Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специалисты, работающие в режиме сменного графика, находятся в ситуации рассогласования, десинхронизации собственного времени жизни с временем жизни значимых других, работающих, как правило, в обычном режиме. Однако, в отечественной психологии специфика организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика, остается практически не изученной. Вместе с тем, обозначенная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА КАК СУБЪЕКТА ЖИЗНИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Человек как субъект организации времени жизни
    • 1. 2. Человек как субъект организации времени профессиональной деятельности
    • 1. 3. Профессиональная специфичность образа мира и образа жизни и их временных параметров
    • 1. 4. Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ В РЕЖИМЕ СМЕННОГО ГРАФИКА
    • 2. 1. Социальное время: понятие и подходы к изучению
    • 2. 2. Влияние сменного режима работы на жизнедеятельность субъекта
    • 2. 3. Понятие о социальном десинхронозе
    • 2. 4. Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ СПЕЦИАЛИСТОВ, РАБОТАЮЩИХ В РЕЖИМЕ СМЕННОГО ГРАФИКА
    • 3. 1. Описание выборки, методов исследования и обработки полученных данных
      • 3. 1. 1. Описание выборки
      • 3. 1. 2. Описание методов исследования и обработки полученных данных
    • 3. 2. Исследование особенностей организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика
      • 3. 2. 1. Анализ результатов исследования
      • 3. 2. 2. Обсуждение результатов исследования
    • 3. 3. Семантическое исследование особенностей временных представлений специалистов, работающих в режиме сменного графика
      • 3. 3. 1. Анализ результатов исследования
      • 3. 3. 2. Обсуждение результатов исследования
    • 3. 4. Исследование уровня интернальности специалистов, работающих в режиме сменного графика
      • 3. 4. 1. Анализ результатов исследования
      • 3. 4. 2. Обсуждение результатов исследования
    • 3. 5. Выводы по третьей главе

Особенности организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Существует целый ряд профессий, характеризующихся сменным графиком работы (медицинский персонал больниц и станций скорой помощи, авиадиспетчеры, операторы электростанций, работники коммунальных служб, военнослужащие, сотрудники милиции и МЧС, пожарные, охранники и т. д.). Такой график работы изменяет привычный распорядок жизнедеятельности специалиста, что приводит к непригодности прежней модели организации времени и способствует появлению новых способов организации времени жизни.

Проблемы организации времени жизни человека разрабатываются в исследованиях К. А. Абульхановой-Славской [2- 3], Т. Н. Березиной [24- 25], О. Б. Бекасова [22], Е. И. Головахи и А. А. Кроника [36], О. Б. Кузьминой [57] и др. Изучаются типы отношения к времени жизни и его личностной организации [3- 50- 51], способы самоорганизации человека в деятельности с разными временными параметрами [55], соотношение кратковременного и долговременного планирования [89], особенности осознаваемого и неосознаваемого компонентов организации времени [38] и т. д. Некоторые авторы затрагивают вопросы организации времени жизни человека, изучая особые (экстремальные) условия его профессиональной деятельности [44- 112- 120].

В деятельности специалистов, работающих в режиме сменного графика, сталкиваются и приходят в противоречие естественные, природные ритмы человека и социально заданные требования к времени труда. Особые временные условия трудовой деятельности оказывают значительное влияние на физиологическое состояние специалиста, что выражается в рассогласовании циркадианных ритмов организма — физиологическом десинхронозе [7- 19- 64- 110 и др.]. Но сменный график работы оказывает влияние не только на биологически обусловленные ритмы жизнедеятельности, но и на организацию и осуществление полноценного взаимодействия специалистов с личностно значимым социальным окружением [122- 124- 128 и др.]. Дисгармония, асинхрония, нарушение привычного порядка требуют обращения к времени. Проблема временной организации появляется тогда, когда субъекту необходимо приложить усилия, чтобы наладить необходимый ритм жизнедеятельности [102].

Специалисты, работающие в режиме сменного графика, находятся в ситуации рассогласования, десинхронизации собственного времени жизни с временем жизни значимых других, работающих, как правило, в обычном режиме. Однако, в отечественной психологии специфика организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика, остается практически не изученной. Вместе с тем, обозначенная проблема становится все более актуальной, так как за последние десятилетия произошло значительное увеличение объема сменной работы, что связано с дальнейшим научно-техническим прогрессом, увеличением количества предприятий, требующих непрерывности производственного процесса, и повышением качества социального обслуживания населения [131].

