Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Многоуровневые модели менеджмента качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система высшего профессионального образования в Российской Федерации предназначена для подготовки и переподготовки специалистов соответствующего уровня, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. При этом стратегической целью в области образования является повышение доступности качественного… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Анализ системы менеджмента качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Постановка задач исследования
    • 1. 1. Анализ организации менеджмента качества в образовательных учреждениях
    • 1. 2. Анализ средств автоматизации управления в образовательных учреждениях высшего профессионального образования
    • 1. 3. Исследование существующих средств оценки качества образовательного процесса. Постановка задач исследования
      • 1. 3. 1. Общая характеристика всемирной модели совершенства
      • 1. 3. 2. Исследование существующих подходов к оценке менеджмента качества в образовательных учреждениях
      • 1. 3. 3. Организация оценки качества образовательного учреждения высшего профессионального образования
      • 1. 3. 4. Постановка задач исследования
  • 2. Многоуровневая модель и методика автоматизированной оценки менеджмента качества в структурных подразделениях образовательных учреждений высшего профессионального образования
    • 2. 1. Синтез дерева атрибутов на основе иерархии критериев модели ЕБОМ
    • 2. 2. Разработка иерархических моделей менеджмента качества структурных подразделениях высшего учебного заведения
    • 2. 3. Разработка методики оценки менеджмента качества структурных подразделениях вуза
      • 2. 3. 1. Методика оценки системы менеджмента качества
      • 2. 3. 2. Выработка рекомендаций по совершенствованию менеджмента качества
    • 2. 4. Анализ адекватности разработанной модели иерархической оценки менеджмента качества структурных подразделений вуза
      • 2. 4. 1. Общая схема проведения эксперимента
      • 2. 4. 2. Оценка менеджмента качества на кафедрах
      • 2. 4. 3. Расчет критериев с учетом и без учета важности элементов иерархии
      • 2. 4. 4. Проверка статистической гипотезы о незначимом отличии результатов оценки кафедр двух учебных заведений
      • 2. 4. 5. Оценка адекватности модели методами корреляционного и кластерного анализа
      • 2. 4. 6. Анализ и интерпретация полученных результатов
    • 2. 5. Обоснование автоматизированной методики определения победителя конкурса
  • 3. Разработка математических моделей текущего и среднесрочного прогнозирования качества образовательных учреждений высшего профессионального образования
    • 3. 1. Разработка математической модели текущего прогнозирования системы менеджмента качества структурных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования
      • 3. 1. 1. Обоснование математической модели
      • 3. 1. 2. Определение значений приоритетов модели
    • 3. 2. Разработка сценарной модели прогнозирования ' состояния образовательных учреждений высшего профессионального образования
      • 3. 2. 1. Обоснование сценарной модели прогнозирования и определение обобщенного сценария
      • 3. 2. 2. Определение переменных состояния обобщенного сценария для образовательных учреждений государственной службы
    • 3. 3. Общая характеристика программного обеспечения функциональной подсистемы измерения, анализа и улучшения образовательной деятельности

Многоуровневые модели менеджмента качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система высшего профессионального образования в Российской Федерации предназначена для подготовки и переподготовки специалистов соответствующего уровня, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования [92]. При этом стратегической целью в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Как указывается в Федеральной целевой программе развития образования достижение поставленной стратегической цели обеспечивается решением ряда приоритетных задач, в том числе задачи формирования механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей. В перспективной программе работ Министерства образования и науки РФ решение задач качества образования заявлено, как приоритетное.

Стандарты менеджмента качества ИСО 9000 [22] как одно из системообразующих понятий определяет понятие внутреннего аудита. В закон РФ «Об образовании» [34] введена статья о государственном контроле за качеством образования. К образовательным учреждениям предъявляется требование обеспечения функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении. С 2000 г. в число аккредитационных показателей включено наличие внутривузовской системы контроля качества специалистов [62]. Одной из основных задач, сформулированных в Федеральной целевой программе развития образования на 2011;2015 годы, является задача внедрения процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений и процессов, формирования и развития системы менеджмента качества.

За рубежом около 500 вузов имеют сертификат на СМК. В настоящее время Минобрнауки РФ и потребители пока не ставят жестко вопрос о создании СМК вуза в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001−2001 и ее сертификации, но это — ближайшая перспектива [40].

Участники XII Всероссийского совещания «Проблемы качества образования» (2002 г.) подчеркивают «.важность формирования отраслевой системы управления качеством высшего профессионального образования, основанной на единых методических подходах, и необходимость создания экспериментальных площадок по разработке и внедрению систем управления качеством на базе высших учебных заведений и УМО» [40]. Но на сегодня отсутствует методология создания таких систем в российском образовании как на федеральном уровне, так и на уровне большинства высших учебных заведений. В настоящее время вузы и средние профессиональные образовательные учреждения должны разрабатывать ее самостоятельно, что сопряжено со значительными финансовыми и временными затратами.

