Педагогические условия формирования социальных умений дошкольника средствами этикета
Диссертация
Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование педагогической деятельности в аспекте социализации личности дошкольникав определении методов научно-педагогических исследований, с помощью которых изучается уровень сформированности социальных умений детей дошкольного возраста. Разработка и реализация содержания процесса формирования социальных… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы социализации личности дошкольника
- 1. 1. Социализация личности дошкольника как социально-педагогическая проблема
- 1. 2. Научные подходы к социализации личности дошкольника средствами этикета
- 1. 3. Модель формирования социальных умений дошкольника средствами этикета
- Глава 2. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы по формированию социальных умений дошкольника средствами этикета
- 2. 1. Определение исходного уровня сформированности социальных умений у дошкольников
- 2. 2. Педагогические условия формирования социальных умений дошкольников средствами этикета в воспитательно-образовательном процесс детского сада
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию социальных умений детей дошкольного возраста средствами этикета
Список литературы
- Азбука вежливости: знакомство с окружающим миром (для дошк. возраста) / текст И. Сыроваткиной. — Рн/Д: Феникс, 1997. — 1. BN 585 880−560−4.
- Азбука этикета. Развивающие игры. Лото: пособ. для дошкольного и начального школьного обучения / под ред. Н. В. Писаренко. М.: Умка, 2007. — (Умка — развивающие игры). — ISBN 760 188.
- Азы этикета: о правилах хорошего тона / сост. и ред. С. И. Банюлис. — Тольятти: Анфас, 1997. 360 с. — ISBN 5−86 403−006−6.
- Актуальные проблемы дошкольного образования: сборник научных трудов / сост. И. В. Груздова, И. В. Руденко, О. А. Еник. Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2001. — .239с.
- Ананьев Б. Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. 1974. — № 4. — С. 18 — 37. ISSN 0042−8841.
- Андреев В. Ф. Золотая книга этикета / В. Ф. Андреев. 2-е изд., исправл. и доп. — М.: Вече, 2004. — 398 с. — ISBN 5−9533−0350−5.
- Анисимова И. М. Магия общения : история и практика этикета / И. М. Анисимова. М.: Издательский дом «Звонница-МГ», 2004. — 478 с. -ISBN 5−88 093−137−4.
- Анисимова И. М. Хорошие манеры для детей / И. М. Анимсимова. — СПб.: Аквариум: Дельта, 1996. 350 с. — ISBN 5−85 684−072−0.
- Антонова JI. Г. Развитие речи. Уроки риторики: популярное пособие для родителей и педагогов / JI. Г. Антонова. Ярославль: Академия развития, 1997. — 220 с. — ISBN 5−7797−0034−6.
- Ю.Анцыферова JI. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / JI. И. Анцыферова — отв. ред. JI. И. Анцыферова. М.: Наука, 1987. — С. 3−18.
- П.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей. -2 -е119изд., испр. и доп. М.: Мозаика — Синтез, 2005. — 126 с. — ISBN 5 — 86 775 — 098— 1.
- Безгина О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников : метод, пособие для воспитателей / О. Ю. Безгина. М.: Мозаика-синтез, 2005 (Домодедово: ДНК). — 34, 2. с. — (Библиотека воспитателя). — ISBN 586 775−253−4.
- Белашова JI. А. Педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Белашова. М., 2004. — 21 с.
- Белинский В. Г. О детских книгах / В. Г. Белинский // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 9 т. Т. 3 / В. Г. Белинский. М.: Худож. лит., 1978.-С. 62−63.
- Белинский В. Г. Полное собрание сочинений : в 13 т. Т. 4 / В. Г. Белинский. М., 1954. — 674 с.
- Белокурова Г. В. В царстве Вежливых наук : программа и методические рекомендации по обучению правилам этикета детей дошкольного возраста / Г. В. Белокурова. Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2001. — 120 с.
- Бендас Т. В. Тендерная психология : учебное пособие / Т. В. Бендас. -СПб.: Питер, 2006. 430 с. — (Учебное пособие). — ISBN 5−94 723−369-Х.
- Бескоровайная Л. С. Этикет для малышей или «Что такое хорошо и что такое плохо?» / Л. С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева. Рн/Д: Феникс, 2003. — 280 с. — (Школа радости). — ISBN 5 222 031 519.
- Бецкой И. И. Собрание учреждений и предписаний, касательно воспитания, в России, обоего пола благороднаго и мещанскаго юношества- с прочими в пользу общества установлениями. — СПб.: Тип. И. К. Шнора, 1789−1791.
- Богуславская Н. Е. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. -Екатеринбург: АРГО, 1997. 190 с. — ISBN 5−85 956−056−7.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте / Л.120
- И. Божович. М., 1968. — 115 с.
- Божович JI. И. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения / JI. И. Божович, JI. И. Славина, Т. В. Евдовицкая // Вопросы психологии. 1976. — № 4. — С. 55−68. — ISSN 0042−8841.
- Божович JI. И. Что такое воля / JI. И. Божович // Семья и школа. 1981. -№ 1. — С. 32−35.-ISSN 0131−7377.
