Модели и алгоритмы оптимизации технологических процессов на судах и управления судовыми техническими средствами
Актуальность. В отмеченной концептуальной постановке создание И' совершенствование судовых автоматизированных систем путем моделирования и алгоритмизации технологических процессовна. основе численных методов оптимизации с использованием современной* прикладнойтеории управленияявляетсяисключительно ' важной научно-исследовательской задачей,. имеющей большое народно-хозяйственное: значение… Читать ещё >
Содержание
- 1. Модели водоизмещающих судов как нелинейных динамических объектов
- 1. 1. Алгоритмизация и компьютерное моделирование динамики водоизмещающего судна как объекта управления на основе универсальной математической модели морских подвижных объектов
1.2. Математическая модель динамики водоизмещающего речного судна, неустойчивого на курсе, и ее использование для обеспечения ее устойчивости и требуемых показателей качества средствами стабилизации нелинейных систем.
1.3. Алгоритм оценки параметров модели водоизмещающего судна по измерениям вектора состояния в переходном режиме.
1.4. Кластерная модель для оценки влияния путевых условий на режимы работы СЭУ в рейсе и ее практическое использование.
2. Экономичное управление режимами движения судов в рейсе как проблема оптимального распределения ресурсов в условиях ограничений.
2.1. Численный алгоритм оптимального распределения ресурсов, базирующийся на аппроксимирующих функциях среды MatLAB.
2.2. Обеспечение экономии топлива в рейсе путем оптимального распределения ресурса ходового времени судна по участкам водной коммуникации.
2.3. Оптимизация режимов движения судов по критерию суммарного расхода топлива в классе генетических алгоритмов.
2.4. Модель и алгоритм оптимального управления технологическим процессом корпоративной системы в составе: земснаряды, суда, грузовые площадки порта, заказчик продукции.
3. Модели и алгоритмы оптимизации технологических режимов судовых технических средств.
3.1. Распределение нагрузки при параллельной работе судовых дизель -генераторных агрегатов методом квадратичного программирования.
3.2. Динамические наблюдатели как технические средства восстановления вектора переменных состояния судовых объектов и систем по вектору выхода.
3.3. Модель и алгоритм расчета наблюдателя, оптимальное управление маневром судна.
3.4. Информационная поддержка и алгоритмизация синтеза судовой системы управления, оптимальной по быстродействию.
4. Управление судовыми автоматическими системами по модели следования.
4.1. Реконфигурация систем управления динамическими объектами.
4.2. Устойчивость метода псевдоинверсии при управлении системами с реконфигурацией.
4.3. Управление судовой автоматической системой по модели следования.
4.4. Реализация алгоритма расчета судовых систем управления по модели следования.
Список литературы
- Базара М., Шетти К. Нелинейное программирование. Теория и алгоритмы.- М.: Изд. «Мир», 1982.- 584с.
- Басин A.M. Теория устойчивости на курсе и поворотливости судна. -М.: ГИИТЛ, 1949. 158 с.
- Бедров Я.А., Конарев Л. Е. О приближенном синтезе быстродействующего управления / Сб. тр. АН СССР. Отделение механики и процессов управления. «Анализ и синтез систем автоматического управления». -М.: Наука, 1968. С. 3−14.
- Белый О.В., Кокаев О.Г, Попов С. А. Архитектура и методология транспортных систем. Монография. СПб.: «Элмор», 2002. — 256 с.
- Бенькович Е.С., Колесов Ю. Б., Сениченков Ю. Б. Практическое моделирование динамических систем. СПб.: БХВ- Петербург, 2002.-464с.
- Варжапетян А.Т., Глущенко В. В. Системы управления. Исследование и компьютерное проектирование. Учеб. пособие. М.: Вузовская книга, 2000. — 328 с.
- Васильев Е.М. Модальное управление нестационарными системами / Е. М. Васильев, К. Ю. Гусев // Вестн. Воронеж, гос. техн. ун-та. 2008. -№ 8. — С. 46−54.
- Веремей Е.И., Еремеев В. В., Корчанов В. М. Синтез алгоритмов робастного управления движением подводных лодок вблизи взволнованной поверхности моря.// Гироскопия и навигация. 2000.2, с.34−43.