Цель работы — исследование особенностей организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика.

Объект исследования — организация времени жизни специалистов.

Предмет исследования — специфика организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика.

Общая гипотеза исследования: организация времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика, осуществляется в условиях социального десинхроноза, с опорой на временную концепцию, формирующуюся в процессе работы в режиме сменного графика.

Задачи исследования:

1 .Рассмотреть основные теоретические подходы к изучению проблемы организации времени жизни и времени профессиональной деятельности.

2.Провести теоретический анализ основных положений психологических концепций образа мира и образа жизни как профессионально специфичных структур, обуславливающих особенности организации времени жизни специалиста.

3.Описать модель психологического механизма формирования специфической временной концепции специалистов, работающих в режиме сменного графика, и понятие «социальный десинхроноз» для понимания специфики организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика.

4.Эмпирическим путем выявить различия в организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика, и специалистов, работающих в обычном режиме.

5.Описать способы совладания с ситуацией социального десинхроноза специалистов, работающих в режиме сменного графика.

Методологическую основу исследования составили: психологическая теория деятельности (А. Н. Леонтьев и др.), концепция интериоризации (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский и др.), основные положения субъектной парадигмы С. Л. Рубинштейна, концепция организации времени жизни К. А. Абульхановой-Славской, подход Ю. К. Стрелкова к изучению пространственно-временных аспектов образа мира, концепция профессионально специфичного образа мира (Е. Ю. Артемьева, Е. А. Климов и др.) и профессионально специфичного образа жизни (Е. А. Климов, В. П. Серкин и ДР-).

Методы исследования. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач исследования применялись методы беседы, интервью, экспертной оценки, методика частного семантического биполярного дифференциала для оценки понятия «время» (Головаха Е. И., Кроник А. А., 1984), опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера в модификации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинда.

Обработка полученных данных проводилась посредством метода контент-анализа, метода выделения семантических универсалий оценки, метода факторного анализа, методов статистической обработки данных с использованием U-критерия Манна-Уитни,-критерия Колмогорова-Смирнова, критерия ф* (угловое преобразование Фишера), G-критерия знаков. Для вычислений использовалась статистическая программа SPSS 11.0 (for Windows, русскоязычная версия).

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на вышеописанные методологические основания, использованием апробированных диагностических методик, адекватных предмету, целям и задачам исследования, применением методов статистической обработки данных, сочетанием качественного и количественного анализа результатов.

Научная новизна и теоретическая значимость. В диссертации впервые введено и обосновано понятие «социальный десинхроноз». Выявлено наличие переживания социального десинхроноза специалистами, работающими в режиме сменного графика. Предложено описание модели психологического механизма формирования специфической временной концепции специалистов, работающих в режиме сменного графика. Проведено эмпирическое исследование особенностей организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика. Выявлены различия в организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика, и специалистов, работающих в обычном режиме. Выявлена специфика временных представлений специалистов, работающих в режиме сменного графика. Выявлены различия в уровне субъективного контроля специалистов, работающих в режиме сменного графика, и специалистов, работающих в обычном режиме. Описаны основные способы совладания с ситуацией социального десинхроноза, присущие специалистам, работающим в режиме сменного графика: стихийно-ситуативный, лично-преобразующий, совместно-преобразующий.

Практическая значимость. Теоретические и эмпирические результаты работы могут быть использованы в целях профессионального обучения и подготовки специалистовпрофилактической и консультационной работы со специалистами, работающими в режиме сменного графикаконсультационной работы с членами семей специалистов, работающих в режиме сменного графикаподготовки и повышения квалификации практических психологов, работающих в отраслях, предусматривающих сменный режим работы специалистов (здравоохранение, транспорт, энергоснабжение и т. д.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Специалисты, работающие в режиме сменного графика, при организации времени жизни опираются на специфическую временную концепцию, которая формируется путем интериоризации временных параметров профессионально специфичного образа жизни.

