Многоуровневые модели менеджмента качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования
Диссертация
Система высшего профессионального образования в Российской Федерации предназначена для подготовки и переподготовки специалистов соответствующего уровня, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. При этом стратегической целью в области образования является повышение доступности качественного… Читать ещё >
Содержание
- 1. Анализ системы менеджмента качества в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Постановка задач исследования
- 1. 1. Анализ организации менеджмента качества в образовательных учреждениях
- 1. 2. Анализ средств автоматизации управления в образовательных учреждениях высшего профессионального образования
- 1. 3. Исследование существующих средств оценки качества образовательного процесса. Постановка задач исследования
- 1. 3. 1. Общая характеристика всемирной модели совершенства
- 1. 3. 2. Исследование существующих подходов к оценке менеджмента качества в образовательных учреждениях
- 1. 3. 3. Организация оценки качества образовательного учреждения высшего профессионального образования
- 1. 3. 4. Постановка задач исследования
- 2. 1. Синтез дерева атрибутов на основе иерархии критериев модели ЕБОМ
- 2. 2. Разработка иерархических моделей менеджмента качества структурных подразделениях высшего учебного заведения
- 2. 3. Разработка методики оценки менеджмента качества структурных подразделениях вуза
- 2. 3. 1. Методика оценки системы менеджмента качества
- 2. 3. 2. Выработка рекомендаций по совершенствованию менеджмента качества
- 2. 4. Анализ адекватности разработанной модели иерархической оценки менеджмента качества структурных подразделений вуза
- 2. 4. 1. Общая схема проведения эксперимента
- 2. 4. 2. Оценка менеджмента качества на кафедрах
- 2. 4. 3. Расчет критериев с учетом и без учета важности элементов иерархии
- 2. 4. 4. Проверка статистической гипотезы о незначимом отличии результатов оценки кафедр двух учебных заведений
- 2. 4. 5. Оценка адекватности модели методами корреляционного и кластерного анализа
- 2. 4. 6. Анализ и интерпретация полученных результатов
- 2. 5. Обоснование автоматизированной методики определения победителя конкурса
- 3. 1. Разработка математической модели текущего прогнозирования системы менеджмента качества структурных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования
- 3. 1. 1. Обоснование математической модели
- 3. 1. 2. Определение значений приоритетов модели
- 3. 2. Разработка сценарной модели прогнозирования ' состояния образовательных учреждений высшего профессионального образования
- 3. 2. 1. Обоснование сценарной модели прогнозирования и определение обобщенного сценария
- 3. 2. 2. Определение переменных состояния обобщенного сценария для образовательных учреждений государственной службы
- 3. 3. Общая характеристика программного обеспечения функциональной подсистемы измерения, анализа и улучшения образовательной деятельности
Список литературы
- Адлер Ю. П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий. М.: «Наука», 1976. — 276 с.
- Азарьева В. В. Разработка брэнда высшего учебного заведения как элемент построения системы менеджмента качества / В. В. Азарьева // Университетское управление: практика и анализ. 2004. -№ 2(31). С. 110−113.
- Азарьева В. В. Самооценка научно-исследовательской деятельности в вузе на базе принципов менеджмента качества // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ», серия «Экономика и менеджмент организации». СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005.-С. 62−67.
- Андерсон Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. -М.: РИА Стандарты и качество, 2003. 272 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ./ Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко.- М: Экономика, 1989. 519с.
- Ахрамейко А. А., Железко Б. А., Ксеневич Д. В., Ксеневич С. В. Обобщение метода анализа иерархий Саати для использования нечетко-интервальных экспертных данных. Мн: БГЭУ, 2002. — 11с. с сайта http://sedok.narod.ru/.
- Байденко В. И. Болонские преобразования: проблемы и перспективы -Высшее образование в России, 2009. № 11.
- Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). М., 2005.
- Блинкова А. В., Кочетов А. И. Самооценка ГТУ МИСиС на основе модели совершенствования файл.
- Беспалько В. П. О критериях качества подготовки специалистов. -Воронеж: ВГУ, 1977.
