Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние системы социальной защиты детей-сирот на их социализацию

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности. проблемы исследования. Тема семьи, детства, сиротства и безнадзорности достаточно разработана как в зарубежной, так и в российской науке и литературе. Проблемы обездоленных детей привлекали и привлекают к себе взгляд исследователей и публицистов. Безусловное первенство по количеству публикаций по данной проблематике занимают педагоги, а также медики, психологи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. Теоретико-методологические основы жизнедеятельности и социализации детей, оставшихся без попечения родителей
    • 1. 1. Дети-сироты как социальная группа и основные проблемы ее жизнедеятельности в реформируемой России
    • 1. 2. Основные характеристики процесса социализации личности
  • ГЛАВА. Система попечительства как механизм социальной защиты детей-сирот
    • 2. 1. Социальная защита как инструмент социального управления
    • 2. 2. Зарубежный и отечественный опыт развития системы попечительства

Влияние системы социальной защиты детей-сирот на их социализацию (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Одной из важнейших задач государства в современный период глубоких социально-экономических преобразований является обеспечение эффективного функционирования систем, обеспечивающих социальную защиту тем категориям граждан, которые в наибольшей степени пострадали от «шоковой терапии» рыночных преобразований. К таким социальным группам, нуждающимся в помощи и поддержке, прежде всего, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Отправной точкой диссертационного исследования послужили проблемы, которые состоят в том, что существует некое противоречие между декларируемой и законодательно-поддерживаемой системой социальной защиты детей, подростков и молодых людей-сирот, с одной стороны, и реальной ситуацией — с другой (рост социального сиротства, беспризорничества, неустроенность детей, подростков и взрослых, нерешенность их жилищных вопросов и проблем трудоустройства). Многие молодые люди из числа детей-сирот в силу объективных и субъективных причин вступают в общество в пору совершеннолетия маргинальными членами (чужаками), оставаясь в этой среде на протяжении всей жизни. Это является результатом того, что за время своего взросления они не прошли в полной мере процесс социализации, или он был значительно деформирован.

Современная экономическая и социальная ситуация в России способствует росту числа сирот. Довольно большое число детей и подростков после окончания учебного заведения остаются неустроенными и часто не в состоянии самостоятельно решать свои проблемы. Из-за отсутствия жилья и средств на содержание детей-сирот в учреждениях профессиональной подготовки выпускники детских домов и школ-интернатов очень ограничены в выборе профессии. Проблема трудоустройства молодых людей часто не решается и с приобретением специальности.

Адаптация одиноких, лишенных родительского попечения и внимания молодых людей — как детей, так и подростков — носит проблемный характер на личностном и общественном уровне. Это во многом обусловлено их жизненным опытом, реальной социальной практикой: безнадзорность, бродяжничество, неадекватное воспитание в детском доме и др. Эти проблемы и обусловили актуальность исследования в прикладном аспекте.

Гармоничное «вхождение» сироты в общество по окончании интернатного учреждения и по достижении своего совершеннолетия напрямую зависит от знаний, умений и навыков строить социальные отношения, полученных в процессе его социализации. На процесс социализации детей-сирот оказывает влияние и система социальной защиты, которая формирует определенные условия социализации детей-сирот.

В настоящее время в стране сложилась определенная система социальной защиты детей-сирот. Однако, наблюдения показывают, что прежние формы и методы социальной поддержки оказываются неэффективными в современных условиях. Система социальной защиты не защищает сироту в необходимой мере и не обеспечивает надлежащих условий для осуществления процесса социализации ребенка, который начинается еще в раннем детстве и продолжается в течение всей жизни. Этим и определяется актуальность темы диссертации.

Степень разработанности. проблемы исследования. Тема семьи, детства, сиротства и безнадзорности достаточно разработана как в зарубежной, так и в российской науке и литературе. Проблемы обездоленных детей привлекали и привлекают к себе взгляд исследователей и публицистов. Безусловное первенство по количеству публикаций по данной проблематике занимают педагоги, а также медики, психологи и социологи. В подавляющем большинстве источников сиротство рассматривается как проблема детства, которая обрывается на периоде вступления в самостоятельную жизнь. На этапе самостоятельной жизни сироты, а тем более в период вступления в зрелую стадию жизни к этой проблеме практически не обращаются. v Проблемы сиротства в Российском государстве начали разрабатываться достаточно давно. Исторические аспекты сиротства подробно описывают российские авторы: Е. Д. Максимов, М. О. Ошанин, Н. В. Яблоков, В. В. Беляков, А. И. Довгалевская (см. 85, 121, 244, 9, 10, 39). Современные авторы — В. И. Брутман, М. Г. Панкратова, С. Н. Ениколопов, И. Н. Мальковская (см. 14, 15) — также возвращаются к истории решения проблемы призрения сирот, рассматривая современные тенденции борьбы с безнадзорностью, альтернативного попечения, решения проблем детей-сирот на государственном уровне. Работы, рассматривающие причины социального сиротства, делают акцент на изучении причин отказа матери от своего ребенка. Рядом авторов (И.П.Каткова, О. И. Лебединская, Е. В. Андрюшина (см. 61) установлено, что многие из женщин, бросающих своих детей, повторяют приобретенный в детстве дефектный стереотип поведения матери. Уровень материнской привязанности зависит от таких показателей, как материальное благополучие, образование, обеспеченность жильем, узость социальных контактов. В качестве одной из причин социального сиротства рассматривается юное материнство. Некоторые авторы (В.Е.Каган, И. С. Кон (см. 68, 69, 70, 71, 72)) проводят параллели между понятиями: социальная девиация, общество, семья, личностьраскрывают проблемы деградации семьи, роста социального неблагополучия, в том числе в детской среде (детский алкоголизм, наркомания, правонарушения и преступления).

