Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Карл Маркс как историк античной философии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение марксовой концепции античной философии предполагает исследование ее идейно-теоретических истоков, знакомство с теми лучшими достижениями домарксистской науки, на которые опирался К. Маркс, приступая к своим исследованиям античности. Исходя из этого, в первом разделе диссертации «Идейные предпосылки формирования марксовой концепции античной философии» критически проанализированы взгляды… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • РАЗДЕЛ I. ИДЕЙНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКСОВОЙ КОНЦЕПЦИИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. II- бб
  • РАЗДЕЛ 2. К.МАРКС О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЯХ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
  • РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ К. МАРКСОМ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  • РАЗДЕЛ 4. МАРКСОВА КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО ПРОЦЕССА В АНТИЧНОСТИ. II7-I6I

Карл Маркс как историк античной философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития советского общества характеризуется усилением руководящей и направляющей деятельности Коммунистической партии. «Сила нашей партии, — отмечалось на февральском /1984 г./ Пленуме ЦК КПСС, — в ее единстве, верности марксизму-ленинизму, в способности развивать и направлять творческую активность масс, сплачивать их идейно и организационно, руководствуясь испытанными ленинскими принципами и методами» /68/. Партия в своей деятельности, основанной на прочном фундаменте марксизма-ленинизма, постоянно обращается к идейному наследию Карла Маркса. Творческое развитие идей основоположника научного коммунизма — К. Маркса, постоянное обогащение марксистско-ленинской теории является важнейшим условием успешного строительства коммунистического общества.

Углубленное изучение творчества К. Маркса является необходимой предпосылкой дальнейшего развития марксистско-ленинской философии — одной из важнейших составных частей теоретического здания марксизма. Марксистско-ленинская философия черпает из произведений К. Маркса четкие, научно обоснованные ориентиры своего поступательного движения.

Каждая сфера современного философского знания получает новые стимулы для своего развития в результате обращения к марксовому теоретическому наследию. В полной мере это относится и к истории философии. Разработанная основоположниками марксизма диалектико-материалистическая методология сделала возможным создание историко-философской теории, базирующейся на подлинно научной основе. В качестве необходимого условия разработки современной теории историко-философского процесса выступает изучение историко-философских исследований К.Маркса.

Особую важность обращение к идеям К. Маркса приобретает при изучении античной философии, как в силу большого значения, которое имеет научная интерпретация античной философии для понимания всего историко-философского процесса в целом, так и ввиду значительного научного интереса к античной философии, проявлявшегося К.Марксом. Настоятельная необходимость обращения к марксовому анализу античной философии объясняется также тем, что античная философия продолжает оставаться объектом постоянных фальсификаций со стороны представителей буржуазных философских направлений, успешная борьба с которыми возможна лишь в том случае, когда им противопоставлена глубоко аргументированная концепция античной философии, основанная на прочном марксистском фундаменте.

Таким образом, актуальность изучения марксовой концепции античной философии определяется следующими факторами: во-первых, исследование марксова анализа античной философии позволит углубить представление о философском мировоззрении К. Маркса в целом, так как к античной философии К. Маркс обращался на протяжении всего своего творчества в ходе разработки диалектического и исторического материализма — во-вторых, изучение марксовой концепции античной философии сыграет важную роль в дальнейшем развитии современных историко-философских исследований античности — в-третьих, анализ античной философии, предпринятый К. Марксом, со всей очевидностью раскроет методологическую и идейную несостоятельность буржуазных концепций античной философии.

Современными учеными-марксистамивнесен значительный вклад в исследование марксового анализа античной философии. Следует указать ряд работ, под тем или иным углом зрения рассматривавших данную проблему.

