Повышение долговечности рам карьерных автосамосвалов на основе исследования их напряженно-деформированного состояния
Диссертация
Обоснована целесообразность при определении структуры экскава-торно-автомобильного комплекса учитывать усталостную долговечность рам автосамосвалов при загрузке экскаватором, при движении по карьерным дорогам с определенным микропрофилем, чувствительность напряженно-деформированного состояния рамы к трещиноподобным дефектам и число циклов нагружения до ее разрушения. В результате оценки… Читать ещё >
Содержание
- 1. Эффективность эксплуатации и надежность большегрузных 9 автосамосвалов на горных предприятиях
- 1. 1. Показатели эффективности и области рационального ис- 9 пользования карьерных автосамосвалов
- 1. 3. Постановка задачи повышения эффективности эксплуата- 19 ции карьерных автосамосвалов
- 2. Напряженно-деформированное состояние рам карьерных автосамосвалов
- 2. 1. Классические методы расчета рам автосамосвалов и задачи 31 оценки НДС
- 2. 2. Конструктивные решения и особенности численного моде- 43 лирования рам автосамосвалов
- 2. 3. Анализ напряженно-деформированного состояния рам 49 карьерных автосамосвалов
- 2. 4. Экспериментальный анализ достоверности расчетных оце- 58 нок показателей напряженно-деформированного состояния и долговечности
- 2. 5. Выводы
- 3. Статистическое моделирование НДС рам автосамосвалов в связи с параметрами карьерных автодорог
- 3. 1. Исследование случайных характеристик микропрофиля 71 карьерных автодорог
- 3. 2. Моделирование конструкций и работы подвесок
- 3. 3. Моделирование НДС при движении автосамосвалов
- 3. 4. Выводы
- 1. 2. Надежность и аварийность карьерных автосамосвалов
- 1. 4. Выводы
- 4. Оценка опасности и предотвращение развития эксплуатаци- 99 онной дефектности рам автосамосвалов
- 4. 1. Чувствительность НДС рам к эксплуатационным трещино- 99 подобным дефектам
- 4. 2. Оценка опасности хрупкого разрушения и обоснование пе- 106 риодичности технической диагностики рам
- 4. 3. Обоснование параметров конструктивных усилений по- 114 врежденных фрагментов рам
- 4. 4. Выводы
- 5. Повышение долговечности рам автосамосвалов и надежности 119 экскаваторно-автомобильных комплексов
- 5. 1. Оценка ресурса рам при движении автосамосвала
- 5. 2. Оценка динамического и повреждающего воздействия при 124 загрузке автосамосвала экскаватором
- 5. 3. Формирование экскаваторно-автомобильных комплексов с 130 учетом долговечности и живучести рам автосамосвалов
- 5. 4. Выводы
- Заключение
- Литература
- Приложение 1. Напряженно-деформированное состояние рам автосамосвалов БелАЗ
Список литературы
- Васильев М.В., Смирнов В. П., Кулешов А. А. Эксплуатация карьерного автотранспорта. — М.: Недра, 1979. — 280 с.
- Васильев М.В. Основные вопросы развития открытых разработок с автомобильным транспортом: Автореф. дис.. д-ра техн. наук. М.: МГИ, 1961.-35 с.
- Флаксенберг П. Погрузка и транспорт на карьерах. М.: Недра, 1967. -160 с.
- Довер Т.М. Вскрышные работы. В кн.: Открытые горные работы (тр. Международного симпозиума, Лондон, ноябрь 1964). -М.: Недра, 1967.
- Бишоп Т.М. Автомобильный транспорт. -М.: Недра, 1971. 142 с.
- Васильев М.В., Сироткин З. Л., Смирнов В. П. Автомобильный транспорт карьеров. М.: Недра, 1973. — 256 с.
- Потапов М.Г. Исследование технологических схем и параметров оборудования транспорта на открытых горных разработках: Автореф. дис. д-ра техн. наук. М.: ИГД им. А. А. Скочинског, 1972. — 39 с.
- Кулешов А.А. Мощные экскаваторно-автомобильные комплексы карьеров. М.: Недра, 1980. — 317 с.
