Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нелегальная миграция и ее влияние на экономическую безопасность страны: Организационно-экономические аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нелегальная миграция представляет угрозу экономической безопасности. Она способна нанести серьезный ущерб национальному рынку труда, экономическому и трудовому потенциалу регионов страны, усугубить спад производства в отдельных секторах экономики, а также привести к обострению межэтнических противоречий, криминализации общества и другим негативным последствиям. Показатель уровня нелегальной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы экономической безопасности России в условиях развития миграционных процессов
    • 1. 1. Экономическая безопасность и ее реализация в системе критериев и показателей
    • 1. 2. Взаимосвязь миграционных процессов и экономической безопасности
  • Глава 2. Нелегальная миграция как угроза экономической безопасности России
    • 2. 1. Качественная и количественная характеристика нелегальной миграции в России
    • 2. 2. Влияние нелегальной миграции на экономическую безопасность
  • Глава 3. Механизм противодействия нелегальной миграции и повышение уровня экономической безопасности
    • 3. 1. Обеспечение органами внутренних дел экономической безопасности в сфере противодействия нелегальной миграции
    • 3. 2. Повышение уровня экономической безопасности на основе регулирования миграционных процессов

Нелегальная миграция и ее влияние на экономическую безопасность страны: Организационно-экономические аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

На современном этапе развития Российская Федерация столкнулась с весьма сложными проблемами, связанными с поиском новой национальной идеи, оптимального политического устройства общества, определения путей реформирования политических и экономических отношений. Особенности социально-экономической ситуации в Российской Федерации заставляют все больше уделять внимание обеспечению экономической безопасности на различных уровнях.

Претерпели качественные изменения и процессы миграции населения. С началом проведения политики открытого общества Россия превратилась из закрытой страны с незначительным внешним миграционным оборотом в активного участника международного миграционного обмена. Именно поэтому резко усилилось внешнее миграционное давление, увеличились масштабы притока в страну населения из бывших союзных республик и ряда государств Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. Новым социально-экономическим явлением для нашей страны стало незаконное пребывание граждан иностранных государств на российской территории.

Во время обращения к слушателям Академии управления МВД России Министр внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиев отметил, что «проблема нелегальной миграции остается актуальной и в настоящее время .не все руководители территориальных органов внутренних дел понимают, что миграция, будучи закономерным общественным явлением, в неуправляемой ее форме становится благодатной почвой для многих криминальных проявлений"1.

Незаконная миграция — одна из наиболее острых проблем современной цивилизации, причем в последнее десятилетие наблюдается значительное.

1 Из речи Министра внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиева на тожественном собрании, посвященном дню знаний в Академии управления МВД России // Интерфакс. 2005.1 сентября. оживление миграционных процессов, связанное с политическими и социально-экономическими потрясениями в жизни многих стран мира. Незаконная миграция оказывает все более заметное негативное влияние на социально-политическую и экономическую ситуацию в России, на состояние всей национальной безопасности государства. Она превратилась в устойчивое масштабное явление и ведет ко многим нежелательным последствиям.

Все большее число мигрантов из-за рубежа оказывается в теневом секторе российской экономики. Отмечается неконтролируемый приток незаконной рабочей силы и увеличение числа иностранных граждан, использующих легальные пути въезда с последующим изменением целей пребывания в России. Лица, незаконно прибывшие в Россию, зачастую попадают под влияние криминальных структур, т. е. вовлекаются в противоправную деятельность, объединяясь на этой основе в этнические группировки, действующие, как правило, в неконтролируемой сфере товаров и услуг, обостряя проблему на национальном рынке труда.

Вышесказанное предопределило выбор темы и ее актуальность.

Степень разработанности темы. Существенный вклад в разработку проблемы обеспечения экономической безопасности внесли такие ученые-экономисты, как: Л. И. Абалкин, Ю. И. Аболенцев, Д. И. Аминов, А. И. Архипов, И. Я. Богданов, В. Ф. Гапоненко, В. П. Грузинов, А. А. Крылов, Е. А. Олейников, Н. Н. Потрубач, В. П. Ревин, В. К. Сенчагов и др.