Предпринятый Марксом анализ античной философии рассматривался в работах, посвященных процессу формирования философских взглядов К.Маркса. Глубокий анализ значения изучения античной философии для становления философского мировоззрения К. Маркса осуществлен в работах Г. Н. Волкова /106, 107/, 0. Корню /152/, Н. И. Лапина /159/, М. А. Лифшица /165/, Г. Менде /189/, Т.И.Ойзер-мана /206/. Этими авторами были получены значительные результаты в изучении роли исследований античной философии в процессе перехода К. Маркса от революционно-демократических воззрений к научно-коммунистическому мировоззрению — выявлены идейные предпосылки, обусловившие интерес К. Маркса к античной философии, а также связь марксовых исследований античности с идеологией младогегельянства — рассмотрено значение работы К. Маркса над докторской диссертацией для преодоления влияния гегелевского идеализма — показана роль античного культурного наследия в формировании эстетических воззрений К.Маркса.

Становление методологических принципов историко-философских исследований К. Маркса было проанализировано в работах, базирующихся на материалах докторской диссертации К. Маркса, таких авторов как В. Н. Амелин /75/, Г. А. Заиченко и А. В. Семушкин /135/, О. Д. Леонов /161/, М. А. Мальцева /185, 186/, З. М. Протасенко /223/, В. Г. Хныкин /244/. В этих работах было раскрыто значение идейного наследия раннего периода творчества Маркса для развития как истории философии в целом, так и для истории античной философии.

В многочисленных исследованиях советских историков философии, посвященных анализу античной философии, мы встречаемся с творческим развитием выводов К. Маркса, касающихся античной философии и культуры. Это работы В. Ф. Асмуса /86/, А. С. Богомолова /92/, П. П. Гайденко /III/, Д. В. Джохадзе /126, 127, 128/, М.А.Дын-ника /132/, Ф. Х. Кессиди /144, 145, 146, 147/, В. В. Кондзелки /147/, В. Я. Комаровой /149, 150, 151/, А. Ф. Лосева /166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 176/, И. М. Нахова /196/, И. Д. Рожанского /224, 225, 226/, А. Н. Чанышева /247, 248, 249/, М. И. Шахновича /252/.

Анализ литературы, посвященной философскому наследию К. Маркса, показывает, что до сих пор нет работы, специально посвященной целостному и всестороннему рассмотрению марксовой концепции античной философии — работы, необходимой как историкам античной философии, так и исследователям философских взглядов Маркса. Характерной особенностью большинства из указанных выше работ является то, что в них рассматриваются произведения Маркса, относящиеся к раннему периоду его творчества, когда он еще находился под влиянием гегелевского идеализма. Это делает f необходимым исследование марксовой концепции античной философии в свете того развития, которое она получила в работах «зрелого» Маркса. Отмеченные обстоятельства подчеркивают актуальность данного исследования и определяют его основную цель.

Целью диссертационной работы является систематическое исследование концепции античной философии К. Маркса, методологических принципов и конкретных результатов анализа античной философии в теоретическом наследии К.Маркса.

Осуществление этой цели потребовало решения следующих основных задач:

— исследовать идейно-теоретические предпосылки формирования марксового понимания античной философии и культуры — раскрыть коренное отличие концепции античной философии К. Маркса от представлений, господствовавших в домарксистской историографии ;

— проанализировать основные методологические принципы марксова анализа античной философии ;

— дать систематическое изложение марксовой концепции историко-философского процесса в античности.

Методологической основой диссертации послужили разработанные классиками марксизма-ленинизма диалектико-материалистичес-кие принципы историко-философского исследования. Большой методологической значимостью для данной работы обладал опыт творческого изучения идейного наследия К. Маркса, содержащийся в трудах В. И. Ленина. Ленинские указания о способе изложения учения К. Маркса /57/ определили в данной работе методологию исследования марксовой концепции античной философии. Автор опирался на методологические указания, сформулированные в программных партийных документах, решениях ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, ноябрьского /1982 г./ и июньского /1983 г./ Пленумов ЦК КПСС. Выли использованы важнейшие методологические выводы советских ученых, содержащиеся в работах, посвященных анализу идейно-теоретического наследия К. Маркса, проблемам античной философии и теории историко-философского процесса.

Источниковедческой базой исследования явились труды К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, касающиеся античной философии — тексты античных авторов, рассматривавшихся К. Марксом в его исследованиях античности — произведения крупнейших представителей домарксистского антиковедения /Винкельмана, Шиллера, Шеллинга, Гегеля и др./ - работы современных авторов, затрагивающие проблемы, рассматриваемые в диссертации.