- Карьерный автотранспорт: состояние и перспективы / П. Л. Мариев, А. А. Кулешов, А. Н. Егоров, И. В. Зырянов. СПб: Элмор, 2004. — 427 с.
- Ю.Зырянов И. В. Повышение эффективности систем карьерного автотранспорта в экстремальных условиях эксплуатации: Автореф.. д-ра техн. наук.-СПб, 2006.-40 с.
- Характерные разрушения деталей машин и металлоконструкций (Рекомендации по ремонту и предотвращению разрушения) / Под ред. А. М. Ишкова. Якутск: ЯФ СО АН СССР, 1988. — 40 с.
- Сварка и проблемы вязкохрупкого перехода / Ларионов В. П. и др. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. — 593 с.
- Соломонов Ю.С., Шахтарин Ф. К. Большие системы: гарантийный надзор и эффективность. М.: Машиностроение, 2003. — 368 с.
- Дедков В.К., Северцев Н. А. Основные вопросы эксплуатации сложных систем. М.: Высшая школа, 1976. — 406 с.
- Барзилович Е.Ю. Модели технического обслуживания сложных систем. -М.: Высшая школа, 1982. 231 с. 18.0стрейковский В. А. Теория систем. М.: Высшая школа, 1997. — 240 с.
- Махутов Н.А., Котоусов А. Г. Принципы повышения безопасности сложных технических систем // Защита металлов. 1996. — Т. 32, № 4. — С. 346−351.
- Прочность, ресурс и безопасность машин и конструкций / Под ред. Н. А. Махутова, М. М. Гаденина. М.: ИМАШ РАН, 2000. — 528 с.
- Кулешов А.А. Конференция «Карьерный транспорт 2003» на ПО «БелАЗ» // Горные машины и автоматика. 2003. — № 4. — С. 43−45.
- Бычков Д.В. Строительная механика стержневых тонкостенных конструкций. М.: Госстройиздат, 1962. — 240 с.
- Власов В.З. Тонкостенные упругие стержни. М.: Физматгиз, 1959. — 600 с.
- Горбунов Б.Н., Стрельбицкая А. И. Теория рам из тонкостенных стержней. М.: Гостехиздат, 1948. — 320 с.
- Рабинович И.М. Основы строительной механики стержневых систем. -М.: Госстройиздат, 1960. 400 с.
- Баловнев Г. Г. Усталостная прочность сварных соединений рамного типапри изгибе // Автомобильная промышленность. 1969. — № 2. — С. 30−33.
- Белокуров В.Н., Закс М. Н. К вопросу расчета автомобильных рам на кручение // Автомобильная промышленность. 1969. — № 4. — С. 20−21.
- Гольд Б.В., Оболенский Е. П., Стефанович Ю. Г. Основы прочности и долговечности автомобиля. М.: Машиностроение, 1967. — 280 с.
- Проскуряков В.Б. К постановке задачи о долговечности автомобильных рам // Автомобильная промышленность. 1966. — № 10. — С. 13−15.
- Проскуряков В.Б., Павлова Г. Е. Еще один метод расчета автомобильных рам на кручение // Автомобильная промышленность. 1966. — № 5. — С. 25−28.
- Сорокин П.И., Мезенцев В. И., Юдин Б. В. Расчет на кручение автомобильной рамы, состоящей из тонкостенных стержней открытого и закрытого профилей / Труды УПИ № 2. Ульяновск: УПИ. — 1962. — С. 40−63.
- Проскуряков В.Б. Динамика и прочность рам и корпусов транспортных машин. Л.: Машиностроение, 1972. — 232 с.
- ЗЗ.Осепчугов В. В. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета / В. В. Осепчугов, А. К. Фрумкин. М.: Машиностроение, 1989. — 304 с.
- Грузовые автомобили / М. С. Высоцкий и др.- под ред. В. В. Осепчугова. -М.: Машиностроение, 1979. 384 с.
- Гольд Б.В. Конструирование и расчет автомобиля / Б. В. Гольд. М.: Маш-гиз, 1962. — 464 с.
- Автомобиль-самосвал БелАЗ-540 / А. Г. Денисов, Л. И. Добрых, А. В. Зотов, Э. И. Иванов, А. Н. Казарез, З. Л. Сироткин, Г. И. Терновский, М. Ф. Шумский. М.: Машиностроение, 1971. -326 с.
