Разработка проблем культуры в трудах отечественных социологов
Изучение истории отечественной социологии 19-начала 20-х веков только начинается, это связано, во-первых, с современной доступностью к первоисточникам, и во-вторых, с переоценкой устоявшихся мнений и стереотипов. Поэтому современный «ренессанс» социологических исследований прошлого весьма важен. Отечественные социологи видели в культуре один из главных Факторов социального развития, основной… Читать ещё >
Содержание
- Раздел 1. Исследование культуры в России: историко-методологические аспекты
- Раздел 2. Основные подходы к пониманию культуры отечественных социологов конца 19 — начала 20-х веков
- Раздел 3. Проблема и тенденции развития социологии культуры на современном этапе
Разработка проблем культуры в трудах отечественных социологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность теш исследования. В настоящее время понятие культура имеет чрезвычайно широкий диапазон использования. Она изучается многими науками — социологией, философией, культурологией, этнографией и др. Выделяя культуру как социальный феномен, социология ставит своей задачей выяснить влияние культуры на все общественные системы, а также раскрыть особенности ее функционирования и развития в той или иной социальной среде.
Изучая культуру в качестве регулирующего механизма, можно выявить закономерности, способные оказать воздействие как на общество в целом, так и на отдельного человека. Огромное значение приобретает выявление внутренних возможностей культуры, ее потенциала.
Именно поэтому в социологии обострилось внимание к культуре как к фактору социального развития. Актуализируется целый ряд аспектов, по которым ведется социологический анализ культуры — культура и социальная структура, культура и личность, культура и цивилизация и т. д.
В этой связи большой интерес вызывают взгляды на культуру отечественных социологов. Имена дореволюционных ученых были незаслужено забыты в советское время и только сейчас получают все большее внимание в обществе, хотя при этом крупных, обобщающих работ по изучению проблем культуры отечественными мыслителями нет.
Изучение истории отечественной социологии 19-начала 20-х веков только начинается, это связано, во-первых, с современной доступностью к первоисточникам, и во-вторых, с переоценкой устоявшихся мнений и стереотипов. Поэтому современный «ренессанс» социологических исследований прошлого весьма важен. Отечественные социологи видели в культуре один из главных Факторов социального развития, основной центр регулирования социальных отношений и усовершенствование личности. Один из центральных вопросов, рассматриваемый отечественными мыслителямивзаимосвязь человека и культуры, культуры и общества. Его анализ имеет важнейшее значение для разработки современной социологии культуры, так как позволяет по-новому взглянуть на решение многих ключевых проблем современности. 9же в 19 веке русские социологи утверждали, что право каждого народа на культурно-историческую самобытность реализуется только при условии многообразия культурно-исторических типов, и навязывание «единства» носит деструктивный характер. И разве не предельно актуально звучат для нас, например, слова Н. Я. Данилевского о том, что необходимым условием для развития культуры является ее политическая независимость. Поэтому нынешнее духовное возрождение немыслимо без «возвращения» имен прошлого, в том числе и выдающихся мыслителей-социологов. Культура, как мы видим, имеет вневременной аспект, и уже это служит доказательством ее актуальности.
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на бесспорную значимость и актуальность проблем истории анализа культуры в отечественной социологии, исследований ее явно не достаточно. После 191? года многие труды отечественных ученых, в которых ставились и решались проблемы культуры, были забыты, но й те, которые рассматривались, как правило, подвергались критике (1). И только в последнее время стали появляться рабо.
1.Кон И. С. Позитивизм в социологии. Л., 1964; Нарский И. С. ты, посвященные исследованию трудов русских мыслителей (1), хрестоматии, содержащие тексты из монографий, статей отечественных и зарубежных социологов (2), а также сами работы отечественных мыслителей (3).
Определенный материал мы найдем в ряде работ, посвященных истории русской социологии, где большое внимание уделяется ос.
Очерки по истории позитивизма. М., 1960. Нткина Н. Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России. М., 19?5- Чесноков Г. Д. Критика буржуазных культурологических теорий циклического развития. М., 1973.
1. Антология русской классической социологии. М., 1995; Бессонов Б. Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993; Пивоваров Ю. С. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIXпервой трети XX столетия. М., 1997.
2.Социология в России Х1Х-н.ХХвв.: История социологии. Социологическое образование.Тексты.- М., 1997; Социология в России Х1Х-ХХвв. Социология как наука. Тексты.- М., 1997; Антология исследований культуры.Т.1.СПб, 1997; Американская социологическая мысль.Тексты.- М., 1994.
3.Кареев Н. Основы русской социологии.- СПб., 1996; Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство: Философская и политическая публицистика.- М., 1996; Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические рекиСтатьи. М., 1995; Новгородцев П. И. Нравственный идеализм в философии права. М., 1991. Сорокин П. Социологические теории современности.- М., 1992; он же. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994 и др.
