Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимосвязь внутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков: на примере 8-9 классов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внутриличностный конфликт проявляется в неустойчивости настроения, повышенной ранимости. Если внутриличностный конфликт носит затяжной характер, то его проявления принимают форму отклонений в поведениивозможно возникновение на его почве невроза. Такого рода конфликты присущи детскому и особенно подростковому возрасту, когда произвольность поведения еще недостаточно отрегулирована для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы психологического понятия «внутриличностный конфликт»
    • 1. 1. Проблема конфликтов в философских и социологических исследованиях
    • 1. 2. Психологические аспекты и подходы к изучению внутриличностных конфликтов
    • 1. 3. Конфликты в интра- и интерперсональных аспектах
  • Глава II. Внутриличностные конфликты в педагогическом взаимодействии
    • 2. 1. Внутриличностные конфликты в подростковом возрасте
    • 2. 2. Особенности подросткового возраста в контексте обучения
    • 2. 3. Подходы к исследованию внутриличностного конфликта подростков
  • Глава III. Эмпирическое изучение взаимосвязи внутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков
    • 3. 1. Организация и методы эмпирического исследования
    • 3. 2. Специфика проявления внутриличностного конфликта в подростковом возрасте
    • 3. 3. Взаимосвязь внутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков

Взаимосвязь внутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков: на примере 8-9 классов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Актуальность исследования внутриличностного конфликта определяется малым числом специальных исследований, посвященных этой проблеме. Так, по оценке А. Я. Анцупова и.

A.И. Шипилова, к концу XX века проблеме внутриличностного конфликта было посвящено лишь 8% публикаций в отечественной психологии, тогда как на изучение межличностных конфликтов приходится около 83% работ [9]. Большинство исследований внутриличностного конфликта принадлежит зарубежным авторам (А.Адлер, К. Левин, Н. Миллер, Л. Фестингер, З. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг, И. Ялом и др.). Среди отечественных исследователей внутриличностный конфликт изучался в основном представителями клинического направления, рассматривавшими его как основу возникновения невротических реакций (Ф.Е.Василюк, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев,.

B.В.Столин и др.).

Одной из характерных особенностей современной психологии является неуклонный рост интереса к внутреннему миру человека (В.Д.Шадриков). В последние годы в жизни нашего общества произошло резкое обострение противоречий, неизбежно повлекшее за собой увеличение масштабов и расширение диапазона конфликтных явлений: например, на внутриличностном уровне растет психологическая напряженность и конфликтность на основе фрустрированности, утраты чувства безопасности, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

Внутренняя жизнь человека всегда составляла значимый аспект психологии, рассматривалась ли она с позиций психологии сознания или психологии бессознательной детерминации. Значительный вклад в изучение внутренней жизни человека внес психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера и другие направления глубинной психологии.

Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований мотивов, целей, интересов и т. д.), представленных в сознании индивида соответствующими переживаниями[46]. В зависимости от того, какие из этих структур оказываются в противоречии различаются основные виды внутриличностных конфликтов.

С другой стороны актуальность исследования связана с тем, что на фоне социально-экономических преобразований происходящих в стране происходят и существенные изменения в системе образования, где общими тенденциями являются снижение качества обучения и, как следствие, снижение уровня образования. Вследствие этого, современное образование, находящееся в кризисе, ищет новые пути совершенствования педагогическою взаимодействия, повышения эффективности преподавания учебных дисциплин. Однако, довольно часто, решением этих проблем образования является изменение содержания обучения, при оставшейся неизменной учебной деятельности учащихся, что мало способствует повышению качества обучения.

Наибольшие трудности испытывают педагоги работающие с учащимися подросткового возраста. При этом, большинство педагогов едины во мнении, что дети переживающих критические периоды развития, обнаруживают трудновоспитуемость, ослабление интереса к школьным занятиям, падение успеваемости и общее снижение работоспособности. Подростки как бы, выпадают из системы педагогического воздействия, которая еще совсем недавно обеспечивала нормальный ход их воспитания и обучения. В критические возрасты развитие ребенка сопровождается более и менее острыми конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка, по мнению JT.C. Выготского, связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами.

Проблема кризиса, конфликтов, трудностей — одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков. В подростковом возрасте происходят важные, существенные с точки зрения дальнейшего развития личности человека, преобразования и изменения, формирование образа себя как целостного и внутренне согласованного знания о себе и своем месте в мире.

