Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование преимущественных направлений социально-экономического развития региона с использованием кластерного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи: провести комплексный анализ преимуществ кластерных форм развития региона и его отраслевых комплексовобосновать эффективность использования теоретико-методологического инструментария кластерного подхода для формирования направлений и программ развития социально-экономических подсистем региона на основе исследования… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические аспекты кластерного подхода к повыше-. нию конкурентоспособности региона
    • 1. 1. Сущность кластерного подхода, взаимосвязи конкуренции и конку-. рентоспособности
    • 1. 2. Повышение конкурентоспособности региона на основе применения. теории кластера
  • 2. Использование кластерного подхода для регулирования развития соци-. ально-экономических подсистем региона
    • 2. 1. Механизм регулирования развития социально-экономических под-. систем региона
    • 2. 2. Исследование конкурентных преимуществ региона
    • 2. 3. Оценка формирования отраслевых кластеров
  • 3. Обоснование приоритетов развития производств и отраслей экономики
  • Тюменской области
    • 3. 1. Анализ состояния конкурентной среды на товарных рынках произ-. водств привлекательного отраслевого кластера
    • 3. 2. Определение основных направлений инвестиций в развитие произ-. водств отраслевого кластера
    • 3. 3. Оценка перспектив социально-экономического развития региона

Формирование преимущественных направлений социально-экономического развития региона с использованием кластерного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие экономики России определяется состоянием ее регионов как социально-экономических субъектов. Экономический рост национальной экономики и улучшение жизни ее населения обусловлено повышением эффективности деятельности отдельных субъектов, величина которой свидетельствует о неодинаковом их вкладе в достижение высокого уровня развития страны.

Ключевой причиной этого является использование разных конкурентных преимуществ экономических регионов государства. В связи с чем, каждый из регионов РФ может быть конкурентоспособным только в тех направлениях своего развития, для реализации которых в нем есть необходимый экономический потенциал. При этом одним из способов эффективной его реализации является создание конкурентоспособных кластеров. Результативное функционирование кластеров является инструментом, сопутствующим экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики отдельных регионов, а, следовательно, и страны в целом за счет роста синергетического эффекта от деятельности всех их элементов. В этой связи возникает необходимость в разработке методического обеспечения определения приоритетов конкурентоспособного развития региона на основе применения теории кластерного механизма в его экономике. В вышеизложенном заключается актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в разработке методического подхода к формированию приоритетных направлений социально-экономического развития региона, обеспечивающего повышение его конкурентоспособности.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи: провести комплексный анализ преимуществ кластерных форм развития региона и его отраслевых комплексовобосновать эффективность использования теоретико-методологического инструментария кластерного подхода для формирования направлений и программ развития социально-экономических подсистем региона на основе исследования конкурентоспособности региона и отраслевых кластероввыявить конкурентные преимущества региона и определить на основе системы сбалансированных показателей развития наиболее перспективные отраслевые кластерыразработать методику определения приоритетных направлений повышения конкурентоспособности региона.

Объектом исследования являются региональные экономические и социальные подсистемы, отраслевые комплексы и их взаимодействие.

Предметом исследования являются теоретико-методологические и методические аспекты кластерного подхода для его использования и анализа формирования конкурентных преимуществ региона и его отраслевых комплексов.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды известных зарубежных и отечественных экономистов в области теории кластера и управления конкурентоспособностью на различных уровнях (продукции, предприятия, отрасли, региона, страны): А. Воронова, А.П. Градо-ва, Г. В. Гутмана, Ю. И. Коробова, K.P. Макконела, A.B. Мартынова, М. Г. Миронова, К. И. Плетнева, М. Портера, А. И. Татаркина, C.B. Убеля, P.A. Фатхут-динова, А. Ю Юданова и др.

В сфере прогнозирования процессов социально-экономического развития в регионе выступают фундаментальные труды ученых: А. Г. Аганбегяна, М. К. Бандмана, А. Г. Гранберга, В. В. Егорова, JI.B. Канторовича, К. Д. Льюиса, Н. М. Найбороденко, Г. А. Парсаданова, С. А. Суспицына, В. А. Цыбатова, Р.И. Шни-пера и др.

В процессе исследования применялись методы комплексного, системного, структурного, сравнительного анализа и прогнозирования.