- А.С. 1 221 007 СССР, кл. В 62 D 21/18. Рама самосвального транспортного средства.
- А.С. 2 025 371 СССР, кл. В 62 D 21/02. Рама транспортного средства.
- А.С. 1 796 525 СССР, кл. В 62 D 21/02. Рама автомобиля.
- А.С. 1 743 969 СССР, кл. В 62 D 21/18. Рама автомобиля.
- А.С. 1 211 132 СССР, кл. В 62 D 21/03. Рама автомобиля-самосвала.
- А.С. 1 569 277 СССР, кл. В 62 D 21/02. Рама транспортного средства.
- А.С. 1 546 330 СССР, кл. В 62 D 21/00, В 23 К 31/00. Сварное соединение рамы транспортного средства.
- А.С. 608 689 СССР, кл. В 62 D 21/02. Рама автомобиля.
- А.С. 2 037 444 СССР, кл. В 62 D 21/02. Рама автомобиля.
- Кулешов А.А. Новые конструктивно-компоновочные решения по карьерным автосамосвалам // Горный журнал. 2000. — № 1. — С. 43−45.
- Школьник JI.M. Методика усталостных испытаний. М.: Металлургия, 1978.-304 с.
- Прочность конструкций при малоцикловом нагружении / Под ред. Н. А. Махутова, А. Н. Романова. М.: Наука, 1983. — 272 с.
- Черепанов Г. П. Механика хрупкого разрушения. М.: Наука, 1974. — 640 с.
- Морозов Е.М., Никишков Г. П. Метод конечных элементов в механике разрушения. М.: Наука, 1980. — 256 с.
- Сиратори М., Миеси Т., Мацусита X. Вычислительная механика разрушения. М.: Мир, 1986. — 334 с.
- Безунер Ф.М., Сноу Д. У. Применение двумерного метода граничных интегральных уравнений для решения инженерных задач // Метод граничных интегральных уравнений. М.: Мир, 1978. — С. 129−151.
- Круз Т. Метод граничных интегральных уравнений в механике разрушения // Метод граничных интегральных уравнений. М.: Мир, 1978. — С. 46−67.
- Крауч С., Старфилд А. Методы граничных элементов в механике твердого тела. М.: Мир, 1987. — 328 с.
- Вычислительные методы в механике разрушения / Под ред. С.Атлури. -М.: Мир, 1990.-392с.
- Трещиностойкость и механические свойства конструкционных материалов технических систем / В. В. Москвичев, Н. А. Махутов, А. П. Черняев и др. Новосибирск: Наука, 2002. — 334 с.
- Кулешов А.А., Плютов Ю. А. Карьерный автотранспорт на современном этапе развития. Красноярск: КИЦМ, 1994. — 88 с.
- Казарез А.А., Кулешов А. А. Эксплуатация карьерных автосамосвалов с электромеханической трансмиссией. М.: Недра, 1988. — 264 с.
- Финкель В.М. Физика разрушения. М.: Металлургия, 1970. — 360 с.
- Финкель В.М. Физические основы торможения разрушения. М.: Металлургия, 1977.-360 с.
- Партон В.З., Морозов Е. М. Механика упругопластического разрушения. -М.: Наука, 1985.-504с.
- Crack arrest in rupturing steel gas pipelines / X.C.You, Z. Zhuang, C.Y.Huo, C.J.Zhuang, Y.R.Feng // International Journal of Fracture. 2003. — № 123. -P. 1−14.
- Шанявский А.А. Безопасное усталостное разрушение элементов авиаконструкций. Синергетика в инженерных приложениях. Уфа: Монография, 2003. — 803 с.
- Силаев А.А. Спектральная теория подрессоривания транспортных машин. М.: Машиностроение, 1972. — 192 с.
- Кулешов А.А., Зырянов Н. В., Зырянов И. В. Влияние ровности карьерных дорог на эффективность эксплуатации автосамосвалов особо большой грузоподъемности // Горный журнал. 1995. — № 6. — С. 14−16.
- Певзнер Я.М., Тихонова А. А. Исследование статистических свойств микропрофиля основных типов автомобильных дорог // Автомобильная промышленность. 1964. — № 1. — С. 3−7.
