции и русское искусство позднего символизма в контексте «нового религиозного сознания»
Диссертация
Феномен живописного символизма лишь в 1970;е годы стал предметом серьезного искусствоведческого исследования. Одним из первых к нему обратился Дж. Боулт, автор работ о «Голубой розе» и ряда статей о некоторых аспектах русского искусства рубежа веков. У отечественных исследователей новый подход к изучению искусства начала XX века наметился в работах 1990;х годов, посвященных русскому авангарду… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. «Новое религиозное сознание» и эстетические концепции религиозного символизма
- Философско-эстетическая проблематика «нового религиозного сознания» и русского религиозного символизма. Общая характеристика символизма в русском искусстве 1900-х годов
- Формирование концепции религиозного символизма
- Д.Мережковский
- А.Белый
- Вяч. Иванов
- Н.Бердяев
- Глава 2. Предтечи русского неоромантизма начала XX века
- Концепция неохристианства и нового искусства у немецких романтиков. Интерпретация и развитие их идей Вл. Соловьевым, Ф. Достоевским и Н. Федоровым
- Религиозно-эстетические взгляды Шеллинга и немецких романтиков
- Эстетическая концепция Вл. Соловьева. ,."."
- Учение Н. Федорова
- Глава 3. Неохристианская концепция творчества
- Идеи софиургийного творчества С.Булгакова. Идеи нового символистического искусства о.П.Флоренского
- С.Булгаков. о.П.Флоренский
- Глава 4. Развитие идей символистского искусства в эстетических теориях и художественной деятельности Государственной Академии художественных наук в 1920-е годы
- Особенности духовной и художественной жизни России 1920-х годов
- Деятельность Государственной Академии художественных наук (ГАХН)
- Теории новой науки об искусстве А. Габричевского, Д. Недовича, Н. Тарабукина
- Глава 5. Эстетические концепции и русское искусство позднего символизма (1910 х- 1920-х годов)
- Общая характеристика русского искусства позднего символизма
- Основные художники-теоретики периода позднего символизма (1910-х — 1920-х гг.)
- Теория нового духовного искусства и художественная практика В.Кандинского. Художественная система М. Ларионова
- Эстетические взгляды и искусство К. Петрова-Водкина второй половины
- 1910-х- 1920-х гг
- Концепция нового творчества В. Чекрыгина
- Отражение идей неохристианской концепции искусства в творчестве ряда художников середины 1910-х — 1920-х годов
- Творчество Л. Жегина, С. Романовича, ПБромирского, Р. Флоренской, В. Комаровского
- Л.Жегин
- С.Романович
- П.Бромирский
- Р.Флоренская
- В.Комаровский
- Взаимодействие художественной практики искусства 1920-х годов с эстетическими теориями ГАХНа и Графического факультета ВХУТЕМАСа
- Творчество В. Фаворского и П. Митурича
- В.Фаворский
- П.Митурич и В. Хлебников
- Религиозная концепция пейзажа
- Творчество группы «Амаравелла»
- Концепция «беспредметной иконы» В. Стерлигова и религиозно-эстетические воззрения К. Малевича
- В.Стерлигов
- К.Малевич
Список литературы
- Агурский М. Великий еретик. // «Вопросы философии». № 8, 1991. С.54−71, (С.89−101).
- Алексеев А. Ю. Учение о православной иконе в системе конкретной метафизики
- П.Флоренского. СПб.: 1995.
- Андреев A. J1. Искусство, культура, сверхкультура. М.: 1995.
- Андронова М. Содружество художников «Путь живописи». //Искусство, № 6, 1979. С.31−43.
- Арсенъев Н. О религиозном опыте Достоевского. // Вестник РХДЦ, № 100, 1971.- С.84−97.
- Безансон А. «Запретный образ». М.: 1999 (о В. Кандинском — с.358−385).
- Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма, в 2-х тт. М.: 1994.
- Белый А. Символизм как миропонимание. М.: 1994. (сб. ст. «Луг зеленый», с. 328−346- «Символизм и философия культуры», — с. 18−142). 9. Белый А. Начало века. М.: 1990.
