Теоретические основы и практические методы оптимизации режимов полета воздушных судов гражданской авиации с целью повышения экономичности их эксплуатации
Диссертация
Диссертационная работа базируется на материалах теоретических и экспериментальных исследований, выполненных непосредственно автором или под его научным руководством в ГосНИИ ГА в период 1970;2004 годов, а также на результатах ЛИ, выполненных ГосНИИ ГА совместно с авиационными ОКБ и ЛИИ МАП, на результатах трубных испытаний в ЦАГИ и рижского отделения ГосНИИ ГА. Эти работы проводились на основании… Читать ещё >
Содержание
- ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
- 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧНОСТИ ПОЛЕТА ВС ГА
- 1. 1. Систематизация направлений повышения экономичности полета ВС ГА в эксплуатации
- 1. 2. Классификация режимов полета по маршруту ВС ГА
- 1. 3. Классификация ограничений режимов полета ВС ГА
- 1. 4. Выводы по главе 1
- 2. ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧНОСТИ ПОЛЕТА ВС ГА
- 2. 1. Обзор критериев экономичности полета ВС ГА
- 2. 2. Анализ эксплуатационных случаев применения критерия максимума суммарной прибыли за жизненный цикл ВС ГА
- 2. 3. Определение влияния времени полета на годовой налет и годовую производительность ВС ГА
- 2. 4. Определение зависимости составляющих эксплуатационных расходов ВС ГА от времени полета и расхода топлива
- 2. 5. Определение эквивалентных показателей для оптимизации режимов полета ВС ГА
- 2. 6. Выводы по главе 2. 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧНОСТИ ПОЛЕТА САМОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ПРИ ОПТИМИЗАЦИИБАЛАНСИРОВКИ
- 3. 1. Балансировочная аэродинамическая поляра
- 3. 2. Исследование влияния основных конструктивных и аэродинамических параметров на балансировочное сопротивление самолета
- 3. 3. Исследование влияния центровки на расход топлива и экономичность полета самолета
- 3. 4. Исследование влияния углов отклонения органов продольного управления на расход топлива и экономичность полета самолетов ГА
- 3. 5. Исследование влияния боковой балансировки на расход топлива и экономичность полета самолетов ГА
- 3. 6. Выводы по главе 3. г- 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ
- РЕЖИМОВ ПОЛЕТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ КРИТЕРИЯМ ВС ГА
- 4. 1. Обзор задач по определению экономических режимов полета в детерминированной постановке
- 4. 2. Составление системы уравнений для задач по определению экономических режимов полета ВС ГА
- 4. 3. Общая постановка задачи определения экономических режимов полета по маршруту
- 4. 4. Поэтапный метод в задаче определения экономических режимов полета ВС ГА
- 4. 5. Выводы по главе 4
- 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ КРЕЙСЕРСКОГО ПОЛЕТА САМОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
- 5. 1. Анализ типов режимов крейсерского полета и их ограничений при выполнении транспортных операций
- 5. 2. Разработка методов определения экономических режимов крейсерского полета
- 5. 3. Анализ соотношения экономического и других типов режимов крейсерского полета на аэродинамической поляре гражданских самолетов
- 5. 4. Исследование влияния основных технико-экономических характеристик ВС ГА на экономические крейсерские режимы полета
- 5. 5. Исследование наивыгоднейших высот крейсерского полета самолетов гражданской авиации
- 5. 6. Исследование влияния метеорологических факторов на оптимальные режимы крейсерского полета самолетов ГА
- 5. 7. Анализ влияния индивидуальных характеристик самолета на наивыгоднейшие режимы крейсерского полета
- 5. 8. Выводы по главе 5
- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ НАБОРА ВЫСОТЫ И СНИЖЕНИЯ САМОЛЕТОВ ГА
- 6. 1. Анализ режимов полета и требований к ним на этапах набора высоты и снижения
- 6. 2. Энергетические параметры для этапов набора высоты и снижения
- 6. 3. Разработка модифицированного энергетического метода определения экономических режимов набора высоты и снижения
- 6. 4. Анализ соотношения экономических и других типов режимов набора высоты и снижения самолетов ГА
- 6. 5. Исследование влияния основных технико-экономических факторов на экономические режимы набора высоты и снижения самолетов ГА
- 6. 6. Исследование влияния метеорологических факторов на оптимальные режимы набора высоты и снижения самолетов ГА
- Определение оптимального режима крейсерского полета с учетом набора высоты и снижения
- Р
- 6. 8. Оценка режимов набора высоты и снижения в летных испытаниях
- 6. 9. Выводы по главе 6
- 7. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ПОЛЕТА ВС ГА
- 7. 1. Анализ внедренных рекомендаций по экономическим режимам полета самолетов ГА
- 7. 2. Результаты разработки рекомендаций по экономическим режимам полета для автоматизированных систем повышения экономичности полета самолетов ГА
- 7. 3. Выводы по главе 7
Список литературы
- Автоматизация самолетовождения и управления воздушным движением / П. А. Агаджанов, В. Г. Воробьев, А. А. Кузнецов и др. М.: Транспорт, 1980. — 357 с.
