Педагогическое взаимодействие коррекционного учреждения и семьи в реабилитации детей с нарушением слуха
Диссертация
Методологической основой исследования являются концептуальные теории о человеке как существе психосоциальном (H.A. Бердяев, Ю. Г. Волков, А. Маслоу, А. Г. Спиркин, Э. Эриксон и др.), о роли социальной среды в формировании личности (JT.C. Выготский, Д. Б. Зайцев, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) — идеи социализации (В.В. Коркунов, H.H. Малафеев, Г. Селье и др.) — научные положения… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы педагогической работы с семьями, имеющими детей с патологией слуха
- 1. 1. Социально-философские, педагогические, исторические аспекты процесса воспитания детей с особенностями в развитии
- 1. 2. Педагогический подход к проблемам семей, воспитывающим детей с нарушением слуха, проживающих в Республики Саха (Якутия)
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. Организация педагогической деятельности реабилитационных учреждений с семей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха
- 2. 1. Организация деятельности реабйлщационных учреждений с семей, имеющей ребенка с нарушением слуха
- 2. 2. Анализ результатов комплексного обследования семей, воспитывающих детей с нарушением слуха в Республиканском центре реабилитации слуха и речи, г. Нерюнгри
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА III. Организация взаимодействия реабилитационного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха
- 3. 1. Основные направления работы с сеМьеД, имеющей ребенка с нарушением слуха в РЦРСиР
- 3. 2. Выявление эффективности разработанного направления
- Выводы по третьей главе
Список литературы
- Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1988. -416с.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. / Редкол.: С. Ф. Егоров и др. — М.: Высшая школа, 1984. -140 с.
- Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2-х т. М.: Высшая школа, 1994.- т.1. — 462 с.
- Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании.-М.: «Владос», 1998.
- Бабашин С.Д. Основные тенденции развития школы и просвещения Древней Руси (Х- первая половина XIII.): Диссертационное исследование. -Киев: 1985.
- Батов Г. Н. История обучения слабослышащих детей в России: Авто-реф. дис.канд.наук/ Моск. гос. открытый пед. ун-т, М.: 1998.-16 с.
- Басова А.Г. История глухонемых / Под ред. Ф.А. Pay. М.: Учпедгиз., 1940.-128 с.
- Басова Н.И., Егоров С. Ф. История сурдопедагогики. М.: Просвещение, 1984.- 295 с.1
- Басова А.Г., Геранкина А. Г. Исторические данные об отношении сурдопедагогов к дактильной и жестовой форме речи в обучении глухих // Вопросы сурдопедагогики. М.: 1970.
- Белинский В, Г. О детских книгах. Избранные педагогические сочинения. М.: 1982.- С. 64−101.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. (Программа «Обновления гуманитарного образования в России»). -М.: Социальное здоровье России, 1994. 221 с. 1 2. Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. М.: Просвещение, 1985.
- Бердяев H.A. Самопознание. М.: Книга, 1991, — 445с.
- Белкин A.C. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 2000, -161с.
- Боговарова В.А. Социально-педагогические условия совершенствования семейного воспитания в период современного развития общества. — Казань, 1993.
- Большая советская энциклопедия // Под ред. Прохорова A.M. -Т.23. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1976. С. 244. С. 463.
- Большой толковый психолого-педагогический словарь. Под редакцией Артура Ребера. Вече. ACT М.: 2000.
- Бондаренко Г. И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей // Дефектология. 1999.- № 3. — С.15−23.
- Боскис P.M. Мимическая речь глухонемых // Глухие и слабослышащие дети. М.: Учпедгиз, 1963. — С.110 — 114.
- Брызгалов М.В. Совершенствование коррекционно-образовательной работы с глухими и слабослышащими детьми в условиях специализированного центра реабилитации детей с нарушением слуха. Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. — 188с.
- Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь // Народный университет. М.: Знание, 1984. С. 16−19.