— а новным течениям социологической мысли и ее представителям (1).
Любое исследование культуры невозможно без определения ее сущности. Многозначность такого понятия как культура, в свою очередь определяет множественность подходов к понятию и объясняет разнообразие существующих дефиниций, в связи с чем следует назвать работы, где осуществлен этот подход. Это работы Ф. Ке-фели, Гуревича П. С. 6.Е.Давидовича и Ю.А.8данова, М. С. Кагана, Вишневского Ю. Р. Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева и др.(2).
Сюда же примыкают работы, исследующие общие вопросы культуры, ее историю и теорию. К таким работам относятся труды А. И. Арнольдова, С. Н. Артановского, Н. С. Злобина, Л. Н. Когана и др.(З). Отдельные суждения о социологии культуры мы найдем в.
1.Голосенко И. А. История русской социологии Х1Х-ХХвв.- М., 1995; История буржуазной социологии Х1Х-Н.ХХ вв.М., 1979; Кукушкина Е. И. Русская социология Х1Х-Н.ХХ века.- М., 1993; Медушевский А. Н. История русской социологии. М., 1993; Икуринов П. С. Позитивизм в России Х1Хв. — М., 1980.
2.Гуревич П. С. Культура как объект социально-философского ана-лиза//Философия и культура. М., 198?- Давидович В. Е., Мданов И. Я. Сущность культуры.- Ростов н/Д, 1979; Каган М. С. Философия культуры.- СПб., 1996; Культурология. Основы теории и истории культуры. Под ред. И.Ф.КефелиКоган Л.Н., Вишневский Ю. Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск, 1972; Маркарян З. С. Теория культуры и современная наука.- М., 1983; Межуев В. М. Культура и история. М., 1977.
3.Арнольдов А. И.
Введение
в культурологию.- М., 1994; Артановс-ский С. Н. Некоторые проблемы теории культуры. Ленинград, 1977; Коган Л. Н. Теория культуры.- Екатеринбург, 1993.
— 7 современной учебной литературе (1).
Итак, история становления и развития социологии культуры в России еще не получила должного освещения в литературе, нет ни одной монографии по этой проблеме, ее изучение только начинается. Особая актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность и побудили диссертанта к ее исследованию.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является анализ процесса возникновения и развития взглядов отечественных социологов на культуру.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие исследовательские задачи:
— выявить основные подходы в современной научной литературе к понятию «культура» ;
— проанализировать процесс зарождения предсоциологических установок на культуру в отечественной науке;
— проанализировать работы виднейших отечественных социологов, в которых ставились и решались проблемы культуры;
— выявить социологические концепции культуры русских ученых как теоретическую основу социологии культуры;
— раскрыть влияние дореволюционных социологов на совре.
1. Общая социология. Под ред. Г. В. Дыльнова.- Саратов, 1998; Основы социологии: Курс лекций. 4.1. под.ред.Эфендиева А.Г.-М., 1994; Фролов С. С. Социология.- М., 1994; Социология под ред. В. И. Добренькова.- М., 1998; Тощенко 8. Социология: Общий курс.- М., 1998; йонин Л. Г. Социология культуры.- М., 1996; Коган Л. Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992. менную отечественную социологию культуры и выявить перспективы ее развития.
Объектом исследования является теоретическая и историческая мысль отечественных социологов.
Предмет исследования — анализ социологических взглядов на культуру отечественных ученых.
Методологической основой исследования послужила концептуальная схема методологического плюрализма. В работе используются труды многих классиков социологической и философской мысли. В качестве ориентира при решении исследовательских задач выступали методы структурно-функционального, конкретно-исторического и сравнительного анализа, а также системный подход. С помощью генетического метода была рассмотрена эволюции понятия «культура». Теоретической и методологической основой исследования, обобщения полученной информации послуяили также теории современного общества и социального развития. При изучении проблем социологии культуры автор опирался на конструктивные предложения и обобщения, представленные в материалах дискуссий и обсуждений, развернувшихся в научной литературе и периодической печати последних лет.
Научная новизна диссертационной работы.
— впервые на диссертационном уровне предпринята попытка воссоздания процесса возникновения, становления и развития такой отрасли социологического знания, как отечественная социология культуры;
— доказано, что проблемы культуры находились в центре внимания ученых с момента возникновения отечественной социологии;
— проанализирована специфика воззрений на культуру представителей различных направлений отечественной социологии;
— показаны основные направления и итоги социологических исследований культуры отечественными социологами конца 19 -начала 20-х веков;
— определены направления дальнейшего социологического исследования проблем культуры в отечественной науке в современных условиях.