2.Специалисты, работающие в режиме сменного графика, осуществляют организацию времени жизни в условиях социального десинхроноза, который может быть рассмотрен в двух планах — внутреннем (рассогласование между «общесоциальной» и «специфической» временными концепциями) и внешнем (рассогласование между временем жизни специалиста, работающего в режиме сменного графика, и временем жизни значимых других, работающих в обычном режиме).

3.Специфика организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика, характеризуется: укороченностью цикла «работа — отдых», преобладанием кратковременного планирования над долговременным, особенностями организации нерабочего времени.

4.Специалисты, работающие в режиме сменного графика, используют следующие способы совладания с ситуацией социального десинхроноза: стихийно-ситуативный, лично-преобразующий, совместно-преобразующий.

Апробация работы. Материалы и результаты работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (2003 г., 2005 г.) и кафедры психологии Северного международного университета в г. Магадане (2003 — 2005 гг.). Основные идеи работы докладывались на X и XI региональных научно-практических конференциях аспирантов и молодых исследователей в г. Магадане «Идеи. Гипотезы. Поиск» в 2003 и 2004 гг.

Струюура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений. Основной текст занимает 126 страниц, список литературы включает 132 наименований, из них 11 — на иностранных языках. Диссертация иллюстрирована схемами и таблицами.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Специалисты, работающие в режиме сменного графика, организуют время жизни, опираясь на специфическую временную концепцию. Специфичность временной концепции эмпирически доказана материалами бесед и интервью, материалами семантических описаний и диагностики уровня интернальности личности.

2. Специфическая временная концепция формируется у специалистов, работающих в режиме сменного графика, путем интериоризации временных параметров профессионально специфичного образа жизни.

3. Специфическая временная концепция специалистов, работающих в режиме сменного графика, отличается от общесоциальной временной концепции, интериоризированной человеком в процессе социализации.

4. Специалисты, работающие в режиме сменного графика, осуществляют организацию времени жизни в условиях социального десинхроноза, который может быть рассмотрен в двух планах — внутреннем (рассогласование между «общесоциальной» и «специфической» временными концепциями) и внешнем (рассогласование между временем жизни специалиста, работающего в режиме сменного графика, и временем жизни значимых других, работающих в обычном режиме).

5. Специфика организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика, характеризуется:

1) укорененностью цикла «работа — отдых»;

2) преобладанием кратковременного планирования над долговременным;

3) особенностями организации нерабочего времени (преобладание видов деятельности, не связанных с непосредственным общением).

6. Специалисты, работающие в режиме сменного графика, используют следующие способы совладания с ситуацией социального десинхроноза:

1) стихийно-ситуативный способ, характеризующийся ориентацией на наличную ситуацию и действия по обстоятельствам (наиболее часто используется испытуемыми);

2) лично-преобразующий способ, характеризующийся приложением усилий для преодоления социального десинхроноза со стороны самого специалиста;

3) совместно-преобразующий способ, характеризующийся реализацией совместных действий специалиста и его социального окружения по преодолению ситуации социального десинхроноза (наименее часто используется испытуемыми).

7. Существуют значимые различия в уровне интернальности специалистов, работающих в режиме сменного графика, и специалистов, работающих в обычном режиме. Обнаружены значимые различия по следующим шкалам: шкала общей интернальности, шкала интернальности в области неудач, шкала интернальности в семейных отношениях, шкала интернальности в межличностных отношениях, шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Уровень интернальности специалистов, работающих в режиме сменного графика, значимо ниже, чем у специалистов, работающих в обычном графике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе была рассмотрена проблема организации времени жизни специалиста под углом специфики рабочего графика. В результате исследования было выявлено, что специалисты, работающие в режиме сменного графика, организуют время своей жизни в условиях социального десинхроноза, определяемого нами как явление взаимного рассогласования ритмов субъективного (психологического) времени специалиста с ритмами социального времени. Социальный десинхроноз не только переживается специалистами, работающими в режиме сменного графика, как несовпадение общесоциальной временной концепции с индивидуальной, обусловленной особенностями рабочего графика («внутренний» десинхроноз), но и проявляется в рассогласовании времени жизни самого специалиста с временем жизни других людей (значимых других), работающих в обычном графике («внешний» десинхроноз).

