Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Художественный опыт К.Л. Хетагурова-драматурга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы: в качестве специальных курсов по драматургии на факультете искусств СОГУ им. К. Л. Хетагуровадля подготовки методических разработок по сценическому и экранному воплощению произведений писателяпри создании учебника по истории осетинской драматургиив качестве… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА К.Л.ХЕТАГУРОВА
    • 1. 1. Вопрос женского образования как проблема времени второй половины XIX века
    • 1. 2. Творческая история пьесы «Курсистка»
  • ГЛАВА II. ГАРМОНИЗАЦИЯ ИСКУССТВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ ПЬЕСЫ К.Л.ХЕТАГУРОВА «ДУНЯ»
    • 2. 1. Интеграция словесного и изобразительного видов искусств в драматургии К.Л.Хетагурова
    • 2. 2. Воздействие музыкальной семантики на трансформацию жанра пьесы «Дуня»
  • ГЛАВА III. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО К.Л.ХЕТАГУРОВА-ДРАМАТУРГА
    • 3. 1. Сущность драматического конфликта в сюжетном действии пьесы «Дуня»
    • 3. 2. Индивидуализация языка героев как средство создания драматического характера
    • 3. 3. Поэтика имен в пьесе Коста Хетагурова «Дуня»
  • ГЛАВА IV. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ ДРАМАТУРГИЧЕСКОГО ОПЫТА К.Л.ХЕТАГУРОВА
    • 4. 1. Реминисценции в пьесе «Дуня»
    • 4. 2. Роман И. В. Омулевского «Шаг за шагом» и пьеса «Дуня» в аспекте интертекстуальности
  • ГЛАВА V. СРАВНИТЕЛЬНО-ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДРАМАТУРГИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «КУРСИСТКА» И «ДУНЯ»

Художественный опыт К.Л. Хетагурова-драматурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Драматургическое творчество Коста Левановича Хетагурова (1859−1906) на протяжении длительного периода не получало адекватного литературоведческого осмысления. Отсутствие исследовательского интереса предопределялось традиционным подходом к его драматическим произведениям, которые принято было считать периферийной областью литературного творчества Коста. Тенденциозность видения данной проблемы объяснялась тем, что автором была создана лишь одна завершенная пьеса — «Дуня» (1902), которой предшествовала комедия «Курсистка» (1890), являющаяся первым вариантом пьесы.

Существующие фрагменты драматургических произведений* («Чердак», «Поздний рассвет», «Когда я нахожусь в церкви») представляют собой небольшие наброски, по которым трудно определить перспективу художественного мышления автора. И все же в культурном пространстве драматургический опыт Коста является безусловной художественной ценностью и важной составляющей всей творческой системы художника. Незавершенные произведения К. Л. Хетагурова представляют собой эскизно очерченные модели, но они не выбиваются из общей гаммы литературного наследия и показательны в аспекте поиска творческой личностью своего идеала. Являясь неотъемлемой частью его целостной художественной системы, незавершенные пьесы должны стать предметом специального более глубокого и всестороннего научного анализа. В данном диссертационном исследовании внимание концентрируется на изучении отдельно взятого произведения — пьесы «Дуня». Преимущество изучения отдельно взятого произведения словесного искусства неоднократно отмечалось ученым-теоретиком литературоведения Г. М. Фридлендером.1 Специфика подобного анализа открывает возможности,.

1 Фиридлеидер Г. М. О некоторых проблемах поэтики сегодня // Исследования по поэтике и стилистике / Под ред. В. В. Виноградова, В. Г. Базанова, Г. М. Фридлиндера. — Л., 1972.-С. 11−18. недоступные литературоведческим исследованиям других типов, и позволяет учесть все многообразие образующих это произведение компонентов и гармоничность внутренних связей между ними. Художественный опыт Хетагурова-драматурга заслуживает внимания как сфера творческой деятельности повышенной сложности. Этим и обусловлена актуальность данного диссертационного исследования.

Объектом исследования является пьеса К. Л. Хетагурова «Дуня» и первая редакция пьесы — комедия-шутка «Курсистка».

Предметом исследования являются совокупность факторов духовной и общественной деятельности К. Л. Хетагурова, оказавших доминирующее воздействие на драматургическое творчество писателя, а также поэтика пьесы «Дуня».

Основной целью диссертационного исследования является системное сопоставление различных областей духовной и социокультурной деятельности К. Л. Хетагурова и процесс их интеграции в стилистике словесной структуры драматургического текста. В соответствии с целью определены следующие задачи:

1. Рассмотреть значение идей просвещения в структуре приоритетов К. Л. Хетагурова — драматурга.

