Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания
Диссертация
Таким образом, проведенное исследование позволяет считать, что решена актуальная теоретическая и практическая задача педагогической психологии. Разработана концепция психологической безопасности образовательной среды, которая оснащена психологическими технологиями ее создания. Предложены и внедрены средства психологической диагностики состояния образовательной среды в категории безопасности… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
- 1. 1. Проблема «человек и среда» в психологии
- 1. 2. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда»
- 1. 3. Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников
- 1. 4. Моделирование психологической безопасности образовательной среды
- Выводы по первой главе: .". «„
- ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ф
- БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
- 2. 1. Служба психологического сопровождения образовательной среды.“.»."
- 2. 2. Технология создания психологической безопасности образовательной среды школы
- 2. 3. Психологическая безопасность образовательной среды и психическое здоровье ее участников
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
- 3. 1. Диагностика и экспертиза образовательной среды школы
- 3. 2. Критерии психологической безопасности образовательной среды
- 3. 3. Методика «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы»
- 3. 3. 1. Алгоритм создания и требования к построению и проверке методик
- 3. 3. 2. Экспериментальное изучение методов диагностики психологической безопасности образовательной среды
- 4. 1. Организация экспериментального исследования
- 4. 2. Исходные показатели психологической безопасности образовательной среды и характеристик психического здоровья участников эксперимента
- 4. 2. 1. Показатели психологической безопасности образовательной среды
- 4. 2. 2. Исходные характеристики психического здоровья участников образовательной среды на констатирующем этапе эксперимента
- 4. 3. Изучение эффективности психологического сопровождения по созданию психологической безопасности образовательной среды
- 4. 3. 1. Динамика показателей психологической безопасности образовательной среды
- 4. 3. 2. Динамика изменений характеристик психического здоровья участников образовательной среды
- 4. 3. 3. Взаимосвязи показателей психологической безопасности образовательной среды и характеристик психического здоровья ее участников
- 4. 3. 4. Характеристика взаимосвязей на результирующем этапе эксперимента и сравнение данных с контрольными показателями
Список литературы
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., Изд. центр «Академия», 1996. 496 с.
- Абульханова-Славская К. А. Акмеологическое понимание субъекта//Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995. С.21−76.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., Мысль, 1991.-301 с.
- Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992. -128 с.
- Авдеев Д.А. В помощь страждущей душе: ответ врачебного душепопечения. М.: Русскш Хронографъ, 2000. — 356 с.
- Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение. СПб.: СпейЛит, 2000. -223 с.
- Алексеева Е.В. Влияние образовательной среды на развитие ответственности подростков в преодолении жизненных проблем // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития, СПб., 2001, С. 65−69.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. T.l. М.: Педагогика, 1980. 232 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969. 329 с.
- Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья. СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. 148 с.
- Ананьев В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СП унив., 2000, С. 10−88.
- Андреева Г. М. Конструирование образа социального мира в условиях социальной нестабильности//Психология социального познания. М.: Аспект-пресс, 1997. С. 215−233.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1983. 416 с.
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989. 224 с.
- Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии. Образование личности в контексте разных культур как фактор социальной эволюции//Развитие личности. 1999. № 1. С. 21−39.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. -104 с.
- Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М., REFL-book, 1994. -314 с.
- Баева И.А. Диагностика эффективности процесса апробации учебного пособия по психологии//Методики диагностики апробируемых ученых материалов. Инф. бюллетень. СПб., 1995. Вып. П. С. 9−22.
- Баева И.А. Преподавание психологии подросткам. СПб.: РЭП, 1995. 77 с.
- Баева И.А. Проект «Переподготовки учителей-гуманитариев»: Психологические основы личностного педагогического взаимодействия. СПб.: РЭП, 1997. -64 с.
- Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб.: «Речь», 2002. 251 с.
- Байденко В.И. О концепции воспитания в системе общего и профессионального образования Российской Федерации//Гуманизация образования. М., 1998. Вып. 4.
- Бакштановский В.И. Лаборатория в храме свободы. Тюмень, 1990.- 72с.