- Белый А. Ракурс к дневнику. // ЦГАЛИ, ф.53, on. 1, ед. хр. 100, л.20.
- Бердяев о русской философии, в 2-х тт. // Изд. Уральского университета. 1991.
- Бердяев Н. Теософия и антропософия в России. // Н. Бердяев о русской философии, в 2-х тт. Изд-во Уральского университета. 1991. С.109−127.
- Бердяев Н. Русский духовный ренессанс начала XX века и журнал «Путь». // Н. Бердяев о русской философии, в 2-х тт. Изд-во Уральского университета. 1991. С.217−236.
- Бердяев Н. Типы религиозной мысли в России. Paris: 1989. Т.З.
- Бердяев Н. Конец Ренессанса (К современному кризису культуры) // Сб. «София». Берлин: 1923. С. 21−46.
- Бердяев Н. Духовная жизнь в России и на Западе. // Сб. «София». Берлин: 1923. С. 138−146.
- Бердяев Н. Новое христианство (Д.Мережковский) // Н. Бердяев о русской философии. -Изд-во Уральского университета. 1991. С. 127−149.
- Бердяев Н. Смысл творчества. // В кн.: Н.Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства, в 2-х тт. М.:1994. Т.1.
- БерманБ. Художественное объединение «Маковец». // Творчество, № 3,. 1980. С. 16−19.
- Бобринская Е. Предметное умозрение. // Вопросы искусствознания '1/93, с.31−38.
- Богачевская-Хомяк М. Философия, религия и общественность в России в к. ХГХ н.ХХ вв. // Сб. «София». Берлин: 1923. С. 54−67.
- Бонецкая Н.К. о.П.Флоренский и новое религиозное сознание. // Вестник РХДЦ, № 160, с.90−121.
- БромирскийП. Каталог. М.: 2000.
- Булгаков С. Свет невечерний. М.: 1994.
- Булгаков С. Тихие думы. М.: 1996.
- Бюллетени ГАХН. М.: ГАХН. Вып.1, 1925- №№ 2−3, 4−5, 1926- № 6−7, 1926/27- №№ 8−11, 1927/28.
- Венделъштейн Т.Б. С.М.Романович и коллекция его произведений в ГТГ. // С.М.Романович. Каталог. М.: 1994. С.131−138.
- Вейдле В. Русская философия и русский «Серебряный век». // Сб. «София». Берлин: 1923. С. 68−73.
- ВоронковаЛЛ. В поисках истины и красоты. М.: 1992.
- Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. М.: 1989.
- Габричевский А.Г. Введение в морфологию искусства. // Вопросы искусствознания, XI (2/97). С.580−596.
- Габричевский А.Г. Портрет как проблема изображения. // В сб. Искусство портрета (под ред. А.Г.Габричевского). М.: ГАХН, 1928. С.53−75-
- Гиппиус 3. Дм. Мережковский. Paris: YMCA-Press, 1951.
- Гречишкин С.С., Лавров A.B. А.Белый и Н.Федоров. // Ученые записки Тартусского университета, № 459, 1979. С. 147−164.
- Гуревич Л. Творчество актера. М.: ГАХН, 1927.
- Даниленко Л.А. Художественная проза и философская традиция русского романтизма 20-х 30-х гг. XIX в. М.: 1979.
- Димитров С.И. Эстетические программы французских и русских символистов. М.: 1993.
- Евгеньев-Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики. JI.: 1930. С.129−254.
- Жегин Л. Язык живописного произведения. Условность древнерусского искусства. М.: 1970.
- Жегин Л. Искусство на рубеже веков.//Сб.: «Маковец». М.: 1994. С.62−64.
- Жегин Л. Заметки об искусстве. // Из архива Г. Энтина.
- Жегин Л. Воспоминания о В.Н.Чекрыгине.//В сб.: Панорама искусств'10. М.: 1987.
- Жемчужникова М.Н. Воспоминания о Московском антропософском обществе 1917−1923. // Сб.: Минувшее, вып.6. М.: 1992.
