Взаимосвязь внутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков: на примере 8-9 классов
Диссертация
Внутриличностный конфликт проявляется в неустойчивости настроения, повышенной ранимости. Если внутриличностный конфликт носит затяжной характер, то его проявления принимают форму отклонений в поведениивозможно возникновение на его почве невроза. Такого рода конфликты присущи детскому и особенно подростковому возрасту, когда произвольность поведения еще недостаточно отрегулирована для… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы психологического понятия «внутриличностный конфликт»
- 1. 1. Проблема конфликтов в философских и социологических исследованиях
- 1. 2. Психологические аспекты и подходы к изучению внутриличностных конфликтов
- 1. 3. Конфликты в интра- и интерперсональных аспектах
- Глава II. Внутриличностные конфликты в педагогическом взаимодействии
- 2. 1. Внутриличностные конфликты в подростковом возрасте
- 2. 2. Особенности подросткового возраста в контексте обучения
- 2. 3. Подходы к исследованию внутриличностного конфликта подростков
- Глава III. Эмпирическое изучение взаимосвязи внутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков
- 3. 1. Организация и методы эмпирического исследования
- 3. 2. Специфика проявления внутриличностного конфликта в подростковом возрасте
- 3. 3. Взаимосвязь внутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980,-336с.
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. В кн.: Психология формирования и развития личности. Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981, с. 19−44.
- Аверин В.А. Психология детей и подростков. Спб., 1994
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы.-М., 1990, с. 15.
- Алешина Ю.Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающих женщин// Вопросы психологии. 1989. № 5. — с.80−88.
- Андерсон Дж. Когнитивная психология. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. -496 с.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978, с. 167- 169.
- Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. -М.: ГАВС, 1992.-262 с
- Анцупов А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.-551 с.
- Ю.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества./ Сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. — 424 е.- Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991.-413с.
- КБеккер Г., Босков А. Современная социологическая теория.-М., 1961
- Берн Э. Игры, в которые играют люди- Люди, которые играют в игры.//Минск: Современный литератор, 2003. 448 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- М.Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт!// 2-е изд. Перераб. Идоп. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. — 190 с.
- Бочарова В.Г. Личность семья — община//Социальная работа, 1992, № 1. -с. 3−9.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. // М.: Мысль, 1988. — 301 с. Отечественный и зарубежный опыт: Сб. ст. Москва — Тула, 1993. — с. 3448
- П.Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителей и родителей. 2-е изд. М.: Просвещение, 1992. — 255 с.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.
- Васшнок Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. — с. 42−45.
- Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций//Психологический журнал, 1995. -№ 3. -с.90−101.
- Выготский Л.С. Детская психология//Собр. соч.: в 6-ти томах. т.4// Под ред. Д.Б.Эльконина-М.: Педагогика, 1984.-432 с.
- Гамезо М.В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. -512с.
- Гештальттерапия. Теория и практика. Пер. с англ./М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002.-320 с.
- Гомелаури М.Л. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания// Психологические исследования. Тбилиси: 1966.
- Грановская P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб., 1999
- Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. — 464 с.
- Гришина Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению.// Психические состояния. Л., 1981, с. 91.
- Громова O. I I. Конфликтология. Курс лекций. М.: Изд-во ЭКМОС, 2000, — 320 с.
- Гузич М.Э. Психолого-педагогическое обеспечение проектной формы обучения./ Лвтореф. дис.канд. психол. наук. М.: 2002.-26 с.
- Диагностика школьной дезадаптации/ Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной, М., 1993.
- Дейч М., Шикман С. Конфликт: социально-психологическая перспектива./Социальный конфликт: современные исследования: Реф. сб. -М., 1991.-с. 70−75.
- Дойч М. Конструктивное разрешение конфликтов: принципы, обучение и исследования./Психология конфликта/Хрестоматия./Под ред. Н. В. Гришиной. «Питер». 2001. -с 179−180.
- Доценко ЕЛ. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -М.: «ЧеРо» совместно с издательством «Юрайт», 2000. 344с.
- Драгунова Т.В. Вопросы психологии. 1972. — № 2. — с.25−37.