Поэтому целью работы является изучение взаимосвязи внутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков.

Данная проблематика является особенно актуальной в контексте образования. Поскольку возможным средством для повышения качества обучения является смена форм обучения и деятельности самих учащихся подросткового возраста с учетом их возрастных психологических особенностей.

Цель исследования — установление взаимосвязи внутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков.

Объектом исследования явились учащиеся 13−14 лет школы № 363 г. Москвы.

Предмет исследования — взаимосвязь внутриличностного конфликта, испытываемого подростками, с их школьной успеваемостью.

Теоретическую основу исследования составили теории личностного развития (П.П.Блонский, Ф. Е. Василюк, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон,) и исследования внутриличностных конфликтов (Н.В.Гришина, К. Левин, Л. Козер, В. М. Мерлин, Е. Б. Фанталова, 3. Фрейд, А.И. Шипилов).

Гипотеза исследования:

Внутриличностный конфликт наиболее характерен для подростков с высокой и низкой успеваемостью. Внутриличностный конфликт выражается в форме агрессии и тревожности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы в зарубежной и отечественной психологии к проблеме внутриличностного конфликта, на основе этого разработать модель исследования внутриличностного конфликта.

2. Раскрыть специфику проявления внутриличностного конфликта в группе подростков 13−14 лет.

3. Определить взаимосвязь внутриличностного конфликта подростков с агрессией и тревожностью.

4. Выявить взаимосвязь внутриличностного конфликта подростков и их школьной успеваемости.

5. Выделить формы обучение подростков способствующие повышению уровня успеваемости.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач и проверки гипотез использовались диагностические и статистические методы.

Диагностические методы: методики Е. Б. Фанталовой «Уровень соотношения ценности и доступности важных жизненных сфер», шкала оценки дискомфорта, методика диагностики уровня агрессии личности (Басса — Дарки), методика диагностики тревожности (А.Прихожан).

Статистические методы: статистический метод Фишера и критерий х Фридмана.

Положения выносимые на защиту:

1. Важная особенность внутриличностного конфликта подростков состоит в рассогласовании между ценностью и ее доступностью. Приоритетными декларируемыми ценностями в подростковом возрасте являются те, которые составляют личностную смысловую сферу современного подростка: любовь и семейная жизнь, друзья, свобода, здоровье. Менее значимой оказалась сфера учебной, деловой самореализации: интересная учеба, творчество, активная деятельная жизнь.

2. Школьная успеваемость и внутриличностный конфликт подростков взаимосвязаны нелинейно, т. е. внутриличностный конфликт наиболее свойственен для групп учащихся с высокой и низкой успеваемостью.

3. Значимыми аспектами виутриличностного конфликта подростков влияющими на успеваемость являются агрессия и тревожность.

Научная новизна исследования заключается в выявлении содержания виутриличностного конфликта подростков 13−14 лет, установлении основных декларируемых ценностей. Раскрыта взаимосвязь виутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в расширении и углублении теоретического знания в области виутриличностного конфликта подростков. Исследование взаимосвязи виутриличностного конфликта и школьной успеваемости подростков способствовало созданию предпосылок для дальнейшего теоретического и практического поиска в улучшении методов и форм обучения подростков, что открывает возможность для построения эффективного образовательного процесса, используя формы обучения подростков позволяющие снизить их внутреннюю конфликтность и, тем самым, повысить уровень их успеваемости.

Практическая значимость состоит в том, что данные, полученные на основе эмпирического исследования, углубляют теоретические представления о специфике виутриличностного конфликта подростков, позволяя установить взаимосвязь субъективного переживания конфликта с внешними психологическими факторами. Результаты исследования могут быть использованы в практике образовательного процесса в школе, позволяя школьным педагогам и психологам расширить свои знания в области развития подростков, и тем самым повысить эффективность работы с обучающимися.