- Жинкин Н.И. Портрет формы. // В сб. Искусство портрета (под ред. А.Г.Габричевского). М.: ГАХН, 1928. С.7−53-
- Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: 1996.
- Жирмунский В. «Религиозное отречение» в истории романтизма. Петроград: 1918.
- Жукова Е.М. Пространство, движение, ритм.//Панорама искусств'4. М.: 1981. С.179−194. 51.ЗандерЛ. Бог и мир. (Миросозерцание о.С.Булгакова). В 2-х тт. Paris: 1948.
- Зенъковский В.В. История русской философии, в 2-х тт. Л.: 1991.
- Зенъковский В.В. Метафизика всеединства о.П.Флоренского и о.С.Булгакова. // Зенъковский В. В. История русской философии, в 2-х тт. Л.: 1991. Т.2, ч.2, ra. VI, с.180−201).
- Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Paris: YMCA-Press, 1991.
- Згшмель Г. Гете (пер. А.Г.Габричевского). М.: 1928.
- Золотой век русской живописи. СПб.: 1992. С. 244.
- Зоткина О.Я. Символ в онтологии творчества о.П.Флоренского. М.: 1991.
- Иванов А.Г. Концепция культуры о.П.Флоренского. Минск: 1990.
- Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: 1994.
- Иванов Вяч. Архивные материалы и исследования. М.: 1999.
- Из наследия о.П.Флоренского.//Контекст-91. М.: 1991. С.3−100
- Из переписки С. М. Романовича.//Сб. «Маковец». М, 1994. С.91−95
- Из воспоминаний Л. Жегина о В.Чекрыгине. // Панорама искусств, 10. М.: 1987. С.195−233.
- Илюхина Е.А. Художественное объединение «Маковец». // В сб. «Маковец». М.: 1994. С.5−19.
- Искусство (журнал): № 1, 1923- № 2, 1925. М.: ГАХН.
- Кандинский В. О духовном в искусстве. Л.: 1989.
- Кандинский В. К вопросу о форме. // Сб. «Синий всадник». М., 1996. С.49−67.
- Кандинский В. О сценической композиции. // Сб. «Синий всадник». М.: 1996. С.68−75.
- Кандинский В. Куда идет «новое» искусство. Тексты В. Кандинского 1910−1915 гг. // Наше наследие'37, 1996.
- Кандинский В. Тезисы к докладу «Основные элементы живописи» // Вопросы искусствознания IX (1/94). С. 300−303.
- Киселев М.Ф. Искусство С.Романовича. // Сб. материалов «С.М.Романович». Каталог выставки. М.: 1994. С.119−128.
- Киселев М. Символизм и модерн в художественной культуре к.Х1Х н. ХХ вв. Проблема стиля. // В сб. С. И. Мамонтов и русская художественная культура второй половины XIX века. -ГТГ. Тезисы докладов научной конференции. М.: 1992. С.50−52.
- КиселевМ. Проблемы московского модерна. М.: 1991.
- Ковалев А. «Маковец». Союз художников и поэтов «Искусство-жизнь». // Искусство, № 12, 1987. С.32−41.
- Комаровский В. Письмо об иконописи. // В сб.: Православная икона. Канон и стиль. М.: 1998. С. 150−160.
- КравецС.Л. О красоте духовной. М.: 1990.
- Лавров А.В. Архив П.П.Перцова. // Ежегодник. Рукоп. отд. Пушкинского Дома на 1973 г. Л.: 1976. С. 25−50.
- Лапшин В.П. Из истории художественной жизни Москвы 1920-х годов. «Маковец». Союз художников и поэтов «Искусство-жизнь». // В сб.: Советское искусствознание'79, вып.2. М.: 1980.
- Лапшин В.П. Произведения советских художников 1920-х гг. в Копенгагене. // Искусство, № 12, 1973. С.28−35.
- Ларионов А.И. Эксперимент в области пластики. // РГАЛИ, ф.941, оп.17, ед. хр.2, л.Ю. 1 янв. 1923.
