Типы и функции художественной условности в европейской литературе первой половины XX века
Разумеется, подобное сочетание имен столь различных по своим воззрениям, эстетическим установкам и творческим манерам художников непривычно и способно вызвать протест, однако несомненно одно: произведения этих писателей, пусть не все и порой с совершенно различными целями, написаны (разумеется, на уровне сюжета, а не смыла изображаемого) о том, «чего не бывает и не может быть», то есть… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
Значение терминов «художественная условность» и «художественный 4 вымысел», принятое в данной работе. — Необходимость создания единой классификации многообразных проявлений вымысла. — Реконструкция художественных моделей реальности, создаваемых с помощью различных типов условности. — Пространственные и хронологические рамки исследования. — Уточнение понятийного аппарата. — Актуальность работы. — Принципы отбора и степень изученности материала. — Задачи и структура диссертации.
ГЛАВА 1. ВТОРИЧНАЯ УСЛОВНОСТЬ КАК СПОСОБ ОТРАЖЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ Трудности определения понятия «условность». — Проблемы, не разрешимые в рамках традиционных концепций. — Дискуссии об условности. — Смысловые уровни понятия «условность». — Проблема происхождения и исторической изменчивости вымысла — Основные принципы его воплощения в художественном произведении. — Система взаимосвязанных типов и форм вторичной условности в европейской литературе первой половины XX в. — Предварительные замечания о функциях вымысла.
ГЛАВА 2. РАЦИОНАЛЬНАЯ ФАНТАСТИКА И FANTASY: СПЕЦИФИКА ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ПОСЫЛКИ.
X. Гернсбек — В. Обручев — А. Толстой — О. Степлдон // Г. Майринк — М. Элиаде — А. Грин // К. С. Льюис)
Еще раз о трудностях интерпретации термина «фантастика». — Классификации фантастики как самостоятельной области литературы. — Разграничение рациональной фантастики и fantasy. — Коротко об их формировании в литературе второй половины XIX— первой половины XX века. — Научная и социальная фантастика. — Эволюция утопии. — Художественная специфика вымысла в рациональной фантастике («Ральф 124С41+» X. Гернсбека, «Плутония» В. Обручева, «Аэлита» А. Толстого, «Создатель звезд» О. Степлдона) и fantasy («Ангел Западного окна» Г. Майринка, «Девица Кристина» М. Элиаде, «Бегущая по волнам» А. Грина). — Сходство и различия посылок. — Иллюзия достоверности в рациональной фантастике и «истинная реальность» fantasy. — Функциональность синтеза рациональной фантастики и fantasy («Космическая трилогия» К. С. Льюиса).
ГЛАВА 3. СКАЗОЧНАЯ И МИФОЛОГИЧЕСКАЯ УСЛОВНОСТЬ: ПРОСТ- J 34 РАНСТВО, ВРЕМЯ, ГЕРОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ И МИФА.
Т. Манн — Д. Р. Р. Толкиен — М. Метерлинк — Е. Шварц —
П.Трэверс)
Еще раз о специфике вымысла в различных литературных жанрах. — Современные подходы к изучению мифа и сказки. — Формы проявления мифологической и сказочной условности в художественной литературе. — Сказочно-мифологическая модель мира в эпопеях Т. Манна «Иосиф и его братья», Д. Р. Р. Толкиена «Властелин колец», в сказочных повестях П. Трэверс, в пьесах Е. Шварца и М. Метерлинка. — Целостная картина гармоничного бытия. — Пространственно-временной континуум: взаимосвязь «истории» и «вечности». — Четыре аспекта трактовки героя. — Архетипы как объект художественного изучения. — «Волшебное» и «чудесное» в сказке и мифе. — Переосмысление фольклорных канонов.
ГЛАВА 4. САТИРИЧЕСКАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ УСЛОВНОСТЬ: ВЫМЫСЕЛ 181 КАК ФОРМА САТИРИЧЕСКОГО И ФИЛОСОФСКОГО ИНОСКАЗАНИЯ В. Маяковский — А. Франс — Г. Гессе — Ж. П. Сартр)
Условность как имманентная черта сатиры, «классической» утопии и притчи. — Содержание понятий «сатирическая» и «философская» условность. — Подчиненность вымысла задаче комической и социально-критической интерпретации реальности в сатирических жанрах — Сатирическое переосмысление художественных принципов рациональной фантастики в пьесах В. Маяковского «Клоп» и «Баня» и мифологической условности в «Острове пингвинов» А. Франса. — Вымысел как форма философского иносказания в «классической» утопии и притче. — Формализация фантастической посылки в романе Г. Гессе «Игра в бисер» и мифологической образности в драме Ж. П. Сартра «Мухи». — Сатирическая и философско-аллегорическая модели мира, создаваемые данными типами вымысла.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТЕЗА РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ВЫМЫСЛА (К. Чапек — М. Булгаков — Ф. Кафка)
Единое семантическое поле вымысла. — Взаимодействие различных типов условности в художественном произведении. — Типы вымысла, представленные в романах «Война с саламандрами» К. Чапека, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, новелле «Превращение» Ф. Кафки, и связанные с этими типами смысловые пласты. — Механизм взаимодействия различных типов вымысла. — Углубление проблематики. — Многомерность изображения. — Преодоление свойственного условности схематизма. — Взаимное наложение моделей реальности, создаваемых различными типами вымысла. — Увеличение ассоциативного потенциала текста.
Список литературы
- АБДУЛЛИНА Г. А. О композиции романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Поэтика русской советской прозы. — Уфа: БГУ, 1985. — С. 55−63.
- АВЕРИНЦЕВ С. С. Аналитическая психология К. Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. — М.: Искусство, 1972.-С. 110−155.
- АДАМОВИЧ А. Торжество человека // Вопр. лит-ры. 1973. — № 5. — С. 111 -151.
- АДОНЬЕВА С. Б. Волшебная сказка в контексте традиционной фольклорной культуры. Автореф. дис. канд. филол. наук. — Л., 1989. — 16 с.
- АКИМОВ Н. Наш автор Евгений Шварц // Акимов Н. Не только о театре. М.-Л.: Искусство, 1966. — С. 266−276.
- АЛЬМИ Н. Л. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и традиции русской классики // Замысел и его художественное воплощение в произведениях советских писателей. Владимир: ВГПИ, 1979. — С. 16−40.
- Андрей Платонов: мир творчества. М.: Современный писатель, 1994. — 430 с.
- АНДРЕЕВ Л.Г. Жан-Поль Сартр: Свободное сознание и XX век. М.: Моск. рабочий, 1994.-331 с.
- АНДРЕЕВ М. Л. Беатриче Данте и Маргарита Булгакова // Дантовские чтения. 1990. М.: Наука, 1993. — С. 148−154.
- Ю.АНДРИЧ И. Мост на Дрине. М.: Правда, 1985. — 480 с. 11 .АНИКИН В. П. Русская народная сказка. М.: Просвещение, 1977. — 208 с.
- АНИКИН В. П. Теория фольклора. М.: МГУ, 1996. — 408 с.
- АПРЕСЯН Г. З. Ленинская теория отражения и проблемы реализма // Писатель и жизнь. М.: Сов. писатель, 1961. — С. 66−93.
- АРАБ-ОГЛЫ Э. В утопическом антимире // О современной буржуазной эстетике / Вып. 4.-М.: Искусство, 1976. С. 72−103.
- АРБИТМАН Р. НФ в одиночестве: Заметки о современном состоянии жанра // Вопр. лит-ры. 1996. — Вып. 1. — С. 308−316.
- АРБИТМАН Р. Участь Кассандры: Статьи о фантастике и не только о ней. Саратов: Изд-во МП «Литера 11″, 1993. — 150 с.
- АРБИТМАН Р. Живем только дважды: Заметки о фантастике. Волгоград: ПО „Полиграфист“, 1991. — 116 с.
- АРИСТОТЕЛЬ Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. — 183 с.
- АРХИПОВ Ю. Предисловие // Кафка Ф. Дневники и письма. М.: Ди-Дик-Танаис, Прогресс-литера, 1994. — С. 5−22.
- АСКАРОВ Т. Художественная условность как эстетическое явление. Фрунзе: Кыргызстан, 1984. — 198 с.