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 2-е изд., доп. и перераб. -СПб.: Питер, 2003.-400с.
- Ермолаева М.В. Психология развития. Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной формы обучения. М. Воронеж. 2000. -336 с.
- Ермоченкова С.П., Лакомова Н. В. Досуг подростка как проблема семейного воспитания// Тенденции развития современной семьи. М., 1992.-с. 103−104.38.3иммель Г. Человек как враг// Вопросы философии. 1994. — № 2.- с. 114 118.
- Изюмова II.B. Педагогические условия формирование опыта конструктивного разрешения конфликтов в малой подростковой группе.// Дисс. канд. пед. наук. Ставроволь, 2000., с. 114.40. ИИП «КМ-Школа».
- Кабанов М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., «Медицина», 1983.
- Карнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый: Пер. с англ. М.: Стрингер, 1992.-213 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994. -223 с.
- Козер JI. Реалистический и нереалистический конфликт. Психология конфликта//Хрестоматия. Сост. и общая ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001, с.59−67.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для. учителя. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
- Кон И. С. Психология самостоятельности// Популярная психология: Хрестоматия: учеб. Пособие для ст-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990.-с. 155−162
- Крайг Г. Психология развития. Спб., Питер. 2000 г.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985, — 494 с.
- Куницына В.П., Казаринова II.В., Погольша В. М. Межличностное общение.// Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
- Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 540 с.
- Ломова II.Г. Социальный психотравматизм подростков: Автореф. дис.. канд. психол. Наук. М., 1994. — 17 с.
- Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Мн.: Высш. гик., 1986.-206 с.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб., — 1997. -с.715
- Макаренко А.С. О взрыве// Собр. соч. -т.5. 1958 г., с.508
- Макаренко А.С. Воспитание гражданина/ Сост. P.M. Бескина, М. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — 304 с.
- Маркова А. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
- Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь: Пермский пед. ин-т, 1970, 286 с.
- Мерлин B.C. Психологический конфликты.// Проблемы экспериментальной психологии личности: Ученые записки., т. 77, вып. 6/ Под ред. Проф. B.C. Мерлина. Пермь, 1970.-е. 103−163.
- Методы исследования межличностного восприятия// Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1984.
- Митина Л.М., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя. // Вопросы психологии, 1998. -№ 3. -с.3−16.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.:Независимая фирма «Класс», 1994. — с.29−34.
- Мясищев B. I 1. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — с. 236−237.
- Нечипоренко Л.А. Буржуазная «социология конфликта». М.: Политиздат, 1982, -142 с.
- Орлов Ю.Н. Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение: Дисс. канд. психол. н. М., 1996, 201 с. 69.0сницкий А. Мифы о подростке// Семья и школа, 1994, № 3, с. 14.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений// Под ред. С. А. Смрнова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512 с.
- Печенков В.В. Соотношение общих и специально-человеческих типов ВНД как проблема психофизиологии индивидуальных различий: Лвтореф. канд.психол.н. — М., 1987- с.72
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста// Вопросы психологии. 1996. № 1. с. 20−33.
- Полозова Т. А. О методических принципах исследования внутригруппового конфликта// Новые исследования в психологии. М., 1981.-№ 2.-с. 94−98.
- Практикум по общей и экспериментальной психологии. Учеб. пособие// В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. Н. Ганзен и др., Под общей ред. А. А. Крылова. -JI., Изд-во Ленингр. ун-та, 1987.-255 с.
- Практикум по психодиагностике. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. В. А. Ядова. Л., Наука, 1979.
- Природа, феноменология, и динамика конфликтов в современном мире: тезисы докл. Международной научно-практической конференции. -Черновцы, 1993, ч.2, — 184 с.
- Психоанализ. Популярная энциклопедия/Сост., науч. ред. П. С. Гуревич. -М., 1998.-421 с.
- Психология индивидуальных различий. Тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 320 с.
- Психология конфликта/Хрестоматия/Сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. -СПб.: Питер, 2001.-448 с.
- Психология подростка. Учебник. Под ред. члена-кореспондента РАО А. А. Реана СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 480 с.
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
- Психологические проблемы социальной регуляции поведения./ Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М.: 11аука, 1976. — с.320−342.
