Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы и практические методы оптимизации режимов полета воздушных судов гражданской авиации с целью повышения экономичности их эксплуатации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертационная работа базируется на материалах теоретических и экспериментальных исследований, выполненных непосредственно автором или под его научным руководством в ГосНИИ ГА в период 1970;2004 годов, а также на результатах ЛИ, выполненных ГосНИИ ГА совместно с авиационными ОКБ и ЛИИ МАП, на результатах трубных испытаний в ЦАГИ и рижского отделения ГосНИИ ГА. Эти работы проводились на основании… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
  • 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧНОСТИ ПОЛЕТА ВС ГА
    • 1. 1. Систематизация направлений повышения экономичности полета ВС ГА в эксплуатации
    • 1. 2. Классификация режимов полета по маршруту ВС ГА
    • 1. 3. Классификация ограничений режимов полета ВС ГА
    • 1. 4. Выводы по главе 1
  • 2. ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧНОСТИ ПОЛЕТА ВС ГА
    • 2. 1. Обзор критериев экономичности полета ВС ГА
    • 2. 2. Анализ эксплуатационных случаев применения критерия максимума суммарной прибыли за жизненный цикл ВС ГА
    • 2. 3. Определение влияния времени полета на годовой налет и годовую производительность ВС ГА
    • 2. 4. Определение зависимости составляющих эксплуатационных расходов ВС ГА от времени полета и расхода топлива
    • 2. 5. Определение эквивалентных показателей для оптимизации режимов полета ВС ГА
    • 2. 6. Выводы по главе 2. 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧНОСТИ ПОЛЕТА САМОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ПРИ ОПТИМИЗАЦИИБАЛАНСИРОВКИ
    • 3. 1. Балансировочная аэродинамическая поляра
    • 3. 2. Исследование влияния основных конструктивных и аэродинамических параметров на балансировочное сопротивление самолета
    • 3. 3. Исследование влияния центровки на расход топлива и экономичность полета самолета
    • 3. 4. Исследование влияния углов отклонения органов продольного управления на расход топлива и экономичность полета самолетов ГА
    • 3. 5. Исследование влияния боковой балансировки на расход топлива и экономичность полета самолетов ГА
    • 3. 6. Выводы по главе 3. г- 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ
  • РЕЖИМОВ ПОЛЕТА ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ КРИТЕРИЯМ ВС ГА
    • 4. 1. Обзор задач по определению экономических режимов полета в детерминированной постановке
    • 4. 2. Составление системы уравнений для задач по определению экономических режимов полета ВС ГА
    • 4. 3. Общая постановка задачи определения экономических режимов полета по маршруту
    • 4. 4. Поэтапный метод в задаче определения экономических режимов полета ВС ГА
    • 4. 5. Выводы по главе 4
  • 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ КРЕЙСЕРСКОГО ПОЛЕТА САМОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
    • 5. 1. Анализ типов режимов крейсерского полета и их ограничений при выполнении транспортных операций
    • 5. 2. Разработка методов определения экономических режимов крейсерского полета
    • 5. 3. Анализ соотношения экономического и других типов режимов крейсерского полета на аэродинамической поляре гражданских самолетов
    • 5. 4. Исследование влияния основных технико-экономических характеристик ВС ГА на экономические крейсерские режимы полета
    • 5. 5. Исследование наивыгоднейших высот крейсерского полета самолетов гражданской авиации
    • 5. 6. Исследование влияния метеорологических факторов на оптимальные режимы крейсерского полета самолетов ГА
    • 5. 7. Анализ влияния индивидуальных характеристик самолета на наивыгоднейшие режимы крейсерского полета
    • 5. 8. Выводы по главе 5
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ НАБОРА ВЫСОТЫ И СНИЖЕНИЯ САМОЛЕТОВ ГА
    • 6. 1. Анализ режимов полета и требований к ним на этапах набора высоты и снижения
    • 6. 2. Энергетические параметры для этапов набора высоты и снижения
    • 6. 3. Разработка модифицированного энергетического метода определения экономических режимов набора высоты и снижения
    • 6. 4. Анализ соотношения экономических и других типов режимов набора высоты и снижения самолетов ГА
    • 6. 5. Исследование влияния основных технико-экономических факторов на экономические режимы набора высоты и снижения самолетов ГА
    • 6. 6. Исследование влияния метеорологических факторов на оптимальные режимы набора высоты и снижения самолетов ГА
  • Определение оптимального режима крейсерского полета с учетом набора высоты и снижения
  • Р
    • 6. 8. Оценка режимов набора высоты и снижения в летных испытаниях
    • 6. 9. Выводы по главе 6
  • 7. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ ПОЛЕТА ВС ГА
    • 7. 1. Анализ внедренных рекомендаций по экономическим режимам полета самолетов ГА
    • 7. 2. Результаты разработки рекомендаций по экономическим режимам полета для автоматизированных систем повышения экономичности полета самолетов ГА
    • 7. 3. Выводы по главе 7

Теоретические основы и практические методы оптимизации режимов полета воздушных судов гражданской авиации с целью повышения экономичности их эксплуатации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Полет — основной производственный процесс на ВТ, поэтому повышение его экономичности является одной из важных народно-хозяйственных задач, поскольку его совершенствование связано с экономией больших материальных и финансовых ресурсов. Решение проблемы повышения экономичности полета ВС ГА, на долю которого приходится основная часть расходования финансовых и материальных ресурсов отрасли ВТ, обеспечивает повышение уровня экономичности эксплуатации на ВТ.

Это, в свою очередь, позволяет повысить экономичность деятельности, как отдельных авиапредприятий, так и всей отрасли, что в свою очередь влияет на развитие экономики Российской Федерации.

Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию от 16 мая 2003 года определена важнейшая общенациональная задача — за 10 лет удвоение валового внутреннего продукта (ВВП). Исходя из этой задачи, в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации [56] на период до 2008 года предусматривается развитие высокотехнологического сектора, в том числе авиационной техники и гражданской авиации.

Обеспечение задачи удвоения ВВП страны непосредственно связано с ростом авиаперевозок России, обладающей территориальным пространством огромной протяженности, для обеспечения роста её экономики, что в свою очередь требует повышения экономичности эксплуатации на ВТ.

Проблема повышения экономичности полета является составной частью проблемы повышения экономичности использования авиационного топлива в ГА. Важность решения проблемы экономии энергоресурсов в экономике страны и, в частности, на ВТ подтверждается тем, что её решению было посвящено несколько Постановлений Правительства РФ [52], [53], [63],.

Дальнейшее развитие воздушного транспорта, прогнозируемое на период до 2015 года, обусловленное потребностями в росте объемов авиаперевозок и авиационных работ в 2−4 раза, неотъемлемо связано с увеличением вовлекаемых объемов материальных и финансовых ресурсов, что делает проблему повышения экономичности полета в перспективе ещё более значимой. Решение её требует разработки теоретических и методологических вопросов, включая анализ и систематизацию направлений повышения экономичности полета, разработку критериев и алгоритмов для его оптимизации, разработку методов исследований и проведения самих исследований для определения основных закономерностей влияния на экономичность и режимы полета эксплуатационных факторов и разработки на их основе рекомендаций по повышению экономичности полета ВС ГА.