В работах, рассматривающих состояние детей-сирот, отмечается, что эти дети теряют здоровье еще до рождения. На первом году жизни уровень заболеваемости у «отказных детей» максимален среди всех групп детей. В доме ребенка ситуация с их здоровьем усугубляется.

У брошенных детей, воспитывающихся в приютах, наблюдаются тяжелые деформации личности, самосознания и интеллектуального развития. Лишение материнской заботы ведет к задержке развития ребенкафизического, интеллектуального и социального — и может проявиться в виде симптомов психических и физических заболеваний. Все это сказывается на общем физическом развитии и здоровье, как в детском возрасте, так и в дальнейшей жизни. В работах, рассматривающих социальную дезадаптацию, выделяются социальные, психологические, биологические факторы риска, ведущие к социальной дезориентации. Дезадаптация детей связывается с явлением психической и социальной депривации: первая группа их обусловлена нарушениями функционирования социальной системы в целом, обострением существующих и возникновением новых противоречий на макросоциальном уровне (см. 120, 121, 125).

Детская безнадзорность рассматривается Г. В Лапиковой, С.А.Сидоренко-Стивенсоном (см. 171), как часть проблемы, в качестве следствия асоциальной семьи, общественных стрессов, неэффективной деятельности государственных социально-контрольных институтов (милиции, органов юстиции, школы, системы медицинского контроля, социальной защиты). v Современные ученые опубликовали большое количество научных трудов по вопросам теории и практики социальной работы. Над проблемами становления системы социальной работы в целом, в том числе и управлением развитием системы социального обслуживания детей-сирот активно работают В. И. Жуков, Л. В. Топчий, Е. И. Холостова и многие другие (см. 48, 49, 172,226,227).

Вопросами совершенствования социального управления в настоящее время активно занимаются М. В. Баглай, А. А. Беляев, Д. В. Валовой, Ю. Е. Волков, Н. Н. Гриценко, А. И. Пригожин, Г. В. Осипов, Г. И. Осадчая и др. (см. 20, 21, 114, 115, 116).

Соединение зарубежной теории и практики с объективными социально-экономическими, политическими и этнокультурными реалиями, сложившимися в нашей стране и в ее регионах, с учетом особенностей национального опыта и традиций, позволили ученым теоретически оценивать деятельность действующих систем социальной защиты, помощи и поддержки детей-сирот, разрабатывать и предлагать свои модели этих систем. Наиболее значительной из вышедших в последнее время работ является книга «Менеджмент социальной работы» (см. 93), в которой раскрываются основные функции управления, роль и значение целеполагания и планирования работы, информации в организации управления, эффективности управленческого труда. v/ Феномен сиротства рассматривается как .с позиций несовершенства в законодательной сфере, отсутствия целенаправленной политики работы с данной категорией детей, семьями. Дети — воспитанники детских домов — в виду различных психопатологий, имеют криминальную предрасположенность. Рядом авторов также изучается адекватность социального законодательства потребностям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (см. 13, 22, 53, 54).

Работам некоторых авторов присущ документализм, поскольку они сами занимались проблемами сирот, их работы могут послужить в качестве информационной базы (см. 29, 34, 35). v Можно сделать вывод, что изучена ситуация сиротства, бродяжничества, бездомности в младших возрастных группах, то есть до наступления совершеннолетия. Однако наступление совершеннолетия не решает само по себе те проблемы, с которыми сталкивается сирота. Это касается как жизненной ретроспективы, так и законодательства по развитию социальной сферы федерального, регионального и местного уровня. В реальной жизни это проявляется и в том, что отсутствует преемственность в деятельности государственных организаций, а «становление на ноги» человека-сироты часто не может быть доведено до конца как в силу экономической нестабильности, так и по причине субъективных недоработок. Однако эти проблемы остались практически не изученными.

Цель диссертационного исследования — на основе современной теории и методологии изучения проблем детей-сирот выяснить их основные проблемы жизнедеятельности, процессов социализации, определить влияние системы социальной защиты на эти процессы и наметить пути и способы решения проблем детей-сирот.

В соответствии с данной целью ставятся следующие задачи:

— определить специфику детей-сирот й детей, оставшихся без попечения родителей, как особой подгруппы в социальной системе общества;

— уточнить содержание процесса социализации детей-сирот, как процесса гармоничного вхождения индивида в общество;

— выделить особенности социализации детей, оставшихся без попечения родителей;

— изучить основные проблемы жизнедеятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях реформируемой экономики России;

— раскрыть механизм социальной защиты и его влияние на социализацию детей-сирот;

— изучить зарубежный опыт организации системы попечительства детей-сирот в целях его применения в отечественной практике с учетом российской действительности;

— раскрыть задачи и практическую роль социальной политики и системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раскрыть роль государства, гражданского общества в обеспечении их социальной защиты;

— сформировать выводы и рекомендации по решению основных социально-экономических проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих практическое значение для совершенствования исследуемого процесса.

Объект исследования — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, их потребности и основные проблемы жизнедеятельности.

Предмет исследования — влияние системы социальной защиты на процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях экономических реформ в России.