- Бардиер Г., Ромазан Н., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев-СПб., 1993.
- Бардиер Г. Л. Альтернативное образование: «гибкие» стандарты и технология «профессионального» гуманизма.//Альтернативное образование в Санкт-Петербурге. М-лы семинара в проекте «Гражданская инициатива. СПб., 1997. С. 33−38.
- Бассин Ф.В. О так называемом психосоматическом подходе к проблеме развития и преодоления болезни/УКлиническая медицина. 1970, № 9.
- Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук//Эстетика словесного творчества. 1979. С. 361−373.
- Бахтин М.М. Человек в мире слова. М.: Росс, открытый университет, 1995.-159с.
- Башмаков М., Позднякова С., Резник Н. Информационная среда обучения. СПб., 1997. 102с.
- Безопасность образовательного пространства: Препринт/В.В.Иванов, Н. А. Склянова, И. В. Плющ, Н. Н. Шелетин, А. Ф. Гусев. Новосибирск: НИПКиПРО, 2001.-37 с.
- Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого//Мир человека. М., 1993. С. 163−167.
- Бережнова JI.H. Депривация в образовательном процессе. СПб., 1999.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. 298 с.
- Битянова М.Р. Профессиональные задачи психолога в системе учебных отношений и целей/АПкольный психолог. 2000. № 44.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
- Божович Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка//Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Куликов Л. В. СПб., 2000, С. 160−166.
- Бойко В.В. Синдром „эмоционального выгорания“ в профессиональном общении. СПб., 1999.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. Взгляд на себя ни на других. М.: Филинъ, 1996.
- Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Управления. Игры. СПб., 1996.-315 с.
- Бондаревская Е.Ф. Теория и практика личиостно ориентированного образования//Педагогика, 1996, № 5. С.32−41.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304 с.
- Братченко C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999. 137 с.
- Братченко C.JI. Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. СПб., 1999. 52 с.
- Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Псков. 1997.
- Братченко С.Л. На пути к уважению// Педагогика уважения. М-лысеминара „Причины и сущность неуважения к детям и подросткам внаших обществах от насилия к уважению: поиск и опыт педагогов России и Германии“. СПб., 1997. С. 26−32.
- Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети в США и СССР. М.: Прогресс, 1976. 162 с.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке//Психология личности в трудах отечественных психологов/Составитель Куликов Л. В. СПб., 2000. (Серия „Хрестоматия по психологии“). С. 230−236.
- Бубер М. Я и ты. М.: Прогресс, 1993.- 175 с.
- Бурдье П. Начало. М., 1994. 288 с.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. Уч. пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
- Бухвалов В. А. Плинер Я.Г. Педагогическая экспертиза школы. М., 2000. -160 с,
- Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 1992. 255 с.
- Ваганов П.А., Им М.С. Экологические риски. СПб., 2001.
- Ваганов П.А. Человек. Риск. Безопасность. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2002. 160 с.
- Валлон, А От действия к мысли. М., 1956.
- Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций/ЛПсихологический журнал. 1995, № 3, т. 16. — С. 90−101.
- Вачков И.В. Введение в тренинговые технологии/ЛПсихологическое сопровождение выбора профессии/Под ред. Л. М. Митиной. М., 1998. с. 66−78.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. М., 2000.
- Вачков И.В. Смена приоритетов//"Школьный психолог», 2000, № 4.
- Введение в психодиагностику.//Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Академия, 1997. 192 с.
- Вершловский С.Г. и др. Эффективная школа. СПб.: ЦПИ, 1995. 168с.
- Ветрова И.Б. Эстетическая организация архитектурно-пространственной среды как фактор художественно-творческого развития школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1989. 21 с.
- Водопьянова Н.В., Ходырева Н. В. Психология здоровья//Вестник ЛГУ, сер. 6,1991, вып. 4. с.14−19.
- Волков Е.Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики//Журнал практического психолога. 1997. № 1. С. 108−109.
- Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах //Журнал практического психолога. 1996, № 3. С. 76−83.