Организуя время жизни, специалисты, работающие в режиме сменного графика, опираются на специфическую временную концепцию, которая формируется в процессе работы в режиме сменного графика посредством механизма интериоризации временных параметров профессионально специфичного образа жизни. Эта концепция присуща специалистам, работающим в режиме сменного графика, наряду с «общесоциальной» временной концепцией, сформировавшейся у специалиста в процессе социализации.

На основании изучения теоретических подходов к рассмотрению проблем организации времени жизни и профессиональной деятельности, концепций профессионально специфичных образа мира и образа жизни, понятия социального времени и предложенного нами понятия социального десинхроноза была разработана схема эмпирического исследования особенностей организации времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика, определены методы и методики исследования, методы статистической обработки полученных данных, сформулированы цели и гипотезы основных этапов исследования. Результаты, описанные в экспериментальной части работы, подтверждают наше предположение о том, что организация времени жизни специалистов, работающих в режиме сменного графика, осуществляется в условиях социального десинхроноза, с опорой на специфическую временную концепцию, формирующуюся в процессе работы в режиме сменного графика. Кроме этого, выявлена специфика временных представлений специалистов, работающих в режиме сменного графикаразличия в уровне интернальности специалистов, работающих в режиме сменного графика, и специалистов, работающих в обычном режимеописаны основные способы совладания с ситуацией социального десинхроноза, используемые специалистами, работающими в режиме сменного графика: стихийно-ситуативный, лично-преобразующий, совместно-преобразующий.

Представляются интересными следующие направления разработки темы:

1. Сравнительный анализ особенностей организации времени жизни специалистов, работающих в режиме скользящего сменного графика.

2. Исследование ситуаций имманентного социального десинхроноза, в которых время от времени находятся многие специалисты, работающие в обычном режиме, а также студенты, школьники, «выпадающие» из привычного ритма жизни вследствие срочной работы, экзаменационной сессии и т. д.

3. Исследование социального десинхроноза молодых мам, пенсионеров, безработных, попавших в новую временную ситуацию, отличную от привычной временной ситуацией.