Вопросы криминализации экономических отношений, в том числе связанные и с нелегальной миграцией, затрагивались в работах: А. Н. Аверина, М. М. Бабаева, В. Н. Болдырева, Ж. А. Зайончковской, В. А. Ионцева, М. В. Королевой, С. Е. Метелева, А. Л. Репецкой, Л. Л. Рыбаковского, Е.В. Тю-рюкановой, В. Ф. Цепелева и др.

Однако работы вышеперечисленных авторов не дают целостного представления о влиянии нелегальной миграции на экономическую безопасность. Требуется научная разработка новых форм и методов привлечения иностранных трудовых ресурсов в Российскую Федерацию, а также совершенствование механизма регулирования миграционных процессов, в том числе и при обеспечении органами внутренних дел экономической безопасности в сфере противодействия нелегальной миграции.

Объектом исследования являются институциональные преобразования в сфере миграционных процессов, способствующие повышению уровня экономической безопасности страны, а предметом — организационно-экономические отношения, связанные с противодействием нелегальной миграции как угрозе экономической безопасности.

В качестве гипотезы исследования предполагается, что управление миграционными процессами в Российской Федерации должно строиться на основе теоретически обоснованных количественных и качественных показателей привлечения и использования иностранных трудовых ресурсов, характеризующих положительные и отрицательные последствия миграции.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию регулирования миграционных процессов и повышению уровня экономической безопасности страны.

Задачи исследования:

— дать характеристику экономической безопасности в системе критериев и показателей;

— показать взаимосвязь экономической безопасности с миграционными процессами;

— доказать, что нелегальная миграция является угрозой экономической безопасности;

— определить пороговые значения экономической безопасности в сфере привлечения и использования иностранных трудовых ресурсов;

— предложить пути совершенствования деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности в сфере противодействия нелегальной миграции;

— разработать комплекс мер по регулированию миграционных процессов, направленных на повышение уровня экономической безопасности.

Методологическая база и методы исследования. Методологической базой диссертационной работы являются труды ученых (экономистов, юристов, криминологов, социологов и других специалистов), обосновавших теорию и методологию экономической безопасности и ее обеспечения.

В ходе работы над диссертацией использовались исторический и функциональный подход к анализу предмета исследования, применялись также методы качественного и количественного анализа, экономико-математические методы, социологические методы и другие традиционные для экономических исследований методы научного анализа (движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от простого к сложному и т. п.).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что теоретико-прикладные аспекты экономической безопасности рассмотрены через призму миграционных процессов в целом и нелегальной * миграции, в частности. Это позволило разработать ряд научных положений и практических рекомендаций: уточнено понятие «миграция" — теоретически ¦ обоснована взаимосвязь миграционных процессов и экономической безопасностидополнена классификация угроз экономической безопасности с введением индикатора «уровень нелегальной миграции" — разработана схема привлечения иностранных трудовых ресурсов в Российскую Федерациюпредложены меры организационно-экономического характера, направленные на противодействие нелегальной миграции.

Положения выносимые на защиту:

1. Уточненное понятие миграции: это пространственная активность (перемещение) индивида, направленная на овладение ресурсами новых территорий и связанная с переменой места жительства. Последнее является ключевым аспектом, так как материальные блага можно обретать и посредством иных видов мобильности. При этом нелегальная миграция — это въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего миграционные процессы.

2. Нелегальная миграция представляет угрозу экономической безопасности. Она способна нанести серьезный ущерб национальному рынку труда, экономическому и трудовому потенциалу регионов страны, усугубить спад производства в отдельных секторах экономики, а также привести к обострению межэтнических противоречий, криминализации общества и другим негативным последствиям. Показатель уровня нелегальной миграции является индикатором экономической безопасности. Его пороговое значение может составлять 1% от общего количества населения Российской Федерации. Такое соотношение нелегальных мигрантов является социально терпимым и не снижает уровня экономической безопасности страны.