Проблема повышения экономичности полета является комплексной и находится на стыке нескольких наук: эксплуатации воздушного транспорта, динамики полета, аэродинамики и экономики ВТ.

Этой проблемой занимались многие российские и зарубежные ученые и специалисты, начиная с конца 30-х — начала 40-х годов прошлого века [12], [30], [32], [57], [60], [68], [70], [152], [161] и др. Понятие «экономичность полета» со временем претерпело существенные изменения. Если на первом этапе развития воздушного транспорта под этим понятием подразумевалось осуществление полета с наименьшим расходом авиатоплива, то в дальнейшем в качестве критерия экономичности полета ВС ГА стали понимать достижение в процессе их эксплуатации экстремального значения показателя экономической экономичности, принятого на определенном периоде для оценки экономичности эксплуатации авиационной техники [3], [4], [66], [68], [129], [130].

Ещё в трудах основоположников отечественной динамики полета B.C. Пышнова, В. П. Ветчинкина, И. В. Остославского, Б. Т. Горощенко, А. А. Лебедева и др. решались задачи повышения экономичности полета, исходя из критерия максимума дальности или минимума расхода топлива [12], [18], [58], [59], [60].

В нашей стране впервые подход к повышению экономичности полета, на основе критерия минимума себестоимости эксплуатации был предложен В. А. Плаксоном в конце 1930;х годов [68] и нашел развитие в 1940;х — 1950;х г. г. [65], [66], [67], [69], [70] в трудах ГосНИИ ГА.

Автор настоящей диссертации проблеме повышения экономичности полета первые работы посвятил еще в конце 1960;1970;х г. г. [116], [117], [129],.

146], [149] и др. В дальнейшем методические разработки и результаты исследований, направленных на повышение экономичности полета гражданских воздушных судов были обобщены в его монографиях [131], [132],.

147], вышедших в 1970;1980;х годах, а также в книге [163], опубликованной под редакцией автора данной диссертации и в ряде статей и докладов, опубликованных в конце 1990; начале 2000 г.г. [112], [113], [134], [139] и др.

Теоретические, методологические и практические разработки, выполненные под руководством и при непосредственном участии автора настоящей диссертации в рамках одного из основных направлений программ экономии авиационного топлива, успешно реализованы в отрасли в 1980;х годах [61], [75] и обеспечили важный вклад в достижение задачи снижения удельных расходов топлива на воздушном транспорте. Данное направление работ легло также в основу разработанного ГосНИИ ГА и утвержденного ГС ГА Минтранса РФ проекта отраслевой Программы энергосбережения на воздушном транспорте, подготовленной под руководством автора данной диссертации в начале 2000 г. [77].

Значительный вклад в решение проблемы повышения экономичности полета внесли в нашей стране, кроме ГосНИИ ГА, и работы других организаций: НАГИ, ЛИИ, авиационных ОКБ, ЦИАМ, НИИ АО, ГосНИИ АН, МАИ, МГТУ ГА и др.

В числе известных работ этого направления других авторов необходимо отметить работы Дмитриева В. Г., Фёдорова Л. П. [159], [160], Кротова В. Ф. [29], [30], Кубланова М. С. [31], Каазика А. И. [21], Тарасова Е. В. [152], Кушельмана В Я. [108], [105], Козловского В. Б. [27], Югова O.K. [167] и др.

Так в диссертационной работе Дмитриева В. Г. [16] проведены широкие аэродинамические исследования по повышению топливной экономичности дозвуковых гражданских самолетов на этапе их создания за счёт выбора оптимальных параметров аэродинамической компоновки.

Среди зарубежных исследователей проблемы повышения экономичности полета следует назвать Т. Брайсона, А. Барбола, Д. Эванса, А. Ван Дирендрока, Д. Хендрика, Д. Pay и др. [168], [169], [170], [173], [176], [178], [180], [182].

Проблема повышения экономичности полета в процессе эксплуатации состоит в обеспечении в процессе его выполнения экстремальных значений целевой функции, под которой может подразумеваться принятый экономический показатель (себестоимость, прибыль или др.).

Обеспечение экстремума целевой функции зависит от регулирования в процессе выполнения полета его параметров (высота, скорость, угол тангажа и др.), параметров аэродинамической конфигурации (угол отклонения стабилизатора, угол отклонения руля высоты, угол отклонения закрылков и др.), выбора оптимальной траектории полета с учетом ветрового поля и т. д.

Диссертационная работа посвящается решению указанной комплексной проблемы. С этой целью автором решены задачи, находящиеся на стыке летной эксплуатации, аэродинамики, динамики полета и экономики, проведено исследование влияния эксплуатационных факторов на экономичность полета и разработаны рекомендации по ее повышению.

Цель работы и задачи исследования. Целью работы является решение важной народно-хозяйственной проблемы повышения экономичности полета ВС ГА на основе разработки и применения теории и методологии на этапе создания и эксплуатации ВС ГА.

Достижение цели работы обеспечивается решением следующих взаимосвязанных задач:

— разработки общих принципов формирования теории и методологии повышения экономичности полета ВС ГА;

— анализа, обобщения методов и систематизации направлений повышения экономичности полета ВС ГА;

— анализа и классификации режимов полета по маршруту и ограничений полета ВС ГА;

— анализа экономических критериев повышения экономичности полета и выбора критерия наиболее отвечающего требованиям повышения экономичности эксплуатации на соответствующем периоде;

— анализа влияния ресурсных ограничений на выбранный критерий;

— разработки алгоритмов эквивалентных показателей для исследований по повышению экономичности полета для различных эксплуатационных случаев;

— разработки теоретических зависимостей и методов исследования влияния балансировки на лобовое сопротивление самолета;

— исследования влияния эксплуатационных, аэродинамических и конструктивных параметров на балансировочное лобовое сопротивление;

— разработки методов определения наивыгоднейших режимов полета по маршруту на основе экономических критериев;

— исследование влияния эксплуатационных факторов на наивыгоднейшие режимы крейсерского полета;

— исследование влияния эксплуатационных факторов на наивыгоднейшие режимы набора высоты и снижения;

— обобщение результатов внедрения в эксплуатацию режимов крейсерского полета, набора высоты и снижения;

— анализ результатов разработки и внедрения базовых алгоритмов для автоматизированных систем повышения экономичности полета самолетов.