- Веремей Е.И., Корчанов В. М., Коровкин М. В., Погожаев С. В. Компьютерное моделирование систем управления движением морских подвижных объектов.- СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 2002. 370с.
- Гамм А.З. Методы расчета нормальных режимов электроэнергетических систем на ЭВМ. Иркутск, 1972.-186с.
- Голубев П.В. Динамические наблюдатели при управлении судном. Сборник научно технических статей «Автоматизация, информатизация, инновация транспортных систем». Выпуск 4, СПб., Изд — во «ПаокКом», 2007, с. 102−106.
- Голубев П.В., Королев В. И., Сахаров В. В. Информационное обеспечение, моделирование и оптимизация корпоративной структуры специализированного порта. Труды института системного анализа Российской Академии Наук (ИСА РАН).Том 17(1), 2005, с.222−235.
- Голубев П.В., Королев В. И. Использование методов нелинейного программирования для оптимизации динамических систем. Труды Института системного анализа Российской академии наук (ИСА РАН). «Динамика неоднородных систем"/ Под ред. С. В. Емельянова.
- Том 29(1).Вып. 11.-М.:Издательство ЛКИ, 2007, с. 18 -25.
- Голубев П.В., Губин И. В., Королев В. И. Кластерный анализ в системном диагностировании расхода топлива. Труды институтасистемного анализа Российской Академии Наук (ИСА РАН). Динамика неоднородных систем. Том 31(2), М.: Изд-во ЛКИ, 2007, с.213−218.
- Голубев П.В., Лебедев С. И. Оптимизация составляющих допусков сопряженных деталей при заданном допуске узла. «Автоматизация, информатизация, инновация транспортных систем». Сборник научно -технических статей, СПб.: СПГУВК, № 3, 2007, с. 83−88.
- Голубев П.В., Севрюков А. С. Конструирование регуляторов судовыхавтоматических систем средствами символьной математики.
- Межвузовский сборник научных трудов «Информационные технологии и системы (Управление, экономика, транспорт)». СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2005, с. 35−40.
- Гринкевич Я. М, Сахаров В. В. Наблюдатели и оцениватели состояния всудовых системах управления. СПб.: СПГУВК, 2001. — 193с.
- Дьяконов В. MATLAB: Учебный курс. СПб.: Питер, 2001. — 560с.
- Изерман Р. Цифровые системы управления: Пер. с англ. М.: Мир, 1984.-541 с.
- Кацман Ф. М, Королева Е, А Роль тарифов в конкурентной борьбе портов за транзитные грузы. / Сб. науч. тр. PAT. Актуальные проблемы транспорта. Том 1. СПб, 2001. — С. 14−20.
- Колесников А.А. Последовательная оптимизация нелинейных агрегированных систем управления. М.: Энергоатомиздат, 1987. — 160с.
- Колесников А.А. (ред.). Современная прикладная теория управления часть 2. Синергетический подход в теории управления. Москва-Таганрог, изд-во ТРТУ. 2000. — 559 с.
- Колесников А.А. Современная прикладная теория управления. Часть 3. Новые классы регуляторов технических систем. М. — Таганрог. Изд-во ТГРТУ. 2000. — 656 с.
- Колесников Д.Н. (ред.). Системный анализ и принятие решений. Учеб. пособие. СПб.: СПГТУ, 1999. — 205 с.
- Колесников Ю.Н. Опыт экономии топлива на судах Минречфлота. ЦБНТИ, Речной транспорт. М. — 1983. — Вып. 9. — С. 3−6.
- Копысов О.Ю., Кулагин В. П., Прокопов Б. И. Быстродействующие адаптивные наблюдатели. М.: Поиск, 1996. — 437 с.
- Королев В.И., Сахаров В. В., Ставинский А. Г. Алгоритм оптимального управления курсом судна./ В сб. науч. трудов СПГУВК, под ред. А. А. Сикарева. СПб.: СПГУВК, 2002.-Вып.7, с 46−53.
- Краснова С.А. Каскадный синтез наблюдателей состояния для нелинейных систем при наличии внешних возмущений / С. А. Краснова // Автоматика и телемеханика. 2003. — № 1. — С. 3−26.
- Красовский А.А. (ред.). Современные методы управления многосвязными динамическими системами.