Информационную базу исследования составили материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области и Правительства Тюменской области. В диссертационной работе используется законодательная и нормативная документация, регламентирующая основные положения по формированию промышленной политики региона и регулирующая деятельность субъектов на товарных рынках. Кроме того, использованы материалы научных семинаров, конференций, периодических изданий и сети Internet по проблемам повышения конкурентоспособности региона.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании методических рекомендаций по определению приоритетных направлений повышения конкурентоспособности территориального образования и обеспечения эффективного его развития.

К основным теоретическим и практическим результатам диссертационной работы, составляющим ее научную новизну и отражающим личный вклад автора, относят:

1) уточнена трактовка понятия «конкурентоспособность региона», включающая выявленные отличительные особенности влияния эффективного организационно-технологического содействия органов управления местного и федерального значения и результативного функционирования субъектов на региональное социально-экономическое развитие;

2) предложена методика определения приоритетных направлений повышения конкурентоспособности региона на основе применения теории кластера;

3) разработан методический подход к формированию отраслевых кластеров в экономике региона;

4) определена степень развития производственных и отраслевых составляющих промышленности территориальных образований на основании применения скорректированного метода суммы мест. Предложен комплексный критерий, отражающий развитие производств и отраслей в региональной экономике;

5) предложена модель сочетания уровня развития отраслей промышленности и их производств в регионе, на основании которой определяются привлекательные производства и отрасли кластера, в развитие которых направляются инвестиционные средства.

Пункты научной новизны соответствуют п. п. 5.12 «Инструменты сглаживания пространственной поляризации (федеральные трансферты, фонд региональной поддержки и пр.), эффективность их примененияполюса и центры роста в региональном развитии», 5.19 «Эффективность использования факторов производстваорганизация и управление производством на предприятиях, отраслях и комплексах в регионах, особенности закономерностиабсолютные и относительные преимущества региональных производственных комплексов и отраслейисследование проблем производственной, социальной и рыночной инфраструктуры в регионах» паспорта специальностей ВАК.

Практическая значимость работы состоит в использовании результатов исследования в деятельности Правительства Тюменской области. Разработанные автором теоретико-методические положения по повышению конкурентоспособности региона на основании применения теории кластера используются органами государственной власти в ходе принятия решений, ориентированных на эффективное социально-экономическое региональное развитие при формировании федеральных и областных целевых программ. Кроме того, предлагаемые автором теоретические и методические рекомендации применяются в процессах подготовки специалистов в области экономики и менеджмента.

Апробация работы. Основные результаты исследования на разных этапах его проведения представлены в виде научных докладов и сообщений на методических и практических конференциях различного уровня, посвященных проблемам повышения конкурентоспособности и изучению тенденций развития региональных социально-экономических систем (гг. Тюмень, Пенза, Сызрань, Курган в 2003;2006 гг.).

Разработанные в диссертации положения использованы при составлении социально-экономических программ развития Тюменской области главным управлением строительства, департаментом экономики Правительства Тюменской области, а также в Тюменском государственном нефтегазовом университете в ходе обучения студентов по экономическим и управленческим специальностям.

Публикации. Основные положения диссертации изложены в 12 опубликованных работах общим объемом 4,38 п.л., в том числе авторских — 4,1 п.л.

Объем и структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Содержит 237 страниц, в том числе текст на 161 страницах, включая 12 таблиц и 22 рисунка, список использованной литературы из 123 наименований на 11 страницах и 4 приложения на 65 страницах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Осуществленный комплексный анализ понятия конкурентоспособности позволил выявить, что региональная конкурентоспособность в экономической науке является недостаточно исследованной, в частности определения «конкурентоспособность региона». В связи с чем, представлена уточненная его трактовка.

2. Обобщение теории и практики концептуальных основ использования кластерной модели свидетельствует о том, что ее применение в экономике региона является наиболее эффективным способом достижения поставленных целей и задач социально-экономического развития территориального образования. В изучаемом регионе существуют объективные возможности для формирования различных кластеров в связи с присутствием в нем высокой географической концентрации взаимосвязанных отраслей, стабильным экономическим развитием территории и имеющимися ее природными возможностями.

3. Проведенное изучение научных разработок в области теории кластера показывает, что в настоящее время мало исследованы методические подходы к разработке методики определения приоритетных направлений повышения конкурентоспособности регионах использованием кластерного подхода. В связи с этим была предложена данная методика, которая дает возможность принимать обоснованные решения об эффективном вложении инвестиционных средств, направляемых в развитие составляющих кластер производств отраслей промышленности.

