Воспитывающее воздействие ведущей деятельности в системе отношений «ребенок-взрослый» на формирование личностной направленности человека
Исследование прошло ряд этапов. На первом этапе (1974;1994 годы) велось экспериментальное исследование процессов формирования личности детей и подростков в ситуации коллективной общественно полезной деятельности и вне ее. Целью этого исследования было выявление закономерностей развития личности под влиянием ведущей деятельности разного уровня сформированное&tradeи педагогического общения… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ «РЕБЕНОК -ВЗРОСЛЫЙ»
- I. Система отношений «ребенок — взрослый» как психологическая основа личностного развития в процессе онтогенеза
- 2. ведущая деятельность как сложная смысловая структура
- 3. формирование смысловых структур ведущей деятельности в процессе ее становления
- ГЛАВА II. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ «РЕБЕНОК -ВЗРОСЛЫЙ» НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЕГО РАЗВИТИЯ
- 1. направленность личности как устойчивая система ее социальных отношений
- 2. роль системы межличностных отношений в формировании направленности личности
- ГЛАВА III. ЗНАЧИМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ И ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕШАЮЩИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ПОЗИЦИЙ ЛИЧНОСТИ
- 1. связь межличностных отношений значимого социального окружения ребенка с тенденциями развития его личности
- 2. психологические механизмы формирования направленности жизненных позиций взрослеющего субъекта
- ГЛАВА 1. У. РОЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЗНАЧИМОГО СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ВЕДУЩЕЙ ДЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЖИЗНЕННЫХ ПОЗИЦИЙ ЛИЧНОСТИ
- 1. психологические особенности личностного онтогенеза в подростковом периоде развития
- 2. Психологические механизмы и результаты воздействия на личность подростка значимых взрослых в ходе становления и развития ведущей деятельности
- 3. Психологические черты и особенности девиантного развития личности подростка
ГЛАВА V. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ (ВЕДУЩЕЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ «РЕБЕНОК — ВЗРОСЛЫЙ» В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСОЦИАЛЬНО ДЕЦЕНТРИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СТРУКТУРАХ ВЗРОСЛЕЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ
§ 1. Условия построения детско-родительских отношений, обеспечивающих полноту сформированности педагогически организованной (ведущей) деятельности
§ 2. психолого-педагогические принципы построения конструктивных межличностных отношений и полноценной педагогически организованной (ведущей) деятельности в условиях школы и внешкольных объединений.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991.
- Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и «образ себя» в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. № 4.
- Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.
- Адамович A.M. Собр. соч., т. 4. Минск, 1983.
- Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. М., 2002.
- Александрина К.И. Роль семьи в умственном воспитании детей // Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. М., 1976.
- Александрова Ю.В. Взаимосвязь отношения к Другому и самоотношения взрослого человека // Мир психологии. 1999. № 2.
- Алексиевич С.А. Цинковые мальчики // Дружба народов. 1990. № 7.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды, т. 2. М., 1980.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998.
- Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М., 2001.
- Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. Владивосток, 1988.
- Аршавский В.В. Механизмы формирования полиморфизма межполушар-ной асимметрии мозга человека // Мир психологии. 1999. № 1.
- Асмолов А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Цветкова JI.C. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.
- Асмолов А.Г. Искусство жить рядом с непохожим // Новая газета, № 67 (710). 17−19 сентября 2001.
- Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. М., 2002.
- Асмолов А.Г. Вперед к Д.Б.Эльконину: неклассическая -психология будущего // Вопросы психологии. 2004. № 1.
- Байярд Р.Т., Байярд Д. Родители и подросток // Подросток в семье. Хрестоматия. Самара, 2002.
- Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984−1985. М., 1986.
- Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (социально-психологические особенности). М., 1993.
- Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
- Белановский С.А., Марзеева С. И. Дедовщина в армии // Сборник социологических документов. Институт народохозяйственного прогнозирования АН СССР.-М., 1991.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -Спб.-М, 1997.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
- Бодалев А.А. Психология общения. Москва-Воронеж, 2002.
- Бодрова Е.В., Давыдов В. В., Петровский В. А., Стеркина Р. Б. Психолого-педагогическая концепция дошкольного воспитания // Вопросы психологии. 1989. № 3.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды Москва-Воронеж, 1995.
- Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1976. № 6.
- Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.
- Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности. Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1981. № 2.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
- Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
- Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н.Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева. М., 1999 А.
- Братусь Б.С. Психология и этика. Самара, 1999 Б.
- Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Психология личности. -М., 2001.
- Братусь Б.С., Розовский И. Я., Цапкин В. Н. Психологические проблемы изучения и коррекции аномальной личности. М., 1988.
- Буева Л.П. Социальная среда личности. М., 1998.
- Букатов В.Н. Педагогические таинства дидактических игр. Учебное пособие.-М., 1997.
- Буланова О.В., Панасюк А. Ю. Феномен «педагогического отвержения»: степень распространенности, роль образования и педагогической практики // Мир психологии. 2002. № 1.