Теоретико-методологической основой работы послужили труды зарубежных и отечественных авторов по социологии, экономике, психологии, управлению, социальной работе, в которых в том или ином ракурсе исследуются проблемы детей-сирот, особенности социального управления в организации социальной работыкроме того, материалы пилотных проектов и исследований, проведенных по инициативе фондов «Евразия», TACIS, институтом «Открытое общество» и др. В работе использованы труды философов, экономистов, социологов, политологов, психологов, культурологов по проблеме исследования и близких к ней, в том числе и взгляды альтернативного характера. В работе учтена специфика социологического подхода к данной проблематике, которая заключается, прежде всего в том, что в центре внимания оказываются механизмы взаимодействия детей-сирот и общества, которые возникают и существуют в процессе их совместной жизни и деятельности, так и особенности функционирования социальной сферы общественной жизни, способствующей социализации личности.

В исследовании применялись методы логического и системного анализа, научной классификации, а так же социологические методы сбора данных (анкетирование, экспертный опрос, наблюдения).

В работе широко использовался диалектический подход, предполагающий рассмотрение изучаемого явления в исторической связи и основанный на изучении присущих данному предмету противоречий.

Эмпирическая база исследований. В своем исследовании автор опирался на объективные данные, содержащиеся в официальных статистических отчетах. Эти данные характеризуют, в основном, количественную сторону объекта изучения. v/ Автор использовал результаты анализа социологической информации, полученной на основе проведенных за период с 1995 по 2001 год исследований:

1. «Беспризорные дети в России». Обследование проводилось летом 1999 года в г. Новгороде и г. Гудово по инициативе фонда INED (Франция) и ИСЭПН (Россия). Выборка — 1300 детей в возрасте от 5 до 16 лет.

2. «Социальные последствия экономических преобразований и приватизации в Российской Федерации». Проект TACIS EDRUS 9410 в Российской Федерации. Время действия — декабрь 1996 года — март 1999 года.

3. «Адаптация и возможные модели мобильности детей-сирот». Исследование проводилось в июне 1999 — марте 2000 года Московским общественным научным фондом.

4. «Центральная и Восточная Европа в переходный период. Государственная политика и социальные условия». Исследование проводилось ЮНИСЕФ в 1997 году.

5. «Десять лет переходного периода». Проект MONEE/ ЦВЕ/ СНГ/ Балтия. Исследование проводилось ЮНИСЕФ за период 19 912 001 гг.

6. «Общественное мнение России. Экономика. Социальные проблемы». Исследование проведено Агентством региональных политических исследований (АРПИ), Национальным институтом социально-психологических исследований (НИСПИ), Агентством исследований социума и телерадиовещания (АИСТ) и исследовательской группой monitoring.ru за период с декабря 2000 по декабрь 2001 года. Исследование проводилось при участии автора.

Источниковой базой исследования послужили законодательные и правовые акты, нормативные и другие документы и материалы, действующие в области регулирования проблем социальной защиты детей-сиротположения, выводы и практические указания, содержащиеся в выступлениях официальных государственных лиц по рассматриваемым вопросам.

Научная новизна работы состоит, прежде всего, в том, что в работе на основе комплексного анализа выявлена взаимосвязь и острота социальных и экономических проблем жизнедеятельности детей-сирот, влияющих на процесс их социализации в условиях реформирования российского государства. Автор в числе первых рассматривает весь комплекс защиты детей-сирот, влияющий на их социализацию. Диссертант рассмотрел проблему социализации детей-сирот не только на этапе детства, но и на стадии вступления в сферу профессиональной деятельности. Автор рассмотрел проблему дезадаптации детей-сирот как регрессное социальное явление, а также пути локализации дезадаптационных девиантных процессов с целью изменения их полярности в сторону позитивного развития.

В диссертации содержатся следующие положения, выносимые на защиту:

— социализация детей, оставшихся без опеки родителей, зачастую не проходит традиционные этапы, характерные для других категорий населения. Отсутствие ряда активных субъектов социализации (семьи, здорового социального окружения и др.) не возмещается другими институтами и структурами;

— развитие экономики страны оказывает особое влияние на социально-экономическое положение детей-сирот, на уровень их жизни, систему социальной защиты, социальный статус, состояние занятости, а так же на специфику экономических и социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как особой социальной подгруппы в силу того, что родительское попечение и воспитание для них замещено государственным;

— деформации экономической и социальной сфер (система выплаты денежных пособий, финансирование интернатных учреждений, финансовая поддержка патронатных семей, здравоохранение, образование, культура) отрицательно воздействуют на положение детей, оставшихся без попечения родителей и на процесс их социализации, что приводит к тому, что воспитанники государственного интернатного учреждения по его окончании не готовы к вступлению в самостоятельную жизнь, так как в процессе социализации они не получают необходимого набора знаний, умений и навыков;

— существует взаимосвязь социально-экономического положения, жизненного уровня детей-сирот, способа их попечения с их социальным самочувствием, поведением в обществе на стадии вступления во взрослую жизнь и далее;

— отечественный и зарубежный опыт альтернативного попечения в осуществлении процесса социализации детей-сирот имеет существенные отличительные особенности, а порой и противоположные по своей сути, однако дает возможность обобщить и внедрить в отечественную практику (с учетом российской действительности) различные' варианты решения основных проблем жизнедеятельности детей-сирот.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе выводы и рекомендации могут быть использованы для дальнейшего более глубокого изучения процесса социализации детей-сирот и влияния системы социальной защиты на этот процесс. Результаты исследования могут быть использованы при разработке региональными и местными органами власти различных программ и планов работы по.