- Вып. 1. М.: Энергоатомиздат, 2003. — 624 с.
- Вып. 2. М.: Энергоатомиздат, 2003. — 556 с.
- Кулибанов Ю.М., Малый П. А., Сахаров В. В. Экономичные режимы работы судовых энергетических установок. М.: Транспорт, 1987. — 205 с.
- Лабутин С.А., Путин М. В. Статистические модели и методы в измерительных задачах. Н. Новгород, 2000. — 114 с.
- Лапко А.В., Лапко В.А, Соколов М. И, Чепцов С. В. Непараметриче-ские модели коллективного типа. Новосибирск, Наука, 2000. — 144 с.
- Лукомский Ю.А., Пешехонов В. Г., Скороходов Д. А. Навигация и управление движением судов: Учебник. СПб.: Элмор, 2002. — 360 с.
- Мали Л. Транспорт, энергетика и будущее. М: Мир, 1987. — 160 с.
- Небеснов В.И., Плотников В. А., Кузюшин А. Я. Оптимальное управление ВРШ на волнении. М.: Пищевая промышленность, 1974. -85с.
- Пашин В.М. Роль науки в организации и становлении российского судостроения на современном этапе. Судостроение. № 6, ноябрь -декабрь 2007, с.3−6.
- Петров Ю.П. Синтез устойчивых систем управления, оптимальных по среднеквадратичным критериям качества // А. и Т. 1983. — № 7. — С. 5−24.
- Петров Ю.П. Оптимальные регуляторы судовых силовых установок (Теоретические основы). Д.: Судостроение, 1966. — с.
- Петров Ю.П. Оптимизация управления систем, испытывающих воздействие ветра и морского волнения. JL: Судостроение, 1973. — 216 с.
- Погожаев С.В. Фильтрация волновых помех в канале стабилизации курса судна / Труды XXX науч. конф. «Процессы управления и устойчивость». СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 1999. — С. 155−164.
- Попов С.А. Оптимальное управление режимами движения транспортных судов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. Л.: ЛЭТИ, 1972. — 54 с.
- Преображенский А.В., Сатаев В.В, Фейгин М. И. Эффект бифуркационной памяти в динамике судна // Проблемы машиностроения и надёжности машин, РАН 2001. -№ 3. — С. 104−107.
- Пупков К.А., Егупов Н. Д. (ред.). Методы классической и современной теории автоматического управления. Т. 1. Математические модели, динамические характеристики и анализ систем автоматического управления. -М.: Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. 656с.
- Пупков К.А., Егупов Н. Д. (ред.). Методы классической и современной теории автоматического управления. Т. 2. Статистическая динамика и идентификация систем автоматического управления. М.: Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. — 640с.
- Пупков К.А., Егупов Н. Д. (ред.). Методы классической и современной теории автоматического управления. Т. 3. Синтез регуляторов систехм автоматического управления. М.: Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. -616с.
- Пупков К.А., Егупов Н. Д. (ред.). Методы классической и современной теории автоматического управления. Т. 4. Теория оптимизации системавтоматического управления. М.: Изд. МГТУ им: Н. Э. Баумана, 2004. -744с.
- Пупков К.А., Егупов Н. Д. (ред.). Методы классической и современной теории автоматического управления. Т. 5. Методы современной теории автоматического управления. М.: Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. -784с.
- Пупков К.А., Егупов Н. Д., Лукашенко Ю. Л. п др. Матричные методы расчета и проектирования сложных систем автоматического управления для инженеров.- М.: Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007.- 664с.
- Ройтенберг Я.Н. Некоторые задачи управления движением. М.: Физматгиз, 1963.-140с.
- Самарский А. А, Михайлов А. П. Математическое моделирование. Идеи. Методы. Примеры. М.: Физматлит, 2001. — 320 с.
- Сатаев В.В. Разработка адаптивных алгоритмов работы интеллектуального авторулевого, использующих динамические особенности неустойчивых на курсе судов. Автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. техн. наук. Н. Новгород, 2001, 23 с.
- Сахаров В.В. Расчёт оптимальных регуляторов судовых автоматических систем: Теория и приложения. Л.: Судостроение, 1983. — 168 с.