Достоверность полученных в исследовании данных обеспечивается достаточным объемом и репрезентативностью выборочной совокупности, применением научно-обоснованных методов и приемов исследования, использованием адекватных средств анализа экспериментальных результатов с применением соответствующих методов математической статистики.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования были доложены на шестой международной конференции «Физика в системе современного образования» (Ярославль, 2001 г.) — III международной научно-методической конференции «Новые технологии преподавания физики: школа и ВУЗ» (Москва, МПГУ, 2002 г.) — четвертой международной конференции «Смирновские чтения» (Москва, ИФРАН, 2003 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Практическая психология в педагогических ВУЗах: состояние, проблемы, перспективы» (Москва, МПГУ, 2004 г.). По результатам исследования имеется 6 публикаций.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературысодержит 4 таблицы, 2 гистограммы. Библиография включает 126 наименований. Общий объем диссертации — 152 страницы машинописного текста.

Заключение

.

Обобщая и подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что конфликт — сложное многоуровневое образование, не сводимое к конфликтному поведению. В конфликте выделяется внутренняя и внешняя сторона. Внешний конфликт есть проявление внутреннего конфликта. Психологический конфликт возникает при определенных условиях (внешних и внутренних одновременно) [57J. Внешние условия в основном сводятся к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности становиться невозможным или ставиться под угрозу. Внутренние условия сводятся к противоречию между различными мотивами и отношениями личности или между возможностями и стремлениями. Психологический конфликт разрешается, когда у человека складывается новое отношение к ситуации, породившей конфликт и новые мотивы деятельности. В основе внутриличностного конфликта лежит нарушение особо значимых личностных отношений. Возможны переходы из одной формы конфликта в другую, внутренний конфликт может переходить во внешний и наоборот.

Внутренние конфликты человека были объектом пристального внимания со стороны психоанализа и других психодинамических направлений. Однако специфичность понятия психического конфликта в психоанализе привела его к фактической неинтегрированности в систему психологического знания за пределами психоанализа.

В отечественной психологии B.C. Мерлиным были фактически заложены основы теории психологического конфликта.

Одной из наиболее влиятельных в психологии является традиция исследования психологических мотивационных конфликтов, заложенная К. Левином, который выводит эти конфликты из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида.

Другой вид внутренних конфликтов в психологии — это когнитивный конфликт, в основе которого находится столкновение несовместимых представлений человека.

Часть переживаемых человеком внутренних конфликтов описывается в литературе в качестве ролевых конфликтов, в основе которых лежат проблемы деятельностной сферы личности.

В рамках нашего исследования субъективный внутриличностный конфликт рассматривается как рассогласование между ценностью и доступностью этой ценности (Е.Б.Фанталова).

Внутриличностный конфликт проявляется в неустойчивости настроения, повышенной ранимости. Если внутриличностный конфликт носит затяжной характер, то его проявления принимают форму отклонений в поведениивозможно возникновение на его почве невроза. Такого рода конфликты присущи детскому и особенно подростковому возрасту, когда произвольность поведения еще недостаточно отрегулирована для безболезненного выбора между двумя несовместимыми внутренними тенденциями. С. Т. Тищенко утверждает, что «нарастание внутренних противоречий в процессе онтогенеза обусловлено тем, что ребенок постоянно перерастает свой образ жизни, эпицентром возникновения противоречий становится самосознание личности. возникают расхождения между реальным и идеальным образом самого себя». Личность достигает вершин в своем развитии «по мере того, как она научается владеть собой» [103, с. 167].

Таким образом общепринятой в науке считается кризисность подросткового возраста с наличием внутренних противоречий и конфликтов, которые, в свою очередь, проявляются определенными внешними факторами: тревожностью, агрессивностью, внешней конфликтностью, трудновоспитуемостыо и, возможным, снижением успеваемости. Целью нашего эксперимента было попыткой выявить некую закономерность между уровнем школьной успеваемости и внутриличностным конфликтом, испытываемым подростками.

Результатов, полученных в настоящем исследовании, позволяет прийти к следующим выводам:

1. Внутриличностный конфликт присущ современным подросткам. Для них характерен высокий показатель рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, свидетельствующий о неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных жизненных потребностей в таких сферах как «счастливая семейная жизнь», «свобода», «материально обеспеченная жизнь», «любовь», «наличие хороших и верных друзей», «познание», «здоровье». Большинство подростков переживают эту ситуацию как ситуацию выраженного дискомфорта.

2. Приоритетными деклариремыми ценностями в подростковом возрасте являются те, которые составляют личностную смысловую сферу подростка: любовь и семейная жизнь, друзья, свобода, здоровье. А наименее значимой оказалась сфера учебной, деловой самореализации: интересная учеба, творчество, активная деятельная жизнь.

