Психологические условия изучения и коррекции задержки речевого развития в раннем возрасте
Диссертация
Изучение детей с трудностями в речевом развитии в отечественной коррекционной психологии представлено огромным количеством исследований, раскрывающих причины и механизмы возникновения различных речевых расстройств у детей (Р.Д. Аванесян, OA. Румянцева, О. Б. Сизова, 2001, Е. Н. Винарская, 1987, О. Н. Усанова, 1993, О. Н. Усанова, С. Н. Шаховская, 1995, В. М. Шкловский и др., 2001), характер… Читать ещё >
Содержание
- Глава I.
- Глава II.
- Проблема организации коммуникативной деятельности со взрослым как важнейшего психологического условия развития речи у детей раннего возраста с нормальным и задержанным темпом речевого развития
- 1. 1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме изучения речевого общения у детей в период раннего детства
- 1. 2. Данные специальной психологии об особенностях развития коммуникативной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития
- 1. 3. Постановка проблемы. Гипотезы, задачи, методы, этапы исследования
- Экспериментальное изучение задержки речевого развития у детей раннего возраста
- 2. 1. Общая психолого-педагогическая характеристика испытуемых 2−3 лет с задержанным темпом речевого развития
- 2. 2. Сравнительный нейропсихологический анализ состояния высших психических функций у детей 2−3 лет с задержкой речевого развития
- 2. 2. 1. Программа экспериментального изучения состояния речи и важнейших психических функций, связанных с ней, у детей с ЗРР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками
- 2. 2. 2. Анализ результатов первой серии констатирующего эксперимента
- 2. 3. Экспериментальное изучение коммуникативной деятельности детей раннего возраста с ЗРР в процессе взаимодействия со взрослым в сравнении с нормально развивающимися сверстниками
- 2. 3. 1. Программа экспериментального изучения специфики развития коммуникативной деятельности у детей 2−3 лет с jq8 ЗРР в процессе взаимодействия со взрослым
- 2. 3. 2. Анализ результатов второй серии констатирующего эксперимента
- 2. 4. Выводы по главе
- Глава III. Экспериментальная программа по формированию детей 2−3 лет с ЗРР как субъектов речевой и коммуникативной деятельности в процессе взаимодействия со взрослым и ее результаты
- 3. 1. Программа формирующего эксперимента
- 3. 2. Методика формирующего эксперимента
- 3. 3. Результаты формирующего эксперимента
- 3. 3. Выводы по главе
Список литературы
- Авдеева Н.Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: у истоков общения. М., 1991.
- Аксенова Л.И. Модель комплексного образовательного учреждения // Вопросы психологии. — 2002.—№ 4. — С. 15−23.
- Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики // Вопросы психологии. — 2002. — № 3. — С. 15−21.
- Алямовская В.Г. Ясли это серьезно. М., 1999.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Артемьева С.В. Формирование старшего дошкольника как субъекта общения и учебной деятельности // Шестилетние дети: проблемы и исследования. Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород, 1998. — С.48−56.
- Артпедагогика и артгерапия в специальном образовании: Учеб. для студентов сред, и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисаров, Т. А. Добровольская. М., 2001. — 248 с.
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа в доречевой период с детьми, страдающими церебральным параличом: Дис.. канд. психол. наук.—М., 1980.
- Ахутина Т.В. Порождение речи: нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989. —200 с.
- Бадалян J1.0. Невропатология. М., 1987. — 317с.
- Бодапев А.А. Личность и общение. М., 1995. — 325 с.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Переходный период от младенчества к раннему возрасту // Хрестоматия по возрастной психологии. М.- Воронеж, 1998. —С.242−247.
- Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания у старших дошкольников с Задержкой психического развития: Дисс.. канд. психол. наук. — М., 1983. —199 с.
- Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. Учебно-методическое пособие. М., 1999. — 56 с.
- Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924. — 220 с.
- Бюлер Ш., Гетцер Г. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. М., 1935. —127 с.
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М., 1987.—170 с.
- Виноградова М.А. Особенности функций и форм речи у заикающихся дошкольников в трудных ситуациях речевого общения // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Гар-куши Ю.ФУ. М-Воронеж, 2001. — С. 77−84.
- Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России // Дефектология. — 2003. — № 4. — С.4−7.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991 — 315с.
- Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.1−6— М., 1982.
- Галигузова JT.H., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М., 1992.—143 с.
- Гаркуша Ю. Ф. Коржевина В.В. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под ред. Гаркуши Ю.Ф./. М-Воронеж, 2001. —С. 84−100.
- Гаркуша Ю.Ф. Пути оптимизации коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи: Дис.. канд. пед. наук. — М, 1987.—
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.— 471с.
- Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. — 1995.—№ 6. — С.7−16.
- Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения со взрослым 6-летних детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1989. — № 1. — С.68−72.
- Елагина М.Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества со взрослым у детей раннего возраста: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1977. —180 с.
- Елагина М.Г. Почему ребенок не говорит // Дошкольное воспитание. — 1988.—№ 4. —С.44−53.
- Елагина М.Г., Лисина М. И. Значение ситуативно-делового общения со взрослыми для становления активной речи у детей // Общение и речь: развитие речи в общении со взрослым. М, 1985.
- Емельянова И.Д. Формирование предпосылок речевого высказывания у детей с ОНР в младшем дошкольном возрасте: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1998. —154 с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии. М., 1993.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.
- Жулина Е.В. Психологическая коррекция задержки речевого развития в период кризиса трех лет средствами малых фольклорных форм: Автореферат дисканд. психол. наук.- Н. Новгород, 2000.
- Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. М., 1998 —144 с.
- Забрамная С.Д. Психолош-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995. — 111с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.2. — М., 1986.
- Запорожец А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. М., 1969. —25 с.
- Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960. — 417с.
- Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М-Воронеж, 2001. — 430 с.
- Иванов-Смоленский А.Г. О взаимодействии первой и второй сигнальной систем // Физиологический журнал СССР. — Т.35. —№ 5.
- Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986.
- Исенина Е.И. Начальный период развития речи у детей: проблемы и гипотезы // Вопросы психологии. —1987. — № 2.— С. 104−112.
- Исенина Е.И. Роль речи взрослого в развитии дословесной коммуникации и самосознания детей младенческого и раннего возраста // Дефектология. —1990.—№ 5 — С. 52−59.
- Клементьева С.В. Психологические особенности формирования детей 6−7 лет как субъектов коммуникативной и учебной деятельности: Дис. .канд. психол. наук. — Н.Н., 2000. — 200 с.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973.
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1979. — 192 с.
- Конникова Т.Е. Начальный этап в развитии речи: Дис. канд. психол. наук.—Л., 1947.—186 с.
- Корницкая С.В. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослым // Вопросы психологии. — 1973. — № 4. — С. 6570.
- Корницкая С.В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: Дисканд. психол. наук. — М., 1975. — 176 с.
- Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка. М., 1958.
- Кривовяз И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними // Дефектология. — 1995. — № 6. — С.55−62.
- Кривовяз И.С. Пути коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с ОНР: Дис.. канд. психол. наук. М., 1996.—185 с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999. —160 с.
- Левина Р.Е. К психологии детской речи в патологических случаях. М., 1936. —78 с.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М., 2000. — 248 с.
- Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие для студ.сред. пед. учеб. заведений. М., 2001. —192 с.
- Леонтьев А.А. Психология речевого общения: Дис.. д-ра психол. наук. — М., 1974. —314 с.
- Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М-Воронеж, 2001.—430 с.
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // сб. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. АПН РСФСР, М.-Л., 1948. —С.4−16.
- Лепская Н.И. Онтогенез речевой коммуникации: Дис. д-ра филол. наук. — М., 1989. — 300 с.
- Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослым у детей от рождения до 7 лет: Дис.. д-ра психол. наук. — М., 1974. — 414 с.
- Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. — 1961. — № 3 — С.117−123.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. — 144 с.
- Лисина М.И., Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Организация общения взрослого с детьми // Дошкольное воспитание. — 1985.—№ 2. — С.58−63.
- Лубовский В.И. Научные и практические проблемы работы медико-педагогических комиссий // Дефектология. —1988. —№ 1. — С.3−8.