- Алгоритмы формирования оптимальных режимов бортовых систем оптимизации режимов полёта по маршруту самолёта Ту-154: Техн. отчёт / ГосНИИ ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. 236−79. — М., 1979. — 39 с. -Отв. исполн. Коточигов В.В.
- Андреичук А. М. Определение оптимальной скорости самолета в горизонтальном полете // Вопросы экономики гражданской авиации. Киев: КИИГА, 1969.-С. 66−71.
- Бадягин А. А., Овруцкий Е. А. Проектирование пассажирских самолетов с учетом экономики эксплуатации М.: Машиностроение, 1964.-295с.
- Баранов А. А., Солонин С. В. Авиационная метеорология 1980.384 с.
- Бехтир В. П., Ципенко В. Г. Практическая аэродинамика самолёта Ил-86 М.: Воздушный транспорт, 1993. — 176 с.
- Бородин В. Т., Рыльский Г. И. Пилотажные комплексы и системы управления самолетов и вертолетов. М.: Машиностроение, 1978. — 216 с.
- Брусов В. С., Пиявский С. А. Многоцелевой подход в задачах выбора решений при проектировании динамических систем // Современные проблемы динамики полета, аэродинамики и летных испытаний: Сб. докл.- М.: МАИ, 2004. С. 100−109.
- Васильев А. Я., Скрипниченко С. Ю. Определение оптимальных режимов движения самолетов из условия максимума дальности // Исследованияпо динамике полета: Сборник / Под ред. И. В. Остославского. М.: Машиностроение, 1969. — С. 61−67.
- Васин И. С., Егоров В. И., Муравьев Г. Г. Аэродинамика самолета Ил-76Т /. М.: Транспорт, 1983.- 165 с.
- Гличев А. В., Симакова С. Н. Модели исследования экономической эффективности транспортных самолетов // Вопросы экономики воздушного транспорта. Рига: РКИИГА, 1972. — С. 221—235.
- Горощенко Б. Т., Дьяченко А. А., Фадеев Н. Н. Эскизное проектирование самолётов. М.: Машиностроение, 1971. — 248 с.
- Громов Н. Н., Мухордых Е .В., Овруцкий Е. А. и др. Экономика воздушного транспорта М.: Транспорт, 1971.- 248 с.
- Далецкий С. В. Формирование характеристик систем технической эксплуатации воздушных судов гражданской авиации: Дис.. .. д-ра техн. наук / МГТУ ГА М., 2002.- 466 с.
- Далецкий С. В., Деркач О. Я., Петров А. Н. Эффективность технической эксплуатации самолетов гражданской авиации. М.: Воздушный транспорт, 1999. — 214 с.
- Дмитриев В. Г. Повышение. топливной эффективности и технического совершенства дозвуковых пассажирских самолётов: (В форме научного доклада): Дис. д-ра техн. наук / МАИ М., 2002.- 87 с.
- Дэвис А. Пилотирование больших реактивных самолетов. М.: Машиностроение, 1975. — 368 с.
- Егер С. М. Проектирование пассажирских реактивных самолётов. -М.: Машиностроение, 1964. 451 с.
- Единые нормы летной годности гражданских транспортных самолетов стран членов СЭВ / МВК HJIT СССР. — М., 1985. — 470 с.
- Исследование возможности экономии авиатоплива за счет снижения потерь аэродинамического качества на балансировку самолетов Ту-154, Ил-62 и
- Ил-86: Отчет о НИР (заключ.) / ГосНИИ ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. 294−458−80- тема 1.13.4/к- № ГР 79 058 012- Инв. № Б964 970. -М., 1980. — 72 с. — Отв. исполн. Скрипниченко С. Ю.
