Современный этап развития советского общества характеризуется усилением руководящей и направляющей деятельности Коммунистической партии. «Сила нашей партии, — отмечалось на февральском /1984 г./ Пленуме ЦК КПСС, — в ее единстве, верности марксизму-ленинизму, в способности развивать и направлять творческую активность масс, сплачивать их идейно и организационно, руководствуясь испытанными ленинскими принципами и методами» /68/. Партия в своей деятельности, основанной на прочном фундаменте марксизма-ленинизма, постоянно обращается к идейному наследию Карла Маркса. Творческое развитие идей основоположника научного коммунизма — К. Маркса, постоянное обогащение марксистско-ленинской теории является важнейшим условием успешного строительства коммунистического общества.
Углубленное изучение творчества К. Маркса является необходимой предпосылкой дальнейшего развития марксистско-ленинской философии — одной из важнейших составных частей теоретического здания марксизма. Марксистско-ленинская философия черпает из произведений К. Маркса четкие, научно обоснованные ориентиры своего поступательного движения.
Каждая сфера современного философского знания получает новые стимулы для своего развития в результате обращения к марксовому теоретическому наследию. В полной мере это относится и к истории философии. Разработанная основоположниками марксизма диалектико-материалистическая методология сделала возможным создание историко-философской теории, базирующейся на подлинно научной основе. В качестве необходимого условия разработки современной теории историко-философского процесса выступает изучение историко-философских исследований К.Маркса.
Особую важность обращение к идеям К. Маркса приобретает при изучении античной философии, как в силу большого значения, которое имеет научная интерпретация античной философии для понимания всего историко-философского процесса в целом, так и ввиду значительного научного интереса к античной философии, проявлявшегося К.Марксом. Настоятельная необходимость обращения к марксовому анализу античной философии объясняется также тем, что античная философия продолжает оставаться объектом постоянных фальсификаций со стороны представителей буржуазных философских направлений, успешная борьба с которыми возможна лишь в том случае, когда им противопоставлена глубоко аргументированная концепция античной философии, основанная на прочном марксистском фундаменте.
Таким образом, актуальность изучения марксовой концепции античной философии определяется следующими факторами: во-первых, исследование марксова анализа античной философии позволит углубить представление о философском мировоззрении К. Маркса в целом, так как к античной философии К. Маркс обращался на протяжении всего своего творчества в ходе разработки диалектического и исторического материализма — во-вторых, изучение марксовой концепции античной философии сыграет важную роль в дальнейшем развитии современных историко-философских исследований античности — в-третьих, анализ античной философии, предпринятый К. Марксом, со всей очевидностью раскроет методологическую и идейную несостоятельность буржуазных концепций античной философии.
Современными учеными-марксистамивнесен значительный вклад в исследование марксового анализа античной философии. Следует указать ряд работ, под тем или иным углом зрения рассматривавших данную проблему.
Предпринятый Марксом анализ античной философии рассматривался в работах, посвященных процессу формирования философских взглядов К.Маркса. Глубокий анализ значения изучения античной философии для становления философского мировоззрения К. Маркса осуществлен в работах Г. Н. Волкова /106, 107/, 0. Корню /152/, Н. И. Лапина /159/, М. А. Лифшица /165/, Г. Менде /189/, Т.И.Ойзер-мана /206/. Этими авторами были получены значительные результаты в изучении роли исследований античной философии в процессе перехода К. Маркса от революционно-демократических воззрений к научно-коммунистическому мировоззрению — выявлены идейные предпосылки, обусловившие интерес К. Маркса к античной философии, а также связь марксовых исследований античности с идеологией младогегельянства — рассмотрено значение работы К. Маркса над докторской диссертацией для преодоления влияния гегелевского идеализма — показана роль античного культурного наследия в формировании эстетических воззрений К.Маркса.
