Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философско-культурологический анализ феномена святости и образа русского святого в народном православии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В народном православии святость, и конкретно его воплощение в образах святых, обладает исключительной аксиологической значимостью, ибо включает в себя такие коннотации, как святой, русский святой, бессребреник, христианские святые и праведники, мученики, страстотерпцы, местночтимые покровители русского народа и русских промыслов, святые — носители высоких нравственных качеств. Эти понятия-образы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретическая концептуализация феномена «святости»
    • 1. 1. Богословские и православные аспекты феномена святости
    • 1. 2. Научно-теоретические аспекты концептуализации феномена святости и святого
  • Глава II. Концептуализация феномена святости и образа святого в народной культуре и народном православии
    • 2. 1. Философско-культурологический анализ феномена «народное православие»
    • 2. 2. Образ святого и понятие святости в фольклорной традиции, духовной поэзии и народном сознании

Философско-культурологический анализ феномена святости и образа русского святого в народном православии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена культурологическими и социальными задачами осмысления ключевого для русской истории и культуры феномена святости и образа «святого» с точки зрения современных научных тенденций, а также как требование восполнения знаний о специфике народной духовности и народного православия сегодня.

Мы переживаем эпоху переходности, когда идеалы и духовные смыслы существенно меняются в сторону все большей утилитарности и прагматичности, размывается их смысловое наполнение, все большее значение приобретает идея «демократического равенства» всех ценностей между собой. Однако независимо от времени и национальной принадлежности человек никогда не теряет интереса к своему прошлому и ищет в нем устойчивые ценностные начала, позволяющие ориентироваться в современных этических коллизиях и оценках. Не утрачен он и в нашем менталитете. «Тоска» по абсолютным истинам pi абсолютным ценностным установкам делает насущным не только интерес к духовной народной культуре в целом, но и все серьезнее побуждает нас обращать внимание на выработанные тысячелетиями идеалы народного сознания. Святость как духовное начало и важнейшая аксиологическая категория — одна из таких «истин», экзистенциальным воплощением которой являются русские святые — образцы воплощения высшей нравственности общества.

Специфика воззрений русского народа связана с феноменом «народного православия» — своеобразным синкретизмом христианских и языческих представлений в культуре. Язычество и православие становятся «дуальной моделью» [Лотман, 1984] духовной народной культуры, воплотившей образ святого в мифах, апокрифах, фольклоре, бытовой и обрядовой лексике, что становится принципиальным при определении сущности и специфики фигуры святого и сопряженных с ним описаний святости. Важно указать, что в русской культуре знания о святости связаны всегда с конкретными носителями — святыми. И представления в народе о том, кого можно считать святым появились не в одночасье с появлением христианства. В другой — мифологической форме, но они присутствовали уже в верованиях славян, в их представлениях о культе природы, которая освящала идею мощи (роста) — синонима святости как жизненной (природной) силы. С другой стороны, в народном православии понятие святости сформировано на основе византийской православной традиции. Народ образ святого рассматривает в едином смысловом поле значений и интерпретаций языческого и православного воззрений на его природу и сущность. Результатом этого взаимодействия стала не смена язычества православием, а их своеобразный диалог, результатом которого и стал феномен народного православия.

В народном православии святость, и конкретно его воплощение в образах святых, обладает исключительной аксиологической значимостью, ибо включает в себя такие коннотации, как святой, русский святой, бессребреник, христианские святые и праведники, мученики, страстотерпцы, местночтимые покровители русского народа и русских промыслов, святые — носители высоких нравственных качеств. Эти понятия-образы обращены одновременно ко всем социальным группам, а их способность к преодолению отчуждения через культуру и с помощью культуры, по сути дела, не имеет себе равных. Следует отметить важнейшую черту текстов народной культуры — их диалогическую природу, благодаря чему сегодня весьма успешно выстраиваются взаимоотношения современного человека с собственной культурной (текстовой) памятью. Ситуация, сложившаяся в культуре XXI века, такова, что многие её институты оказываются дисфункциональными. Они в ещё большей степени усугубляют противоречия в обществе, во взаимодействии поколений, социальных групп, во внутригрупповых и межгрупповых формах общения. Когда такой дисфункционализм достигает крайних форм, диалог с собственной памятью, обращение к вере становятся уже не модой, а настоятельной необходимостью мемориализации и репродукции культурного наследия.

В русской культуре создано разнообразное представление о святости, отражающее не только канонические воззрения, но и во многом — идеи народного сознания, обращенного к своим главным святыням и к своим наиболее почитаемым святым. О святости народ говорит на языке «обрядосферы» (Д.С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Н.И. Толстой), фольклора, духовного песнопения. Почитание святых стало неотъемлемой частью православной духовности и одной из доминант сохранения традиционного мировоззрения и основой формирования отечественной духовной традиции, обретающей особую аксиологическую значимость в современном обществе и культуре.

Степень научной разработанности проблемы. Изучение феномена святости и образа святого многообразно отражено в различных направлениях гуманитарной науки. Следует выделить ряд фундаментальных работ, отражающих православное представление о святости и святых: богословских (игумен Августин, Е. П. Аквилонов, С. Н. Булгаков, ст. Игнатия, еп. Варнава (Беляев), арх. Георгий, Макарий (П.И. Веретенников), М. В. Лодыженский, И. М. Концевич, о. А. Мень, Д. В. Новиков, м. Мария (Скобцова), П. А. Флоренский, Г. П. Федотов и др.) — исторических (Н.С. Гординенко,

A.П. ' Кадлубовский, В. О. Ключевский, А. А. Куратов, Б. А. Рыбаков, Б. А. Успенский, Г. П. Федотов и др.) — философских и культурологических (С.С. Аверинцев, Н. Е. Выжленцова, Н. Ю. Гвоздецкая, А. П. Забияко, Е. В. Зимакова, С. М. Климова, И. К. Кучмаева, Ю.М. ¦ Лотман, М. П. Омельницкий, С. А. Смирнова и др.) — литературоведческих и лингвокультурологических (Ф.И. Буслаев, А. С. Демин, Л. А. Дмитриев,

B.А. Котельников, И. В. Кондаков, В. В. Кусков, Л. В. Левшун, С. В. Минеева, Е. С. Новик, С. Ю, Неклюдов А. А. Ольшевский, Н. И. Толстой, С. М. Толстая, и др.). Особое место в изучении данной тематики принадлежит В. Н. Топорову — создателю трехтомного труда «Святость и святые в русской духовной культуре» и В. М. Живову — создателю словаря «Святость».

Фольклорно-этнографический интерес к русскому народу породил ещё в XVIII веке серию записей, нотных сборников, книг. К середине XIX века изучение русской народной религии, народного мировоззрения, мифологии и фольклора оказалось глубоким и разносторонним. Начало собирания и изучения духовных стихов было положено в XIX веке П. В. Киреевским. Продолжили запись и исследование этого уникального вида народной поэзии А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, П. А. Бессонов, В. Г. Варенцов, А. Н. Веселовский, Е. А. Ляцкий, В. И. Срезневский, Г. П. Федотов.

Понятие «народное православие» рассматривается многими отечественными исследователями фольклора и «постфольклора»: 1

О.В. Беловой, П. Г. Богатыревым, М. М. Громыко, И. Г. Матюшиным,

Е.М. Мелитинским, С. В. Минеевым, Е. С. Новик, С. Ю. Неклюдовым,

A.А. Ольшевским, — А. А. Панченко, Н. И. Толстым, С. М. Толстой,

B.Ф. Филатовой и др. Исследователи народной религиозности, начиная с середины XIX столетия, отмечали неоднородность понимания феномена народной веры. Эта сложность и определяет отношение к ней как к двоеверию (Ф.И. Буслаев,. Г. П. Федотов) — некоторые ученые предпочитают говорить о православно-языческом синкретизме (Н.М. Моторин, А. А. Невский, Н.И. Толстой). Причем под язычеством надо понимать не древнюю мифологию, а определенную культурную модель, которая, развиваясь, обретая черты современного народного мифотворчества, все же сохраняет (может быть в глубинах коллективного бессознательного) некоторые свои исконные, идущие из глубины веков, верования. Еще одна тенденция: рассмотрение народного православия как системного образования (О.В. Белова). В обиходе использования и такое прилагательное к православному сознанию народа, как бытовое (В.И. Чичеров) или обрядоверне (Г.Н. Мелехова). Можно утверждать, что неоднородность текстов позволяет говорить в ряде случаев и о синкретизме, но для большинства — это все-таки результат диалогического соединения народных верований и традиционного (церковного) православия. Специфика диалогизма раскрыта в ряде работ (B.C. Библер, М. М. Бахтин, Ю. М. Лотман,

В.Ф. Филатова).