2. Систематизировать важнейшие предпосылки, послужившие импульсом к созданию пьесы «Курсистка».

3. Осмыслить взаимовлияние различных видов искусств (словесного, изобразительного, музыкального) в художественном дискурсе пьесы «Дуня».

4. Исследовать жанровое своеобразие пьесы «Дуня» как наиболее заметный эффект драматургического опыта К. Л. Хетагурова.

5. Рассмотреть интертекстуальное пространство пьесы «Дуня», раскрывающее многосмысловую связь с произведениями русской и общеевропейской художественной культуры.

Степень разработанности проблемы. Драматургическое наследие К. Л. Хетагурова рассматривается в трудах ученых: Н. Г. Джусойты,.

З.М.Салагаевой, А. А. Хадарцевой, Л. П. Семенова, К. Ц. Гутиева, Р. З. Комаевой, З. Х. Тедтоевой, В. А. Блажко, Д. И. Кусова, А. Цаголовой, Е. Тлатова, Д. Мамиева, Г. Апресян, Е. Газдановой, Г. И. Кусова, Т. А. Епхиева. Работы исследователей представляют безусловную научную значимость. Однако драматургия Хетагурова остаются одним из недостаточно разработанных аспектов его творческого наследия и характеризуется самым низким «коэффициентом» изученности. Исследования ученых представлены в виде небольших статей, в которых драматургия Коста преимущественно рассматривается в ракурсе той или иной задачи, просто как материал, имеющий место в творчестве писателя. Спектр суждений и оценок простирается от непонимания и отрицания до признания пьесы «Дуня» произведением высокого художественного уровня. Анализ поэтики не учитывал многих сфер деятельности драматурга, а также исторического контекста произведения. Исключение составляют работы Н. Г. Джусойты, Л. П. Семенова, З. М. Салагаевой и А. А. Хадарцевой, которые представляют собой наибольшую научную ценность в аспекте исследования драматургической деятельности К. Л. Хетагурова.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в истории изучения духовного наследия К. Л. Хетагурова производится многоаспектный анализ пьесы «Дуня», включая проблемы генезиса, жанрового своеобразия, художественного мастерства и интертекстуальности.

Материалом для данного исследования послужили: пьеса «Дуня», комедия-шутка «Курсистка" — материалы отдела рукописных фондов СевероОсетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева: автографы черновых вариантов пьесы «Курсистка», воспоминания современников о Коста, фотокопия цензурного экземпляра пьесы «Дуня" — эпистолярное наследиепублицистика, живописные полотна художника, а также русскоязычные поэтические произведения периода с 1886 по 1893 гг.

Методологической и теоретической основой исследования стали труды отечественных ученых по вопросам теории драмы: В. М. Марковича,.

М.М.Бахтина, Д. С. Лихачева, В. В. Виноградова, В. Е. Хализева, Ю. М. Лотмана,.

A.Ф.Лосева, В. В. Основина, Г. Н. Поспелова, Ю. Б. Борева, Ю. К. Бегунова,.

B.Н.Топорова, К. С. Станиславского, Е. Г. Холодова.

По мнению ученых-теоретиков литературоведения, «поэтика драмы изучена намного слабее, чем поэтика других родов литературы. Поэтому даже важнейшие проблемы истории и теории этого рода по сей день остаются во многом неясными.».1 Нельзя не согласиться с этой позицией литературоведа В. М. Марковича, утверждающего, что и методика анализа драматургических произведений разработана у нас еще очень слабо. Следовательно, мы пользовались достаточно широкой свободой в выборе метода аспектов и построения своей работы.

Анализ пьесы «Дуня» в целом предусматривает комплексный подход, и в процессе исследовательской работы мы руководствовались принципами целого ряда методов научного познания: биографического, культурно-исторического, аксиологического и др.

Рассматривая вопрос о гармонизации различных видов искусств в художественном дискурсе К.Л.Хетагурова-драматурга, нами были использованы принципы междисциплинарных подходов научного знания, основанные на внутривидовом и межвидовом уровнях различных видов искусств, а именно: словесного, изобразительного и музыкального, что позволило объединить всю творческую деятельность К. Л. Хетагу р о в, а в единую целостную систему.

Исследование тематических параллелей пьесы «Дуня» с произведениями русской классической литературы стало возможным при применении метода компаративизма (сравнительное литературоведение). Основываясь на принципах сравнения и сопоставления данного метода, стало возможным определение способности автора к порождению собственного текста и утверждению своей творческой индивидуальности через систему диалоговых отношений, идентификаций, противопоставлений с текстами других авторов.

1 Маркович В. М. Анализ драматического произведения. —.