Инициированная правительственными решениями практика организации контроля качества образования активизировала работы, направленные на обоснование соответствующих теоретических концепций, явилась основным фактором устойчивого возрастания интереса ученых к данной проблеме. В России, в частности, только в 2001 г. проведено 74 научных и научно-практических конференций, посвященных вопросам качества образования. Они прошли в 37 городах, в 46 классических и педагогических университетах, в 27 технологических и отраслевых вузах [56].

Таким образом, исследования, посвященные вопросам повышения эффективности управления образованием, совершенствования системы менеджмента качества в настоящее время, являются актуальными.

Для контроля и управления качеством образовательным учреждением, выполнения требований стандартов в вузах сформированы системы менеджмента качества, а также обоснован механизм оценки и управления.

Данные системы ориентированы на процессный подход к образовательной 5 деятельности в соответствии с требованиями стандарта ISO [22−24], регламентирующего процесс создания, сертификации и поддержания в актуальном состоянии систем менеджмента качества в организации. Не смотря на то, что быстро развивается рынок труда и образовательных услуг, усиливается конкуренция между образовательными организациями различных форм собственности, возрастают запросы потребителей и необходимости предоставления гарантии качества на образовательную продукцию процесс формирования систем менеджмента качества идет крайне медленно.

Различают основные и вспомогательные процессы, реализующие основную миссию образовательного учреждения — подготовку специалистов высшего профессионального образования. Внешними регуляторами процессов выступают стандарты, нормативы, регламенты системы управления.

Магистральные направления реформирования и модернизации системы военного профессионального образования определяют внедряемые в образовательный процесс вузов России международные стандарты на системы качества (ISO 9000). Эти стандарты основаны на методе Total Quality Management (TQM) или методе «всеобщего управления качеством» [5, 37, 96, 101]. TQM, который был перенесен в образование, и получил название Total Quality Education (TQE) [26]. Целью TQE является достижение более высокого качества образования. TQM и TQE определяют необходимость адекватной оценки и управления всеми факторами, влияющими на образовательный процесс.

TQM исходит из того, что «постоянное измерение результатов и оценка степени удовлетворения требований заказчика, внедрение инновационных продуктов и процессов, обеспечивающих рост качества конечного продукта, определяет степень преуспевания организации, как в бизнесе, так и в образовании» [101,104]. Основными принципами TQM являются [42, 43, 49,50]:

1. Удовлетворение потребителя, означающее удовлетворение нужд и разумных ожиданий потребителя и поддержание отношения, при котором нужды потребителя ставятся на первое место.

2. Управление через данные (часто определяемое как обращение с фактами) означает, что все сотрудники управляют своей работой путем сбора объективных данных и нахождения решений, основанных на этой информации.

3. Уважение к людям — означает, что каждому из сотрудников необходимо прислушиваться и поддерживать возможности всех других сотрудников для самомотивации и творческого мышления.

4. ПВПД (Планирование — Выполнение — Проверка — Действие после проверки) — это рабочая философия, которая делает ударение на четырех фазах деятельности: 1) планирование что делать, 2) выполнение плана, 3) проверка сделанного, 4) действие для предотвращения ошибки или улучшения процесса. Данный подход основан на модели Деминга PDCA (PDSA), а также принципах Деминга [27, 32, 38].

TQM и TQE определяют необходимость адекватной оценки и управления всеми факторами, влияющими на образовательный процесс. Поэтому адекватное управление качеством высшего учебного заведения (ВУЗа) необходимо предполагает мониторинг всего множества факторов, способных оказывать влияние на качество. В свою очередь, решение проблемы мониторинга такого множества показателей вне технологий автоматизированной обработки информации практически не реализуемо. Поэтому решение проблемы менеджмента качества необходимо связать с разработкой автоматизированных систем управления.

Инструментальными средствами реализации TQM и TQE являются методы статистического управления качеством (Statistical Quality Control.

SQC) [13, 31, ]. В соответствии с ГОСТ Р 50 779.11−2000 (ИСО 3534.2−93) [21].

SQC представляет собой набор действий, основанных на использовании методов математической статистики и направленных на недопущение отклонений параметров процессов от стандартов. SQC рассматривается как 7 наиболее эффективный инструмент сбора, анализа и интерпретации информации о качестве. Применение методов SQC, не требуя больших затрат, позволяет с заданной степенью точности и достоверности судить о состоянии исследуемых явлений (объектов, процессов) в системе управления качества, прогнозировать и вырабатывать оптимальные управленческие решения. В соответствии с положениями стандартов ISO серии 9000, статистические методы рассматриваются как единый набор высокоэффективных средств обеспечения и улучшения качества на основе объективно полученных и интерпретированных фактов. Основное их назначение — контроль протекающего процесса и предоставление участнику процесса фактов для корректировки и улучшения процесса.