- Воронцова В.Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-аксиологический подход. Автор, дисс.. докт. пед. наук. СПб., 1997. 47 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений. В 6 томах т. 2. М., 1982.
- Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века//Новые ценности образования. М., 1996. Вып. 6.
- Газман О.С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. 123 с.
- Гайда В.Х., Захаров В. П. Психологическое тестирование. JL: ЛГУ, 1982. -101 с.
- Галлияхметов P.P., Лихтарников А. Л. Выявление-прогноз-сопровождение. Структура и содержание работ в школе. СПб., 1998. 38 с.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
- Глассер У. Школа без неудачников/Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. -184с.
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т 2. М.: Мир, 1992. 376 с.
- Гозман Л.Я., Эткинд A.M. Все начинается в детстве//Магистр. 1991, сентябрь. — С. 15−22.
- Головаха Е. И. Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 207 с.
- Головей Л.А., Гршценко Н. А. Психологическая служба в школе. Л.: Знание, 1987. 32 с.
- Горьковая И.А. Медико- и социально- психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков. Автореф. дис.. д-ра психол. наук. СПб., 1998.
- Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998. 125 с.
- Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. 320 с.
- Груздева Н.В. Методологические подходы к созданию образовательного пространства школы/Юбразовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб., 2001. С. 30−34.
- Гулина М.А. Внутренняя гармония и психическое здоровье//Практическая психология. СПб., 1993.
- Гуманитарная экспертиза: возможность и перспективы. Новороссийск, 1992.
- Гурлитг Л. О воспитании. СПб., 1911.
- Гусинский Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994. 136 с.
- Гуткина Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М., 1991.-41с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
- Давыдов В.В., Лебедева В. П. Новому времени новое образование//Учителю о психологии/Под ред. Лебедевой В. П., Панова В. И. М., 1996. — С. 4−8.
- Данилова В.Л. Как стать собой: Психотехника индивидуальности. М.: Интерпракс, 1994. 128 с.
- Дворецкая Т.В. Модель психологического сопровождения учащихся в условиях общеобразовательной школы//Психология в школе: практический психолог профессия нового века. М-лы VI Всероссийской конф. СПб., 2001. С. 104−106.
- Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды/Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М., 1997.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А., Панов В. И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики//Прикладная психология, 2000, № 4. С. 52−66.
- Дети и насилие/Под ред. М. Н. Лазутовой. Екатеринбург. 1996.
- Дети России: насилие и защита. М-лы Всероссийской науч.-практ. конф. М., 1999.
- Диагностика как фактор развития образовательной системы. Уч. пос./Под ред. Максимовой В. Н. СПб., 1995. 82 с.
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога//Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1990.
- Дмитриевский В.А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. М.: Педагогическое общество России, 2002. 202 с.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. 369 с.
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, МГУ, 1997. 344 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2000. 32 с.
- Дубровина И.В., Прихожан A.M. Положение о школьной психологической службе//Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 76−90.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. 165 с.
- Зайцева М.И. Методы шкалирования при измерении установки//Социальные исследования М., 1970, вып. 5. С. 227−229.
- Замулин А.А., Курбатова Т. Н. Тренинг коммуникативной компетенции//Практикум по социально-психологическому/Под ред. Б. Д. Парытина. СПб., 1994. С. 11−32.
- Зарубин В.Г., Макаридина В. А., Алмазова Н. И. Социальная комфортность как средство оптимизации образовательной среды/Юбразование XXI века: проблемы, прогнозы, модели, проекты. СПб., 1998.-С. 34−41.
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
- Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга: методические указания. Л., 1996.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М. Изд-во «Корпорация «Лотос», 1999. т 384 с.
- Зинченко В.И., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 304 с.
- Иванов Д.А., Иванова Е. Л., Шестакова И. Г., Тубельский А. Н. Общественно-государственная экспертиза экспериментальных площадок и инноваций в образовании. М., 1997.
- Иванова С.П. Учитель XXI века: неопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. Псков: ПГПИ им. Кирова, 2002. 228 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. 512 с.