- Каазик А. И. Энергосберегающие методы и средства управления полётом самолёта на этапах взлёта и посадки: Дис.. .. канд. техн. наук / О ЛАГ, А С.- Петербург, 1997. — 178 с.
- Козловский В. Б. Теоретические и методологические основы эксплуатации летательных аппаратов при выполнении строительно-монтажных работ и транспортировки грузов на внешней подвеске: Дис... д-ра техн. наук / МГТУ ГА. М., 2004. — 390 с.
- Краснобаев В. К. Выбор новой независимой переменной в задаче оптимального управления летательным аппаратом // Научный Вестник МГТУ ГА. М., 2004. — Вып. 72.-10 с.
- Кротов В. Ф. Вырожденные задачи оптимального управления траекториями полета // Современные проблемы динамики полёта, аэродинамики и лётных испытаний: Сб. докл. М.: МАИ, 2004. — С. 91−99.
- Кротов В. Ф., Гурман В. И. Методы и задачи оптимального управления М.: Наука, 1973. — 446 с.
- Кубланов М. С. Выбор оптимальных режимов набора высоты и снижения самолёта с учётом ограничений: Дис.. .. канд. техн. наук / МИИ ГА.- М., 1989.- 172 с.
- Летов А. М. Динамика полёта и управление. М.: Наука, 1969.369 с.
- Лигум Т. И. Аэродинамика и динамика полета турбореактивных самолетов. М.: Транспорт, 1979.-319 с.
- Лигум Т. И., Скрипниченко С. Ю., Шишмарев А. В. Аэродинамика самолета Ту-154Б. М.: Транспорт, 1985.- 263 с.
- Лигум Т. И., Юровский С. И. Аэродинамика самолета Ту-134 М.: Транспорт, 1969. — 304 с.
- Методика обработки материалов лётных испытаний самолётов ГА по оптимизации режимов набора высоты: Техн. отчет / ГосНИИ ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. 423−435−71. — М., 1971. — 44 с.
- Методика определения технической скорости и маршрутной нормы расхода топлива: Утв. МГА СССР 27.03.81. -М.: ГосНИИ ГА, 1981. 34 с.
- Методика предварительного расчёта расхода топлива при полётах самолётов ГА по воздушным трассам: Техн. отчёт / ГосНИИ ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. М. — 1972. — 36 с. — Отв. исполн. Скрипниченко С.Ю.
- Методика предварительного расчёта расхода топлива при полётах самолётов ГА по воздушным трассам с учётом выбора оптимального профиля: Техн. отчёт / ГосНИИ ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. М. — 1973. — 30 с. — Отв. исполн. Скрипниченко С.Ю.
- Методические рекомендации по совершенствованию организаций работы по экономии авиатоплива в предприятиях гражданской авиации / Н. В. Романов, В. А. Русол, К. П. Иванов и др. // Воздушный транспорт.- М., 1983. -136 с.
- Миеле А. Механика полета // Теория траекторий полета. М.: Наука, 1962.- Т. 1.-407 с.
- Мирошников А. В. Себестоимость авиационных перевозок.- М.: Редиздат МГА, 1966. 64 с.
- Мирошников А. В. Экономическая оценка эффективности эксплуатаций самолетов и двигателей. Рига: РКИИГА, 1966.-187 с.
- Мостовой 10. С. Графоаналитический метод выбора режимов полета гражданских аппаратов вертикального взлета и посадки с учетом экономики // Самолетостроение и техника воздушного флота. Харьков: ХАИ, 1968.-Вып. 15. — С.136−143.
- Наставление по производству полётов в гражданской авиации СССР (НЛП ГА 85). — М.: Воздушный транспорт. — 1985 — 254 с.
- Нормативы расхода топлива и технических скоростей на эксплуатацию воздушных судов: Приложение к указанию Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта РФ. №ДВ-45/и: Утв. 10.04.1996.-М, 1996. 66 с.
- Нормы летной годности самолета транспортной категории: Авиационные правила. 4.25 / МАК. М. 2004.
- О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 года № 938.-М., 1998.
- О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 588.-М., 1998.
- О неотложных мерах по энергосбережению: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 года № 1087. М., 1995.
