Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-экономические проблемы становления и развития новой системы недропользования в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но для ее решения требуется взвешенный, терпеливый и целеустремленный подход, не имеющий ничего общего с политическими лозунгами и скоро-полительными заключениями о «распродаже Родины». Опыт ныне успешно развивающихся стран (той же Канады или Норвегии) показывает, что разумные и взвешенные меры по привлечению иностранного капитала, расширению роли национальных подрядчиков и соисполнителей при… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Основные черты современной мировой системы недропользования
    • 1. Исходные термины и понятия
    • 2. Основные черты современной системы недропользования
    • 3. Основные целевые установки главных субъектов процесса недропользования
    • 4. Особенности взаимоотношений субъектов недропользования в развитых индустриальных странах
  • Глава I. L Особенности и направления развития новой экономико-правовой среды системы недропользования
    • 1. Специальное экономическое пространство: тенденции изменения ценообразования и налогообложения в нефтегазовом секторе России 1992−1997 годах
    • 2. Изменение социально-правового пространства в ходе реформы
  • 1992−1996 годов *
  • Глава II. L Совместное ведение и разделение полномочий в сфере недропользования в России в современных условиях
    • 1. Региональное законодательство
    • 2. Соглашения о разграничении полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти и управления недропользованием
  • Глава IV. Формирование целей основных субъектов недропользования и механизм их взаимодействия
    • 1. Трансформация целей на федеральном уровне
    • 2. Изменение целей и приоритетов на уровне субъектов Федерации
    • 3. Общие особенности изменения взаимоотношений между субъектами системы недропользования

Социально-экономические проблемы становления и развития новой системы недропользования в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прошедшие годы были не только годами ухода от системы административно-командного централизованного планирования и управления экономикой, но и годами перехода к новым внутригосударственным отношениям, основанным на принципах федерализма. Одной из важнейших проблем, с которой столкнулась наша страна при проведении реформы внутригосударственных отношений и экономической реформы, стал вопрос о недрах, о роли и месте отношений в процессе недропользования при проведении политических и экономических преобразований.

Для России — страны с колоссальным природно-ресурсным потенциалом — вопросы развития отношений, связанных с предоставлением прав на пользование недрами и контролем за выполнением условий их предоставления, вопросы использования отношений в процессе недропользования для регулирования более широкого спектра социально-экономических процессов являются одними из важнейших. На наш взгляд, в ходе проводимых экономических реформ комплексный характер отношений в процессе недропользования, сфера их действия не осознаны и не использованы еще в достаточно полной мере.

Природные ресурсы составляют «естественную» основу всего экономического потенциала страны. Поэтому система связей и отношений, опосредующих вовлечение в хозяйственный оборот данной «естественной» основы, должна рассматриваться с более широких и комплексных позиций, чем те, которые преобладают в России в настоящее время. Одна из главных составляющих природных ресурсов нашей страны — запасы углеводородного сырья. В отношении управления этим важнейшим ресурсом, на наш взгляд, сложился весьма упрощенный подход: он все сводит к обеспечению потребности в топливно-энергетических ресурсах и нефтехимическом сырье, а также поступления средств в бюджеты различных уровней.

Несомненно, что ресурсы углеводородного сырья занимают среди всех минерально-сырьевых ресурсов ведущее положение не только с точки зрения важности для экономического суверенитета любой страны как с позиции удовлетворения различных производственных и бытовых потребностей, так и с точки зрения формирования необходимых финансовых ресурсов для всей экономики в целом. Правомерность такого взгляда на ресурсы углеводородного сырья в настоящее время ни у кого не вызывает сомнений, и он является преобладающим.

Вместе с тем отношения, связанные с определением статуса минерально-сырьевых ресурсов, подходами к распределению рентного дохода от добычи полезных ископаемых, процедурами и политикой по предоставлению прав на пользование недрами, демонополизацией и регулированием нефтегазового сектора экономики (особенно при продаже госпакетов акций крупнейших нефтяных компаний и полном их переходе в частную собственность), отражают важнейшие политические и экономические проблемы переходного периода. Именно многосторонний характер отношений, связанных с использованием ресурсов углеводородного сырья, позволяет говорить об их роли в решении более широкого круга, связанных с использованием ресурсов этого сырья, проблем, выходящих за пределы развития топливно-энергетического комплекса и процесса формирования доходов государственного бюджета.

Цель диссертационной работы — исследование социально-экономических аспектов становления новой системы недропользования в России.

Для реализации поставленной цели решаются следующие основные задачи:

• определить основные черты современной системы отношений недропользования;

• выделить особенности и направления развития новой экономико-правовой среды системы отношений недропользования;

• сформулировать принципы совместного ведения и разделения полномочий в сфере недропользования, в условиях становления федерализма;

• выявить характер изменения целей основных субъектов недропользования и механизмы их взаимодействия.