- Бутузова А., Сазонов Л. Африканские страхи //Московские новости. № 11 (1229). 26.03−01.04, 2004.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
- Вшпонас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации . — М., 1986.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.
- Винников Н., Макаров Д. Маньяк: мистика на крови // АиФ, № 16. апрель 1998.
- Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Умственно отсталый ребенок. М., 1935.
- Выготский Л.С. Об особенностях кризисных периодов развития // Вопросы психологии. 1972. № 2.
- Выготский С.Л. Собрание сочинений, т. 5. 1983.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. Москва-Воронеж, 1996.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков //(под ред. Д. Б. Эльконина, Т.В.Драгуновой). М., 1967.
- Годовикова Д.Б. Влияние отношения детей к взрослому на развитие их познавательной активности // Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. М., 1976.
- Голышева З.В. Особенности смысложизненных ориентации старшеклассников // Современные проблемы смысла жизни и акме. М., 390£олубева Э. А. Психология индивидуальности. — М., 1990.
- Гуткина И.И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. -М., 1987.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Давыдов В.В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
- Давыдов В.В., Маркова А. К., Шумилин Е. А. Психологические проблемы формирования у школьников потребности и мотивов учебной деятельности //
- Мотивы учебной и общественно полезной деятельности школьников и старшеклассников. М., 1980.
- Дейч Марк. Специалист по монстрам. Интервью с А. О. Бухановским // Московский комсомолец. 24.10.2003.
- Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М., Смысл, 2000.
- Джекобсон Джекоб. Преимущества полимодельного подхода к пониманию аддиктивного поведения // Психология и лечение зависимого поведения (под ред. Скотта Даулинга). -М., 2000.
- Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. ~ М., 1996.
- Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. № 2.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
- Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1996.
- Додонов Б.И. Потребность отношения и направленность личности // Вопросы психологии. 1973. № 5.
- Додонов Б.И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности // Вопросы психологии. 1978. № 3.
- Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Экология-психология. Спб., 2003.
- Донцов А.И. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности // Вопросы психологии. 1979. № 3
- Донцов А.И. Психология коллектива.- М., 1984.
- Достанова М.И., Кнорре Е. Б. и др. Подросток на перекрестке эпох. М., 1997.
- Досье // Родительское собрание (приложение к газете Московские новости). Март 2004. № 1−2.
- Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростков // Вопросы психологии личности школьников. М., 1961.
- Драгунова Т.В., Эльконин Д. Б. Некоторые психологические особенности личности подростка. Советская педагогика. 1965. № 6.
- Драгунова Т.В. Некоторые вопросы формирования личности в подростковом возрасте // Материалы Ш Всесоюзного съезда Общества психологов СССР.-М., 1968.
- Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1972. № 2.
- Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., 1975.
- Дубровина И.В., Зайцев А. А. Зависимость развития познавательных интересов детей от характера их подготовки к школе // Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. М., 1976.
- Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения // Вопросы психологии. 1983. № 1.
- Егорычева И.Д. Психологические особенности личностной направленности подростков и возможности ее коррекции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1994.
- Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики // Мир психологии. 1999. № 1.
- Егорычева И.Д. Мы с тобой одной крови. Теория и практика организации внеучебной деятельности подростков. М., 2003.
- Еремин В.А. Улица подросток — воспитатель. — М., 1991.
- Жарский Ф.Г. Смысл жизни писателя Эм.Казакевича // Современные проблемы смысла жизни и акме. М., 2002.
- Жуков В.И. Реформы в России 1985 1995. — М., 1996.
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М., 1988.
- Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. 1990.
- Журавлев А.Л. Концептуальные представления о совместной деятельности // Социальная психология в трудах отечественных психологов. Спб., 2000.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды, т.1. М., 1986 А.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды, т. 2. М., 1986 Б.
- Захаров А.И. Психотерапия невроза у детей и подростков. Л., 1982.
- Захаров А.И. Ребенок до рождения. Спб., 1998.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. Спб., 2000 А.
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000 Б.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. Спб., 2000 В.
- Зверев А. Ставка на дилетантов? // Новые известия, № 54 (1453) — 30 марта 2004.
- Зворыкин А.А. Типология личностных характеристик JIKCT. Методические рекомендации по изучению личности. — М., АН СССР, 1983.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
- Зинченко В.П. Загадка творческого понимания // Вопросы психологии. -2004. № 1.
- Иванченко Г. В. Личностный потенциал и возможности: мотивационные аспекты // Современная психология мотивации. М., 2002.
- Иванов В.В. Высшие формы поведения человека в свете проблемы доминантности полушарий // О человеческом в человеке (под ред.
- И. Т. Фролова). — М. 1991.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
- Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1990.
- Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994.
- Иванов И.П. Структура целостной системы воспитания. Ростов-на-Дону, 1997.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1974.
- Ильенков Э.В. Так что же такое личность? // С чего начинается личность. М., 1979.
- Кавторадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. М., 1998.
- Каган М.С. Мир общения. М., 1988.
- Караковский В. А. Директор учитель — ученик.- М., 1982.
- Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт реформирования. М., 1991.
- Карпова Н.Л. Диалогическое общение и возможность преобразования личности //Мир психологии. 1996. № 3.
- Ким В.Е., Насиновская Е. Е., Овчинникова А. В. О диагностике альтруистических установок личности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология.- 1983. № 4.
- Кнохин Е.М. Войти в их мир // Народное образование. 1970. № 12.
- Ковалев А.Г. Общение и его воспитательное значение // Мир психологии. 1996. № 3.
- Коваленко В.В. Общность судеб и сердец. Минск, 1985.
- Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
- Колесов С.В. Биология и психология пола. М., 2000.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимодействий в малых группах — Минск, 2000.
- Конникова Т.Е. О видах взаимоотношений в школьных коллективах // Вопросы управления и руководства процессом воспитания школьников. М., 1971.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. Москва-Воронеж., 1997.
- Кондратьев В.Ф., Волков Е. Н. Преступность в сфере духовности и психологии личности: социально-психологические и психиатрические аспекты деятельности тоталитарных сект (деструктивных культов) в России // Журнал практического психолога. 1997. № 1.
- Кондратьева С.В. Социально-перцептивная регуляция педагогической деятельности и общения // Мир психологии. 1996. № 3.
- Конрад Н.И. Избранные труды. История. М., 1974.
- Константинов Д.Л. Молодежь 90-х:самоопределение в новой реальности. М., 2000.
- Конышева Л.П. Личность и ситуация как детерминанты агрессивно-насильственных преступлений // Насилие, агрессия, жестокость: криминально-психологическое исследование. М., 1990.
- Кочюнене Ю. Экзистенциальный взгляд на «трудного» подростка // Московский психотерапевтический журнал. 2002. № 3.
- Краковский А.П. О подростках. М., 1970.
- Крапивина Л.А. Лоция разновозрастного объединения (опыт работы воспитательной системы пресс-центра и парусной флотилии «Каравелла», ч. 1. -Екатеринбург, 2003.
- Крайг Г. Психология развития. Спб., 2000.
- Краткий психологический словарь. М., 1985.
- Кривцова С.В., Мухаматулииа Е. А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками, — М., 1999.
- Кристал Г. Нарушение эмоционального развития при аддиктивном поведении // Психология и лечение зависимого поведения. М., 2000.
- Кроник А.А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. М., 1998.
- Куманев А.А. Раздумья о будущем. М., 1981.
- Куракин А.Т., Новикова Л. И. Теория управления и воспитание подрастающего поколения // Научное управление обществом, вып.7.- М., 1973.
- Кураева Г. А., Леднова М. И., Морозова Г. И., Иваницкая Н. Л. Психофизиологические характеристики детей дошкольного и младшего школьного возраста // Мир психологии. 2002. № 1.
- Кушнир A.M. Вынужденный ответ «виновной стороны» // Народное образование. 1999. № ½.
- Кучкаров М.Т. Развитие мотивов отношения к трудовой деятельности на разных стадиях подросткового возраста. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1990.
- Кэхеле X., Буххайм А., Шмукер Г. Развитие, привязанность и взаимоотношения // Московский психотерапевтический журнал. 2002. № 3.
- Ланцберг В., Кордонский М. Технология группы. Сокращенная редакция книги // Сельская школа со всех сторон. Спб., 2001. № 20.
- Левин К. Разрешение социальных конфликтов. Спб., 2000.
- Леви В.Л. Вагон удачи. М., 2002.
- Левитес Д.Г. Практике обучения. Современные образовательные технологии.-Москва-Воронеж, 1998.
- Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Вопросы психологии понимания. Известия АПН РСФСР, вып. 7. М., 1947.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения., т. 1. М., 1983 А.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, т. 2. М., 1983 Б.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
- Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
- Леонтьев А. А. Деятельностный ум. М., 2001.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993.
- Леонтьев Д.А. Три грани смысла // Традиции и перспективы деятельно-стного подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева. М., 1999.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.
- Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Москва-Воронеж, 1997.
- Литвак М.Е. Если очень хочется быть счастливым. Ростов-на-Дону, 2002.
- Лифтон Р.Дж. Реформирование мышления и психология тоталитаризма // Журнал практического психолога. 1997. № 1.
- Лишин О.В., Лишина А.К Ответственность, доверие, риск // Молодой коммунист. 1968. № 1. — 0,5 п.л. (75%).
- Лишин О.В. Чувство границы // Молодой коммунист. 1970. № 12. -0,5 п.л. (100%).
- Лишин О.В. За маршем марш // Молодой коммунист. — 1971. № 70. -0,5 п.л. (100%).
- Лишин О.В. Под парусами «Каравеллы» // Комсомольская правда, 5 февраля 1971.-0,4 п.л. (100%).