- Соловьёв Ю.А. Системы спутниковой навигации. Эко-Трендз. М.: 2000. — 267 с.
- Сикарев А.А. Интеграционные процессы на рубеже XX и XXI веков в глобальных и региональных информационных сетях связи и местоопределения подвижных объектов / Труды Международной Академии Связи, 1(17), 2001. С. 27−29.
- Фомин Г. П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2001.- 544с.
- Фомин Н.Н., Орлов А. Е. Стандарт безопасности судовых дизелей. Труды Международного научно технического семинара «Исследование, проектирование и эксплуатация судовых ДВС» //Под общей редакцией O.K. Безюкова /- СПб.: Изд-во «ПаркКом», 2006, с.237−251.
- Францев Р.Э., Гаскаров В. Д. Автоматизированные системы управления.Учебное пособие.- СПб.: СПГУВК, 2003.-136.
- Францев И.Р., Столбов В. В. Системы (анализ, моделирование, проектирование).-СПб.:Судостроение, 2002.-140 с.
- Чернодаров А.В., Матюшин В. А. Управление состоянием интегрированных навигационных систем по полетным данным. МГТУ гражданской авиации. Научный вестник МГТУ ГА, № 89. Серия «Авионика и электротехника», М., 2005, с. 46−58.
- Abi-Khalaf М., Lewis F.L. Nearly optimal state feedback control of constrained nonlinear systems using a neural networks HJB approach. Annual Reviews in Control. Vol. 28, Part 2, 2004, pp. 239−251.
- Arbel A., Tse E. Observer Design for Large-Scale Linear Systems. IEEE Trans. A.C. Vol. AC-24, No.3, June 1979, pp. 469−476.
- Bucy R.S. Lectures on Discrete Time Filtering. Berlin: Springer — Verlag, 1994.
- Chedid et al. Adaptive Fuzzy Control for Wind Diesel Weak Power Systems. IEEE Trans. Energy Conversion. Vol'. 15, no. 1, March 2000, pp. 71−78.
- Elwy E., El-kholy E. and others. Robust space-vector current control for induction motor drives. Journal of Electrical Engineering. Vol. 57, No. 2, March-April 2006, pp. 61−68.
- Holly S., Rustem В., Zerrop M.B. Optimal Control for Economic Models. L., 1977.-386 p.
- Jordaan J.P., Ungerer C.P. Optimization of Design Tolerances Through Response Surface Approximations. Journal of Manufacturing Science and Engineering. Vol. 124, No. 3, August 2002, pp. 762−767.
- Kristiansson В. P I D Controllers Design and Evaluation. Chalmers. Goteborg, Sweden, 2003.
- Lim C.C., Forsythe W. Autopilot for ship control.
- Pt. 1.: Theoretical design., pp. 281−287. Pt 2.: Simulation studies, pp. 288−294. Control theory and Applications. Vol. 130, Part D, no. 6, November 1983.
- Malinen J., Staffans O.J., Weiss G. When is a linear system conservative? Quarterly of Applied Mathematics. Vol. LXIV, No. 1, March 2006, pp. 61−91.
- Reid R.E., Mears B.C. Design of the steering controller of a supertanker using linear quadratic control theory: a feasibility study. IEEE Trans. Automatic Control. 1982. Vol. AC-27, no. 4, pp. 940−942.
- Villalba S.A., Bel C.A. Hybrid Demand Model for Load Estimation and Short Term Load Forecasting in Distribution Electric Systems. IEEE Trans, on Power Delivery. Vol. 15., no. 2, April, 2000, pp. 764−769.
- Wang Y.T., Wilson D.R., Heat-Pump control. IEE Proc.~D. Control Theory and Applications. Vol. 130, PartD, no. 6, November 1983, pp. 328−332.
- Whittle P. Optimal Control Basics and Beyond. John Wiley & Sons, W.Y., Toronto, Singapore, 1996.
- ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИСТЕТ1. ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ1. На правах рукописи1. Голубев Павел Викторович
- МОДЕЛИ И АЛГОРИТМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА СУДАХ И УПРАВЛЕНИЯ СУДОВЫМИ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ
- Специальность 05.13.06. Автоматизация и управление технологическимипроцессами и производствами (технические системы)