Менталитет: истоки и исторические формы: Социально-философский анализ ментальностей первых христиан
Диссертация
Афанасьев В. Г., Урсул А. Д. Социальная информация//Вопросы философии. 1974. № 10. С. 35−42. Борев В. Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М. 1985. Илизаров Б. С. Роль ретроспективной социальной информации в формировании общественного созна-ния//Вопросы философии. 1985. Коган В. Э. Теория информационного взаимодействия. Новосибирск. 1987. Колеватов В. А. Социальная память… Читать ещё >
Содержание
- 1. глава: Менталитет и социокультурные основания его исторической динамики
- 2. глава: Мировоззренческие и нравственно-психологические ориентации первых христиан
- Проблема общественных идеалов
- 3. глава: Ментальные установки первых христиан в системе collegia tenuiorum и различных сект
- 4. глава: Ценности культуры в контексте религиозных верований первых христиан
Список литературы
- Fevre L. Marc Bloch. // Architects and Craftsmen in Histori. Festschrift fur Abbot PaysonUsher. Tubinger, 1956.- 121 S.
- Lubbe H. Geschichtsbegriff und Geschichtsinteresse. Analytik und Pragmatik der Historie. Basel/Stuttgart, 1977. S. 145—154. Kap. 12. Identita’t durch Geschich-ten.
- Tellenbach g. Mentalitat. // Geschichte. Wirtschart. Gesellschaft. Festschrift fur Clemens Bauer zum 75. Geburstag. Hrsg/ von E. Hassinger, J. H. Muller, und H. Ott, 1977. S. 11−30.
- Амусин и. Д. Кумранская община. М. — 1974. — 290 с.
- Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М. 1988. -96 с.
- Арон р. Введение в философию истории//Философия и общество. 1997. -№ 2.
- Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М. 1993. — 321 с.
- Афанасьев В. Г., Урсул А. Д. Социальная информация/ТВопросы философии. 1974.-№ 10.-С. 35−42.
- Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. Т.1. — Новосибирск. -1997.- 192 с.
- Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Социокультурный словарь. М. 1991.- 174 с.
- Баева Л. В. Цивилизация и её духовные основания: Дисс.. канд. филос. наук: 09. 00. 01. Волгоград: ВГПУ, 1998.
- Барг М. А. Категория «цивилизация» как метод сравнительно-исторического исследования/ТИстория СССР. 1991. — № 5. — С. 70−85.
- Барг М. А. О роли человеческой субъективности в истории//История СССР. 1989. — № 3. — С. 115−131.
- Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историцизма. М.: Мысль, 1984. -348 с.
- Баталов Э. Я. В мире утопий: Пять диалогов об утопии, утопическом сознании и утопических экспериментах. -М., 1989.-319с.
- Баткин Л. М. Два способа изучать историю культуры//Вопросы философии. 1986. — № 12. — С. 104−115.
- Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит-ра, 1990. — 543 с
- Беленький М. С. О мифологии и философии Библии. М.: Наука, 1977. -167 с.
- Белицкая Г. Э. О роли субъектности в формировании социально-политических ориентаций/ЛТсихологический журнал. 1994. — Т. 14. — № 4. — С. 56−62.
- Бжалава И. Т. Восприятие и установка. Тбилиси, 1965.
- Библер В. С. Итоги и замыслы. (Конспект философской логики куль-туры)//Вопросы философии. 1993. — № 5.
- Библия. Финляндия: Синодальное издание, 1990. — 1228 с.
- Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.- 1973.-3 12с.
- Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1986. 322 с.
- Борев В. Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М. -1985.231 с.
- Бородина Н. К. Духовность: Автореф. дисс. доктора филос. наук. Волгоград.: Перемена, 2000. — 43 с.
- Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
- Броде ль Ф. Материальная цивилизация: в 2 т. М. 1986.
- Быстрицкий Е. К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие//АН УССР. Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1991. — 195 с.
- Вилюнас В. К, Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
- Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления. М., 1989.
- Вопросы истории религии и атеизма: Сб. науч. тр./Институт истории Академии наук/Отв. ред. В. Д. Бонч-Бруевич. М.: АН СССР, 1950. — Том 1. -420 с.
- Вопросы истории религии и атеизма: Сб. науч. тр./Институт истории Академии наук/Отв. ред. В. Д. Бонч-Бруевич. М.: АН СССР, 1950. — Том 5. -440 с.
- Воронов Ю. М. Становление идеократии: истоки, ментальность, аппарат (1917 1929гг.). — Иваново: Изд-во Ив. Инж.-Строит. Ин-та, 1993. — 113 с.
- Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ. метод, материалы к курсу «Общ. психология». — М.: Просвещение, 1986. с. 217−230.
- Гече Г. Библейские истории. М.: Политиздат, 1990. — 318 с, ил.
- Горячева А. И. О взаимоотношении идеологии и общественной психоло-гии//Вопросы философии. 1963. № 11.
- Горячева А. И., Макаров М. Г. Общественная психология. Л.: Наука. -1979.-216 с.
- Грушин Б. А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987. — 367 с.
- Гуревич А. Я. Изучение ментальностей социальная история и поиски исторического синтеза//Советская этнография. — 1988. — № 6. — С. 16−20.
- Гуревич А. Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М.: Индрик, 1993.- 328 с.
- Гуревич А. Я. Историческая наука и историческая антропология//Вопросы философии. 1988. — № 1. — С. 56—70.
- Гуревич А. Я. Проблема ментальностей современной историогра-фии//Всеобщая история: дискуссии, новые подходы: Вып. 1. М., 1989. С. 75−89.
- Гуревич А. Я. Социальная история и историческая наука//Вопросы философии. 1990. — № 4. С. 33−52.
- Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М. 1990.-420 с.
- Гуревич А.Я., Вовель М., Рожанский М. Ментальность/50−50. Опыт словаря нового мышления. М., 1989. — С. 454.
- Дахин В. Н. Личность, общество, государство: Автореферат дис. доктора истор. наук: (07. 00. 03): (Проблемы развития гражд. общества)//Рос. академия управления. Центр стратегических проблем России. М., 1992. — 38 с.
- Дилигенский Г. Г. В поисках смысла и цели. М. 1986.
- Дроздов А. В. Человек и общественные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1966.
- Дубов и. г. Феномен менталитета: Психологический анализ//Вопросы психологии. ~ 1993. № 5. С. 20−29.
- Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 го-да//Одиссей 1991. М. — 1991. — С. 48−60.
- Жебелев С. А. Евангелия канонические и апокрифические. Петроград. -1974.-82 с.
- Зубкова Е.Ю., Куприянов А. И. Ментальное измерение истории: поиски метода//Вопросы истории. 1995. — № 7. — С. 65−78.
- Игнатов А. Достоевский и Ницше: Предчувствие тоталитаризма//Россия и Германия: Опыт философского диалога. М.: Медиум, 1993. С. 248−279.
- Идеологические и психологические аспекты, исследования массового сознания. М.: ИНИОН АН СССР, 1989. — 242 с.
- Илизаров Б. С. Роль ретроспективной социальной информации в формировании общественного сознания//Вопросы философии. 1985. — № 8. — С. 6267.
- Ильенков Э. В. Философия и культура. М. 1991. — 341 с.
- Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974.
- Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Исскуство. М., 1990. -415 с.
- Ковальский Н. А. Империализм. Религия. Церковь. М.: Политиздат, 1986. -271 с.
- Коган В. Э. Теория информационного взаимодействия. Новосибирск. -1987. 191 с.
- Козлова О. Н. О методах анализа социокультурных явлений//Социологи-ческие исследования. 1993. — № 11. — С. 143.
- Колеватов В. А. Социальная память и познание. М.: Мысль, 1984. — 190 с.
- Колмаков В. Ю. Семантика менталитета. Красноярск: Изд-во КРУ, 1998. 84 с.
- Коломиец В. П. Становление индивидуальности: социологический аспект. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 141 с.
- Комарова Э. И. Личность как субъект и объект социального разви-тия//Социально-политические науки. 1992. — № 4−5. С. 24−32.
- Конформность/Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Ин-форм.-метод. материалы к курсу «Общ. психология». М.: Просвещение, 1986. С. 61.
- Конформный/Краткая философская энциклопедия. -М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. С. 222.
- Косидовский 3. Сказания евангелистов. М.: Политиздат, 1979. — 262 с, ил.
- Крапивенский С. Э. К анализу категории «Социальная революция». Волгоград.- 1971.
- Крапивенский С. Э. Социокультурная детерминанта исторического про-цесса/Юбщественные науки сегодя. 1997. — № 7. С. 135−146.
- Крывелев И. А. Библия: историко-критический анализ. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
- Ксенофонтов В. И. Духовность как экзистенциальная про-блема//Философские науки. 1991. — № 12.
- Ксенофонтов В. И. Духовность как экзистенциальная пробле-ма//Философские науки. 1991. — № 12.