- Лишин О.В. Петропавловская пещера // Сб.: «Охрана природы на Урале», вып.З. 1962, Уральский филиал АН СССР. — 0,3 п.л. (100%).
- Лишин О.В. Погибшие в первых рядах (страницы истории русской медицины) // Фельдшер и акушерка. 1963. № 8. — 0,5 п.л. (100%).
- Лишин О.В., Лишина А. К. Опыт изучения самоуправления в коллективе школьников//Социологические исследования. М., 1978. № 4. — 0,5 п.л. (75%).
- Лишин О.В. Психологические особенности включения подростка в общественно полезную деятельность// Психологические проблемы общественно полезной деятельности подростков. М., 1980.-0,5 п.л. (100%).
- Лишин О.В. Труд подростка каким ему быть? // Журнал ВЦСПС «Клуб и самодеятельность». — 1981. № 8. — 0,5 п.л. (100%).
- Лишин О.В., Братусь Б. С. О психологических причинах привлекательности алкогольных напитков для подростков//Комплексные социально-гигиенические и клинико-социологические исследования. М., 1981.-0,3 п.л. (30%).
- Лишин О.В., Братусь Б. С. Особенности развития смысловой сферы личности у подростков с отклоняющимся поведением // Тезисы докладов на конференции АН СССР, ИСИ, советской социологической ассоциации. -М., 1982.-0,2 п.л. (50%).
- Лишин О.В., Братусь Б. С. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность. // Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1982. № 1. — 0,5 п.л. (50%).
- Лишин О.В. Из опыта экспериментального включения подростков в общественно полезную деятельность в условиях трудового лагеря// Проблемы психологии современного подростка.-М., 1982. 0,5 п.л. (100%).
- Лишин О.В. Психолого-педагогические особенности формирования общественно полезной деятельности подростков // Психологические условия и механизмы воспитания подростков. М., 1983. — 0,5 п.л. (100%).
- Лишин О.В. Психологические механизмы преобразования мотивов у подростков в ходе развития общественно полезной деятельности // Тезисы докладов на съезде психологов СССР. 1983 0,3 п. л (100%).
- Lishin О., Bratus В. Laws of the Development of Activity and Problems in the Psychological and Pedagogical Shaping of the Personality. // Soviet Psychology Spring. 1983, vol. XXI, № 3. — 0,5 п.л. (50%).
- Лишин О.В. Воздействие заданной системы деятельности школьников на формирование реально действующих мотивов общественно полезной деятельности//Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. М., 1984. — 0,5 п.л. (100%).
- Лишин О.В. Психологические аспекты профилактики алкоголизма подростков и юношей//Вопросы первичной и вторичной профилактики хронического алкоголизма. Красноярский ун-т, 1984 — 0,3 п.л. (100%).
- Лишин О.В., ЛишинаА.К. Дети в интернате//Интервью на нравственные темы. М., 1984. — 0,4 п.л. (50%).
- ЛишинО.В. Конфликты, связанные с развитием детского коллектива// Конфликты в школьном возрасте. М., 1985.-0,5 п.л.(100%).
- Лишин О.В. Отношение подростка к различным видам общественно полезной деятельности и возможные пути его перестройки//Психология современного подростка. М., Педагогика, 1987.- 1,0 п.л. (100%).
- Лишин О.В. Динамика формирования общественно полезной деятельности подростка//Психология современного подростка. М., Педагогика, 1987. — 1,0 п.л. (100%).
- Лишин О.В. Свободное время подростка и его использование для развития личности // Психология современного подростка. -М., Педагогика, 1987.-1,0 п.л. (100%).
- Лишин О.В. Проблемы трудновоспитуемости с позиции деятельност-ного подхода // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. Тюмень, 1985. — 0,3 п.л. (100%).
- Лишин О.В. Ведущая деятельность-ведущий фактор формирования ребенка // Пути и способы развития социальной активности молодежи. — Архангельск, 1986. 0,3 п.л. (100%).
- Лишин О.В., Лишина А. К. Психолого-педагогические рекомендации по организации внеклассной и внешкольной работы. М., 1986.- 1 п.л. (50%).
- Лишин О.В. Педагогические возможности общественно полезной деятельности как средства профилактики и ликвидации конфликтов// Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. — М., 1986. 0,5 п.л. (100%).
- Лишин О.В., Радзиховский Л. А., Флегонтова Л. И. Психологические принципы предупреждения и преодоления пьянства и асоциального поведения подростков // Методические разработки. М., 1986. — 1,0 п.л. (70%).
- Лишин О.В., Сабирова Р. Ш. Взаимодействие общественно полезного труда в группе в экстремальной ситуации со смежными видами деятельности // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников.-М., 1987.-0,75 п.л. (80%).
- Лишин О.В. Воспитывающая деятельность как средство профилактики отклоняющегося поведения // Психологические проблемы антиалкогольного воспитания детей, подростков и юношества. М., 1987. — 1 п.л. (100%).