- Ларионов А.И. Основные проблемы хореологии. // РГАЛИ, ф.941, оп.17, ед. хр.2, л.128. 30 апр. 1925.
- Левитин Е.С. Об искусстве В.Н.Чекрыгина. // Вступит, статья. Каталог выставки «В. Н. Чекрыгин. Рисунки». М.: 1969.
- Левицкий С. Очерки по истории русской философии. М.: 1996.
- Лосев А.Ф. Вл.Соловьев. М.: 1994.
- Лосев А. о П.Флоренском. //Контекст. М.: 1990.
- ЛосскийН.О. История русской философии. М.: 1991.
- Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М.: 1992.
- Маковский С. На Парнасе Серебряного века. Мюнхен: 1962.
- Маковский С. Портреты современников. Силуэты русских художников. М.: 1999.
- Масалин Н. Кандинский и русская религиозная традиция. // Вопросы искусствознания, 1/93. С.60−73.
- Мережковский Дм. Сб. «Символы». СПб.: 1892.
- Минц 3. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов. // Ученые записки Тартусского университета, № 459,1979. С. 76−120.
- Мислер Николетта. Хореологическая лаборатория. // Вопросы искусствознания, XI (2/97). С.61−69.
- Михайлов А.В. Эстетические идеи немецких романтиков. // Сб. Эстетика немецкипх романтиков. М.: 1987. С.37−51.
- Михайлов Б. О современном эстетизме. Вестник РХДД, № 134, 1981. С. 246−270.
- Молок Ю., Костин В. Об одной идее «будущего синтеза живых искусств». // Советское ис-кусствознание'76, вьш. 2. М.: 1977. С.287−305.
- Мочалов Л. Пластическая система В.В.Стерлигова как симптом сакрализации культуры. // Вопросы искусствознания, 1/95, с.226−245.
- Мочулъский К. А.Белый. Томск: 1997.
- Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: 1995.
- Нагорная Л.Д. Богочеловечество в русской религиозной философии. М.: 1996.
- Недович Д.С. Задачи искусствоведения. Вопросы теории пространственных искусств. -ГАХН. Секция пространственных искусств, вып.2. М.: 1927.
- Недович Д. Пластическая екфатика. Теоретические основы атрибуции скульптуры. -ГАХН. Секция пространственных искусств, вып.2. М.: 1927. С.49−92.
- Никитин A.JI. Мистические общества и ордена в России (1920−1930 гг.). М.: 1998.
- Никитин A.JI. ЛА.Никитин (1896−1942). //Панорама искусств, 12. М.: 1989. С.241−261.
- Никитин J1.A. Храмовое действо как синтез искусств (свящ. П. Флоренский и Н. Федоров) // Вестник РХДЦ, № 153, с.51−73.
- Нуссберг Л. Пафос Малевича нездешнее пространство. // Вопросы искусствознания’ГХ (2/96), с.460−478.
- Отчет ГАХН 1921−25. М.: ГАХН, 1926.
- Павленко A.M. Место и роль науки в миросозерцании П.Флоренского. // Сб. Наука в зеркале философии XX века. М.: 1992. С.96−110.
- Перельмутер В. Актер как разновидность человека. // Вопросы искусствознания, XI (2/97). С.69−83.
- Перцева Т.М. В.Кандинский и ГАХН.//В.В.Кандинский. Каталог. Л.: 1989. С.71−93. 113 Перцов П. Новый путь. // «Новый путь». 1903, янв.
- Переписка о.П.Флоренского. Письма № 29, № 54 (переписка с А. Белым). // Вестник РХДЦ, № 114, 1974. С. 149−168.
- Переписка Вяч. Иванова с о.П.Флоренским. // Вяч.Иванов. Архивные материалы и исследования. М.: 1999. С.93−120.
- Переписка Вяч. Иванова с о.П.Флоренским. // Вестник РХДЦ, № 114, 1974. С.149−168 (письмо № 32).
- Переписка П. А. Флоренского с Ф. Д. Самариным. // Вестник РХДЦ, № 114, 1974. С. 157−159.