Диссертационная работа базируется на материалах теоретических и экспериментальных исследований, выполненных непосредственно автором или под его научным руководством в ГосНИИ ГА в период 1970;2004 годов, а также на результатах ЛИ, выполненных ГосНИИ ГА совместно с авиационными ОКБ и ЛИИ МАП, на результатах трубных испытаний в ЦАГИ и рижского отделения ГосНИИ ГА. Эти работы проводились на основании утвержденных МГА и МАП планов, отраслевых программ МГА, планов НИОКР МГА СССР и Минтранса РФ. Работы по повышению экономичности полета проводились также в тесном взаимодействии с авиационными ОКБ, ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИ АН, НИИ АО, МГТУ ГА, ОЛА ГА, КИИ ГА, РКИИ ГА, НИИ «ПАНХ» и другими организациями в Москве, С.-Петербурге, Краснодаре, Киеве, Риге, Харькове.

Объектом исследования являются ВС ГА, находящиеся в эксплуатации при выполнении ими транспортных операций.

Методы исследования. Решение научных задач диссертации осуществлялось на основе комплексных методов исследований летной эксплуатации, экономики и динамики полета, включающих наблюдения, обобщения и анализ практических процессов эксплуатации воздушных судов ГА с построением теоретических моделей, методов оптимизации режимов полета, построением аэродинамической балансировочной модели и выводом уравнения балансировочной поляры, созданием эксплуатационно-экономических моделей для определения экономического алгоритма для оптимизации параметров и внедрением полученных результатов в практику эксплуатации различных типов.

ВС в ГА. В работе использованы современные методы оптимизации режимов полета, математического моделирования сложных многофункциональных процессов и эмпирические методы оценки параметров экономичности процессов летной и технической эксплуатации. Научная новизна работы состоит в:

— разработке общих принципов формирования задач по повышению экономичности полета;

— разработке алгоритмов экономических показателей, удобных для применения в задачах оптимизации режимов полета, для различных эксплуатационных случаев;

— обобщении и систематизации направлений повышения экономичности полета;

— разработке классификации режимов полета и их ограничений;

— разработке общих принципов и практических методов определения экономических режимов полета ВС ГА;

— разработке методов снижения балансировочного прироста лобового сопротивления самолетов на базе исследования влияния конструктивных и аэродинамических параметров ВС ГА;

— разработке методов повышения экономичности полета на основе оптимизации режимов полета;

— определении закономерностей влияния технико-экономических и метеорологических факторов на оптимальные режимы полета по маршруту;

— разработке базовых алгоритмов оптимальных режимов набора высоты крейсерского полета и снижения для СОРП и других автоматизированных систем повышения экономичности полета;

— определении влияния индивидуальных характеристик самолета на наивыгоднейшие режимы полета;

— обобщении внедренных в РЛЭ ВС ГА рекомендаций по режимам полета по маршруту.

Достоверность результатов исследований. Все полученные результаты исследований основаны на практических работах автора по разработке рекомендаций по оптимизации режимов полета ВС ГА и других методов повышения экономичности полета, в том числе по самолетам Ту-154М, Ту-154Б, Ил-62М, Ил-86, Як-42, Ту-134А, Ил-76ТД и др. на этапах разработки, испытаний и эксплуатации этих и других типов ВС ГА. Результаты работ проверены и внедрены при формировании изменений и дополнений в РЛЭ этих и других типов ВС. Результаты работ проверены и внедрены при формировании отраслевых норм расходов топлива и технических скоростей ВС ГА, создании экспериментальных систем оптимизации режимов полета ВС ГА, формировании рекомендаций по повышению экономичности полета ВС ГА. Математические модели и алгоритмы разработаны автором на основе реальных данных по летной эксплуатации различных типов ВС ГА, проверенных практикой и введены в методические и нормативные документы отрасли ВТ.

Практическая ценность работы состоит в том, что разработанные теоретические основы, практические методы и полученные результаты исследований позволяют:

— обеспечивать повышение экономичности полета и летной эксплуатации ВС ГА;

— формировать разделы отраслевых Программ по энергосбережению, экономии авиатоплива или повышению экономичности использования авиатоплива;

— определять режимы полета ВС ГА на основе экономических критериев;

— учитывать в эксплуатации влияние различных факторов на оптимальные режимы и экономичность полета;

— разрабатывать методические рекомендации по повышению экономичности полета ВС ГА;

— обеспечивать разработку рекомендаций по снижению потерь на балансировку самолетов ГА;

— формировать нормативы расходов топлива и технических скоростей ВС ГА на единой методической основе;

— формировать алгоритмы систем, расчетов для автоматизированных систем на единой методической базе;

— разрабатывать рекомендации по летной эксплуатации по режимам полета в руководствах по летной эксплуатации ВС ГА;

— использовать результаты исследований для процесса обучения летного и инженерно-технического состава;

— использовать результаты проведенных исследований при разработке руководящих и нормативных документов по летной эксплуатации ВС ГА.

Реализация и внедрение результатов работы. Основные научные результаты, полученные в диссертационной работе, реализованы и внедрены в научных, учебных организациях и эксплуатационных предприятиях ГА в виде:

— разделов Руководств по летной эксплуатации или изменений и дополнений к ним по ВС ГА: Ту-134А, Ту-154Б, Ту-154М, Ил-62, Ил-62М, Ил-86, Ил-76ТД, Як-42, Як-40, Ан-28, Л- 410УВП, Л- 410УВП-Э, Ми-8 и др.;

— методик проведения теоретических и лётных исследований наивыгоднейших режимов полета ВС ГА;

— отраслевых Программ по экономии авиатоплива и утверждённом ГС ГА проекте Программы по энергосбережению;

— отраслевых нормативов расходов топлива и технических скоростей ВС ГА;

— технических заданий на разработку СОРП и базовых алгоритмов к системе расчетов реализованных в экспериментальных экземплярах СОРП для самолетов типа Ил-62М, Ту-154М, Ил-86, Як-42;

— алгоритмов системы расчётов АСШР и АСШОП;

— маршрутных норм расхода топлива и времени полета ВС ГА для расписания движения самолетов на внутренних авиалиниях;

— в опытной эксплуатации АСШР и АСШОП;

— в технических заданиях на разработку перспективных типов ВС ГА. Результаты исследований, полученные в диссертационной работе, и методические разработки используются при обучении инженерного и лётного состава ГА, при подготовке студентов ВУЗов.

Перспективы дальнейшей реализации — при разработке алгоритмов и систем расчетов усовершенствованных автоматизированных систем летной эксплуатации.

Апробация работы. Диссертационная работа рассмотрена и одобрена на совместном заседании НТС кафедр «Аэродинамика, конструкция и прочность летательных аппаратов» и «Безопасность и жизнедеятельность» МГТУ ГА, а также на заседании секции НТС ГосНИИ ГА.

Результаты выполненной работы докладывались и получили положительную оценку на:

— Всероссийской научно-технической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения И. В. Остославского (Москва, МАИ, 2004 г.);

— 2-ой международной конференции «Авиация и космонавтика-2003» (Москва, МАИ, 2003 г.);

— 1-ой научно-практической конференции по экономии топлива на воздушном транспорте (Москва, 1983 г.);

— советско-французском симпозиуме по эксплуатации СТС (Москва,.