- Божович JI. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / JI. И. Божович // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С. 23−24. — ISSN 428 841.
- Большая книга обо всём на свете: энциклопедия для самых маленьких: для младшего школьного возраста / авт. рус. текста Е. Карганова и др. -Москва: Астрель: ACT, 2007. 268 с. — ISBN 978−5-17−39 562−0.
- Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности : книга для подростков / Б. В. Бушелева. -М.: Просвещение, 1980. 192 с.
- В поисках смысла / сост. А. Е. Мачехин. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 908, 3. с. — (Мудрость тысячелетий). — ISBN 5224−5 052−9.
- Вакса О. Уроки вежливости : этикет для детей / О. Вакса, С. Потапов. -М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. 143 с. — ISBN 5−7805−0783-Х.
- Вандербильт Э. Этикет : пер. с англ. В 2 кн. / Э. Вандербильт. М.: АО «Авиаль», 1996. — 480 с. — ISBN 5−250−2 578−1.
- Васильева-Гангнус JI. П. Азбука вежливости: для дошк. и мл. шк. возраста. / JI. П. Васильева-Гангнус — [илл. С. Алимова]. М.: Изд. дом «Росмэн», 1996. — 126 с. — ISBN 5−257−17−2.
- Введение в психологию / под общ. ред. проф. А. В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 494 с. — ISBN 5−7695−0084−0.
- Венгер JI. А. Восприятие и обучение / JI. А. Венгер. М.: Просвещение, 1969.-365 с.
- Венгер JI. А. Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого / JI. А. Венгер, К. Н. Поливанова // Вопросы психологии.1988. № 4. — С. 56−63. — ISSN 0042−8841.121
- Венгер JI. А. Психология : учебное пособие для учащихся пед. училища по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1988. — 335 с. — ISBN 5−09−760−8.
- Венекдиктова В. И. О деловой этике и этикете / В. И. Бенедиктова. М.: Фонд «Правовая культура», 1994. — 175 с. — ISBN 5−87 759−002−2.
- Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / авт.-сост. Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М.: АРКТИ, 2003.-11 е.-ISBN 5−89 415−318−2.
- Вишнякова С. М. Профессиональное образование : словарь: ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. М.: НПЦ СПО, 1999. — 535 с. — ISBN 5−89 714−013−8.
- Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждений и родителей / Т. Н. Доронова и др. 2-е изд. — Москва: Просвещение, 2006. — 190 с. — ISBN 5−09−15 538−0.
- Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов / М. В. Матюхина и др. М.: Просвещение, 1984.-256 с.
- Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. Учебное пособие. Научн. Ред.-Волков Б. С. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996. — 102 с. — ISBN 5 — 85 449−033 — 1.
- Все об этикете или Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. Рн/Д: Феникс, 1995. — 510 с. — ISBN 5−85 880−056−4.
- Выготский JI. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / J1. С. Выготский // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 76. — ISSN 428 841.
- Выготский JI. С. История развития высших психических функций / JI. С. Выготский // Выготский JI. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3 / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. — С. 5−328.
- Выготский JI. С. Кризис 7 лет / JI. С. Выготский // Выготский JI. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. Детская психология / JI. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1984. С. 376−385.
- Выготский JI. С. Орудие и знак в развитии ребенка / JI. С. Выготский // Выготский JI. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 6 / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. — С. 5−90.
- Выготский JI. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4: Детская психология / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
- Галина JL Вежливость воспитывается вежливостью: обучение речевому этикету / JI. Галина // Ребенок в детском саду. 2001. — № 2. — С. 49−55.
- Гасанова Р. X. Этноэтикет в воспитании дошкольников / Р. X. Гасанова. -Уфа, 2002.-42 с. ISBN 5−7159−0581−8.
- Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /123
- С. И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. — 447 с. — ISBN 5−88 527−082−1.
- Голованова Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня / Н. Ф. Голованова. СПб.: Детство-пресс, 2002. — 154 с. — ISBN 5−89 814−149−9.
- Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. Ф. Голованова. — СПб.: Спец. лит., 1997. 189 с.-ISBN 5−87 685−037−3.
- Гудкевич Е. Вечеринки : для девочек / Е. Гудкевич. М.: Олимп: Премьера, 2000. — 204 с. — ISBN 5−8195−0063−6.
- Гусев И. Е. Этикет от, А до Я / И. Е. Гусев. Минск: Харвест, 1999. -463 с.-ISBN985−433−675−1.
- Даль В. И. Пословицы русского народа / В. И. Даль. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. — 614 с. — ISBN 5−87 322−714−4.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : избранные статьи / В. И. Даль — под ред. JI. В. Беловинского. М.: OJIMA-Пресс Образование, 2004. — 949 с. — ISBN 5−94 849−650−3.
- Даль В. И. Толковый словарь русского языка : современная версия / В. И. Даль. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 639 с. — ISBN 5−04−7 976−1.
- Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: метод, рекомендации: кн. для учителя / Т. А. Ладыженская и др. — под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1995. — 94 с. — ISBN 5−09−6 373−7.
- Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: метод, рекомендации: кн. для учителя / Т. А. Ладыженская и др. — под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1995. — 94 с. — ISBN 5−09−6 373−7.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, каф. дошк. педагогики — В. И. Логинова и др. 2-е изд., перераб. — СПб.: Акцидент, 1996. — 223 с. — ISBN 588 375−020−6.
- Доронова Т. Н. Игра в дошкольном возрасте / Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева. — 3-е изд. М.: Воспитание дошкольника, 2002. — 127 с.
- Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / В. И. Логинова и др. — под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1983. — 287 е.
- Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития: метод, рук-во для работников дошк. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова и др. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. — 223 с. — ISBN 58 252−18−5.
- Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей./Л. Дубина// Дошкольное воспитание. 2005. — № 1.- С 3 — 10. — ISSN 0012 — 561Х.
- Дыбина. О. В. Социокультурная среда дошкольника: учебнометодическое пособ. для студентов и воспитателей / О. В. Дыбина, И. В.125
- Руденко, О. А. Сергеева. Тольятти, 2001. — 128 с.
- Елизарова Е. Путешествие в Страну этикета : Конспект дидактического занятия-развлечения по закреплению правил этикета и культуры общения (ст. группа д/с) / Е. Елизарова // Дошкольное воспитание. -1999.-N 11.-С. 58 —64 .-ISSN 0012−561.
- Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание. № 10 — 1980. — С. 16 — 24. -ISSN 0012−561.
- Иванова В. В. Этикет для девочек / В. В. Иванова. М.: Премьера: ACT, 1999. — 169 с. — ISBN 5−236−634−1.
- Иванова В. В. Этикет и антиэтикет : книга для стильной молодежи: для шк. возраста / В. В. Иванова. М.: Лабиринт-К, 1999. — 382 с. — ISBN 57 811−0077−6.
- Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т. Н. Доронова и др. -М.: Просвещение, 2007. — 302 с. — ISBN 5−09−14 919−4.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т. И.
- Алиева и др.- отв. ред. Л. Е. Курнешова. 2-е изд. — М.: Карапуз, 2002.126- 304 с. ISBN 5−8403−0284−8.
- Истомина 3. М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте / 3. М. Истомина//Известия АПН РСФСР. 1948. — Вып. 14. — С. 51−88.
- Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра : введение в активные методы обучения: учеб. пособие для учителей / Д. Н. Кавтарадзе. М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 1998. — 191 с. — ISBN 5−89 502−015−1.
- Как украсить стол за 10 минут: оригинальные решения / пер. с англ. А. Н. Поповой -М.: Ниола XXI-й век, 2000. 128 с. — 1−55 870−525−2.
- Карганова Е. Хорошие манеры : для ст. дошк. возраста / Е. Карганова. -М.: Планета детства, 2000. 45 с. — ISBN 5−17−825−2.
- Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы: материалы Всерос. конф. / ред.-сост. Т. И. Оверчук. М.: ГНОМ и Д, 2004. — 239 с. — ISBN 5−296−290−3.
- Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы: материалы Всерос. конф. / ред.-сост. Т. И. Оверчук. М.: ГНОМ и Д, 2004. — 239 с. — ISBN 5−296−290−3.
- Кистяковская М. Ю. Формирование нравственно-волевых качеств ребенка / М. Ю. Кистяковская // Дошкольное воспитание. 1978. — № 1. -С. 23−26.-ISSN 0012−561.
- Клюева Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с. — ISBN 5 -7797 — 0012 — 5.
- Князева JI. П. Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания и обучения в детском саду : учеб. пособие к спецкурсу / JI. П. Князева. -Пермь: ПГПИ, 1984. 70 с.
- Князева JI. П. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста (к вопросу об усвоении правил поведения) / JI. П. Князева. — Пермь, 1974. 124с.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флтнта», 1998. 192с.: ил.
- Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина : практическое пособие для работников дошк. образоват. учреждений / Г. А. Ковалева. — 3-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2003. -19 с.- ISBN 5−89 415−304−2.
- Козлова С. А. Социальное развитие дошкольника : советы родителям / С. А. Козлова. М.: Школьная пресса, 2004 — 24 с. — ISBN 5−9219−0248−9.
- Козлова С. А. Я — человек: Программа социального развития ребенка / С. А. Козлова. М.: Школьная Пресса, 2005. — 45 с. — (Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников» — Вып. 33). — ISBN 5−9219−0225-Х.
- Колесов В. В. Культура речи культура поведения / В. В. Колесов. — JL: Лениздат, 1988. — 271 с. — ISBN 5−289−151−4.
- Коломийченко Л. Программа социального развития./ Л. Коломийченко// Дошкольное воспитание. 2005. — № 1. — с. 9 — 18. -ISSN 0012 — 561Х.
- Кольцова М. М. Воспитание полезных навыков и привычек у детей / М. М. Кольцова, А. Н. Знаменская. М., 1965. — 35с.