Образ святых в русском духовном опыте рассматривает не одно поколение исследователей — представителей разных научных школ. В новейших исследованиях эта проблема разрабатывается в рамках истории ментальностей, истории повседневности и народной культуры. Она связана с именами таких ученых, как Ф. Граус, А. Я. Гуревич, Ж. К. Шмитт, Н. Олер, П. А. Сигаль, Р. Хиштанд. Более ранние работы о средневековом культе святых принадлежат И. Делэ, К. Лумису, Д. Керлеру. Образ святого в русской традиции сопряжен с морально-нравственным комплексом воззрений русского народа, поэтому сюда входят работы и по изучению милосердия, нищелюбия, нравственности (A.M. Капустина, Н. Г. Лукьянова, А.В. Нестеренко) — особую роль играет феномен странничества как специфически народное представление о святом, который вышел из народа, духовно близок народу и традиционно не привязан к материальным богатствам (М.Ю. Бубнова). Существует достаточно разработанный пласт литературы, посвященной старчеству, иночеству и другим формам святости (Е.В. Зимакова, м. Игнатия, м. Мария (Скобцова)), но народные интерпретации этих представлений фактически отсутствуют. Научная концепция народной художественной культуры, её сущность, функции, составные, части, исторический, культурологический и социально-психологический генезис представлены в трудах А. К. Байбурина, Т. И. Баклановой, М. С. Жирова, А. С. Каргина, Ю. Г. Круглова, Г. М. Науменко, А. Ф. Некрыловой, Г. И. Успенского, В. Ф. Филатовой, Н. А. Хренова и др. На сегодняшний день лишь несколько диссертаций посвящены феномену и понятию святости: Забияко А. П. Категория святости (философско-религиоведческий анализ). — М., 1998; Климова С. М. Феноменология святости и страстности, в русской философии культуры. — М., 2004; Смирнова С. А. Святость как феномен культуры: семантическое и лингвокультурное описание. — Северодвинск, 2005; Бубнова М. Ю. Русская святость как экзистенциальный феномен. — СПб., 2005; Цуканова И.В.

Философско-культурологический анализ феномена народной религиозности. — Белгород, 2006 и др.

Объектом исследования является народное православие.

Предмет исследования — феномен святости и образ русского святого в культуре русского народа в литературно зафиксированных и современных фольклорных текстах.

Цель исследования: философско-культурологический анализ феномена святости и образа русского святого в народном православии.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть феномен «народное православие» pi выявить аксиологические аспекты понимания святости в духовно-религиозном сознании народа;

— раскрыть специфику народного православия как основы для понимания сути святости;

— проанализировать этическую систему основных культурных концептов как целостнуюпоказать роль и значение понятия святости и образа святого в ней;

— дать феноменологическое описание понятия святости и образа святого в современном народном сознании (народном православии) через аутентичные фольклорные тексты, духовные стихи и обрядосферу, представленные в текстах, собранных в Центрально-Черноземном регионе.

Методология исследования. В начале XXI века в научном изучении святости и образа святого сложилось несколько направлений: феноменальное — описание жизни и жития святыхсвятость рассматривается как слово-понятие с категориальным значением или анализируется как национально-культурный концепт. Необходимо говорить об интеграции усилий науки, отраженных в междисциплинарном подходе. Это связано как с общими тенденциями в развитии гуманитарных дисциплин, так и с интегративным характером самого объекта исследования. Методологию работы составляют: структурно-семиотический метод В. Н. Топорова, линвокультурологический метод анализа понятий «святость», «святой» (Ю. Степанов) — учение о дуальной модели русской культуры Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенскогоисторической семантике Э. Бенвениста, этнофольклористики и этнофилологии. В этом контексте особенно важно изучить функционирование православных понятий и образов в народном фольклоре, песенном (духовном) творчестве, обрядосфере и русской ментальности в целом. Понятие «концептосфера», получившее широкое распространение после его введения в науку академиком Д. С. Лихачевым, позволяет рассмотреть собранный нами фольклорный материал не только с точки зрения архаических текстов, но и в системе обрядосферы, перемешанной с каноническими и неканоническими идеями христианства.

Источниковой базой исследования является народная художественная культура (отраженная в фольклоре и духовных стихах) Белгородской, Курской и Воронежской областей, организация и методы полевого исследования.

Научная новизна диссертационного исследования:

— исследование феномена «народное православие» в аутентичных текстах русской духовно-религиозной (обрядовой и песенной) культуры позволяет выявить новые аспекты аксиологического преломления в понимании феномена святости;

— обосновывается тезис о диалогической природе народного православия, заключенной не в схематическом сопряжении языческих и догматических идей, а в духовно-исторической (историко-культурной) «встрече» народного и православного мировоззрения, рождающей уникальное религиозное переосмысление базовых идей, которое нельзя механически отождествить ни с язычеством, ни с идеологией Русской Православной Церкви (РПЦ);

— рассматривается целостная этическая система основных культурных концептов народного православия, отражающих понимание святости как главного нравственного ориентира в диалогической специфике бытования народного православия;

— описано феноменологическое пространство понятий «святость» и «святой» как результата диалогического представления о святых в народном православии, на базе анализа фольклора, духовной поэзии и обрядосферы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Народное православие — сложный синкретичный феномен, имеющий многообразие культурных концептов (текстов, обрядов, песен, календарных праздников, культов и т. д.), которые по-разному выражают суть понимания святости и по-разному репрезентируют образ святого. Иногда правомерно утверждать синкретизм языческих и православных преставлений (феномен двоеверия или дуализм), иногда — это диалогическая модель, для которой святость и образы святых — нечто новое по сравнению с языческим или догматическим богословским взглядом.

2. На основе собранного фольклорного материала и анализа научной литературы можно сделать вывод о том, что «народное православие» — это адекватное отражение ортодоксального православия в крестьянском сознании в специфической форме, соединившее архетипические (языческие) представления о вере с канонами традиционного православного мировоззрения. Это соединение носит не механический характер, но представляет собой отражение целостного духовно-религиозного мировоззрения русского народа. Признавая культурную и историческую «открытость» нашей народной фольклорной традиции, была установлена ее диалогическая специфика, проявляемая в коммуникативной открытости другим текстам pi влияниям различного рода (социальным изменениям, инославию, художественной литературы), отраженная в представлениях о русских святых и понимании святости.

3. Неоднородность духовно-религиозного сознания народа требует соединения всех культурных концептов народного православия в целостную этическую систему, в основе которой находятся аксиологические представления о святости и образе святого, рассмотренные как главные ценностные (духовно-нравственные) ориентиры веры и поведения людей. Святой в народном сознании как носитель святости (высшего качества человека) не обязательно являлся воцерковленным человеком или аскетом. Чаще всего святые — это бескорыстные служители высшим идеалам, образцы нравственного поведения, живые носители религиозных заповедей.

4. Описательное пространство понятий «святость» и «святой» в народном православии позволяет переосмыслить их через такие коннотации, как смирение, покаяние, иночество, доброта, жалость, ' сострадание, кенозис, милосердие, нищелюбие, странничество, страдание, любовь, и представить образ святого через неканоническое (апокрифическое) соединение с образами Христа, Богородицы, многочисленных канонизированных святых, а также через местночтпмых святых, зачастую не имеющих никаких религиозных (канонических) оснований быть носителями святости, кроме народной любви и почитания, а также хранимого в исторической памяти культа, им посвященного. Фольклорный материал показывает избирательность народа в отношении того, кого они называют святыми. При всей разности трактовок главное качество святого — его бескорыстное служение другим и всепрощенческое отношение к чужим недостаткам.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы исследования, его обобщения и выводы могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по заявленной проблеме, при изучении воззрений и верования русского народа и описании концептосферы народной культуры. Материалы диссертации могут быть востребованы при разработке учебных пособий, спецкурсов и спецсеминаров по проблемам религиозно-философской и народно-православной парадигмы в описании образа русского святого, а также спецпредметов в различных учебных заведениях.