- АФАНАСЬЕВ А. Н. Древо жизни. Избранные статьи. М: Современник, 1983. — 464 с.
- БАЙЗДРЕНКО A.M. „Врата рая“ Ежи Анджеевского как повесть-парабола // Вестник МГУ. Сер. 9. — 1997. — № 1. — С. 90−97.
- БАГНО Вс. Ясновидение былого и чудесного // Книга песчинок: Фантастическая проза Латинской Америки. Л.: Худож. лит-ра, 1990. — С. 5−16.
- БАК Д. П. Биография непрожитого, или Время жестоких чудес: Фантастика Станислава Лема на рубеже столетий // Новый мир. 1996. — № 9. — С. 193−207.
- БАРРИ Дж., КРЮС Дж., ТРЭВЕРС П. Питер Пэн- Тим Талер, или Проданный смех- Мэри Поппинс. М.: Правда, 1987. — 576 с.
- БАРДАСОВА Э. В. Концепция „возможных миров“ в свете эстетического идеала писателей-фантастов А. и Б.Стругацких. Дис. канд. филол. наук. — Казань, 1995. — 23 с.
- БАРТ Р. Миф сегодня // Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. -С. 233−286.
- БАТАЛОВ Э.Я. В мире утопии: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. М.: Политиздат, 1989. — 317 с.
- БАТАЛОВ Э. Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М.: Наука, 1982.-336 с.
- БАТРАКОВА С. Художественное воображение // Виды искусства и современность.- М.: Искусство, 1962. С. 174−199.
- БАХТИН М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худ. лит-ра, 1965. — 527 с.
- БАХТИН М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. — 444 с.
- БАХТИН Н.Н. К вопросу о происхождении сказки // Педагогическая мысль. 1918. -№ 3−4.
- БАХТИНА В. А. Время в волшебной сказке // Проблемы фольклора. М.: Наука, 1975.-С. 157−163.
- БАХТИНА В. А. Художественная функция фантастики в русской народной сказке.- Автореф. дис. канд. филол. наук. Саратов, 1973. — 25 с.
- БАХТИНА В. А. Эстетическая функция сказочной фантастики. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1972. — 52 с.
- БЕЙ ЛИН И.Я. О понятии „художественная условность“ в эстетике // Искусство и действительность / Методологические проблемы эстетического анализа. М.: МГУ, 1979.-С. 31−45.
- БЕЛИНСКИЙ В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя („Арабески“ и „Миргород“) // Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 1. — М., 1956. — 573 с.
- БЕРЕЗИНА А. Г. Герман Гессе. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 128 с.
- БЕРКОВСКИЙ Н. Я. Романтизм в Германии. Л.: Худож. лит-ра, 1973. — 565 с.
- Бессознательное: Природа, функции, методы исследования / Материалы международного конгресса. Т. 2. Сон. Клиника. Творчество. — Тбилиси: Мецниереба, 1978. — 685 с.
- Библиотека современной фантастики. В 25 тт. М.: Молодая гвардия, 1965−1973.
- БОГДАНОВ М. Б. Сербская сатирическая проза конца XIX начала XX века и некоторые вопросы теории сатиры. ю — М.: Изд-во АН СССР. 1962. — 151 С.
- БОРЕВ Ю. Б. Комическое. М.: Искусство, 1970. — 268 с.
- БОРОДАЙ Ю. М. Эротика смерть — табу: трагедия человеческого сознания. — М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. — 416 с.
- БОССАРТ А. Прогноз / Интервью с А. и Б. Стругацкими // Огонек. № 52. — 1989. -23−30 декабря. — С. 17−20.
- БРАНДИС Е. П. Жюль Верн и вопросы развития научно-фантастического романа. -Л.: Всес. об-во по распростр. полит, и науч. знаний, 1955. 45 с.
- БРАНДИС Е. П. Советский научно-фантастический роман. Л.: Всес. об-во по распростр. полит, и науч. знаний, 1959. — 47 с.
- БРАНДИС Е., ДМИТРЕВСКИЙ В. Зеркало тревог и сомнений // Экспедиция на Землю / Сборник фантастики Англии и США. М.: Мир, 1965. — С. 5−52.
- БРАНДИС Е., ДМИТРЕВСКИЙ В. Тема „предупреждений“ в научной фантастике // Вахта „Арамиса“. Л.: Лениздат, 1967. — С. 440−471.
- БРАНДИС Е., ДМИТРЕВСКИЙ В. Через горы времени: очерк творчества И.Ефремова. М-Л.: Сов. писатель, 1963. — 220 с.
- БРАУДЕ Л. Ю. Сказочники Скандинавии. Л.: Наука, 1974. — 239 с.
- БРИТИКОВ А. Ф. Русский советский научно-фантастический роман. Л.:Наука, 1970.-447 с.
- БУГРОВ В. Тысяча ликов мечты: О фантастике всерьез и с улыбкой. Свердловск, Ср.-Уральское книж. изд-во, 1988. — 282 с.
- БУЛЬВЕР-ЛИТТОН Э.Д. Ч. Грядущая раса. СПб.: Типогр. Я. Балянского, 1908. -124 с.
- БУЛГАКОВ М. А. Белая гвардия- Мастер и Маргарита. Мн.: Юнацтва, 1988. — 670 с.
- БУЛГАКОВ М. А. Великий канцлер. М.: Изд-во „Новости“, 1992. — 544 с.
- БУЛЫЧЕВ КИР. Статья из будущего // Книжное обозрение. № 42. — 1989. — 20 октября. — С. 3.
- БУШМИН А. Сатира Салтыкова-Щедрина. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959. 644 с.
- БЭЛЗА И. Ф. Дантовская концепция „Мастера и Маргариты“ // Дантовские чте-ния.1987. М.: Наука, 1989. — С. 58−90.
- ВИДИНЕЕВ В. П. Об условности в искусстве // Вопросы философии. 1963. № 10. -С.71−79.
- ВИДИНЕЕВ В. П. Сущность художественной условности // Философ, науки. 1975. — № 1. — С. 50−64.
- ВЛАСОВА Г. И. Детская волшебная сказка в современных записях: Традиционная поэтика. Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 1990. — 16 с.
- ВОЛКОВ А. Р. Карел Чапек и проблема реалистической условности в драматургии XX века. — Дис.. д-ра филол. наук. — Черновцы, 1979. — 343 с.
- ВОЛКОВ И. Ф. Основные проблемы изучения романтизма // К истории русского романтизма. М.: Наука, 1973. — С. 5−36.
- ВОЛКОВ P.M. Разыскания по сюжетосложению народной сказки. Т. 1. — Харьков: Гос. изд-во Украины (напечатано в Одессе), 1924. — 245 с.
- ЮО.ВОРОНИНА Э. А. Зарубежная фантастика и ее читатели // Звезда. 1997. — № 5. -С. 232−238.
- ВУЛИС А.З. В лаборатории смеха. М.: Худ. лит-ра, 1966. — 272 с.
- ВУЛИС А. З. Сатира // БСЭ. т. 22. — М., 1975. — С. 608−610.
- ВУЛИС А. З. Серьезность несерьезных ситуаций: сатира, приключения, детектив. -Ташкент: Изд-во лит-ры и и-ва, 1984. 144 с.
- ВУЛИС А. З. Поэтика „Мастера и Маргариты“ // Звезда Востока. Ташкент, 1990. -№ 10−11.
- ВУЛИС А. З. Роман М. Булгакова „Мастер и Маргарита“. М.: Худ. лит-ра, 1991. — 224 с.
- ВУНДТ В. Фантазия как основа искусства. СПб.-М.: Т-во М. О. Вольф, 1914. — 146 с.
- ВЫГОТСКИЙ Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 576 с.
- ГАВРЮШИН Н. К. Литострон, или Мастер без Маргариты // Вопр. лит-ры. 1991. -№ 8. — С. 75−88.
- НО.ГАКОВ В. Предисловие // Энциклопедия фантастики. Минск: ИКО „Галаксиас“, 1995. С.5−11.
- ГАЛИНА М. Мифология и кинофантастика // Общественные науки и современность. 1996. -№ 5. — С. 167−175.
- З.ГАЛИНА М. Чужие среди нас. Идентификация страхов: По материалам научно-фантастического кино // Общественные науки и современность. 1998. -№ 3. — С. 157−167.