3. Объективное наличие виутриличностного конфликта понимается в нашем исследовании как совокупность двух факторовсубъективного (ценностный конфликт) и объективного (внешние проявления виутриличностного конфликта: тревожность, агрессия), сопровождающееся переживанием внутреннего дискомфорта.

4. Внутриличностный конфликт наиболее характерен для учащихся с высокой и низкой успеваемостью, а соответственно школьная успеваемость и внутриличностный конфликт подростков имеют нелинейную взаимосвязь, из чего следует, что наличие виутриличностного конфликта не всегда приводит к снижению школьной успеваемости подростков.

5. Совокупность полученных данных позволяют выделить такие формы обучения как проблемный подход, кооперировано-групповой метод и метод проектов, снижающие внутреннюю конфликтность подростков и, тем самым способствующие повышению эффективности обучения и уровню их успеваемости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980,-336с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. В кн.: Психология формирования и развития личности. Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1981, с. 19−44.
  3. В.А. Психология детей и подростков. Спб., 1994
  4. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы.-М., 1990, с. 15.
  5. Ю.Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающих женщин// Вопросы психологии. 1989. № 5. — с.80−88.
  6. Дж. Когнитивная психология. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. -496 с.
  7. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978, с. 167- 169.
  8. А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. -М.: ГАВС, 1992.-262 с
  9. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.-551 с.
  10. Ю.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества./ Сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. — 424 е.- Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1991.-413с.
  11. КБеккер Г., Босков А. Современная социологическая теория.-М., 1961
  12. Э. Игры, в которые играют люди- Люди, которые играют в игры.//Минск: Современный литератор, 2003. 448 с.
  13. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  14. М.Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт!// 2-е изд. Перераб. Идоп. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. — 190 с.
  15. В.Г. Личность семья — община//Социальная работа, 1992, № 1. -с. 3−9.
  16. .С. Аномалии личности. // М.: Мысль, 1988. — 301 с. Отечественный и зарубежный опыт: Сб. ст. Москва — Тула, 1993. — с. 3448
  17. П.Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителей и родителей. 2-е изд. М.: Просвещение, 1992. — 255 с.
  18. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.
  19. Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. — с. 42−45.
  20. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций//Психологический журнал, 1995. -№ 3. -с.90−101.
  21. Л.С. Детская психология//Собр. соч.: в 6-ти томах. т.4// Под ред. Д.Б.Эльконина-М.: Педагогика, 1984.-432 с.
  22. М.В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2003. -512с.
  23. Гештальттерапия. Теория и практика. Пер. с англ./М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002.-320 с.
  24. М.Л. Конфликты в подростковом возрасте и социальные ожидания// Психологические исследования. Тбилиси: 1966.
  25. P.M., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб., 1999
  26. Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2003. — 464 с.
  27. Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению.// Психические состояния. Л., 1981, с. 91.
  28. Громова O. I I. Конфликтология. Курс лекций. М.: Изд-во ЭКМОС, 2000, — 320 с.
  29. М.Э. Психолого-педагогическое обеспечение проектной формы обучения./ Лвтореф. дис.канд. психол. наук. М.: 2002.-26 с.
  30. Диагностика школьной дезадаптации/ Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной, М., 1993.
  31. М., Шикман С. Конфликт: социально-психологическая перспектива./Социальный конфликт: современные исследования: Реф. сб. -М., 1991.-с. 70−75.
  32. М. Конструктивное разрешение конфликтов: принципы, обучение и исследования./Психология конфликта/Хрестоматия./Под ред. Н. В. Гришиной. «Питер». 2001. -с 179−180.
  33. ЕЛ. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -М.: «ЧеРо» совместно с издательством «Юрайт», 2000. 344с.
  34. Т.В. Вопросы психологии. 1972. — № 2. — с.25−37.
  35. С.М. Практикум по конфликтологии. 2-е изд., доп. и перераб. -СПб.: Питер, 2003.-400с.
  36. М.В. Психология развития. Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной формы обучения. М. Воронеж. 2000. -336 с.
  37. С.П., Лакомова Н. В. Досуг подростка как проблема семейного воспитания// Тенденции развития современной семьи. М., 1992.-с. 103−104.38.3иммель Г. Человек как враг// Вопросы философии. 1994. — № 2.- с. 114 118.