4. Исследование особенностей организации времени жизни членов семей специалистов, работающих в режиме сменного графика и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25.-№ 2.-С. 86−95.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход. // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995.- С. 27−47.
  4. К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. -СПб.: Алетейя, 2001.-304 с.
  5. Н.А., Чеснокова С. А., Михайловская Т. А. Фактор времени и физиологические реакции. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1989. — 56 с.
  6. .С. Основы научной организации труда и отдыха космонавтов. М.: Медицина, 1975. — 208 с.
  7. .С., Степанова С. И. По закону ритма. М.: Наука, 1985. -176 с.
  8. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия. // Психологический журнал. 1993. -Т. 14.-№ 2.-С. 3−17.
  9. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита. // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 1. — С. 3−18.
  10. Л.И. Психология формирования и развития личности // психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 207−213.
  11. П.Артемов В. А. Социальное время. Проблемы изучения и использования. -Новосибирск: Наука, 1987.-238 с.
  12. Артемов В. А, Балыкова Н. А., Вершинина Т. Н., Гвоздева Г. П. Образ жизни населения: тенденции, проблемы и направления исследования. -Новосибирск: ИЭИОПП, 1990. 140 с.
  13. З.Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. / Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Смысл, 1990. — 350 с.
  14. Е.Ю., Вяткин Ю. К. Психосемантические методы описания профессий. // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 127−133.
  15. Е.Ю., Стрелков Ю. К., Серкин В. П. Структура субъективного опыта: семантический слой и другие. // Мышление и субъективный мир. Ярославль: Изд-во Ярославского ун-та, 1991. — С. 14−19.
  16. А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности. // А. Н. Леонтьев и современная психология. М: Изд-во МГУ, 1983.-118−128.
  17. Ахутина Т.В. JI.C. Выготский: культурно-исторический и естественнонаучный подходы к интериоризации. // Вестник МГУ. -Серия 14. Психология. — 2004. — № 3. — С. 41−56.
  18. Ю. Обзор биологических ритмов. // Биологические ритмы. В 2-х т. Т. 1. М.: Мир, 1984.-С. 12−21.
  19. Ю., Вивер Р. Циркадианная система человека. // Биологические ритмы. В 2-х т. Т.1. М.: Мир, 1984. — С. 362−386.
  20. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: Смысл, 1993. — 16 с.
  21. С.А. Суждение о времени как установка социального поведения. Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб, 2003. — 21 с.
  22. О.Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности. // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995.-С. 169−178.
  23. С.А. Методика и техника фокусированного интервью. -М.: Наука, 1993.- 352 с.
  24. Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: ПЕР СЭ, 2001. -319 с.
  25. Т.Н. Пространственно-временные особенности мысленных образов и их связь с особенностями личности. // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. -№ 4. — С. 13−26.
  26. Н.В. Субъект как категория отечественной психологии. Дис. кандидата психол. наук. М, 2004. — 158 с.
  27. А.К. Психология времени в межличностных отношениях. -М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. 120 с.
  28. А.В. К проблеме субъекта в психологической науке. // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995.-С. 5−14.
  29. С.В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах. // Психологический журнал. 2004. — Т. 25. -№ 3.- С. 34−43.
  30. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984. — 200 с.
  31. Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях. // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. Спб.: СпбГУ, 2000. — С. 443−463.
  32. М.Н. Оценка конфликтных ситуаций в условиях длительного рейса. // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. Мат. межрегион, научно-практ. конференции. М, 2005. — С. 91−92.
  33. JI.C. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  34. П.Я. К учению об интериоризации. // Вопросы психологии. -1966.-№ 6.-С. 25−32.
  35. Гигиена труда. Гигиенические критерии оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторовпроизводственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Руководство Р 2.2. 755 99. — Курск, 2000. — 211 с.
  36. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984 — 207 с.
  37. Э.А. Саморегуляция личности в индивидуальном стиле жизнедеятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. М, 1995. — 23 с.
  38. Н. Ю. Особенности осознаваемого и неосознаваемого компонентов личностной организации времени. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999. 22 с.
  39. Н.Ю. Типологические особенности времени личности. // Психология личности. Новые исследования. М., ИПРАН. — С. 222 239.
  40. Т.Н. Отношение ко времени у лиц с сохранной и нарушенной трудоспособностью (сравнительный анализ). Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: МГУ, 2002 — 22 с.