- Вишневский В.А., Воскресенский Б. А. Некоторые аспекты медико-педагогической работы с родителями больных ДЦП. Вопросы клинической психиатрии: Тез. докл. Кемерово, 1985.
- Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек. М.: Гардарики, 1999. — 520с.
- Воспитание ребенка в семье. От трех до семи лет. (Книга для родителей)/ Под ред. Флериной Е. А. МОСКВА, 1950. С. 12−24.
- Всеобщая Декларация прав человека //Лит. Газета. 1989.25 января (№ 4).
- Власова Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Учпедгиз, 1973.
- Волосовец Т.В. Проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе. Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушением слуха/ Под ред. Никитина М. И. СПб.: «Образование», 1997. С. 270−273.
- Выготский Л.С. К вопросу о речевом развитии и воспитании глухонемого ребенка // Собр. соч.: 6 т. -М.: 1983. 5 т. 329 330с.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995.
- Герцен А.И. Избранные педагогические высказывания. -М.: 1951. -466с.
- Гузеев Г. Г. Общая психологическая модель поведения семьи в процессе консультирования // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей: Тез. докл. / под ред. И. Т. Власенко и др. М.: АПН СССР. 1990. С. 380−381.
- Декларация прав человека. Права ребенка: Основные международные документы. -М.: 1992.
- Детские дошкольные учреждения, образование, учреждения культуры и искусства в Республики САХА (Якутия) за 91 95 — 97 г. Официальное издание. г. Якутск. 1998. — С. 68 — 69.
- Дефектологический словарь/ Гл. ред.: Дьячков А. И. и др. М.: Педагогика, 1970. — 504 с.
- Дефектология. Современные проблемы обучения и воспитания. Сборник тезисов, статей юбилейной конференции. СПб. «Образование» 1994.
- Дошкольное учреждение и семья. Методическое руководство. М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2001. — 224 с.
- Дьячков А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей: Историко-педагогическое исследование. М.: Из’д- цо АПН РСФСР, 1957. -348с.
- Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. М.: Изд во АПН РСФСР, 1961.- 247с.
- Ертанова О.Н. Мы и особенные дети // Внешкольник, 1999 — .№ 9. -С.14−16.
- Ертанова О.Н. Мы и особенные дети // Внешкольнйк. 1999. — № 10. -С.23−27.
- Ермакович В.Д. Организация работы с родителями в специализированном дошкольном учреждении// Дефектология, № 2. 2000. — С. 28−37.5 1. Если Ваш ребенок не такой как друще. .НИИ Семьи Минтруда и социального развития РФ. М.: 1997.
- Жданов В.В. Школа центр для детей — инвалидов как один из путей развития социального образования //Дефектология, — № 6. 1996. — С. 3−7.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: «ПРОСВЕЩЕНИЕ», «ВЛАДОС», 1995. С. 5 — 13.
- За единство принципов воспитания детей в дошкольном учреждении и1семье: Из опыта работы //Под ред. Р. А. Курбатовой М.: 1982. — 176 с.
- Зайцев Д.В. Социологический анализ современной семьи России.// Дефектология. 2001. .№ 6. — С. 3 — 10.
- Дефектология, .№ 5. 2000. — С. 58−62.
- Замский Х.С. История олигофренопедагогики. 2 изд. М.: Просвещение, 1980.- 398с.
- Зыков С.А. Проблемы сурдопедагогики. Избранные труды. М.: «За-грей». -С. 180- 182.
- Инновации в российском образовании. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. М.: 2001. Изд — во МГУП. 178с.
- Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушени1ем слуха/ Под ред. Никитина М. И. СПб.: «Образование», 1997. 145с.
- Исенина Е.И. Родителям о психологическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. М.: Прогресс, 1999. — 80с.
- Использование и совершенствование новых методов и технологий в реабилитации детей инвалидов: Материалы научно-практической конференции 2000 г., г. Нерюнгри. — Якутск.: 2001. — 163с.