- Лишин О.В. Психология развития ответственной социальной позиции //Отраслевой центр научной информации, рук. деп. 03.04.1989. 1,3 п.л. (100%).
- Лишин О.В. Коммунарская методика, психологические аспекты // Советская педагогика. 1989. № 6. — 0,5 п.л. (100%).
- Лишин О.В., Бостанджиева Т. М., Проворова И. С. Особенности личностного самоопределения ненецких детей в условиях школы-интерната // Вопросы психологии. М., 1990. № 2. — 0,75 п.л. (80%).
- Лишин О.В. Концепция социального воспитания учащихся (в составе авторского коллектива) // Сб. «Школа микрорайон». — М., 1990. — 6 п.л. (20%).
- Лишин О.В., Кучкаров М. Т., Вереникина И. М. Развитие мотивации различных видов педагогически организованной деятельности // Психология воспитания подростков и старшеклассников. Организация и оценка эффективности. -М., 1990. 1 п.л. (60%).
- Лишин О.В., Кучкаров М. Т. Изучение психологических особенностей отношения подростков к просоциальной деятельности (индивидуальной и в условиях контактного коллектива) // Методические разработки. М., 1990. — 1 п.л. (80%).
- Лишин О.В., Лишина А. К. Это нужно живым (психология и педагогика военно-поисковой работы). М., «Педагогика"(передовой педагогический опыт), 1990. — 8,6 п.л. (80%).
- Лишин О.В., Лозоцева В. Н. Психологические условия организации воспитательного процесса. // Кн. Психология воспитания подростков и старшеклассников. Организация и оценка эффективности. М., 1990. — 1,0 п.л. (50%).
- Лишин О.В., Сергеев В. М. Методы анализа педагогически организованной деятельности // Психология воспитания подростков и старшеклассников. Организация и оценка эффективности. М., 1990. — 2 п.л. (50%).
- Лишин О.В., Флегонтова Л. И. Психолого-педагогические основы построения воспитывающей деятельности // Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. М., 1990. — 0,3 п.л. (80%).
- Лишин О.В., Тайчинов М. Г. Отношение к труду как критерий оценки условий организации трудовой деятельности // Методические разработки. — М., 1991.-2,75 п.л. (80%).
- Лишин О.В., Тайчинов М. Г. Методы оценки и самооценки организаторов производства, способы организации групповой творческой деятельности // Методические материалы. М., 1991. — 2,25 п.л. (80%).
- Лишин О.В. А.С.Макаренко: проклятое прошлое или светлое будущее нашей педагогики // Народное образование. М., 1993. № 2. — 0,8 п.л. (100%).
- Лишин О.В. Воспитание личности в условиях социального кризиса //Народное образование. М., 1993. № 5. — 0,8 п.л. (100%).
- Лишин О. В. Сергеев В.М. //Сб. Методики социально-психологической диагностики подростковой группы. Н. Новгород, 1994. — 0,5 п.л. (50%).
- Лишин О.В. Психологические условия становления личности подростка в обстановке социального кризиса // Мир психологии и психология в мире. — М., 1994. № 0.-1 п.л. (100%).
- Лишин О.В., Лозоцева В. Н. и др. Ориентировочная карта-схема психологической характеристики личности школьника // Мир психологии и психология в мире. -М., 1995. № 3.-1 п.л. (50%).
- Лишин О.В. Изменение отношения к человеку в процессе участия подростков и юношества в военно-поисковой работе // Мир психологии и психология в мире. М., 1995. № 3. — 0,5 п.л. (100%).
- Лишин О.В., Лишина А. К. Городской подросток вне города // Мир психологии и психология в мире. М., 1995. № 4. — 0,5 п.л. (70%).
- Лишин О.В., Лозоцева В. Н. Методика изучения интересов детей // Мир психологии и психология в мире. -М., 1995. № 4. 0,5 п.л. (50%).
- Лишин О.В., Сергеев В. М. Мотивационная структура деятельности. Тест. // Сб. Методики психолого-педагогических тестов, ч. 1. Московский департамент образования (городская аттестационная служба). — М., 1995. — 0,5 п.л. (50%).
- Лишин О.В., Сергеев В. М. Анкета «Уровень совместной деятельности» // Сб. Методики психолого-педагогических тестов, ч. 1. Московский департамент образования (городская аттестационная служба). — М., 1995. — 0,8 п.л. (50%).
- Лишин О.В., Сергеев В. М. Анкета «Форма деятельности 1» // Сб. Методики психолого-педагогических тестов, ч. 2. — Московский департамент образования (городская аттестационная служба). — М., 1995. — 0,8 п.л. (50%).
- Лишин О.В., Сергеев В. М. Анкета «Форма деятельности 2» // Сб. Методики психолого-педагогических тестов, ч. 2. — Московский департамент образования (городская аттестационная служба). — М., 1995. — 0,8 п.л. (50%).