4. На основании исследования теоретических и методических положений по формированию отраслевых-кластеров в экономике региона представлен усовершенствованный методический подход к их образованию, в результате использования которого сформированы возможные отраслевые кластеры на территории Тюменской области. Для этого был осуществлен анализ предлагаемой системы сбалансированных показателей, характеризующих развитие региона в соответствии с выбранными направлениями исследования, выявлены его конкурентные преимущества и исследованы конкурентные возможности его отраслей. Из всех сформированных: кластеров выбран наиболее привлекательныйкластер по строительству, создание которого на территории Тюменской области наиболее актуально в связи с постоянно увеличивающимся спросом на продукцию в сфере строительной индустрии.

5. Использование предложенной методики комплексной оценки развития производств и отраслей промышленности в экономике региона дает возможность принимать эффективные решения о необходимости повышения уровня их функционирования. В результате определен уровень развития производств и отраслей промышленности региональной социально-экономической системы на основе предлагаемого комплексного критерия, характеризующего их развитие.

6. Проведенный анализ состояния конкурентной среды производств рассматриваемого кластера по строительству позволил разработать комплекс мер в области контроля и подде]эжки их деятельности. Определены наиболее привлекательные предприятия, которые целесообразно включить в структуру исследуемого кластера. Эффективное совместное их функционирование сможет повысить конкурентоспособность кластера и региона в целом.

7. На основе рекомендуемой модели сочетания уровня развития производств и отраслей промышленности в экономике региона, выявлены наиболее привлекательные из них. Это даст возможность рационально размещать инвестиции, направленные на реализацию предлагаемых мероприятий по повышению конкурентоспособности субъектов отобранного приоритетного кластера.