1976 г.);

— конференции стран-членов СЭВ по обмену прогрессивным опытом эксплуатации на воздушном транспорте (Москва, СЭВ, 1984 г.);

— Всесоюзной научно-технической конференции Госплана и ВНИИ КТЭП «Важнейшие направления повышения экономической экономичности использования топливно-энергетических ресурсов» (Москва, 1978 г.);

— XXIV научно-технической конференции ЛИАП (Ленинград, 1977 г.);

— научно-технической конференции по некоторым вопросам обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации (Рига, РКИИГА, 1974 г.);

— Всесоюзной научно-технической конференции «Обобщение опыта и определение направлений разработки НЛГ» (Москва, ГосНИИ ГА, 1976 г.);

— научно-технической конференции «Прогрессивные методы и важнейшие направления повышения экономичности использования топливно-энергетических ресурсов в энергетике, промышленности, на транспорте и жилищно-коммунальном хозяйстве» (Москва, ВНИИ КТЭП, 1976 г.);

— V-ой лётно-технической конференции МГА по самолету Ту-154 (Москва, 1979 г.);

— П-ой Всесоюзной конференции по безопасности полетов (Ленинград, ОЛАГА, 1979 г.) и др.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 111 печатных работ, в том числе 3 монографии и 4 книги, изданных в центральных издательствах «Машиностроение» и «Транспорт», а также включая 11 печатных статей, опубликованных в научно-технических изданиях, рекомендованных ВАК («Известия ВУЗов», МГТУ ГА). По теме диссертации выпущено более 200 отчётов по НИР, включая прошедшие Госрегистрацию и микрофильмирование, в которых автор являлся научным руководителем, ответственным исполнителем или исполнителем самостоятельного раздела комплексных НИР. По теме диссертации получено 2 авторских свидетельства на изобретения. Положения, выносимые на защиту. На защиту выносится теория и методология повышения экономичности полета ВС ГА на основе экономических критериев, которая включает следующие основные теоретические положения и методы:

— общие принципы повышения экономичности полета ВС ГА;

— систематизацию направлений повышения экономичности полета ВС ГА;

— классификацию режимов полета по маршруту и ограничений режимов полета ВС ГА;

— результаты анализа критериев экономичности полета ВС ГА;

— результаты анализа влияния доминирующего ресурсного ограничения на суммарную прибыль ВС ГА за его жизненный цикл;

— результаты определения эквивалентных параметров экономичности полета для оптимизации режимов ВС ГА;

— результаты исследования влияния эксплуатационных, аэродинамических и конструктивных параметров на балансировочное лобовое сопротивление самолетов;

— методы повышения экономичности полета при балансировке;

— метод оптимизации режимов полета ВС ГА на крейсерском этапе полета;

— модифицированный энергетический метод определения экономических режимов набора высоты и снижения;

— результаты исследований по определению экономических режимов крейсерского полета, набора высоты и снижения и их соотношение с другими режимами полета ВС ГА;

— результаты исследования влияния эксплуатационных факторов на оптимальные режимы полета по маршруту ВС ГА;

— результаты исследований по формированию алгоритмов бортовых систем оптимизации режимов полета;

— анализ исследований по обобщению результатов внедрения экономических режимов полета по маршруту самолетов ГА.

Структура и объём диссертационной работы. Работа состоит из введения, 7-ми глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

7.3. Выводы по главе 7.

1. На основе систематизации методов повышения экономичности полета, приведенной в диссертации, разработаны разделы отраслевых программ экономии авиационного топлива на 1981 — 1985 г.г. и на 1986;1990г.г., а также разделы проекта отраслевой программы энергосбережения на 2001;2005г.г.

2. На базе приведенной в диссертации теории и методологии во исполнение отраслевых программ экономии авиатоплива ГосНИИ ГА совместно с ОКБ МАП проведены теоретические и летные исследования и разработаны рекомендации по летной эксплуатации магистральных самолетов отечественного производства, включающие: таблицы наивыгоднейших высот крейсерского полета;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенные в диссертации исследования и полученные результаты позволяют повысить экономичность эксплуатации ВС ГА на ВТ путем применения усовершенствования методов теоретических и летных исследований. Поставленные цели достигнуты при использовании полученных научных результатов в ГосНИИГА, в других научно-исследовательских и опытно-конструкторских организациях, эксплуатационных предприятиях ГА и учебных заведениях, что подтверждается актами о внедрении.

Проведенные теоретические и летные исследования по повышению экономичности полета ВС ГА, оптимизацию его режимов позволили получить следующие результаты:

1. Разработаны теоретические и методические основы решения задач, направленных на повышение экономичности полета, оптимизацию его режимов, что подтверждается успешным их применением на различных типах ВС ГА.

2. Проведены теоретические летные и эксплуатационные испытания различных типов ВС ГА, что позволило разработать рекомендации по повышению экономичности полета, экономическим режимам полета.

3. Разработаны уравнения аэродинамической поляры с учетом балансировки, что позволяет обеспечивать возможность определения влияния основных конструктивных и аэродинамических факторов на расход топлива и вырабатывать мероприятия по его снижению.

4. Разработан метод определения влияния разнотяговости двигателей и «ножниц» элеронов на прирост расхода топлива и даны рекомендации по его снижению.

5. Выявлена зависимость параметра прибыли за жизненный цикл ВС ГА от ресурсных ограничений и определены эквивалентные экономические параметры удобные для применения в оптимизационных задачах.

6. Выявлены закономерности влияния технико-экономических и метеорологических факторов на наивыгоднейшие режимы и экономичность полета ВС ГА по маршруту.

7. Выявлены возможности улучшения экономичности полета ВС ГА за счет применения в летной эксплуатации разработанных методов.