- Васнев С. А. Статистика: Учебное пособие. М.: МГУП, 2001. — 170с. с сайта http://www.hi-edu.ru:80/.
- Васильков Ю. В., Иняц Н. Статистические методы управления качеством предприятия. М.: РИА Стандарты и качество, 2008. -280 с.
- Вентцель Е. С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология. М.: Наука, 1988. — 206 с.
- Вильяме Р., Берг Б. и др. Об истинной роли менеджеров по качеству// Европейское качество, 1999. № 2. — с.8.
- Галактика Управление вузом возможности// http://vuz.galaktika.ru/solutions/vuz/capability.php.
- Герберт Р. Келс Процесс самооценки. Руководство по самооценке для высшего образования. 4-е издание / Пер. с английского. — М: Московский общественный научный фонд, печатается и распространяется по соглашению с Орикс Пресс, Финикс, шт. Аризона, США.
- Гольдштейн Г. Я. Глобальный стратегический инновационный менеджмент. Таганрог: ТРТУ, 2002. — 134с. с сайта http://www.аир.ги/
- Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 217 с. с сайта http ://www. аир .ги/.
- Гольдштейн Г. Я., Гуц А. Н. Экономический инструментарий принятия управленческих решений. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. -156с.
- ГОСТ Р 50 779.11−2000 (ИСО 3534.2−93) Статистические методы. Статистическое управление качеством. Термины и определения. 34с. с сайта http://lgost.ru/.
- ГОСТ Р ИСО 9000−2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2008. — 26 с.
- ГОСТ Р ИСО 9001−2008. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2008. — 21 с.
- ГОСТ Р ИСО 9004−2008. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Изд-во стандартов, 2008. — 45 с.
- Губинский А. И. Евграфов В. Г. Информационно-управляющие ЧМС: исследование, проектирование, испытания. -М.: Машиностроение, 1993. 567с.
- Гусаков Ю., Тавер Е. Модель делового совершенства ЕБС) М и ее применение в России // Стандарты и качество. М., 2005. — № 8.
- Деминг В. Е. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами (2-е издание) Тверь: Альба, 1994.
- Долматов А. В. Методология исследований качества высшего образования: система основных показателей. СПб.: ЛОИРО, 2006. — 24 с.
- До ль дан Тиэ Феликс Р., Фернандес Кастро Анхель С. Принятие решения на основе качественных критериев: Практ. пособие / Под ред. Н. В. Попок. Мн.: БГЭУ, 1999. — 120 с.
- Дубицкий В. В., Огородникова И. А., Перепеча И. Ф. и др. К концепции построения внутривузовской системы обеспечения качества образовательного процесса в ОмГУ // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 2(25). С. 96−100.
- Ефимов В. В. Статистические методы в управлении качеством. -Ульяновск: УлГТУ. 2003. -104 с.
- Ефимов В. В. Спираль качества. Ульяновск, УлГТУ, 2002. -232 с.
- Евдокимова Е. Ш. Бечмаркинт как методология совершенствования управления российскими вузами // Университетское управление: практика и анализ, 2005. № 4.
- Жилякова Е. В. Метод экспертной обработки по принципу согласованности с оценками большинства. // Труды 6 Всероссийского симпозиума по прикладной и промышленной математике. СПб.: Научное изд-во «ТВП», 2005. — Зс. с сайта http://www.tvp.ru/.
- Закон об образовании// http://www.fpo.m/pravo/zakon.html.
- Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования. г. Болонья, 19 июня 1999 года.
- Иванов В.А. Система качества, ориентированная на процессы// TQM -XXI. Проблемы, опыт и перспективы. М.: ИздАТ, 2000.
- Классификация и кластер / Под ред. Дж. Райзина. М.: Мир, 1980.
- Колесников А. А., Козин И. Ф., Кожевников С. А., Соболев В. С., Степанов С. А., Щербаков А. Ю. Всеобщий менеджмент качества. Уч. пособие / Под общей ред. С. А. Степанова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001. -200 с.
- Костенко К. И. Моделирование информационной системы оценки качества образования / К. И. Костенко, С. Д. Некрасов // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 3 (26).