- ГАЛИНСКАЯ И.JI. Криптография романа „Мастер и Маргарита“ // Галинская И. Л. Загадки известных книг. М.: Наука, 1986. С. 65−125.
- ГАСПАРОВ Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. Булгакова „Мастер и Маргарита“ //Даугава. 1988. -№ 10−12. — 1989. -№ 1.
- ГАЧЕВ Г. Жизнь художественного сознания. Ч. 1. М.: Искусство, 1972. — 200 с.
- ГЕГЕЛЬ Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 2. — .М.: Искусство, 1969. — 326 с.
- ГЕНЧИЕВА М. Правдивая фантазия и сказочная реальность: Размышления о современной сказке // Детская лит-ра. 1971. — № 6. — С. 44−47.
- ПО.ГЕРАСИМОВ М. М. Внешний облик человека будущего: реплика при чтении фантастических романов // Художественное и научное творчество. Л.: Наука, 1972. -С. 193−201.
- ГЕРНСБЕК X. Ральф 124С 41+: Роман о жизни в 2660 году. М.: Прогресс, 1964. — 167с.
- ГЕРЧИКОВА И. А. Чешская фантастическая проза 70−80-х гг. XX века / К проблеме новаторства: Автореф. Дис.. канд. филол. наук. М., 1987. — 24 с.
- ГЕССЕ Г. Собр. Соч. в 8 тг. -Т. 5. -М.: Изд. группа „Прогресс-Литера“, 1994.-480 с.
- ГОДФРУА Ж. Что такое психология: В 2-х т. М: Мир, 1992.
- ГОЛОСОВКЕР Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. — 220 с.
- ГОНЧАРОВ В. Русская fantasy — выбор пути // Если. 1998. — № 9. — С. 216−224.
- ГОРАНОВ К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: Искусство, 1970.-520 с.
- ИО.ГОРЕЛИК Г. Е. Воланд и пятимерная теория поля // Природа. Л., 1978. — № 1. -С. 159−160.131 .ГРЕЧИХИНА О.Н., ОСОРИНА М. В. Современная фольклорная проза детей // Русский фольклор. Т. XX. — Л., 1981. — С. 96−106.
- ГРИН А. Бегущая по волнам. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990. — 496 с.
- ГУЛЫГА А. В. Искусство в век науки. М.: Наука, 1978.- 182 с.
- ГУЛЫГА А. В. Пути мифотворчества и пути искусства // Нов. мир. 1969. — № 5. -С. 217−232.
- ГУРЕВИЧ Г. И. Древо тем: книга замыслов. М.: Мол. гвардия, 1991. — 300 с.
- ГУРЕВИЧ Г. И. Беседы о научной фантастике. М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
- ГУРЕВИЧ Г. И. Карта страны фантазий. М.: Искусство, 1967. — 176 с.
- ДАРАГАН Н. Я. Очерк жизни и творчества Мирча Элиаде // Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. — С. 3−26.
- ДЕМУРОВА Н. М. Алиса в стране чудес и в Зазеркалье // Кэрролл Л. Алиса в стране чудес. Алиса в зазеркалье. М.: Наука, 1991. — С. 277−314.
- ДЗЕМИД OK Б. О комическом. М.: Прогресс, 1974. — 223 с.
- ДМИТРИЕВ В.А. К вопросу об определенности социалистического реализма и методологии изучения условности // Социалистический реализм сегодня. Проблемы и суждения. М.: Худ. лит-ра, 1977. — С. 121−130.
- ДМИТРИЕВ В. А. Реализм и художественная условность. М.: Сов. писатель, 1974.-280 с.
- ДМИТРИЕВ В. А. Условность // Краткая лит. энциклопедия. Т. 9. — М., 1978. — С. 744−746.
- ДНЕПРОВ В. Метафорический роман Франца Кафки // Идеи времени и формы времени. JL: Сов. писатель, 1980. — С. 432−486.
- ДОБИН Е. В природе искусства // Нева. 1972. — № 5. — С. 195−204.151 ."Документы свидетельствуют»: о романах Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» и «Час Быка» // Вопр. лит-ры. 1994. — № 3. — С. 234−247.
- ДОЛГОВ К. М. Эстетика Жана-Поля Сартра. М.: Знание, 1990. — 63 с.
- ДРЕМОВ А. К. Художественный образ. М.: Сов. писатель, 1961. — 406 с.
- ДРОЗД Е. Волны в океане фантастики // Слушайте звезды. Сборник фантастических произведений. М.: Молодая гвардия, 1991. — С. 449−474.
- ДУГИН А. «Магический реализм» Густава Майринка // Майринк Г. Голем. Вальпургиева ночь. М.: Прометей, 1989. — С. 309−329.
- ДЬЯКОНОВ И. М. Введение // Мифологии древнего мира. М.: Наука, 1977. — С. 5−54.
- ЕВЗЛИН М. Космогония и ритуал. М.: Радикс, 1993. — 337 с.
- ЕЛИСТРАТОВ А. Предисловие // Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей. М.: Худож. лит-ра, 1965. — С. 3−23.161 .ЕРЕМЕЕВ А. Ф. Происхождение искусства. М.: Молодая гвардия, 1970. — 272 с.
- ЕРШОВ Л. Ф. Сатира и современность. М.: Современник, 1978. — 269 с.
- ЕФРЕМОВ И. «. До равной богам высоты» // Книжное обозрение. № 23. — 1990. — 8 июня. — С.8.
- ЖДАН В. Н. Кино и условность. М.: Искусство, 1971. — 109 с.
- ЗАТОНСКИЙ Д. В. Предисловие // Кафка Ф. Америка. Процесс. Из дневников. М.: Политиздат, 1991. С. 3−14.176.3АТОНСКИЙ Д. В. Франц Кафка и проблемы модернизма. М.: Высшая школа, 1965.-115 с.
- ИВАНОВА С. П. Воспитательная функция социальной фантастики // Проблемы социального познания: вопросы формирования социальной активности. М.: МГПИ, 1981.-С. 135−142.
- ИВАШЕВА В. Новые черты реализма на Западе. М.: Сов. писатель, 1986. — 285 с.
- ИЛЬЕНКОВ 3. Об эстетической природе фантазии // Вопросы эстетики. М.: Искусство, 1964. — Вып. 6.
- ИОНИН Л. Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» // Вопросы философии. -М&bdquo- 1990.-№ 2.-С. 44−55.
- ИШАНОВА А. К. Функции притчи в советской прозе 1970 начала 1980-х гг. -Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 1984. — 25 с.
- КАГАРЛИЦКИЙ Ю. И. Вглядываясь в грядущее / Книга о Герберте Уэллсе. М: Книга, 1989.-350 с.
- КАГАРЛИЦКИЙ Ю. И. Герберт Уэллс. М.: Гослитиздат, 1963. — 279 с.
- КАГАРЛИЦКИЙ Ю. И. Реализм и фантастика// Вопр. лит-ры.-1971.-№ 1.-С. 101−117.
- КАГАРЛИЦКИЙ Ю. И. Уэллс и Жюль Верн // Вопр. лит-ры. 1962. — № 6.1. С.116−133.
- КАГАРЛИЦКИЙ Ю. И. Что такое фантастика?. М.: Худ. лит-ра, 1974. 394 с.
- КАКАБАДЗЕ Н. М. Поэтика романа Томаса Манна. Тбилиси: Изд-во Тбилис. гос. ун-та, 1983.-75 с.
- КАЛАРАШВИЛИ Р. Г. Мир романа Германа Гессе. Тбилиси: «Сабчота Сакарт-вело», 1984.-262 с.
- КАРАСЕВ Л. В. Философия смеха. М.: Российский гуманит. ун-т, 1996. — 224 с.
- КАФКА Ф. Америка. Процесс. Из дневников. М.: Политиздат, 1991. 606 с.
- КЕССИДИ Ф. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972. — 312 с.
- КЛИКС Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. М.: Прогресс, 1983.-302 с.
- КНИПОВИЧ Е. Франц Кафка // Иностр. лит-ра. 1964. — № 1. — С. 195−204.
- КОБЗЕВ Н. А. Роман Александра Грина. Кишинев, Штиинца, 1983. — 140 с.
- КОВСКИЙ В. Е. Романтический мир Грина. М.: Наука, 1969. — 295 с.