- Организация воздушного движения. Правила аэронавигационного обслуживания.: DOC 4444 АТМ/501 // Международная организация гражданской авиации. 2001. — 156 с.
- Основные направления деятельности Правительства Российской федерации на период до 2008 года. Утв. 28.07.04. М., 2004.
- Остославский И. В. Аэродинамика самолёта. М.: Оборонгиз, 1957.560 с.
- Остославский И. В., Стражева И. В. Динамика полета. Траектории летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1969.- 499 с.
- Остославский И. В., Стражева И. В. Динамика полета, устойчивость и управляемость летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1965.-463 с.
- Остославский И. В., Лебедев А. А. О расчете подъема скоростного самолета. // Техника воздушного флота. 1946.- № 8−9.
- Отраслевая научно-техническая программа экономии авиатоп-лива на 1986−1990г.г. и на период до 2000 г. Министерство гражданской авиации СССР. Утв. 3.12.1985.
- Отчёт с проектом методики оценки качества поверхности (с проектом отраслевого стандарта качества поверхности): Отчёт о НИР (заключ.) / ГосНИИ
- ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. 450−83- № ГР 1 840 000 568. — М., 1983. — 20 с. — Отв. исп. Сергеев В. И.
- О федеральной целевой программе энергосбережения России на 1998−2005 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 года № 80. М., 1998.
- Пашковский И. М. Устойчивость и управляемость самолета. М.: Машиностроение, 1975. — 328 с.
- Плаксон В. А. Дальность полёта. Графики дальности полёта, запаса горючего и загрузки для самолётов ГВФ. М.: Редиздат Аэрофлота, 1942. -19 с.
- Плаксон В. А., Исаев В. И. Режимы рейсовых полетов. -М.: Редиздат Аэрофлота, 1957. 203 с.
- Плаксон В. А. Руководство по расчёту полёта и применению наивыгоднейших режимов на скоростных самолётах. М.: Редиздат Аэрофлота, 1940.-44 с.
- Плаксон В. А. Экономия горючего в полёте. М.: Редиздат Аэрофлота, 1940. — 61 с.
- Понтрягин JI. С., Болтянский В. Г., Мищенко Е. Ф. Математическая теория оптимальных процессов. М.: Наука, 1969. — 384 с.
- Программа экономии авиатоплива 1981−1985г.г.: Утв. Министерством гражданской авиации СССР 25.12.1980: № 1.74 1119. — М., 1985.- 12 с
- Проектирование самолетов / С. М. Егер, А. А. Бадягин, И. К. Лисейцев и др. М.: Машиностроение, 1983. — 616 с.
- Проект отраслевой программы:"Энергосбережение на воздушном транспорте (2001−2005г.г.)": Утв. ГСГА 03.10.2000 / Министерство транспорта РФ. М., 2000. — 39 с.
- Разработка прогноза потребностей в авиатопливе по российскому воздушному транспорту на 2001−2005г.г.: Отчёт о НИР / ГосНИИ ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. М., 2000. — 20 с. — Отв. исполн. Скрипниченко С. Ю.
- Руководство по лётной эксплуатации самолета Ил-86. Кн. 1 / Министерство гражданской авиации СССР. — М., 1980.
- Руководство по лётной эксплуатации самолета Ил-76ТД.- Кн. 1 / Министерство гражданской авиации СССР. М., 1984.
- Руководство по лётной эксплуатации самолета Ту-154Б. Кн.1 / Министерство гражданской авиации СССР. — М., 1981.
- Руководство по лётной эксплуатации самолета Як-42. Кн. 1 / Министерство гражданской авиации СССР. — М., 1985.
- Руководство по лётной эксплуатации самолета Ил-62М. Кн. 1 / Министерство гражданской авиации СССР. — М., 1988.
- Руководство по лётной эксплуатации самолета Ту-134А. Кн. 1 / Министерство транспорта России. — М., 1996.
- Руководство по лётной эксплуатации самолета Ту-154М. Кн. 1 / Министерство гражданской авиации СССР. — М.: 1986.
- Руководство по лётной эксплуатации самолета Як-40.- Кн. 1 / Министерство транспорта России. М., 1995.
- Руководство по лётной эксплуатации самолета Ан-28.- Кн. 1 / Министерство гражданской авиации СССР. М., 1985.