8. Результаты проведенной апробации разработанных и предлагаемых методических положений по повышению конкурентоспособности региона на основе теории кластера и комплексной оценки экономического развития производств и отраслей промышленности региона, подтверждают улучшение основных индикаторов, оказывающих влияние на эффективное региональное развитие, Позитивные изменения: социально-экономического положения региона в прогнозном периоде указывают на возможность повышения его конкурентоспособности на основе применения кластерного подхода.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «О. конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948−1 (с изменениями от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г.) // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. -№ 4. — С. 103−123.
  2. Закон Тюменской области «Об областном бюджете на 2006 год» от 23 ноября 2005 года № 430 // КонсультантПлюс
  3. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Е&М, 1996.-208 с.
  4. О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. М.: ИНФРА-М, 1997.-224 с. ¦' •T'^' v
  5. В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Маркетинг. 1999. — № 2. — С. 3−19.
  6. B.C., Захаров В, Ф. Региональная экономика / Под ред. B.C. Бильчака. Калининград: Янтар. сказ, 1998. -316 с.
  7. В.Н. Регионы России: теория, проблемы Сибири, экономика строительства. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999. — 160 с.
  8. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 3-е изд. стереотип. — М.: Институт новой экономики, 1998. — 526 с.
  9. Т.Л., Беляцкий Н. П. Мониторинг товарных рынков // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 5. — С. 74−80.
  10. В.И., Игнатов В.Г, Кетова Н. П. Основы региональной экономики: Учеб. пособие. М.: Книжный Дом «Университет" — Ростов-н-Д.: Издательский Центр «Март», 2000.—448 с. :
  11. А. Анализ торговой и конкурентной политики в международных объединениях// Маркетинг, 1999. — № 2. — С. 99−104.
  12. Важнейшие факторы повышения конкурентоспособности регионов (краткая версия) / Форум Стратегии регионального развития. СПб, 2003. -http://2003.regionforum.ni/forum/materials/0/pnnt.
  13. А., Смирнов А. Инвестиционная политика: каким методам госрегулирования отдать предпочтение? // Российский экономический журнал. -2001. -№ 11−12. -С. 3−10.
  14. А. Конкуренция в XXI веке. http://region73.com/material/ knigi/marketing/mark09. shtml.
  15. А. Конкурентоспособность регионов и задачи региональных властей в области корпоративной политики // Российский экономический журнал.-200L -№ Т.- С. 94−95.
  16. А.Л. Стратегия социально-экономического развития. -М., 2001.- 191 с.
  17. М., Жуковская В., Трофимова И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал.-1998.-№З.^С. 67−77. :
  18. H.H. Возможности создания отраслевых кластеров на территории региона // Социально-экономическое и инновационное развитие региона. Материалы Всеросс. научн.-практ. конф. Апрель 2006 г. В 2 ч. Ч I. -Сызрань: Сам. гос. техн. ун-т, 2006. -500 с.
  19. H.H. Методические аспекты формирования отраслевых кластеров в экономике региона. // Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие: сб. статей V Междун. научн.-метод. конф. Пенза, 2006. — 302 с.
  20. H.H. Особенности социально-экономического развития региона // Особенности роста и развития региональных социально-экономических систем: сб. материалов II Всеросс. научн.-практ. конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2006. — 316 с.
  21. H.H. Повышение конкурентоспособности предприятия по производству электрооборудования .// Стабилизация экономического развития Российской Федерации: сб. материалов II Всеросс. научн.-практ. конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2003.-240 с. v
  22. H.H. Повышение конкурентоспособности региона на основе кластерного управления // Особенности роста и развития региональных социально-экономических систем: сб. материалов II Всеросс. научн.-практ. конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2006: — 316 с
  23. H.H. Приоритетные направления инвестиций в развитие производств отраслей промышленности в экономике Тюменской области // Вестник Тюменского государственного университета «Региональные социальные процессы». -. 2007. ^ № 1. С. 28−33.
  24. H.H., Садряева Э. Ф. Предпосылки образования кластеров в экономике региона// Институт: нефти и газа: сб. научн. трудов. Т.2. Тюмень: Издательство ТюмГНГУ, 2006. — 212 с.
  25. В.В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. -400 с. : — :
  26. А.П. Экономическая стратегия фирмы.-М, 2003. 589 с.
  27. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 3-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 495 с.
  28. Г. В., Мироедов A.A., Федин C.B. Управление региональной экономикой /Под ред. ПВ. Гутмана. -М.: Финансы и статистика, 2001. 176 с.
  29. В.А., Ларин В Н., Лоскутов Р. Ю., Яшин Н. С. Конкурентоспособность и экономическая устойчивость промышленного предприятия. Саратов: Издательский центр СГСЭУ, 1999. — 277 с.
  30. Н. Обоснование выбора экономической стратегии региона // Проблемы теории и практики управления. 1998-- № 3. — С. 36−40.
  31. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. 288 с.
  32. C.B. Международная конкурентоспособность производителей: факторы, определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества (на примере США) // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 1. -С. 107−116.