  41. О.А. Пространственно-временные компоненты образа мира моряков в длительном рейсе. Автореф. дисс. канд. психол. наук. -Владивосток, 2005 24 с .
  42. М.С. Время как философская проблема // Вопросы философии. -1982. -№ 10.-С. 117−124.
  43. Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен. // Психологический журнал. 1998. — № 5. — С 120−128.
  44. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М: Изд-во МГУ, 1995.-224 с.
  45. Е.А. Психология профессионала. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 400 с.
  46. В.И. Об индивидуальном жизненном хронотопе человека. // Психология личности и время жизни человека. Черновцы, 1991. — С. 8−14.
  47. В.И. Особенности личностной организации времени жизни. // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995.-С. 179−184.
  48. В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии. / Под ред. JI. И. Анциферовой. М.: «Наука», 1988. — С. 216−230.
  49. Ковалева Н. Г, Тукумцев Б. Г. Образ жизни как фактор адаптации к жизни на пенсии. // Психология зрелости и старения. 2004. — № 2 (26). -С. 34−53.
  50. Т.З. Социальное время пенсионеров: этапы самореализации личности. М., 2003. — 228 с.
  51. П. Ритмы работоспособности. // Биологические ритмы. В 2-х т. Т. 1. М.: Мир, 1984.-С. 389−408.
  52. Л.Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности. // Гуманистические проблемы психологической теории. -М.: Наука, 1995.-С. 185−191.
  53. И.Ю., Кузнецова С. А. Самоопределение личности на жизненном пути. Магадан: Кордис, 2003. — 216 с.
  54. О.В. Личностные особенности организации времени деятельности. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993. — 23 с.
  55. В.И. Экстремальная психология. М.: ЮНИТИ, 2001. — 431 с.
  56. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-121 с.
  57. А.Н. Проблемы развития психики. М: Изд-во МГУ, 1981. -584 с.
  58. А.Н. Психология образа. // Вестник МГУ. Серия 14. -Психология. — 1979. — № 2. — С. 3−13.
  59. Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии. // Вопросы психологии. 1985. -№ 1. — С. 103 -109.
  60. Н.Д. Контент-анализ. // Среднее проф. образование. 2002. -№ 3. -142−144.
  61. Н.И. Время в нас и время вне нас. Л.: Лениздат, 1991. — 156 с.
  62. Н.И. Свойства биологического времени. // Фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем. / Под ред. Н. И. Моисеевой. Л., 1980. С. 124−128.
  63. Е. И. Категория социального времени в общественных науках. Кемерово: КГУ, 1986.
  64. В.Ф. Основы психосемантики: учебное пособие. М: Изд-во МГУ, 1997−400 с.
  65. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  66. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. // Вестник МГУ. Серия 14. — Психология. — 1984. — № 4. — С. 13−21.
  67. . Избранные психологические труды. М: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
  68. Практикум по инженерной психологии и эргономике. / Под ред. Ю. К. Стрелкова. М.: Академия, 2003. — 395 с.
  69. Проблема психической астенизации в длительном космическом полете. / Под ред. В. И. Мясникова, С. И. Степановой. М.: Слово, 2000. — 224 с.
  70. Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, Ю. М. Забродин. М., 1985. — 232 с.
  71. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  72. Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц. Спб.: Питер, 2003. — 560 с.
  73. А.Ф. Временные факторы дестабилизации деятельности членов экипажей судов гражданской авиации. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993. — 24 с.
  74. М.И. Психосемантические аспекты отношения ко времени. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1998. — 16 с.
  75. Российская социологическая энциклопедия. / Под ред. Г. В. Осипова. -М: НОРМА-ИНФРА, 1999. 672 с.
  76. С.Л. О восприятии времени и пространства. // Мир психологии. 1999.-№ 4.-С. 16−25.
  77. С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 168 с.
  78. С. JI. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1973. -328 с.
  79. Н.А. Семантические представления о свойствах разномодальных объектов. // Вестник МГУ. Серия 14. — Психология. — 1982. -№ 3.- С. 26−38.
  80. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. — 206 с.
  81. В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1991.-21 с.
  82. В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени. // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. — С. 192−204.
  83. В.П. Опыт исследования структур субъективной семантики времени. // Вестник МГУ. Серия 14. — Психология. — 1984. — № 4. — С. 73−74.
  84. В.П. Методы психосемантики: уч. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. — 207 с.
  85. В.П. Образ мира и образ жизни. Магадан: Изд-во СМУ, 2005. -331 с.
  86. В.П. Структура и функции образа мира в практической деятельности. Дисс. докт. психол. наук. М., 2005. — 356 с.
  87. В.П., Стрелков Ю. К. Структуры и временные характеристики образа мира. // Ученые записки кафедры психологии Северного международного университета. Под ред. В. П. Серкина. Вып. 2. -Магадан: Кордис, 2002. С. 91−136.