- Кольцова М. М. Развитие сигнальных систем действительности у детей / М. М. Кольцова- отв. ред. Э. А. Асратян. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980. — 164 с.
- Комарова Т. С. Программа эстетического воспитания детей 2−7 лет / Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина. 3-е изд. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с. — ISBN 5−93 134−183−8.
- Комарова Т. С. Эстетическая развивающая среда в ДОУ : учеб.-метод. пособие / Т. С. Комарова, О. Ю. Филлипс. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 127 с. — ISBN 5−93 134−272−9.
- Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи / И. С. Кон. -М.: Знание, 1988. 63 с.
- Кон И. С. Социология личности / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1967.-383 с.
- Котова Е. В. Я и другие: программа с методическими рекомендациями для психологов / Е. В. Котова. — Тольятти:
- Издательство Фонда «Развитие через образование», 2005. 60 с.
- Краткий психологический словарь / ред.-сост. JI. А. Карпенко — под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. -Рн/Д.: Феникс, 1999. — 512 с. — ISBN 5−222−239-Х.
- Кругляницо Т. Ф. Этика и этикет : эксперим. учеб. пособие для учащихся ст. кл. гимназий, лицеев, колледжей и шк. гуманитар, профиля / Т. Ф. Кругляницо. М.: Аз, 1995.- 157 с.
- Куревина О. А. Искусство и целостная картина мира / О. А. Куревина. М., 1998. — 102 с.
- Куревина О. А. Прекрасное рядом с тобой. 3 класс / О. А. Куревина, Е. А. Лутцева. М.: Баласс, 2007. — 63 с. — ISBN 978−5-85 939−597−2.
- Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников : учеб. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2003. — 224 с. — ISBN 5−691−654−1.
- Курочкина И. Н. Увлекательное путешествие в страну хороших манер : пособие для детей старшего дошкольного возраста / И. Н. Курочкина.. М.: Просвещение, 2007. — 63 с. — ISBN 978−5-09−15 888−6.
- Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Курочкина. М.: Академия, 2001. 252 с. — ISBN 5−7695−0807−8.
- Курочкина И. Путешествие в страну хороших манер : для детей дошк. и мл. шк. возраста / И. Курочкина. М.: Просвещение, 2007. — 63 е. — ISBN: 978−5-09−15 888−6.
- Курочкина И. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И. Курочкина // Дошкольное воспитание. -2003.-N 11.-С. 113−117.-ISSN 0012−561Х.
- Кутьина Н. Б. Авторская программа «Воспитание культурой». Дошкольники в музее / Н. Б. Кутьина. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2002. 68 с. — ISBN 5−93 572−073−6.
- Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника : пособие для педагогов дошк. учреждений: програм.-метод. пособие / Л. В. Куцакова. М.: ВЛАДОС, 2003. — 143 с. — ISBN 5691−1 034−4.
- Лаврентьева Г. П. Культура общения дошкольников / Г. П. Лаврентьева. К.: Рад. шк., 1988. — 128 с.
- Ланге Н. Н. Элементы воли / Н. Н. Ланге // Вопросы философии и психологии. Социальный отдел. Экспериментальная психология. 1890. — Кн. 4. — С. 1−25.
- Ланкова Н. М. Ручейки времени : Музейно-образовательная программа (для детей 6−7 лет) / Н. М. Ланкова. Тольятти: Тольяттинский краеведческий музей, 1999. с.46
- Левина Р. Е. Идеи Выготского Л. С. о планирующей функции речи / Р. Е. Левина // Вопросы психологии. 1968. — № 4. — С. 56−63. — ISSN 0042−8841.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.- М.: Политиздат, 1975 304 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. 4-е изд. — М.: МГУ, 1981. — 584 с.
- Леонтьев Д. А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие / Д. А. Леонтьев // Вестник высшей школы. 1989. — № 1. — С. 39−45. -ISSN 0321−0383.
- Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы : кн. для воспитателя дет. сада: пер. с англ. / Д. Лешли. М.: Просвещение, 1991. — 220 с. — ISBN 5−09−2 768−4.
- Лисина М. И. О некоторых условиях превращения реакций из непроизвольных в произвольные / М. И. Лисина // Доклады Академии педагогических наук РСФСР. 1957. — № 1. — С. 85−87.
- Лисина М. И. Общение ребенка со взрослыми как деятельность / М. И. Лисина II Общение и его влияние на развитие психики дошкольников.- М., 1974. С. 3−24.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина- под ред. А. Г. Рузской — Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. -М.- Воронеж: Ин-т практ. психологии: МОДЭК, 1997. 383 с. — ISBN 513 189 395−027
- Лихачева Л. С. Школа этикета : поучения на всякий случай / Л. С. Лихачева. — Екатеринбург: Средне-Уральское кн. изд-во, 1995. — 448 с. -ISBN 5−7529−0698−9.
- Лыба С. Прием гостей / С. Лыба, А. Лыба. М.- Riga: ACT: Apgads «Rija, 1994. — 212 с. — ISBN 5−86 597−003−8.