  33. В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. -Калининград: БИЭФ, 2001. 355 с.
  34. П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления.: -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997. 195 с.
  35. Г. Н., Патрушев Е. А. Что понимать под конкурентоспособностью, инвестиционной привлекательностью и экономичностью производства // Российский экономический журнал. 1995. -№ 11.-С. 108−111. '
  36. А.Р. Соотношение конкуренции и монополии в период перехода к рыночной экономике: теоретические аспекты: Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.01. М., 1994. — 190 с.
  37. C.B. Потенциал экономики регионов России как основа их внутренней конкурентоспособности // Регион: экономика и социология. 2004. — № 1.-С. 191−199.
  38. О.В. Оценка конкурентоспособности массового товара (на примере пива) // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4. — С. 28−47.
  39. И. М^ Конкуренция и предпринимательство. Пер с англ. / Под ред. А. Н. Романова М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 239 с.
  40. М.И. Конкурентные стратегии. СПб, 2000. — 284 с.
  41. Н.И., Гаврилрв С.Л, Научно-технологическое развитие: фор- > мирование и оценка потенциала стратегий управления // Проблемы прогнозирования. 2001. — № 5. — С. 117−132.
  42. Конкурентные позиции региона и их экономическая оценка: Сб. ст. / Под ред. Г. А. Унтуры. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1997. — 212 с.
  43. Конкурентоспособность региона: вопросы теории и практики // Интеграция: власть, наука, производство. 2003. — № 1. — 138 с.
  44. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты. М., 2003.- 12 с.
  45. А.К. Потенциал роста производства и динамика относительных цен на продукцию отраслей, промышленности // Проблемы прогнозирования. 2001. -№ 6. — С. 55−68.
  46. Ю.И. Теория и практика конкуренции. Саратов: СГЭА, 1996.-204 с.
  47. . Успешный не бывает одиноким. -http://www.kazpravda.kz/print.php?chapter=l 133 489 776&ar=true
  48. Краткий словарь менёджера / Под ред. В. П. Грошева. M., 1991. — 72с.
  49. И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. Учеб. пособие. — М.:.Юрайт-Издат, 2004. — 335 с.
  50. Г. В., Попов E.B. Матричные методы стратегического планирования деятельности компании // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. -№ 2.-С. 3−15. V
  51. К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. -М.: Финансы и статистика, 1986. 318 с.
  52. Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. — 294 с.
  53. K.P., Брю СЛ. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1992. — 799 с.
  54. A.B. Конкурентоспособность торговли потребительской кооперации Тюменского Севера: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05 Новосибирск, 2002. — 16 с.
  55. Маркетинг / Под ред. Кредисова А. И. К.: Украина, 1995. — 399 с.
  56. Маркетинг. Словарь / Азоев Г. Л., Завьялов П. С., Лозовский Л. Ш., Поршев А. Г., Райзберг Б. А. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. — 362 с.
  57. А. Принципы экономической науки. Т.1. Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 52 с.
  58. Медушевская Й. Е- К вопросу об экономической безопасности и конкурентоспособности: региональный аспект. http://www.ostu.ru/conf/soc-2002/papers/medushevskaya.htm.
  59. Международный маркетинг: Учеб. пособие / Н. И. Перцовский, И. А. Спиридонов, C.B. Барсукова / Под ред. Н. И. Перцовского. М.: Высшая школа, 2001.-239с.
  60. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия / Под ред. Г. Б. Клейнера. М.: Наука, 2001. — 516 с.
  61. A.A. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой. -http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2002/v3/al5.html
  62. Э.В., Кричевский М. Л. Качество и конкурентоспособность. СПб.: Питер, 2004. — 268 с. .
  63. М.Г. Ваша конкурентоспособность. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2004. — 160 с.
  64. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие / Иванов В. В., Коробова, А Н. М.: ЙНФРА-М-2002. — 718 с.
  65. Найбороденко Н. М- Прогнозирование и стратегия социального развития России. 2-е изд. — М-: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2003.-352 с.
  66. ЕВ735 6017DB7/docs/Summary2Stroitklaster.pdf > ^ «
  67. H.A. Конкурентоспособность города: взгляд зарубежных ученых // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 6. -http://www.dis.ni/market/arhiv/2001/6/14.html.
  68. О прогнозе социально-экономического развития области на 2006 год и на период до 2008 года. http://www.admtyumen.ru/news/forecast/0prognoze
  69. С.И., Шведкова НЛО. Толковый словарь русского языка: -М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
  70. В.Н., Парахин К. А. Конкурентоспособность региона как экономическая категория. http://www.ncstu.ru/content/docs/pdf/conf/skg-tiz/econom/15.pdf.
  71. Г. А., Егоров B.B. Прогнозирование национальной экономики. М.: Высшая школа, 2002. — 304 с.
  72. Перспективное отраслевое. планирование: экономико-математические методы и модели / Под ред. А. Г. Аганбегяна. Новосибирск: Наука, 1986.-358 с.
  73. К.И. Научно-техническое развитие регионов России: теория и практикка. М.: Эдиториал УРСС, 1998. — 216 с.
  74. Повышение конкурентоспособности основа стратегического развития Уральского федерального, округа: Тез- докл. Третья окружная научно-практическая конф. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004. — 66 с. «.'¦'.'