- Руководство по лётной эксплуатации самолета JI-41ОУВП. Кн. 1 / Министерство гражданской авиации СССР. — М., 1980.
- Руководство по лётной эксплуатации самолета Л-410УВП-Э. -Кн. 1 / Министерство гражданской авиации СССР. М., 1986.
- Руководство по лётной эксплуатации самолета Ан-24.- Кн. 1 / Министерство транспорта России. М., 1985.
- Руководство по применению минимума вертикального эшелонирования в 300 м (1000 футов) между эшелонами полёта 290 и 410 включительно: DOC 9574 AN/934 / Международная организация гражданской авиации. 2002. — 48 с.
- Скрипниченко С. Ю. Балансировочное качество самолета комбинированной схемы // Изв. вузов. Авиационная техника. Казань, 1965. -№ 1.- С. 15−23.
- Скрипниченко С. Ю., Коточигов В. В. Алгоритмическая реализация зависимости крейсерских наивыгоднейших чисел М магистрального самолета // Наука и техника гражданской авиации / НТРС ГосНИИ ГА. Сер. Летная эксплуатация. М., 1979.-С. 14−18.
- Скрипниченко С. Ю. Алгоритмы вычисления оптимальных режимов полёта самолёта // Труды ГосНИИ ГА.- М., 1986. Вып. 258. — С. 10−15.
- Скрипниченко С. Ю. Алгоритмы критериев оптимизации режимов полёта гражданских самолётов // Труды ГосНИИ ГА. М., 1979. -Вып. 165 — С. 148−152.
- Скрипниченко С. Ю., Каширина Н. П. Алгоритмы формирования потребных оборотов двигателей бортовой системы оптимизации режимовполёта (БСОРП) // Наука и техника гражданской авиации / НТРС ГосНИИ ГА. М., 1979. — Вып. 2 — С. 11−14.
- Скрипниченко С. Ю. Балансировочные характеристики сверхзвуковых самолетов / Изв. Вузов. Авиационная техника". Казань, 1966. — № 1. -С. 16−27.
- Скрипниченко С. Ю., Сергеев В. И., Ударцев Е. А. Влияние боковой балансировки, вызванной асимметричными условиями полета самолета, на изменение сопротивления и увеличение расхода авиатоплива // Труды РКИИГА. Рига, 1987. — С. 66−73.
- Скрипниченко С. Ю. Влияние индивидуальных особенностей самолета на оптимальные режимы полета // Сборник, научных трудов ГосНИИГА.- М., 1989. Вып. 292. — С. 13−17.
- Скрипниченко С. Ю. Влияние продольной составляющей скорости ветра на оптимальные режимы гражданских самолётов // Труды ГосНИИ ГА. -М., 1974. Вып. 100. — С. 97−105.
- Скрипниченко С. Ю. Соотношение режимов полета на аэродинамической поляре самолета // Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Аэромеханика и прочность. М., 2005. — № 81. — С. 111−114.
- Скрипниченко С. Ю. Вопросы формирования алгоритмов бортовой системы оптимизации режима полета // Труды ГосНИИ ГА. М, 1983, Вып. 219.-С. 3−11.
- Скрипниченко С. Ю., Кузнецов А. С., Аралов Г. Д. Исследование влияния крейсерской скорости полёта на ресурс планера и эффективность эксплуатации самолёта // Наука и техника гражданской авиации: НТРС ГосНИИ ГА. М., 1977. — Вып. 1 — С. 1−6.
- Скрипниченко С. Ю., Кушельман В. Я., Мхитарян В. А.и др. Исследование вопросов возможности и эффективности сокращения норм вертикального эшелонирования на высотах выше 9000 м // Тез. докл. II
- Всесоюз. науч.-практ. конф. по безопасности полётов. Л.: OJIATA, 1979.-С. 12−14.
- Скрипниченко С. Ю., Страдомский О. Ю. Исследование режимов снижения гражданских самолётов: Тез. докл. // Труды III Всесоюзной конференции по прикладной аэродинамике. Киев: КИИГА, 1973.- С. 14.
- Скрипниченко С. Ю. Классификация ограничений режимов полета // Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полета. М., 2005. — № 86. (в печати).
- Скрипниченко С. Ю. К вопросу о выборе оптимальной программы полета самолета с крылом изменяемой геометрии // Труды ГосНИИ ГА. 1970.- Вып. 60. С. 167−172.