- КОМАРОВ С.А. В. В. Маяковский и проблемы комедии. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 1996.-98 с.
- КОРАБЛЕВ А. А. Время и вечность в пьесах М. Булгакова // Михаил Булгаков -драматург и художественная культура его времени. М.: СТД, 1988. — С. 39−56.
- КОФМАН А. Ф. Проблемы «магического реализма» в латиноамериканском романе // Современный роман: Опыт исследования. М.: Наука, 1990. — С. 183−201.
- КРАСАВЧЕНКО Т. Н. Реальность, традиции, вымысел в современном английском романе // Современный роман. Опыт исследования. М.: Наука, 1990. — С. 127−154.
- КРАСНОВА Т. В ладу со сказкой: Традиция фольклорной сказки в творчестве русских писателей XX в. Иркутск: Иркут. гос. пед ин-т, 1993. — 98 с.
- Краткий словарь по эстетике. М.: Политиздат, 1983. — 543 с.
- КУБАТИЕВ А. К. Современный фантастический рассказ Великобритании (50−70-е годы). Автореф. дис. канд. филол. наук. — М., 1980. — 22 с.
- КУБАТИЕВА Н.М. Научно-фантастические романы Артура Ч. Кларка (к вопросу о специфике жанра). Автореф. дис.. канд. филол. наук. — М., 1980. — 24 с.
- КУРГИНЯН М. С. Романы Томаса Манна. М.: Худож. лит-ра, 1975. — 335 с.
- КУРИЦЫН В. Мир спасет слабость // Дружба народов. № 2. — 1992. — С. 229−232.
- КУШЛИНА О., СМИРНОВ Ю. Магия слова / Заметки на полях романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Памир. 1986. — № 5−6.
- КУШЛИНА О., СМИРНОВ Ю. Некоторые вопросы поэтики романа «Мастер и Маргарита» // Михаил Булгаков драматург и художественная культура его времени. — М.: СТД, 1988. — С. 285−303.
- ЛАНИН Б. А. Роман Е. Замятина «Мы». М.: Алконост, 1992. — 27 с.
- ЛАНИН Б.А., БОРИШАНСКАЯ М. М. Русская антиутопия XX в. М.: ТОО «Онега», 1994. — 247 с.
- ЛЕБЕДЕВ А. Е. Традиции сатиры Свифта в социальной фантастике Герберта Уэллса. Дис. канд. филол. наук М.: Пед. ин-т им. Крупской, 1981. — 200 с.
- ЛЕВИ-БРЮЛБ Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: ОГИЗ, 1937.-520 с.
- ЛЕВИ-СТРОС К. Печальные тропики. Пушкино: Культура, 1994. — 319 с.
- ЛЕВИ-СТРОС К. Структура мифа // Вопросы философии. 1970. — № 7. — С. 152−164.
- ЛЕВИНТОН А. Г. Роман Э.Т. А. Гофмана «Эликсиры сатаны» // Гофман Э.Т. А. Эликсиры сатаны. Л.: Наука, 1984. — С. 235−276.
- ЛЕВИН А.Е. Англо-американская фантастика как социокультурный феномен // Вопр. философии. 1976. -№ 3. — С. 146−154.
- ЛЕМ С. Мир на Земле. Фиаско. М.: Прогресс, 1991. — 525 с.
- ЛЕМ С. Мифотворчество Томаса Манна // Новый мир. 1970. — № 6. — С. 234−256.
- ЛЕМ С. Собрание сочинений. Т.1−13. — М.: Текст, 1992−1996.
- ЛЕМ С. «Я всегда удирал в космос» // Известия. 1996. — 16 марта. — С. 3.
- ЛЕОНТЬЕВА Э. В. Искусство и реальность. Л.: Наука, 1972. — 238 с.
- ЛЕССКИСС Г. А. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова: манера повествования, жанр, макрокомпозиция // Изв. АН СССР. Сер. Лит. и яз. — Т.38. — № 1. — С. 52−59.
- ЛИФШИЦ И.М. О невероятном и невозможном // Художественное и научное творчество. Л.: Наука, 1972. — С. 91−96.
- ЛИФШИЦ М. А. Критические заметки к современной теории мифа // Вопросы философии. 1973.-№ 8. — С. 143−153.
- ЛИФШИЦ М. А. Мифология древняя и современная. М.: Искусство, 1980. — 582 с.
- ЛОСЕВ А. Ф. Знак. Символ. Миф. М.: МГУ, 1982. — 479 с.
- ЛОСЕВ А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. — 524 с.
- ЛОСЕВ А. Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопр. эстетики. -Вып. 6.-М, 1964.-С. 351−399.
- ЛОСЕВ В. И. Вещие сны // Булгаков М. А. Грядущие перспективы. М.: Изофакс, 1993.-С. 5−52.
- ЛОСЕВ В.И. «Рукописи не горят» // Булгаков М. Великий канцлер. М.: Изд-во «Новости», 1992. — С. 3−22.
- ЛОТМАН Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек текст — семиосфера — история. — М.: Язык русской культуры, 1996. — 447 с.
- Лекции по структурной поэтике. Тарту, Тарт. гос. ун-т, 1964. — 194 с.
- ЛОТМАН Ю.М., УСПЕНСКИЙ Б. А. Миф имя — культура // Труды по знаковым системам. — Тарту, Тарт. гос. ун-т., 1973.
- ЛОТМАН Ю.М., УСПЕНСКИЙ Б. А. Условность в искусстве // Философская энциклопедия. Т.5. — М: Сов. энциклопедия, 1970. — С. 287−288.
- ЛУПАНОВА И. П. Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины XIX в. Петрозаводск: Гос. изд-во Карельской АССР, 1959. — 504 с.
- ЛЬЮИС К. С. Космическая трилогия. СПб.: Северо-Запад, 1993. — 640 с.
- ЛЬЮИС К. С. Расторжение брака. М.: Прометей, 1990. — 48 с.
- ЛБЮИС К. С. Хроники Нарнии. М.: СП «Космополис», 1991. — 683 с. 283 .Льюис Клайв Стэплз / Книжное обозрение. № 40. — 1994 г. — 4 октября. — С. 6.
- ЛЮБИМОВА А. Ф. Жанровые особенности романов Г. Уэллса 1890-х годов // Уч. Зап. Перм. гос. ун-та. № 157. — С. 207−226.
- ЛЯПУНОВ Б.В. В мире мечты. М.: Книга, 1970. — 212 с.
- ЛЯПУНОВ Б.В. В мире фантастики. М.: Книга, 1975. — 207 с.
- ЛЯХОВА В. В. Категория фантастического в советской драматической сказке для детей // Проблемы метода и жанра. Вып. 7. — Томск: Изд-во ТГУ, 1980. — С. 14−25.
- М.А.Булгаков драматург и художественная культура его времени. — М.: Союз театр. деят. РСФСР, 1988. — 492 с.
- МАГОМЕДОВА Д.М. «Никому не известный композитор однофамилец.»: О семантических аллюзиях в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Известия АН СССР. — Т.38. — Сер. лит-ры и яз. — 1979. — № 1. — С. 83−86.
- МАЙРИНК Г. Ангел Западного окна. СПб.: Terra incognita, 1992. — 528 с.
- МАЙРИНК Г. Голем. Вальпургиева ночь. М.: Прометей, 1989. — 334 с.
- МАЛЕВИЧ О. М. Карел Чапек. 2-е изд. — М.: Худ. лит-ра, 1989. — 304 с.
- МАНАКОВ B.C. Сатирико-юмористическая проза: Проблемы жанра и стиля. -Сыктывкар: Перм. ун-т, 1986. 86 с.
- МАНН Т. Собр. соч. В 10-ти т. -М.: Гослитиздат, 1959−1961.
- МАНН Т. Иосиф и его братья. Т. 1−2. — М.: Правда, 1987.
- МАНН Т. Иосиф и его братья. Доклад // МАНН Т. Иосиф и его братья Т.2. М.: Правда, 1987.-С. 694−715.
- МАНН Ю. В. Гротеск // Краткая лит. энциклопедия. Т.2. — М.: Сов. энциклопедия, 1964.-С. 401−402.
- МАНН Ю. В. Художественная условность и время // Нов. Мир. -1963. -№ 1. -С. 218−235.