- Иовчук Н.М., Северный А. А. Учитель и ученик: истоки психологического насилия // Дети России: насилие и защита. М., 1997, С. 172.
- Кабаченко Т.С. Нарушение психологической безопасности в контексте активности профессионала. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 2000.-49 с.
- Кавтарадзе Д.Н. Учебная игра как адаптивная среда. Тезисы 1-ой Росс, конф. по экологической психологии. М., 1996. С.72−73.
- Казакова Е.И. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе (аналитические материалы). СПб., 1998.
- Казакова Е.И. Сопровождение развития новая образовательная технология//Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. М-лы Российско-фламандской конф. СПб. 2001. С. 9−15.
- Казакова Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. СПб., 1997. -160 с.
- Кала У.В., Раудик В. В. Психологическая служба в школе. М., 1986.
- Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб. Детство-пресс, 1999. 144 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.- 190 с.
- Кан-Калик В.А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования//Вопросы психологии. 1985, № 4. С. 9−16.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадптации//Вопросы психологии. 1999, № 4, С. 3−15.
- Кирияков Г. Обеспечение промышленной безопасности основа предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного характера//Управление риском. 1998. № 1. — С. 9−18.
- Киршбаум Э.И., Еремеева А. И. Психологическая защита. Владивосток, 1993.
- Китвель Т. О социально-психологических проблемах удовлетворенности трудом. Таллин, 1974.
- Климов Е.А. Психология. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 287 с.
- Клюева Т.Н., Мышкина М. С., Пахальян В. Э. Психологическое здоровье детей дошкольного возраста в условиях вариативного образования/ЛПрикладная психология. 2001. № 6. С. 16−22.
- Ковалев Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980. 17 с.
- Ковалев Г. А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда//Вопросы психологии. 1993, № 1. С. 13−23.
- Козырева Е.А. Нет причин для пробуксировки/ЯИкольный психолог. 2000. № 10.
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999. 242 с.
- Колеченко А.К. Взаимодействие различных форм сопровождения в системе образования// Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. М-лы Российско-фламандской конф. СПб. 2001. С. 33−36.
- Колеченко А.К. Психологическое обеспечение педагогических технологий учебного процесса в школе. СПб.: УПМ, 1997. 189 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 175 с.
- Кондратьева А.С. Совершенствование когнитивного стиля социальной перцепции как проблема семейной педагогики// Когнитивные стили. -Таллин, 1986. С. 121−145.
- Концептуальные основы безопасности//Безопасность. 1994, № 5(21).
- Корнетов Г. Б. Современная педагогика в поисках гуманистической парадигмы//Новый педагогический журнал. 1996. № 1. С. 21−27.
- Корнетов Г. Б. Педагогика свободного воспитания//Свободное воспитание. М., 1995. С. 5−33.
- Корчак Я. Право ребенка на уважение//Педагогическое наследие. М., 1990. С. 175−194.
- Костарева С.В., Щепина С. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей при переходе в 3 и 5 класс// Психология в школе: практический психолог профессия нового века. М-лы VI Всероссийской конф. СПб., 2001. С. 113−115.
- Котик М.А. Психология и безопасность. Таллин: Варгаус, 1987. 306 с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
- Кратохвилл М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. М.: Прогресс, 1991. -147 с.
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1999.
- Кузьмин Е.С. Социально-психологические особенности личности в свете теории отношений//Психология личности и малых групп. JL: Изд-во ЛГУ, 1977. С.41−53.
- Кузьмин Е.С., Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л., 1974.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища: Высш. школа. М., 1989. -167 с.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм преподавательской деятельности. СПб., 1993.
- Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности/ТПсихология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2000. -С. 405−442.
- Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб.: Речь, 2001. — 184 с.
- Кучинский Г. М. Внутренний диалог и социальная детерминация поведения личности//Человек в мире диалога. Л., 1990. С. 166−168.
- Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Л., 1924.
- Лакосина Н.Д., Ушаков Г. К. Учебное пособие по медицинской психологии. М.: Медиздат, 1976. 307 с.
- Лебедев О.Е. Потенциал современной школы//Школа в начале третьего тысячелетия. СПб., 2000, с. 11−17.