  88. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -Спб.: ООО «Речь», 2002. 350 с.
  89. С.Д. Мир образов и образ мира. // Вестник МГУ. Серия 14. -Психология.-1981.- № 2.-С. 15−29.
  90. С.Д. Психология образа: проблема адекватности психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 231 с.
  91. И.О. Рабочее время и время отдыха. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2000. — 157 с.
  92. О.С. Основы социальной психологии инноваций. Спб: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 2000. — 148 с.
  93. Ю.К. Перцептивный мир, действие и структуры профессионального опыта. // Мышление и субъективный мир. Сб. научных трудов. Под ред. Ю. К. Корнилова. Ярославль, 1991. — С. 1419.
  94. Ю.К. Временная связность образа мира. // Ученые записки кафедры психологии Северного международного университета. Под ред. В. П. Серкина. Вып. 1. Магадан: Кордис, 2001. -С. 127−156.
  95. Ю.К. Структуры временного опыта. // Ученые записки кафедры психологии Северного международного университета. Под ред. В. П. Серкина. Вып. 3. Магадан: Кордис, 2003. — С. 126−141.
  96. Ю.К. Время и теория деятельности А.Н. Леонтьева. // Ученые записки кафедры психологии Северного международного университета. Под ред. В. П. Серкина. Вып. 4. Магадан: Кордис, 2003. -С. 96−113.
  97. В.И. Образ жизни: понятие, реальность, проблемы. М., 1975.
  98. Н.Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987. -256 с.
  99. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  100. И.В. Многосменный режим работы. Киев: Техника, 1989.-51 с.
  101. И.Б. Семантические факторы обучающего общения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1986 — 22с.
  102. Хронобиология и хрономедицина / Под ред. Ф. И. Комарова. М.: Медицина, 1989. — 401 с.
  103. В.И. Современный контент-анализ. М: Омега-JI, 2004. -271 с.
  104. Е.В. Временной фактор в организации деятельности международных экипажей гражданского флота. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2005. — 23 с.
  105. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 158 с.
  106. JI.A. Лики времени. Ростов-на-Дону, Спб: Компьютериконъ — Арита, 1997. — 201 с.
  107. A.M. Биологические часы. Новосибирск: Наука, 1967. -147 с.
  108. Энциклопедия по безопасности и гигиене труда: В 4-х т.т.: Т. 1:
  109. Угрозы для здоровья. / Ред. кол.: Починок А. П. (гл. ред.) и др. М.:
  110. Министерство труда и социального развития РФ, 2001. 925 с.
  111. Энциклопедия по безопасности и гигиене труда: В 4-х т.т.: Т. 3: Отрасли и профессии. / Ред. кол.: Починок А. П. (гл. ред.) и др. М.: Министерство труда и социального развития РФ, 2001. — 1311 с.
  112. П.Р. Психологические особенности профессионального образа мира личности. Автореф. канд. психол. наук. Барнаул, 2003. -22 с.
  113. В.П. Социальное время. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1980- 160 с.
  114. М.Н. Темпоральность оценки психического состояния личности в особых условиях жизнедеятельности (на примере моряковгражданского флота). Автореф. канд. психол. наук. Хабаровск, 2003. -25 с.
  115. Ярская-Смирнова В. Философская интерпретация времени человека. // Человек и мир: сущность отношения, противоречия и перспективы развития. -М., 1988.-С. 120−127.
  116. , M.J. & Rosa, R.R. Shiftwork effects on social and family life. // In A.J. Scott (Ed.), Occupational Medicine: State of the Art Reviews. Philadelphia: Hanley & Belfus, Inc., 1990.
  117. Gersten, A.H. Shiftworker change in psychosocial well-being over a three-year interval. // In A. Oginski, J. Pokorski & J. Rutenfranz (Ed.), Contemporary Advances in Shiftwork Research. Krakow: Medical Academy, 1987.
  118. Herbert, A. The influence of shift work on leisure activities: A study with repeated measurement. // Ergonomics. 1983. — 26 (6). — pp. 565−574.
  119. , J.C. & Milazzo, N. Shiftwork, stress and wellbeing. // Personnel Administrator. December. — 1984. — pp. 95−105.
  120. Jadwiga Wojtczak-Jaroszowa, M.D. Physiological and psychological aspects of night and shift work. Washington, 1997. — 88 p.
  121. Lewis, J., Weigard, A. The structures and meanings of social time // Social forces. Baltimore, 1981. — Vol.60.- N 2.- P.432−462
  122. Nilsson, C. Social concequences of the scheduling of working hours. // In A. Reinberg, N. Vise & P. Andlauer (Eds.), Night and Shift Work: Biological and Social Aspects. Oxford: Pergamon Press, 1981.
  123. , J.H. & Staines, G.L. Work schedules and work-family conflict in two-earner couples. // In Joan Aldous (Ed.), Two Paychecks: Life in Dual-Earner Families. Beverly Hills: Sage, 1983, pp.62−87.
  124. Studies of shiftwork. W.P. Colquhoun and J. Rutenfranz (Eds.). -London: Taylor & Francis Ltd, 1980.
  125. Walker, J. Social problems of shiftwork. // In S. Folkard & Т.Н. Monk (Eds.), Hours of Work: Temporal Factors in Work Scheduling. New York: John Wiley & Sons, 1985.
  126. Wedderburn, A.I. How important are the social effects of shiftwork? -Edinburgh, Scotland: Heriot-Watt University, 1979.
Заполнить форму текущей работой