Основным требованием, которое предъявляют методы статистического управления качеством (SQC) к исходной информации об управляемом объекте (процессе), — это ее представление в виде показателей качества. Под термином «показатель качества {quality measure)» в ГОСТ Р 50 779.11−2000 (ISO 3534.293) понимается «количественная мера одного или большего числа признаков качества» [21,22]. Данное требование соответствует возможностям современной информационной технологии обработки данных. В совокупности с принципами TQM и TQE оно определяет требования к показателям всех факторов, оказывающих влияние на качество образовательного процесса ВУЗ. С другой стороны большинство из анализируемых процессов трудно формализуемо. Их качество в основном описывается качественными признаками, задаваемыми на самых слабых шкалах [95]. Данное обстоятельство определяет необходимость интеграции качественных и количественных признаков.

Современным инструментом анализа и совершенствования организационной деятельности по реализации TQM и TQE является модель совершенства EFQM [49, 50, 51]. Данная модель, разработанная Европейским фондом управления качеством — «EFQM Excellence Model», существует уже более 13 лет с начала 1990;х годов, являя собой обобщенную модель идеальной системы управления для организаций, ориентированных на устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности. Применение модели EFQM предполагает проведение исследования и измерения мощности управленческого потенциала предприятия, оценки эффективности системы управления любой организации, в том числе модель может помочь в проведении так называемой «самооценки».

На базе модели EFQM для общественного сектора в 2003 году была представлена версия модели EFQM для сферы образования. Разработка адаптированной модели проводилась на базе университета Шеффилд Халам (Великобритания), который координирует проект EFQM «Качество в сфере высшего образования». В отраслевой версии модели заложен опыт применения модели EFQM более чем в 150 европейских вузах из 20 разных стран, объединенных под эгидой образовательного сообщества «EFQM Education Community of Practice». Данная модель ориентирована на иерархическую оценку уровня совершенства образовательных процессов.

Одним из ведущих факторов, влияющих на качество образовательного процесса ВУЗа, является качество деятельности его структурных подразделений. Эффективность любого образовательного учреждения в первую очередь определяется эффективностью кафедр, которые непосредственно реализуют образовательный процесс. Однако существующая система оценки качества EFQM ориентирована на реализацию бизнес-процессов, которые осуществляются в первую очередь вузом в целом, а не его структурными подразделениями. С другой стороны организационная структура вуза предполагает иерархию оценки его деятельности. Налицо противоречия меяеду необходимостью оценки менеджмента качества структурных подразделений с целью ее интегрирования в общую оценку вуза и отсутствием взаимосвязанной системы такой оценки. При этом интернационализация образования определяет необходимость гармонизации системы менеджмента качества в России, в том числе и по критериям его качества, с другими системами образования (в рамках 9.

Болонской декларации) с целью привлечения дополнительных внутренних потребителей и выхода на международные рынки образовательных услуг.

Данное противоречие позволяет сформулировать частные противоречия, рассматриваемые в работе:

1 Противоречие между необходимостью количественной оценки и самооценки качества образовательного процесса в структурных подразделениях, определенных требованиями системы менеджмента качества, и отсутствием адекватных инструментальных средств для их проведения.

2 Противоречие между необходимостью системного подхода к оценке отдельных структурных подразделений и образовательного учреждения в целом и частным подходом к их оценке.

3 Противоречие между необходимостью учета возможных изменений содержания и организации образовательных учреждений профессионального образования с учетом происходящего реформирования и отсутствием моделей его прогнозирования.

Выявленные противоречия определяют существование актуальной научной задачи по разработке моделей, процедур и средств оценки качества и прогнозирования менеджмента качества образовательных учреждений на основе всемирной модели качества.

С целью автоматизации решения задач контроля и управления качеством основных и вспомогательных процессов образовательных учреждений, повышения эффективности образовательного процесса в вузах внедряются отдельные подсистемы автоматизированной системы управления качеством. В состав АСУ входят три основных подсистемы функциональной системы, в том числе система образовательной деятельности, одной из подсистем которой является подсистема измерения, анализа и улучшения качества. Данные системы должны обеспечить автоматизацию задач менеджмента качества, что позволит реализовать одно из основных требований менеджмента: обеспечение измерений.

Приведенные выше положения определяют актуальность темы диссертационного исследования и ее соответствие избранной научной специальности.

На основании вышесказанного в диссертационной работе была выбрана область исследований, содержание которой определяют процессы стандартизации оценки качества, базирующиеся на существующей всемирной модели качества, европейской модели качества, частных моделях и методиках качества всего образовательного учреждения.

Объект исследования: система менеджмента качества в образовательных учреждениях, представляющих собой организационные системы.

Предмет исследования: научно-методические средства автоматизированной оценки и прогнозирования качества образовательных учреждений высшего профессионального образования, что соответствует п. 8, 11 паспорта специальности.