- Кузьминков и. и. к анализу понятия «самоутверждение лично-сти»//Свобода и ее содержание. Волгоград: ВГПИ, 1974. — С. 102−116.
- Кузьминков и. и., Никонова Л. М. Социальная активность и самоутверждение личности//Социальная активность и духовное богатство личности. -Волгоград: ВГПИ, 1980. С. 110−126.
- Лапин Н. И. Кризис отчужденного бытия и проблема социокультурной ре-формации/ТВопросы философии. 1992. — № 12. — С. 29−42.
- Ларю Дж. Секс в Библии. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. — 464 с.
- Лебон Г. Психология народов и масс. Спб. 1896. — 180 с.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М. 1989. — 243 с.
- Ле Гофф Ж. С небес на землю (Перемены в системе ценностных ориентации на христианском Западе ХП-ХШ вв.)//Одиссей. Человек в истории. М., 1992. С.89−102.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М. 1992. — 203 с.
- Лихачёв Д. С, Панченко А. М. Смеховой мир Древней Руси. Л.: Наука, 1976.-204 с.
- Ломов Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений/Активность и развитие личности. М., 1989. С. 6−24.
- Лосев А. Ф. Знак, символ, миф. М., 1982. 382 с.
- Лосев А. Ф. Логика символа//Лосев А. Ф. Философия. Мифология, культура. М., 1989. С. 167−192.
- Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991. 166 с.
- Лотман Ю. М. Динамическая модель семиотической системы. М. — 1974. -267 с.
- Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М. — 1996. — 238 с.
- Лотман Ю. М. О метаязыке типологических описаний куль тур ы//Лотман Ю. М. Избранные произведения. Т. 1. — С. 380−439.
- Люббе Г. Историческая идентичность/ТВопросы философии. 1994. — № 2. С. 27−37.
- Мамардашвили М. К. Превращение формы//Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. -М., 1990. С. 315−328.
- Манекин В.В. Некоторые аспекты методологии квалификационного исследования менталитета/ТВестник МГУ. сер.7. — 1992. — вып.1.
- Маннгейм К. Идеология и утопия//Утопия и утопическое мышление. М. -1987.-С. 114−132.
- Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О религии. М.: Политиздат, 1975. -440 с.
- Мартынюк И. О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. Киев, 1990. — 119 с.
- Матвеев Ю. И. Социальная ориентация личности. Ростов-на-Дону, 1990.155 с.
- Матвеева С. Я. Модернизация обпдества и конфликт ценностей//Проблемы прогнозирования. 1992. — № 4. С. 7−15.
- Ментальность, менталитет/Современная западная философия. Словарь. -М., 1991. С. 176.
- Межуев В. М. Культура как проблема философии/ТКультура, человек и картина мира. М. 1987. — 165 с.
- Мильдон В. И. «Земля» и «небо» исторического сознания/ТВопросы философии. 1992.-№ 5. с. 99.
- Михайлов Ф. И. Общественное сознание и самосознание индивида.- М., 1990.-220 с.
- Московичи с. От коллективных представлений к социальным//Вопросы социологии. 1992. — Т.1. — № 2. — С. 83−98.
- Мосоров А., Мокроносов Г. Личность и общественные отношения/Личность и общество. Свердловск. — 1967. — С.25−42.
- Мостовая И. В., Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской мен-тальности//Политические исследования. 1995. — JVc4. — С. 69−76.
- Мусхелишвили Н. Л. Шредер Ю. А. Сознание как предмет мета-психологии//Системные исследования. 1990. М. 1991. — 202 с.
- Мэмфорд Л. Миф машины//Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн. лит. -М.: Прогресс, 1991. С. 79−97.
- Надирашвили Ш. Понятие установки в общей и социальной психологии. -Тбилиси. 1974.-211 с.
- Назаретян А. П. Историческая эволюция морали: прогресс или рег-ресс?//Вопросы философии. 1992. — № 3. — С. 80−91.
- Настольная книга атеиста/С. Ф. Анисимов, Н. а. Аширов и др.- под ред. С. Д. Сказина. М.: Политиздат, 1985. — 460 с, ил.
- Никитин Е. п., Харламенкова Н. Е. Проблема самоутверждения личности в философии и психологии (к истории проблемы)//Вопросы философии. -1995.-№ 8.-с. 73−91.
- Никольский Н. М. Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства//Избранные произведения по истории религии. М.: Мысль, 1974.-269 с.
- Никонов к. М. Свобода и ее содержание//Свобода и ее содержание. -Волгоград, 1974. С. 3−101.