- Лишин О.В. От рождения до игры // Мир психологии и психология в мире.-М., 1996. № 1.- 0,5 п.л. (100%).
- Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., «Институт практической психологии», 1997. — 8 п.л. (100%).
- Лишин О.В. Сфера родительских чувств и ее «действие» // Мир психологии М., 1996, № 1 0,5 п.л. (100%)
- Лишин О.В. Старость расплата или награда // Мир психологии. — М., 1999. № 2. — 0,3 п.л. (100%).
- Лишин О.В. Проблема конфликтов во взаимоотношениях учителей и учащихся // Материалы городской научно-практической конференции. М., 1999.-0,3 пл. (100%).
- Лишин О.В. А.Г.Маслоу и культурно-историческая концепция личностного развития (опыт сопоставления различных подходов к формированию нормы культуры поведения) // Мир психологии. М., 1999. № 4.-1 п.л. (100%).
- Лишин О.В., Чернышева О. А., Ящук С. Л. Подросток в школе: система отношений, мотивация деятельности // Мир психологии. М., 2001. № 3. — 2 п.л. (70%).
- Лишин О.В., Пролеева Л. М. Роль системы отношений в онтогенезе личности // Материалы научно-практической конференции «Достижения науки и практики в образование». — Глазов, 2003. — 0,3 п.л.(80%).
- Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., «Академкнига», 2003. Издание второе, дополненное. — 21 п.л. (100%).
- Лишин О.В., Лишина А. К. Военно-поисковое движение в воспитании российской молодежи // Психологическая наука и образование. 2003. № 3. — 0,75 п.л. (50%).
- Лишин О.В. Исследования подросткового возраста в деятельностной парадигме // Московская психологическая школа: история и современность (в трех томах), том 2: Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 2004. — 1 п.л. (100%).
- Лишин О.В., Барцалкина В. В. Психологическая поддержка детей «группы риска» // Московская психологическая школа: история и современность (в трех томах), том 3: Психологическая наука, образование, практика. М., 2004. — 0,75 п.л. (75%).
- Лишин О.В. Смысловой аспект формирования личностного потенциала в контексте смысловой саморегуляции поведения // Тезисы сообщения на X симпозиуме Психологического института РАО «Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. М., 2004. — 0,2 п.л. (100%).
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Лотман Ю.М. Искусство дает опыт неслучившегося // Новая газета. 4−6 марта 2002.
- Лоуэн А. Предательство тела. Екатеринбург, 1999.
- Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1978.
- Луховицкий В. Образ врага // Мифология вражды: познание и преодоление. Факультативный курс для старших классов. М., 2003.
- Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М., 1998.
- Мазур Е.С. Проблема смысловой регуляции в свете идей Л.С. Выготского // Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1983. № 1.
- Макаренко А.С. Соч., том 5. М., 1951.
- Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990.
- Макушина О.П. Психологическая зависимость от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2002. № 5.
- Максимова Т. Накажите сына.//Комсомольская правда. 16.02.2000.
- Мальцева Э.А., Костина Н. М. Педагогика детского движения. Ижевск, 2000.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.
- Маслоу А.Г. Психология бытия. Спб., 1997А.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997Б.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Спб., 1999А.
- Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999Б.
- Майерс Д. Социальная психология. Спб., 1997.
- Маханова С.А. Формирование школьника как субъекта мотивационной сферы личности // Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982.
- Мерлин B.C. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978.
- Мечников Л.И. Смелый шаг // Современник, Т. ХС1Х. 1863.
- Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Психология семьи. М., 2002.
- Мильман В.Э. Производительная и потребительская мотивации // Психологический журнал, т. IX. 1988. № 1.
- Моисеев Н.Н. Владимир Вернадский // Открытия и судьбы. М., 1993.
- Момов В. Человек, мораль, воспитание. М., 1975.
- Морозова И.Г. Патологические формы агрессивно-насильственного поведения у детей и подростков // Дети и насилие: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 1996.
- Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной семье»: психологический портрет // Вопросы психологии. 1991, № 4.
- Москвичев С.Г. Проблема мотивации в психологических исследованиях. -Киев, 1975.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1999.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. JL, 1983.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
- Надирашвили Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.
- Нартова-Бочавер С. К. Два типа нравственной самоактуализации личности // Психологический журнал, т. 14. 1993. № 4.
- Насиновская Е.Е. Альтруистический императив // Современная психология мотивации. М., 2002.
- Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности. Опыт исследования личностно-смыслового аспекта мотивации. М., 1988.
- Недоспасова В.А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. 1972.
- Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков.- М., 1972.
- Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. Всесоюзные педагогические чтения АПН СССР. Тезисы докладов конференции. Киев 23−26 марта 1976. М., 1976.
- Непомнящая Н.И. Направление формирования некоторых сторон личности у детей дошкольного возраста // Психологические основы формированияличности в условиях общественного воспитания. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1979.