- Яценко Н.Н., Прутчиков O.K. Плавность хода грузовых автомобилей.
- М.: Транспорт, 1969. 208 с.
- Динамика системы дорога-шина-автомобиль-водитель / Под ред. А. А. Хачатурова. М.: Транспорт, 1976. — 531 с.
- Бендат Дж., Пирсол А. Прикладной анализ случайных данных. М.: Мир, 1989.-540 с.
- Проскуряков В.Б. Динамика и прочность рам и корпусов транспортных машин. JL: Машиностроение, 1972. — 232 с.
- Савочкин В.А., Дмитриев А. А. Статистическая динамика транспортных и тяговых гусеничных машин. М.: Машиностроение, 1993. — 320 с.
- Грачева JI.O. Взаимодействие вагонов и железнодорожного пути / Тр. ЦНИИ МПС, вып. 356. М.: Транспорт, 1968. — 208 с.
- Крайнев А.Ф. Идеология конструирования. М.: Машиностроение, 2003. -384 с. 76.3агорский В. В. Подвески самосвалов БелАЗ // Автомобильная промышленность. 2006. — № 1. -С. 11−14.
- Дорф Р., Бишоп Р. Современные системы управления. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002. — 832 с.
- Филлипс Ч., Харбор Р. Системы управления с обратной связью. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001. — 616 с.
- Надежность механических систем и конструкций при случайных воздействиях / А. С. Гусев, А. Л. Карунин, Н. А. Крамской, С. А. Стародубцева. -М.: МГТУ «МАМИ», 2000. 284 с.
- Светлицкий В.А. Статистическая механика и теория надежности. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002. — 504 с.
- Макаров Б.П. Нелинейные задачи статистической динамики машин и приборов. М.: Машиностроение, 1983. — 264 с.
- Николаенко Н.А., Ульянов С. В. Статистическая динамика машиностроительных конструкций. М.: Машиностроение, 1977. — 368 с.
- Зырянов И.В. Определение коэффициентов вязкоупругопластичной модели подвески и шины автосамосвала БелАЗ-75 191 // Колыма. 1990. — № 8.-С. 30−31.
- Надежность механических систем и конструкций при случайных воздействиях / А. С. Гусев, А. Л. Карунин, Н. А. Крамской, С. А. Стародубцева. М.: МГТУ «МАМИ», 2000. — 284 с.
- Когаев В.П. Расчеты на прочность при напряжениях, переменных во времени. М.: Машиностроение, 1993. — 363 с.
- Живейнов Н.Н., Карасев Г. Н., Цвей И. Ю. Строительная механика и металлоконструкции строительных и дорожных машин. М.: Машиностроение, 1988. — 280 с.
- Мейснер Б.А. Прочность и надежность рам локомотивных тележек (оценка и прогнозирование): Автореф. дис. На соискание ученой степени д-ра техн. наук. М.: ЦНИИ МПС, 1973. — 43 с.
- Механическая усталость в статистическом аспекте: Сб. статей. М.: Наука, 1969.-174 с.
- Сервисен С.В., Когаев В. П., Шнейдерович P.M. Несущая способность и расчеты деталей машин на прочность. М.: Машиностроение, 1975. — 488 с.
- Екобори Т. Научные основы прочности и разрушения материалов. К.: Наукова думка, 1978. — 352 с.
- Нотт Дж.Ф. Основы механики разрушения. М.: Металлургия, 1978. -256 с. 94.3ырянов И.В., Кулешов А. А. Оптимизация процесса загрузки 110- и 170-тонных автосамосвалов // Горный журнал. 1991. — № 1. — С. 31−33.
- Квагинидзе B.C., Петров В. Ф., Корецкий В. Б. Ремонтная технологичность большегрузных карьерных автосамосвалов на угольных разрезах Севера. М.: Изд-во МГГУ, 2003. — 289 с.
- Циперфин И.М. Автомобильный карьерный транспорт. М.: Недра, 1992. -196 с.
- Анализ отказов механического оборудования и металлоконструкций экскаваторов / В. В. Москвичев, С. В. Доронин, С. А. Утехин, В. Р. Эбич. Препринт ВЦ СО АН СССР № 7. Красноярск, 1989. — 33 с.