- Левшина В. В. Развитие методологии создания системы менеджмента качества вуза // Университетское управление: практика и анализ. № 2 (25). -2003.
- Лапидус В. А. Конфликт TQM с постсовестким менеджментом на типичном российском предприятии. «Болезни» российского менеджмента // Методы менеджмента качества 2000. — № 2, 4. — С. 3
- Лапидус В. А. Принципы менеджмента качества МС ИСО серии 9000:2000 и их проекция на российский менеджмент // Сб. материалов: международные стандарты ИСО серии 9000 и статистические методы. 13-я Международная конференция. Н. Новгород, 2001. — С. 9.
- Маклаков С. В. ВР?т и ЕКЛ? т. СА8Е-средства разработки информационных систем. 2-е изд. — М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2001. — 304 с.
- Маслов В. Г. Научно-методический аппарат экспертной оценки эффективности научной деятельности высшего военного учебного заведения: Дисс. канд. техн. наук. М.: РАО, 2005. — 207с.
- Маслов В. Г. Формализация экспертной информации при оценке эффективности научно-исследовательской деятельности и подготовки научно-педагогических кадров «Ученые записки института информатизации РАО». -М.: ИИО РАО, 2005. С. 119−122.
- Маслов Д. Мировые премии по качеству: признание успеха // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 5.
- Маслов Д., Белокоровин А. Премия качества: возможности для малого бизнеса шанс для экономики страны // Стандарты и качество. — 2005. — № 10.
- Маслов Д., Белокоровин Э. Премии в области качества: награда за победу в конкурсе или инструмент управления? // Управление компанией. -2004. № 6.
- Маслов Д., Белокоровин Э. Сравнительный анализ мировых премий по качеству // Стандарты и качество. 2005. — № 5.
- Маслов Д., Мазалецкая А., Стид. К. Модель ЕРС) М в Российском университете // Методы менеджмента качества. 2005. — № 12.
- Маслов Д. В., Вылгина Ю. В. Современные инструменты управления: модель совершенствования ЕРС>М: учебное пособие / Иван. гос. энерг. ун-т. -Иваново, 2006.
- Методические рекомендации для вузов и ссузов по организации и проведению самооценки эффективности функционирования систем управления в области менеджмента качества на основе модели совершенствования деятельности. СПбГЭТУ.
- Наумов В. Н., Шпак В. Ф. и др. Единое информационное пространство: от идеи до реализации. СПб.: Элмор, 2003.
- Наумов В. Н., Шпак В. Ф. и др. Информационные технологии в системе управления ВМФ (теория и практика, состояние и перспективы развития). СПб.: Элмор, 2005.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. 1ЖЬ: Ьир://еёи.о?ги/18югао/ёеГаик.а8р?оЬпо=30 263.
- Некрасов С. Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста // Университетское управление: практика и анализ. -2003.-№ 1(24).-С. 42−45.
- Никитина Н. Ш. Рейтинговая оценка деятельности факультетов как элемент системы мониторинга качества образования в университете// Университетское управление: практика и анализ, № 4(27), 2003.
- Нуждин В. Н., Кадамцева Г. Г. Стратегическое управление качеством образования: Учеб. пособие. Иваново: Иван. гос. энерг. ун-т, 2002, — 88 с.
- Окрепилов В. В, Управление качеством. М.: Наука, 2000.
- Орлов А.И. Экспертные оценки. Журнал «Заводская лаборатория». 1996. Т.62. N0.1. С. 54−60. с сайта http://orlovs.pp.ru/
- Подиновский В. В., Подиновская О. В. О неккоректности метода анализа иерархий// Проблемы управления, 2011. № 1. — С. 8−13
- Прокопьев В. П. Проблема идентификации оценки качества классического университетского образования и рейтинга Министерства образования РФ / В. П. Прокопьев, С. А. Рогожин // Университетское управление: практика и анализ. 2003. — № 5−6(28). С. 63−75.
- Путь к совершенству. Премия Правительства Российской Федерации в области качества. М.: РИА «Стандарты и качество», 2002.