- Майер А. А .Психолого — педагогические особенности профессиональной компетентности педагога в области дошкольного образования / А. А. Майер // Вера Иосифовна Логинова. Наследие педагога и ученого. СПб., 2002. — 94 с.
- Май ере Д. Социальная психология: учебник / Д. Майерс- пер. с англ. В. Гаврилова и др. 2-е изд., испр. — СПб.: Питер, 1999. — 688 с. -ISBN 5−88 782−141−8.
- Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии : метод, пособ. / А. Р. Маллер. 2-е изд., испр. и доп. — М., АРКТИ, 2002. — 174 с. — ISBN 5−89 415−087−6.
- Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили- сост. и общ. ред. Ю. П. Сенокосова. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Прогресс: Культура, 1992. — 415 с. — ISBN 5−01−2 570−1.
- Мартин Д. Этикет. Все о правилах поведения за столом / Д.132
- Мартин. М. : Эксмо-Пресс, 2001. — 320 с. — ISBN 5−04−7 327−5.
- Маслова М. Е. Социально-педагогическая адаптация детей группы риска : автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Е. Маслова. Ставрополь, 2001.-21 с.
- Материалы и оборудование для детского сада: пособ. для воспитателей и заведующих / под ред. Т. Н. Дороновой, Н. А. Коротковой. М.: Элти-Кудиц, 2003. — 154 с. — ISBN 5−98 411−001−6.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов /
- A. В. Мудрик. 5-е изд., доп. — М.: Академия, 2005. — 200 с. — ISBN 57 695−1790−5.
- Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5−7 лет : метод, пособ. / И. Ф. Мулько. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 96 с. — ISBN 589 144−506−9.
- Мы продолжаем себя в детях: сб. статей и очерков о семейном воспитании. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1981. — 120 с.
- Неверович Я. 3. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Я. 3. Неверович // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психол. исслед. / А.
- B. Запорожец и др.- под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович- НИИ дошк. воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — С. 32−51.
- Немов Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. заведений: в 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. — 2-е изд. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 576 с. — ISBN 5−09−7 334−1.
- Немов Р. С. Психология : учеб. для студентов высш. пед. заведений: в 3-х кн. Кн. 3: Психодиагностика / Р. С. Немов. — 2-е изд. М.: Просвещение: Владос, 1995. — 630 с. — ISBN 5−09−7 334−1.133
- Непомнящая Н. И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста / Н. И. Непомнящая // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М.: Просвещение, 1965. — С. 358 395.
- Непомнящая Н. И. Формирование воли / Н. И. Непомнящая // Дошкольное воспитание. 1963. — № 9. — С. 36−40. — ISSN 0012−561Х.
- Николаев Н. Этикет. Умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе / Н. Николаев, П. Петров. М.: Цитадель: Триада, 1999. — 224 с.-ISBN 5−86 344−091−0.
- Новые уроки для маленьких леди и джентльменов / ред.-сост. Е. Погодина и др. СПб.: Корона принт: Кристалл, 1998. — 221 с. -ISBN 5−85 366−010−1.
- О самоваре и не только: метод, пособ. для воспитателей дошкольных учреждений и учителей начальной шк. Тольятти: Развитие через образование, 2006.-118 с.
- Обухова JI. Ф. Возрастная психология : учеб. для студ. вузов / JI. Ф. Обухова. 4-е изд. — М.: Пед. о-во России, 2004. — 444 с. — ISBN 5−93 134 086−6.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова- Российская акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: А ТЕМП, 2006. — 941 с. — ISBN 978−5-9 900 358−6-7.
- Олиференко JI. Я. Социально-педагогическая поддержка детей134группы риска : учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / JI. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. М.: Академия, 2002. -254 с. — ISBN 5−7695−0775−6.
- Остер Г. Нарушения правил вежливости, приличия, этикета и др. / Г. Остер. -М.: ACT, 2000.-91 с.-ISBN 5−17−556−3.
- Панкеев И. А. Энциклопедия этикета : 1000 советов на каждый день / И. А. Панкеев. 2 изд., испр. и доп. — М.: OJIMA-Пресс, 2002. -381 с. 1.BN 5−224−2 444−7.
- Панкеев И. А. Энциклопедия этикета для детей / И. А. Панкеев. 2 изд., испр. и доп. — М.: OJIMA-Пресс, 2002.-382 с. 1.BN 5−224−3 923−1.
- Панкеев И. Энциклопедия этикета для детей : ил. пособие школьника / И. Панкеев. М.: Олма-Пресс, 1999. — 398 с. — ISBN 5−22 400 354−7.
- Парамонова Н. П. К вопросу о развитии психологического механизма произвольных движений / Н. П. Парамонова // Вопросы психологии. 1955. — № 3. — С. 51−62. — ISSN 0042−8841.
- Пастухов М. Подарки на все случаи жизни / М. Пастухов, Е. Шевченко. М.: АСТ-Пресс, 2001. — 336 с. — ISBN 5−7805−0794−5.
- Пахомова О. Н. Добрые сказки : этика для малышей / О. Н. Пахомова. М.: Книголюб, 2004. — 86 с. — ISBN 5−93 927−021−2.