8. На основе полученных результатов исследований разработаны изменения и дополнения в Руководства по летной эксплуатации ВС ГА, разделы отраслевых программ по экономии топлива и энергосбережения, отраслевые нормы расхода топлива и технических скоростей, базовые алгоритмы для экспериментальной системы оптимизации режимов полета и автоматизированной системы штурманского обеспечения полета.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизация самолетовождения и управления воздушным движением / П. А. Агаджанов, В. Г. Воробьев, А. А. Кузнецов и др. М.: Транспорт, 1980. — 357 с.
  2. Алгоритмы формирования оптимальных режимов бортовых систем оптимизации режимов полёта по маршруту самолёта Ту-154: Техн. отчёт / ГосНИИ ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. 236−79. — М., 1979. — 39 с. -Отв. исполн. Коточигов В.В.
  3. А. М. Определение оптимальной скорости самолета в горизонтальном полете // Вопросы экономики гражданской авиации. Киев: КИИГА, 1969.-С. 66−71.
  4. А. А., Овруцкий Е. А. Проектирование пассажирских самолетов с учетом экономики эксплуатации М.: Машиностроение, 1964.-295с.
  5. А. А., Солонин С. В. Авиационная метеорология 1980.384 с.
  6. В. П., Ципенко В. Г. Практическая аэродинамика самолёта Ил-86 М.: Воздушный транспорт, 1993. — 176 с.
  7. В. Т., Рыльский Г. И. Пилотажные комплексы и системы управления самолетов и вертолетов. М.: Машиностроение, 1978. — 216 с.
  8. В. С., Пиявский С. А. Многоцелевой подход в задачах выбора решений при проектировании динамических систем // Современные проблемы динамики полета, аэродинамики и летных испытаний: Сб. докл.- М.: МАИ, 2004. С. 100−109.
  9. А. Я., Скрипниченко С. Ю. Определение оптимальных режимов движения самолетов из условия максимума дальности // Исследованияпо динамике полета: Сборник / Под ред. И. В. Остославского. М.: Машиностроение, 1969. — С. 61−67.
  10. И. С., Егоров В. И., Муравьев Г. Г. Аэродинамика самолета Ил-76Т /. М.: Транспорт, 1983.- 165 с.
  11. А. В., Симакова С. Н. Модели исследования экономической эффективности транспортных самолетов // Вопросы экономики воздушного транспорта. Рига: РКИИГА, 1972. — С. 221—235.
  12. . Т., Дьяченко А. А., Фадеев Н. Н. Эскизное проектирование самолётов. М.: Машиностроение, 1971. — 248 с.
  13. Н. Н., Мухордых Е .В., Овруцкий Е. А. и др. Экономика воздушного транспорта М.: Транспорт, 1971.- 248 с.
  14. С. В. Формирование характеристик систем технической эксплуатации воздушных судов гражданской авиации: Дис.. .. д-ра техн. наук / МГТУ ГА М., 2002.- 466 с.
  15. С. В., Деркач О. Я., Петров А. Н. Эффективность технической эксплуатации самолетов гражданской авиации. М.: Воздушный транспорт, 1999. — 214 с.
  16. В. Г. Повышение. топливной эффективности и технического совершенства дозвуковых пассажирских самолётов: (В форме научного доклада): Дис. д-ра техн. наук / МАИ М., 2002.- 87 с.
  17. А. Пилотирование больших реактивных самолетов. М.: Машиностроение, 1975. — 368 с.
  18. С. М. Проектирование пассажирских реактивных самолётов. -М.: Машиностроение, 1964. 451 с.
  19. Единые нормы летной годности гражданских транспортных самолетов стран членов СЭВ / МВК HJIT СССР. — М., 1985. — 470 с.
  20. Исследование возможности экономии авиатоплива за счет снижения потерь аэродинамического качества на балансировку самолетов Ту-154, Ил-62 и
  21. Ил-86: Отчет о НИР (заключ.) / ГосНИИ ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. 294−458−80- тема 1.13.4/к- № ГР 79 058 012- Инв. № Б964 970. -М., 1980. — 72 с. — Отв. исполн. Скрипниченко С. Ю.
  22. А. И. Энергосберегающие методы и средства управления полётом самолёта на этапах взлёта и посадки: Дис.. .. канд. техн. наук / О ЛАГ, А С.- Петербург, 1997. — 178 с.
  23. В. Б. Теоретические и методологические основы эксплуатации летательных аппаратов при выполнении строительно-монтажных работ и транспортировки грузов на внешней подвеске: Дис... д-ра техн. наук / МГТУ ГА. М., 2004. — 390 с.
  24. В. К. Выбор новой независимой переменной в задаче оптимального управления летательным аппаратом // Научный Вестник МГТУ ГА. М., 2004. — Вып. 72.-10 с.
  25. В. Ф. Вырожденные задачи оптимального управления траекториями полета // Современные проблемы динамики полёта, аэродинамики и лётных испытаний: Сб. докл. М.: МАИ, 2004. — С. 91−99.
  26. В. Ф., Гурман В. И. Методы и задачи оптимального управления М.: Наука, 1973. — 446 с.
  27. М. С. Выбор оптимальных режимов набора высоты и снижения самолёта с учётом ограничений: Дис.. .. канд. техн. наук / МИИ ГА.- М., 1989.- 172 с.
  28. А. М. Динамика полёта и управление. М.: Наука, 1969.369 с.
  29. Т. И. Аэродинамика и динамика полета турбореактивных самолетов. М.: Транспорт, 1979.-319 с.
  30. Т. И., Скрипниченко С. Ю., Шишмарев А. В. Аэродинамика самолета Ту-154Б. М.: Транспорт, 1985.- 263 с.
  31. Т. И., Юровский С. И. Аэродинамика самолета Ту-134 М.: Транспорт, 1969. — 304 с.
  32. Методика обработки материалов лётных испытаний самолётов ГА по оптимизации режимов набора высоты: Техн. отчет / ГосНИИ ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. 423−435−71. — М., 1971. — 44 с.
  33. Методика определения технической скорости и маршрутной нормы расхода топлива: Утв. МГА СССР 27.03.81. -М.: ГосНИИ ГА, 1981. 34 с.
  34. Методика предварительного расчёта расхода топлива при полётах самолётов ГА по воздушным трассам: Техн. отчёт / ГосНИИ ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. М. — 1972. — 36 с. — Отв. исполн. Скрипниченко С.Ю.
  35. Методика предварительного расчёта расхода топлива при полётах самолётов ГА по воздушным трассам с учётом выбора оптимального профиля: Техн. отчёт / ГосНИИ ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. М. — 1973. — 30 с. — Отв. исполн. Скрипниченко С.Ю.
  36. Методические рекомендации по совершенствованию организаций работы по экономии авиатоплива в предприятиях гражданской авиации / Н. В. Романов, В. А. Русол, К. П. Иванов и др. // Воздушный транспорт.- М., 1983. -136 с.
  37. А. Механика полета // Теория траекторий полета. М.: Наука, 1962.- Т. 1.-407 с.
  38. А. В. Себестоимость авиационных перевозок.- М.: Редиздат МГА, 1966. 64 с.