13 решению основных проблем детей-сирот и других категорий обездоленных детей, обеспечения их социальной защищенности.

Материалы диссертации могут оказать помощь при разработке учебных курсов для студентов, специализирующихся в области экономики, социологии, социальной работы, а так же в системе переподготовки кадров, в процессе преподавания учебных курсов: социальная политика, социальное управление, менеджмент социальной работы и т. д.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации изложены в публикациях автора в сборнике «Молодежь — надежда планеты!», «Кадры 21 века — для российской экономики» и других, докладывались на научно-практических конференциях и круглых столах, материалы диссертации использовались автором при чтении лекций по курсу «Социальная политика» для студентов 1 курса социально-экономического факультета Академии труда и социальных отношений (АТиСО). Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии АТиСО.

Заключение

.

Конституция Российской Федерации провозглашает социальный характер нашего государства, гарантируя государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В России термин «социальная защита» вошел в употребление с началом рыночных реформ: потребность в его использовании возникла, когда появилась настоятельная необходимость помощи гражданам, неспособным материально себя обеспечить. К такой категории людей относятся, в первую очередь, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Социальная защита детей-сирот — это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий, цель которых — поддержание уровня жизни детей-сирот в экстремальных условиях, содействие их адаптации к последствиям рыночных преобразований. Механизм социальной защиты реализуется на государственном (федеральном), региональном и местном уровне. В последние годы появились различные негосударственные общественные структуры, осуществляющие социальную поддержку детей-сирот.

Социализация детей-сирот, как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе, проходит, в основном в государственных интернатных учреждениях, что накладывает определенный отпечаток на этот процесс по причине того, что в процессе социализации детей-сирот исключен основной агент — семья. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными уже в первые годы жизни ребенка, воспитывающегося вне семьи. Главное различие социализации воспитанников интернатного учреждения от детей, воспитывающихся в семье, в различии и особых условиях, необходимых им для достижения того же результата. Для каждого этапа возрастного развития можно выделить задачи социализации, которые подразделяются на естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические и социально-экономические. Если какие-либо задачи социализации остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие человека, либо делает его неполным. Ребенок, воспитывающийся в интернатном учреждении, в большей степени подвержен влиянию девиантной и деликвентной сред. Таким образом, на определенном этапе он проходит регрессное развитие, процесс десоциализации — усвоения отрицательных социальных норм, не одобряемых обществом, но приемлемых для данной девиантной среды. Для предотвращения развития такого процесса необходим новый подход к системе как воспитания (создание института кураторства, омбудсмена, попечительского совета и др.), так и в целом социальной защиты детей-сирот.

Конвенция о правах ребенка, которую приняло наше государство, декларирует равные права и равные возможности детей в различных сферах жизнедеятельности. Несмотря на то, что дети-сироты имеют равные права и равные возможности с детьми, не лишенными родительского попечения, они имеют специфические трудности. Наиболее серьезные проблемы жизнедеятельности детей-сирот, характерные для всего общества, но имеющие свои особенности, это проблема овладения профессией, трудоустройство и жилищная проблема.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть возвращены в семью, передаться на воспитание опекунам или попасть на полное государственное обеспечение. Для социальной защиты детей-сирот создана система государственных интернатных учреждений: дом малютки (дом ребенка), детский дом, школа-интернат.

Модель попечения на базе государственных детских учреждений сформировалась в первые годы социализма и до сих пор преобладает в.

России среди иных форм альтернативного попечения. Однако в современных условиях система альтернативного попечения должна пройти кардинальное реформирование в следующих направлениях:

• улучшение качества жизни в существующих учреждениях;

• диверсификация или разработка альтернатив крупномасштабным учреждениям;

• переход к более широкой практике местных воспитательных программ с проживанием;

• переход к более широкой практике передачи на воспитание в семьи.

Попытки улучшить качество жизни в воспитательных учреждениях должны быть направлены на то, чтобы преодолеть изоляцию от общества, создать более домашнюю, напоминающую семью атмосферу. Каждое учреждение должно разрабатывать индивидуальный план воспитания, обучения и социализации ребенка в системе, выделять услуги для удовлетворения конкретных потребностей ребенка и проводить регулярные обзоры эффективности работы. Эти механизмы предназначены для того, чтобы более пристально контролировать поступление на воспитание и предотвращать самотек и стагнацию после того, как ребенок оказался в системе государственного попечения.

Долгосрочная стратегия должна быть более радикальной. Во-первых, необходимо радикально сократить большой и нарастающий приток детей во все виды заведений государственного попечения. Во-вторых, необходимо радикально изменить приоритетность различных вариантов при передаче детей на воспитание. В третьих, необходима более тесная координация усилий по ускорению и по улучшению показателей выбывания из учреждений.

Необходима новая ориентация, которая активно брала бы за основу потребность ребенка в семейном воспитании и исходила бы из реальных показателей эффективности различных форм воспитания на разных этапах жизни ребенка. Такая политика по нашему мнению должна включать в себя:

• активизацию практики передачи на воспитание в неродные семьи. Необходимо предотвращать первоначальное поступление детей в систему воспитательных учреждений путем расширения группы лиц, готовых принимать к себе детей на краткои долгосрочное воспитание и располагающих навыками обращения с детьми, особенно из младших возрастных категорий. Следует так же принять активную адресную политику в целях идентификации детей, уже проживающих в учреждениях, которые при умелой подготовке подошли бы для передачи на долгосрочное воспитание в неродные семьи. В свою очередь для этого потребуется активная поддержка людей, предоставляющих такие услуги, для того, чтобы не допустить сбоев в процессе передачи на воспитание.