Становление методологических принципов историко-философских исследований К. Маркса было проанализировано в работах, базирующихся на материалах докторской диссертации К. Маркса, таких авторов как В. Н. Амелин /75/, Г. А. Заиченко и А. В. Семушкин /135/, О. Д. Леонов /161/, М. А. Мальцева /185, 186/, З. М. Протасенко /223/, В. Г. Хныкин /244/. В этих работах было раскрыто значение идейного наследия раннего периода творчества Маркса для развития как истории философии в целом, так и для истории античной философии.
В многочисленных исследованиях советских историков философии, посвященных анализу античной философии, мы встречаемся с творческим развитием выводов К. Маркса, касающихся античной философии и культуры. Это работы В. Ф. Асмуса /86/, А. С. Богомолова /92/, П. П. Гайденко /III/, Д. В. Джохадзе /126, 127, 128/, М.А.Дын-ника /132/, Ф. Х. Кессиди /144, 145, 146, 147/, В. В. Кондзелки /147/, В. Я. Комаровой /149, 150, 151/, А. Ф. Лосева /166, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 176/, И. М. Нахова /196/, И. Д. Рожанского /224, 225, 226/, А. Н. Чанышева /247, 248, 249/, М. И. Шахновича /252/.
Анализ литературы, посвященной философскому наследию К. Маркса, показывает, что до сих пор нет работы, специально посвященной целостному и всестороннему рассмотрению марксовой концепции античной философии — работы, необходимой как историкам античной философии, так и исследователям философских взглядов Маркса. Характерной особенностью большинства из указанных выше работ является то, что в них рассматриваются произведения Маркса, относящиеся к раннему периоду его творчества, когда он еще находился под влиянием гегелевского идеализма. Это делает f необходимым исследование марксовой концепции античной философии в свете того развития, которое она получила в работах «зрелого» Маркса. Отмеченные обстоятельства подчеркивают актуальность данного исследования и определяют его основную цель.
Целью диссертационной работы является систематическое исследование концепции античной философии К. Маркса, методологических принципов и конкретных результатов анализа античной философии в теоретическом наследии К.Маркса.
Осуществление этой цели потребовало решения следующих основных задач:
— исследовать идейно-теоретические предпосылки формирования марксового понимания античной философии и культуры — раскрыть коренное отличие концепции античной философии К. Маркса от представлений, господствовавших в домарксистской историографии ;
— проанализировать основные методологические принципы марксова анализа античной философии ;
— дать систематическое изложение марксовой концепции историко-философского процесса в античности.
Методологической основой диссертации послужили разработанные классиками марксизма-ленинизма диалектико-материалистичес-кие принципы историко-философского исследования. Большой методологической значимостью для данной работы обладал опыт творческого изучения идейного наследия К. Маркса, содержащийся в трудах В. И. Ленина. Ленинские указания о способе изложения учения К. Маркса /57/ определили в данной работе методологию исследования марксовой концепции античной философии. Автор опирался на методологические указания, сформулированные в программных партийных документах, решениях ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, ноябрьского /1982 г./ и июньского /1983 г./ Пленумов ЦК КПСС. Выли использованы важнейшие методологические выводы советских ученых, содержащиеся в работах, посвященных анализу идейно-теоретического наследия К. Маркса, проблемам античной философии и теории историко-философского процесса.
Источниковедческой базой исследования явились труды К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, касающиеся античной философии — тексты античных авторов, рассматривавшихся К. Марксом в его исследованиях античности — произведения крупнейших представителей домарксистского антиковедения /Винкельмана, Шиллера, Шеллинга, Гегеля и др./ - работы современных авторов, затрагивающие проблемы, рассматриваемые в диссертации.
Научной новизной обладает осуществленный в диссертации систематический анализ концепции античной философии К. Маркса, ее идейных предпосылок, методологических оснований и конкретного содержания. Элементами исследовательской новизны в диссертации обладают:
— критическое рассмотрение взглядов домарксистских исследователей античности, оказавших влияние на формирование взглядов К. Маркса на античную философию и культуру ;
— раскрытие методологического значения учения К. Маркса об античном способе производства для изучения античной философии ;
— исследование марксовой характеристики социально-исторических и мировоззренческих предпосылок античной философии ;
— анализ основных положений марксового понимания процесса развития античной философии.