- Лебедев О.Е. Уклад школы как составная часть содержания школьного образования/Юбразовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб., 2001. С. 34−38.
- Лебедева В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Практико-ориентированные подходы к развивающемуся образованию/Шедагогика, 1996, № 5. С. 2426.
- Лебедева В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психодидактические аспекты развивающего образования/Шедагогика, 1996, № 6. С. 25−30.
- Леви В.Л. Нестандартный ребенок. СПб.: Питер, 1993. 254с.
- Леонтьев А. Принципы воспитания в образовательной системе «Школа 2100»//Развитие личности. 1999. № 2.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1987.
- Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Леонтьев Д.А. К проблеме детерминации индивидуально стилевых особенностей/ТКогнитивные стили. Таллин, 1986. С. 42−44.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. 43 с.
- Лепский В.Е. Информационно-психологическая безопасность субъекта в изменяющемся обществе. М., 1995. 108 с.
- Лихтарников А.Л. Беспомощность подростков и психологическое консультирование.// Наш проблемный подросток: понять и договориться/Под ред. Л. А. Регуш. СПб., 2001. С. 45−73.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
- Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии. М.: Педагогика, 1981. -128с.
- Лутошкин А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива. М.: Педагогика, 1981.-128 с.
- Макаров Ю.В., Исаков В. В. Тренинг как объект психологического анализа. СПб., 1996.
- Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб.: Образование, 1997. 238 с.
- Мамардашвили М. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики/Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001.- 478с.
- Маслоу А. Психология бытия/Пер. с англ. М.: РЕФЛ-бук, 1997.- 304 с.
- Маслоу А. Самоактуализация//Психология личности: Тексты. М., 1982.
- Меграбян А.А. Личность и сознание. М.: Наука, 1978.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. 319 с.
- Менг Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды ВУЗа. Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. 17 с.
- Менг Т.В., Лабунская Н. А. Образовательная среда: подходы к раскрытию понятия//Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития, СПб., 2001. С. 19−21.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. 216 с.
- Мкртычян Г. А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика. Н. Новгород: Нижегородский гум. центр, 2002. 182 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику/Под ред. В. А. Сластенина. Часть 1. Пенза, 1994.
- Мясшцев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. 426 с.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека//Психологическая наука в СССР. М., 1960. С. 110 125.
- Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии// Психология личности в трудах отечественных психологов/Составитель Куликов Л. В. СПб., 2000. С. 34−39.
- Национальная безопасность и права человека//Вестник прав человека. 2001. № 1.
- Наш проблемный подросток: понять и договориться/Под ред. Л. А. Регуш. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Изд-во «Союз», 2001. 191с.
- Немов Р.С. Психология. Кн. 1. М.: Просвещение ВЛАДОС, 1998.- 576с.
- Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб. «Речь», 2002. 256 с.
- Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов/Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1994. 96 с.
- Носков Ю. Г. Опасностъ и безопасность с позиции деятельностного подхода//Безопасность. 1998. № 1−2(41). С. 170−179.
- Общая психодиагностика/Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: МГУ, 1987. 304 с.
- Овчарова Р.В. Технология практического психолога в образовании. М.: Сфера, 2000. 448 с.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика. М.: Логос, 1995. 224 с.
- Орлов Ю.М. Психология ненасилия. М., 1997.
- Орлов Ю.М. Психология принуждения. М., 1997.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: «Питер», 1999. 288 с.
- Панов В.И. Одаренность, образовательная среда, психотренинг//Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М., 1997.
- Панов В.И. Экопсихология. М., 2000.
- Пантелеев Р.С. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. -30 с.
- Пантелеев Р.С. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1991.-110 с.
- Панферов В.Н. Психология человека. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000. 154 с.
- Панькова И., Суханова О. Бесценное достояние человека. Экология детства как задача школы// Психологическая наука и образование. 1999. № 3−4. С. 47−51.
- Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Л.: Наука, 1981.- 192 с.
- Петленко В.П. Валеология человека. Т. 1−5. СПб., 2002.
- Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. 208 с.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М. МГУ, 1989. 216с.
- Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М.: Педагогика, 1979. -240с.
- Петровский В.А. Личность: феномен субъективности. Ростов-на-Дону, 1993.
- Поиск. Экспертиза. Выбор. Информ. методический сб., вып. 3, Пенза, 1997.
- Полищук Ю.Н. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека//Журнал практического психолога. 1997. № 1. С. 93−97.
- Попов Е.Б. Некоторые аспекты гуманизации образования (обзор современного зарубежного опыта). Оренбург, 1993.
- Попов Е.Б. Школа гуманистической ориентации//Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся)/Под ред. С. Г. Вершловского. СПб, 1996, С. 40−65.
- Практикум по психологии: Психодиагностические материалы. М.: МГУ, 1988.-376с.
- Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1997.
- Прикладная социальная психология/Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М., 1998.
- Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Психологическая компонента в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 1998.
- Прихожан А.М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе. М.: Сфера, 1997. 192 с.
- Прохватилов А.А. Социально-психологические проблемы формирования коммунистического отношения к труду. // Социальная психология и социальное планирование. JI., 1973. С. 40−53, с. 44.
- Прохватилов А. А. Теория референтности как социально-психологическая теория личности. СПб.: ЧП Бабич, 1998. 78 с.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург, Деловая книга. 2000. -176с.
- Психологическая служба в школе//Под ред. Э.-М.Ю.Верник, Х. Й. Лийметса, ЮЛ.Сыэрда. Таллин. 1983.
- Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. СПб. Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000. 504с.
- Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И. В. Дубровина. М.: Просвещение, 1991. 303 с.
- Радионова Н.Д. Взаимодействие педагогов и старших школьников. Л., 1989.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 624 с.
- Раудсепп М. Субъект и поддерживающая среда. // Средовые условия развития / Под ред. Т. Нийта. Таллин. 1989. С. 67−92.
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: «Питер», 1999. 416 с.
- Регуш Л.А. Проблемы подростков. С-Петербург, 90-е годы//Наш проблемный подросток/Под ред. Регуш Л. А., СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, Изд-во «Союз», 1998. С. 6−22.
- Риттельмайер К. Архитектоника школы: как ученики переживают школьные здания/Пер. с нем., Калуга: Духовное Познание, 1988.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996. 527 с.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М: Владос, 1998.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
- Розанова Е.Д. Проект «Переподготовка учителей-гуманитариев»//На пути к новому гуманитарному образованию. Новгород, 1998. С. 508.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989. Т 2.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир (отрывок из рукописи)//Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.-Воронеж, 1996.
- Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. М., 1997.
- Рубцов В.В., Селявина Л. К., Малых С. Б. Система психологической поддержки образования//Психологического наука и образование. 1999. № 2. С. 5−32.
- Руденский Е.В. Кризис психологических механизмов адаптации личности и проблемы педагогического общения//Мир психологии. 1998. № 3. С. 189−196.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990. 368с.
- Руководство по предупреждению насилия над детьми: Уч. издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов/Под ред. Н. К. Асановой. М.: Владос, 1997. 512 с.
- Рябченко С.А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стиля педагогического общения. Автор, дис.. канд. психол. наук. СПб., 1994. 22 с.
- Сагатовский В.Н. Ценностные основания гуманитарной экспертизы//Гуманитарная экспертиза: возможности и перспективы. Новосибирск, 1992. С. 9−33.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974. 279 с.
- Самоактуализационный тест/Авт.-сост. Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. М., 1995.
- Сафонова Т.Я., Демьяненко И. С., Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: определения и индикаторы различных форм//Актуальные проблемы детства. М., 1997. С. 76−83.
- Семикин В.В. Взаимодействие науки и практики как фактор развития службы сопровождения// Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. М-лы Российско-фламандской конф. СПб. 2001. С. 31−33.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. Уч. пособие. М., 2000.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании, концепция и технологии. Волгоград, 1994. 152 с.
- Симонова Л.В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1989.-23с.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе/Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. -216 с.