- Использование и совершенствование новых методов и технологий в реабилитации детей инвалидов// Сост. A.B. Данилов, У. П. Бурцева, Г. И. Харлампьев. Якутск. 2001. — 163 с.
- Канккунен А. Научитесь понимать меня. Руководство для родителей детей с нарушениями слуха. СПб.: 1997.
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — С. 270−652.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. С. 18. i
- Каткова И.П., Кузнецова В. В. Методические основы организации социальной работы в семьях детей инвалидов// Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992.
- Кащенко В.П. педагогическая коррекция. М.: 1926. 223 с.
- Ковалева J1.E. Микроклимат семьи. М.: Учпедгиз, 1979.
- Кожанова Н.Е. Учителя и родители партнеры в воспитании ребенка // Начальная школа, 2000. — С.33.
- Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., ACADEMIA, 2000. — 409 с.' i
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.-651 с.
- Коркунов В.В. Понятие «система специального образования»: теория и практические аспекты// Понятийный аппарат педагогики образования: Сб. науч. тр. Вып. 3. — Екатеринбург, 1998.
- Коркунов В.В. Региональные программы развития специального образования // Материалы российско- американского семинара по исключительным детям. Екатеринбург, 1993.
- Коррекционная работа в учреждениях для детей с недостатками слуха. РГПУ им. А.И. ГЕРЦЕНА. СПб.: 1992.
- Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики. Учебное пособие. М.: Изд-во Рос. Открытого ун-та РОУ., 1994. — 140с.
- Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М.: Учпедгиз, 1970.
- Корсунская Б.Д. О семейном воспитании глухого дошкольника// Дефектология.1971. № 2. • 1
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М.: ACADEMIA, 1999. 227с.
- Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей: история, методы, возможности (пер. с немецкого). М.: 2003
- Лезгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1988.-400 с.
- Леонгард Э.И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. Я не хочу молчать! Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. С. 96 — 101.
- Леонгард Э.И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М.: 1991.
- Леонгард Э.И. Ранняя слухоречевая абилитация детей с нарушениемслуха основа их полноценного включения в общество слышащих.// Про"блемы младенчества: нейропсихолого педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. М.: 1999. — С. 74 — 77.
- Лубовский В.И. Психические проблемы диагностики аномального развития детей / научное исследование. Йн-т дефектологии Академии пед. наук СССР-М.: Педагогика, 1989.- 104с.
- Ляпидиевская Г. В. О создании в России сети реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. № 1. -С.48−52.i
- Майрамян Р.Ф. Особенности невро^ческих расстройств в семьях умственно отсталых детей. III Всероссийский съезд невропатологов и психиатров: Тезисы докладов. М.: 1974. Т.2.
- Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. Дис. канд. мед. Наук. М.: 1976.
- Майрамян Р.Ф., Киреева JI.A. Психолого-педагогическая помощь семье. Педагогика, 1986. ' < ,
- Мазурова Н.В. Проблемы семьи, имеющей аномального ребенка. Сб. «Инновации в российском образовании» (Специальное коррекционное образование), МО и ПО РФ, Москва, 1999.
- Макаров П.В. Социально-педагогическая деятельность сельской школы Крайнего Севера Якутск. Изд-во ЯГУ, 1999. — 93с.
- Малофеев H.H. Специальное образование в России и за рубежом. 4.1 Западная Европа. М.: ПК «Федоровец», 1996. — 182 с.
- Малофеев H.H. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. -1996. -№ 1.- С. 3−10. ' < ,
- Макаренко A.C. Педагогические сочинения. М.: 1983. — 1986. — Т.1−8.
- Максимова З.С. Социальные вопросы помощи семьям, имеющим детей с нарушениями. Нерюнгри, Якутск: Изд — во ЯГУ, 2000. — 25с.