Целью диссертационного исследования является: повышение обоснованности оценки и прогнозирования менеджмента качества образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ существующей системы качества, существующих моделей самооценки образовательных учреждений. Определение возможных направлений индивидуализации модели ЕБС) М для самооценки образовательных подразделений в вузах.

2. Разработка многоуровневой модели менеджмента качества в образовательных подразделениях вузов, основанной на модели ЕРС>М.

3. Разработка моделей статической и динамической оценки системы высшего профессионального образования.

4. Моделирование, анализ данных и контроль достоверности результатов и достижения повышения обоснованности оценки качества в автоматизированной системе управления образовательным процессом.

На защиту выносятся два новых достоверных научных результата:

1. Многоуровневая модель и методика автоматизированной оценки менеджмента качества в структурных подразделениях образовательных учреждений высшего профессионального образования.

2. Модели текущего и среднесрочного прогнозирования качества образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Первый научный результат состоит из:

— модели иерархической оценки менеджмента качества структурных подразделений вуза;

— методики оценки менеджмента качества в структурных подразделениях вуза;

— автоматизированной методики оценки победителя конкурса, основанной на результатах групповой экспертной оценки и применении модели иерархической оценки качества.

Новизна первого научного результата в отличие от существующих моделей и методик оценки качества состоит: в обосновании механизма и возможных путей адаптации всемирной модели оценки менеджмента качества образовательного учреждений к конкретному вузув унификации процессов оценки структурных подразделений вуза и образовательного учреждения в целомв разработке средств автоматизации процесса оценки.

Второй научный результат состоит из двух математических моделей прогнозирования: математической модели текущего прогнозирования системы менеджмента качества структурных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования;

— сценарной модели прогнозирования состояния образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Новизна второго научного результата состоит: в переходе от статических моделей оценки качества к динамическим, позволяющим построить прогнозные модели изменения значений ее отдельных элементовв адаптации модели прогнозирования системы высшего профессионального образования, предложенной Т. Саати, к специфике подготовки в вузах.

Совокупность полученных научных результатов обеспечивает разрешение приведенного выше противоречия, решение поставленной научной задачи и достижение целей диссертационного исследования.

Достоверность полученных научных результатов определяется применением апробированных методов системного анализа, теории измерений, теории эффективности, математической статистики, исследования операций, линейной алгебры, а также апробированных аппаратно-программных средств их реализации. Достоверность подтверждается результатами моделирования, проверки работоспособности разработанных научно-методических средств путем оценки качества межфакультетских кафедр, а также результатами апробации и публикации всех научных результатов, получением свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ.

Научно-практическая ценность работы состоит: 1) в обеспечении возможности количественной оценки качественных мнений экспертов в отношении факторов, влияющих на качество образовательного процесса вуза- 2) в обеспечении объективности и прогнозируемости качества структурных подразделений- 3) в практическом внедрении методов управления качеством (TQM и TQE) в систему менеджмента качества вуза, в адаптации существующей модели EFQM для задачи анализа качества структурных подразделений в системе менеджмента качества вуза.

Результаты работы апробированы на конференциях, докладывались и обсуждались на VIII Всероссийской научно-практической конференции.

Высшая естественнонаучная и математическая подготовка экономистов, менеджеров и государственных служащих-2009″ (г.Калуга), на VI.

Международной научно-практической конференции «Интеллектуальные технологии в образовании, экономики и управлении-2009» (г.Воронеж), на II.

Международной научно-практической конференции «Государство и бизнес.

Вопросы теории и практики: моделирование, менеджмент, финансы-2010″.

13 г. Санкт-Петербург), на III Международной научно-практической конференции «Государство и бизнес. Вопросы теории и практики: моделирование, менеджмент, финансы-2011» (г.Санкт-Петербург), на I Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития электронного образования в области экономики» (г.Севастополь), на XVIII Международной научно-методической конференции «Высокие интеллектуальные технологии и инновации в национальных исследовательских университетах-2011» (г.Санкт-Петербург), на 20 и 22 научно-технических конференциях «Военная радиоэлектроника. Опыт использования и проблемы» (г.Петродворец).

Результаты диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Военного учебно-научного центра ВМФ (филиал, г. Петродворец).

По материалам работы опубликовано 16 работ, из них 2 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Выводы по третьей главе.

1 Для совершенствования образовательного процесса в высших учебных заведениях необходимо решить три основные задачи: анализа и оценки состояния, синтеза вариантов и путем его совершенствования, а также прогнозирования. Последняя из трех указанных задач является самой сложной. Однако, именно она является наиболее важной при решении научно-исследовательских задач. Помимо получения возможных будущих оценок тех или иных исследуемых параметров образовательного процесса, целью прогнозирования также является побуждение к размышлению о том, что может произойти во внешней среде и к каким последствиям это приведет. Прогнозирование позволяет снизить возможные риски, улучшить качество управления и руководства, обеспечить способность оперативно реагировать на возможные и происходящие изменения.