Научной новизной обладает осуществленный в диссертации систематический анализ концепции античной философии К. Маркса, ее идейных предпосылок, методологических оснований и конкретного содержания. Элементами исследовательской новизны в диссертации обладают:

— критическое рассмотрение взглядов домарксистских исследователей античности, оказавших влияние на формирование взглядов К. Маркса на античную философию и культуру ;

— раскрытие методологического значения учения К. Маркса об античном способе производства для изучения античной философии ;

— исследование марксовой характеристики социально-исторических и мировоззренческих предпосылок античной философии ;

— анализ основных положений марксового понимания процесса развития античной философии.

Научная новизна диссертации проявилась в следующих положениях, выносимых на защиту:

— в теоретическом наследии К. Маркса содержится глубокая диа-лектико-материалистическая концепция античной философии, являющаяся образцом строгого историзма в историко-философском познании ;

— формирование марксовой концепции античной философии в качестве своей важнейшей теоретической предпосылки имело творческое переосмысление идейного материала, накопленного домарксистским антиковедением в произведениях его крупнейших представителей ;

— критическая переработка их идей с позиций диалектико-мате-риалистической методологии позволила К. Марксу осуществить коренной переворот в представлениях об античной философии ;

— исходным пунктом марксовой концепции античной философии является учение об античном способе производства — осуществленный К. Марксом анализ античного способа производства выявил социально-экономические основания античной культуры, обусловившие конкретно-историческую специфику античной философии ;

— обусловленность специфического характера античной философии особенностями античного способа производства не носила непосредственного характера — историческое своеобразие античной философии может быть понято только с учетом ее мировоззренческих предпосылок — Марксов анализ социально-культурных характеристик античного способа производства позволяет выделить основные мировоззренческие установки античности, реализовавшиеся в античной философии ;

— содержавшийся в работах К. Маркса анализ социально-экономических оснований и мировоззренческих предпосылок античной философии позволил создать концепцию античной философии, впервые по-научному объяснившую основные закономерности и тенденции ее исторического развития, специфику античной философской проблематики и способов ее теоретического осмысления, и давшую исторически объективную интерпретацию содержания отдельных античных философских учений.

Поставленные задачи, логика их решения и общие диалектико-материалистические методологические принципы определили структуру диссертации.

Изучение марксовой концепции античной философии предполагает исследование ее идейно-теоретических истоков, знакомство с теми лучшими достижениями домарксистской науки, на которые опирался К. Маркс, приступая к своим исследованиям античности. Исходя из этого, в первом разделе диссертации «Идейные предпосылки формирования марксовой концепции античной философии» критически проанализированы взгляды домарксистских мыслителей, внесших значительный вклад в исследование античности и в той или иной степени оказавших влияние на формирование марксового понимания античности. В разделе рассмотрены важнейшие выводы, к которым пришло домарксистское антиковедение, показана назревшая в его рамках настоятельная необходимость преодоления господствовавшей в нем идеалистической методологии с позиций материалистического понимания истории.

Приступая к изложению марксовой концепции античной философии, необходимо в первую очередь исследовать основание, на котором она базируется. Таким основанием выступает марксово учение об античном способе производства, методологическое значение которого для анализа античной философии раскрывается во втором разделе диссертации «К.Маркс о социально-экономических основаниях античной культуры» .

Важнейшей особенностью марксового понимания античной философии является ее рассмотрение в общемировоззренческом контексте античной культуры. Третий раздел «Анализ К. Марксом мировоззренческих предпосылок античной философии» посвящен выявлению основополагающих характеристик античного мировосприятия, определивших историческую специфику античной философии.