3. Положительные факторы миграции: экономический — производство материальных ценностей, оказание услуг населениюсоциальный — повышение уровня интеллектуального потенциала принимающей страныдемографический — перспективное улучшение воспроизводственных процессов населения. Суммируя действия факторов, оказывающих прямое или косвенное воздействие на социально-экономическое развитие России, получаем, что общий эффект от миграции существенно выше тех негативных последствий, которые связаны с нелегальной миграцией. Эффект от миграции может быть повышен, если сократить масштабы нелегальной миграции при одновременном увеличении притока легальных мигрантов.

4. Органы внутренних дел относятся к субъектам обеспечения экономической безопасности в сфере противодействия нелегальной миграции. Их основная задача сводится к проведению профилактических мероприятий, направленных на выявление каналов, по которым нелегалы проникают на территорию государства, и фактов незаконного использования труда мигрантов предпринимателями. В целях систематизации и более эффективного использования информации, получаемой в процессе проведения оперативных мероприятий, связанных с перемещением иностранных граждан, следует создать на базе ГИЦ МВД-УВД автоматизированные информационно-поисковые системы «Незаконный мигрант».

5. Механизм регулирования миграционных процессов, направленный на повышение уровня экономической безопасности, включает следующие организационно-экономические меры: создание Международного центра занятостилегализация нелегальных мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерациисведение законодательства, регулирующего миграционные процессы, в единый миграционный кодекссоздание на границах Российской Федерации, в аэропортах, на железной дороге и автовокзалах пунктов паспортно-визового контроля, где должна осуществляться первичная регистрация всех иностранных граждан, пересекающих государственную границу РФразработка плана генерального расселения граждан по территории Российской Федерации с учетом сложившейся геополитической ситуации и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость состоит в том, что исследование развивает некоторые положения теории экономической безопасности, конкретизирует целый ряд понятий и закономерностей этой теории применительно к особенностям развития миграционных процессов в России.

Практическая значимость заключается в том, что исследование углубляет существующее представление о системе обеспечения экономической безопасности в сфере противодействия нелегальной миграции, дает реальные ориентиры и направления совершенствования механизма регулирования миграционных процессов.

Содержащиеся в работе научные положения и выводы могут быть использованы и учтены: при совершенствовании нормативной базы регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерациипри разработке органами внутренних дел программных мероприятий по противодействию нелегальной миграциипри подготовке учебных программ и учебно-методических материалов в высших образовательных учреждениях соответствующего профиля.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается методологией проведенного исследования, базирующейся на системном и комплексном подходах к предмету исследования и результатах научных исследований по проблемам обеспечения экономической безопасности и регулирования миграции.

В исследовании представлен фактический материал, собранный в ходе наблюдения за миграционными процессами, который использовался в обобщенном виде: приведены данные о правонарушениях, совершаемых иностранными гражданами, незаконно находящимися на территории Россиирассмотрены количественные и качественные показатели, характеризующие влияние нелегальной миграции на экономическую безопасностьиспользованы федеральные и ведомственные нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность государственных субъектов обеспечения экономической безопасности.

Апробация результатов исследования и внедрение. Основные выводы и предложения автора апробированы в выступлениях на Всероссийском форуме «Стратегия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в современном мире (Москва, 17−18 февраля 2004 г.), на научно-практическом семинаре «Организационно-экономические и правовые основы тылового обеспечения органов внутренних дел в свете реформирования правоохранительной деятельности» (Москва, 30 июня 2004 г.).

Результаты исследования внедрены в научную деятельность и учебный процесс Академии управления МВД России при разработке п. 55 Плана научной деятельности Академии на 2004 г. «Социально-экономические проблемы нелегальной миграции», при подготовке лекционных материалов по теме «Социально-экономические причины развития терроризма в России», а также в практическую деятельность отдела по борьбе с экономическими преступлениями Люберецкого УВД Московской области при разработке плана мероприятий на 2005 г. по координации и взаимодействию территориальных ОВД в сфере борьбы с преступлениями экономической направленности.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и предложения.