- Маллер А.Р. Педагог и семья ребенка-инвалида // Дефектология. 1995. -.№ 5. С.15−19.
- Марциновская Т.Д., Ярошевский М. Г. 50 выдающихся психологов мира. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 75 — 76.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М.: «Гуманитарный издательский центр ВДАДОС», 1997.
- Мастюкова Е.М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. М.: 1991. 153с.
- Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. М.: 1992.
- Матвеева O.A. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. М.: 2001.
- Микляева Ю.В. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 2001. .№ 4. — С. 77−80.
- Мишина Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. Методические рекомендации // Дефектология. 2001. — № 1. — С. 60−64.
- Монахов Н.И. Умом и сердцем. Мысли о воспитании // Изд. -во 4. М.: 1986.
- Морозов Н. Отклонения и помехи. (О воспитании аномальных детей в семье)// Семья и школа. 1989. № 10. — С. 10 — 17.
- Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие. -Пенза: Моск.пед.гос.ун-т., 1994. — 171с.
- Мудрик A.B. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия: В2т.-М, 1993. -Т.1. С.165−168.
- Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Воронеж. МО-ДЕКС, 1999.
- Национальная школа: концепции и технология развития. Доклады иматериалы международной конференции Якутска. 16 -21 марта 1993 г. / Подiред. Е. П. Жиркова. М.: «Просвещение», 1993. С. 238−241.
- Нещеретний П. И. Исторические корни и традиции русской благотворительности в России. -М.: 1993. — С. 21. ,
- Нигаев А.Н. Социально-бытовая характеристика семей. Имеющих умственно отсталых детей// Коррекционная учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. Свердловск, 1975. — Вып. 3. — 210с.
- Нигаев А.Н. Влияние социально-бытовых условий семьи ученика на воспитательный процесс // Совершенствование учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе. — Свердловск, 1983. С.66−70.1
- Нигаев Ш. Н., Шиврина Е. В. Социально-правовая защита детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие / Урал. Гос. пед. ун-т. Екате-рибург, 2002. — С.45−46.
- Новиков А. О менталитете Саха. Издание второе, дополненное. -Якутск. 1995. 147с.
- Носкова Л.П., Соколова Н. Д. Дошкольное воспитание аномальных детей // Дефектология. 1995. № 1.
- Образование, здоровье и социальная зашита детей и подростков с отклонениями в развитии. Под ред. Селявиной Л. К. М.: 2000.
- Оздоровление детей и реабилитация детей инвалидов: Тез. докл. рес-пуб. Научно-практической конф. — Якутск, 1999. — С. 3
- Опыт регионов России по внедрению комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Под общ. ред. М. В. Гордеевой, Н. И. Вшановой. Гос. НИИ Семьи и воспитания, М.: 2001.
- Пансини М. Верботональный метод реабилитации лиц с проблемами в коммуникации. Загреб. 1981.
- Петрова В. Г. Белякова И.В. Кто они дети с отклонениями в развитии? -М.: 1998.- 103с.
- Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. — С. 69−70. — С. 91.
- Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. М.: 1996.
- Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. Филипповского В. Я. М.: 1992.
- Попов Б. Н. Культура семейного воспитания народов Севера. Якутск. ПКФ «Сунгирь», 2000. — 63с.
- Попов Б.Н. Изменение семьи народов Якутии. Якутск. ГП НИПК «Са-хаполиграфиздат», 1994. — 139с.
- Попов Б.Н. Культура семейного воспитания народов Севера: прошлоеи настоящее. Якутск. ИСКРО PC (Я), 1993. — 61с.
- Права ребенка. Основные международные документы. М.: 1992.
- Проблемы и перспективы адаптации в обществе ребенка инвалида.
- М.: Институт социологии РАН, 1995.
- Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих дошкольников. М.: 1983, 1991.
- Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. М., 1971.
- Раку А.И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации школьников. Автореферат. М.: 1978. 20с.