- Ситаров В.А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия гуманизм в действии. М., 1990. — 16 с.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии. М., 2000.
- Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых. СПб.: Химиздат, 2001. 288 с.
- Скибинский С. Право на уважение к ребенку// Педагогика уважения. М-лы семинара «Причины и сущность неуважения к детям и подросткам в наших обществах от насилия к уважению: поиск и опыт педагогов России и Германии». СПб., 1997. — С. 8−9.
- Скотт Джинни Г. Способы разрешения конфликтов. Киев: Изд. «Верзилин и Ко, ЛТД», 1991. 208с.
- Сластенин В.А., Тамарина Н. В. Психологические проблемы подготовки учителя к коллективной педагогической деятельности//Вопросы психологии. 1986, № 3. С.48−61.
- Слободчиков В.И. О понятии образовательная среда в концепции развивающего обучения. Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии (Москва, 3−5 декабря 1996 г.).
- Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школы. Выпуск 7. Инноватор. Bennet colledge. М., 1997.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования). Автор, дис.. д-ра психол. наук. М., 1994.- 47с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развитияУ/Вопросы психологии. 1998. № 6. С. 3−17.
- Слободчиков С.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъектной реальности в онтогенезе.М., 2000.
- Словарь-справочник по психологической диагностике/Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Киев: Наукова Думка, 1989. 200 с.
- Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: ИПП-ИСП, 2001.-512 с. f, , (
- Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М., 1993.
- Соколова Е.Т. Насилия и пограничные расстройства личности//Дети России: насилие и защита. М., 1997. С. 56−57.
- Степанова В.В., Толстых Н. Н. Школа развития индивидуальности (основные положения образовательной технологии)//Прикладная психология. 2000. № 4. С. 37−44.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 284 с.
- Сухобская Г. С. Современная гуманистическая психология и школа. СПб., 1995.-46с.
- Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. Уч. пос. М.: Академия, 2002. 256 с.
- Тарабакина JI.B. Эмоциональное здоровье школьника в образовательном пространстве. Н. Новгород: Нижегородский гуманит. центр, 2000. 168с.
- Тарасов С.В. Теоретическо-методологические основы становления мировосприятия школьников в условиях современной социокультурной среды. Автор, дис. д-ра. пед. наук. СПб., 2001. 47 с.
- Тарасов С.В. Школьник в современной образовательной среде. СПб.: Образование-Культура, 2001. 151 с.
- Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами. СПб., 1992.
- Телегина Э.Д. Воспитание творческой личности в современных условияхУ/Мир психологии. 1998. № 3. С. 181−189.
- Толковый словарь русского языка. М., 1988.
- Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ//Петербургская школа: Теория и практика формирования многовариантной образовательной школы. СПб, 1994. С.37−46.
- Тубельский А.Н. Экспертиза инновационной школы//Инновационные движения в российском школьном образовании. М., 1997. С. 158−179.
- Туровская С.А. Некоторые размышления о ближайшем будущем личностно ориентированного образования// Альтернативное образование в Санкт-Петербурге. М-лы семинара в проекте «Гражданская инициатива. СПб., 1997. С. 43−47.
- Улановская И.М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Образовательная среда школы и интеллектуальное развитие детей. // Экспериментальные площадки в московском образовании. М., 1997, вып. 2.
- Улановская И.М., Поливанова Н. И., Ермакова И. В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить?//Вопросы психологии, 1998. № 6. С. 18−24.
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М., 1999. 264с.
- Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост/Выпуски 1, 2, 3,4. М., 1991−1994.
- Фельдпггейн Д.И. Проблема развития личности в современных условиях//Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3 С. 18−31.
- Фельдпггейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.-Воронеж: Изд-во «Ин-т практич. психологии», 1996. 512с.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.: Ин-т Психологии АН СССР, 1991. 244с.
- Форматок Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя// Вопросы психологии. 1994, № 6.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения. М., 1990.
- Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы//Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 97−106.
- Фридман Л.М. Психология воспитания. М., 1999.
- Фридман Л.М. С кем работать школьному психологу?//Народное образование. 1992. Сентябрь-октябрь. С. 27−32.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995. 256 с.