- Лубовский В.И. Некоторые актуальные проблемы советской дефектологии // Дефектология. — 1987.—№ 5. — С. 3−12.
- Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. — 1994.—№ 1. — С.3−6.
- Лубовский В.И. Проблемы ранней коррекции отклонений в развитии у детей // Дефектология. —1979.—№ 1. — С.3−7.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М., 1978. — 224 с.
- Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975. — 250 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973 374 с.
- Лурия А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.— 1958.—№ 5.—С.3−17.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов-на-Дону, 1998 — 413с.
- Лурия А.Р., Юдович ФЛ. Изменения в структуре игры в связи с развитием речи // Хрестоматия по возрастной психологии. М.-Воронеж, 1998. — С. 181−185.
- Люблинская А.А. Детская психология. М., 1971. — 415с.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1965. — 361 с.
- Лямина Г. М. Развитие понимания речи у детей второго года жизни // Вопросы психологии. —1960. — № 3. — С. 106−121.
- Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М., 1988.
- Малофеев Н.Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями. // Вопросы психологии.—2001.—№ 5.—С. 3−12.
- Мамайчук И.И., Мороз М. П., Чубарова Е. В., Чубаров И. В. Нейропсихоло-гическая диагностика задержки психического развития у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. — 2002. — № 6. — С. 17−26.
- Манелис Н.В. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования ВПФ у здоровых детей и у детей с аутестическими расстройствами: Авторефератдис.. канд.психол.наук. — М., 2000.
- Маркова А.К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии — 1973. —№ 6. —С. 96−106.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. М., 1997. —303 с.
- Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет /под ред. Смирновой Е.О./ М. Воронеж, 2001. — 240 с.
- Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. М., 1996. — 184 с.
- Методы обследования речи детей (пособие по диагностике речевых нарушений) / под ред. Г. В. Чиркиной/. М., 2003. — 238 с.
- Мещерякова С. Значение привязанности к взрослому для развития ребенка // Дошкольное воспитание. —1984. —№ 7. — С.35−39.
- Мещерякова С.Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и общения со взрослым // Вопросы психологии. — 1975. — № 5. — С. 81−99.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихология индивидуальных различий в детском возрасте: Дис. д-ра.психол.наук.—М., 1999. — 348 с.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.
- Некрасова Ю.Б. Основные принципы коррекции нарушения речевого общения // Вопросы психологии. —1986.—№ 5.
- Новикова Г. Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в 1 класс общеобразовательной школы (по результатам нейропси-хологического обследования). // Вопросы психологии. — 2000. — № 2. — С. 51−56.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. — 357 с.
- Обухова Л.Ф. Концепция Жана ГТиаже: за и против. М., 1981.
- Общение детей в детском саду и семье /под ред. Репиной Т. А., Стеркиной Р.Б./М., 1990.—150 с.
- Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым. М., 1985. — 207 с.
- Оскольская Н.А. Типология индивидуальных различий в структуре фоне-тико-фонематического недоразвития речи. // Вопросы психологии. — 2001.—№ 2. —С. 28−37.
- Основы логопедии (с практикумом по звукопроизношению) / под ред. Т. В. Волосовец / М., 2000. — 200 с.
- Павлов И.П. Избранные труды по физиологии ВНД. М., 1950. — 264 с.
- Павлова JI.H. Раннее детство: развитие речи и мышления. М., 2000. — 165 с.
- Петрова В.Г. Развитие речи и познавательной деятельности умственно отсталых школьников: Дисд-ра психол. наук. — М., 1975. — 386 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
- Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма // Лишенные родительского попечительства / под ред. Мухиной B.C./. М., 1991. — С.186−193.
- Подцьяков Н.Н. Современное состояние и перспективы исследований в области дошкольного воспитания // Вопросы психологии. —1982.—№ 6.
- Попова М.И. Грамматические элементы языка в речи детей преддошколь-ного возраста//Вопросы психологии. — 1958.—№ 3. — С. 106−117.
- Попова М.И. Особенности речевых проявлений детей первого и второго полугодия жизни // Вопросы психологии. — 1968.—№ 4. — С. 116−122.
- Программа развития и воспитания детей до 3-х лет в условиях семьи «Кроха». Сост. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В., Чиркова Т.И. Н. Новгород: НГЦ, 1996.