2 В соответствии с данным положением в настоящей главе разработаны две модели прогнозирования, краткосрочного и среднесрочного прогнозирования. Подразумевается, что краткосрочный прогноз выполняется не более чем на 5−6 лет. При этом могут происходить только количественные изменения основных характеристик, описывающих систему управления качества. Модель среднесрочного прогноза на срок до 10 лет, напротив, предполагает, что существуют качественные изменения. Это позволяет в первом случае использовать аналитические модели, во втором позволяют экспертные подходы и сценарный подход.

3 Модель краткосрочного прогноза на определении вектора весов частных и методов иерархий конкретизирует понятие «динамическое суждение». Основное соотношение данной модели основано на понятии собственного вектора и собственного числа, являющихся функцией времени, а также на иерархии, разработанной во второй главе и основанной на модели.

ЕРС)М. Данное соотношение позволяет аппроксимировать экспертные оценки функциями времени, которые представляют собой динамические локальные и глобальные приоритеты. Проведенные вычисления показывают, например, что со временем важность возможностей образовательной системы возрастает. Это можно объяснить тем фактом, что вероятней всего в ближайшие годы будут происходить структурные изменения системы образования, на которые необходимо быстро реагировать.

4 Модель среднесрочного прогноза базируется на существующей модели высшего профессионального образования США на период до 2000 года, а также на использовании метода сценариев в прогнозировании. Для построения сценарной модели выбран ситуационный подход, предполагающий интерпретацию понятия «сценарий» с акцентом не на динамическое, а на статическое состояние исследуемой системы и ее среды в будущем. Специфика предложенной модели в отличие от существующей заключается в ее адаптации к системе высшего образования в России. Содержание такой адаптации заключается в уточнении элементов иерархии, в определении состава и содержания отдельных сценариев, которые оцениваются, и в определении весов элементов иерархии и значений переменных состояния, определяющих каждый сценарий. Это позволяет построить обобщенный сценарий как совокупность данных сценариев в предположении, что указанные сценарии не являются несовместными и дополняют друг друга. Модель определения весов элементов иерархии использует матричное умножение локальных приоритетов, полученных с помощью языка попарных сравнений. Выполнение данных операций позволяет определить наиболее вариантный сценарий, к которым относятся три: «навыки», «обучение для всех» и «обучение для избранных».

5 Для формирования обобщенного сценария выполнена оценка переменных состояния. Каждый сценарий определялся множеством характеристик (студенты, преподаватели и др.), а также параметрами состояния, описывающими данные характеристики. Значения параметров и переменных для каждого состояния позволяют оценить динамику изменения элементов образовательного процесса.

6 С учетом разработанных математических моделей в данной главе приведен состав программного обеспечения подсистемы измерения, анализа и улучшения образовательной деятельности. Следуя данному подходу, предложенный состав программного обеспечения определен разработанными во второй и третьей главах работы математическими моделями. Покомпонентный подход к проектированию и современные технологии проектирования позволил разработать программу, на которую подана заявка на регистрацию программы для ЭВМ.

7 Таким образом, в третьей главе изложен второй научный результат, состоящий из двух математических моделей прогнозирования: математической модели текущего прогнозирования системы менеджмента качества структурных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования;

— сценарной модели прогнозирования состояния образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Новизна второго научного результата состоит: в переходе от статических моделей оценки качества к динамическим, позволяющим построить прогнозные модели изменения значений ее отдельных элементовв адаптации модели прогнозирования системы высшего профессионального образования, предложенной Т. Саати, к специфике подготовки в вузах.

Второй научный результат опубликован в [81, 83, 84, 87, 93].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, в результате решения задач исследования, сформулированных во введении в диссертационной работе получены два новых достоверных научных результата:

1) Многоуровневая модель и методика автоматизированной оценки менеджмента качества в структурных подразделениях образовательных учреждений высшего профессионального образования.

2) Модели текущего и среднесрочного прогнозирования качества образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Первый научный результат состоит из:

— модели иерархической оценки менеджмента качества структурных подразделений учреждения высшего профессионального образования;

— методики оценки менеджмента качества в структурных подразделениях вуза;

— автоматизированной методики оценки победителя конкурса, основанной на результатах групповой экспертной оценки и применении модели иерархической оценки качества.

Новизна первого научного результата в отличие от существующих моделей и методик оценки качества состоит: в обосновании механизма и возможных путей адаптации всемирной модели оценки менеджмента качества образовательного учреждений к конкретному вузув унификации процессов оценки структурных подразделений вуза и образовательного учреждения в целомв разработке средств автоматизации процесса оценки.