Апробация исследования. Материалы диссертационного исследования докладывались на 1-х Международных «Иоасафовских и чтениях» (Белгород, 2003 г.) — Всероссийской научной конференции «Перспективы и проблемы светского и религиозного взаимодействия в сфере образования, воспитания и культуры» (Белгород, 2004 г.) — Международной научной конференции «Человек, культура и общество в контексте глобализации» (Москва, 2005 г.) — межвузовской конференции «Патриотизм как концепт формирования человека и мира» (Белгород, 2005 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экологическая культура как основа экологической безопасности регионов» (Белгород, 2005 г.) — межрегиональной научно-практической конференции «Язык, фольклор и культура: проблемы взаимодействия» (Белгород, 2005 г.) — VI межрегиональной научно-практической конференции «Социокультурная динамика региона» (Белгород, 2006 г.) — Международной конференции «Провинция и столица: центробежные и центростремительные процессы духовной эволюции культуры» (Белгород, 2006 г.) — межвузовской научно-практической конференции «Патриотизм как феномен современного гуманитарного образования» (Белгород, 2006 г.) — межвузовских «Лихачевских чтениях» (Белгород, 2006;2008 гг.) — VI Международной конференции «Духовные ценности и нравственный опыт русской цивилизации в контексте третьего тысячелетия: «Славянские чтения» (Орёл, 2007 г.) — межрегиональной научно-практической конференции «Православие и духовный мир молодёжи» (Белгород, 2007 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Традиционная народная культура в социокультурном пространстве региона: проблемы сохранения и развития» (Белгород, 2007 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Музыка изменяющейся России» (Курск, 2007 г.) — межрегиональной научно-практической конференции «Народное песенное искусство и фольклорные традиции в современной системе образования» (Орёл, 2008 г.).

Структура работы. Диссертация включает введение, две главы, заключение, библиографический список.

Выводы: Фольклор, обрядосфера, духовные стихи являются средоточием духовной традиции русского народа и в них отражены специфические — диалогические черты и народного (языческого) и православного миросозерцания народа. В духовной поэзии во всех формах ее проявления произошёл некий органический синтез языческой и христианской культур, обусловивших взаимодействие и взаимопроникновение двух мировоззренческих систем, сформировавших народное православие. Анализ феномена святости и образа святых в духовных стихах, земледельческом календаре, обрядах позволяет сделать вывод о том, что образ святого — образ являющийся, по сути, плодом коллективного творчества, созданным по всем законам фольклорного сознания.

Заключение

В начале XXI века в научном изучении святости и образа святого сложилось несколько направлений: феноменальный — описание жизни и жития святыхсвятость рассматривается как слово-понятие с категориальным значением или анализируется как национально-культурный концепт. Особенность современных исследований — в интегративном характере, для науки характерен междисциплинарный подход, что обусловлено как общими тенденциями в развитии гуманитарных дисциплин, так и интегративным характером самого объекта исследования. Образ святого уникально представлен в мифах, фольклоре, апокрифах, бытовой и обрядовой лексике и других текстах русской культуры.

В народном православии образ святого необходимо рассматривать в едином смысловом поле значений и интерпретаций языческого и православного воззрений на его природу и сущность. Известно, что эти представления формировались в процессе аккультурации православной догматики устойчивым миром славянского язычества. Результатом стала не смена одного другим, но их своеобразный симбиоз и появившиеся в итоге представление о святости нельзя воспринимать как механическое сочетание православных и народных воззрений, но как специфический феномен двоеверия. Концептуализация феномена святости в народной культуре создаётся в процессе вытеснения идеи мощи, как признака сверхъестественного существования, из материальной сферы в духовную, через попытку ликвидации «телесного» субстрата в этой сфере. При этом концепт сохраняет все позитивные составляющие языческой святости, прежде всего его энергетический «компонент», то есть сверхъестественные способности и возможности, направленные на самосовершенствование и мистико-религиозное откровение. Необходимо было найти критерии, признаки, по которым можно установить, с каким языческим персонажем соотнести ту или иную фигуру христианского культа. И такие критерии быстро выработались. Основных три: звучание имени (созвучие) — содержание христианского предания о той или иной фигуре, сведения Писания или житийкомплекс представлений, уже закрепившийся за данной фигурой в славянском двоеверии. Безусловно, в характеристике святости и образа святого в народной культуре явно виден «прагматический» аспект, когда святой связан с идеей покровительства, спасения, поддержки, и зачастую его призыв связан с прямыми практическими действиями, все же этот аспект не стоит абсолютизировать. Гораздо важнее аксиологическая составляющая образа святого в народном сознании: святой — это образец и «мера» совершенства, которая дана человеку в конкретных примерах. Пока есть опыт соприкосновения с реальными святыми, русский человек несет и в себе эту образцовость не только через абстрактные фигуры святых, но и через близкий человеческий ряд таких фигур. Как Сергий Радонежский, Серафим Соровский, свт. Иосаф Белгородский, св. Матрона Московская, св. Ксения Петербургская, св. Иоанн Крестьянкин — канонизированный и обожествленный в сознании народа еще до всякой реальной канонизации. Духовные стихи явились квинтэссенцией народных представлений о святости, образах святых и святом русском народе — его страданиях, чаяниях и ожиданиях. Духовные стихи всегда читались за «церковной оградой» и не были признаны в самой клерикальной среде. В стихах мы видим как отражение православной догматики, так и народные упования и надежды в наивной, форме слова, обращенные к Богу — защитнику и покровителю, и особенно Богородице, аккумулирующей в себе черты Матери сырой Земли и Богородицы — матери Божьей и Заступницы народной. Некоторые духовные стихи имеют и явно литературную подоснову, так в псальме: «По синему небу там ангел летел И тихую песню он пел И месяц и звёзды и тучи толпой Внимали той песне святой Ужасные дни наступили Преследуют имя Христа

Святыню его разорили

Повсюду одна пустота". первые строчки являются прямым рефреном стихотворения М. Ю. Лермонтова «Ангел». Следует учитывать и музыкальную составляющую народного стиха. Таким образом — духовные стихи отражают все многообразие культурных напластований русской ментальности, без дифференциации на высокое и низкое, официальное каноническое и стихийное и народное, признанное и непризнанное.