Экономика страны — сложный многоуровневый механизм, функционирование которого подвержено как внутренним влияниям, связанным с политическими решениями, так и внешним, связанным с воздействием иностранных государств, отстаивающих свои собственные национальные интересы. В условиях многоукладной рыночной экономики необходимо государственное регулирование экономики, в частности, путем воздействия на макроэкономические параметры, целенаправленного регулирования структурных преобразований. Существует объективная необходимость совершенствовать механизм обеспечения экономической безопасности страны, который должен основываться на Концепции национальной безопасности и Стратегии экономической безопасности, но с учетом современного воздействия на него внутренних и внешних факторов, одним из которых является миграция населения.

Неуправляемость и неконтролируемость процессов миграции отрицательно сказывается на состоянии внутреннего рынка труда, приводит к массовым нарушениям прав мигрантов, создает очаги социальной напряженности в местах их скопления, негативно влияет на криминальную обстановку в стране.

Обострение проблем миграции связано, во-первых, с отсутствием адекватной современным российским условиям правовой базы по регулированию и квотированию объемов иммиграции, порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории страны, их законной депортации и обеспечения их интеграции в российское общество.

В общем виде миграция вызывает следующие угрозы: эмиграция научно-технических кадровдеградация научно-технического потенциаладеформация региональных рынков труда, изменение структуры трудового потенциаласпада производства в отдельных секторах экономикиобострение проблем безработицы на региональных рынках трудасоциальная дифференциация населенияутрата или нерациональное использование квалификационного потенциала мигрантов, угроза снижения их мотивации к трудукриминализации российской экономики под влиянием миграцииутрата внешнеэкономических и финансовых позиций как принимающей страны так и страны-донора. Без решения проблем нелегальной миграции и нейтрализации ее последствий невозможно построить нормальное, цивилизованное, экономически развитое государство, в котором будут учтены его интересы в различных областях при полном соблюдении прав человека.

Интеграция России в международный рынок труда предполагает вовлечение ее в процессы внешней трудовой миграции, экспорта и импорта рабочей силы. Это является необходимым элементом формирования собственного (национального) рынка труда. Однако меры и формы использования иностранной рабочей силы должны быть целесообразными, экономически оправданными и обоснованными.

В рамках совершенствования деятельности органов внутренних дел при противодействии нелегальной миграции, а также в целях противодействия проникновению незаконных иммигрантов на территорию России предлагается:

1. Изменить существующую систему регистрации иностранцев, создав на границах РФ, в аэропортах, на железной дороге и автовокзалах пункты паспортно-визового контроля, где осуществлялась бы первичная регистрация всех иностранных граждан, пересекающих государственную границу Российской Федерации, и информация о въезжающих иностранцах вносилась в единую базу данных.

2. Создать межведомственный научный центр по изучению и исследованию преступности, связанной с иностранными гражданами с целью поиска перспективных форм и методов борьбы с ней.

3. На региональном и федеральном уровнях разработать программы профилактики преступности мигрантов, обеспечив ее координацию с планами и концепциями экономического и демографического развития, включая миграционную составляющую как в рамках региона, так и страны в целом.

4. На базе ГИЦ МВД-УВД создать автоматизированные информационно-поисковые системы «Незаконный мигрант» для систематизации и более эффективного использования информации, получаемой в процессе проведения оперативных мероприятий, связанных с иностранными гражданами.

5. Активно использовать институт участковых милиционеров для получения достоверной информации о фактах незаконной миграции, а также при проведении профилактических мероприятий, направленных на выявление фактов незаконного нахождения и трудоустройства иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Для обеспечения качественного регулирования миграционных процессов предлагаются следующие организационно-экономические меры:

1. Создать Международный центр занятости.

2. Предпринять меры по легализации нелегальных мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, с использованием международного опыта.

3. Свести все законодательство, связанное с миграционными вопросами, в единый миграционный кодекс.

4. Сформировать план генерального расселения граждан по территории Российской Федерации с учетом сложившейся геополитической ситуации.

5. Для решения проблемы нерегулируемого переселения граждан Китая на территории российских регионов рассмотреть возможность создания свободных экономических зон на территории Дальнего Востока, Амурской области, Приморского края с целью привлечения финансовых и трудовых ресурсов в данные регионы. При этом обязать предпринимателей привлекать трудовые ресурсы из России и стран СНГ в приоритетном порядке.