- Скрипниченко С. Ю. Классификация основных методов экономии авиатоплива в летной эксплуатации // Сборник трудов ГосНИИ ГА. М., 1991. -Вып. 300. — С. 3−6.
- Скрипниченко С. Ю. Критерии эффективности полёта гражданских самолётов // Сборник научных трудов ГосНИИ ГА. М., 2004. — Вып. 309. — С. 30−41.
- Скрипниченко С. Ю. Определение оптимального перераспределения несущей поверхности между крылом и цельноповоротным органом продольного управления / Изв. вузов. Авиационная техника. Казань, 1966. — № 3. — С. 125−132.
- Скрипниченко С. Ю. Методика определения времени полёта, заправки топливом и коммерческой загрузки самолёта // Труды ГосНИИ ГА. -М., 1979. Вып. 165 — С. 52−55.
- Скрипниченко С. Ю. Модифицированный энергетический метод определения оптимальных режимов набора высоты и снижения самолета // Труды ГосНИИГА — М., 1969. 39 с.
- Скрипниченко С. Ю. Некоторые вопросы устойчивости, управляемости и динамики полёта сверхзвуковых самолётов: Дис.. .. канд. техн. наук М., 1964 — 182 с.
- Скрипниченко С. Ю., Федченко А. М. Номограммы для установления оптимальной заправки топливом самолётов на международных авиалиниях // Наука и техника гражданской авиации: НТРС ГосНИИ ГА. М., 1981.-Вып. 1.- С. 6−15.
- Скрипниченко С.Ю. Базовые алгоритмы наивыгоднейших режимов полета // Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полета. М., 2005. -№ 86. (в печати).
- Скрипниченко С. Ю., Беляев В. Я., Маркова Н. М. и др. Определение балансировочного сопротивления самолёта Ту-154 в крейсерском полёте // Наука и техника гражданской авиации: НТРС ГосНИИ ГА.-М., 1981.-Вып. 1.- С. 7−14
- Скрипниченко С. Ю., Кофман В. Д. О влиянии температуры воздуха на оптимальные режимы набора высоты дозвукового пассажирского самолета / // Труды ГосНИИ ГА. 1971. — Вып. 68. — С. 46−62.
- Скрипниченко С. Ю. Влияние индивидуальных характеристик самолета на наивыгоднейшие режимы полета. // Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Аэромеханика и прочность. М., 2005. — №. 81.- С. 107 — 110.
- Скрипниченко С. Ю., Кофман В. Д. О влиянии температуры атмосферы на оптимальные режимы и характеристики снижения магистрального пассажирского самолета // Труды ГосНИИ ГА. М., 1972. -вып. 79. — С. 56−68.
- Скрипниченко С. Ю. Обобщённый подход к определению оптимального плана полёта гражданского самолёта // Наука и техника гражданской авиации: НТРС ГосНИИ ГА М., 1975. — Вып. 5(101). — С. 16−20.
- Скрипниченко С. Ю. О влиянии балансировки на индуктивное лобовое сопротивление самолета нормальной схемы, имеющего квадратическую поляру // Труды ВАУ.- Д., 1970. № 45.- С. 110−122.
- Скрипниченко С. Ю. Основные направления и результаты исследований в области повышения экономичности полёта // Труды ГосНИИ ГА. М., 1985. — Вып. 243. — С. 94−99.
- Скрипниченко С. Ю. Оптимизация крейсерского режима полета пассажирского самолета по минимуму себестоимости перевозок. М.: ГосНИИ ГА, 1970. — 60 с.
- Скрипниченко С. Ю. Оптимизация режимов полёта с учётом плановых ограничений // Наука и техника гражданской авиации: НТРС. М.: ГосНИИ ГА, 1980. — Вып. 1 — С. 3−5.
- Скрипниченко С. Ю. Оптимизация режимов полета самолета.(Экономические режимы полёта)/-М.: Машиностроение, 1975.- 191 с.
- Скрипниченко С. Ю. Оптимизация режимов полета по экономическим критериям. М.: Машиностроение, 1988. — 153 с.
- Скрипниченко С. Ю. Определение оптимальной программы полета самолета по критерию минимума расхода горючего с учетом взаимного влияния этапов полёта // Труды ГосНИИ ГА.- М., 1971. Вып. 68. — С. 3−35.