• активизацию практики усыновления. Необходимо проводить энергичную адресную политику в отношении проживающих в учреждениях детей в возрасте старше трех лет, которые могли бы передаваться на усыновление до того, как наступит их «институционализация» и непримиримость. Для этого необходимо соответствующее законодательство и создание системы поддержки приемных родителей. Кроме того, необходимо создание централизованного банка данных детей, которых можно передать на усыновление с целью недопущения злоупотреблений в этой сфере.

• развитие программ воссоединения семей. Необходимо создание программ по оказании помощи родителям, желающим вернуть своего ребенка из воспитательного учреждения. При надлежайшей поддержке и активном поощрении родительских посещений дети на долгосрочном воспитании в меньшей степени утрачивают связь со своими семьями.

Все вышесказанное указывает на необходимость подготовки и реализации целостной и единой стратегии, увязывающей воедино воспитание в других семьях, воспитательные учреждения и усыновление. В свою очередь, эти формы работы требуют развития сферы социальной защиты и социальных мероприятий для оказания помощи при наборе и поддержке воспитывающих, с одной стороны, и отборе и подготовке детей, с другой Когда услуги в области внесемейного воспитания увязаны с программами поддержки семьи, континуум потребностей детей в уязвимых обстоятельствах можно удовлетворять за счет более эффективных пропускных механизмов, а так же за счет предоставления более широкого круга вариантов воспитания. Таким образом, отмеченный нами новый подход к социальной политике по отношению к детям-сиротам может существенно изменить ситуацию в деле социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. М., 1999.
  2. В.В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда. М., 1999.
  3. Адресная социальная помощь: теория, практика, эксперимент./ Под ред. Римашевской И. М. М., 1999.
  4. М. Экономика как наука. М., 1995.
  5. Г. М. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. М., 1996.
  6. М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. Ростов-на-Дону, 1998.
  7. А.В. Когда за спиною детский дом (спутник выпускника детского дома). М., 1999.
  8. Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению. М., 1998.
  9. В.В. Сиротские детские учреждения России. М., 1993. Ю. Белякова A.M. Охрана прав несовершеннолетних. М., 1993. П. Богомолов О. Т. Реформа глазами американских и российскихученых. М., 1996.
  10. Л.Ф. Регулирование занятости социально слабозащищенных категорий населения региона. Брянск, 1995.
  11. Е.Б. Дети в современном обществе. М., 1999.
  12. В.И. Причины социального сиротства. Аналитический взгляд на проблему// Социальная работа. 1994, № 2/5.
  13. В.И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей// Вопросы психологии. 1994, № 5.
  14. Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция, сущность. М., 1997.
  15. Валовой Д.В. XXI век: три сценария развития. М., 1999.
  16. В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. М., 1998.
  17. Возрастные стандарты социализации детей-сирот/ Под ред. Рыбинского Е. М. М., 1999.
  18. Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы// Социально-политический журнал. 1997 г. № 1.
  19. Ю.Е. Социальное управление как вид управленческой деятельности в общественных системах// Социально-политический журнал. 1997 г. № 3.
  20. Воспитание и развитие детей в детском доме/ Под ред. Ивановой Н. П. М., 1996.
  21. JI.C. Собрание сочинений: в 6-ти т/ Под ред. Эльконина Д. Б. М., 1984.
  22. М.Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку. СПб, 1995.
  23. Н.Н. Управление социальным развитием коллектива. Учебное пособие. Курган, 1998.
  24. А.П. и др. Социальная энциклопедия. М., 2000.
  25. Р. Социальная организация предприятия и ее функции. Вильнюс, 1980.
  26. И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998.
  27. И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы, в условиях рынка// Социологические исследования. 1992, № 10.
  28. Демографический ежегодник России. М., 1998.
  29. Демографический ежегодник России. М., 1999.
  30. Демографический ежегодник России. М., 2000.
  31. И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности// Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996, № 6.
  32. Десять лет переходного периода. Региональный мониторинговый доклад. Флоренция. 2001, № 8.
  33. Дети риска в Центральной и Восточной Европе: угрозы и надежды. Региональный мониторинговый доклад. Флоренция. 2001, № 4.
  34. Детский труд. Доклад VI (2) МБТ. Женева, 1998.
  35. Детский труд. Цель искоренить нетерпимые его формы. Доклад IV (1) МБТ. Женева, 1995.
  36. Детство. Краткий словарь-справочник. М., 1996.
  37. Е.И. Семейное воспитание приемных детей. М., 1948.
  38. Г. И., Юдинцва Н. Н. В помощь выпускнику детского дома. Что нужно знать о трудовых отношениях. М., 1998.
  39. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации» М., 1996.
  40. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации» М., 1997.
  41. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации» М., 1998.
  42. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации» М., 1999.
  43. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации» М., 2000.
  44. Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации» М., 2001.
  45. В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М. 1998.
  46. В.И. Социальная политика. М., 1999.
  47. В.И., Займышев И. Г. и др. Теория и методика социальной работы. В 2-х томах. М., 1994.