Научная новизна диссертации проявилась в следующих положениях, выносимых на защиту:
— в теоретическом наследии К. Маркса содержится глубокая диа-лектико-материалистическая концепция античной философии, являющаяся образцом строгого историзма в историко-философском познании ;
— формирование марксовой концепции античной философии в качестве своей важнейшей теоретической предпосылки имело творческое переосмысление идейного материала, накопленного домарксистским антиковедением в произведениях его крупнейших представителей ;
— критическая переработка их идей с позиций диалектико-мате-риалистической методологии позволила К. Марксу осуществить коренной переворот в представлениях об античной философии ;
— исходным пунктом марксовой концепции античной философии является учение об античном способе производства — осуществленный К. Марксом анализ античного способа производства выявил социально-экономические основания античной культуры, обусловившие конкретно-историческую специфику античной философии ;
— обусловленность специфического характера античной философии особенностями античного способа производства не носила непосредственного характера — историческое своеобразие античной философии может быть понято только с учетом ее мировоззренческих предпосылок — Марксов анализ социально-культурных характеристик античного способа производства позволяет выделить основные мировоззренческие установки античности, реализовавшиеся в античной философии ;
— содержавшийся в работах К. Маркса анализ социально-экономических оснований и мировоззренческих предпосылок античной философии позволил создать концепцию античной философии, впервые по-научному объяснившую основные закономерности и тенденции ее исторического развития, специфику античной философской проблематики и способов ее теоретического осмысления, и давшую исторически объективную интерпретацию содержания отдельных античных философских учений.
Поставленные задачи, логика их решения и общие диалектико-материалистические методологические принципы определили структуру диссертации.
Изучение марксовой концепции античной философии предполагает исследование ее идейно-теоретических истоков, знакомство с теми лучшими достижениями домарксистской науки, на которые опирался К. Маркс, приступая к своим исследованиям античности. Исходя из этого, в первом разделе диссертации «Идейные предпосылки формирования марксовой концепции античной философии» критически проанализированы взгляды домарксистских мыслителей, внесших значительный вклад в исследование античности и в той или иной степени оказавших влияние на формирование марксового понимания античности. В разделе рассмотрены важнейшие выводы, к которым пришло домарксистское антиковедение, показана назревшая в его рамках настоятельная необходимость преодоления господствовавшей в нем идеалистической методологии с позиций материалистического понимания истории.
Приступая к изложению марксовой концепции античной философии, необходимо в первую очередь исследовать основание, на котором она базируется. Таким основанием выступает марксово учение об античном способе производства, методологическое значение которого для анализа античной философии раскрывается во втором разделе диссертации «К.Маркс о социально-экономических основаниях античной культуры» .
Важнейшей особенностью марксового понимания античной философии является ее рассмотрение в общемировоззренческом контексте античной культуры. Третий раздел «Анализ К. Марксом мировоззренческих предпосылок античной философии» посвящен выявлению основополагающих характеристик античного мировосприятия, определивших историческую специфику античной философии.
Рассмотрение социально-экономических и мировоззренческих предпосылок античной философии позволяет перейти к изучению конкретных результатов анализа содержания античных философских систем, содержащегося в теоретическом наследии К.Маркса. Этому посвящен четвертый раздел «Марксова концепция историко-философского процесса в античности» .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Творческое развитие марксистско-ленинской философии, на которое нацеливают советских ученых решения ХХУ1 съезда КПСС, Пленумов ЦК КПСС, предполагает дальнейшее повышение уровня исследований во всех отраслях философского знания. Применительно к такой важной области философской науки, как история философии, это означает необходимость перехода от эмпирически-описательных работ к углубленным исследованиям внутренней логики историко-философского процесса /241- 118−119/, что возможно лишь при условии постоянного обогащения методологии современного историко-философского познания. Для советских философов непременным условием успешного решения этих задач является постоянное творческое развитие идей великого основоположника научного коммунизма — Карла Маркса. «Маркс неисчерпаемо глубок и неизменно злободневен» /153- 126/. Изучение историко-философских взглядов Маркса составляет важнейший элемент современных исследований в области историко-философской методологии. Особую значимость приобретает обращение к марксовой идейно-тео-ретическоаду наследию для исследователей античной философии в силу большого внимания, уделявшегося античной философии К.Марксом.