- Р 50.1.028−2001. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. М.: Госстандарт России, 2001. — 43 с.
- Р 50−601−46−2004 «Рекомендации. Методика менеджмента процессов в системе качества». М.: Госстандарт России, 2001. — 43 с.
- Руководство для участников конкурса 2005 года «Системы обеспечения качества подготовки специалистов». М.: Министерство образования и науки РФ, 2005.
- Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. Пер. с англ. / Р. Г. Вачнадзе. М.: «Радио и связь», 1993. 278 с.
- Саати Т. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: Аналитические сети. Пер. с англ./ Научн. ред. A.B. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 360 с.
- Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. М.: Изд-во «Радио и связь», 1991. — 224 с.
- Савчук В. П. Обработка результатов измерений. Физическая лаборатория. 41: Учеб. пособие для студентов вузов. Одесса: ОНПУ, 2002. -54 с.
- Соболев В. С. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования / В. С. Соболев, С. А. Степанов // Университетское управление: практика и анализ. 2004. — № 2(31). С. 102−110.
- Тимченко В. В. Методика реализации проекта системы менеджмента качества в вузе. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
- Трапицын С. Ю., Вострецов С. А., Узун Л. С. Теория управления качеством образовательного процесса в вузах силовых ведомств// монография.- СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003 -221 с.
- Ульзетуева Д. Д. О методах оценки эффективности деятельности коллективов малой численности // Управление персоналом. М., 2008. — № 17 (195).-С. 52−55.
- Ульзетуева Д. Д., Наумов В. Н. Оценка менеджмента качества структурных подразделений образовательного учреждения // 20 НТК «Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы, подготовка специалистов. Петродворец, 2009. ч.1.
- Ульзетуева Д. Д. О методах оценки деятельности коллективов малой численности // Научно-методический сборник «Новые информационные технологии в образовательном процессе», СПб. ВМИ, РОФ «Морской корпус». -СПб., 2008. -№ 21.-С. 24−35.
- Ульзетуева Д. Д., Наумов В. Н. Оценка менеджмента качества кафедр образовательных учреждений // Б13НЕС ИНФОРМ. Харьков, 2011. — № 6. — С. 180−183.
- Ульзетуева Д. Д. Методика оценки качества образовательного процесса в структурных подразделениях высших военных учебных заведений.
- Вестник Учебно-методического объединения высших военных учебных заведений ВМФ в области военного управления, 2011. № 1(10). — С. 56−64.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2010−2015 годы// http://www.programs-gov.rU/l 03 .php.
- Фокина В. В. Проблемы управления качеством образовательных услуг в Российской высшей школе // Управленческое консультирование. СПб.: СЗАГС, 2010,-№ 4.-С. 197−205.
- Хачетуров А. Е., Куликов Ю. А. Основы менеджмента качества. М.: Дело и сервис, 2003, -304 с.
- Цыгичко В. М. Прогнозирование социально-экономических процессов. Изд. 3-е. М.: Книжный дом «Либроком», 2009. — 240 с.
- Чудаков О. Е. Информационная технология управления качеством подготовки специалистов ВМФ радиоэлектронного профиля: Дис.. докт. техн. наук. Петродворец: ВМИРЭ, 2006.
- Чайка И. И. Стандарты ИСО серии 9000 самые популярные и применяемые в истории ИСО// Стандарты и качество. -1997, № 10.
- Шадрин А. Д. Менеджмент качества. От основ к практике. М. ООО «НТК «Трек». 2004. — 360 с.
- Юсупов Р. М., Заболотский В. П. Концептуальные и научно-методологические основы информатизации. СПб.: Наука, 2009. — 542 с.:ил.
- European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area.
- Haworth J. G., Conrad C. F. Emblems of quality in higher Education. Allyn and Bacon, 1997.
- Markides C. Strategic Innovation in Established Companies // Sloan Man. Review, 1998, v.39, № 3.
- Method for Improving the Quality of Higher Education based on the EFQM Model, the HBO Expert Group, Second English version, Eindhoven, October 1999.-88 pp.