- Pay Ф.А., Pay Ф. Ф. Воспитание глухого ребенка в семье. М.: 1970.
- Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: Опыт и проблемы. (Ассоциация работников социальных служб. Институт социальной работы). М.: 1997. — 198с.
- Ремизов А.А. Особенности социально-педагогического подхода к проблеме взаимоотношений государства и детей с ограниченными возможностями // Проблемы социальной адаптации. Владивосток. Изд-во ДВГУ, 2000.-С. 301−304. ' ' 1
- Рубан О. Возвращение из мира тишины // Приложение к газете «Первое сентября». 1974.
- Сабуров В.В. Технологическая модёль подготовки родителей для повышения коррекционной направленности воспитания в семье детей с нарушением интеллекта и пути ее реализации: Дисс.канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 196с.
- Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте. М.:1995.
- Семаго М.М. Социально -психологические проблемы семьи ребенка -инвалида с детства. М.: 1992. ' 1
- Семаго М.М. Особенности коррекционной работы с семьями, в процессе консультирования ребенка с отклонениями в развитии // Шк. здор. 1996. -№ 3. С. 40 — 54.
- Семаго М.М. Психологические и когнитивные детерминанты семьи в процессе медико-генетического консультирования // Дефектология. 1991.2.
- Семья в психологической консультации // Под. ред. А А. Бодалева, В.В.
- Столина. М.: Педагогика, 1989. 208с.
- Сивцева А.И., Мостахов С. Е., Дмитриева З. М. География Якутской АССР // Учебное пособие. Якутск,. 1984. — 168с.
- Соловьев В. Чтение о богочеловечестве. СПб.: «Худ. лит»., 1994. 524 с.
- Соловьев Н. Особым детям равные права на жизнь и развитие // Первое сентября. — 2001. — № 49.
- Социальная реабилитация детей’с ограниченными возможностями: социокультурные аспекты. М.: Социо-культурологический институт, 2000. 84с.
- Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: психолого-педагогический аспекты. М.: Ооцио культурологический институт, 2000. — 80с.
- Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: медико-социальные аспекты. М.: Социо культурологический институт, 2000. -82 с.
- Словарь по коррекционной педагогики и социальной психологии./ Сост. Новоторцева Н. В. 3-е изд., перерйботанное и дополненное Ярославль: «Академия развития», 1999. — 144 с.
- Солнцева Л.И., Хорош С. М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М.: ВОС, 1983.
- Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха // Сост. Л. И. Руленкова, В. М. Астафьева, И. П. Бессонова, A.B. Кушко, Москва, 2000.
- Социальная адаптация детей с нарушениями слуха на основе вербото-нального метода // Из опыта экспериментальной работы. АКАДЕМИЯ. АПК и ПРО, Москва, 2000. 100с., ,
- Спиваковская A.C. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. М.:1981.
- Спиркин А.Г. Философия: Учеб. пособие. М.: Гардарика, 2000. -С.583.
- Стребелева Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997. .№ 2. — С. 50 — 58.
- Ступникова JI.C. Воспитание глухого ребенка в семье. Киев, 1976.
- Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. М.: 1981.
- Сурдопедагогика / Под ред. М. И. Никитиной. М.: 1989. — 386 с.
- Сухомлинский В.А. Верьте в человека. М., 1960. — С.4−5.
- Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. — № 4. — С. 3−9.
- Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. 1999. № 3. — С. 30−36.
- Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. -М.: Издательство «Гном Пресс», 1999.-64с.
- Токарева С.Н. Социальные и психологические аспекты семейного воспитания. -М.:1989.
- Усанова О.Н. Психологические основы взаимодействия субъектов практической помощи детям с проблемами в развитии. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М.: 1996.1
- У санова О. Н. Дети с проблемами психического развития. М.: 1995.
- Ушинский К.Д. О воспитании чувств // Избранные педагогические сочинения.-М.: 1953. Т.1. — С.556−608.