6. Ускорить строительство автомагистрали Владивосток-Москва с привлечением труда мигрантов. Это позволит обустроить инфраструктуру в регионах, через которые она проходит, эффективно использовать труд мигрантов, получать дополнительные средства в государственный бюджет.

7. Создать научный центр по изучению и исследованию преступности, связанной с иностранными гражданами с целью поиска перспективных форм и методов борьбы с ней.

Комплексный подход к регулированию миграционных процессов, предложенный в работе, позволит упорядочить нерегулируемые миграционные процессы в Российской Федерации, решить проблему нерационального распределения и использования трудовых ресурсов на всей территории страны, сгладить последствия демографического кризиса, будет способствовать росту экономических показателей и общего благосостояния населения в регионах Российской Федерации, что в конечном итоге обеспечит высокий уровень экономической безопасности личности, общества и государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26,28 июля, 20 августа, 25 октября 2004 г.) СЗ РФ. 2002. 1 (часть I). Ст. 1.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. 174-ФЗ (с изм. и доп. от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2 декабря 2004 г.) СЗ РФ. 2001.0 52 (часть 1).Ст.4921.
  4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. Я" 63-ФЗ (с изм. и доп. от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15,18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4,14 марта, 7 мая, 25 июня, 24,25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21,26 июля 2004 г.) СЗ РФ. 1996. 25. Ст. 2954.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21
  6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 г. Российская газета. 2006.11 мая.
  7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 25 апреля 2005 г. Российская газета. 2005.26 апреля. 28. О миграции: Закон Республики Таджикистан от 11 декабря 1999 года № 881.Ст. 1. 29. Об иммиграции: Закон Республики Беларусь от 29 декабря 1998 г. N2 224−3. 30. О миграции населения: Закон Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года J b 204−1 (с изм. и доп. от 01 марта 2001 г., 10 ноября 2001 г.- 24 V декабря 2001 г., 27 марта 2002 г.).
  8. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение Вопросы экономики. 1994. 12.
  9. А.Н. Россия в международной миграции населения Народонаселение. 2002. Ш 1.
  10. Р. Москва азербайджанская Столица. 1997. 5.
  11. А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения Вопросы экономики. 1994. № 12.
  12. Афонцев Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности Россия XXI. 2001. 2,3.
  13. Афонцев Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу Мировая экономика и международные отношения. 2002. 10.
  14. О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности Безопасность. 1994. 3.
  15. М.А., Хрусталев Е. Ю. Экономическая безопасность наукоемких производств Вопросы экономики. 1999. 9.
  16. Н., Кокарев М., Крашенинников В. Об обеспечении экономической безопасности России Экономист. 1996. 4.
  17. К., Колесов Д. В. Миграция (сущность и явления). Воронеж: МОДЭК, 2004.
  18. Г. Н. Государственное регулирование и системное моделирование миграционных процессов в России: Монография. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001.
  19. В.В. Проблемы государственной экономической безопасности Финансы. 2003. 8.
  20. А. О положении в России жителей Чечни, вынужденно покинувших ее территорию. М.: Валент, 2002.
  21. М. Приоритеты государственных интересов Российской Федерации Международная жизнь. 1993. N2 5−6.
  22. Глазьев За критической чертой. М., 1996.
  23. А.П. Экономическая безопасность страны и приоритеты инвестиционной политики Экономическая наука современной России. 2001. 2 3.
  24. В. М. Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности: Монография. СПб., 2000.