Предмет исследования. Предметом исследования является система социально-экономических отношений недропользования.

Объектом исследования выступает процесс формирования новых экономических субъектов системы недропользования.

Научная новизна состоит в следующем:

1. На основе эволюции собственности в системе отношений недропользования выявлены возможные разновидности преобладающих здесь форм собственности (системы собственности, основанные или на принципе захвата, или на принципе доступа, или на принципе предоставления прав и привилегий, или на принципе владения).

2. Обоснованы необходимость и критерии классификации хозяйствующих субъектов недропользования. Во-первых, в зависимости от функциональной роли того или иного субъекта системы недропользования. Во-вторых, в зависимости от формы собственности хозяйствующих субъектов (частные или государственные).

3. Определены экономико-правовая среда системы недропользования и ее две составляющие:

• общая экономико-правовая среда, имеющая универсальный характер и воздействующая на всю экономику;

• специализированная экономико-правовая среда, имеющая более узкий и предметный характер и связанная с определенным сектором экономики.

4. Раскрыты основные черты современного механизма системы недропользования и обоснована необходимость двоякого подхода:

• во-первых, «узкого» подхода, связанного собственно с предоставлением недр в пользование для разведки и/или разработки полезных ископаемых;

• во-вторых, «расширительного» подхода, связанного с определением места механизмов регулирования горных отношений в системе рычагов и регуляторов регионального экономического развития.

5. Выявлены особенности специального экономико-правового пространства, которые связаны с: наличием системы специального налогообложения нефтегазового сектораналогообложением прибыли (а не доходов), определяемой исходя из динамики цен нефти и газа и динамики издержек на их добычувысокой степенью прозрачности изъятия и распределения экономической ренты, содержащейся в цене реализации нефти и газавысокой долей заемных источников финансирования инвестиционных проектов, и др.

6. Доказано, что для современного механизма отношений недропользования является характерным смещение акцентов от чисто экономической оценки (ценности) к «социальной оценке» (ценности) ресурсов углеводородного сырья.

7. Определено, что среди целевых установок регионов (основных административно-территориальных единиц в составе федерации) должны доминировать социальные цели и приоритеты.

К их числу относятся:

• обеспечение стабильных налоговых поступлений в региональный бюджет;

• поддержание высокого уровня занятости не только на предприятиях нефтегазового сектора, но и в смежных и обслуживающих отраслях;

• охрана окружающей среды;

• создание условий и предпосылок устойчивого социально-экономического развития сырьевой территории в долгосрочной перспективе.

8. Показано, что общей тенденцией во всех государствах, имеющих федеративное устройство, является понижение уровня ведения и полномочий в области недропользования в пользу территорий и их органов власти.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее результаты позволяют определить пути совершенствования социально-экономических механизмов системы недропользования в России.

Апробация работы.

Результаты исследований нашли отражение в научных публикациях автора.

Основные положения работы использовались при разработке практических рекомендаций для формирования концепции управления нефтяным комплексом.

Структура работы.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Опыт лет, прошедших со времени ввода в действие нового законодательства (со времени принятия в 1992 году Закона РФ «О недрах»), показывает, что в целом развитие системы использования ресурсов углеводородного сырья идет по пути учета и отражения всех упомянутых выше факторов: политических, экономических и социальных.

Мыпридерживаемся той точки зрения, что в условиях нашей страны система недропользования должна являться важнейшим инструментом как федеральной, так и региональной экономической политики. В России минерально-сырьевой сектор играет чрезвычайно важную роль в экономике. И в последние годы, несмотря на продекларированный при подготовке реформ сдвиг в сторону высокотехнологичных и наукоемких отраслей, роль минерально-сырьевого сектора не только не уменьшилась, но, напротив, значительно возросла.

Специфика переходного периода накладывает на формирование системы недропользования, раскрытие и применение заключенных в ней возможностей, определенный отпечаток. Важнейшая особенность формирования новой российской системы недропользования связана с тем, что ее становление происходит не в условиях стабильно функционирующей экономики, а в условиях глубокого экономического кризиса. Эта особенность не позволяет в полной мере реализовать заложенные в системе недропользования возможности, связанные со стимулированием применения новых технологических решений не только в области поиска, разведки и разработки месторождения углеводородного сырья, но и в смежных отраслях и производствах.

Фискальная ориентация в налогообложении недропользователей препятствует развитию технико-технологической базы горнодобывающего сектора экономики и делает неэффективным освоение новых месторождений внутри страны. Последнее обстоятельство подталкивает российские компании к расширению зарубежных операций.