- Педагогическая диагностика по программе «Развитие»: рекомендации и материалы к проведению: младший и средний дошкольный возраст / А. И. Булычева и др. — М.: Гном-Пресс, 2000. -128 с. ISBN 5−296−46−3.
- Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста : кн. для воспитателя детского сада / С. В. Петерина. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1986. — 96 с.
- Пивовар В. Энциклопедия хороших манер / В. Пивовар. СПб.: Диамант: Золотой век, 1998. — 511 с. — ISBN 5−88 155−113−3.135
- Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / Н. И. Пирогов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. — 752 с.
- Писарев Д. И. Избранные педагогические сочинения / Д. И. Писарев. М.: АПН РСФСР, 1951. — 416 с.
- Портянкина Н. И Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения / НИ. Портянкина // Дошкольное воспитание. -1989 -№ 1-С. 13−18.-ISSN 0012−561Х.
- Потапов С. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим / С. Потапов, О. Вакса. М.: АСТ-Пресс Книга, 2003. — 366 с. -ISBN 5−7805−0367−2
- Проблемы дошкольного образования на современном этапе: материалы науч.-практ. конф. преподавателей и студентов (Тольятти, 4−9 апр. 2004 г) / под. ред. О. В. Дыбиной, О. А. Еник. Тольятти: Развитие через образование, 2004−168 с. — ISBN 5−88 299−105−6.
- Проблемы дошкольного образования на современном этапе: материалы науч.-практич. конф.: в 2-х ч. / под. ред. О. В. Дыбиной, О. А. Еник. — Тольятти: ТГУ, 2006.
- Программа «Развитие»: основные положения. М.: Новая школа, 1994.-64 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 4-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2007 — 229 с. — ISBN 978−5-86 775−272−9
- Психолого-педагогические аспекты социального развития детей дошкольного возраста: материалы Всерос. науч. конф. (Тольятти, 12−13 нояб. 2003 г.). Тольятти: Тольят. гос. ун-т, 2003. — 340 с. — ISBN 5−82 590 155−8.
- Пугачева И. Ю. Культурологическое образование детейдошкольного возраста : метод, пособие: рекомендации поформированию театр.-игровой культуры детей мл. и сред. дошк. возраста
- И. Ю. Пугачева, Л. П. Бочкарева — Упр. образования администрации
- Ульян, обл. и др. Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.- 92 е.- ISBN 5 — 74 321 360 168 — 4.
- Рабе Б. Искусство сервировки / Б. Рабе — худож. ред. Клаус Аррас — пер.: Е. Карпова. М.: Внешсигма: ACT, 2000. — 111 с. — ISBN 5−17 001 445−7
- Радуга: прогр. и руководство для воспитателей первой мл. группы дет. сада / Т. Н. Доронова и др. М.: Просвещение, 1993. — 224 с. -ISBN 5−09−4 374−4.
- Развитие волевых и познавательных способностей у дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. М.: Просвещение, 1965. — 157с.
- Развитие общения у дошкольников: характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рожд. до 7-ми лет / под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
- Развитие социальной уверенности у дошкольников: пособ. для педагогов дошкольных учреждений / Е. В. Прима и др. — М.: ВЛАДОС, 2002. 224 с. — (Здоровьесберегающая педагогика). — ISBN 5691−715−7.
- Реалии и перспективы образования и развития детей в XXI веке: материалы Междунар. науч. практ. конф. (заочной).—Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2005. — 407 с. — ISBN 5−94 655−0519.
- Реан А. А. Психология личности : социализация, поведение, общение / А. А. Реан. СПб. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — 416 с. ISBN 5−93 878−123-Х.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 1999. 712 с. — 5−314−16−4.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн- отв. ред. Е. В. Шорохова- Ин-т философии- Ин-т психологии. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн- отв. ред. Е. В. Шорохова- Ин-т философии- Ин-т137психологии. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
- Руководство к перспективному планированию работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с социальной действительностью на материале ознакомления с родным краем: (из опыта работы МДОУ № 153) / под. ред. А. А. Майера. Барнаул, 2002. -82 с.
- Рычашкова И. Г. Упражнения по закреплению культуры поведения / И. Г. Рычашкова // Дошкольное воспитание. 1989. № 3. — С. 21−27. -ISSN 0012−561Х.
- Секреты хороших манер / авт.-сост. О. Н. Улищенко. Харьков: СП «Инарт», 1995. — 399 с. — ISBN 5−85 882−163−4 I.
- Сильвестру А. И. К вопросу о развитии самооценки в дошкольном возрасте / А. И. Сильвестру // Новые исследования в психологии. 1978.- № 2. С. 80−84.
- Слободчиков В. И. Психология возраста в психологии и педагогике развития / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 37−49.-ISSN0042−8841.
- Словарь иностранных слов для школьников / сост. JI. А.Субботина.- 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 488 с. -ISBN 5−94 799−359−7.