Хотя официальное православие и сегодня не признаёт народный пласт культуры и осуждает его как варварство и языческую «недоразвитость», узаконенность народного православия, однако, имеет место в самой жизни, амбивалентном характере русской культуры, которую нельзя опровергнуть или изменить идеологически или догматически. Выступая в качестве моральной парадигмы жизни и поведения русского православного человека, вера формируется не только библейскими текстами, но и апокрифами, духовными стихами, не только церковными требниками, но и тысячелетней языковой традицией, магическими обрядами и календарными праздниками.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин игумен (Анисимов). Александр Невский pi святость Текст. / Августин игумен (Анисимов): сб. материалов историко-философских чтений, посвящённых 775-летию со дня рождения Александра Невского. Иваново, 1995. — С. 5−10.
  2. , М. К. История русской фольклористики Текст. Т. 2. / М. К. Азадовский- АН СССР, Отд-ние лит. и яз. М.: Учпедгиз, 1963. — 363 с.
  3. Актуальные проблемы современной фольклористики Текст.: сб. стат. и материалов. Л.: Музыка, 1980. — 224 с.
  4. Александр Шмеман. За жизнь мира. Текст. / Прт. Александр Шмеман. Весть, 1990. — 78 с.
  5. , Э. В. Фольклор в контексте современной культуры: рассуждения о судьбах народной песни Текст. / Э. В. Алексеев. М.: Сов. композитор, 1988. — 237 е.: ил.
  6. , Р. В. Славянский мир Текст. / Р. В. Андреева, В. В. Будаков, Л. Ф. Попова. Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2001. — 272 с.
  7. , Ю. Е. Болезнь в картине мира средневековой народной культуры (Германия VI—XIII вв.) Текст.: автореф. дис.. канд. фил. наук / Ю. Е. Арнаутова. М., 1993.
  8. , Ю. Е. Чудесные исцеления святыми Текст. / Ю. Е. Арнаутова//Одиссей. 1995.-№ 6.-С. 151−171.
  9. , Н. Д. О стыде и совести Текст. // Логический анализ языка. Языки этики / отв. ред. Н. Д. Арутюнова, Т. Е. Янко, Н. К. Рябцева. М.: Языки русской культуры, 2000. -С. 3−10.,
  10. , Н. Д. Язык и мир человека Текст. / Н. Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 1999. — 896 с.
  11. , А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Текст. В 3 т. Репринт / А. Н. Афанасьев. М.: Индрик, 1994.
  12. Афонский патерик, или Жизнеописания святых, на святой Афонской горе просиявших Текст.: ч. 1−2. — М., 1897.
  13. , А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семиотический анализ восточнославянских обрядов Текст. / А. К. Байбурин. СПб.: Наука, 1993. — 240 с.
  14. , Ф. А. О полевой структуре концептосферы «человек» Текст. / Ф. А. Басырова // Теория поля в, современном языкознании: сб. материалов межвуз. науч. конф. Уфа: РИО БашГУ, 2002. — С. 35−42.
  15. Белгородские святыни Текст. / сост. А. Н. Крупенков. -Белгород: Образовательное учреждение «Квант», 1995. 168 е., ил. 12.
  16. , Э. Словарь индоевропейских социальных терминов Текст. / пер. Ю. С. Степанова. М.: «Прогресс» «Универс», 1995.-456 с.
  17. , Н. А. Самопознание Текст. / Вступ. статья Р. Гальцевой. М.: ЗАО «Плюс-Минус», 2004. — 330 с.
  18. , Н. А. Собр. соч. Текст. В 4 т. Т. 3. Типы религиозной мысли в России / под ред. Н. А. Струве. Париж: Имка-Пресс, 1989.-714 с.
  19. , Н. А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека) Текст. / Н. А. Бердяев. 3-е изд. — Paris: YVCA — PRESS 11, rue de la Montagne-Ste-Genevieve 75 005, 1991. — 453 c.
  20. , H. А. Экзистенциональная динамика Божественного и человеческого Текст. / Н. А. Бердяев. Париж: YMCA — Press, 1952.-247 с.
  21. , Н. А. Новое средневековье. Текст. В 2 т. Философия творчества / Н. А. Бердяев. М., 1994. — 342 с.
  22. , Н. А. О человеке, его свободе и духовности Текст.: избранные труды / ред.-сост. JI. И. Новикова, И. Н. Сиземская. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999.-312 с.
  23. , Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России Текст. / Н. А. Бердяев. М.: ЗАО «СВАРОГ и К», 1997. — 542 с.
  24. , Н. А. Философия свободы. Смысл творчества Текст. / Н. А. Бердяев. М.: Правда, 1989. — 607 с. — (Из истории отеч. филос. мысли).
  25. , Н. А. Экзистенциональная динамика Божественного и человеческого Текст. / Н. А. Бердяев. Париж: YMCA — Press, 1952.-247 с.
  26. , Н. А. А. С. Хомяков Текст. / Н. А. Бердяев. М., 1912. -С. 15.
  27. , П. А. Калеки перехожие. Текст. Вып. II., 1861. -С. XXIII.
  28. , Ю. В. Современные проблемы этнографии: Очерки теории и истории Текст. / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1981. -390 с.
  29. , Ю. В. Этнос и этнография Текст. / Ю. В. Бромлей. -М.: Наука, 1973.-283 с.
  30. , И. У. Юродивые древней Руси Текст.: стат. сб. / Вопросы истории религии и атеизма. М., 1964. — XII.
  31. , С. Н. Православие Текст. М.: Москва, 2001. -480 с.
  32. , В. В. Византийская эстетика: теоретические проблемы Текст. / В. В. Бычков. М.: Искусство, 1977. — 199 с.
  33. , Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве Текст. / Г. К. Вагнер. М.: Искусство, 1987. — 288 с.
  34. , Г. К. Искусство Древней Руси Текст. / Г. К. Вагнер, Т. Ф. Владышевская. М.: Искусство, 1993. — 255 с.
  35. , М. К. Антропоморфические представления в верованиях украинского народа Текст. / М. К. Васильев // Этнографическое обозрение. 1892. — № 4. — С. 163−164.
  36. Вениамин, митрополит (Федченков) Божии люди Текст. / сост., подгот. текста и вступ. ст. А. Светозарского. — М.: Современник, 1991. 110 с.
  37. , В. П. Концепт «образцового человека» Текст. / В. П. Веряскина // Человек. 2004. — № 4. — С. 49−63.
  38. , А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха Текст. / А. Н. Веселовский. VI-X. СОРЯС, 1883. -т. XXXII, № 4.
  39. Владыкина-Бачинская, Н. Русское народное музыкальное творчество Текст.: хрестоматия / Н. Владыкина-Бачинская, Т. Попова. — 3-е изд. М.: Музыка, 1974. — 302 с.: нот. ил.
  40. Вопросы жанров русского фольклора Текст.: стат. сб. / под ред. Н. И. Кравцова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 131 с.
  41. , В. С. О крестьянском искусстве Текст.: Избр. труды /
  42. B. С. Воронов- вступит, ст. Т. Разиной. М.: Сов. художник, 1972.-350 с.
  43. , Н. Е. Святость как первооснова древнерусской духовности Текст. / Н. Е. Выжленцова // Вестник Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. Новгород, 2001. — № 18. — (Гуманитарные науки).1. C. 61−64.
  44. , Н. Ю. Учёность, монашество, святость Текст. / Н. Ю. Гвоздецкая // Материалы историко-философских чтений, посвящённых 775-летию со дня рождения Александра Невского. Иваново, 1995. — С. 68−71.
  45. , А. И. Человек в языковой картине мира Текст. / А. И. Геляева. Нальчик: Кабардино-Балканский университет, 2002. — 177 с.
  46. Георгий (архим.) Обожение как смысл человеческой жизни Текст. / Георгий (архим.). М., 2000. — 32 с.
  47. Голгофа: Библейские мотивы в русской поэзии Текст. / худож. офор. Б. Ф. Бублик. М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: «Фолио», 2001. — («В силе Духа»). — 464 с. — (Б-ка «Р.Х. 2000»).
  48. , Е. История русской церкви. Текст. Т. 1. Ч. 2. -М., 1904.-839 с.
  49. , Н. С. Православные святые: кто они? Текст. / Н. С. Гордиенко. JI.: Наука, 1979. — 270 с.
  50. , Н. С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов Текст. / Н. С. Гордиенко. JI.: Лениздат, 1986. — 287 с.
  51. , В. А. Древнерусские княжеские жития Текст. / В. А. Грихин // Русская речь. 1980. — № 2. — С. 106−110.