Положения, выносимые на защиту:
1.Культура — одно из самых сложных и многозначных понятий. Она изучается многими науками, и в настоящее время область ее изучения очень широка и границы четко не обозначены. Исходной точкой построения социологической теории культуры, выявление отдельных ее проблем является определение самого понятия «культура». Но этому понятию присуща многозначность. Основное социологическое содержание культуры сводится к тому, что она выполняет роль поддержания целостности общества, обеспечивает хранение и передачу социального опыта.
2.Являясь общечеловеческим феноменом, она пережила довольно долгую эволюцию, прежде чем стала восприниматься не в переносном смысле, типа культура ума, а как вполне самостоятельное значение, характеризующее процесс развития, что привело к универсализации этого термина.
3.Как объект изучения, культура всегда находилась в центре внимания социологии. Поэтому в ранних социологических работах мы находим попытки объяснения феномена культуры через выявление различных ее элементов. Изучая культуру во всех ее многообразных проявлениях, отечественные социологи заложили основу для формирования особой отрасли социологии — социологии культуры.
4.Зарождаясь в недрах философской мысли, проблема культуры получила дальнейшее свое развитие в отечественной социологии и не только соответствовала европейскому уровню, но и опережала своих зарубежных коллег, таких как Шпенглер, Ясперс.
5.Современный этап развития социологии культуры обусловлен ее гуманистическим значением, приоритетным развитием культуры в обществе. Выражаясь как индивидуализация личности, как средство социализации, культура в то же время нормативна. Обращение к социологии культуры, до сих пор невостребованной в полной мере, может быть продуктивно для современного теоретического осмысления места и роли культуры в нашем обществе.
6.В современных условиях подлинно научный процесс исследования культуры только разворачивается. Социология культуры выступает составной частью социологического знания и является учебной дисциплиной.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ней результаты будут способствовать углублению и расширению знаний о сущности и содержании социологических концепций культуры отечественных социологов, и создадут необходимые предпосылки для дальнейшей разработки категории культуры. Фактический материал, научно-теоретические положения диссертации могут быть использованы для дальнейших исследований истории отечественной социологии, в учебном процессе при изучении соответствующих тем по истории социологии.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации излагались автором на ежегодных научных конференциях кафедры социологии и массовой коммуникации СГН (1997;1999гг.) и отражены в двух публикациях. Диссертация обсуждена и рекомендована кафедрой социологии и массовой коммуникации Саратовского государственного университета к защите.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.
— 117 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенный в рамках диссертационного исследования анализ возникновения, становления и развития отечественной социологии культуры позволяет сделать следующие выводы.
Первое это то, что атмосфера в дореволюционной России благоприятствовала развитию самой социологии, которая возникла сначала в недрах передовой журналистики и публицистики, что позволило ей в течение короткого времени получить широкий доступ к широкой читательской аудитории. Далее отметим и то, что идеи позитивизма упали на благодатную почву, которая была подготовлена философскими раздумьями славянофилов и западников, Чаадаева и декабристов, которые в своих трудах уже затрагивали проблемы культуры.
Второе это то, что социология культуры как неотъемлемая часть отечественной социологии пережила тот же процесс расцвета и забвения, что и сама социология в целом. Она знала взлеты и падения и развивалась как часть общемировой социологической науки.
Третий вывод связан с тем, что социология культуры, как и сама социология, служила практическим задачам общества, интересам его развития.
Четвертый вывод касается того, что основы социологических знаний о культуре закладывались одновременно с формированием социологии в России во второй половине 19 века. И сам процесс становления социологии просто был немыслим без обращения ученых к острейшим для той России проблемы — проблемы культуры и общества. Отечественная социология имела ряд направлений, отличающихся друг от друга по разным основаниям. Но неизменным было внимание их к вопросам культуры, пусть и специфические, своеобразные.
Еще один вывод константирует то положение, что при наличии множества взглядов на культуру у различных мыслителей, говорить о формировании специальной отрасли социологического знания — социологии культуры, тогда не приходится. Это связано в первую очередь с тем, что только шел процесс институционали-зации самой социологии, отпочковывание ее от других обществоведческих дисциплин, не сформировались четко ее отдельные отрасли и специализации. Не в последнюю очередь это связано и с тем, что проблемами культуры стали заниматься не профессионалы-социологи, их еще тогда не было, а литераторы, критики, историки и т. д. По существу, это был подготовительный период, в который, однако, были сделаны важные открытия по культуре, заложившие фундамент отечественной социологии культуры.
Следующий вывод касается того, что несмотря на сложнейшую социально-политическую ситуацию, множественность научных направлений, формирование взглядов на культуру сопровождалось многообразием точек зрения, плюрализмом мнений.