  39. А. В. Экономическая оценка эффективности эксплуатаций самолетов и двигателей. Рига: РКИИГА, 1966.-187 с.
  40. Мостовой 10. С. Графоаналитический метод выбора режимов полета гражданских аппаратов вертикального взлета и посадки с учетом экономики // Самолетостроение и техника воздушного флота. Харьков: ХАИ, 1968.-Вып. 15. — С.136−143.
  41. Наставление по производству полётов в гражданской авиации СССР (НЛП ГА 85). — М.: Воздушный транспорт. — 1985 — 254 с.
  42. Нормативы расхода топлива и технических скоростей на эксплуатацию воздушных судов: Приложение к указанию Департамента воздушного транспорта Министерства транспорта РФ. №ДВ-45/и: Утв. 10.04.1996.-М, 1996. 66 с.
  43. Нормы летной годности самолета транспортной категории: Авиационные правила. 4.25 / МАК. М. 2004.
  44. О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998 года № 938.-М., 1998.
  45. О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 588.-М., 1998.
  46. О неотложных мерах по энергосбережению: Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 года № 1087. М., 1995.
  47. Организация воздушного движения. Правила аэронавигационного обслуживания.: DOC 4444 АТМ/501 // Международная организация гражданской авиации. 2001. — 156 с.
  48. Основные направления деятельности Правительства Российской федерации на период до 2008 года. Утв. 28.07.04. М., 2004.
  49. И. В. Аэродинамика самолёта. М.: Оборонгиз, 1957.560 с.
  50. И. В., Стражева И. В. Динамика полета. Траектории летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1969.- 499 с.
  51. И. В., Стражева И. В. Динамика полета, устойчивость и управляемость летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1965.-463 с.
  52. И. В., Лебедев А. А. О расчете подъема скоростного самолета. // Техника воздушного флота. 1946.- № 8−9.
  53. Отраслевая научно-техническая программа экономии авиатоп-лива на 1986−1990г.г. и на период до 2000 г. Министерство гражданской авиации СССР. Утв. 3.12.1985.
  54. Отчёт с проектом методики оценки качества поверхности (с проектом отраслевого стандарта качества поверхности): Отчёт о НИР (заключ.) / ГосНИИ
  55. ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. 450−83- № ГР 1 840 000 568. — М., 1983. — 20 с. — Отв. исп. Сергеев В. И.
  56. О федеральной целевой программе энергосбережения России на 1998−2005 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1998 года № 80. М., 1998.
  57. И. М. Устойчивость и управляемость самолета. М.: Машиностроение, 1975. — 328 с.
  58. В. А. Дальность полёта. Графики дальности полёта, запаса горючего и загрузки для самолётов ГВФ. М.: Редиздат Аэрофлота, 1942. -19 с.
  59. В. А., Исаев В. И. Режимы рейсовых полетов. -М.: Редиздат Аэрофлота, 1957. 203 с.
  60. В. А. Руководство по расчёту полёта и применению наивыгоднейших режимов на скоростных самолётах. М.: Редиздат Аэрофлота, 1940.-44 с.
  61. В. А. Экономия горючего в полёте. М.: Редиздат Аэрофлота, 1940. — 61 с.
  62. JI. С., Болтянский В. Г., Мищенко Е. Ф. Математическая теория оптимальных процессов. М.: Наука, 1969. — 384 с.
  63. Программа экономии авиатоплива 1981−1985г.г.: Утв. Министерством гражданской авиации СССР 25.12.1980: № 1.74 1119. — М., 1985.- 12 с
  64. Проектирование самолетов / С. М. Егер, А. А. Бадягин, И. К. Лисейцев и др. М.: Машиностроение, 1983. — 616 с.
  65. Проект отраслевой программы:"Энергосбережение на воздушном транспорте (2001−2005г.г.)": Утв. ГСГА 03.10.2000 / Министерство транспорта РФ. М., 2000. — 39 с.
  66. Разработка прогноза потребностей в авиатопливе по российскому воздушному транспорту на 2001−2005г.г.: Отчёт о НИР / ГосНИИ ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. М., 2000. — 20 с. — Отв. исполн. Скрипниченко С. Ю.
  67. Руководство по лётной эксплуатации самолета Ил-86. Кн. 1 / Министерство гражданской авиации СССР. — М., 1980.
  68. Руководство по лётной эксплуатации самолета Ил-76ТД.- Кн. 1 / Министерство гражданской авиации СССР. М., 1984.
  69. Руководство по лётной эксплуатации самолета Ту-154Б. Кн.1 / Министерство гражданской авиации СССР. — М., 1981.
  70. Руководство по лётной эксплуатации самолета Як-42. Кн. 1 / Министерство гражданской авиации СССР. — М., 1985.
  71. Руководство по лётной эксплуатации самолета Ил-62М. Кн. 1 / Министерство гражданской авиации СССР. — М., 1988.
  72. Руководство по лётной эксплуатации самолета Ту-134А. Кн. 1 / Министерство транспорта России. — М., 1996.
  73. Руководство по лётной эксплуатации самолета Ту-154М. Кн. 1 / Министерство гражданской авиации СССР. — М.: 1986.
  74. Руководство по лётной эксплуатации самолета Як-40.- Кн. 1 / Министерство транспорта России. М., 1995.
  75. Руководство по лётной эксплуатации самолета Ан-28.- Кн. 1 / Министерство гражданской авиации СССР. М., 1985.
  76. Руководство по лётной эксплуатации самолета JI-41ОУВП. Кн. 1 / Министерство гражданской авиации СССР. — М., 1980.
  77. Руководство по лётной эксплуатации самолета Л-410УВП-Э. -Кн. 1 / Министерство гражданской авиации СССР. М., 1986.
  78. Руководство по лётной эксплуатации самолета Ан-24.- Кн. 1 / Министерство транспорта России. М., 1985.
  79. Руководство по применению минимума вертикального эшелонирования в 300 м (1000 футов) между эшелонами полёта 290 и 410 включительно: DOC 9574 AN/934 / Международная организация гражданской авиации. 2002. — 48 с.
  80. С. Ю. Балансировочное качество самолета комбинированной схемы // Изв. вузов. Авиационная техника. Казань, 1965. -№ 1.- С. 15−23.
  81. С. Ю., Коточигов В. В. Алгоритмическая реализация зависимости крейсерских наивыгоднейших чисел М магистрального самолета // Наука и техника гражданской авиации / НТРС ГосНИИ ГА. Сер. Летная эксплуатация. М., 1979.-С. 14−18.
  82. С. Ю. Алгоритмы вычисления оптимальных режимов полёта самолёта // Труды ГосНИИ ГА.- М., 1986. Вып. 258. — С. 10−15.
  83. С. Ю. Алгоритмы критериев оптимизации режимов полёта гражданских самолётов // Труды ГосНИИ ГА. М., 1979. -Вып. 165 — С. 148−152.
  84. С. Ю., Каширина Н. П. Алгоритмы формирования потребных оборотов двигателей бортовой системы оптимизации режимовполёта (БСОРП) // Наука и техника гражданской авиации / НТРС ГосНИИ ГА. М., 1979. — Вып. 2 — С. 11−14.