Л., 1988. — С.4.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Пьеса «Дуня» явилась откликом на дискутировавшуюся в российском обществе конца XIX века проблему — вопрос женского образования.

2. Творческий генезис драматургических произведений K.JI.Хетагурова от комедии-шутки «Курсистка» к завершенному варианту фантазии «Дуня».

3. К. Л. Хетагуров расширил традиционные канонические жанры драмы, заимствуя жанр музыкальной культуры «фантазия». Воздействие музыкальной семантики на семантику драматургического текста способствовало обогащению художественной структуры произведения словесного искусства и явилось важнейшей особенностью творческого поиска драматурга.,.

4. Взаимодействие творческих индивидуальностей К. Л. Хетагурова и Н. А. Ярошенко обусловлено биографическими факторами и общим для обоих художников культурным пространством. Пьеса Хетагурова «Курсистка» названа под воздействием известной картины Н. А. Ярошенко «Курсистка», написанной в 1883 году в знак протеста против произвола властей, препятствующих женскому образованию.

5. Сюжет и разрешение конфликта пьесы «Дуня» являются отражением классического видения мира К. Л. Хетагурова и его причастности к гуманистическим традициям русской и мировой литературы.

6. Изучение драматургического творчества К. Л. Хетагурова в интертекстуальном пространстве русской и общеевропейской культуры способствует многоаспектному пониманию общих закономерностей эволюционных этапов развития литературного процесса.

Апробация диссертационного исследования:

1. Выступление на научной конференции в рамках Дней науки в СОГУ им. К. Л. Хетагурова (тема доклада: «Индивидуализация языка персонажей драматургических произведений К.Л.Хетагурова») — Владикавказ, 2003.

2. Выступление на научной конференции в рамках Дней науки в СОГУ им. К. Л. Хетагурова (тема доклада: «Поэтика имен пьесы К. Л. Хетагурова «Дуня») — Владикавказ, 2004.

3. Выступление на региональной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Б. А. Алборова, проводимой СОИГСИ им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания (тема доклада: «Гармонизация искусств в художественном дискурсе К. Л. Хетагурова — драматурга») — Владикавказ, 2006.

4. Выступление на 1 зимней школе-конференции молодых ученых при СОИГСИ им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А: «Современная методология и методика гуманитарных исследований» (тема доклада: «Сравнительный метод анализа как средство исследования жанровой специфики драматургических произведений К.Л.Хетагурова») — Владикавказ, 2007.

5. Выступление на научной конференции в рамках Дней Российской науки, организованной ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания (тема доклада: «Историко-хронологический анализ пьесы К. Л. Хетагурова «Дуня») -Владикавказ, 2007.

6. Выступление на III летней историко-филологической школе — семинаре молодых ученых при СОИГСИ им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А: «Методика и практика научного исследования» (тема доклада: «Драматургический опыт К. Л. Хетагурова в интертекстуальном пространстве») — Владикавказ, 2008.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы: в качестве специальных курсов по драматургии на факультете искусств СОГУ им. К. Л. Хетагуровадля подготовки методических разработок по сценическому и экранному воплощению произведений писателяпри создании учебника по истории осетинской драматургиив качестве вспомогательного учебного пособия на факультетах осетинской и русской филологиипри разработке курсов по литературе и мировой художественной культуре в школах и средних специальных учебных заведениях Осетии.

Теоретическая значимость обусловлена правомерностью существования в драматургическом опыте К. Л. Хетагурова жанра «фантазия», что является вкладом в развитие теории жанров драмы.

Структура работы: диссертация включает в себя введение, пять глав, заключение, библиографический список, иллюстрации.

заключение

.

Известно, что вне преемственности нет роста национальной культуры. Вся мировая история литературы и опыт многих национальных школ неоспоримо доказывает это. Процесс развития осетинской словесной культуры подчиняется этому всеобщему закону. В истории осетинской литературы творчество К. Л. Хетагурова представляет собой уникальное явление: слово и дело поэта оказались столь всеобъемлющими, столь универсальными, что их силы хватило для произрастания и процветания всей национальной культуры на век впередне утратит своего влияния слово Хетагурова и в нашем столетии. Искусство художника оказало всепроникающее воздействие как на основополагающие принципы словесной и изобразительной эстетики, так и на частные моменты стиля • в творческой жизни его последователей. Но и сам Коста в своем искусстве унаследовал и освоил огромный и ценнейший опыт мировой литературы. Русская художественная культура к периоду становления Коста Хетагурова — драматурга накопила известный опыт, который не мог пройти незамеченным для художника: бытовые комические пьесы А. Н. Островского, психологические произведения А. П. Чехова, комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — все, несомненно, хорошо было известно Хетагурову и учитывалось им в драматургическом творчестве. Глубокое знание европейской литературы, талант живописца, а также знакомство с шедеврами музыкальной культуры — все могло дать Коста богатейший материал для размышления и творческого отбора. При несомненной опоре на традиции русской и общеевропейской культуры Хетагуров создал свою пьесу «Дуня» — произведение яркое, самобытное, перекликающееся с самыми знаменательными событиями культуры конца XIX века.