  52. , В. А. Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV—XV вв.. Текст. / В. А. Грихин. М.: Издательство Московского университета, 1974. — 234 с.
  53. , М. Н. Русская философская мысль X—XVII вв.еков Текст. / М. Н. Громов, Н. С. Козлов. М.: Изд-во Московского университета, 1990. — 278 с.
  54. , М. Н. Идейные течения древнерусской мысли Текст. / М. Н. Громов, В. В. Мильков. СПб.: РГИ, 2001. — 960 с.
  55. , Н. С. Структура и типология русской средневековой философии Текст. / Н. С. Громов. М., 1997. — 256 с.
  56. , М. Мир русской деревни Текст. / М. Громыко. М.: Мол. гвардия, 1991. — 446 е.: ил.
  57. , Л. От Руси к России: Очерки этн. истории Текст. / Л. Гумилев. М.: Экопрос, 1992. -334 с.
  58. , А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века) Текст. / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1989. — 366 с.
  59. , П. С. Философия культуры: Учеб. пособие Текст. / П. С. Гуревич. 2-е изд., доп. — М.: Аспект Пресс, 1995. -288 с.
  60. , В. Е. Виды современного фольклора славянских народов Текст. / В. Е. Гусев // История, культура, фольклор и этнография славянских народов: VI Международный съезд славистов: докл. сов. делигации. -М., 1968. С. 294−299.
  61. , В. Е. Русская народная художественная культура: Теоретические очерки Текст. / В. Е. Гусев. СПб., 1993. -248 с.
  62. , В. Е. Эстетика фольклора Текст. / В. Е. Гусев. JI.: Наука, 1967. — 319 с.
  63. , Эд. Собрание сочинений. Текст. Т. 1. Феноменология внутреннего сознания времени / Эд. Гуссерль. -М., 1994.- 192 с.
  64. , К. С. Фольклор как вид искусства Текст. / К. С. Давлетов. М.: Наука, 1966. — 364 с.
  65. , В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: в 4-х т. / В. И. Даль. М.: Русский язык, 1978.
  66. , В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа: Материалы по русской демонологии Текст. / В. И. Даль. СПб.: Литера, 1996. — 477 с.
  67. , В. И. Пословицы русского народа Текст.: сб. в 3 т. / В. И. Даль. М.: Русская книга, 1988.
  68. , А. С. «Житие Александра Невского» и летописание XII в. Текст. / А. С. Демин // Мир житий: сборник материалов конференции. М.: Кругъ: Имидж-Лаб, 2002. — С. 83−90.
  69. Ераст Вытропский. Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и Предтечева скита. (Калужской губернии) Текст. / Иеромонах Ераст Вытропский. Изд. Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2000. — 303 с.
  70. , В. И. Классификация русской народной песни в советской фольклористике Текст. / В. И. Еремина // Русский фольклор. Проблемы свода русского фольклора. Л.: Наука, 1977.-Т. 17.-С. 114−119.
  71. , А. И. Философские аспекты русской богословской мысли (вторая половина XVIII начала XIX вв.) Текст. / А. И. Есюков. — Архангельск: Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2003. — 329 с.
  72. Ефрем Сирин. Толкование на книгу бытия. Текст. Т. 6. Творения / Св. Ефрем Сирин. М.: Отчий дом, 1995.
  73. , В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов Текст. / В. М. Живов. М.: Гнозис, 1994. — 112 с.
  74. Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария Текст. / Свято-Введенская Оптина Пустынь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. М.: Изд-во «Отчий дом», 1997. — 416 с.
  75. , М. С. Народная художественная культура Белгородчины Текст.: учеб. пособие / М. С. Жиров. -Белгород, 2000. — 267 е.: ил.
  76. , М. С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры Текст.: учеб. пособие / М. С. Жиров. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. -310 е.: ил.
  77. , М. С. Традиционные праздники и обряды Белгородчины Текст.: учеб. пособие / М. С. Жиров, О. Я. Жирова. Белгород: БелГИК, 2002. — 164 с.
  78. , О. Я. Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины в современной социокультурной среде региона Текст.: монография / О. Я. Жирова. Белгород: БелГИК, 2004.- 180 с.
  79. Жития и творения русских Святых: Жизнеописания и духовные наставления великих подвижников христианского благочестия, просиявших в земле Русской. Народные почитания и праздники Православной Церкви Текст. М.: Современник, 1993. -480 с.
  80. Жития святых на русском языке, изорженные по руководству Четьи-Миней св. Дмитрия Ростовского Текст.: кн. 1−12. М., 1905−1911.
  81. , А. П. Категория святости (философско-религиоведческий анализ) Текст.: дис.. д-ра ф. н. / А. П. Забияко. М., 1998. — 330 с.
  82. , А. П. Категория святости. Сравнительное исследование лингво-религиозных традиций Текст. / А. П. Забияко. М.: Издательский дом: Московский учебник, 2000. -205 с.
  83. , М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия Текст.: репринт, воспроизведение изд. 1880 г. / М. Забылин. -М., 1996. 496 с.
  84. , Е. В. Особенности русского старчества и его влияние на отечественную культуру XIX века Текст. / Е. В. Зимакова // Агиологическое древо русской культуры: сб. докладов и сообщений участников конференции. М., 2000. — С. 28−33.
  85. , Т. В. Русский фольклор Текст.: учебник для высш. учеб. заведений / Т. В. Зуева, Б. П. Кирдан. 5-е изд. — М.: Флинта, 2003.-400 е.: ил.
  86. В. И. Собрание сочинений Текст. / В. И. Иванов. -Брюссель, 1971−1987. Т. 1 -4.
  87. Игнатий (Брянчанинов Д. А.) Аскетическая проповедь и письма к мирянам Текст. / Свт. Игнатий (Брянчанинов). 2-е изд., испр. и допол. — СПб., 1886 (Репринт — 1995). Т. 4.-556 с.
  88. Игнатия. Старчество на Руси Текст. / Монахиня Игнатия. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.-316 с.
  89. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры Текст. / Прп. Иоанн Дамаскин. Репринтное изд. — СПб, 1894. М.: Лодья, 1998.-398 с.
  90. Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе. Текст. Т. 1. / Св. Иоанн Кронштадский. СПб., 1893. — 189 с.
  91. История православного монашества. Текст. Ч. 1. / под. ред. П. С. Казанского. М., 1912. — 786 с.
  92. История религий в России Текст.: учебник / под общ. ред. И. А. Трофимчука. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 592 с.
  93. История христианства в Земле Русской с I по XI век Текст. / Стефан Ляшевский. М.: Фаир-Пресс, 2002. — 320 е.: ил.
  94. , Е. Г. Религия древних славян Текст. / Е. Г. Кагаров // Культурно-бытовые очерки по мировой истории. М., 1918. -№ 4.-С. 1.
  95. , В. А. Философия. Исторический и систематический курс Текст.: учебник для вузов / В. А. Канке. М.: Логос, 2000. -344 с.
  96. , Н. М. История государства Российского. Текст. Т. III. / Н. М. Карамзин. М.: Московский рабочий, 1994. — 637 с.
  97. , И. Н. Песенная традиция бассейна реки Пселл Ноты. / И. Н. Карачаров. Белгород: Крестьянское дело, 2004. — 422 с.
  98. Ю.Каргин, А. С. Народная художественная культура Текст.: курс лекций: учеб. пособие / А. С. Каргин. — М.: Гос. республ. центр рус. фольклора, 1997. 286 с.
  99. , А. С. Народное художественное творчество: структура, формы, свойства Текст. / А. С. Каргин. М.: Музыка, 1990. -144 с.
  100. , А. С. Фольклор и кризис общества Текст. / А. С. Каргин, Н. А. Хренов- Гос. центр рус. фольклора- Рос. акад. наук. М., 1993.- 162 с.
  101. ПЗ.Киево-Печерский патерик. По древним рукописям. Текст. Репринтное изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991. -159 с.
  102. , И. В. ПСС в 2-х т. Текст. / под ред. М. Гершензона. -М.: Путь, 1911.-Т. 1.-289 е.- Т. 2.-300 с.
  103. , А. И. Духовная культура средневековой Руси Текст. / А. И. Клебанов. М.: АО «Аспект-Пресс», 1994. — 367 с.