  25. В. Четыре стратегические проблемы безопасности России Экономическая безопасность России: Материалы круглого стола ВЭО России.-М., 1993.
  26. М.М. Миграционные процессы в России и на постсоветском пространстве. Саратов: Аквариус, 2001.
  27. А.Н. Проблемы международного трудового обмена и Россия.-М., 1999.
  28. П.Н., Гладких В. И. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых жителями стран СНГ в Москве.-М., 2001.
  29. В. Как управлять миграцией в России Экономист. 2002. JT 2. S"
  30. Л. Низкое качество управления угроза безопасности нашей экономике Внешнеэкономические связи. 1992. Вып. 8.
  31. Л. Миграция и мигранты Человек и труд. 2001. JT 8. S"
  32. Е.С., Тюрюканова Е. В. Нелегальная миграция в России Народонаселение. 1998. 1.
  33. А.Е. Миграционные проблемы в современной России Социологические исследования. 2002. 9.
  34. И.А. Нроблемы разработки концепции национальной безопасности РФ. М., 2004.
  35. П. Элементы созидательной социальной науки. Ч.2 Международный журнал социальных наук. Избранные статьи: 19 881 990 гг.
  36. А.Л. Теоретические аспекты миграции населения Народонаселение. 2001. о 1.
  37. Л. Миграция и рынок труда в Узбекистане В сб.: Миграция и рынок труда в странах Средней Азии. Москва-Ташкент, 2002.
  38. Миграция в России: Нроблемы правого обеспечения: Сб. научных статей. Саратов, 2001.
  39. Миграция, толерантность, деятельность органов внутренних дел Российской Федерации: Сборник статей. Ростов-на-Дону: Центр изучения проблем этнических меньшинств, беженцев и вынужденных переселенцев, 2004.
  40. В.М., Чудиновских О.С. Введение
  41. В. Открытость экономики и экономическая безопасность России Мировая экономика и международные отношения. 1995. 5.
  42. Общество. Миллион в уме Российская газета. 2005.25 мая.
  43. А.А. Иммиграционный бум. Где решение проблемы? Международная жизнь. 2002. 12.
  44. Д. Нроблемы безопасности экономики России и стран Содружества Экономист. 1997. 7.
  45. В. Из нового Зарубежья в Россию: О миграции Человек и труд. 2001. 9.
  46. И.Д. Выступление на круглом столе VII Петербургского экономического форума 18−20 июля 2003 года. СПб., 2003.
  47. П.Н. Внешнеэкономические проблемы экономической безопасности Н.Н.Потрубач, Р. К. Максутов, Лейба Соц.-гуманит. знания. 2000. Я" 5.
  48. Н.Н. Концепция экономической безопасности П.Н.Потрубач, Р. К. Максутов Соц.-гуманит. знания. 2000. N2 4.
  49. П.Н. Налоговая составляющая экономической безопасности России П.П.Потрубач, И. С. Цыпин Соц.-гуманит. знания. 2002. Я"
  50. П.Н. Проблемы информационной безопасности Соц.гуманит. знания. -1999. N 2.
  51. Н.Н. Утечка капитала важная составляющая экономической безопасности Н.Н.Потрубач, Р. К. Максутов Соц.-гуманит. знания. 2001.-№ 6.
  52. Прогнозы демографического развития России Финансовый бизнес. 2002. 8.
  53. Роузфилд Сравнительная экономика стран мира: Культура, богатство и власть в XXI веке Пер. с англ. М., 2004ю
  54. Л.Л. Миграция населения. Вып.5: Стадия миграционного процесса Приложение к журналу «Миграция в России». М., 2001.
  55. М.В. Экономическая безопасность и инвестиции как факторы роста в переходной экономике России Вопросы статистики. 2001. № 11.
  56. В.К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России Вопросы экономики. 2001. 8.
  57. А.И. Социально-экономическое положение предпосылка безопасности страны Экономист. 2003. JT 1. S"
  58. Я.Р. Миграционные процессы в России (конец 1990-х годов) Россия и современный мир. 2001. 4.
  59. В. Объект экономической безопасности России Вопросы экономики. 1994. 12.
  60. А. История депортации народов России Рос. демографический журнал. 2002. 1.
  61. А.В., Малаха И. А. Миграция высококвалифицированных кадров Народонаселение. 2002. 2.
  62. В.Н. Демографическая ситуация и трудовая миграция российских граждан за рубеж Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 5.