  48. Закон города Москвы «Об организации работы по опеке и попечительству в городе Москве» от 4 июня 1997 г.
  49. Законодательство Российской Федерации о культуре/ Сост. Букреев Б. М., 1999.
  50. Занятость, безработица, служба занятости. Толковый словарь терминов и понятий. М., 1996.53.3ензинов В. Я. Беспризорные. Париж, 1929.
  51. Г. М., Плоткин М. М., Ширинский В. И. Об опыте социальных приютов в Санкт-Петербурге// Социальная помощь семье и детям. Проблемы социальной реабилитации подростков. М., 1994.
  52. И.М. О «культуре» войны и культуре мира. М., Институт молодежи, 1998.
  53. И.М. О спасительной роли образования. М., Институт молодежи, 1998.
  54. Институциональные основы рыночной экономики в России. М., Наука, 1996.
  55. Л.Э. Факторы спроса и предложения на рынке труда, безработица и формы ее проявления. М., 1993.
  56. С.В. Социальная защита населения. Учебное пособие. М., 1999.
  57. В.В. Социально-трудовая сфера. От дискуссии о свободном рынке к экономическому развитию России. М., 2000.
  58. И.П., Лебединская О. И., Андрюшина Е. В. Медико-социальные проблемы юного материнства. М., 1992.
  59. А.Т. Дом моих детей. М., 1997.
  60. А.В., Трубин В. В., Утинова С. С. Рынок труда в России. М., 1995.
  61. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. Антология экономической классики в 2-х томах. М., 1992.
  62. В.Н., Смольков В. Г. Социальное партнерство в России: специфика и основные проблемы становления в период рыночных реформ. М., 1998.
  63. Кле М. Психология подростка. М., 1991.
  64. А.А., Шугаев А. А. экономико-правовые предпосылки усиления защиты граждан Российской Федерации. М., 1999.
  65. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М., 1987.
  66. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М., 1989.
  67. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  68. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  69. Кон И. С. Социализация личности. М., 1967.
  70. Конвенция о правах ребенка. Генеральная Ассамблея ООН, Резолюция 44/25. Брюссель, 1989.
  71. Д.Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства// Социологический журнал. 1997, № 3.
  72. Конституция Российской Федерации. М., 1995.
  73. Концепция профессионального образования. ВТК ИЭ РАН, М., 1994.
  74. Л.А. Российский рынок труда. Вопросы теории, истории, практики. М., 1999.
  75. А.С. Рыночная экономика и труд. М., 1993.
  76. Т.Н. Социология воспитания. М., МГУ, 1989. Кязимов К. Г. Профессиональное обучение и содействие занятости безработных.
  77. Научное издание. М., Международный центр развития модульной системы обучения (Проект МОТ), 1998.
  78. X. Социальная рыночная экономика: германский путь. М., 1993.
  79. А .Я. Экономическая реформа в России и ее цена. М., 1994.
  80. П.И. Охрана детства и борьба с беспризорностью за 10 лет. Право на жизнь. М., 1927.
  81. Е.Д. Начало государственного призрения в России// Трудовая помощь. 1900, № 1.
  82. Н.В., Несмеянова М. И. Социальная защита детства: концептуальный подход// Социологические исследования. 1991, № 4.
  83. B.C. Проблемы социализации молодого поколения. М., 1978.
  84. А. Принципы политической экономии. Пер. с англ. М., 1984.
  85. И.С. Российский рынок труда на современном этапе. М., 1992.
  86. Материалы научно-практической конференции «Занятость молодежи: проблемы и решения». 1995.
  87. Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2000.
  88. Е.Е. Практикум по праву социального обеспечения. М., 1999.
  89. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. Комарова Е. и Войтенко А. И. М., 1999.
  90. B.C. Трудовой потенциал российской молодежи: структура, воспроизводство, перспективы. М., 1992.
  91. М.Х., Хедоури Ф. основы менеджмента. М., 1998.
  92. Методологические разработки по изучению курса «трудовые ресурсы и занятость». М., 1996.
  93. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  94. Г. Е., Михайлов А.С.' Спецшкола: социально-психологические особенности подростков и рецидивы// Социологические исследования. 1992, № 9.
  95. Мониторинг уровня жизни населения Российской Федерации. Бюллетень № 2,3,4. М., 2000.
  96. А.В. Социализация и «смутное» время. М., 1991.
  97. А.В. Социализация и воспитание. М., 1997.
  98. Н.Г. Рынок труда и занятость. Социально-экономический анализ и прогноз. М., 1991.
  99. И.Б. Социальная работа с молодыми людьми категории детей-сирот и лицами, приравненными к ним// Материалы Всероссийской конференции «Научное обеспечение молодежной политики». Казань, 1995.
  100. И.Б. Социальная работа с молодыми людьми категории детей-сирот и лицами, приравненными к ним. Казань, 1995.
  101. A.M. Охрана детей-сирот в России. М., 1994.
  102. A.M. Причины передачи детей в дом ребенка. М., 1992.
  103. П.И. Исторические корни и традиции благотворительности в России. М., 1993.
  104. А. Рынок труда: занятость и безработица. М., 1991.
  105. Обеспечение социальной защиты населения. Сборник научных трудов. М., 1992.
  106. Общая психология/ Под ред. Петровского А. В. М., 1977.
  107. Опыт работы приемных, фостеровских семей, детских домов. Сб. ст./ Под ред. Аристовой Н. Г. М., 1998.
  108. Опыт работы регионов по социальной защите. Челябинск, 1999.
  109. Организация, содержание и методика профориентационной работы в службе занятости. М., 1994.
  110. Осадчая Г И. Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. М., 1999.
  111. Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. М., 1999.
  112. Г. В. Социализация и социализм. М., 1990.
  113. Основные законодательные и другие нормативно-правовые акты РФ по защите прав ребенка. Сборник-справочник. М., 1998.