- Цукерман И.В. Проблемы социализации выпускников специальных школ для детей с нарушением слуха // Дефектология, № 1. 1998.
- Чепурных Е.Е. Состояние и перспективы психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования // Дефектология, № 6. 1998. — С. 3−8.
- Шаповалова O.E. Методическое, пособие по психологии детей с проблемами в развитии. © БГПИ. 1997. 37с.
- Шеврыгин Б.В. Комплексная реабилитация детей с нарушением слуха. Методические рекомендации. —М.: Санкт -Петербург. 2001. — 341с.
- Шипицина JI.M. Старое и новое: социальная защита в России. Спб.: 1997.
- Шматко Н.Д. Коррекционная работа с глухими и слабослышащимиIдетьми раннего возраста // Всесоюзный институт переподготовки и повышения квалификации кадров образования АПН СССР.- М.: 1991. 4.1.
- Шматко Н.Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит. Кн. для воспитателей и родителей. М.: Просвещение, 1995.
- Эффективность деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей // Под ред. Холосова Е. И. М.: 1997. 117с.
- Юдина И.А. Становление коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в республике Саха (Якутия) и пути ее совершенствования: Дисс.канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. — 238с. Г
- Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука (пер. с немецкого). М.: 2003.
- Goldberg В. Family psychiatry and retarded child // Canad. Psychiat.Ass.J. 1992. Vol/7. № 3. P.140 146.
- Guberina P., Pansini M. Verbotonalna metoda i mjezina primjena rehabilitaciju sluha. ZAGREB, 1985.
- Guberina P. Premasiwaje psiho lingvistickih i psihoakustickih struktura u AVGS METODI // Poliklinika SUVAG, Zagreb. 1999.
- Davis C.H. The retarded child. What can the physician do? Vird. med. i1. Monthly, 1960. 1
- Olga Flass, Mirjana Kutlesa. Rad s roditeljema i slusno ostecenom djekom do trece godine zivota. SUVAG, 2/1 2 (1989): 113−120.
- Molony H. Parental reactions to mental retardation// Med. J. Aust.1971. Vol.1. № 17.
- Turnbull A.P.& Turnbull H.R. Families, professionals and exceptionality.-Columbus, ON: Merill.1986.1. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ1. Дата1.Ф.И. ребенка2. Год рождения3.Кем заполняется анкета
- Домашний адрес, телефон ', постоянная прописка, временная5. Родители:мать- ф.и.о., возраст, профессия, образование, род занятий на данный момент отец- ф.и.о., возраст, профессия, образование, род занятий на данный момент
- Кто еще живет вместе с ребенком или принимает участие в его жизни7. Количество детей в семье
- Жилищно-бытовые условия семьиквартира- комната/, количество комнат, есть ли у ребенка своя комната
- Были ли осложнения во время беременности /нужное подчеркнуть/: да нет не помню10. Какие по счету роды
- Роды / нужное подчеркнуть/ в срок, преждевременные, запоздалые
- Раннее развитие/нужное подчеркнуть/ соответствовало возрасту раннее с задержкой1. Сидеть начал смес.1. Стоять смес.1. Ходитьмес.13. Материальные условия
- Есть ли проблемы по трудоустройству
- Возраст матери при рождении ребенка
- Какие особенности развития Вашего ребенка вызвали тревогу
- Как давно Вы заметили проблемы в развитии Вашего ребенка
- Обращались ли к невропатологу? Когда и по какой причине в возрасте, в связи
- Наблюдались ли у других специалистов /каких/
- Дополнительные занятия в этом возрасте /нужное подчеркнуть/: массаж лечебная гимнастика плавание
- Какие особенности раннего развития ребенка /до 3 лет/ Вы еще могли бы отметить:
- Существуют ли в семье разногласия по взглядам на дальнейшую жизнь Вашего ребенка.1. Если «да», то между кем
- Были ли какие либо чрезвычайные ситуации в семье? Какова была реакция ребенка на эти события?