  63. В.В. Миграционная политика правительства Российской империи в первую мировую войну Человек, общество, право. Самара, 2001.ВЫП.З.
  64. Л.Г. Миграция самодеятельного населения: формы, направления, государственное регулирование Внешнеэкономический бюллетень. 2001. № 4.
  65. И.Н. Как противостоять нелегальной миграции? Вопросы экономики. 2001. 9.
  66. И.Н. От иммиграционного контроля к управлению миграционными процессами Мировая экономика и международные отношения. 2001. Х210.
  67. А.А. Миграция в России Региональная экономика. СПб., 2001. 1
  68. В.В. Экономическая безопасность государства. М., 2001.
  69. О.С. Органы внутренних дел в системе обеспечения экономической безопасности: организационно-правовые вопросы (по материалам приволжского ФО): Дис. кан. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2004.
  70. И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. -М.:ИСПИРАН, 2001.
  71. B.C. Азиатская Россия на рубеже XX-XXI вв.: Миграционные факторы развития: Исторический опыт освоения Дал. Востока. Вып.
  72. А.Н. Формирование системы экономической безопасности хозяйствования: Дис. кан. экон. наук. М.: Академия управления МВД России, 2004.
  73. М.Б. Экономическая безопасность России в сфере внешнеэкономических связей: Автореф. дис… кан. экон. наук. М., 2000.
  74. Н.В. Региональная организация миграции населения в сибирских условиях. Новосибирск: Наука, 2001.
  75. П.М. Анализ и оценка экономической безопасности региона: Автореф. дис… кан. экон. наук. Н. Новгород, 2001.
  76. Выступление Директора ФМС России К. О. Ромадоновского Бюллетень стенограммы заседаний Государственной Думы Российской Федерации от 15 марта 2006 года 151 (865).
  77. Высшая школа в 2000 г. М., 2001.
  78. А.В., Слепцов Н. С. Конфликты миграции. М.: Альфа-М, 2004.
  79. О.А. Интеллектуальная миграция России: Ближнее и дальнее зарубежье. М.: Гном и Д: Центр политической информации, 2002.
  80. Нелегальная миграция Гл.ред. В. А. Ионцев. М.: МАКС Пресс, 2002.
  81. Ненаблюдаемая экономика попытка количественных измерений Под ред. А. Е. Суринова. М., Финстатинформ, 2003. Ш. Пирумов B.C. Методология комплексного исследования проблем безопасности России. М., 2005.
  82. Практическая демография Под редакцией Л. Л. Рыбаковского. М.: цеп, 2005. ИЗ. Продолжение реформ и национальные интересы Россия: национальная стратегия и социальные приоритеты (социальная и социально-политическая ситуация в России в первой половине 1996 г.) Под ред. Г. В. Осипова, В. К. Левашова, В. В. Локосова. М., 1997.
  83. Л.Л. Региональный анализ миграций. М, 2004.
  84. СВ. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. Ставрополь, 2001.
  85. Состояние преступности в Российской Федерации, статистические данные Официальный сайт МВД России. www. http://mvd.ru.
  86. Социальная и социально-политическая ситуация в России (анализ и прогноз). М., 1995.
  87. Тенденции в области миграции в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Обзор за 2001−2002 годы. М.: Международная организация по миграции, 2002.
  88. А.В. Рынок труда России и стран СНГ: реалии и перспективы развития. М.: Экономика, 2004.
  89. .Т. Социология: Учебник. М., 1994.
  90. Экономика национальной безопасности: Цикл лекций Под ред. В. И. Цема.М., 2000.
  91. Экономическая безопасность Российской Федерации: Учебник. 4.1,2./ Под общ. ред. СВ. Степашина. М.- СПб., 2001.
  92. Экономическая безопасность хозяйственных систем: Учебник Под общ. ред. А. В. Колосова. М., 2001.
  93. Экономическая безопасность: производство-финансы-банки Под ред. В. К. Сенчагова, М.: Финстатинформ, 1998.
  94. Экономическая безопасность: Энциклопедия. М., 2001.
  95. Экономическая и национальная безопасность: Учебник Под. ред. Е. А. Олейникова. М.: Экзамен, 2004.
  96. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М., 1998.
Заполнить форму текущей работой