- Неру Джавахарлал. Открытие Индии, кн. 1. М., 1989.
- Новиков А. Мальчики играют в спецназ // Общая газета № 36. 7−11 сентября 2000.
- Нравственное воспитание учащихся // Сборник научных трудов (сост. Поляков С.Д.). М., 1975.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.
- Оллпорт Г. Личность в психологии. М — Спб, 1998.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я в человеке // Психология личности. М., 2001.
- Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М., 1996.
- Пантелей И. Прощаемся с монархией // Родительское собрание. Март 2004. № 01−02.
- Паттурина Н.П. Возрастная динамика восприятия школьниками значимого учителя // Педагогическое взаимодействие: психологический аспект. -М., 1990.
- Пахомова О.Н. К вопросу о формировании представления о себе у детей дошкольного возраста // Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1979.
- Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. М., 1998.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993.
- Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. М., 2000.
- Петровский А.В. Теория деятельностного опосредствования и проблема лидерства//Вопросы психологии. 1980. № 2.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
- Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.
- Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 6.
- Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. 1991. № 1.
- Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М., 1992.
- Петровский А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. № 3.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.
- Петровский В.А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии. 2001. № 1.
- Петровская JI. А. О природе компетентности в общении // Мир психологии. 1996. № 3.
- Петровская JI.A. Компетенция в общении. Социально-психологический тренинг.-М., 1989.
- Петрушенко JI.A. Принцип обратной связи. М., 1967.
- Писарев Д. И. Собрание сочинений, т. 1У. М., 1951.
- Платонов К.К. О системе психологии. М., 1972.
- Плеханов Г. В. Избранные философские сочинения, т. 2. М., 1956.
- Поливанова К.Н. Периодизация детского развития: опыт понимания // Вопросы психологии. 2004. № 1.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.
- Попова З.С. Психологические требования к руководству учебной деятельностью младших школьников при выполнении ими домашних заданий // Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. М., 1976.
- Потапов А.С. Психологическое обоснование системы обучения с учетом латеральной асимметрии полушарий головного мозга. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 2002.
- Примысская И. Нас сдружил «Эдельвейс» // Вечерний Новосибирск. -08.12.83.
- Прихожан A.M. Развитие эмоциональной стороны самовоспитания // Формирование личности в переходный момент от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — Москва-Воронеж, 1996.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж. 1997. № 1−4.
- Психология и лечение зависимого поведения (под ред. Скотта Даулинга). М., 2000.
- Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности // Сборник научных трудов (под ред. А.А.Бодалева) М., 1978.
- Психологические проблемы общественно полезной деятельности подростка // (под ред. Д.И.Фельдштейна). М., 1980.
- Психологические условия и механизмы воспитания подростков // (под ред. Д.И.Фельдштейна) М., 1983.
- Психология современного подростка//(под ред.Д.И.Фельдштейна) М. 1987.
- Пушкин В.Г. Кибернетические принципы самоорганизации. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974.
- Райх В. Психология масс и фашизм. Спб., 1997.
- Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -Спб., 1999.
- Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я»// Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1981. № 1.
- Речкалов В. Сироты при живой родине. Четыре миллиона беспризорников бросают вызов обществу // Общая газета. 11−13 февраля 2002.
- Речкалов В. Задушенный войной // Общая газета. 28.06−04.07 2001.
- Роджерс Карл Р. Становление личности. М., 2001.
- Розин М.В. Современные тенденции молодежной социализации: наблюдения, оценки, суждения. М., 1992.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.
- Ротенберг B.C. Сновидения, гипноз и деятельность мозга. М., 2001.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, т.2. М., 1989.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
- Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. Москва-Воронеж, 1996.
- Сайко Э.В. Социализация и индивидуализация // Мир психологии. -1998. № 1.
- Сальникова Л. Что делать с Арбузом? // Юность. 1991. № 1.
- Самоторова А. Я мог бы стать шахидом // Московские новости. 02−08 апреля 2004. № 12.
- Сандомирский М.Е., Белогородский Л. С., Еникеев Д. А. Периодизация психического развития с точки зрения онтогенеза функциональной асимметрии полушарий // Современные проблемы физиологии и медицины. — Уфа., Башкирский медицинский университет, 1997.
- Сергеев В.М. Методические рекомендации в помощь организаторам трудовых отрядов подростков. Киров, 1986.
- Сергеев В.М. Эмоциональное стимулирование в коллективном общественно полезном труде // Эмоциональное стимулирование в процессе нравственного воспитания школьников. Киров, 1987.
- Сергеев В.М., Лишин О. В. Методика выявления сформированности общественно полезной деятельности подростков и старшеклассников как показатель эффективности воспитательной работы. М., 1988.
- Сергеев В.М. Педагогически организованная деятельность как психологическое условие развития подростково-юношеской группы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1993.
- Сергеев В.М. В помощь практическому психологу. Методика диагностики сформированности педагогически организованной деятельности группы // Мир психологии и психология в мире. 1994. № 0.