- Скрипниченко С. Ю. Основные направления повышения эффективности полета гражданских самолетов // Авиация и космонавтика: Тез. Докл. Международ, конф. М.: МАИ, 2003. — С 74−75.
- Скрипниченко С. Ю., Пешак М., Боршани Ф. Повышение топливной эффективности самолётов JI-410 УВП -Э и JI-410 УВП // Вопросы аэродинамики, прочности и летной эксплуатации воздушных судов: Сб. научных трудов ГосНИИ ГА. М., 1991. — Вып. 298. — С. 65−73.
- Скрипниченко С. Ю., Страдомский О. Ю. Подход к обоснованию аэронавигационного запаса топлива (АНЗ) гражданских самолётов: Тез.докл. // Труды III Всесоюз. конф. по безопасности полётов. -Л.:ОЛАГА, 1973.-С.17.
- Скрипниченко С. Ю. Подход к определению оптимальной программы полёта с учётом метеорологических факторов по маршруту // Наука и техника гражданской авиации: НТРС ГосНИИ ГА. М., 1974. — Вып. 7(93). -С. 18−23.
- Скрипниченко С. Ю. Пути экономии авиатоплива в лётной эксплуатации // Наука и техника гражданской авиации: НТРС ГосНИИ ГА. -М., 1979.-Вып. 2- С. 1−12.
- Скрипниченко С. Ю. Развитие энергетического метода для оптимизации режимов набора высоты и снижения // Современные проблемы динамики полета, аэродинамики и летных испытаний: Сб. докладов. М.: МАИ, 2004.-С. 110−118.
- Скрипниченко С. 10., Симеонов А. Результаты эксплуатационной проверки вычислителя оптимальных режимов // Вопросыаэродинамики, прочности и летной эксплуатации воздушных судов: Сб. научных трудов ГосНИИ ГА.- М., 1991. Вып. 300. — С. 26−32.
- Скрипниченко С.Ю. Влияние боковой балансировки на расход топлива самолетов // Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности. М., 2005. — № 84. — С. 98−103.
- Скрипниченко С. Ю. Специфические требования к лётным характеристикам СТС при полёте по маршруту // Обобщение опыта и определение направлений разработки НЛГ: Тез.докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. М.: ГосНИИ ГА, 1976. — С. 15.
- Способ управления самолётом при снижении с эшелона: А.с. № 795 890 СССР / С. Ю. Скрипниченко 1979. — 4 с.
- Скрипниченко С. Ю. Уравнение балансировочной поляры самолёта нормальной аэродинамической схемы // Труды ГосНИИ ГА. 1974. — Вып. 100.- С. 23−30.
- Скрипниченко С.Ю. Учет балансировочных потерь аэродинамического качества самолета.// Изв.вузов. Авиационная техника. Казань, 1964.- № 1.-С. 28−36.
- Скрипниченко С. Ю. Экономичность полета самолетов. М.: Транспорт, 1982. — 206 с.
- Скрипниченко С. Ю. Экономия топлива за счёт снижения потерь аэродинамического качества на балансировку // Труды ГосНИИ ГА. -М.: 1981.- Вып. 202. С. 26−35
- Скрипниченко С. Ю. Энергетический метод определения оптимальных режимов набора высоты и снижения пассажирского самолета по критерию минимума себестоимости перевозок. М.: ГосНИИГА, 1970.- 37 с.
- Славков М. И., Тютюнник М. Е. Экономика авиационно-химических работ. М.: Транспорт, 1968. — 120 с.
- Смирнов Н. Н., Мулкиджанов И. К. Эксплуатационная технологичность транспортных самолетов М.: Транспорт, 1972. — 207 с.
- Тарасов Е. В. Оптимальные режимы полета летательных аппаратов. М.: Оборонгиз, 1963. — 248 с.
- Теоретические исследования оптимальных режимов набора высоты и снижения самолёта Ил-62 с 4-мя двигателями НК-8−4: Техн. отчёт / ГосНИИ ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. 14/19-Ил-62/72. — М. — 1972. — 46 с. -Отв.исполн. Страдомский О.Ю.
- Теоретические исследования по оптимизации режимов набора высоты самолёта Ту-154 по минимуму себестоимости эксплуатации: Техн. отчёт / ГосНИИ ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. 309−366−71- тема 2.6.1. — М., 1971. — 47 с. — Отв.исполн. Осипова Ж.Н.