  85. С. Ю. Балансировочные характеристики сверхзвуковых самолетов / Изв. Вузов. Авиационная техника". Казань, 1966. — № 1. -С. 16−27.
  86. С. Ю., Сергеев В. И., Ударцев Е. А. Влияние боковой балансировки, вызванной асимметричными условиями полета самолета, на изменение сопротивления и увеличение расхода авиатоплива // Труды РКИИГА. Рига, 1987. — С. 66−73.
  87. С. Ю. Влияние индивидуальных особенностей самолета на оптимальные режимы полета // Сборник, научных трудов ГосНИИГА.- М., 1989. Вып. 292. — С. 13−17.
  88. С. Ю. Влияние продольной составляющей скорости ветра на оптимальные режимы гражданских самолётов // Труды ГосНИИ ГА. -М., 1974. Вып. 100. — С. 97−105.
  89. С. Ю. Соотношение режимов полета на аэродинамической поляре самолета // Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Аэромеханика и прочность. М., 2005. — № 81. — С. 111−114.
  90. С. Ю. Вопросы формирования алгоритмов бортовой системы оптимизации режима полета // Труды ГосНИИ ГА. М, 1983, Вып. 219.-С. 3−11.
  91. С. Ю., Кузнецов А. С., Аралов Г. Д. Исследование влияния крейсерской скорости полёта на ресурс планера и эффективность эксплуатации самолёта // Наука и техника гражданской авиации: НТРС ГосНИИ ГА. М., 1977. — Вып. 1 — С. 1−6.
  92. С. Ю., Кушельман В. Я., Мхитарян В. А.и др. Исследование вопросов возможности и эффективности сокращения норм вертикального эшелонирования на высотах выше 9000 м // Тез. докл. II
  93. Всесоюз. науч.-практ. конф. по безопасности полётов. Л.: OJIATA, 1979.-С. 12−14.
  94. С. Ю., Страдомский О. Ю. Исследование режимов снижения гражданских самолётов: Тез. докл. // Труды III Всесоюзной конференции по прикладной аэродинамике. Киев: КИИГА, 1973.- С. 14.
  95. С. Ю. Классификация ограничений режимов полета // Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полета. М., 2005. — № 86. (в печати).
  96. С. Ю. К вопросу о выборе оптимальной программы полета самолета с крылом изменяемой геометрии // Труды ГосНИИ ГА. 1970.- Вып. 60. С. 167−172.
  97. С. Ю. Классификация основных методов экономии авиатоплива в летной эксплуатации // Сборник трудов ГосНИИ ГА. М., 1991. -Вып. 300. — С. 3−6.
  98. С. Ю. Критерии эффективности полёта гражданских самолётов // Сборник научных трудов ГосНИИ ГА. М., 2004. — Вып. 309. — С. 30−41.
  99. С. Ю. Определение оптимального перераспределения несущей поверхности между крылом и цельноповоротным органом продольного управления / Изв. вузов. Авиационная техника. Казань, 1966. — № 3. — С. 125−132.
  100. С. Ю. Методика определения времени полёта, заправки топливом и коммерческой загрузки самолёта // Труды ГосНИИ ГА. -М., 1979. Вып. 165 — С. 52−55.
  101. С. Ю. Модифицированный энергетический метод определения оптимальных режимов набора высоты и снижения самолета // Труды ГосНИИГА — М., 1969. 39 с.
  102. С. Ю. Некоторые вопросы устойчивости, управляемости и динамики полёта сверхзвуковых самолётов: Дис.. .. канд. техн. наук М., 1964 — 182 с.
  103. С. Ю., Федченко А. М. Номограммы для установления оптимальной заправки топливом самолётов на международных авиалиниях // Наука и техника гражданской авиации: НТРС ГосНИИ ГА. М., 1981.-Вып. 1.- С. 6−15.
  104. С.Ю. Базовые алгоритмы наивыгоднейших режимов полета // Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полета. М., 2005. -№ 86. (в печати).
  105. С. Ю., Беляев В. Я., Маркова Н. М. и др. Определение балансировочного сопротивления самолёта Ту-154 в крейсерском полёте // Наука и техника гражданской авиации: НТРС ГосНИИ ГА.-М., 1981.-Вып. 1.- С. 7−14
  106. С. Ю., Кофман В. Д. О влиянии температуры воздуха на оптимальные режимы набора высоты дозвукового пассажирского самолета / // Труды ГосНИИ ГА. 1971. — Вып. 68. — С. 46−62.
  107. С. Ю. Влияние индивидуальных характеристик самолета на наивыгоднейшие режимы полета. // Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Аэромеханика и прочность. М., 2005. — №. 81.- С. 107 — 110.
  108. С. Ю., Кофман В. Д. О влиянии температуры атмосферы на оптимальные режимы и характеристики снижения магистрального пассажирского самолета // Труды ГосНИИ ГА. М., 1972. -вып. 79. — С. 56−68.
  109. С. Ю. Обобщённый подход к определению оптимального плана полёта гражданского самолёта // Наука и техника гражданской авиации: НТРС ГосНИИ ГА М., 1975. — Вып. 5(101). — С. 16−20.
  110. С. Ю. О влиянии балансировки на индуктивное лобовое сопротивление самолета нормальной схемы, имеющего квадратическую поляру // Труды ВАУ.- Д., 1970. № 45.- С. 110−122.
  111. С. Ю. Основные направления и результаты исследований в области повышения экономичности полёта // Труды ГосНИИ ГА. М., 1985. — Вып. 243. — С. 94−99.
  112. С. Ю. Оптимизация крейсерского режима полета пассажирского самолета по минимуму себестоимости перевозок. М.: ГосНИИ ГА, 1970. — 60 с.
  113. С. Ю. Оптимизация режимов полёта с учётом плановых ограничений // Наука и техника гражданской авиации: НТРС. М.: ГосНИИ ГА, 1980. — Вып. 1 — С. 3−5.
  114. С. Ю. Оптимизация режимов полета самолета.(Экономические режимы полёта)/-М.: Машиностроение, 1975.- 191 с.
  115. С. Ю. Оптимизация режимов полета по экономическим критериям. М.: Машиностроение, 1988. — 153 с.
  116. С. Ю. Определение оптимальной программы полета самолета по критерию минимума расхода горючего с учетом взаимного влияния этапов полёта // Труды ГосНИИ ГА.- М., 1971. Вып. 68. — С. 3−35.
  117. С. Ю. Основные направления повышения эффективности полета гражданских самолетов // Авиация и космонавтика: Тез. Докл. Международ, конф. М.: МАИ, 2003. — С 74−75.
  118. С. Ю., Пешак М., Боршани Ф. Повышение топливной эффективности самолётов JI-410 УВП -Э и JI-410 УВП // Вопросы аэродинамики, прочности и летной эксплуатации воздушных судов: Сб. научных трудов ГосНИИ ГА. М., 1991. — Вып. 298. — С. 65−73.
  119. С. Ю., Страдомский О. Ю. Подход к обоснованию аэронавигационного запаса топлива (АНЗ) гражданских самолётов: Тез.докл. // Труды III Всесоюз. конф. по безопасности полётов. -Л.:ОЛАГА, 1973.-С.17.
  120. С. Ю. Подход к определению оптимальной программы полёта с учётом метеорологических факторов по маршруту // Наука и техника гражданской авиации: НТРС ГосНИИ ГА. М., 1974. — Вып. 7(93). -С. 18−23.