Второй научный результат состоит из двух математических моделей прогнозирования: математической модели текущего прогнозирования системы менеджмента качества структурных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования;

— сценарной модели прогнозирования состояния образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Новизна второго научного результата состоит: в переходе от статических моделей оценки качества к динамическим, позволяющим построить прогнозные модели изменения значений ее отдельных элементовв адаптации модели прогнозирования системы высшего профессионального образования, предложенной Т. Саати, к специфике подготовки в вузах.

Совокупность полученных научных результатов обеспечивает разрешение приведенного выше противоречия, решение поставленной научной задачи и достижение целей диссертационного исследования.

Достоверность полученных научных результатов определяется применением апробированных методов системного анализа, теории измерений, теории эффективности, математической статистики, исследования операций, линейной алгебры, а также апробированных аппаратно-программных средств их реализации. Достоверность подтверждается результатами моделирования, проверки работоспособности разработанных научно-методических средств путем оценки качества межфакультетских кафедр, а также результатами апробации и публикации всех научных результатов.

Научно-практическая ценность работы состоит: 1) в обеспечении возможности количественной оценки качественных мнений экспертов в отношении факторов, влияющих на качество образовательного процесса вуза- 2) в обеспечении объективности и прогнозируемости качества структурных подразделений- 3) в практическом внедрении методов управления качеством (TQM и TQE) в управление образовательным процессом вуза, в адаптации существующей модели ЕР (ЗМ для задачи анализа качества структурных подразделений в системе управления качеством подготовки специалистов.