Художественное творчество Коста Хетагурова по универсальности и многогранности можно по праву сравнивать с литературным дарованием.

А.С.Пушкина. Перу Коста оказались подвластны все литературные жанры. Творчество его было глубоко реалистичным, не лишенным изобразительной мощи. Существует предположение, что Хетагуровым был написан роман. Свидетельствует об этом объявление, помещенное поэтом в газете «Казбек» (№ 1245) от 18 января 1902 года. К сожалению, название произведения осталось неизвестным. К. Хетагуров заявил 16 января полиции, что им утеряна папка с подписью «к печати» с романом и пьесой под заглавием «Дуня».1 Черновые рукописи романа не сохранены и, к сожалению, о нем нет никаких сведений.

Главный смысл драматургического творчества К. Л. Хетагурова обусловлен духовностью человеческой драмы, процессами, происходящими в человеческом сознании, мире чувств. В нем заложен поиск смысла жизни, цели существования, противостояние среде, испытание страданиями под давлением этой среды, противодействие пошлости, душевному обмелению и вместе с тем обретение духовного мужества. В этом кроется особая миссия Коста Хетагурова — драматурга, живущего на рубеже эпох. Знание прошлого, острое переживание настоящего и обращение к будущему позволило ему предвидеть новые духовные горизонты личности и осмыслить истинные ценности.

Степень широты исторического видения К. Л. Хетагурова позволила актуализировать в пьесе «Дуня» доминирующие идейные устремления в российском обществе — вопрос о положении женщины в социуме и проблему воплощения просветительских идей. Удивительным образом чувствуя дух времени, поэт тонко ощущал все процессы, происходящие в России второй половины XIX века и как общественный деятель не мог ограничиваться в своем творчестве национальными проблемами. Масштаб мышления драматурга выходил на общероссийский уровень.

Как уже отмечалось, в своей речи о Пушкине Ф. М. Достоевский говорил о «всемирной отзывчивости» поэта. Всемирная отзывчивость К. Л. Хетагурова поэтически совершенно выражена в стихотворении «Я не пророк.»: Газета «Казбек». № 1245. — 1902, 18 января.

2 Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 10 томах. — Т. 10. — М., 1956. — С. 456.

Весь мир — мой храм, любовь — моя святыня,.

Вселенная — отечество мое.

А.С. Пушкин создал «Маленькие трагедии» на западноевропейском материале, К. Л. Хетагуров воплощает замысел отражения важнейших общероссийских проблем в пьесе «Дуня» на материале жизни русского общества.

Вопрос о мировом значении творческого наследия Коста Хетагурова, о его вкладе в сокровищницу мировой литературы широко освещен исследователями в разных областях гуманитарных наук. «Рука талантливого мастера слова и кисти породила новые эстетические ценности непреходящего значения. Они и определили мировую значимость творческого наследия Коста Хетагурова, одного из немногих художников конца XIX начала XX века, кто сумел с позиций критического реализма запечатлеть одну из важнейших сторон „эпохи ломки“ социальных отношений и тем самым помочь всему прогрессивному искусству сделать новый шаг в своем развитии», 1— пишет В. Б. Корзун.

О мировом признании художественного творчества К. Л. Хетагурова свидетельствует то, что 15 октября 1999 года именем Коста названа звезда в созвездии Дракона (18 час. 24 мин. 48° 05). В международном звездном регистре отмечено: «. эта звезда будет отныне именоваться таким именем. Это имя окончательно вносится в список регистра в Швейцарии и записывается в книгу, которая зарегистрирована в Регистрационной палате.

США" (рис.14).

Своеобразие художественного пространства пьесы «Дуня» заключается в глобальности проблем, которые объективно отражают нравственно-психологическое состояние общества и его запросы во второй половине XIX в.

80−90-е годы XIX столетия в России характеризуются расцветом общественно-эстетических концепций. Искусство стало считаться средством пропаганды общественных идей и в целом переживало напряженный период в своем интенсивном развитии. Свидетельством восприимчивости.