  38. II.B. Педагогические условия формирование опыта конструктивного разрешения конфликтов в малой подростковой группе.// Дисс. канд. пед. наук. Ставроволь, 2000., с. 114.40. ИИП «КМ-Школа».
  39. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., «Медицина», 1983.
  40. X., Фейр Ш. Выиграть может каждый: Пер. с англ. М.: Стрингер, 1992.-213 с.
  41. В.П. Педагогическая коррекция: испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994. -223 с.
  42. JI. Реалистический и нереалистический конфликт. Психология конфликта//Хрестоматия. Сост. и общая ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001, с.59−67.
  43. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для. учителя. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  44. Кон И. С. Психология самостоятельности// Популярная психология: Хрестоматия: учеб. Пособие для ст-тов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1990.-с. 155−162
  45. Г. Психология развития. Спб., Питер. 2000 г.
  46. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985, — 494 с.
  47. В.П., Казаринова II.В., Погольша В. М. Межличностное общение.// Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2002. — 544 с.
  48. Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 540 с.
  49. II.Г. Социальный психотравматизм подростков: Автореф. дис.. канд. психол. Наук. М., 1994. — 17 с.
  50. Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Мн.: Высш. гик., 1986.-206 с.
  51. Д. Социальная психология. СПб., — 1997. -с.715
  52. А.С. О взрыве// Собр. соч. -т.5. 1958 г., с.508
  53. А.С. Воспитание гражданина/ Сост. P.M. Бескина, М. Д. Виноградова. М.: Просвещение, 1988. — 304 с.
  54. А. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  55. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь: Пермский пед. ин-т, 1970, 286 с.
  56. B.C. Психологический конфликты.// Проблемы экспериментальной психологии личности: Ученые записки., т. 77, вып. 6/ Под ред. Проф. B.C. Мерлина. Пермь, 1970.-е. 103−163.
  57. Методы исследования межличностного восприятия// Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1984.
  58. Л.М., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя. // Вопросы психологии, 1998. -№ 3. -с.3−16.
  59. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.:Независимая фирма «Класс», 1994. — с.29−34.
  60. Мясищев B. I 1. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — с. 236−237.
  61. Л.А. Буржуазная «социология конфликта». М.: Политиздат, 1982, -142 с.
  62. Ю.Н. Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение: Дисс. канд. психол. н. М., 1996, 201 с. 69.0сницкий А. Мифы о подростке// Семья и школа, 1994, № 3, с. 14.
  63. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений// Под ред. С. А. Смрнова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512 с.
  64. В.В. Соотношение общих и специально-человеческих типов ВНД как проблема психофизиологии индивидуальных различий: Лвтореф. канд.психол.н. — М., 1987- с.72
  65. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста// Вопросы психологии. 1996. № 1. с. 20−33.
  66. Т. А. О методических принципах исследования внутригруппового конфликта// Новые исследования в психологии. М., 1981.-№ 2.-с. 94−98.
  67. Практикум по общей и экспериментальной психологии. Учеб. пособие// В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. Н. Ганзен и др., Под общей ред. А. А. Крылова. -JI., Изд-во Ленингр. ун-та, 1987.-255 с.
  68. Практикум по психодиагностике. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. В. А. Ядова. Л., Наука, 1979.
  69. Природа, феноменология, и динамика конфликтов в современном мире: тезисы докл. Международной научно-практической конференции. -Черновцы, 1993, ч.2, — 184 с.
  70. Психоанализ. Популярная энциклопедия/Сост., науч. ред. П. С. Гуревич. -М., 1998.-421 с.
  71. Психология индивидуальных различий. Тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 320 с.
  72. Психология конфликта/Хрестоматия/Сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. -СПб.: Питер, 2001.-448 с.
  73. Психология подростка. Учебник. Под ред. члена-кореспондента РАО А. А. Реана СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. — 480 с.
  74. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
  75. Психологические проблемы социальной регуляции поведения./ Отв. ред. Е. В. Шорохова, М. И. Бобнева. М.: 11аука, 1976. — с.320−342.
  76. Психотерапия детей и подростков. 2-е изд./ Под ред. Ф.Кендалла. СПб.: Питер, 2002.-432 с.
  77. Рабочая книга школьного психолога/ И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др. Под ред. И. В. Дубровиной, М., 1991.