Разработанные математические модели могут быть использованы для создания автоматизированной системы управления качеством образовательного процесса в высших военных учебных заведениях. Покомпонентный, модульный подход к автоматизации процессов образовательной деятельности позволяет автоматизировать основные виды образовательной деятельности. Дальнейшие направления исследования могут проводиться в обосновании средств управления качеством образовательного процесса, обосновании новых программных компонентов, повышающих степень автоматизации основных образовательных процессов в высших учебных заведениях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: «Наука», 1976. — 276 с.
  2. В. В. Разработка брэнда высшего учебного заведения как элемент построения системы менеджмента качества / В. В. Азарьева // Университетское управление: практика и анализ. 2004. -№ 2(31). С. 110−113.
  3. В. В. Самооценка научно-исследовательской деятельности в вузе на базе принципов менеджмента качества // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ», серия «Экономика и менеджмент организации». СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005.-С. 62−67.
  4. . Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. -М.: РИА Стандарты и качество, 2003. 272 с.
  5. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ./ Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко.- М: Экономика, 1989. 519с.
  6. А. А., Железко Б. А., Ксеневич Д. В., Ксеневич С. В. Обобщение метода анализа иерархий Саати для использования нечетко-интервальных экспертных данных. Мн: БГЭУ, 2002. — 11с. с сайта http://sedok.narod.ru/.
  7. В. И. Болонские преобразования: проблемы и перспективы -Высшее образование в России, 2009. № 11.
  8. В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). М., 2005.
  9. А. В., Кочетов А. И. Самооценка ГТУ МИСиС на основе модели совершенствования файл.
  10. В. П. О критериях качества подготовки специалистов. -Воронеж: ВГУ, 1977.
  11. С. А. Статистика: Учебное пособие. М.: МГУП, 2001. — 170с. с сайта http://www.hi-edu.ru:80/.
  12. Ю. В., Иняц Н. Статистические методы управления качеством предприятия. М.: РИА Стандарты и качество, 2008. -280 с.
  13. Е. С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. М.: Наука, 1988. — 206 с.
  14. Р., Берг Б. и др. Об истинной роли менеджеров по качеству// Европейское качество, 1999. № 2. — с.8.
  15. Галактика Управление вузом возможности// http://vuz.galaktika.ru/solutions/vuz/capability.php.
  16. Р. Келс Процесс самооценки. Руководство по самооценке для высшего образования. 4-е издание / Пер. с английского. — М: Московский общественный научный фонд, печатается и распространяется по соглашению с Орикс Пресс, Финикс, шт. Аризона, США.
  17. Г. Я. Глобальный стратегический инновационный менеджмент. Таганрог: ТРТУ, 2002. — 134с. с сайта http://www.аир.ги/
  18. Г. Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 217 с. с сайта http ://www. аир .ги/.
  19. Г. Я., Гуц А. Н. Экономический инструментарий принятия управленческих решений. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. -156с.
  20. ГОСТ Р 50 779.11−2000 (ИСО 3534.2−93) Статистические методы. Статистическое управление качеством. Термины и определения. 34с. с сайта http://lgost.ru/.
  21. ГОСТ Р ИСО 9000−2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2008. — 26 с.
  22. ГОСТ Р ИСО 9001−2008. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2008. — 21 с.
  23. ГОСТ Р ИСО 9004−2008. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2008. — 45 с.
  24. А. И. Евграфов В. Г. Информационно-управляющие ЧМС: исследование, проектирование, испытания. -М.: Машиностроение, 1993. 567с.
  25. Ю., Тавер Е. Модель делового совершенства ЕБС) М и ее применение в России // Стандарты и качество. М., 2005. — № 8.
  26. В. Е. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами (2-е издание) Тверь: Альба, 1994.
  27. А. В. Методология исследований качества высшего образования: система основных показателей. СПб.: ЛОИРО, 2006. — 24 с.
  28. До ль дан Тиэ Феликс Р., Фернандес Кастро Анхель С. Принятие решения на основе качественных критериев: Практ. пособие / Под ред. Н. В. Попок. Мн.: БГЭУ, 1999. — 120 с.
  29. В. В., Огородникова И. А., Перепеча И. Ф. и др. К концепции построения внутривузовской системы обеспечения качества образовательного процесса в ОмГУ // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 2(25). С. 96−100.
  30. В. В. Статистические методы в управлении качеством. -Ульяновск: УлГТУ. 2003. -104 с.
  31. В. В. Спираль качества. Ульяновск, УлГТУ, 2002. -232 с.
  32. Е. Ш. Бечмаркинт как методология совершенствования управления российскими вузами // Университетское управление: практика и анализ, 2005. № 4.
  33. Е. В. Метод экспертной обработки по принципу согласованности с оценками большинства. // Труды 6 Всероссийского симпозиума по прикладной и промышленной математике. СПб.: Научное изд-во «ТВП», 2005. — Зс. с сайта http://www.tvp.ru/.
  34. Закон об образовании// http://www.fpo.m/pravo/zakon.html.
  35. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования. г. Болонья, 19 июня 1999 года.
  36. В.А. Система качества, ориентированная на процессы// TQM -XXI. Проблемы, опыт и перспективы. М.: ИздАТ, 2000.
  37. Классификация и кластер / Под ред. Дж. Райзина. М.: Мир, 1980.
  38. А. А., Козин И. Ф., Кожевников С. А., Соболев В. С., Степанов С. А., Щербаков А. Ю. Всеобщий менеджмент качества. Уч. пособие / Под общей ред. С. А. Степанова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001. -200 с.
  39. К. И. Моделирование информационной системы оценки качества образования / К. И. Костенко, С. Д. Некрасов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 3 (26).
  40. В. В. Развитие методологии создания системы менеджмента качества вуза // Университетское управление: практика и анализ. № 2 (25). -2003.
  41. В. А. Конфликт TQM с постсовестким менеджментом на типичном российском предприятии. «Болезни» российского менеджмента // Методы менеджмента качества 2000. — № 2, 4. — С. 3
  42. В. А. Принципы менеджмента качества МС ИСО серии 9000:2000 и их проекция на российский менеджмент // Сб. материалов: международные стандарты ИСО серии 9000 и статистические методы. 13-я Международная конференция. Н. Новгород, 2001. — С. 9.
  43. С. В. ВР?т и ЕКЛ? т. СА8Е-средства разработки информационных систем. 2-е изд. — М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2001. — 304 с.
  44. В. Г. Научно-методический аппарат экспертной оценки эффективности научной деятельности высшего военного учебного заведения: Дисс. канд. техн. наук. М.: РАО, 2005. — 207с.