- Психическое развитие воспитанников детского дома. / под ред. Дубровиной И. В., Рузской А.ГУ. М., 1990. — 264 с.
- Психологические и психофизиологические исследования речи /под ред. Ушаковой Т. НУ М., 1985.
- Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / под ред. Запорожца А. В. и Эльконина Д.БУ. М., 1964. — 350 с.
- Психолого-педагогическая диагностика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Стребелевой Е.АУ. М, 1998.
- Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте /под ред. Запорожца А. В., Лисиной М.И./. М., 1966. — 300 с.
- Разенкова Ю.А. Региональная политика в области ранней помощи: проблемы и перспективы // Дефектология. — 2003. — № 4. — С.72−78.
- Розенгарт-Пупко Г. JI. Формирование речи у детей раннего возраста. М., 1963.
- Романенко Е.В. Особенности звуковой стороны речи детей с церебральным параличом 2-го года жизни и методика логопедической работы: Дис.. канд. психол. наук. — М., 1984. — 165 с.
- Рошка Г. Н. Взаимосвязь коммуникативной и регулятивной функции речи в раннем возрасте // Развитие психики в общении со взрослым и сверстниками. М, 1990. —С. 125−131.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М., 1989.
- Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Дошкольное воспитание. —1988.—№ 3.
- Рузская А.Г., Рейнстейн А. Э. Связь некоторых особенностей речи дошкольников с уровнем их общения со взрослым // Хрестоматия по возрастной психологии. М-Воронеж, 1998. — С. 165−170.
- Рыжов В.В. Психологическая коррекция общения. Н. Новгород, 1995.
- Е&рйбрешшкова С. Ю. Изучение и коррекция коммуникативной функции речи детей-сирот 6−7-ленего возраста с нарушениями психофизического развития: Дисканд. психол. наук. — Иркутск, 1999.— 191 с.
- Серебрякова Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослым: Дис.. канд. психол. наук. Н.Н., 1999 — 200 с.
- Слепович Е.С. Особенности активной речи дошкольников, отстающих в развитии: Дисканд. психол. наук. — М., 1978. — 163 с.
- Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. — 1992.—№ 1. — С.62−68
- Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М., 2000. — 150 с.
- Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах JI.C. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии. — 1996. — № 4. — С.76−87.
- Смирнова Е.О. Развитие речи ребенка — важнейшая задача воспитателя // Дошкольное воспитание.— 1988.—№ 5. — С.44−50.
- Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1996. — № 1. — С.62−67.
- Сорокина Т.М. Исследование феномена «амбивалентного «поведения у детей раннего возраста: Автореферат дисканд. психол. наук. М., 1977.
- Сорокина Т.М. О некоторых особенностях общения детей со взрослыми // Дошкольное воспитание. — 1980. —№ 5. — С.45−49.
- Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. —1989. — № 3.
- Стребелева Е.А. Коррекционно-воспитательная работа с детьми раннего возраста, имеющими нарушения в развитии // Дефектология. — 1996. — № 4.-75−84.
- Стребелева Е.А. Новые организационные формы в специальном дошкольном образовании // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002.—№ 3. — С. 15−19.
- Стребелева Е.А., Браткова М. В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями. // Вопросы психологии. — 2001. — № 1. —С. 80−86.
- Стрекалова Т.А. Формирование логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. — 1981.—№ 5. — С.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. М., 1972.—173 с.
- Тихомиров O.K. А.Р. Лурия о роли речи в психическом развитии / А.Р. Лурия и современная психология. М., Изд-во МГУ, 1982.
- Тулейкина М.М. Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями речи: Дис. канд. психол. наук. — Комсомольск-на -Амуре, 2000. — 214 с.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994. —228 с.
- Ульенкова У.В. Индивидуально-типические особенности сферы субъективной активности в учебной деятельности шестилетних детей. Куйбышев, 1984. —94 с.
- Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Л.С. Выготский и практическая психологическая служба образования сегодня. Н. Новгород, 2001. — 196 с.
- Усанова О.Н. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи // Дефектология. —1993.—№ 2. — С.7−12.