На наш взгляд, минерально-сырьевой сектор не должен выполнять функцию только финансового «донора» для поддержания неконкурентоспособных (в том числе наукоемких и высокотехнологичных) производств и отраслей, создавая условия для их вхождения в рыночные связи и отношений. Главная задача минерально-сырьевого сектора состоит прежде всего в том, что бы быть катализатором повышения конкурентоспособности всей российской промышленности.

Но для ее решения требуется взвешенный, терпеливый и целеустремленный подход, не имеющий ничего общего с политическими лозунгами и скоро-полительными заключениями о «распродаже Родины». Опыт ныне успешно развивающихся стран (той же Канады или Норвегии) показывает, что разумные и взвешенные меры по привлечению иностранного капитала, расширению роли национальных подрядчиков и соисполнителей при освоении природных ресурсов и их важнейшей составляющей — ресурсов углеводородного сырья — могут принести впечатляющие результаты. Примеры таких российских нефтегазовых проектов, как «Сахалин-1» и «Сахалин-2», программа освоения месторождений шельфа Баренцова моря, свидетельствуют о том, что и у нас в стране формируется свой собственный вполне разумный подход к решению аналогичных проблем.

Энергетические, финансовые и социально-экономические последствия вовлечения в хозяйственный оборот ресурсов углеводородного сырья, необходимо рассматривать в их взаимосвязи и стремиться к достижению определенного баланса. К сожалению, в переходный период в должной мере этого сделать не удалось: среди трех названных выше составляющих, несомненно, превалировала чисто фискальная. Безусловно, преобладал подход, согласно которому нефтегазовый сектор и топливно-энергетический комплекс в целом, несмотря на неплатежеспособность потребителей, должны давать необходимые энергоресурсы, а также обеспечивать поступление средств в бюджеты различных уровней.

К настоящему времени в России уже приняты и действуют основополагающие законодательные акты, проведены первые конкурсы и аукционы, но говорить о недропользовании как о целостной системе, на наш взгляд, еще преждевременно. К примеру, из 1020 разрабатываемых месторождений углеводородного сырья права на использование ресурсов, не более чем по 50 месторождениям, предоставлены в рамках нового механизма, т. е. по итогам аукционов и конкурсов. Правильнее говорить о том, что созданы некоторые ключевые моменты будущей системы: в области использования лецинзионно-го процесса, в вопросах гибкого фискального регулирования деловой активности недропользователей при освоении и разработке сложных объектов и месторождений, в формировании системы органов государственного регулирования и управления процессами недропользования и др.

Каков же на сегодняшний день главный результат применения новой модели недропользования в условиях переходной российской экономики? По нашему мнению, во многом благодаря своевременному введению новых принципов предоставления недр в пользование и новых принципов распределения доходов от эксплуатации ресурсов углеводородного сырья, благодаря расширению прав местных органов власти, общественных движений и организаций в решении вопросов об использовании ресурсов недр удалось избежать взрывного характера развития событий, резких и чрезвычайно острых конфликтов между всеми основными субъектами системы недропользования. В определенном смысле переход на новую модель недропользования (равно как и изменение экономической системы в масштабах всей страны) позволил предотвратить возникновение катастрофической ситуации как в самом минерально-сырьевом секторе, так и на территориях, благосостояние которых зависит от функционирования горнодобывающих производств.

Размеры российского минерально-сырьевого сектора и многоплановый характер проблем, которые приходилось решать в чрезвычайно сжатые сроки, пока еще не позволили в должной мере реализовать потенциал новой модели недропользования как одного из действенных инструментов экономического развития. Поэтому в дальнейшем прежде всего необходимо добиться изменения роли системы недропользования в экономических процессах — от роли стабилизирующего фактора перейти к роли одного из рычагов, обеспечивающих экономический рост.