1 Корзун В. Б. В сокровищницу мировой культуры (К вопросу о мировом значении творческого наследия К.Л.Хетагурова) //Известия СОНИИ. — Т. 2. Вып. 2. — Орджоникидзе, 1960. — С. 193.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Материалы отдела рукописных фондов СОИГСИ им. В.И. Абаева
  2. ОРФ СОИГСИ Ф.К.Х., on. 1, д. 53, п. 3, л. 17.
  3. ОРФ СОИГСИ Ф. К. X. on. 1, п. 11, д. 44, л. 10.
  4. ОРФ СОИГСИ Ф. К. X. on. 1, п. 41, д. 239, л. 1.
  5. ОРФ СОИГСИ Ф. К. X. оп.1, д. 298, п. 41, л. 3.
  6. ОРФ СОИГСИ Ф. К. X. on. 1, п. 39, д. 183, л. 47.
  7. ОРФ СОИГСИ Ф. К. X. on. 1, п. 65, д. 254, л. 9.
  8. ОРФ СОИГСИ Ф. К. X. on. 1, п. 65, д. 254, л. 3−4
  9. ОРФ СОИГСИ Ф. К. X. on. 1, п. 11, д. 40, л. 2.
  10. ОРФ СОИГСИ, Ф. К. X. on. 1, п. 11, д. 40, л. 2.
  11. ОРФ СОИГСИ Ф. К. X., on. 1, п. 41, д. 239, л. 5.
  12. ОРФ СОИГСИ Ф. К. X. on. 1, п. 41, д. 239, л. 3.
  13. ОРФ СОИГСИ, Ф. К.Х., on. 1, п. 11, д. 2, л. 1.
  14. ОРФ СОИГСИ, Ф.К.Х., оп.1, п. 2, д. 24.
  15. ОРФ СОИГСИ, Ф.К.Х., № 308, п. 32 (ф.).
  16. ОРФ СОИГСИ, Ф.К.Х., on. 1, п. 2 д. 18.
  17. ОРФ СОИГСИ, Ф.К.Х., on. 1, п. 2 д. 17.
  18. ОРФ СОИГСИ, Ф.К.Х., on. 1, п. 2, д. 16.
  19. К. Собр.соч. в 5-ти томах / Под ред. Ш. Ф. Джикаев — Владикавказ, 1999−2001.
  20. С.А. Обновляющийся Северный Кавказ: общественно-политическая мысль 60−90-х гг. XIX в. — Владикавказ, 2002. — 212 с.
  21. АкоевЯ. «Дуня». В постановке Орджоникидзевского русского драматического театра // Аригон большевик. — 1939, 12 октября. На осет. яз.
  22. Ф.Ш. Коста Хетагуров и осетинская профессиональная музыка // Венок бессмертия. Сост. Тедтоева З. Х. Владикавказ, 2000. — С. 79.
  23. Г. «Дуня» Коста Хетагурова. К постановке в русском драматическом театре г. Орджоникидзе // Соц. Осетия. 1939, 21 июня.
  24. Г. Драматургия Коста (К 100-летию со дня рождения) // Соц. Осетия. 1959, 7 окт.
  25. Аристотель. Поэтика.- М.: Гослитиздат, 1957. 248 с.
  26. В. Вопрос теории и истории эстетики. / Сборник статей. — М.: Искусство, 1968. 652 с.
  27. Ъ.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444 с.
  28. Ш. Е. Коста и живопись // Венок бессмертия. Сост. Тедтоева З. Х. — Владикавказ, 2000. С. 65.
  29. П.Берков В. Руслан и Людмила М.Глинки. М.-Л.: Госуд.музык.изд., 1949. -264 с.
  30. П.М. Трагедия русской культуры. — М.: Русский путь, 2000. — 605 с.
  31. М.М., Бзаров Р. С. Коста Хетагуров — лидер национально-освободительного движения // Блиев М. М., Бзаров Р. С. История Осетии.
  32. Владикавказ: Ир, 2000. — С. 351.
  33. Болыной энциклопедический словарь. Музыка. — М.: Большая российская энциклопедия, 1990. С. 570.21 .Борее Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  34. И. Аплодисменты в прошлое. А. П. Сумороков и его трагедии.
  35. И.Л. Действующие лица. Заметки о путях драматургии. — М.: Советский писатель, 1989. — 312 с.
  36. В.Г. Стили в искусстве. Словарь. М.: Лита, 1998. — 672 с.
  37. В. Драматургия. — М., 1960. 346 с.
  38. А. Хроника петербургских театров. T.I. — СПб., 1877. ЗХ. Всеволодский В. История русского театра в двух томах. — T. I — Л.-М.: Теа
  39. Кино-печать, 1929.— 544 с.
  40. В. История русского театра в двух томах. — T. II — Л.-М.: Теа-Кино-печать, 1929 508 с.
  41. ВыготскийЛ.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. — 376 с. ЗА. Газданова Е. А. Родом из огненного мира // Мы и вечность.— Владикавказ, 1997. С.130−135.