  45. В. Г. Формализация экспертной информации при оценке эффективности научно-исследовательской деятельности и подготовки научно-педагогических кадров «Ученые записки института информатизации РАО». -М.: ИИО РАО, 2005. С. 119−122.
  46. Д. Мировые премии по качеству: признание успеха // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 5.
  47. Д., Белокоровин А. Премия качества: возможности для малого бизнеса шанс для экономики страны // Стандарты и качество. — 2005. — № 10.
  48. Д., Белокоровин Э. Премии в области качества: награда за победу в конкурсе или инструмент управления? // Управление компанией. -2004. № 6.
  49. Д., Белокоровин Э. Сравнительный анализ мировых премий по качеству // Стандарты и качество. 2005. — № 5.
  50. Д., Мазалецкая А., Стид. К. Модель ЕРС) М в Российском университете // Методы менеджмента качества. 2005. — № 12.
  51. Д. В., Вылгина Ю. В. Современные инструменты управления: модель совершенствования ЕРС>М: учебное пособие / Иван. гос. энерг. ун-т. -Иваново, 2006.
  52. Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности. СПбГЭТУ.
  53. В. Н., Шпак В. Ф. и др. Единое информационное пространство: от идеи до реализации. СПб.: Элмор, 2003.
  54. В. Н., Шпак В. Ф. и др. Информационные технологии в системе управления ВМФ (теория и практика, состояние и перспективы развития). СПб.: Элмор, 2005.
  55. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. 1ЖЬ: Ьир://еёи.о?ги/18югао/ёеГаик.а8р?оЬпо=30 263.
  56. С. Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста // Университетское управление: практика и анализ. -2003.-№ 1(24).-С. 42−45.
  57. Н. Ш. Рейтинговая оценка деятельности факультетов как элемент системы мониторинга качества образования в университете// Университетское управление: практика и анализ, № 4(27), 2003.
  58. В. Н., Кадамцева Г. Г. Стратегическое управление качеством образования: Учеб. пособие. Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2002, — 88 с.
  59. В. В, Управление качеством. М.: Наука, 2000.
  60. А.И. Экспертные оценки. Журнал «Заводская лаборатория». 1996. Т.62. N0.1. С. 54−60. с сайта http://orlovs.pp.ru/
  61. В. В., Подиновская О. В. О неккоректности метода анализа иерархий// Проблемы управления, 2011. № 1. — С. 8−13
  62. В. П. Проблема идентификации оценки качества классического университетского образования и рейтинга Министерства образования РФ / В. П. Прокопьев, С. А. Рогожин // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 5−6(28). С. 63−75.
  63. Путь к совершенству. Премия Правительства Российской Федерации в области качества. М.: РИА «Стандарты и качество», 2002.
  64. Р 50.1.028−2001. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. М.: Госстандарт России, 2001. — 43 с.
  65. Р 50−601−46−2004 «Рекомендации. Методика менеджмента процессов в системе качества». М.: Госстандарт России, 2001. — 43 с.
  66. Руководство для участников конкурса 2005 года «Системы обеспечения качества подготовки специалистов». М.: Министерство образования и науки РФ, 2005.
  67. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. Пер. с англ. / Р. Г. Вачнадзе. М.: «Радио и связь», 1993. 278 с.
  68. Т. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети. Пер. с англ./ Научн. ред. A.B. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 360 с.
  69. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. М.: Изд-во «Радио и связь», 1991. — 224 с.
  70. В. П. Обработка результатов измерений. Физическая лаборатория. 41: Учеб. пособие для студентов вузов. Одесса: ОНПУ, 2002. -54 с.
  71. В. С. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования / В. С. Соболев, С. А. Степанов // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 2(31). С. 102−110.
  72. В. В. Методика реализации проекта системы менеджмента качества в вузе. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
  73. С. Ю., Вострецов С. А., Узун Л. С. Теория управления качеством образовательного процесса в вузах силовых ведомств// монография.- СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003 -221 с.
  74. Д. Д. О методах оценки эффективности деятельности коллективов малой численности // Управление персоналом. М., 2008. — № 17 (195).-С. 52−55.
  75. Д. Д., Наумов В. Н. Оценка менеджмента качества структурных подразделений образовательного учреждения // 20 НТК «Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы, подготовка специалистов. Петродворец, 2009. ч.1.
  76. Д. Д. О методах оценки деятельности коллективов малой численности // Научно-методический сборник «Новые информационные технологии в образовательном процессе», СПб. ВМИ, РОФ «Морской корпус». -СПб., 2008. -№ 21.-С. 24−35.
  77. Д. Д., Наумов В. Н. Оценка менеджмента качества кафедр образовательных учреждений // Б13НЕС ИНФОРМ. Харьков, 2011. — № 6. — С. 180−183.
  78. Д. Д. Методика оценки качества образовательного процесса в структурных подразделениях высших военных учебных заведений.
  79. Вестник Учебно-методического объединения высших военных учебных заведений ВМФ в области военного управления, 2011. № 1(10). — С. 56−64.
  80. Федеральная целевая программа развития образования на 2010−2015 годы// http://www.programs-gov.rU/l 03 .php.
  81. В. В. Проблемы управления качеством образовательных услуг в Российской высшей школе // Управленческое консультирование. СПб.: СЗАГС, 2010,-№ 4.-С. 197−205.
  82. А. Е., Куликов Ю. А. Основы менеджмента качества. М.: Дело и сервис, 2003, -304 с.
  83. В. М. Прогнозирование социально-экономических процессов. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. — 240 с.
  84. О. Е. Информационная технология управления качеством подготовки специалистов ВМФ радиоэлектронного профиля: Дис.. докт. техн. наук. Петродворец: ВМИРЭ, 2006.
  85. И. И. Стандарты ИСО серии 9000 самые популярные и применяемые в истории ИСО// Стандарты и качество. -1997, № 10.
  86. А. Д. Менеджмент качества. От основ к практике. М. ООО «НТК «Трек». 2004. — 360 с.
  87. Р. М., Заболотский В. П. Концептуальные и научно-методологические основы информатизации. СПб.: Наука, 2009. — 542 с.:ил.
  88. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area.
  89. Haworth J. G., Conrad C. F. Emblems of quality in higher Education. Allyn and Bacon, 1997.
  90. Markides C. Strategic Innovation in Established Companies // Sloan Man. Review, 1998, v.39, № 3.
  91. Method for Improving the Quality of Higher Education based on the EFQM Model, the HBO Expert Group, Second English version, Eindhoven, October 1999.-88 pp.
Заполнить форму текущей работой