- Каковы Ваши отношения с супругом/ой/? (нужное отметить) — Сотрудничество, соревнование, конкуренция, равенство, т. д
- С какими трудностями сталкиваетесь в настоящее время в повседневной жизни, связанными с проблемами Вашего ребенка
- Каково отношение окружающих: (нужное отметить) — Сострадание, сочувствие, безразличие, отвержение, ненависть, т.д. к Вам и Вашему ребенку.
- Какого направления в воспитании Вы придерживаетесь: (нужное отметить) — Гиперопека, отвержение, безразличие, любовь, требовательность, и др.
- Как Вы оцениваете свои воспитательские способности / в баллах /- 10 наивысший- О низший
- Хватает ли Вам знаний по физиологии, психологии, педагогике и воспитании
- Если нет, то как Вы их пополняете
- Замечаете ли Вы новое, что появляется у Вашего ребенка? Если"да", то укажите, что нового в его развитии за последнее время?
- Общается ли Ваш ребенок с другими детьми?
- Если «да», то с детьми какого возраста предпочитает общение и почему?
- С кем из взрослых общается чаще всего Ваш ребенок?
- С кем ему нравится больше всего общаться?
- С какой целью и почему вступает в контакт Ваш ребенок: — удовлетворить потребность в еде и питье-- удовлетворить потребность в совместной деятельности/ в игре, рисовании и т. д./- удовлетворить познавательный интерес к окружающему миру.
- Что больше всего беспокоит Вас в развитии Вашего ребенка?
- Как Вы можете охарактеризовать Вашего ребенка: (нужное отметить) — капризный, веселый, любознательный, своенравный, боязливый, плаксивый, несмышленый, злой, агрессивный
- Что бы Вам хотелось изменить в Вашем ребенке?
- Где, кроме д/с, бывает Ваш ребенок, и как любит проводить свободное время
- С кем Ваш ребенок чаще проводит свободное время?
- К кому он чаще обращается со своими личными проблемами?
- Как обычно Ваша семья проводит выходные
- Конфликты между детьми разрешаются ими самими или при Вашей помощи
- Наказываете ли Вы ребенка и каким образом?- угол- ремень 1- лишение прогулок, сладостей, любимой игрушки др.
- Какие для Вашей семьи характерны способы поощрения детей (назовите) — похвала, покупка чего-либо, другое.51 .Принимает ли ребенок в настоящее время лекарства? Какие?
- Бывают ли реакции на пищу, запахи, пыль, лекарства (сыпь, отеки, затруднения дыхания)?
- Была ли реакция на прививки? (нужное подчеркнуть) да нет не знаю 53. Бывает ли слабость, головные боли? В каких ситуациях?
- Отмечается ли при волнении повышенная потливость, появления красных пятен, бледность?
- Часто ли пугается ребенок, дрожит, заикается при испуг, возбуждении, волнении?
- Бывают ли головокружения, неустойчивость при перемене положения тела, укачивание в транспорте?
- Бывают ли обмороки (при волнении, перенапряжении)?
- Какие особенности состояния здоровья или развития ребенка Вы могли бы добавить?
- Каковы взаимоотношения у Вас с воспитателем, учителем, реабилитатором?
- Что Вы хотели бы узнать и какие советы получить от нас?1. Социальный паспорт семьи
- Жилищно-бытовые условия в отдельной квартирев общежитиях в коммунальной квартире в частном доме в гостиницев др. жилищных условиях '1число нуждающихся в улучшении жилой площади.
- Специфика профессионального состава рабочие, служащие гос. учреждения и предприятия негосударственные и частные предприятия учащиеся, студентыинтеллигенциядоля лиц трудоспособного возрастапенсионеры инвалиды
- Образовательный уровень начальное образование неполное среднее среднеесреднее специальное высшее