- Усанова О.Н., Шаховская С. Н. К проблеме психолого-педагогического изучения детей // Дефектология. — 1995.—№ 3. — С.23−27.
- Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. М., 1989.
- Ушакова Т.Н., Бартенева З. С. Психологическое содержание речи ребенка 3−5 лет // Вопросы психологии. — 2000. — № 2.
- Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи: воспитание и обучение. М., 1999.
- Финашина Т.А. Развитие речи у детей раннего возраста, воспитывающихся в разных условиях: Автореферат дисканд. психол. наук. Калуга, 2000.
- Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М., 2000. — 350 с.
- Хевеши К. Роль речи в общении с ребенком // Лишенные родительского попечительства / под ред. Мухиной B.C./. М., 1991. — С. 198−200.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. МГУ, 1987. — 288 с.
- Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстанавливающее обучение. М., 2000.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М., 1998.—129 с.
- Чижик И.А. Психофизиологические предикторы в структуре ОНР младших школьников (в условиях коррекционно-деятельностного образования): Автореферат дисканд. психол. наук. М., 2000.
- Чиркова Т.И. Психолог в материнской школе. Н. Новгород, 1998. — 245 с.
- Чиркова Т.И., Зимина Н. А. Проблемы в поведении ребенка раннего возраста: консультации психолога. Н. Новгород, 2001. — 170 с.
- Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника // сб. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. АПН РСФСР, М.-Л., 1948. —С. 92−102.
- Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия АПН РСФСР. — 1948.—№ 8.
- Шкловский В.М., Лукашевич И. П., Мачинская Р. И., Данилов А. А., Печева С. А., Фридман Т. В., Шипкова К. М. Некоторые патогенетические механизмы нарушения развития речи у детей. // Вопросы психологии. — 2001. — № 2. —С. 20−28.
- Шматко Н.Д. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Успехи и опасения // Дефектология. — 2003.—№ 4. — С.72−78.
- Эльконин ДБ. Заметки о развитии предметных действий в раннем возрасте // Вестник МГУ.— Психология. — 1978. — № 3.
- Эльконин ДБ. Психология речи. Текст лекций для студентов филологического факультета. Одесса, 1971.
- Ястребова А.В. Учителю о детях с недостатками речи. М., 1996. —160 с.
- Campbell F Thomas and otheir. Risk factors for speech delay of unknown origin in 3-year-oid children // Child development. — Volume 74. — Issue 2. — 2003. —p. 346−357.
- Gallagher Alison, Frith Uta, Snowling J Margaret. Precursors of literacy delay among children at genetic risk of dyslexia // Journal of child psychology and psychiatry and allied disciplines. — Volume 41. — Issue 2. — 2000. — p. 233 244.
- Heiervang, Einar Stevenson Jim, Hugdahl Kenneth. Auditory processing in children with dyslexia // Journal of child psychology and psychiatry and allied disciplines.—Volume 41. — Issue 7. — 2000. — p. 907−915.
- Morton J. Bruce, Trehub Sandra E. Children’s understanding of emotion in speech // Child development — Volume 72. — Issue 3. — 2001. — p. 834 843.
- Winsler Adam and otheir. Mother-child interaction, private speech, and task performance in preschool children with behavior problems // Journal of child psychology and psychiatiy and allied disciplines. — Volume 40. — Issue 6. — 1999. — p.891−904.
- Bishop G. Can parents and Teachers Provide a reliable and Valid Report of behavioral inhibition? // Child development. — Volume 74. — Issue 6. — 2003. —p. 1889−1917.
- Akhtar N., Jipson J., Callanan A M. Learning words through overhearing // Child development. — Volume 72. — Issue 2. — 2002. — p. 416−430.
- Adams C. Practitioner review: The assessinent of language pragmatics // Journal of child psychology and psychiatiy and allied disciplines. — Volume 43. — Issue 8.— 2002.—p.973−987.
- Heaton P. Pitch memoiy, labeling and disembedding in autism // Journal of child psychology and psychiatiy and allied disciplines. — Volume 44. — Issue 4. — 2003. —p.619−633.
- The diagnostic interview for social and communication disorders // Journal of child psychology and psychiatry and allied disciplines. — Volume 43. — Issue 3.— 2002. —p.307−325