  104. , С. М. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры Текст.: дис.. д-ра ф. н. / С. М. Климова. М., 2004. — 372 с.
  105. , С. М. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры Текст. / С. М. Климова. — СПб.: Алетейя, 2004. 329 с.
  106. , В. О. Православие в России Текст. / В. О. Ключевский. М.: Мысль, 2000. — 621, [2] с.
  107. , В. О. Отзывы и ответы. Текст. Третий сборник статей/В. О. Ключевский. Петроград, 1918.-С. 1−18.
  108. , В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник Текст. / В. О. Ключевский. М., 1871. -512 с.
  109. , И. Подвиг юродства Текст. / И. Ковалевский. -М.: «Лепта», 2000. 381 с.
  110. , О. В. Цивилизационные модели диалога светской и религиозной культуры Текст.: дис.. канд. филос. наук / О. В. Ковальчук. Белгород, 2004. — 155 с.
  111. , И. Очерки по истории русской святости Текст. / И. Кологривов. Siracusa, 1991. — С. 13.
  112. , И. В. Введение в историю русской культуры Текст. / И. В. Кондаков. М. и: Аспект-Пресс, 1997. — 687 с.
  113. , И. В. Культура России. Текст. Ч. 1. Русская культура: краткий очерк истории и теории: учеб. пособие для студ. вузов / И. В. Кондаков. — М.: Книжный дом «Университет», 2000. 360 с.
  114. , Н. И. Логический словарь справочник Текст. / Н. И. Кондаков. М.: Наука, 1976. — 717 с.
  115. , Б. И. Большой толковый словарь по культурологии Текст. / Б. И. Кононенко. М.: Вече- ACT, 2003. — 512 с.
  116. , И. М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси Текст. / И. М. Концевич. М.: Лепта, 2002. — 232 с.
  117. , А. А. Народная Русь Текст. / А. А. Коринфский. -Смоленск: Фирма «Русич», 1995. 648 с.
  118. , О. В. Образ-концепт «внешний человек» в русской языческой картине мира Текст.: автореф. дис.. канд. филол. Наук / О. В. Коротун. Барнаул, 2002. — 23 с.
  119. , И. И. Проблемы славянского фольклора Текст. / И. И. Кравцов. М.: Наука, 1972. — 360 с.
  120. Краткий словарь по философии Текст. / под общ. ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. 3-е изд., доработ. и доп. — М.: Политиздат, 1979.-413 с.
  121. , А. Культура. Критический анализ концепций и функций Текст. / А. Кребер, С. Клакхон. М., 1992.
  122. , Ю. М. Монастыри и пустыни Кенозерья в’XIV -начале XX века Текст. / Ю. М. Критский // Святые и святыни северорусских земель / Сост. и науч. ред. Н. И. Решетников. — Каргополь, 2002. С. 118−125.
  123. Круг жизни Текст. / сост. Н. Будур, И. Панкеев. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999.- 431 с.
  124. , Ю. Г. Русские обрядовые песни Текст.: учеб. пособие / Ю. Г. Круглов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1989.-320 с.
  125. , В. Г. Философия Текст.: учебник / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. X. Момджян. М.: Прогресс — Традиция, 2002. — 496 е.- ил.
  126. Культурология Текст.: учеб. пособие / под науч. ред. Г. В. Драча. Изд. 4-е, доп. и перераб. — Ростов на Дону: Феникс, 2003. — 570 с. — (Высшее образование).
  127. Культурология Текст.: учебник / Н. Г. Багдасарьян, Г. В. Иванченко, А. В. Литвинцева и др.- под ред. Н. Г. Багдасарьян. 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2002. — 510 е.: ил.
  128. , А. А. Православные святыни и святые в истории Архангельского Севера Текст. / А. А. Куратов. Архангельск: Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2002. — 228 с.
  129. , В. В. Эстетика идеальной жизни: Избранные труды Текст. / В. В. Кусков. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2000. -319 с.
  130. , И. К. Русская святость и русская культура Текст. / И. К. Кучмаева // Агиологическое древо русской культуры: сб. докладов и сообщений участников конференции. М., 2000. -С. 9−18.
  131. , Л. В. История восточнославянского книжного слова XI—XVII вв.еков Текст. / Л. В. Левшун. Минск: Экономпресс, 2001.-352 с.
  132. , В. Фольклор и его изучение Текст. / В. Лесевич // Памяти В. Г. Белинского: лит. сб., составленный из трудов русских литераторов. М., 1899. — С. 343.
  133. , М. Предисловие Текст. / М. Лившиц, Д. Вико // Основания новой науки об общей природе наций. Л., 1940. — С. 12.
  134. , Д. С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет Текст. / Д. С. Лихачёв. Л.: Сов. писатель, 1989. -608 с.
  135. , Д. С. Смеховой мир Древней Руси Текст. / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко. Л.: Наука, 1976. — 204 с.
  136. , Д. С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства: конец XIV- нач. XVI в. Текст. / Д. С. Лихачев. Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во полит, лит., 1946. -159 е., ил.
  137. , Д. С. Концептосфера русского языка. Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология Текст. / под ред. проф. В. П. Нерознака. М.: Издательство «Academia», 1997. — С. 280−287.
  138. , О. Ф. Религиоведение Текст.: учебник / под общ. ред. проф. В. И. Жукова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во торг. Корпорация «Дашков и К'», 2004. — 384 с.
  139. , М. В. Мистическая трилогия. Сверхсознание Текст. / М. В. Лодыженский. Православное братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998.-390 с.
  140. , М. В. Мистическая трилогия. Свет незримый Текст. / М. В. Лодыженский. Православное братство во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1998.-320 с.
  141. , В. Н. Боговидение Текст. / В. Н. Лосский. М.: Изд-во Свято-Владимировского братства, 1995. — 123 с.
  142. , В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие Текст. / В. Н. Лосский. -М.: Центр «СЭИ». Приложение к журналу «Трибуна» (Религиозно-философская серия). Вып. 1, 1991. -288 с.
  143. , В. Н. По образу и подобию Текст. / В. Н. Лосский. -М.: Изд-во Свято-Владимировского братства, 1995. 198 с.
  144. , В. Н. Спор о Софии. Статьи разных лет Текст. / В. Н. Лосский. М.: Изд-во Свято-Владимировского братства, 1996. — 192 с.
  145. , Ю. М. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры Текст. / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский. Избранные труды, том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. Успенский Б. М.: Изд-во «Гнозис», 1994. — 219−253.
  146. , Ю. М. и тартуско-московская семиотическая школа Текст. / Ю. М. Лотман. М.: «Гнозис» — Школа «Языки русской культуры», 1995. — 875 с.
  147. Макарий (Веретенников П. И.) Русская святость в истории, иконе и словесности Текст.: очерки русской агиографии / Макарий (Веретенников П. И.). М., 2001. — 122 с.
  148. , Н. А. Пахомиева Спасо-Преображенская Кенская мужская пустынь Текст. / Н. А. Макаров // Святые и святыни северорусских земель / Сост. и науч. ред. Н. И. Решетников. -Каргополь, 2002.-С. 156−161.
  149. , С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила Текст. / С. В. Максимов. М.: Книга, 1989. — 176 с.
  150. , А. В. Беломорские былины Текст. / А. В. Марков. -СПб., 1901, С. 16.
  151. , А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни Текст. В 7-ми т. М.: СП «Слово», 1993. — 1996.
  152. , С. В. Истоки и традиции русского агиографического жанра Текст. / С. В. Минеева // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2000. — № 1. — С. 20−31.
  153. , П. Главные направления древнецерковной мистики Текст. / П. Минин // Мистическое богословие. Киев. — 1991.
  154. , Ю. В. Лексика с религиозной семантикой и её стилистические функции в житийных памятниках XV века Текст.: дис.. канд. филол. Наук / Ю. В. Митина. М., 2000 (а). — 158 с.