  78. С.А. Индивидуальный подход к подростку. Л.: Знание, 1981. -16 с.
  79. А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
  80. М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр./Предисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1988. 256 с.
  81. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994, с. 7.
  82. Е.П. Педагогическая помощь подростку в преодолении морального конфликта: Дис. канд. пед. наук.-М.: 1992.- 173 с.
  83. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. // Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  84. А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка// Науч. исслед. Ин-т дошкольного воспитания. Акад. Пед. наук СССР. М.: педагогика, 1988, — 120 с.
  85. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Кн. для учителя. -М.: просвещение, 1991. 128 с.
  86. С.О. Подготовка будущих учителей к педагогической поддержке подростков в конфликтных ситуациях. Дисс. канд. пед. наук., Калуга, 1995 г. 174 с.
  87. Е.В. Методы математической обработки в психологии. «Речь», СПб, 2002 г., 350 с.
  88. JI.H. Диагностика межличностных отношений. М.: МКЦ, 1990, 47 с.
  89. Т.В. Организационно-педагогические условия успешного обучения «конфликтных» школьников 7−11 классов: Дис.. канд. пед. наук. Томск: 1999. — 179 с.
  90. Социальная психология личности/ Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. -М., 1979.-120 с.
  91. В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 234 с.
  92. А.И. Исследование семантического поля понятия «конфликт» как один их способов диагностики уровня развития малой группы// Проблемы развития личности и коллектива/ Отв. ред. В. К. Боярчук. -Ростов-н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1986, с. 86−91.
  93. Теоретические проблемы психологии личности/ под ред. Е. В. Шороховой, К. К. Платонова и др. М.: Наука, 1974. — 301 с.
  94. Теоретические и методологические проблемы социальной психоло1 ии/ Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М.: Изд-во МГУ, 1977. -с.128−138, 142−143.
  95. С.Т. Психология внутреннего конфликта личности.// Вопросы психологии. 1989 г. -№ 1.-с. 166−168.
  96. Т.В. Влияние психологической защиты на эффективность освоения современных информационных технологий//Проблемы информатизации. Вып.3,2001. с.57−59
  97. Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. СПб, 2000
  98. Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. «Бахрах-М», Самара, 2001, 128 с.
  99. Е.Б. Методика «Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах».- Журнал практического психолога 1996. — № 2. — с. 32−37.
  100. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. с. 258
  101. Д.И., Воробьева Л. И. Конфликты в условиях школы// Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения: Межвуз. сб. научн. трудов: М.: МОПИ им. Н. К. Крупской, 1986.-с. 4−17
  102. Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб, 1999. — 326 с.
  103. Т.А. Диалог в практической психологии. М., Институт психологии АН СССР, 1991. — 244 с.
  104. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.-288 с.
  105. Э. Искусство любви: Пер. с англ. Минск: ТПЦ «Посмфакт», 1990.-80 с.
  106. Н.И. Факторы превращения когнитивного конфликта в межличностный конфликт в условиях группового общения: Дис.. канд. психол. наук. М.: 1980. — 156 с.
  107. Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности. И. Д. Спилберга, Л., ЛНИИТЕК.
  108. К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ: Пер. с англ./Общ. ред. Г. В. Бурменской. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Универс», 1993. -с.80
  109. В.Э., Званич Л. И. Анатомия убеждений: логика, вера, конфликт, смысл жизни: Кн. Для учащихся. М.: Интерпракс, 1993. — 96 с.
  110. В.Д. Введение в психологию: мир внутренней жизни человека. М., 2002. — 94с.
  111. Н.И. Социальная психология в образовании. Часть 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии: Учебное пособие. Ростов н/Д: РГПИ, 1993. Вып.1 — 82с.
  112. Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике. Ростов н/Д.: РГПУ, 1993. ч.1. Основы общей психодиагностики. — 88 с.
  113. Л.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении. Дисс. кад. психолог, н. М., 1993, — 224 е.
  114. Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. -СПб., 1999.-190 с.
  115. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  116. Д.Б. Учебная деятельность: место учения в жизни подростков пятиклассников. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М.: Просвещение, 1967 г., с. 302.
  117. И. Экзистенциальная психотерапия/ Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.-с.9−15.Ь
Заполнить форму текущей работой