Данная работа представляет собой попытку систематического целостного изложения и анализа марксовой концепции античной философии. Предпринятое исследование показывает, что марксово понимание античной философии формировалось в процессе критической переработки достижений домарксистской науки об античности. Огромный материал, накопленный в домарксистском антико-ведении, был переосмыслен К. Марксом с позиций диалектико-материалистической методологии и использован для анализа античной философии с точки зрения научного историзма.
Открытие материалистического понимания истории произвело коренной переворот в методологии исследований античной философии. Осуществленный К. Марксом социально-экономический анализ позволил указать на античный способ производства как на конкретно-историческую базу античной философии, определившую ее специфику. Выявленные К. Марксом тенденции развития античной культуры, определяемые особенностями античного способа производства, позволили впервые научно объяснить внутреннюю логику историко-философского процесса в античности.
Важнейшей особенностью марксового способа изучения античной философии является культурно-историческая, мировоззренческая интерпретация ее содержания. Марксов анализ социальных оснований античной культуры позволяет выделить центральные характеристики античного мировоззрения, определившие своеобразие античной философии как культурно-исторической целостности. Для современных историко-философских исследований, ставящих перед собой задачу изучения античной философии на основе адекватного воспроизведения ее конкретно-исторического содержания, опыт марксовой мировоззренческой интерпретации античной философии обладает значительной эвристической ценностью.
Анализ социально-экономических и мировоззренческих оснований античной философии, предпринятый Марксом, был положен в основу концепции историко-философского процесса в античности, логика развития которого явилась отражением внутренних тенденций эволюции самого античного общества, а также связанной с ней трансформации античных мировоззренческих установок. Таким образом, античная философия смогла быть представлена как единство, развивающееся по собственным законам, имеющим объективный, коренящийся в античном способе производства характер. До Маркса этого не удавалось сделать никому: если домарксистскими мыслителями и предпринимались попытки систематического анализа античной философии /как, например, Гегелем/, то делалось это с идеалистических, мистифицирующих ее реальное содержание позиций. Выводы и оценки античной философии, данные К. Марксом, позволяют существенно углубить современные представления о стихийно-диалектическом и наивно-материалистическом характере античной философии, об исторической специфике борьбы материализма и идеализма в античности, о социо-культурной детерминации направленности античного историко-философского процесса, помогают глубже осмыслить содержание отдельных античных философских систем.
Несомненно, этим не исчерпывается научная значимость анализа античной философии, содержащегося в теоретическом наследии К.Маркса. Марксовы исследования античной философии будут оставаться для современных ученых предметом самого пристального изучения, оказывая стимулирующее воздействие на развитие историко-философской науки. Несомненно, в рамках отдельной диссертации практически невозможно охватить весь спектр проблем, связанных с марксовым анализом античной философии. Многие из этих проблем требуют дальнейшей разработки. Так, например, более подробно необходимо исследовать вопрос о роли и месте античного философского и культурного наследия в процессе формирования марксизма. Задачей отдельного историко-философского исследования может стать выяснение значения и функций обращения к античной философии в процессе научного творчества К.Маркса.
Материалы диссертации, ее положения и выводы могут быть использованы:
— для углубления исследований философского наследия К. Маркса;
— при дальнейшей разработке методологии истории античной философии;
— при чтении нормативных курсов «История марксистско-ленинской философии» и «История античной философии» ;
— для критики современных буржуазных концепций античной философии;
— для пропаганды марксистского философского мировоззрения, являющейся важным фактором коммунистического воспитания трудящихся.