- Письма В. Чекрыгина Н.Пунину. // Сб. «Маковец». М.: 1994. С.89−92.
- Полева Н. Проблема внутренней формы в трудах ученых ГАХН. // Вопросы искусствознания, (1/98). С.280−294.
- Половинкин С.М. о.П.Флоренский: Логос против Хаоса. М.: 1989.
- Пути и миражи русской культуры. СПб.: 1994.
- Проблема художественного творчества в истории русской эстетической мысли XIX н. ХХ вв. М.: 1983.
- Радлов 3. Очерк истории русской философии. Петроград: 1920.
- Ракитин В. Сила образного драматизма. // Искусство, № 10, 1971. С.33−39.
- Редько К. Воспоминания о В.Чекрыгине. // Искусство, № 10, 1971. С.39−41.
- Розанова М. «Пространство книги». В.Фаворский. // Декоративное искусство, № 8. М.: 1973. С.28−33.
- Романович С. О личности художника в его творчестве. // В кн.: Делать живопись, которая остается. Выставка произведений С.Романовича. Воронеж, 1990.
- Романович С. «О реализме». // Жур. «Маковец», № 2, 1922.
- Романович С.М. Об искусстве. // С. М. Романович. Каталог. М.: 1994. С.7−16.
- Россия и гнозис.-Материалы конференции. М.: 1996.
- Русакова A.A. Символизм в русской живописи. М.: 1995.
- Сабанеев Л. Психология музыкально-творческого процесса. // Искусство (журнал), № 1, 1923. М.-.ГАХН. С.195−212.
- Сарабъянов Д.В. Русский авангард перед лицом религиозно-философской мысли. //Вопросы искусствознания' 1.- 1993. С. 7−21.
- Сарабъянов Д.В. Ситуация разрыва в истории русского искусства. // Сб. ст. Введение в храм. M.: 1998.-С.602−606.
- Сарабъянов Д.В. К вопросу о символизме в русской живописи K.XIX н. ХХ вв. // Вестник МГУ, № 3, серия 8 (история). 1982. С.34−36.
- Сарабъянов Д.В. ПКузнецов и традиции русской живописи. // Искусство, № 1, 1979. С.27−37.
- Сарабъянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х-начала 1910-х гг. Очерки. М.: 1971.
- Сарабъянов Д. Символизм в России. (О выставке «Символизм в России 1890 1930», М., 1990). // Творчество, № 5, 1991. С.1−7.
- Сарабъянов Д.В. Творчество Кандинского в контексте научной и философской мысли XX века. // Русский авангард в кругу европейских культур. М.: 1994. С.27−41.
- Сарабъянов Д.В. Ст. о В.Кандинском.//В.В.Кандинский. Каталог. Л.: 1989. С.35−46.
- Сарабъянов Д.В. Кандинский и русская икона. // Сб. Многогранный мир Кандинского. М.: 1998. С.42−49.
- Сарабъянов Дм. В.Кандинский в русском контексте. // Вопросы искусствознания, 1/97. С.353−397.
- Сарабъянов Д.В. М.Ларионов и художественное объединение «Маковец» // Вопросы ис-кусствознания'УШ (1/96). С.490−501.
- Сарабъянов Д. Русская живопись. Пробуждение памяти. М.: 1998. С.306−321.
- Сб.: «Казимир Малевич. Поэзия». М.:2000.
- Сб.: «О России и русской философии культуры». М.: 1990.
- Сб.: «София» (Проблемы духовной культуры и религиозной философии). // Под ред. Н. А. Бердяева. Т.1 (Обелиск). Берлин: 1923).
- Сб.: Православие и культура. Берлин: 1923.
- Сб.: Русская религиозно-философская мысль XX в. // Под ред. Н.Полторацкого. Питерс-бург: 1975.
- Сб.: Искусство романтической эпохи. М.: 1968.
- Сб.: Проблемы романтизма. М.: 1971.
- Сб.: Эстетика немецких романтиков. М.: 1987.
- Сб.: Книга о Вл.Соловьеве. М.: 1991.