- Смирнов Н. А. Этика и этикет младших школьников : пособ. для учителей и родителей учащ. нач. кл. / Н. А. Смирнов. — М.: Шк. пресса, 2002. 109 с. — ISBN 5−9219−0145−8.
- Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. М. :
- Издательский Смирнова Е. О. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме / Е. О. Смирнова, А. А. Лагутина центр «Академия», 2000. 160 с. — ISBN 5−7695−0437−4.202. // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 30−38. — ISSN 0042−8841.
- Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Е. О. Смирнова. М.- Воронеж: Ин-т практической психологии: НПО «МОДЭК», 1998. — 256 с. — (Библиотека педагога-практика). — ISBN 5−89 112−042−9.
- Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 49−58.-ISSN0042−8841.
- Содержание коммунистического воспитания в детском саду: учеб. пособие для пед. ин-тов. / Н. А. Курочкина и др. М.: Просвещение, 1988. — 255 с. — ISBN 5−09−314−9.
- Степанов Е. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, М. М. Лузина. М.: ТЦ Сфера, 2002. — 159 с.-ISBN 5−89 144−302−3.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии : учеб. пособ. для вузов / Л. Д. Столяренко. третье изд., перераб. и доп. — Рн/Д: Феникс, 1999. -(Учебники, учебные пособия). — ISBN 5−222−483-Х.
- Субботинский Е. В. О некоторых причинах стереотипности поведения при выполнении сложных программ детьми раннего возраста / Е. В. Субботинский // Новые исследования в психологии. 1972. — № 1. — С. 24−38.
- Судзуки С. Взращенные с любовью : Классический подход к воспитанию талантов / С. Судзуки — пер с англ. С. Э. Борич. Минск: Попурри, 2005. — 196 с. — ISBN: 985−483−428-х.
- Сутырин Ф. Д. Этикет и дипломатический протокол для всех : учеб. пособие / Ф. Д. Сутырин — Междунар. банк, ин-т (IBI). СПб.: Сентябрь, 2001. 77 с. — ISBN 5−94 234−014−5.
- Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека : пед.139наследие / В. А. Сухомлинский- вступ. ст. О. В. Сухомлинской. М.: Педагогика, 1989.-287 с. — (Б-ка учителя). — ISBN 5−7155−0145−8.
- Сухомлинский В. А.Как воспитать настоящего человека.: (Советы воспитателям). — Минск: Нар. асвета, 1978. — 288 с.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике, М: Педагогика, 1990. -303 с.
- Теплюк С. Об опрятности и аккуратности / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. 1988. — № 9. — С. 7−15. — ISSN 0012−561Х.
- Ткаченко Т. А. Формирование навыков общения и этических представлений у детей : метод, рук. для проведения бесед, игр, упражнений / Т. А. Ткаченко. М.: Книголюб, 2005. — 56 с. — (Педагогические беседы). — ISBN 5−93 927−162−6.
- Тушканова О. И. Психологические особенности ребенка от рождения до 17 лет / О. И. Тушканова. Волгоград: Изд. Тушканова О. И., 2002. — 64 с. — ISBN 5−7730−0008−3.
- Увлекательное путешествие в страну Хороших Манер: (для детей дошк. и мл. шк. возраста): в 2 ч. / сост. Г. Годубицкий. — Тольятти: Анфас, 1998. (Мир знаний).
- Этикет. 5−7 лет. Правила дорожного движения и уважения (для ст. дошк. и мл. шк. возраста). — М.: Олма-Пресс, 2002. — 64 с.
- Усачева Т. Учим детей вежливости / Т. Усачева // Дошкольное воспитание. 2006. — N 5. — С. 19−22. — ISSN 0012−56IX.
- Уффельман И. Хорошие манеры — в любой ситуации / И. Уффельман — пер. с нем. Е. Забайло. Минск: ООО «Этоним», 1995.320 с. — ISBN 985 — 6035 — 07 — 4.
- Учимся общению. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий по культуре речевого общения детей дошкольного возраста. — Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2004.
- Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. Вопросы воспитания / К. Д. Ушинский — под ред. В. Я. Струминского. -М.: Госучпедгиз, 1953. 638 с.
- Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн — НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 208 с. — ISBN 5−7155−0030−3.
- Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства / Д. И. Фельдштейн. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1997. — 160 с. — ISBN 5−89 502−009−7.
- Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: (Речевой этикет в нашем общении) / Н. И. Формановская. — М.: Знание, 1982. — 160 с.
- Фромм А. Азбука для родителей : перевод / Фромм Аллан — предисл. И. М. Воронцова. JT.: Лениздат, 1991. — 320 с. — ISBN 5−28 900 855−1.
- Халезова Н. А. Преемственность в обучении речевому этикету детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе русского (родного) языка: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Н. А. Халезова. М., 2000. — 21 с.
- Человек и общество. Проблемы социализации индивида / под общ. ред. Б. Г. Ананьева и др. JI., 1971. — 190 с.
- Чиненный А. И. Этикет на все случаи жизни / А. И. Чиненный, Т. А. Стоян. М.: Гном-Пресс, 1998. — 149с. — ISBN 5−89 334−035−3.
- Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду : учеб. пособие для психологов и специалистов дошк. Образования / Т. И.141
- Чиркова. М. : Педагогическое общество России, 2001. — 224 с. — ISBN: 5−93 134−005-Х.
- Что такое этикет? Детям о правилах Хороших Манер: в помощь учителю: два года увлекат. путешествия в стране Хороших Манер / авт.-сост. А. Н. Армер. Тольятти: Анфас, 1998. — 207 с. — (Мир человеч. отношений). — ISBN 5−86 403−007−4.
- Шелгунов Н. В. Избранные педагогические сочинения / Н. В. Шелгунов. М.: Изд-во АПН, 1954. — 403 с.
- Шорыгина Т. А. Вежливые сказки: этикет для малышей / Т. А. Шорыгина. М.: Прометей: Книголюб, 2001. — 63 с. — (Развивающие сказки для детей). — ISBN 5−7042−1116-Х.
- Шрейдер Ю. А. Лекции по этике : учеб. пособие / Ю. А. Шрейдер. -М. :МИРОС, 1994.- 136 с.-ISBN 5−7084−0047−1.
- Эльконин Д. Б. Развитие личности ребенка- дошкольника / Д. Б. Эльконин // Психология личности и деятельности дошкольника. М.: Просвещение, 1965. — С. 254−293.
- Энциклопедия для самых маленьких. Хорошие манеры / автор рус. текста Е. Карганова. Назрань: ООО «Издательство ACT», 1999. — 128 с.
- Энциклопедия этикета / сост. И. Панкеев. — М.: ОЛМА-Пресс, 1999. 477 с. — ISBN 5−224−17−3.
- Энциклопедия этикета: для сред. шк. возраста / сост. JI. Н. Рукавчук. СПб.: Изд. дом «МиМ», 1997. — 348 с. — ISBN 5−7562−0124−8.
- Энциклопедия этикета: для сред. шк. возраста / сост. Л. Н. Рукавчук. СПб.: МиМ-экспресс, 1996. — 350 с. — (Хочу все знать). -ISBN 5−7562−0068−1.
- Энциклопедия этикета: правила поведения в обществе и дома / сост. И. Панкеев. — М.: Россия молодая, 1996. 191 с. — ISBN 5−86 646 077−7.
- Этикет и сервировка стола. Смоленск: Русич, 1996. — 463 с. -(Азбука быта). — ISBN 5−88 590−492−8.
- Этикет от, А до Я / авт.-сост. И. Е. Гусев. Минск: Харвест, 1999.142 463 с. (Энциклопедия домашнего хозяйства). — ISBN 985−433−675−1.
- Этикет. Умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе / сост. Николаева, Петров. М.: ООО «Цитадель»: ТОО «Триада», 1995. — 223 с.-ISBN 5−86 344−038−4.
- Этикет. Школа изящных манер. Игра-лото для детей от 5 и старше. -Киров: ОАО «Радуга», 2003.
- Этическое образование детей седьмого года жизни: Методическое пособие для работников дошкольных учреждений/ Н. П. Иванова, Н. А. Косухина, А. П. Сергеева, Т. Ю. Фомина. Ульяновск: ИПК ПРО .1999. -С. 76. — ISBN 5 7432 — 0235 — 4.
- Якобсон П. М. Воля / П. М. Якобсон // Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1976. — Гл. 15. — С. 389−404.
- Якобсон С. Г. Моральное воспитание в детском саду : пособ. для воспитателей дет. садов / С. Г. Якобсон. М.: Воспитание дошкольника, 2003.-110 с.
- Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей / С. Г. Якобсон. М.: Педагогика, 1984. — 143 с.
- Яковенко Т. О воспитании культурно-гигиенических навыков / Т. Яковенко, 3. Ходонецких // Дошкольное воспитание.. — 1979. — № 8. -С. 27−34.-ISSN0012−561Х.
- Deveau Е. J. Perceptions of Death Through the Eyes of Children and Adolescents / E. J. Deveau // Beyond the Innocence of Childhood / ed. by David W. Adams and Eleanor J. Deveau. N. Y.: Baywood Publishing Company, 1995. — P. 55−92.
- Erikson E. H. Childhood and society. Second edition, Revised and enlarged / E. H. Erikson. N.Y.: W. W. Norton & Co, 1963.
- Erikson E. H. Toys and Reasons: stages in the Ritualization of Experience / E. H. Erikson. New York: W. W. Norton, 1977.
- Giblin N. Reaching the Child’s Perception of Death / N. Giblin, F. Ryan // Young People And Death / ed. by John D. Morgan. — Philadelphia: The Charles Press Publishers, 1991. P. 3−10.143
- Lonetto M. Childrens Conceptions of Death / M. Lonetto. N.Y.: Springer Publishing Company, 1980.
- Opie I. Children’s Games in Street and Playground / I. Opie, R. Opie. -London: Oxford University Press, 1969.
- Piaget J. The Science of Education of the Psychology of the Child / J. Piaget. N. Y.: Grossman, 1970.