- МАНН Ю. В. Эволюция гоголевской фантастики // К истории русского романтизма. М.: Наука, 1973. — С. 219−258.
- МАРТЫНОВ Ф. Т. Магический кристалл: Философский очерк об эстетическом восприятии и условности в искусстве. Свердловск: Средне-Уральское книж. изд-во, 1971.-171 с.
- МАЯКОВСКИЙ В. В. Сочинения в двух томах. ТТ. 1−2. — М.: Правда, 1988.
- МЕДВЕДЕВА Н. Г. Миф как форма художественной условности. Автореф. дис. канд. филол. наук. — М, 1984. — 23 с.
- МЕДВЕДЕВА Н. Г. Миф как форма художественной условности. Дис. канд. филол. наук. — М, 1984. — 173 с.
- МЕЛЕТИНСКИЙ Е. М. Время мифическое // Мифы народов мира / Энциклопедия. Т.1. — М.: Сов. энциклопедия, 1991. — С. 252−253.
- МЕЛЕТИНСКИЙ Е. М. Герой волшебной сказки: Происхождение образа. М.: Изд-во вост. лит., 1958. — 264 с.
- ЗЮ.МЕЛЕТИНСКИЙ Е. М. Клод Леви-Стросс и структурная типология мифа // Вопросы философии. 1970. -№ 7. — С. 165−173.311 .МЕЛЕТИНСКИЙ Е. М. Миф и историческая поэтика фольклора. М.: ИМЛИ, 1977.-22 с.
- МЕЛЕТИНСКИЙ Е. М. Миф и сказка // Фольклор и этнография. Л.: Наука, 1970. -С. 139−148.
- МЕЛЕТИНСКИЙ Е.М., ТОКАРЕВ С. А. Мифология // Мифы народов мира / Энциклопедия.-Т. 1.-М.: Сов. энциклопедия, 1991.-С. 11−20.
- МЕЛЕТИНСКИЙ Е. М. Мифологические теории XX века на Западе // Вопросы философии. 1971. -№ 7. — С. 165−171.
- МЕЛЕТИНСКИЙ Е. М. Первобытные истоки словесного искусства // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. — С. 149−190.
- МЕЛЕТИНСКИЙ Е. М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. — 408 с.
- МЕТЕРЛИНК М. Пьесы. М.: Искусство, 1958. — 575 с.
- МЕЩЕРЯКОВА М.И. «Над вымыслом слезами обольюсь.»: условные формы в русской детской и подростково-юношеской прозе 60−90-х годов // Мещерякова М.И.
- Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины XX века: Проблемы поэтики. М.: Мегатрон, 1997. — 389 с.
- МИЛЯВСКИЙ Б. А. Сатирик и время: О мастерстве Маяковского-драматурга. -М.: Сов. писатель, 1963. 304 с. 323 .Мир глазами фантастов / Рекомендательный библиографический справочник. М.: Книга, 1986.- 174 с.
- Мифы народов мира / Энциклопедия. Т.1−2. — М.: Сов. энциклопедия, 1991.
- Михаил Булгаков: современные толкования / Сб. обзоров. М.: АН СССР ИНИОН, 1991 -243 с.
- МИХАЙЛОВА А.А. О художественной условности. М.: Мысль, 1970. — 300 с.
- МИХАИЛОВА Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество. М.: Худож. лит-ра, 1972. — 192 с.
- МОРОЗОВ А. А. Немецкая волшебно-сатирическая сказка // Немецкие волшебно-сатирические сказки. Л.: Наука, 1972. — С. 155−201.
- МОРТОН А. Л. Английская утопия. М.: Изд. иностр. лит-ры, 1956. — 277 с.
- МОРУА А. Искусство и действительность // Иностр. лит-ра. -1966. № 12. — С. 217−219.
- МЫШКО Д. Р. Философские аспекты научной фантастики Станислава Лема. Дис. канд. филол. наук. -М., 1993.
- НАСЫПНАЯ Г. А. Духовно-нравственное совершенствование личности музыканта в творчестве Т. Манна и Г. Гессе. М.: ТОО «Люкс-арт», 1996. — 109 с.
- НЕВЕ О. О космической трилогии // Льюис К. С. Космическая трилогия: романы, эссе. СПб.: Северо-Запад, 1993. — С. 631−638.
- НЕЕЛОВ Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1986. — 103 с.
- НЕЕЛОВ Е. М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Петрозаводск: ПГУ, 1989.-86 с.
- НЕЕЛОВ Е. М. Сказка, фантастика, современность. Петрозаводск: Карелия, 1987. -124 с.
- НЕЕЛОВ Е. М. Фантастическое как эстетико-художественный феномен // Эстетические категории: формирование и функционирование. Петрозаводск: Петрозаводский гос. ун-т, 1985. — С. 98−108.
- НЕХОРОШЕВ М. Фантастика в ожидании прозы // Звезда. -1998. -№ 9. С. 221−229.
- НИКОЛАЕВ Д. П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. М.: Сов. писатель, 1988.-400 с.
- НИКОЛАЕВ Д. П. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М.: Худож. литра, 1977.-357с.
- НИКОЛЬСКИЙ С.В. В невидимой части ассоциативного спектра. // Славяноведение. 1994. — № 5. — С. 29−44.
- НИКОЛЬСКИЙ С. В. Карел Чапек фантаст и сатирик. — М.: Наука, 1973. — 432 с.
- НОВИК С. Е. Система персонажей русской волшебной сказки // Типологические исследования по фольклору. М.: Наука, 1975. — С. 214−246.
- НОВИКОВА Т. Пространственно-временные координаты в утопии и антиутопии: Андрей Платонов и западный утопический роман // Вестник МГУ Сер. 9. — 1997. -№ 1. — С. 67−77.
- НОВИКОВ Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л.: Наука, 1974. — 256 с.
- НОВИКОВА О. А. Утопия Александра Грина // Социокультурные утопии XX в. -Вып. 6. М&bdquo- 1988. — С. 176−200.
- НУДЕЛЬМАН Р. И. Фантастика // Краткая лит. энциклопедия. Т. 7. — М., 1972. -С. 887−895.
- НУЙКИН А. Фантастика как эстетическая проблема // Дет. лит-ра. 1976. — № 6. -С. 8−12.
- ОБРУЧЕВ В. А. Плутония. М.: Мектеп, 1986. — 288 с.
- ОКЛАДНИКОВ А. П. Утро искусства. Л.: Искусство, 1968. — 135 с.
- Збб.ОЛДИС Б. Почему я стал фантастом? // Иностр. лит-ра. 1967. — № 1. — С. 253.
- ОРЛОВ В. Происшествие в Никольском. Альтист Данилов. М.: Сов. писатель, 1983.-592 с.
- ОСОРИНА М. «Черная простыня летит по городу», или Зачем дети рассказывают страшные истории // Знание Сила. — 1986. — № 10. — С. 43−45.
- ОХЛОПКОВ Н. П. Об условности // Театр. 1959. — № 11. — С. 58−77.
- ПАВЛОВА Н. С. Магический кристалл Германа Гессе // Гессе Г. Собр. соч. в 8 т. -Т. 1. М.: Изд. группа «Прогресс — Литера», 1994. — С. 5−34.
- ПАПЕРНЫЙ 3. О мастерстве Маяковского. М.: Сов. писатель, 1957. — 454 с.
- ПАПИНИ Д. Трагическая ежедневность. Берлин: Гос. Изд-во, 1923. — 120 с.
- ПАРНОВ Е. «Если ты не думаешь о завтра, ты потерял свой сегодняшний день» // Книжное обозрение. № 26. — 1992. — 26 июня. — С. 9.
- ПАРНОВ Е. Зеркало Урании: сборник статей о научной фантастике. М.: Сов. Россия, 1982.-224 с.
- ПАРПУЛОВА Л. Българските вълшебни приказки: Въведение в поетиката. София: Изд-во Бълг. акад. на науките, 1978. — 233 с. 383 .ПАРШИН Л. Чертовщина в американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. М.: Книжная палата, 1991. — 208 с.
- ПЕРУМОВ Н. Кольцо тьмы: В 3-х кн. СПб.: Терра, 1993−1996.
- ПЕТЕЛИН В. Михаил Булгаков: Жизнь. Личность. Творчество. М.: Моск. рабочий, 1989.-495 с.