  155. , Ю. В. Форма похвалы в «Слове о житии и о представлении великаго князя Дмитрия Ивановича царя рускаго» Текст. / Ю. В. Митина // Русский язык: история, диалекты, современность. — М., 2000 (б). С. 12−19.
  156. Народная музыка: история и типология (Памяти профессора Е. В. Гиппиуса, 1903−1985) Текст.: сб. науч. тр. JI.: ЛГИТМИК, 1989. — 186 с.
  157. Народные песни Белгородской области Текст. / сост. Н. Элиаш, Л. Ульяновская. Белгород: Кн. изд-во, 1960. — 180 с.
  158. , И. М. Философия Текст.: учебное пособие / предисл. канд. фил. наук В. А. Бабкиной. М.: Издательство РДЛ, 2002.- 448 с.
  159. , С. Ю. Традиции устной и книжной культуры: соотношение и типология Текст. / С. Ю. Неклюдов // Славянские этюды: Сборник к юбилею С. М. Толстой. М., 1999.
  160. , А. Ф. Круглый год: Русский земледельческий календарь Текст. / сост., вступ. статья и примеч. А. Ф. Некрыловой. М.: Правда, 1991. — 496 с.
  161. , П. Образ Божий Текст. / П. Неллас // Человек. 2000.- № 4. С. 71−86.
  162. , С. С. Смерть как условие бессмертия Текст. / С. С. Неретина // Человек. 2002. — № 4. — С. 48−62.
  163. , С. Е. Сердце и душа фольклорного человека Текст. / С. Е. Никитина // Логический анализ языка. Образ человека вкультуре и языке / Отв. ред. Н. Д. Арутюнова, И. Б. Левонтина. -М.: Индрик, 1999.
  164. , П. Существо русского православного сознания Текст. / П. Новгородцев // Православие и культура. Берлин, 1923.-С. 18.
  165. , Д. М. Учение о личности в христианском богословии IV—VIII вв.еков Текст. / Д. М. Новиков // Человек. 2000. -№ 2−3.
  166. , М. П. Концепция святости на пересечении христианского сознания и традиционной мифологии Текст. / М. П. Омельницкий // Социальная антропология на пороге XXI века. Тезисы и материалы конференции. М., 1997. -С. 393−395.
  167. , Э. А. Культурная антропология Текст.: учебное пособие / Э. А. Орлова. М., 1995.
  168. Особенности народной художественной культуры Белгородчины и ее развитие в современных условиях Текст.: тезисы докладов и выступлений на научно-практической конференции. Белгород, 1995. — 94 с.
  169. , А.А. Русская культура в канун петровских реформ Текст. / А. А. Панченко. Л., 1984.
  170. , Е. Дохристианские представления славян о святости Текст. / Е. Панченко // Межвузовский центр сопоставительных историко-антропологических исследований. Сборник студенческих научных работ. Вып. 1. — М., 2000. — С. 47−59.
  171. Песенные жанры воронежского фольклора Текст.: материалы к лекциям / сост. С. Г. Лазутин. Воронеж, 1992. — 28 с.
  172. Песни Белгородской области Текст. / вступ. статья, подготовка текста и комментарии Н. М. Элиаш. — Белгород, 1958.
  173. A. Г. Машковой, С. С. Скорвида. М., 2003. — С. 279−282.
  174. , В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI вв.еков / РАН. Ин-т славяноведения / В. Я. Петрухин. — М., ГНОЗИС- Смоленск: Русич, 1995. 320 с.
  175. Подвиг в миру Текст. СПб.- М.: Диоптра- Лествица, 2002. -191 с.
  176. Полный православный богословский энциклопедический словарь Текст. СПб.: Изд. П. Сойкина, т. I-II, б.г.- репринт -М.: Возрождение, 1992.
  177. , А. А. О некоторых символах в славянской народной поэзии Текст. / А. А. Потебня. Харьков, 1914. — 113 с.
  178. , А. Г. Этимологический словарь русского языка. Текст. В 2-х т. / А. Г. Преображенский. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1959.
  179. , В. Я. Жанровый состав русского фольклора Текст. /
  180. B. Я. Пропп. М., 1988. — С. 58−76.
  181. , В. Я. Исторические корни волшебной сказки Текст. / В. Я. Пропп. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1996. — 386 с.
  182. , В. Я. Морфология волшебной сказки Текст. / В. Я. Пропп. Л., 1969. — С. 10−12, 21.
  183. , В. Я. Поэтика фольклора: Собр. трудов Текст. / В. Я. Пропп- сост., предисл. и коммент. А. Н. Мартыновой. — М.: Лабиринт, 1988. 352 с.
  184. , В. Я. Принципы классификации фольклорных жанров Текст. / В. Я. Пропп // Сов. этнография. 1964. — № 4. -С. 58−76.
  185. , В. Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования: собр. трудов. Текст. / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 2000. — 186 с.
  186. , В. Я. Сказка. Эпос. Песня Текст. / В. Я. Пропп- сост., науч. ред., комментарии и указатели В. Ф. Шевченко. М.: Лабиринт, 2001. — 368 с. — (Собр. трудов).
  187. , В. Я. Специфика фольклора Текст. / В. Я. Пропп // Труды юбилейной научной сессии Ленинградского университета. Секция филологических наук. Л., 1946. -С. 142−149.
  188. , В. Я. Фольклор и действительность: избр. труды Текст. / В. Я. Пропп. М, 1976. — 325 с.2И.Прот. А. Шмеман, Исторический путь православия Текст. / 3-е издание. YMCA-PRESS 11, rue de la Montagne-Ste-Genevieve 75 005 Paris, 1989.
  189. Протопресвитер Шмеман А. Воскресные беседы Текст. / YMCA-PRESS 11, me de la Montagne-Ste-Genevieve 75 005 Paris, 1989.-255 s.
  190. Пустынник. Мысли святых Отцов о необходимости и пользе старческого руководства в духовной жизни Текст. М., 1910. — 345 с.
  191. , Б. Н. Искусство устной традиции. Историческая морфология Текст. / Б. Н. Путилов / сб. статей. СПб., 2002. -350 с.
  192. , Б. Н. Фольклор и народная культура Текст. / Б. Н. Путилов. СПб.: Наука, 1994. — 238 с.
  193. Путь к священному безмолвию. Текст. / Составление, общая редакция, предисловие и примечания А. Дунаева. — М., 1999. -115 с.
  194. , А. История русской этнографии. Текст. Т. 1. СПб., 1890.-С. 260−261.
  195. , А. История русской этнографии. Текст. Т. 2. СПб., 1891.
  196. Религия Текст. / Мартин Форвард- пер. с англ. Н. Григорьевой. М.: ФАИР — ПРЕСС, 2003. — 320 с. — (Грандиозный мир).
  197. , А. П. Мир русской души, или История русской народной культуры Текст. / А. П. Рогов. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2003.-352 с.
  198. Русское православие: вехи истории Текст. / науч. ред. А. И. Клебанов. М.: Политиздат, 1989. — 719 с.
  199. , Б. А. Язычество древних славян Текст. / Б. А. Рыбаков. М.: Русское слово, 1997. — 824 с.
  200. , Б. А. Поляне и северяне Текст. / Б. А. Рыбаков // Сов. этнография. 1947. — Вып. 6−7. — 546 с.
  201. , Б. А. Древние элементы в русском народном творчестве Текст. / Б. А. Рыбаков // Сов. Этнография. 1948. -№ 1.-С. 105.
  202. , В. Ш. Жизнь. Смерть. Бессмертие Текст. / В. Ш. Сабиров // Человек. 2000. — № 5. — С. 36−53- 2000. — № 6. -С. 9−17.
  203. , В. Ш. Любовь как откровение личности -божественной и человеческой Текст. / В. Ш. Сабиров // Человек. 2003 (а). — № 5. — С. 111−122.
  204. , В. Ш. Любовь как откровение личности -божественной и человеческой Текст. / В. Ш. Сабиров // Человек. 2003 (б).-№ 6.-С. 100−110.
  205. Сабиров, В. III. Любовь как откровение личности -божественной и человеческой Текст. / В. Ш. Сабиров // Человек. 2004. — № 1. — С. 76−85.
  206. , В. В. Славяне в древности Текст. / В. В. Седов. М., 1994.-С. 42.
  207. , Р. М. Русские народные духовные стихи Текст.: учеб. пособие / Р. М. Селиванов. Йошкар-Ола: Марийский гос. ун-т, 1995. — 159 с.
  208. Семёнов Тян-Шанский А. Православный катехизис Текст. / Прот. Александр (Семёнов Тян-Шанский). Paris, 1980. — 90 с.
  209. , С. Г. Тайны Царствия Небесного Текст. / С. Г. Семёнова. М.: Школа-Пресс, 1994. — 415 с. (серия «Вселенная духа»).
  210. Сергий Четвериков. Молдавский старец Паисий Величковский. Текст. / Прт. Сергий Четвериков. Париж: Ymca-Press, 1988. -307 с.