- Серебрянников В.В. Социология войны. М., 1998.
- Скобло Г. В., Северный А. А., Баландина Т. А. Психические расстройства у детей первых лет жизни и психическое здоровье их родителей // Социоког-нитивное развитие ребенка в раннем детстве. М., 1995.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М., 2000.
- Словарь «Психология». М., 1990.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельно сти к личности. М., Академкнига, 2001.
- Смирнова Е.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Результаты психологических исследований в практику обучения и воспитания. — М., 1985.
- Смирнова Е.О., Гударева О. В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1.
- Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер Р-младший. Ребенок как личность. -М., 1995.
- Собкин B.C., Марич Е. М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст. М., 2002.
- Собкин B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. М., 1998.
- Соколова Е.Е. Идеи А.Н.Леонтьева о поступке // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева. М., 1999.
- Сорокин П. Современное состояние России // Новый мир. 1992. № 4,5,14.
- Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование).-М., 1993.
- Столин В.В. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1982. № 3.
- Стюарт Я., Джойс В. Современный транзактный анализ. Спб., 1996.
- Субботский Е.В. Проблема взаимопомощи и альтруизма в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1977. № 1.
- Субботский Е.В. Генезис личностного поведения у дошкольников и стиль общения // Вопросы психологии. 1981. № 2.
- Субботский Е.В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. Тбилиси, 1984.
- Сулейменова С.М. Конфликтные ситуации в работе учителя. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1981.
- Тамбовцева Т.С. Об опыте формирования общественной направленности личности на основе интегральной характеристики индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978.
- Талызина И.Ф. Влияние идей А.Н.Леонтьева на развитие педагогической психологии // А. Н. Леонтьев и современная психология.- М., 1983.
- Титова Е.В. Если знать, как действовать. М., 1993.
- Тихомиров O.K., Терехов В. А. Значение и смысл в процессе решения мыслительной задачи // Вопросы психологии. 1969. № 4.
- Толстых А.В. Гегель о возрастной динамике изменений личности // Методологические проблемы психологии личности. М., 1981.
- Туляганова Г. К. Интересы трудных подростков как отражение их мотивационно-потребностной сферы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ташкент, 1993.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. -М., 1980.
- Уолфорд Р. Игры и имитации. М., 1975.
- Урнов М. Жесткая диктатура надежды // Московские новости. 02−08 апреля 2004. № 12.
- Ухтомский А.А. Интуиция совести. Спб., 1990.
- Ухтомский А.А. Доминанта. Л., 1966.
- Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. Душанбе, 1978.
- Фельдштйн Д.И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условие формирования личности подростка // Вопросы психологии. 1980. № 4.
- Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М., 1982.
- Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. № 6.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени Детства.-М., 1997.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 1999.
- Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Спб., 1990.
- Флоренский П.А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. М., 1992.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. 1990.
- Франкл В. Социальные кризисы и воспитание ответственности // Здравый смысл. 1999. № 11.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
- Фромм Э. Человеческая ситуация. М., 1995.
- Ханзен Э. Дж. Уязвимость сферы саморегуляции у аддиктивных больных- возможные методы лечения // Психология и лечение зависимого поведения. М., 2000.
- Хараш А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды // Вопросы психологии. 1977. № 4.
- Харский К.В. Ценность времени // Психологическая газета. Март 2004. № 3.
- Херст Дэвид М. «Переходные» и «аутистические» феномены при ад-диктивном поведении // Психология и лечение зависимого поведения (под ред. Скотта Даулинга). М., 2000.
- Хайек Ф.А. Дорога к рабству // Новый мир. 1991. № 8.
- Хьюз Р. Лисица на чердаке. М., 1979.
- Хомская Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза // Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма -М., 1995.
- Хорни К. Собрание сочинений в трех томах, том 3. М., 1997.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981.
- Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2.
- Шапиро А.Э. Проблема позитивности-негативности внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. 1994. № 4.
- Шахназарова Я. Дети на панели // АиФ-Москва. № 39'98.
- Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М., 1991.
- Шерер Е., Касьян Н. Грозит ли нам стать демократами? // Родительское собрание. Март 2004. № 01−02.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.
- Штейнберг Е.Б. Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия. М., 2002.
- Щедровицкий Г. П. К методике педагогического исследования игры. -М., Знание, 1963.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика М., 1993.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж, 1995.
- Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма // Новый мир. 1971. № 10.
- Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. М., 1999.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -Спб., 1999.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивация. Москва-Воронеж, 1998.
- Яковлев В.А. Воспитательные возможности ученического коллектива на разных уровнях развития // Советская педагогика. 1979. № 6.
- Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М., 1974.
- Янотовская Ю.В. Коллектив класса и пути его формирования в процессе учебной деятельности // Результаты психологических исследований в практику обучения и воспитания. — М., 1985.
- Ящук C. JL Влияние педагогически организованной деятельности на поведение подростков и старшеклассников. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1995.