- Никонов к. М. Социализм и свобода (Некоторые вопросы формирования личности и становления свободы). Волгоград, 1971. — 40 с.
- Никонов К. М. Социальная активность и свобода личности/Социальная активность и духовное богатство личности. Волгоград, 1980. — С. 72−86.
- Никонов К. М., Минин П. Т. Факторы формирования личности, становление ее социальной активности/Социальная активность и богатство личности. -Волгоград, 1980.-С. 3−13.
- Никонова Л. М. К вопросу о социальной установке как компоненте структуры личности/Свобода и ее содержание. Волгоград: ВГПИ, 1972. — С. 117 128.
- Никонова Л. М. О социальной направленности как факторе, регулирующем поведение личности/Общество и личность Волгоград: ВГПИ, 1984. С. 27−37.
- Ницше Ф. Ессе Ното//Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1990. — Т. 2. -С. 693−769.
- Ницше Ф. Антихрист//Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1990. — Т. 2. -С. 631−692.
- Ницше Ф. Весёлая наука//Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1990. -Т. 1.-С. 491−719.
- Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М.: «REFL-Ьоок», 1994.-352С.
- Ницше Ф. Злая мудрость//Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1990. -Т. 1.-С. 720−768.
- Ницше Ф. К генеалогии морали//Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1990.-Т. 2.-С. 407−524.
- Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни//Сочинения в двух томах. -М.: Мысль, 1990.-Т. 1.-С. 158−230.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла//Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1990. — Т. 2. — С. 238−406.
- Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом//Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1990. — Т. 2. — С. 556−630.
- Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое//Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1990. — Т. 1. — С. 231 -490.
- Огурцов А. Подавление философии/Юбщественные науки. 1989. — № 3. С. 161−183.
- Осипов С, Полякова Т., Романенко В. Патология толпы//Аргументы и факты. 1993. — № 40. С. 40−46.
- Парыгин В. Д. Проблемы общественной психологии. М. 1965.
- Пеньков Е. М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. -М., 1990. 175 с.
- Пигалев А. И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та., 1991. — 149 с.
- Плотников Н. С. Реабилитация историзма. Философские исследования Германа Люббе//Вопросы философии. 1994. — № 2. С. 38−54.
- Полежаев Д. В. Ментальность личности и внутренние механизмы динамики социальной направленности//Сгеёо. 2000. — № 20.
- Померанц Г. С. История в сослагательном наклонении/ТВопросы философии. 1996. — № 4. С. 55−67.
- Поппер К. Р. Открытое обгцество и его враги. Т. 1: Чары Платона. М.: Феникс, 1992.-448 с.
- Поппер К. р. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. -М.: Феникс, 1992. 528 с.
- Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М. 1966.
- Почепцов О. Г. Языковая ментальность: способ представления ми-ра//Вопросы языкознания. 1990. — № 6. — С. 110−122.
- Прангишвили А. С. Исследования по психологии установки. Тбилиси, 1967.
- Прудникович л. А. Интеллигенция и духовный потенциал общества: Дисс.. канд. филос. наук: (09.00.11). Волгоград: ВГПУ, 1996. — 139 с.
- Психология. Словарь/Под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Пушкарев Л. Н. Что такое менталитет? Историографические замет-ки//Отечественная история. М. 1995. — № 3. — С. 28−37.
- Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М.: Политиздат, 1990. — 479 с.
- Рашковский Е. Человеческое достоинство и смысл истории//Коммунист. 1990. — № 8.-С. 15−26.
- Рашковский Е. Человеческое достоинство и смысл истории/ТКоммунист. -1990.-№ 8.-С. 21.
- Ребане Я. К. Информация и социальная память//Вопросы философии. -1982. № 8.-С. 44−55.
- Ребане Я. К. Информация и социальная память//Вопросы философии. -1982. № 8.-С. 47.
- Ренан Э. Евангелия и второе поколение христианства. С-Пб.: Изд. И. Глаголева. 312 с.
- Ренан Э. История первых веков христианства: Жизнь Иисуса. Апостолы. С-Пб.: Изд. Н. Глаголева. 608 с.
- Ренан Э. История первых веков христианства: Святой Павел. Антихрист. С-Пб.: Изд. П. Глаголева. 656 с.
- Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. С-Пб.: Изд. Н. Глаголе-ва.-350 с.
- Ренан Э. Христианская церковь. С-Пб.: Изд. Н. Глаголева. 304 с.
- Рижский М. И. Библейские пророки и библейские пророчества. М.: Политиздат, 1987. — 366 с.
- Робертсон А. Происхождение христианства. М., 1959. — 237 с.