- Сб.: ARS poetica. (Сб. статей под ред. М.А.Петровского), т.1. М.: ГАХН.
- Сб.: Русская художественная культура k. XIX н.ХХ в. (1895−1907). Кн.2. М.: 1989.
- Сборник материалов по истории объединения «Маковец» (1922−1926). (Устав общества- дневниковые записи- письма, анкеты, автобиографии- воспоминания). М.: 1994.
- Селиванов С.А. Концепция творчества в эстетике русского символизма. М.: 1993.
- Сидоров А. Искусствознание за 10 лет в СССР. // Российская Ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (Институт археологии и искусствознания). -Труды секции искусствознания, II. М.: 1928. С.5−16.
- Сидоров А. Портрет как проблема социологии искусств. // Жур. Искусство, кн.2−3. М.: ГАХН, 1927. С.5−16.
- Сидоров А. Основоположения истории искусств.//Жизнь, № 1, 1922. С.181−187.
- Сидоров А. Осязательный момент в истории живописи. // Жизнь, № 2, 1922. С.78−100.
- Сидоров А. Очередные задачи искусства танца. // Театр и студия, № 1−2, 1922. С. 14−17.
- Сидоров А. Новый танец. //Красная нива, № 52, 1923. С. 19−20.
- Символизм в России. СПб.: 1996.
- Слесинский Р. Философия культа по учению о.П.Флоренского. // Вестник РХДЦ № 135 1981. С.39−53.
- Соколов Б. Контрапункт «Великого Завтра» и поэтический альбом В.Кандинского «Звуки» // Вопросы искусствознания, 1/96. С.397−412.
- Степун Ф. Природа актерской души.//. Искусство (журнал), № 1, 1923. М.: ГАХН. С. 143 171.
- Степун Ф. Театр трагического действия. (Доклад Ф. Степуна о театре). // В кн.: Ф.Степун. Бывшее и несбывшееся. Paris: 1971. С. 229.1.СтернинГ.Ю. Художественная жизнь России 1900−1910-х гг. М.: 1988.
- Стернин Г. Ю. Проблема «реальности» в изобразительном искусстве XIX в. // В кн. «Советское искусствознание'77». Вып. 1. М.: 1978.
- Стернин Г. Ю. К вопросу о путях самоопределения символизма в русской художественной жизни 1900-х гг. // В кн.: Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX-началаXXвв. М.: 1984.
- Суриц Е. Н.С.Позняков и Е. В. Яворский. Работа в области теории и практики танца. // Вопросы искусствознания, 1/98. С.318−329.
- ТарабукинН. Смысл иконы. М.: 1999.
- ТарабукинН. Опыт теории живописи. М.: 1923.
- Темпест Р. П.А.Флоренский и оккультизм. // Символ, № 20, 1988. С.237−241.
- Трубецкой E.H. Миросозерцание Вл.Соловьева, в 2-х тт. М.: 1995.
- Трубецкой Е. Прообраз храмового человека. // В сб.: Православная икона. Канон и стиль. М.: 1998. С. 142−143.
- Трубецкой Е. Символика красок. // В сб.: Православная икона. Канон и стиль. М.: 1998. С. 190−196.
- Трубецкой Е. Вселенная как мир всей твари. // В сб. Православная икона. Канон и стиль. М.: 1998. С. 446−448.
- Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Новосибирск: 1991. ХЪЪ.УправителеваМ. Философские взгляды Вяч.Иванова. М.: 1993.
- Фаворский В. О художнике, о творчестве, о книге. М.: 1986.186 .Фаворский В. О композиции. // Декоративное искусство, № 7. М.: 1965. С.8−14.
- Фаворский В. Образ в пространственном и словесном искусстве. // Декоративное искусство, № 9. М.: 1971. С.20−24.
- Федоров (Н.) и современность. Очерки. Вып.2. Харбин: 1928. // В кн. М.Ильин. Этюды о русской культуре. М.: 1998.189 .Флоренский П. Собрание сочинений в 2-х тт. М.: 1990.