На наш взгляд, необходимо также пересмотреть роль и место системы недропользования в регулировании экономики. К этому подталкивает и происходящая полная приватизация компаний нефтегазового сектора, переход государственных пакетов акций в руки частных собственников. Лицензия, дающая право на пользование недрами, в сочетании с лицензионным соглашением может и должна стать эффективным средством государственного (как федерального, так и регионального) влияния на процессы, происходящие в нефтегазовом секторе экономики России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Анатомия тендера // Финансы в Сибири. 1997. — № 1.
  2. Булыгин ВГорюнов В. О государственной собственности на природные ресурсы // Финансы в Сибири. 1995. — № 12.
  3. С.С. Налоговое регулирование в нефтяном комплексе // Энергетическая политика. 1996. — № 1.
  4. Концепция перехода Тюменской области на принципы самоуправления в условиях формирования рыночной экономики. Тюмень, 1990.
  5. Концепция управления нефтяным комплексом. -М: Минтопэнерго России. 1994.в. Крюков В. А., Севастьянова А. Е., Шмат В. В. Нефтегазовые территории: как распорядиться богатством? Новосибирск-Тюмень, 1995.
  6. В.А., Севастьянова А. Е., Шмат В. В. Утопическая идея или реальная надежда? Новосибирск: Ассоциация Банки Сибири, 1996.
  7. Н.Н. Как повысить эффективность нефтедобычи? // Нефть России. 1996. — № 5.
  8. Н.А., Игревский В. И., Вадецкий Ю. В. Нефтяная промышленность России в послевоенные годы. М.: ВНИИО-ЭНГ, 1996.
  9. М.И. Законодательство о нефти и газе тормозит отношения с иностранными инвесторами // Деловые люди. 1995. — № 6.
  10. М.И. Основы государственного регулирования отношений недропользования в России II Нефть и бизнес. 1996. — № 4.
  11. А. Основные принципы управления нефтяными ресурсами и стимулирование эффективной геологоразведки и эксплуатации:
  12. Материалы семинара «Нефтяная политика. Иностранные инвестиции в России». М., 1995.
  13. В.П. О ходе реализации концепции реформирования отрасли, системы недропользования и воспроизводства минерально-сырьевой базы // Минеральные ресурсы России: экономика и управление. 1997. — № 2.
  14. Переход к рынку. Концепция и Программа. М.: Министерство печати и массовой информации РСФСР, 1990.
  15. Э.М., ГомзиковВ.К, Фурсов А. Я. Управление запасами нефти. М.: Недра, 1991.
  16. Ю.К. Как поднять нефтегазовый комплекс? // Экономическая газета. 1992. — № 25.
  17. Шафраник Ю. К, Крюков В. А. Территории и нефтегазовые ресурсы проблемы формирования системы взаимосвязей в современных условиях // Энергетическая политика. — 1995. — Вып. 5−6.
  18. Ю. О проблемах лицензирования в недропользовании // Нефть, газ и право. 1995. — № 2/3.
  19. Экономические и правовые вопросы недропользования в России. Бюллетень. М.: Геоинформмарк. — 1996. — T.IY. — № 19.
  20. Cagliari Gabriele. Realization the value of oil-in the ground I I OPEC Bulletin. 1991. — № 4.
  21. Distribution of Alaska Petroleum Wealth / Institute of Social and Economic Research, University of Alaska. 1984. — Dec. R.S. — № 25.23 .DrouardC., Devaux-Chardonnel J. Legislation Miniere Francaise des Hydrocarbures / Soc. des Ed. Techniq. Paris, 1996.
  22. Drysek John S. Conflict and Choice in Resource Management: The Case of Alaska / Westview Press. Boulder, Colorado, 1983.
  23. Leistritz F. Larry, Detomasi D.D., Moore James and Murdoch Steve. Induced Multiplier Effects in Energy Resource Communities / MJM Publishing Company, 1982.
  24. Logsdon C.L. Alaska’s Relationship with the Major Oil Producers / Anchorage. University of Alaska, 1992.
  25. Middle East Oil and Gas / International Energy Agency. Paris, 1995.
  26. Mochammad Anwar A.S., SuyantoF.X., Zahar D. The indonesian Production Sharing Contract, its Development and Current Status, 1989.
  27. National Energy Strategy Powerful ideal for America. Executive Summary. — Washington. 1991/1992.
  28. Noreng O. The Oil industry and Government Strategy in the North Sea. London. Croom Helm, 1983.
  29. Noreng O. Oil and islam (The Social and Economic Issues). John Wiley & Sons LTD., 1997.
  30. Our Common Future (World Commission on Emvironmtnt and Development. Chair. G.H.Brutland). Oxford. Oxford University Press, 1987.
  31. Overview and Organization of Northen Land Use Planning. -Toronto. Governments of Canada and the NWT, 1985.
  32. Philips R.D. Oil & Gas Royalty and Taxation Principles. -Edmonton, 1992.
  33. Roggenkamp M. Oil & Gas: Netherlands Law ans Practice. -Chancery Law Publishing Ltd., 1991.
  34. Russian Social and Economic Impact Evaluation for Large-Scale Oil and Gas Investments Under Six Production Sharing Agreements. Moscow:
  35. Comittee for Productive Forcse and Natural Resources Russian Academy of Sciences Petroleum Adsvisory Forum, 1996.
  36. Van Meurs A.P.H. Petroleum Economics ans Offshore Mining Legislation / Elsevier Publ. Company. Amsterdam. 1971.
  37. Young Or an R. Resources Regimes: Natural Resources and Institutional Design. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1982.
Заполнить форму текущей работой