  114. Основы социальной работы. Учебник/ Под ред. Павленок П. Д. М., 1997.
  115. JI.A. Российский рынок труда. Вопросы истории, теории, практики. М., 1998.
  116. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Вып. 4. М., 1995.
  117. М.О. О призрении покинутых детей. Ярославль, 1912.
  118. В.А. Рынок труда. М., 1992.
  119. А. Экономическая теория, благосостояния. Т.2. М., 1985.
  120. В.И. Безработица в рыночной экономике. (Вопросы теории, методологии, государственного регулирования). М., 1995.
  121. Подросток на перекрестке эпох: проблемы и перспективы социально-психологической адаптации подростков// Под ред. С. В .Кривцовой. М., 1997.
  122. Показатели уровня человеческого развития: роль в формировании экономической и социальной политики в России. «Круглый стол» Совета Федерации. Вып.7. М., 1999.
  123. Положение о Федеральной государственной службе занятости населения Российской Федерации. М., 1993.
  124. В.Д. Социальный менеджмент. М., 2000.
  125. Ю.Н., Шулус А. А. Предпринимательство в системе рыночных отношений: мировой опыт и российские реальности. Учебное пособие по специальности «Менеджмент», специализация «Предпринимательство». М., 1998.
  126. К. Открытое общество и его враги. Т. 1−2. М., Луч, 1992.
  127. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию// Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации.№ 22(219) 1 августа 2000 г.
  128. Постановление правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 1992 г.
  129. Постановление правительства РФ «О частичном изменении постановления правительства Российской Федерации от 20 июня1992 года «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 9 июля 1992 г.
  130. Постинтернатная адаптация как элемент социальной помощи молодежи. Методические материалы. Выпуск 4. М., 1995.
  131. Постинтернатная адаптация как элемент социальной помощи молодежи. Методические материалы. Выпуск 4. М., 1995.
  132. Права ребенка. Основные международные документы. М., 1998.
  133. A.M., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М., 1990.
  134. Проблемы сиротства и деятельность учреждений, защищающих семейное воспитание. М., 1992.
  135. Проблемы сиротства и организация государственной помощи детям, лишившимся родительского попечения /Под. ред. Аристовой Н.Г.М., 1992.Вып.1.
  136. Проблемы сиротства и организация государственной помощи детям, лишившимся родительского попечения. Сб. ст. М., 1997.
  137. Проблемы сиротства и организация государственной помощи детям, лишившимся родительского попечения/ Под ред. Аристовой Н. Г. М., 1992.
  138. Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России. М., 1999.
  139. Психическое развитие воспитанников детского дома/ Под ред. Дубровиной И. В., Рузской А. Г. Ы., 1990.
  140. Развитие социальной сферы, уровень жизни и занятость населения в 2000 году. М., 2001.
  141. Развитие социальной сферы, уровень жизни и занятость населения в 2000 году. М., 2001.
  142. Разработка концепции занятости молодежи в условиях разнообразия форм собственности. Научно-аналитический отчет Института молодежи. М., 1991.
  143. Ракитский Б. В, Концепция социальной политики для современной России. М., 2000.
  144. .В. Социальная политика, социальная защита, самозащита трудящихся в обществе. М., 1998.
  145. Раннее социальное сиротство: учебно-методическое пособие. М., 1994.
  146. И.Ф. Рынок труда в России: некоторые особенности в разных секторах экономики и различных регионах страны. М., 1995.
  147. К.С. Основы экономики труда. М., 1990.
  148. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике/ Под ред. Слепцова Н. С. М., 1998.
  149. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыочной экономике/ Под ред. Слепцова Н. С. М., 1998.
  150. Российская социологическая энциклопедия/ Под ред. Осипова Г. В.М., 1998.
  151. Российский рынок труда. (Отв. ред. Маслова И.С.). М., 1993.
  152. Российский статистический ежегодник. М., 2000.
  153. Россия в зеркале реформ. М., 1995.
  154. Россия в цифрах. М., 1999.
  155. Россия в цифрах. М., 2000.
  156. Россия сегодня: реальный шанс. Обозреватель OBSERVER. Специальный выпуск. М., 1994.
  157. А.И. Экономика трудовых отношений. Теоретический курс. М., 1993.
  158. С.К. Психологические проблемы политического развития личности// Психологический журнал. 1984 г. № 2,3.
  159. СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  160. М.Н., Рубина Л. Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1998.
  161. Рынок труда в системе общественных отношений. Отв. ред. И. С. Маслова, А. Г. Косаев. М., 1991.
  162. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие/ Под ред. Барра Н. М., 1997.
  163. Т.Я. и др. Реабилитация детей в приюте. М., 1999.
  164. Т.Я., Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми. Сущность, причины, социально-правовая защита. М., 1999.
  165. Сидоренко-Стивенсон С.А., Чаликова Г. В. Причины и последствия детской безнадзорности// Куда идет Россия? М., 1998.
  166. Н.С. Социальная защищенность молодежи в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1990.
  167. Н. Социология. М., 1994.
  168. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Антология экономической классики в 2-х томах. Том 1. М., 1991.
  169. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Материалы Российской научно-практической конференции. М., 1996.
  170. Социальная защита населения в регионе: учебное пособие/ Под ред. Попова В. Г. Екатеринбург, 1999.
  171. Социальная политика в период осуществления экономических реформ. М., 1994.