- Психотерапия детей и подростков. 2-е изд./ Под ред. Ф.Кендалла. СПб.: Питер, 2002.-432 с.
- Рабочая книга школьного психолога/ И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. Под ред. И. В. Дубровиной, М., 1991.
- Расчетина С.А. Индивидуальный подход к подростку. Л.: Знание, 1981. -16 с.
- Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
- Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр./Предисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1988. 256 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994, с. 7.
- Родченкова Е.П. Педагогическая помощь подростку в преодолении морального конфликта: Дис. канд. пед. наук.-М.: 1992.- 173 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. // Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
- Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка// Науч. исслед. Ин-т дошкольного воспитания. Акад. Пед. наук СССР. М.: педагогика, 1988, — 120 с.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Кн. для учителя. -М.: просвещение, 1991. 128 с.
- Савостьянова С.О. Подготовка будущих учителей к педагогической поддержке подростков в конфликтных ситуациях. Дисс. канд. пед. наук., Калуга, 1995 г. 174 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. «Речь», СПб, 2002 г., 350 с.
- Собчик JI.H. Диагностика межличностных отношений. М.: МКЦ, 1990, 47 с.
- Соколова Т.В. Организационно-педагогические условия успешного обучения «конфликтных» школьников 7−11 классов: Дис.. канд. пед. наук. Томск: 1999. — 179 с.
- Социальная психология личности/ Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. -М., 1979.-120 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 234 с.
- Тащева А.И. Исследование семантического поля понятия «конфликт» как один их способов диагностики уровня развития малой группы// Проблемы развития личности и коллектива/ Отв. ред. В. К. Боярчук. -Ростов-н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1986, с. 86−91.
- Теоретические проблемы психологии личности/ под ред. Е. В. Шороховой, К. К. Платонова и др. М.: Наука, 1974. — 301 с.
- Теоретические и методологические проблемы социальной психоло1 ии/ Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М.: Изд-во МГУ, 1977. -с.128−138, 142−143.
- Тищенко С.Т. Психология внутреннего конфликта личности.// Вопросы психологии. 1989 г. -№ 1.-с. 166−168.
- Тулупьева Т.В. Влияние психологической защиты на эффективность освоения современных информационных технологий//Проблемы информатизации. Вып.3,2001. с.57−59
- Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. СПб, 2000
- Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. «Бахрах-М», Самара, 2001, 128 с.
- Фанталова Е.Б. Методика «Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах».- Журнал практического психолога 1996. — № 2. — с. 32−37.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. с. 258
- Фельдштейн Д.И., Воробьева Л. И. Конфликты в условиях школы// Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения: Межвуз. сб. научн. трудов: М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1986.-с. 4−17
- Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб, 1999. — 326 с.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., Институт психологии АН СССР, 1991. — 244 с.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.-288 с.
- Фромм Э. Искусство любви: Пер. с англ. Минск: ТПЦ «Посмфакт», 1990.-80 с.
- Фрыгина Н.И. Факторы превращения когнитивного конфликта в межличностный конфликт в условиях группового общения: Дис.. канд. психол. наук. М.: 1980. — 156 с.
- Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности. И. Д. Спилберга, Л., ЛНИИТЕК.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ: Пер. с англ./Общ. ред. Г. В. Бурменской. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Универс», 1993. -с.80
- Чудновский В.Э., Званич Л. И. Анатомия убеждений: логика, вера, конфликт, смысл жизни: Кн. Для учащихся. М.: Интерпракс, 1993. — 96 с.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию: мир внутренней жизни человека. М., 2002. — 94с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Часть 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии: Учебное пособие. Ростов н/Д: РГПИ, 1993. Вып.1 — 82с.
- Шевандрин Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике. Ростов н/Д.: РГПУ, 1993. ч.1. Основы общей психодиагностики. — 88 с.
- Шипилов Л.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении. Дисс. кад. психолог, н. М., 1993, — 224 е.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. -СПб., 1999.-190 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Эльконин Д.Б. Учебная деятельность: место учения в жизни подростков пятиклассников. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967 г., с. 302.
- Ялом И. Экзистенциальная психотерапия/ Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.-с.9−15.Ь