  121. С. Ю. Пути экономии авиатоплива в лётной эксплуатации // Наука и техника гражданской авиации: НТРС ГосНИИ ГА. -М., 1979.-Вып. 2- С. 1−12.
  122. С. Ю. Развитие энергетического метода для оптимизации режимов набора высоты и снижения // Современные проблемы динамики полета, аэродинамики и летных испытаний: Сб. докладов. М.: МАИ, 2004.-С. 110−118.
  123. С. 10., Симеонов А. Результаты эксплуатационной проверки вычислителя оптимальных режимов // Вопросыаэродинамики, прочности и летной эксплуатации воздушных судов: Сб. научных трудов ГосНИИ ГА.- М., 1991. Вып. 300. — С. 26−32.
  124. С.Ю. Влияние боковой балансировки на расход топлива самолетов // Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности. М., 2005. — № 84. — С. 98−103.
  125. С. Ю. Специфические требования к лётным характеристикам СТС при полёте по маршруту // Обобщение опыта и определение направлений разработки НЛГ: Тез.докл. Всесоюз. науч.-техн. конф. М.: ГосНИИ ГА, 1976. — С. 15.
  126. Способ управления самолётом при снижении с эшелона: А.с. № 795 890 СССР / С. Ю. Скрипниченко 1979. — 4 с.
  127. С. Ю. Уравнение балансировочной поляры самолёта нормальной аэродинамической схемы // Труды ГосНИИ ГА. 1974. — Вып. 100.- С. 23−30.
  128. С.Ю. Учет балансировочных потерь аэродинамического качества самолета.// Изв.вузов. Авиационная техника. Казань, 1964.- № 1.-С. 28−36.
  129. С. Ю. Экономичность полета самолетов. М.: Транспорт, 1982. — 206 с.
  130. С. Ю. Экономия топлива за счёт снижения потерь аэродинамического качества на балансировку // Труды ГосНИИ ГА. -М.: 1981.- Вып. 202. С. 26−35
  131. С. Ю. Энергетический метод определения оптимальных режимов набора высоты и снижения пассажирского самолета по критерию минимума себестоимости перевозок. М.: ГосНИИГА, 1970.- 37 с.
  132. М. И., Тютюнник М. Е. Экономика авиационно-химических работ. М.: Транспорт, 1968. — 120 с.
  133. Н. Н., Мулкиджанов И. К. Эксплуатационная технологичность транспортных самолетов М.: Транспорт, 1972. — 207 с.
  134. Е. В. Оптимальные режимы полета летательных аппаратов. М.: Оборонгиз, 1963. — 248 с.
  135. Теоретические исследования оптимальных режимов набора высоты и снижения самолёта Ил-62 с 4-мя двигателями НК-8−4: Техн. отчёт / ГосНИИ ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. 14/19-Ил-62/72. — М. — 1972. — 46 с. -Отв.исполн. Страдомский О.Ю.
  136. Теоретические исследования по оптимизации режимов набора высоты самолёта Ту-154 по минимуму себестоимости эксплуатации: Техн. отчёт / ГосНИИ ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. 309−366−71- тема 2.6.1. — М., 1971. — 47 с. — Отв.исполн. Осипова Ж.Н.
  137. Э. Проектирование дозвуковых самолетов / Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1983. — 647 с.
  138. Устройство индикации оптимальных режимов полета: А.с. № 1 517 547 СССР / С. Ю. Скрипниченко, С. А. Базовкин, В. Я. Кушельман, В. А. Мхитарян 1989. — 4 с.
  139. Г. А. Сопротивление производственных неровностей в турбулентном пограничном слое // Труды ЦАГИ. 1983 — Вып. 1981. — 38с.
  140. Федоров J1. П. Некоторые вопросы оптимизации траекторий полета дальних самолетов // Труды ЦАГИ. 1973.- Вып. 1488. — 44 с.
  141. JI. П. Экономические режимы полета сельскохозяйственного самолета // Труды ЦАГИ. 1979. — Вып. 1990. — 25 с.
  142. В. Г. и др. Особенности выполнения полёта в условиях обледенения М.: МГТУ, 2001. — 1968.
  143. Экономия авиатоплива в лётной эксплуатации / С. Ю. Скрипниченко, Е. Д. Маркович, JI. Б. Успенский и др.- Под ред. С. Ю. Скрипниченко М: Транспорт, 1991. — 240 с.
  144. Экономия топливно-энергетических ресурсов в гражданской авиации / Ю. Г. Мамсуров, Н. А. Тимофеев, Е. Н. Китов и др. М.: Транспорт, 1988. -48с.
  145. Эффективность использования авиатоплива самолётами ГА: Техн. отчёт / ГосНИИ ГА- Руковод. работы С. Ю. Скрипниченко. 260. — М., 1977. -64 с.
  146. X. Инженерные исследования летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1980. — 424 с.
  147. О. К. и др. Оптимальное управление силовой установкой самолета. М.: Машиностроение, 1978. — 204 с.
  148. Barbot Andre. Evolution des Systemes de regulation des turboreacteurs // Aeronautics et astronautics. 1975. — № 5. — P. 33−38.
  149. Bryson A.E. The energy-state approximation in performance optimization of supersonic aircraft / Bryson A.E., Desai M.N., Hoffman W.S. // AIAA Paper. 1968. — № 877. — P. 76−87.
  150. Burrows J.W. Fuel optimal trajectory computation // Journal of Aircraft. 1983. — Vol. 19, № 4. — 64 p.
  151. Commercial aircraft DOC methods/AIAA Report 90−3224.-1990.- 38 p.
  152. Skripnichenko S. Effektivitat des Fluges // Technisch-okonomishe information der Zivilluftfahrt. 1973 — № 3. — P. 9−10
  153. Evans J. F. Optimum redundancy for engine management and control // Proc. 8 th. Jnt. Aerospace Jnstum Symp. Cranfield. 1975.- S.J. — P. 292−297.
  154. Gottfried Sachs. Minimum Trimmed Drag and Optimum e.g. Position// Journal of Aircraft. 1978. — Vol. 15, № 8. — P. 456−459.
  155. Hedrick J. K. Three dimensional minimum fuel turns for supersonic aircraft/ Hedrick J. K., Bryson A. E. // J. Aircraft. 1972.- № 3.- P. 47−54.
  156. Hedrick J.K. Optimal three dimensional maneuvers for supersonic aircraft. Dissertation. 1971 — P. 151 -168.
  157. Komoda Masaki. Prediction of height velocity boundaries for rotocraft by application of optimization techniques. // Tras. Japan Soc. Aeron. and Space Sciences. — 1973.- Vol. 15, JV° 30. — P. 208−228.
  158. Rau J. R. Optimal lifting ascent trajectories for the space shuttle / Rau J. R., Elliott J. R. // NASA TAV X-2509. 1971. — P. 1063−1087.
  159. Skripnichenko S. Regime des Steigfluges // Technisch-okonomishe information der Zivilluftfahrt. 1975. — № 1. — P. 7−8.
  160. Schultz R. Aircraft performance optimization/ Schultz R., Zagalsky N. // Journal of Aircraft. Vol. 9. — № 2. — 1972 — 78 p.
  161. Traffic forecast for the Russian Federation 1997−2001, 2006, 2011, 2016. NACO, 1997.
  162. Van Dierendonck A.J. Practical Optimal flight control for aircraft with large flight envelopes // AJAA Paper. 1978- № 73−159. — 6 p.
Заполнить форму текущей работой