  172. Социальная политика в период перехода к рынку: проблемы и решения. СБ. ст./ Моск. центр Карнеги. по ред. А. Ослунда, М. Дмитриева. М., 1996.
  173. Социальная политика в регионах России/ Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Всероссийский центр уровня жизни. М., 1998.
  174. Социальная политика в странах с переходной экономикой/ Под ред Кадомцевой С. В. М., 1997.
  175. Социальная политика и период перехода к рынку: проблемы и решения. Сб. ст. М., 1996.
  176. Социальная политика и проблемы подготовки кадров. М., 1999. .183. Социальная политика России: история и современность.1. Новочеркасск, 1999.
  177. Социальная политика/Под. ред. Волгина Н. А., М., 2002.
  178. Социальная психология/ Под ред. Петровского. М., 1997.
  179. Социальная раюота за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: сборник научных очерков. М., 1998.
  180. Социальная статистика. Учебник для студентов ВУЗов/ Под ред. Елисеевой И.И.
  181. Социальная сфера жизни общества и политика. Учебно-методическое пособие. М., 1998.
  182. Социальная энциклопедия. Пер. с англ. М., 2000.
  183. Социальное законодательство в России и Великобритании. Сб. ст. М., 2000.
  184. Социально-ориентированные функции государства и регионов в контексте основ развития российского федерализма. М., 1998.
  185. Социально-трудовые проблемы молодежи и пути их решения. Научно-практическая конференция 15 октября 1998 г. Часть 1−2. М., 1998.
  186. Социально-экономическое положение России. 2000 год. М., 2001.
  187. Социальные льготы граждан. М., 2000.
  188. Социальные проблемы профессиональной социализации молодежи. Проблемы социальной политики. М., 2001.
  189. Социальные проблемы сиротства. М., 1992.
  190. Социальные проблемы сиротства. М., 1992.
  191. Социальные реформы в странах с переходной экономикой. Проблемы и опыт/ Под ред. Кадомцевой С. В. М., 1997.
  192. Социальный кризис в Российской Федерации. М., 2001.
  193. Социальный менеджмент: Учебное пособие. Под ред. Валового Д. И. М., 2000.
  194. Социологический словарь/ Под ред. Ануфриева Г. Г. Минск, 1991.
  195. Статистический ежегодник России. М., 1997.
  196. Статистический ежегодник России. М., 1998.
  197. Статистический ежегодник России. М., 1999.
  198. Статистический ежегодник России. М., 2000.
  199. Статистический ежегодник России. М., 2001.
  200. С.А. Детская беспризорность: социальные аспекты// Социологические исследования в России. М., 1998, № 4.
  201. Стратегический путь России: социальное или субсидиарное государство. Материалы заседания круглого стола в рамках межкафедрального методологического семинара Академии труда и социальных отношений 31 октября 2000 года. М., 2000.
  202. Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. М., 1996.
  203. Теория и методика социальной работы/ Под ред. Зайнышева И. Г. М., 1994.
  204. Технология профессионального консультирования молодежи в службе занятости. М., 1995.
  205. В.А. Актуальные проблемы становления и развития социального государства в России. СПб, 1998.
  206. Труд и занятость в России: Статистический сборник. М., 1999.
  207. Трудные судьбы подростков: кто виноват? М., 1991.
  208. И.Н. Законы гражданские. М., 1995.
  209. Федеральная программа содействия занятости населения в Российской Федерации на 1996−2000 гг. М., 1996.
  210. Федеральный закон • «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г.
  211. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г.
  212. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г.
  213. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24 октября 1997 г.
  214. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.
  215. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г.
  216. Философский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1989.
  217. С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. М., 1993.
  218. Ю. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. Альманах JHESIS, М., 1993.
  219. Е.И. Социальная политика. М., 2000.
  220. Е.И. Социальная политика: Учебное пособие. М., 2001.
  221. Л.П. Социально-психологическая поддержка населения Российской Федерации, М., 1995.
  222. Человек. Социальная политика. Социальное партнерство. Материалы Круглого стола 22 ноября 2000 года. М., 2001.
  223. Г. А., Шубин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. Социальное исследование проблем выбора профессии и трудоустройства. М., 1985.
  224. С.С. Об опеке и попечительстве. Еженедельниксоветской юстиции. 1925 г., № 8,9.
  225. Ф.И. Основы региональной социальной политики. Учебное пособие. М., 2000.
  226. Ф.И. Социальная политика в России (региональный аспект). Учебное пособие. М., 1999.
  227. Ф.И. Социальная политика в субъектах Российской Федерации. Чебоксары, 1998.
  228. Ф.И. Социальная политика в субъектах Российской Федерации: вопросы теории и практики. Чебоксары, 1998.
  229. С.С. Социальные ресурсы и социальная политика. М., 1990.
  230. К. Эффективная экономика: шведская модель. М., 1991.
  231. Экономика переходного периода. Под ред. В. В. Радаева, А. В. Бузгалина. М., 1995.
  232. Экономические аспекты социальной политики в Российской Федерации. Материалы Международной конференции. М, 1998.
  233. Экономические аспекты социальной политики. Под ред. Л. С. Ржаницыной. М., 1991.
  234. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.
  235. Р., Смит Р. Современная экономика труда. М., 1996.
  236. Э. Детство и общество. СПб., 1996.
  237. Н.В. Призрение детей в воспитательных домах. СПб., 1901.
  238. Л.П. Социальная защита. М.,' 1998.
  239. Л.П. Социальная защита. Учебное пособие. М., 1998.
Заполнить форму текущей работой