Это характерно и для первых лет советской власти, в начале которых социология была представлена немарксистской традицией академической социологии с приоритетом теоретических исследований (Кареев Н.И., Сорокин П. А., К. М. Тахтарев и др.) и марксистской традицией с приоритетом радикализации социологии в политической борьбе (В.И.Ленин, А. А. Богданов и др.). Именно в этот период активно развернулись массовые социологические опросы, появилось много работ по социальным вопросам, в том числе и по культуре, затем социология была запрещена.
Еще один вывод заключается в том, что преемственность в развитии социологии была оборвана и начинать приходилось заново. Отметим и то, что очень долго под культурой понималась ду.
— 119 ховная жизнь общества, индивида и преобладали эмпирические исследования в данной области. Б дальнешем, вместе с возрождением отечественной социологии и ее развитием в 50−80-х годах происходил процесс становления и институционализации социологии культуры. Стали разрабатываться различные аспекты теории культуры, используя достижения мировой социологии.
Подчеркнем, что этот процесс опосредовался идеологической заданностью, господством тоталитаризма в обществе, отсутствием подлинной демократии, что прежде всего сказалось на объекте изучения социологии — на самой культуре, которая носила идеологическую окраску.
Следует отметить и то, что история дореволюционной социологи в советский период почти не была разработана. В условиях жесткой дихотомии «марксистское-немарксистское» преобладало мнение, что знакомство с немарксистской социологией не нужно, так как она не содержит научного понимания общественного развития.
Итак, подведем итоги. во-первых, весь смысл преобразований, реформ должен быть подчинен одному — созданию условий для духовного развития человека. во-вторых, нужно создать условия для более успешного развития социологии, всех ее отраслей и теории социологии как науки и учебной дисциплины. Необходима кропотливая работа по социологическому образованию, формированию у людей социологического мышления. Поэтому необходимо увеличение часов на ее изучение в вузах, введение изучения ее основ в школе, средних учебных заведениях. Актуальной задачей является и создание учебников и учебно-методических пособий по социологии. При этом нужно осторожно обращаться к опыту западной социологии,.
— 120 учитывая собственный менталитет.
Что же касается собственно социологии культуры, то здесь, по нашему мнению, можно выделить следующее:
Во-первых, необходимо усилить изучение истории отечественной социологии, для чего необходимо глубоко продуманное и систематическое издание трудов отечественных социологов как досоветского периода, так и находившихся в изгнании, создать своего рода отечественную социологическую антологию. Сегодня сделаны лишь первые шаги свидетельствующие, к сожалению, об отсутствии системности и плановости. Появляются лишь отдельные работы отдельных авторов или хрестоматии с отдельными текстами опять-таки произвольно взятых отдельных ученых. Кроме этого, пришло время создать научную историю отечественной социологии. В 1997 г. появились первые тома 4-х и 5-ти томных изданий «Истории теоретической социологии», издается ряд книг по западной теоретической социологии. Наверно, наступило время и для такого рода изданий по отечественной социологии.
Во-вторых, нужно и издание особой истории социологии культуры. Нет необходимости доказывать, что это не только дань уважения предшествующим ученым, это одновременно и закладка фундамента нового этапа развития этой отрасли социологического знания.
И, наконец, последнее. Новый этап в развитии социологии культуры связан со становлением ее нового объекта, не должен повторять печальную историю отечественной социологии — начинать все с нового листа, отрицать все достигнутое. Наука сильна своими традициями, историей, конкретными именами ученых. Не рвать нити традиций, связь поколений ученых, брать на вооружение все положительное, достигнутое ранее — залог крупных научных достижений в будущем.
— 121.
Список литературы
- Аксаков И. Сочинения. М., 1886. Т.1.
- Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993.
- Алексеева Г. Д. Народничество в России в XIX в.: Идейная эволюция. М., 1990.
- Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. СПб., 1997. Т.1.
- Антология русской классической социологии. М., 1995.
- Антонович И.И. Буржуазная социологическая теория. Критический очерк основных направлений, концепций, категорий. Этапы эволюции. Мн., 1980. 4.1.
- Артановский С.Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л., 197?.
- Баллер Э.А. Коммунизм. Культура.Человек. М., 1984.
- Баллер Э.А. О культуре и культурности. М., 1966.
- Баллер Э.А. Что такое культура. М., 1964.
- Баткин Л.М. Пристрастия: Изб. эссе и статьи о культуре. М., 1994.
- Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. И., 1993.
- Бетяев Я.Д. Общественно-политическая и философская мысль России в первой половине 18в.Саранск, 1959.
- Богатов В.В. Философия Лаврова. М., 1972.
- Боголюбова Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории. М., 19?8.
- Болгов В.И. Социология культурного уровня жизни. Кишинев, 1991.
- Бороздин А. Данилевский//Русский биографический словарь. СПб., 1905. Т.6.
- БСЭ. Изд. 2-е. М., 1953. Т.24.19