  42. Ю.К., Лотмаи Л. М., Прийма Ф. Я. История русской драматургии вторая половина XIX начало XX века до 1917 г. — JL: Наука, 1987.- 658 с.
  43. ЪЬ.Герцен А. Полное собр.соч. Т.8. М., 1974. — 432 с.
  44. Г. Франц Шуберт. Жизненный путь. М.: Искусство, 1960. -439 с.
  45. Ъ9.Гочев Г. Жизнь художественного сознания. Очерки об истории образа. -М.: Искусство, 1972. 200 с.
  46. З.Г. Бернард Шоу. Очерк жизни и творчества. М.: Просвещение, 1979. — 174 с. 41 .Джусоев Н. Г. Русские писатели в оценке Коста Хетагурова // Известия ЮОНИИ. Вып.VII. Сталинир, 1955. — 332 с.
  47. А.А. Коста Хетагуров — художник // Венок бессмертия. Сост. Тедтоева З. Х. Владикавказ, 2000. — С. 20.
  48. НА. Луч света в темном царстве // А. Н. Островский в русской критике: Сб.м.: ГИХЛ, 1983.- С.226−243.41Дидеико БД. Искусство и философия. — М.: Знание, 1986. — 64 с.4%.Женнет Ж. Повествовательный дискурс // Женнет Ж. Фигуры: Вып. 2. — М., 1998.
  49. А.И., Некрасов В. Н. Театр А.Н.Островского. М.: Просвещение, 1986.- 206 с.
  50. Системный подход. — М.: Флинта. Наука, 2002. — 200 с. 51 .Зись А. Виды искусства. М.: Знание, 1979. — 128 с.
  51. История русского искусства. М.: изд. Акад. худ. СССР, 1961. — 314 с.
  52. . А. Вторая родина Коста. Владикавказ: Ир, 1999. — 294 с.
  53. ., Тименчик Р. Анна Ахматова и музыка. — Л.: Советский композитор, 1989. -334 с.
  54. В. Коста Хетагуров. М.: Советский писатель, 1957. — С. 202.
  55. В.Б. В сокровищницу мировой культуры. (К вопросу о мировом значении творческого наследия К.Л.Хетагурова) // Известия СОНИИ. T. XXII, вып. П- I960.- С.193−199.
  56. Ю.Коста — в живописи, на сцене, на экране. Сцена из спектакля «Дуня» по пьесе Коста Хетагурова // Молодой коммунист. — 1959, 15 октября.
  57. Г. И. Коста Хетагуров (Ученые записки). — Орджоникидзе, 1959.-233 с.
  58. Г. И. Коста Хетагуров. — Орджоникидзе, 1961. — 350 с.
  59. Г. Фортепианные сонаты Шуберта. М.: Музыка, 1963. — 118 с. 75 .Кривцун О. А. Эстетика. — М.: Аспект Пресс, 1998. 430 с.
  60. Кронгауз. Семантика. М.: ACADEM1A 2005. — 352 с.
  61. А.Р. Русские драматурги. М., 1933. 224 с.1%.Кузъмина Н. А. Интертскст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. — Екатеринбург-Омск, 1999. — 234 с.
  62. Г. Вокруг Коста. Орджоникидзе: Ир, 1979. — 270 с.
  63. Д.И. Коста и драматургия // Аригон большевик. 1939, 20 ноября. На рус. яз.81 .Къомайты Риммсе. Цы амонынц Хетаегкаты Къостайы пьес©- «Дуняйы» архайджыты нззмттаз эгмаз мыгкаегтае // Мах дуг. № 2. — 1971. — С. 106.
  64. И. Симфонии Шуберта. Путеводитель. — М.: Музыка, 1967. 112 с. 83 .Литвненко М., Плиева Ж., Русанов И. Русский театр в Осетии. — Орджоникидзе: Ир, 1971. 258 с.
  65. А.Ф. История античной эстетики. — Т. 1. — М.: Искусство, 1994. — 656 с.
  66. А.Ф. История античной эстетики. — Т. 2. — М.: Искусство, 1994. — 604 с.
  67. А.Ф. Трагическое // Философская энциклопедия. М., 1971.
  68. Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек Текст — Семиосфера -История. М., 1996.
  69. Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. — T.I. — Таллин: Александра, 1992.-479 с.
  70. Ю. М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарии. — Л.: Просвещение, 1980.-416 с. 93 .Луначарский А. В. Полное собр.соч. T.l. М., 1965. — 446с.9АМухманова Н. А. Черты общественной жизни. СПб., 1898. — С.33−34.
  71. М. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 203. — 280 с.