- Флоренский П. Иконостас. М.: 1994.191 .Флоренский П. Собрание сочинений в 4-х тт. М.: 1994.
- Флоренский П. Из богословского наследия. //Богословские труды. Вып. 9. М.: 1972.
- Флоренский 77. Троице-Сергиева Лавра и Россия. // Ссоч. в 4-х тт. М.: 1994. Т.2, с.352−370.
- Флоренский 77. Храмовое действо как синтез искусств. // Ссоч. в 4-х тт. М.: 1994. Т.2, с.370−383.
- Флоренский 77. Письмо Н. П. Киселеву.//Ссоч. в 4-х тт. М.: 1994. Т.2, с.411−414.
- Флоренский 77. Небесные знамения.//Ссоч. в 4-х тт. М.: 1994. Т.2, с.414−418.
- Флоренский П. О реализме.//Ссоч. в 4-х тт. М.: 1994. Т.2, с. 527.
- Флоренский 77. Предисловие к книге Н.Я.Симонович-Ефимовой «Записки петрушечника». //Ссоч. в 4-х тт. М.: 1994. Т.2, с. 532.
- Флоренский 77. Simbolarium.//Ссоч. в 4-х тт. М.: 1994. Т.2, с. 564−591.
- Флоренский 77. Письмо «в достохвальный «Маковец». // Ссоч. в 4-х тт. М.: 1994. Т.2, с.628−630.
- Флоренский 77. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. // оЛ.Флоренский. Собрание сочинений в 4-х тт. М.: 1999. Т.4
- Флоренский 77. Цвет и звук. // В сб.: Православная икона. Канон и стиль. М.: 1998. С. 204−207.
- Франк С. Дух наследия Вл.Соловьева. // В сб. Вестник РХДЦ, № 121, 1977., С.173−181.
- Фудель С. Наследство Ф.Достоевского. // Вестник РХДД, № 152, 1988. С.55−81.
- Фудель С. Воспоминания об о.П.Флоренском. Paris: YMCA-Press, 1988.
- Харджиев Н. Неведомые шедевры. Памяти Петра Бромирского. // П.Бромирский. Каталог. Москва: 2000. С.7−10.
- Хоружий С. После перерыва пути русской философии. СПб.: 1994.
- Хронология. (Жизнь и творчество В.Н.Чекрыгина). // В сб.: «Маковец». М.: 1994. С.93−97.
- Цирес А.Г. Язык портретного изображения. // В сб. Искусство портрета (под ред. А.Г.Габричевского). М.: ГАХН, 1928. С.86−159.
- ЧекрыгинВ. Наш пролог.//Сб. материалов «Маковец». М.: 1994. С.54−57.
- Чекрыгин В. О намечающемся новом этапе общеевропейского искусства. // Жур. «Маковец», № 2, 1922- ЦГАЛИ, ф. № 22 830, 1 ед. хр. 142, л. 12.
- Чекрыгин В. Из дневниковых записей 1921г. // Сб. «Маковец». М.: 1994. С.70−76.
- Шатских А. П.И.Бромирский. Скульптор, живописец, график. // П.Бромирский. Каталог. Москва: 2000. С.27−46.
- Шатских А. К.Малевич и поэзия. // В сб.: «К.Малевич. Поэзия». М.:2000. С.9−62. 215 Шапошников Б. Апостол большого искусства. // Жур. «Маковец», № 2, 1922. С.8−10.
- Шапошников Б. Эстетика числа и циркуля. М.: 1926.
- Шеллинг Ф. Философия искусства. СПб.: 1996.
- Шишкин А. О «границах искусства» у Вяч.Иванова и о.П.Флоренского. // Вестник РХДД, № 160. С.118−134.
- Элисс. Русские символисты. Томск: 1997.
- Энциклопедия символизма (под ред. Жана Кассу). М.: 1998.
- Эрберг К Цель творчества. М.: 1913.
- Юон К. Непреходящие ценности в живописи.// Искусство, № 1, 1923. С.262−277.
- Яворский Б. Основные элементы музыки. //. Искусство, № 1, 1923. М.: ГАХН. С.213−221.