- ПЕТРОВСКИЙ М. С. Книги нашего детства. М.: Книга, 1996. — 288 с.
- ПЛОТКИН Л.А. О путях развития русской сатиры // Русская сатира XIX начала XX в. — М.-Л.: Гослитиздат, 1960. — С. 3−32.
- ПО Э. Полное собрание рассказов. М.: Наука, 1970. — 799 с.
- ПОМЕРАНЦЕВ, А Э. В. Судьбы русской сказки. М.: Наука, 1965. — 220 с.
- ПОТЕБНЯ А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. — 624 с.
- ПОТЕБНЯ А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 614 с.
- ПРОПП В. Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969. — 168 с.
- ПРОПП В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986. — 366 с.
- ПРОПП В. Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство, 1976. — 182 с.
- ПРОПП В. Я. Русская сказка. Л.: ЛГУ, 1984. 335 с.
- ПРОПП В. Я. Русские аграрные праздники / Опыт историко-этнографического исследования. СПб.: Азбука: Терра, 1995. — 174 с.
- ПРОПП В. Я. Структурное и историческое изучение волшебной сказки // Пропп В .Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976. — С. 132−152.
- ПРХОРОВ Е. И. Александр Грин. М.: Просвещение, 1970. — 119 с.
- ПУРИШЕВ Б. Брюсов и немецкая культура XVI в. // Брюсов В. Огненный ангел. -М.: Высшая школа, 1993. С. 421−436.
- РАЗУМНЫЙ М.В. О природе художественного обобщения. М.: Соцэкгиз, 1960. -143 с.
- РАЙТ А.К. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в свете работы Г. Гессе «Немного о теологии» // Славянские культуры и мировой культурный процесс. Минск, 1985. — С. 361−366.
- РЕВИЧ В. Перекресток утопий: У истоков советской фантастики // Орион. М.: Московский рабочий, 1985. — С. 309−348.
- РОДАРИ Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. -М.: Прогресс, 1978.-215 с.
- Русская советская фантастика XX века в именах и лицах: справочник под ред. М. И. Мещеряковой. М.: Мегатрон, 1998. — 136 с.
- Русский советский рассказ. Очерки истории жанра. Л.: Наука, 1970. — С. 320−333, 457−460, 696−730.
- РЫБАКОВ В. НФ в предложенных обстоятельствах // Звезда. 1994. — № 5. — С. 194−197.
- РЮРИКОВ Ю. Б. Через сто и тысячу лет: Человек будущего и советская художественная фантастика.-М.: Искусство, 1961.-112с.
- САПКОВСКИЙ А. Вареник, или Нет золота в Серых горах: размышления о генезисе и судьбах fantasy // Если. 1997. — № 12. — С. 220−244.
- САРТР Ж. П. Философские пьесы. М.: Канон, 1996. — 384 с.
- СВЕНТОХОВСКИЙ А. История утопий. М.: Изд-во В. М. Саблина, 1910.-427 с.
- СЕМИБРАТОВА И. В. Путешествие по странам Мечты // Зарубежная фантастическая проза прошлых веков. Социальные утопии. М.: Правда, 1989. — С. 5−16.
- СЕМИБРАТОВА И.В. «Чудесные рассказывая тайны ."// Оборотень: русские фантасмагории. М.: Книжная палата, 1994. — С. 327−335.
- СИЗОВ С. С. Утопия и общественное сознание. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 119 с.
- Сказка и несказочная проза: Межвуз. сборник научных трудов. М.: МГПУ, 1992- 160 с.
- Сказки народов мира в 10 тт. Т.8. — М.: Детская лит-ра, 1993 — 719 с.
- СМЕЛКОВ Ю. С. Фантастика о чем она? — М.: Знание, 1974. — 63 с.
- СМИРНОВ-НЕСВИЦКИЙ Ю. А. Особенности поэтики театра Маяковского. Л: Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии, 1980. — 99 с.
- СОКОЛОВ Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Наука, 1991. -173 с.
- СОЛОДКИЙ Б. С. Русская утопия XVIII в. и нравственный идеал человека // Научные доклады высшей школы. Философские науки. — 1975. -№ 5. — С. 92−101.
- СОЛОДОВНИКОВ С. Роман-предупреждение в творчестве Станислава Лема. -Автореф. дис.. канд. филол. наук. Минск, 1979. — 18 с.
- СТЕБЛИН-КАМЕНСКИЙ М. И. Миф. Л.: Наука, 1976. — 105 с.
- СТЕПЛДОН О. Создатель звезд. М.: Reefl-book — Ваклер, 1996. — 300 с.
- СТЕФАНОВ Ю.. Следы огня. Пиромагия Густава Майринка // Майринк Г. Ангел западного окна. СПб.: Terra incognita, 1992. — С. 5−31.
- СТОЛЯРОВ А., СТРУГАЦКИЙ Б. Пейзаж после битвы // Нева. 1994. — № 7. -С. 274−281.
- СТОЯНОВА Л. Странният жанр. София, Университетско издателство «Св. Климент Охридски», 1995. — 155 с. 441 .СТРИКОВ Н. Сказки для детей и взрослых // Книжное обозрение. 1991. — № 38. — С. 7.
- СТРУГАЦКИЙ А.Н., СТРУГАЦКИЙ Б. Н. Предисловие // Рыбаков В. М. Очаг на башне. Рига: Латвийский детский фонд, 1990. С. 5−6.
- СТРУГАЦКИЙ А.Н., СТРУГАЦКИЙ Б. Н. Собрание сочинений. ТТ. 1−12. — М.: Текст, 1991−1993.
- СТРУГАЦКИЙ А.Н. «Думать не развлечение, а обязанность» // Книжное обозрение. — 1987. — № 9. — С. 3.
- СУЛЕЙМАНОВ Т. Ш. Теоретические проблемы научно-художественной фантастики. Дис.. канд. филол. наук. — Алма-Ата, 1971. — 221 с.
- СУХОВ АД. Философские проблемы происхождения религии. М.: Мысль, 1967. — 290 с.
- СУЧКОВ Б. Роман и миф // Иностранная лит-ра. 1968. — № 4. — С. 228−244.
- СУЧКОВ Б. Франц Кафка // Лики времени. М.: Худож. лит-ра, 1962. — С. 2−81.
- ТАГЕР Е. К проблеме условности и многообразия стилей // Проблемы социалистического реализма. М.: Сов. писатель, 1961. С. 346−363.
- ТАМАРЧЕНКО Е. Д. Мир без дистанций // Вопр. лит-ры. 1968. — № 11. — С. 96−115.
- ТАМАРЧЕНКО Е.Д. Социально-философский жанр современной фантастики. -Дис. канд. филол. наук. Донецк, 1969. — 286 с.
- ТАН В.Г. Г. Дж. Уэллс и современная утопия // Уэллс Г. Дж. Собр. соч. в 9 тт. Т. 1. — СПб.: Шиповник, 1909. — С. 24−61.
- ТВЕН М. Собр. соч. В 12-ти т. Т. 9. М.: Гослитиздат, 1961. — 704 с.
- ТЕЛЕГИН С. М. Философия мифа: Введение в метод мифореставрации (О Ф. М. Достоевском и Н.С.Лескове). М.: Община, 1994. — 140 с.
- ТИМОФЕЕВ Л.И. О понятии художественного метода // Творческий метод. М.: Искусство, 1960. — С. 3−60.
- ТКАЧЕВ П.И. «Сатиры злой звенящая строка .» / Природа смеха в памфлете. -Минск: Изд-во БГУ, 1980. 175 с.
- ТОЛКИЕН Д.Р. Р. Властелин колец. Л.: Северо-Запад, 1991. — 1010 с.
- ТОЛКИЕН Д.Р. Р. Дерево и лист. М.: Прогресс, 1991. — 145 с.
- ТОЛКИЕН Д.Р. Р. Лист работы Мелкина и другие волшебные сказки. М.: РИФ, 1991.-301 с.
- ТОЛКИЕН Д.Р. Р. Сильмариллион. М.: Гиль Эстель, 1992. — 415 с.
- ТОЛСТОВ Е. А. Принципы и приемы создания сатирического образа: На материалах творчества Салтыкова-Щедрина и Маяковского. Ужгород, Ужгородский гос. ун-т, 1974.- 144 с.