  75. М. Конкуренция. М.: ИД «Вильяме», 2005. — 608 с.
  76. М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  77. Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках // Российские вести. 1997. — № 5. — С. 3.
  78. Прогноз социально-экономического. развития на 2005 год. -http://admtyumen.ru/news/ll-2004/prognoz-coc-ekonom-razv.shtml?part=all-text
  79. Программа развития реального сектора экономики (предложения отечественных товаропроизводителей) // Российский экономический журнал. -2000,-№ 4.-С. 3−25. • /
  80. Промышленность Тюменской области (2000−2004): Стат. сб. / Тюменский областной комитет госстатистики. Т., 2005. — 391 с.
  81. Ю.А., Георгиева Н. Н. Кластерный механизм как метод повышения инвестиционной активности реального сектора экономики (на примере Тюменской области) // Региональная. экономика: теория и практика. -2007.-№ 5(44)-С. 30−35. :
  82. О.С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 1. — С. 3−20.
  83. Разработка стратегии Северо-Запада России. Кластеры конкурентоспособности. — http://wwvv.csr-nw.ru/content/library/print.asp?ids= 42&ida=333
  84. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, Изд-во рос: экон. акад., 2001. — 463 с.
  85. Родионова Л. Н/, Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 1. — С. 63−77.
  86. А.Н., Коряюгов Ю. Ю., Красильников С. А. Маркетинг: Учебник / Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560 с. ¦¦ л .-f
  87. Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. ред. Г. Я. Кипермана. М.: Республика, 1993.-524 с.
  88. М.И. Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией // Менеджмент в России и за рубежом. 2003.4. с. 113−124. ¦ ''¦¦jV'-:^-
  89. Сафиуллин Л-Н. Многоуровневое исследование конкурентоспособности объектов и субъектов хозяйствования. http://liber.rsuh.ru/Conf/Rus-siaeconom/saffiulin.htm.
  90. Свирейко Н Е- Оценка конкурентоспособности масложировых продуктов // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 3. — С. 88−92.
  91. М., Капицын В. Экспортный потенциал российских регионов в условиях глобализации мировой экономики // Маркетинг. 2001. -№ 1.-С. 6, 10−11.
  92. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.- 170 с.
  93. Статистический ежегодник: Стат. сб. в 7-ми частях. 4.1. «Тюменская область» / Тюменский областной комитет госстатистики. Т., 2004. — 624 с.
  94. Стратегия социально-экономического развития России инновационный путь // Российский экономический журнал. — 2000. — № 4. — С. 26−36.
  95. Строительство в Тюменской области (2000−2004): Стат. Сб. /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. Т., 2005.-268 с.
  96. А.П. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учеб. пособие. М.: Изд-во РАГС, 2001. — 206 с.
  97. В.П., Крутикова Ф. А. Толковый словарь рыночной экономики. М.: Рекламно-издательская фирма «Глория», 1993. — 302 с.
  98. А.И., Важенин С. Г., Берсенев B.JL, Пузанов С. А., Муратов С. Н. Потенциал региональной конкурентоспособности. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003i — 79 с.
  99. Г. А. Регион как эпицентр зарождения конкурентоспособности // Регион: экономика и социология. 2002. — № 1. — С. 3−16.
  100. Х. А. Гараев И.М. Анализ состояния проблемы управления конкурентоспособностью организации сферы услуг. -http :/vvw.kampi.ni/scitecli/index.php?NAME=ldisk/stat l.html.
  101. Х.А., Костин И. М. Обеспечение конкурентоспособности грузовых автомобилей на этапе разработки. Набережные Челны: Изд-во Камского политехи. Института, 2001. — 349 с.
  102. P.A. Кокурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. — 312 с.
  103. P.A. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. — 416 с.
  104. Фатхутдинов Р. АТ Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие/ P.A. Фатхутдинов. М.: Изд-во Эксмо, 2004. -544 с.
  105. Ш. Ферова И. С. Предпосылки возникновения кластеров в экономике Красноярского края // Регион: .экономика и социология. 2005. — № 1. — С. 5671.- ¦¦¦¦¦.,:. :
  106. П. Как превратить Россию в привлекательный рынок для иностранных инвесторов // Вопросы экономики. 2002. — № 2. — С. 83−101.
  107. Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. — № 2. — С.7.
  108. А.Ш. Конкурентоспособность региона механизм укрепления экономических основ, федерализма. — http://federalmcart.ksu.ru/confe-rence/seminar4/hasanova.htm.
  109. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. М.: Финансы и статистика, 2002. — 528 с.
  110. Е.М. Статистические методы прогнозирования. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Статиспоэд, 1997. — 200 с.
  111. Чуб Б. А. Управление инвестиционными процессами в регионе. -М.: БУКВИЦА, 1999.- 186 с. •
  112. Г. Г., Тарасёвич В. В., Загарин A.B. Основы стратегии развития регионов России.-Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. 420 с.
  113. Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4. — С. 11−16.
  114. Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1996. — 146 с.
  115. Экономический анализ. Предмет и методы. Моделирование ситуаций. Оценка управленческих решений: Учебник для вузов / А. И. Гинзбург. М.: Питер, 2004. — 472 с.
  116. А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., йспр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», издательство «ГНОМ-ПРЕСС», 1998. — 384 с.
  117. Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: Методология, оценка, регулирование. Саратов: Издательство СГЭА, 1997. -248 с.
Заполнить форму текущей работой