  72. А. К.Хетагуров. Жизнь и деятельность. Орджоникидзе, 1939. -52 с.
  73. Д. Коста драматург// Коммунист. 1949, 15 октября. На осет. яз.
  74. КВ. Кудзаг Дзесов (очерк творчества). Владикавказ: Ир, 1990. — 222 с.
  75. В.М. Анализ драматического произведения. — Л., 1988. — 314 с.
  76. Музыкальная энциклопедия / Под ред. Келдыша Ю. В. М.: Советская энциклопедия, 1981. — С. 767−771.
  77. В. Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина.- М.: Наука, 1976. С.89−184.
  78. А.Г. Б.Шоу и русская художественная культура на рубеже XIX и XX веков. М.: Наука, 1992. — 238 с.
  79. А.Г. Драматургический метод Б.Шоу. — М.: Наука, 1965. -315 с.
  80. М.Ф. История эстетической мысли. М.: Высшая школа, 1984. — 336 с.
  81. П. «Дуня». О постановке Дзауджикауского русского драматического театра// Соц. Осетия. 1946, 12 апреля.
  82. С.М. «Горе от ума» комедия А.С.Грибоедова. — М.: Просвещение, 1981.-93 с.
  83. В.И. Александр Николаевич Островский. — М., 1956. — 126 с.
  84. А.Ф. Собр.соч. в 9-ти томах.- Т.6.- М.: Правда, 1959 — 326 с.
  85. X. Бернард Шоу. — М.: Искусство, 1972. — 449 с.
  86. Г. Д. «Дуня» Пьеса К.Хетагурова в постановке драмтеатра г. Орджоникидзе. «Растдзинад», 1939, 10 июля. На осет. яз.
  87. А.А. Мысль и язык. М.: Лабиринт, 1999. — 268 с.
  88. Поэзия и живопись. Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. Мейлах М. Б., Сарабьянова Д. В. М., 2000. — 848 с.
  89. В. Ярошенко. Серия «жизнь в искусстве». — М.: Искусство, 1979. — 199 с.
  90. AM. Искусство драматургии А.Н. Островского. — М.: Просвещение, 1974. 344 с.
  91. В.В. Религия и культура.- Т.1М.: Правда, 1990.- 478 с.
  92. А.С. Б.Шоу. М.: Искусство, 1965. — 250 с.
  93. М. «Реквием» А.Ахматовой // Между словом и молчанием: о современной поэзии. -М.: Современник, 1989. — 367 с.124*. Салагаева З. М, Круглеевская В. В. Тахо-Годы М.А., Штнвелъман М. С. Поэтика театра. Орджоникидзе, 1982. — 200 с.
  94. З.М. Коста Хетагуров и осетинское народное творчество.- Орджоникидзе, 1959. — 186 с.
  95. В. Н.А. Ярошенко. — Ставрополь, 1963. 279 с.
  96. Л.П. К.Л.Хетагуров и русский язык / Ученые записи Северо-Осетинского педагогического института им.К.Л.Хетагурова.
  97. Орджоникидзе, 1959. С. 235−239. // В кн.: Семенов Л. П. Избранное. -Орджоникидзе, 1964.-С. 192−198.
  98. Л.П. Коста — драматург / В кн.: Коста Хетагуров. Сборник памяти великого осетинского поэта. М., 1941. — С. 96−101.
  99. Е.В. Рождение художественной целостности. — Казань, 1995.
  100. И.П. Порождение интертекста. Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. Л. Пастернака. — СПб., 1995.-320 с.
  101. К.С. Собрание сочинений в 8-ми томах. — Т. 1. — М., 1954.-С. 24−193.
  102. Тахо-Годи А. А. Классическое и эллинистическое представление красоты в действительности и искусстве // Эстетика и искусство. — М., 1966. С.47−52.
  103. Е. Коста Хетагуров — драматург. — Сталинир. «Коммунист», 1939, 24 ноября. На осет. яз.
  104. М.И. Собр.соч. в 12-ти т. Т.9. — М. 1956.- 564 с.
  105. Р.Я. Философия культуры Коста Хетагурова // Венок бессмертия. Сост. Тедтоева З. Х. — Владикавказ 2000. — С. 70.
  106. В. А.Н. Островский драматург. — М.: Советский писатель, 1946. -256 с.
  107. Г. В. Из прошлого русской мысли. М., 1998. С.
  108. С. А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». М.: Просвещение, 1983. —208 с.
  109. С. А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». М., 1983.