- ТОЛСТОЙ А. К. Собр. соч. в 4 тг. Т. 2. — М.: Правда, 1969. — 527 с.
- ТОЛСТОЙ А. Н. Голубые города. Повести и рассказы. Аэлита. Роман. — М: Мол. гвардия, 1976. — 352 с.
- ТОЛСТОЙ Н. И. Из географии славянских слов: 1. «Дождь». 2. «Саламандра» // Вопросы славянского языкознания. Вып. 6. — М.: АН СССР, 1962. — С. 140−155.
- ТОПОРОВ В. Н. Модель мира // Мифы народов мира / Энциклопедия. Т.2. — М.: Сов. энциклопедия, 1991.-С. 161−164.
- ТРАУБЕРГ Н. Несколько слов о Клайве С. Льюисе // Льюис К. С. Космическая трилогия: Романы, эссе. СПб.: Северо-Запад, 1993. — С. 5−14.
- ТРЕНЧЕНИ-ВАЛЬАПФЕЛЬД И. Мифология. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1959. — 470 с.
- УАЙЛБД О. Избранные произведения. В 2 т. -Т.1. -М.: Республика, 1993. 559 с.
- УРБАН А. А. Фантастика и наш мир. Л.: Сов. писатель, 1972. — 255 с.
- Утопия и утопическое: Материалы круглого стола 9 июня 1998 г. в Институте славяноведения РАН // Славяноведение. 1999. — № 1. — С. 22−47.
- Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн. лит. М.: Прогресс, 1991 — 405 с.
- УЭЛЛС Г. Собрание сочинений. В 15 тт. -М.: Правда, 1964. Т. 1−15.
- ФИАЛКОВА Л.Л. К генеалогии «Мастера и Маргариты» // Изв. АНСССР. Сер. лит-ры и яз. Т.40. — 1981. — № 6. — С. 532−537.
- ФРАДКИН И. М. Бертольд Брехт / Путь и метод. М.: Наука, 1965. — 376 с.
- ФРАНС А. Остров пингвинов. М.: ГИХЛ, 1951.-282 с.
- ХАНЮТИН Ю. М. Реальность фантастического мира. М.: Искусство, 1977. — 302 с.
- ХАРЧЕВ В. В. Поэзия и проза Александра Грина. Горький: Волго-Вят. книж. изд-во, 1975.-256 с.
- ХРАПЧЕНКО М. Б. Семиотика и художественное творчество // Контекст-1972. -М&bdquo- 1973,-С. 13−78.
- ХРУЛЕВ В. И. Романтизм Александра Грина. Уфа: изд-е БашГУ, 1994. — 232 с.
- ЦВЕТКОВ А. Возможности и границы притчи // Вопр. лит-ры. 1973. — № 5. — С. 152−170.
- ЦИВБЯН Т.В. К семантике пространственных элементов в волшебной сказке // Типологические исследования по фольклору. М.: Наука, 1975. — С. 191−213.
- ЦИМБАЛ С. Евгений Шварц. Л.: Сов. писатель, 1961. — 271 с. 505. ЧАЛИКОВА В. А. Антиутопия Евгения Замятина: пародия или альтернатива? //
- ЧИСТОВ К. В. Русские народные социально-утопические легенды XVII—XIX вв.
- М.: Наука, 1967.-339. 517. ЧИСТОВ К.В. В. Я. Пропп исследователь сказки // Пропп В. Я. Русская сказка.
- ЧУРКИН А.Н. Научно-фантастические романы Герберта Уэллса 1890-х годов. -Дис.. канд. филол. наук. Л., 1967. — 299 с.
- ШАМИССО А. Необычайные приключения Петера Шлемиля. М.: ГИХЛ, 1955. — 72 с.
- ШАПОШНИКОВА О. В. Гротеск и его разновидности. Дис. канд. филол. наук. -М&bdquo- 1978.-206 с.
- ШАПОШНИКОВА О. В. Об условности в искусстве // Филология. Вып. 5. — М., 1977.-С. 6−19.
- ШАХНОВИЧ М. И. Первобытная мифология и философия. JL: Наука, 1971. — 240 с.
- ШВАРЦ Е. Обыкновенное чудо: Пьесы. СПб.: Лениздат, 1992. — 412 с.
- ШЕСТАКОВ В. П. От составителя // Современные социальные утопии и искусство. -М.: Искусство, 1976. С. 3−9, 138−159.
- ШУДРЯ Е. П. Художественное предвидение будущего. Киев: Наукова думка, 1978.-244 с.
- ЭЛИАДЕ М. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП, 1995. — 238 с.
- ЭЛИАДЕ М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. — 312 с.
- ЭЛИАДЕ М. Мифы современного мира // Мифы, сновидения, мистерии. М.:
- ЮНГ К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. -№ 1. — С. 133−153.
- ЯНОВСКАЯ Л. М. Творческий путь М.Булгакова. М.: Сов. писатель, 1983. — 319 с.
- ЯНОВСКАЯ Л. М. Треугольник Воланда и Фиолетовый рыцарь: о тайнах романа «Мастер и Маргарита» // Таллин. 1987. — № 4. — С. 101−113.
- The Aesthetics of fantasy: Literature and Art. Notre Dame (Ind.): Univ. of Notre Dame press, 1982.-288 p.
- ADAMOVIC I. Slovnik ceske literarni fantastiky a science fiction. Praha: R3,1995. — 350 s.
- ALDISS B.W., WINGROVE D. Trillion year spree: The History of science fiction. -NY., 1986.-512 p.
- AMIS K. New maps of hell. Lnd, 1962.
- ASSMANN A. Die Legitimitat der Fiktion: Ein Beitr. zur Geschichte der Literaxischen Kommunikation. Mtinchen: Fink, 1980. — 196 s.
- BAILEY J.O. Pilgrims through space and time: Trends and patterns in scientific and Utopian fiction. Westport (Conn.): Greenwood press, 1972. — 341 p.
- BAINBRIDGE W.S. Dimensions of science fiction. Cambrige (Mass) — Lnd: Harvord univ. press, 1986. — 278 p.
- BARRON N. Anatomy of wonder: science fiction. NY-Lnd: Bowker, 1976. — 471 p.
- BLEICH E. Volksmarchen und Kunstmarchen. «Eckart». — 1909−1910. — N. 3. — S. 154−156.
- BLEILER E. The Checklist of fantastic literature: A Bibliography of fantasy, weird and science fiction books publ. in the English language. Chicago, Shasta, 1948. — 455 p.
- The Book of fantasy. NY etc.: Viking, 1988. — 384 p.
- BODKIN M. Archetypal patterns in poetry. 3 ed. NY: Vinitage books, 1958. — 324 p.
- BRADBURY M. Dangerous pilgrimages: Transatlantic mythologies and the novel. -Lnd: Seeker & Warburg, 1995. 514 p.
- BURIANEK F. Karel Capek. Praha: Melantrich, 1978. — 299 s.
- CAMPBELL J.W. Science fiction and the opinion of the universe // The Saturday Review. May 12. — 1956. — Vol. 39. — № 19. — P. 9−10, 42−43.
- CARPENTER H. The Inklings: C.S.Lewis, J.R.R.Tolkien, Charles Williams and their friends. Lnd, Allen, 1978. — 260 p.
- CASSIRER E. An Essay on man: An introduction to a philosophy of human culture. -New Haven: Yale univ. press, 1945. 237 p.
- CHANADY A.B. Magical realism and the fantastic: Resolved versus, unresolved antinomy. -NY-Lnd: Garland, 1985.- 183 p.
- Coordinates: Placing science fiction and fantasy. Carbondale- Edwardsville: Southern 111. Univ. press, 1983. — 209 p.
- CLUTE J., GRANT J. The Encyclopedia of Fantasy (рецензия) // Ikarie. -1999. № 7. — S. 47.
- CROSWAMI A. The cosmic dancers: Exploring the physics of science fiction. Cam-brige (Pa) etc.: Harper & Row, 1983. — 292 p.
- DAVENPORT B. Inquiry into science fiction. NY. — Lnd. — Toronto, 1955. — 87 p.
- DICKSON L. H.G.Wells, his turbulent life and times. NY., 1969. — 330 p.