  211. , Н. И. Древнерусские княжеские жития Текст. / Н. И. Серебрянский. М., 1915. — 328 с.
  212. Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве Текст. М.: Прогресс — Традиция, 2002. -496 е.- ил.
  213. , С. А. Древнерусский духовник. Исследование по истории церковного быта Текст. / С. А. Смирнов. М.: Синодальная типография, 1913. — 290 с.
  214. , С. А. Современная антропология. Аналитический обзор Текст. / С. А. Смирнов // Человек. 2003 (а). — № 4. -С. 86−94. •
  215. , С. А. Современная антропология. Аналитический обзор Текст. / С. А. Смирнов // Человек. 2003 (б). — № 5. -С. 84−96.
  216. , С. А. Святость как феномен культуры: семантическое и лингвокультурологическое описание Текст.: дис.. канд. филол. Наук / С. А. Смирнова. Северодвинск, 2005.-218 с.
  217. , И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды Текст. / И. Снегирёв. Вып. 1. М., 1937.
  218. , В. С. Собрание сочинений Текст. Т. 6. / В. С. Соловьёв. СПб., 1912. — С. 387.
  219. , П. Певческая культура села и современность Текст.: сб. Культура села. Вып. II. Особенности и перспективы развития. Практика регионов / сост. С. Горушкина. — М.: ГРДНТ, «Экономические новости», 2003. — 115 с.
  220. , И. И. Словарь древнерусского языка Текст. в 3-х т. / И. И. Срезневский. М., 1989.
  221. , Ю. С. Константы: Словарь русской культуры Текст. / Ю. С. Степанов. изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Академический проект, 2001.-990 с.
  222. Стихи духовные Текст. / сост., вступ. ст., подг. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1991. — 334 с.
  223. , К. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии Св. Павла Текст. / К. Субири // Человек. 2000. — № 2−6- 2001. -№ 1−2.
  224. , А. В. Быт русского народа Текст. / А. В. Терещенко. М.: Русская книга, 2001. — 507 с.
  225. Терновый венец России. Святая Русь. Открытие русской цивилизации Текст. М.: Энциклопедия русской цивилизации, 2001. — 816 с.
  226. , С. А. Ранние формы религии Текст. / С. А. Токарев. -М., Политиздат, 1990. 621 с.
  227. , С. М. Морфология в структуре славянских языков Текст. / С. М. Толстая. М., 1998.
  228. , С. М. Славянская мифология: энциклопедический словарь Текст. / С. М. Толстая. М., 2002.
  229. , Н. И. Избранные труды Текст. том I. Славянская лексикология и семасиология / Н. И. Толстой. М.: «Языки русской культуры», 1997. — 520 с.
  230. , Н. И. Россия-Восток-Запад: сборник статей Текст. / Н. И. Толстой. -М., 1998.
  231. , Н. И. Славянский и балканский фольклор Текст. / Н. И. Толстой. -М., 1989.
  232. , Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике Текст. / Н. И. Толстой. М.: Индрик, 1995. — 512 с.
  233. , В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Текст. Том 1. Первый век христианства на Руси / В. Н. Топоров. М.: «Гнозис» — Школа «Языки русской культуры», 1995. — 875 с.
  234. , В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Текст. Том 2. Три века христианства на Руси (XII-XIV вв.) / В. Н. Топоров. М.: «Гнозис» — Школа «Языки русской культуры», 1998. — 863 с.
  235. , В. Символ и ритуал Текст. / В. Тэрнер. М.: Наука, 1983.-277 с.
  236. , А. А. Кокшеньга: Историко-этнографические очеркиТекст. / А. А. Угрюмов. Вологда, 2003. — 192 с.
  237. У раю я сижу. Текст, нот. / сост., вступ. ст., подг. текстов Н. В. Кривчикова. Белгород: издание БГЦНТ, 2008. — 36 с.
  238. , Б. А. Дуалистический характер русской средневековой культуры (на материале «Хождение за три моря» Афанасия Никитина) Текст. // Успенский Б. А. Избранные труды, том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры: — М.: Изд-во «Гнозис», 1994.
  239. , Г. И. Власть земли. Текст. Собр. сочинений в 9 т. — Т.5./Г. И. Успенский. -М., 1956.-С. 127−128.
  240. , М. Этимологический словарь русского языка. Текст. В 4-х т. / под ред. проф. Б. А. Ларина. СПб.: Изд-во «Азбука», Изд. Центр «Терра», 1996.
  241. , Г. П. Святые Древней Руси Текст. / Г. П. Федотов. Серия «Исторические силуэты». Ростов-н/Д: «Феникс», 1999. -384 с.
  242. , Г. П. Трагедия древнерусской святости Текст. / Г. П. Федотов. Путь. — Париж, 1931. — № 27.
  243. , В. Ф. Амбивалентность слов «Бог», «Мать» в народной культуре Текст. / В. Ф. Филатова // Труды IV Всероссийских чтений, посвященных братьям Киреевским «Оптина пустынь и русская культура». Калуга, 2001. -С. 211−215.
  244. Фртлософия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология. Текст. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. К. Гаврюшина. — М.: Прогресс, 1993. — 400 с. (Сокровища русской религиозно-философской мысли Вып. I).
  245. , П. А. Столп и утверждение истины. Текст. Т. 1 (1−2). / П. А. Флоренский. М.: Правда, 1990. — 839 с.
  246. , Г. Пути русского богословия Текст. / Г. Флоровский. Париж: Имка-Пресс, 1990. — 260 с.
  247. Фомина, 3. В. Проблемы человеческой духовности: онтологические и аксиологические аспекты Текст. / 3. В. Фомина. Саратов, 1997. — 45 с.
  248. , Д. Фольклор в Ветхом Завете Текст. / Д. Фрэзер. М.: Политиздат, 1985, — 508с.
  249. , А. Музыкальная этнография: методология и методика Текст. / А. Чекановска. М.: Сов. композитор, 1983.- 190 с.: нот. ил.
  250. Человек, познание, культура Текст.: сб. работ преподавателей и сотрудников факультета философии и психологии Воронежского государственного университета. Вып. 1. / Отв. ред. И. И. Борисов. — Воронеж: ВГУ, 2000. — 266 с.
  251. , П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка. Текст. В 2-х т / П. Я. Черных. М.: Русский язык, 2001.
  252. , К. В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории Текст. / К. В. Чистов. Л., 1986. — С. 110.
  253. , В. Зимний период русского земледельческого календаря XVI—XIX вв.еков: Очерки по истории народных верований Текст. / В. Чичеров. М., Акад. наук СССР, 1957. -236 с.
  254. , Е. Утопия и традиции Текст. / Е. Шацкий. М., 1990. -С. 305.
  255. , А. Культура и этика Текст. / А. Швейцер. М., 1973.- 154 с.
  256. , А. Исторический путь православия Текст. / А. Шмеман. 3-е изд. — YMCA-PRESS 11, me de la Montagne-Ste-Genevieve 75 005 Paris, 1989.
  257. , А. П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (Православного и старообрядческого) Текст. / А. П. Щапов. СПб., 1863. Т. 1. С. 14.
  258. , В. М. Стилевые основы русской народной музыки Текст, ноты. / В. М. Щуров. М.: Моск. гос. консерватория, 1998.-464 е.: нот.
  259. , В. М. Южнорусская песенная традиция Текст. / В. М. Щуров. М.: Сов. композитор, 1987. — 312 е.: ил.: нот. — С. 25−75.
  260. , Н. М. Народные песни Белгородской области Текст. / Н. М. Элиаш. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1970. -88 с.
  261. , Н. М. Русские свадебные песни. Историко-этнографический анализ тематики, образов, поэтики, жанра Текст. / Н. М. Элиаш. Орел, 1966. — 79 с.
  262. , А. В. Русская народная духовная культура Текст. / А. В. Юдин. М.: Изд-во «Высшая школа», 1999. — 331 с.
  263. A. JI. Категории русской средневековой культуры Текст. / A. JI. Юрганов. М.: Открытое общество, 1998. — 447 с.
  264. , И. Жития святых северно-русских подвижников Поморского края как исторический источник Текст. / И. Яхонтов. Казань, 1881.
  265. Le Messager Вестник русского христианского движения Париж-Нью-Йорк-Москва Текст., 1998.-292 с.
  266. Rev. Jim Willing, Tammy Bundy A Retreat With Peter Growing From Sinner to Saint. Cincinnati, Ohio: St. Anthony Messenger Press, 2001/- 82 s.
Заполнить форму текущей работой