- Российская ментальность (материалы «круглого сто л а»)//В опросы философии. 1994. — № 1. — С. 25−54.
- Свасьян А. К Проблема символа в современной философии. Ереван. -1980.- 182 с.
- Свенцицкая И. С. Запрещённые евангелия. М.:Политиздат, 1987. — 182 с.
- Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М.: Политиздат, 1987.-336 с.
- Седова Н. П. Мировоззренческие основы социальной активности личности/Социальная активность и духовное богатство личности. Волгоград, 1980.-С. 13−22.
- Семенов Л. Е. Идеология первоначального христианства: методологические и историографические аспекты: Дисс.. канд. истор. наук: 07. 00. 09. -М.:МГУ, 1998.
- Смирнов Ю. п. Эволюция и особенности ценностно-нормативных ориенu u u и, А 1тации западно-европейской и российской ментальности. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М.: МГУ, 1995. — 23 с.
- Смит А. Теория нравственных чувств. Спб. — 1868. — 390 с.
- Социальная активность и духовное богатство личности. Волгоград, 1980.157 с.
- Спутник атеиста/М. С. Беленький, Е. А. Беляев и др.- под ред. С. И. Ковалёва. М.: ГосПолитиздат, 1961. — 628 с. с илл.- 48 л. илл.
- Станкевич Л. П. Проблемы целостности личности. М.: Высш. школа, 1987.- 132 с.
- Стариков Е. Н. Маргиналы/ЛВ человеческом измерении. М.: «Прогресс», 1989.-С. 180−203.
- Стоунквист Э. в. Маргинальный человек. Исследование личности и культурного конфликта//Современная зарубежная психология. М., 1979. — С. 90−112.
- Суворов А. Не «человеческий фактор», а личность//Свободная мысль. -1994.-№ 2−3. С. 73−83.
- Сухов А. Д. Атеизм передовых русских мыслителей. М.: Мысль, 1980. -228 с.
- Таксиль Л. Забавная Библия. М.: Политиздат, 1961. — 471 с. с илл.
- Таксиль Л. Забавное Евангелие. М.: Политиздат, 1963. — 429 с. 17 5. Тойнби А. Постижение истории. М. — 1989. — 444 с.
- Фрадлина Е. М. Моральная культура общества. Волгоград, 1984. — 64 с.
- Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М. 1992. ~ 318 с.
- Фромм Э. Душа человека. М. 1999. — 478 с.
- Хайек Ф. Дорога к рабству//Тоталитаризм: что это такое? М., 1993. Ч. 2. С. 162−190.
- Хвостова К. В. История проблемы познания//Вопросы Философии. -1997. № 4.-С. 100−114.
- ХейзингаЙ. Человек играющий. М.: Прогресс, 1992. — 459 с.
- Холодный В. И. Духовный потенциал цивилизации: кризис и возрожде-ние//Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. — 1992. — № 6. С. 36−53.
- Хомич и. и. Человек живая система: Естественнонаучный и философский анализ. Минск, 1989. — 269 с.
- Хорос В. Г. В поисках ключа к прошлому и будущему/ТВопросы философии. 1993. — № 5. — С. 90−102.
- Хосроев А. Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг Хаммади. М.: Наука, 1991. — 276 с.
- Царьков П. В. Личность и индивидуальность//Свободная мысль. 1995. -№ 6. С. 84−93.
- Чавчавадзе Н. 3. Человек культура — ценности//Вопросы философии. -1981.-№ 6. С. 59−69.
- Чернышевский П. Г. Антропологический принцип в философии//Собр. соч. в 5-ти тт. М.: Правда, 1974. — Т. 4. — С. 200−295.
- Чертов Л. Ф. Знаковость. Спб., 1993.- 153 с.
- Чешко С. Архетипы сознания в реальности бытия//Общественные науки и современность. 1992. — № 6. — С. 124−136.
- Шевяков М. Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования: Дисс.. канд. филос. наук: 09. 00. 01. Волгоград: ВолГУ, 1994.
- Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений//Социологические исследования. 1992 .- № 2. — С. 112−128.
- Эфиров с. А. Трагедия самообмана. Гегель и Муссолини//Знание-сила.1990. -№ 4.-С. 105−119.
- Юнг К. Т. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.
- Ярославский Е. М. Библия для верующих и неверующих. М.: Политиздат, 1965. — 429 с. с илл.
- Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Медиум, 1994. — 114 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. — 527 с.
- Ястребицкая А. Л. Историк-медиевист Лев Платонович Карсавин. М.1991. 114с.