- Торенбик Э. Проектирование дозвуковых самолетов / Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1983. — 647 с.
- Устройство индикации оптимальных режимов полета: А.с. № 1 517 547 СССР / С. Ю. Скрипниченко, С. А. Базовкин, В. Я. Кушельман, В. А. Мхитарян 1989. — 4 с.
- Федоренко Г. А. Сопротивление производственных неровностей в турбулентном пограничном слое // Труды ЦАГИ. 1983 — Вып. 1981. — 38с.
- Федоров J1. П. Некоторые вопросы оптимизации траекторий полета дальних самолетов // Труды ЦАГИ. 1973.- Вып. 1488. — 44 с.
- Федоров JI. П. Экономические режимы полета сельскохозяйственного самолета // Труды ЦАГИ. 1979. — Вып. 1990. — 25 с.
- Цыпенко В. Г. и др. Особенности выполнения полёта в условиях обледенения М.: МГТУ, 2001. — 1968.
- Экономия авиатоплива в лётной эксплуатации / С. Ю. Скрипниченко, Е. Д. Маркович, JI. Б. Успенский и др.- Под ред. С. Ю. Скрипниченко М: Транспорт, 1991. — 240 с.
- Экономия топливно-энергетических ресурсов в гражданской авиации / Ю. Г. Мамсуров, Н. А. Тимофеев, Е. Н. Китов и др. М.: Транспорт, 1988. -48с.
- Эффективность использования авиатоплива самолётами ГА: Техн. отчёт / ГосНИИ ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. 260. — М., 1977. -64 с.
- Эшли X. Инженерные исследования летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1980. — 424 с.
- Югов О. К. и др. Оптимальное управление силовой установкой самолета. М.: Машиностроение, 1978. — 204 с.
- Barbot Andre. Evolution des Systemes de regulation des turboreacteurs // Aeronautics et astronautics. 1975. — № 5. — P. 33−38.
- Bryson A.E. The energy-state approximation in performance optimization of supersonic aircraft / Bryson A.E., Desai M.N., Hoffman W.S. // AIAA Paper. 1968. — № 877. — P. 76−87.
- Burrows J.W. Fuel optimal trajectory computation // Journal of Aircraft. 1983. — Vol. 19, № 4. — 64 p.
- Commercial aircraft DOC methods/AIAA Report 90−3224.-1990.- 38 p.
- Skripnichenko S. Effektivitat des Fluges // Technisch-okonomishe information der Zivilluftfahrt. 1973 — № 3. — P. 9−10
- Evans J. F. Optimum redundancy for engine management and control // Proc. 8 th. Jnt. Aerospace Jnstum Symp. Cranfield. 1975.- S.J. — P. 292−297.
- Gottfried Sachs. Minimum Trimmed Drag and Optimum e.g. Position// Journal of Aircraft. 1978. — Vol. 15, № 8. — P. 456−459.
- Hedrick J. K. Three dimensional minimum fuel turns for supersonic aircraft/ Hedrick J. K., Bryson A. E. // J. Aircraft. 1972.- № 3.- P. 47−54.
- Hedrick J.K. Optimal three dimensional maneuvers for supersonic aircraft. Dissertation. 1971 — P. 151 -168.
- Komoda Masaki. Prediction of height velocity boundaries for rotocraft by application of optimization techniques. // Tras. Japan Soc. Aeron. and Space Sciences. — 1973.- Vol. 15, JV° 30. — P. 208−228.
- Rau J. R. Optimal lifting ascent trajectories for the space shuttle / Rau J. R., Elliott J. R. // NASA TAV X-2509. 1971. — P. 1063−1087.
- Skripnichenko S. Regime des Steigfluges // Technisch-okonomishe information der Zivilluftfahrt. 1975. — № 1. — P. 7−8.
- Schultz R. Aircraft performance optimization/ Schultz R., Zagalsky N. // Journal of Aircraft. Vol. 9. — № 2. — 1972 — 78 p.
- Traffic forecast for the Russian Federation 1997−2001, 2006, 2011, 2016. NACO, 1997.
- Van Dierendonck A.J. Practical Optimal flight control for aircraft with large flight envelopes // AJAA Paper. 1978- № 73−159. — 6 p.