- DIPPEL G. Das Novellenmarchen der Romantik im Verhaltnis zum Volksmarchen. F/ M, 1953.
- DOUGLAS D. Horrors! Lnd, Baker, 1967. — 326 p.
- DURKHEIM E. The elementary forms of the religious life. Lnd etc.: Allen & Unwin, 1982.-456 p.
- ELIADE M. Mystic stories: The sacred and the profane. Boulder, 1992. — 302 p.
- ELIADE M. Myth, dreams and mysteries: The encounter between contemporary faiths and archaic reality. Lnd etc: Collins, 1968. — 256 p.
- The Encyclopedia of science fiction. Ed. by John Clute and Peter Nicholls. Lnd.-NY: Granada, 1981.-672 p.
- ERLACHER C. Grimm und Andersen. Langensalza, 1929.
- EVANS I.O. Jules Verne and his work. Lnd., 1965.
- FEDERSPIEL Chr. Vom Volksmarchen zum Kindermarchen. Wien, 1968.
- FRYE N. Anathomy of criticism: Four essays. Princeton, 1973.1. V r
- GENCIOVA M. VSdeckofantasticka literatura. Praha: Albatros, 1980. — 177 s.
- GILBERT D., KILBY C.S. C.S.Lewis: Images of his world. Lnd etc.: Holder & Stoughton, 1973.- 192 p.
- GILL S. Scientific romances of H.G.Wells. Cornwall: Westapubl., 1977. — 177 p.
- GUNN J. Alternate words: The illustrated history of science fiction. Englewood Cliffs (N.J.), Prentice-Hall, 1975. — 256 p.
- HABER E.C. Mythic structure of Bulgakov’s «Master and Margarita» // The Russian Review. 1975. — Vol. 34. — № 4. — P. 412−420.
- HARTWELL D. Age of wonders: Exploring the world of science fiction. NY: Walker, 1984.-205 p.
- HILLEGAS M. K The Future as nightmare: H.G.Wells and the anti-utopians. NY., 1967.
- HUME K. Fantasy and mimesis: Responses to reality in western literature. Lnd, Me-thuen, 1984.-213 p.
- JAMES E. Science fiction in the 20th Century. NY: Oxford University Press, 1994. — 258 p.
- JANATKA J.M. Neznamy Jules Verne. Jeho skutecny zivot, osobnost a dilo. Praha, 1959.
- JOVANOVIC M. Utopia Mihaila Bulgakova. Beograd, 1975.
- Das Irrationale im Jugendbuch. Wien, 1967.592.1nside outer space: Science fiction professionals look at their craft.-NY: Ungar, 1985.-148 p.
- ISER W. Das Fiktive und das Imaginare. Frank, a. M.: Suhrkamp, 1991. — 522 s.
- IRWIN W.R. The Game of the impossible: A Rhetoric of fantasy. Urbana etc: Univ. of Illinois press, 1976 — 215 p.
- KAYSER W. Das Groteske in Malerei und Dichtung. Hamburg, Rowohlt, 1960 — 152 s.
- KERMODE F. The sense of an ending: Studies in the theory of fiction. NY: Oxford univ. press, 1967. — 187 p.
- KILBY C.S. The Christian world of C.S.Lewis. Grand Rapids (Mich.): Eerdmans, 1974.-216 p.
- KILGOUR M. The Rise of the gothic novel. L-NY, 1995. — 280 s.
- KROEBER K. Romantic fantasy and science fiction. New Haven, Lnd: Yale univ. press, 1988.- 188 p.
- LEM S. Fantastyka i futurologia. TT. 1−2. — Krakow, 1973.
- LEM S. On the structural analysis of science fiction // Science-Fiction studies. vol. 1. -part 1.-Spring, 1973.
- LEHNERT H. Thomas Mann: Fiktion, Mythos, Religion. Stuttgart, Kohlhammer, 1965.-267 s.
- LEVI-STRAUSS C. The Structural anthropology. Harmondsworth etc.: Penguin books, 1977.-410 p.
- LOVECRAFT H. Supernatural horror in literature. NY., 1945.
- LUTHI M. Das Marchen. Stuttgart: Metzler, 1990. — 134 s.
- LUTHI M. Das Volksmarchen als Dichtung: Asthetik und Anthropologic. Gottingen: Vandenhoech und Ruprecht, 1990. — 224 s.
- MACANDREW E. The Gothic tradition in fiction. NY: Columbia univ. press, 1979. — 289 p.
- MALINOWSKI B. Magic, science and religion and other essays. Glencoe, 1948.
- MANLOVE C.H. Modern fantasy: Five studies. Cambrige: Camb. univ. press, 1975. — 308 p.
- MOORCOCK M. Wizardy and wild romance: A Study of epic fantasy. Lnd, 1987.611 .MUMFORD L. The Story of Utopias. New York: Boni & Liveright, 1922. — 315 p.
- Myth and literature: Contemporary theory and practice. Ed. by J.Vickery. Lincoln: Univ. of Nebraska press, 1966. — 391 p.
- NEFF O. Jak blufovat о sci-fi. Praha: Talpress, 1999.
- NEFF O. Klon'95: recenze, kritiky, eseje. Praha: Altar, 1995. — 110 s.
- NEFF O. Neco je jinak: Komentare к 6eske literarm fantastice. Praha: Albatros, 1981. — 373 s.
- NEFF O. Tri eseje о ceske sci-fi. Praha: Ceskoslovensky spisovatel, 1985. — 95 s.
- NEFF O. Vsechno je jinak: Kapitoly о svetove science fiction. Praha: Albatros, 1986.-412 s.
- NEFF O., OLSA J. Encyklopedie literatury science fiction. Praha: H&H, 1995. 360 s.
- NOEL R.S. The mythology of Middle-earth: A Study of Tolkien’s mythology and its relationship to the myths of the ancient world. Boston: Houghton-Mifflin, 1977. — 198 s.620.0BENAUER K.J. Das Marchen. F/ M., 1959.
- O’NEILL T.R. The Individuated hobbit: Jung, Tolkien and the archetypes of Middle-earth. Boston: Houghton-Mifflin, 1979. — 200 s.
- PESCH H.W. Fantasy: Teorie und Geschichte einer literarischen Gattung. Koln, 1982. — 292 s.
- PIERCE J.J. Foundations of science fiction: A study in imagination and evolution. -NY etc.: Greenwood press, 1987. 290 p.
- Science-fiction: Essays. Halle, Leipzig: Mitteldt. Verl., 1987. — 187 s.
- Die Science-fiction der DDR: Autoren und Werke: Ein Lexikon. Berlin: Das Neue Berlin, 1988. — 348 s.
- Science fiction roots and branches: Contemporary crit. approaches. Lnd: Macmillan, 1990.-210 p.
- Shadows of imagination: The Fantasies of C.S.Lewis, J.R.R.Tolkien and Charles Williams. Lnd etc.: Feffer & Simons, 1979. — 190 p.
- PHILMUS R. Into the unknown: The Evolution of science fiction from Francis Godwin to H.G.Wells. Berkley-Los Angeles, 1970.
- The Science Fiction Encyclopedia. / Gen. Editor Peter Nichols. Garden City, New York, 1979. — 672 p.
- SHELD P. Androids, humanoids and other science fiction monsters. New York, 1993. 631. SCHNEEBERGER I. Das Kunstmarchen in der ersten Halfite des 20. Jahrhunderts. -Munchen, 1960.
- TODOROV V. Einfuhrung in die fantastische Literatur. Frankfurt, 1975.
- WIEWEGH J. Fantasie: Teoreticka studie. Praha: Akademia, 1986. — 99 s.
- WILSON C. The Strength to dream: Literature and the imagination. Lnd, 1962. — 224 s.
- The Visual Encyclopedia of Science Fiction / Ed. by Brian Ash. New York: Harmony Books, 1977. — 352 p.
- WOLLHEIM D. The Universe makers: Science fiction today. New York: Harper & Row, 1971.-122 p.
- WRIGT A. Mikhail Bulgakov: Life and interpretation. Toronto, 1975 — 324 p.
- WUCKEL D. Science Fiction: eine Illustrierte Literaturgeshichte. Edition Leipzig, 1986.-262 s.
- WYDMUCHM. Graze strachem: Fantastykagrozy.- Warszawa: Czytelnik, 1975.- 198 s.