Рассмотрение социально-экономических и мировоззренческих предпосылок античной философии позволяет перейти к изучению конкретных результатов анализа содержания античных философских систем, содержащегося в теоретическом наследии К.Маркса. Этому посвящен четвертый раздел «Марксова концепция историко-философского процесса в античности» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Творческое развитие марксистско-ленинской философии, на которое нацеливают советских ученых решения ХХУ1 съезда КПСС, Пленумов ЦК КПСС, предполагает дальнейшее повышение уровня исследований во всех отраслях философского знания. Применительно к такой важной области философской науки, как история философии, это означает необходимость перехода от эмпирически-описательных работ к углубленным исследованиям внутренней логики историко-философского процесса /241- 118−119/, что возможно лишь при условии постоянного обогащения методологии современного историко-философского познания. Для советских философов непременным условием успешного решения этих задач является постоянное творческое развитие идей великого основоположника научного коммунизма — Карла Маркса. «Маркс неисчерпаемо глубок и неизменно злободневен» /153- 126/. Изучение историко-философских взглядов Маркса составляет важнейший элемент современных исследований в области историко-философской методологии. Особую значимость приобретает обращение к марксовой идейно-тео-ретическоаду наследию для исследователей античной философии в силу большого внимания, уделявшегося античной философии К.Марксом.

Данная работа представляет собой попытку систематического целостного изложения и анализа марксовой концепции античной философии. Предпринятое исследование показывает, что марксово понимание античной философии формировалось в процессе критической переработки достижений домарксистской науки об античности. Огромный материал, накопленный в домарксистском антико-ведении, был переосмыслен К. Марксом с позиций диалектико-материалистической методологии и использован для анализа античной философии с точки зрения научного историзма.

Открытие материалистического понимания истории произвело коренной переворот в методологии исследований античной философии. Осуществленный К. Марксом социально-экономический анализ позволил указать на античный способ производства как на конкретно-историческую базу античной философии, определившую ее специфику. Выявленные К. Марксом тенденции развития античной культуры, определяемые особенностями античного способа производства, позволили впервые научно объяснить внутреннюю логику историко-философского процесса в античности.

Важнейшей особенностью марксового способа изучения античной философии является культурно-историческая, мировоззренческая интерпретация ее содержания. Марксов анализ социальных оснований античной культуры позволяет выделить центральные характеристики античного мировоззрения, определившие своеобразие античной философии как культурно-исторической целостности. Для современных историко-философских исследований, ставящих перед собой задачу изучения античной философии на основе адекватного воспроизведения ее конкретно-исторического содержания, опыт марксовой мировоззренческой интерпретации античной философии обладает значительной эвристической ценностью.

Анализ социально-экономических и мировоззренческих оснований античной философии, предпринятый Марксом, был положен в основу концепции историко-философского процесса в античности, логика развития которого явилась отражением внутренних тенденций эволюции самого античного общества, а также связанной с ней трансформации античных мировоззренческих установок. Таким образом, античная философия смогла быть представлена как единство, развивающееся по собственным законам, имеющим объективный, коренящийся в античном способе производства характер. До Маркса этого не удавалось сделать никому: если домарксистскими мыслителями и предпринимались попытки систематического анализа античной философии /как, например, Гегелем/, то делалось это с идеалистических, мистифицирующих ее реальное содержание позиций. Выводы и оценки античной философии, данные К. Марксом, позволяют существенно углубить современные представления о стихийно-диалектическом и наивно-материалистическом характере античной философии, об исторической специфике борьбы материализма и идеализма в античности, о социо-культурной детерминации направленности античного историко-философского процесса, помогают глубже осмыслить содержание отдельных античных философских систем.

Несомненно, этим не исчерпывается научная значимость анализа античной философии, содержащегося в теоретическом наследии К.Маркса. Марксовы исследования античной философии будут оставаться для современных ученых предметом самого пристального изучения, оказывая стимулирующее воздействие на развитие историко-философской науки. Несомненно, в рамках отдельной диссертации практически невозможно охватить весь спектр проблем, связанных с марксовым анализом античной философии. Многие из этих проблем требуют дальнейшей разработки. Так, например, более подробно необходимо исследовать вопрос о роли и месте античного философского и культурного наследия в процессе формирования марксизма. Задачей отдельного историко-философского исследования может стать выяснение значения и функций обращения к античной философии в процессе научного творчества К.Маркса.