  110. А.А. Драматургия и театральная деятельность Коста Хетагурова / Изв. СОНИИ, T.XVIII. Орджоникидзе, 1956. — С. 213−238.
  111. А.А. История осетинской драмы. Орджоникидзе, 1983.- 222 с.
  112. Е. Драматург на все времена. Островский и его время. — М.: ВТО, 1975.-422 с.
  113. Е. Язык драмы. — М.: Искусство, 1978. 240 с.
  114. Э. Б.Шоу. М.: Молодая гвардия, 1968. — 284 с.
  115. В.Г. Первая постановка пьесы Коста «Дуня» на осетинской сцене. «Мах дуг», 1949, № 10. — С. 23−24. На осет. яз.
  116. Т.Ю. О понятии драматургия в инструментальной музыке // Музыкальное искусство и наук. Вып. 3.— М, 1978.
  117. Н.Г. Полное собр.соч. Т.2. — М.: Гослитиздат, 1949. — 428 с.
  118. И.С. О различиях жанровых форм драматургической шутки и водевиля / Жанровое своеобразие прозы и драматургии.
  119. Шоу Б. Автобиографические заметки, статьи, письма. Пер. с анг. — М.: Радуга, 1989. 493 с.
  120. Юбилей К. Хетагурова, 1859−1939 гг. Орджоникидзе, 1.941. — 208 с.
  121. Коста Хетагуров. Фотография середины 90-х годов.
  122. Обложка первого издания пьесы «Дуня», 1902 г. (к стр.24).
  123. Фотокопия первой страницы цензурного экземпляра пьесы «Дуня» (к стр. 27, 132).
  124. Коста Хетагуров. Плачущий ангел. Масло. 1887 г. (к стр.33).
  125. Фотография дома семьи Поповых (ул. Ч. Баева) (к стр.38).
  126. Первая страница рукописи комедии «Курсистка» (к стр. 39).
  127. Коста Хетагуров. Портрет А. Я. Поповой. Масло (к стр.42).
  128. Коста Хетагуров. Портрет А. А. Цаликовой. Масло. 1898 г. (к стр. 42).
  129. Н.А.Ярощенко. Курсистка. 1883 г. (к стр.51).10.13 Страницы черновых вариантов комедии «Курсистка» (к стр. 129, 132).
  130. Снимок международного звездного регистра от 15.10.1999 г. (к стр.180).
  131. Коста Хетагуров Фотография середины 90-х годов.
  132. Коста Хетагуров. Фотография середины 90-х годов.
  133. Обложка первого издания пьесы «Дуня», 1902 г. (к стр.24).
  134. Фотокопия первой страницы цензурного экземпляра пьесы «Дуня» (к стр. 27, 132).
  135. Коста Хетагуров. Плачущий ангел. Масло. 1887 г. (к стр.33).
  136. Фотография дома семьи Поповых (ул. Ч. Баева) (к стр.38).
  137. Первая страница рукописи комедии «Курсистка» (к стр. 39).
  138. Коста Хетагуров. Портрет А. Я. Поповой. Масло (к стр.42).
  139. Коста Хетагуров. Портрет А. А. Цаликовой. Масло. 1898 г. (к стр. 42).г
  140. Н.А.Ярощенко. Курсистка. 1883 г. (к стр.51).10.13 Страницы черновых вариантов комедии «Курсистка» (к стр. 129, 132).
  141. Снимок международного звездного регистра от 15.10.1999 г. (к стр.179).
  142. Коста Хетагуров Фотография середины 90-х годов.1. ДУНЯ.
  143. Фантамя и 1. t n iltt
  144. H.I, А ДИК A UUA3V '1иц|"-.1нтпграф1н -t. П. UlyHH.iMita.19 021. Рис. 2.
  145. Облофка первого издания пьесы «Ют/ня», 4902 г. 1. Pnc. S.
  146. Фотокопия первой страницы уенЗурного экземпляра пьесы «Юунп"1. Рно. Л.
  147. Коста Хетагуров. ангел. Масло. 4 88% г. 1. Ряс.
  148. Фотография дома семьи Поповых (ул. Ч. Ъаеёа) ураиатко. А у’I .Л, ,
  149. J' л pt-O M^ta y n^^uuA^ fi-^гм л1. isCW-h'M- я"-ъ PiMtspjla<�»< /W" fl^Wt^ у1. Т csSffi^* ¦" % к *
  150. Первая страница рукописи комедии «.'Курсистка»
  151. Каста Хеямггфоё. Портрет сЛ.Я. Я1то6о4, Масло1. Рнс. 8.
  152. Коста %emaiyf?o6. Tfoftmfrem сЛ.сА. Щалнкобой. Масло, 4898 г. 1. Рш. 9.
  153. Н.А.Ярошенко.Курсистка, -f883t.
Заполнить форму текущей работой