- Фромм Э. Душа человека: ее способность к добру и злу/Мир человека. М., 1993. С. 18−22.
- Хараш А.У. Гуманитарная экспертиза в экстремальных ситуациях: идеология, методология, процедур а//Введение в практическую социальную психологию. М., 1994. С. 60−88.
- Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб. «Речь», 2001. 214с.
- Целикова В.В. Психологические механизмы влияния на личность в культе//Журнал практического психолога. 1996. № 5. С. 71−76.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Интерпракс, 1994. 160 с.
- Чепурных Е.Е. Защита социально-правового статуса детей с проблемами развития в контексте семейного и образовательного права// Дети России: насилие и защита. М., 1997. С. 44−47.
- Черноушек М. Психология жизненной среды. М.: Прогресс, 1989.
- Шаляпина Т.А. Проблема успешности учащихся и учителей: попытка анализа и осмысления/Юбразовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб., 2001. С. 83−86.
- Шевелев А.Н. Социально-политическая история образования как составная часть историко-педагогического понимания категории «образовательная среда»// Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. СПб., 2001, С. 24−30.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1999. — 592с.
- Шишов С.Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогичесоке общ. России, 2000. 320с.
- Штейнер Р., Штокмайер К. Материалы к учебным программам вальдорфских школ //Под ред. Д.Виноградова. М.: Парсифаль, 1995. -116с.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований /Методологический анализ//Педагогика и логика. М., 1993. С. 16−20.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560с.
- Энциклопедический словарь. М.: Большая советская энциклопедия, 1984.
- Юридическая конфликтология/Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1995.
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., 1991.
- Ядов В.А., Киссель А. А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и контекста их теоретического истолкования//Социологические исследования. 1974. № 1.
- Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Психология личности в трудах отечественных психологов/ Составитель Куликов Л. В. СПб., 2000. С. 324−336.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Изд-во «Сентябрь», 1996. 95с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1996. -352с.
- Яновский Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.-356 с.
- Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000. 86с.
- Allport F.H. Theories of perception and concept of structure. New York: Wiley, 1953.
- Bales R.F. Some uniformities of behavior in small social systems. In G. Swanson, T. Newcomb eds E. Hardley, eds., Reading in social psychology (New York: Holt), pp. 149−59, 1952.
- Barker R.G. Ecological psychology: Concept and methods for studying the environment of human behavior. Stanford University Press, 1968.
- Duncan O.D., Schnore L.F. Cultural, behavioral and ecological perspectives in the study of social organization//Amer J. Sociology. 1969. — Vol. 65, № 2. — P. 132−136.
- Erikson E. Identity. Youth and Crisis. N. Y., 1968.
- Gump P.V. Environmental guidance of the classroom behavioral system. In B.J. Biddle and W.J. Ellena, eds., Contemporary research on teacher effectiveness (New York: Holt, Rinehart & Winston), 1964, pp. 165−95.
- Lewin К. Field theory in social science. New York: Harper & Row. 1961.
- Maslach C., Schaufeli W.B. History and conceptual specificity of burnout// Recent development in theory and research, hemisphere. New York, 1993. P. 1−16.
- Newton M.R. A study in psychological ecology: the behavior settings in institution for handicapped children. Master’s thesis, Univ. of Kansas, 1953.
- Rogers C.R. Freedom to learn for the 80-s Columbus — Toronto- London-Sidney: Ch. Merill Publ. Company, 1983.
- Seligman M.E. Helplessness: on depression development and death. San Francisco: Freeman, 1975.
- Shibutani Tamotsu. Reference group as perspectives. In. Current perspectives in Social Psychology. Ed. by E.R. Holander and Raymond G. Hunt. N.Y., 1963.-P. 97−105.
- Thibo J., Kelly H.H. Social Psychology of Groups N. Y., 1961.
- Webb E. Character and intelligence// British Journal of Psyhology: Monographical Supplement. 1975.
- Wright H.F. Recording and analyzing child behavior. New York: Harper & Row. 1987.