Материалы диссертации, ее положения и выводы могут быть использованы:

— для углубления исследований философского наследия К. Маркса;

— при дальнейшей разработке методологии истории античной философии;

— при чтении нормативных курсов «История марксистско-ленинской философии» и «История античной философии» ;

— для критики современных буржуазных концепций античной философии;

— для пропаганды марксистского философского мировоззрения, являющейся важным фактором коммунистического воспитания трудящихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Британское владычество в Индии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.9, с.130−136.
  2. К. Введение /Из экономических рукописей I857−1858 годов/.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.12,с.709−738.
  3. К. К еврейскому вопросу.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.382−413.
  4. К. К критике гегелевской философии права.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.219−368.
  5. К. К критике гегелевской философии права. Введение.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.414−429.
  6. К. К критике политической экономии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.1−167.
  7. К. К критике политической экономии. Предисловие.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.5−9.
  8. К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга I.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, с.1−784.
  9. К. Капитал. Критика политической экономии. Том второй. Книга П.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.24, с.1−596.
  10. К. Капитал. Критика политической экономии. Том третий. Книга Ш, часть I.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2. е изд., т.25, чЛ, с.1−505.
  11. К. Капитал. Критика политической экономии. Том третий. Книга Ш, часть П.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2. е изд., т.25, ч. П, с.1−458.
  12. К. Критика Готской программы, — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.9−32.
  13. Маркс К, Лютер как третейский судья мевду Штраусом и Фейербахом.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.28−29.
  14. К. Набросок нового предисловия к работе «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура».- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.40, с. 234.
  15. К. Наемный труд и капитал.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. б, с.428−459.
  16. К. Нищета философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.4, с.65−185.
  17. К. Передовица в № 179 «Kolnische Zeitung».-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.93−113.
  18. V 18. Маркс К. Письмо к отцу от 10 /II/ ноября 1837 года.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.40, с.8−18.
  19. К. Письмо к Ф.Энгельсу от 2 июня 1853 года.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.28, с.212−216.
  20. К. Послесловие ко второму немецкому изданию 1872 года первого тома «Капитала».- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.23, с.12−22.
  21. К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.40, с.147−233.
  22. К. Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура.- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.- М.: Политиздат, 1956, с.17−98.
  23. К. Размышления юноши при выборе профессии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.40, с.3−7.
  24. К. Следует ли причислять принципат Августа к счастливейшим эпохам римской истории?- В кн.: Архив К. Марксаи Ф.Энгельса, кн.З.- М.-Л.: Гос. изд-во, 1927, с.299−301.
  25. К. Тезисы о Фейербахе.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. З, с.1−4.
  26. К. Теории прибавочной стоимости /1У том «Капитала"/. Часть I.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26,ч.1, с.1−426.
  27. К. Теории прибавочной стоимости /1У том «Капитала"/. Часть П.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26,ч.П, с.1−658.
  28. К. Теории прибавочной стоимости /1У том «Капитала"/. Часть Ш.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.26,ч.Ш, с.1−568.
  29. К. Тетради по эпикурейской философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.40, с.21−140.
  30. К. Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.- М.: Политиздат, 1956, с.99−215.
  31. К. Философский манифест исторической школы права.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с.85−92.
  32. К. Форма стоимости.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.49, с.139−164.
  33. К. Экономические рукописи 1857−1859 гг., ч.1.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1, с.1−508.
  34. К. Экономические рукописи 1857−1859 гг., ч.П.Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч. П, с.1−529.
  35. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.41−174.
  36. К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.-Соч., 2-е изд., т.4, с.419−459.
  37. К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология.- Соч., 2-е изд., т. З, с.7−544.
  38. К. и Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики.- Соч., 2-е изд., т.2, с.3−230.
  39. Ф. Анти-Дюринг.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.1−338,
  40. Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.306−314.
  41. Ф. Диалектика природы.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.343−626.
  42. Ф. К истории первоначального христианства.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.22, с.465−492.
  43. Ф. Книга откровения.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.7−13.
  44. Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.269−317.
  45. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.23−178.
  46. Ф. Развитие социализма от утопии к науке.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.185−230.
  47. Ф. Старое предисловие к «Анти-Дюрингу». О диалектике.» Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.364−372.
  48. Ф. Шеллинг и откровение.- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.- М.: Политиздат, 1956, с.394−445.49,50,51
Заполнить форму текущей работой